С 9 сентября действует новый профстандарт педагога допобразования и педагога-организатора
Приказом Минтруда от 5 мая 2018 года №298 утверждён новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ зарегистрирован в Минюсте 28 августа за номером 52016. Профстандарт, утверждённый приказом Минтруда от 8 сентября 2015 года №613н, утратил свою силу.Информация актуальна для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:
Еще год назад мы информировали о подготовке нового профстандарта для педагогов дополнительного образования. Как и предполагалось, чтобы занимать должность педагога допобразования необходимо соответствовать 2 главным требованиям: иметь не только специализацию по самому преподаваемому предмету, но и получить педагогическую специальность по направлению «Образование и педагогические науки».
Трудовые функции педагогов дополнительного образования
Функции педагогов дополнительного образования разделены на 3 подуровня в рамках одного уровня квалификации. Специалисты данного профиля соответствуют шестому уровню квалификации.
1 подуровень: преподавание по дополнительным общеобразовательным программам
Сюда относятся педработники:
|
Педагоги данной квалификации должны заниматься организацией образовательной деятельности обучающихся, досуговой деятельности в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы. Обеспечивать взаимодействие с родителями, осуществлять педагогический контроль освоения программы допобразования. Разрабатывать программно-методическое обеспечение. |
2 подуровень: организация методического сопровождения при реализации программ дополнительных общеобразовательных программ.
Сюда относится методист и старшиий методист |
Иными словами, речь идет о методистах. Педагоги данного уровня квалификации должны осуществлять организационно-методическое сопровождение, проводить мониторинг и оценку качества реализации программ педагогами допобразования. |
3 подуровень: педагог-организатор, организация педагогического обеспечения программ дополнительного образования детей и взрослых
Сюда относится педагог-организатор |
Это специалисты, которые должны организовывать и проводить массовые досуговые мероприятия, развивать социальное партнерство и продвигать услуги допоборазования детей и взрослых. Специалисты данного подуровня должны заниматься организацией допобразования по одному или нескольким направлениям деятельности. |
Требования к педагогам дополнительного образования и тренерам – преподавателям спортивных секций
Для того, чтобы занимать должность педагога доп. образования или тренера – преподавателя спортивной секции необходимо иметь определённой уровень образования:
- Первый вариант: получить высшее педагогическое (от 4 лет) или среднее проф. образование по педспециальности. Здесь важно иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» (укрупненная группа специальностей).
- Второй вариант:пройти курс переподготовки по педагогике (3-6 месяцев). Если нет высшего или среднего педагогического образования, но есть другое высшее или среднее профессиональное образование (непедагогическое), то можно пройти курсы профессиональной переподготовки по направлению «Образование и педагогические науки». При этом переподготовку можно пройти уже после после трудоустройства, уже после заключения трудового договора. Главное, чтобы данный специалист по своему диплому так или иначе соответствовал тому предмету, который преподаёт. Например, если специалист имеет техническое образование в сфере IT-технологий, то этот специалист может вести кружок, факультатив или внеклассные мероприятия именно по этому направлению.
Руководители туристических походов и экспедиций (при работе с несовершеннолетними) должны обязательно пройти повышение квалификации.
Необходимо отметить, что профстандарт ориентирован в большей степени на педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования: ДЮСШ, дворцы спорта, дворцы творчества. То есть речь идет о специалистах, которые работают с несовершеннолетними, хотя в названии профстандарта указываются и взрослые. В любом случае, новые требования четко указывают на наличие педагогической подготовки для тех специалистов, которые работают с детьми.
В предыдущих публикациях мы поднимали тему профстандарта фитнес-инструктора и фитнес-тренера.Часть профессионального сообщества указывает, что фитнес – тренер нуждается в отдельном профстандарте, так как в нынешних требованиях указываются не совсем релевантные цели и задачи профессиональной деятельности фитнес-инструкторов и тренеров, например, подготовка к соревнованиям. Об этом читайте в нашей публикации.
Требования к методистам дополнительного образования детей и взрослых
Методист доп. образования детей и взрослых должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки», либо имея не педагогическое образование, но соответствующее программам доп. образования, которые реализуются в учреждении, пройти курс переподготовки по педагогической специальности (от 3 месяцев).
Педагог-организатор: требования к должности
Чтобы занимать должность педагога-организатора не обязательно иметь высшее педагогическое или среднее профессиональное образование по педагогической специальности. В случае, если у педагога-организатора нет пед. образования, то его можно получить на курсах профессиональной переподготовки (от 3-6 месяцев).
Скачать профстандарт “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”
Читайте также:
www.snta.ru
Осуществлять деятельность и(или) демонстрировать элементы деятельности, соответствующей программе дополнительного образования |
Готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять ее при проведении мероприятий по привлечению учащихся |
Понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы (для детей – и их родителей (законных представителей)) |
Набирать и комплектовать группы учащихся с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик учащихся (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) |
Диагностировать предрасположенность (задатки) детей к освоению выбранного вида искусств или вида спорта; отбирать лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы физические данные и творческие способности в области искусств или способности в области физической культуры и спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам) |
Использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам) |
Проводить отбор и спортивную ориентацию в процессе занятий избранным видом спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта) |
Определять профессиональную пригодность, проводить отбор и профессиональную ориентацию в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств) |
Разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формировать его предметно-пространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы, выбирать оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом: – задач и особенностей образовательной программы – возрастных особенностей учащихся – современных требований к учебному оборудованию и (или) оборудованию для занятий избранным видом деятельности |
Обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов (в зависимости от направленности программы) |
Анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования |
Создавать условия для развития учащихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной программы), привлекать к целеполаганию |
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся |
Использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей: – избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы – состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья) |
Осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно) |
Готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой программы) |
Создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения программы |
Проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях |
Контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета (мастерской, лаборатории, иного учебного помещения), выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью учащихся в ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений (в соответствии с особенностями избранной области деятельности) |
Выполнять требования охраны труда |
Анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности |
Взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при решении задач обучения и(или) воспитания отдельных учащихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики |
classdoc.ru
Профстандарт педагога дополнительного образования. Квалификация и требования к педагогу дополнительного образования. Профессиональный стандарт :: BusinessMan.ru
Профстандарт педагога дополнительного образования является актуальным вопросом. Именно поэтому все, что связано с его введением, в настоящее время является темой для обсуждения экспертов и специалистов.
Особенности внедрения документа
Этот профессиональный стандарт содержит подробную информацию обо всех требованиях, которые предъявлены к работникам сферы дополнительного образования. На данный момент отложено введение данного стандарта, так как педагогическое сообщество по-разному восприняло его положения. Было принято решение о предварительной доработке данного документа, исправлении в нем многочисленных неточностей.
Характеристика категории “дополнительное образование”
Профстандарт педагога дополнительного образования был разработан для той категории людей, которые используют в своей профессиональной деятельности опыт, знания, компетенции в нескольких сферах: в психологии, профильном направлении, педагогике.
В качестве профиля в их работе выступает художественная деятельность, хореография, техническое творчество.
У многих работников данной сферы нет дипломов о педагогическом либо психологическом образовании. Именно поэтому возникали серьезные проблемы в процессе разработки требований к педагогам дополнительного образования, ведь необходимо учитывать все нюансы и специфику системы дополнительного образования, которая сложилась на данный промежуток времени.
Требования к образованию
Профстандарт педагога дополнительного образования содержит раздел, в котором говорится о том, что работники дополнительного образования должны иметь высшее педагогическое образование (в виде бакалавриата) и професисональное дополнительную квалификацию в сфере методической работы в дополнительном образовании взрослых и детей.
При внимательном изучении данного требования получается, что педагог дополнительной системы образования обязан иметь два диплома. Если получение одного образования – реальная задача, то продолжение второго (платного) доступно далеко не всем работникам системы дополнительного образования.
Стандарт педагога дополнительного образования содержит и такой пункт, по которому обучаться специалисты по профессиональной программе, соответствующей профилю деятельности, должны не реже одного раза в три года.
Для того чтобы выполнить данное требование, в стране должны быть созданы специальные центры повышения квалификации, которые бы позволяли педагогам дополнительного образования повышать свою квалификацию в непрерывном варианте.
На данный момент этот вопрос остается открытым, выполнить требования о повышении квалификации невозможно.
Значимость дополнительного образования
Деятельность педагога дополнительного образования важна для формирования в подрастающем поколении гражданственности, патриотизма. Министр образования РФ Ольга Васильева неоднократно подчеркивала важность введения в образовательных учреждениях бесплатных секций и кружков по научно-техническому творчеству, шахматам, музыке, театральному искусству.
Именно дополнительное образование в настоящее время стало одним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки Российской Федерации.
Основные проблемы внедрения
Профстандарт педагога дополнительного образования пока только рассматривается в педагогическом сообществе, в реальную практику он не введен. Среди основных причин такого «торможения» эксперты выделяют организационно-управленческие и педагогические проблемы.
В качестве организационно-управленческих проблем выделяют наличие полноценных общеобразовательных программ дополнительного образования для школьников и взрослых людей. Кроме того, в настоящее время в системе внеурочного образования нет достаточного количества учебных пособий, адаптированных к индивидуальным возрастным особенностям школьников.
Для того чтобы внедрить в практику профессиональный стандарт, необходимо предварительно обеспечить педагогов методической поддержкой при разработке индивидуальных образовательных программ.
Кроме того, важно организовать и работу экспертов, которые будут анализировать эффективность работы педагогов дополнительного образования по специальным программам, создать полноценную материально-техническую базу для реализации задач, указанных в методических рекомендациях по каждому профилю образования.
Передача профессионального мастерства
Положительный опыт педагога дополнительного образования должен быть опубликован, чтобы у молодых специалистов была реальная возможность ознакомления с лучшими методиками, что предполагает определенные материальные затраты.
Несмотря на то, что многие школьные учителя положительно отнеслись к идее об организации на базе общеобразовательных школ многочисленных студий, кружков, творческих объединений, в которых ребята могли бы обучаться бесплатно, на практике процесс их создания связан с серьезными проблемами материального плана.
Кадровые проблемы
Учитывая те требования к педагогу дополнительного образования, которые указаны в профессиональном стандарте, работать в кружках дополнительного образования могут только учителя-предметники. Для того чтобы «выжить», в настоящее время школьные педагоги вынуждены брать 30-часовую учебную нагрузку, поэтому у них не остается ни физических, ни моральных сил на то, чтобы придумывать методические программы дополнительного образования, организовывать для своих воспитанников послеурочные кружки и творческие студии.
Квалификация педагога дополнительного образования предполагает наличие педагогического образования, но в последнее время в высших учебных заведениях сокращено количество направлений, связанных с подготовкой педагогов. Такое «кадровое голодание» также является причиной торможения внедрения стандарта в практику.
Педагог не может работать круглосуточно, поэтому он отдает предпочтение урочной деятельности, по объективным причинам он оставляет без внимания систему дополнительного образования школьников.
Основные положения
Рассмотрим, что собой представляет внеурочная работа. Педагог дополнительного образования иметь педагогическое образование. В противном случае у него нет права на работу с детьми. Профстандарт направлен на помощь руководству в осуществлении грамотной кадровой политики, качественного управления работниками ОУ.
Этот документ должен использоваться при проведении аттестационных испытаний сотрудников, определении заработной платы, разработке должностных инструкций, заключении трудовых договоров с педагогами.
Педагог дополнительного образования взрослых также должен иметь педагогическое образование, периодически повышать свою квалификацию.
В качестве исключения (при отсутствии кадров) допускается трудоустройство с последующим получением сотрудником профильного образования педагогической направленности.
Необходимость внедрения стандарта
Среди объективных причин, по которым в российском дополнительном образовании должен быть введен стандарт, выделим сложности, которые появляются у экспертов в процессе проведения аттестации педагогических работников.
Часть законодательных норм, которыми руководствуются члены аттестационных комиссий, были разработаны много лет назад. За это время они перестали быть актуальными, не позволяют экспертам в полной мере оценить деятельность аттестуемого педагога дополнительного образования.
Новые нормы, которые будут приняты на законодательном уровне, дадут возможность повысить заинтересованность и ответственность учителей, вовлеченных во внеурочную деятельность.
Правила достижения результатов
Для того чтобы достичь максимального результата, необходимо грамотно применять разработанный стандарт. Он не должен стать мерой для жесткой регламентации деятельности сотрудников, а обязан быть стимулом к поиску новых методических приемов, нестандартных решений для сотрудников системы российского дополнительного образования.
Согласно стандарту, педагогический сотрудник обязан:
- проводить набор детей в группы, студии, творческие коллективы согласно разработанной программе;
- искать способы мотивации воспитанников;
- проводить мероприятия, направленные на повышение оснащенности учебного кабинета;
- разрабатывать специальные информационные материалы;
- учитывать пожелания родителей и воспитанников;
- помогать детям, разрабатывать для них индивидуальные образовательные траектории.
Именно педагог дошкольного образования обязан создавать для школьников оптимальные условия, чтобы каждый ребенок получал реальную возможность для раскрытия своего творческого потенциала, саморазвития, самосовершенствования.
В профессиональный стандарт включен и пункт, согласно которому педагог должен проводить работу, связанную с подготовкой своих воспитанников к разнообразным выставкам, конкурсам.
Настоящий профессионал знает, как создать условия для самоконтроля детей, найти вариант эффективного сотрудничества с другими организациями, родителями своих учеников.
Заключение
В связи с теми инновациями и преобразованиями, которые наблюдаются в последние годы в российской системе образования, актуальным и своевременным является вопрос о введении в системе дополнительного образования профессионального стандарта педагога.
Для того чтобы воспитательный процесс проходил по определенному алгоритму, у педагога должны быть определенные личностные качества, также отмеченные в стандарте: высокий творческий потенциал, интеллектуальный уровень, чувство юмора, толерантность, любовь к детям.
В ФЗ «Об образовании» были внесены изменения, которые предполагают прохождение обязательной профессиональной аттестации всех сотрудников системы российского дополнительного образования. Данная процедура, по мнению разработчиков документа, является мерой оценки мастерства педагогов. В качестве подтверждения своих достижений учителя представляют грамоты, сертификаты, благодарности, дипломы. По итогам аттестации им будет присваиваться определенная квалификационная категория, которая существенно повлияет на размер его заработной платы.
businessman.ru
Профстандарт педагога 2018, утвержденный правительством РФ
Профессиональный стандарт педагога в 2018 году – основа трудовой деятельности учителей и воспитателей, но как применять стандарты в практике, пока еще не всем понятно. Всю нужную информацию читайте в нашей статье, скачайте необходимые документы
Читайте в нашей статье:
Для чего нужен профессиональный стандарт педагога
Профессиональные стандарты (ПС) призваны перевести образовательный процесс в России на новый, более высокий уровень. Многие учителя сейчас работают «по старинке», не имея большого набора инструментов и мотивации для улучшения результатов своей деятельности. Что необходимо знать кадровику образовательной организации о том, как должны работать педагоги, читайте здесь.
Внедрение профстандартов должно последовательно изменить ситуацию: стандартизировать и оценить квалификации работников, сформировать кейсы критериев по различным специальностям для работодателей и учебных учреждений, создать работающие методики для повышения качества образования в целом. При этом должны учитываться региональные и другие особенности этой сферы.
Для администраций школ, садов, иных образовательных организаций ПС должны стать ориентиром для работы с коллективом, а для самих педагогов – возможностью повысить собственную ответственность.
Читайте по теме в электронном журнале
Профстандарты в образовании с 1 января 2018 года: перечень
В сфере образования утверждены и действуют 5 профессиональных стандартов:
- педагога-психолога,
- специалиста в области воспитания,
- педагога начальных классов (учителя, воспитателя),
- педагога дополнительного образования.
- педагога высшего образования ( профессионального обучения)
Были изданы приказы о переносе сроков действия некоторых из них, но в Минюсте эти документы регистрацию не прошли, а значит, все утвержденные профстандарты уже в силе. Весь процесс перехода должен завершиться к 1 января 2020 года (Постановление Правительства №584).
Проект профстандарта учителя-логопеда пока находится в разработке. Это важный шаг для работников этой специальности, находящейся на стыке педагогики и здравоохранения. Профессиональный стандарт стал основой и для приема на работу, и для аттестации логопедов, нашел свое отражение в содержательной части должностных инструкций.
Также разрабатываются проекты стандартов для педагогов-библиотекарей и руководителей образовательных организаций.
Структура и характеристики профстандарта
Профстандарты разрабатываются и публикуются в форме структурированного документа с необходимым количеством приложений, направленных на дифференциацию по специальностям и различным уровням квалификации.
Коротко структуру профессионального стандарта можно описать следующим списком:
- Информация о профессии педагога: точное название и классификация, сведения о трудовой деятельности.
- Регламентирование выполняемых функций и соответствующих им квалификационных уровней или подуровней.
- Подробное описание выполняемых функций и требований к квалификации, образованию и опыту.
- Данные об организации-разработчике.
В приложениях дается еще более конкретная информация. Так, например, стандарт педагога имеет 4 приложения: требования к «электронной» компетенции, психологические требования, требования для учителей-«предметников» (русский язык и математика как вошедшие в систему ЕГЭ), рекомендации по внедрению ПС.
Компетенции учителей согласно профессиональному стандарту
Компетенции педагогов естественным образом проистекают из требований, прописанных в профстандартах. Очень коротко их можно описать как функции, непосредственно связанные с возрастом обучаемых, преподаваемым предметом и местом предмета в общей воспитательной системе не как чего-то отдельного, а «кирпичика» в «стене» образования.
► Как предоставить педагогу длительный отпуск
Педагог профессионального образования
Так, для педагога профобразования необходимо знать и уметь использовать базовые приемы, применяющиеся в психодиагностике, понимать возрастные принципы и особенности развития и мировоззрения, быть готовым помогать при необходимости «вливаться» в сложившийся коллектив.
Скачать профстандарт педагога высшего образования (профессионального обучения)
Скачать в .doc
Учитель начальных классов
В первую очередь учитель начальных классов берет на себя ответственность за «плавный переход» детей от дошкольного детства к «взрослой жизни» – то есть уметь организовать учебный процесс после игровой деятельности, быть готовым к контактам с родителями, создавать доверительный образ педагога, уметь внятно доносить учебные материалы.
Скачать профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
Скачать в .doc
Воспитатель ДОУ
Педагог в «садике» работает на будущее: его компетенции связаны с возрастом детей и, следовательно, преимущественно обучением через игру.
Также важно, чтобы педагог мог организовывать самостоятельную познавательную деятельность, вовремя замечать необходимость и эффективно осуществлять контакты с профильными специалистами и родителями.
Скачать профстандарт социального педагога (специалист в области воспитания)
Скачать в .doc
Педагог-организатор (допобразование)
Компетенция педагога образования в основном заключается в активизации познавательной деятельности обучаемых, умении направлять и поощрять самостоятельную работу и самоуправление в коллективе. Очень важно не пренебрегать индивидуальным подходом и работать в тесной «связке» с другими педагогами образовательного учреждения.
Скачать профстандарт педагога-организатора (дополнительное образование)
Скачать в .doc
Соответствие педагога профстандарту
Профстандарт можно рассматривать в том числе и как систему квалификационных навыков, обязательно присутствующих как у претендующего на работу по специальности, так и уже опытных педагогов.
Если при найме на работу достаточно отказать тому, кто не соответствует требованиям ПС, то с уже работающими сотрудниками сложнее.
Одна из целей внедрения ПС – регулярные аттестации, контроль и, при необходимости, направление педагога на дообучение. Конечно, будет возможен вариант и повышения квалификации по собственному желанию.
Внедрение профстандарта педагога
Какого-либо разработанного плана, направленного на регламентизацию внедрения ПС, не существует, все происходит индивидуально. Выше мы написали о сроках, данных на то, чтобы осуществить начало работы с профстандартами, а здесь расскажем о последовательности шагов внедрения.
Перечень действий администрации учебного заведения, вводящего профессиональный стандарт, будет таким:
Шаг 1.Определить состав комиссии по внедрению, рабочей группы
Шаг 2.Составить список стандартов, необходимых для использования в конкретной организации. Это производится путем сверки штатного расписания (указанных в нем должностей) и ПС. Мероприятие фиксируется в итоговом протоколе комиссии.
Шаг 3.Исследование документооборота учебного заведения в части содержания трудовых договоров и разнообразных локальных нормативных актов, внесение необходимых корректив в соглашения с педагогами.
Шаг 4.Проверка работников, их квалификации на соответствие требованиям ПС и оформление последующего отчета для руководства образовательного заведения.
Пока не существует законодательного механизма для случаев, если педагог не отвечает условиям профстандарта, администрация может только сообщить ему об этом, но никак не уволить!
Все действия по внедрению должны быть открыты, прозрачны для всех участников процесса и тех, кого это напрямую касается, – от родителей и детей до представителей педагогического профсоюза и администрации.
► Как кадровику образовательной организации подготовиться к новому учебному году
Идеальным вариантом представляется создание общественных организаций для того, чтобы они взяли на себя контролирующую функцию. А также поощрение учреждений, активно занявшихся вопросами внедрения профстандартов на своей территории.
Надеемся, дело недалекого будущего и появление «третейских судей» – органов, имеющих право вмешиваться в спорные ситуации, защищать права учителей и воспитателей.
www.pro-personal.ru
Профстандарт педагога дополнительного образования в 2017 году
Профстандарт педагога дополнительного образования устанавливает требования к квалификации, опыту работы, основному и дополнительному образованию специалистов. Работодатель ориентируется на профессиональные стандарты при формировании кадровой политики, решении других организационных вопросов.
Из статьи вы узнаете:
Какие сведения содержат профстандарты для педагогов дополнительного образования 2017
Профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержден приказом №613н от 8.09.2015 г Минтруда РФ. Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в сфере практического управления персоналом.
Должностная инструкция методиста с учетом требований профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика
5 главных заблуждений про профстандарты.
Читать статью
Скачать документы по теме:
Утвержденный документ используется и учитывается при:
- формировании кадровой политики;
- заключении трудовых договоров;
- планировании обучения;
- проведении оценки и аттестации;
- установлении системы оплаты труда.
Обратите внимание: профессиональный стандарт педагога дополнительного образования формулирует основные цели профессиональной деятельности, регламентирует необходимые компетенции для успешной работы.
Подробнее о профстандарте педагога дополнительного образования в 2017 году читайте в статьях:
В соответствии с утвержденными профстандартами, педагоги дополнительного образования шестого квалификационного уровня могут занимать должности:
- преподавателей;
- тренеров-педагогов;
- педагогов дополнительного образования;
- педагогов-организаторов;
- методистов.
Должностная инструкция педагога дополнительного образования с учетом требований профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Скачать чистый бланк
Скачать в .doc
Скачать заполненный образец
Скачать в .doc
При формировании штатного расписания и составлении должностных инструкций, оформлении трудовых договоров руководители обязаны учитывать основные требования профессионального стандарта. Для управляющих должностей педагогического состава предлагаются названия должностей:
- старший преподаватель;
- старший тренер-педагог;
- старший педагог дополнительного образования;
- старший педагог-организатор;
- старший методист.
Компетенции педагога дополнительного образования:
- организация деятельности по эффективному усвоению знаний, развитию умений и навыков;
- создание условий для развития и формирования творческих способностей;
- удовлетворение всех потребностей интеллектуального, нравственного, физического совершенствования;
- организация досуга;
- занятия по укреплению здоровья;
- формирование профессиональной ориентации учащихся;
- помощь при освоении программ дополнительного образования.
Читайте по теме в электронном журнале
Профстандарт педагога дополнительного образования 2017
Профстандарт педагога доп. образования содержит требования к образованию и обучению, опыту практической работы, особые условия допуска. При заключении трудового договора, составлении должностной инструкции работодателю необходимо учитывать основные параметры.
О должностной инструкции специалиста по персоналу по профстандарту читайте здесь
Должностная инструкция педагога-организатора с учетом требований профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Скачать чистый бланк
Скачать в .doc
Скачать заполненный образец
Скачать в .doc
Требования к образованию профстандарта педагога доп. образования:
- среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена;
- высшее образование по направленности бакалавриат;
- дополнительное профессиональное образование, соответствующее направленности или профилю общеобразовательных программ или преподаваемому учебному курсу.
При отсутствии специального педагогического образования, профессиональная программа осваивается после трудоустройства. Освоение дополнительных программ по соответствующему профилю рекомендовано один раз в три года.
Требования к опыту
Старший преподаватель, старший тренер-педагог, старший педагог дополнительного образования, старший педагог-организатор, старший методист обязаны иметь опыт практической работы не менее двух лет.
К остальным преподавателям дополнительного образования такие строгие требования не предъявляются. Трудоустройство возможно без опыта практической деятельности непосредственно после получения специального образования.
Справка
Особые условия допуска к работе с учетом профессионального стандарта педагога дополнительного образования:
- прохождение предварительного, периодического, внеочередного медицинского осмотра в соответствии с законодательством РФ;
- прохождение аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности;
- отсутствие любых ограничений на осуществление педагогической деятельности.
Трудовые обязанности:
- набор и обучение учащихся по дополнительным общеразвивающим программам;
- обучение по дополнительным предпрофессиональным программам;
- организация, мотивация, стимулирование деятельности учащихся;
- консультации по вопросам профессионализации;
- коррекция, контроль и помощь в деятельности на занятиях;
- модернизация, разработка оснащения для успешной деятельности;
- формирование предметно-пространственной среды для успешного освоения дополнительных общеобразовательных программ обучения.
Как применять профстандарт педагога дополнительного образования
Профстандарт педагога дополнительного образования разработан для осуществления успешной профессиональной деятельности. Применять его обязаны работодатели при формировании систем управления и кадровой политики.
При наборе персонала стоит уделять особое внимание профессиональной подготовке и уровню квалификации соискателей. При таком способе в дальнейшем не придется затрачивать дополнительные средства для организации профессионального обучения.
Независимо от уровня образования педагогов дополнительного образования, осваивать новые методики обучения и развития рекомендуется не реже одного раза в три года. Это позволит внедрять современные методики в профильные и общеобразовательные программы. Также это способствует тому, чтобы работать успешно в меняющихся условиях, когда требования к системам обучения претерпевают соответствующие изменения.
Учитывая профстандарт педагога дополнительного образования при разработке должностных инструкций, можно избежать ошибок.
Должностная инструкция преподавателя с учетом требований профстандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Скачать чистый бланк
Скачать в .doc
Скачать заполненный образец
Скачать в .doc
Умения по профстандарту педагога дополнительного образования по освоению общеобразовательных программ не описаны подробно в квалификационном справочнике. Соответственно, работодателю необходимо учитывать требования всех существующих нормативных документов и действующих законов.
Какими умениями должен обладать педагог, помогающий освоить общеобразовательные программы:
диагностировать задатки и предрасположенность, способности к творческой деятельности, определенным видам искусства, спорта;
применять общеразвивающие программы с учетом возрастных особенностей детей;
устанавливать благоприятный психологический климат для успешного освоения дополнительной общеобразовательной программы;
использовать современные формы и методики, помогающие эффективно усваивать материал.
Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых
Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых включает следующие трудовые функции:
- разработку и организацию внедрения программ, инструментариев изучения рынка услуг доп. образования детей и взрослых;
- изучение рынка услуг;
- формирование программ и предложений по продвижению услуг дополнительного образования.
Должностная инструкция старшего преподавателя с учетом требований профстандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
Скачать чистый бланк
Скачать в .doc
Скачать заполненный образец
Скачать в .doc
Умения педагога дополнительного обучения детей и взрослых:
- формулировать и выносить на обсуждение с руководством концепции, методики исследования рынка;
- формировать план выборки и проводить разработку инструментариев исследования;
- оптимизировать затраты на проведение таких работ;
- апробировать разработанные инструменты;
- координировать деятельность и распределять обязанности по исследованию;
- обрабатывать первичные результаты.
Если педагог занят непосредственной работой по обучению детей и взрослых дополнительным программам образования, основные умения направлены на:
- внедрение эффективных методик усвоения;
- поиск индивидуального подхода к каждому учащемуся;
- внедренные новых методик, позволяющих усовершенствовать все основные программы дополнительного образования;
- организацию мероприятий, направленных на сохранение контингента учащихся разных возрастов;
- проведение презентаций, выставок, других мероприятий, направленных на привлечение внимания к программам дополнительного обучения.
Необходимые знания
Педагог дополнительного обучения детей и взрослых обладает обширным перечнем знаний с учетом возрастных особенностей обучающегося контингента:
- знаком с перечнем и характеристиками общеобразовательных программ детей и взрослых;
- основными правилами создания информационных материалов;
- методиками, обеспечивающими заинтересованность учащихся;
- техниками и приемами убеждения;
- способностями слушать собеседника;
- приемами вовлечения в деятельность;
- способами быстрого разрешения конфликтов.
Обратите внимание, постепенное внедрение профстандартов педагогов дополнительного образования поможет оптимизировать и систематизировать деятельность центров внешкольной работы, проводить эффективную кадровую политику, успешно внедрять новые современные методики и программы.
www.kdelo.ru
МОУ СОШ № 50 – Профстандарты
Что такое профстандарт ?
О применении профессиональных стандартов в сфере труда
Профессиональный стандарт педагога (презентация)
Реестр профессиональных стандартов
Профессиональные стандарты в образовании
Перечень нормативных актов
1. Федеральные документы
1.1. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584
«Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»
1.2. Приказ Минтруда России от 05.08.2016 № 422н
«О внесении изменений в профессиональный стандарт „Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)“, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.08.2016 № 43326)
1.3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н
«Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550)
1.4. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н
«Об утверждении профессионального стандарта „Педагог-психолог (психолог в сфере образования)“» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575)
1.5. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н
«Об утверждении профессионального стандарта „Педагог дополнительного образования детей и взрослых“» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 № 38994)
1.6. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н
«Об утверждении профессионального стандарта „Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования“» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 № 38993)
1.7. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н
«Об утверждении профессионального стандарта „Специалист в области воспитания“» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 № 45406)
2. Краевые документы
2.1. Распоряжение Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2015 г. № 972-рп
«О кадровом обеспечении системы образования Хабаровского края»
2.2. Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 13.03.2015 № 468
«О деятельности краевой стажировочной площадки по направлению «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы „Наша новая школа“ в 2015 году»
2.3. Дорожная карта (перечень основных мероприятий) по апробации и внедрению профессионального стандарта педагога-психолога (психолог в сфере образования) на 2015–2020 гг. в Хабаровском крае
2.4. Распоряжение Правительства Хабаровского края от 26 мая 2017 г. № 339-рп
«О применении Примерного плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в государственных (муниципальных) учреждениях Хабаровского края»
Перечень инструктивно-методических и информационных писем
1. Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253
«Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» (вместе с «Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов»)
2. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 № 09-ПГ-МОН-814
«О рассмотрении обращения»
3. Письмо Минобрнауки России от 02.03.2015 № 08–237
«О переносе срока применения профстандарта педагога»
4. Письмо Минобрнауки России от 03.03.2015 № 08–241
«О переносе срока применения профстандарта педагога»
5. Письмо Минобрнауки России от 13.11.2015 № 08–1958
«О дополнительных профессиональных программах»
6. Письмо Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 № 122
7. Письмо министерства образования и науки Хабаровского края № 02.3-13-6584 от 07 июня 2017 г.
«О введении профессиональных стандартов в государственных (муниципальных) образовательных организациях края»
Информация, аналитические материалы
1. Информация Минтруда России от 10.02.2016
«О применении профессиональных стандартов в сфере труда»
2. Рекомендации участников Всероссийского съезда по обсуждению итогов апробации и поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) по применению и распространению профессионального стандарта в регионах РФ (10–13 ноября 2015 г.).
3. Презентация «Внедрение профессионального стандарта педагога и новые модели подготовки»,
Сергоманов П.А., заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России
4. Дата начала применения профессионального стандарта «Педагог (воспитатель, учитель)» переносится на 01 сентября 2019 года
Приказ о создании комиссии (рабочих групп) по организации поэтапного перехода на работу в условиях действия профессиональных стандартов
Положение о комиссии (рабочей группе) по организации поэтапного перехода на работу в условиях действия профессиональных стандартов
План мероприятий (дорожная карта) по внедрению профессиональных стандартов
Перечень профстандартов
№ | Наименование стандарта | Номративно-правовой акт, утвердивший стандарт | Дата введения в действие | ||
1 | Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) | Приказ Минтруда России № 544н от 18.10.2013 Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550 | 01.01.2017 | ||
2 | Педагог-психолог (психолог в сфере образования) | Приказ Минтруда России № 514н от 24.07.2015 Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575 | 01.01.2017 | ||
3 | Педагог дополнительного образования | Приказ Минтруда России № 613н от 24.09.2015 Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38994 | 01.01.2017 | ||
4 | Специалист в области воспитания (социальный педагог, педагог-организатор, педагог-библиотекарь, тьютор) |
| 01.01.2017 | ||
5 | Педагог-дефектолог (учитель-логопед) | В разработке | 01.01.2017 | ||
6 | Специалист по информационным ресурсам | Приказ Минтруда России № 629н от 08.09.2014 Зарегистрировано в Минюсте России 26 сентября 2014 г. N 34136 | 01.07.2016 | ||
7 | Бухгалтер | Приказ Минтруда России № 1061н от 22.12.2014 Зарегистрировано в Минюсте России 23 января 2015 г. N 35697 | 01.07.2016 | ||
8 | Специалист по организационному, документационному и информационному обеспечению управления организацией (делопроизводитель, секретарь руководителя) | Приказ Минтруда России № 276н от 06.05.2015 Зарегистрировано в Минюсте России 02 июня 2015 г. N 37509 | 01.07.2016 | ||
9 | Специалист в области управления персоналом | Приказ Минтруда России № 691 от 06.10. 2015 Зарегистрировано в Минюсте России 19 октября 2015 г. N 39362 | 01.07.2016 | ||
10 | Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования) (директор, заместитель директора) | В разработке | 01.01.2018 | ||
11 | Специалист по обеспечению защиты (охраны) физических лиц и имущества (Сторож (вахтер)) | В разработке | 01.01.2018 | ||
12 | Рабочий по обслуживанию здания | В разработке | 01.01.2018 | ||
13 | Специалист по профессиональной уборке (Уборщик служебных помещений) | В разработке | 01.01.2018 | ||
14 | Гардеробщик | В разработке | 01.01.2018 | ||
15 | Лаборант | В разработке | 01.01.2018 | ||
16 | Лаборант ЭВТ | В разработке | 01.01.2018 |
Перечень принятых профстандартов, виды деятельности которых есть в МОУ СОШ №50
№ п/п | Наименование профстандарта | Основная цель вида профессиональной деятельности | Названия должностей в штатном расписании, попадающих под действие профстандарта |
1 | Педагог
| Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) | Учитель, педагог |
2 | Педагог-психолог
| Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления | Педагог-психолог |
3 | Педагог дополнительного образования детей и взрослых
| Организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ | Педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования ФГОС, педагог-организатор |
4 | Бухгалтер | Формирование документированной систематизированной информации об объектах бухучета в соответствии с законодательством РФ и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимую пользователям этой отчетности для принятия экономических решений | Главный бухгалтер, бухгалтер |
5 | Специалист в области управления персоналом | Обеспечение эффективного функционирования системы управления персоналом для достижения целей организации | Специалист по кадрам |
6 | Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией | Реализация обеспечивающих функций управления организацией; внедрение лучших технических разработок и новейших технологий в обеспечение управления организацией | Секретарь, делопроизводитель |
(Согласие на обработку персональных данных получено)
knaschool50.ru
Профстандарт педагога дополнительного образования в 2018 году
Профстандарт педагога дополнительного образования в 2018 году направлен на совершенствование образовательной системы Российской Федерации. Читайте о его содержании и проблемах, связанных с внедрением, скачайте документ.
Читайте в нашей статье:
Профстандарт педагога дополнительного образования: последние новости
Профстандарт педагога дополнительного образования (ППДО) содержится в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и зарегистрирован в Минюсте 24 сентября 2015 г. Однако его ввод в действие был отложен до 1 января 2018 года решением министра образования Ольги Васильевой. С этой даты профстандарт должен использоваться повсеместно.
Термин «педагог дополнительного образования» применяется с 1992 года. К этой группе сфере просвещения отнесены все дисциплины, ставящие своей целью «формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени». Так сказано в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации».
Читайте по теме в электронном журнале
Основные цели и задачи профстандарта
Внедрение педагогических профстандартов, в том числе ППДО, призвано систематизировать требования к учителям, ввести единые квалификационные требования. Тем самым общий уровень образования в Российской Федерации должен возрасти – так как каждый преподаватель должен соответствовать стандартам.
ППДО декларирует своими основными целями и задачами организацию оптимальных условий для всестороннего развития учеников, освоения ими программ, помощи в профориентации, личностному росту. Существует около 44 000 программ дополнительного образования. Они делятся на такие группы: социальные, художественные, естественнонаучные, физкультурные, краеведческие, спортивные, педагогические и спортивные.
Структура и содержание
ППДО состоит из 4 частей.
1 часть посвящена целям и задачам внедряемого профстандарта, также в ней даются коды ОКВЭД и ОКЗ для педагогов допобразования.
2 часть – это описание трудовых функций, составляющих данный стандарт. Их три: непосредственно преподавание дополнительных общеобразовательных программ, организационно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение осуществления этих программ. ППДО дает подробные объяснения по каждой из трех функций, относя конкретные трудовые обязанности к конкретной функции. Проделанная составителями ППДО колоссальная работа по систематизированию всей сферы дополнительного образования позволяет легко определить, чем должен заниматься учитель дополнительного образования и какую роль в общем процессе обучения несет та или иная функция.
3 раздел посвящен конкретным требованиям к педагогам, работающим по ППДО. По каждой отдельной функции дается перечень возможных должностей, требования к преподавателю, в том числе по стажу и условиям допуска к работе. Например, старший тренер-преподаватель должен иметь опыт практической работы не менее 2 лет, среднее специальное или высшее образование, при отсутствии педподготовки – дополнительное образование и т.д. ППДО в числе прочего дает рекомендации по графику профессиональной переподготовки.
В 4 разделе сообщаются сведения о разработчиках ППДО. Ответственным разработчиком стандарта стал ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), команда составителей представлена 4 учреждениями из разных городов России.
Обязанности педагога и оценка его соответствия профстандарту
ППДО не использует слова «обязанность», описывая требования к претендентам на вакансию педагога дополнительного образования. Вместо этого стандарт предлагает ориентироваться на такие структурные составляющие его деятельности:
- трудовая функция,
- необходимые умения,
- необходимые знания (в том числе законодательной базы),
- другие характеристики.
Непосредственные должностные обязанности специалиста определяет администрация учебного заведения, фиксируя их в трудовом договоре и прочих документах. Ориентируясь на стандарт и применяя его в конкретных условиях, можно быть уверенным в квалификации педагога и целенаправленности его деятельности.
Рассмотрим, например, должность педагога-организатора. ППДО дает полный перечень требований к его образованию, умениям и навыкам. Он может быть бакалавром с дополнительным специальным тематическим образованием. В таком случае требуется как минимум2-летний стаж работы педагогом допобразования. Если же претендент на вакансию имеет магистратуру по организационно-педагогической деятельности, опыт работы не требуется. Раз в 3 года данный работник должен проходить обучение..
► Реестр профстандартов: проблемы и решения
Задача педагога-организатора – «организация и проведение массовых досуговых мероприятий». Следовательно, он должен уметь придумывать мероприятия, выявлять общественные инициативы, уметь создать мероприятие «под ключ» (от репетиций до афиш), привлекать родителей, других учителей, а также одаренных особых детей. Такие трудовые функции требуют множества знаний, в том числе санитарных-гигиенических норм, требований охраны труда, безопасности детей, привлечения внебюджетных средств и т.д.
Возможно ли скорое внедрение
Вступление в силу ППДО осложняется объективными обстоятельствами. В первую очередь это недостаточное материальное оснащение сферы дополнительного образования. Во вторую – слабая обратная связь от родительской общественности и местного самоуправления, относящихся к допобразованию как к факультативному, необязательному. В-третьих, не могут не сказываться недостатки в части профессиональной подготовки: слабая теоретическая и контролирующая (аттестации) база образования учителей, проблемы в систематизации узкопрофессиональных знаний.
И, конечно, имеет значение недостаток кадров, во многом вызванный материальной заинтересованностью в высокооплачиваемой работе.
Немаловажно, что в настоящее время происходит реформа управления сферой образования, она реструктуризируется и обновляется. Так, на днях министр образования Ольга Васильева была назначена министром просвещения (18 мая 2018 года). Очевидно, что педагогов ждут большие перемены, в том числе это коснется и работников дополнительного образования. Окончательное внедрение «образовательных» профстандартов закончится к 1 января 2020 году, согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 N 584.
www.pro-personal.ru