Работа психолога с воспитателями в детском саду – Статья (подготовительная группа) по теме: Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в построении индивидуального развивающего маршрута | скачать бесплатно

Работа с педагогами - Сайт педагога-психолога "ПСИХОЛОГиЯ" Соловьевой Л.А.

           Сегодня в связи с введением ФГОС ДО многим воспитателям требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для них может сопровождаться состоянием психоэмоционального напряжения. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.

         Обновления в системе дошкольного образования и предъявляемые требования, показывают психологическую неготовность педагога к принятию новых изменений, в связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». Он очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать. Поэтому проблема эмоционального выгорания педагогов ДОУ, снятие эмоционального напряжения  в условиях введения ФГОС дошкольного образования является востребованной и требует оказания своевременной психологической профилактики.

         В нашем ДОУ эффективной формой профилактики эмоционального напряжения педагогов мной был выбран психологический тренинг, который позволяет:

- познакомить педагогов с приемами саморегуляции (дыхательная гимнастика, овладение навыками релаксации, мышечного расслабления, визуализации, концентрации) ;

- развить навыки  управления стрессом, навыки позитивного мышления.

- снять  психофизическое напряжение,  повысить стрессоустойчивость педагогов,

 -повысить сплоченность коллектива.

Предлагаю вашему вниманию тренинги,

составленные мною и проведенные с воспитателями  ДОУ.

lutiks.jimdo.com

Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями ДОУ

Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Конкурс «Методическая копилка педагога»

Педагог-психолог ДОУ – это специалист, реализующий комплексную психологическую работу с ребенком: обучающую, развивающую, коррекционную. Одним из условий результативности его труда является тесное сотрудничество с воспитателями, поскольку слаженность работы, единство требований и подходов, искренняя заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов есть основа эффективности не только  их совместной деятельности, но  и образовательного процесса в целом.

Общеизвестен тот факт, что основная цель дошкольной ступени образования есть подготовка детей к обучению в школе, и особую значимость этот процесс приобретает именно в старших и подготовительных группах.

Психологическая готовность к школе – интегративная характеристика, в качестве компонентов которой выделяют: интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую и социально-психологическую (коммуникативную) готовности. И если развитию первых трех уделяется достаточно внимания в рамках образовательной деятельности ДОУ, то формирование коммуникативной компетенции дошкольников часто остается стихийным процессом. Хотя от уровня ее развития во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе и успешность его обучения.

Сложность формирования и развития коммуникативной компетенции в детском саду обусловлена, на наш взгляд, тем, что требует от педагога непрерывной работы в заданном направлении. Поскольку общение – постоянный спутник любой деятельности ребенка: режимных моментов, занятий, совместной игры, взаимодействия с окружающими. Следовательно, профессиональная деятельность по формированию коммуникативных навыков ребенка происходит в течение всего рабочего дня педагога.

Под коммуникативной компетенцией дошкольников мы понимаем формируемое интегративное качество личности, включающее в себя гибкое владение способами установления и поддержания взаимоотношений, развитие потребности в общении, умение действовать совместно. Реалии нашего времени (быстрый темп жизни, занятость родителей, высокий уровень технократизации общества) оказывают негативное влияние на формирование коммуникативных навыков детей. Попадая в зависимость от компьютерных игр, просмотр телепередач и мультфильмов, не соответствующих возрасту и не имеющих образовательного потенциала, ребенок перестает нуждаться в живом общении не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Ни для кого не секрет, что практически в каждой группе детского сада есть дети, имеющие нарушения в коммуникативной сфере. Это могут быть: неумение устанавливать контакт, уход от общения, конфликты, нежелание считаться с мнением и потребностями другого. Ребенок, не умеющий адекватно общаться, не интересен окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к двум полярным группам последствий: тревожность, застенчивость, замкнутость или агрессивность.

Каков же алгоритм совместной деятельности педагога-психолога и воспитателя по формированию коммуникативной компетенции?

1.  Совместное составление психологических характеристик детей группы, на основе диагностики психолога и ежедневного педагогического наблюдения воспитателя. Этот этап способствует целесообразному составлению занятий и оптимальному распределению участников во время выполнения упражнений, гармонизации отношений воспитателя с детьми на основе индивидуального подхода.

2.  Совместное участие в занятиях, основанное на безусловном принятии ребенка таким, какой он есть (Запоминаем, что Нет трудных детей, есть дети, с которыми трудно).

3.  Контроль воспитателя за соблюдением детьми в группе правил, умений и навыков, формируемых на занятиях, способствующий более быстрому их закреплению.

Занятия по развитию коммуникативных навыков должны способствовать:

  • формированию потребности в общении;
  • закреплению навыков установления и поддержания контактов,
  • развитию качеств, помогающих в общении и купированию тех, которые мешают,
  • формированию навыков совместной деятельности, которая возможна  только при соблюдении правил, уважительном отношении к другим детям.

Примерами упражнений, направленных на формирование коммуникативных навыков, могут быть: «Поздоровайся разными частями тела», «Чем мы похожи», «Правила дружбы», «Паровозик «Я-хороший»», Совместный рисунок».

Успехов Вам в таком нелегком, но увлекательном деле – воспитании подрастающего поколения!

Автор: Лышкова Екатерина Михайловна, педагог - психолог МБДОУ № 29, г. Ангарск, Иркутская область.

Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

www.o-detstve.ru

РАБОТА ПСИХОЛОГА В ДОУ | Социальная сеть работников образования

Диагностическая работа.

Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т.д.).

     Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям: 

- Познавательная сфера 

- Регуляторно - волевая сфера 

- Эмоционально – личностная сфера 

- Коммуникативная сфера 

     В группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старшая и подготовительная) посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы.   
     Диагностика в логопедических подготовительных к  школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются вгрупповом заключении (в обобщённой форме). 

     В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ и школьных картах детей. 
     Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении.

Коррекционно-развивающая работа.

Адресатом психологической помощи является ребенок. 

     Психологическая помощь организуется: 

- по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей; 

- на основании результатов психологической диагностики; 

- на основании рекомендаций ПМПК.  

     Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. 
     Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.

Основные методы коррекционно – развивающих воздействий: 

- Игровая терапия.

- Арт-терапия.

- Куклотерапия.

- Психогимнастика.

- Релаксационные упражнения.

- Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности.

- Упражнения для развития познавательных процессов.

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Консультативная работа.

     Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме.
Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:
- по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,

- по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей, 
- по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния,
- активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ.

     Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.

Психологическое просвещение.

     Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.  
     С этой целью подбирается необходимая актуальная стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности. 

     
     Психологическое просвещение осуществляется следующим образом: 

- стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т.д.,
- памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики,
- беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями,
- сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей,
- выступления на родительских собраниях,
- тренинги для педагогов и родителей.

nsportal.ru

Психолог ДОУ - Педагогу-психологу ДОУ

 

       Задача психолога в ДОУ – создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической поддержки и помощи детям, педагогам и родителям. Особый акцент психолог делает на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.

Психология в образовательном учреждении имеет 3 направления:

-работа с детьми;

-работа с родителями;

-работа с коллективом.

Каждое из этих направлений состоит из психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики.

Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ:

Психологическая диагностика.

Основная цель психодиагностики – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Диагностическое обследование проводится и после проведения коррекционно-развивающей работы для отслеживания её результатов.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя индивидуальные развивающие и психокоррекционные занятия.

Психологическое просвещение и психологическая профилактика.

Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей. Важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников.

Психологическое консультирование.

Психологическое консультирование в ДОУ проводится с воспитателями и родителями по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития.

Психологическая поддержка деятельности ДОУ.

В рамках данного направления психолог оказывает помощь в построении системы управления коллективом ДОУ, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок.

Целью психологического сопровождения ДОУ является создание условий для полноценного психического и личностного развития детей,  сохранение и укрепление психофизического здоровья и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.   

Основными задачами психологического сопровождения в ДОУ являются:

1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

2. Проведение групповой и индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

3. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.

  4. Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

Основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ.

1. Психодиагностика.

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных и личностных особенностей.

Данное направление включает разные виды и методы психодиагностик в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

- Диагностика уровня адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста проводится в сентябре, декабре и мае. Осуществляется данное обследование методом наблюдения за детьми в режимных моментах и разных видах деятельности. По результатам диагностики заполняются протоколы наблюдения на каждого ребёнка.

- Психодиагностическое обследование психического и эмоциональ-волевого развития детей младшего и старшего дошкольного возраста проводится в течение учебного года. Диагностика проводится авторским методиками и системой методов «Экспресс-диагностика» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко. Данная психодиагностика позволяет определить уровень развития психических функций, эмоционально-волевого и личностного развития у детей младшего и старшего дошкольного возраста. По результатам обследования на каждого ребёнка заполняется диагностическая карта, общие результаты каждой группы фиксируются в сводной таблице.

-  Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе проводится в сентябре и апреле с целью определения уровня готовности к усвоению школьной программы детей подготовительной группы. Обследование осуществляется комплексной методикой Л.Я. Ясюковой «Готовность к школе». Результаты диагностики фиксируются в диагностических картах и сводной таблице.

- Углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов проводится с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Данное обследование проводится по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям. Методами диагностики служат проективные методики, беседа, интервью, наблюдение, техники и приёмы гештальт-подхода, методы системного и телесно-ориентированного подходов.

2. Развивающая и психокоррекционная работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекционной работы психического, эмоционально-волевого и личностного развития детей.

Коррекционно-развивающая работа выстраивается исходя из индивидуального и группового взаимодействия.

I. Индивидуальная работа представлена в форме психологического консультирования, которая осуществляется по трём основным этапам.

1. Первый этап – Ребёнок.  Это исследование внутреннего мира самого ребёнка, его желаний, потребностей, детской неудовлетворённости и проблемы.

2. Второй этап - Родители. Он включает в себя беседу  с родителями о том, как они видят и воспринимают мир собственного ребёнка.

3. Третий этап – Отношения между ребёнком и родителями. Изучение этих отношений помогает выявить трудности взаимодействия родителей с ребёнком и строить дальнейшую психокоррекционную работу.

В своей практической деятельности психолог опирается на такое направление психологии, как гештальт-подход. Важным достоинством гештальт - подхода является целостное видение человека в единстве его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений. Основная идея гештальт-психологии - развитие креативности во взаимодействии с окружающим миром, восстановление способности к саморегуляции.

В развивающей и коррекционной работе с детьми педагог-психолог использует следующие методы и приёмы:

  • беседа как средство исследования актуальных эмоций и чувств;
  • рисуночные техники А. Венгера, И. Млодик;
  • наблюдение;
  • активное слушание;
  • телесный контакт;
  • релаксационные упражнения;
  • техники и упражнения гештальт-подхода;
  • методы системного и телесно-ориентированного подходов;

Принципы, используемые в работе с детьми  и их родителями:

  • системность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • проблемность;
  • профессиональная компетентность;
  • уважение клиента;
  • соблюдение профессиональной конфиденциальности.

II. Групповая работа с детьми строится в виде социально-психологического тренинга.

Выбранная форма работы даёт положительные результаты. Благодаря групповому взаимодействию, дети становятся более добрые, открытые и отзывчивые, значительно уменьшается процент детей с наличием страхов и тревожных состояний, также улучшаются отношения между детьми и их родителями. В семье каждого ребёнка начинают преобладать взаимопонимание и дружелюбие.

Идея некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребёнка (К. Роджерс) служит базовым инструментом групповой работы с детьми. Принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала, исходя из индивидуальности каждого ребёнка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту:

  • Развитие эмоциональной сферы. Введение ребёнка в мир человеческих эмоций.
  • Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешности развития процесса общения.
  • Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  • Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  • Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  • Формирование позитивной мотивации к обучению.
  • Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

 

Психокоррекционная работа групп раннего возраста осуществляется в адаптационный период для снижения тревоги и стресса детей и их родителей в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУ.

Развитие и коррекция детей младшей, средней и старшей групп осуществляется на базе  программы интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей от 3 до 6 лет  Куражёвой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А. «Цветик-семицветик».

Развивающая работа подготовительной к школе группы проводится на основе авторской коррекционно-развивающей программы "В гармонии с телом". В основу программы легли телесно-ориентированные техники и нейропсихологический подход.

3. Консультирование.

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуального подхода в воспитании и развитии детей.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не выходит за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ:

-консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;

- групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей;

- групповые формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста;

- систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний, круглых столов с обязательным учетом  тематики возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей;

-создание информационных уголков педагога-психолога.

Важной составной частью является повышение психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей. Консультирование выстраивается с опорой на результаты изучения конкретных особенностей нашего ДОУ, с учётом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразия детей и родителей.

4. Психопрофилактика.

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Работа педагога-психолога в рамках психопрофилактики включает множество направлений.

1). Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

2).  Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста.

3). Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

4). Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива и содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

При введении новшеств в ДОУ педагог-психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.

5. Организационно-методическая работа.

- Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях;

- составление и оформление годового и календарно-тематического планирования, циклограммы и графика работы педагога-психолога;

- оформление журналов консультативной, психопрофилактической и  коррекционно-развивающей работы;

- разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;

- анализ и обработка диагностических данных;

- разработка и оформление индивидуального маршрута развития ребенка; 

- разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;

- разработка анкет, консультаций и рекомендаций для родителей и педагогов.

- разработка и приобретение учебных пособий, методических материалов, коррекционно-развивающих программ;

- изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.

Прогнозируемые результаты.

К 5 годам ребёнок:

  • вступает в контакт со взрослым и детьми;
  • называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей;
  •  собирает предметную разрезную картинку из 4-х ровных частей с незначительной помощью взрослого;
  • знает и активно использует в словаре названия основных цветов - красный, жёлтый, зелёный, синий;
  • знает и активно использует в словаре названия геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник;
  • различает по величине до 5 предметов, обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи” и названия предметов обобщённых в данных понятиях;
  • зрительно запоминает и воспроизводит 4-5 картинок;
  •  выделяет один из 4-х предметов с грубой дифференциацией, объясняет свой выбор.

К 6 годам ребёнок:

  • вступает в контакт со взрослым и детьми;
  •  называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон;
  •  собирает предметную разрезную картинку из 4-х и более ровных частей без помощи взрослого;
  • собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета;
  •  знает и активно использует в словаре названия основных, нейтральных цветов и их оттенков - красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый;
  • знает и активно использует в словаре названия геометрических фигур  - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
  •  различает по величине до 7 предметов;
  •  знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года”;
  • зрительно запоминает и воспроизводит 5 и более картинок;
  •  выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор.

К 7 годам ребёнок:

  • вступает в контакт со взрослым и детьми;
  •  называет свои имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают, домашний адрес и телефон;
  •  собирает предметную разрезную картинку из 6-ти ровных частей без помощи взрослого;
  • собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета;
  • знает и активно использует в словаре названия основных, нейтральных цветов и их оттенков - красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, серый, коричневый, голубой, розовый, оранжевый и т.д.;
  •  знает и активно использует в словаре названия геометрических фигур -  круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция;
  •  различает по величине до 10 предметов;
  • знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “цветы”, “ягоды”, “деревья”, “транспорт”, “домашние и дикие животные”, “домашние и дикие птицы”, “части суток”, “времена года”, “месяцы года”, “дни недели”;
  • запоминает и воспроизводит на слух 8-10 слов;
  •  выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор.

Сочетание всех направлений работы педагога-психолога позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

 

psychologvdou.ucoz.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *