Работа археолога – История человеческого общества. Первобытно общинный строй. Античный мир. Средние века. Дополнительные материалы

Содержание

Как устроится на работу археологом

Археолог — это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

*Кувшин XIII века найден во время раскопок в г. Иерихоне, на участке Правительства Российской Федерации.

Это первые работы российских археологов в древней Палестине за истекшее столетие.

От греч. archaios — древний и logos — учение.

Археология – прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum – искусственно сделанное) – это созданный или обработанный человеком предмет.

Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.

Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

на территории Керчи.

Перу. Раскоп гробницы древней культуры мохо,

исчезнувшей за 700 лет до расцвета

Исследование русского парусника

первой половины VIII века,

затонувшего в Днепре.

Эксперимент «Неолитический дом» в Чатал-Гуюке,

древнейшем поселении Анатолии (Турция).

Постройка печи – конструкция и материалы,

типичные для неолита (по данным раскопок).

гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение).

Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Полевая – поиск артефактов с помощью раскопок на суше;

Подводная – поиск под водой;

Экспериментальная – реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Работа археолога – это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях – в зное и пыли, вдали от цивилизации – бриться не рекомендуется.

Но для настоящего археолога археологические находки – источник очень сильных эмоций.

Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:

«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек».

(Н.В. Полосьмак – доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

(С.В. Белецкий – доктор исторических наук. Основной круг научных интересов – археология Пскова.)

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег.

Не важно, где проходят раскопки – под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.

Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.

Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа.

А при работе в горах или под водой – навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.

Стать археологом можно, окончив

(со специализацией на кафедре археологии).

А какая профессия подходит Вам? Обратитесь за помощью к профессионалу

Профориентация: выбор профессии для взрослых. Поменять профессию взрослому или уточнить направление движения в профессиональной жизни.

Профориентация для школьников: кем стать после школы, какую профессию выбрать?

Книга Эльмиры Давыдовой поможет вам понять вашего ребенка и даже понять самого себя. Книга написана очень легко, в ней примеры из её практики. А практикует она профориентацию уже 12 лет.

по меньше низя! Сначала нужно научиться хорошо писать и читать по русски!

Здравствуйте, дорогие читатели! В статье я расскажу, как стать археологом, рассмотрим достоинства профессии и уделим внимания истории возникновения археологии.

Археология – не просто наука, это ключик к прошлому человечества, который открывает дверь в будущее. Неудивительно, что многие люди стремятся получить образование и работать в этой сфере.

Согласитесь, археология – захватывающая и интересная профессия. Правда, не каждому суждено стать истинным археологом. Кроме тайн и романтики, подразумевается титаническая научная работа.

Археология – историческая дисциплина, которая изучает прошлое на основе вещественных источников. Сюда относятся орудия производства и материальные блага, которые созданы с их помощью: постройки, предметы искусства и быта.

Родиной археологии является Древняя Греция. Жители государства первыми начали изучать историю. Что касается России, здесь наука начала распространяться на рубеже 18 и 19 веков.

Поговорим о качествах, которыми обязан обладать человек, решившийся стать археологом.

  1. Терпение, творческий подход и аналитический склад ума . Если решили освоить профессию, следует понимать, что работа будет сопровождаться постоянными командировками, обработкой документации, систематизацией и анализом информации.
  2. Коммуникабельность . Человек, жаждущий стать археологом, обязан отличаться высокой коммуникабельностью. Во время работы придется обмениваться информацией с коллегами, принимать участие в командной работе.
  3. Неприхотливость в быту . Приходится часто ночевать в палатках в далеких от цивилизации местах. Нелишне уметь делать уколы и оказывать первую помощь.
  4. Хорошая память . Память считается верным помощником археолога.

Археолог – прекрасная профессия, позволяющая соприкоснуться с тайнами прошлого. Она предлагает интересные экспедиции, раскопки могильников и городов. Если повезет, совершите большое открытие, которое принесет всемирную известность.

Пошаговый план действий

Археология – специализация, которую получают в университете на последнем курсе исторического факультета.

  1. Чтобы успешно освоить профессию, для начала получите знания в школе по химии, истории, физики, географии.
  2. Обзаведитесь специальными знаниями в сфере антропологии, геологии, истории цивилизаций и культуры.
  3. Получить профессию можно в университете. Однако, готовиться следует со среднего специального образования. Конкретнее говоря, придется поступить в колледж, избрав специальность «История».
  4. После окончания колледжа продолжите обучение в университете. Специальность выбирайте связанную с историей.
  5. В начале обучения станьте членом поискового отряда или исторического клуба. Это позволит принять участие в раскопках и реконструкциях.
  6. Посещайте археологические конференции для студентов и участвуйте в международных добровольческих проектах, которые проводятся Русским географическим сообществом.

На этом статья не заканчивается и впереди ожидает интересная информацию. Если действительно хотите заниматься раскопками, читайте дальше.

Можно ли стать археологом без образования?

В этой части статьи разберемся, как стать археологом без образования и возможно ли это. Рассмотрим подробнее профессию, оценим достоинства и недостатки, социальную значимость.

Получить диплом археолога можно только после окончания исторического факультета. Отыскать работу по специальности могут люди, у которых есть высшее образование. Лишь после университета можно рассчитывать на карьеру в этой области. Речь идет о руководительских должностях и археологическом надзоре. Поэтому без образования стать профессиональным археологом не получится.

Археолог – человек, изучающий быт и культуру древних цивилизаций по останкам жизнедеятельности, которые сохранились до наших дней. Основная работа сводится к раскопкам, во время которых он ищет источники исследования.

Археология напоминает работу детектива. Это творческая профессия, поскольку предусматривает использование абстрактного мышления и воображения. Только так можно воссоздать картину прошлого.

Археологи работают с частицами большой мозаики, и только собрав ее полностью, удается разгадать загадку. В некоторых случаях на это уходят целые годы. Тем не менее, раскрытие тайны археологических памятников этого стоит.

Преимущества археологии

  1. Социальная значимость. Археология – важная наука, раскрывающая тайны древних цивилизаций, изучающая культуру разных эпох.
  2. Нередко во время работы приходится сотрудничать с иными научными отраслями. Благодаря этому упрощается анализ объектов, оптимизируются исследовательские методики.
  3. Вывод – работа археологов востребована в мире, поскольку многие цивилизации и народы еще не изучены полностью.
  4. Работа сводится к поиску памятников старины и прочих исторических объектов. В некоторых случаях они работают в музеях, где следят за сохранностью предметов, знакомят посетителей с экспонатами, проводят экскурсии и организовывают интересные выставки.
  5. Деятельность предусматривает раскопки в разнообразных климатических условиях. По этой причине каждый специалист должен иметь отменную физическую подготовку, завидную выносливость, крепкое здоровье и не страдать от аллергии.
  6. Археологические экспедиции продолжительные. Следовательно, археологу необходимо быть уравновешенным, спокойным и эмоционально подготовленным.

Мы создали общую картину. Как видите, эта профессия одновременно интересная и сложная. Что касается ответа на вопрос, скажу одно – без образования не стать археологом.

Археолог – это историк, изучающий культуру и быт людей, которые жили на планете в древние времена.

  1. Знание истории эпохи, которую исследует. Понадобятся и знания в областях, которые связаны с археологией. Речь идет о палеографии, научной реставрации, исторической хронологии и географии.
  2. Следует изучить дисциплины, у которых с археологией мало общего. Список дисциплин представлен физикой, текстологией, этнографией, статистикой, антропологией и нумизматикой.
  3. Придется освоить навыки топографа и геодезиста. Если намереваетесь работать в горной местности или под водой, обязательно пригодятся навыки погружения и скалолазания.
  4. Стоит подготовиться не только к постоянному туризму и работе с лопаточкой и щеткой. Археологи много времени проводят в лабораториях, изучая находки.

Чтобы стать настоящим археологом, придется изрядно потрудиться. И это неспроста. Основной задачей является создание картины прошлого на основе найденных фрагментов. И точность картины напрямую зависит от уровня знаний специалиста.

Найденный кусочек посуды ни о чем не скажет. Его приходится исследовать в лабораторных условиях, классифицировать, реставрировать. Археологи не фантазируют. Выводы они подтверждают неоспоримыми доказательствами.

Профессия весьма интересная, но требует широких знаний в области истории, глубокого изучения вспомогательных дисциплин, отменной физической подготовки.

Как стать археологом в России? Ответ на вопрос ожидает ниже. Для начала поймите, что работать придется в тяжелых условиях. Прежде чем отправитесь поступать в университет, убедитесь, что нет медицинских противопоказаний.

Список требований к археологу

  1. Здоровье . Убедитесь, что нет заболеваний, которые помешают заниматься профессией. Не должно быть болезней сердца, расстройства слуха, судорог и гипертонии. Огромным препятствием в достижении цели выступают: геморрой, кожные заболевания, сахарный диабет, болезни органов пищеварительной системы, инфекционные заболевания.
  2. Зависимости . Людям, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, работать археологами не суждено. От крепких напитков, сигарет и наркотиков придется отказаться и вести здоровый образ жизни.
  3. Образование . Археология – специализация, которую получают в университете на последнем курсе исторического факультета. Путь к любимой профессии можно начать из колледжа, поступив на специальность «История». Если после школы поступаете сразу в университет, уделите внимание изучению географии, истории, химии и физики. Эти дисциплины пригодятся.
  4. Навыки . Научитесь рисовать и профессионально фотографировать. Эти умения сделают работу более комфортной.

Получить образование несложно, но работать сложнее. Надеюсь, что пост поможет полезным.

Занимаясь археологией, побываете в разных уголках планеты, увидеть много интересного и получить массу приятных эмоций. Правда, помните, что работа еще и опасная. Если не нравится экстрим, попытайтесь себя найти в другой сфере деятельности. Удачи!

Добавить комментарий Отменить ответ

Статьи защищены законом об авторских и смежных правах. Копирование материалов разрешено только с указанием активной гиперссылки на первоисточник.

zombibox.ru

Занятие 3. Как работают археологи? — Археология Вологодской области

Цель занятия
Знакомство с основными этапами археологического исследования.

Основные понятия
Разведка, раскопки, камеральный этап, реставрация, консервация.

Проведение занятия
В начале урока ребята вспоминают специфику археологического исследования: необходимость проведения земляных работ. Учитель задает вопрос: «Везде ли есть смысл проводить раскопки?» Конечно, нет. А как же определить то место, где раскопки принесут результаты? Для этой цели проводится первый этап исследования:археологическая разведка — поиск новых памятников археологии. Как выбирается маршрут для археологической разведки? Дети отвечают, что наиболее перспективно искать памятники на берегах водоемов. Почему? Потому что на берегах рек и озер человек мог заниматься рыбной ловлей, вода нужна для ведения хозяйства, словом, все время человеку нужен был источник воды. Кроме того, первые пути сообщения, освоенные человеком, были именно водные, а сухопутных дорог еще просто не существовало.

Как же производится археологическая разведка? Ученые проходят маршрут вдоль реки или берега озера, отыскивая места, пригодные для древних поселений — это высокие ровные площадки у кромки воды. Часто вода размывает берега, и тогда на бечевник выпадают артефакты, тогда археолог по их составу определяет время существования и границы памятника. Не всегда поиск происходит так легко. В том случае, если берега хорошо задернованы, ученым приходится копать разведочные раскопы -шурфы, и по содержимому почвы определять, есть ли памятник.

После разведки наступает время раскопок. Раскопки археологических памятников подчиняются жестким правилам, ведь при раскопках памятник уничтожается и не может быть исследован заново. Площадь будущего раскопа размечается: на площади земли разбивается сетка квадратов, как правило, размерами 1×1 метр. Каждый квадрат получает цифровое и буквенное обозначение, наподобие игры в «Морской бой».

Детям предлагается рассмотреть полевой чертеж раскопа. Обычно они легко понимают, в каком квадрате отмечены те или иные условные обозначения, разбираются с системой обозначения квадратов. Следующим заданием является просьба определить, что же нашли на том или ином участке раскопа. Дети выполняют это задание при помощи условных обозначений.

В ходе беседы дети отвечают на вопросы: Какие вещи отмечены на чертеже раскопа? Чем занимались люди, жившие на этом поселении?

После раскопок начинается работа в лаборатории (камеральный этап) — важный и трудоемкий процесс. Каждая находка должна быть очищена, зашифрована, в случае необходимости — подвергнута реставрации или консервации.

Практическая часть занятия может быть проведена по-разному. Оптимальным вариантом является работа по очистке и шифровке артефактов, но, если нет такой возможности, можно «пошифровать» нарисованные вещи или «поразгадывать» шифры, а затем «отреставрировать» нарисованный глиняный сосуд (рисунок разрезан на несколько неправильных частей).

Закрепление материала
Для закрепления подготовлен рабочий лист с несколькими основными понятиями и чертежом раскопа.

Рабочий лист

Как работают археологи?


2. Определи по чертежу, что нашли археологи в раскопе? Напиши, чем занимались люди, жившие здесь в древности?

archeologyvo.ru

Профессия — Археолог

Мы с вами добрались до раздела, отношение к которому у многих людей неоднозначное. И сама эта отрасль доступная малой части человечества, хотя Россия относится к странам, в которых на протяжении всей известной нам сегодня человеческой истории рождаются гении науки, изобретатели, рационализаторы и творцы научно-технического прогресса.

Кто-то называется наших учёных захребетниками, ничего не вкладывающими в экономику. Кто-то наоборот относится к ним со священным трепетов в душе. И немало в России прагматиков, рассматривающих науку просто как сфера приложения умственного труда элитной категории.

В нашей стране учёные никогда особенно хорошо в материальном плане не жили. Как и всё общество, научное общество тоже портило себе репутацию так называемыми скандалами чести и совести. Учёные всегда разделялись на преданных своей научной специальности практиков и удобно пристроившихся в науке коррупционеров. Между ними всегды было и будет напряжение. Первые всегда будут справедливо возмущаться тем, что вторые присваивают себе чужие лавры и отнимают у настоящих учёных-экспериментаторов выделенные государством деньги, а вторые всегда будут первых обвинять в проведении некорректных и пустых с точки зрения оправдания затрат исследований, а государство в том, что оно не финансирует науку должным образом.

Как бы то ни было, наука всегда мало-помалу развивалась и «тащила» за собой всё общество. Без академической науки не может обойтись прикладная наука, а без прикладной науки не обходится современное производство. Нет инноваций – нет развития средств производства и транспорта. Нет развития средства производства и транспорта – человечеству грозит глобальный экономический кризис.

И сегодня все надежды на науку.

Но наука не только выявляет закономерности физических и химических процессов на планете и в живых организмах. Есть наука, которая заглядывает в прошлое и помогает нам извлечённым из него опытом. И именно с такой науки мы начинает этот раздел.

 

Археолог

Специальности: археология, история

Специализация в зависимости от направления исторического поиска (эпоха Возрождения, новейшая эпоха, древний Рим, древний Египет, древняя Русь и т.д.)

Требуемое образования (уровень образования, типа учебного заведения)

Высшее специализированное учебное заведение по специальности «археология», либо исторический факультет университета (педагогического университета).

Примечание. В археологических экспедициях возможно участие сотрудников, не имеющих специального археологического или исторического образования.

Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:

Каких-то особых физических, интеллектуальных или психических качеств не требуется, однако желательно иметь повышенный интерес к поиску артефактов, обладать природной терпеливостью и аккуратностью, любить экспедиции, жизнь в палатках. Необходима также природная коммуникабельность, уживчивость с людьми. Ну и, конечно же, археолог должен обладать специфическим чутьем на старину.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

История, география, биология, химия, рисование, литература и русский язык, иностранный язык, ОБЖ, физкультура, музыка*, геометрия*.

Характер и содержание работы по данной профессии:

Поиск мест, в которых наиболее вероятно нахождение археологических ценностей, участие в археологических и этнографических экспедициях, выполнение раскопок, обработка найденного материала, написание научных отчётов и статей, ведение научного направления в НИИ.

Очевидные плюсы

Творческий, благородный характер труда, конечным результатом которого является серьёзная научная работа, подкреплённая вещественными доказательствами, артефактами. Возможность сделать научную карьеру и совершить археологическое открытие.

«Подводные камни», её очевидные минусы

Трудности мук творчества, так как не все разработанные экспедиции могут быть профинансированы государством или спонсорами. Высокая вероятность прихода к научному тупику и разочарованию в профессии. Не исключается возможность остаться без работы. Чрезвычайно трудный путь к вершинам научной славы, поскольку экспедиции в труднодоступные места осуществляются, как правило, уже зарекомендовавшими себя учёными.  Тяжёлый физический труд, нередко в первобытных условиях, не всегда приводящий к желаемому результату. Весьма скромные заработки.

Возможные профессиональные заболевания: опорно-двигательного аппарата, гастрит – риск незначительный

Вилка зарплаты (в рублях в месяц)* без учёта гонораров звёзд археологии

В Москве:  7000 – 20 000 (чаще 9000)

В крупных областных центрах: 5000 – 18 000 (чаще 7000)

В глубинке России: работа, как правило, отсутствует.

 

Вот перед нами профессия, которой когда-то грезили сонмы романтически настроенных выпускников школы. Когда-то. То есть, я хочу сказать, что сейчас эта профессия не настолько популярна среди абитуриентов (или будущих абитуриентов), как, скажем, в 70-е – 80-е годы легендарного XX века. Интерес к такому школьному предмету, как история, ныне среди молодёжи заметно снижен. И не потому, что стали хуже историю преподавать. Изменились приоритеты интересов. Рыночные отношения действительно изгоняют из наших дум романтику прошлого. И копаться в архивах, равно как и в земле, становится не привлекательным занятием.

Но неверно думать, что и раньше археологами мечтали стать школьники, помешанные на любви к истории. Многим просто нравилось ходить в археологические экспедиции. Правда, те, кому удавалось в такую экспедицию попасть, во время раскопок начинали вдруг понимать, что это дело не для них: слишком трудоёмкое, однообразное, грязное, в «слишком природных» условиях. И главное – результаты непредсказуемы. А чаще всего не настолько интересны, как представлялось до начала экспедиции.

Но так уже человек устроен: то, что манит его вначале своей кажущейся дилетанту загадочностью, на деле вдруг начинает вызывать либо зевоту, либо отвращение. Лучше всего, когда вызывает самые обычные чувства работы. Вот, мол, работаю, знаю своё дело, добиваюсь каких-то результатов, получаю за это деньги и некое рабочее удовлетворение – оттого, что работаю по полученной специальности.

Наверное, и участники первой экспедиции на Марс, да даже на обитаемую, цветущую планету другой солнечной системы – придут к таким же ощущениями. Телячий восторг от романтики космического полёта и высадки (подумать только!) на другую планету быстро сменится банальным «мама, я хочу домой, в уютную квартирку с горячим душем, ароматными пирожками с кофе из настоящей земной воды и возможностью болтать по телефону со всеми своими друзьями».

Но всё-таки, кто такой археолог? Будем откровенны. Археолог – это обычный человек. Но на самом деле в какой-то степени «помешанный» на истории. И не просто истории, а на артефактах. То есть, вещицах из далёкого прошлого. Мало того, археолога интересуют не просто вещицы, которыми пользовались предки. Ему нужны именно те вещицы, которые до нас не дошли. Как это может быть? Да очень просто. Есть старинные предметы, которые предавались из поколения в поколения, и в наше время попали, что называется, из человеческих рук. Вот так находят артефакты этнографы. Поехали в глухую деревню, поспрашивали – выудили из сундука какой-нибудь местной старушки, скажем, кувшинчик, сотворённый лет за двести до рождения этой бабули.

А если некий старинный кувшинчик откопали в пластах так называемого культурного слоя, сформированного жизнедеятельностью предков, живших лет, эдак, пять тысяч тому назад? Тут можно сказать только одно: найти такую вещь способны только археологи. Потому что в сундучке у живой бабули столь древняя вещица вряд ли обнаружится.

Стало быть, археологи, прежде всего, копают. Ищут на Земле места, где вероятнее всего под толстым слоем грунта могли сохраниться древние артефакты. И, определив эти места, проводят там специальные раскопки. Что, сразу заметим, и тяжело физически, и требует особой профессиональной аккуратности. Не дай Бог лопатой задеть дожидающийся археологов артефакт! Если что-то интересное удаётся обнажить из-под земли, с него буквально пылинки сдувают. Тут ещё и особый навык требуется, который просто учёбой в институте не выработаешь.

И что бы ни говорили по поводу специфических способностей к археологии (дескать, это не музыка, не живопись и т.п. – тут способности не потребны), а талант археологу очень даже кстати. Но выявляется он только в работе. Но эта работа не ограничивается раскопками. Чутье археолога проявляется, прежде всего, во время работы с научными статьями и архивами по той или иной исторической тематике. Но интуиция, как мы уже говорили, это тысячекратно ускоренная логика. А логика применима только при наличии знаний.

То есть, талантливый археолог, не знающий разрабатываемой темы (времени, территории, культуры – по которым ведётся поиск артефактов), — также нереален, как и музыкант, не знающий нотной грамоты и не овладевший школой игры на инструменте.

Так что не думайте, будто археология – это исключительно и непременно романтика археологических экспедиций и поиск всяческих древних вещиц. Палатки, песни у костра и раскопы с удивительными находками – это лишь внешняя видимость археологии. А под ней-то – годы напряжённой учёбы и работы с научными монографиями плюс тяготы «пробивания» сметы на разработанную вами и вашими коллегами экспедицию. Да и песни у костра после тяжёлых и, вполне возможно, не принесших результата раскопок далеко не всегда кажутся радостными. Иногда они напоминают завывание волков, упустивших добычу. Так-то вот, друзья мои.

Не берёте это в голову? Не боитесь трудностей  археологии? Пыльные архивы и работа с документами не отпугивают? Тогда вперёд. Учите, как следует, историю, литературу и русский, иностранный язык, ОБЖ, занимайтесь физкультурой, лучше всего походами и ориентированием на местности, весной и осенью активнее копайте огород у бабушки в деревне или палисадник около дома. И после получения аттестата зрелости бегом подавать документы на исторический факультет университета, либо в историко-архивный институт.

            Но знайте: чтобы попасть в мало-мальски профессиональную археологическую группу, которая периодически ходит в экспедиции, вам надо будет серьёзно потрудиться и побегать за научными руководителями. Тут и о деньгах забудешь. Это вам не геология, не разведка недр, богатых дорогими на рынке природными ресурсами. Это чистая наука! Как на ней заработаешь? Тут вы либо археолог, либо зарабатыватель денег. Одно из двух.

Ну, понятное дело, если чего-то в этой сфере добьетесь (скажем, годам к пятидесяти), то будете получать среднюю по стране на тот момент зарплату. Может, гранты умудритесь получить, может, и государственную премию. А может, и книжку удачно выпустите. О том, что, скажем, в пустынном Муромском лесу нашли могилу описанного Пушкиным (а точнее, его персонажем Фарлафом) в поэме «Руслан и Людмила» злого лешего, с которым Фарлаф, якобы, три дня бился за Людмилу. Всё может статься, граждане-романтики. Интересной учёбы вам!

Историк – самая многочисленная группа представителей гуманитарных наук, от школьных учителей истории до академиков Российской Академии наук. Но если отделить тех, кто занят передачей исторических знаний от тех, кто на самом деле занимается приращением исторических знаний, то историков окажется на самом деле не так уж и много.

Учат историков во многих учебных заведениях. Есть классические университеты с историческими факультетами, на которых проводят спецкурсы по латинскому, греческому и старославянскому языкам, а лето проходит в практиках – участии в археологических раскопках или палеографических экспедициях по селам Крайнего Севра или Сибири.

Историков готовят  в педагогических вузах – как будущих учителей истории для средней школы. Но научная работа возможна и здесь. Те, кого влечет наука, имеют возможность поступить в аспирантуру, очную или заочную, если со времени окончания вуза прошло несколько лет.

Работа  историка – это работа с историческими фактами. То, что остается от прошлого – становится ими. Любые свидетельства прошлого: письма, газеты, книги, рисунки и картины, документы, музыка и разные изобретения, одежка, украшения и оружие, остатки деятельности. – а чем дальше от нас отделен изучаемый период , тем они более редки, – становятся историческими фактами. С их помощью воссоздается картина прошлого, которое стало настоящим.

Для чего нужна история?

Прошлое определяет настоящее, настоящее зависит от прошлого – это вроде бы обычное утверждение не всегда разделяется нашими современниками. Но в гуманитарной сфере, да и не только в ней, история вопроса, его происхождение и развитие, как правило, становятся ответом. История начиналась с фиксации рассказов о предках, о прежних героях и их деяниях. Она была необходима в отношениях между государствами: кто же должен был следить за судьбами заключенных договоров, вести перечень событий в то или иное царствование. Тем, кто был в состоянии это принять, история помогала излечиться от самомнения и презрения к прошлому; знание жизни других людей помогало избавиться от собственных комплексов.

Есть много замечательных высказываний о значении и роли истории. «Кто не знает собственного прошлого, обречён пережить его вновь», «Выстрели в прошлое из пистолета и будущее выстрелит в тебя из пушки», «История учит только тому, что никто из неё ничему не учится».

Как растёт историк и до какого уровня обобщения и понимания событий он поднимается, показывает творческая судьба Льва Николаевича Гумилёва. С юности он заинтересовался судьбой кочевых народов – хуннов, тюрков и других, населявших издавна центральную часть Евразийского континента. Он принимал участие в полевых исследованиях истории хазарского государства и сделал важные открытия, которые помогли определить местонахождение столицы Хазарского каганата и его территорию. Размышления над сделанными открытиями, изучение доступных источников и точек зрения других учёных и не только историков, – Гумилёв активно сотрудничал и обсуждал с представителями других наук проблемы и влияние географического ландшафта, климата, космического излучения и солнечной активности на жизнь, культуру, способ существования народов, изучал другие теории и предположения относительно генезиса человечества. Результатом стала его теория этногенеза – теория происхождения и развития народов и цивилизаций.

Новый народ возникает благодаря пассионариям – людям, наделённым высоким уровнем жизненной энергии; пассионарный толчок – следствие мутаций, происходящих в людях под действием космического излучения. Сначала новая культура развивается скрытно, не проявляя себя на исторической арене. Затем происходит выход этноса на историческую сцену. Благодаря его энергии и силе происходят изменения в жизни и других культур и народов: возникают войны, созидается новая культура, воплощенная в архитектуре и искусстве. Это время равновесия, гармоничного и прекрасного развития цивилизации, многих ее достижений. Со временем сила первоначального пассионарного толчка, частично воплощенная в завоеваниях цивилизации, ослабевает, энергия рассеивается и наступает время падения, упадка цивилизации, в котором она или уступает более сильным молодым культурам, либо становится реликтом, мирно продолжающим свои годы и дни в единстве с природой без социальных потрясений и взрывов. Период «рассеяния» первоначального пассионарного толчка составляет порядка 1500 лет. Это «конец и вновь начало» – писал Л.Н.Гумилёв о судьбе этноса.

Становление ученого-историка начинается с определения круга своих интересов. Нельзя знать в деталях всю историю, такая задача непосильна для любого человека. Но что-то может вызывать особый интерес – период в жизни народа или человечества — Средние века в Европе или Старое царство Египта,, отдельные люди, какая-то сквозная тема, например, военная история или история воздухоплавания, развитие буддизма в Японии или шаманизм народов Крайнего Севера. Именно вокруг этой темы самого историка концентрируется его работа. Потому что быть историком, значит знать все, что известно об этом периоде или теме до тебя; все, что думают об этом коллеги и предшественники; вводить в научный оборот новые исторические факты и тем самым изменять представления об этом историческом периоде и отвечать на вопрос о влиянии прошлого на настоящее и будущее.

Диссертация ученого – признание со стороны коллег его профессионализма, знаний, умения работать, делать логические выводы, выдвигать теории и защищать свои взгляды. Ученый пишет статьи по своей теме — популярные – для пропаганды своих открытий и представлений в обществе, и сугубо научные – для оповещения научного сообщества. Принимает участие в семинарах и конференциях специалистов по своей тематике. Это – научная жизнь и карьера. Обычно при этом ученый ведет и другую работу: преподавательскую, крупный ученый работает с начинающими в качестве научного руководителя. Стать ученым быстрее – правильная постановка задачи для начинающего историка. Для этого нужно максимально быстро определиться для себя с будущей тематикой своих исследований и выбрать себе научного руководителя, благодаря которому произойдет движение вглубь истории и специальности.

Историк – это призвание. Как и всякое другое дело. Единицам дано восходить на Эверест, скитаться годами в океане, или лететь в космос. Но точно также дар историка дается не всем, это такая же редкость, как и другой человеческий талант. Как известно, Господь дал каждому человеку способности. Но только не сказал какие. Сказал только: «Ищи себя». И если Господь дал человеку дар, то счастье в том, чтобы раскрыть, в конце концов, его в себе. Нет ничего печальнее человека, не нашедшего себя.

И дар историка – не из последних, которые нам даровал Господь.

 

yaspecialist.ru

Как стать археологом без образования

Здравствуйте, дорогие читатели! В статье я расскажу, как стать археологом, рассмотрим достоинства профессии и уделим внимания истории возникновения археологии.

Археология – не просто наука, это ключик к прошлому человечества, который открывает дверь в будущее. Неудивительно, что многие люди стремятся получить образование и работать в этой сфере.

Согласитесь, археология – захватывающая и интересная профессия. Правда, не каждому суждено стать истинным археологом. Кроме тайн и романтики, подразумевается титаническая научная работа.

Археология – историческая дисциплина, которая изучает прошлое на основе вещественных источников. Сюда относятся орудия производства и материальные блага, которые созданы с их помощью: постройки, предметы искусства и быта.

Родиной археологии является Древняя Греция. Жители государства первыми начали изучать историю. Что касается России, здесь наука начала распространяться на рубеже 18 и 19 веков.

Поговорим о качествах, которыми обязан обладать человек, решившийся стать археологом.

  1. Терпение, творческий подход и аналитический склад ума . Если решили освоить профессию, следует понимать, что работа будет сопровождаться постоянными командировками, обработкой документации, систематизацией и анализом информации.
  2. Коммуникабельность . Человек, жаждущий стать археологом, обязан отличаться высокой коммуникабельностью. Во время работы придется обмениваться информацией с коллегами, принимать участие в командной работе.
  3. Неприхотливость в быту . Приходится часто ночевать в палатках в далеких от цивилизации местах. Нелишне уметь делать уколы и оказывать первую помощь.
  4. Хорошая память . Память считается верным помощником археолога.

Археолог – прекрасная профессия, позволяющая соприкоснуться с тайнами прошлого. Она предлагает интересные экспедиции, раскопки могильников и городов. Если повезет, совершите большое открытие, которое принесет всемирную известность.

Пошаговый план действий

Археология – специализация, которую получают в университете на последнем курсе исторического факультета.

  1. Чтобы успешно освоить профессию, для начала получите знания в школе по химии, истории, физики, географии.
  2. Обзаведитесь специальными знаниями в сфере антропологии, геологии, истории цивилизаций и культуры.
  3. Получить профессию можно в университете. Однако, готовиться следует со среднего специального образования. Конкретнее говоря, придется поступить в колледж, избрав специальность «История».
  4. После окончания колледжа продолжите обучение в университете. Специальность выбирайте связанную с историей.
  5. В начале обучения станьте членом поискового отряда или исторического клуба. Это позволит принять участие в раскопках и реконструкциях.
  6. Посещайте археологические конференции для студентов и участвуйте в международных добровольческих проектах, которые проводятся Русским географическим сообществом.

На этом статья не заканчивается и впереди ожидает интересная информацию. Если действительно хотите заниматься раскопками, читайте дальше.

Можно ли стать археологом без образования?

В этой части статьи разберемся, как стать археологом без образования и возможно ли это. Рассмотрим подробнее профессию, оценим достоинства и недостатки, социальную значимость.

Получить диплом археолога можно только после окончания исторического факультета. Отыскать работу по специальности могут люди, у которых есть высшее образование. Лишь после университета можно рассчитывать на карьеру в этой области. Речь идет о руководительских должностях и археологическом надзоре. Поэтому без образования стать профессиональным археологом не получится.

Археолог – человек, изучающий быт и культуру древних цивилизаций по останкам жизнедеятельности, которые сохранились до наших дней. Основная работа сводится к раскопкам, во время которых он ищет источники исследования.

Археология напоминает работу детектива. Это творческая профессия, поскольку предусматривает использование абстрактного мышления и воображения. Только так можно воссоздать картину прошлого.

Археологи работают с частицами большой мозаики, и только собрав ее полностью, удается разгадать загадку. В некоторых случаях на это уходят целые годы. Тем не менее, раскрытие тайны археологических памятников этого стоит.

Преимущества археологии

  1. Социальная значимость. Археология – важная наука, раскрывающая тайны древних цивилизаций, изучающая культуру разных эпох.
  2. Нередко во время работы приходится сотрудничать с иными научными отраслями. Благодаря этому упрощается анализ объектов, оптимизируются исследовательские методики.
  3. Вывод – работа археологов востребована в мире, поскольку многие цивилизации и народы еще не изучены полностью.
  4. Работа сводится к поиску памятников старины и прочих исторических объектов. В некоторых случаях они работают в музеях, где следят за сохранностью предметов, знакомят посетителей с экспонатами, проводят экскурсии и организовывают интересные выставки.
  5. Деятельность предусматривает раскопки в разнообразных климатических условиях. По этой причине каждый специалист должен иметь отменную физическую подготовку, завидную выносливость, крепкое здоровье и не страдать от аллергии.
  6. Археологические экспедиции продолжительные. Следовательно, археологу необходимо быть уравновешенным, спокойным и эмоционально подготовленным.

Мы создали общую картину. Как видите, эта профессия одновременно интересная и сложная. Что касается ответа на вопрос, скажу одно – без образования не стать археологом.

Археолог – это историк, изучающий культуру и быт людей, которые жили на планете в древние времена.

  1. Знание истории эпохи, которую исследует. Понадобятся и знания в областях, которые связаны с археологией. Речь идет о палеографии, научной реставрации, исторической хронологии и географии.
  2. Следует изучить дисциплины, у которых с археологией мало общего. Список дисциплин представлен физикой, текстологией, этнографией, статистикой, антропологией и нумизматикой.
  3. Придется освоить навыки топографа и геодезиста. Если намереваетесь работать в горной местности или под водой, обязательно пригодятся навыки погружения и скалолазания.
  4. Стоит подготовиться не только к постоянному туризму и работе с лопаточкой и щеткой. Археологи много времени проводят в лабораториях, изучая находки.

Чтобы стать настоящим археологом, придется изрядно потрудиться. И это неспроста. Основной задачей является создание картины прошлого на основе найденных фрагментов. И точность картины напрямую зависит от уровня знаний специалиста.

Найденный кусочек посуды ни о чем не скажет. Его приходится исследовать в лабораторных условиях, классифицировать, реставрировать. Археологи не фантазируют. Выводы они подтверждают неоспоримыми доказательствами.

Профессия весьма интересная, но требует широких знаний в области истории, глубокого изучения вспомогательных дисциплин, отменной физической подготовки.

Как стать археологом в России? Ответ на вопрос ожидает ниже. Для начала поймите, что работать придется в тяжелых условиях. Прежде чем отправитесь поступать в университет, убедитесь, что нет медицинских противопоказаний.

Список требований к археологу

  1. Здоровье . Убедитесь, что нет заболеваний, которые помешают заниматься профессией. Не должно быть болезней сердца, расстройства слуха, судорог и гипертонии. Огромным препятствием в достижении цели выступают: геморрой, кожные заболевания, сахарный диабет, болезни органов пищеварительной системы, инфекционные заболевания.
  2. Зависимости . Людям, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью, работать археологами не суждено. От крепких напитков, сигарет и наркотиков придется отказаться и вести здоровый образ жизни.
  3. Образование . Археология – специализация, которую получают в университете на последнем курсе исторического факультета. Путь к любимой профессии можно начать из колледжа, поступив на специальность «История». Если после школы поступаете сразу в университет, уделите внимание изучению географии, истории, химии и физики. Эти дисциплины пригодятся.
  4. Навыки . Научитесь рисовать и профессионально фотографировать. Эти умения сделают работу более комфортной.

Получить образование несложно, но работать сложнее. Надеюсь, что пост поможет полезным.

Занимаясь археологией, побываете в разных уголках планеты, увидеть много интересного и получить массу приятных эмоций. Правда, помните, что работа еще и опасная. Если не нравится экстрим, попытайтесь себя найти в другой сфере деятельности. Удачи!

Добавить комментарий Отменить ответ

Статьи защищены законом об авторских и смежных правах. Копирование материалов разрешено только с указанием активной гиперссылки на первоисточник.

Археолог — это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

*Кувшин XIII века найден во время раскопок в г. Иерихоне, на участке Правительства Российской Федерации.

Это первые работы российских археологов в древней Палестине за истекшее столетие.

От греч. archaios — древний и logos — учение.

Археология – прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum – искусственно сделанное) – это созданный или обработанный человеком предмет.

Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.

Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

на территории Керчи.

Перу. Раскоп гробницы древней культуры мохо,

исчезнувшей за 700 лет до расцвета

Исследование русского парусника

первой половины VIII века,

затонувшего в Днепре.

Эксперимент «Неолитический дом» в Чатал-Гуюке,

древнейшем поселении Анатолии (Турция).

Постройка печи – конструкция и материалы,

типичные для неолита (по данным раскопок).

гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение).

Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Полевая – поиск артефактов с помощью раскопок на суше;

Подводная – поиск под водой;

Экспериментальная – реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Работа археолога – это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях – в зное и пыли, вдали от цивилизации – бриться не рекомендуется.

Но для настоящего археолога археологические находки – источник очень сильных эмоций.

Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:

«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек».

(Н.В. Полосьмак – доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

(С.В. Белецкий – доктор исторических наук. Основной круг научных интересов – археология Пскова.)

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег.

Не важно, где проходят раскопки – под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.

Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.

Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа.

А при работе в горах или под водой – навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.

Стать археологом можно, окончив

(со специализацией на кафедре археологии).

А какая профессия подходит Вам? Обратитесь за помощью к профессионалу

Профориентация: выбор профессии для взрослых. Поменять профессию взрослому или уточнить направление движения в профессиональной жизни.

Профориентация для школьников: кем стать после школы, какую профессию выбрать?

Книга Эльмиры Давыдовой поможет вам понять вашего ребенка и даже понять самого себя. Книга написана очень легко, в ней примеры из её практики. А практикует она профориентацию уже 12 лет.

по меньше низя! Сначала нужно научиться хорошо писать и читать по русски!

zombibox.ru

Rajaleidja ametite andmebaas - Rajaleidja ametite andmebaas

Археолог изучает выкопанные сооружения, места захоронения и предметы. К задачам археолога также относится защита и сохранение археологических памятников.

Археолог в первую очередь изучает более древние эпохи, о которых отсутствуют письменные источники. Например, все знания о каменном веке были получены археологией. Кроме того, он старается дополнить или уточнить полученную из письменных источников историческую картину выводами, сделанными в результате изучения древних предметов.

В целом, в работе археолога можно выделить два компонента:

  • Полевые работы – практическая деятельность археолога, которая заключается в раскопках исторических находок, их изучении и поиске новых находок.
  • Камеральная обработка – интерпретация археологических находок, их консервация и демонстрация. Археологу также приходится писать отчеты о полевых работах и исследовательские работы.

Обычно у археолога разнообразная работа, поскольку он занимается как камеральной обработкой, так и полевыми работами. При этом у археолога довольно широкое поле деятельности и он может выполнять различные задачи в зависимости от места работы.

В музее археолог консервирует найденные при полевых работах предметы и знакомит с ними всех интересующихся. Для этого он готовит выставки и издания и организует экскурсии.

В университете археолог занимается научно-преподавательской работой. Ученый стремится получать новые знания о прошлых эпохах и развивать археологическую науку. Для этого он знакомится с новыми научными достижениями и изучает археологические находки. Ученый-археолог также участвует в полевых работах и выполняет обязанности преподавателя.

Занимаясь охраной памятников истории и культуры, археолог обеспечивает сохранение важных исторических построек и территорий. Для этого он контролирует состояние охраняемых государством памятников культуры и принимает решение о необходимости их консервации или восстановления. Работа в этой области также подразумевает общение с владельцами памятников и разъяснение им необходимости защиты таких памятников.

Археолог также может работать в частном предприятии, в котором его основной обязанностью являются спасательные раскопки. Спасательные раскопки требуются в том случае, когда в ходе строительства были случайно обнаружены предмет или строение, имеющие историческое значение. В этом случае задача археолога состоит в как можно более тщательном изучении находки до продолжения строительства.

Археолог также может заниматься интересными вспомогательными дисциплинами археологии:

  • Подводный археолог погружается под воду для изучения останков затонувших судов и найденных на морском дне артефактов.
  • Экспериментальный археолог пытается воспроизвести древние предметы или постройки. Например, в Рыуге находится древнее жилище викингов, построенное археологами.

Профессия археолога подходит людям, которые интересуются историей, которым нравятся старые сооружения и предметы, которые любят работать на свежем воздухе, обладают творческими способностями и независимым мышлением и хотят заниматься научной работой.

ametid.rajaleidja.ee

Подготовить рассказ о работе археологов и этнографов

Краткое описание:Археолог — это учёный, который изучает быт и культурудревних цивилизаций по сохранившимся останкам их жизнедеятельности. Восновные задачи работы археолога входит проведение раскопок для поискаисточников исследования. Археологию зачастую сравнивают с работойдетектива. Это творческая профессия, так как приходится использоватьвоображение и абстрактное мышление, чтобы воссоздать первозданнуюкартину мира прошлого. Ученые-археологи работают как бы с отдельнымиэлементами мозаики, которую нужно собрать воедино, чтобы разрешитьзагадку. Иногда на полное раскрытие тайны какой-либо древней культурыили археологического памятника уходят годы. 

Историяпрофессии:Профессия археолога была популярна ещё в Древнем Риме иГреции. Уже тогда люди знали о каменном, бронзовом и железном веках,проводили раскопки и находили древние архитектурные памятники. В эпохуВозрождения проводились многочисленные раскопки, основной целью которыхбыло добывание античных скульптур. Археология как наука сформироваласьтолько в начале ХХ века и сегодня представляет собой разделы, изучающиеразличные области культур и эпох.…

Социальная значимостьпрофессии в обществе:Археология в современном мире является очень важнойнаукой, которая позволяет нам приоткрыть завесу тайн древнихцивилизаций, позволяет изучить культуру и быт различных эпох, а такжезнакомит с останками древних животных и растений. Зачастую археологи всвоих исследованиях сотрудничают с другими отраслями науки, это помогаетоптимизировать методы исследования и анализа объектов. Работа археологакрайне востребована на сегодняшний день, так как не отрыто ещё оченьмного тайн и загадок древних народов и цивилизаций нашей планеты.

Массовостьи уникальность профессии:Основной род деятельности археолога — этопроведение раскопок с целью поиска памятников старины и другихисторически значимых объектов. Археологи также находят себе применение вмузеях, где занимаются обеспечением сохранности найденных при раскопкахпредметов, знакомят посетителей с находками и результатами ихисследования, организуют выставки и подготавливают экскурсии.

Рискипрофессии: Так как деятельность археолога связана с частыми раскопками вразличных климатических условиях, необходима хорошая физическаяподготовка и выносливость, а также отсутствие аллергических реакций наразличные органические материалы. Из-за длительных археологическихэкспедиций человек данной профессии также должен быть эмоциональноподготовлен, спокоен и уравновешен, ведь работа может быть какиндивидуальной, так и в команде.

Где получитьпрофессию:Археологию изучают в ВУЗах на исторических специальностях.Работа по специальности археолога требует обязательное наличие высшегоакадемического образования. Это, в свою очередь, позволяет руководитьархеологическими раскопками и осуществлять археологический надзор

Прости только про археологов

dvoechka.com

Профессия | Молодежный кадровый центр

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам. От греч. archaios — древний и logos — учение. 

Археолог – это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Археология – прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Артефакт в археологии (от лат. artefactum – искусственно сделанное) – это созданный или обработанный человеком предмет.
Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.
Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.
Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога – создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр.
Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.
Археология использует данные и методики других дисциплин: гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение). Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны опираться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века. 

По методам поиска археологию можно разделить на виды:

  • Полевая – поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
  • Подводная – поиск под водой;
  • Экспериментальная – реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом – при планировании раскопок, фотоаппаратом – для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет – это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.
В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Работа археолога – это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях – в зное и пыли, вдали от цивилизации – бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки – источник очень сильных эмоций.

Рабочее место

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Дополнительно:

Интервью с заведующим кафедрой археологии ИГУ, профессором Г.И.Медведевым ко Дню археолога

www.profirk.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о