Профессиональная переподготовка что значит – Чем отличаются программы повышения квалификации и переподготовки, которые реализуются в рамках профессионального обучения и дополнительного профессионального образования?

Содержание

Что выбрать — профессиональную переподготовку или второе высшее? — Институт дополнительного образования

1. Второе высшее образование и профессиональная переподготовка это одно и то же?

2. В чём отличие основного образования от дополнительного профессионального образования?

3. Целевая аудитория.

4. Итоговые документы

5. Имеет ли значение профиль высшего образования при поступлении на профессиональную переподготовку?

6. В чем преимущества дополнительного профессионального образования?

7. Есть ли какие-нибудь недостатки у профессиональной переподготовки как особого вида образования?

 

1. Второе высшее образование и профессиональная переподготовка это одно и то же?

Условно профессиональное образование в России можно разделить на три категории: среднее профессиональное образование, основное высшее образование и дополнительное профессиональное образование. И второе высшее, и базовое (первое) образование – это формы (основного) высшего образования.

Второе высшее – несколько сокращенная форма основного высшего образования, именно поэтому в обиходе её ошибочно приравнивают к допобразованию.

Высшее образование выполняет задачу подготовки кадров высокой квалификации, в то время, как переподготовка предоставляет слушателям новые навыки, квалификацию и компетенцию, которые требуются для того, чтобы полноценно выполнять профессиональную деятельность новой направленности.

Второе высшее возможно получить лишь в случае наличия у вас диплома о среднем профессиональном или высшем профессиональном образовании.

Переподготовка может быть пройдена при наличии высшего или среднего профессионального образования, а также в процессе получения этих видов образования.

2. В чём отличие основного образования от дополнительного профессионального образования?

Программы дополнительного профессионального образования (ДПО) и высшего образования (ВО) предназначены различным целевым аудиториям. Основной потребитель ДПО – взрослые слушатели с определенным багажом знаний и опытом. Они осознают свои образовательные потребности и целенаправленно выбирают программы ДПО. Второе высшее образование в большинстве случаев – участь молодых. Часто вчерашние абитуриенты получают второе высшее образование параллельно с основным.

Основное образование (в том числе второе высшее) предполагает приобретение фундаментальных знаний. Оно в большей степени ориентировано на государственный образовательный стандарт, чем программы ДПО. Студенты изучают общепрофессиональные дисциплины, дисциплины специальности и специализации в соответствии с ГОСТами на выбранную специальность. При этом до 40 % часов, задаваемых в рамках стандарта ВО, не имеют отношения к будущей профессиональной деятельности студента. А программы ДПО изначально подстраиваются под будущую профессию слушателя.

Программы основного образования должны разрабатываться согласно потребностям экономики страны. Однако приведение квалификации студента в соответствие с условиями и задачами рынка труда не их главная цель. Это задача ДПО. Программы дополнительного профессионального образования корректируют знания выпускников высших учебных заведений под требования работодателей.

3. Целевая аудитория.

Второе высшее образование. Обычно этот вид образования выбирает молодежь, относящаяся к категории граждан, готовой к тому, чтобы уделить обучению длительный отрезок времени. Нередко, его получают параллельно с основным высшим. По прохождении всех курсов студент обладает всеми необходимыми знаниями в полной мере. В зависимости от уже изначально имеющегося у вас образования, вы можете получить второе высшее по специальным программам, длительностью от 2-х до 5-ти лет.

Профессиональная переподготовка. Обучение проходит в сжатые сроки. В зависимости от направления и содержания программы, переподготовка может занимать, в среднем, не менее 500 учебных часов и не более 1,5 лет. Отлично подходит взрослым людям, которые уже работают и занимают или собираются занимать руководящую должность. Таким образом, освоив новую специальность по программе переподготовки, молодой руководитель более квалифицированно сможет контролировать работу своих подчиненных в сфере полученной им специальности. Например, изучив основы бухгалтерского учета, менеджер сможет более эффективно управлять бухгалтерией.

4. Итоговые документы.

Второе высшее образование. Студент, успешно прошедший все курсы и аттестационные мероприятия, получает государственный диплом о высшем образовании, соответствующий всем ГОСТам. В зависимости от уровня пройденной программы, выпускнику может быть присвоена квалификационная степень «магистр», «бакалавр» или «специалист».

Профессиональная переподготовка. По окончании обучения выдается диплом установленного образца, позволяющий выполнять новый вид профессиональной деятельности и (или) с присвоением новой квалификации. Диплом о профессиональной переподготовке удостоверяет право специалиста на ведение профессиональной деятльности в определенной сфере на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования в соответствии с установленными квалификационными требованиями по должностным категориям работников. Диплом о профессиональной переподготовке не является документом о высшем или среднем профессиональном образовании.

Студент получает основное высшее или среднее образование, а параллельно проходит программу переподготовки? Диплом установленного образца о переподготовке, в этом случае, будет выдан ему после окончания прохождения им программы основного образования, в тот же день, когда будет выдаваться и соответствующий основной программе образовательный документ.

Срок обучения для получения диплома — вот главное отличие диплома о профессиональной переподготовке и диплома о втором высшем образовании. Пройдя переподготовку или получив второе высшее образование, Вы можете работать на одинаковых должностях.

5. Имеет ли значение профиль высшего образования при поступлении на профессиональную переподготовку?

Здесь имеет значение уровень образования. Базовое образование должно быть либо среднее профессиональное по профилю, либо высшее. При поступлении с высшим образованием, профиль этого образования не имеет значения.

6. В чем преимущества дополнительного профессионального образования?

Во-первых, оно занимает значительно менее продолжительный период времени. Сроки обучения сокращаются до 18 месяцев вместо 2-3 лет.

Во-вторых, это, безусловно, ориентация на получение слушателями практических навыков и конкретных знаний по выбранной сфере деятельности. Наличие у специалистов базового образования позволяет сократить до минимума количество абстрактных теорий и общеобразовательных предметов. Программы ориентируются исключительно на потребности специалистов. Для человека, получившего качественное дополнительное образование период адаптации на новом рабочем месте минимален.

В-третьих, как правило, стоимость обучения в рамках программ профессиональной переподготовки, в несколько раз ниже стоимости высшего образования.

7. Есть ли какие-нибудь недостатки у профессиональной переподготовки как особого вида образования?

Самым важным фактором при приеме на работу являются знания и умения специалиста, а уже потом — дипломы и документы об образовании. В крупных городах России профессиональная переподготовка быстро развивается. Количество желающих получить дополнительное образование увеличивается с каждым годом. Это объясняется, в первую очередь, быстрыми темпами изменений и роста экономики, промышленности и информационных технологий.

ido-vguit.ru

Вопрос-ответ » Корпоративный нефтегазовый центр

Что такое профессиональная переподготовка?

Профессиональная переподготовка – это вид дополнительного образования, позволяющий работнику за короткое время (программа включает только профильные дисциплины) получить дополнительные компетенции (знания, умения, навыки, а также личностные качества), необходимые для выполнения функций нового направления профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации. Обучение проводится с учётом квалификационных требований к конкретным профессиям и должностям.

По завершении программы слушатели проходят итоговую аттестацию. Успешно прошедшим испытание выдается диплом установленного образца. Обладатель подобного документа получает право работать в определенной сфере деятельности.

Какой документ выдаётся по окончании обучения?

По окончанию обучения по программе выдается диплом о профессиональной переподготовки установленного образца.

Приравнивается ли диплом о профессиональной переподготовки к высшему образованию?

Дипломы о профессиональной переподготовке дают примерно то же самое, что и второе высшее — дополнительную специальность, которая ложится на базу Вашего основного образования.

Главное отличие диплома о профессиональной переподготовке и диплома о втором высшем образовании — срок обучения (от 250 академических часов), т. е. Вы тратите меньше времени и, соответственно, денег, но выпускники и того, и другого имеют одинаковую квалификацию и могут претендовать на одни и те же вакансии.

Ещё одним отличием от второго высшего образования является более узкий подбор дисциплин, необходимый только для данной сферы деятельности.

Программы проф. переподготовки насыщены только специальными дисциплинами, которые необходимы для профессиональной деятельности. В них нет ничего дополнительного, лишнего, никакой воды. В них все направлено на получение компетенций, которые человеку необходимы при деятельности в конкретной сфере, чтобы он не только имел знания, но и умел работать.

Форма обучения (очная, вечерняя, заочная)?

Как и в случае с программами основного высшего образования, поступая на специальности профессиональной переподготовки, можно выбрать любую форму обучения: без отрыва от работы (вечернее или дистанционное), с частичным отрывом от работы (заочное) и по индивидуальным формам обучения. Форму обучения по программам профессиональной переподготовки устанавливает учебное заведение в зависимости от сложности программы.

Чем отличается диплом о профессиональной переподготовке от диплома о втором высшем образовании?

Профессиональная переподготовка и второе высшее образование, по сути, очень близкие понятия, поскольку преследуют одинаковые цели — расширение области знаний, навыков, получение новой специальности и др. Однако между этими понятиями существуют следующие принципиальные отличия.

Для начала надо определиться, что высшее образование и профессиональная переподготовка, являющаяся дополнительным образованием, относятся к различным образовательным программам. Об этом четко прописано в ст. 9 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании», который регулируют соответствующие направления подготовки.

1. Высшее образование, в том числе второе высшее образование, направлено на подготовку высококвалифицированных кадров (ч. 1 ст. 69 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новых навыков, новой квалификации (ч. 5 ст. 76 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

2. Высшее образование может быть получено только в образовательной организации высшего образования (п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Профессиональную переподготовку можно пройти также в других образовательных учреждениях (ч. 6, 10 ст. 76 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

3. Второе высшее образование можно получить только при наличии основного высшего образования.

Получить второе или последующее высшее образование по следующим образовательным программам высшего образования могут (ч. 8 ст. 69 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

  1. лица, имеющие диплом бакалавра, специалиста или магистра, — по программам бакалавриата или специалитета;
  2. лица, имеющие диплом специалиста или магистра, — по программам магистратуры;
  3. лица, имеющие диплом об окончании ординатуры или об окончании ассистентуры-стажировки, — по программам ординатуры или ассистентуры-стажировки;
  4. лица, имеющие диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук, — по программам подготовки научно-педагогических кадров.

Примечание. Лица с высшим профессиональным образованием, подтверждаемым присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования (ч. 15 ст. 108 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Профессиональную переподготовку можно пройти, если у вас есть высшее или среднее профессиональное образование. Кроме того, пройти профессиональную переподготовку можно и в том случае, если вы получаете среднее или высшее профессиональное образование (ч. 3 ст. 76 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

4. При получении второго высшего образования выдается диплом (диплом бакалавра, специалиста, магистра) (п. п. 2, 3, 4 ч. 7 ст. 60 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

По окончании профессиональной переподготовки выдается диплом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60, ч. 15 ст. 76 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Примечание. Если лицо, проходящее переподготовку, получает среднее или высшее образование, то диплом о переподготовке ему выдадут одновременно с соответствующим документом об образовании и квалификации (ч. 16 ст. 76 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Есть ли преимущества программы переподготовки по сравнению со вторым высшим образованием?
  • Обучение по программе профессиональной переподготовки занимает значительно менее продолжительный период времени (нормативный срок обучения по программе высшего образования – 3,5 года для тех, у кого уже есть высшее образование и 5-6 лет для тех, кто поступает после 11-го класса).
  • Это «обучение без отрыва от производства», по удобному для Вас графику и форме: вечерняя форма, очно-заочная, заочная, по выходным дням и т. д.
  • Это ориентация на получение слушателями практических навыков и конкретных знаний по выбранной сфере деятельности. В программе профессиональной переподготовки акцент ставится на профессиональных дисциплинах.
  • Цена за обучение существенно меньше, чем за второе высшее образование.
  • Для поступления не нужно сдавать вступительных экзаменов, достаточно написать заявление.
Нужно ли сдавать экзамены при поступлении?

В отличии от второго высшего образования при поступлении на программы дополнительного образования сдавать вступительные экзамены не нужно, достаточно заполнить заявление и подписать договор.

Форма оплаты; единовременная или возможна рассрочка?

Оплата как единовременная, так и предусмотрена рассрочка платежа.

Какие сроки обучения?

Программы профессиональной переподготовки начинаются от 250 и заканчиваются 900 академическими часами. Это занимает от 3 месяцев до года.

Есть ли возрастные ограничения?

Ограничений по возрасту нет, необходимо только наличие базового образования.

Дает ли диплом о профессиональной переподготовки гарантию трудоустройства?

Обучение на программах профессиональной переподготовки необходимо для приведения к соответствию образования сотрудников предприятий вводимым профессиональным стандартам, устанавливающим требования к специальности по диплому о высшем образовании и занимаемой должности (Федеральный Закон №122 от 02.05.2015 г.). Следовательно, это является обязательным условием при трудоустройстве, способствует сохранению уже занимаемой должности и карьерному росту.

Профессиональная переподготовка – это вид дополнительного образования, позволяющий работнику за короткое время (от 3 месяцев) получить дополнительные знания и навыки, необходимые для выполнения функций нового направления профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации.

В условиях растущей конкуренции на рынке труда дополнительное профессиональное образование увеличивает возможности по трудоустройству.

Какое необходимо начальное образование для профессиональной переподготовки?

Для получения диплома о профессиональной переподготовки необходимо наличие диплома о высшем, среднем или начальном профессиональном образовании.

Имеет ли диплом о профессиональной переподготовке государственную аккредитацию?

С принятием ФЗ РФ об образовании от 29.12.2012 г. все дипломы, в том числе и о высшем образовании, не имеют государственную аккредитации.

Ваш диплом дает право на ведение деятельности только в компании Роснефть или я с ним смогу устроиться на любое другое предприятие?

Диплом о профессиональной переподготовке свидетельствует о широкой сфере профессиональных компетенций человека, что дает ему значительное преимущество при трудоустройстве в различных структурах.

Где проводится обучение?

Обучение проводится в вечернее время с 19.00, г. Красноярск, пр. Свободный, 82, стр. 6., а также дистанционно или по месту заказчика обучения.

knc.sfu-kras.ru

Второе высшее или профессиональная переподготовка: что выбрать?

Итак, в чем отличие между вторым высшим образованием и профессиональной переподготовкой? Рассмотрим главные плюсы и минусы этих видов последипломного образования, а также ключевые различия между ними.

Основные отличия согласно законодательству

  1. Высшее образование выполняет задачу подготовки кадров высокой квалификации, в то время, как переподготовка предоставляет слушателям новые навыки, квалификацию и компетенцию, которые требуются для того, чтобы полноценно выполнять профессиональную деятельность новой направленности;
  2. Второе высшее предоставляется лишь в вузах, в то время, как переподготовка вполне может быть пройдена и в иных учреждениях образовательного характера;
  3. Второе высшее возможно получить лишь случае наличия у вас диплома кандидата, магистра, адъюнкта, специалиста, бакалавра, аспиранта или диплома об окончании ассистентуры-стажировки, ординатуры;
  4. Переподготовка может быть пройдена лишь при наличии высшего или среднего профессионального образования, а также в процессе получения этих видов образования. Те, кто обладает квалификацией «дипломированный специалист», могут поступить обучаться по программам магистратуры и такое обучение не будет рассматриваться как получение этими лицами второго высшего;
  5. Студент получает основное высшее или среднее образование, а параллельно проходит программу переподготовки? Диплом установленного образца о переподготовке, в этом случае, будет выдан ему после окончания прохождения им программы основного образования, в тот же день, когда будет выдаваться и соответствующий основной программе образовательный документ;
  6. Как правило, стоимость обучения в рамках программ профессиональной переподготовки, в несколько раз ниже стоимости высшего образования.

Целевая аудитория

​Второе высшее 

Обычно этот вид образования выбирает молодежь, относящаяся к категории граждан, готовой к тому, чтобы уделить обучению длительный отрезок времени. Нередко, его получают параллельно с основным высшим. По прохождении всех курсов студент обладает всеми необходимыми знаниями в полной мере. Обучение длится, как правило, 4 года на дневном отделении или 5 лет на различных разновидностях заочного. В зависимости от уже изначально имеющегося у вас образования, вы можете получить второе высшее по специальным программам, длительностью от 3-х до 6-ти лет.

Профессиональная переподготовка 

Обучение проходит в сжатые сроки. В зависимости от направления и содержания программы, переподготовка может занимать, в среднем, не менее 500 учебных часов и не более 1,5 лет. Как правило, обучение проходит по дистанционной форме. Отлично подходит взрослым людям, которые уже работают и занимают или собираются занимать руководящую должность. Таким образом, освоив новую специальность по программе переподготовки, молодой руководитель более квалифицированно сможет контролировать работу своих подчиненных в сфере полученной им специальности. Например, изучив основы бухгалтерского учета, менеджер сможет более эффективно управлять бухгалтерией.

Итоговые документы

  1. Второе высшее. Студент, успешно прошедший все курсы и аттестационные мероприятия, получает государственный диплом о высшем образовании, соответствующий всем ГОСТам. В зависимости от уровня пройденной программы, выпускнику может быть присвоена квалификационная степень «магистр», «бакалавр» или «дипломированный специалист»;
  2. Профессиональная переподготовка. Слушатель, после успешного прохождения программы, получает особый диплом о профессиональной переподготовке государственного образца. Полученная слушателем специальность, согласно этому диплому, является равноправной по отношению к той, которую слушатель уже получил ранее в вузе или техникуме. Лицо, успешно прошедшее переподготовку, получает законодательное право заниматься новым видом деятельности и официально становится в этой сфере специалистом соответствующей квалификации.

edunews.ru

общая характеристика, профессиональная подготовка, повышение квалификации, ученический договор.

Добавлено в закладки: 0

Что такое подготовка профессиональная? Описание и определение понятия

Профессиональная подготовка – это процесс приобретения навыков, которые необходимы для осуществления определенных обязанностей связанных с работой или группой работ.

Общая характеристика

Необходимое условие достижения максимального успеха во всех отраслях отношений и удовлетворения потребностей человека – наличие качественно организованной системы образования в стране.

Переподготовкой работников называют процесс, во время которого они получают новые и дополнительные знания по основным или смежным профессиям, должностям или специальностям.

Повышением квалификации называют процесс, во время которого углубляются и расширяются уже полученные знания, умения и навыки. Успешное завершение этого процесса отобразиться на возможности выполнения более сложных работ в пределах выбранной профессии, должности или специальности.

Отношения, связанные с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации сотрудников относятся к группе отношений, которые напрямую связаны с трудовыми отношениями.

Работодателю стоит быть заинтересованным в наборе квалифицированных кадров. Это согласуется с правом каждого работника на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации. Реализовать его можно независимо от желания работодателя. Чаще всего сотрудник выбирает форму, вид подготовки и учебное заведение, после чего сообщает работодателю. Тот, в свою очередь, обязан обеспечить условия для успешного совмещения сотрудником учебы и работы (гарантированный учебный отпуск, несколько свободных от работы дней и т.д.).

В 90-е годы прошлого века широкое распространение получил метод подготовки работников по учебному или ученическому договору. Организация проводит организованное обучение своих работников с учетом перспектив развития компании, разработками новых видов деятельности, намерением создать новые рабочие места и т.д. В таких случаях профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников проходят на условиях, указанных в коллективных договорах, локальных нормативных актах, индивидуальных трудовых договорах и ученических договорах.

Список специальностей и направлений, по которым работник может повысить свои знания, а также формы обучения и список образовательных центров определяются работодателем.

Профессиональная подготовка

Процесс профессиональной подготовки обычно осуществляется на основании составления ученического договора, как с отрывом, так и без отрыва от работы в специализированных подразделениях компании работодателей, в образовательных учреждениях профобразования или в индивидуальном темпе у рабочих или специалистов, которые уже приобрели необходимый уровень квалификации. Стоит отметить, что в таком случае не происходит повышения уровня образования того, кто обучается.

Начальное профессиональное образование ставит перед собой задачу подготовить квалифицированных рабочих по всем профессиям, беря за основу общее образование, и по некоторым профессиям – беря за основу среднее общее образование (полное).

Процесс обучения в образовательных учреждениях организован с учетом индивидуальных и возрастных особенностей тех, кто обучается. В течении профессиональной подготовки сотрудники проходят как теоретическое, так и производственное обучение, после чего их отправляют на производственную практику. Время учебной нагрузки строго регламентировано, и должно составлять не больше 36 часов в неделю, а время пребывания на практике – рамок рабочего времени, установленных трудовым законодательством для каждой конкретной профессии. Если срок обучения составляет больше года, срок каникул должен быть не меньше 10 недель.

Обучение производственным профессиям проходит в учебно-производственных лабораториях, полигонах или мастерских. Для этого набирают группы от 12 до 15 человек. Если дело касается профессии, которая связана с обслуживанием массивного оборудования или осуществлением опасных работ, группа составляют 8-10 человек.

По инициативе работодателя или организации, представляющей его, сотрудник может проходить подготовку в ускоренном темпе.

Профессиональные знания, умения и навыки рабочих на момент присвоения им любого уровня квалификации должны соответствовать списку требований, содержащемся в квалификационных справочниках. На их основании проводиться присвоение рабочим квалификационных разрядов, тарификация выполняемых ими работ, написание программ специальной подготовки для повышения уровня квалификации.

Средние специальные учебные заведения предоставляют возможность проходить профессиональную подготовку в разных формах, включая экстернат. Однако есть список специальностей и профессий, получение которых в заочной, вечерней и форме экстерната недопустимо. Это регламентируется законодательством. К подобным специальностям относятся, например, криминалистика, обслуживание атомных и ядерных энергетических установок, эксплуатация транспортных средств и летательных аппаратов и т.д.

Однако процесс обучения другим профессиям проходит в очной и очно-заочной (вечерней) форме, проводится для групп или в индивидуальном порядке, иметь в ходе изучения теоретическую часть, практику и стажировку. По окончании обучения работники проходят аттестацию, форму которой выбирают соответственно учебной программе.

Часто получение разрешения на выполнение определенных работ работодатель или организация вынуждена обязательно представлять документы, которые подтверждают наличие у работников необходимых навыков и уровня компетентности.

При желании сотрудник может получить высшее профессиональное образование без отрыва от работы согласно условиям ученического договора. При этом работник, обладающий начальным или средним профессиональным образованием, имеет право проходить обучение по сокращенной ускоренной программе.

Повышение квалификации

Прохождение сотрудниками профессиональной переподготовки, обучения дополнительным профессиям , а также повышения квалификации проходят по специально разработанным образовательным программам.

26 июня 1995 года правительство РФ приняло Постановление об образовательных учреждениях, где люди получают дополнительное профессиональное образование. Согласно этому документу, работник может получить дополнительное профессиональное образование в качестве повышения уже имеющейся квалификации, прохождения стажировки, профпереподготовки. Также в нем подробно описаны различные виды обучения специалистов и характеристики каждого из них. Например, процесс повышения квалификации включает в себя:

  • Прохождение краткосрочного (72 часа) тематического обучения особенностям конкретного процесса производства, которое проводят на месте основной работы. В конце работники обычно сдают экзамен, зачет или защищают реферат.

  • Прохождение тематических или проблемных семинаров (72-100 часов) по локальным специфическим проблемам разного рода.

  • Прохождение длительного (больше 100 часов) обучения сотрудников в спецучреждении, предоставляющем возможность повышения квалификации путем углубленного рассматривания и изучения актуальных проблем и их решения согласно профилю.

Процесс повышения квалификации сотрудника проходит с полным, частичным или без отрыва от работы, а также по индивидуальному графику. Форма прохождения и срок устанавливается договором, который заключают заказчик и учебное учреждение.

Специалисты могут проходить стажировку как в роли самостоятельного вида получения дополнительного образования, так и в роли одного из частей учебного плана. Цель стажировки состоит в изучении передового опыта и приобретении необходимых навыков, как профессиональных, так и организаторских, а также в практическом закреплении теоретических навыков.

Работник может проходить стажировку как на территории России, так и за границей. Длительность стажировки устанавливает работодатель.

Государственными, а также негосударственными (прошедшими аккредитацию) учебными учреждениями выдаются документы государственного образца при успешном окончании учебного курса слушателями:

  • Удостоверение про повышение квалификации (72-100 часов).

  • Свидетельство про повышение квалификации (больше 100 часов).

  • Диплом профессиональной переподготовки (больше 500 часов).

  • Диплом присвоения квалификации (больше 1000 часов).

В государственном заказе можно найти сведения о числе государственных служащих, которых направляют на обучение (отдельно по программе повышения квалификации и по переподготовке), о цене на обучение (по каждой программе), а также учтено финансирование обеспечение научных и учебных методистов и информационных аналитиков.

Государственный заказ размещают в учебных учреждениях (получивших специальную лицензию) на конкурсной основе во время формирования заявок. Как переподготовка, так и повышение квалификации государственных работников проводятся на основе договоров, которые были заключены между федеральными органами исполнительных властей и учебными учреждениями. Затраты согласно договора будут возмещены федеральным органам Минтрудом, что не должно превышать размер средств федерального бюджета.

Ученический договор

Изначально предусмотрено два вида ученических договоров:

1. Заключаемый с сотрудником на переобучение без отрыва его от работы. Этот вид договора дополняет трудовой и является регулируемым трудовым законодательством.

2. Заключаемый с лицом, находящимся в поисках рабочего места и проявляющим желание получить профессию в предложенной организации. Этот вид договора является гражданско-правовым, а потому регулируется нормами, принятыми в гражданском праве.

Однако данную трактовку часто называют слишком категоричной. Было бы более правильно назвать этот вид договора смешанным, поскольку он содержит условия, которые регулируются разными правовыми отраслями, как трудовым, так и гражданским.

Гражданско-правовой вид ученического договора заключается только с организацией, получившей специальное учебное подразделение, которое получило лицензию. Помимо этого, предметом договора может выступать только переподготовка, профессиональная подготовка и повышение квалификации сотрудников, потому что профессиональную переподготовку специалистов могут осуществлять исключительно учреждения, получившие лицензию на проведение обучения по дополнительным учебным программам.

Ст. 198 ТК называет ученический договор дополнением кК трудовому договору. Литература высказывает точку зрения, что его нельзя называть самостоятельным видом договора. Эта мысль основана на том, что в общей теории права все дополнительные оговорки и условия считаются прямой частью основного договора. Делается вывод о том, что практически говорится об особой разновидности трудовых договоров, которые содержат обязательства по профессиональной подготовке, переподготовке или повышению квалификации сотрудника. Исходя из этого ученический договор, заключенный с сотрудником данной организации, автоматически перестает быть действительным при прекращении действия трудового договора, исходя из тех же оснований. Но при прекращении действия ученического договора, трудовой продолжает быть действительным.

Ученический договор имеет несколько обязательных условий, при несоблюдении которых он прекращает быть действительным. В нем обязательно должны быть указаны:

  • Наименования сторон.

  • Степень и уровень образования, которые приобретаются учащимся.

  • Срок прохождения обучения.

  • Оплата в период обучения. Работникам данного предприятия также предстоит в обязательном порядке отработка у работодателя в период, указанный в договоре.

Также в ученический договор включаются дополнительные положения, но это должно происходить по согласию обеих сторон и не должно противоречить ТК и локальным актам.

Условия отработки после прохождения обучения содержатся в трудовом договоре (ТК, ст. 57) или в соглашении об обучении (ТК, ст. 249). Всё же наличие этого условия не означает заключения трудового договора в срочном порядке. Поэтому выражая согласие на наличие данного пункта, сотрудник или лицо, находящееся в поисках работы, только принимает на себя обязательство по возмещению расходов на обучение путем отрабатывания. Его срок должен находиться в пределах разумного, а точнее не нарушать принципов свободы труда. Обязательства отработки остаются действительными по прекращении срока обучения.

Продолжительность действия ученического договора должны быть достаточной для того, чтобы человек смог овладеть необходимой специальностью. С предписаниями и рекомендациями можно ознакомиться, заглянув в отраслевые нормативно-правовые акты.

Продолжительность действия договора может быть продлена, если учащийся не смог присутствовать на занятиях и выполнить учебный план согласно программе по уважительной причине (болезнь, привлечение к выполнению государственных и общественных обязательств и т.д.).

Обучение организовывается в разных формах обучения: индивидуальной, бригадной, курсовой и т.д. Выбор формы напрямую зависит от специальности профессии учащегося, требований учебного плана, способности учащегося и т.д.

Максимальное количество времени обучения не должно превышать норму рабочего времени в течении недели для сотрудников того же возраста и квалификации (согласно ТК, ст. 91, 92). Это право гарантируется всем учащимся независимо от выбранного вида ученического договора.

Учащиеся, по согласованию с работодателем, которые являются работниками данной организации, могут частично (режим неполного рабочего дня) или полностью освобождаться т рабочих заданий в связи с прохождением обучения. Также они имеют право учиться в свободное от работы время.

На протяжении обучения учащихся запрещено оставлять сверхурочно, отправлять в командировки по служебным назначениям, никак не связанным с прохождением обучения.

Оплата в вышеописанных случаях проводится двумя основными способами:

  1. Стипендия.

  2. Оплата за выполненную на протяжении обучения работу.

Так как работа обучающегося оплачивается по заранее установленным расценкам, в ученическом договоре может указываться только размер стипендии, минимальный размер которой указан в ст. 133 ТК.

На работников, проходящих обучение, полностью распространяется действие трудового законодательства, коллективного договора и локальных нормативных актов.

Работникам, которые успешно справились с итоговыми испытаниями (квалификационными экзаменами), при приеме на работу по окончании прохождения учебного материала не устанавливают испытательный срок.

В случае, если учащийся не выполнил своих обязательств, указанных в ученическом договоре (к примеру, вовремя не начал работать), он обязан вернуть работодателю выплаченную ему стипендию и возместить все остальные расходы на его обучение. Потенциально неполученные из-за невыполненной работы деньги не учитываются.

Ученический договор имеет гражданско-правовой характер, и потому к нему применимы нормы гражданского права. На время его действительности трудовые отношения являются таковыми исключительно на время прохождения производственного обучения. Однако обязанность пройти его истекает из обязанностей учащегося усвоить подготовленную программу.

Изменить или расторгнуть гражданско-правовой ученический договор можно по согласию сторон, в связи с решением суда, с отказом одной из сторон выполнять свои обязательства в полной или частичной мере, когда это прописано в законе или происходит по согласию сторон (ГК, ст. 450, 782). Помимо этого, договор может быть расторгнут вследствие прекращения обязательств по причине невозможности их выполнения как из-за чего-то, что не зависит ни от одной из сторон, так и по вине одной из них. В этом случае стоит обратиться к порядку расчетов в согласии со ст. 781 ГК.

Не стоит путать составленный ученический договор, имеющий гражданско-правовой характер, с гражданско-правовым контрактом, который заключается между студентами и работодателями с целью проведения подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием. Положение об этой подготовке было утверждено в Постановлении от 19 сентября 1995 года. Согласно этому документу, со студентами заключают контракт по очной форме за федеральные средства, причем сделать это необходимо минимум за 3 месяца до окончания учебы в специальных заведениях на срок до 3 лет. Должность, которую компания предлагает студенту согласно контракту, должна быть соответствующей его профилю и уровню образования.

Контракт определяет рамки обязательств сторон друг перед другом. Помимо прочего, студент, который не выполняет его условий, обязан возместить денежные затраты заведению и работодателю по выплате стипендии, льгот и пособий. Хотя есть некоторые категории студентов, которые автоматически освобождаются от подобного возмещения. Они перечислены в п. 6 и 7 вышеупомянутого Постановления:

  • Лица с медицинскими противопоказаниями.

  • Супруги военнослужащих и служащих федеральных служб, если работу предоставили не по месту проходимой службы.

  • Беременные и женщины с детьми в возрасте до 1.5 лет, если работа находится не по месту жительства ее или родных.

Также работодатель и учебное заведение составляют договор о частичном возмещении затрат на обучение учащегося и организации прохождения им производственной практики.

Мы коротко рассмотрели подготовку профессиональную: общая характеристика, профессиональная подготовка, повышение квалификации, ученический договор.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу

biznes-prost.ru

Что такое профессиональная переподготовка?

Полезная информация

Профессиональная переподготовка (сокращённо ПП) – это получение дополнительных компетенций (знаний, умений, навыков, а также личностных качеств), необходимых для выполнения функций нового направления профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации. Данная форма обучения доступна лицам, имеющим среднее или высшее профессиональное образование, а также (с 1 сентября 2013 года) учащимся вузов и колледжей. 

Программы профессиональной переподготовки разработаны Министерством образования и науки России в качестве альтернативы второму высшему образованию. Профессиональная переподготовка – удобный, недорогой и, главное, быстрый способ (программа включает только профильные дисциплины) получить второе образование, освоить новую специальность. Этим она выгодно отличается от второго высшего образования, которое длится 3 года и более, значительно дороже и насыщено общими предметами.

Как и в случае с программами основного высшего образования, поступая на специальности профессиональной переподготовки, можно выбрать любую форму обучения: с отрывом от работы (очное), без отрыва от работы (вечернее или дистанционное), с частичным отрывом от работы (заочное) и по индивидуальным формамобучения. Форму профессиональной переподготовки устанавливает учебное заведение в зависимости от сложности программы.

Профессиональная переподготовка бывает двух видов:

Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности

Объём занятий – свыше 500 аудиторных часов (6 месяцев).

Документ об образовании – Диплом государственного образца о профессиональной переподготовке.

Это совершенствование знаний сотрудника в рамках его специальности (специализация). Обучение проводится с учётом квалификационных требований к конкретным профессиям и должностям. Здесь могут обучаться только лица с законченным высшим или средним профессиональным образованием.

По завершении программы слушатели проходят итоговую государственную аттестацию. Успешно прошедшим испытание выдается диплом установленного образца. Обладатель подобного документа получает право работать в определенной сфере деятельности.

 

Профессиональная подготовка для получения дополнительной квалификации

Объём занятий – от 1000 часов общей трудоёмкости (2 года), из них 750 аудиторных часов.

Документ об образовании – Диплом государственного образца о дополнительном (к высшему) образовании или Диплом государственного образца о дополнительном (к среднему) образовании.

Получение дополнительной квалификации на базе имеющегося у специалиста высшего (среднего) профессионального образования. Но, в отличие от курсов профпереподготовки, на программах дополнительной квалификации могут обучаться как лица, получившие основное профессиональное образование, так и студенты 3-4 курсов всех специальностей.

Получение дополнительной квалификации – практически аналог второго высшего профессионального образования. Дисциплины, которые слушатель сдавал, будучи студентом, могут быть перезачтены. Однако присвоение дополнительной квалификации не приравнивается к получению второго высшего образования, профпереподготовка ­есть актуальное и востребованное к нему дополнение.

По окончании обучения также проводится итоговая аттестация и выдается диплом установленного образца, удостоверяющий получение дополнительной квалификации.

 

Отдельной строкой выделим программы ДПО предпринимательской направленности – бизнес-образование. В России МВА относят к программам профессиональной переподготовки. Выпускник программы МВА получает диплом о дополнительном (к высшему) образовании с присуждением степени «Мастера делового администрирования (МВА)» Подробнее о бизнес-образовании в России и за рубежом читайте в разделе МВА.


26 декабря 2014       1834 просмотра

www.uitc74.ru

Что такое профессиональная переподготовка? Отличия от повышения квалификации

Профессиональная переподготовка — это специальная форма получения новых знаний и практических навыков в выбранной сфере. Компетенция, приобретенная во время обучения, позволит повысить профессиональный уровень, получить новую профессию или специализацию. Воспользоваться переподготовкой могут лица с любым профессиональным образованием, а также студенты вузов, техникумов и колледжей.

Профессиональная переподготовка сегодня — это недорогой, быстрый и очень удобный способ изучения профильных дисциплин и освоения новой специальности. В зависимости от предпочтений учащиеся могут выбрать наиболее удобный формат обучения — очный, вечерний, дистанционный или заочный. Некоторые учебные заведения предлагают индивидуальные формы занятий.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации: сходства и различия

На сегодняшний день учащиеся могут выбрать две разновидности профпереподготовки:

  1. Освоение новой специальности за счет совершенствования знаний по узкому перечню профильных дисциплин.
  2. Получение дополнительной профессии.

Таким образом, в случае успешного окончания обучения учащиеся получают еще одну специальность в дополнение к уже существующей.

Курсы повышения квалификации, наоборот, углубляют знания и навыки в одной конкретной области, давая возможность расширить перечень компетенций в рамках возрастающих требований к профессионализму сотрудников конкретной организации.

Повышение квалификации может быть следующих видов:

  1. Экспресс-курсы, в рамках которых вместе с аудиторными занятиями проходят мастер-классы от специалистов той же компании.
  2. Долгосрочные курсы с углубленным изучением отдельных аспектов; позволяют расширить привычный перечень обязанностей, овладеть новыми навыками в рамках одной и той же специализации.
  3. Семинары и тренинги для оттачивания отдельных навыков.

Сравнивая переподготовку и повышение квалификации, можно выделить несколько отличий:

  • количество учебных часов — переподготовка предполагает больший объем занятий;
  • сроки обучения;
  • документы, выдаваемые по результатам обучения — в случае переподготовки учащиеся получают дипломы, а после повышения квалификации — только удостоверения или свидетельства;
  • статус: переподготовка открывает доступ к новым должностям, тогда как повышение квалификации расширяет возможности и перечень трудовых обязанностей;
  • повышение квалификации обходится дешевле переподготовки.

Основные преимущества профессиональной переподготовки кадров

Как альтернатива традиционному второму высшему образованию, переподготовка кадров имеет ряд преимуществ:

  • относительно короткий срок обучения — от 4 до 12 месяцев против 3 лет, необходимых для второй «вышки»;
  • возможность подобрать удобный формат занятий с отрывом или без отрыва от производства;
  • минимальный перечень общих дисциплин;
  • гарантированные практические занятия и стажировки, производственные практики;
  • выгодная стоимость по сравнению с ценами на второе высшее образование;
  • получение диплома государственного образца, дающего право на ведение профессиональной деятельности в той или иной сфере;
  • минимальный срок адаптации к новому месту работу или новой профессии.

Организация учебного процесса

Согласно нормативам, при переподготовке кадров каждый учащийся должен прослушать более 250 часов лекционного материала (аудиторных занятий). Все программы обязательно учитывают потребности заказчика, поэтому обучение включает в себя наиболее актуальный перечень профильных дисциплин и практических занятий.

Традиционно весь процесс строится с учетом компетенций и предусматривает возможность модульного обучения. Поэтому окончательные сроки и формы профессиональной переподготовки определяются в соответствии с пожеланиями заказчика на основе требований и условий, прописанных в договоре.

centrfenix.ru

Профессиональная подготовка и переподготовка персонала

Автор: Наталья Петрыкина

“Кадровый менеджмент”

Обучение сотрудников силами компании регламентируется большим числом нормативных документов, включающих в том числе и относящиеся к области налогового права. В рамках объема данной статьи мы осветим все основные аспекты договорного и налогового регулирования профессиональной подготовки и переподготовки персонала.

Формы профессиональной подготовки работников

На языке закона предоставление работнику возможности повышения его профессионального уровня называется профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работника. Это обширный и сложный правовой институт, регулируемый Трудовым кодексом, Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” (далее – Закон об образовании), Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” (далее – ФЗ № 125), а также нормами Налогового кодекса.

Статьей 196 ТК РФ установлено, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки работников определяется работодателем. Это значит, что именно ему решать – отправить ли сотрудника для повышения его квалификации на специализированный международный семинар в Лондон или же достаточно будет просто пройти стажировку у опытного наставника, причем без отрыва от производства. Если говорить серьезно, то профессиональная подготовка и переподготовка действительно может осуществляться не только в специализированных учебных заведениях (кстати, не забудьте ознакомиться с их аккредитацией или лицензией на ведение образовательной деятельности), но и в самой организации. Условия и порядок обучения должны содержаться либо в локальном нормативном акте компании, либо в договоре с работником (трудовой или специально заключенный для регулирования отношений по обучению).

Профессиональная подготовка и переподготовка, проводимые в специализированном учебном заведении, бывают двух видов: целевое обучение студентов и обучение аспирантов. Целевое обучение студентов – это направление штатных работников компании на переподготовку в соответствующее учебное заведение. Такое обучение означает переподготовку по той специальности, которой уже обладает сотрудник. По окончании обучения слушатель обязан сдать квалификационный экзамен или пройти аттестацию и получить диплом (сертификат, аттестат). Во время обучения он может получать стипендию от организации. Обучение аспирантов осуществляется с целью разработки нужных организации научных тем, которые впоследствии будут использованы в производственных или коммерческих целях. В обоих случаях процесс обучения оформляется договором об оказании услуг в пользу третьего лица (им является работник) между образовательным учреждением и работодателем.

Если целью научных изысканий аспиранта является создание некоего ноу-хау, или, другими словами, продукта интеллектуальной собственности (программа, алгоритм и т.п.), то в договоре на обучение нужно заранее предусмотреть, кто будет являться правообладателем результата научных исследований.

Оплату обучения в аспирантуре образовательного учреждения осуществляет работодатель. В договоре нужно полностью указать название образовательного учреждения, где будет обучаться работник, реквизиты лицензии или аккредитации (номер, когда и кем получена/выдана), срок обучения, получаемая специальность, обязательство о выдаче диплома установленного образца в случае успешной сдачи экзаменов.

Профессиональная подготовка и переподготовка, проводимая в самой организации для своих сотрудников, носит название ученичества и оформляется ученическим договором. Согласно статье 198 ТК РФ, ученичество осуществляется без отрыва от производства. Суть его состоит в переобучении работника новой специальности или повышении уже имеющейся у него квалификации. И “ученик”, и “учитель” являются штатными работниками компании. То есть, фактически, более квалифицированный и опытный сотрудник обучает менее опытного и квалифицированного. Ученический договор является дополнительным к трудовому. Он заключается на срок, необходимый для обучения требуемой специальности или получения необходимой квалификации. Договор должен содержать наименования сторон, вид приобретаемой учеником профессии или квалификации, срок обучения, размер оплаты труда на время ученичества, обязанность ученика отработать определенное время в организации по приобретенной специальности. При прохождении обучения работники могут работать по основной специальности на условиях неполного рабочего дня или полностью освобождаться от трудовых обязанностей. Срок действия ученического договора продлевается в случае болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, когда по независящим от воли сторон обстоятельствам обучение фактически не проводилось. Условия данного договора в течение срока его действия могут изменяться только по соглашению сторон.

Гарантии и компенсации

Работникам, впервые получающим высшее образование и совмещающим обучение в вузе с работой, закон предоставляет ряд гарантий и льгот (ст. 173 ТК РФ и ст. 17 ФЗ № 125). Прежде всего, это дополнительные оплачиваемые отпуска для сдачи экзаменов в период сессии, продолжительностью от 40 до 50 календарных дней в год; оплата проезда к месту учебы и обратно для заочников один раз в год; сокращенная рабочая неделя в период подготовки диплома; неоплачиваемый 15-дневный отпуск для сдачи вступительных экзаменов. Все эти льготы должны быть предоставлены работнику, если вуз, где он обучается, имеет государственную аккредитацию. В противном случае вопрос решается в соответствии с условиями трудового договора или в соответствии с нормами коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка или иного локального нормативного акта, если таковой имеется и регулирует данные правоотношения. Если нужных гарантий в этих документах нет или они сами отсутствуют, вопрос решается по усмотрению руководителя организации.

Поскольку закон связывает предоставление вышеперечисленных гарантий с получением высшего образования впервые, то на практике может возникнуть комичная и одновременно затруднительная ситуация: работник поступил в вуз, использовал оплаченный учебный отпуск, а затем, недоучившись, оставил учебу в этом вузе и поступил в другой. Обязан ли в таком случае работодатель предоставить работнику оплачиваемый отпуск еще раз? Ответ – да, потому что в первом вузе высшее образование работником получено не было, а значит, и во втором вузе он будет получать высшее образование впервые (ст. 77 ТК РФ).

Особенности налогообложения затрат на профессиональную подготовку

Все расходы организаций по предоставлению вышеперечисленных гарантий и компенсаций уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, так как они входят в состав расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ). При этом не забудьте при предоставлении дополнительного отпуска студенту получить у него справку-вызов и справку-подтверждение из вуза. Суммы, выплачиваемые в период учебных отпусков, и оплата проезда к месту учебы и обратно включаются в налоговую базу по ЕСН. Соответственно, организации придется начислять страховые пенсионные взносы и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве. Налогообложение расходов на обучение будет разным, в зависимости от того, какой уровень – образовательный или профессиональный – повышается работником. Разобраться в этом поможет статья 21 Закона об образовании. Относительно НДФЛ можно сказать следующее: согласно п. 3 ст. 217 НК РФ расходы на повышение профессионального уровня работников НДФЛ не облагаются. Напротив, оплата обучения, связанного с повышением образовательного уровня работника, включается в совокупный доход работника и НДФЛ облагается (Письмо МНС России от 24.04.2002 № 04-4-08/1-64-П758). Возмещение расходов на профессиональное обучение не облагается ЕСН (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Расходы на получение высшего и среднего специального образования ЕСН также не облагаются, так как не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п. 3 ст. 236 НК РФ). Если на стоимость обучения не начисляется ЕСН, то страховые взносы в ПФР тоже не начисляются.

Для налога на прибыль тоже важна цель обучения. Оплата обучения в высших и средних специальных учебных заведениях не уменьшает налогооблагаемую прибыль (п. 3 ст. 254 НК РФ).

В расходы можно включить только профессиональную подготовку работников (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Сделать это можно при соблюдении следующих условий: обучение должно осуществляться в российском или иностранном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию или лицензию; профессиональная подготовка должна проводиться в интересах деятельности компании (например, нельзя направить бухгалтера на курсы парикмахеров). Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, нужно обратить внимание на следующее.

Закрытый перечень расходов, которые такая компания может принять к вычету по единому налогу, установлен в статье 346.16 НК РФ, и расходов в виде оплаты обучения сотрудников в ней не упоминается. Однако если оплата обучения предусмотрена трудовым или коллективным договором, компания вправе учесть указанные затраты в составе расходов на оплату труда, предусмотренную пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Состав оплаты труда организация, работающая по упрощенной системе налогообложения, определяет в соответствии со ст. 255 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В статье 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда открыт, и если оплата обучения предусмотрена в трудовом или коллективном договоре, препятствий для ее признания в расходах нет.

Работники часто повышают свой профессиональный уровень с помощью участия в различных семинарах. Для целей налогообложения семинары делятся на учебные и консультационные, причем учебные семинары имеют право проводить только организации, имеющие лицензию. Расходы на участие в учебном семинаре учитываются по пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ. Расходы на участие в консультационном семинаре уменьшают налогооблагаемую прибыль как затраты на консультационные услуги в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

До сих пор мы говорили о том, как учитывать расходы на обучение в различных образовательных учреждениях. А как быть организациям, имеющим собственную учебнопроизводственную базу, на которой могут обучаться как собственные сотрудники, так и сотрудники других организаций? При подготовке и переподготовке штатных сотрудников на собственной учебно-производственной базе затраты, связанные с этой деятельностью, не могут быть отнесены к расходам, предусмотренным п. 3 ст. 264 НК РФ, поскольку в данном случае отсутствуют договорные отношения с образовательным учреждением, как это указано в приведенной норме. Данные расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли согласно статье 275.1 НК РФ, так как в ней установлено, что для применения главы 25 НК РФ к обслуживающим производствам относятся и учебно-курсовые комбинаты. Чтобы учесть затраты учебно-курсовых комбинатов, нужно соблюдение следующих условий:

• Стоимость учебных услуг должна соответствовать стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями

• Расходы на содержание учебно-курсовых комбинатов не должны превышать обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов

• Условия оказания услуг не должны существенно отличаться от условий оказания аналогичных услуг специализированными организациями

Выплаты работникам на период обучения предусмотрены п. 19 ст. 255 НК РФ и являются компенсационными. Поэтому в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ ЕСН не облагаются. На них также не начисляются страховые пенсионные взносы и взносы на страхование от несчастных случаев. Налогообложение затрат по обучению в порядке ученичества имеет свои особенности. Ученический договор заключается в соответствии со ст. 138 ТК РФ, то есть если организация имеет свою учебно-производственную базу и к новому сотруднику прикрепляется наставник.

Стипендию, которую получает обучающийся работник на основании статьи 204 ТК РФ, можно рассматривать как компенсационную выплату. Согласно п. 3 ст. 217 ТК РФ, все компенсационные выплаты НДФЛ не облагаются.

hr-portal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *