Профессии строительной отрасли – какие специалисты будут востребованы через несколько лет » Вcероссийский отраслевой интернет-журнал «Строительство.RU»

Профессионально важные качества для профессий строительной отрасли



Поиск Лекций




Строитель – это специалист, занимающийся возведением зданий и сооружений.

Труд строителя существенно различается в зависимости от того, работает ли он на крупных производствах, где четко разделены функции различных работников, или в небольшой многопрофильной бригаде, выполняющей различные виды строительных работ. В первом случае, большую часть рабочего времени он занят выполнением небольшого числа довольно однообразных действий (нанесение раствора, укладка кирпичей и т.д.), в соответствии с его строительной специальностью.

Специалисту строительной отрасли нужно знать используемые при возведении зданий и сооружений материалы и технологии, уметь применять их на практике. Следует знать правила строительных работ, специфику применения инструментов и оборудования, технику безопасности. Тому, кто работает в составе крупных бригад и специализируется на каком-то конкретном виде деятельности, следует в совершенстве владеть своим видом труда и представлять в общих чертах, чем занимаются другие люди, работающие на стройке. Строитель, который работает в небольшой бригаде, выполняющей заказы (например, занимающейся возведением коттеджей или ремонтом квартир), должен уметь выполнять сразу несколько видов работ.

Несмотря на механизацию производственных процессов, доля тяжелого физического труда в профессиях строительной отрасли остается достаточно высокой. Поэтому в ряде профессий сохраняются требования к физической силе и выносливости, с которыми связана способность длительно поддерживать мышечное напряжение и выполнять движения, требующие больших усилий.

В ряде профессий строительной отрасли большое значение имеет такая особенность нервной системы как подвижность (лабильность),обеспечивающая высокий темп, быструю переключаемость с одного вида работы на другой, скорость, хорошее распределение внимания между разными видами деятельности.

Во многих профессиях строительной отрасли требуется эмоциональная устойчивость, особенно в стрессовых ситуациях, что довольно часто зависит от силы нервной системы. Например, эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях необходимы при использовании и обслуживании технических устройств; управлении транспортными средствами в строительстве, когда существует реальная возможность возникновения аварийных ситуаций; осуществлении управленческих функций.

Требования к психомоторике

Исполнительно-двигательная активность работника наиболее впечатляет в профессиях ручного труда. Даже при самом высоком уровне развития техники ее нужно монтировать, собирать, налаживать, регулировать, ремонтировать и демонтировать, а это требует усилия «приложить руки».



Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений человека нужно указать такие, как точность и быстрота движений и действий, хорошая координация и обдуманность движений, наличие различных двигательных навыков, ручная умелость, ловкость. Эти качества исполнительно-двигательной активности обеспечиваются следующими психофизиологическими функциями:

1.Координация движений– способность выполнять точные движения на основе согласованной деятельности различных групп мышц.

Для профессий строительной отрасли важна координация движений всего тела (монтажник стальных и железобетонных конструкций, кровельщик, штукатур, каменщик).

2.Высокоразвитая сенсомоторная координация необходима для точности и плавности движений работника строительной отрасли, согласования действий со зрительным восприятием. При этом запуск, регуляция, контроль и коррекция движений осуществляется на основании сенсорной информации, поступающей от анализаторов. Вместе с тем сам процесс выполнения движений связан с уточнением, изменением и возникновением новой сенсорной информации.

3.Быстрота реакции необходима работникам строительной отрасли, в труде которых возможно возникновение непредвиденных ситуаций, связанных с риском и требующих немедленных действий (монтажник стальных и железобетонных конструкций, машинист башенного крана).

Требования к различным видам чувствительности

Профессии строительной отрасли предъявляют значительные требования к восприятию. Нелегко найти какую-либо воспринимающую систему у человека, которая бы не понадобилась в той или иной профессии строительной отрасли. В одних случаях требуется более тонкое зрительное различение свойств материала или обстановки труда. В других – надо на слух оценивать работу оборудования. В третьих – обоняние ориентирует человека в важных обстоятельствах труда. Тонкие мышечные ощущения и точная дозировка усилий, прилагаемых к инструменту, обуславливают успех во многих видах сборки, наладки оборудования. Органы равновесия играют важную роль при работе на высоте при ограниченной площади опоры. В целом следует отметить, что зрительные, слуховые, вибрационные, мышечно-суставные и другие виды ощущений и восприятия имеют существенное значение для осуществления производственных процессов, главным образом, при возведении зданий и сооружений и монтаже оборудования и коммуникаций.




Зрительная чувствительность

Острота зрения требуется работникам тех профессий, где в процессе труда необходимо различать мелкие детали. Это характерно для профессий, где ведется строгий контроль над качеством изделий. Формовщику железобетонных изделий и конструкций острота зрения необходима для постоянного зрительного контроля над качеством формируемого изделия. Он должен уметь различать «на сером фоне бетонной смеси различные дефекты формы».

Развитое цветоразличениетребуется работникамтех профессий, в которых необходимо различать тончайшие цветовые оттенки.

Штукатур должен обладать способностью к тонкому восприятию оттенков серых тонов штукатурного раствора, который различается по составу. Качество штукатурного раствора (количество извести, цемента, гипса, мела и воды) специалист должен определять на глаз, по его оттенку, что очень важно для предотвращения брака.

Маляр живет в мире красок. Цвет и оттенок, блеск и матовость – все это мастер учитывает в своей работе. Поэтому он должен обладать правильным цветовым восприятием, художественным вкусом.

Глазомер способность визуально оценивать пространственные характеристики объектов: размеры, удаленность.

Глазомер требуется, когда частое пользование измерительными инструментами затрудняет рабочий процесс, делает его излишне утомительным: каменщик, облицовщик-плиточник.

В некоторых профессиях из-за отсутствия каких-либо измерительных приборов специалист вынужден полностью полагаться на собственный глазомер. Так, стропальщик должен обладать хорошо развитым динамическим глазомером, необходимым для визуальной оценки движущихся плит.

Мышечная чувствительность — способность ощущать движение, положение отдельных частей тела, дозировать мышечные усилия).

Мышечная чувствительность важна в первую очередь в профессиях ручного труда, где руки рабочего непосредственно контактируют с объектами труда: формовщики, плотники, каменщики.

Вестибулярная чувствительность – чувствительность к гравитационному полю, информирующая о положении головы и тела и направлении движения тела. С ней неразрывно связаны: чувство равновесия, пространства. Вместе с кинестетической чувствительностью она определяет наличие специальных двигательных ощущений, необходимых для быстрого и эффективного освоения трудовых и профессиональных навыков и умений, особенно при работе на высоте.

Облицовщики, выполняющие работу по отделке фасадов, работают на высоте, при ограниченной площади опоры. Им необходимо хорошее чувство равновесия, ловкость и отсутствие страха высоты.

Для работников строительной отрасли необходимо развитое осязание (кинестетическая чувствительность). Осязание играет важную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Оно является одним из важнейших источников знаний о пространстве и механических свойствах предметов, доступных ощупыванию руками. Благодаря осязанию человек научается сравнивать объекты, производить простейшие операции анализа и синтеза. Таким образом, он проходит «первоначальную школу предметного мышления».

Хорошее осязание необходимо работникам тех профилей, где важное значение имеет контроль качества поверхности изделий не только с помощью инструментов, но и на ощупь: каменщик, облицовщик-плиточник.

Обоняние – вид химической чувствительности, способность ощущать и различать пахучие вещества. Пахучие вещества в виде пара, газа, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта и вызывают ощущения.

Обоняние включено в познавательную активность человека в таких областях, которые представляются, на первый взгляд, далекими от обонятельных раздражителей: например, плотники по специфическому запаху судят о сортах и качествах древесины.

Требования к познавательным процессам

Самое главное в области познавательных процессов для специалистов строительной отрасли – это повышенные требования к вниманию, его сосредоточению, распределению (направленность внимания одновременно на несколько объектов или на выполнение нескольких действий), переключению (перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой). В профессии инженера-проектировщика необходима устойчивость внимания (способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание), т.к. он тщательно прорабатывает технические вопросы при проектировании здания или инженерных коммуникаций, занимается разработкой проектной и технической документации, оформляет материалы проектно-конструкторских работ.

В профессиональной деятельности специалистов строительной отрасли большую роль играет память. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Моторная (или двигательная) память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений (например, различных регулировочных операций). Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека в рабочих профессиях строительной отрасли напрямую связано с этим видом памяти.

Образная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением образов, ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Виды образной памяти: зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая.

В профессиях строительной отрасли наиболее значима зрительная память, связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок, формул. Значение словесно-логической памяти особенно велико для инженерных профессий, в которых важна способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию больших объемов. В памяти приходится хранить многочисленные инструкции, правила, положения, стандарты.

Специалист творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею благодаря воображению. Воображение позволяет ему ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

С помощью пространственного воображения происходит представление нового чертежа, схемы и т.д.. Пространственное воображение проявляется также в умении по чертежу воссоздать объемную фигуру детали, используя схему, представить движение и сделать из этого выводы о характере работы данного устройства.

Пространственное воображение помогает и успешному осуществлению графических работ. С ним связано умение определить то, как изменится видимый облик деталей и конструкций при переносе его на плоскость чертежа. Оно необходимо в работе инженера-проектировщика, инженера-конструктора.

С помощью технического творческого воображения на основе прошлого опыта целенаправленно создаются новые, оригинальные технические идеи и образы. Зачастую это образы объектов, не существующих в данное время. Без творческого воображения невозможен процесс генерирования новых идей и их конструкторская проработка. Поэтому развитое техническоетворческое воображение имеет особое значение в таких профессиях как инженер-конструктор и инженер-проектировщик.

Для специалистов строительной отрасли требуется хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве (развитое пространственное мышление).

Для всех работников профессий технического профиля пространственные представления имеют большое значение. Например, пространственные представления необходимы для научно-технической деятельности, связанной с конструктивным мышлением и техническим творчеством (инженер-конструктор).

Для профессий строительной отрасли большое значение имеет практическое мышление (наглядно-действенное и наглядно-образное), работа которого, в основном, направлена на разрешение частных конкретных задач.

Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производительным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта. Сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. С опорой на внешние практические действия, путем физического преобразования ситуации производится решение той или иной производственной задачи. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.

Словесно-логическое мышление наиболее характерно для инженеров, поскольку они выполняют мыслительные операции с различными понятиями. Словесно-логическое мышление (отвлеченное, теоретическое) – один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Это речемыслительный процесс, для которого характерно отражение окружающего мира в понятиях. Понятие первоначально отражает сходное и неизменное в явлениях и предметах. Одновременно со становлением понятий идет развитие другого компонента мышления – операций, т.к. оно должно совершаться с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. В процессе словесно-логического мышления человек оперирует понятиями и логическими приемами, сложившимися в историческом развитии человечества. Он выходит за рамки индивидуального опыта, подключая огромный багаж знаний, выработанный человечеством.

Большинство профессий строительной отрасли предполагают работу с техникой. В работе с техникой специалисты совершают различные действия по созданию, использованию и обслуживанию технических устройств. Для их успешности важно наличие следующих особенностей личности.

Дисциплинированность.

Техника не прощает легкомысленного обращения с собой: либо она выходит из строя, либо может пострадать и сам человек (это наиболее очевидно, например, при работе с электрическим током, на высоте, при управлении транспортными средствами и др.). Поэтому в исполнительных видах деятельности при использовании, обслуживании и перемещении технических объектов от работника ожидается и требуется точность, определенность действий, высокая исполнительская дисциплина, пунктуальность. Техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.








poisk-ru.ru

Профессии в области строительства: как выбрать специальность?

ТОП — 10 популярных профессий в строительной области

1. Арматурщик – это специалист, который занимается созданием металлических каркасов, используемых при возведении железобетонных конструкций. В его обязанности входит: укладка арматуры в стеллажи, их чистка, сортировка, перенос, работа на механических и автоматизированных оборудованиях. Он устанавливает анкерные болты, собирает и монтирует сетки, натягивает стержни и пучки, разделывает арматурные выпуски.

Специалист в этой сфере должен знать все виды арматуры, как правильно и какими способами размотать или разрезать сталь, как переносить, складировать и проверять каркасы на прочность и многое другое. Поэтому, выбирая эту профессию, нужно обладать хорошей памятью, высокой ответственностью, физической силой, терпением и выносливостью.

2. Штукатур-маляр – это рабочий, занимающийся отделочными работами. Он красит стены, полы, мебель и другие поверхности. В его обязанности входит самостоятельная очистка поверхности, устранение дефектов с помощью зачистки, устранение неровностей. Профессия предполагает использование респираторов и защитных перчаток, чтобы исключить вредное воздействие химических веществ на организм.

Штукатур-маляр должен обладать хорошим глазомером, аккуратностью, внимательностью, отличным здоровьем и выносливостью. Аллергики и астматики в этой сфере работать не смогут.

3. Монтажник окон – эксперт в замере и установке оконных конструкций. Он знает все тонкости остекления, знает особенности используемых материалов и умеет применять свои знания при монтаже. Такой работник не только устанавливает новые окна или остекляет балконы, но и демонтирует старые окна.

Это тяжёлая физическая работа, поэтому профессионал своего дела должен быть крепким, ловким, внимательным, аккуратным и не бояться грязи. Люди, страдающие приступами головокружения или перепадами давления, в этой области работать не должны.

4. Столяр – специалист по созданию деревянных изделий. От уровня его квалификации зависит и область работы. Новичок отбирает, сортирует и заготавливает материалы, а опытный столяр изготавливает, устанавливает и реставрирует сложные деревянные конструкции. При работе использует эскизы и чертежи, которые получает от заказчика или делает самостоятельно.

Профессионал столярного дела должен уметь пользоваться инструментами и материалами, не бояться высоты, использовать средства защиты от получения травм и вдыхания вредных веществ. Он должен иметь хорошее зрение и слух, быть аккуратным и не бояться монотонности.

5. Прораб – посредник между заказчиком и исполнителем. Он организовывает и контролирует процесс строительства, отдаёт указания, следит за правильностью работ, выявляет неточности и погрешности. В его интересах сдать объект в срок, поэтому он рассчитывает количество необходимых материалов, ведёт документацию и проверяет соблюдение рабочими техники безопасности.

Прораб должен обладать лидерскими качествами, уметь сплотить коллектив, знать все тонкости строительства и уметь работать с документами. Это достаточно нервная работа, ведь вся ответственность за объект ложится на плечи прораба.

6. Машинист башенного крана – рабочий, который с помощью подъёмного крана поднимает и перемещает стройматериалы. Этот работник обязан быть внимательным, точным, уметь идеально владеть башенным краном и не бояться высоты. Людям, страдающим сердечными или дыхательными заболеваниями, нельзя работать в этой области, чтобы не подвергать других рабочих смертельной опасности.

7. Каменщик – специалист в возведении и ремонте строений. В его обязанности входит сооружение различных конструкций, ремонт кирпичных кладок, укладка брусчатки и работа со строительными материалами. Это тяжёлая работа, поэтому каменщик должен быть физически сильным, уметь работать с инструментами, не бояться грязи, быть готовым к монотонности и однообразию.

8. Инженер-строитель – эксперт по планированию и руководству строительных работ. Он разрабатывает строительные проекты, устанавливает график, определяет необходимое количество рабочих и нужных стройматериалов. В его обязанности входит контролирование рабочего процесса на площадках, взаимодействие с прорабами и нормирование сметы.

Инженер-строитель – это лидер, способный контролировать рабочий процесс, знающий все нюансы в области строительства и внутренней отделки. Должен быть сильным, внимательным, строгим, но в то же время уметь находить общий язык с окружающими людьми.

9. Архитектор – эксперт в области архитектурного проектирования и разработки интерьерных решений. Он разрабатывает концепции и чертежи, управляет строительными процессами, создаёт крупные проекты по созданию городских районов, больших комплексов, парков и садов. Некоторые профессионалы занимаются реставрацией памятников архитектуры.

Архитектор – это творческий человек с развитым пространственным мышлением. Он должен быть ответственным, организованным, находчивым, пунктуальным и общительным.

10. Сметчик – эксперт, определяющий стоимость возведения строительных объектов. Он составляет и проверяет смету, разрабатывает акты сделанных работ, рассчитывает и согласовывает стоимость работ. Сводит расходы к минимуму и помогает избежать рабочих проблем.

Сметчик — это человек с аналитическим складом ума. Он аккуратный, внимательный, организованный и усидчивый.

Это далеко не все профессии, связанные с миром строительства. Существует множество других востребованных специальностей. Требования к кандидатам:

  • — отличная физическая сила,
  • — выносливость,
  • — аккуратность, — организованность и внимательность.

Большинство профессий связанно с риском. Прежде, чем выбирать специальность строителя, оцените свои психологические и физические возможности. Люди, страдающие астмой, аллергией, непереносимостью жары или холода, перепадами давления и другими серьезными заболеваниями, не должны работать в строительной сфере, чтобы избежать возникновения чрезвычайных ситуаций.

love-mother.ru

Строительные профессии. Строительные профессии: список, особенности обучения

Строительные учебные заведения в России широко популярны, благодаря тому, что строительство не останавливается. Стройки идут в каждом городе, строятся новые многоэтажные дома, заводы, фабрики и многое другое. Популярность строительных колледжей еще и зависит от уровня заработной платы. Как известно, возведение сооружений — это дорогое удовольствие, а рабочие имеют хорошую оплату за свой труд. Молодежь стремится выучиться в Строительном техникуме №12 и обустраивать свою жизнь, как говориться, за свои честно заработанные. Прежде чем поступить в колледж, необходимо определиться с направлением и выбором будущей профессии.

Какие специальности существуют в СК12?

В Строительном колледже №12 обучают на различных специальностях, от простого строителя до инженера. Основные специальности делятся на пять видов:

  1. Строительство зданий, конструкций и сооружений, их эксплуатация.
  2. Строительство инженерных сооружений, их эксплуатация.
  3. Эксплуатация строительных, подъемно-транспортных, дорожных машин и технического оборудования;
  4. Земельно-имущественные отношения.
  5. Строительство и монтаж внутренних сантехнических объектов и их эксплуатация.

Первый вид специальности является основным строительным, потому что по нему идет подготовка будущих строителей к технической работе с разными видами строительных сооружений и конструкций. Отдельной строительной специальностью является «Архитектура». Без предварительно созданного архитектурного проекта, не начинается ни одно строительство. Второй вид специальности подготавливает инженеров. Четвертая специальность готовит специалистов для правильного использования природных ресурсов. Пятый вид специальности подразумевает прокладку инженерных сетей.

В Строительном колледже №12 также можно выучиться на крановщика, ведь нет стройки без тяжелой грузоподъемной техники. Это третий вид специальности, по которому учат не только управлять такой техникой, но и еще и заниматься ремонтом и обслуживанием этих машин.

Почему строительный техникум №12?

Главным преимуществом именно образования в колледже, является то, что в него принимают после девятого класса средней школы. Это дает возможность раньше поступить и обучаться по специальности, зная будущую профессию. Поступая в колледж после девятого класса, соответственно раннее закончится обучение в техникуме, и тем самым в раннем возрасте можно начинать строить свою карьеру. А чем раньше приняться за работу, тем скорее достигнешь поставленных целей. К тому же, закончив колледж можно приступать к работе и параллельно поступить в строительный ВУЗ. Таким образом, работая и зарабатывая финансы на оплату обучения.

Строительные профессии являются основой урбанизации и процветания всего мирового сообщества. Без них невозможно возведение заводов, городов, зданий. Профессия строителя является одной из древнейших. Секреты ремесла накапливались веками, хранились, передавались от старшего поколения к ученикам. «Мастера каменных дел» и качественные плотники всегда были в дефиците, особом почете. Для строительства Санкт-Петербурга со всей страны приехали лучшие каменщики, чтобы показать свое мастерство. По приказу царя, на период возведения города на Неве, по стране даже было запрещено каменное строительство. Есть существенные отличия между трудом строителя, работающего на крупном производстве, и небольшой многопрофильной бригады. Сотрудники строительных компаний в основном выполняют однообразные действия: наносят раствор, укладывают кирпичи, устанавливают оконные блоки. Их основная сфера деятельности определяется присвоенной строительной квалификацией. Представители небольших бригад – многопрофильные специалисты, они должны владеть разными видами работ, чтобы «выжить» на строительном рынке.

Список специальностей

Существуют разные строительные профессии. Список включает:

  • архитекторов;
  • инженеров-строителей;
  • экономистов;
  • геодезистов;
  • технологов;
  • крановщиков;
  • мастеров монтажных и строительных работ;
  • плотников, столяров;
  • каменщиков;
  • бетонщиков;
  • кровельщиков;
  • штукатуров–маляров;
  • электросварщиков, газосварщиков;
  • облицовщиков для наружных и внутренних работ

Каждая специальность имеет свои отличительные особенности, но в любом случае особое внимание уделяется безопасности.

Мастер строительных работ

Высокопрофессиональные мастера-строители всегда востребованы в данной отрасли. Для того чтобы освоить подобные строительные профессии, необходимо пройти обучение в специализированном образовательном учреждении, затем систематически совершенствовать полученные теоретические навыки. Мастер должен владеть всеми видами строительных работ, чтобы полноценно руководить процессом. Помимо технических навыков, ему нужны коммуникативные способности.

Как получить специальность

Обучение строительным профессиям производится в ВУЗах, а также в средних учебных заведениях: колледжах, училищах, техникумах. Тем, кто планирует связать свою жизнь со строительством, советуем выбрать факультет архитектуры и дизайна. Эти строительн

jtcase.ru

Наиболее востребованные специальности строительства

Среди строительных профессий можно выделить два класса. Первый включает проектно-конструкторские кадры, которые, по сути, отвечают за организацию рабочего процесса.

Инженер-строитель — руководит проектом, несет ответственность за качество, соответствие нормам строительства проводимых ремонтных работ. В обязанности входит также выбор стройматериалов, составление бюджета, смета и нормирование, подбор работников и их координирование. Для осуществления трудовой деятельности необходимо высшее образование.

Прораб – начальник среднего звена, на стройплощадке выполняет функции некого посредника между работниками и руководством компании. Несет ответственность по конкретному участку, распределяет задания мастерам, следит за сроками и объемом строительно-монтажных работ им порученных. Он также решает хозяйственные вопросы, ведет документацию, рассчитывает необходимое количество стройматериала, контролирует соответствие правилам безопасности и выдает зарплату своим подчиненным.

Проектировщик – занимается строительством полноценных объектов, отдельных систем отопления, водоснабжения и прочего. Его главная задача: учитывать всевозможные риски при возведении объектов строительства. Приветствуется знание ПК, владение иностранными языками.

Ко второму относят широкий круг исполнителей, которые охватывают несколько специальностей.

Арматурщик-Бетонщик – специалист по созданию, монтажу и установке арматурных изделий. Обязательно владение электроинструментами, знание стеновых и гидроизоляционных материалов, бетонных растворов, а также простых систем кладки. Может работать на любых строительных предприятиях, изготавливающих железобетонные конструкции. Оплата начинающего работника невелика, потому необходимо непрерывное совершенствование накопленных знаний с целью наработки стажа и повышения разряда.

Архитектор – осуществляет объемную разработку проекта, с сопутствующей документацией и чертежами, контролирует его реализацию, включая планирование возможных интерьерных решений. При наличии высшего профессионального образования найти работу можно практически в любом образовательном и государственном учреждении, порядок оформления регулирует трудовой кодекс. Попробовать найти свое «Я» можно также в реставрационной мастерской, студии дизайна и архитектуры, либо в проектном институте.

Замерщик – на строительном объекте работает совместно с монтажниками, предоставляет эскизы конструкций, отвечая за техническую часть. Может работать менеджером по продажам, производить необходимые замеры, рассчитывать стоимость и заключать договоры с заказчиками.

Каменщик – строительный работник, который при помощи специальных инструментов возводит и ремонтирует здания, сооружает стены, колонны и другие конструкции. Считается самой распространенной среди такого рода профессий.

Кровельщик–Жестянщик – возводит коробки и ограждающие конструкции зданий, также занимается настилом и ремонтом крыш. Коробка здания готова, когда будут возведены стены, сделаны перекрытия и крыша. Несмотря на механизированный процесс, кровельные работы требуют от человека определенной выносливости, повышенной концентрации внимания и осторожности.

Крановщик – специализируется на подъеме, перемещении крупногабаритных материалов на стройплощадке при заложении основания здания и возведении стен. Довольно востребованная профессия, заполучить которую можно окончив проф училище или вуз.

Маляр-Штукатур – это мастер обойных, штукатурных, отделочных работ, предварительно осуществляющий подготовку и дальнейшую покраску стен, полов, мебели и много другого, с помощью нанесения красочных составов и мастик. Профессия востребована в ремонтно-строительных организациях, сфере ЖКХ, автосервисах.

Облицовщик-мозаичник – проводит кропотливую отделку различных поверхностей керамической, стеклянной, металлической мозаикой. Опытных мастеров ждут в любой строительной организации, квалификация согласно 6-ти разрядам.

Монтажник окон – занимается установкой высокотехнологичных оконных конструкций. Как правило, подобные фирмы для своих подопечных проводят специальные курсы по обучению монтажу современных оконных технологий.

Сметчик – ведет расчеты по строительству, являясь одновременно и строителем и экономистом. Специальных программ профильного обучения для сметчика не предусмотрено, но существуют спецкурсы на базе основного высшего. Достаточно иметь определенный опыт в производстве и экономическое образование.

www.stroyservice.ru

Профессии и специальности строительной отрасли


 


Сценарий  урока


Технология  8  класс


Раздел:  «Профессиональное  самоопределение».


Тема:    Профессии и специальности  строительной  отрасли.


Форма занятия:  диспут + игра


Цель занятия: 1. Познакомить учащихся с профессиями и специальностями в строительной    отрасли.


                              2. Дать  представление о профессионально важных  качествах  строительных  профессий  и  специальностей.


                  3.  Подготовить детей к правильному выбору профессии  и  профиля  обучения


Используемая  литература:  1.Учебник  «Технология» 8  класс   для


                                                    общеобразовательных   учреждений  В.Д. Симоненко.  Москва,


                                                    издательство  «Вентана- граф»,  2009


                                                    2.  Технология. Материалы к  урокам раздела


                                                    «Профессиональное   самоопределение»  по программе 


                                                     В.Д. Симоненко,  А.Н.,  Бобровская. Волгоград,  издательство


                                                     «Учитель», 2007


                                                    3.  Психологический  анализ  и  профессиограммы.


                                                     99 популярных   профессий.  Е.С. Романова. Санкт – Петербург,


                                                    издательство   «Питер», 2006


                                                    4.  Куда  пойти  учиться? Справочник  учреждений


                                                     профессионального  образования Кемеровской  области


                                                     2009-2010  учебный год. М.С. Бортникова,  К.Р. Журавлёва. 


                                                     Кемерово, 2009


Оснащение:   компьютер,  проектор,   компьютерная  презентация «Архитектура и строительство» 


                        и «Учебные  заведения профессионального  образования строительной отрасли»


                         плакаты   «Человек славен трудом»,  «Рабочий — это тот, кто все на свете  создаёт»,


                         на  доске кроссворд.


ХОД  УРОКА


  1. Орг.момент


       Проверить  явку  учащихся  и  их  готовность  к  уроку


2.   Новый  материал


Учитель:  Прежде,  чем  я  сообщу,  о каких  профессиях  сегодня  пойдёт  речь,  хочу  загадать  вам  загадку.


       Кладет кирпич за кирпичом –


     Растет этаж за этажом,


     И с каждым часом, с каждым днем


    Все выше, выше новый дом.


Учащиеся:   отвечают,  что  это  строитель.


Учитель:  Правильно,  сегодня   речь  на  нашем  уроке  пойдёт остроителях.Строительные профессии очень востребованы в нашей  области  и  городе. И  речь  не  только  о  рабочих  профессиях,  специалисты  в  строительстве  тоже  нужны.


А какие  строительные  профессии  вы   знаете?


Учащиеся:  маляр


                      штукатур


                      плотник


                      сантехник


                      электрик


                      каменщик


 Учитель:   Молодцы  ребята,  но  это  не  всё  и  добавляет:


                       кровельщик


                       плиточник


                       крановщик


                       экскаваторщик


                       бульдозерист


                       архитектор


Учитель:  Сейчас  сделаем  небольшой  экскурс  в  историю  архитектуры  и  строительства.


                  (Презентация 1)


Учитель: . Итак,  что  построить  дом  первым за работу принимается архитектор.


Далее  выходят  несколько  учащихся    и  читают  стихи  о  строителях.


Ученик 1    Архитектор строит дом,


Дом многоэтажный.


Строит дом карандашом


На листке бумажном.


Нужно все нарисовать,


Вычислить, проверить,


Все квартиры сосчитать,


Лестницы и двери.


Чтоб стоял он много лет,


Чтобы был в квартире свет,


Ванны, умывальники


Для больших и маленьких.


Учитель: Когда проект здания и вся документация готовы, начинают готовить строительную площадку. Первым на строительную площадку приезжает бульдозер. Какие работы выполняет он? Ровняет поверхность площадки.


 


Полностью урок можно скачать в начале страницы


Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru

moeobrazovanie.ru

Профессии и специальности строительной отрасли

 

Сценарий  урока

Технология  8  класс

Раздел:  «Профессиональное  самоопределение».

Тема:    Профессии и специальности  строительной  отрасли.

Форма занятия:  диспут + игра

Цель занятия: 1. Познакомить учащихся с профессиями и специальностями в строительной    отрасли.

                              2. Дать  представление о профессионально важных  качествах  строительных  профессий  и  специальностей.

                  3.  Подготовить детей к правильному выбору профессии  и  профиля  обучения

Используемая  литература:  1.Учебник  «Технология» 8  класс   для

                                                    общеобразовательных   учреждений  В.Д. Симоненко.  Москва,

                                                    издательство  «Вентана- граф»,  2009

                                                    2.  Технология. Материалы к  урокам раздела

                                                    «Профессиональное   самоопределение»  по программе 

                                                     В.Д. Симоненко,  А.Н.,  Бобровская. Волгоград,  издательство

                                                     «Учитель», 2007

                                                    3.  Психологический  анализ  и  профессиограммы.

                                                     99 популярных   профессий.  Е.С. Романова. Санкт – Петербург,

                                                    издательство   «Питер», 2006

                                                    4.  Куда  пойти  учиться? Справочник  учреждений

                                                     профессионального  образования Кемеровской  области

                                                     2009-2010  учебный год. М.С. Бортникова,  К.Р. Журавлёва. 

                                                     Кемерово, 2009

Оснащение:   компьютер,  проектор,   компьютерная  презентация «Архитектура и строительство» 

                        и «Учебные  заведения профессионального  образования строительной отрасли»

                         плакаты   «Человек славен трудом»,  «Рабочий — это тот, кто все на свете  создаёт»,

                         на  доске кроссворд.

ХОД  УРОКА

  1. Орг.момент

       Проверить  явку  учащихся  и  их  готовность  к  уроку

2.   Новый  материал

Учитель:  Прежде,  чем  я  сообщу,  о каких  профессиях  сегодня  пойдёт  речь,  хочу  загадать  вам  загадку.

       Кладет кирпич за кирпичом –

     Растет этаж за этажом,

     И с каждым часом, с каждым днем

    Все выше, выше новый дом.

Учащиеся:   отвечают,  что  это  строитель.

Учитель:  Правильно,  сегодня   речь  на  нашем  уроке  пойдёт остроителях.Строительные профессии очень востребованы в нашей  области  и  городе. И  речь  не  только  о  рабочих  профессиях,  специалисты  в  строительстве  тоже  нужны.

А какие  строительные  профессии  вы   знаете?

Учащиеся:  маляр

                      штукатур

                      плотник

                      сантехник

                      электрик

                      каменщик

 Учитель:   Молодцы  ребята,  но  это  не  всё  и  добавляет:

                       кровельщик

                       плиточник

                       крановщик

                       экскаваторщик

                       бульдозерист

                       архитектор

Учитель:  Сейчас  сделаем  небольшой  экскурс  в  историю  архитектуры  и  строительства.

                  (Презентация 1)

Учитель: . Итак,  что  построить  дом  первым за работу принимается архитектор.

Далее  выходят  несколько  учащихся    и  читают  стихи  о  строителях.

Ученик 1    Архитектор строит дом,

Дом многоэтажный.

Строит дом карандашом

На листке бумажном.

Нужно все нарисовать,

Вычислить, проверить,

Все квартиры сосчитать,

Лестницы и двери.

Чтоб стоял он много лет,

Чтобы был в квартире свет,

Ванны, умывальники

Для больших и маленьких.

Учитель: Когда проект здания и вся документация готовы, начинают готовить строительную площадку. Первым на строительную площадку приезжает бульдозер. Какие работы выполняет он? Ровняет поверхность площадки.

 

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Профессии строительной отрасли

Профессии строительной отрасли — страница №1/4

Министерство образования Республики Коми

Государственное автономное учреждение Республики Коми «Республиканский информационный центр оценки качества

образования»

Профессии строительной отрасли

Сыктывкар 2011

Оглавление


  1. Кто такой «Строитель»?

3

Профессионально-важные качества для профессий строительной отрасли

Требования к физическим и психофизиологическим качествам специалиста строительной отрасли


    1. Требования к личностным качествам специалиста строительной отрасли

4

8


    1. Специальности строительной отрасли

    1. Инженер-строитель промышленного и гражданского строительства

10

    1. Техник-строитель

11

Плотник

12

Каменщик


13

Облицовщик-плиточник


14

Кровельщик


15

Монтажник строительных машин и механизмов

15

Перечень учреждений профессионального образования Республики Коми, осуществляющих набор по специальностям строительной отрасли

17

Кто такой «Строитель»?

Строитель – это специалист, занимающийся возведением зданий и сооружений.

Это одна из древнейших профессий. Многие археологические памятники, благодаря которым мы узнаем о прошлом человечества, – это древние строения, которые стоят до сих пор, хотя их возраст измеряется тысячами лет. Секреты строительного ремесла накапливались веками, бережно хранились и передавались из поколения в поколение, от мастеров к ученикам. Квалифицированные «мастера каменных дел» и плотники были в дефиците, ценились очень высоко. Когда начинал строиться Санкт-Петербург, опытные каменщики съехались со всей Руси, и на несколько лет было запрещено возведение каменных зданий во всех других местах страны.

Труд строителя существенно различается в зависимости от того, работает ли он на крупных производствах, где четко разделены функции различных работников, или в небольшой многопрофильной бригаде, выполняющей различные виды строительных работ. В первом случае, большую часть рабочего времени он занят выполнением небольшого числа довольно однообразных действий (нанесение раствора, укладка кирпичей и т.д.), в соответствии с его строительной специальностю.

Внутри профессии «строитель» множество различных специальностей – каменщики,, стекольщики, монтажники, штукатуры, бетонщики, плотники, плиточники, крановщики и др. Но при работе в составе небольшой многопрофильной бригады строители, как правило, не имеют возможности узко специализироваться на чем-то одном из перечисленного, поэтому они совмещают несколько специальностей. Их работа оказывается более разнообразной и, соответственно, выше требования к уровню их профессиональной подготовки.

Специалисту строительной отрасли нужно знать используемые при возведении зданий и сооружений материалы и технологии, уметь применять их на практике. Следует знать правила строительных работ, специфику применения инструментов и оборудования, технику безопасности. Тому, кто работает в составе крупных бригад и специализируется на каком-то конкретном виде деятельности, следует в совершенстве владеть своим видом труда и представлять в общих чертах, чем занимаются другие люди, работающие на стройке. Строитель, который работает в небольшой бригаде, выполняющей заказы (например, занимающейся возведением коттеджей или ремонтом квартир), должен уметь выполнять сразу несколько видов работ.

Строитель – профессия массовая и востребованная, ее представители пользуются стабильным спросом на рынке труда. Работа оплачивается хорошо, зарплата этих специалистов несколько выше средней по промышленности. Карьерные перспективы: стать руководителем невысокого ранга (бригадиром, прорабом) или заниматься индивидуальным предпринимательством, оказывая строительные услуги.

Получить строительные специальности можно в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования: колледжах, техникумах, лицеях и училищах. В некоторых случаях достаточно обучения на краткосрочных курсах или непосредственно на рабочем месте. Возможно получение высшего образования, например по специальности «Промышленное и гражданское строительство».

Профессионально важные качества для профессий строительной отрасли

Требования к физическим и психофизиологическим качествам специалиста строительной отрасли

Несмотря на механизацию производственных процессов, доля тяжелого физического труда в профессиях строительной отрасли остается достаточно высокой. Поэтому в ряде профессий сохраняются требования к физической силе и выносливости, с которыми связана способность длительно поддерживать мышечное напряжение и выполнять движения, требующие больших усилий. Например, штукатур набрасывает раствор на оштукатуриваемую поверхность, затирает ее, что требует физической силы и выносливости.

В ряде профессий строительной отрасли большое значение имеет такая особенность нервной системы как подвижность (лабильность), обеспечивающая высокий темп, быструю переключаемость с одного вида работы на другой, скорость, хорошее распределение внимания между разными видами деятельности.

Во многих профессиях строительной отрасли требуется эмоциональная устойчивость, особенно в стрессовых ситуациях, что довольно часто зависит от силы нервной системы. Например, эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях необходимы при использовании и обслуживании технических устройств; управлении транспортными средствами в строительстве, когда существует реальная возможность возникновения аварийных ситуаций; осуществлении управленческих функций.

Требования к психомоторике

Исполнительно-двигательная активность работника наиболее впечатляет в профессиях ручного труда. Даже при самом высоком уровне развития техники ее нужно монтировать, собирать, налаживать, регулировать, ремонтировать и демонтировать, а это требует усилия «приложить руки».

Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений человека нужно указать такие, как точность и быстрота движений и действий, хорошая координация и обдуманность движений, наличие различных двигательных навыков, ручная умелость, ловкость. Эти качества исполнительно-двигательной активности обеспечиваются следующими психофизиологическими функциями:

1.Координация движений – способность выполнять точные движения на основе согласованной деятельности различных групп мышц.

Для профессий строительной отрасли важна координация движений всего тела (монтажник стальных и железобетонных конструкций, кровельщик, штукатур, каменщик).

2.Высокоразвитая сенсомоторная координация необходима для точности и плавности движений работника строительной отрасли, согласования действий со зрительным восприятием. При этом запуск, регуляция, контроль и коррекция движений осуществляется на основании сенсорной информации, поступающей от анализаторов. Вместе с тем сам процесс выполнения движений связан с уточнением, изменением и возникновением новой сенсорной информации.

3.Быстрота реакции необходима работникам строительной отрасли, в труде которых возможно возникновение непредвиденных ситуаций, связанных с риском и требующих немедленных действий (монтажник стальных и железобетонных конструкций, машинист башенного крана).

Требования к различным видам чувствительности

Профессии строительной отрасли предъявляют значительные требования к восприятию. Нелегко найти какую-либо воспринимающую систему у человека, которая бы не понадобилась в той или иной профессии строительной отрасли. В одних случаях требуется более тонкое зрительное различение свойств материала или обстановки труда. В других – надо на слух оценивать работу оборудования. В третьих – обоняние ориентирует человека в важных обстоятельствах труда. Тонкие мышечные ощущения и точная дозировка усилий, прилагаемых к инструменту, обуславливают успех во многих видах сборки, наладки оборудования. Органы равновесия играют важную роль при работе на высоте при ограниченной площади опоры. В целом следует отметить, что зрительные, слуховые, вибрационные, мышечно-суставные и другие виды ощущений и восприятия имеют существенное значение для осуществления производственных процессов, главным образом, при возведении зданий и сооружений и монтаже оборудования и коммуникаций.

Зрительная чувствительность

Острота зрения требуется работникам тех профессий, где в процессе труда необходимо различать мелкие детали. Это характерно для профессий, где ведется строгий контроль над качеством изделий. Формовщику железобетонных изделий и конструкций острота зрения необходима для постоянного зрительного контроля над качеством формируемого изделия. Он должен уметь различать «на сером фоне бетонной смеси различные дефекты формы».

Развитое цветоразличение требуется работникам тех профессий, в которых необходимо различать тончайшие цветовые оттенки.

Штукатур должен обладать способностью к тонкому восприятию оттенков серых тонов штукатурного раствора, который различается по составу. Качество штукатурного раствора (количество извести, цемента, гипса, мела и воды) специалист должен определять на глаз, по его оттенку, что очень важно для предотвращения брака.

Маляр живет в мире красок. Цвет и оттенок, блеск и матовость – все это мастер учитывает в своей работе. Поэтому он должен обладать правильным цветовым восприятием, художественным вкусом.

Глазомер способность визуально оценивать пространственные характеристики объектов: размеры, удаленность.

Глазомер требуется, когда частое пользование измерительными инструментами затрудняет рабочий процесс, делает его излишне утомительным: каменщик, облицовщик-плиточник.

В некоторых профессиях из-за отсутствия каких-либо измерительных приборов специалист вынужден полностью полагаться на собственный глазомер. Так, стропальщик должен обладать хорошо развитым динамическим глазомером, необходимым для визуальной оценки движущихся плит.

Мышечная чувствительность — способность ощущать движение, положение отдельных частей тела, дозировать мышечные усилия).

Мышечная чувствительность важна в первую очередь в профессиях ручного труда, где руки рабочего непосредственно контактируют с объектами труда: формовщики, плотники, каменщики.

Вестибулярная чувствительность – чувствительность к гравитационному полю, информирующая о положении головы и тела и направлении движения тела. С ней неразрывно связаны: чувство равновесия, пространства. Вместе с кинестетической чувствительностью она определяет наличие специальных двигательных ощущений, необходимых для быстрого и эффективного освоения трудовых и профессиональных навыков и умений, особенно при работе на высоте.

Облицовщики, выполняющие работу по отделке фасадов, работают на высоте, при ограниченной площади опоры. Им необходимо хорошее чувство равновесия, ловкость и отсутствие страха высоты.

Для работников строительной отрасли необходимо развитое осязание (кинестетическая чувствительность). Осязание играет важную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Оно является одним из важнейших источников знаний о пространстве и механических свойствах предметов, доступных ощупыванию руками. Благодаря осязанию человек научается сравнивать объекты, производить простейшие операции анализа и синтеза. Таким образом, он проходит «первоначальную школу предметного мышления».

Хорошее осязание необходимо работникам тех профилей, где важное значение имеет контроль качества поверхности изделий не только с помощью инструментов, но и на ощупь: каменщик, облицовщик-плиточник.

Обоняние – вид химической чувствительности, способность ощущать и различать пахучие вещества. Пахучие вещества в виде пара, газа, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта и вызывают ощущения.

Обоняние включено в познавательную активность человека в таких областях, которые представляются, на первый взгляд, далекими от обонятельных раздражителей: например, плотники по специфическому запаху судят о сортах и качествах древесины.

Требования к познавательным процессам

Самое главное в области познавательных процессов для специалистов строительной отрасли – это повышенные требования к вниманию, его сосредоточению, распределению (направленность внимания одновременно на несколько объектов или на выполнение нескольких действий), переключению (перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой). В профессии инженера-проектировщика необходима устойчивость внимания (способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание), т.к. он тщательно прорабатывает технические вопросы при проектировании здания или инженерных коммуникаций, занимается разработкой проектной и технической документации, оформляет материалы проектно-конструкторских работ.

В профессиональной деятельности специалистов строительной отрасли большую роль играет память. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Моторная (или двигательная) память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений (например, различных регулировочных операций). Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека в рабочих профессиях строительной отрасли напрямую связано с этим видом памяти.

Образная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением образов, ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Виды образной памяти: зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая.

В профессиях строительной отрасли наиболее значима зрительная память, связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок, формул. Значение словесно-логической памяти особенно велико для инженерных профессий, в которых важна способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию больших объемов. В памяти приходится хранить многочисленные инструкции, правила, положения, стандарты.

Специалист творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею благодаря воображению. Воображение позволяет ему ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

С помощью пространственного воображения происходит представление нового чертежа, схемы и т.д.. Пространственное воображение проявляется также в умении по чертежу воссоздать объемную фигуру детали, используя схему, представить движение и сделать из этого выводы о характере работы данного устройства.

Пространственное воображение помогает и успешному осуществлению графических работ. С ним связано умение определить то, как изменится видимый облик деталей и конструкций при переносе его на плоскость чертежа. Оно необходимо в работе инженера-проектировщика, инженера-конструктора.

С помощью технического творческого воображения на основе прошлого опыта целенаправленно создаются новые, оригинальные технические идеи и образы. Зачастую это образы объектов, не существующих в данное время. Без творческого воображения невозможен процесс генерирования новых идей и их конструкторская проработка. Поэтому развитое техническое творческое воображение имеет особое значение в таких профессиях как инженер-конструктор и инженер-проектировщик.

Для специалистов строительной отрасли требуется хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве (развитое пространственное мышление).

Для всех работников профессий технического профиля пространственные представления имеют большое значение. Например, пространственные представления необходимы для научно-технической деятельности, связанной с конструктивным мышлением и техническим творчеством (инженер-конструктор).

Для профессий строительной отрасли большое значение имеет практическое мышление (наглядно-действенное и наглядно-образное), работа которого, в основном, направлена на разрешение частных конкретных задач.

Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производительным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта. Сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. С опорой на внешние практические действия, путем физического преобразования ситуации производится решение той или иной производственной задачи. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.

Словесно-логическое мышление наиболее характерно для инженеров, поскольку они выполняют мыслительные операции с различными понятиями. Словесно-логическое мышление (отвлеченное, теоретическое) – один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Это речемыслительный процесс, для которого характерно отражение окружающего мира в понятиях. Понятие первоначально отражает сходное и неизменное в явлениях и предметах. Одновременно со становлением понятий идет развитие другого компонента мышления – операций, т.к. оно должно совершаться с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. В процессе словесно-логического мышления человек оперирует понятиями и логическими приемами, сложившимися в историческом развитии человечества. Он выходит за рамки индивидуального опыта, подключая огромный багаж знаний, выработанный человечеством.

Требования к личностным качествам специалиста строительной отрасли

Большинство профессий строительной отрасли предполагают работу с техникой. В работе с техникой специалисты совершают различные действия по созданию, использованию и обслуживанию технических устройств. Для их успешности важно наличие следующих особенностей личности.

1. Дисциплинированность.

Техника не прощает легкомысленного обращения с собой: либо она выходит из строя, либо может пострадать и сам человек (это наиболее очевидно, например, при работе с электрическим током, на высоте, при управлении транспортными средствами и др.). Поэтому в исполнительных видах деятельности при использовании, обслуживании и перемещении технических объектов от работника ожидается и требуется точность, определенность действий, высокая исполнительская дисциплина, пунктуальность. Техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

2. Терпеливость, тщательность.

При выполнении трудоемких работ по сборке, разборке, ремонту различных конструкций и оборудования повышенные требования предъявляются к таким качествам как терпеливость и тщательность выполнения рабочих операций.

3. Наблюдательность.

Особенность технических объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, точно определены по многим признакам. Большое значение для формирования их адекватного восприятия имеет развитие наблюдательности (любознательность). Это свойство индивида, проявляющееся в умении подмечать существенные, в т.ч. и малозаметные особенности предметов и явлений.

4. Самостоятельность.

В работе с техникой важна способность работать самостоятельно при ограниченных контактах с коллегами. В некоторых видах труда не найдут удовлетворения люди подвижные, живые, нетерпеливые, очень нуждающиеся в постоянном общении. Главным специалистам самостоятельность необходима для решения сложных инженерных задач, разработки стратегии развития своей службы.

5. Ответственность.

В работе с техникой важно повышенное чувство (а не просто понимание) ответственности.При возведении объектов профессионалы должны чувствовать ответственность за жизнь людей, которые будут жить в этих домах. При допуске случайных просчетов в проектах на стадии проектирования и нарушении технологии строительства при возведении зданий, инженерных коммуникаций могут возникать аварии на сетях, объектах, угрожающие жизни людей. Руководящие специалисты должны обладать чувством высокой ответственности за безаварийную работу оборудования и жизнь людей, работающих на стройке.

В ряде профессий строительной отрасли специалисты больше работают не с техникой, а со знаковыми системами. Они должны хорошо ориентироваться, разбираться в условных обозначениях, документах, текстах; создавать и перерабатывать чертежи, тексты, документы, таблицы, формулы, перечни, каталоги каких-либо объектов.

Исполнительно-двигательная сторона активности специалиста в таких профессиях обычно свернута. Самая же важная и трудная составляющая работы здесь относится к области познавательной деятельности, гностических действий. Важным условием успешности познавательной деятельности является поддержка со стороны соответствующих характерологических особенностей.

1. Особое значение имеет такая группа характерологических особенностей как аккуратность, тщательность, четкость и терпение. Их наличие связано со стремлением человека учитывать мельчайшие детали, собирать информацию по крупицам, отсеивать случайное и несущественное, производить педантичный анализ, чтобы накопить факты и перевести их в новую форму.

С этими качествами связана способность человека к анализу; логичность (умение, опираясь на 2-3 факта, выстроить целую систему доказательств), умение создать безупречно точную систему информации.

2. Такие качества как серьезность, концентрация, терпеливость, упорство, организованность способствуют появлению самостоятельности мышления, аналитической деятельности, углублению в основы, индивидуальной работе и практике. Может проявиться способность к пониманию сути вещей и феноменов, к построению системы.

Специалист, обладая такими качествами, способен выполнять однообразную, монотонную работу, требующую многочасовой неподвижности и дисциплины. Он может собирать, детально обрабатывать и сохранять самую разнообразную информацию. Эти качества особенно важны в работе инженера, осуществляющего многочисленные расчеты.

3. Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий состоят в том, что для них очень важна способность сосредоточенно работать в условиях внешних помех, от которых полностью избавиться невозможно; важны такие качества, как способность контролировать ход и правильность своих умственных действий.

4. Работая со знаками, важно строго следовать принятым правилам действия, иметь к ним уважительное отношение. Надо надежно держать их в уме (например, в одном случае это – строительные нормы и правила, в другом – правила учета и контроля хозяйственных документов, в третьем – правила построения языка программирования для ЭВМ и т.д.).

Таким образом, желающему стать строителем нужно иметь крепкое физическое здоровье, хорошее развитие двигательных навыков, выносливость, развитый глазомер. Развитое пространственное мышление позволит строителю быстро и четко работать с чертежами архитекторов и рисунками дизайнеров. Высоко ценится исполнительность, пунктуальность работника. Достижения строителя зависят не только от собственно профессиональных навыков, но также и от умения работать в команде, поддерживать отношения с коллегами.

следующая страница >>

davaiknam.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о