Профессиональный стандарт преподавателя вуза – Статья на тему: Анализ профессионального стандарта «Преподаватель профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования» | скачать бесплатно

Содержание

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

%PDF-1.5 % 2 0 obj > endobj 5 0 obj > stream 2013-01-16T20:49:53+03:00Microsoft® Office Word 20072013-01-16T23:47:02+03:00application/pdf

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
  • Жильцов
  • PDF-XChange Viewer [Version: 2.0 (Build 50.0) (Apr 13 2010; 21:08:12)] endstream endobj 85 0 obj > stream xVO Ww1V=EjI;64i;_g$!M^[email protected]`sP63ǿA7gۜ~5Íy3A^NDA+GSw"*Vh 6H0iПMǁyH%[>Zrd3RקpT]@W Mp?gNGLXLwhl}P

    www.labrate.ru

    Профессиональный стандарт педагога профессионального образования

    Педагог профессионального образования должен соответствовать требованиям, установленным профстандартом. Разбираемся, каким именно.

    Из статьи вы узнаете:

    Профстандарт педагога профессионального образования

    Переход к новой системе оценки квалификации специалистов в России был начат в конце 2012 года, когда в действующий Трудовой кодекс были внесены изменения, предполагающие применение профессиональных стандартов.

    Именно тогда была введена в действие актуальная редакция ст. 195.1 ТК РФ, которая определяет профстандарт как требования к уровню и характеру квалификации сотрудника, необходимой ему для выполнения возложенных на него трудовых задач.

    Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

    5 главных заблуждений про профстандарты.

    Читать статью

    Читайте по теме в электронном журнале

    Начиная с этого момента Министерством труда и занятости была инициирована обширная работа по формированию и утверждению профессиональных стандартов для отдельных предметных областей, к которой привлекались опытные эксперты. Каждый из итоговых документов должен был составляться в строгом соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23. При этом степень проработки конкретного профстандарта зависела от нескольких факторов, включая собственно сложность данного вида профессиональной деятельности и его значимость для общества и экономики.

    Скачайте документы по теме:

    Обращаем внимание! Введение профессиональных стандартов не отменяет действие квалификационных справочников. И работодатель вправе сам решать каким документом ему руководствоваться при определении квалификационных требований к должности: профстандартом или квалификационным справочником.

    Нельзя не признать, что по последнему критерию педагогическая деятельность является одной из самых серьезных сфер. Именно поэтому разработке профстандартов для педагогов было уделено много времени и внимания. В результате с 1 января 2017 года были введены в действие сразу пять обширных документов, устанавливающих требования к уровню квалификации

    педагогических работников. Одним из них является стандарт, регламентирующий применение квалификационных требований к педагогу в области профессионального обучения и профессионального образования основного и дополнительного уровней. О том, какие еще профстандарты для педагогов действуют в настоящее время, вы можете узнать в нашем материале.

    Профессиональный стандарт педагога  профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования утвержден приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 608н

    Читайте по теме в электронном журнале

    Области применения профстандарта педагога профессионального образования

    Специфика профессионального стандарта педагога профессионального образования заключается, в том числе, в том, что его действие распространяется на специалистов, которые задействованы в выполнении трудовой деятельности в области образования достаточно высокого уровня. В частности, положения профстандарта, утвержденного приказом № 608, распространяются на следующие категории работников:

    педагоги, осуществляющие преподавательскую деятельность в образовательных организациях, уровень которых относится к среднему профессиональному;

    преподаватели высших учебных заведений с различным статусом, включая университеты, академии, институты и другие организации высшего профессионального образования;

    специалисты, чья профессиональная деятельность предполагает выполнение функций по разработке методик обучения.

    Стоит учитывать, что выделение перечисленных категорий сотрудников в целях применения профстандарта педагога профессионального образования производится с применением Общероссийского классификатора занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08). В свою очередь, перечисленные категории специалистов могут быть задействованы в реализации образовательного процесса по различным направлениям подготовки, начиная от среднего профессионального и выше. Какие конкретно ступени образования охватывает действие данного стандарта — читайте в нашей статье

    .

    Требования к специалисту, установленные профстандартом педагога

    Применение профессиональных стандартов имеет целый ряд серьезных плюсов для работодателя, одним из которых является четкая фиксация необходимых требований, которым должен соответствовать специалист, занимающий должность педагога профессионального образования.

    В свою очередь, требования, зафиксированные в профстандарте преподавателя профессионального образования, касаются различных квалификационных характеристик такого специалиста, а также содержат особые условия, связанные со спецификой педагогической работы на различных уровнях обучения.

    Справка

    Требования к образованию и квалификации

    Поскольку профстандарт, утвержденный приказом № 608н, предполагает преподавание для обучающихся, уже получивших общее образование, педагог такого уровня должен иметь достаточно серьезный образовательный багаж. При этом требования профстандарта допускают несколько возможных вариантов в отношении имеющегося у специалиста уровня образования в зависимости от того, какую именно должностную позицию он занимает в образовательном учреждении. Так, например, если для мастера достаточно среднего профессионального образования по преподаваемому направлению, то для методиста обязательным требованием является наличие высшего образования.

    Кстати, в отношении требований к образованию профстандарт проявляет достаточно большую гибкость: так, в нем предусмотрены варианты решения ситуации отсутствия необходимого уровня образования для специалистов, которые не имеют педагогической подготовки, или сотрудников, не обладающих необходимыми знаниями по профилю преподавательской деятельности. Узнайте из нашей статьи, какие рекомендации по этому вопросу содержатся в тексте профессионального стандарта.

     В Приказе Минтруда России от 12.04.2013 №148н содержится исчерпывающая классификация уровней квалификации в соответствии со сложностью выполняемых задач и условиями относительно наличия у работников специальных навыков и знаний.

    Проанализировав содержание этого документа, а также профстандарта педагога профессионального образования, можно сказать, что рассматриваемый профстандарт предполагает достаточно высокие требования относительно имеющейся квалификации такого специалиста.

    В нашем материале мы подробно рассказываем об уровнях квалификации педагогов.

    Обратите внимание! Требования к опыту практической работы определяются на основании уровня образования, имеющегося у педагога, и занимаемой им должностной позиции.


    Специальные ограничения для занятия педагогической деятельностью

    Наряду с общими требованиями относительно уровня образования и квалификации, определенными для педагога профессионального обучения профессиональным стандартом, к такому специалисту применяются специальные ограничения, установленные ст. 331 и 351.1 ТК РФ.

    Справка

    В частности, к такой деятельности не допускаются:

    1. лица, которые в судебном порядке были лишены права осуществлять педагогическую деятельность;
       
    2. лица, которые в судебном порядке были признаны недееспособными;
       
    3. сотрудники, имеющие заболевания социально опасного характера;
       
    4. граждане, имеющие судимость за преступления тяжкого и особо тяжкого характера;
       
    5. граждане, имеющие судимость за особые категории преступлений, связанных с посягательством на неприкосновенность личности и государства.

    Подобные требования применяются ко всем категориям работников, чьи трудовые обязанности связаны с осуществлением педагогической деятельности.

    При этом, однако, в отдельных случаях работник, имеющий судимость, может быть допущен к работе с учащимися, однако для этого необходимо получение решения комиссии по делам несовершеннолетних. 

    Что касается состояния здоровья педагогических работников, то во избежание допуска к работе с обучающимися лиц, имеющих опасные заболевания заразного типа, такие специалисты должны быть подвергнуты процедуре медицинского осмотра в установленном порядке. В нашем материале мы указываем, какие виды медосмотров являются обязательными для этих сотрудников.

    Обязанности педагога профессионального образования по стандарту

    Педагог профессионального образования по стандарту, утвержденному приказом № 608н, должен обеспечить успешное выполнение следующих основных трудовых функций в процессе осуществления своей профессиональной деятельности:

    разработка образовательных  модулей и учебных программ в части содержательного и методического аспекта их реализации;

    организация эффективной обучающей деятельности, обеспечивающей полноценное усвоение учащимися содержания материалов, предусмотренных образовательными модулями и учебными программами;

    обеспечение регулярного и качественного контроля за усвоением учебного материала на промежуточных и итоговых стадиях прохождения обучения.

    В процессе реализации указанных трудовых функций педагогу профессионального обучения в рамках профстандарта следует применять и учитывать положения специальной литературы, справочных изданий, методических материалов и иную информацию, предусмотренную актуальными стандартами осуществления преподавательской деятельности.

    При этом, однако, в целях обеспечения интереса учащихся к обучению и повышения качества усвоения ими преподаваемого материала рекомендуется применение форм подачи материала, соответствующих возрасту, особенностям коллектива и иным характеристикам обучающихся. Более подробно о методах оценки эффективности решения поставленных перед педагогом задач Вы можете прочитать в нашем материале.

    Трудовые функции педагога

    Несмотря на некоторые различия в части требований к уровню образования, опыта практической работы и других характеристик, к педагогам высшего и дополнительного образования, а также педагогам СПО профстандарт предъявляет схожие требования в части общих принципов выполнения трудовых функций по данной профессии.

    Справка

    В частности, в число трудовых функций педагога профессионального образования входят:

    1. осуществление преподавательской деятельности в рамках коллектива обучающихся с учетом их индивидуальных характеристик и особенностей группового взаимодействия;
       
    2. организация учебного процесса с элементами производственной деятельности по профилю обучения;
       
    3. педагогическое и организационное сопровождение обучающей деятельности в соответствии с уровнем обучения;
       
    4. обеспечение научной, учебной, методической и организационной подготовки реализации программ профессионального обучения в соответствии с его уровнем.

    В зависимости от уровня обучения и характера преподавательской деятельности допускаются различные наименования должностных позиций, предусмотренные профстандартом: педагог дополнительного профессионального образования, мастер производственного обучения, преподаватель и другие. О том, как выбрать наиболее подходящий вариант для конкретной ситуации, читайте в нашем

    материале.

    Применение профессионального стандарта педагога

    Согласно положениям действующего законодательства, подтвержденным официальными разъяснениями Минтруда, данными в письме от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253, в настоящее время применение профстандартов в педагогической деятельности осуществляется в целях решения следующих задач:

    формирование кадровой политики и управление персоналом, в том числе определение трудовых функций работника при составлении штатного расписания, должностных инструкций, трудовых договоров;

    проведение обучения и аттестации работников. В этом случае профстандарт служит ориентиром, какие знания и навыки работы необходимы современному специалисту;

    тарификация работ и присвоение тарифных разрядов, а также установление систем оплаты труда с учетом особенностей организации труда и управления.

    Действующее законодательство предусматривает ряд должностных позиций, для которых применение разработанных профстандартов становится обязательным с момента их официального утверждения: в нашем

    материале мы приводим полный перечень таких должностей.

    Согласно положениям ст. 331 ТК РФ, ст. 46, 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ позиция педагога относится к перечню должностей, для которых необходимо применение положений действующих профстандартов. Таким образом, указанные специалисты обязаны соответствовать требованиям к преподавателям по профессиональному стандарту, утвержденному приказом № 608н или требованиям, установленным квалификационным справочником.

    Справка

    Действия работодателя при несоответствии работника профстандарту педагога

    Если оценочный центр или специальная рабочая группа, созданная по решению работодателя, установит несоответствие сотрудника требованиям утвержденного профстандарта, то уволить его не получится. В законодательстве четко регламентирован перечень оснований для увольнения, и несоответствие профстандарту в нем не предусмотрено. Планы добавлять такое основание законодатель также не рассматривает. Правомерность такой позиции подтверждают и специалисты Минтруда России в пункте 10 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

    Если человек не соответствует профстандарту, а требование о соответствии является обязательным на законодательном или локальном уровне, то работодателю необходимо провести мероприятия по внедрению профстандартов. Один из этапов – мероприятия, направленные на доведение квалификаций, знаний и умений сотрудника до уровня, заявленного в стандарте, если вдруг выявлено несоответствие. Кстати, Трудовой кодекс рекомендует работодателю регулярно организовывать повышение квалификации педагогических работников. Мы расскажем, как часто и каким образом необходимо направлять таких сотрудников на обучение.

    Однако если все необходимые мероприятия проведены, а уровень квалификации сотрудника остается недостаточным, работодатель может провести аттестацию работника. При неудовлетворительных результатах этого мероприятия у работодателя уже появится законная возможность и основание для увольнения (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). О том, как оформить увольнение педагогического работника, читайте в нашем материале.   

    Скачать чистый бланк
    Скачать в .doc

    Скачать заполненный образец
    Скачать в .doc

    www.kdelo.ru

    Профстандарт преподавателя профессионального образования

    Введение профессиональных стандартов уже «на пороге». Профстандарт преподавателя профессионального образования — документ, с которым современным педагогам жить и на который равняться. Это инструмент диагностики уровня квалификации, «вербования» новых сотрудников, стимул совершенствования образования и основа трудовых взаимоотношений руководства и педагогических кадров. От того, насколько понятным и эффективным будет его внедрение, во многом зависит каждодневная работа в новой системе образования, которая активно формируется в нашей стране.

    Что такое профессиональный стандарт?

    Для того, чтобы в полной мере понять, что собой представляет нововведение и какое значение имеют профстандарты для образовательной сферы, необходимо разобраться в самом понятии профстандарта. Статья 195.1 Трудового Кодекса РФ даёт следующее определение:

    Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

    Другими словами, профессиональный стандарт — документ, в котором прописаны все знания, умения и навыки, которыми необходимо обладать сотруднику для успешного выполнения своих рабочих обязанностей.

    Ещё в начале XX века как в зарубежной, так и в российской практике предпринимались попытки разработать профессиональные стандарты. Основная цель — повышение производительности труда, в связи с которой и проводился анализ трудовой деятельности. С конца XX века были созданы единые квалификационные справочники (ЕКС и ЕТКС), содержащие определенные требования к конкретным должностям руководителей, специалистов и служащих.

    Сфера образования постоянно развивается, меняется как содержание педагогической деятельности, так и технологии. Это привело к появлению новых компетенций, которыми должны обладать современные педагоги для достижения целей образовательного процесса. Устаревшие ЕКС не соответствуют актуальным потребностям сферы образования, поэтому есть следующие проблемы:

    • Неясность формального комплекса трудовых функций, вследствие чего — неспособность систем профессионального и дополнительного образования гармонично и стабильно развиваться;
    • Нет понятных критериев для объективной оценки квалификационного уровня преподавателей. Следовательно, невозможно организовать систему, которая бы стимулировала профессиональное развитие сотрудников образовательной сферы.
    • Подготовка педагогов часто имеет мало общего с реальным положением дел в образовании и условиями практической работы.

    Что прописано в профстандарте педагога профессионального образования?

    В утвержденном приказом Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015 профстандарте профессионального образования содержится следующая информация:

    1. Общие сведения. Здесь определены общие названия трудовых функций и коды классификаций рода деятельности.
    2. Функциональная карта. В этом разделе описаны общие функции, которые должен выполнять преподаватель. Общие функции также могут делиться на несколько конкретных узких функций. Для каждой из них указывается соответствующий уровень квалификации.
    3. Характеристика функций. Подробная расшифровка позиций функциональной карты, содержит перечень конкретных действий для выполнения каждой функции. Также указаны необходимые умения и знания, которые должны быть у педагога.

    Неужели без профстандартов никак не обойтись?

    Профстандарты педагогов профессионального образования имеют большое значение для современной образовательной сферы.

    • Повышение качества образования. Профессиональный стандарт — инструмент для реализации стратегии образования в постоянно меняющемся и развивающемся мире. С их помощью отечественное образование выйдет на международный уровень.
    • Оценка квалификации. Стандарт поможет эффективно и максимально объективно оценить квалификационный уровень педагогов профессионального образования.
    • Регулирование кадровых вопросов и трудовых отношений. Положения стандарта необходимо использовать как критерии отбора педагогических кадров в образовательные учреждения. На основе профстандарта следует формировать трудовой договор между работодателем и работником.

    Разработчики профстандарта преподавателя СПО, ВПО и других форм профессионального образования предполагают, что стандарт значительно повысит интерес специалистов к педагогической деятельности и увеличит ответственность за достижение результатов. Профстандарт призван избавить педагога от выполнения ненужных функций, и поможет сконцентрироваться непосредственно на прямых обязанностях. Стандарт — это ещё и прекрасная мотивация для постоянного повышения квалификации учителей.

    Должностная инструкция преподавателя СПО по профстандарту

    К составлению должностной инструкции в условиях внедрения профстандарта педагога СПО есть четкие требования. В ней должны быть следующие обязательные разделы:

    • Общие положения. Указывается сфера деятельности, полное название занимаемой должности и кому подчиняется работник. Также указывается порядок назначения на должность и освобождения от неё, требования к знаниям, навыкам и квалификационному уровню.
    • Функции. Согласно профстандарту, перечисляются трудовые функции (ТФ), которые обязан выполнять конкретный педагог.
    • Должностные обязанности. Содержит перечень функциональных обязанностей, которые фиксируются в профстандарте преподавателя и соответствуют выполняемой ТФ.
    • Права работника.
    • Ответственность. Виды ответственности за качество выполняемых обязанностей педагога, соблюдение трудовой дисциплины, сохранность вверенных ценностей или документов.
    • Взаимоотношения. Здесь перечисляются должностные лица, с которыми у работника могут быть служебные взаимоотношения (обмен информацией).

    Итак, профстандарт — документ, способный вывести отечественную систему образования на международный уровень и максимально конкретизировать работу преподавателей профессионального образования. Достижение высокого уровня квалификации педагогов и эффективности педагогической деятельности — вот основная задача профессиональных стандартов.

    Как привести работу в вашем учреждении СПО в соответствие с современными требованиями, вы узнаете на Международной конференции «Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов».

    academy-prof.ru

    Необходимо ли наличие у преподавателя вуза педагогического образования по требованию профессионального стандарта...

    Необходимо ли наличие у преподавателя вуза педагогического образования по требованию профессионального стандарта?

    Ответ на вопрос:

    Согласно п. 3.8 Профстандарта (обобщенная трудовая функция - преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации, см. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования") установлены следующие требования к образованию и обучению преподавателя:

    Высшее образование - специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

    Дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

    Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда

    Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года

    Таким образом, Профстандарт не устанавливает обязательного наличия у преподавателя вуза педагогического образования.

    Отметим, что профстандарты не являются обязательными для образовательных организаций.

    Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

    На необязательность профстандартов для педагогов указывает и письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814 О рассмотрении обращения .

    Таким образом, образовательные учреждения в части требований к квалификации вправе руководствоваться или квалификационными справочниками, или профстандартами.

    Также отметим, что если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 , вопрос 5).

    Подробности в материалах Системы Кадры:

    1. Правовая база: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
    Об образовании в Российской Федерации

    Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

    1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

    2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

    2. Правовая база:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

    ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

    ПИСЬМО

    от 12 февраля 2016 г. N 09-ПГ-МОН-814

    О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

    Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России совместно с Общероссийским профсоюзом образования в части своей компетенции рассмотрел обращение и сообщает.

    В соответствии со статьей 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (вступает в силу с 1 июля 2016 года) к требованиям, являющимся для работодателей обязательными при применении профессиональных стандартов, отнесены лишь требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования к квалификации установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, то, исходя из этого, обязательность применения профессиональных стандартов для определения конкретных должностных обязанностей работников, наименований их должностей в зависимости от реализуемых образовательных программ законодательством не установлена.

    Из этого следует, что работодатели вправе при определении должностей обязанностей работников применять как профессиональные стандарты, так и квалификационные справочники Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, особенно в случаях, когда профессиональный стандарт содержит несколько возможных наименований должностей, с которыми связано предоставление льгот и преимуществ, как это предусмотрено для педагогических работников (преподавателей) организаций дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств). Формулировка "Возможные наименования должностей", содержащаяся в пункте 3.1 раздела III профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" однозначно указывает на диспозитивность данной нормы, поэтому реализация той или иной образовательной программы напрямую не связана только лишь с одной определенной должностью педагогического работника.

    Заместитель директора департамента

    С.В.МОЗГЛЯКОВА

    15.01.2018

    С уважением и пожеланием комфортной работы, Наталья Никонова,

    эксперт Системы Кадры

    www.kdelo.ru

    Профессиональные стандарты в образовании

    Национальная система квалификации призвана урегулировать отношения в сфере труда. В 2017 году в силу вступит несколько профессиональных стандартов, четыре из которых имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности. Чтобы у руководителей образовательных учреждений не было проблем с контролирующими структурами при вводе профстандартов, им необходимо быть в курсе всех изменений.

    25 января эту актуальную тему обсуждали на вебинаре «Профстандарты в 2017: что же нужно делать?». Важность обсуждаемых на мероприятии вопросов ярче всего проиллюстрировало количество участников. По ходу рассказа эксперта, в вебинарную комнату вошли  117 человек из разных уголков страны. Это солидное количество участников для вебинара.

    Мероприятие провёл Владимир Игоревич Блинов, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования», профессор кафедры педагогики МПГУ, автор учебно-методической литературы по актуальным вопросам развития системы среднего профессионального образования, эксперт Экспертного совета экспертизы образовательных программ, учебных изданий и электронных образовательных ресурсов для образовательных учреждений, реализующих программы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (ФИРО), эксперт учебных изданий НФПК.

    Сам термин «профессиональные стандарты» появился 50-60 лет назад. Именно тогда были первые опыты по внедрению подобной схемы работы в развитых странах.

    — Успешную практику введения профстандартов мы можем наблюдать в Ирландии, — рассказал Владимир Блинов. — Аналоги программы реализуются в Германии и Австрии. Во многих странах это дало положительный результат с точки зрения роста производительности труда. В России работа находится в самом начале. Говорить, что мы полностью готовы к переходу на профстандарты, нельзя. В нашей стране пока нет данных статистики по этому направлению. Я думаю, что мы получим положительный результат с введением профстандартов в сфере информатизации, строительства.

    Профстандарты применяются:

    • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;
    • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
    • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

    Функции профстандартов:

    • Определить трудовой функционал работника.
    • Разработать ФГОСы для профессионального образования.
    • Создать программы профессионального обучения.
    • Провести независимую оценку квалификации. 

    — Это важный пункт, призванный создать доверительные отношения сферы труда и профессионального образования, — прокомментировал Блинов. — Сейчас такого взаимодействия нет. Расхожая фраза — «забудьте всё, чему учили в школе (университете)» перешла на уровень законодательных актов. Работодатели сами хотят проверять квалификацию работников. 

    Больше всего вопросов у участников вебинара вызвали 2 аспекта: уровень образования, необходимый педагогам при введении профстандартов, и перенос даты введения профстандарта для педагогов.

    Образование и квалификация

    Работодатели часто задают сотрудникам вопрос перед приёмом на работу: «Какое у Вас образование?». Не всегда у человека с хорошим образованием есть необходимая для должности квалификация, и, наоборот, у квалифицированного специалиста не всегда есть нужный уровень образования. Профстандарты жёстче регламентируют необходимый уровень обучения для разных должностей.

    — Многие руководители спрашивают меня: «Неужели придётся уволить всех, кто по уровню образования не подходит?», — рассказал эксперт. — Нет, конечно.  Во многих случаях из ситуации недостатка образования можно выйти, пройдя курсы. Нередко случается, что  человек окончил технический вуз, а хотел бы работать в образовании. Для этого ему нужно пройти курсы повышения квалификации по педагогике.

     

    По трудовому законодательству уволить сотрудника просто так нельзя. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить другую должность в этой же организации или отправить на профессиональную переподготовку (повышение квалификации). В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

    Вопросы от участников

    1) Разенкова Надежда Ефимовна: Может ли работать в высшей школе преподаватель, имеющий высшее образование по укрупненной группе специальностей и переподготовку по профилю преподаваемой дисциплины?

    — Может. Простой пример: преподаватель английского языка работает в вузе. Есть институты, где преподают бакалавры, прошедшие переподготовку. По профстандартам такого уровня образования достаточно. Но это не значит, что каждый университет возьмёт на работу бакалавра. Многое зависит от амбиций вуза. Кадровая политика определяется ректоратом.

    2) Салдина Зинаида Петровна: Как быть воспитателям, педагогам дополнительного образования, которые имеют большой стаж работы, но не имеют педагогического образования?

    Достаточно профессиональной подготовки, это записано в профессиональных стандартах. Необходимо найти небольшие курсы и пройти их. Это формальное требование.

    Почему отодвинули введение профстандарта для педагогов?

    Профессиональные стандарты проходят длительный путь от рождения до применения в действие. Это новшество сложное и требует тщательной проработки. Руководителям учреждений разрешают вводить новую систему постепенно, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 года переходный период для всех профстандартов.

    Уже утверждены профстандарты для:

    • педагогов дополнительного образования детей и взрослых;
    • педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
    • педагогов-психологов.

    Несколько лет пытаются ввести в работу профстандарт для педагогов общего образования, но дата постоянно переносится.  И в этом году дата внедрения нового профессионального стандарта для учителей отложена до 1 сентября 2019 года. Профстандарт "Педагог" относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения. Не относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

    — Новая система квалификации слишком сложна для быстрого введения, — считает Владимир Блинов. — С одной стороны, это плохо – резать хвост по частям, но с другой стороны, давайте отнесёмся с пониманием к переносу сроков. Из-за не доработанных до конца стандартов, могли пострадать люди. (Для руководителей предусмотрены штрафные санкции за отказ от профстандартов). С остальными профстандартами далеко не всё понятно. Думаю и разработка, и введение их затянется. Наверно это правильно, что принимается решение о пролонгации сроков.

    Кроме профстандартов для рядовых сотрудников, рассматривается введение профстандарта руководителя. В этом случае требования к деятельности ректора или директора тоже будут подробно описаны.

    — Этот стандарт – необычный, он отличается от остальных, — прокомментировал эксперт. – Предполагалось, что он будет направлен на руководство учреждения в целом, а его разработали применительно только к директору (ректору). В этом профстандарте все жёстко привязывается к первому лицу организации.

    О сроках введения стандарта для руководителей пока ничего не говорится.

      

    Вопросы от участников

    • Пономарева Юлия Сергеевна, Лобода Юлия Геннадиевна: Когда будет принят профстандарт педагога дошкольной образовательной организации? 

    — Нет отдельного стандарта для педагогов ДОУ. Есть стандарт для педагогов общего образования. Этот стандарт уже готов, но было принято решение перенести его введение до 2019 года. 

    • Мороко Наталья Юрьевна: Каков путь карьерного роста воспитателя ДОУ при введении профстандартов? Возможно ли доработать перечень должностей в определенной организации, например, перечень должностей в дошкольной организации?

    — Честно скажу, мне тоже он непонятен. В общей схеме профстандартов есть тупики. Если бы были прописаны профстандарты для методистов, можно было бы уходить на более высокую должность в этом направлении. Сейчас карьерный путь педагога ДОУ – либо уходить в руководство, либо менять род деятельности. Отвечаю на вторую часть вопроса: новые должности ввести можно, но необходимо помнить, что льготы прописаны государством для определённых должностей, вводя новое название, Вы можете лишить их работника.

    • Салдина Зинаида Петровна: Если внедрение профстандарта пролонгировано до 2019 года, какая подготовительная работа должна проводиться в образовательной организации на данный момент?

    — Определённого регламента подготовки для такого долгого срока нет. За 2 месяца учредитель обязан дать руководству предписание о введении профстандартов. Тогда и начнётся подготовительная работа.

    После окончания мероприятия, участники не торопились покидать вебинарную комнату. У них появлялись все новые вопросы. Владимир Игоревич Блинов задержался, чтобы ответить на максимально возможное количество вопросов. Некоторые вопросы и предложения он пообещал передать лично разработчикам профстандартов.

    Как усовершенствовать работу своей организации, вы узнаете на онлайн-марафоне «Окно возможностей для руководителя 2.0».

    academy-prof.ru

    Профстандарт педагога высшей школы утвержденный правительством рф


    Профстандарты для педагогов с 2018 года

    Профессия ответственная, зачастую от нее зависит будущее ребенка, поэтому к педагогам выдвигаются особые требования. Профстандарты для педагогов в 2018 году включают ряд новых требований.

    Профстандарты: какого уровня образования достаточно для продолжения работы?

    — Сейчас такого взаимодействия нет.

    Расхожая фраза — «забудьте всё, чему учили в школе (университете)» перешла на уровень законодательных актов. Работодатели сами хотят проверять квалификацию работников. Больше всего вопросов у участников вебинара вызвали 2 аспекта: уровень образования, необходимый педагогам при введении профстандартов, и перенос даты введения профстандарта для педагогов.

    Работодатели часто задают сотрудникам вопрос перед приёмом на работу: «Какое у Вас образование?».

    Не всегда у человека с хорошим образованием есть необходимая для должности квалификация, и, наоборот, у квалифицированного специалиста не всегда есть нужный уровень образования. Профстандарты жёстче регламентируют необходимый уровень обучения для разных должностей.

    — Многие руководители спрашивают меня:

    «Неужели придётся уволить всех, кто по уровню образования не подходит?»

    , — рассказал эксперт.

    Профстандарт педагога 2018, утвержденный Правительством РФ

    Итоговые результаты, продемонстрированные по завершении периода апробации большинством школ-участников, наконец-то позволили принять решение о допустимости перехода, и с 2017 года квалификация педагогов оценивается с учетом новых требований. Поэтому каждый -2018, утвержденный Правительством РФ, состоит из четырех разделов:

    1. характеристика обобщенных трудовых функций;
    2. общие сведения о профессии;
    3. сведения об организациях-разработчиках.
    4. описание трудовых функций;

    Первый раздел содержит наименование вида профессиональной деятельности и основные сведения о нем.

    Пошаговый план внедрения разрабатывается на локальном уровне. Скачать в .doc Скачать в .doc Абсолютно все профессиональные стандарты разрабатываются по единому шаблону, утвержденному приказом Минтруда России №147н от 12.04.2013г.

    Профстандарт педагога 2018, утвержденный правительством РФ

    Коротко структуру профессионального стандарта можно описать следующим списком:

    1. Подробное описание выполняемых функций и требований к квалификации, образованию и опыту.
    2. Информация о профессии педагога: точное название и классификация, сведения о трудовой деятельности.
    3. Данные об организации-разработчике.
    4. Регламентирование выполняемых функций и соответствующих им квалификационных уровней или подуровней.

    В приложениях дается еще более конкретная информация.

    Так, например, стандарт педагога имеет 4 приложения: требования к «электронной» компетенции, психологические требования, требования для учителей-«предметников» (русский язык и математика как вошедшие в систему ЕГЭ), рекомендации по внедрению ПС. Компетенции педагогов естественным образом проистекают из требований, прописанных в профстандартах.

    Профстандартпедагога.рф

    Разработка и применение профессиональных стандартов.» Рубрика: .

    3 — 4 апреля 2018 года. Обсуждению стратегии деятельности психологических служб системы образования, психолого-медико-социальных центров и ПМПК в части организации профилактики социальных рисков, правонарушений несовершеннолетних, психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным и делинквентным поведением, профилактической работы в образовательных организациях был посвящен Всероссийский научно-практический семинар-совещание

    «Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних»

    (далее — семинар-совещание), проведенный Московским государственным психолого-педагогическим университетом 3 — 4 апреля 2018 года совместно с Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России« и Психологическим институтом Российской академии образования при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

    Профстандарт преподавателя вуза

    N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.

    293; 2014, N 39, ст. 5266). В соответствии с этим документом, для занятия должности профессора (преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, необходимо соответствовать следующим требованиям к квалификации: высшее образование — специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), для преподавания по программам ординатуры (дополнительно к общим требованиям) — высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование или иное высшее образование и профессиональная переподготовка в области, соответствующей специальности ординатуры и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) и [опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися, или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) — при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет/опыт профессиональной деятельности, соответствующий специальности ординатуры, как правило, не менее трех лет — для преподавания по программам ординатуры/опыт работы в образовательных организациях ВО не менее десяти лет — для общего руководства реализацией ООП ассистентуры-стажировки], опыт и систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы.

    Профстандарты для педагогов с 2018 года: введения новых правил

    Наличие профессиональных стандартов позволяет превратить учителя в универсала, долг которого постоянно расширить рамки специализации и показать на собственном примере, что нет предела совершенству. Разработанные в Министерстве стандарты содержат перечень рекомендаций для преподавательского состава общеобразовательных учреждений и специалистов, ответственных за дошкольное образование будущих первоклашек.

    В 2018 году каждый из них может смело подтверждать квалификацию и проходит переподготовку.

    Педагогам, которые идут в ногу со временем, не стоит опасаться за свое призвание.

    От них потребуется все то, что и так стало неотъемлемой частью жизни и работы настоящего наставника и воспитателя: высокий уровень образованности; универсальность и мобильность; прогрессивные взгляды и компетенции; умение находить общий язык с детьми и учитывать их индивидуальные особенности.

    Профстандарт педагога

    Используемые ранее справочники являются морально устаревшими и не отвечающими современным требованиям.

    Поэтому вводимые стандарты призваны решать такие задачи: Формирование комплекса методов для повышения общего уровня преподавания и, как следствие, образования; Определение конкретных оценочных факторов для отбора преподавательского состава в образовательные учреждения различных уровней; Повышение уровня дополнительной подготовки работников обговариваемой сферы, а также создание необходимых условий для регулярного повышения квалификации и профессионального развития индивидов; Составление перечня конкретных требований к уровню образования и навыков у педагогов при их приеме на работу, а также заблаговременное оповещение всех кадров, трудящихся в образовательной сфере, о нововведениях; Обеспечение мотивации сотрудников образования к обучению и повышению своего уровня знаний.

    Профстандарт педагога

    Главной особенностью нового профстандарта по сравнению с действующими нормами является возможность корректировки требований в зависимости от региональных особенностей, дополнения внутренними стандартами, зависящими от специфики образовательной организации. Все профессиональные стандарты составляются профильными министерствами и ведомствами по единому шаблону, который был утвержден приказом Министерства труда России №147н от 12.04.2013г.

    В соответствии с этим приказом текст профстандарта педагога 2018 структурирован следующим образом: Общие сведения о профессии: название, краткое описание деятельности сотрудника, официальная классификация. Описание трудовых функций, определение соответствующих функциям квалификационных уровней или подуровней.

    levconsulting.ru

    Профессиональный стандарт педагога профессионального образования

    Профессиональный стандарт педагога профессионального образования — документ, с помощью которого государство устанавливает для этого специалиста круг выполняемых функций и необходимый уровень квалификации. Посмотрим же, что собой представляет этот документ. 

    Что включает в себя профстандарт педагога профессионального образования?

    Обобщенные функции по профстандарту преподавателя профессионального образования

    Обязателен ли к применению этот профстандарт?

    Что включает в себя профстандарт педагога профессионального образования?

    Профстандарт, который описывает трудовые функции и квалификацию педагогов в сфере профессионального образования, был утвержден приказом Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015. Данный документ включает в себя следующие разделы:

    1. Общие сведения. Здесь указывается общее название трудовой функции, а также коды классификации рода деятельности по классификаторам ОКЗ (виды занятий) и ОКВЭД (виды экономической деятельности).
    2. Функциональная карта. В этой части описываются общие функции, исполняемые педагогом. Каждая из общих, в свою очередь, может быть разделена на ряд конкретных. Здесь же указывается уровень квалификации, соответствующий каждой функции.
    3. Характеристика функций. В этом разделе каждая из позиций функциональной карты расшифровывается с указанием названия (например, «Преподавание по программам», «Организация учебной деятельности» и т. д.), конкретных действий по ее осуществлению, умений и знаний, которым должен обладать преподаватель. Здесь же перечисляются возможные названия должностей для лиц, соответствующих требованиям профстандарта («преподаватель», «старший преподаватель», «доцент» и т. д.).
    4. Сведения об организациях, которые разрабатывали стандарт. Конкретно разработку профессионального стандарта преподавателя профессионального образования вел ФГАУ «Федеральный институт развития образования» при помощи еще 8 организаций Москвы, Петербурга, Иркутска и Челябинска.

    Обобщенные функции по профстандарту преподавателя профессионального образования

    Функциональная карта профстандарта предусматривает для преподавателя профессионального образования следующие обобщенные функции:

    1. Преподавание по программам профобучения, включая среднее профобразование, высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура) и дополнительное. Конкретный объем преподавания определяется требуемым уровнем квалификации.
    2. Ведение учебно-производственного процесса.
    3. Организационное и педагогическое сопровождение курса (группы) среднего или высшего профобразования.
    4. Профориентация школьников.
    5. Преподавание по программам аспирантуры, ординатуры и т. д. Эта функция требует максимального для преподавателя уровня квалификации — 8.3.

    Обязателен ли к применению этот профстандарт?

    Профессиональные стандарты являются обязательными в следующих случаях:

    • когда законодательство прямо это требует;
    • когда с профессией связаны определенные государственные льготы либо, напротив, ограничения.

    В отношении стандарта педагога профобразования актуальны оба случая: во-первых, обязательность его применения прямо указана в законодательстве; во-вторых, педагогические работники имеют и ограничения, и льготы со стороны государства. Таким образом, стандарт должен применяться во всех организациях, осуществляющих профессиональное образование. Вводится в действие профстандарт для преподавателей с 1 января 2017 года.

    nsovetnik.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *