Программа занкова л в – Рабочая программа по окружающему миру на тему: Рабочая программа по окружающему миру. Система Л.В.Занкова | скачать бесплатно

Система Занкова (ФГОС)

Система Занкова (ФГОС)

Система развивающего обучения Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. УМК  cистемы Л.В. Занкова выпускает издательский дом «Федоров».

УМК системы Л.В. Занкова состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:
– Русский язык.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
Русский язык. Авторы: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.  
– Литературное чтение. Автор: Свиридова В.Ю.
– Литературное чтение. Автор: Лазарева В.А.
– Математика. Авторы:  Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
– Окружающий мир.

Авторы:  Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
– Основы духовно-нравственной культуры народов России  (4 класс). Авторы: Николаева Е.И., Петрова Е.Н.
– Изобразительное искусство. Автор: Ашикова С.Г.  
– Музыка. Автор: Ригина Г.С.
– Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И., Нагель О.И. и др.  
– Физическая культура. Автор: Шаулин В.Н.
– Английский язык «Волшебная радуга»/«Magic Rainbow» (2-4 классы). Авторы: Святловская Е.А., Белоусова С.Ю., Гацкевич М.А. и др.

Учебники системы Занкова, за исключением учебников по изобразительному искусству, не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).

Учебники для 1-4 классов по изобразительному искусству Ашиковой С.Г. включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников.

Все учебники системы развивающего обучения Занкова прошли государственную экспертизу на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС НОО 2009 г.). Учебники УМК были включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.

Следует обратить внимание на то, что вновь выпускаемые учебники и пособия имеют новое художественное оформление. При этом, ранее выпущенные учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования, по русскому языку, литературному чтению (Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.), математике, окружающему миру, музыке и технологии для 4 класса вошли

в Федеральный перечень учебников, допущенных Миниобрнауки России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.

Программа Занкова включает в себя также факультативные курсы: «Экономика для младших школьников» для 1-4 классов (авторы: Смирнова Т.В. и др.) и «Я – гражданин России» для 3-4 классов (автор: Чутко Н.Я. и др.). Курсы обеспечены учебными пособиями и методическими рекомендациями. Учебники не входят в Федеральные перечни рекомендованных (допущенных) учебников.

В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима  научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В. Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей.

Цель обучения – оптимальное общее развитие каждого ребенка.

Задача обучения – представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.

Дидактические принципы программы Занкова:
– обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;
– ведущая роль теоретических знаний;
– осознание процесса учения;
– быстрый темп прохождения учебного материала;
– работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.

Типические свойства методической системы

– многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность.

Важные особенности системы Занкова. Комплект обеспечивает:
– понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
– владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
– актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
– условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка,  для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;  
– активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;

–  проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
– индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности,  распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе  посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.  

В процессе обучения по программе Занкова используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.

Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по  качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.

Изначальная нацеленность учебных программ и УМК системы Занкова на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).

По материалам сайта : www.zankov.ru

Читать по теме:

Учебно-методический комплекс (УМК) системы Л.В.Занкова (ФГОС)

Видео от разработчиков системы Л.В.Занкова (ФГОС)

Программы начальной школы

Отзывы о программе на нашей странице ВКонтакте


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
 

schoolguide.ru

Школьная программа “Система Занкова”

Система развивающего обучения Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. УМК cистемы Л.В. Занкова выпускает издательский дом «Федоров».



УМК системы Л.В. Занкова состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:

– Русский язык.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
Русский язык. Авторы: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.

– Литературное чтение. Автор: Свиридова В.Ю.


– Литературное чтение. Автор: Лазарева В.А.

– Математика. Авторы: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.

– Окружающий мир. Авторы: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

– Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Николаева Е.И., Петрова Е.Н.

– Изобразительное искусство. Автор: Ашикова С.Г.

– Музыка. Автор: Ригина Г.С.

– Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И., Нагель О.И. и др.

– Физическая культура. Автор: Шаулин В.Н.

– Английский язык «Волшебная радуга»/«Magic Rainbow» (2-4 классы). Авторы: Святловская Е.А., Белоусова С.Ю., Гацкевич М.А. и др.

Учебники системы Занкова, за исключением учебников по изобразительному искусству, не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).

Учебники для 1-4 классов по изобразительному искусству Ашиковой С.Г. включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников.

Все учебники системы развивающего обучения Занкова прошли государственную экспертизу на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС НОО 2009 г.). Учебники УМК были включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.

Следует обратить внимание на то, что вновь выпускаемые учебники и пособия имеют новое художественное оформление. При этом, ранее выпущенные учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования, по русскому языку, литературному чтению (Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.), математике, окружающему миру, музыке и технологии для 4 класса вошли в Федеральный перечень учебников, допущенных Миниобрнауки России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.

Программа Занкова включает в себя также факультативные курсы: «

Экономика для младших школьников» для 1-4 классов (авторы: Смирнова Т.В. и др.) и «Я – гражданин России» для 3-4 классов (автор: Чутко Н.Я. и др.). Курсы обеспечены учебными пособиями и методическими рекомендациями. Учебники не входят в Федеральные перечни рекомендованных (допущенных) учебников.

В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В. Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей.


Цель обучения – оптимальное общее развитие каждого ребенка.

Задача обучения – представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.

Дидактические принципы программы Занкова:

  • обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; 
  • ведущая роль теоретических знаний; 
  • осознание процесса учения; 
  • быстрый темп прохождения учебного материала; 
  • работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.

Типические свойства методической системы – многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность.

Важные особенности системы Занкова. Комплект обеспечивает:

  • понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
  • владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
  • актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
  • условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений; 
  • активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
  • проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
  • индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному. 

В процессе обучения по программе Занкова используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.

Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.

Изначальная нацеленность учебных программ и УМК системы Занкова на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).

www.nnmama.ru

Сравнительный анализ программы Занкова и традиционной программы

Содержание

Введение

Структура и способы построения обучения в первом классе по программе Л.В. Занкова

Обучение математике

Обучение грамоте

Структура и способы построения обучения в первом классе по традиционной программе

Обучение грамоте

Математика

Заключение

Литература

Современные реформы в образовании – вещь не новая. Ученые мужи во все времена пытались искать и разрабатывать новые подходы в обучении.

Принцип развивающего обучения был сформулирован психологом Львом Выготским еще в 30-е годы прошлого столетия. Великий ученый считал, что дети способны на большее, чем просто поглощать, образно выражаясь, разжеванную учителем научную пищу. Они должны мыслить на перспективу, иначе говоря, обучение должно “ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития”.

Многолетние труды советских педагогов и психологов привели к появлению таких программ, как система развивающего обучения Занкова и развивающая система Давыдова и Эльконина. Многие школы в 90-х годах работали по программам этих авторов, да и сейчас еще кое-где развивающие методики Занкова, Давыдова, если не в целом виде, то частично используются педагогами в образовательном процессе.

Развивающее обучение широко внедряется в массовую практику начальной школы. С 1991/92 учебного года начался этап широкого внедрения в практику систем развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, в наибольшей степени реализующих своим содержанием новые цели обучения. С 1995/96 учебного года обе системы были введены в общеобразовательную школу как вариативные государственные системы, наряду с традиционной.

Если коротко сформулировать основу обучения по Занкову, то она будет звучать примерно так: обучение на повышенном уровне трудности. Развивающее направление программы “Школа 2100” преследует принцип “мини-макса”. Это значит, что для каждого ученика на уроке обеспечивается возможность “продвигаться” своим темпом, каждый берет необходимый минимум и возможный максимум.

Задания на уроках носят вариативный характер – если ребенок пришел в школу читающим, то уже в первом классе одна страница материала дается в тексте, а другая в картинках. Читающий ребенок знакомится с рассказом, сказкой, историей, не читающие дети разбирают слоги.

Еще одна особенность программы “Школа 2100” – наличие необходимого дидактического сопровождения. Все задания, как по русскому языку, так и по математике, даются в готовом печатном виде, детям необходимо только вписать нужное число или математический знак в клеточку, обвести, зачеркнуть, дорисовать. Даже для контрольных работ есть отдельные тетради.

Для педагога это, несомненно, большой плюс: меньше хлопот. А для ученика возможно минус – слабо развиваются навыки работы под диктовку.

Главным аргументом для педагогов было и остается понимание того, что современное общество требует мыслящих людей. А эта программа направлена как раз на развитие каждого ребенка.

Хотя о программе традиционного обучения нельзя говорить плохо. Ни в коем случае нельзя игнорировать традиционную программу, она дает очень много. Ведь не одно поколение умных и талантливых детей выучилось по традиционной программе. Здесь выбирать должны, в первую очередь, родители.

Данная работа преследует цель сравнительного анализа учебников для учеников первого класса (Азбука и Математика), обучающихся по системе “Школа 2100” и традиционной программе.

В экспериментальной системе Л.В. Занкова принята иная, чем в традиционном обучении, постановка задач. На первом месте – развитие учащихся как основа успешного усвоения знаний и навыков. Ведущие организационные формы те же, что и в традиционной системе, но более гибкие, динамичные. Это иной тип обучения по сравнению с традиционным. Он строится на основе учета внутренних закономерностей развития ребенка (больше внимания уделяется его внутреннему миру, индивидуальности). Важнейшим является развитие нравственных качеств и эстетических чувств, воли, формирование внутреннего побуждения к учению.

Насколько это было возможно, учитывая начальную ступень обучения, в программе и учебниках реализован подход, отвечающий выдвинутому Л.В. Занковым теоретическому представлению о начальном обучении. В частности, еще на ранних этапах исследования проблемы обучения и развития Л.В. Занков подчеркивал мысль о том, что не всякое усвоение знания приводит к развитию. Поэтому, подбирая материал к уроку, нужно осмысливать, как он будет работать на развитие, а какой материал окажется нейтральным. Л.В. Занков придавал большое значение разносторонности материала, из анализа которого может постепенно складываться, пусть небольшое вначале, влияние на общее развитие ребенка. Именно в условиях разностороннего обдумывания материала ребенок продвигается по пути его многогранного восприятия и приучается не к однобокому рассмотрению материала, а к видению его с разных сторон. Благодаря такому учению образуются многосторонние связи знаний, а в конечном итоге – их система. Системность знаний есть самая существенная характеристика из всех признаков общего развития младшего школьника.

В теоретическом представлении Л.В. Занкова о начальном образовании прежде всего отражено своеобразие содержания. Как писал Л.В. Занков, начальное обучение должно дать учащимся общую, целостную картину мира на основе науки, литературы и искусства. Именно этот подход позволит представить общую картину мира как системное, целостное миропонимание.

Следует особо отметить значение новой постановки задач – учитель начальных классов ориентирован на видение ребенка как целостной личности, а не только как способного или неспособного ученика. Успех работы по этой системе в основном связан с тем, что учителю удается иначе посмотреть на личность ученика, понять и принять задачу общего развития школьников, а не только их научения.

Таким образом, пересмотру со стороны учителя массовой школы будут подвергаться ставшие привычными нормативы традиционной педагогики. Младший школьный возраст рассматривается как наиболее продуктивный этап в развитии личности ученика. Ребенка следует понимать как полноправного субъекта учения в противовес традиционной установке видеть в нем объект внешних педагогических воздействий. Важно и то, чтобы учитель рассматривал задачу продвижения учащихся в развитии не как дополнительную, внешнюю по отношению к учебному процессу, а как его органическую, внутреннюю часть.

Отметка, если и остается в системе Занкова, выступает скорее как некая мета, как инструмент внешнего оформления результатов обучения, а не как ведущий показатель, характеризующий личность и успеваемость ученика. Об успешности своей работы учитель судит не по формальным показателям успеваемости, а по продвижению учащихся в развитии.

Обязательным условием успеха воплощения нового проекта обучения в практику школьной жизни является внутреннее принятие учителем основных положений новой педагогической системы. Необходимо, чтобы она импонировала его мировоззрению, его стилю работы.

Не теряя своей руководящей роли, учитель в системе Л.В. Занковастановится участником коллективного процесса познания, подлинным другом и старшим товарищем. Исчезает авторитарность. Ложный авторитет учителя будет способствовать лишь внешней, показной дисциплине в классе, формальному выполнению заданий. Предоставление школьникам большей самостоятельности укрепит авторитет учителя, станет необходимым условием воспитания воли у школьников.

Атмосфера взаимного расположения предполагает глубокое уважение школьников и учителя. “Если школьник является для учителя только каким-то подобием сосуда, в который надо уложить определенные знания и навыки, это, конечно, не будет способствовать его любви к учащимся… Когда каждый школьник понят учителем как человек, обладающий своими индивидуальными особенностями, стремлениями, своим складом ума и характера, такое понимание поможет полюбить детей, уважать их”.

Система Занкова рассчитана на сотворчество, сотрудничество, сопереживание. Учитель открыт для вопросов детей, не боится их ошибок, не оценивает и не выставляет отметок за незнание или неумение в процессе усвоения новых знаний или новых способов действий, не сравнивает одного ребенка с другим.

Л.В. Занков обращает внимание, прежде всего на важность богатого внутреннего состояния учителя и учеников в процессе обучения. “Мы всячески поощряем живые человеческие беседы учителя с ребятами на уроке и не боимся терять на это время, и мы хотим, чтобы это была жизнь школьника вместе с учителем”.

Тем не менее, как любая образовательная система, Обучение по Занкову не лишено определенных трудностей и недостатков.

Так, образовательная система “Школа 2100” многоступенчатая: обучение по программе начинается еще в детском саду. То есть первоклассники, придя в школу, должны иметь четырехлетнюю подготовку в дошкольном учреждении.

Но не все дети имеют возможность посещать детский сад. Так же не все ДОУ работают по принципу преемственности образовательного процесса. Таким образом, в первый класс средней школы поступают дети с разным уровнем развития и образования на момент поступления.

Работа с такими детьми в системе “Школа 2100” не предусмотрена.

Проведем анализ учебников для первого класса по этой программе.

Все учебники красочные, подбор произведений доступен для первоклассников, много заданий для самостоятельных работ.

Рассмотрим принципы развивающего обучения, реализованные в учебнике по математике – Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С. “Математика” Учебник в 2-х ч. И Аргинская И.И., Бененсон Е.П. “Математические игры”. Тетрадь. В Тетради игровой материал предназначен для формирования и закрепления навыков по изучаемым в 1 классе темам, а также для тренировки внимания и наблюдательности.

mirznanii.com

УМК системы Занкова

УМК системы Занкова

УМК системы Занкова состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:
– Русский язык.
Азбука. Авторы: Нечаева Н.В., Белорусец К.С. 
Русский язык. Авторы: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.  
– Литературное чтение. Автор: Свиридова В.Ю. 
– Литературное чтение. Автор: Лазарева В.А.
– Математика. Авторы:  Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. 
– Окружающий мир. Авторы:  Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. 
– Основы духовно-нравственной культуры народов России  (4 класс). Авторы: Николаева Е.И., Петрова Е.Н.
– Изобразительное искусство. Автор: Ашикова С.Г.  
– Музыка. Автор: Ригина Г.С.
– Технология. Авторы: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н., Хлебникова С.И., Нагель О.И. и др.  
– Физическая культура. Автор: Шаулин В.Н.
– Английский язык «Волшебная радуга»/«Magic Rainbow» (2-4 классы). Авторы: Святловская Е.А., Белоусова С.Ю., Гацкевич М.А. и др. 

Учебники системы развивающего обучения Л.В. Занкова, за исключением учебников по изобразительному искусству, не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).

Учебники для 1-4 классов по изобразительному искусству Ашиковой С.Г. включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников.

Все учебники системы развивающего обучения Занкова были включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.

УМК для 1 класса

УМК для 2 класса

УМК для 3 класса

УМК для 4 класса


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
 

schoolguide.ru

Разузнай! – Программа Занкова – Отзывы о программе Занкова

Программа Занкова

Среди наиболее популярных инновационных направлений в образовательной системе важнейшее место занимает так называемая система Занкова. Она была разрешена к внедрению в начальной школе наряду с такими аналогами, как «Школа 2100», «Гармония», «Начальная школа XXI века». Очевидно, что идеальной среди них нет – именно этим обусловлено их огромное количество. Однако все они объединены, в общем-то, схожими целями и даже средствами их воплощения. В официальных документах о каждой из этих систем написаны почти идентичные фразы: программа призвана привить любовь к учебе и труду, научить младшего школьника добывать знания самому, с минимальным участием педагога, развивать личность и ее творческие способности.

Главные отличия программ друг от друга становятся явными не в теории, а на конкретном примере, в деятельности самого педагога, который выбрал тот или иной стиль преподавания и ориентацию. Именно это должно быть ориентиром для родителей в выборе школы и класса, ведь личность учителя будет иметь намного большее влияние, нежели выбранная программа.

Одним из основных тезисов, иллюстрирующих ключевые засады программы Занкова является следующий: знания не преподносятся учителем, а добываются самим учеником. Задача опытного педагога – правильно сформулировать проблему, за решение которого школьник берется самостоятельно, однако, обязательно под мудрым, но не столь значительным руководством учителя.

Истина порождается во время дискуссии – это второй тезис программы Занкова. Из огромного количества мнений, изъясненных за время поиска путей решений проблемы, постепенно находится верный ответ, он же – новая информация, добытое максимально самостоятельно знание. От более сложного в простому – так должен строиться результативный процесс обучения за советским психологом Занковым.

Еще одна отличительная особенность этой системы состоит в быстром усвоении материала и множестве различных упражнений и необычных заданий. Большая скорость и разнообразие создают атмосферу, которая способствует не статическому и унылому изучению чего-либо, а динамичной работе, активному пониманию нового материала. Особенно эффективными видами работы считаются посещение выставок и музеев, походы в библиотеку и другие внеклассные виды занятий.

Отзывы о программе Занкова

Если говорить о том, насколько результаты воплощения основных принципов программы соответствуют тому, как ее расписали в теории на бумаге, окажется, что не все можно воплотить в жизнь. Учитывая многолетний опыт педагогов-практиков, можно выделить несколько основных моментов, говорящих позитивных и негативных сторонах данной программы:

  • программа довольно сложная: большое количество материала отводится для домашней работы, причем ученики сами не всегда в силах ее сделать в полном объеме;
  • кроме неподъемных заданий, учебники, который написаны специально под программу, содержат очень много ошибок и недочетов, что является весомым минусом, перекрывающим плюс – уникальность и развивающий характер заданий;
  • сложность системы дает и весомые преимущества: это хороший подготовительный этап к формированию умения преодолевать препятствия в будущем;
  • многие утверждают, что в каждой из обучающих систем можно найти сложные моменты, и та же программа Занкова содержит их не больше, чем другие;

Как видно, основным препятствием для эффективного осваивания знаний по этой системе является ее сложность. И если ученик «не успевает», то его приходится переводить в более слабый класс с иными, как правило, традиционными методами обучения. Ведь не у всех родителей есть время помогать детям в решении не очень-то легких домашних заданий. С другой стороны, при успешном обучении и максимальном соблюдении вышеупомянутых принципов , школьник будет на сто процентов готов к сложностям, которые ждут его в старшей школе.

Критикуя или расхваливая систему Занкова, необходимо брать во внимание множество субъективных факторов: тревожность родителей, личностные качества педагога, желания и реальные способности школьника. Это направление в психолого-педагогической науке предусматривает то, что школьный класс не будет делиться на «слабых» и «сильных», а у всех детей будет одинаковый стимул добывать знания. Но, как показывает практика, чаще происходит жестокий отбор в так называемые «занковские» классы – классы, где собирают детей, у которых четко выражена способность самостоятельно мыслить и работать. А это уже грубое нарушение принципа личностного подхода к каждому ребенку, который и должен лежать в основе любого направления.

К сожалению, разнообразие уникальных учебных систем, предназначенных для начальной школы, не способно на сегодняшний день разрешить одну из центральных проблем современного образования в школе – личность и процесс обучения. Чтобы создать условия для развития каждого ребенка, школы должны отбирать по истине профессиональных педагогов – людей, которые и покажут настоящие отличия одной системы от другой.

razuznai.ru

Персональный сайт – УМК “Занков”

Система Л.В.Занкова

                        

Об авторе

                 

     Леонид Владимирович Занков родился 10(23) апреля 1901 года в Варшаве, скончался 27 ноября 1977 года в Москве. В конце 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л.С. Выготского о соотношении обучения и общего психического развития учащихся. Л.В. Занков также разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи детей.

     О системе       

   Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:  

Цель обучения:  достижение оптимального общего развития каждого ребенка;  

Задача обучения: представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;  

Дидактические принципы: 

– обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

-ведущая роль теоретических знаний;

-осознание процесса учения; 

-быстрый темп прохождения учебного материала; 

-целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;

Методическая система – ее типические свойства:

-многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;

– предметные методики по всем образовательным областям;

– формы организации обучения;

– система изучения успешности обучения и развития школьников.

      Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников. В 1995-1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом РФ об образовании, требующим обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.

   Из опыта работы

     По системе Л.В. Занкова я обучаю детей восьмой год. В данной программе, как в прочем и в любой другой, есть свои плюсы и минусы.  Но я как педагог считаю, что плюсов гораздо больше. И самое главное заключается в том, что обучение по программе даёт прекрасную возможность  для всестороннего развития индивидуальных особенностей  каждого ребёнка. 

Календарно-тематическое планирование

по системе Л.В.Занкова

                                                                                  

Календарно – тематическое                  Календарно- тематическое

     планирование 1 класс                                   планирование 2 класс                        

                                                                                     

Календарно – тематическое                    Календарно-тематическое
     планирование 3 класс                                     планирование 4 класс

                                                         

kuznecowa.ucoz.ru

УМК системы Занкова – 1 класс


Обучение грамоте
Азбука. Учебник. 1 класс
Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
 не включен в федеральный перечень 
Азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс
Нечаева Н.В.

Тетрадь по письму. 1 класс. В 4-х частях
Нечаева Н.В., Булычева Н.К.

Звуки и буквы. Учусь грамоте. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2-х частях
Мельникова О.А.

Я читаю? Тетрадь по чтению к «Азбуке». 1 класс. В 3-х частях
Нечаева Н.В., Белорусец К.С.

Обучение грамоте. Методические рекомендации
Нечаева Н.В.

Обучение грамоте. Поурочное планирование. 1 класс
Петрова Е.А.

Обучение грамоте. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс
Петрова Е.А.

CD. Курс русского языка по системе Л.В.Занкова. 1-4 классы. Лекции. В 3-х частях. Часть 1 «Обучение грамоте»
Нечаева Н.В.

CD. Живой Алфавит. Учимся писать буквы. Электронное приложение к учебнику «Азбука»
Нечаева Н.В., Белорусец К.С.

CD. Азбука. Электронное приложение к учебнику. 1 класс
Нечаева Н.В., Белорусец К.С.

Наверх

Русский язык
Русский язык. Учебник. 1 класс
Нечаева Н.В.
 не включен в федеральный перечень 
Русский язык. Методические рекомендации. 1 класс
Нечаева Н.В.

Русский язык. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс
Петрова Е.А.

CD. Русский язык. Электронное приложение к учебнику. 1 класс
Нечаева Н.В.

CD. Курс русского языка в системе Л.В.Занкова. 1-4классы. Лекции. В 3-х частях. Часть 2 и 3
Нечаева Н.В.

Русский язык. Что я знаю. Что умею. Тетрадь проверочных работ. 1 класс
Воскресенская Н.Е.

Наверх

Литературное чтение  (Свиридова В.Ю.)
Литературное чтение. Учебник. 1 класс
Свиридова В.Ю.
 не включен в федеральный перечень 
Хрестоматия по литературному чтению. 1 класс
Свиридова В.Ю.

Учись читать. Пособие по чтению. 1 класс
Свиридова В.Ю., Березина Э.В.

Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс
Свиридова В.Ю.

Литературное чтение. Поурочное планирование к учебнику В.Ю. Свиридовой. 1-2 класс
Березина Э.В.

Литературное чтение. Поурочно-тематическое планирование к учебнику В.Ю. Свиридовой. 1-2 классы
Березина Э.В.

CD. Литературное чтение. Электронное приложение к учебнику В.Ю. Свиридовой. 1 класс
Свиридова В.Ю.

CD. Курс литературного чтения в системе Л.В.Занкова. 1-4 классы. Лекции
Свиридова В.Ю.

Наверх

Литературное чтение  (Лазарева В.А.)
Литературное чтение. Учебник. 1 класс
Лазарева В.А.
 не включен в федеральный перечень 
Хрестоматия по литературному чтению. 1 класс
Лазарева В.А.

Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс
Лазарева В.А.

Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы. Методическое пособие. 1-4 классы (2010 г.и.)
Лазарева А.В.

CD. Литературное чтение. Электронное приложение к учебнику В.А. Лазаревой. 1 класс
Лазарева В.А.

CD. Модель современного урока литературного чтения в системе Л.В. Занкова. 1-4 классы. Лекции
Лазарева В.А.

Наверх

Математика
Математика. Учебник. 1 класс. В 2-х частях
Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н.
 не включен в федеральный перечень 
Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 4-х частях
Бененсон Е.П., Итина Л.С.

Математика. Сборник заданий для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. 1-4 класс
Аргинская И.И.

Сборник заданий по математике для текущего и тематического контроля. 1 класс
Ванцян А.Г., Ефремова А.Г.

Сборник заданий по математике для групповых и индивидуальных занятий. 1 класс
Ванцян А.Г., Ефремова А.Г.

Математика. Сборник заданий для текущего и промежуточного контроля. 1 класс. В 2-х частях: 1-е полугодие и 2-е полугодие
Ванцян А.Г., Федоскина О.В., Ефремова А.Г.

Математика. Что я знаю. Что умею. Тетрадь проверочных работ. 1 класс
Ефремова А.Г.

Математика. Методические рекомендации. 1 класс
Аргинская И.И., Кормишина С.Н.

Математика. Поурочное планирование. 1 класс
Зубова С.П.

Методический комментарий к заданиям учебника «Математика». 1 класс
Керженцева А.В.

Методический комментарий к заданиям рабочих тетрадей по математике. 1 класс
Керженцева А.В.

CD. Математика. Электронное приложение к учебнику И.И. Аргинской и др. 1 класс
Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н.

CD. Курс математики в системе Л.В. Занкова. 1-4 классы. Лекции. В 3-х частях
Кормишина С.Н.

DVD. Математика в системе Л.В. Занкова. Видеоуроки. Конспекты уроков. Комментарии. 1, 4 классы
Кормишина С.Н.

Математика и информатика. Учебное пособие. 1 класс. В 2-х частях
Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Волков С.А.

Наверх

Окружающий мир
Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2-х частях
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.
 не включен в федеральный перечень 
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 1 класс
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., Плотникова А.Ю.

Окружающий мир. Поурочное планирование. 1-2 классы
Плотникова А.Ю., Галяшина П.А.

CD. Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова. 1 класс
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

DVD. «Окружающий мир» в системе Л.В.Занкова. Видеоуроки. Конспекты уроков. Комментарии. 1 и 4 классы
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

CD. Курс «Окружающий мир» в системе Л.В.Занкова. 1-4 классы. Лекция
Селюнина Н.В.

Наверх

Музыка
Музыка. Учебник. 1 класс
Ригина Г.С.
 не включен в федеральный перечень 
Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка». 1 класс
Ригина Г.С.

Музыка. Методические рекомендации. 1-2 класс
Ригина Г.С.

Наверх

Изобразительное искусство
Изобразительное искусство. Учебник. 1 класс
Ашикова С.Г.

Лаборатория искусства. Альбом заданий и упражнений по изобразительному искусству. 1 класс
Ашикова С.Г.

Чистая линия. Художественные прописи. 1 класс. В 2-х частях
Ашикова С.Г.

Изобразительное искусство. Методически рекомендации. 1 класс
Ашикова С.Г.

Наверх

Технология
Технология. Умные руки. Учебник. 1 класс.
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.
 не включен в федеральный перечень 
Школа волшебников. Рабочая тетрадь по технологии для 1 класса
Проснякова Т.Н.

Бумажные фантазии. Тетрадь для практических работ к учебнику «Технология. Умные руки». 1 класс
Цирулик Н.А., Цирулик Г.Э., Хлебникова С.И.

Технология. Умные руки. Методические рекомендации. 1 класс
Проснякова Т.Н., Мухина Е.А.

Наверх

Физическая культура
Физическая культура. Учебник. 1-4 класс
Шаулин В.Н.
 не включен в федеральный перечень 
Физическая культура. Методические рекомендации. 1-4 классы
Шаулин В.Н.

Наверх

Дополнительная литература
Контрольные и проверочные работы. Система Л.В.Занкова. 1-е полугодие
Яковлева С.Г.

Контрольные и проверочные работы. Система Л.В.Занкова. 2-е полугодие
Яковлева С.Г.

CD. Проверь себя. Математика. Литературное чтение. Окружающий мир. Русский язык. 1 класс
Материалы для текущего и тематического контроля

Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. Часть 1
(Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, технология)

Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. Часть 2
(Основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика, английский язык, изобразительное искусство, физическая культура)

Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова
(Направления: духовно-нравственное, научно-познавательное, художественно-эстетическое, социальное, спортивно-оздоровительное)

Дом в обычном переулке. Учебник. 1 класс. (Экономика)
Смирнова Т.В.

Дом в обычном переулке. Методические рекомендации к курсу «Экономика для младших школьников» (1-й год обучения)
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А.

Азбука финансовой грамотности. Вокруг денег. Рабочая тетрадь. 1 класс
Письменюк О.С.

Школьный старт. Рабочая тетрадь для первоклассников
Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г.

Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе
Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.

Учимся учиться и действовать. Рабочая тетрадь для первоклассников
Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В.

Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий
Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.

Олимпиадные задания. 1-2 класс. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир
Раицкая Г.В.

Наверх

schoolguide.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *