Речевая школа 5 вида – Глава 1 Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (V вида). Школа 5 вида для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Речевая школа. Мифы и реальность

31 января 2018

       Данная статья адресована прежде всего родителям, чьи дети посещают логопедические группы детских дошкольных образовательных учреждений. Зачастую родителей пугают речевой школой, считая видимо, что эта школа сильно отличается от обычной общеобразовательной, и значительно ограничивает возможности ребенка в получении базового образования. Это первый миф. Следующий миф состоит в том, что дети, обучающиеся в речевой школе, якобы, имеют выраженные отклонения в развитии. Третий заключается в том, что попав в коррекционную школу, ребенок уже никогда не сможет обучаться в общеобразовательной школе и не получит хорошего профессионального образования в будущем.

      В реальности же все обстоит несколько иначе.

      В Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школу №3 (обратите внимание, в названии школы нет ни малейшего упоминания о коррекционном статусе учреждения), реализующее адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП),   принимаются дети, имеющие тяжелые нарушения речи различного патогенеза (общее недоразвитие речи, тяжелое фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушения лексико-грамматического строя речи, письма и чтения), степень выраженности которых,  препятствует обучению в обычной общеобразовательной школе. При этом у ребенка должны быть сохранными физический слух и интеллект.

       В отличие от обычной общеобразовательной школы, учащиеся речевой школы получают основное общее образование и аттестат государственного образца за 10 лет обучения. I ступень (1-4 классы) – 4 года, II ступень (5-10 классы) – 6 лет. Основу образовательного процесса в речевой школе составляет единство обучения, воспитания, развития и коррекции.

Помимо образовательных задач важнейшей целью является преодолению речевого и, связанных с ним, особенностей психического развития, воспитание личности, способной адаптироваться к жизни в современном обществе и успешно реализовывать свои познавательные и социальные потребности.

       В школе сегодня реализуются новые федеральные государственные стандарты: ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС ООО. С этим связано введение предмета «Иностранный язык» с 5 класса (этого предмета раньше не было в учебном плане речевой школы), увеличено количество часов на изучение русского языка. Важной составляющей новых стандартов стала внеурочная деятельность,  в которой реализуются курсы коррекционно-развивающей направленности и другие курсы. 

        Самым сложным и ответственным периодом в обучении детей с нарушениями речи является начальная школа. Первый год обучения для ребенка с речевой патологией становится диагностическим. В первые два месяца обучения первоклассники проходят углубленное обследование. При этом уточняется структура речевого дефекта, прослеживается динамика развития основных психических функций и компенсаторных механизмов. Исходя из этого, составляется программа коррекционной работы и дальнейшего обучения для каждого ученика.

        Очень важно, что в каждом классе начальной школы учителем работает специалист-логопед. Именно это позволяет реализовать принцип единства обучения, развития и коррекции. Обучение ведется по программам и учебникам общеобразовательной школы, (УМК «Школа России»). Учитель-логопед в процессе работы видит, с какими трудностями сталкивается ребенок в овладении знаниями, и на дополнительных часах логопедии после основных уроков проводит индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

        Однако, усилий только учителя было бы недостаточно для достижения необходимого результата. Условия речевой школы позволяют создать предпосылки для оптимально эффективной коррекционной работы. В первую очередь, это наполняемость классов до 12 человек. Школа работает по типу школы полного дня, то есть каждый класс это класс-группа продленного дня ( с 1 по 6 класс), где дети могут находиться с воспитателем до 17-18 часов. Воспитатель координирует посещение детьми различных занятий коррекционной направленности, кружков, помогает с выполнением домашних заданий, совместно с классным руководителем планирует и ведет воспитательную работу.

     

      

        Кроме того, штатное расписание речевой школы позволяет создать качественную систему сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Ученик с тяжелыми нарушениями речи не может не испытывать трудностей в период обучения. Помимо проблем, обусловленных речевым недоразвитием, эти дети часто отличаются слабым соматическим здоровьем, гиперактивностью, психо-эмоциональной неустойчивостью, недостаточной социальной адаптацией. На помощь педагогам приходят психологи, логопеды, учитель-дефектолог, социальный педагог, а также врач-невролог, медсестра, инструктор ЛФК, валеолог. У каждого из этих специалистов свои задачи, но цель одна – помочь ребенку справиться с трудностями и как можно лучше освоить учебную программу.

        Дети, у которых в ходе обучения и коррекционной работы нормализуется речевая деятельность, могут продолжить свое обучение в обычной общеобразовательной школе.

        Успешность и результативность обучения данного контингента учащихся во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к коррекции речевых нарушений.

        В этой связи, хочется отметить высокий профессионализм, творческий подход к делу всего педагогического коллектива. Учителя корректируют учебные программы, адаптируя их к особенностям развития учащихся школы, ведут экспериментальную работу, разрабатывают авторские программы и методические пособия.  В последние годы в учебный процесс активно внедряются современные педагогические и информационные технологии. В коррекционной работе используются компьютерные программы  «Дельфа», «Логодиакорр» (последняя разработана и апробирована при участии учителя-логопеда школы Павловой Л.Н.). В школе два компьютерных класса. На базе одного ведутся логопедические занятия по коррекции нарушений письменной речи, а также занятия психолога и дефектолога по коррекции нарушений психических функций. В другом классе проводятся уроки информатики, ОБЖ. Многие предметные кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием, что позволяет учителю вести уроки на современном уровне.

       Нам очень важно, чтобы наши ученики не чувствовали себя какими-то особенными, не такими как их сверстники в общеобразовательных школах. Хотя учеба дается им большим трудом, педагоги радуются любому их успеху, поддерживают, помогают. Главное, чтобы дети не потеряли уверенность в себе, преодолели страх собственной речи. И если ребенок не стал лучшим в учебе, он обязательно будет лучшим в спортивных соревнованиях, в творческом конкурсе, сможет проявить себя в любой другой деятельности.

       Это подтверждают ежегодные успехи учащихся школы в различных городских и районных мероприятиях. Мы можем гордиться спортивными достижениями, победами в конкурсе дистанционных проектов, предметном конкурсе «Эврика», участием в  районной конференции для учащихся «Мир науки» и многим другим. Наши ребята  вообще очень любят петь в хоре, танцевать, читать стихи, делать инсценировки. Они удивительно толерантны друг к другу  и талантливы, и каждый может почувствовать себя членом «команды», быть успешным и  подставить плечо товарищу.
 

        Важнейшей составляющей успешности и результативности обучения ребенка с нарушением речи, мы считаем роль родителей, как полноправных участников образовательного процесса. Хотя некоторые считают, что отдав ребенка в речевой сад или в речевую школу, они все свои проблемы решили. Или напротив, родители демонстрируют чрезмерные амбиции по типу: «Я хочу, чтобы мой ребенок учился по такой-то программе, изучал английский язык с 1 класса и т.п.». Родителям следует четко понимать, что учеба для ребенка с нарушением речи – тяжкий труд. Ему нужна постоянная помощь, поддержка, направленность на успех – тогда не пропадет желание учиться.

        Родители вправе рассчитывать на хороший результат, если пройдут весь сложный путь обучения в школе вместе со своим ребенком.

Наши выпускники после 10 класса чаще всего поступают в профессиональные училища, колледжи или идут в 10 класс общеобразовательной школы. Многие в будущем получают высшее образование и становятся прекрасными специалистами.  

       Речевая школа – это шанс для определенной категории детей, шанс справиться со своими проблемами с помощью специалистов, получить базовое образование и состояться в жизни. 

 

 

 

gbskou3.krgv.gov.spb.ru

Речевая школа.

Речевая школа. Мифы и реальность.

Данная статья адресована прежде всего родителям, чьи дети посещают логопедические группы детских дошкольных образовательных учреждений. Зачастую родителей пугают речевой школой, считая, видимо, что эта школа сильно отличается от обычной общеобразовательной, и значительно ограничивает возможности ребенка в получении базового образования. Это первый миф. Следующий миф состоит в том, что дети, обучающиеся в речевой школе, якобы, имеют выраженные отклонения в развитии. Третий заключается в том, что попав в коррекционную школу, ребенок уже никогда не сможет обучаться в общеобразовательной школе и не получит хорошего профессионального образования в будущем.

В реальности же все обстоит несколько иначе.

В специальную (коррекционную) школу V вида принимаются дети, имеющие тяжелые нарушения речи различного патогенеза (общее недоразвитие речи, тяжелое фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушения лексико-грамматического строя речи, письма и чтения), степень выраженности которых препятствует обучению в обычной общеобразовательной школе. При этом у ребенка должны быть сохранными физический слух и интеллект.

В отличие от общеобразовательной школы, учащиеся речевой школы получают основное общее образование и аттестат государственного образца за 10 лет обучения. I ступень (1-4 классы) – 4 года, II ступень (5-10 классы) – 6 лет. Основу образовательного процесса в речевой школе составляет единство обучения, воспитания, развития и коррекции.

Помимо образовательных задач важнейшей целью является преодолению речевого и, связанных с ним, особенностей психического развития, воспитание личности, способной адаптироваться к жизни в современном обществе и успешно реализовывать свои познавательные и социальные потребности.

Этим обусловлены особенности учебного плана речевой школы. Увеличено количество часов на изучение русского языка и развитие речи с 1 по 10 классы, в 1-2 классах введен предмет «Произношение». Программы других образовательных областей скорректированы с учетом увеличения срока обучения в основной школе. Важнейшей составляющей учебного плана является «Коррекционно-адаптационная область», которая включает индивидуальные и групповые логопедические занятия, логоритмику в начальных классах и факультативы коррекционной направленности в старших классах.

Самым сложным и ответственным периодом в обучении детей с нарушениями речи является начальная школа. Первый год обучения для ребенка с речевой патологией становится диагностическим. В первые два месяца обучения первоклассники проходят углубленное обследование. При этом уточняется структура речевого дефекта, прослеживается динамика развития основных психических функций и компенсаторных механизмов. Исходя из этого, составляется программа коррекционной работы и дальнейшего обучения для каждого ученика.

Очень важно, что в каждом классе начальной школы учителем работает специалист-логопед. Именно это позволяет реализовать принцип единства обучения, развития и коррекции. Обучение ведется по программам и учебникам общеобразовательной школы, только для предмета «Произношение» есть специальный учебник для школы V вида. Учитель-логопед в процессе работы видит, с какими трудностями сталкивается ребенок в овладении знаниями, и на дополнительных часах логопедии после основных уроков проводит индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Однако, усилий только учителя было бы недостаточно для достижения необходимого результата. Условия речевой школы позволяют создать предпосылки для оптимально эффективной коррекционной работы. В первую очередь, это наполняемость классов до 12 человек. Школа работает по типу школы полного дня, то есть каждый класс – это класс-группа продленного дня (с 1 по 6 класс), где дети могут находиться с воспитателем до 17-18 часов. Воспитатель координирует посещение детьми различных занятий коррекционной направленности, кружков, помогает с выполнением домашних заданий, совместно с классным руководителем планирует и ведет воспитательную работу.

Кроме того, штатное расписание речевой школы позволяет создать качественную систему сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Ученик с тяжелыми нарушениями речи не может не испытывать трудностей в период обучения. Помимо проблем, обусловленных речевым недоразвитием, эти дети часто отличаются слабым соматическим здоровьем, гиперактивностью, психо-эмоциональной неустойчивостью, недостаточной социальной адаптацией. На помощь педагогам приходят психологи, логопеды, учитель-дефектолог, социальный педагог, а также врач-невролог, медсестра, инструктор ЛФК, валеолог. У каждого из этих специалистов свои задачи, но цель одна – помочь ребенку справиться с трудностями и как можно лучше освоить учебную программу.

Дети, у которых в ходе обучения и коррекционной работы нормализуется речевая деятельность, могут продолжить свое обучение в обычной общеобразовательной школе.

Речевая школа – это шанс для определенной категории детей, шанс справиться со своими проблемами с помощью специалистов, получить базовое образование и состояться в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                http://www.school3spb.siteedit.ru/

logopedksa.umi.ru

8 (86359) 41236. E-mail: [email protected]

История нашей школы началась в 1963 году. В городе Зернограде Ростовской области открылась специальная коррекционная школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. До этого такие школы существовали только в Москве и Ленинграде.   С каждым годом авторитет школы-интерната повышался. И скоро сюда стали приезжать дети не только из Ростовской области, но и из многих республик бывшего Советского Союза.

26 октября наша школа отметила 55-летие.

Праздничное мероприятие открыл уголок детства. Гостей – родителей, выпускников, ветеранов педагогического труда, партнёров, спонсоров встречали весёлые клоуны, Буратино и Мальвина. Мультфильмы, воздушные шары и созданная обстановка помогла всем окунуться в мир детства.

Педагогами дополнительного образования и воспитателями групп были подготовлены выставки «Купола России», «Воины России», «Династия Романовых», «По страницам сказок», «Подарок школе». Заведующей библиотекой Луговой И.А. подготовлена экспозиция номеров школьной газеты «ДОМовёнок».

Благодарственными письмами Министерства образования за многолетний высокопрофессиональный и плодотворный труд по обучению и воспитанию молодёжи, успехи в развитии творческой активности и трудолюбие, были награждены 5 сотрудников нашей школы: Апарникова Н.А., — учитель начальных классов, Клименко И.В.- воспитатель, Коваль С.П.- заместитель директора по АХР, Сидяченко Л.И.- учитель-логопед, Скидело О.С.- учитель русского языка и литературы.

Чествовали педагогов, педагогический стаж которых составил от 25 лет. Благодарственными письмами отмечены педагоги — ветераны, работавшие и работающие на руководящих должностях: Торбич Ю.Д., Лазуревская Л.М., Половинко Н.М., Багайскова О.Я., Сидяченко Л.И., Козлова Е.В., Галкина Л.А. Не оставлены без внимания и педагоги-ветераны, ранее работавшие в школе.

С поздравительным адресом обратились к коллективу школы выпускники разных лет, а также представители родительской общественности и председатель Управляющего Совета школы.

Т.к. в конце октября – 100-летний юбилей комсомола, были встречены аплодисментами сотрудники, занимающие ответственные должности в Зерноградском районном комитете ВЛКСМ.

В концертной программе выступали приглашённые гости: трио «Маргарита» (руководитель Сергеева Г.Ю.), Владимир Компаниец.

Зерноградская специальная школа – интернат благодарит всех, кто оказал помощь в подготовке праздничного мероприятия.

С юбилеем, любимая школа!

zsi-5-ru.1gb.ru

Работа по развитию связной речи учащихся специальных школ V вида.

Целью работы по развитию речи учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида является формирование содержательной, логичной, точной, богатой, выразительной и правильной речи. Связная речь – «вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение».

Следовательно, система работы, направленная на развитие связной речи учащихся речевой школы, предполагает формирование у них умений адекватно воспринимать и анализировать связное речевое высказывание, а также умений создавать собственные тексты разных типов речи.

Предметом методики развития связной речи является – содержание, операционный состав и методические условия формирования у школьников речевых умений адекватно воспринимать высказывание, воспроизводить текст и создавать собственный. При этом формирование речевых умений рассматривается в системе работы по совершенствованию речевой деятельности учащихся.

Развитие речи учащихся – одна из главных задач обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида. Под развитием речи в практике обучения школы данного типа понимается система работы над созданием навыков активного владения языком в целях полноценного общения (А.А. Алмазова). При этом связная речь рассматривается одновременно и как процесс коммуникации, и как результат этого процесса, то есть создание определенного речевого произведения или текста.

В современной речевой школе обучение русскому языку направлено на овладение им как средством общения, поскольку именно в процессе общения происходит развитие интеллекта школьника, формирование его личностных качеств. Указанная цель обусловила коммуникативно-речевую направленность обучения русскому языку, что предполагает взаимодействие языкового образования и речевого развития школьников. В русле такой направленности речевое развитие рассматривается как готовность школьников к полноценной речевой деятельности, а основной целью обучения учащихся связной речи является их речевое развитие. По определению Т.Г. Рамзаевой, основополагающими компонентами системы обучения связной речи являются: знакомство с элементарными речеведческими знаниями (речь; виды речевой деятельности; формы речи; типы и функциональные стили речи), а также владение системой речевых умений, связанных с восприятием и созданием текста.



Методика развития связной речи учащихся речевой школы базируется на двух подходах: лингвистическом и психолингвистическом (А.А. Алмазова). Лингвистические данные позволяют создать и использовать в обучении модель анализируемого или создаваемого текста, а использование психолингвистической теории восприятия и порождения текста делает возможным обучение школьников с недоразвитием речи построению связного высказывания как коммуникативной единицы.

В современной методической науке (А.К. Аксенова, Т.А. Ладыженская, В.И. Капинос, Т.Г. Рамзаева, Г.С. Щеголева и др.) речевое умение понимается как действие или система действий, направленных на решение определенных коммуникативных задач. В основе классификации речевых умений, разработанной М.С. Соловейчик, лежит деятельностный подход и учтены все структурные компоненты речевой деятельности. Названная классификация включает умения, необходимые для создания высказываний (говорения и письма), а также умения, необходимые для восприятия высказываний (слушания и чтения).

Формирование умений связной речи у учащихся речевой школы имеет свою особенность в плане организации деятельности учащихся и в выборе методов обучения. На уроках в большей степени используется сочетание слуховых (чтение текста, объяснение учителя), зрительных (вербальных, невербальных опор) и моторных (запись материала) средств обучения, служащих базой для сознательного овладения учениками специальной (коррекционной) школы V вида правилами построения текста.

Целью развития связной речи учащихся речевой школы является формирование у них умений адекватно воспринимать и анализировать связное речевое высказывание, а также умений создавать собственные тексты разных типов речи. В связи с этим названные речевые умения будут рассматриваться как обобщенный способ выполнения действий, и как конечный результат обучения связной речи учащихся специальной (коррекционной) школы V вида.

Структура дефекта младших школьников с общим недоразвитием речи предполагает использование последовательного, поэтапного, системного подхода к развитию связной речи, при котором логично сочетаются упражнения репродуктивного, конструктивного и творческого характера.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что особенностями работы по формированию у учащихся речевой школы умения воспроизводить текст являются:

– целенаправленный и подробный анализ источника, проводимый с целью выяснения особенностей содержания и структуры готового связного высказывания;

– проведение языкового анализа текстов, подобранных с учетом возрастных и речевых особенностей младших школьников;

– сочетание устных и письменных упражнений;

– использование большого количества опорных конструкций вербального и невербального характера, позволяющих ученикам представить модель анализируемого или воспроизводимого ими текста.

Обучение учащихся речевой школы правилам построения собственного высказывания будет включать следующие компоненты:

– поэтапное формирование содержательного, операционного, мотивационного компонентов умения создавать текст;

– проведение на уроках русского языка большого количества упражнений репродуктивного и конструктивного характера в качестве подготовительных к написанию сочинений;

– в процессе создания текста проводится одновременная работа над всеми компонентами речевой системы;

– сочетание устных и письменных творческих упражнений;

– использование большого количества опорных конструкций вербального и невербального характера, позволяющих ученикам представить модель создаваемого ими текста.

В начальных классах речевой школы дети учатся составлять тексты по развернутым вопросам плана, по серии сюжетных картинок, сюжетным картинам, опорным словам, предметно-графическим схемам и другие. Проводятся следующие виды сочинений: по наблюдениям, по серии картинок, по сюжетной картине, описание предмета.

Важной особенностью проведения уроков по развитию связной речи в специальной (коррекционной) школе V вида является использование различных моделей, опорных конструкций вербального и невербального характера (А.А. Алмазова). К вербальным опорам относятся: развернутые вопросы, тематические предложения, смысловые лексические группы, имена существительные и эпитеты к ним, глаголы и глагольные сочетания. В качестве опор невербального характера используются: сюжетные картины, серии сюжетных картин, наглядные модели, графические и предметные схемы (Г.В. Чиркина). Как показывает практика, одним из эффективных приемов коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи является применение наглядных моделей. Они позволяют школьнику осознать смысловой план текста, представить логику развития действия, поупражняться в употреблении грамматических форм и синтаксических конструкций.


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида)

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи — тип специального школьного учреждения, предназначенного для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизарт­рией, заиканием при нормальном слухе и первично сохран­ном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффек­тивно лишь в школе специального назначения, где исполь­зуется особая система коррекционного воздействия.

При непосредственном участии сектора логопедии НИИ дефек­тологии в 1954 г. в Ленинграде была организована первая школа.

В 1956 г. при школе для слабослышащих детей организуются от­дельные классы для детей с тяжелой формой недоразвития речи (Мос­ква). На базе школы в 1958 г. открывается специальная школа-ин­тернат с особым режимом для детей с тяжелыми нарушениями речи.

После 1958 г. подобные школы появляются в других городах (Мос­ква (вторая школа), Ленинград, Свердловск и др.).

Первоначально эти школы обеспечивали образование в объеме 4 классов массовой школы.

С 1961 г. начинает развертываться сеть специальных школ-ин­тернатов для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа в данном учреждении выдвигаются специфические за­дачи:

• преодоление различных видов нарушений устной иписьменной речи;

• устранение связанных с ними особенностей психичес­кого развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время;

• профессионально-трудовая подготовка.

Школа состоит из двух отделений.

В I отделение принимаются дети с диагнозами: ал алия, детская афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, препятствующее обучению в общеобразовательной школе. При комплекто­вании классов учитывается в первую очередь уровень рече­вого развития и характер первичного дефекта.



Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

В I и II отделении образовательный процесс осуществля­ется в соответствии с образовательным уровнем программ двух отделений. В I отделении — I ступень — начальное об­щее образование с нормативным сроком освоения — 4—5 лет; II ступень — основное общее образование с нормативным сроком освоения — 6 лет.

Во II отделении — I ступень — начальное общее образо­вание за 4 года, II ступень — основное общее образование за 5 лет.

Предельная наполняемость классов составляет 12 чело­век.

Выпускники специальных школ получают свидетельство о неполном среднем образовании.

В учебном процессе предусматривается большое число часов на производственно-трудовое обучение. При этом ре­шаются две задачи: труд как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и фор­мирования личности и как главное условие подготовки детей с отклонением в психофизическом развитии к жизни и тру­ду в обществе.

Коррекция нарушений речи и письма у учащихся прово­дится систематически в течение всего учебно-воспитатель­ного процесса, но в наибольшей степени на уроках родного языка. В связи с этим выделены специальные разделы: про­изношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и раз­витие речи.

Сочетание фронтальных (урочных) и индивидуальных форм работы обеспечивает преодоление разнообразных про­явлений речевых дефектов детей.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся учителем-логопедом во внеурочное время. Каждый ученик дополнительно занимается речевой работой 3 раза в неделю (по 15-20 минут). Для детей с нарушением моторики про­водятся занятия по лечебной гимнастике. II отделение спе­циальной школы предназначается для учащихся с тяжелой формой заикания, дополнительный по сравнению с массо­вой школой год отводится на специальную речевую работу в младших классах.

При обучении детей с тяжелой формой заикания исполь­зуются учебники для общеобразовательных школ, специ­альные логопедические пособия и технические средства обучения. В специальной школе систематически осуществляются коррекционно-воспитательные мероприятия, на­правленные на преодоление особенностей психического раз­вития.

Состав учащихся специальных школ пересматривается в конце каждого учебного года. По мере устранения речево­го дефекта учащиеся переводятся в общеобразовательную школу. Выпускники специальной школы для детей с тяже­лыми нарушениями речи могут продолжать обучение в об­щеобразовательной школе или в профессионально-техничес­ких училищах.

Помимо логопеда работу по преодолению речевых наруше­ний у детей ведут учителя и воспитатели, кроме этого воспи­татель проводит работу по закреплению полученных в классе знаний, а также по развитию речевого общения, навыков са­мообслуживания и санитарно-гигиенических навыков.

Воспитатель постоянно работает с одной группой учащих­ся и обязан хорошо изучить индивидуальные особенности каждого ребенка и особенности его речевого дефекта.

Учителя, воспитатели и логопед школы совместно в про­цессе учебной и трудовой деятельности корректируют об­щее и речевое развитие детей. Адекватная общеобразова­тельная и трудовая подготовка позволяет лицам с дефектами речи стать полноценными членами общества, участвующи­ми как в трудовой, так и в других видах деятельности.

В современных условиях роста патологии, в том числе речевой, огромное значение следует придавать логопедичес­кой работе в классах выравнивания при общеобразователь­ных школах (для детей с задержками психического разви­тия и другими трудностями в обучении).

Организация логопедической работы во вспомогательной школе.

Коррекция нарушений речи умственно отсталых учащих­ся требует организации специальной логопедической рабо­ты. В учебном плане вспомогательных школ предусмотрены часы логопедических занятии, которые проводятся учите­лем-логопедом. Учитель-логопед является членом медико-психолого-педагогической комиссии. Он должен путем спе­циального обследования установить, имеется ли у ребенка речевое нарушение, и определить его характер. В сложных случаях дать аргументированное заключение о том, что яв­ляется первичным: недоразвитие познавательной деятель­ности или речевое нарушение ребенка.

В начале учебного года логопед обследует всех поступив­ших в школу учащихся независимо от класса, в котором они будут учиться.

Обследование речи охватывает произношение, темп, плав­ность, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма в соответствии со школьным ста­жем ребенка.

Первичное обследование устной речи детей проводится во время уроков в классе. Изучение состояния письма (у ранее обучающихся детей) проводится при помощи диктантов, тек­сты которых отвечают условиям логопедической проверки и соответствуют требованиям программы данного класса.

Всех детей, у которых в результате первичного обследо­вания обнаружено нарушение речи, логопед отмечает в спе­циальном журнале учета. Кроме этого на каждого учащего­ся, имеющего нарушения речи, после индивидуального обследования состояния его речи и письма заполняется ре­чевая карта.

Обследование речи детей, занимающихся у логопеда в пре­дыдущем году, проводится не полностью, а только по тем па­раметрам, которые были намечены логопедом для продол­жения занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.

Для занятий с логопедом отбираются наиболее остро нуж­дающиеся ученики. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере выпуска ранее принятых учащихся после устранения у них нарушений речи.

Основным критерием при зачислении на занятия явля­ется характер речевого нарушения и его значение для успе­ваемости ребенка.

К речевой карте учащегося, зачисленного на логопедичес­кие занятия, прилагается индивидуальный план занятий с ним, который составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.

Логопед также знакомится с данными медицинского об­следования с целью уточнения этиологии и характера рече­вого нарушения ученика и для того, чтобы найти наиболее правильный и эффективный коррекционный подход.

Началу систематических занятий предшествует органи­зационный период (первые две недели учебного года).


pdnr.ru

Коррекционная школа V вида г. Нолинска

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

                Кировское областное государственное                  общеобразовательное бюджетное учреждение                      «Школа-интернат для обучающихся                             с ограниченными возможностями здоровья                № 1 г. Нолинска»

 

     Школа-интернат  г.Нолинска – единственное учебное заведение для детей с тяжелыми нарушениями речи в Кировской области. Здесь обучается около 130  учащихся из разных районов Кировской области.


В школе обучаются дети с проблемами недоразвития устной и письменной речи (плохо говорят, читают, пересказывают, допускают много ошибок в письменных работах) с 1 по 10 класс. По окончании школы выпускники проходят государственную итоговую аттестацию и получают аттестат за курс основной школы. Обучение в школе ведется на русском языке. 

Историческая справка:

  •  февраль 1934 г. – школа для глухих детей

  •    сентябрь 1974 г. – школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи.

  •    1 января 2006 г. – МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V  вида»

  •   29 декабря 2006 г. – Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья «Специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида г. Нолинска Кировской обл.»

  •   6 июля 2009 г. – Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии «Специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида г. Нолинска Кировской обл.”

  •  13 декабря 2011 г. –  Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  V вида   г. Нолинска Кировской обл.»                                           

  •  30 декабря 2014 г.-  Кировское областное государственное общеобразовательное казенное  учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья г. Нолинска» ​    

  • 01 января 2016 г.-  Кировское  областное  государственное  общеобразовательное бюджетное  учреждение  «Школа-интернат   для обучающихся с ограниченными  возможностями  здоровья № 1 г. Нолинска»

 

Поиск

Календарь

«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Информация

korrschool5vida.ucoz.ru

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида) — МегаЛекции

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи — тип специального школьного учреждения, предназначенного для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизарт­рией, заиканием при нормальном слухе и первично сохран­ном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффек­тивно лишь в школе специального назначения, где исполь­зуется особая система коррекционного воздействия.

При непосредственном участии сектора логопедии НИИ дефек­тологии в 1954 г. в Ленинграде была организована первая школа.

В 1956 г. при школе для слабослышащих детей организуются от­дельные классы для детей с тяжелой формой недоразвития речи (Мос­ква). На базе школы в 1958 г. открывается специальная школа-ин­тернат с особым режимом для детей с тяжелыми нарушениями речи.

После 1958 г. подобные школы появляются в других городах (Мос­ква (вторая школа), Ленинград, Свердловск и др.).

Первоначально эти школы обеспечивали образование в объеме 4 классов массовой школы.

С 1961 г. начинает развертываться сеть специальных школ-ин­тернатов для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа в данном учреждении выдвигаются специфические за­дачи:

• преодоление различных видов нарушений устной иписьменной речи;

• устранение связанных с ними особенностей психичес­кого развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время;

• профессионально-трудовая подготовка.

Школа состоит из двух отделений.

В I отделение принимаются дети с диагнозами: ал алия, детская афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, препятствующее обучению в общеобразовательной школе. При комплекто­вании классов учитывается в первую очередь уровень рече­вого развития и характер первичного дефекта.

Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.



В I и II отделении образовательный процесс осуществля­ется в соответствии с образовательным уровнем программ двух отделений. В I отделении — I ступень — начальное об­щее образование с нормативным сроком освоения — 4—5 лет; II ступень — основное общее образование с нормативным сроком освоения — 6 лет.

Во II отделении — I ступень — начальное общее образо­вание за 4 года, II ступень — основное общее образование за 5 лет.

Предельная наполняемость классов составляет 12 чело­век.

Выпускники специальных школ получают свидетельство о неполном среднем образовании.

В учебном процессе предусматривается большое число часов на производственно-трудовое обучение. При этом ре­шаются две задачи: труд как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и фор­мирования личности и как главное условие подготовки детей с отклонением в психофизическом развитии к жизни и тру­ду в обществе.

Коррекция нарушений речи и письма у учащихся прово­дится систематически в течение всего учебно-воспитатель­ного процесса, но в наибольшей степени на уроках родного языка. В связи с этим выделены специальные разделы: про­изношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и раз­витие речи.

Сочетание фронтальных (урочных) и индивидуальных форм работы обеспечивает преодоление разнообразных про­явлений речевых дефектов детей.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся учителем-логопедом во внеурочное время. Каждый ученик дополнительно занимается речевой работой 3 раза в неделю (по 15-20 минут). Для детей с нарушением моторики про­водятся занятия по лечебной гимнастике. II отделение спе­циальной школы предназначается для учащихся с тяжелой формой заикания, дополнительный по сравнению с массо­вой школой год отводится на специальную речевую работу в младших классах.

При обучении детей с тяжелой формой заикания исполь­зуются учебники для общеобразовательных школ, специ­альные логопедические пособия и технические средства обучения. В специальной школе систематически осуществляются коррекционно-воспитательные мероприятия, на­правленные на преодоление особенностей психического раз­вития.

Состав учащихся специальных школ пересматривается в конце каждого учебного года. По мере устранения речево­го дефекта учащиеся переводятся в общеобразовательную школу. Выпускники специальной школы для детей с тяже­лыми нарушениями речи могут продолжать обучение в об­щеобразовательной школе или в профессионально-техничес­ких училищах.

Помимо логопеда работу по преодолению речевых наруше­ний у детей ведут учителя и воспитатели, кроме этого воспи­татель проводит работу по закреплению полученных в классе знаний, а также по развитию речевого общения, навыков са­мообслуживания и санитарно-гигиенических навыков.

Воспитатель постоянно работает с одной группой учащих­ся и обязан хорошо изучить индивидуальные особенности каждого ребенка и особенности его речевого дефекта.

Учителя, воспитатели и логопед школы совместно в про­цессе учебной и трудовой деятельности корректируют об­щее и речевое развитие детей. Адекватная общеобразова­тельная и трудовая подготовка позволяет лицам с дефектами речи стать полноценными членами общества, участвующи­ми как в трудовой, так и в других видах деятельности.

В современных условиях роста патологии, в том числе речевой, огромное значение следует придавать логопедичес­кой работе в классах выравнивания при общеобразователь­ных школах (для детей с задержками психического разви­тия и другими трудностями в обучении).

Организация логопедической работы во вспомогательной школе.

Коррекция нарушений речи умственно отсталых учащих­ся требует организации специальной логопедической рабо­ты. В учебном плане вспомогательных школ предусмотрены часы логопедических занятии, которые проводятся учите­лем-логопедом. Учитель-логопед является членом медико-психолого-педагогической комиссии. Он должен путем спе­циального обследования установить, имеется ли у ребенка речевое нарушение, и определить его характер. В сложных случаях дать аргументированное заключение о том, что яв­ляется первичным: недоразвитие познавательной деятель­ности или речевое нарушение ребенка.

В начале учебного года логопед обследует всех поступив­ших в школу учащихся независимо от класса, в котором они будут учиться.

Обследование речи охватывает произношение, темп, плав­ность, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма в соответствии со школьным ста­жем ребенка.

Первичное обследование устной речи детей проводится во время уроков в классе. Изучение состояния письма (у ранее обучающихся детей) проводится при помощи диктантов, тек­сты которых отвечают условиям логопедической проверки и соответствуют требованиям программы данного класса.

Всех детей, у которых в результате первичного обследо­вания обнаружено нарушение речи, логопед отмечает в спе­циальном журнале учета. Кроме этого на каждого учащего­ся, имеющего нарушения речи, после индивидуального обследования состояния его речи и письма заполняется ре­чевая карта.

Обследование речи детей, занимающихся у логопеда в пре­дыдущем году, проводится не полностью, а только по тем па­раметрам, которые были намечены логопедом для продол­жения занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.

Для занятий с логопедом отбираются наиболее остро нуж­дающиеся ученики. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере выпуска ранее принятых учащихся после устранения у них нарушений речи.

Основным критерием при зачислении на занятия явля­ется характер речевого нарушения и его значение для успе­ваемости ребенка.

К речевой карте учащегося, зачисленного на логопедичес­кие занятия, прилагается индивидуальный план занятий с ним, который составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.

Логопед также знакомится с данными медицинского об­следования с целью уточнения этиологии и характера рече­вого нарушения ученика и для того, чтобы найти наиболее правильный и эффективный коррекционный подход.

Началу систематических занятий предшествует органи­зационный период (первые две недели учебного года).


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *