Программы в россии школьные – Программа Школа России. – запись пользователя Ольга (folgaaa) в сообществе Здравствуй, школа! в категории Программы по которым учатся наши дети

Программы обучения в школах России

Программы обучения в школах России

Традиционная система обучения строится так: учитель объясняет новый материал, в классе он подробно разбирается. Потом ученики его заучивают, дома повторяют, и учитель проверяет их знания во время контрольных работ или ответов у доски. Рассчитана на детей, которые до школы совсем не умели читать. Обучение чтению и письму идет параллельно. На математике больше внимания уделяется навыкам счета, меньше развитию логического мышления. Содержание материала постоянно обновляется.

Программа “Школа 2100”

Близка к традиционной по методам обучения. Основной принцип: развитие личности ребенка, индивидуальный подход. Каждый ребенок имеет свой минимум и максимум заданий. Обучение построено по схеме “от простого к сложному”. Каждый раз детям предлагают выполнить не принципиально новые задания, а похожие на предыдущие, но на более сложном уровне. Цель программы: научить детей ориентироваться в любой ситуации и легче адаптироваться к новым условиям.

Программа “Гармония”

Основная идея программы: всестороннее развитие ребенка, сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка. Ориентированная на творчество ребенка, программа построена на традиционной отечественной культуре. В процессе обучения сочетаются разные виды деятельности: игровая, познавательная, речевая, конструирование, природоведение, математика и др. Много внимания уделяется изобразительному искусству. Структура программы предусматривает работу по двум направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира ( увидеть, услышать, обыграть ) и реализацию этого опыта в условиях самостоятельной творческой деятельности ребенка ( сделать, создать ). Обучение на занятиях проводится с небольшими по количественному составу подгруппами детей ( 5 – 8 человек ) с определением обязательного минимума программного материала, который может усвоить ребенок с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей.

Вальдорфская программа

Программа Вальдорфских школ сочетает академические предметы с художественно – практическими навыками. Широко используются игры и художественные приемы, нет системы соревновательных оценок и показателей. В начальных классах академическим предметам уделяется немного внимания. Чтению не учат до 2 класса, хотя детей знакомят с буквами ( в 1 и 2 классах ). В средней школе ( 1 – 8 классы ) у учеников есть классный учитель ( основной ) , который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом на все 8 лет школы.



Основными занятиями в Вальдорфских школах являются искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе). В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию.


Обязательно участие родителей в школьной жизни.

Программа Л. В. Занкова

Развивающая программа очень высокого уровня сложности. К ребенку предъявляются повышенные требования. Он должен быть абсолютно здоровым и развитым интеллектуально. Ребенку нужны хотя бы начальные навыки чтения и счета, хорошие внимание и память. При этой программе успех обучения гораздо больше, чем при традиционной системе зависит от личности и профессионализма учителя. Домашние задания рассчитаны так, что ребенку наверняка потребуется помощь родителей. Программа Занкова развивает мышление, учит рассуждать, самому добывать информацию и делать выводы. Упор делается на преподавание естественных наук и математики. Недостатки программы в том, что она разработана только для начальной школы, и в старших классах детям приходится адаптироваться к другой системе обучения.

Программа “Сообщество”

Это международный проект института “Открытое общество”. С каждым классом работают два учителя: основной и ассистент. Главная цель программы: развитие способностей ребенка, которые помогли бы ему адаптироваться в жизни, постоянно учится, критично мыслить, уметь делать выбор и нести за него ответственность, ставить и решать проблемы, заботиться о людях, проявлять изобретательность. Вначале оценок детям не ставят, но успехи отмечают. Класс делится на несколько “Центров” творчества, науки, письма, чтения. Есть “Уголок уединения”. В начале каждого учебного дня ребенок сам решает, чем он хочет сегодня заниматься. В учебном процессе обязательно принимают участие родители.

Программа “Школа завтрашнего дня”

Эта программа включает интенсивное обучение английскому языку. Основа программы: индивидуализированное обучение. Каждому ребенку дается возможность изучать такое количество учебного материала, какое он сможет усвоить в соответствии с его способностями. После того, как в первом классе начальной школы ребенок научится читать и писать по английски, он переходит к основной программе. В программу входят 5 основных предметов: математика, английский, общественные науки, естественные науки, словообразование, русский язык и литература. Ребенок имеет свое рабочее место, называемое ” офис”, где перед ним всегда находится карта его продвижения ( успехов ) и карта целей ( заданий ) с которой он работает каждый день. Приходя утром, ученик проверяет, какие цели он поставил себе на сегодня, и начинает работать самостоятельно. Перед тем, как уйти домой, ученик ставит себе цели на завтрашний день.

Гимназические классы

Обучение идет по углубленной и расширенной традиционной программе. Гимназическая программа достаточно сложная, рассчитана на практически здоровых детей с высоким уровнем интеллектуального развития. Иностранный язык начинается с 1 – 2 класса. В средней школе начинается изучение второго языка. В программу могут входить дополнительные предметы: риторика, история искусств, хореография и т.д.

По материалам  “Комсомольской правды”


Осенние каникулы 2018-2019 учебного года

klub-drug.ru

Учебные программы в школах

Учебные программы в школах

Учебные программы в школах

            Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой...», «А у нас в классе учат по Занкову». К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о  конкретных плюсах и минусах. Но в целом же, рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы. И не удивительно. Действительно сложно пробраться сквозь научный стиль и терминологию педагогических текстов.

            Так что давайте будем ВМЕСТЕ разбираться и пытаться понять.

            Во-первых, существует ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА и ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА.

Систем всего три: система Занкова (развивающая), система Эльконина-Давыдова (развивающая) и традиционная. Программ же значительно больше. Кроме официально признанных, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных...

            Схематично это будет выглядеть примерно так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

         

          Все одобренные Минобразом системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

          У каждой системы и программы есть свой автор, так сказать, идейный вдохновитель. Но это не означает, что все учебники по всем предметам написаны только им одним. Конечно же, над составлением УМК (Учебно-Методического Комплекта) трудился целый коллектив! Поэтому фамилии на учебниках ваших детей, естественно, будут разные. Но, несмотря на «коллективное творчество», все учебники в рамках одной программы имеют единые:

·                             Цель (т.е. тот результат, который должен получиться, те качества, которыми в итоге должны обладать выпускники, проучившиеся по той или иной программе)

·                             Задачи (т.е. те шаги, при помощи которых достигается поставленная цель)

·                             Принципы (т.е. особенности организации обучения, подачи материала, выбора методов, которые и отличают одну программу от другой).

·                             Содержание (по сути – тот самый учебный материал, который будет усваивать ребенок в процессе обучения. Например, содержание образования по филологии, по математике, по обществознанию и по естествознанию. В этой части программы отличаются тем, что одни ограничиваются государственным стандартным минимумом, другие включают различные дополнительные знания, понятия, литературу, а так же порядком подачи учебного материала, который неразрывно связан с принципами.)

             Нет плохих или хороших программ. Развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия  и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Как обмен веществ, или скажем, цвет волос.  Разные классы одной и той же школы могут учиться по разным программам, особенно там, где выбор программы осуществляют сами учителя. И это даже хорошо. Разные программы и системы требуют от детей разных начальных знаний и навыков, да и от личных качеств учителя во многом зависит, сможет ли он реализовать программу в полном объеме. Поэтому учитель выбирает программу, которая позволит ему работать именно в сложившейся обстановке именно с данным коллективом.

               

 

Список образовательных школьных программ

 «Школа России»

         Наиболее распространенная образовательная программа. Главная идея программы: “Школа России” создается в России и для России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Данная программа подходит для большинства учеников начальной школы. Основные авторы - Моро М.И. (математика), Зеленина Л.М. (русский язык), Плешаков А.А. (природоведение), Климанова Л.Ф. (родная речь).

 

«Начальная школа XXI века»

      Обучение строится на целенаправленном использовании наглядно-образного мышления, на особом внимании к игре, игровым ситуациям. Каждый ученик имеет возможность обучаться в индивидуальном темпе. Перед контрольными уроками педагог проводит занятие, на котором при помощи тестового опроса выясняет, насколько детьми был усвоен материал. И только после этого дает контрольную работу. Другая особенность этой программы - интегрированные уроки, на которых по одному учебнику изучают сразу три предмета. Такая частая смена деятельности позволяет юному школьнику не утомиться и сохраняет его интерес.

 

«Школа 2100»

       Новый материал здесь дается очень широко, а каждый ученик берет из этого объема информации столько, сколько готов усвоить по уровню развития и подготовки. Цель этой программы в том, чтобы ученик самостоятельно умел добывать нужные ему знания, умел действовать и решать проблемы в любых жизненных ситуациях. Здесь представлено огромное количество интересных текстов для чтения, есть и классические, и научно-познавательные произведения. Дети учатся работать с дополнительными источниками информации - энциклопедиями и словарями. Обязательно изучение информатики (в играх и задачах) и детской риторики.

 

«Гармония»

          Здесь выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности. Принцип - дать возможность учителю работать по-новому, а учащемуся обучаться в комфортных условиях. Программа обеспечивает результаты по усвоению знаний, формирует умения и навыки, положительно влияет на гармоничное развитие личности ребенка. В центре внимания авторов комплекта учебников - логика построения содержания курса, обеспечивающая младшему школьнику осознание причинно-следственных связей и закономерностей, что необходимо для гармоничного развития ученика.

 

«Классическая начальная школа»

         Подготовит учащихся к современной жизни. Считать первоклассник учится на основе построения единичных отрезков (за основу можно принять клеточки, столбики). Очень интересные тексты для чтения, есть классические произведения.

 «Перспективная начальная школа»

       Предоставляет возможность обучаться первокласснику как с 6,5, так и с 7 и с 8 лет, поэтому в учебниках сочетаются игровые и учебные виды деятельности. Ребята приобретают навыки работы с различными видами словарей, Интернетом.
 

Система Л.В. Занкова

         Наибольшее признание педагогов московских школ получила система академика Л.В. Занкова. Эта дидактическая система была разработана в 60-х годах. В основе ее лежит идея слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Система Занкова охватывает лишь начальное звено обучения, исходя из того, что именно оно имеет решающее значение. Целенаправленная работа над развитием внутреннего потока сил и внешнего влияния - исходное положение системы. Не развитие памяти, внимания, воображения, а общее развитие личности - ума, воли и чувств. В основу системы легли разработки видного психолога Л.С. Выготского, суть которых заключалась в том, что обучение не должно ориентироваться на уже созревшие особенности детского мышления, а должно вести за собой развитие ребенка, Развитие предполагает сотрудничество, именно такой характер должна носить помощь взрослых - не прямая подсказка, а организация совместного поиска решения. Система Занкова принимает каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно. Система охватывает не только классную, но и широко поставленную внеурочную работу. Принципы концепции - обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся - и самых слабых, и самых сильных. Принципы действуют только в комплексной системе обучения. Перенесенный в обычную программу принцип более высокой трудности дал обратный результат - перегрузку. Система не рассчитана на форсирование развития, но создает условия для пробуждения и развертывания зреющих в ребенке сил. На развитие ребенка влияет только интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Чтобы пробудить самостоятельную мысль, вопросы ставятся в общем виде, что побуждает детей мыслить. Проверка эффективности применения этой системы обучения дает обнадеживающие результаты: уровень подготовки и развития детей оказывается выше, чем при обучении по традиционным методикам. Делает ставку на самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдает школьникам истины, а заставляет «докапываться» до всего самостоятельно. Программа решает задачу максимального общего развития детей. Все предметы здесь - главные. Материал подается в быстром темпе. Урок строится в форме диалога, есть творческие и поисковые задания, сочинения, наблюдения. В курсе математики много логических и нестандартных задачек. Дети учатся классифицировать предметы, объединять в группы, выделять главное и второстепенное. Вводятся новые факультативные курсы по экономике, информатике, иностранному языку.

 Система Эльконина-Давыдова

        Другой системой, ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы. Программа направлена на формирование учебной деятельности таким образом, что ребенок изменяет себя сам, выдвигает простые гипотезы, ищет доказательства, аргументирует. Это развивает в ученике умение необычно и глубоко мыслить. В результате увеличивается объем памяти, ребенок учится рассуждать в диалоге, поэтому речь становится грамотной и логически выстроенной.

 «Вальдорфская система»

           Эта система обучения, основанная на принципах вальдорфской педагогики, наиболее отличается от традиционной. Она была разработана около ста лет назад в Германии приверженцами духовной науки антропософии. Процесс обучения ребенка тесно связывается с возрастными особенностями его развития и построен таким образом, что знания по какому-либо предмету он получает в тот период, когда наиболее к этому подготовлен. Программа рассчитана на 11 лет обучения, с 1-го по 8-й класс все основные предметы ведет один преподаватель, прошедший обучение в Вальдорфском центре. Оценки ученикам не выставляются, их заменяют педагогические характеристики. В начальной школе большое внимание уделяется развитию у ребенка мелкой моторики, что тесно связано с развитием речевых центров мозга. Дети обучаются вышиванию, лепке, резьбе по дереву, обработке камня, причем имеют дело они исключительно с природными материалами. Даже в группе продленного дня вы не увидите ни пластмассовой куклы, ни тем более электронных игр. Еще одним важным компонентом обучения являются занятия эвритмией (художественное музыкальное движение), разнообразные физические упражнения совершенствуют межполушарную координацию. Обязательны для воспитанников вальдорфских школ занятия музыкой: с 1-го класса дети обучаются игре на блок-флейте как наиболее соответствующем этому возрасту инструменте, позже - на струнных инструментах и фортепиано. С начала обучения вводятся также два иностранных языка - немецкий и английский. В вальдорфских школах ведется углубленное изучение предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, истории мировой культуры. Большое внимание уделяется развитию художественных способностей ребенка. При переводе ученика в другую школу он может быть аттестован после окончания начальной или средней школы, выпускники вальдорфской школы сдают экзамены, предусмотренные государственным российским образовательным стандартом, и получают аттестат установленного образца. Многолетний опыт показывает, что дети, окончившие вальдорфскую школу, выбирают для себя в дальнейшем специальности гуманитарного направления или деятельность, связанную с социальной сферой: врача, учителя, социального работника, миссионера.

 «Система Ховарда»

           Еще одна из систем обучения, получившая распространение в последние годы, система Ховарда, используемая в основном для изучения английского языка. Это методика, существующая уже более четверти века и признанная во многих странах мира, ее называют "Английский - мой второй язык". С 1-го класса преподавание ряда предметов ведется на английском языке: словообразование, естественные науки, социальные науки, математика и собственно английский язык. Поскольку методика Ховарда рассчитана на американский образовательный стандарт, не совпадающий с российским, такие предметы, как математика или природоведение дети одновременно изучают в объеме, предусмотренном российской программой, на русском языке. На уроках английского языка учитель разговаривает с детьми исключительно на английском, отметки не выставляются, знания ученика оцениваются по многобалльной системе, причем пока ученик стопроцентно не усвоит материала какого-либо раздела, он не переходит к следующему этапу обучения - занятия носят характер индивидуальных. Английский язык преподается с использованием библейских текстов, что не рассматривается как религиозное воспитание, а ставит целью ознакомление ученика с мировым культурным наследием. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Занятия по методике Ховарда проводятся в начальной школе; в средней школе ученики, имеющие уже достаточный лексический багаж, переходят к изучению английского языка по Оксфордской методике, а общеобразовательные предметы преподаются в соответствии с государственным стандартом России. Коррекционно-развивающее обучение. Все чаще в информационных статьях о школах и образовательных центрах встречаются новые названия - "коррекционно-развивающие" классы. Это классы с режимом обучения, наиболее благоприятствующим адаптации ребенка к школе. Если по тем или иным причинам (болезнь, тип нервной системы, нестандартность мышления и т.п.) ребенок плохо учится, вам могут предложить перевести его в коррекционный класс. В таком классе обычно 10-15 человек вместо 25-40. Преподают там наиболее опытные педагоги. В рамках обычной образовательной программы учителя имеют возможность скорректировать объем и содержание курса, реализовать индивидуально-ориентированный подход к обучению каждого ребенка. За детьми обязательно наблюдают психолог и психоневролог. В таких классах устанавливают более щадящий режим обучения и оценки знаний. Через какое-то время, в зависимости от изменений в успеваемости, по желанию ребенка и родителей его могут перевести в обычный класс. Дети, оканчивающие коррекционные классы, получают тот же государственный аттестат или свидетельство установленного образца, что и другие выпускники школы.

 «Система эйдетики»

         Система эйдетики - память без границ. "Эйдос" в переводе с греческого - "образ". Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры. Термин "эйдетизм" был впервые введен в психологию немецким ученым Э.Йеншем, который доказал, что образное мышление - закономерная стадия детского развития. Каждый ребенок - эйдетик, говорили ученые, но различали при этом явный эйдетизм и скрытый. Проведя в 30-е годы свои первые эксперименты, ученые обследовали более полутора тысяч школ в Германии и обнаружили, что 100% учащихся - эйдетики, из них 40% - явные и 60% - скрытые. То есть все обследованные дети обладают образной памятью. В России это направление в психологии развили Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. В "Школе эйдетики" (существует с 1989 года) детей и взрослых учат мыслить образами, что позволяет удерживать в памяти нужный в жизни объем информации, обучают освобождать свою память от ненужной информации, забывать ее. Например, дети легко "оживляют" цифры и начинают с ними с удовольствием общаться. Двойка может быть зеленой лягушкой, а тройка - это ворона, которая летит, четверка - сломанный стул, он скрипит, и из него торчит пружина. Применяя подобные образы, дети легко запоминают большое количество цифр и с удовольствием занимаются математикой. Точно так же они способны запомнить очень длинные ряды слов, даже не связанных друг с другом по смыслу, не говоря уже о связных текстах.  Игорь Матюгин, директор школы, доктор педагогических наук, профессор РАЭ и его коллеги, опытные педагоги и психологи, учат на занятиях, как использовать в ежедневной жизни все техники эффективного запоминания (а их более 20), которые накоплены человечеством: запоминание иностранных слов без зубрежки, запоминание стихов, формул, цифр, телефонных номеров, имен, лиц и другой информации. Значительно улучшается внимание, сокращается время выполнения домашнего задания. Серия книг по развитию образной памяти, подготовленная школой, издана в России, Германии, Польше общим тиражом более одного миллиона экземпляров. Несколько методов запоминания зарегистрированы как изобретения. Подготовлено более 3000 инструкторов по развитию образной памяти, которые преподают во многих странах ближнего и дальнего зарубежья.

 «Школа сии»

        Программа направлена на духовно-нравственное и воспитательно-образовательное совершенствование детей. Одна из ее составляющих - экологическая этика и связанная с ее освоением эколого-этическая деятельность ученика, направленная на саморазвитие ребенка в согласии и взаимодействии с природой.

 

Вернуться на страницу для родителей

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz

armd2009.narod.ru

Статья о программе "Школа России"

Программа «Школа России» как условие для развития младших школьников.

Школа России» - это система учебников (учебно-методический комплекс) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Научный руководитель - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования. Система учебников «Школа России» представляет собой ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов информационно-образовательной среды для начальной школы.

1. Сочетает традиционные наработки и новейшие достижения по психологии, педагогике, включает в себя элементы развивающего мышления. Представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющее полное программно-методическое обеспечение.

2. Комплект реализует Федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области, включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный язык

3. «Школа России» - школа духовно - нравственного развития и саморазвития младших школьников.

4. Учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, которые должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы.

5. Дифференциация обучения, развитие личности каждого ребенка, снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.

6. В ее основе также лежат личностно-ориентированный и проблемно-поисковый подходы. Модуль "Школа России" развивает у ребенка природосберегающее "чувство дома", воспитывает любовь и уважение к природе во всех ее проявлениях. Важнейшей его составляющей являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, которые направлены на духовное и нравственное саморазвитие личности ребенка.

Учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов «Школа России» - один из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение». Практика показывает, что более половины учеников начальных классов России обучаются по данному УМК. В качестве единого целого комплект «Школа России» работает с 2001 года. Однако учебники УМК были переработаны в соответствии с требованиями ФГОС и вновь отправлены на экспертизу. В ноябре 2010 года издательство «Просвещение» получило положительные экспертные заключения Российской академии наук и Российской академии образования о том, что система учебников «Школа России» обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Все учебники, составляющие завершённые предметные линии УМК «Школа России», получили положительные оценки РАН и РАО.

 

Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. В доработанных учебниках «Школы России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования, зафиксированным в новом стандарте, уделено особое внимание.

 

Главный принцип модернизации учебников УМК «Школа России» — усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность и реализацию идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 

Основополагающие принципы УМК «Школа России»:

• принцип воспитания гражданина России; 
• принцип ценностных ориентиров; 
• принцип обучения в деятельности; 
• принцип работы на результат; 
• принцип синтеза традиций и инноваций в образовании.

 

Ведущая целевая установка УМК «Школа России» и ФГОС - воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества.

Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня — это:

         Мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

         Реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования.

         Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций.

         Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

русский язык - Горецкий В.Г., Кирушкин В.А. и др. "Азбука", Канакина В.П., Горецкий В.Г., "Русский язык";
литературное чтение - Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. "Литературное чтение";
математика - Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. "Математика"
окружающий мир - Плешаков А.А. "Окружающий мир";
музыка - Критская Е.Д. и др. "Музыка";
технология - Роговцева Н.И.и др., "Технология"
физическая культура - Лях В.И. "Физическая культура"
ИЗО - Неменская Л.А., под ред. Неменского Б.М. "Изобразительное искусство" и др.

 

Обучение грамоте.

Учебно-методический курс «Обучение грамоте и развитие речи» авторов В. Г. Горецкого и др. отвечает всем современным требованиям обучения детей в начальной школе. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонетического слуха детей, обучению первоначальному чтению и письму, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению словаря и развитию речи. Иллюстративный материал помогает расширить и уточнить представления учащихся о мире, природе, обществе, обогатить и активизировать словарный запас детей, развить их творческое воображение.

Помимо «Русской азбуки», в комплект входят два вида прописей: прописи авторов В. Г. Горецкого, Н. А. Федосовой и «Чудо-прописи» автора В. А. Илюхиной, созданные по оригинальной методике, имеющей прочную теоретическую основу и прошедшей апробацию в российских школах. Их отличительной особенностью является то, что они не только формируют навыки грамотного, каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать почерк на разных этапах обучения и в разных возрастных группах.

 

Русский язык .

В предлагаемой системе обучения родному языку реализованы следующие подходы: коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный.
Пошаговая подача учебного материала, использование схем, алгоритмических предписаний, комплексный характер заданий к упражнениям способствуют системному формированию у младших школьников универсальных учебных действий. 
Задания в учебниках и рабочих тетрадях представлены как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т.д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.
Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельности, направленные наизучение как нового материала, так и систематическое повторение ранее изученного.

 

Литературное чтение.

Курс «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой строится на двух ведущих принципах: литературнохудожественном, коммуникативно-речевом.

Знакомство с художественными произведениями приобщает детей к культурному наследию народов России и народов других стран, развивает интерес к чтению, создаёт благоприятные условия для духовно-нравственного развития младших школьников, для осознания ими важнейших нравственных ценностей: дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, к Родине.
Коммуникативно-речевой аспект позволяет решать важнейшую задачу курса – формирование читательской компетенции младших школьников как системы умений, отражающих приоритет понимания текста над его воспроизведением; причинно-следственный, аналитический подход в работе с текстом; акцент на собственном аргументированном суждении; осознание значимости чтения для личностного развития и пр. Кроме того, указанный аспект способствует формированию осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базового навыка в системе образования.

Методический аппарат учебников ориентирован на коммуникативное взаимодействие учащихся, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений, на формирование важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т.д.). В курсе используется доступная для младших школьников технология произведения сопоставительного анализа художественных и научно-познавательных текстов.

 

Математика.

 

Наиболее существенной особенностью учебно-методического курса «Математика» авторов М. И. Моро и др. является направленность на формирование сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений. В соответствии с современными требованиями особое внимание в новых учебниках уделено созданию условий, необходимых для развития познавательных способностей каждого ребенка.

Обновлена тематика задач, введен разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей. Большое значение придается сопоставлению, сравнению, противопоставлению связанных между собой понятий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.

 

 

Окружающий мир.

Цель курса - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Основные идеи курса: многообразие мира, экологическая целостность мира, уважение к миру.

Познание окружающего мира организовано как совместный проект, реализуемый через взаимодействие взрослого и ребенка в семье (совместные наблюдения за растениями, животными, звездами; совместная уборка двора, посадка деревьев; совместные прогулки, экскурсии, поездки). 
В курсе реализован проблемно-поисковый подход к обучению (создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений; поиск доказательств; формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном).

 

Технология.

 

Основная задача предмета «Технология» - создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия, овладения приёмами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучения свойств различных материалов и правил работы с ними.

 Такой подход позволяет сформировать у младших школьников регулятивные универсальные действия, личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т. д.), коммуникативные умения (работать в паре, группе), умения работать с информацией и осваивать элементарные приёмы работы на компьютере.

Материал в учебниках построен в виде путешествия, которое знакомит учащихся с деятельностью человека в разных сферах: Человек и Земля, Человек и вода, Человек и воздух, Человек и информационное пространство. В учебниках используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на уроке, организовывать выполнение домашнего задания, формирует навык самостоятельной работы.

Рабочие тетради тематически соответствуют учебнику. В них содержатся шаблоны для изделий, разрезные карточки, чертежи, технологические карты и дополнительный материал. В методических пособиях для учителя представлены разработки уроков по каждой теме учебника, даны тексты вводной беседы к каждому уроку, методические рекомендации к его проведению.

 

 

Изобразительное искусство.

 

Отличительная особенность учебников этой линии состоит в формировании разносторонней художественной культуры и раскрытии творческой личности в каждом ребёнке. По темам даётся система творческих заданий для развития художественного мышления, наблюдательности и воображения. Каждый учебник линии – это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность. Рабочая тетрадь способствует развитию художественного восприятия, образного мышления и фантазии у школьников.

                             

 

multiurok.ru

список учебников, минусы и плюсы, отзывы родителей

Над выбором школы родители начинают ломать голову задолго до того, как ее двери в первый раз откроет маленький ученик. Но даже сегодня не все знают, что важным фактором при этом должна стать обучающая программа, принятая в том или ином образовательном учреждении. Ведь в самых младших классах важно не только, что преподают, но и как…

Процесс обучения в начальной школе выстраивается в соответствии с образовательной программой — она может быть принята как для всего учреждения, так и для отдельного класса. Сегодня все программы направлены не только на обучение конкретным навыкам, но и на развитие качеств личности ребенка.

Это умение планировать и добиваться результатов, рассуждать и аргументировать свою точку зрения, быстро и эффективно находить информацию, выделять главное, самостоятельно принимать решения, уважать чужую точку зрения. Программы, которые этому способствуют в большей степени, позиционируются как развивающие. Как далеко ушли они от традиционных методик (тоже претерпевших определенные изменения)? Выясняем!

Традиционные программы

«Школа России»

Название говорит само за себя — в основе этой программы лежат лучшие традиции отечественной школы.
Особый акцент делается на духовно-нравственном развитии подрастающего поколения (и патриотической его составляющей в том числе). Как правило, эту программу большинство учеников начальной школы осваивают без проблем. Если будущий первоклассник только начинает читать (или имеет логопедические проблемы), а родитель ожидает, что ребенок самостоятельно будет справляться со школьной нагрузкой, можно делать выбор в пользу «Школы России».

В то же время эта программа для хорошо подготовленных детей будет простовата с точки зрения математики, и, чтобы поддержать интерес к предмету, им могут потребоваться дополнительные занятия. Самый распространенный миф, касающийся «Школы России», звучит так: программа устарела. Спешим успокоить: напротив, она многократно обновлялась, дополнялась и совершенствовалась.

Список учебников для первого класса:

  • Азбука (В.Г Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская) и русский язык (В.П. Канакина, В.Г Горецкий)
  • Математика (МИ Моро, СУ. Волкова)
  • Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, В.Г Горецкий, М.В. Голованова)
  • Окружающий мир (А.А. Плешаков)

Говорят родители: «Программа продуманная и адаптированная по нагрузке. Обучение последовательное и логичное (сейчас это редкость!). Дети спокойно и с удовольствием учатся, а не чувствуют себя неудачниками. Есть мнение, что учебники Моро и Волковой – для среднего уровня. Но эта математика схожа с нашей старой доброй «советской». Вообще считаю, программа дает хорошую базу, которую, если так уж хочется, можно как угодно дополнить и разнообразить». Алексей, папа Бориса

«Слабая программа! Если хотите «зажечь» ребенка учебой и гарантировать ему качественное образование, «Школа России» — точно не ваш вариант». Ангелина, мама Степана

«Начальная школа XXI века»

По этой программе сегодня учится большинство школьников в России. Один из ее самых главных принципов (и, кстати, непременное условие обучения): содержание и степень трудности материала должны соответствовать возрасту и возможностям восприятия ученика. Программа достаточно насыщенна. Основной принцип: не пассивное восприятие информации, а активное ее исследование.

Много внимания уделяется развитию воображения и творческой жилки: детям предлагается дорисовать рисунок, досочинить сказку и т. п. Педагоги отмечают хороший подбор текстов по русскому языку и чтению. Программу «Начальная школа XXI века» можно спокойно выбирать для детей, которые уже хорошо читают, любят решать задачи, хорошо ориентируются в числах не только первого десятка, имеют высокий уровень речевого развития и физически крепки.

Список учебников для первого класса:

  • Букварь (Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова) и русский язык (СВ. Иванов, А.О. Евдокимова)
  • Математика (В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова)
  • Литературное чтение (Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова)
  • Окружающий мир (Н.Ф. Виноградова)

Говорят родители: «Непонятно, за что именно этой программе дали премию Президента РФ — самую престижную награду в области образования. Системы отработки и закрепления материала в классе нет: пришлось нанять репетиторов по английскому языку и математике. Зачем проходить умножение в первом классе?! Татьяна, мама Александра

«Первый класс был достаточно расслабленный, а вот во втором объем материала и заданий прилично увеличился. Уроки дочь всегда делает сама, а мы вечером только проверяем (при этом иногда удивляют ее нестандартные решения задач). Может, дело в организации дня или в соответствующем настрое на обучение? Так у нас с этим проблем нет, и все отлично». Тамара, мама Эльвиры

«Школа 2100»

Одна из самых противоречивых программ (по мнению как родителей, так и педагогов) по сути до сих пор является экспериментальной. «Школа 2100» предполагает непрерывное обучение детей от младшего школьного возраста до окончания старших классов. Учиться надо много, а главное — быстро. Обучение разностороннее, а это значит, что контрольные по музыке и проверочные по рисованию обеспечены.

Обучающие пособия и тетради красивые и красочные, что обычно очень нравится младшим школьникам, но каждый учебник разбит на несколько отдельных книг. С одной стороны — легкий портфель, с другой — невозможность обратиться к пройденному материалу, если возникла необходимость.

Список учебников для первого класса:

  • Букварь и русский язык (РН. Бунеев, Е.В. Бунеева)
  • Математика (ТЕ. Демидова, С.А. Козлова или Л.Г Петерсон)
  • Литературное чтение (РН. Бунеев, Е.В. Бунеева)
  • Окружающий мир (А.А. Вахрушев)

Говорят родители: «Информация подается по-новому, не так, как мы привыкли.
Честно скажу, что в первом классе уроки мы делали по три часа, но потихоньку все пришло в норму. Математика не очень сложная, русский — тоже. Хотя вот к концу второго класса они уже закончили таблицу умножения — кто-то скажет, рано… Учебники – просто идеальные, намой взгляд». Елена, мама Игоря

«Однозначно программа не для всех! Темы проходятся быстро:3-4урока — и новая. А после них — проверочные, самостоятельные, диктанты. Толком не могу помочь с домашним заданием — ну не понимаю я странную логику авторов учебников!» Анжелика, мама Веры

«Гармония»

Упор на разностороннее развитие личности (логика и интеллект + воображение и творческое мышление). Уроки часто выстроены таким образом, что дети должны не просто выслушать и вызубрить правило, а дойти до него собственным умом.
Большие вопросы вызывает методика преподавания русского языка — в первом классе он начинается с фонетики.

Транскрипция («заиц», «йа». «качаюца») и «окошки», которыми учителя предлагают замещать в процессе письма сложные места, тревожат родителей — как-никак после 4-го класса их детей ждет «традиционное» правописание. По математике большой упор делается на развитие логического мышления. Все книги включают в себя методическую часть, прочитав которую родители могут помочь ребенку в освоении материала — это плюс.

Список учебников для первого класса:

  • Азбука (Н.М. Бетенькова, В. Г Горецкий) и русский язык (М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)
  • Математика (Н.Б. Истомина)
  • Литературное чтение (О.В. Кубасова)
  • Окружающий мир (ОТ. Поглазова, В.Д. Шилин)

Говорят родители: «Выпустились в этом году из начальной школы, где была программа «Гармония». Математика — средней сложности. Понравилось литературное чтение, но читать надомного. Самое ужасное — это транскрипщя. Я дружу с русским языком, поэтому стараюсь восполнять пробелы у сына. Но моя ли это работа? Марина, мама Ивана

«Дочка заканчивает второй класс по этой программе. Ничего сверхъестественною не задают — все в рамках возраста. Вообще, может, все от учителя зависит? У нас потрясающий педагог». Алина, мама Анастасии

Развивающие программы

Программа Л. В. Занкова

Программа Леонида Занкова, названная в честь выдающегося советского психолога, была введена в качестве вариативной системы начального образования в 1995-1996 годах.
Больше подходит для ребят с математическим складом ума (и хорошей дошкольной подготовкой!). Одно из основных положений: в учебе нет «главных» и второстепенных предметов (т.е. ценность математики и ИЗО должна быть одинаковой). Предполагается, что большое количество материала будет осваиваться вне стен класса, и младшеклассникам при выполнении домашних заданий потребуется помощь родителей.
Учебники не имеют раздела «Повторение»: считается, что подаваемая ученику информация должна постоянно обновляться.

Список учебников для первого класса:

  • Азбука (Н.В. Нечаева) и русский язык (Н.В. Нечаева, С.Г Яковлева)
  • Математика (И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина)
  • Литературное чтение (В.Ю. Свиридова)
  • Окружающий мир (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков)

Говорят родители: «Если у вас есть знакомая учительница, которая давно работает по ней, идите не раздумывая! Сейчас сын закончил «по Занкову» начальную школу, и я очень довольна. Но у него математический склад ума, может, поэтому и справлялся. Хотя изучение математики там чудное: никаких цифр, только полосочки, веревочки, одни иксы да игреки. Татьяна, мама Глеба

« На выполнение домашнего задания уходит весь вечер, а утром — в школу, и так день за днем. Согласно программе Занкова вы должны учиться вместе с ребенком, так что подумайте, стоит ли усложнять себе жизнь!
А еще я бы дал авторам учебников главный приз в номинации «как простое сделать сложным» — в любом учебнике нагромождение лишней информации, понять которую 8-летнему ребенку просто не под силу. Это, например, про изучение падежей во втором классе. А когда встал вопрос о смене школы, оказалось, что по некоторым предметам мы не дотягиваем даже до «средней» «Школы России». Это ли не показатель эффективности обучения «по Занкову»?» Владимир, папа Василисы

Программа Д. Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Системе развивающего обучения Эльконина — Давыдова более 40 лет. Проходит под девизом «Тише едешь, дальше будешь». Очень большое внимание в программе уделяется теории (объяснению, обсуждению, дискуссии), а значит, на выходе из начальной школы ученик должен вынести не просто набор правил, а умение самостоятельно мыслить и решать задачи.

Правда, способы могут быть самые нестандартные — сточки зрения авторов методики, это не ошибочные суждения, а «проба мысли». Таким образом, упор делается не на полученные знания, а на способ их достижения (он ценится выше). При этом уровень подачи материала по системе Эльконина -Давыдова высокий. Отсутствует обычная система оценивания. Считается, что учеников должна мотивировать не запись в журнале, а личный результат. Пропагандируется учеба не ради отметки, а ради знаний.

Список учебников для первого класса:

  • Азбука и русский язык (ВВ. Репкин, Е.В. Восторгово)
  • Математика (В.В.Давыдов, С.Ф. Горбов)
  • Литературное чтение (Е.И. Матвеева)
  • Окружающий мир (Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева)

Говорят родители: «Не пошли учиться по Эльконину — Давыдову — испугались. Полистала учебники — в страшном сне нельзя представить, что нужно будет купить специальную методичку, которая будет помогать «расшифровывать» учебник первоклассника.
(Речь о «Букваре» за авторством Репкина.)
Вообще книги более чем странные: открываешь их и ничего не понимаешь — палочки, квадратики, крючочки». Мария, мама Дарьи

«Развивающие программы вообще на любителя. Мы пошли в начальную школу, где принята система Эльконина — Давыдова по рекомендации знакомой учительницы Меня расстраивает то, что я в домашней работе своему ребенку не могу помочь вообще: это просто другой принцип мышления. Немного напрягает, что во 2 классе приходится учить стихи Ахматовой». Валентина, мама Алексея

forsmallbaby.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *