Работа с педагогами – Сайт педагога-психолога “ПСИХОЛОГиЯ” Соловьевой Л.А.
Сегодня в связи с введением ФГОС ДО многим воспитателям требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для них может сопровождаться состоянием психоэмоционального напряжения. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.
Обновления в системе дошкольного образования и предъявляемые требования, показывают психологическую неготовность педагога к принятию новых изменений, в связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». Он очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать. Поэтому проблема эмоционального выгорания педагогов ДОУ, снятие эмоционального напряжения в условиях введения ФГОС дошкольного образования является востребованной и требует оказания своевременной психологической профилактики.
В нашем ДОУ эффективной формой профилактики эмоционального напряжения педагогов мной был выбран психологический тренинг, который позволяет:
– познакомить педагогов с приемами саморегуляции (дыхательная гимнастика, овладение навыками релаксации, мышечного расслабления, визуализации, концентрации) ;
– развить навыки управления стрессом, навыки позитивного мышления.
– снять психофизическое напряжение, повысить стрессоустойчивость педагогов,
-повысить сплоченность коллектива.
Предлагаю вашему вниманию тренинги,
составленные мною и проведенные с воспитателями ДОУ.
lutiks.jimdo.com
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями ДОУ
Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы
Конкурс «Методическая копилка педагога»
Педагог-психолог ДОУ – это специалист, реализующий комплексную психологическую работу с ребенком: обучающую, развивающую, коррекционную. Одним из условий результативности его труда является тесное сотрудничество с воспитателями, поскольку слаженность работы, единство требований и подходов, искренняя заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов есть основа эффективности не только их совместной деятельности, но и образовательного процесса в целом.
Общеизвестен тот факт, что основная цель дошкольной ступени образования есть подготовка детей к обучению в школе, и особую значимость этот процесс приобретает именно в старших и подготовительных группах.
Психологическая готовность к школе – интегративная характеристика, в качестве компонентов которой выделяют: интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую и социально-психологическую (коммуникативную) готовности. И если развитию первых трех уделяется достаточно внимания в рамках образовательной деятельности ДОУ, то формирование коммуникативной компетенции дошкольников часто остается стихийным процессом. Хотя от уровня ее развития во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе и успешность его обучения.
Сложность формирования и развития коммуникативной компетенции в детском саду обусловлена, на наш взгляд, тем, что требует от педагога непрерывной работы в заданном направлении. Поскольку общение – постоянный спутник любой деятельности ребенка: режимных моментов, занятий, совместной игры, взаимодействия с окружающими. Следовательно, профессиональная деятельность по формированию коммуникативных навыков ребенка происходит в течение всего рабочего дня педагога.
Под коммуникативной компетенцией дошкольников мы понимаем формируемое интегративное качество личности, включающее в себя гибкое владение способами установления и поддержания взаимоотношений, развитие потребности в общении, умение действовать совместно. Реалии нашего времени (быстрый темп жизни, занятость родителей, высокий уровень технократизации общества) оказывают негативное влияние на формирование коммуникативных навыков детей. Попадая в зависимость от компьютерных игр, просмотр телепередач и мультфильмов, не соответствующих возрасту и не имеющих образовательного потенциала, ребенок перестает нуждаться в живом общении не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Ни для кого не секрет, что практически в каждой группе детского сада есть дети, имеющие нарушения в коммуникативной сфере. Это могут быть: неумение устанавливать контакт, уход от общения, конфликты, нежелание считаться с мнением и потребностями другого. Ребенок, не умеющий адекватно общаться, не интересен окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к двум полярным группам последствий: тревожность, застенчивость, замкнутость или агрессивность.
Каков же алгоритм совместной деятельности педагога-психолога и воспитателя по формированию коммуникативной компетенции?
1. Совместное составление психологических характеристик детей группы, на основе диагностики психолога и ежедневного педагогического наблюдения воспитателя. Этот этап способствует целесообразному составлению занятий и оптимальному распределению участников во время выполнения упражнений, гармонизации отношений воспитателя с детьми на основе индивидуального подхода.
2. Совместное участие в занятиях, основанное на безусловном принятии ребенка таким, какой он есть (Запоминаем, что Нет трудных детей, есть дети, с которыми трудно).
3. Контроль воспитателя за соблюдением детьми в группе правил, умений и навыков, формируемых на занятиях, способствующий более быстрому их закреплению.
Занятия по развитию коммуникативных навыков должны способствовать:
- формированию потребности в общении;
- закреплению навыков установления и поддержания контактов,
- развитию качеств, помогающих в общении и купированию тех, которые мешают,
- формированию навыков совместной деятельности, которая возможна только при соблюдении правил, уважительном отношении к другим детям.
Примерами упражнений, направленных на формирование коммуникативных навыков, могут быть: «Поздоровайся разными частями тела», «Чем мы похожи», «Правила дружбы», «Паровозик «Я-хороший»», Совместный рисунок».
Успехов Вам в таком нелегком, но увлекательном деле – воспитании подрастающего поколения!
Автор: Лышкова Екатерина Михайловна, педагог – психолог МБДОУ № 29, г. Ангарск, Иркутская область.
Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
РАБОТА ПСИХОЛОГА В ДОУ | Социальная сеть работников образования
Диагностическая работа.
Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно – развивающей работы, сопровождения и т.д.).
Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:
– Познавательная сфера
– Регуляторно – волевая сфера
– Эмоционально – личностная сфера
– Коммуникативная сфера
В группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старшая и подготовительная) посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно – развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении, на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы.
Диагностика в логопедических подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются вгрупповом заключении (в обобщённой форме).
В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ и школьных картах детей.
Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении.
Коррекционно-развивающая работа.
Адресатом психологической помощи является ребенок.
Психологическая помощь организуется:
– по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;
– на основании результатов психологической диагностики;
– на основании рекомендаций ПМПК.
Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.
Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.
Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:
– Игровая терапия.
– Арт-терапия.
– Куклотерапия.
– Психогимнастика.
– Релаксационные упражнения.
– Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности.
– Упражнения для развития познавательных процессов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Консультативная работа.
Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме.
Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:
– по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,
– по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей,
– по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния,
– активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ.
Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.
Психологическое просвещение.
Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.
С этой целью подбирается необходимая актуальная стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности.
Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:
– стендовая информация об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах и т.д.,
– памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики,
– беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями,
– сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей,
– выступления на родительских собраниях,
– тренинги для педагогов и родителей.
nsportal.ru
Психолог ДОУ – Педагогу-психологу ДОУ
Задача психолога в ДОУ – создание психологических условий для развития дошкольников, оказание психологической поддержки и помощи детям, педагогам и родителям. Особый акцент психолог делает на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.
Психология в образовательном учреждении имеет 3 направления:
-работа с детьми;
-работа с родителями;
-работа с коллективом.
Каждое из этих направлений состоит из психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики.
Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ:
Психологическая диагностика.
Основная цель психодиагностики – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Диагностическое обследование проводится и после проведения коррекционно-развивающей работы для отслеживания её результатов.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя индивидуальные развивающие и психокоррекционные занятия.
Психологическое просвещение и психологическая профилактика.
Психологическое просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с педагогами и родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей. Важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников.
Психологическое консультирование.
Психологическое консультирование в ДОУ проводится с воспитателями и родителями по поводу проблем ребёнка, особенностей его развития.
Психологическая поддержка деятельности ДОУ.
В рамках данного направления психолог оказывает помощь в построении системы управления коллективом ДОУ, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок.
Целью психологического сопровождения ДОУ является создание условий для полноценного психического и личностного развития детей, сохранение и укрепление психофизического здоровья и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.
Основными задачами психологического сопровождения в ДОУ являются:
1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2. Проведение групповой и индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
3. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
4. Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.
Основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ.
1. Психодиагностика.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных и личностных особенностей.
Данное направление включает разные виды и методы психодиагностик в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
– Диагностика уровня адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста проводится в сентябре, декабре и мае. Осуществляется данное обследование методом наблюдения за детьми в режимных моментах и разных видах деятельности. По результатам диагностики заполняются протоколы наблюдения на каждого ребёнка.
– Психодиагностическое обследование психического и эмоциональ-волевого развития детей младшего и старшего дошкольного возраста проводится в течение учебного года. Диагностика проводится авторским методиками и системой методов «Экспресс-диагностика» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко. Данная психодиагностика позволяет определить уровень развития психических функций, эмоционально-волевого и личностного развития у детей младшего и старшего дошкольного возраста. По результатам обследования на каждого ребёнка заполняется диагностическая карта, общие результаты каждой группы фиксируются в сводной таблице.
– Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе проводится в сентябре и апреле с целью определения уровня готовности к усвоению школьной программы детей подготовительной группы. Обследование осуществляется комплексной методикой Л.Я. Ясюковой «Готовность к школе». Результаты диагностики фиксируются в диагностических картах и сводной таблице.
– Углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов проводится с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Данное обследование проводится по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям. Методами диагностики служат проективные методики, беседа, интервью, наблюдение, техники и приёмы гештальт-подхода, методы системного и телесно-ориентированного подходов.
2. Развивающая и психокоррекционная работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекционной работы психического, эмоционально-волевого и личностного развития детей.
Коррекционно-развивающая работа выстраивается исходя из индивидуального и группового взаимодействия.
I. Индивидуальная работа представлена в форме психологического консультирования, которая осуществляется по трём основным этапам.
1. Первый этап – Ребёнок. Это исследование внутреннего мира самого ребёнка, его желаний, потребностей, детской неудовлетворённости и проблемы.
2. Второй этап – Родители. Он включает в себя беседу с родителями о том, как они видят и воспринимают мир собственного ребёнка.
3. Третий этап – Отношения между ребёнком и родителями. Изучение этих отношений помогает выявить трудности взаимодействия родителей с ребёнком и строить дальнейшую психокоррекционную работу.
В своей практической деятельности психолог опирается на такое направление психологии, как гештальт-подход. Важным достоинством гештальт – подхода является целостное видение человека в единстве его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений. Основная идея гештальт-психологии – развитие креативности во взаимодействии с окружающим миром, восстановление способности к саморегуляции.
В развивающей и коррекционной работе с детьми педагог-психолог использует следующие методы и приёмы:
- беседа как средство исследования актуальных эмоций и чувств;
- рисуночные техники А. Венгера, И. Млодик;
- наблюдение;
- активное слушание;
- телесный контакт;
- релаксационные упражнения;
- техники и упражнения гештальт-подхода;
- методы системного и телесно-ориентированного подходов;
Принципы, используемые в работе с детьми и их родителями:
- системность;
- наглядность;
- доступность;
- проблемность;
- профессиональная компетентность;
- уважение клиента;
- соблюдение профессиональной конфиденциальности.
II. Групповая работа с детьми строится в виде социально-психологического тренинга.
Выбранная форма работы даёт положительные результаты. Благодаря групповому взаимодействию, дети становятся более добрые, открытые и отзывчивые, значительно уменьшается процент детей с наличием страхов и тревожных состояний, также улучшаются отношения между детьми и их родителями. В семье каждого ребёнка начинают преобладать взаимопонимание и дружелюбие.
Идея некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребёнка (К. Роджерс) служит базовым инструментом групповой работы с детьми. Принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала, исходя из индивидуальности каждого ребёнка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребёнка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешности развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Психокоррекционная работа групп раннего возраста осуществляется в адаптационный период для снижения тревоги и стресса детей и их родителей в процессе адаптации ребёнка к условиям ДОУ.
Развитие и коррекция детей младшей, средней и старшей групп осуществляется на базе программы интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей от 3 до 6 лет Куражёвой Н.Ю., Вараевой Н.В., Тузаевой А.С., Козловой И.А. «Цветик-семицветик».
Развивающая работа подготовительной к школе группы проводится на основе авторской коррекционно-развивающей программы “В гармонии с телом”. В основу программы легли телесно-ориентированные техники и нейропсихологический подход.
3. Консультирование.
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуального подхода в воспитании и развитии детей.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не выходит за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ:
-консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;
– групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей;
– групповые формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста;
– систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний, круглых столов с обязательным учетом тематики возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей;
-создание информационных уголков педагога-психолога.
Важной составной частью является повышение психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей. Консультирование выстраивается с опорой на результаты изучения конкретных особенностей нашего ДОУ, с учётом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразия детей и родителей.
4. Психопрофилактика.
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Работа педагога-психолога в рамках психопрофилактики включает множество направлений.
1). Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
– анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
– групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
– информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
2). Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста.
3). Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
4). Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива и содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
При введении новшеств в ДОУ педагог-психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.
5. Организационно-методическая работа.
– Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях;
– составление и оформление годового и календарно-тематического планирования, циклограммы и графика работы педагога-психолога;
– оформление журналов консультативной, психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы;
– разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста;
– анализ и обработка диагностических данных;
– разработка и оформление индивидуального маршрута развития ребенка;
– разработка и оснащение бланками для проведения диагностических исследований;
– разработка анкет, консультаций и рекомендаций для родителей и педагогов.
– разработка и приобретение учебных пособий, методических материалов, коррекционно-развивающих программ;
– изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала.
Прогнозируемые результаты.
К 5 годам ребёнок:
- вступает в контакт со взрослым и детьми;
- называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей;
- собирает предметную разрезную картинку из 4-х ровных частей с незначительной помощью взрослого;
- знает и активно использует в словаре названия основных цветов – красный, жёлтый, зелёный, синий;
- знает и активно использует в словаре названия геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник;
- различает по величине до 5 предметов, обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи” и названия предметов обобщённых в данных понятиях;
- зрительно запоминает и воспроизводит 4-5 картинок;
- выделяет один из 4-х предметов с грубой дифференциацией, объясняет свой выбор.
К 6 годам ребёнок:
- вступает в контакт со взрослым и детьми;
- называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон;
- собирает предметную разрезную картинку из 4-х и более ровных частей без помощи взрослого;
- собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета;
- знает и активно использует в словаре названия основных, нейтральных цветов и их оттенков – красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый;
- знает и активно использует в словаре названия геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
- различает по величине до 7 предметов;
- знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года”;
- зрительно запоминает и воспроизводит 5 и более картинок;
- выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор.
К 7 годам ребёнок:
- вступает в контакт со взрослым и детьми;
- называет свои имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают, домашний адрес и телефон;
- собирает предметную разрезную картинку из 6-ти ровных частей без помощи взрослого;
- собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета;
- знает и активно использует в словаре названия основных, нейтральных цветов и их оттенков – красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, серый, коричневый, голубой, розовый, оранжевый и т.д.;
- знает и активно использует в словаре названия геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция;
- различает по величине до 10 предметов;
- знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “цветы”, “ягоды”, “деревья”, “транспорт”, “домашние и дикие животные”, “домашние и дикие птицы”, “части суток”, “времена года”, “месяцы года”, “дни недели”;
- запоминает и воспроизводит на слух 8-10 слов;
- выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор.
Сочетание всех направлений работы педагога-психолога позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.
psychologvdou.ucoz.com