Психолога педагога – 3.1. Виды профессиональной деятельности педагога-психолога. Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие

Содержание

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

Организация работы педагога-психолога

Российское общество находится на этапе реформирования всех сфер своей жизнедеятельности, предъявляет повышенные требования к человеку, к его личным и профессиональным качествам. Развитие и формирование необходимых профессиональных качеств медицинского работника во многом зависит от качества психологического сопровождения. Таким образом, обоснованы более высокие требования к роли психолога в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. Принимая во внимание тот факт, что профессиональная компетентность – качество, направленное на развитие умственных способностей и интеллектуального потенциала, саморазвития, полагаю, что необходимо использовать его как компонент психологического сопровождения в образовательном процессе колледжа.

Основными задачами процесса психологизации в колледже являются:

– психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;

– психологическое сопровождение социального и личностного развития студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности;

– формирование у студентов способности к самопознанию, саморегуляции, самовоспитанию, саморазвитию;

– обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;

– психологическое консультирование всех участников образовательного процесса.

Концепция психологического сопровождения образовательного процесса при реализации данных задач идет по следующим направлениям:

-психопрофилактика;

-психологическое просвещение;

-психодиагностика;

-коррекционно-развивающая работа;

-психологическое консультирование.

Основные методы работы психолога:

– проведение индивидуальных занятий со студентами, преподавателями, родителями;

– проведение групповых занятий со студентами (классные часы, тренинговые занятия) и педагогами (совещания кураторов, педагогические совещания).

Проблемы психологической помощи студентам, родителям, педагогам решаются путем взаимодействия психолога с территориальными социальными службами города.

Консультативная работа педагога – психолога. Педагогом-психологом проводились консультации педагогов, родителей, обучающихся. Данная форма работы помогала взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, подросткам помогала в раскрытии собственной личности.

За консультациями к педагогу-психологу обращались:

2010-2011

2011-2012

2012-2013( на

Преподаватели

10

Студенты

50

Родители

3

ИНФОРМАЦИЯ О ТЕМАТИКЕ КОНСУЛЬТАЦИЙ для преподавателей, родителей, студентов, несовершеннолетних.

Контингент

Перечень наиболее востребованных консультационных тем

Консультации для преподавателей

  • консультации по формированию оптимального климата в группах ;

  • снижению уровня личностной тревожности;

  • консультации по вопросам межличностных отношений с учащимися:

  • консультации по вопросам взаимодействия с родителями;

Консультации для студентов

  • консультации по вопросам межличностных отношений в семье и колледже;

  • консультации по вопросам развития познавательных навыков;

  • консультации по вопросам взаимоотношений с противоположным полом;

Консультации для родителей

  • консультации по вопросам межличностных отношений в семье;

  • консультации по вопросам возрастных особенностей развития студентов различных возрастных групп;

  • консультации по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в семье;

В ходе психологического консультирования оказывалась психологическая, эмоциональная и просветительская помощь в решении различных проблем.

Организационно – методическая работа педагога – психолога.

С 2010-2011 по 2012-2013 учебные года, согласно плану психологизации учебного процесса проводилась методическая работа.

-Планирование работы по направлениям на учебный год в соответствии с требованиями учебного заведения по запросам УВП.

-Формирование банка данных тем на учебный год: родительских собраний; классных часов; выступлений на педагогических совещаниях.

-Составление перечня тем к оформлению наглядных просветительских и профилактических стендов психологического содержания на текущий учебный год

-Разработка развивающих занятий для индивидуальных и групповых работ.

-Планирование и разработка консультативного материала для групповой работы (родителей, преподавателей, администрации, классных руководителей, студентов различных курсов)

-Обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление

-Составление отчетного материала по итогам психолого-педагогического сопровождения I, II семестр.

Анализ актуальных направлений профессиональной деятельности Исходя из поставленных целей и задач по созданию благоприятных условий для обучающихся, наиболее актуальными можно назвать решение проблем связанных с:

– трудностями адаптационного периода начала обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении;

– выбором оптимальных способов разрешения конфликтных ситуаций в семье и колледже;

– с решением актуальным проблем связанные с особенностями жизненной ситуации. В связи с этим были запланированы и реализованы мероприятия способствующие созданию условий для успешной адаптации и дальнейшего профессионального обучения : -психодиагностические мероприятия – которые способствовали своевременному выявлению возможных причин дезадаптации к обучению в средне –профессиональном учреждении; оказывать психологическую помощь в создании благоприятных социально-психологических условий; выявление уровня психологического аспекта профессиональной компетенции студентов, а также сформированности профессиональных потребностей; освоение и реализация направления дифференциального подхода в психологическом сопровождении УВП.

-индивидуальные и групповые консультации родителей – которые помогли определить способы поддержки детям в период адаптации или в период сложных учебных и внеучебных ситуаций, т.о. повысили психологическую компетентность родителей и помогли созданию благоприятного психологического климата для участников УВП.

– выступления на педагогических совещаниях – которые позволили выработать систему психолого-педагогического воздействия для успешности прохождения адаптации и повышения эффективности процесса обучения, повысить психологическую компетентность преподавателей, администрации и расширить информационно –психологическую базу преподавательского состава;

– коррекционно-развивающие, профилактические мероприятия которые помогли

созданию благоприятного психологического настроя, укрепление учебной мотивации в период адаптации к новым (для первокурсников) требованиям учебного учреждения, оказали помощь в формировании потребности у студентов в улучшении личностных показа­телей в повышении профессиональной компетенции, а также способствовали формированию и сплочению студенческих коллективов, развитию эмпатии, познанию себя .способствовали формированию навыка бесконфликтных отношений и развитию умений находить конструктивные пути решения в конфликте.

Проводимая работа способствовала созданию благоприятного климата для целост­ного развития личности и умения личности использовать имеющиеся у нее возможности как субъекта профессиональной деятельности.

Педагог-психолог

Толстых Елена Валентиновна

studfiles.net

Счастливое детство: Педагог-психолог

Воробьёва Лариса Николаевна
Для чего нужен психолог в дошкольном учреждении? Каковы принципы его деятельности, цель психологического сопровождения и т.д.?

        Для полноценного развития физических, интеллектуальных и личностных качеств детей дошкольного возраста и предотвращения нарушений психического развития дошкольника осуществляется индивидуальное сопровождение детей педагогом-психологом образовательного учреждения. 

Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процес-сов и свойств, психологических качеств личности, а потому и к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

Исходя из этого, педагогу-психологу необходимо обеспечить соблюдение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для психического и личностного развития каждо-го ребенка на всех этапах его дошкольного детства, способствовать тому, чтобы возрастные особенности (или новообразования) детей не просто учитывались, а активно формировались и служили основой дальнейшего развития ребенка.

Цель психологического сопровождения

Сохранение и укрепление психического и психологического здоровья детей, содействие лич-ностному развитию в условиях ДОУ. 

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах дошкольного детства.

Задачи психологического сопровождения

1. Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития ребенка каждого возраста.

2. Развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений и т.д.

3. Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата в детском саду, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстникам, с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах дошкольного детства си-туаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

4. Содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех воз-растных ступенях дошкольного детства.

5. Оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям и воспитателям.

Принципы деятельности педагога-психолога

Цель сопровождения не только определяет основные задачи, но и обусловливает основные принципы деятельности:

1. Принцип индивидуального подхода к человеку любого возраста на основе понимания и признания индивидуальности человека как ценности безотносительно к его культурным и со-циальным особенностям. В основе данного принципа лежат важнейшие психологические законо-мерности: постепенность, неравномерность, индивидуальное своеобразие всех психических процес-сов и свойств личности, асинхронность психического развития, индивидуальные варианты прохож-дения возрастных этапов онтогенеза.

2. Принципы «Не навреди» и «Во имя ребенка».Это особенно важно ввиду того, что ребенок сам не формулирует психологический запрос. Это ставит перед педагогом-психологом задачу фор-мирования адекватного запроса на психологическую помощь ребенку со стороны заказчика.

3. Принцип профессионального взаимодействия и сотрудничества психолога со всеми субъектами образовательного пространства – родителями, воспитателями, любыми другими взрослыми, имеющими отношение к ребенку.

4. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; 

5. Принцип необходимости и достаточности – позволять решать поставленные цели и за-дачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному “минимуму”;

6. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможно-стями и особенностями воспитанников. 

Направления работы педагога-психолога

В деятельности педагога-психолога можно выделить два направления – актуальное и перспективное.

Актуальное направление – ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и обучении детей, отклонениями в их поведении, обще-нии, формировании личности. Конкретная помощь детям, воспитателям и родителям.

Перспективное направление – нацелено на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. В этом направлении в центре профессионального внимания педагога-психолога – анализ психологических условий развития способностей всех и каждого. Ко-нечно, уровень развития и содержательная специфика способностей у детей будут различными, раз-личными будут и задачи, которые решает педагог-психолог совместно с педагогами и родителями по отношению к каждому ребенку.

Эти два направления неразрывно связаны между собой: педагог-психолог, решая перспективные задачи, оказывает повседневно конкретную помощь нуждающимся в ней детям, воспитателям, родителям.

Основные виды деятельности педагога-психолога

Основными видами деятельности педагога-психолога являются: психологическое просвеще-ние, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагно-стика, психологическая коррекция.

Психологическое просвещение – это приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в следующем:

• Знакомить воспитателей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

• Популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

• Формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

• Достичь понимания необходимости практической психологии и работы педагога-психолога в ДОУ.

Психологическая профилактика – это специальный вид деятельности педагога-психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства.

В психопрофилактике выделяют три уровня.

1 уровень – так называемая первичная профилактика. Педагог-психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие или познавательные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания педагога-психолога находятся все воспитанники ДОУ.

2 уровень – вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в развитии и поведении. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и педагогами, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т.д.

3 уровень – третичная профилактика. Внимание педагога-психолога концентрируется на детях с ярко выраженными эмоциональными, поведенческими или познавательными проблемами. Основная задача педагога-психолога – коррекция или преодоление серьезных трудностей и проблем. 

Психологическое консультирование – проводится с родителями, педагогами и другими специалистами по поводу проблем детей, особенностям их развития. 

Психологическая диагностика – выявление особенностей психического развития детей, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам. Психологическая диагностика подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по развитию тех или иных способностей ребенка, преодолению трудностей и нарушений в развитии. Психодиаг-ностика в ДОУ тесно связана с педагогической проблематикой, она всегда предполагает в конечном счете выбор наиболее подходящего педагогического воздействия, а также создание тех или иных психологических условий.

Психологическая коррекция – содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка. В случае выявления каких-либо отклонений в развитии ребенка, педагог-психолог разрабатывает программу дальнейшего развития различных сторон личности  и способностей ребенка, следит за выполнением данным им рекомендаций и в значительной мере сам осуществляет часть коррекционно-воспитательной или развивающей работы.

“Весело играем – не скучаем!” 

(Консультация для родителей групп раннего возраста)

Ведущей  деятельностью детей 2-3 – х лет является игра.  Играя с детьми, мы выполняем сразу несколько функций: развитие, обучение, общение и просто делаем детей счастливее, а значит здоровее. Поэтому пока смысл игр в большей степени  состоит не в том, чтобы дать знания (хотя не без  этого), а в том, чтобы продвинуть ребенка вперед, совершенствуя его физическое, функциональное и психическое развитие.
Двигательная сфера – Развитие основных двигательных навыков: бега, прыжков, бросания и ловли мяча, общей координации в пространстве и т.п.
Мотивационная сфера – Развитие интереса к новому, к познанию окружающего мира.
Волевая сфера – Развитие произвольного поведения (любая инструкция или правила игры и их соблюдение): способности к преодолению трудностей и сдерживанию импульсивности.
Эмоциональная сфера – Развитие социальных эмоций: доверия и любви, сочувствия и сопереживания.
Личностная и социальная сферы – Развитие способности к позитивному взаимодействию в паре «ребенок- взрослый»,  детском и разновозрастном  коллективе, обучение коммуникативным навыкам.

Познавательная сфера – Развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи.

Развивающими играми желательно заниматься каждый день по 10-20 минут.
Рекомендации по проведению игр:
– Поощряйте творческую инициативу ребенка. Ни в коем случае не ругайте за ошибки, не насмехайтесь даже “над самыми нелепыми попытками решения. Стоит только один раз поругать малыша за неправильные действия, и он может больше не захотеть играть в эту игру. Особенно тяжело воспринимают замечания тонкие, чувствительные натуры. Даже если действия ребенка не удачные, найдите что-нибудь, за что можно похвалить (за необычность решения, за чувство юмора, за смелость или изобретательность, за старание и аккуратность).

– Обязательно нужно говорить ребенку, что он умный, способный. Стараться и не захваливать, давать и критическую оценку, но всегда начинать с похвалы: “Ты действовал очень хорошо, но пока у тебя еще не все получилось правильно. В следующий раз ты сможешь выполнить задания еще лучше, чем сейчас”. Необходимость общей положительной оценки вызвана тем, что до 4-5 лет дети не могут отделить оценку за выполненное задание от оценки себя в целом. Слова “Ты сделал это плохо” дети воспринимают как “ты плохой” и истолковывают как проявление отрицательного отношения к себе со стороны взрослых.

– Не спешите подсказывать. Старайтесь, чтобы ребенок находил правильный ответ хоть и с вашей помощью, но все же самостоятельною. Правильный ответ сообщите, только если все другие возможности исчерпаны. Правильный ответ объясните, чтобы ребенок понял.

– Учите ребенка доказывать правильность своего ответа, отстаивать свою точку зрения. Это в свою очередь закрепляет его уверенность в себе, в своих силах; даже если ответ не правильный всегда нужно спросить “Почему ты так считаешь?”

– Старайтесь предупреждать возникновение негативных эмоций в процессе игры. Если Вы заметили, что ребенок все больше отвлекается от игры, чаще допускает ошибки, начинает разговаривать на другие темы, значит он устал. Не стоит ждать, когда ребенок скажет: “Мне уже надоело играть”. Необходимо немного раньше переключить внимание ребенка на другое интересное занятие.

– Игры должны вызывать положительные эмоции, тогда у ребенка будет формироваться стойкая позитивная мотивация к умственной деятельности.

– Избегайте принуждения. Принуждение способствует возникновению у ребенка страха перед возможным наказанием. Такая ситуация приводит к порождению отрицательных эмоций и формирует негативное отношение к любой умственной деятельности, в том числе и учебной.

Что важно знать родителю о подготовке ребёнка к школе?

    Вот и окончилось веселое, беззаботное дошкольное детство. Перед порогом школы почти все родители испытывают тревогу, волнение, а иногда и страх по поводу того, как их чадо потянет предстоящие школьные нагрузки, будет ли успешно осваивать первые шаги грамоты.

detsad375.blogspot.com

Основные ошибки в профессиональной деятельности педагога – психолога (2)

Продолжение …

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК  В РАБОТЕ НАЧИНАЮЩИХ  ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Существуют определенные требования к личностным качествам психолога. В различных литературных источниках авторами отмечаются необходимые индивидуальные качества педагога-психолога.

Это – целеустремленность, ответственность, компетентность, коммуникабельность, способность к рефлексии, внимательность, забота, умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, гибкость и нестандартность мышления, вера в успех, мотивация профессионального самосовершенствования и продуктивного задействования творческого потенциала, критичность мышления и оценки труда, устойчивая направленность на самореализацию в профессиональной деятельности. Необходимыми в работе являются психологическая устойчивость, решительность, воля в исполнении профессиональных обязанностей, способность аналитически мыслить, проницательность, объективность, высокая эрудиция, требовательность к себе, работоспособность, эмпатия, любовь к людям.
Педагог-психолог должен обладать определенным набором профессиональных качеств, среди которых можно отметить компетентность, заинтересованность профессией, способность моделировать, координировать и мотивировать усилия субъектов труда и жизни, наличие четкой позиции при формировании решения, постоянная включенность в принятие решений, мобильная и профессиональная творческая активность. Психолог в учреждениях образования должен одновременно быть заботливым руководителем, покровителем и авторитетом, а также доверительным товарищем. Успешность труда педагога-психолога зависит от сформированности у него психологической позиции, важнейшей особенностью которой выступает рефлексивность, направленность сознания на свое собственное содержание.
Педагог-психолог должен знать законодательные акты Республики Беларусь в области образования, нормативно-правовые документы по вопросам образования и правам ребенка. Необходимо иметь знания по естественнонаучным основам психологии; общей, возрастной, педагогической, социальной, сравнительной, дифференциальной, клинической психологии, психофизиологии и психологии труда; методологии и методам психологии, математической обработке данных, экспериментальной психологии; общей психодиагностике, диагностике и коррекции личности, индивидуальной и групповой психотерапии; правилах и нормах труда [7]. Необходимо постоянно пополнять арсенал средств и методов работы. Профессионализм практического психолога – основа успешности его труда.
Необходимо постоянно пополнять арсенал средств и методов работы. Профессионализм практического психолога – основа успешности его труда.
Практика показывает, что наиболее продуктивно реализуют свои функции те психологи, которые ревностно относятся не только к совершенствованию стиля своей деятельности, но и создают необходимые для этого условия, уделяют должное внимание организации своего рабочего места. Важно выработать общую позицию по принципиальным вопросам с администрацией с момента устройства на работу. 
В таком виде деятельности педагога-психолога как психологическое просвещение профессионализм заключается в том, что он должен уметь пересказать психологические идеи простым, облегченным  языком, понятным для школьных учителей, родителей и учащихся различного возраста; стараться приводить иллюстративные примеры, взятые в основном из их профессиональной деятельности или из личного опыта. При подготовке текста выступления, необходимо помнить, что современная аудитория в школе ждет не просто психологическую теорию, она ждет конкретных, технологизированных программ психологического воздействия на ученика и взрослого для оптимизации и повышения эффективности их учебных и человеческих взаимодействий.
Переоценка роли психодиагностических процедур, стремление спрятать свою неуверенность за ними, может нанести непоправимый вред клиенту. Методики являются лишь инструментом, вспомогательным средством, их объективность весьма условна и связана с интерпретацией исследователя. Именно поэтому, начинающему психологу не следует умалять роль доверительного общения, интуиции. Выбранные методики должны быть достаточно экономичными, позволяющими осуществить экспресс-диагностику, т.е. такими, чтобы психологическая служба школы могла действительно быть полезной большинству педагогов и заметной во всех классах и во всех параллелях. Вместе с тем созданная система методик должна быть и достаточно полной, чтобы имелась возможность осуществить психодиагностическое исследование всех основных подструктур личности учащегося: 1) психические процессы; 2) эмоциональная сфера; 3) личностные свойства; 4) мотивация.
В ситуации психологического консультирования психолог опирается на свои личностные ресурсы и  личностные ресурсы своего клиента. Поэтому, подводя итоги работы с клиентом, особенно ребенком, лучше переоценить возможности и способности человека, чем недооценить их. Особо это касается тех случаев, когда информация предназначается для учителей и родителей.
Психологический диагноз ставится педагогом-психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором может осуществиться конкретная психолого-педагогическая коррекция. Формулировка диагноза обязательно должна содержать прогноз, т.е. на основе всех пройденных этапов исследования нужно наметить путь и характер дальнейшего развития ребенка в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа и если такая работа с ним осуществлена не будет, отмечает А.А. Деркач [14].
Работа с подростком вне и независимо от его собственного запроса (как это возможно с младшими школьниками) может проводиться лишь в исключительных случаях. Достаточно часто администрация школы, учителя и родители обращаются к психологу с просьбой срочно заняться каким-то подростком, у которого трудные отношения с взрослыми и который, что естественно в этой ситуации, не имеет ни малейшего желания общаться с еще одним представителем взрослых – психологом. Формирование событий в таком случае не приводит ни к чему хорошему. Психолог должен сначала подготовить почву для общения с подростком, что бывает часто очень сложно.
В работе с трудными детьми психолог должен знать пределы своей профессиональной компетентности, так как проблема перевоспитания  таких школьников может быть решена только в широком социальном аспекте. Профессиональная работа психолога с трудно воспитуемыми детьми не должна подменять собой педагогическую работу с ними.
При работе педагога-психолога с семьей при недостаточном знакомстве с семейной психологией и психотерапией, лучше всего ограничиться консультацией и не стремиться к психокоррекционной работе. Психокоррекция не является основным методом работы педагога-психолога. Однако А.А. Аладьин [1] отмечает, что интенсивное использование консультационного времени позволяет проводить “микрокоррекцию”   – некоторые психотерапевтические мероприятия, повышающие эффективность консультирования.
Работу с родителями следует начинать с изменения психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности: необходимо вернуть ребенка в семью, возвратить семье роль “домашней академии”, а родителям – функцию главных воспитателей.
Необходимо гораздо шире использовать педагогические возможности самих родителей. Современные родители в состоянии понять задачи школы, поэтому должны знать ее планы в работе с детьми, конечные и близкие цели. Также они должны быть осведомлены о своих правах и обязанностях.
А.А. Деркач [14] подчеркивает важность в работе педагога-психолога принципа “не навреди” и отмечает необходимость целевой ориентации работы, исключение поспешности в проведении диагностических мероприятий, в формировании выводов и рекомендаций. Тот же автор отмечает, что вся деятельность практического психолога должна носить прикладной характер и быть органически связанной с процессами жизни и деятельности клиента. Необходимо максимум корректности, недопустима грубость, неуважительное отношение к человеку. Психолог должен добиваться доверительных и доброжелательных отношений с любым учащимся или педагогом. Корректность нужна и при задействовании психологического инструментария.
Полученная информация не должна быть использована в корыстных или иных целях в ущерб человеку, коллективу, интересам дела. Следует помнить, что информация, которой владеет психолог – это “оружие особого характера”. Педагогу-психологу необходимо тесно взаимодействовать с администрацией школы, оперативно доводить полученную информацию до сведения тех, кто способен сыграть позитивную роль в решении проблемы. Важно предлагать конкретные меры, которые необходимо предпринять в сложившейся ситуации. Своевременность в работе психолога – важное условие ее результативности.
Педагогический коллектив всегда с удовлетворением воспринимает психолого-педагогическую информацию, если она отвечает на его запросы, излагается в системе, методически грамотно и основательно. Желательно, чтобы диагностировал педколлектив один и тот же человек, строго соблюдая корректность в проведении исследования и трактовке экспериментальных данных. Никто не должен иметь доступа к материалам исследования, а их представление возможно лишь самим психологом.
Исследование должно проводиться на добровольной основе. Данные по коллективу представляются в общей анонимной форме, для членов коллектива проводятся индивидуальные консультации.
Не следует затягивать эксперимент, поскольку коллектив в этот период находится в большом эмоциональном напряжении. Не следует без глубокого предварительного анализа данных и соответствующей подготовки фрагментарно сообщать о каких-либо полученных результатах. Нужно довести до коллектива установку на то, что изучение не является самоцелью, проводится в интересах людей, с целью гармонизации педколлектива и оказания индивидуальной психолого-педагогической помощи его членам.
Работа психолога имеет смысл, если она основана на доверии. Учитель может обратиться за помощью и принять ее только от человека, которого уважает и которому верит. Не обмануть доверия учителя может только тот психолог, который постоянно помнит о профессиональной этике и ответственности: хранит как профессиональную тайну все сведения о клиенте, никогда не употребляет их во вред человеку, нанося ущерб личности (это касается в равной мере всех, кто обращается за помощью к педагогу-психологу). Разрешение возникающих между психологом и педагогами противоречий и вытекающих из этого трудностей и ошибок возможно лишь в результате совместной рефлексивной работы.
М.Р. Битянова [3] отмечает особенности позиции педагога-психолога в отношении со школьниками. Позиция психолога должна обеспечивать ему авторитет взрослого специалиста, но он не должен восприниматься детьми как еще один учитель. Поэтому недопустимо ведение психологом каких-либо предметов.
Позиция психолога должна обеспечивать его доступность для общения со школьником, формировать у школьника уверенность в конфиденциальности всего, что происходит в стенах психологического кабинета.
Важно, чтобы школьники понимали важность, серьезность и ответственность работы педагога-психолога. Не всегда то, что приходится делать с психологом – смешно и интересно, но это еще важно и полезно.
Педагогическая работа должна стать не только частью учебно-воспитательной системы для педагогов и администрации, а также она должна стать для самих детей необходимой, не теряя по возможности своей эмоциональной привлекательности.
В межличностных отношениях с педагогическим коллективом психологу необходимо сохранить некоторую личную дистанцию, существовать как бы отдельно от повседневных межличностных связей. Педколлектив – это  своеобразная система по своему составу (преобладание женщин) и по содержанию отношений (в основном эмоциональные контакты). Находясь внутри сложной паутины межличностных симпатий и антипатий, тонких эмоциональных игр и манипуляций, педагогу-психологу необходимо остаться на профессиональной позиции, сохранить свой авторитет, право на независимую экспертную оценку. Не просто поддерживать дружеские и деловые отношения и не переходить некоторой эмоциональной границы.
Хорошее взаимопонимание и сотрудничество психолога с учителями и администрацией всегда способствует оптимизации контактов с учащимися, их родителями. Трудно предположить, что психолог, которому отказано в кредите доверия педагогами либо какой-то другой категорией, будет нормально работать с остальными. Ведь школа – социальный организм, отмечает, Р.В. Овчарова [8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Должность педагога-психолога является значимой для жизнедеятельности всей школы и каждого отдельного человека. Этим обстоятельством объясняются высокие требования к его личностным качествам, профессиональной компетентности и позиции в коллективе. Сохранить объективную и принципиальную позицию, не допускающую манипулирования людьми и факторами, можно только при строгом соблюдении научного подхода к делу.
Основные виды деятельности педагога-психолога, ошибки  которых рассматриваются в работе –  это психопрофилактика, диагностическая и коррекционная работа, работа с девиантными детьми, работа с семьями учащихся, психологическое просвещение.
Одними из основных причин ошибок в деятельности педагога-психолога является несоответствие личностных качеств молодого специалиста требованиям, предъявляемым к данной профессии, низкий уровень образования, профессиональной компетентности. Исключается возможность эффективной и продуктивной работы при отсутствии у педагога-психолога психологической готовности к деятельности. Часто психологи  полностью утрачивают связь со своим учреждением образования и  оказываются  предоставленные самим себе (особенно на периферии) и безоружными перед возможными сложностями и проблемами.
Работая в школе, педагог-психолог без сотрудничества с администрацией, без четкого выполнения своих функциональных обязанностей и доброжелательного отношения с педагогическим коллективом, никогда не сможет успешно и эффективно осуществлять свою деятельность.
Особой категорией, с которой приходится сталкиваться психологу, являются родители. При работе психолога с семьей возникает масса сложностей, прежде всего по той причине, что подготовка школьных психологов не ориентирована на оказание помощи родителям (семье), а также отсутствует методическая и теоретическая литература по работе со здоровыми детьми, родителями в условиях школьной психологической службы.
Разнообразные ошибки обусловлены неправильными взаимоотношениями педагога-психолога с администрацией и педагогическим коллективом школы.
Можно выделить ошибки, возникающие из-за несоответствия личностных качеств педагога-психолога требованиям профессии и профессиональной некомпетентности:
-привязанность к одному подходу, оценочное отношение к любым возможным точкам зрения;
-отсутствие понимания межличностного влияния, склонность видеть во всем лишь отражение своих прямых действий;
-неумение практически включаться и влиять на окружающих средствами психологического воздействия;
-частые конфликты в отношениях с окружающими;
– навязывание педагогическому коллективу своей программы, своих знаний в невостребованном виде, либо работа лишь по заявкам. И в том и в другом случае задерживается профессиональное самоутверждение психолога, теряется эффективность его работы.
В зависимости от вида деятельности, которым приходится заниматься педагогу-психологу в школе, можно выделить разнообразные  типы ошибок.
Ошибки в диагностической деятельности педагога-психолога заключаются в: чрезмерном  преобладании диагностического направления, постановке диагноза лишь на основании результатов диагностики, постановке диагноза в случаях, выходящих за пределы профессиональной компетентности педагога-психолога, применение неадаптированных методик.
Во время психологического консультирования педагоги-психологи совершают такие ошибки как: самоутверждение психолога на консультации; проявление излишней естественности или искусственности в собственном поведении; стремление обязательно дать полезный совет; проецирование собственных трудностей на проблемы клиента; оценивание клиента; консультирование лишь отдельных учащихся.
Также можно выделить такие ошибки начинающего педагога-психолога при ведении консультационной беседы, как:
-отсутствие необходимого психологического настроения, что препятствует созданию благоприятного для беседы психологического климата;
-переход к решению проблемы без достаточного изучения ее сущности и тех условий, в которых она проявляется;
-жесткая приверженность первоначально избранной гипотезе;
-не выслушивание мнения собеседника;
-создание препятствий для разъяснения собеседником своей точки зрения;
-постановка собеседнику прямых вопросов (“в лоб”) при неясных мотивах беседы.
Одно из направлений деятельности педагога-психолога – просветительская работа. Это направление слабо  развито, очень редки выступления психологов в средствах массовой информации.
Педагоги-психологи плохо владеют методикой психологического просвещения детей, подростков, педагогов и родителей. Многие ошибки связаны с тем, что педагоги-психологи переносят манеру чтения лекции из научной или студенческой сфер – в практическую, не учитывая личностных, профессиональных и возрастных особенностей. Выделяют следующие ошибки в этом виде деятельности:
–  частое употребление сложной психологической терминологии;
– демонстрация на лекции по практической психологии манеры ученого-психолога;
–   демонстрация психологического высокомерия;
–  демонстрация менторской позиции;
–  чтение лекции в описательной манере.
6. Неэффективная организация лекционного материала.
Типичные ошибки при проведении коррекционной работы педагогом-психологом на примере тренинговых занятий, это:
1. Перенасыщенность  психокоррекционного тренинга упражнениями.
2. Манипулятивный стиль педагога-психолога.
3.  Излишняя авторитарность психолога в группе.
4. Излишняя театрализованность занятия.
Для успешной работы педагогу-психологу необходимо обладать определенным набором личностных и профессиональных качеств, ревностно относится не только к совершенствованию стиля своей деятельности, но и создавать необходимые для этого условия, уделять должное внимание организации своего рабочего места. Необходимо владеть определенным набором знаний, умений и навыков, постоянно пополнять арсенал средств и методов работы, поддерживать хорошее взаимопонимание и сотрудничество с администрацией школы, педагогическим коллективом, учащимися и их родителями.
Таким образом, анализ ошибок в деятельности педагога-психолога  позволяет предвидеть различные трудности в его профессиональной деятельности. Многие из этих трудностей имеют психологический характер и они могут стать предметом специального изучения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аладьин А.А. Работа школьного психолога с семьей. Проблемы и перспективы // Псіхалогія. Вып. 2. – 1996. – с. 28-34.
  2. Библиотечка школьного психолога. Вып. 2. Психологическая служба школы. – Мозырь: Риф “Белый ветер”, 1998. – 132 с.
  3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.
  4. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во “Совершенство”, 1998. – 352 с.
  5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики/Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. Академия педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1991. – 232 с.
  6. Ермакова Л.Д. Системная организация деятельности психологической службы органов образования // Псіхалогія. Вып. 3. – 1996. – 80-85.
  7. Нормативные документы для педагогов-психологов и психологической службы учреждений образования. Сборник/А.Н. Сизанов. – Мн.: 2001. – 56 с.
  8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: “Просвещение”, “Учебная литература”, 1996. – 352 с.
  9. Олифирович Н.И. Профессиональная компетентность практического психолога // Псіхалогія. Вып.2. – 1998. – с. 61-72.
  10. Пилясова Л.В. Место психолога в учебно-воспитательном процессе// Псіхалогія. Вып. 9. – 1997. – с.58-62.
  11. Психологическая наука и общественная практика. Сборник материалов научно-практической конференции. Часть 2. Работа практического психолога в учреждениях образования и промышленности. – Мн.:1993.
  12. Психологическая наука и общественная практика. Сборник материалов научно-практической конференции. Часть 5. Подготовка и культура профессиональной деятельности психолога. – Мн.: 1993.
  13. Психологическая служба школы/ М.К.Акимова, Е.М.Борисова, Н.И.Гуткина и др.- М.:Международная педагогическая академия, 1995. – 222 с.
  14. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности/ под ред. А.А.Деркача. – М.: Изд. дом “Красная площадь”, 1996. – 400 с., ил.
  15. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. – М.:ИНТРО, 1997. – 192 с.
  16. Сизанов А.Н. Психологическая служба образования // Псіхалогія. Вып. 1. – 1995. – с. 7-17.
  17. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ. 2-е изд., исправленное – М.: Генезис, 2000. – 272 с.

Начало

www.vashpsixolog.ru

Профессиональная деятельность педагога – психолога образования

Профессиональная деятельность педагога – психолога образования

Карышева Диана

студентка Академии « Кокше»

г.Кокшетау

Проблема оказания квалифицированной психологической помощи населению нашей Республики остается актуальной на протяжении нескольких десятков лет. Практическая психология как отдельная отрасль активно развивается, но в силу многоаспектности оказываемой помощи и низкой популярности среди населения еще не достигла пика своего развития.

Отдельной отраслью выделяется деятельность педагогов-психологов, которая охватывает область образования. Данная отрасль в отдельную должность выделилась относительно недавно, но, несмотря на это, сегодня, в сфере среднего образования в Республике Казахстан задействовано около 7 тысяч педагогов-психологов.

Основной целью психологической службы в организациях образования является сохранение психологического здоровья человека, создание благоприятного социально-психологического климата в организациях и оказание психологической поддержки. Это подтверждается словами Президента Республики Казахстан в ежегодных Посланиях народу [1],где говорится о необходимости создания в образовательных учреждениях благоприятной среды как фундамента для развития потенциала личности. В Концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан [2], в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы [3],в которых упоминается о создании в организациях образования необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, реализации прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие.

Деятельность педагогов-психологов в нашей Республике зачастую сталкивается с некоторыми трудностями. Так, в массовом сознании населения психолог зачастую отождествляется с врачом-психиатром, поэтому направление человека на психодиагностическое обследование или на консультацию к педагогу-психологу вызывает у него массу негативных переживаний, страх и беспокойство за свою психическую полноценность. Менее распространенной проблемой является недостаток квалифицированных специалистов, имеющих психологическое образование, который приводит к тому, что должности замещаются педагогическими кадрами, зачастую не прошедшими курсов переквалификации или специализации в области психологии. В результате функции педагога-психолога руководителями организаций понимаются извращенно, на психологов возлагаются задачи организации и проведения культурно-массовых мероприятий. Случается, что их используют в качестве средства манипулирования, даже в некотором роде устрашения подчиненных, что противоречит основным этическим принципам работы психолога, а также дискредитирует эту профессию в глазах людей.

Теоретическим основанием данного исследования послужили фундаментальные труды, посвященные вопросам практической психологии зарубежных ученых экзистенциалистов: М.Хайдеггер, К.Ясперс в Германии; Г. Марсель, Ж.П.Сартр, А. Камю во Франции; Аббаньяно в Италии; Баррет.

Педагогов советской школы С.Л. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, С. Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина,

– современных ученых, исследующих базисные характеристики личности Е.Е. Кравцова, С.Л. Новоселова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова, Л.Н. Галигузова, М.Г. Елагина, Т.З. Ермолова. Е.Н. Исенина, Л. Карлссон, В. Карлссон, М. Кечки, М.И. Лисина, М. Окерман, Е.О. Смирнова, Т.М. Сорокин и др.

– труды отечественных ученых Ж.И. Намазбаевой, Л.О. Сарсенбаевой, Н.С. Лавриненко, Г.Б. Ниетбаевой, А.Б. Садыковой, Ж.К. Ибраимовой, З.Ш. Каракуловой, К.Б. Сейдулаева, Б.А.Абдыкаримова, К.М.Арынгазина, Г.К.Ахметовой, В.В.Егорова, К.К.Жампеисовой, К.Ж.Кожахметовой, С.Т.Каргина, Н.Э.Пфейфер, О.П.Сейтышева, О.Ш.Таубаевой, Н.Д.Хмель, Л.А.Шкутиной и др., а также Ю.П.Азарова, З.А.Исаевой, К.К.Калюжного, М.А.Кудайкулова, С.С.Маусымбаева, Л.М.Роговой, Э.Г.Скибицкого, В.В.Трофимова, Г.А.Уманова и др.[4]

Это в актуальность Основной целью работы педагога-психолога в системе образования является сохранение и укрепление психического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса, сопровождение личностного развития ребенка как условие и средство достижения здоровой психики. Педагог-психолог должен вооружать школьника в соответствии с его возрастом средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурной, социально-экономической, экологической реальностей окружающего мира. Откуда вытекает определение основной задачи психологической службы: создание условий, обеспечивающих полноценное психическое развитие дополняется вниманием к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе сверстникам, взрослым, к окружающему миру, семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Рассматривая деятельность педагога-психолога в системе образования, многие невольно отбрасывают первую часть названия данной профессии и воспринимают ее несколько уже, чем она есть на самом деле. Тогда, как на практике психолог в образовательной системе в первую очередь педагог. Такая двойственность этой профессии заключает в себе и увеличение обязанностей, профессионального долга и тянет за собой вдвойне углубленную историю своего возникновения.

В сегодняшнем мире существует более тридцати тысяч профессий, профессия педагога является одной из самых древних. Уже в первобытном обществе взрослые передавали детям востребованные знания об окружающем мире, обучали умениям, необходимым для дальнейшей жизни. История слова «педагог» (paida — дитя; gogike — вести; буквально: детовождение) берет свое начало в античной Греции (VI-IV вв. до н.э.). За ребенком, получавшим домашнее воспитание, присматривал специальный человек — «педагогос». Он же позже сопровождал ребенка в школу. Следовательно, прямое значение слова педагог — вести, сопровождать ребенка. Педагогическая профессия имеет огромное значение в обществе, так как все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности. В настоящее время термин «педагог» употребляется для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche – «душа»,logos – «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Психология в своем развитии прошла несколько этапов. Научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. где психология развивалась в рамках философии. Появление психологии как самостоятельной науки относят к середине XIX в., в период становления экспериментальной психологии.

Психология — это наука о психологической картине мира, которая приоткрывает завесу над тайной мыслей, чувств, восприятия, ощущений и мотивов действий, поступков отдельного человека, нескольких людей или общества в целом. Ключевым понятием в изучении психологии является понятие психики человека. Для познания психики людей ученые исследовали и исследуют поведение животных и системы искусственно созданных институтов, например, школ или организаций.

Исходя из понимания того, что психика — это особая система субъективных явлений, состоящая из различных психических состояний, психических процессов и психологических свойств человека и общества, то можно дать науке психологии дать следующее определение: психология — это гуманитарная наука о закономерностях развития и работы психики как специфической формы жизнедеятельности человека, коллектива и общества.

Таким образом, педагог-психолог это человек, сочетающий в себе профессиональные навыки двух профессий. Таких разных и таких похожих одновременно. Педагог-психолог как профессия в нашей стране появилась около 25 лет назад. Именно в начале 90-х годов стали уделять больше внимания проблемным детям, подготовке ребят к школе и т.д.

Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица, то психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих. Он несет персональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.

Осуществляя свою профессиональную деятельность в системе образования, педагог-психолог работает по следующим направлениям: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психопрофилактическая диагностика, психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование.

Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам. К формам психологического просвещения относят лекции, тематические встречи, выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские лектории, стендовая информация, памятки, буклеты и др.

Психологическая профилактика – целенаправленная, систематическая совместная работа психолога, педагога и родителей, направленная на предупреждение возможных социально-психологических и психологических проблем у учащихся разных классов, создание комфортного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, пропедевтические разноплановые мероприятия, позволяющие предупредить нарушения развития, обучения и воспитания учащихся, по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).

Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме обследования детей с использованием метода экспертных оценок для выявления детей групп риска по социально-психологическим и интеллектуальным основаниям, разработку программ коррекционной работы и разработке индивидуальной стратегии сопровождения детей разных групп, объединенных по структуре дефекта. Систематическая работа по предупреждению возможных проблем развития личности учащихся школы осуществляется психологом в форме психологических тренингов, дифференцированных по проблемам и возрасту учащихся, или уроков психологии, в содержание которых включены элементы различных направлений психотерапевтической и коррекционной работы с типичными психологическими проблемами учащихся определенного возраста. Психолог методически обеспечивает включение данной тематики в содержание других школьных программ.

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности учащихся с целью:

-выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;

-определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;

-раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;

-определение индивидуального стиля познавательной деятельности.

Психологическая диагностика осуществляется в виде формы плановой диагностики или диагностики по запросу учащихся, педагогов, родителей и администрации школы и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета школы. Психологическая диагностика профессионального поведения учителя осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу со стороны администрации или самого учителя.

Психологическая коррекция – систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, направленная на специфическую помощь этим детям.

В условиях образовательного учреждения психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения центральной нервной системы или психического заболевания. Психолог не обязан выполнять административно воспитательные функции по отношению к детям, нарушающим правила школы или совершившим противоправные действия. Вместе с тем он может методически обеспечить процедуру установления справедливых правил и санкции за их нарушения в учебном заведении. Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы причин затруднений, в решении проблем, связанных с соответственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе, помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультации, тематических встреч с разными группами взрослых, имеющими одинаковые проблемы [5].

Таким образом, профессия педагога-психолога несет в себе очень сложные и ответственные функции. Педагог-психолог образования имеет довольно широкий круг должностных обязанностей, должен владеть большим арсеналом психолого-педагогических знаний, соблюдать множество этических принципов, знать концепцию психологической службы образования. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог несет персональную ответственность за выполнение каждого из основных направлений деятельности: психологической диагностики, коррекции, консультирования, а также психологической профилактики и просвещения. Только при условии выполнения всех выше обозначенных квалификационных требований педагог-психолог сможет качественно осуществлять профессиональную деятельность, главной целью которой является сохранение психического и социального благополучия обучающихся.

Список литературы

1.Грановская Р.М. “Элементы практической психологии”. – СПб.: Свет, 2000.

2.Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

3.Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000.

4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – Т. II. – М., 1989.

5.Менеджмент организации. Учебное пособие. Куприянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М.: ИНФРА – М., 1995 – 432 с.

infourok.ru

Основные направления деятельности педагога-психолога в ОУ.

Основные направления деятельности педагога-психолога в ОУ:

Психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей, у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

Психологическая профилактика  предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная) — психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;

Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Основными функциями работы психолога в образовательном учреждении являются:

Гностическая – изучение специфических особенностей деятельности педагогов и их воспитанников в данном учреждении, а также изучение ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся, сотрудников, их социального статуса, особенностей межличностных отношений как в коллективе педагогов, так и в группе учащихся.

Итог этой работы: психологическая характеристика личности воспитанника, сотрудника, составление психологических паспортов на группу учащихся, позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические мероприятия;

Просветительская – работа по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение учителям и воспитателям основных сведений по социальной психологии, формирование приемов и навыков общения; планирование исследований и профилактических мероприятий; моделирование индивидуальных программ развития.

Виды работ: консультации с администрацией, психотерапевтические беседы с различными категориями сопровождения, семинары.

Консультационная – объяснение и психологическая интерпретация отдельных состояний, настроений воспитанников, родителей и педагогов или особенности их поведения в профессиональной и семейной жизни;

Виды работ: индивидуальные, групповые консультации по инициативе самих клиентов и по приглашению психолога.

Психопрофилактическая и психотерапевтическая – предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организация восстановительных мероприятий (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе).

Виды работ: разные виды психотерапии – игровая терапия, арт-терапия, социально-психологический тренинг.

Организационно-методическая – разработка методов диагностики и психопрофилактики по запросу администрации, работа по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, участие в организации предметно-развивающей среды.

Что еще почитать?

l-pankova.ru

Этический кодекс педагога-психолога – Психологос

Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России

Общие положения

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог).

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвекцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.

Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Основные этические принципы деятельности психолога

Этические принципы призваны обеспечить:

  • решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
  • защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
  • сохранение доверия между психологом и клиентом;
  • укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалификационной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

1. Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста; в случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.).

7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

2. Принцип компетентности

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3. Принцип ответственности

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

4. Принцип этической и юридической правомочности

1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии

1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.

2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

3. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

6. Принцип благополучия клиента

1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

7. Принцип профессиональной кооперации

1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования

1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

3. Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

www.psychologos.ru

Личность педагога-психолога. Этический кодекс.

Под словом “личность” люди понимают целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические (т. е. данные человеку от рождения) и социальные (приобретенные им при жизни, в ходе обучения, воспитания и самостоятельного развития) качества. Помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимающимся педагогической деятельностью, для педагога-психолога существуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми.

Для успешной работы педагога-психолога крайне важно наличие социальной чувствительности (социальной перцепции). Социальная чувствительность – особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим проявлениям других людей, их стремлениям, ценностям и целям. Она заключается в умении специалиста заметить настроение и особенности поведения другого человека, понять их и принять. Педагог-психолог должен уметь построить свое взаимодействие с собеседником с учетом как его, так и своего собственного настроения, особенностей поведения, мировосприятия. Для того чтобы развить в себе социальную чувствительность, необходимо проявлять внимание и воображение.

Социальная чувствительность включает в себя:

а) чувствительность в наблюдении – способность видеть и запоминать поступки и высказывания людей;

б) теоретическую чувствительность – умение использовать теоретические знания для того, чтобы делать заключения об учениках;

в) номотетическую чувствительность – способность применять по отношению к конкретному человеку знания об особенностях поведения представителей той группы, к которой он принадлежит;

г) идиографическую чувствительность – способность узнавать конкретного человека в ходе продолжительного взаимодействия с ним и повышать качество дальнейших действий. Развитая способность управлять собой – еще одна важная особенность педагога-психолога. В управлении собой наиболее важны четыре направления: поддержание физического здоровья; рациональное распределение сил; преодоление трудностей; правильное распределение времени. Легкость общения, гибкость в работе, уверенность в себе при одновременном внимании к другим и жизнерадостность присущи лишь тому, кто открыт и естествен в работе. А это возможно лишь при самовыражении. Подобная потребность в самовыражении – важнейшая составляющая педагогического таланта. Педагогическое мастерство выражается в умении трансформировать это стремление в реальное поведение.

Стремление к саморазвитию и творчеству в работе – также особенность личности педагога-психолога. Творчество (музыкальное, художественное, в рукоделии, обустройстве дома, в работе и т. д.) развивает у педагога-психолога способность нестандартно относиться к вещам, ситуациям, общению и возможности гибко перестраиваться в зависимости от обстоятельств.

Этический кодекс.

Для педагога-психолога важно соблюдать этические принципы в своей работе.

1. Принцип конфиденциальности. Данный принцип требует обязательного сохранения в тайне всей информации, полученной о другом человеке (в частности, ученике) в ходе работы.

2. Принцип объективности и ответственности за принимаемые решения. За любое решение, принимаемое относительно ученика – его успеваемости, отношения к предмету, черт характера, педагог-психолог несет единоличную ответственность.

3. Принцип юридической и правовой правомочности гласит, что исследование не может начаться до тех пор, пока ученик не поймет полностью его цели и способов использования педагогом-психологом полученной информации. Согласно этому принципу ученик даже может отказаться от исследования, если, как ему кажется, возможно нежелательное вмешательство в его внутренний мир со стороны психолога. Делается это для того, чтобы обследуемый сам нес ответственность за сведения, которые он предоставляет педагогу-психологу.

4. Принцип морально-позитивного эффекта исследования важен для поддержания имиджа педагога-психолога. Педагог-психолог занимает в школе особую позицию. И детям, и учителям он представляется человеком, менее загруженным текущими делами, более внимательным, спокойным, чем они сами. Именно поэтому нельзя допускать, чтобы посетители уходили из кабинета школьного психолога неудовлетворенными или расстроенными.

psyvision.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *