Работа педагога – Методическая разработка по теме: Самообразовательная работа педагогов как одно из направлений повышения педагогического мастерства | скачать бесплатно

плюсы и минусы. Специфика работы и требования к педагогам.

Учитель — профессия самая благородная. Люди, посвятившие свою жизнь просвещению и преподаванию, оставляют в душах детей след, который впоследствии может повлиять на выбор жизненного пути. Учитель закладывает в головы учеников семя знаний, которое, прорастая, приносит плоды уже в зрелом возрасте.

История профессии учитель

Это один из самых древних родов деятельности на планете. В давние времена учителями обычно становились старшие в племени, родовой общине. Они передавали младшим членам общества свои умения и навыки. Как отдельный институт профессия выделилась в XVII веке. В этот период люди, которые занимались преподаванием, образовали отдельную касту. Учить других стало важным и высокооплачиваемым занятием, вскоре профессия эта обрела популярность во всём мире.

В наше время быть учителем, возможно, и не так престижно. Люди, которые посвящают этому роду деятельности жизнь, очень тяжело работают. Их труд часто не ценится, так как молодёжь не понимает значения и важности этой профессии. И только став взрослыми и самодостаточными, бывшие школьники понимают, как на развитие карьеры, на их формирование, как личности, повлияли любимые, и не очень, педагоги. История профессии учитель продолжает развиваться и в ХХІ веке, так как возникают новые направления в науке и разных сферах жизни.

Плюсы профессии учителя

Как и любой другой вид деятельности, это занятие тоже имеет две стороны медали. Профессия учитель, плюсы и минусы которой тесно переплелись, очень непростая и, наверное, одна из самых сложных. Позитивная сторона – это постоянное общение с детьми. Если вы их любите, то преподавание принесёт вам ни с чем не сравнимое удовольствие. Постоянно быть со школьниками, слушать их ещё такие “зелёные” мнения, видеть искренние улыбки – дорогого стоит.

Длительный отпуск — тоже позитивная сторона. Когда в школе каникулы, учитель тоже может передохнуть и расслабиться. Хотя это редко делают люди, чья профессия учитель. Плюсы и минусы этой деятельности видны как на ладони. Поэтому государственную работу, социальные гарантии, которые она даёт, и стабильность можно также отнести к преимуществам. Безусловным плюсом также является постоянная работа над собой, самообучение, ведь прогресс идёт вперёд, и знания нужно давать, идя в ногу со временем.

Минусы работы в школе

Трудность этой деятельности – неоспоримый факт. Профессия учитель, плюсы и минусы которой мы рассматриваем, требует от человека большого терпения. Ведь школьники не всегда бывают весёлыми, умными и вежливыми. Иногда встречаются “трудные” дети, двоечники, хулиганы. Все малыши разные, и разгадать их – это полдела. Нужно уметь найти ко всем без исключения подход, поставить их на стезю исправления, убедить в том, что учение — свет, а тьма будет в жизни обязательно, если вести себя неподобающим образом.

К минусам также можно отнести постоянные стрессовые ситуации, связанные с работой с несовершеннолетними. Учитель за каждого в ответе. И если с учеником что-то случится, то виноват будет учитель, мол, не уследил. Низкая зарплата и работа на дому, связанная с проверкой тетрадей, также не каждому по душе. Подготовка к новым урокам отнимает массу личного времени, что, без сомнения, является обратной, не очень приятной, стороной медали.

Специфика педагогической деятельности

Мы уже знаем, что особую роль в жизни человека играет профессия учитель. Плюсы и минусы деятельности, её давнее происхождение и особый подход — всё это мы обсудили. Но не стоит забывать и про специфику этой работы. В первую очередь это сокращённый рабочий день: 4—6 часов. Также это использование своего свободного времени для работы на дому. Специфика также заключается в длительном летнем отпуске. А ещё в длительной стратегии работы, ведь результат никогда не заметен сразу, а спустя годы, иногда десятилетия. В своей работе учителя должны чётко следовать программе, вольнодумство в школе не приветствуется, хотя некоторые новации вполне допустимы.

Специфичность — работа с детьми. Понять язык, вникнуть в проблемы и распутать иногда их сложные взаимоотношения тоже сможет далеко не каждый взрослый человек. Поэтому это – еще одна особенность педагогической деятельности, которая очень демонстрирует сложность работы педагога, его каждодневный нелёгкий специфический труд.

Требования к учителям

Они очень жёсткие и строгие. Например, учитель русского языка. Профессия обязывает безукоризненно владеть речевыми оборотами, правилами синтаксиса, морфологии, пунктуации и так далее. Такой человек должен не только следить за своей речью, но и быть примером в том, как правильно нужно говорить, как вести себя в той или иной ситуации. Словарь, правила написания слов, их значение — всё это может меняться, и нужно следить за всеми новациями.

Как и любой другой учитель, преподаватель русского языка должен также участвовать в методической работе, в творческой жизни школы, обязан сохранять дисциплину в классе, анализировать успеваемость, общаться с родителями и добиваться полного усвоения знаний. Поставленных задач много, и справиться с ними должен один человек — учитель. Даже его одежда и причёска не должны быть, как у других. В них также соблюдается строгость, сдержанность и скромность.

Учитель — нелёгкая профессия, со множеством обязанностей и задач. Но если к ней прикипеть всей душой и полюбить её всем сердцем, отдача не заставит себя долго ждать. Лет через 10—15 в двери класса постучится бывший двоечник Вася, обнимет и похвастается своим новым научным открытием. И тогда вы поймёте, что жизнь прожита недаром, даже если это жизнь простого учителя.

fb.ru

Работа педагога с коллективами учащихся разных возрастных групп

Приступая к организации коллектива, педагог должен знать возрастные особенности учащихся. На что необходимо обращать внимание, работая с младшими, средними школьниками и старшеклассниками?

1) Младший школьный возраст. Ведущей деятельностью становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка. Личностным новообразованием является произвольное целеполагание.

Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предметной деятельности.

Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнения учащихся класса не являются для ребенка эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого.

Среди младших школьников девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения по сравнению с мальчиками. Они же показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности.

Для младших школьников очень авторитетен учитель, воспитатель. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость.

В своей работе с младшими школьниками педагог должен обратить самое серьезное внимание на развитие кругозора учащихся, развитие познавательной сферы, стимулирование исследовательских умений учащихся.

2) Средний школьный возраст (от 11–12-ти до 15-ти лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

Стоит обратить внимание педагога на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредоточиваться долго на одном и том же деле. Однако, если педагог создает трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации, ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.

Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Мальчики-подростки склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость – подлостью, любовь к себе – насилием над другими. Девочки-подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно – положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные.

Педагогу необходимо обратить внимание на формирование нравственных качеств личности и знакомство с примерами положительных идеалов, глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни.

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения.

3) Старшие подростки. Старшеклассники. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразование – это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира.

Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются следующие качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.

Жизненные планы старшеклассников, которые стоят на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать.

Педагогу необходимо обратить серьезное внимание на просвещение учащихся в вопросе выбора будущей профессии, на знакомство с различными профессиями и представителями различных профессий. Не менее значимым и интересным является знакомство с Вузами, в которых можно получить информацию о той или иной профессии.

Много внимания в работе со старшеклассниками педагог должен уделять этическим проблемам. Ни для кого не секрет, что в этом возрасте молодые люди испытывают интерес к «вечным» проблемам: смыслу жизни, свободе личности, поиску истины. Решая этические проблемы, молодежь вынуждена решать многие непростые вопросы, которые могут быть связаны с сильными переживаниями: интимные отношения, неформальные молодежные организации, поиск истины в различных сектах, уход в религию, уход в свой мир с помощью наркотиков и т.д. Все перечисленные выше ситуации должны быть в поле зрения педагога и занять одно из главных мест в плане воспитательной работы со старшеклассниками.

Организуя просвещение учащихся по этическим проблемам, педагог должен помнить, что основной смысл этого просвещения – формирование у старшеклассников понимания последствий их поисков для себя и других людей, последствий принятия ими самостоятельных решений. Подтверждением этих слов могут служить слова К.Д. Ушинского: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества».

 

® План семинарского занятия

1. Понятие о группе и коллективе.

2. Структура коллектива. Этапы становления коллектива.

3. Проблема взаимоотношений личности и коллектива.

4. Работа педагога с коллективами учащихся разных возрастных групп.

 

® Методические рекомендации по подготовке к семинару

При подготовке к семинару вам понадобится тщательное изучение основных источников предлагаемых в списке литературы: №№ 9, 11, 19, 22.

В этой теме много дискуссионных вопросов, поэтому постарайтесь продумать в ходе подготовки собственную позицию по проблемам коллектива. Сформулируйте и запишите ее в рабочую тетрадь.

 

® Работа с понятиями

1. Рассмотрите два определения группы. Какое из этих определений нельзя считать корректным?

А. Группой называется определенное количество людей, вступающих в непосредственное взаимодействие.

Б. Группой является некоторое множество людей, значимых для данного человека в данный момент времени.

 

2. Найдите аргументы и продолжите предлагаемую мысль:

Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально одобряемой деятельности, потому что…

 

3. Американский психолог У. Бронфенбреннер считал, что поведение индивидов в коллективе определяется только принуждением, давлением на него других лиц, что коллектив формирует лишь внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией.

А. Приведите пример, подтверждающий мысль ученого.

Б. Приведите пример, опровергающий мысль ученого.

В. Сформулируйте условия (обстоятельства, факторы) справедливости / логичности данного утверждения.

Г. Найдите в словаре термин, который соответствует описанной ситуации.

 

4. Для диагностики (изучения, исследования, оценки) каких характеристик коллектива можно использовать этот опросник?

Воспитатель разработал для беседы с учениками следующие вопросы:

1. Легко ли тебе обратиться за помощью к товарищу?

2. Как ты выражаешь одобрение в адрес товарища?

3. Каким образом ты выражаешь неодобрение действием (словами) товарища?

4. Если при выполнении совместной работы тебе или кому-то из товарищей приходится распределять обязанности среди соучеников, какие при этом встречаются трудности?

Перечислите эти характерные черты коллектива.

5. Вставьте пропущенные слова:

А. Небольшие коллективы, в которых происходит непосредственное общение и межличностное взаимодействие, называются …

Б. Коллективы, существующие в течение определенного времени: коллектив детского оздоровительного лагеря, коллектив трудового объединения (бригады), творческий коллектив и т. д.,– называются…

В. … – это степень ценностного единства коллектива, обусловленная общностью целей, совместной деятельностью, привлекательностью группы для ее членов.

 

® Работа с текстами

1.

Как вы думаете, кто здесь прав – Макаренко или Сухомлинский? Почему? Обоснуйте ваше мнение.

Читаю А. С. Макаренко: в случае конфликта между личностью и коллективом «предпочтение интересов коллектива должно быть доведено до конца – и только в этом случае будет настоящее воспитание коллектива и отдельной личности». Разве подобная рекомендация применительно к детскому коллективу не чревата опасными последствиями? В самой сущности она ошибочна, я бы сказал даже, как ни парадоксально это звучит рядом с именем А. С. Макаренко.

…О себе скажу, что стремлюсь так разобраться в подобных конфликтах, чтобы как раз не допускать «беспощадного конца», и часто разбор этот происходит втайне от ребят, с глазу на глаз с ребенком.

Сухомлинский В. А. Педагог – коллектив – личность // Лит. газ.– 1970.– 28 дек.

 

2. Почему в предложенном высказывании коллектив назван культурной ценностью? А как вы понимаетекультурную ценность? Приведите примеры культурных ценностей.

Коллектив – культурная ценность. И как таковая она составляет культурную среду жизнедеятельности учащихся, в то же время он используется воспитателем в качестве средства воспитания внутреннего мира личности воспитанников… Коллектив как среда обитания воспитанников имеет много различных характеристик: традиции, режим, правила поведения и отношения, структуру, органы самоуправления и т. д.»

 

Согласны ли вы с утверждением автора? Можно ли обосновать культурную ценность коллектива «от противного»? Попробуйте это сделать.

3.Ознакомьтесь с мнением В.И. Гинецинского и подумайте, как на практике воспитателю отличить коллективиста от конформиста. Для этого укажите самые важные признаки в соответствующих колонках предложенной ниже таблицы.

Если теперь с позиций современных теорий человеческой индивидуальности обратиться к доктрине воспитания, которая длительное время лежала в основе политики, определяющей развитие советской школы, то нетрудно обнаружить, что в ней недооценивался именно аспект, представлявший человека в качестве индивидуума. Можно сказать, что недоучет этой стороны человеческого существования был одной из причин того, что центральный принцип советской педагогики – формирование коллективного сознания и поведения – на деле вырождался в оправдание формирования конформистского сознания и поведения. Поэтому задача заключается в том, чтобы восстановить понятие всесторонне и гармонично развитой личности как свободно развитой индивидуальности.

Без этого необходимого дополнения само понятие личности деформируется, и она превращается в стандартизованного носителя социальных норм, стереотипов, эталонов и моделей поведения.

 

Коллективист Конформист
1. 1.
2. 2.
3. 3.

4. Имеет ли точка зрения философа Мартина Бубера (1878–1965), изложенная в работе «Проблема человека», отношение к педагогическим проблемам личности и коллектива? Согласны вы с ней или нет? Почему? А как вы понимаете проблему социального одиночества современного человека?

…Индивидуализм видит человека только в его обращенности к самому себе, коллективизм же вообще не замечает человека: он видит лишь «общество». Там человеческий лик искажен, здесь он замаскирован. Оба мировоззрения – и современный индивидуализм, и современный коллективизм,– как бы ни были различны их причины, в самом существенном суть итог и проявление одного и того же человеческого состояния… Личность чувствует себя одновременно и подкидышем природы, брошенным, подобно нежеланному ребенку, на произвол судьбы, и изгоем посреди шумного человеческого мира.

Бубер М. Два образа веры.– М.: Республика, 1995.– C. 227–228.

5. Продолжите мысль О. Н. Козловой, высказанную ею в работе «Введение в теорию воспитания»:

По-видимому, назвать группу коллективом с полным основанием можно только при условии, что групповой интерес играет в деятельности членов этой группы не меньшую или даже большую роль по сравнению с личным интересом. Если же, напротив, индивидуальный интерес является определяющим в мотивировке деятельности личностей, то состоящую из них группу принято обозначать как «суррогат» коллектива. Безусловно, для создания настоящего коллектива необходимо преодолеть отчуждение личности от группы, сменить иерархию интересов, ценностей и целей в структуре личности. Тогда человек может быть назван коллективистом. Но, оказывается, это не обеспечивает ему прямого пути от социализации к самосовершенствованию…

6. Познакомьтесь с высказыванием С. И. Гессена. Как вы понимаете в данном контексте слово «задание»? Как связаны это «задание» и идея воспитания в коллективе, через коллектив?

Настаивая на единстве личного и общественного начала, мы не игнорируем того, что в конкретной исторической жизни интерес личной свободы и общественный интерес часто расходятся и даже противоречат друг другу. Если мы говорим, что оба начала гармонируют в идее, то это значит, что, сколь бы ни был острым их временный конфликт, они всегда могут быть приведены к гармонии, если к тому будут приложены усилия доброй воли. Гармония личного и общественного начала есть задание

7. Ознакомьтесь с приведенными ниже вариантами внеклассных мероприятий с коллективами учащихся разных возрастных групп, проанализируйте. Как Вы считаете, эффективно ли проводить подобные мероприятия с современными школьниками?

Что бы Вы предложили, организуя работу:

а) с младшими учениками,

б) со средними школьниками,

в) со старшеклассниками?

8. Я работаю так уже 15 лет, но у меня не сохранилось ни одного сценария сбора, ни одной записи о каком-нибудь творческом деле — они мне не нужны, эти запи­си и сценарии, потому что никакое дело повторить нельзя. Мне гораздо выгоднее забыть, что я проводил подобную же работу три года назад, и изобретать ее вновь, и опять испытывать волнение и мучение — оно передастся детям и будет залогом воспитательного эф­фекта. Не дело воспитывает, а вот это мое — и их, де­тей — волнение, которое не может возникнуть, если я или они работают по готовому сценарию или хотя бы так, как в прошлом году. В технике изобретать велоси­пед смешно. В воспитании же именно и нужно изобре­тать велосипед каждый день, потому что здесь «велоси­педом», реальным фактом является сам процесс изобре­тения. А о том, что я потеряю какие-то гениальные на­ходки, мне беспокоиться нечего — все действительно идеальное остается при мне в виде моего опыта. Не бу­маги, не сценарии, а живой человеческий опыт.

(Соловейчик С. Воспитание по Иванову. – М., 1989. – С.296)

Вопросы и задания к тексту

На каком этапе становления коллектива воспитатель может себе позволить не хранить никаких сценариев?

® Задания для самостоятельной работы студентов

При выполнении заданий самостоятельной работы обратите внимание на то, что этапы развития коллектива фиксируются в некоторых показателях.

Так, по мнению М. Г. Казакинной, «продолжительность этапа, как более или менее законченного “отрезка” развития коллектива, следует связывать с возникновением новообразований, во-первых, в деятельности, общении, коллективных отношениях; во-вторых, в общественном мнении, традициях, ценностях, идеалах и эталонах поведения коллектива, его самооценке. И наконец, о развитии коллектива необходимо судить по тем изменениям, которые происходят в мотивации деятельности и поведения его членов, в характере их активности как показателях идейно-нравственного формирования личности. Только по совокупности указанных новообразований можно проследить процесс развития коллективной жизнедеятельности». Эти показатели и нужно учитывать при определении стадии развития коллектива. При анализе педагогической ситуации обратите внимание на возможные причины того или иного поведения педагога и объясните их с точки зрения его функций на разных стадиях развития коллектива.

Сравнивая характеристики диффузной группы и группы-коллектива, подумайте, почему автор выделяет именно эти шесть оснований для сравнения, и можно ли дополнить этот перечень оснований.

 

1. Прочитайте характеристики класса, определите этап развития коллектива и задачи, стоящие перед педагогом:

А. Класс ничем не блещет среди других в школе. Дружбы нет, дружат, а вернее общаются небольшими группами. Некоторые из них даже враждуют. В классе есть лидеры, они могут повести, но куда?.. Большинство ребят выражают недовольство тем, что и как организуется в классе, критикуют все начинания, сами же палец о палец не ударят, чтобы предложить и сделать что-то интересное.

Б. Класс средний и по учебе, и по участию в общественных делах. Ученики непоследовательны: могут с увлечением подготовиться к одному мероприятию и не принять участия в другом. Актив особенно не выделяется из общей массы. В классе действует общественное мнение, которое приобретает то позитивный, то негативный характер. Отношения с классным руководителем ровные, к его мнению прислушиваются.

2. Учитель поставил задачу – развитие интереса к творческой деятельности в коллективе. Укажите возможные пути решения этой задачи в группах разного возраста. Обоснуйте свои предположения.

3. Проанализируйте педагогическую ситуацию, оцените поведение участников, спрогнозируйте развитие событий.

Классный руководитель 6 А класса Галина Степановна на собрании учащихся сказала:

– Сегодня, ребята, мы должны избрать руководящий состав нашего коллектива. Начался новый учебный год, и нужно жить по-новому. У нас есть хорошие ребята-активисты, отличники. Вот Галя, изберем ее председателем ученического совета, Володю – старостой, Олю – председателем санитарной комиссии, а Люду – физоргом. Я запишу их фамилии на доске, и будем голосовать.

Галина Степановна записала «свои» кандидатуры на доске. Класс молчал. Вдруг Саша резко поднял руку:

– Можно мне сказать? Давайте предложим свои кандидатуры. Мы хотим по-настоящему, Галина Степановна.

– Как это «по-настоящему»? А то, что я предложила,– это, по-твоему, на смех? – учительница в упор посмотрела на Сашу.– Вот проголосуем, и будет демократично…

4. Составьте список личностных качеств, которые, по вашему мнению, необходимы учителю для эффективного взаимодействия с учащимися и организации детского коллектива. Сравните ваш список со списками других студентов в группе. Выделите 5–6 качеств, на важность которых указывает большинство. Аргументируйте, почему указанные качества учителя являются значимыми в организации детского коллектива.

 

5. Сравните характеристики групп разного уровня развития. Подумайте, какими параметрами сравнения можно дополнить таблицу и как объяснить приведенные характеристики с точки зрения психологии и педагогики.

 

Диффузная группа Группа-коллектив
Отношение у другому
Равнодушие к судьбе другого, индивидуализм, настороженность, безразличие; успехи и неудачи переживаются каждым по отдельности Уважение, доверение, требовательность, взаимосвязь, поддержка, заинтересованность
Отношение к себе
Боязнь быть самим собой, закрытость, стремление держаться за социальную роль, тревога за свой престиж, нерешительность в проявлении себя Возможность быть самим собой, открытость, свободное выражение чувств, отсутствие «маски», свобода выражения собственного мнения
Отношение к делу
Нежелание приступать к делу, немобильность, результативность, состояние обороны, ожидание посягательства на личность, избегание любых отношений Готовность к работе, мобильность, высокое качество работы, способность работать без контроля, оптимизм, принятие ответственности за состояние дел в группе
Отношение к руководителю
Сопротивление, настороженность, сомнение в праве руководителя принимать значимые для группы решения, непризнание его авторитета Доброжелательность, признание за старшим права принимать значимые для группы решения, признание авторитета, доверие, ответственность за поручение

Продолжение табл.

Диффузная группа Группа-коллектив
Отношение к социальным ценностям
Ситуативное, неопределенное Принятие, последовательность в отстаивании
Преобладающее настроение
Минор, эмоциональный дискомфорт Мажор, эмоциональный комфорт

 

6. Составьте тематику классных часов для учащихся:

5 классов; 6 классов; 7 классов; 8 классов; 9 классов; 10 классов; 11 классов. Обоснуйте выбор тем.

® Блок самоконтроля

1. В чем педагогический смысл идеи о том, что коллектив является и объектом, и субъектом воспитания?

2. Как связаны процессы групповой идентификации и группового самоопределения?

3. Как меняется позиция воспитателя на разных этапах развития коллектива?

4. Определите понятие конформизм.

5. Входят ли воспитатели (взрослые, педагоги, администрация) в воспитательный коллектив?

6. Синонимичны ли понятия внушаемость, подражание, конформизм?

® Рекомендуемая литература

Основная

1. Методика воспитательной работы / Под ред. В. А. Сластёнина. – М.: Академия, 2008.

2. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого.– М.: Пед. об-во России, 2007.

3. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студ.вузов/ И.П. Подласый .-М: Высшее образование,2008.

4. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина.– М.: Академия, 2007.

 

Дополнительная

  1. Волынкин, В.И. Педагогика: Учебное пособие для студ.вузов/ В.И. Волынкин.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

2. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пос. длч студ. высш. уч. зав. / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008.

3. Галкина, Т. И. Воспитательная работа классного руководителя в 5-6-классах / Т. И. Галкина, В. В. Котельникова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

4. Екенина, Н.В. Алгоритм организации самоуправления в коллективе / Н.В. Екенина // Классный руководитель. – 2009. – № 6. – С. 5-8.

  1. Караковский, В. Воспитание в школе будущего / В. Караковский // Народное образование. – 2008. – №2. – С.229-233.
  2. Лепнева, О. Коллектив класса – «классный коллектив»? / О. Лепнева, Е. Тимошко // Народное образование. – 2009. – № 8. – 246 – 256.

7. Пономарева, Т.М. Проектирование и организация системы самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов /Т.М. Пономарева; Науч. Ред. А.А. Орлов. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2008.

8. Хлесткова, О. Любовь и уважение заслуживают все. Воспитательная система класса / О. Хлесткова // Учительская газета. – 2009. – №16 (10253) от 21 апреля 2009 г.

 

Модуль 11

 

Тема: Работа педагога с семьей как с субъектом социального воспитания.

 

® Цели изучения

Выявить специфику семьи как социального института и малой группы.

Проанализировать основания семейного воспитания.

Сформулировать понятие о деятельности классного руководителя, ее функциях.

Раскрыть содержание и особенности организации совместной работы школы и семьи в воспитании детей.

 

® Основные понятия темы

Воспитательные функции семьи; виды семьи; народная педагогика; формы взаимодействия школы и семьи; социальная педагогика; классный руководитель, его основные функции, важнейшие направления деятельности, социальные группы, семья, функции современной семьи.

 

® Рекомендуемая форма изучения

Лекция, лабораторно-практическое занятие, самостоятельная работа студентов.

 

® Основное содержание темы

 

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и ктивной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.




infopedia.su

Профессия школьный учитель. Работа учителем в школе

Профессия учитель – особенная. Эту профессию выбирают, скорее, по зову сердца.

Ведь учитель – это не просто специалист по преподаванию научной дисциплины, это еще и руководитель, наставник и воспитатель.

Как стать учителем и к чему стоит быть готовым.


Как стать учителем

Если вы решили стать учителем, то есть несколько путей для реализации мечты:

1. Учителю младших классов достаточно окончить педагогический лицей или колледж. Чтобы преподавать в средних и старших классах, нужно окончить педагогический институт.

2. Окончить ВУЗ по одной из дисциплин. В России любой выпускник ВУЗа имеет право преподавать в школе.

3. Окончить педагогический колледж, начать работать учителем младших классов, параллельно обучаясь на заочном отделении ВУЗа. После получения высшего образования можно перейти на работу в старшие классы.

Стать учителем старших или младших классов? Здесь нет однозначного ответа. Выбор зависит от вас. То же касается и выбора дисциплины: невозможно стать хорошим педагогом, если вы будете преподавать предмет, который вам не интересен.

Работа учителем в школе: особенности профессии

К педагогу всегда предъявляются самые строгие требования. Еще бы! Ведь объект педагогической деятельности – ребенок, Личность! И именно от учителей зависит – насколько хорошим Человек и Личностью станет этот ребенок.

Можно до бесконечности перечислять черты характера, которыми должен обладать учитель: нравственность, доброта, гуманизм и бесконечная вера в людей, как бы утопически это не звучало. Про выдержку и терпение мы уже упоминали. Еще хотелось бы добавить и про творческое начало, и про умение работать в коллективе и с коллективом.

А вот с карьерой сложнее. Вообще словосочетание “карьера учителя” не совсем привычно для русского языка. Вся карьера на сегодняшний день пока заключается в совершенствовании своего мастерства, участии и победах в конкурсах, Олимпиад. Стать директором школы или завучем – это вообще из другой песни. Эти должности предполагают административную деятельность, так что о педагогике придется забыть.

Еще одна ступень – переход из обычной школы в частную. Ведь карьера предполагает не только личностный рост, но и рост заработной платы. В частной школе платят больше, но и требования к соискателям гораздо выше.

Профессия учитель: плюсы и минусы

Плюсы:

  • Творческая работа, дающая возможность реализовать свой творческий потенциал.
  •  
  • Неполный рабочий день и гарантированный двухмесячный отпуск летом.
  •  
  • Работа с детьми заряжает оптимизмом.
  •  
  • Возможность для подработки репетитором.

Минусы:

  • Большая общественная нагрузка и много ненужной “писанины”.
  •  
  • Огромная нервная нагрузка.
  •  
  • Повторение одного и того же из года в год надоедает, если только вы не будете пестовать свое мастерство и искать новые методы и приемы.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что при всех своих отрицательных моментах, учитель – профессия многогранная, уважаемая и очень востребованная.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Работа социального педагога. Страница группы

0

Данное занятие элективного курса разработано в рамках авторской программы предпрофильной подготовки «Мое профессиональное самоопределение» для учащихся 9 классов, разработанной социальным педагогом совместно с педагогом-психологом. В занятии используются как групповые формы работы с учащимися, а также элементы арт-терапии.


3

В игре принимают участие две-четыре команды по 6-7 человек, которые получают карту маршрута (маршрут одинаковый, но очередность остановок разная, старт и финал – общий), состоящего из нескольких остановок. Направление маршрута зашифровано в виде правовых загадок, на каждой остановке команды должны решить правовую ситуацию.


5

Сегодня проблема краж является очень актуальной. В последнее время участились детские кражи: в ОУ, магазине, дома. Возраст “воришек” из года в год молодеет. И вот уже на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматриваются вопросы о краже учащимися 3-х классов. Данный буклет можно предложить родителям как раздаточный материал на родительском собрании, так и как рекомендации при индивидуальной беседе.


1

Примерные мероприятия профилактической работы с обучающимися и их семьями, направленные на предупреждение криминальных проявлений со стороны несовершеннолетних и коррекцию девиантного поведения


2

Форма акта утверждена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.09.2009 № 334


11

Один из случаев в деятельности социального педагога


6

Тема: «Мир реальный, мир виртуальный» Цель: обеспечить условия для размышления о виртуальном и реальном общении, способствовать формированию позитивного восприятия действительности. Задачи: − организовать коллективное обсуждение проблемы в группах; − познакомить с примерами позитивного и негативного влияния интернета; − вызвать эмоциональный отклик, желание больше общаться вживую; Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: беседа, работа в группах Техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор, звукоусиливающее устройство (колонка)


14

Классный час для 5 классов выбран не случайно. Первые четыре года учащиеся нашей гимназии обучаются в другом корпусе-корпусе начальной школы, живут, можно сказать, в своем государстве. Переходя в среднее звено и попадая в главный корпус для них многое становится новым.


13

Уважаемые коллеги, поделитесь опытом! Возможно ли совмещать работу социального педагога и учителя начальных классов? Хватает ли времени на всю “бумажную работу”.


124

Недавно на уроках профориентации проводила с ребятами игру “Напиши профессию на букву…”, чтобы проверить как они усвоили, что является профессией, что специальностью, а что должностью.
Вот интересно, а у нас взрослых как с этим?
Коллеги, предлагаю проверить свои знания не только на знание…


xn--j1ahfl.xn--p1ai

Описание системы работы педагога

Заявка участника муниципального этапа

Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015»

Оргкомитет муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015»

Пономарева Светлана Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ с. Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Заявка

Подтверждаю согласие на участие в Конкурсе.

Даю разрешение на публикацию представленных на Конкурс материалов.

Подпись 20.01.2015

Представление

на участника муниципального этапа Всероссийского конкурса

«Учитель года – 2015»

МБОУ «СОШ с. Грачёв Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Оргкомитет муниципального этапа

Всероссийского конкурса

«Учитель года – 2015»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Выдвигает Пономареву Светлану Николаевну_________________

(фамилия, имя, отчество участника конкурса)

_____________учителя начальных классов, МБОУ «СОШ с. Грачёв Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области»_______________

(занимаемая должность и место работы участника конкурса)

на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015».

Личный интернет-ресурс участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015»:

http://Учительский.сайт/Пономарева-Светлана-Николаевна

(интернет-адрес ресурса)

Светлана Николаевна работает в МБОУ «СОШ с. Грачёв Куст» более 15 лет, последние 6 лет учителем начальных классов. В своей работе основной задачей ставит: развитие у обучающихся стремления к самостоятельному поиску информации. Работая творчески, учитель применяет новые эффективные педагогические технологии.

Пономарева С.Н. участвует в профессиональных конкурсах, конференциях, семинарах муниципального и регионального значения, где занимает призовые места: диплом за 1 место в научно-практической конференции учителей начальных классов «Основа ФГОС – системно – деятельностный подход» ноябрь 2013г,

1 место в муниципальных педагогических чтениях – «Педагогика творчества: инновационные технологии, методы, идеи» 2014г. год Общероссийский конкурс «Педагогическое мастерство» – 3 место, 2014г.

Директор

МБОУ «СОШ с. Грачёв Куст Перелюбского

муниципального района Саратовской области» ________ Т.В. Магомедова

М. П.

Информационная карта участника

муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015»

1.Общие сведения

Фамилия

Пономарева

Имя

Светлана

Отчество

Николаевна

Дата рождения (день, месяц, год)

04.03.1974

2. Работа

Должность (по штатному расписанию)

Учитель начальных классов

Место работы (название учебного заведения по уставу)

МБОУ «СОШ с. Грачёв Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Рабочий телефон

(884575) 36-6-26

Педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

17

3. Образование

Образование (укажите название и год окончания учебного заведения, факультет)

СГПИ им. К.А. Федина, 1997, филологический факультет

4. Общественная деятельность

Правительственные, отраслевые, общественные и международные награды (укажите название и в скобках год получения награды)

Членство в общественных организациях (укажите название и год вступления)

Педагогическое общество, 1999г.

Профсоюзная организация, 2000

5. Контакты

Мобильный телефон (по желанию)

89172085960

Рабочая электронная почта

[email protected]

Личная электронная почта

[email protected]

Адрес личного сайта в Интернете

http://Учительский.сайт/Пономарева-Светлана-Николаевна

Адрес школьного сайта в Интернете

www.grachi.okis.ru

Ваше заветное желание?

Достичь высот на профессиональном поприще.

Ваши кумиры в профессии?

Моя первая учительница

Подпись конкурсанта _____________ _Пономарева С.Н.

подпись расшифровка подписи

Описание системы работы учителя начальных классов МБОУ «СОШ с. Грачёв Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области» Пономаревой Светланы Николаевны

Активизация мыслительной деятельности на уроках в начальной школе

Многие тысячи, а может быть, даже сотни тысяч страниц посвящены проблеме «Учитель и ученик», «Ребенок и взрослый»… Всё уже давно сказано и написано, но эта проблема неисчерпаема.

Как тут поступить? Как вести урок? Как привить любовь к знаниям и добиться уважения учащихся? Особенно это трудно в сельской школе.

Задача учителя начальных классов – создать необходимые и полноценные условия для личностного развития каждого ребенка, для формирования активной, жизненной позиции.

В распоряжении учителя множество методов и приемов преподавания. Из этого богатства приемов необходимо выбрать такие, которые позволяют наиболее эффективно решать учебно-воспитательные задачи урока.

Четыре года сотрудничества и сотворчества с учениками я работаю над:

– развитием интереса учащихся к учебной деятельности;

– развитием творческой личности;

-обучением учащихся умению высказывать свою точку зрения, обосновывать ответы на вопросы;

– воспитанием у детей честности, самостоятельности, любознательности и дисциплинированности.

Все учащиеся разные: у них разные возможности, интересы, способности. Осуществляя личностно- ориентированный подход в обучении, я пытаюсь применять различные формы, приемы для проведе­ния занятий, использую новые педагогические технологии.

Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать, какую тему выбрать? И я – не исключение.

С чего же начался мой учительский опыт? С первого урока? С первых шагов по школьным коридорам? Или немного раньше? Когда впервые начала задумываться о будущей профессии, о важности своего выбора? С теплотой в душе я вспоминаю мою первую учительницу, быть похожей на которую мне хотелось с первого дня в школе. Именно желание быть помощником и наставником детям стало определяющим. Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением.

За последние годы в образовании нашей школьной системы произошли кардинальные изменения.

В современном обществе школа несёт инновационный характер базового образования в соответствии с требованиями экономики. В наш сумасшедший век информационных технологий государству нужен инновационный человек, человек адаптивный к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки, активный инициатор и реализатор этих изменений.

В основе нового Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества. ФГОС-это ориентация на будущее.

Все изменения, подготовка человека, адаптивного к постоянным изменениям закладываются с начальных классов.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего дальнейшего обучения. В первую очередь это касается сформированности УУД, обеспечивающих  умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования  образовательной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Для осуществления этого требуется умело организовывать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательную активность, улучшающую усвоение материала и развивающую в них внимательность, гибкость ума.

Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить,  самим сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.

И в своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.  

Следовательно, мной выбрана проблемная тема «Активизация мыслительной деятельности на уроках в начальной школе», над ней  я работаю уже 2 года. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических заданий.

Поэтому цель моей работы заключается в следующем:

Создание условий для повышения мотивации обучающихся;

Создание проблемных ситуаций, активизирующих мыслительную деятельность;

Формирование умений находить выход из любой жизненной ситуации;

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

Формировать мотивацию, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Обучать деятельности, креативности, конструктивности;

Научить учащихся ставить цель, организовывать свою учебную деятельность, оценивать результат своих действий и осознавать границы своего знания и незнания 

Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому на каждом уроке разрабатываю различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады, провожу опыты, веду наблюдения как краткосрочные, так и долговременные.

Работая по программе «Школа xxi века», осуществить все это возможно применяя технологию проблемно-диалогического обучения (подводящий к теме, побуждающий).

Эта технология является составной частью деятельностного метода обучения младших школьников. Она включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.

Организация учебного процесса проходит по формуле: «Обучаю через открытие» и строится на реализации метода проблемности в обучении, который реализуется как в содержании учебного предмета, так и в процессе развертывания этого содержания.

Работая над своей темой, я пришла к выводу,

Умение учиться – это целый комплекс познавательных и психологических действий, позволяющий школьнику ставить цель, организовать свою учебную деятельность, оценить результат своих действий и осознать границы своего знания и незнания, т.е. осуществить рефлексию, с которой начинается переход от просто старательного ученика к человеку, умеющему учиться.

Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставлю учебные задачи, и сначала вместе, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций, которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику.

Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью.

В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием.

Именно для этого я стараюсь организовать мыслительную деятельность на уроках так, чтобы ученик оказался в проблемной ситуации, в этом мне помогают следующие методические приемы:

​ обсуждение различных вариантов решений одной и той же задачи;

​ знакомство с различными точками зрения по одной проблеме, анализ предложенных позиций;

​ предложение учащимся задания, направленного на поиск интересных интеллектуальных задач;

​ обучение учащихся самостоятельному конструированию логических задач.

Кроме этого использую различные типы вопросов, которыми я стимулирую логическое мышление:

​ вопросы, в которых сталкиваются противоречия;

​ вопросы, требующие установления сходства и различия;

​ вопросы на установление причинно-следственных связей;

​ вопросы, которые требуют от школьника исправление чьих-либо логических ошибок.

Использование проблемно-диалогического обучения позволяет детям понять, что их знания вступают в противоречия с новыми фактами. Например, даю невыполнимое практическое задание или задание, несходное с предыдущим, и задаю вопросы:

– Можешь ли ты выполнить это задание?

– Почему?

– Что тебе неизвестно?

Разбирая практическое задание, отличающееся от предыдущего, ученик видит неприемлемость или недостаточность старых знаний. Помогаю ему вопросами:

– Что ты хотел сделать?

– Что сделал?

– Какие знания применил?

– Задание выполнено?

– Почему не выполнено?

– Что неизвестно?

– Какова будет цель твоего дальнейшего обучения?

Иногда формулирую проблемный вопрос (сразу дать на него ответ невозможно):

– Можешь ли сразу ответить на вопрос?

– Что тебе нужно знать для того, чтобы ответить?

Средствами создания любой проблемной ситуации в учебном процессе

являются проблемные задача и задания.

Например, на уроке предлагаю упражнение, в котором требуется определить знак действия и искомый компонент:

3 * * = 5 6 * * = 2

Первоначально такая запись вызывает у детей удивление. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего, после сравнения чисел до получения результата и после, учащиеся приходят к выводу, что знак зависит от того, какой результат получится в ответе, больше или меньше первого компонента. Затем вспоминают состав чисел 5 и 6.

После вписывания знаков и компонентов, задание принимает вид:

3 + 2 = 5 6 – 4 = 2

Эти примеры стали « умственной пищей » для моих учеников в первом классе.

Но не только на математике, а и на других уроках  я применяю нестандартные задания. Например, игра «Мостик» на уроке русского.
Тема «Анализ слов по составу»

На доске изображение реки, по берегам с одной стороны суффиксы, с другой – слова. Задача как можно больше составить слов, тем самым строя мостик через речку.

Лучше эту работу выполнять в парах. Она активизирует слабых учащихся, способствуя проявлению их возможностей. Для сильных это тренировка в образовании новых слов. Игра работает еще и на память учащихся, воспроизведение определения, правила на умение применять свои знания на практике.
Также я стараюсь разрабатывать уроки таким образом, чтобы ребятам было интересно постигать новые науки. 

Искренне убеждена, что именно с интереса к обучению начинается процесс глубокого освоения предмета. Я считаю, что начало каждого урока должно быть нестандартным. Чтобы, придя на урок, ребёнок с первой минуты забыл о споре с одноклассником, о только что полученной ссадине на колене, с первой минуты удивился и с головой окунулся в атмосферу поиска, решения заданной учителем проблемы.:

Всем известно, что у нас 
Самый лучший в школе класс! 
Здесь девочки? 
Здесь мальчики? 
Приготовьте наши ручки, 
Разомните пальчики. 
На уроке интересном 
Дети все решают вместе 
Чтобы нам умнее стать, 
Мы готовы посчитать. 

Сегодня, чтобы  уверенно ступать на пути педагогического поиска, я понимаю, что нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом 

разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь и сейчас.

Следующая технология, применяемая мною -технология игровых  методов. Именно игра позволяет младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и фантазировать. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, побуждаю интерес к победе, а  отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким находчивым, уметь четко выполнить задания, соблюдать правила.

В играх особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других.

Игра “Загадка” с применением ИКТ

Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.

Содержание игры: учитель загадывает загадку “Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?”. Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его. На экране таблица:

5 ед.

6 ед.

8 ед.

3 дес.

К

Д

Ч

76, 98, 75, 38, 95, 35

7 дес.

Т

Л

М

9 дес.

И

Ю

Ё

Ответ: лётчик.

Применяю при проведении занятий исследовательский, проектный метод. Дети самостоятельно осваивают новые виды деятельности, расширяют индивидуальные знания. Через исследовательскую работу учатся наблюдать, экспериментировать, анализировать, выделять главное, сопоставлять.

Наряду с групповыми формами работ, я применяю индивидуальные с опорой на дифференциацию, сильному даю задание с усложнением, слабому попроще, но объемнее. Применяю в своей работе карточки, составленные из заданий разного уровня сложности, где ребенок сам может решить, до какого момента ему работать. Большое место на уроке уделяю самостоятельной работе. В этом мне помогает и учебник, и дидактические материалы. В классе есть группа взаимопомощи, состоящая из сильных учеников, которые оказывают помощь более слабым ученикам (воспитывается доброжелательное отношения друг к другу, чувство взаимопомощи, коллективизма).

Много внимания уделяю здоровьесберегающей технологии. На уроке провожу не только физпаузы, но и спортивные минутки, где выполняем комплексные упражнения, для нормализации осанки, дыхательные упражнения, массаж пальцев рук, пальчиковые игры, что направлено на развитие моторики, памяти, внимания, а также для глаз.

Игры, соревнования, викторины, конкурсы, турниры, путешествия и другие формы, методы, применяемые мною на уроках, способствуют развитию целостной личности учеников: ума, воли, чувств, логических рассуждений.

Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости. В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильным для него.

Контроль над знаниями, умениями и навыками осуществляю как в стандартной форме: индивидуальный опрос, фронтальный, тестирование, математические и орфографические диктанты, контрольные и проверочные работы, так и в виде блиц-опросов, аукционов правил, составления и выполнения алгоритмов. Применение тестов с 1 класса способствует получению положительных результатов. Практикую само и взаимопроверки для оценки учебной деятельности учащихся. Каждый успех делаю достоянием всего класса.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Знание теоретического материала детьми отслеживаю через систему мониторинга, используя интегрированные работы для учащихся, в соответствии с требованиями ФГОС НОО. 

Приведу пример, результата моей работы в 1 классе текущего учебного года. Для этого я разработала систему заданий, позволяющую определить уровень мышления первоклассников на начало учебного года и на конец первого полугодия. Здания были связаны с определением уровня ряда мыслительных операций:

    • проведение обобщения;

    • поиск нескольких возможных способов решения;

    • классификация;

    • группировка;

    • распознавание задачи, не имеющей решения; проведение сравнения;

  • В гирлянде 10 лампочек. Сколько лампочек висит между третьей и седьмой? Отметь ü правильный ответ.

  • 5 лампочек □

  • 4 лампочки □

  • 3 лампочки □

  • Выбор третьего ответа оценивается 1 баллом

  • На уроке физкультуры друг за другом бегут 10 учеников. Саша бежит третьим, а Дима – девятым. Сколько ребят бегут между ними?

  • Оценка выполнения задания:

  • 0 баллов – задание выполнено неверно: ответ не связан с условием задачи или получен с помощью вычитания: 9 – 3 = 6.

  • 1 балл – есть попытка найти решение задачи, используя способ моделирования условия, но ответ не найден.

  • 2 балла – решение выполнено с использованием моделирования условия задачи: нарисованы 10 кругов, отмечены третий и девятый круги, а круги, расположенные между ними, закрашены или обведены замкнутой линией, но числового ответа нет.

  • 3 балла – задача решена верно: дан ответ «5 ребят». Решение задачи может быть получено с использованием способа моделирования.

Подобные задания на определение уровня мыслительной деятельности учащиеся выполняли в конце сентября и по завершении 2 четверти. Результат сравнения показан на диаграмме.

Рисунок 1 Уровень мыслительной деятельности первоклассников

На диаграмме видно, произошли существенные изменения в уровне развития познавательной активности:

  • низкий уровень развития познавательной деятельности с 30% (3 чел.) уменьшился до 20% (2 чел.),

  • средний уровень не претерпел изменений,

  • высокий уровень вырос с 0% (0 чел.) до 30% (3 чел.).

Ещё одна диаграмма, показывающая уровень развития мотивации у первоклассников.

Рисунок 2 Уровень развития мотивации

Результаты диагностики уровня развития мотивационной сферы познавательной деятельности, следующие:

  • количество детей с низким уровнем осталось без изменения,

  • количество детей со средним уровнем и с высоким уровнем стало намного выше.

Полученные нами данные позволяют сделать следующие выводы.

Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.

Если систематически применять выше перечисленные технологии в образовательном процессе, познавательная деятельность учащихся активизируется, качество знаний заметно изменится.

Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

Каждым учеником моего класса ведется портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения.   Мои ученики принимают участие  в конкурсах рисунков, поделок.

Уже в этом учебном году они приняли участие в v региональном конкурсе «Возраст делу не помеха», занимали призовые места в муниципальном новогоднем конкурсе детского творчества. Свои лучшие достижения дети помещают на странички своих «Портфолио». Со временем, в нём станут появляться новые стихи, грамоты, сказки, рисунки, сочинения, фотографии, а дети станут более любознательными.

Все эти годы я не только учитель, но и классный  руководитель.

Слайд 20 Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности

 С первых школьных дней мы с детьми совершаем прогулки по школьному парку, посещаем школьную библиотеку, музей, где знакомимся с историей нашего села. За годы работы провела много интересных мероприятий. Это разнообразные утренники, конкурсы, беседы ( «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», «День матери», «Прощания с Азбукой»,«8 Марта», «Праздник Осени», « Творческий отчет», и многое др.).

 

Но говорить о полной реализации моей цели слишком рано. Все школы России работают по новым стандартам. Я знакомлюсь с современными образовательными технологиями, учусь работать применяя их. В настоящее время осваиваю проблемно-диалогический метод, обязательно продолжу работу по применения проектной технологии, технологии модульного обучения, буду изучать методики повышения уровня мотивации школьников.

infourok.ru

Работа педагога-психолога с трудными детьми

Оглавление

Введение

Глава 1. Психолого–педагогические особенности детей с трудностями в поведении

1.1. Девиантное поведение и его формы

1.1. Аффективные дети

1.2. Психологическая характеристика детей с аффективным поведением

1.3. Причины появления аффективных детей

Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа с трудными детьми

2.1. Коррекционное обучение и воспитание детей с психопатическими формами поведения

2.2. Коррекция аффективного поведения детей

2.3. Методика диагностики и коррекционных занятий с детьми, склонными к аффективным проявлениям

Глава 3. Опытно – экспериментальная работа по выявлению и коррекции детей с трудностями в поведении

3.1. Проведение констатирующего эксперимента

3.2. Формирующий эксперимент.

Заключение

Используемая литература

Приложение

Введение

В последнее время проблема общения с “трудными детьми” стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность “трудных детей” неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по “Интернету” или играют в компьютерные игры.

Если в былые годы “трудными детьми” становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: “трудный ребенок”.

Стоит ребенку однажды попасть в список “трудных детей”, часто за ним по жизни тянется шлейф дурной репутации. С ним мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги, и социальные работники, и даже священники. Никто не хочет такого ребенка принимать в детский сад или школу, в православную гимназию или воскресную школу, включать в коллектив или дружескую компанию. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ.

Постоянно претендуя на проявление “особого внимания к себе”, “трудные дети” сами оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая им определенный способ общения и взаимодействия. “Трудные дети” всегда являются для взрослых некой загадкой: то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются апатичными и бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе. Странности в поведении “трудных детей” вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.

Формирование “эгоцентрической и эгоистической индивидуальности” в сознании ребенка приводит его к духовной катастрофе. Он перестает быть, человеком, открытым для общения с другими людьми и окружающим миром.

Психолог А.И. Захаров считает, что большую роль в формировании «трудностей» в поведении ребенка играет семья, личность родителей[7,97].

Он выделяет несколько неблагоприятных черт личности родителей. Среди них существует аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги, страха. Аффективность часто создает эффект «суматошности» в доме – хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения. Затем родители переживают случившееся, испытывая чувство вины от неспособности справиться со своими, выходящими из под контроля чувствами. Мать шестилетней девочки сказала:» Я понимаю, как нужно делать, но не могу себя сдерживать, чтобы не сделать замечания, не повысить голоса. Потом я долго переживаю и думаю, что это в последний раз и больше не повторится. Но вот наступает утро, и все повторяется снова»[7,95].

Аффективность проявляется у матерей с холерическим темпераментом. Здесь на первый план выступает нетерпеливость требований и ожиданий, легко перерастающая в раздражительность. А потом мать жалуется на возбудимое поведение ребенка, не слушающегося ее с первого раза. Но чем больше она настаивает, повышая голос и часто переходя на крик, тем более возбудимым или заторможенным становиться ребенок.

Можно предположить, что дети с негативными проявлениями в поведении имеют неправильное, искаженное психическое развитие и нормализация его приведет к исчезновению трудностей.

«Трудный» ребенок растет неполноценным. Он живет в своем мире, мире переживаний, фантазий, страха. Он становиться жестоким, злым, пытаясь этим привлечь к себе внимание, но за это получает лишь наказание со стороны воспитателя и детей. Я хочу помочь «трудным» детям выйти из этого состояния, так как, если ребенку не помочь в дошкольном возрасте, то отклонение от нормального психического развития перерастет в психическое заболевание.

Здесь не обойтись без помощи психолога и педагога. Отсюда целью работы – показать технологию работы педагога- психолога с трудными детьми. Задачи исследования, которые вытекают из цели:

· определить условия полноценного психического развития в дошкольном возрасте;

· определить в чем специфика развития детей с трудностями в поведении;

· разработать специальные меры, направленные на нормализацию психического развития «трудных детей»

· выявить характерные черты детей с аффективным поведением;

· показать основные психолого – педагогические направления в работе с ними;

· описать методы, формы коррекционно-педагогической работы.

При решении поставленных задач использовались методы: анализ социально – психологический, педагогический методической литературы по данной теме, а так же изучение и обобщение опыта педагога по данной проблеме.

Объектом исследования стала коррекционная деятельность педагога с детьми.

Предмет изучения – снижение у детей в процессе коррекционно-педагогической работы аффективных вспышек.

Экспериментальной базой исследования являлось ДОУ № г. Лабинска.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– рассмотрены концепции отечествен­ных ученых по проблеме девиантного поведения;

– разработаны и научно обоснованы воспитательные технологии по коррекции поведения с учетом возрастных особенностей дошкольников;

– создана и в ходе опытно-экспериментальной работы про­верена модель системообразующим компонентом которой является снижение уровня аффекта у детей.

Теоретическая значимость исследования состоит в опре­делении научно-педагогических основ воспитательной работы с аффективными детьми.

Практическая значимость исследования характеризуется тем, что основные научные выводы и результаты могут исполь­зоваться в практике в целях воспитательной работы.

Источники исследования: изучение и анализ психологической, педагогической литературы по теме исследования.

Работа состоит из введения, заключения, трех глав и литературы.

Глава 1. Психолого–педагогические особенности детей с трудностями в поведении

1.1. Девиантное поведение и его формы

Отклонения поведения от нормы называют также аномальным, асоциальным, антисоциальным, девиантным, расстроенным, непра­вильным, искривленным, испорченным, деликвентным. Все эти на­звания говорят об одном: поведение ребенка не соответствует принятой норме, т. е. является аномальным, или отклоняющим­ся. Но обилие переводной психолого-педагогической литературы, которую рекомендуют читать студенту, требует, чтобы он знал и понимал значения иностранных терминов.

Девиантное (от англ. — отклонение) поведение — это общее название для различных нарушений правил поведения, ис­пользуемое в зарубежной литературе. Девиантным обычно назы­вают поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаше всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их совершить, а не внутренни­ми причинами, психическими расстройствами.

Девиантное поведение — обычные трудности развития ребенка.

Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается на­растание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, сни­жению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций ребенок, как и взрослый, перестает контролировать свои поступки, спо­собен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать. А чем еще может ответить незащищен­ный, слабый человек на ухудшение условий, как не изменением своего повеления? Таким образом, девиантное поведение — это изменение реакции ребенка на неприемлемую для него ситуа­цию.

Кроме главной и всеобъемлющей причины — нарастания на­пряженности жизни, вызывающей постоянную тревожность у людей и деформирующей их поведение, действуют факторы вос­питательные. Девиантное поведение — почти всегда результат не­правильного воспитания. Неправильное воспитание — это и вос­питание недостаточное, и воспитание чрезмерное. Его характери­зуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. При нормальном, взвешенном, сбалансирован­ном воспитании, опирающемся на индивидуальность ребенка, отклонений нет и формируются нормальные люди.

Приведем пример чрезмерного воспитания, или так называе­мой неумеренной опеки. Ребенок живет в благополучной, зажи­точной семье. Он единственный наследник. Для родителей «са­мый, самый». Его постоянно ласкают, опекают, им любуются, находят у него всякие таланты, самые лучшие качества. Ему ни в чем и никогда не отказывают. При этом он растет неумелым, не­самостоятельным, беспомощным. День за днем формируется эго­ист, семейный деспот, который не умеет и не хочет ничего делать, а только требует исполнения своих желаний. Можно легко пред­положить, каково ему будет в школе. Для него, непривычного трудиться, обычные задания и требования школьного распорядка оказываются чрезмерными. Неизбежно возникает девиантное по­ведение. результат которого нетрудно предсказать — истероидный характер. Ребенок негативно реагирует на все трудовые уси­лия. Он надолго останется инфантильным, в жизнь вступит без надлежащей подготовки и закалки, с характером трудным, неу­живчивым. Эгоизм, себялюбие, нежелание трудиться, привычка жить за счет других будут сопровождать этого человека всю жизнь. Нелегко придется ему среди нормально воспитанных лю­дей, а обществу трудно будет удовлетворять все его прихоти.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *