Работа с дошкольниками психолога – Методическая разработка на тему: Организация работы педагога-психолога в ДОУ. Цели, задачи, направления. Программно-методическое и диагностическое обеспечение. | скачать бесплатно

Работа психолога в детском дошкольном учреждении

Отчет по практике

Работа психолога в детском дошкольном учреждении

Содержание

1. Общие сведения об учебном учреждении

2. Работа психолога в ДОУ

3. Особенности психодиагностики дошкольников (рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи», методика «Выбери нужное лицо», тест «Родительское отношение к детям»)

4. Анкета для родителей

5. Анализ результатов исследования

6. Психокоррекционная работа. Обоснование выбора коррекционных мероприятий

7. Коррекционная программа по созданию психолого–педагогических условий для преодоления тревожностей для детей шестого года жизни в системе детско–родительских отношений

8. Игры, способствующие снижению уровня тревожности ребенка

9. «Лист информации» для родителей

Литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

1. Общие сведения об учебном учреждении

Дошкольное образовательное учреждение № 81, г. Краснодар, ул. Станкостроительная, д.3. Заведующая Чернышова Елена Викторовна. В детском саду работает творческий, профессиональный коллектив из 24 педагогов и специалистов, который имеет высокий образовательный ценз. Высшую категорию имеют 16 педагогов, 5 – 1-ю категорию, 3 педагога, с второй категорией. 18 педагогов имеют высшее образование, остальные средне специальное. В тесном контакте с воспитателями работают специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО. Основная цель детского сада № 81 – всестороннее психическое и физическое развитие дошкольников, воспитание свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме.

Содержание работы в детском саду.

В содержание воспитательной работы в детском саду входят следующие разделы:

1) соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;

2) правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;

3) проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;

4) создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.

2. Работа психолога в ДОУ

Детский практический психолог в детском дошкольном учреждении выполняет следующие основные виды работы:

· Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, родителей ДОУ к психологическим знаниям.

· Психологическая профилактика – предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей.

· Психологическое консультирование – помощь в решении проблем, с которыми люди приходят к психологу сами.

· Психодиагностика – углубленное проникновение психолога во внутренний мир ребенка. Результаты психологического обследования дают основание для заключения о дальнейшем развитии или коррекции ребенка, эффективности профилактической и консультативной работы.

· Психокоррекция – как устранение отклонений в психологическом и личностном развитии ребенка, работа но развитию ребенка, формированию его личности.

Таким образом, психологическая диагностика – одно из основных направлений работы детского психолога.

Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально – психологических и психофизиологических особенностей человека, а также для выявления различий между группами людей, объединенных по какому – либо признаку.

Главной задачей диагностики дошкольников является установление взаимосвязей между отдельными особенностями психики ребенка (познанием, общением, качествами личности).

Основными задачами диагностики дошкольников являются:

· изучение интеллектуальных, личностных и эмоционально – волевых особенностей детей, препятствующих нормальному протеканию процессов обучения и воспитания;

· выявление и определение психологической готовности детей к школе;

· выявление причин нарушений и отклонений в психическом развитии детей;

· выявление причин нарушений межличностных отношений детей и воспитателей, детей и родителей, детей и детей;

· определение социального статуса ребенка в детском коллективе;

· установление количества и выраженности детских страхов.

3. Особенности психодиагностики дошкольников

Психологическая диагностика – основа деятельности любого психолога. Основная цель психодиагноста – постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач. Все они, связанные с учетом психологических различий между людьми, требуют работы квалифицированного специалиста, использующего особый инструментарий – психодиагностические методики.

Психодиагностические методики – это специфические психологические средства. Поскольку их используют в практических целях, они должны быть качественными настолько, насколько это возможно, чтобы исключить ошибки в диагнозе.

Под методами психодиагностики понимаются основные пути и приемы научного познания психических явлений и закономерностей.

В настоящее время в мире насчитывается более тысячи методов психодиагностики, и разобраться в них, не имея в качестве ориентира некоторую схему, практически невозможно. Такую, самую общую, схему классификации психодиагностических методов можно предложить, и выглядит она следующим образом:

1.Методы психодиагностики на основе наблюдения.

2.Опросные психодиагностические методы.

3.Объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ деятельности и поведенческих реакций человека и продуктов его труда.

4.Экспериментальные методы психодиагностики.

Диагностика психического развития детей раннего и дошкольного возраста осуществляется основными методами: наблюдением и тестированием. Кроме этого используются: анкетирование, беседа, анализ продуктов детской деятельности.

В раннем возрасте психологическое обследование ребенка проходит без использования тестов. Используются наблюдения в естественных и экспериментальных условиях.

Выбор методического арсенала психологического обследования во многом зависит от «возможностей» обследуемого, от его способностей выполнять те или иные тестовые задания. Так до 3-4 лет психологическое обследование ребенка проходит без использования тестов в узком смысле слова, основывается на методах фиксированного наблюдения в естественных или экспериментальных (моделируемых) ситуациях. Надежность данной психометрии определяется адекватностью параметров поведенческих реакций ребенка, выбранных в качестве критериев показателей психического развития, и точностью, объективностью оценок этих параметров «наблюдателем» (экспертом).

Наблюдения включают два основных объекта – детей и среду, в которой дети находятся, – и преследуют следующие цели:

– получить информацию о развитии каждого ребенка;

– понять темперамент каждого ребенка;

– понять взаимодействие детей как группы и восприятие отдельными детьми друг друга внутри группы;

– оценить, в какой степени воспитатели и среда соответствуют индивидуальным потребностям каждого ребенка.

Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в раннем возрасте.

Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он боится обследования. Предоставив ребенку, возможность заниматься с игрушками («возьми какие, хочешь игрушки и поиграй»), фиксируют первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовывать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности. Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно тс игрушки, которые нужны для определенного действия (предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т. д.). В ходе производимых ребенком манипуляций психолог наблюдает за координацией движений, состоянием моторики.

Помимо наблюдения за свободной игровой деятельностью ребенка проводится специальное обследование с помощью игрушек. Например:

Доска Сегена №1. Предлагается детям с трех лет, представляет собой доску с углублениями, в которые вставляются соответствующие различные по форме геометрические фигуры.

Набор геометрических фигур разной формы (круг, квадрат, треугольник). Устанавливаются способности объединять предметы по общему признаку (простейшее обобщение), фигуры могут быть использованы для проверки счета, построения по образцу.

Матрешки. Ребенку предлагается разобрать, а затем собрать матрешку. Выявляется понимание инструкции, разумность действий, учет размеров матрешки.

«Мисочки». Выявляется уровень восприятия соотношения предметов по величине и овладения предметными действиями.

Мозаика. Предлагают разные варианты заданий: конструирование по образцу, по подражанию, свободное творчество. Исследуется наличие интереса, волевые усилия, пространственная ориентировка, способность к переносу показанного способа действия, мелкая моторика.

Предметные картинки с изображением знакомых детям предметов могут применяться с разной целью: при исследовании внимания, зрительной памяти, мышления.

Рекомендованный игровой материал является примерным образцом. Главное требование к нему: он не должен быть случайным, бессистемным. Порядок предъявления заданий предусматривает чередование легких и трудных заданий.

Этапы психодиагностики дошкольников.

mirznanii.com

Психолог в детском саду – зачем он нужен?

Ответ на этот вопрос прост: всем. Конечно, при условии, если психолог, работающий в дошкольном учреждении, – настоящий профессионал своего дела, любящий детей, имеющий авторитет среди родителей и педагогов. Каковы же основные направления деятельности психолога в детском саду?

Особенности работы с дошкольниками

Психологическое сопровождение малышей, посещающих детский сад, осуществляется специалистом с помощью различных форм и методов работы. В первую очередь, психолог диагностирует состояние психического здоровья воспитанников, выявляя особенности развития мышления, памяти, внимания, социально-коммуникативных навыков ребят разных возрастных групп. На основании данных психодиагностики проводится коррекционная работа с детьми (игры, упражнения, индивидуальные и групповые занятия, беседы, тренинги).

Без внимания педагога-психолога не остаются ни гиперактивные, ни стеснительные, ни агрессивные дети, ни те из дошкольников, у которых выявляются проблемы с успешным освоением новых знаний и практических навыков.

Каждая группа нарушений психического развития требует своего подхода, поэтому в арсенале психолога имеются самые разные способы восстановления и сохранения психологически комфортного состояния малыша, улучшения памяти, внимания, мыслительных процессов. Для каждого возраста существуют свои игры и игровые упражнения, помогающие справиться с проблемой, касающейся психики ребенка.

В помощь психологу приходит и сказка, и музыка, и произведения изобразительного искусства. Широко распространены такие методы как психогимнастика, пескотерапия, используются разнообразные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликация, конструирование с применением как традиционных, так и непривычных материалов).

Адаптация малышей под контролем!

Поступление в детский сад – огромный стресс для крохи, и помочь адаптироваться к новым для него условиям должны не только воспитатели группы и родители. Важную роль на протяжении всего адаптационного периода играет педагог-психолог, который умело и в то же время осторожно направляет ребенка к достижению комфортного психоэмоционального состояния во время нахождения в детском саду.

«Нет» школьной тревожности!

Еще одно важнейшее направление работы психолога с детьми – подготовка выпускников детского сада к школе.

В сотрудничестве с педагогами подготовительной группы и родителями проводится кропотливая и системная работа по формированию готовности к обучению в школе, в том числе и психологической. Для этого психологом проводится всесторонняя диагностика, результаты которой отражают и сформированность навыков чтения, и готовность руки к письму, и эмоциональный настрой на будущее обучение.

При выявлении высокого уровня школьной тревожности дошкольника, выражающейся обычно в страхе перед поступлением в школу, нежеланием обучаться, переменчивым настроением, специалист предлагает ребенку-выпускнику комплекс упражнений и игр, направленных на устранение данной проблемы. В то же время родителям будущего первоклассника даются практические советы по преодолению школьной тревожности.

Одаренные дети

Психологическое диагностирование позволяет выявить не только проблемы в развитии малышей, но и их одаренность (музыкальные, художественные, танцевально-ритмические, математические способности). Чем раньше удается их распознать, тем эффективнее будет их развитие, тем вероятнее возможность превратить способного ребенка в талантливого, и в этом также важна роль психолога детского сада.

Помощь родителям

Ни одна психологическая проблема ребенка-дошкольника не может быть решена без активного участия родителей. Задача детского психолога в том, чтобы сделать мам и пап своими единомышленниками, деликатно объяснить и научить их справляться с имеющимися затруднениями в развитии малыша, порекомендовать им практические способы исправления ситуации.

Для выстраивания эффективного сотрудничества с семьей психолог использует различные формы взаимодействия. Это выступления на родительских собраниях, индивидуальное и групповое консультирование, беседы, мастер-классы, семейные встречи с ребенком.

Хороший психолог всегда сможет найти общий язык с родителями, поэтому если специалист, заявляя об имеющихся у ребенка проблемах, избегает встреч с мамой, вряд ли ему можно доверять, как профессионалу.

Ева Штиль специально для www.kinderok.ru.
При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.

www.kinderok.ru

60 Cодержание работы психолога в дошкольном образ учреждении

Вопрос № 60. Содержание работы психолога в дошкольном образовательном учреждении.

Психологическая служба в дошкольном образовании за последние десятилетия завоевала довольно устойчивые позиции.

Дошкольный возраст (с 3 до 7) приносит ребенку новые потенциальные достижения. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него проявляется творческое воображение, своя особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

Основные задачи психолога, работающего с детьми дошкольного возраста, связаны с психологическим сопровождением естественного развития ребенка, которое включает развитие основ произвольности психических процессов у детей и тренировку психических процессов и функций. Однако наличие детей с коммуникативными, социально-педагогической запущенностью, недостатками в психическом развитии предполагает организацию специальных коррекционно-развивающих программ как комплексного, так и специального характера.

Приоритеты в работе дошкольного педагога-психолога:

Психологическое здоровье детей и охрана прав ребенка – основная цель деятельности психологической службы в ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях). Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка. Профилактическая и пропедевтическая работа с воспитателями по развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства. Внимание к созданию эмоционального, психологического комфорта в детском саду как профилактике психосоматических заболеваний. Обучение всех сотрудников ДОУ полноценному, развивающему общению с детьми. Подготовка детей к новой социальной ситуации развития. Изучение (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления. Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации их деятельности. Содействие повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях развитии ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.

Принято выделять информационную, пропедевтическую, профилактическую, диагностическую, коррекционную функции психологической службы в системе образования. Исходя из этого определяются обязанности психолога в организации и осуществлении обучения в детском саду.

Совершенствование практики обучения детей дошкольного возраста возможно при применении научных достижений психологической науки, раскрывающих основные закономерности развития личности ребенка с учетом его индивидуальности. Провозглашенная личностно-ориентированная модель образования потребовала принципиального изменения позиции психолога в учебном процессе в детском саду, усложнения и многогранности задач его работы:

Психолог знакомит воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области обучения детей.

Дает психологическое обоснование дидактических принципов обучения.

Разрабатывает совместно со специалистами по изобразительной, музыкальной, физической и другим видам деятельности развивающую дидактику обучения детей.

Обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной учебной среде.

Готовит педагогов к профессиональной рефлексии в процессе учебной работы с детьми.

Обеспечивает воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного развития детей, их личностного роста в процессе обучения.

Принимает участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя проектировочную и диагностически-контрольную функцию за развитием детей в условиях инновационного процесса.

По заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучает педагогов им.

Формирует у педагогов мотивационную основу творческой, максимально индивидуализированной работы с детьми на занятиях.

С помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей формирует высокий уровень их компетентности в осуществлении учебного процесса в детском саду.

В работе с родителями психолог осуществляет просвещение по вопросам обучения детей.

Решает по их просьбе частные проблемы ребенка в обучении и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей индивидуализированные программы их занятий с ребенком в домашних условиях.

Проходит по их просьбе индивидуальную диагностику умственного развития ребенка, его специальных способностей.

С детьми психолог проводит развивающие групповые и индивидуальные занятие по просьбе воспитателя, затрудняющегося самостоятельно решить какую-либо обучающую проблему.

Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на учебных занятиях.

Проходит диагностику уровня их достижений в учебной деятельности и на основе ее строит систему помощи ребенку.

Готовит детей подготовительных групп к школе по специально разработанной диагностической программе.

Охраняет психику ребенка от дидактогенных отрицательных воздействий, обеспечивает контроль за соблюдением прав ребенка в полноценном, эмоционально комфортном обучающем воздействии, создает в коллективе сотрудников детского сада нетерпимость по отношению к насилию и принуждению детей в процессе обучения.

studfiles.net

«Особенности работы психолога ДОУ по преодолению детского непослушания»

Одной из актуальных проблем в работе практического психолога ДОУ является проблема детских капризов и непослушания. Дети не только капризничают, проявляют упрямство, а демонстрируют агрессивное поведение, которое направлено как на сверстников, так и на взрослых. Конечно, такое поведение дошкольников мы не можем рассматривать как девиантное, но и игнорировать эти проявления не стоит.

Воспитатели, родители обращаются за советами, пытаются отыскать причины, предотвратить негативное воздействие, которые разрушают душу ребенка, создают эмоциональный дискомфорт как самому ребенку, так и окружающим.

В нашей статье мы представляем материал, который поможет понять природу возникновения детского непослушания. Практические упражнения пригодятся родителям, воспитателям, практическим психологам ДОУ. Они помогут предотвратить, преодолеть проявления деструктивного поведения дошкольника.

Детское непослушание – это демонстрация неустойчивых и отрицательных навыков поведения и общения, которые приводят к эмоциональным и физическим конфликтам, создающим психотравмирующий фон для развития детской личности.

Главной причиной детского непослушания является неблагоприятное морально-эмоциональное окружение ребенка. Это и компьютерные игры, и телепередачи. Но, все же, наблюдая за детьми, проводя беседы, можно сделать вывод – дети понимают, что фильм – это игра, мультик – это не на самом деле.

Главным примером для подражания остаются взрослые, окружающие ребенка. Всем известный неоспоримый факт, что дети подражают все то, что видят и слышат. А эмоциональное состояние большинства взрослых и их отношение к жизни, мягко говоря, радужным не назовешь.

Конечно, мы не можем влиять на развитие компьютерной техники, заниматься цензурой телевидения. Мы работаем с конкретным случаем, с реальными людьми. Поэтому, считаем целесообразным углубить просветительскую работу именно среди родителей. Очень часто, общаясь с родителями, понимаешь, что большинство проблем возникает из-за незнания родителями возрастных особенностей ребенка, из-за неумения адекватно воспринимать ребенка, через собственную низкую психологическую и социальную культуру.

Поэтому нужно чаще проводить родительские собрания, заседания круглых столов, элементы тренингов с родителями воспитанников по инициативе психолога. Ориентировочными темами таких встреч могут быть: «Возрастные психологические особенности детей», «Формирование навыков адекватного восприятия родителями собственных детей», «Стили воспитания в семье» и, их влияние на дальнейшее развитие ребенка», «Дети и родители, родители и дети – взаимодействие поколений», «Активное слушание – как средство решения «Обязательства детских проблем» и др.

Родители должны понимать, что именно они создают особый мир, в котором ребенку уютно, который оберегает и стимулирует. Именно в такой жизни постепенно расцветает личность, для которой теплые, доверительные отношения так же важны, как полноценное питание, как воздух, как вода для организма. Чтобы личность сформировалась, надо сформировать у ребенка позитивное отношение к себе, другим и к окружающему миру. Взрослые должны знать, что деятельность у детей дошкольного возраста – полимотивирована. Ребенок пытается расширять границы своей деятельности, проверяет границы дозволенного. Это проявляется в гамме эмоций: положительных, отрицательных, амбивалентных (одновременное существование любви и ненависти, агрессивности и потребность в близости). Таким образом, взаимодействуя с детьми дошкольного возраста, нужно помнить, что проявлять непослушание намеренно, ребенок не может. Плохое поведение может быть обусловлено как внутренними, так и внешними факторами, определенными психофизиологическими свойствами. Чтобы определить границы дозволенного ребенок должен нарушать запреты взрослого. Если ребенок увлечен каким-то интересным делом, то остановить себя ему очень трудно. Споры со сверстниками возникают, также, не в силу личной неприязни, а в связи с тем, что кто-то из детей «мешает», «не хочет играть так же», «не отдает привлекательную игрушку» и т.д.

Для того, чтобы погасить конфликт, взрослому не нужно определять «правого» или «виновного». Потому что ребенок, которого признают «виновным» во время конфликта, будет считать требования взрослого несправедливыми и невыносимыми. Эффективнее переключить внимание детей на другой вид деятельности. А позже, когда конфликт утихнет, проанализировать ситуацию вместе с детьми. Опять же без «нотаций» ребенку.

Вообще для того, чтобы предупредить непослушание детей, нужно знать индивидуальные особенности ребенка. Одинаковые проявления негативного поведения у разных детей могут быть обусловлены определенными свойствами личности.

Причиной конфликта, также может быть обычная демонстративность. У демонстративного ребенка повышенная потребность в успехе и внимании к себе окружающих. Его поведение чопорное, театрализованное, наблюдаются преувеличенные эмоциональные проявления. Такой ребенок пытается любым способом привлечь к себе внимание, получить одобрение, завоевать авторитет. Если ему это не удается, становится агрессивным, упрямым, демонстрирует беспредельное поведение. Все это делается для того, чтобы его заметили, попросили, похвалили даже «пожурили». Причиной такого поведения может быть семейное воспитание, где ребенку уделяют внимание только после его активного требования, то есть ребенка замечают тогда, когда он капризничает, разрушает и т.д. Может и наоборот – ребенку уделяют много времени, он окружен вниманием взрослых и не умеет сам включиться в деятельность. Таким детям важно найти способ для самореализации. С ними нужно взаимодействовать как с партнером. Они могут стать «правой рукой» любого взрослого. Демонстративным детям можно давать множество поручений: полить цветы, собрать игрушки, разложить оборудование к занятиям и т.д. Но уделять внимание таким детям нужно не тогда когда они его требуют, а тогда, когда обнаружили самую маленькую самостоятельность. Можно похвалить за хорошо выполненную работу, настойчивость, трудолюбие, аккуратность. Очень важно направлять внимание детей на сверстников (предложить помочь товарищу, что-то вместе построить, развеселить, успокоить). Желательно привлекать детей к командным играм, где результат зависит от дружественного взаимодействия. Можно использовать, например, такие игры: «Поводырь» – ребенку завязывают глаза, а другой должен провести его через препятствия (кубик, стульчик и т. д.), «Капризуля» – один ребенок капризничает, другие по очереди успокаивают, этюд «Эгоист» – дети инсценируют предложенный текст, потом обсуждают, игра «Приглашение на пустой стул» – дети разделяются на пары, одни из них садятся на стулья по кругу, другие – становятся за стульями. Ребенок, оставшийся без пары, стоит за спинкой свободного стула и приглашает кого-то, кто ему понравился, на свой стул, упражнение «Рассмеши печального», упражнение «Кто лучше из нас всех …» – взрослый спрашивает: «Кто лучше из нас всех дежурит, помогает младшим, любит растения, уважает старших, помогает маме и т.д. Таким образом доминирующая потребность во внимании удовлетворяется и у ребенка формируется конструктивное поведение. Ребенок чувствует себя нужным, важным.

Еще одной причиной непослушания детей является агрессивность. Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносит физический и моральный ущерб людям или вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). Детская агрессивность – это признак ненормального развития. Причины возникновения могут быть разными. Это и некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Но огромную роль играет воспитание в семье и, которое начинается с рождения ребенка. Очень часто дети становятся свидетелями агрессивных действий взрослых (споры, крики, драки). На закрепление агрессивного поведения влияет характер наказаний, которые применяют родители (резко подавляет агрессивные проявления, очень часто физически, или не обращают внимания). Тем самым убеждая детей в допустимости такого поведения.

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия, это прежде всего, внутренний дискомфорт, это реакция на события, происходящие вокруг, и на которые ребенок не знает как реагировать. Он чувствует себя отверженным, не нужным, уверенным, что его не любят. Других людей воспринимает с подозрением, настороженно. Вину за свои недобрые поступки (драку, обзывание, сломанные игрушки) часто перекладывает на других. Такие дети не осознают собственную агрессивность, не замечают, что вызывают у окружающих страх и обеспокоенность, но хорошо чувствуют неприязнь к себе со стороны взрослых и сверстников. Это убеждает их в своей ненужности.

 

Чтобы эффективно построить работу с агрессивным ребенком, в первую очередь, нужно определить причины появления агрессивных реакций. Они могут быть как физически (физический дискомфорт), так и психически обусловленными. Причиной появления психически обусловленной агрессии может быть неудовлетворенность ребенка своим статусом в группе. Например, ребенок стремится быть лидером, а другие дети не признают этого. Сложившаяся родителями самооценка ребенка – «ты лучший, самый умный …» А попадая в группу сверстников, убеждается, что это не совсем так. Еще одной причиной агрессивного поведения является ограничение в активной деятельности, движении. Взрослым следует держать в памяти закладку, «что ребенок дошкольного возраста очень активный, долго сидеть, стоять, выполнять однообразную работу он физиологически еще не может. Итак, для того чтобы «выяснить причины агрессивного поведения, нужно собрать как можно больше информации о самом ребенке, о его поведении дома, в группе сверстников, о стиле воспитания в семье».

Независимо от причины агрессивного поведения, взрослые при взаимодействии с такими детьми должны соблюдать определенные правила. В первую очередь, предотвращать агрессивные проявления (перехватить руку занесенную для удара, отвлечь ребенка, переключить внимание), быть доброжелательным к ребенку, но подчеркивать, что такое поведение недопустимо. Эффективным в работе с такими детьми является использование элементов изотерапии – рисование того, кого хочется побить, но наделяя его некими смешными чертами, недостатками. Во время лепки можно вылепить свое настроение, а затем самостоятельно его украсить. Хорошие результаты дает использование арттерапии, когда разыгрываются представления, где агрессивный ребенок играет роль богатыря, рыцаря, который помогает людям избавляться от беды. Будет целесообразным и моделирование ситуаций, где ребенок сам становится объектом агрессии, а затем обсуждение желаемого поведения.

Эффективны игры, направленные на коррекцию агрессивности: «Петушки» – на слова ведущего «Петушки подрались», дети толкают друг друга плечами, «А потом помирились» – обнимаются.

Игра «Обижалки» – передавая мяч по кругу, дети называют друг друга, заранее оговоренными словам, это могут быть названия овощей, фруктов, грибов и т. д. В конце игры обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты … солнышко!».

Упражнение «Черная метка» – дети стоят в кругу. Психолог, держа в ладони «черную метку», рассказывает о своих обидах, неудачах. Говорит, что с помощью «черной метки» можно освободиться от них. Надо только подумать об обидах и рассказать о них, зажав «метку» в руке. Когда все дети подержали «метку», взрослый рвет ее на глазах у детей и все вместе говорят: «Иди, мой страх, исчезай!».

Упражнение «Лимон» – взрослый предлагает детям представить, что у них лимон, из которого надо выдавить сок. Дети как можно сильнее сжимают руки в кулачки, а затем расслабляют их.

Упражнение «Дыши и думай красиво» – когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни. Мысленно скажи: «Я – лев» – выдохни, вдохни: «Я – птица» – выдохни, вдохни: «Я – камень» – выдохни, вдохни: «Я – цветок» – выдохни, вдохни: «Я спокоен” – выдохни, вдохни. Ты действительно успокоишься.

Этюд «Штанга» – мы с вами спортсмены. Представьте, что на полу лежит штанга, она очень тяжелая, только сильный ее сможет поднять. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, поднесите ее. Выдохните, штангу поставьте на пол …

Для агрессивных детей, по нашему мнению, не уместно использовать упражнения, где нужно бить подушку, грушу, что-то разрушать, рвать бумагу и т.д. Выполняя такие действия, ребенок учится не преодолевать агрессию, а переносить ее на другой объект. Лучше предложить ребенку воспользоваться «мешочком крика», «минуткой шума». Снимают напряжение «танцевальные минутки», где ребенок превращается в «злого льва», который выполняет «злой танец», или «оскорбленного зайчика», у которого свой танец ….

Нет нужды говорить о коррекционном влиянии на детей сказкотерапии. Обсуждая сказку, можно поиграть в игру «Кого возьмем в путешествие», тем самым побуждать детей, самим проанализировать поведение героев и определить, что хорошо, а что нет.

Таким образом, главная задача взрослых в работе с агрессивными детьми, научить их бесконфликтно взаимодействовать с окружением, научить трансформировать свои агрессивные проявления в социально приемлемые способы реагирования. Потому что агрессия, гнев, обида – это чувства, которые присущи каждому человеку, они являются инстинктивной формой поведения направленной на самозащиту и выживание в мире. Нельзя их искоренять, но для того, чтобы человек комфортно чувствовал себя в социуме он должен обладать навыками саморегуляции, самоконтроля. Уметь анализировать свои мысли и поступки, проявлять эмпатию к окружающим.

Часто встречаются дети, которые не могут усидеть на одном месте, молчать, выполнять указания и инструкции, спорят, раздражаются, бывают безответственными. Их движения лихорадочные, беспорядочные. Иногда наблюдается плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Поступки – импульсивные, поведение слабо управляемое правилами. Такие дети часто обижаются, но быстро забывают об обидах. Внимание не устойчиво. Начинают отвечать, не дослушав вопрос, не слышат, когда к ним обращаются. Их интересы разные, игры шумные. Эти дети часто эгоистичны, требовательны, легко контактируют, но их болтливость вызывает раздражение у окружающих. Это портрет гиперактивного ребенка. Взрослым следует знать, что такое поведение ребенка обусловлено ​​не плохим характером или невоспитанностью, а индивидуальными особенностями личности.

Гиперактивность – это специфическими особенность психики, определяемая как физиологическими (нарушения в определенных структурах мозга, наследственность, патология беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни), так и психосоциальными факторами.

Взаимодействуя с таким ребенком, взрослые должны знать, что дисциплинарные меры на них действуют слабо. Наказание, установки желаемых результатов не принесут, а наоборот, могут вызвать истерику или агрессию. Тактика вседозволенности также недопустима, потому что дети очень быстро начинают манипулировать взрослыми. Работать с такими детьми нужно комплексно, то есть придерживаться одних требований как в дошкольном учреждении, так и дома. Для такой работы требуется тесное взаимодействие психолога, педагогов и родителей. Проявления гиперактивности нельзя игнорировать, так как в подростковом возрасте они могут развиться в асоциальное поведение (правонарушения, наркомания, алкоголизм).

Прежде всего, ребенку нужно обеспечить четкое выполнение режима дня. Следить за тем, чтобы ребенок не уставал. Потому что, когда гиперактивный ребенок уставший, он становится еще более импульсивным, капризным, неуправляемым, тем самым обостряя конфликт между взрослыми и сверстниками. Фон общения должен быть спокойный, ровный. Недопустимы проявления эйфории у взрослых из-за успеха ребенка и наоборот «нотации» из-за неудач. Во время выполнения каких-то задач, нужно давать четкие, лаконичные инструкции (длинные объяснения ребенок просто не запомнит). Необходимо часто менять виды деятельности (через каждые 7 – 10 мин). Во время учебных занятий, нужно варьировать подачу того же материала. Говорить с ребенком нужно спокойным, ласковым голосом, желательно применять тактильный контакт (погладить, обнять).

Упражнение – релаксация «Цветок» – взрослый включает спокойную музыку. Дети приседают. Мы хорошие, разноцветные цветы, которые растут на очаровательной поляне. Ласкаются цветы на солнце (поглаживают себя по ручкам, плечах, лицу). Вдруг пошел дождь (дети стучат пальчиками по коврику, сначала медленно, а затем – сильнее). Цветы начали расти (медленно поднимаются). Вдруг налетел ветер, и цветы начали шататься (дети дуют и качаются в разные стороны).

Психогимнастика «Фотография» – дети стоят в кругу, ведущий в центре. Ведущий принимает какую-то позу и командует: «Внимание! Снимаем! »Дети пытаются воспроизвести позу, которую увидели и остаться в ней определенное время.

Упражнение – релаксация «Поезд» – дети стоят друг за другом. Взрослый описывает разную погоду (ласково светит солнышко, пошел дождь, мороз, метель) и делает массаж последнему ребенку, дети повторяют его движения и делают массаж друг другу.

Эффективны игры с имитацией полярных поведенческих проявлений.

«Обезьянье зеркальце» – когда-то давно злой колдун заколдовал зеркальце, а мальчик его нашел. Он посмотрел в него и стал кривлякой, когда кто-то заходил в его комнату он начинал кривляться (ребенок кривляется в зеркальце). Об этом узнала добрая фея, она расколдовала зеркальце и мальчик стал улыбаться (улыбается).

Игра «Капля из сумки» – девочка стояла с мамой в магазине и увидела, что у одной женщины открылась сумка, а оттуда выглядывает что-то мохнатое и прозрачное, почти невидимое. Это было упрямство, которое тетушка собирала по всему миру. Капля упрямства прыгнула и прилипла девочке на рукав. И что здесь случилось (дети, вместе со взрослым, разыгрывают возможные ситуации).

Игра «Солдатики» – оловянные солдатики очень дисциплинированные, а настоящий солдат, прежде чем выполнять приказ командира, обязательно повторит его. Например, командир говорит: «Иди мыть руки!», А солдат отвечает: «Есть! Иду мыть руки! »- и только тогда возвращается и идет (дети по очереди выполняют различные задания).

Для работы с гиперактивными детьми целесообразно проводить игры на развитие скорости реакции, координации движений, игры с использованием сдерживающих моментов («Найди и промолчи», «Молчаливый разговор», «Слушаем тишину» и т. Д.).

Игры с водой, песком, глиной, пальчиковые игры, изотерапия – имеют большое коррекционное влияние, но нужно помнить, что коррекционная работа с гиперактивными детьми наиболее эффективно тогда, когда оно проводится поэтапно: индивидуальная, парная, подгрупповая. Гиперактивные дети больше всего нуждаются в терпении и сострадании том, что в основе их поведения лежат органические нарушения, в которых ребенок не виноват.

Неугомонный, непоседливый, любознательный, эмоциональный, впечатлительный – это характеристика психологически здорового ребенка. Такое поведение детей требует от взрослого много внимания, терпения, знаний и энергии. Поэтому уделяйте детям как можно больше своего времени, отдавайте им свои знания и энергию, будьте примером для подражания, так как именно от нас взрослых зависит развитие гармоничной личности ребенка, его дальнейшая адаптация в обществе.

Создано: 25 Июнь 2018
Автор: Елена
Просмотров: 2072

psichologvsadu.ru

14. 0Сновные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста. Развивающе-коррекционная работа с дошкольниками.

Развивающая работа с детьми дошкольного возраста 3-5 лет Б. П. Никитин

1. Раннее начало. Нет такого периода в развитии психики ребенка, в течение которого происходит только созревание нервных структур и функций: любой контакт ребенка с окружающим миром уже является для него новым опытом, а значит, прямо влияет на его умственное и личностное развитие.

2. Создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее. В соответствующий момент – наиболее эффективное развитие.

3. Стимуляция собственной активности ребенка и напряжения его сил.

4. Предоставление ребенку определенной свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы. Это предохранит его от перенапряжения и переутомления и позволит сохранить интерес к самому занятию.

5. Обязательное участие взрослого в деятельности ребенка.

При организации занятий с детьми психологу следует принимать во внимание не только наличные возможности ребенка, но и «зону его ближайшего развития».

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни — поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми шестого и седьмого года жизни начинает занимать подготовка к школе.

1. Продолжающееся целенаправленное развитие личности ребенка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного освоения ребенком в будущем собственно учебной программы.

2. Обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счета).

15. Диагностика психологической готовности к школьному обучению.

ГШО включает в себя 3 аспекта: уровень интеллекта, эмоцеональную и социальную компетентность. Диагностика ГШО должна проводиться для профилактики нежелательного психического развития. Цель: Выявить особенности психологического развития, для определения индивидуального подхода к ребенку. Выявить детей не готовых к ШО. Распределение в классы с учетом ЗУНов. Отсрочка обучения на 1 год. Методы диагностики: Тесты школьной зрелости (Керн – Юрасик), тесты готовнсти к школе (облученности или досижений), методы определяющие сформированность психологических предпосылок для овладения учебной деятельностью. Составление диагоностической программы: 1. мотивационная сфера- методика «Сказка». 2. Произвольная сфера «домик» – позволяет выявить у ребенка умение воспроизвести. 3. IQ и речевая сфера – выявление обучаемости, усвоение нового правила работы, перенос усвоенного правила на аналогичный вид деятельности. Процедура проведения: Дети 6-7 лет. Наиболее благоприятные условия обследования в детском саду. 2. Проводиться в 1-2 приема. Требования к собеседованию: – ребенок должен воспроизводить рисуночный образ; -уметь работать по правилам; – уметь выкладывать последовательность сюжетных карточек; -различат отдельные звуки в словах. Этапы обследования: 1. Методика «Домик» проводиться в группах, «Сказка» – индивидуально, «Да и нет», «Звуковые прятки» – индивидуально для каждого ребенка д.б. подготовлен буклет с бланками методик. Все обследование с участим родителей, кроме «Домик» и «Сказка». 2. По результатам обследования, родителям даются рекомендации, как лучше провести развивающую работу за оставшееся время. Результаты заносятся в карту психологического развития ребенка. Если ребенок одаренный нужно наметить программу его индивидуального развития.

studfiles.net

«Работа практического психолога с дошкольниками «группы риска».

Поиск Лекций

Практические психологи, работающие с детьми, достаточно часто сталкиваются со случаями осложнений психического развития, большая часть из которых является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания.

Нельзя забывать и о том, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием ребенком одного из кризисов развития (1 год, 3 года, 7 лет). Эти периоды в жизни ребенка, несмотря на видимую трудновоспитуемость, свидетельствуют о нормальном ходе психического и личностного развития. Воздействие на ребенка, переживающего кризис, должно быть направлено не столько на коррекцию его поведения, сколько на перестройку сложившейся системы отношений взрослого и ребенка.

Лечение тяжелых психических и нервных заболеваний не входит в компетенцию практического психолога, работающего с дошкольниками. Мы остановимся на характеристике только тех нарушений развития, которые можно считать типичными для психически здоровых детей.

Как определить степень тяжести имеющегося у ребенка психического расстройства. М. Раттер предлагает критерии оценки отклонений в поведении ребенка:

1. Нормы, соответствующие возрасту и полу ребенка.

2. Длительность сохранения расстройства (страхи, припадки и т.д. – часто, если длительно (месяцы и годы) – должны вызывать тревогу).

3. Жизненные обстоятельства (рождение младшего брата, сестры, перемена детского сада, группы, как следствие нарушение в поведении).

4. Социокультурное окружение. Культурные различия в обществе значительно влияют на поведение детей.

5. Степень нарушения. Отдельные симптомы нарушений встречаются чаще, чем целый ряд симптомов одновременно. Более пристального внимания требуют дети со множественными эмоциональными и поведенческими расстройствами, особенно если они касаются различных сторон психической жизни.

6. Тип симптома. Одни симптомы бывают обусловлены неверным воспитанием ребенка, другие – психическими расстройствами. Например, грызение ногтей – привычка, одинаково часто встречающаяся у нормальных и у психически больных детей, поэтому сам по себе этот симптом ни о чем не говорит. В то же время нарушения отношений со сверстниками чаще бывают связаны именно с расстройством и требуют более пристального внимания.

7. Тяжесть и частота симптомов. Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей более обычны, нежели серьезные, часто проявляющиеся расстройства. Важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов.

8. Изменение поведения. Анализируя детское поведение, следует сравнивать его не только с возрастными нормами, свойственные детям этого возраста вообще, но и с теми, которые обычны для данного ребенка. Следует внимательно относиться к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяснить закономерностями нормального развития.

9. Ситуационная специфичность симптома. Симптом, проявление которого не зависит от ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной ситуации.

Наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольного возраста можно разделить на следующие группы:

1. Нарушение поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность).

2. Отставание в развитии (педагогическая запущенность, ЗПР, умственная отсталость).

3. Различные формы детской нервозности (невропатия, неврозы, страхи) – не входят в компетентность детского практического психолога, однако психолог должен уметь дифференцировать подобные случаи, чтобы своевременно направить ребенка к детскому психоневрологу.

Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило двумя факторами: ошибками воспитания и определенной незрелостью или типичными поражениями нервной системы Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, так как взрослые нередко недооценивают или игнорируют (или не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями.

Очень важно, поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить пути коррекционной работы с ним. Для этого психолог должен хорошо представить себе симптоматику нарушений психического развития детей, знание которого позволит психологу не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие помощи медиков.

Нарушения поведения.

Нельзя забывать о том, что каждое нарушение поведения имеет в своей основе не только педагогические ошибки взрослых, но и определенную слабость ЦНС, обуславливающую как ее возрастной незрелостью, так и частными случаями легких мозговых поражений вследствие неблагополучного протекания беременности или родов, обычно преодолевавшими при правильном воспитании к 7-8 годам.

Работа с детьми, имеющими те или иные нарушения поведения, осуществляется в разных формах. Одним из наиболее популярных методов сегодня является психотерапевтическая работа с группой детей, поведения которых характеризуется определенной трудностью. Однако сами по себе занятия в группе не способны изменить тип поведения ребенка, они могут лишь: раскачать ситуацию, выявить проблему, задать основное направление коррекционной работы. Дальнейшая же работа с ребенком по формированию у него желаемого типа поведения ложится на плечи родителей и воспитателя.

Агрессивность.

Многим маленьким детям свойственная агрессивность. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными оказавшимися острыми и труднопереносимыми для ребенка в силу незрелости его нервной системы, поэтому наиболее удовлетворительной для ребенка может оказаться и физическая реакция, особенно при ограниченности способности ребенка к самовыражению.

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей:

1. Это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергающимся нападению, получить повреждения. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх.

2. Это пережитая обида, или душевная травма, само нападение. Часто страх возникает из-за нарушенных социальных отношений ребенка и окружающих его взрослых.

Агрессия может быть физической и вербальной.

Физическая агрессия может выражаться как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Иногда агрессивность и разрушительность совпадает, и тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании, какими-то драматическими событиями.

За вербальной агрессией (оскорбляют, дразнят, ругаются) часто стоит не удовлетворенная потребность почувствовать себя сильными или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимая значения бранного слова, использует его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань является средством выражения эмоций и в неожиданных, в неприятных ситуациях: ребенок упал, расшибся, его подразнили или задели. В этом случае ребенку полезно дать альтернативу брани – слова, которые можно с чувством произнести в качестве разрядки («елки-палки», «пропади пропадом» и др.).

Как работать с детьми, проявляющими агрессивность. Если психолог приходит к выводу, что агрессия ребенка не носит болезненного характера и не свидетельствует о более тяжелом психологическом отклонении, то общая тактика работы состоит в том, что бы постепенно научить ребенка выражать свое неудовлетворение в социально приемлемых формах (Дж. Лешли). Важны постоянство и последовательность в реакции выбранных взрослыми типа поведения по отношению к ребенку.

Первый шаг – попытка сдержать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлениями. В отношении физической агрессии это сделать легче, чем в отношении вербальной. Можно остановить ребенка громкой речью, отвлечь игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессии (отвести руку, удержать за плечи).

Если акт агрессии предотвратить не удалось, надо обязательно показать ребенку, что такое поведение абсолютно не приемлемо. Проявивший агрессию ребенок, подвергается суровому осуждению, а его «жертва» окружается повышенным внимание и заботой взрослого. Такое положение может ясно показать ребенку, что сам он только проиграет от таких поступков.

В случае разрушительной агрессии взрослый должен обязательно кратко, но однозначно выразить свое недовольство подобным поведением. Очень полезно каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Чаще всего ребенок отвечает отказом, но рано или поздно он может откликнуться на слова: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы все порушить, поэтому я уверена, что ты поможешь мне прибрать». Уборка как наказание за содеянное неэффективна; лейтмотивом взрослого должна быть уверенность в том, что «большой (ая)» мальчик (девочка) должны нести ответственность за свои дела. Если ребенок все же поможет убраться, он обязательно должен услышать искреннее «спасибо».

Вербальную агрессию предотвратить трудно, поэтому почти всегда приходится действовать после того, как акт агрессии уже свершился. Если обидные слова ребенка адресуются взрослому, то целесообразно вообще проигнорировать их, но при этом необходимо понять, какие чувства и переживания ребенка стояли за ними. Может быть, он хочет использовать чувство превосходства над взрослым, а может быть, в гневе не знает другого способа выразить своих чувств. Иногда взрослые могут превратить оскорбление ребенка в комическую перепалку, что позволяет снять напряжение и сделать саму ситуацию ссоры смешной. Если же ребенок оскорбляет других детей, то взрослые должны посоветовать им, чем ответить.

Работая с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивными выпадом ребенка может его только стимулировать. Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед группой детей и взрослыми. Для предупреждения агрессивного поведения у маленьких детей нужно использовать коллективные игры, способствующие вырабатывать у них терпимость и взаимовыражение.

Вспыльчивость.

Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному поводу, устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость это выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление силы характера. Тем не менее, она причиняет и взрослым и самому ребенку массу неудобств и поэтому требует преодоления.

Как и в случае с агрессией, приступ вспыльчивости нужно попытаться предупредить. В одних случаях удается отвлечь ребенка, в других наоборот целесообразнее покинуть ребенка, лишить аудитории. Детей постарше надо побуждать выражать свои чувства словами.

Если же ребенок уже вспылил, то урезонить его не удастся. Успокаивающие слова не будут действовать. Здесь важен спокойный эмоциональный тон. Когда приступ пройдет, понадобиться утешение, особенно если ребенок сам напуган силой своих эмоций. На этой стадии старший дошкольник уже может выражать свои чувства словам или выслушать объяснения взрослого. Взрослый не должен уступать ребенку только ради того, чтобы не вызвать припадка, однако важно оценить, действительно ли запрет взрослого имеет принципиальное значение, не борется ли он с пустяком.

Пассивность.

Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребенка, считают, что он просто «тихоня», отличается хорошим поведением. Тем не менее, это далеко не всегда так.

Тихие дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятные эмоции. Ребенок может быть несчастливым, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным, ибо может пройти немало времени, прежде чем появиться ответная реакция.

Нередко тихое поведение ребенка – реакция на невнимание или неурядицы дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в собственном мире. Проявлениями этого является посасывание пальца, царапание кожи, выдергивание у себя волос или ресниц, раскачивание и т. д.

Простое приказание прекратить это занятие вряд ли сработает, так как оно не помогает ребенку справиться с душевным состоянием. Более хорошим будет все то, что поможет ребенку выразить свои эмоции.

Нужно выяснить, какие события или обстоятельства вызвали у ребенка такое состояние, так можно наладить контакт с ним. С детьми старше 4-х лет можно поиграть или побеседовать, чтобы в игре и в беседе ребенок выражал свои чувства. Основные направления работы с таким ребенком – помочь выразить свои переживания в иной, более приемлемой форме, добиться его доверия и расположения, разрешить в непосредственном контакте с родителями ту ситуацию, которая вызывает у ребенка столь тяжелые переживания.

Другая причина тихого, пассивного поведения ребенка, может страх перед незнакомыми новыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумение обращаться к взрослому. Такой ребенок может и не нуждаться в физической ласке или вообще не переносить физических контактов.

Всегда есть риск, что ребенок слишком сильно привыкал к взрослому, вытащившему его из «скорлупы». Нужно помочь ребенку приобрести уверенность в себе, только тогда он сможет выйти из под опеки одного взрослого, который доверяет, и научится сам сходится с новыми людьми – взрослыми и сверстниками.

Гиперактивность.

В основе гиперактивности обычно лежат не сложности во вне, и незрелость ЦНС, а микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнения беременности и родов, истощение соматического заболевания раннего возраста (тяжелый диатез, диспенсия – «несварение»), физические и психические травмы.

Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей, как эта, весьма распространенная в дошкольном возрасте.

Основные признаки гипердинамичного синдрома – отвлеченность внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок импульсивен и нельзя предсказать, что он сделает в следующий раз, не знает этого и он сам. Действует он не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия виновным которого становится. Он легко переносит наказание, не помнит обиды, не держит зла ни на кого, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый неуемный ребенок в детском коллективе.

Самая большая проблема гипердинамичного ребенка – его отвлеченность. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, так как любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.

Так проявляется гипердинамический синдром – 6-7 лет. В благоприятных случаях к 14-15 годам он сглаживается, а первые проявления можно заметить уже во младенчестве.

Отвлеченность внимания и двигательную расторможенность ребенка нужно настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни. Надо четко разграничить целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательная активность нужно направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнение какого-либо поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное – подчинить его для цели и приучить достигать его.

В старшем дошкольном возрасте гипердинамичного ребенка приучают к усидчивости. Когда он набегается и устанет, ему можно предложить заниматься лепкой, рисованием, конструированием, причем надо сделать так, чтобы это занятие стало интересным для ребенка, и он довел его до конца. На первых порах требуется настойчивость взрослых, которые буквально физически удерживают ребенка за столом, помогая ему закончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычным и поступив в школу он сможет усидеть за партой весь урок.

Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проявляется настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать что к 6-7 годам проявление синдрома будут преодолены. В противном случае, поступив в школу, ребенок столкнется с еще большими трудностями. В школе таких детей зачастую считают неполноценными и невоспитанными и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями, запретами и ограничениями. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной ситуацией и срыв следует за срывом. Особенно бурно проявляется гипердинамический синдром в 13 лет и старше, определяя судьбу уже взрослого человека.

Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Профилактическая работа психолога с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ

Профилактическая работа психолога

 с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ

 

При составлении перспективного планирования профилактической работы были соблюдены следующие принципы: доступность материала, последовательность, подача материала от простого к сложному.

В зависимости от целей, задач, условий проводила разнообразные занятия, соблюдая при этом определенную структуру, правила. Решая задачи применяла самые разнообразные формы работы с дошкольниками: психологические этюды, упражнения, игры, но основное внимание уделяла блоку совместной деятельности взрослого с детьми и свободной деятельности детей. Работу проводила по подгруппам, что давало детям возможность конструктивно общаться со сверстниками,  размышлять над своими действиями, поступками, в чем – то утвердиться, в чем-то усомниться. Использовала материалы, которые не часто используются в группах при большом количестве детей.

Работа по данной теме требует демократического стиля, поэтому общение с детьми в ходе проведения психологических занятий носило доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельной деятельности, самораскрытию и активному познанию.

Немаловажное значение для формирования психологического здоровья и поддержания интереса к активной познавательной деятельности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно – развивающая среда. Она стимулирует психическое развитие ребенка, создает оптимальные условия для активизации саморазвития, устойчивого эмоционально-положительного самочувствия каждого ребенка. Поэтому в группах ДОУ были оборудованы и оформлены      «уголки уединения», мягкие модули, мягкие игрушки-релаксанты,  настенное панно «Мое настроение», плакат «Азбука эмоций» (набор фотографий, изображающих разные эмоции).

Работу по формированию психологического здоровья у дошкольников путем реализации психологической поддержки начала с детьми старшей группы и направила ее на знакомство и уточнение представлений о мире эмоций, эмоциональных состояний.

 

  Содержание профилактической работы  с детьми старшей группы (возраст детей: 5-6 лет) было направлено на решение следующих задач:

1.            Создать условия для обогащения эмоциональной сферы ребенка. Познакомить детей со способами изображения различных эмоциональных состояний (по фото, рисункам, схемам).   

2.            Научить детей узнавать и называть базовые эмоции (радость, страх, удивление, грусть, злость, стыд) по мимике и пантомимике.

3.            Знакомить детей с различными способами повышения настроения, с приемами релаксации, снятия эмоционального напряжения физическими действиями.

4.            Формировать навыки конструктивного общения, поведения в проблемных ситуациях.

5.            Развивать у детей уверенность в себе, чувство доверия к окружающим.

6.            Оказывать ребенку психологическую поддержку во всех видах деятельности.

Поддерживая естественное расширение интересов детей,  учила их выражать свои эмоции в рисунках, работе с разными материалами (тесто, пластилин), в ходе выполнения разных упражнений, решения проблемных ситуаций, в играх-драматизациях видеть результаты совместной деятельности, тем самым, развивая собственную активность детей, желание сотрудничать, пользоваться различными формами приветствия в повседневной жизни, находить альтернативу конфликтному поведению.

В подготовительной к школе группе количество педагогических форм и методов формирования психологического здоровья детей 6-7 лет увеличилось. Задачи, решаемые на данном этапе работы, усложняются по сравнению с задачами предыдущего этапа:

1.            Способствовать развитию способностей детей не только определять основные эмоции, но и использовать собственные выразительные средства.

2.            Формировать нравственное сознание и поведение ребенка, дать понятие о необходимости соблюдения основных правил общения, поведения в обществе.

3.            Способствовать преодолению повышенной тревожности, скованности, страха, неуверенности в себе.

4.            Развивать у детей доброжелательность, самоконтроль, произвольное поведение,  внимание.

5.            Развивать у детей адекватную самооценку, коммуникативные навыки, самосознание, временную перспективу достижений.

6.            Способствовать стремлению детей избавиться от вредных привычек

     Со своей стороны я старалась организовать работу так (учет возрастных особенностей, подготовка теоретической базы, развивающей среды), чтобы дети овладели следующими умениями:

– определять настроение других по выражению лица, жестам, эмоциям;

– конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;

– осуществлять самоконтроль, произвольность собственного поведения;

– проявлять сочувствие, сопереживание родным и близким людям;

– адекватно реагировать на достоинства и недостатки других;

– чувствовать уверенность в своих возможностях;

– различать хорошие и плохие поступки.

         Конечно, сказанное выше не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия. Я понимала, что степень овладения определяется не возрастом, а условиями, а также индивидуальными особенностями каждого ребенка. Поэтому со своей стороны проявляла терпимость и снисходительность при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Я старалась организовать свою работу таким образом, чтобы каждый ребенок мог овладеть всеми ЗУН, присущими предшествующему возрасту, и одновременно освоить новые ЗУН, до которых он дозрел к данному моменту. Чтобы такое стало возможным, проводила занятия, соответствующие достигнутым возможностям детей и одновременно готовила их к освоению новых, более сложных форм деятельности.

 

Таким образом, можно сказать, что реализация профилактической психологической поддержки детей в ДОУ, специально организованное проведение психологических занятий с учетом индивидуальных особенностей детей – это прекрасная возможность для формирования психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста, неиссякаемый источник получения новой информации и положительных эмоций.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *