Работа библиотекаря в чем заключается – Профессия Библиотекарь. Описание профессии. Кто такой Библиотекарь. Описание профессии

Содержание

В чем заключается работа библиотекаря? Какие в ней есть возможности?

В чем заключается работа библиотекаря? Какие в ней есть возможности?

  • библиотеки сейчас очень востребованы и посещаемы, их оснастили компьютерами и люди приходят постоянно печатать, распечатывать, сканировать, ксерокопировать, я захожу по нескольку раз в неделю, библиотека удобно расположена и мне легче зайти и посмотреть что-то в почте, отправить имейл из библиотеки, чем возвращаться домой , в читальном зале можно провести время, как в зале ожидания, полистать журнал, газету, здесь же работают кружки, проводятся тематические мероприятия, праздники. заведующей работает моя знакомая, мама моего выпускника, она-то меня и привлекла в этот мир, вот только зарплата у библиотекарей маленькая.

  • Я работаю библиотекарем уже много лет и ни разу об этом не пожалела. Зарплата не очень большая, но зато работа для души. Библиотекарь много читает, ведь нужно проводить массовые мероприятия с читателями, индивидуальные беседы при выборе книг. Благодаря своей работе я узнаю столько нового. Книга мне помогает жить. Мне искренне жаль тех людей, которые не любят и не умеют читать. Как много они потеряли в жизни. Библиотекарь вовсе не сухарь, как нас часто описывают. Как видите, мне не чужд и интернет. Я с удовольствием работаю на этом сайте. А карьерный рост есть везде. Ведь есть в библиотеках и директора. Там уже соответствующая зарплата, больше командировок, в том числе и за границу. Поверьте, библиотекарь – это работа творческая. У нас даже сельские библиотекари участвуют и выигрывают в конкурсах, пишут интересные исследовательские работы.

  • Работу библиотекаря порой выбирают гуманитарии, выпускники филологических факультетов, педагогических университетов, а также лица, окончившие библиотечный институт или техникум. Лично я работаю библиотекарем уже более десяти лет, и в целом мне эта работа нравится. Пробовала около десятка профессий (в вариантах практики, подработки, перерывов между библиотечной работой), и мне понравилось далеко не вс. А вот библиотечное дело мне по душе. Люблю возиться с книгами, наводить порядок в фондах хранения, искать нужную информацию или е источник. Мне также нравится работать с библиотечными программами. Могу работать с людьми. Вот эти моменты я считаю плюсами данной работы: моральное удовлетворение, возможность узнавать новое, общение с людьми.

    К вопросу о карьерном росте. Карьерный рост в нашей профессии возможен, но многое зависит от конкретной библиотеки. В некоторых местах это изначально не предусматривается – в лучшем случае повысят разряд или немного прибавят зарплату. В других же библиотеках есть возможность роста до зав. сектором, заместителя начальника отдела, начальника отдела. И существуют директорские должности, но они, конечно, довольно ответственные.

  • Будучи более 20 лет руководителем quot;армейского очага культурыquot; я все эти годы был начальником у заведующей солдатской библиотекой. И могу сказать, что на этой должности работали по-настоящему увлеченные люди, которые болели за дело, всегда старались найти какие-то новые формы работы с читателями, увлечь их, привить любовь к книге.

    Это были высокообразованные, начитанные женщины с широком quot;литературным кругозоромquot;, умеющие работать с читателем, а так же хорошие организаторы, проводившие разные культурно-досуговые мероприятия, заполняя армейский досуг.

    Кроме того много времени они уделяли внутрибиблиотечной работе, занимались комплектованием библиотечного фонда, списанием устарелой литературы, организовывали книжные выставки новых поступлений, занимались составлением библиотечного каталога. Надо учесть, что все это делалось до повсеместного внедрения компьютеров, вручную, и требовало гораздо бОльшего труда и усилий.

    Так что в работе библиотекаря много интересного,привлекательного для тех энтузиастов, кто по-хорошему quot;боленquot; этой профессией.

  • info-4all.ru

    где учиться, зарплата, преимущества профессии – “Навигатор Образования”

    Уже более 4500 лет библиотеки являются незаменимой частью интеллектуального и социального развития человечества, а библиотекари оказывают внушительное влияние на развитие культуры как отдельных групп населения, так и страны в целом. Однако не смотря на солидный возраст и активное участие в становлении общества, профессия библиотекаря до сих пор остается одной из самых “закрытых” и “недопонятых”.

    Уже более 4500 лет библиотеки являются незаменимой частью интеллектуального и социального развития человечества, а библиотекари оказывают внушительное влияние на развитие культуры как отдельных групп населения, так и страны в целом. Однако не смотря на солидный возраст и активное участие в становлении общества, профессия библиотекаря до сих пор остается одной из самых “закрытых” и “недопонятых”.

    Задайте вопрос любому прохожему “В чем заключается работа библиотекаря?”, и Вы скорее всего услышите “В выдаче книг”. В какой-то мере, это правильный ответ, однако он отображает только “внешний” аспект профессиональной деятельности библиотекаря. На самом деле профессия библиотекаря намного многограннее и сложнее, чем может показаться с первого взгляда, а библиотекарь – это не просто “хранитель книг”, а высококвалифицированный и многоплановый специалист, который должен обладать целым рядом разных качеств.

    Кто такой библиотекарь?

    Библиотекарь – специалист, который отвечает за сохранность и систематизацию библиотечного фонда, а также обслуживает посетителей библиотек (в том числе, путем предоставления информационно-консультационных услуг).

    Название профессии образовалось от слова библиотека, которое в свою очередь произошло от греческого βιβλίον (книга) и θήκη (место хранения). Первые библиотекари появились одновременно с возникновением письменности и первых “книг” в виде глиняных табличек. Первоначально в обязанности библиотекарей входил только быстрый поиск нужной книги. Однако по мере увеличения библиотечного фонда, расширялась и сфера деятельности библиотекарей.

    Современный библиотекарь представляет собой специалиста, который не только может быстро найти нужную читателю книгу, но и знает все особенности хранения печатных изданий (в том числе, древних экземпляров), занимается организацией и управлением фонда, предоставляет информационные услуги посетителям и в совершенстве владеет современными информационными технологиями.

    Профессиональные обязанности библиотекаря включают в себя: обслуживание читателей (заполнение абонемента, поиск и выдача литературы, учет выданных и возвращенных материалов и т.д.), анализ читательских заявок, обеспечение комплектации и сохранности фонда, обработку поступивших изданий, составление картотек и каталогов, организацию тематических выставок, семинаров, дискуссий и т.д.

    Какими личностными качествами должен обладать библиотекарь?

    Профессия библиотекаря подразумевает частое и непосредственное общение с самыми разными людьми, поэтому работник библиотеки, в первую очередь, должен быть вежливым, толерантным и коммуникабельным. Не менее важным в работе библиотекаря является опрятный внешний вид и грамотная речь. Кроме того, специфика работы требует от библиотекаря наличия таких личностных качеств, как:

    • хорошая память – помогает легко ориентироваться в лабиринте стеллажей и книжных полок;
    • внимательность и кропотливость – незаменимы при составлении каталогов и картотек;
    • аккуратность и ответственность – необходимы при работе с редкими изданиями из библиотечных архивов.

    Необходимо также отметить, что поскольку в современных библиотеках активно внедряются компьютерные технологии (в том числе, оцифровывание библиотечных фондов и каталогов) сегодня библиотекарь должен ко всему прочему обладать еще и склонностью к саморазвитию и освоению новых навыков и инструментов библиотечного дела.

    Преимущества профессии библиотекаря

    Основным преимуществом профессии библиотекаря является возможность общения со множеством интересных людей, а также неограниченный доступ к практически всем источникам информации, что позволяет сотрудникам библиотек развиваться не только с точки зрения профессионализма, но и на личностном плане.

    Стоит также упомянуть и том, что несмотря на то, что эта профессия не пользуется большой популярностью у абитуриентов, она, как и прежде, является одной из самых уважаемых в обществе.

    К преимуществам этой профессии можно отнести высокую эрудированность сотрудников библиотек и их умение работать с большим массивом информации, что позволяет им быть востребованными как в своей специализации, так и в иных сферах деятельности.

    Недостатки профессии библиотекаря

    Бытует мнение, что сотрудник библиотеки целый день занимается только тем, что сидит и читает книжки. На самом же деле иногда библиотекарю не удается присесть даже на пару минут, особенно если библиотека расположена в многоэтажном здании, а библиотечный фонд “разбросан” по разным этажам. Поэтому первым недостатком этой профессии можно назвать большие физические нагрузки. Вторым недостатком является книжная пыль, которая рано или поздно становится причиной аллергии.

    Как уже упоминалось выше, библиотекарям приходится ежедневно общаться с огромным количеством читателей, и, к сожалению, не все они отличаются адекватным поведением. Высокое эмоциональное и нервное напряжение – это третий недостаток. Четвертым недостатком можно считать небольшие возможности для карьерного роста.

    Ну и самое главное, в нашей стране библиотекари получают настолько мизерную зарплату, что ее с трудом хватает даже на самое необходимое. И это, пожалуй, самый значимый недостаток, оказывающий основное влияние на постоянное снижение популярности этой благородной профессии среди абитуриентов.

    Где можно получить профессию библиотекаря?

    Чтобы получить профессию библиотекаря не обязательно поступать в ВУЗ. Будущие библиотекари могут освоить эту профессию как в профильном колледже или техникуме, так и в высшем учебном заведении, имеющем соответствующий факультет. Правда средне-специальное библиотечное образование накладывает определенные ограничения на карьерное продвижение, поскольку стать заведующим отдела или всей библиотеки можно только при наличии высшего образования.

    Поэтому, если у Вас нет амбициозных карьерных планов, и Вы мечтаете просто пополнить ряды “хранителей книг” то Вы можете ограничится обучением в одном из профильных колледжей (например, пройти обучение в Московском Гуманитарном колледже информационно-библиотечных технологий или Сахалинском колледже искусств по специальности “

    Библиотековедение“). Если же вы рассчитываете в дальнейшем возглавить отдел или всю библиотеку, то лучше получить высшее образование в одном из таких ВУЗов, как:

    Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

    fulledu.ru

    Моя профессия – библиотекарь: Что значит быть библиотекарем сегодня

    Согласно терминологическому словарю “Библиотечное дело” (РГБ, 1997), библиотекарь – профессия, содержанием которой является библиотечная деятельность (второе значение — должность в библиотеке). Поскольку библиотечная деятельность (её информационные ресурсы и технологии) изменяется, то это не может не отразиться на библиотекаре.
    Характерная особенность сегодняшнего дня – библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями. Некоторые библиотекари чувствуют потребность не только в высшем образовании, но и повышении квалификации в аспирантуре.


    Кроме того, какое бы библиотекарь ни закончил учебное заведение, когда он приходит в конкретную библиотеку, он должен изучить её особенности, получить навыки общения с конкретными пользователями и коллегами в конкретной обстановке.
    Все чаше побудительными мотивами деятельности библиотекаря выступают чувство достижения цели, признание, сама работа, ответственность и возможность продвижения. Реализация этих “факторов удовлетворенности” [6] формирует благоприятное отношение к работе.
    Традиционно библиотекарь имел дело с документами на бумажных носителях, которые не требовали при их воспроизведении технических устройств. Сейчас все чаще он работает с аудио и видеоматериалами, дискетами, компакт-дисками, электронными изданиями. Следовательно, ему необходимо владение соответствующими техническими средствами.

    Современный библиотекарь должен владеть компьютером, ксероксом, сканером, принтером, модемом, видеотехникой и другой аппаратурой. Таким образом, происходит технизация библиотечной профессии. Следует заметить, что молодежь весьма активно и быстро овладевает новой техникой.
    Но внедрение в библиотеки новых технических средств предполагает и использование современных технологий, что влечет за собой появление такой специальности, как библиотекарь-технолог и ряда специализаций. Так, необходимость координации при использовании сетевых компьютерных технологий потребовала таких специализаций, как администратор баз данных, менеджер информационных систем; развитие WWW-сервиса Интернет обусловило необходимость подготовки специалиста по созданию и обновлениюWWW-страниц, библиотекари специализируются также в области электронной издательской деятельности, проведения обучения (тренингов) по Интернет для сотрудников и пользователей библиотек, нужны специалисты по телеконференциям.
    С другой стороны, на изменение библиотечной профессия влияет социальная ориентация многих публичных библиотек, которая обусловила появление в библиотеках таких специальностей, как библиотекарь-психолог, которых уже готовят в Санкт-Петербургском государственном университете культуры, в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств и других высших учебных заведениях; библиотекарь по обслуживанию социальнонезащищенных групп населения, для детских библиотек – библиотекарь-педагог (подготовка ведется в МГУКИ). В этой связи большое внимание уделяется проблемам психологии восприятия текста, библиотерапии (последнее направление успешно развивают такие авторы, как О. Л. Кабачск, А. Е. Шапошников).
    Целесообразно было бы готовить специалистов по библиотечному дизайну, поскольку этому вопросу в библиотеках сейчас уделяют большое внимание.
    В последние годы библиотекарям приходится проводить социологические, маркетинговые исследования, что вызвало к жизни такие специальности, как библиотекарь-маркетолог, библиотекарь-социолог, библиотекарь-исследователь.
    Библиотекарь сегодня должен обосновывать необходимость получения гранта, продумывать и письменно доказывать целесообразность осуществления тех или иных социокультурных программ. Все это требует навыков научных исследований, широкого профессионального и общего кругозора. Без этих знаний и навыков невозможно и предоставление пользователям конъюнктурных исследований, аналитических обзоров и др. Многие библиотекари и администраторы осознают потребность в овладениями знаниями и навыками научно-исследовательской деятельности. Более того, не только в государственных научных библиотеках, но и муниципальных растет стремление сотрудников писать и защищать диссертационные работы. Все это способствует интеллектуализации  библиотечной деятельности и библиотечного работника.
    Нельзя не заметить, что библиотека и библиотекари стали более открыты обществу. Большое внимание, которое сегодня библиотеки уделяют проведению социокультурных мероприятий, связям с общественностью (в том числе, с властными структурами, СМИ, правовыми, социальными и другими учреждениями, населением), требует особой специальности, которую можно было бы назвать “менеджер библиотечных социокультурных программ”, в ее рамках целесообразна специализация “менеджер выставочной деятельности”, о которой неоднократно говорил О.П. Зыков (Выставочная работа публичных библиотек: Опыт практического пособия. Л., 1990. 53 с.; программа и методические материалы по курсу “Выставочная деятельность библиотек”. СПб., 1999.31 с.).
    Открытость, выход на широкую аудиторию требуют от библиотекаря более высокой культуры, в том числе речевой, этической культуры, знания этикета, слежения за своим имиджем. Не случайно в некоторых учебных заведениях, в том числе Московском государственном университете культуры и искусств, вводятся специальные курсы, дающие эти знания и навыки.
    Таким образом, для библиотечной деятельности сегодня характерны технизация, технологизация, социальная направленность, интеллектуализация, открытость, возросший культурный уровень специалиста.
    Библиотечная деятельность усложняется, становится многогранной, оперирующей все большим числом объектов, связанной с широким кругом общественных явлений, зависимой от многочисленных факторов. Это определяет, с одной стороны, подготовку специалистов в области управления библиотекой (специализация “менеджер библиотечного дела” в МГУКИ уже существует), с другой – необходимость экологического подхода к библиотеке и формирования экологической культуры библиотекаря (возможна в будущем потребность в специалистах по безопасности библиотеки, библиотечных экологах).
    Очевидно, удовлетворение потребности библиотек в новых специалистах будет осуществляться, как это было всегда, и путем их подготовки в вузах культуры, и путем привлечения выпускников других учебных заведений.
    Но любой специалист современной библиотеки обязан владеть новыми информационными технологиями.
    Обратим в этой связи внимание на то, что библиотечный работник все более имеет дело не с документом, который ему в ходе работы приходится физически перемещать, а с виртуальной информацией, которая по желанию работника или пользователя появляется на экранах его компьютера и затем исчезает, когда становится не нужна.
    Работая в информационных сетях, библиотекарь в своих возможностях приравнивается ко всем пользователям этих сетей.
    Библиотекарь – не избранный, имеющий допуск к “святая святых” – к книге ( как, например, библиотекарь в романе У. Эко “Имя розы””), а один из многих поставщиков и потребителей информации.
    Информатизация  – один из главных векторов изменений в профессии библиотекаря. Не только поиск информации, но и социокультурные пролграммы библиотек требуют современных информатизационных технологий. Все более становиться ясно, что библиотекраь – информатизационный специалист., его профессия – одна изряда информационных профессий: архивист, музейный работник, издатель и др. Каждая из этих профессий предполагает выполнение информационной, образовательной и социокультурной роли, хотя и в разных пропорциях, и в зависимости от исторических, территориальных, социально-экономических и культурных факторов. Каждый из из представителей этих профессий несет перед обществом высокую ответственность за добросовестное выполнение этих ролей, поскольку этогого от него ожидает общество, обращающиеся к их услугам люди.



    *) Дворкина М Я.  Библиотечное обслуживание : новая реальность.  Лекции.  – М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2000.  –  48 с.
    В работе рассмотрено изменение социальной роли и философии библиотечного обслуживания под влиянием современных социальных, экономических, культурных обстоятельств. Показано появление новых типов пользователей, новых видов и форм библиотечных услуг. Раскрыты изменения в технологии и организации библиотечного обслуживания, в общении пользователей и библиотекарей, во всей библиотечной среде. Дана характеристика новых требований к библиотечному специалисту. Издание предназначено для студентов, изучающих курс “Библиотечное обслуживание”, преподавателей, будет полезно работникам библиотек, занятых обслуживанием читателей. 
     Скачать курсовую работу “Библиотечная профессия в современном мире”

    Библиотека – это кладезь информации, причем информации достоверной и четко структурированной. Люди, которые трудятся в этом учреждении, выполняют почетную миссию – они несут людям радость общения с книгой.

    С библиотекой и ее хранителями мы имеем дело с первых дней своего пребывания в школе. Терпеливые, внимательные, заботливые библиотекари прививают нам любовь к книгам. Неслучайно сами они становятся героями романов, ведь непосвященным их профессия кажется таинственной. Дело в том, что библиотекарь владеет и распоряжается информацией, которая является ключом к пониманию всех процессов, происходящих в современной жизни. Литераторы часто изображают библиотекарей фанатами своего дела, ревностно оберегающими тайны мира, которые заключены в книгах. Но сегодняшний специалист уже не похож на старичка-архивариуса, погрязшего в ворохе карточек и бумажной пыли.
    Цифровые технологии, проникшие во все сферы человеческой деятельности, изменили работу библиотекаря и во многом преобразовали библиотечные структуры. Все реже возникает необходимость ворочать ящики с бланками: на смену огромным залам с каталогами приходят специально разработанные для библиотек компьютерные базы данных, в которые заносят всю информацию об имеющихся изданиях. Книге присваивают номер, который может быть отражен в штрихкоде, и каждый экземпляр учитывают в электронном каталоге. Конечно, каталогизация архивов (особенно в крупных библиотеках) – тяжелая и очень кропотливая работа, на которую нужны годы и годы (это с учетом того, что в хранилище постоянно приходят новые книги и периодика).
    У библиотекаря множество обязанностей, которые он должен выполнять. Есть хранилища, в которых вся нагрузка ложится на плечи одного человека, а где-то функции распределены между коллегами по принципу: кому что больше по душе. Библиотечная деятельность протекает в двух направлениях: первое связано с книгами, второе подразумевает работу с читателями. Что касается книг, то библиотекарь должен каталогизировать, систематизировать издания, следить за тем, чтобы были соблюдены условия хранения бумажных носителей информации, подшивать газеты и журналы. Это в основном техническая работа, и, чем глубже цифровые технологии проникают во все сферы нашей жизни, тем больше библиотечный труд становится связан с компьютерной техникой. К тому же в последнее время библиотека пополняется информацией не только на бумажных носителях. Однако виниловые диски и аналоговые аудио- и видеозаписи тоже уходят в прошлое, а на первый план выдвигаются цифровые носители – компакт-диски и DVD. На последних проще и экономичнее размещать данные.
    Такие формы записи незаменимы при хранении большого количества справочной информации, и не только потому, что на одном диске может поместиться несколько томов энциклопедии. Огромную роль играет также тот факт, что цифровой носитель имеет много преимуществ перед бумажным. Например, формат гиперссылки позволяет мгновенно перейти от термина в словарной статье к его расшифровке, а если и там попадаются какие-то незнакомые понятия, то опять-таки стоит сделать один шаг – и открыт необходимый текст. Это, разумеется, куда удобнее, чем в буквальном смысле перекапывать информацию, роясь в неподъемных томах энциклопедий. Кроме того, на диске можно хранить файлы разных форматов – не только тексты и картинки, но и мелодии и видеоклипы и т. п
    А насколько проще просматривать архивы прессы в электронном виде! Не надо разбирать подшивки газет и журналов. Достаточно ввести дату – и готов полный список новостей на текущий день, да еще поданных разными изданиями. Или если вас интересует какое-то событие, то, используя поиск по ключевым словам, нетрудно найти все упоминания о свершившемся в периодике. Несложные операции позволяют осуществлять сортировку сведений, удовлетворяя запросы самых привередливых читателей. Но, для того чтобы все удобные новшества были доступны читателю, мало технически оснастить заведение – основную работу по каталогизации все равно будут производить библиотекари. Это кропотливый каждодневный труд, требующий особого внимания и терпения.
    Активное внедрение цифровых технологий в библиотечное дело (вообще во все информационные сферы) вовсе не означает, что вскоре бумажные издания отомрут как пережиток прошлого. Книги сопровождали человека с начала истории цивилизации, и, хотя внешний вид их претерпевал изменения на каждом историческом этапе, как способ хранения и распространения информации они вряд ли скоро потеряют актуальность.
    Даже Интернет, несмотря на свою практически повсеместную доступность, не составит конкуренции библиотечной системе, ведь, несмотря на разнообразие имеющейся в Сети информации, за ее объективность вряд ли кто поручится. И если речь идет о каких-то житейских вопросах, то, подвергнув полученные данные определенному критическому анализу, можно использовать их в своих целях, а что касается научных исследований, здесь все должно быть подтверждено специалистами. Книги, изданные типографским способом, имеют указания на первоисточник, над ними работают редакторы, корректоры и другие профессионалы. Соответственно такие кладези информации достовернее, чем любые другие
    Для большинства людей, даже для тех, кто не расстается с компьютером и не представляет себе жизни без ноутбука или наладонника, чтение – это процесс, в котором имеет значение все – вплоть до запаха свежеизданного тома и шелеста переворачиваемых листов. А сколько романтических тайн хранят старинные фолианты?! Кажется, сама история говорит с их страниц. Любовь к книгам, умение понимать их ценность – вот что необходимо иметь каждому библиотекарю. Люди, работающие с печатными изданиями, должны сохранять их, чтобы как можно больше читателей смогли использовать заключенную в них информацию. Для настоящих ценителей слова общение с книгой сродни священному ритуалу.
    Но есть у библиотекаря и более прозаичные обязанности, такие как расстановка фонда в соответствии с библиотечными кодами, чтобы каждый, кто знает правила расположения книжных единиц, сумел легко найти нужное издание. Также необходимо производить регистрацию и подшивку периодики, осуществлять контроль за уборкой помещений и соблюдением условий хранения и обработки литературы.
    Работа с людьми – еще один аспект библиотечной деятельности, и, чтобы качественно ее осуществлять, библиотекарь должен быть в первую очередь сам очень начитанным человеком, уметь беспристрастно судить о литературе и обладать способностью подобрать книгу в соответствии со вкусами и интересами посетителя. Обслуживание читателей требует от библиотекаря предельной корректности и деликатности. Индивидуальная работа с людьми заключается в умении помочь человеку выбрать книгу, следить за тем, чтобы были соблюдены интересы каждого посетителя. Библиотека – место, где должна царить атмосфера спокойствия и доброжелательности.
    Существует также массовая работа с читателями – организация выставок, тематических мероприятий, обсуждений и встреч с деятелями литературы. Такие события должны быть тщательно спланированы, и информацию о них необходимо сделать доступной для всех заинтересованных лиц.
    Основные качества, которыми должен обладать библиотекарь, – это в первую очередь коммуникабельность, умение контактировать с людьми (причем речь идет не только о посетителях библиотеки, но и о ее сотрудниках). Кроме того, работнику книгохранилища нужно быть хорошим психологом. Для работы в библиотеке необходимо действовать слаженно, единой командой, коллегиально решать возникающие проблемы. Здесь очень важна преемственность, ведь дело, начатое одним, должны поддержать и продолжить остальные. Хороший библиотекарь – настоящий энтузиаст своего дела, но не только потому, что работа, о которой мы говорим, оплачивается более чем скромно. Тут не обойтись без умения переключаться с одного дела на другое, решать одновременно несколько вопросов, проявлять инициативу. Способность создать и развить инновационные подходы – тоже очень значимое для библиотекаря качество. Новые технологии завоевывают библиотечное пространство, поэтому сотрудникам приходится постоянно переучиваться, повышать уровень квалификации, осваивать незнакомые до сих пор подходы и приемы.
    Гибкость и открытость мышления помогают понять посетителей, а аналитические способности – осмыслить их потребности и предложить стратегии дальнейшего развития. Библиотекарь должен уметь оценить и реализовать предложенный план действий. Однако выполнять задания надо не механически – следует творчески переосмысливать их на каждом этапе, вносить свои предложения и коррективы. И, разумеется, нужно осознавать необходимость саморазвития, постоянно стремиться к приобретению новых знаний, к концентрации накопленного опыта.
    Получить образование, необходимое для работы в библиотеке, можно во многих учебных заведениях на архивных и некоторых других гуманитарных факультетах, например в Институте книжной культуры и управления, который является структурным подразделением Государственного университета гуманитарных наук, или в Российском государственном гуманитарном университете (бывший Историко-архивный институт). Помимо диплома для трудоустройства, как правило, требуются базовое знание иностранного языка и наличие твердых навыков работы с компьютером.
    Особенности работы библиотеки обусловлены спецификой ее аудитории. Так, сотрудники детской, а особенно школьной библиотеки должны не только выдавать читателям книги. Их обязанности гораздо шире. Главная цель этих учреждений – прививать детям любовь к книгам, учить их пользоваться справочниками и словарями, бумажным и электронным каталогом, объяснять, как из моря информации вычленять главное, показывать, как реставрировать книгу в случае повреждения, и т. д.
    Работники детской библиотеки помимо прочего должны разбираться в возрастной психологии, быть в центре интересов современных детей. Школьники больше доверяют тому, кто с пониманием относится к их увлечениям. Взрослые часто отметают все, что выходит за рамки традиционной классической детской литературы. Но такой подход недопустим, ведь то, что написано в наши дни, через какое-то время, может статься, тоже назовут гениальным. Поэтому прививать любовь к книгам надо, постепенно формируя интересы детей в соответствии с образовательными стандартами и классическими культурными нормами. А значит, необходимо следить за новинками детской литературы, знать то, что интересно детям. Для работы с молодежью, разумеется, нужны педагогические способности, умение заинтересовать, привлечь внимание ребят, сделать общение с ними взаимно приятным. Библиотекарь должен осознавать, что для популяризации чтения важно постоянно расширять и завоевывать аудиторию. Главное – пробуждать в детях интерес к чтению.
    В работе библиотекаря – много специфического, и далеко не каждый согласится посвятить ей свою жизнь. Но для тех, кто выбрал эту стезю, нет ничего важнее, чем хранить знания, а значит, беречь нашу цивилизацию.
    22.01.2007
    Ольга КЛИМЕНТОВА
    Источник: ИД “Деловой мир” 2008 г. [Электронный ресурс].
    Режим доступа: http://www.zarplata.ru/a-id-14678.html 

    librarian-bibnout.blogspot.com

    В чем заключается работа библиотекаря? Какие в ней есть возможности? — koshkinsad.ru

    В чем заключается работа библиотекаря? Какие в ней есть возможности?

  • библиотеки сейчас очень востребованы и посещаемы, их оснастили компьютерами и люди приходят постоянно печатать, распечатывать, сканировать, ксерокопировать, я захожу по нескольку раз в неделю, библиотека удобно расположена и мне легче зайти и посмотреть что-то в почте, отправить имейл из библиотеки, чем возвращаться домой , в читальном зале можно провести время, как в зале ожидания, полистать журнал, газету, здесь же работают кружки, проводятся тематические мероприятия, праздники. заведующей работает моя знакомая, мама моего выпускника, она-то меня и привлекла в этот мир, вот только зарплата у библиотекарей маленькая.

  • Я работаю библиотекарем уже много лет и ни разу об этом не пожалела. Зарплата не очень большая, но зато работа для души. Библиотекарь много читает, ведь нужно проводить массовые мероприятия с читателями, индивидуальные беседы при выборе книг. Благодаря своей работе я узнаю столько нового. Книга мне помогает жить. Мне искренне жаль тех людей, которые не любят и не умеют читать. Как много они потеряли в жизни. Библиотекарь вовсе не сухарь, как нас часто описывают. Как видите, мне не чужд и интернет. Я с удовольствием работаю на этом сайте. А карьерный рост есть везде. Ведь есть в библиотеках и директора. Там уже соответствующая зарплата, больше командировок, в том числе и за границу. Поверьте, библиотекарь — это работа творческая. У нас даже сельские библиотекари участвуют и выигрывают в конкурсах, пишут интересные исследовательские работы.

  • Работу библиотекаря порой выбирают гуманитарии, выпускники филологических факультетов, педагогических университетов, а также лица, окончившие библиотечный институт или техникум. Лично я работаю библиотекарем уже более десяти лет, и в целом мне эта работа нравится. Пробовала около десятка профессий (в вариантах практики, подработки, перерывов между библиотечной работой), и мне понравилось далеко не вс. А вот библиотечное дело мне по душе. Люблю возиться с книгами, наводить порядок в фондах хранения, искать нужную информацию или е источник. Мне также нравится работать с библиотечными программами. Могу работать с людьми. Вот эти моменты я считаю плюсами данной работы: моральное удовлетворение, возможность узнавать новое, общение с людьми.

    К вопросу о карьерном росте. Карьерный рост в нашей профессии возможен, но многое зависит от конкретной библиотеки. В некоторых местах это изначально не предусматривается — в лучшем случае повысят разряд или немного прибавят зарплату. В других же библиотеках есть возможность роста до зав. сектором, заместителя начальника отдела, начальника отдела. И существуют директорские должности, но они, конечно, довольно ответственные.

  • Будучи более 20 лет руководителем quot;армейского очага культурыquot; я все эти годы был начальником у заведующей солдатской библиотекой. И могу сказать, что на этой должности работали по-настоящему увлеченные люди, которые болели за дело, всегда старались найти какие-то новые формы работы с читателями, увлечь их, привить любовь к книге.

    Это были высокообразованные, начитанные женщины с широком quot;литературным кругозоромquot;, умеющие работать с читателем, а так же хорошие организаторы, проводившие разные культурно-досуговые мероприятия, заполняя армейский досуг.

    Кроме того много времени они уделяли внутрибиблиотечной работе, занимались комплектованием библиотечного фонда, списанием устарелой литературы, организовывали книжные выставки новых поступлений, занимались составлением библиотечного каталога. Надо учесть, что все это делалось до повсеместного внедрения компьютеров, вручную, и требовало гораздо бОльшего труда и усилий.

    Так что в работе библиотекаря много интересного,привлекательного для тех энтузиастов, кто по-хорошему quot;боленquot; этой профессией.

  • 8.orange3.ru

    Должностная инструкция библиотекаря – Народный СоветникЪ

    Должностная инструкция библиотекаря – это внутренняя документация организации, определяющая основы трудовой деятельности библиотекаря в штате конкретного предприятия. О том, какие разделы включаются в должностную инструкцию и в какой форме она составляется, расскажет эта статья. 

    В чем состоят должностные обязанности библиотекаря

    Должностная инструкция для библиотекаря: основные положения

    Основные должностные обязанности библиотекаря школы

    Основные должностные обязанности методиста библиотеки

    Требования к образованию библиотекаря и ответственность сотрудника

    Читайте нас в Яндекс.Дзен

    Яндекс.Дзен

    Порядок оформления должностной инструкции

    В чем состоят должностные обязанности библиотекаря

    Профессия библиотекаря при всей своей очевидности заключается не только в выдаче и приемке книг. Круг трудовых обязанностей библиотекаря значительно шире и включает в себя следующие функции:

    • обслуживание посетителей и заполнение читательских билетов;
    • оформление заказов на новую литературу;
    • обработка поступившей литературы;
    • составление каталогов;
    • регистрация и подшивка периодических изданий;
    • соблюдение условий хранения книг.

    Точный перечень своих должностных обязанностей каждый работник может узнать из должностной инструкции. Поскольку должностная инструкция – локальный документ предприятия, каждая организация самостоятельно определяет ее внешний вид и содержание. Однако специалистами в области кадрового делопроизводства разработана универсальная структура должностной инструкции, которая максимально учитывает все нюансы работы сотрудника в компании. 

    Должностная инструкция для библиотекаря: основные положения

    Стандартная структура должностной инструкции библиотекаря может включать в себя:

    1. Общие положения. Этот раздел инструкции составлен из основополагающих условий и требований, выполнение которых необходимо соискателю для работы в должности библиотекаря. К таким положениям относятся:
      • требование к образованию, опыту работы и профессиональным навыкам работника;
      • перечень законодательных и внутренних документов, с которыми должен быть ознакомлен специалист перед началом трудовой деятельности в организации;
      • порядок приема, увольнения и замещения сотрудника;
      • определение места штатной единицы в организационно-штатном расписании организации;
      • назначение непосредственного начальника работника.
    2. Должностные обязанности и права работника. Это основная часть документа, требующая особенной щепетильности при разработке. Должностные права библиотекарей из разных организаций, как правило, одинаковы. К ним относятся:
      • право знакомиться с решениями руководства в отношении своей трудовой деятельности;
      • право в рамках своей компетенции сообщать руководству о выявленных недостатках в трудовом процессе;
      • право подписывать и визировать документы в рамках своих полномочий;
      • право получать от прочих служб организации необходимую для работы информацию и привлекать сотрудников для решения своих трудовых задач.

      Должностные обязанности библиотекаря в своей совокупности могут различаться в зависимости от предприятия, где трудится специалист, и от конкретной должности, которую он занимает.

    3. Ответственность работника. Эта часть документа конкретизирует положения законодательства об ответственности сотрудника. 

    Основные должностные обязанности библиотекаря школы

    Рассмотрим круг стандартных должностных обязанностей библиотекаря на примере функций библиотекаря школы. К основным должностным обязанностям школьного библиотекаря могут быть отнесены:

    1. Планирование и организация работы библиотеки, выдачи и сбора книг, просветительской работы, контроля над сохранностью библиотечного фонда, взаимодействия библиотек.
    2. Разработка правил пользования библиотечным фондом, составление каталогов, картотек.
    3. Обеспечение посетителей-учащихся необходимой литературой.
    4. Своевременное комплектование библиотеки, оформление подписок на периодические издания.
    5. Анализ и прогнозирование в отношении формирования школьного библиотечного фонда, результатов работы библиотеки.
    6. Контроль за соблюдением в библиотеке и книгохранилищах правил техники безопасности, противопожарной безопасности, правил пользования библиотекой.
    7. Контроль за сохранностью книг, сдаваемых в библиотеку.
    8. Списание устаревших и ветхих изданий.
    9. Принятие мер по возмещению ущерба, причиненного утерей или порчей литературы.
    10. Организация читательских конференций.

    Как видно, перечень обязанностей является достаточно общим и может быть использован для определения обязанностей библиотекаря в должностной инструкции любой библиотеки. 

    Основные должностные обязанности методиста библиотеки

    В штате библиотек могут быть не только библиотекари, но и методисты. Круг должностных обязанностей этих работников пересекается с должностными обязанностями библиотекарей и в то же время отличается от них.

    К типовым должностным обязанностям методиста библиотеки могут быть отнесены:

    1. Ведение самостоятельного участка работы, общее руководство отделом.
    2. Проведение анализа состояния библиотечно-библиографического обслуживания региона, разработка предложений по его улучшению.
    3. Участие в научно-исследовательской работе.
    4. Координационная работа с другими библиотеками.
    5. Маркетинговые исследования потребностей пользователей библиотеки.
    6. Сбор сводных заказов на издания и контроль их выполнения.
    7. Получение литературы и ее распределение по отделам библиотеки.
    8. Участие в работе культурно-просветительского направления, выявление творческих коллективов, достойных присвоения звания «народный» и «образцовый».

    Из этого следует, что в деятельности методистов координационная и организационная работа превалирует над практической рутинной работой библиотекаря в бытовом понимании. 

    Требования к образованию библиотекаря и ответственность сотрудника

    Несмотря на кажущуюся простоту выполняемой работы, профессия библиотекаря подразумевает наличие специального профильного образования, полученного либо в вузе, либо в техникуме или колледже. При этом среднее специальное образование (техникум или колледж) даст возможность работать лишь помощником библиотекаря или методистом, отвечающим за один определенный участок работы.

    Кроме того, высшее профильное образование, как правило, исключает предъявление требований к опыту работы, тогда как специалисту со средним специальным образованием потребуется подтвердить стаж работы по специальности, составляющий от 1 до 3 лет.

    При работе над разделом об ответственности библиотекаря необходимо помнить, что законодательство запрещает внутренним документам предприятия ужесточать положение сотрудника по сравнению с нормами трудового кодекса. В раздел об ответственности могут быть включены:

    • ответственность за невыполнение или ненадлежащие выполнение своих должностных обязанностей;
    • ответственность за причинение материального ущерба работодателю;
    • ответственность за совершение правонарушений, предусмотренная нормами уголовного, административного или гражданского законодательства. 

    Порядок оформления должностной инструкции

    Правильно оформленная должностная инструкция для библиотекаря должна содержать информацию о ее утверждении, которая располагается в начале документа и содержит:

    • дату утверждения;
    • сведения о руководителе, утвердившем документ;
    • подпись руководителя.

    Кроме того, в должностной инструкции (как правило, в конце) может ставиться подпись работника, подтверждающая его ознакомление с документом. Правилами организации может быть предусмотрен специальный журнал для фиксации фактов ознакомления с должностными инструкциями.

    Таким образом, грамотное составление должностной инструкции для библиотекаря предполагает скрупулезную работу в отношении содержания документа, а также внешнее оформление, соответствующее обычаям кадрового делопроизводства.

    nsovetnik.ru

    Как работает библиотекарь? | Обучение

    Да, может, кто-то так и работает, но тогда ни о карьерном росте, ни о достойной зарплате этот человек может даже не мечтать. Вот как выглядит мой среднестатистический рабочий день…

    Он начинается уже за чашкой утреннего кофе: я планирую предстоящие мероприятия, морально настраиваюсь на будущую деловую встречу. Например, сегодня перед работой мне нужно увидеться с давним партнером БИЦ им. Герцена, главным врачом городской больницы № 20. Необходимо обговорить с ним план работы на будущую неделю. Перед встречей выхожу в Интернет, отвечаю на письма пользователей, в социальных сетях посещаю официальные группы библиотеки, выкладываю информацию, узнаю что-то новое в профессиональных группах.

    На 10:00 назначены компьютерные курсы. Провожу двухчасовое обучение пожилых людей и инвалидов. Наш центр выиграл грант на обучение. После рассказываю им о новинках литературы.

    В 12:00 перехожу на юношеский абонемент, подготавливаю фильм к просмотру: в летний период в библиотеке работает видеолекторий. Все готово. А теперь можно отправиться в справочно-информационный сектор — надо подменить коллег на регистрации в библиотеку. В голове — два договора, заявление на обработку персональных данных. Улыбаемся, общаемся… Ах, да! Правила пользования библиотекой… подпись… подпись… читательский билет… торжественный вид… Люблю спрашивать у посетителя, что он хочет почитать, какие темы его интересуют, лично отведу к полке, что-нибудь обязательно порекомендую. Всего лишь индивидуальная работа, а читатель думает, что он важный гость. Хотя так оно и есть, не только важный, но и желанный. Нельзя забывать о том, что часто читатель приходит в библиотеку не только за информацией, но и за общением.

    В 14:00 в деловом секторе врач из городской больницы читает лекцию по здоровому образу жизни. Настраиваю аппаратуру, поправляю книжную выставку, встречаю гостей. Звонок. Это председатель общественной организации «Наука здоровья», которая участвует в лекции. Она опять опаздывает. Приходится тянуть время. Отвлекаю собравшихся, подвожу к выставке, рассказываю о книгах — провожу незапланированный обзор литературы. Ну, вот лекция началась, есть время передохнуть.

    Еще один звонок. Это председатель общественной организации «Я — Волонтер!». Они проводят обучение пенсионеров компьютерной грамотности на нашей базе. Председатель просит проследить, все ли нормально, записать фамилии пенсионеров и волонтеров, детям выдать волонтерские книжки, пенсионерам — методические пособия. Иду на кафедру выдачи. Запрос. Нахожу информацию, что-то распечатываю, делаю ксерокопию. Вот беда — закончился тонер. По электронной почте отправляю заявку на новый.

    И вот два мероприятия прошли, отправляю новости на сайт в центральную городскую библиотеку им. Горького, выкладываю фотографии в социальные сети. Получаю срочное задание от районной администрации, нахожу информацию (завтра утром нужно завезти по дороге на работу). Проверяю электронную почту. Пришел прайс на заказ новой литературы. Собираю заведующих секторами для отработки прайса, высказываю свои пожелания.

    В 16:00 собираю волонтеров, еще одну группу пенсионеров. Рассаживаю их, раздаю материалы. Обучение началось. Делаю общий снимок. (Вот еще одна новость на сайт!) Записываю новых желающих в лист ожидания на компьютерные курсы. Распечатка, ксерокс, очередной запрос, подготовка литературы для завтрашнего мероприятия.

    С 17:00 есть время заняться внутренней работой. Заношу договора, заключенные с читателями, в базу данных, выписываю формуляры. Теперь можно обработать новую литературу, наклеить штрих-коды и занести их в базу, так как в библиотеке — электронная книговыдача. Проверяю почту. Читаю письма. По «электронке» отвечаю на запросы, высылаю статьи из полнотекстовых баз.

    Попутно возникают какие-то интересные мысли по работе. Например, не так давно пришла в голову идея организовать сетевую межбиблиотечную экологическую акцию «Эко-сумка вместо пакета». Ведь год экологии, почему бы и нет. (А сейчас работаю над электронной презентацией по этой теме — скоро выступать с докладом, подводить итоги акции. Для себя уже решил, что сделаю акцию ежегодной, вне зависимости от итогов выступления).

    В 19:00 надо закрывать библиотеку. Проверяю все выходы. Все. Можно расслабиться. Опять сегодня забыл пообедать. Хорошо, что читатель принес шоколадку. Наливаю чай — минутка отдыха. А потом отбираю новые книги — нужно отнести соседям, друзьям. Пусть почитают, поделятся своими впечатлениями, а я на основе их мнений сделаю презентацию «Новинки литературы» и размещу в социальных сетях. Проверяю, все ли посещения занесены в базу, снимаю отчет, заношу в дневник. Выхожу из библиотеки.

    На часах — 19:55. Ну, ничего, переработали и ладно. По дороге домой можно отдохнуть. Ничего не делаю, ни о чем не думаю. Прихожу домой, ужинаю, общаюсь с родственниками, рассказываю о прошедшем дне.

    В 22:00 выхожу в Интернет. Третья смена? Возможно. Отвечаю на вопросы в социальных сетях, продлеваю срок сдачи книг, делаю набросок для новой статьи, разыскиваю материал для виртуального музея, дочитываю книжку про event-менеджмент. Рабочий день окончен…

    Ну, как-то так. Я не хочу никого пугать, но хочу показать, что если вам интересна какая-либо профессия, то стоит ее изучить поглубже, чтобы не сделать ошибочный выбор.

    shkolazhizni.ru

    В чем заключается работа библиотекаря? Какие в ней есть возможности? — koshkinsad.ru

    В чем заключается работа библиотекаря? Какие в ней есть возможности?

    • библиотеки сейчас очень востребованы и посещаемы, их оснастили компьютерами и люди приходят постоянно печатать, распечатывать, сканировать, ксерокопировать, я захожу по нескольку раз в неделю, библиотека удобно расположена и мне легче зайти и посмотреть что-то в почте, отправить имейл из библиотеки, чем возвращаться домой , в читальном зале можно провести время, как в зале ожидания, полистать журнал, газету, здесь же работают кружки, проводятся тематические мероприятия, праздники. заведующей работает моя знакомая, мама моего выпускника, она-то меня и привлекла в этот мир, вот только зарплата у библиотекарей маленькая.

    • Я работаю библиотекарем уже много лет и ни разу об этом не пожалела. Зарплата не очень большая, но зато работа для души. Библиотекарь много читает, ведь нужно проводить массовые мероприятия с читателями, индивидуальные беседы при выборе книг. Благодаря своей работе я узнаю столько нового. Книга мне помогает жить. Мне искренне жаль тех людей, которые не любят и не умеют читать. Как много они потеряли в жизни. Библиотекарь вовсе не сухарь, как нас часто описывают. Как видите, мне не чужд и интернет. Я с удовольствием работаю на этом сайте. А карьерный рост есть везде. Ведь есть в библиотеках и директора. Там уже соответствующая зарплата, больше командировок, в том числе и за границу. Поверьте, библиотекарь — это работа творческая. У нас даже сельские библиотекари участвуют и выигрывают в конкурсах, пишут интересные исследовательские работы.

    • Работу библиотекаря порой выбирают гуманитарии, выпускники филологических факультетов, педагогических университетов, а также лица, окончившие библиотечный институт или техникум. Лично я работаю библиотекарем уже более десяти лет, и в целом мне эта работа нравится. Пробовала около десятка профессий (в вариантах практики, подработки, перерывов между библиотечной работой), и мне понравилось далеко не вс. А вот библиотечное дело мне по душе. Люблю возиться с книгами, наводить порядок в фондах хранения, искать нужную информацию или е источник. Мне также нравится работать с библиотечными программами. Могу работать с людьми. Вот эти моменты я считаю плюсами данной работы: моральное удовлетворение, возможность узнавать новое, общение с людьми.

      К вопросу о карьерном росте. Карьерный рост в нашей профессии возможен, но многое зависит от конкретной библиотеки. В некоторых местах это изначально не предусматривается — в лучшем случае повысят разряд или немного прибавят зарплату. В других же библиотеках есть возможность роста до зав. сектором, заместителя начальника отдела, начальника отдела. И существуют директорские должности, но они, конечно, довольно ответственные.

    • Будучи более 20 лет руководителем quot;армейского очага культурыquot; я все эти годы был начальником у заведующей солдатской библиотекой. И могу сказать, что на этой должности работали по-настоящему увлеченные люди, которые болели за дело, всегда старались найти какие-то новые формы работы с читателями, увлечь их, привить любовь к книге.

      Это были высокообразованные, начитанные женщины с широком quot;литературным кругозоромquot;, умеющие работать с читателем, а так же хорошие организаторы, проводившие разные культурно-досуговые мероприятия, заполняя армейский досуг.

      Кроме того много времени они уделяли внутрибиблиотечной работе, занимались комплектованием библиотечного фонда, списанием устарелой литературы, организовывали книжные выставки новых поступлений, занимались составлением библиотечного каталога. Надо учесть, что все это делалось до повсеместного внедрения компьютеров, вручную, и требовало гораздо бОльшего труда и усилий.

      Так что в работе библиотекаря много интересного,привлекательного для тех энтузиастов, кто по-хорошему quot;боленquot; этой профессией.

    koshkinsad.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *