Профильная школа – Профильная школа – это индивидуализация обучения и свобода выбора :: Федеральный образовательный портал

Содержание

Что такое профильная школа?


Что такое профильная школа?

     Профильное  обучение – система специализированной подготовки учащихся старших классов, ориентированная на дифференциацию, индивидуализацию обучения, учет интересов, склонностей, способностей учащихся в соответствии с их профессиональным выбором, подготовкой к продолжению образования после окончания средней школы.

Профильное обучение направлено на реализацию следующих основных целей:


  • обеспечить углубленное изучение отдельных  дисциплин программы полного общего образования;

  • создать  условия для значительной дифференциации содержания образования с широкими и гибкими возможностями  построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между  общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

     Профильная школа – институциональная форма достижения поставленных целей.  Это новый тип образовательного учреждения, которое предоставляет каждому учащемуся возможность иметь индивидуальную образовательную траекторию, индивидуальную образовательную программу, позволяющую старшекласснику сконцентрироваться на отдельной образовательной области, достичь своих образовательных целей.

Как осуществляется набор в профильные классы?

     Набор в старшую школу осуществляется согласно Уставу школы на основании заявления учащегося. Педагогический Совет по окончании учащимися основной школы рассматривает заявление выпускника и предъявляемый им пакет документов, демонстрирующих успехи за курс основной школы: аттестат основной школы,  “портфолио” достижений  выпускника основной школы, рекомендации психолого-педагогического консилиума. Педагогический Совет принимает решение о рекомендации продолжить образование в старшей школе по профильному обучению.

     Преимуществом при наборе пользуются учащиеся, успешно окончившие основную школу (средний балл  аттестата не ниже “4”), победители и участники районных, городских, областных, региональных олимпиад, конференций, конкурсов.

     При поступлении  в старшую школу учащихся из других образовательных учреждений города и района в случае конкурсного набора  претенденты сдают дополнительно вступительные пробы по профилирующим предметам.

В чем особенность элективных предметов?

Элективные курсы,  или курсы по выбору учащихся, могут выполнять несколько функций:


  • поддерживать предметы, изучаемые на профильном уровне;

  • поддерживать предметы, изучаемые на общеобразовательном уровне;

  • удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рамки выбранного им профиля.

     Среди них могут быть предметные и межпредметные курсы.

     Элективные курсы создают условия для дифференциации и индивидуализации содержания обучения, делают более интересным и привлекательным содержание  учебных планов школы.

Выбранные учащимся курсы являются обязательными для посещения.

Что такое портфолио?

    «Портфолио» ученика – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая, наряду с результатами экзаменов, является составляющей образовательного уровня выпускника основной школы.

Какие профили предоставляет МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3г.Ершова Саратовской области»?


  • Химико-биологический профиль. Профильные предметы: математика, химия, биология.

  • Информационно-технологический профиль. Профильные предметы: математика, физика, информатика и ИКТ, биология.

  • ^ Профильные предметы: математика, физика, информатика и ИКТ.

Что такое мультипрофиль?

     Это организация учебного процесса   школы с учетом индивидуальных образовательных программ учащихся. Практически по всем предметам учащимся 10-х классов предоставлена возможность выбора углубленного и базового варианта изучения программы.

^ учащиеся 10Б, 10В классов занимаются по индивидуальным учебным планам.

В чем преимущества организации учебного процесса по индивидуальным учебным планам?

     Каждый ученик выбирает интересующий его набор учебных предметов. При этом часть предметов изучается на базовом уровне, часть на расширенном или углубленном.

    Возможно нетрадиционное сочетание профильных предметов (например, информатика и биология, история и биология, математика и русский язык, химия и иностранный), что исключено при введении жесткого профиля обучения.

    Учащиеся  не имеют перегрузки в учебном плане (не более 37 часов в неделю).

     Группы, изучающие предмет по расширенной или углубленной программе, малочисленны.

Приложение № 1

к  приказу   министерства   образования  Саратовской области 

от 12.04.2012 1216 

Перечень профильных предметов по выбору, соответствующих

примерным профилям обучения на ступени среднего(полного) общего образования в профильных классах




Профиль

Предметы для государственной (итоговой) аттестации и комплектования профильных классов (групп)

1

физико-математический

информатика и ИКТ, физика

2

физико-химический

физика, химия

3

химико-биологический

биология, химия

4

биолого-географический

биология, география

5

социально-экономический

иностранный язык, обществознание, география

6

социально-гуманитарный

история, литература, иностранный язык

7

филологический

литература, иностранный язык

8

информационно-технологический

физика, информатика и ИКТ, биология

9

агро-технологический

биология, география, физика

10

индустриально-технологический

физика, информатика и ИКТ

11

художественно-эстетический

история, литература

12

оборонно-спортивный

обществознание, история, физика

Перечень предметов по другим профилям устанавливается органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования

tvov.ru

как выбрать профиль обучения в старших классах — Учёба.ру

Какие бывают профили обучения?

Профильные классы в школе формируются, как правило, в последние два года учебы. На данный момент профильное обучение в старших классах доступно в каждой московской школе. Профильные классы подразумевают под собой углубленное изучение отдельных предметов. Например, в химико-биологическом классе это будут химия и биология, в информационно-технологическом — информатика и математика, в экономическом — математика и обществознание.

Самые распространенные профили обучения:

  • физико-математический;
  • химико-биологический;
  • информационно-технологический;
  • социально-экономический;
  • гуманитарный;
  • лингвистический;
  • художественно-эстетический.

Также в последние годы в московских школах активно развиваются высокотехнологичные профили обучения. Так, под эгидой Департамента образования действуют программы «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе». В рамках этой программы школы получают лабораторное оборудование для курсов химии и физики, сравнимое с оборудованием университетских лабораторий. Обучение проходит совместно с базовыми вузами (техническими и медицинскими) и включает элективные курсы, профориентацию, экскурсии на профильные предприятия, участие в мероприятиях для абитуриентов.

Помимо стандартных, в школах можно найти и очень редкие специализации. Например, в лицее № 1310 работает класс журналистики, в гимназии № 1505 — педагогический, в школе № 548 «Царицыно» — архитектурный, в школе № 123 — театральный, в гимназии № 1514 — культурологический классы.

Отдельно стоит отметить такую форму профильного обучения, как базовый класс при вузе. В эти классы университеты сами отбирают себе абитуриентов и готовят их к поступлению и дальнейшей учебе. Так, в школе № 171 действует химический класс при химфаке МГУ, в школе № 54 — математический класс при мехмате МГУ, в лицее № 1535 — экономический класс при НИУ ВШЭ.

Реформа среднего образования в виде объединения нескольких школ в большие образовательные комплексы была задумана в том числе для того, чтобы ребята в старшей школе могли выбрать исходя из своих склонностей практически любой профиль обучения. Подразумевается, что образовательный комплекс может предложить своим ученикам восемь-десять специализаций, в то время как школа сама по себе — не более двух-трех.

Интересы и склонности

Большинство школьников в 9 классе впервые сталкиваются с тем, что должны выразить свои предпочтения по приоритетным дисциплинам, и фактически подходят к первому этапу выбора профессии. Конечно, в 9 классе выбор может быть не таким сознательным, как хотелось бы, и все же к этому возрасту школьник уже вполне способен решить, что именно ему интересно.

Для того чтобы выбрать профильный класс в школе, нужно понять, какие предметы даются вам лучше остальных, что именно вам интересно, чем бы вы хотели заниматься в будущем. Профориентационные тесты, которые можно найти в интернете (в частности, на сайте «Учёба.ру»), на основе ваших склонностей помогут определить подходящее вам направление обучения: гуманитарное, естественно-научное, техническое и т. д.

Узнать больше о различных профессиях и специальностях можно, приняв участие в проекте «Университетские субботы». В его рамках большинство московских вузов проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников. Участие во всех мероприятиях бесплатное. Встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на учеников разных возрастов, в том числе и на девятиклассников. График и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» на несколько месяцев вперед. Участие в проекте поможет определиться с профессией и познакомиться с будущей сферой деятельности.

С расчетом на ЕГЭ

Если вы уже определились с направлением обучения в вузе и знаете, какие будете сдавать ЕГЭ, специализация в старших классах должна быть соответствующая. Например, вы хотите поступать на инженерно-технические направления и планируете сдавать на ЕГЭ физику и математику. Занимаясь два года в физико-математическом классе, вы получите до четырех дополнительных часов в неделю по этим предметам по сравнению с классами других профилей — и это только в рамках основного расписания. За счет факультативов и дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ вы сможете все свое внимание уделять профильным предметам. Кроме того, программа обучения в профильных классах включает участие в основных олимпиадах. Учеба в таком классе увеличит шансы на хорошую сдачу ЕГЭ и поступление в выбранный вуз, по крайней мере, из-за приоритетного распределения учебного времени.

Результаты ОГЭ

Не стоит забывать, что распределение по профильным классам проводится в том числе с учетом результатов ОГЭ. Если в конце 9 класса результаты сданных экзаменов ниже требуемого для профильного класса минимума, вас туда, скорее всего, не примут. И это еще одна причина готовиться к ОГЭ и стараться получить хорошие оценки, несмотря на то, что этот экзамен, казалось бы, ни на что не влияет.

Предмет Всего баллов Рекомендуемый балл для профильного класса
Русский язык 39 31
Математика 32 19
Физика 40 30
Химия 34 23
Биология 46 33
География 32 24
Обществознание 39 30
История 44 32
Литература 23 15
Информатика и ИКТ
22
15
Иностранные языки 70 56

Менять ли школу?

Этот вопрос волнует многих девятиклассников, которые не могут определиться с выбором профиля обучения или просто не знают, где учиться дальше. Если желаемого направления в вашей родной школе нет, стоит задуматься о смене учебного заведения, поскольку профильное обучение повысит ваши шансы на успешное поступление. Нередко также возникает ситуация, когда профильный класс все-таки набирается, но школьнику хочется учиться в школе более высокого уровня.

Не секрет, что по каждому направлению в Москве можно выделить несколько ведущих школ. Учеба там дает возможность изучать профильные предметы на углубленном уровне, заниматься в компании отобранных на экзаменах мотивированных ребят, готовиться к участию в профильных олимпиадах. Ведь за большинством успешных олимпиадников, прежде всего, стоят хорошие школы. Там можно получить образование совсем другого уровня, нежели в районных школах. К тому же большинство этих учебных заведений являются базовыми для ведущих вузов. Это дает ученикам возможность познакомиться с выбранным учебным заведением изнутри и попасть на его абитуриентские мероприятия еще в старших классах.

Среди сильных московских «физматов» можно назвать лицей «Вторая школа», СУНЦ МГУ им. Ломоносова, лицей № 1580 при МГТУ им. Баумана, лицей № 1502 при МЭИ. Иностранные языки хорошо преподают в лицее № 1555 (предуниверситарий МГЛУ), лицее № 1535. Качественная химико-биологическая и медицинская подготовка есть в школе № 171, гимназии № 1543, лицее № 1303. Программистов готовят в предуниверситарии МИФИ, лицеях № 1533 и 1537. При выборе школы вы можете ориентироваться в том числе на рейтинг школ Москвы Департамента образования. Чем выше место школы в рейтинге, тем лучше результаты ее выпускников на ЕГЭ и олимпиадах.

Индивидуальный учебный план

Для тех школьников, чьи интересы не укладываются в рамки определенного профиля, идеальным будет выбор класса или школы, где действует система индивидуальных учебных планов. Например, вы еще не определились с направлением обучения в вузе, но вам интересны биология и иностранные языки. Стандартные профильные классы в этом случае вам не подходят, поскольку биология входит в список предметов химико-биологического профиля, а иностранные языки — лингвистического. Система индивидуальных планов позволяет изучать любые школьные предметы углубленно. Ученики сами выбирают между базовым и профильным уровнем обучения по каждому предмету, формируя собственный учебный план.

Такая система лучше всего подходит старшим классам, и с каждым годом все больше школ предлагают ее своим ученикам. Учиться по индивидуальным планам можно, например, в лицее НИУ ВШЭ, гимназии № 1505, центре образования № 218, школе «Интеллектуал», лицее № 1568.

www.ucheba.ru

О профильном образовании, математическом, гуманитарном профиле и других читайте на сайте

Ваш ребенок мечтает стать юристом или врачом, поможет ли профильное образование поступить в желаемый ВУЗ? Какой профиль выбрать ребенку, если он пока не определился с будущим направлением профессиональной деятельности? И как быть, если профиль будет выбран неверно? Ответы на эти и многие другие вопросы о профильном образовании Вы найдете в нашей статье.


Профильное образование
дает глубокие знания
по дисциплинам, необходимым
для освоения будущей
профессии
 

Вопрос профильного обучения в школе – на сегодняшний день один из наиболее актуальных вопросов системы современного образования и одна из самых спорных тем как для учеников и родителей, так и для педагогов. Как помочь школьникам с выбором направления? Как дать весь необходимый материал, если ваш предмет непрофильный и количество часов ограничено? Среди педагогов такая инновация успела приобрести как сторонников, так и противников.


Профильное образование: зачем это нужно?

Как правило, выбором дальнейшего направления учебы заняты старшеклассники. В большинстве школ деление происходит в десятом классе, иногда раньше – с восьмого. Принято считать, что к этому возрасту у ребенка уже проявится круг интересов и планы на дальнейшее будущее, а профильное образование поможет ему углубить знания и поступить в нужный университет.

Так профильная система обучения призвана решить несколько важных задач.



Профильная система
обучения призвана улучшать
самостоятельность,
самодисциплину, мотивацию
и ответственность
 
  • Глубокие знания по профильным дисциплинам. Когда знаний по предметам, необходимым для получения будущей профессии, школьникам бывает недостаточно, им приходиться прибегнуть к услугам репетиторов или записываться на соответствующие курсы. Обойтись такое удовольствие может недешево, да и гарантии наверстать курс даются не всегда. Здесь на помощь и приходит профильное обучение: благодаря увеличению количества часов, посвященных нужным дисциплинам, и углубленному изучению ребенок изучит весь необходимый материал.
  • Ориентация в мире профессий. Поступая в класс с определенным уклоном, школьник не только будет больше изучать профильные предметы, но также сможет узнать больше о своей будущей профессии и окончательно определиться с выбором. К примеру, если ваш сын выбрал изучать естественные науки, он сможет не только углубленно изучить химию и биологию, но и познакомиться с особенностями медицинских, аграрных и других направлений.
  • Самостоятельность и желание учиться. Школьник любит историю, а физику терпеть не может? Выбирая профиль, он выбирает те дисциплины, которые больше приходятся ему более по душе и пригодятся в дальнейшем. Посвящая больше времени изучению любимых предметов, его самостоятельность и желание учиться возрастет. Система профильного образования нацелена на то, чтобы каждый ученик смог найти что-то , за что он действительно будет болеть всей душой.
  • Легкое поступление в ВУЗ. Ваш ребенок видит себя будущим финансистом и собирается поступить на экономический факультет? Или же он хочет стать педиатром и идет в медицинский? Нередко хорошие ВУЗы требует высокого уровня подготовки для поступления, которую не может обеспечить обычная общеобразовательная программа. Профильная система образования, уделяющая много внимания необходимым предметам и улучшающая знания, значительно облегчает поступление в желанный ВУЗ.

Типы обучения по профилям

Тема профильного обучения достаточно популярна на сегодняшний день: год от года ее практикуют все в большем количестве учебных заведений. Однако необходимо учитывать, что типов обучения могут разительно отличаться. В современных школах типы профильного обучения разделяют на несколько групп.



Выделяют несколько типов
профильных систем: «школа-ВУЗ»,
школа с элективными курсами
и школа с профильными
классами, имеющими
специальные программы
 
  • «Школа-ВУЗ». Профильные классы, работающие по такой системе, делают основную ориентацию на будущую профессию и поступление в определенный университет. При этом нередко в таких школах преподают профессора из высших учебных заведений, находящихся в одном городе со школой.
  • Профильные классы со специальными программами. Программы данной системы отводят не только много часов профильным школьным предметам, но также могут содержать и другие специальные дисциплины, которые помогут раскрыть суть профессий. К примеру, ученики гуманитарного профиля наряду с привычными дисциплинами могут дополнительно изучать журналистику, философию или культурологию.
  • Элективные курсы. Профильные уроки в данной системе стоят в расписании как дополнительные или курсы по выбору. Например, если ваш ребенок выбрал социально-экономический профиль, то экономика, право и социология могут преподаваться по выбору.

Наиболее продуктивной считается система «школа-ВУЗ», при которой школа, лицей или гимназия сотрудничает с университетом. Она не только улучшает знания школьников, но и значительно повышает шанс абитуриентов поступить на бюджетное место.


Плюсы и минусы профильного образования

Профильная система обучения в школе – достаточно спорная тема, поскольку подходит она далеко не каждому. К примеру, детям, с раннего возраста точно знающих, кем они хотят работать, когда вырастут, она поможет постигнуть все нужные науки в необходимом объеме. А тем же, кто долгие годы не сомневается и не может до конца определиться, такой вариант обучения может оказаться не самым удачным. Рассмотрим, какие же преимущества и недостатки имеет профильная система.

Плюсы:



Углубленное изучение
профильных предметов облегчает
поступление в ВУЗ
 
  • Лучшая подготовка по профильным предметам и, как следствие, раннее освоение профессии. Если школьник с детства мечтал стать ветеринаром, то углубленное изучение биологии в классе с естественнонаучным профилем даст знания и навыки для работы по этой специальности. Будущий юрист же будет получать больше знаний по истории, обществознанию и праву в социально-экономическом классе.
  • Чувство принадлежности к профессиональному сообществу. Что может быть лучше, чем учиться в компании единомышленников?! При такой системе соревновательный дух будут значительно выше, чем обычно, что станет дополнительной мотивацией для учеников. Кроме того, это лучше подготовит ребенка к профессиональным трудностям и улучшит его конкурентоспособность.
  • Самомотивация и большее желание учиться. Когда в расписании число любимых предметов значительно превышает число нелюбимых, учиться намного приятнее. К примеру, потенциальный программист будет охотнее ходить в школу, если уроков информатики будет больше, чем какой-нибудь нелюбимой истории. Каждый ученик, выбрав профиль, заинтересован в успехе.
  • Легкость перехода к ВУЗовской системе обучения. Профильное образование, при котором проводятся лекции, практические занятия и ведутся элективные курсы, несколько похоже на систему преподавания в ВУЗе. Так, для школьника, закончившего класс с социально-экономическим профилем, математическим или каким-либо другим, обучение в университете не покажется кардинально другим, поэтому он сможет легче адаптироваться.
  • Легкость поступления в ВУЗ. Усиливая знания по необходимым предметам, шанс поступить в желанный университет в разы увеличивается. Особенно это актуально для ряда школ, в которых практикуется система «школа-ВУЗ» и происходит сотрудничество с профессорами.

Минусы:


Профильным предметам
всегда отводится больше
времени, а потому, делая
выбор, школьники закрывают
себя от других вариантов
 
  • Сложность поступления в профильный класс. Нередко для того, чтобы поступить в класс с естественнонаучным профилем, гуманитарным или любым другим, необходимо сдать специальные вступительные экзамены, что удается не всем желающим. Требования могут быть достаточно велики, к чему следует морально подготовиться.
  • Ранний отказ от возможных вариантов. Выбирая только одно направление обучения, школьник закрывается для остальных вариантов. Так, если ребенок предпочел математический профиль, а потом решил пойти учиться на переводчика, сдать экзамен для поступления будет значительно сложнее. Возможно, придется прибегнуть к услугам репетиторов.
  • Мало часов для изучения непрофильных предметов. Углубляясь в изучение только профильных дисциплин, многие старшеклассники недополучают базовых знаний по другим предметам, которые должна давать средняя школа. Особенно это усложняет учебу тем, кому нравится изучать предметы разных направлений, например, математику и литературу.

Практика профильного обучения за рубежом

Во многих развитых странах мира система профильного образования уже давно прочно вошла в жизнь. В Великобритании, США, Германии, Франции, Швеции и прочих государствах такое ведение обучения считается наиболее эффективным, поэтому доля учащихся по этой системе растет каждый год.


Выбрать профиль помогут
психологические тесты,
собеседования, портфолио, экскурсии,
День карьеры и элективный
курс «Будущая карьера»
 

Как правило, за рубежом деление на профили происходит за два-три года до окончания школы, то есть в старших классах. При этом организация обучения может варьироваться. В таких странах как Франция и Германия школьники изучают дисциплины по четко прописанной программе. В Великобритании и США дети сами выбирают дисциплины, которые хотят изучать. Также есть и обязательные для посещения предметы, например, физкультура.


Принципы профильного разделения

Деление на профили происходит соответственно особенностям дисциплин и направлению будущей профессиональной деятельности. Основная разница заключается в увеличении количества часов для профильных предметов, однако некоторые программы также предлагают изучение дополнительных дисциплин. Изначально выделяли четыре основных профиля:


  • Естевеннонаучный профиль;
  • Гуманитарный профиль;
  • Математический профиль;
  • Социально-экономический профиль.

К примеру, если вашему ребенку интересна информатика и математика, тогда он мог смело идти в класс с математическим уклоном, где будет много соответствующих уроков. А если иностранный язык и история, то с гуманитарным.

Сейчас же направлений стало в разы больше. Школьник хочет быть стоматологом? Добро пожаловать в класс с медицинским направлением. Или же переводчиком? Тогда лингвистический класс – это то, что нужно. А что, если дети пока не могут выбрать узкую специальность? И как помочь ребенку сделать правильный выбор?

Конечно, не каждый подросток уже точно знает, чем он будет заниматься спустя несколько лет. Немало школьников, которым сегодня интересен туризм, завтра – дизайн, а послезавтра – психология. За время учебы интересы могут измениться один, а то и несколько раз, что значительно усложняет выбор профильного класса.


Стоит учитывать,
что для поступления в профильный
класс требуется сдать
достаточно сложные экзамены
 

Другая проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это сложность выбрать одно из двух интересующих направлений. Как поступить, если ребенок хочет углубленно изучать и биологию, и литературу? Или же ему интересна география и информатика? Такие разные, казалось бы, дисциплины не вписываются в рамки одного определенного профиля, а потому предпочтение приходится отдавать только одной из них.


Профили: как выбрать верное направление?

Чтобы выбрать подходящее направление обучения стоит ориентироваться на способности, желания и перспективу ученика. Чтобы помочь ребенку остановить свой выбор на одном из профилей, в школе можно провести ряд мероприятий.


  • Психологические тесты. Тестирование и анкетирование помогает выявить наклонности учеников и направления, в которых им стоит развиваться. Отличным вариантом станет тест на профориентацию.
  • Собеседование. Беседы с психологами, преподавателями и представителями разных профессий смогут показать, на что способен ученик и к чему он стремится. Цепочка вопросов поможет отсеять неподходящие варианты и наметить перспективные пути развития.
  • Портфолио. Одним из способов определить, гуманитарный профиль подходит ученику, естественнонаучный или какой-то еще, является составление портфолио, где будут отмечены все былые заслуги и награды школьника, его интересы, внешкольная деятельность и дополнительное образование. Сбор всей этой информации вместе поможет выявить общее направление. Ребенок выигрывал на шахматных турнирах и собирает дома компьютеры, то есть преуспевает в областях, где задействована логика? Вероятнее всего, ему подойдет математический профиль. Или же школьник выращивает цветы на окнах и любит ухаживать за животными? Тогда естественнонаучный профиль станет более удачным вариантом.
  • Элективный курс «Будущая карьера». Дополнительные занятия, где будет рассказано о современных профессиях, также помогут определиться с выбором. Пусть на курсах учителя рассказывают о престижной и высокооплачиваемой работе, также можно привлечь представителей различных профессий и родителей для выступления.
  • День карьеры. Мероприятие, посвященное выбору профессии, также станет отличным способом для определения, какой профиль лучше подойдет ученику. На специальных стендах можно разместить всю необходимую о работе информацию, а приглашенные специалисты ответят на все вопросы школьников.
  • Экскурсии. Ничто так не упростит выбор специальности, как экскурсия в место, где ученик захочет работать после обучения. Посетите заводы, больницы, государственные учреждения, офисы и торговые площадки, пусть школьники своими глазами увидят, как проходит работа в различных заведениях. Возможно, кто-то из них, побывав в музее, поймет, что хочет изучать историю. А другой ученик, увидев, как кипит жизнь в рекламном агентстве, решит, что реклама – его призвание.

Профильное образование: вылавливаем подводные камни



В случае если профильный
класс не набирается или ребенок
решил сменить направление,
выходом из ситуации
может стать обращение
к репетитору
 

С организацией обучения по профильной системе нередко возникают различные трудности, часть из которых мы рассмотрели выше. Хотите, чтобы ребенок оставался в любимой школе и не чувствовал дискомфорта? Не стоит отчаиваться, мы найдем решение проблем.


  • Профильный класс не набирается. Зачастую в школах, чтобы открыть один из профильных классов, требуется определенное количество учащихся, которые выберут это направление. К примеру, ваша дочь собирается стать фармацевтом, а другие дети из параллели собираются в технические и экономические ВУЗы. Как быть, если желающих учиться в классе с естевеннонаучным направлением слишком мало? Многие родители переводят детей в другие школы, где есть подходящий профиль, однако такой перевод может сопровождаться дополнительным стрессом. Лучшим вариантом станут индивидуальные занятия и введение элективных курсов для желающих.
  • Смежные специальности. Ваш сын собирается поступить на психолога, куда требуется углубленное знание биологии и обществознания. При этом больше биологию изучают те, кто выбирают естественнонаучный профиль, а обществознание – гуманитарный или социально-экономический. В этом случае стоит сделать выбор в пользу направления, которое сложнее дается, а тонкости другой дисциплины останутся для самообразования. Также при профильном образовании услуги репетитора не перестают быть актуальными.
  • Изменение курса. Нередко в последний год многие ученики выбирают не ту профессию, которую хотели получить вначале. К примеру, школьник учился в физико-математическом классе, собираясь в политех, но в последний год решил стать экономистом. При этом перевод в 11 классе практически невозможен. Решить проблему можно при помощи введения в школе дополнительных занятий для непрофильников. Например, уроки обществознания для классов с математическим и естественнонаучным уклонами.
  • Нехватка квалифицированных кадров. Если в школе не хватает учителей, которые смогут дать глубокие знания по профильным предметам, можно пригласить педагогов из ВУЗов. К примеру, в гуманитарном классе усиленно даются русский, иностранный и литература, а преподавание истории оставляет желать лучшего. Приглашенные педагоги или запись на специальные курсы помогут решить проблему.

Профильное образование – инновационная модель обучения, которая помогает во множестве вопросов. Она позволяет школьникам, получая необходимый объем общих знаний, сосредоточиться на дисциплинах, которые пригодятся ему в будущем. Она развивает самостоятельность и стимулирует желание учиться. Во всем мире и в России разделение на профили становится все более популярным и актуальным.


all-for-school.ru

Профильная школа | Экзамены легче с MAXIMUM

Профильная школа – это школа, в которой реализуются программы углубленного изучения одного или нескольких предметов в старших классах. Это не профессиональное образование, а углубление знаний предметов одной области, необходимых для дальнейшего профессионального образования по специальностям.

vologda-portal.ru

Профильная школа учитывает индивидуальные особенности детей. Если ребенку скучно при изучении предмета на базовом уровне или нет тяги к изучению гуманитарных предметов или, наоборот, точных наук, он может выбрать для образования в 10-11 классах профильную школу с физико-математическим или филологическим уклоном. Школьники, которым не даются большинство школьных предметов, но у которых есть творческие способности, выбирают профильные школы с художественно-эстетическим профилем. Существуют профильные школы с оборонно-спортивным профилем, которые подойдут для спортсменов.

В зависимости от выбранного для поступления вуза, учащиеся могут продолжить учебу в старших классах в профильных школах с химико-биологическим уклоном (для готовящихся к поступлению в медицинские вузы) или информационно-технологическим профилем (для специальностей в IT-сфере).

Обучение в профильной школе реализуется за счет использования учебников для профильного углубленного изучения предмета. Профильные школы предлагают обучение на таких профилях, как гуманитарно-филологический, социально-гуманитарный, естественно-научный, информационно-технологический и т.д. В таких школах больше часов уделяется профильным предметам (к примеру, естественно-научный – биология, химия; информационно-технологический – математика, физика, информатика).

В профильные школы принимают на основании оценок аттестата за 9 класс при наличии мест. Может потребоваться прохождение тестов.

maximumtest.ru

Структура модели профильной школы “Многопрофильная школа с углубленным изучением отдельных предметов”

Разделы: Администрирование школы


В начале этого века перед администрацией муниципального общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов” стал вопрос: “Как сделать управление в школе эффективным, чтобы оно было направлено на улучшение учебно-воспитательного процесса и удовлетворяло требованиям перехода к новой образовательной парадигме: профильному обучению?», «Как добиться конкурентоспособности школы на рынке образовательных услуг в городе и регионе?”

Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, преобразования общества и общественных отношений, транслирующем образцы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, с природой.

Опираясь на накопленный опыт педагогической науки и практическую работу учителей, мы пришли к выводу, что через индивидуализацию и профилизацию обучения педагогический коллектив способен повысить качество образования в школе, придать ему вариативный характер. Родители и учащиеся поддержали это начинание и стали его активными помощниками и участниками.

Современная школа не в полной мере решает задачи профилизации обучения, не обеспечивает зрелости учащихся в выборе дальнейшего способа получения образования. У многих школьников выбор является случайным, носит романтичный характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов и т.д. Всё это мешает их успешной адаптации в обществе после окончания школы. У многих учащихся не сформирована потребность в своём дальнейшем саморазвитии и получении образования после окончания школы, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования, слишком рано, уже в школьный период, наступает замирание процессов развития учащихся как личности. Это и есть неудовлетворительные результаты, которые должна устранить профильная школа.

Именно поэтому педагогический коллектив школы направляет все усилия на построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

Для достижения целей образования школа выбрала стратегическую идею – овладение учащимися ключевыми и профильными компетенциями, способность осознанно выбрать профессию, приобрести навыки самообразования, высокую конкурентоспособность на рынке занятости и предлагает следующую модель профильной школы: «Многопрофильная школа с углубленным изучением отдельных предметов».

Школа на сегодня уже имеет определенный опыт профилизации. В этом году мы выпускаем первых учеников профильных классов, их 91 человек. Это учащиеся, закончившие социально-гуманитарный класс (24 человека), информационно-технологический – (30 человек), химико-биологический – (26 человек) и универсальный профили.

Однако в том виде, как существуют на сегодня профили нас не устраивает, поэтому с 2008-2009 учебного года мы внесли некоторые коррективы в нашу модель, особое внимание уделить выработке необходимых компетенций. (Приложение 5)

Общее описание модели

Согласно существующей классификации профильных школ МОУ СОШ №12 определяется как:

  • Массовая школа – по контингенту учащихся.
  • Школа с углубленным изучением отдельных предметов – по уровню сложности и качества используемых образовательных программ.
  • Полная общеобразовательная школа, обеспечивающая многопрофильную подготовку.
  • Автономная (базовая) школа, готовая к интеграции в муниципальную, региональную и федеральную профильные сети.

Выбор профилей и содержания обучения в школе обусловлен:

  • анализом выбора курсов предпрофильной подготовки учащимися 8 классов,
  • результатами диагностики 9-классников по профессиональной ориентации и самоопределению учащихся,
  • уровнем кадрового потенциала, возможностью привлечения преподавателей высшей школы, внешкольных учреждений.
  • анализом социального заказа родителей учащихся,
  • анализом стратегических изменений на рынке труда Белгородской области.

Описание модулей:

Каждый модуль рассматривается с трех позиций:

  • содержание интеллектуально-познавательной деятельности,
  • ожидаемый результат;
  • условия, обеспечивающие существование этой модели.

Модуль № 1 (5-7, 8-9 классы)

  • общие учебные навыки, соответствующие требованиям Федерального компонента государственного стандарта РФ .
  • прочные, глубокие знания
  • основы гражданского мировоззрения
  • ключевые компетенции, сформированные через социальные пробы и роли
  • переход от мотива интереса к мотиву достижения цели
  • осознанный выбор профиля обучения

Модуль №2 (10-11 классы)

  • освоение содержания выбранного профиля обучения на уровне гарантирующего поступление в высшее учебное заведение
  • система мыслительных навыков, культура интеллектуальной деятельности
  • понимание собственной значимости, как активного преобразователя окружающего мира
  • многофункциональные компетенции, реализованные в социальных практиках
  • мотив достижения цели как определяющая доминанта жизненных приоритетов
  • поступление в вуз по профилю обучения

Условия, обеспечивающие достижение ожидаемого результата

Личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии

  • личностно-ориентированные, развивающие творческие начала личности через систему социальных отношений в формате профильного обучения;
  • информационно-коммуникационные, позволяющие расширить ключевые компетенции до многофункциональных;
  • здоровьесберегающие, формирующие терминальные ценности здорового образа жизни и экологической безопасности.

Социокультурное пространство, обеспечивающее профессиональное самоопределение, через

  • формирование нравственно-эмоциональной благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности ученика и учителя;
  • участие в органах самоуправления с целью приобретения новых компетенций;
  • организация социальных практик, для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации и творческого развития личности;
  • внедрение интерактивных форм общественной и досуговой деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение включает

  • отслеживание особенностей психологического развития учащихся,
  • создание в педагогической среде психологических условий для развития и успешного обучения учащихся,
  • создание специальных социально-психологических условий для успешного перехода от предпрофильного обучения к профильному, определение терминальных ценностей и профессионального самоопределения выпускников.

Модуль №3 (педагогические кадры)

Содержание:

  • профессиональная педагогическая деятельность, основанная на новой философии и методологии образования;
  • культура межличностных отношений.

Ожидаемый результат:

  • новые компетенции педагогов;
  • система профессиональных достижений педагогов;
  • качество образовательных услуг.

Условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов:

  • КПК по базовым и профильным предметам;
  • спецсеминары и проблемно-тематические курсы;
  • самообразование участие в научно-методической деятельности участие в профессиональных конкурсах, смотрах, фестивалях;
  • внедрение матричной системы мониторинга в управленческую деятельность.

Какая же получилась структура профильного и предпрофильного обучения в школе. (Приложение 1, Приложение 2)

Предложенная модель позволяет

  • сохранить преемственность между предпрофильной и профильной школой,
  • удовлетворить выбор каждого учащегося в профильных и элективных учебных предметах,
  • организовать занятия в рамках одной смены
  • соблюсти паритет между интеллектуальным и творческим трудом,
  • стимулировать учителей, классных руководителей к работе в режиме развития.

Результативность выбранной модели:

Количество победителей и призеров городских олимпиад выросло с 2004-2005 учебного года на 48%, а областных олимпиад – на 100%.

Участие в конкурсах

В 2005-2006 году ученик 11 класса Бабухин Е. стал победителем областного тура конкурса экологических проектов. В этом же году выпускники школы (Поляков А., Мерзликина Д.) принимали участие в Российском лингвистическом турнире в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» и стали лауреатами. В 2006 году количество участников в данной программе составило 27 учащихся школы по русскому языку, английскому языку, информатике и в начальной школе, из них 22 – стали лауреатами. Ученица 9 класса Сальникова Е. – победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Урок письма-2005» (номинация «Письмо ветерану»), а ученица 10 класса Солдатова А. стала победителем областного этапа Всероссийского конкурса «Лучший урок письма». В 2005 году учащийся 11 класса Поляков А. принимал участие в Российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее», где стал обладателем диплома третьей степени.

2007-2008 учебный год обучающиеся школы стали победителями областного конкурса исследовательских работ «Шаг в будущее» (Черкасских М – 8б, Меньшикова Елена – 10в), а Меньшикова Елена принимала участие во Всероссийском молодежном научном форуме «Шаг в будущее» и включена в Национальную делегацию Российской Федерации для участия в Тайваньской научной выставке, награждена дипломом первой степени во Всероссийском конкурсе «Юность. Наука. Культура». 52 обучающихся 2-4 классов стали лауреатами Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

Результаты единого государственного экзамена

В 2005-2006 уч.гг. 71 % всех выпускников подтвердили годовую отметку «4» и «5» по русскому языку. Средний балл ЕГЭ по русскому языку – 50,9, по математике – 52,2 балла.
В 2006-2007 уч.гг. выпускники 11 б класса с углубленным изучением физики подтвердили годовую отметку «4» и «5» по русскому языку (72%) и математике (61%). Средний балл ЕГЭ по русскому языку – 52, по математике – 54 балла.
В 2007-2008 учебном году выпускники 11 а класса соцально-гуманитарного профиля, подтвердили годовую отметку «4» и «5» по русскому языку (78%). Средний балл ЕГЭ по русскому языку – 56. Результаты информационно-технологического класса по математике – 62%, по информатике – 77%.
Таким образом, очевиден рост качества подготовки выпускников школы в разрезе ЕГЭ. В связи с такой структурой профильного обучения продумывается модель выпускника школы №12. (Приложение 3, Приложение 4)

Выступления в печати:

  1. Управление школой №6–2007г, с 33-39 (Лазарева М.В., Лазарева О.Н. – Развитие по программе. Организационно-педагогический механизм управления инновационным потенциалом субъектов образовательного процесса при переходе школы к профильному обучению).
  2. Сборник материалов из опыта работы общеобразовательных учреждений Белгородской области. Белгород, 2005. – 74 с.// С.69-74. (Лазарева М.В., Лазарева О.Н. Некоторые аспекты реализации экспериментальной работы по теме: «Совершенствование структуры и содержания общего образования» в деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением отдельных предметов».
  3. Лазарева О.Н., Маликова Л.А. Переход субъектов образовательного процесса к профильному обучению (на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области). Сборник статей. Москва АНО «Образовательный форум»; стр 60.
  4. участие в Интернет конференции «Образование для юношества» на сайте www.forumobr.ru; участие в муниципальном конкурсе по введению в школе профильного обучения.
  5. Лазарева О.Н – участие в работе круглого стола по теме: «Использование инновационных технологий в профильном обучении»; участие в Региональной ярмарке социально-педагогических инноваций по теме « Использование информационной среды для формирования ключевых компетенций субъектов образовательного процесса при переходе школы к профильному обучению».
  6. Куприянова С.А. «Метод проектов как средство развития исследовательских и творческих способностей обучающихся» Сборник статей. Учитель – учителю.Из опыта работы учителей Белгородской области. Выпуск №3 г.Белгород,ИПЦ «Политерра», 2008 – 464 с.

Библиографический список:

  1. Болотов В. Перспективы перехода школы на профильное обучение. //Воспитание школьников – 2004 – 1 – с.
  2. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. – М.– Белгород, 1995. – 251 с.
  3. Зильберберг Н. Модели профильного обучения// Профильная школа. – 2003 – 2 – с. 39.
  4. Лернер П. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы. //Школьные технологии. – 2003 – 4 – с. 50.
  5. Немова Н.В. Управление системой профильного обучения в школе (методическое пособие). – М.: Сентябрь, 2005. – 160 с.
  6. Пинский А. Модели портфеля образовательных достижений школьников. //Профильная школа. – 2003 – 3 – с. 9.
  7. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.
  8. Чечель И. Подготовка педагогического и управленческого персонала к введению профильного обучения. //Профильная школа. – 2003 – 2 – с.17.
  9. Шамова Т.И., Худин А.Н., Подчалимова Г.Н., Ильина И.В., Белова С.Н. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2006 . – 160 с.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Преимущества профильного обучения в современной школе: за и против – TOП

Преимущества профильного обучения в современной школе: за и против

Автор: Айларова Любовь Султановна,
учитель математики 5-11 классы
ЦДО ГБОУ СОШ г. Беслан,
Республика Северная Осетия-Алания

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.Введение профильного образования в полной мере соотносится и с жизненными установками школьников. Статистические опросы показывают: большинство старшеклассников предпочитают углублённое изучение отдельных предметов на основании собственных предпочтений.

В рамках профильного обучения старшеклассники приобретают навыки индивидуальной и коллективной работы, осваивают теоретические и особенно практические стороны выбранных предметов.

Преимущества профильного обучения:
1. Профильное обучение содействует процессу самоопределения старшеклассников в плане построения долгосрочных жизненных планов, помогает им в их взрослении, в выборе и освоении основ знаний по профессии.

2. Профильное обучение, откликаясь на потребности и склонности учащихся, корректирует направленность их интересов, ориентирует молодых людей на максимальное познание своих способностей, возможностей, ресурсов, а также потенциалов и ограничений их развития и применения.

3. Профильное обучение стимулирует активность молодых людей в плане ориентации на рынке труда с учетом изменения спроса на специалистов различного профиля и прогноза их конкуренции за рабочие мест.

На  базе нашей школы (СОШ №6 г. Беслан, Рсо-Алания) была создана многопрофильная школа третьей ступени, в которой в 12 классах обучалось 280 старшеклассников Правобережного района. Анкетирование родителей и  старшеклассников показало, что 90%  опрашиваемых довольны организацией профильного обучения в школе. Именно такая школа позволяет им реализовывать свои способности по выбранному профилю.

Суть концепции “профильного обучения” заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Министерство образования и науки РФ утвердило 4 варианта учебных планов для преподавания в профильных классах: естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, информационно – технологический, а также вариант непрофильного обучения – универсальный профиль.Профильное образование дает возможность углубленно изучать не один предмет, а несколько. Например, естественнонаучный профиль предполагает углубленное изучение физики, химии и биологии, а гуманитарный – литературы, русского и 2-х иностранных языков

Каковы же основные задачи системы профильного обучения в средней школе? Их несколько:

  • Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.
  • Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.
  • Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.
  • Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.
  • Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.
  • Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Организация системы профильного обучения обычно такова: предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная – “научить учиться”, профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах – заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения.

Старшая профильная ступень обучения в нашей школе состоит из

  • профильных классов, использующих специально разработанные учебные планы.
  • классов углубленного изучения профильных предметов.

Конечно, при организации профильного обучения на должном уровне возникает ряд проблем:

  • отсутствие квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения;
  • невозможность деления классов или параллелей на необходимое количество профильных подгрупп;

Таким образом, профильное обучение – вещь полезная и хорошая.

Но в связи с этим хочется привести мнение экс-министра образования и науки(2012г) Андрея Фурсенко по поводу концепции “профильного обучения”. С его точки зрения, профильное образование, даже самое лучшее, в быстро меняющемся мире “живет” не более 5-10 лет, потом же специалисту все равно придется доучиваться или переучиваться. В этом плане любой профиль относителен, человек должен хорошо владеть базовыми знаниями. И поэтому, чтобы общество и государство развивались, нужен баланс между базовым и профильным образованием.

С нашей точки зрения, то же самое касается и каждого человека: не стоит так уж сильно увлекаться “специализацией”. Очень часто “универсальный профиль” – отличная база для дальнейшей карьеры. Решайте сами, главное: соблюдайте баланс!


xn—-8sb3aemcew1d.xn--p1ai

Профильное обучение в современной школе

2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе.

3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%.

4. Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. Например, два в англоязычных странах (академический и неакадемический), три во Франции (естественнонаучный, филологический, социально-экономический) и три в Германии (“язык-литература-искусство”, “социальные науки”, “математика-точные науки-технология”).[5]

5. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов, продолжительностью до одного семестра.

6. Количество обязательных учебных предметов (курсов) на старшей ступени по сравнению с основной существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура.

8. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной школы) обычно дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения за некоторыми исключениями, например, во Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на основе вступительных экзаменов.

§2.2. Отечественный опыт профильного обучения

В дореволюционной России до середины XVIII в. дифференциация обучающихся осуществлялась по следующим направлениям: церковное или светское, сословное, мужское или женское.

Реформа 1786г. подготовила почву для появления большого числа разнообразных учебных заведений: мужские гимназии, женские гимназии, реальные училища, коммерческие училища, кадетские корпуса и епархиальные училища.

Попытки создания профильных классов, школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов предпринимались в России примерно с середины XIX века, когда началась новая реформа среднего образования. Ее политическим фоном была обострившаяся борьба против крепостного права. После его отмены резкой критике было подвергнуто прикладное реальное среднее образование, что отражено в Уставе 1864 года.

В 1849 году была введена бифуркация (раздвоение) курса мужских гимназий после 3 класса. Учащиеся, желавшие продолжить образование в университете, изучали еще иностранные языки, а предполагавшие идти на службу изучали курс русского законодательства и дополнительно математику. Такая система просуществовала до 1864 года, когда был принят новый гимназический Устав.

В соответствующем указе предусматривалась организация гимназий двух типов: классической (подготовка в университет) и реальной (подготовка к практической деятельности и поступлению в специализированные учебные заведения), причем фуркация начиналась с 1 класса. Фуркацией обучения называлось разделение учебных планов и программ с целью специализации учащихся, которая предусматривает сохранение общеобразовательного характера школы.

В 70-х гг. вместо них появились реальные училища, которые давали значительно меньший объем общеобразовательных знаний и отличались выраженной специализацией.

В V-VI классах реальных училищ существовали два отделения – основное и коммерческое, а в дополнении семилетки три отделения: 1)общее – преимущественно для подготовки учащихся для поступления в высшие учебные заведения; 2)механико-техническое; 3)химико-техническое.

В 1888 г. реальные училища были реорганизованы: механико-техническое и химико-техническое отделения были упразднены, и сами училища превращены в средние общеобразовательные учебные заведения, дававшие учащимся по математике, физике и естествознанию значительно больший объем знаний, чем классические гимназии.

Но по уставу 1871 года все гимназии стали классическими. Реальные гимназии были преобразованы в реальные училища, которые не давали права на поступление в университет.[6]

Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-1916 годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством Министра просвещения П.Н.Игнатьева. По предложенной структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную. Однако в связи с отставкой министра реформа не была проведена.

В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

В постановлении коллегии Наркомпроса в июле 1924 года по школам II ступени (8-9 кл.) отмечается целевая установка на подготовку «массового, полноценного, квалифицированного, сознательного работника определенной области труда» при обеспечении условий для возможного поступления в вуз. Известен Шатурский опыт, где действовали профуклоны по политпросветработе, школьной и дошкольной педагогике, конторскому делу, медицине, технике. Например, старшеклассники, избравшие педагогический уклон, участвовали в совещании учителей, в работе методических комиссий т.д. Они проходили практику в детских садах, библиотеках, начальных школах, выполняя обязанности помощников педагога. Массовая ориентация на профуклоны относится к 1924/25 учебному году. Их широкое распространение диктовалось социальными условиями. Высокий уровень безработицы 20-х годов обусловили необходимость подготовки старшеклассников для овладения определенной профессией.

Точка зрения Наркомпроса предполагает девятилетку как политехническую школу с прочно бронированным объемом общего образования. Конкретное проведение в жизнь этой идеи предполагает: 1) выделение основных профуклонов и их характер; 2) построение учебных планов и соотношение между специальной и общеобразовательной частями; 3) связь специальных и общеобразовательных программ в отношении их содержания; 4) вопрос о практике учащихся. В 1926 году специальные уклоны были проведены в 1135 школах, обучалось 107314 учащихся и распределение их было по 27 уклонам[7] .

В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление “О структуре начальной и средней школы в СССР”, предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями.

Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному.

При проведении реформы образования в СССР неоднократно рассматривались вопросы профильного обучения. В 1958 году на заседании АПН профессор Н.К.Гончаров выступил с докладом «О введении фуркации в старших классах средней школы» и предложил организовать дифференцированное обучение старшеклассников. В 1966 году были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов. В 1984 году был принят важный документ для общеобразовательной школы – «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Средняя школа стала одиннадцатилетней. Для старшеклассников (10-11 классы) предполагалось 3 направления:

1) 10-11 классы общеобразовательной школы;

2) средние профессионально-технические училища;

3) средние специальные учебные заведения.

В феврале 1988 года Пленум ЦК КПСС, посвященный вопросам образования, выдвинул комплекс мер по обновлению школы. Был принят тезис о необходимости дифференцированного обучения, направленного на развитие индивидуальных особенностей учащихся. На Съезде работников народного образования, проходившем в Москве в конце 1988 года, обсуждались новые концепции реформирования школы. В начале 90-х годов XX века в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений, ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные и другие школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года “Об образовании”, закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

Таким образом, введение различных форм дифференциации в учебный процесс отечественной школы, в том числе и профильного обучения, сопровождалось периодическим подъемом и спадом интереса к ней со стороны работников образования различного уровня. Но, несмотря на это можно смело говорить о том, что направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования. Наша школа имеет достаточно богатый опыт организации профильного обучения, и на новом этапе критический анализ его поможет предупредить нежелательные негативные ситуации.

Таким образом, можно сказать, что:

· общее образование на старшей ступени почти во всех развитых странах является профильным;

· в России всегда существовало профильная дифференциация, лишь иногда интерес общества к этой проблеме ослабевал.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *