Рейтинг школьных программ начальной школы – |

Популярные образовательные системы в начальной школе | Лабиринт

В первую очередь при выборе школы родителям будущего первоклассника нужно разобраться в современных образовательных программах для начальных классов.
В отличие от советского времени, когда все учились по одним учебникам, теперь у учителей и родителей есть выбор, каким именно образом ребёнок получит все необходимые знания. И зависеть это будет от той системы обучения, по которой будет учиться школьник в начальных классах. Иметь выбор всегда приятно, но именно это разнообразие образовательных систем зачастую ставит нас в тупик.

Что выбрать, когда рядом с домом обязательно найдётся несколько школ, обучающих детей по разным системам? Даже в рамках одной школы сами учителя начальных классов выбирают, по какой программе работать, и дети из параллельных классов могут обучаться по разным учебно-методическим комплексам.

В настоящее время одновременно существует несколько образовательных систем, отвечающих требованиям ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов). У каждой из них есть свои особенности, но в целом системы делятся на традиционные и развивающие.

Большинство школ выбирают традиционные программы обучения, такие как “Школа России”, “Начальная школа XXI века”, “Школа 2010”, “Гармония”, “Перспективная начальная школа”, “Классическая начальная школа”, “Планета знаний”, “Перспектива”. Но будьте готовы к тому, что, возможно, вашему ребёнку предложат учиться по развивающим программам Л. В. Занкова или Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Разумеется, не стоить думать, что традиционные программы не занимаются развитием школьника, название это скорее условное. В общих чертах, можно сказать, что данные виды систем отличаются подходом: традиционные программы предлагают объяснительно-иллюстративный подход к обучению ребёнка, развивающие – деятельный.

Все упомянутые выше программы ориентированы на единый образовательный стандарт, однако способ подачи информации и приоритеты у каждой системы свои. Помимо общей концепции, они отличаются самой учебной программой, степенью загруженностью ребёнка, вовлеченности родителя в процесс обучения, а также общей сложностью. Каждая система предлагает свой учебно-методический комплекс, проще говоря, комплекты учебников, рабочих тетрадей и дидактических материалов по всем предметам.

Наибольшей популярностью среди школ пользуются такие учебно-методические комплексы, как “Школа России”, “Перспектива”, “Школа 2100”, “Планета знаний” и “Гармония”.

“Школа России” считается классической программой. По сути, это та самая система, по которой, с небольшими изменениями, учили и в советское время. Она рассчитана на средний уровень, так что каждый ребёнок сможет без труда освоить такую программу. Математика в равных пропорциях развивает вычислительные навыки, логику и мышление, русский язык подаётся стандартно: сбалансировано развитие устно-письменной речи и навыков грамотного письма. При этом можно особенно выделить изучение “Окружающего мира” по учебникам А. А. Плешакова. Преимущество курса состоит в том, что освоение окружающего мира позиционируется как проект, который ребёнок реализует совместно с родителями.

Другой учебно-методический комплекс, пользующийся особой популярностью, это “Перспектива”. Эта программа больше всего подойдёт деткам с математическим складом ума. Этот УМК довольно сложен и потребует от родителей активного участия в обучении ребёнка. Главным преимуществом “Перспективы” можно назвать уроки математики, которые строятся по учебным материалам Л. Г. Петерсон. Математика даётся с элементами геометрии и алгебры, что позволяет ребёнку плавно перейти в среднюю школу.

УМК “Школа 2100” построен по принципу минимакса, то есть в рамках одной учебной программы дети смогут учиться на разных уровнях сложности. Все учебные материалы содержат максимум дополнительной информации, которую ребёнок сможет усвоить при такой потребности. Эта программа даёт возможность учителю без перехода на другой УМК корректировать уровень сложности подачи материала и применять индивидуальный подход в обучении.

Программа “Планета знаний” считается довольно сложной, так как изначально была разработана и применялась в прогимназических классах, однако тоже пользуется большой популярностью у учителей и родителей. Основное преимущество этого УМК – нацеленность на саморазвитие ребёнка. Активно стимулируется его способность рассуждать, будь то акцент на логику при изучении математики или литературное чтение, предполагающее возникновение диалога между ребёнком и взрослым. Как и в “Школе 2100” учебные пособия “Планеты знаний” содержат разноуровневые задания: от базовых до творческо-поисковых.

Основным принципом УМК “Гармония” является комфортное обучение на стыке традиционных и развивающих методов обучения. У детей изначально развивают навыки анализа, классификации, сравнения и обобщения. На уроках даётся много проблемных развивающих заданий, формирующих у школьников способность к мышлению, умение самостоятельно делать выводы. Одним из главных плюсов программы является целенаправленная подготовка к плавному переходу из начальной в среднюю школу.

Понять наглядное отличие одной образовательной системы от другой можно, изучив предлагаемые программой УМК в разделе “Школьный гуру”. Здесь вы можете сделать выборку товаров по образовательной программе, по предметам, типам учебного материала (учебники, рабочие тетради, наглядные пособия) или по классам; собрать нужный комплект литературы, когда вопрос с выбором образовательной системы будет уже решён.

Нужно иметь ввиду, что все программы УМК регулярно перерабатываются с учетом актуальных тенденций, так что даже если вы отдаёте в школу не первого ребёнка, учтите, что за пару лет вполне мог поменяться авторский состав учебников или в целом концепция преподавания. Сами учебные материалы могут существенно меняться, поэтому, как правило, возникает необходимость с нуля покупать все материалы учебно-методического комплекса на класс. С уверенностью сказать, как именно выглядит УМК на данный момент и какие учебники и рабочие тетради нужно приобрести для ребенка, вам сможет учитель, который в данный момент работает по программе.

www.labirint.ru

Обзор учебных программ для начальной школы

В современной образовательной системе существует очень много различных учебных программ. Родители, несведущие в этой области, не могут разобраться в них и отдают ребенка в класс с учебной программой, часто не подходящей ему. Эта статья поможет разобраться в данном вопросе.

Все учебные программы делятся на традиционные и развивающие.

Учебно-методический комплекс «Школа России».
Это классическая программа, по которой учились еще мы, но представлена в современном виде. Основное направление в воспитании — экологическая этика. А в современном обществе, согласитесь, это очень важно.

Учебно-методический комплекс «Гармония».
Эта программа стремится преодолеть границы между традиционной и развивающей системой. Основным в ней является самостоятельность учащихся. Эта программа призвана помочь ребенку развить в себе самоконтроль и самообучение.

Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века». Этот комплекс призван сделать адаптацию детей в новых условиях более легкой и «мягкой». Программа дает большой простор для игры, воображения, творчества. Она учит детей самим добывать знания и грамотно ими пользоваться.

Учебно-методический комплекс «Начальная школа 2000-2100».
Основное преимущество этой программы — преемственность. Данный комплекс позволяет детям развиваться и обучаться с трех лет и до ВУЗа. В основе лежит принцип «максимума». Каждому ребенку предлагается максимум знаний, а усвоить он должен столько, сколько ему нужно.

Развивающая программа Л.В. Занкова.
Основное направление – развитие воли, духовных ценностей, ума. Здесь все предметы главные и накрепко связаны друг с другом. Обучение строится на высочайшем уровне трудности.

Развивающий комплекс Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Уровень учебного материала предельно сложный. Эта программа предполагает формирование у детей большого набора умений, которые им пригодятся во всей последующей жизни. Система требует от ученика самостоятельно выстраивать учебный процесс, анализировать и оценивать свои действия с точки зрения других участников образовательного процесса.

Желаем успехов в вашем выборе!

eduproj.net

Образовательные программы для начальной школы

Образовательные программы для начальной школы по своему содержанию практически не отличаются друг от друга. Разница заключается лишь в методике преподавания. Традиционные – основаны на привычной для большинства схеме: учитель объясняет – дети слушают и запоминают. Развивающие – работают принципиально иначе. Ученики сами пытаются искать ответы на вопросы, до всего доходить самостоятельно. Преподаватель лишь подсказывает пути решения.

Все модели обучения имеют общую цель – развитие личности учащегося, формирование у него желания и умения учиться. Мы же попробуем помочь родителям правильно выбрать программу для своего малыша.
Родители, чьи дети в этом году собираются в первый класс, озадачены вопросом, начнут ли их дети учебный путь по традиционной программе или по развивающей? Действительно, важно правильно выбрать школу и программу обучения, так как именно учеба в начальной школе определяет последующее отношение ребенка к учебному процессу. Так что же представляют из себя традиционные и развивающие программы, каковы их плюсы и минусы, чем они отличаются друг от друга?

К традиционной относятся программы: «Школа России», «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа, «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».

Мнение специалиста
– Я работаю в школе с детьми много лет по традиционной программе «Школа России»,– говорит учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 549 г. Москвы Татьяна Михайловна Бобко. – По этой программе учились и наши родители, и я, и мои дети. Все выросли достаточно образованными людьми.

Считаю, что эта программа нужна, она была, есть и будет всегда. Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе. В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения (математика – автор М.И. Моро, русский язык – автор Т.К. Рамзаева), которые направлены на развитие познавательных способностей ученика.

Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина (математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В. Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М. Конышева (трудовое обучение)) с успехом практикуется во многих школах. Методическое оснащение комплекта «Гармония» прошло экспериментальную проверку в разных масштабах: на уровне дипломных исследований, которыми руководили авторы предметных комплектов, на уровне кандидатских и докторских исследований и на уровне массовой проверки в практике школ.

Мнение логопеда
Вследствие социально-педагогической запущенности, в первый класс идут 80% детей с нарушениями речи различного вида. «Проблема также в недостаточном времени, которое уделяют родители для занятий со своими детьми».

Кстати
Учебно-методический комплект по математике для четырехлетней начальной школы Н.Б. Истомина был удостоен премии Правительства РФ в области образования за 1999 год.
По словам специалистов, основной идеей программы является всестороннее развитие ребенка, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие интеллектуальной, творческой, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности. Большое внимание уделяется созданию условий для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником, детей друг с другом.

Мнение специалиста

– По программе «Гармония» я работаю с детьми второй год, – комментирует учитель начальных классов школы № 549 г. Москвы Елена Борисовна Иванова-Бородачева. – Мне и детям эта программа очень нравится. Считаю, что весь материал комплекта хорошо адаптирован для школьников. Плюсы: во-первых, идет опережающее обучение. Во-вторых, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Например, в слове, где учащийся не знает какую букву написать, он ставит «окошко» (автор Соловейчик М.С.). Далее ребенок уже вместе с учителем разбирает возникшие вопросы, вспоминает правила и заполняет «окошко». Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике (автор Истомина Н.Б.) решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов. Сейчас решается вопрос о содержании контрольных работ, их соответствия программам и системам обучения.

Главное преимущество учебно-методического комплекта «Школа 2100» (под ред. А.А. Леонтьева) заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет (создан учебный комплект для малышей-дошкольников – пособие, развивающее логическое мышление) и вплоть до вуза. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

Мнение специалиста
– Я работала по разным программам, по развивающей системе «Школа 2100» занимаюсь с детьми уже шестой год, – рассказывает учитель начальных классов школы № 549 г. Москвы Титова Надежда Ивановна. – Мне нравится. Дети учатся действовать самостоятельно. Здесь не даются готовые правила и выводы. Эта программа направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти. Отмечу задания по математике (автор Л.Г Петерсон). Они очень интересные, выполняя задание, ученик может получить дополнительную информацию: узнать пословицу или название самой высокой горы мира и т.д. Необычный подход к изучению тем предлагает учебный комплект по русскому языку (автор Р.Н. Бунеев), но, к сожалению, в списке литературных произведений отсутствует русская классическая литература. Есть сложности при изучении отдельных тем по окружающему миру (автор А.А. Вахрушев). К урокам по этому предмету я готовлюсь дольше, чем к другим, а иногда даже обращаюсь за помощью к учителю географии. Дети активны на уроках, они увлечены учебой.

Учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века» (под ред. Н. Виноградовой) направлен на обеспечение «мягкой» адаптации детей к новым для них условиям школьной жизни.

Мнение специалиста
– По этой программе работаю третий год, мне она очень нравится, – говорит Ирина Владимировна Тябирдина, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 549 г. Москвы. – Скажу откровенно, материал рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является – научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).

Первый комплект учебников и программ для начальной школы, в которых полностью реализован государственный стандарт – «Планета знаний». Среди авторов – 4 заслуженных учителя России.

Мнение специалиста
– Программа интересная, – комментирует педагог начальных классов средней общеобразовательной школы № 353 им.
А.С. Пушкина г. Москвы Наталья Владимировна Черносвитова. – Отлично подобраны разнообразные тексты по русскому языку и чтению. Помимо хороших текстов по чтению, составлены интересные вопросы, развивающие задания. Ребенок должен сам придумать сказку, домыслить текст, сделать рисунок. Математика интересна тем, что каждое задание подводит ученика самостоятельно к ответу. Не как в стандартной программе: учитель объяснил – ученик выполнил. Здесь другой подход. Обращу внимание на то, что существует мягкий переход из «Планеты знаний» на традиционную программу. Ученикам четвертого класса, мы вводим задания из пятого класса, поэтому, на мой взгляд, в этой программе одни плюсы. Что касается чтения, то все хором говорят: «Дети отлично читают».
Отмечу, что опережая стандартную программу, «Планета знаний» не перегружает учащихся. Если брать всеми любимую математику по Л.Г. Петерсону, то она требует физического и интеллектуального подхода. Чтобы учиться по «Программе 2100» или «Гармония», ребенок должен быть уже подготовленным. По «Планете знаний» можно учить любых детей с детсадовской подготовкой и в малышовом возрасте в том числе. Учась по этой программе, дети заметно отличаются от тех, которые учатся по классической. Эти дети творческие. Минус в этой программе только один – перестроиться учителю, который много лет проработал по традиционной программе. Хотя для таких учителей в Центральном округе проводятся специальные курсы.

Развивающая система
Л.В. Занкова направлена на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников, пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности. Задача обучения – дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Эта программа направлена на обеспечение условий для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира.
Отличительной особенностью системы Занкова является обучение на высоком уровне трудности, прохождения учебного материала «по спирали». При выполнении заданий дети учатся делать теоретические выводы, творчески постигать материал.

Мнение специалиста
– Очень люблю систему Л.В. Занкова, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 148 г. Москвы Надежда Владимировна Казакова. – Дети, которых я учила по этой программе, сейчас в седьмом классе. Как специалист, в учебе вижу прекрасный результат. Школьники отлично умеют рассуждать, спорить, развитие их кругозора выгодно отличается от сверстников, у них выше работоспособность.
– Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую, – дополняет о системе Л.В. Занкова руководитель методического объединения учителей начальной школы № 148 г. Москвы Татьяна Владимировна Корсакова. – Заканчивая начальную школу по этой системе, дети становятся более раскрепощенными, они имеют примерно в три раза больше знаний, чем их сверстники.

Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов – предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова пред- полагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Тест на выносливость
Прежде чем выбрать школу, нужно узнать о ней все. В школах России с 1 апреля по 30 августа проводятся комплексные собеседования, которые совместно проводят: учителя, психологи, логопеды. Специалисты помогают родителям не только определиться с выбором той или иной модели обучения, но и выявить пробелы в дошкольном образовании, дать нужный совет.
– Для начала, родители должны уделять больше внимания своим детям-школьникам, – говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 148 г. Москвы Надежда Владимировна Казакова. – Конечно, в начальной школе многое зависит от педагога, но и родители не должны оставаться в стороне. Чтобы узнать, насколько Ваш ребенок готов к школе, нужно привести его на коррективное собеседование. Если возможности ребенка, желание родителей и рекомендации педагогов совпадают, мы предлагаем учится в классе с повышенным уровнем обучения. Если же он физически и морально слаб, есть проблемы в логопедии, советуем общеобразовательный класс.
Выбор за Вами. Помните, выбирая будущее своего ребенка, руководствуйтесь не собственными амбициями и мнением других родителей, а учитывайте склонность и характер Вашего маленького человечка.

Ольги Владимировны ХУХЛАЕВОЙ, д.пед.н., к.п.н, доцента психологии развития, НОУ «Ломоносовская Школа»
Школа: за все в ответе
Ребенку в школе как воздух необходима учебная успеваемость. Если ребенок систематически ощущает неудачи, то он либо перестает стараться, либо начинает болеть.

www.nanya.ru

Образовательные программы начальной школы | Город-детям.рф

В настоящее время родители имеют возможность выбирать, куда отдать учиться своего ребенка – в какую школу, по какой программе и к какому педагогу. Грамотные родители отдают детей на подготовительные курсы, внимательно изучают образовательные учреждения, советуются с родственниками, друзьями, иногда и со специалистами и учитывают следующие факты:

Они представляют собой целостные модели образования, построенные на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Различаются программы и по степени сложности.

«Школа 2100» предназначена для изначально более подготовленных детей. В этой программе время на изучение основных предметов (чтение, математика, русский язык) сокращается. За счет этого вводятся такие предметы, как: риторика, информатика, история. На каждом уроке учитель дает новый материал. Уроков на закрепление и повторение пройденного материала меньше. Предполагается, что дети, пришедшие обучаться на эту программу, уже умеют хорошо читать, имеют широкий для этого возраста кругозор, сильную мотивацию.

“Школа 2100” эффективна для детей, у которых уровень обученности за-висит от сформированности всех психических процессов, включающих уровень интеллекта, большой объём памяти, высокую степень сформированности произвольного внимания, его контентрацию, развитый фонематический слух и богатый активный словарный запас, сформированность техники чтения, особенно на уровне понимания прочитанного. Учебники по курсу обучения чтению и начальному литературному образования рассчитаны на хорошо читающих учеников, эрудированных, литературно подкованных учителей. Учебно-методический комплект по математике (автор Петерсон Л.Г.) рассчитан на сильного ученика с развитым теоретическим логическим и вариативным мышлением, включающим моделирование с помощью специальных знаков – символических средств; умеющим абстрагироваться, с высокой степенью концентрацией внимания, быстротой выполнения математических операций и работы в целом. Не смотря на то, что учебный материал дифференцирован по степени сложности.

Основная цель программы – формирование различных способов деятельности. Поставленную учебную задачу решают вместе учитель и ученик.

Программа трудновата, так считают многие учителя, которые порой сами не в состоянии решить некоторые математические задачи. Те дети, которые к началу школьного обучения не имеют необходимых преддошкольных навыков, не умеют работать по инструкции учителя, имеют затруднения с концентрацией внимания, плохую память, придя учиться на такую программу, сразу же рискуют попасть в группу школьной дезадаптации. Как крайний вариант – заработать невротическое расстройство и отвращение к школьной скамье на долгие-долгие годы.

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой, способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности, способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Обучение по программе «Гармония» может начинаться в дошкольном возрасте и ставит своей целью всестороннее, гармоническое развитие ребенка 2-7 лет; сохранение и укрепление физического и психического здоровья; равноценное развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности ребенка дошкольного возраста; создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога.

Построена «Гармония» на традиционной отечественной культуре и достижениях методической системы российского дошкольного образования; на принципах интеграции различных по содержанию видов творческой деятельности детей (игровой, познавательной, речевой, конструирования, природоведческой, математической и др.). При этом в качестве основной деятельности выступает изобразительная и разные виды искусства, что позволяет принципиально по-новому организовать художественно-творческую деятельность самого ребенка и весь педагогический процесс в целом.

Программа определяет ряд педагогических условий, которые помогают ребенку самостоятельно и с помощью взрослого освоить определенные материальные и духовные ценности, познать окружающий мир и себя в и развивает умение строить взаимоотношения с живым и неживым миром. Структура программы предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть) и реализацию этого опыта в условиях самостоятельной творческой деятельности ребенка (сделать, создать). Передача социального опыта (знаний, умений и навыков) осуществляется на занятиях свободной деятельности. Обучение на занятиях проводится с небольшими по количественному составу подгруппами детей (5-8 человек) с определением обязательного минимума программного материала, который может усвоить каждый ребенок с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей.

Ориентированная прежде всего на творчество ребенка, программа “Гармония развития” в то же время, обращена к педагогу и не только дает ему широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих развитие личности дошкольника, но и перестраивает мышление педагога, позволяет ему реализовать идею субъектной позиции ребенка в познавательно-творческой деятельности. Педагогу предоставлена возможность активно включаться и педагогический поиск, осваивать новые способы действий, решать нестандартные педагогические ситуации, творчески варьируя и прогнозируя результат. Педагог имеет право самостоятельно конструировать на предложенной основе иное вариативное содержание и развивающую среду, максимально при-спосабливая их к конкретным условиям детского сада, группы и задачам воспитания и развития ребенка. Программа выводит педагога на путь самообразования, открывает возможности решения организационно-методических проблем, повышающих качество его профессиональной деятельности.

Учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования – формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается»).

Методика обучения построена на целенаправленном использовании моделирующей деятельности, есть система игр, которые развивают необходимые для учения качества. Программа учитывает потребности детей этого возраста в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности и индивидуальные познавательные особенности. Содержание учебных предметов, прежде всего, должно способствовать формированию у младших школьников основ теоретического мышления.

Важной составляющей учебного предмета в системе Эльконина-Давыдова является особенный метод его освоения. Таким методом является решение системы учебных задач.

Авторы учебно-методического комплекта «Школа России» всегда рабо-тали в русле традиции, что главное назначение начальной школы – воспитательное. Модуль “Школа России” предполагает в первую очередь воспитание граждан – гражданское образование. Приоритет – духовно-нравственное развитие ребенка, предполагающее истинную человечность, доброту, терпимость, ответственность, способность сопереживать и готовность помогать другому. Это не исключает того, что начальная школа должна научить ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи. Основное положение программы – развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах.

Программа “Школа России” призвана развить у ребёнка природосберегающее “чувство дома”, воспитать любовь и уважение к природе во всех её проявлениях. Важнейшими составляющими программы являются экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, направленные на духовное и нравственное саморазвитие личности ребёнка. Программа “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая позна-вательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности. Комплект «Школа России» – самый востребованный на сегодняшний день в наших школах.

Большинство учителей, работающих по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова считают, что программа Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова достаточна сложна. Система предполагает использование разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок ученикам в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создаёт атмосферу психологического комфорта. Основное положение программы: „Знания должны усваиваться ребёнком в процессе анализа условий их происхождения.“ В программе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова существует особенный метод освоения учебного предмета – решение детьми системы учебных задач. Школьники должны уметь обнаруживать в учебном материале исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру изучаемого, которое они воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях. Позиция учителя – деловой партнёр активно сотрудничающий с учащимися в процессе решения учебных задач.

Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.

Наибольшее разногласие педагогов, а также родителей вызывает система академика Л.В. Занкова. В основе ее лежит идея слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Система Занкова охватывает лишь начальное звено обучения, исходя из того, что именно оно имеет решающее значение. Целенаправленная работа над развитием внутреннего потока сил и внешнего влияния – исходное положение системы. Не развитие памяти, внимания, воображения, а общее развитие личности – ума, воли и чувств.

В основу системы легли разработки видного психолога Л.С. Выготского, суть которых заключалась в том, что обучение не должно ориентироваться на уже созревшие особенности детского мышления, а должно вести за собой развитие ребенка, Развитие предполагает сотрудничество, именно такой характер должна носить помощь взрослых – не прямая подсказка, а организация совместного поиска решения. Система Занкова принимает каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно. Система охватывает не только классную, но и широко поставленную внеурочную работу.

Принципы концепции – обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся – и самых слабых, и самых сильных. Принципы действуют только в комплексной системе обучения. Перенесенный в обычную программу принцип более высокой трудности дал обратный результат – перегрузку. Система не рассчитана на форсирование развития, но создает условия для пробуждения и развертывания зреющих в ребенке сил. На развитие ребенка влияет только интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Чтобы пробудить самостоятельную мысль, вопросы ставятся в общем виде, что побуждает детей мыслить. Проверка эффективности применения этой системы обучения дает обнадеживающие результаты: уровень подготовки и развития детей оказывается выше, чем при обучении по традиционным методикам.

Она в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом РФ об образовании, требующим обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.

Итак, выбор программ есть, и нужно определиться, что именно нужно вашему ребенку, к чему он готов. При этом необходимо опираться на:

Что касается возраста начала обучения, то в нашей стране традиционно школьное обучение начиналось с 7-ми лет. Сравнительно недавно ввели обучение шестилеток. Программы обучения не учитывают особенности умственного и психоэмоционального развития детей 6 лет, как это делается в некоторых странах. Программы обучения для детей 6 и 7 лет должны коренным образом методически и технически отличаться, чего у нас нет, поэтому ориентироваться надо на комплексную оценку готовности ребенка к школе, а не на сугубо паспортный возраст.

Еще один немаловажный момент, которым надо руководствоваться при выборе школы, это, уважаемые родители, ваши ожидания от школьного обучения. Дети отражают и подчиняются реальным, иногда даже не высказанным вслух установкам родителей. Родители с позитивным, нормальным отношением к процессу обучения передадут это отношение ребенку. Некоторые родители обеспокоены исключительно успехами ребенка, для них престижная школа и сложная программа вопрос удовлетворения их амбиций. Другие считают обучение необходимым испытанием, которое необходимо пройти до тех пор, пока человек не станет достаточно взрослым, чтобы выйти в мир и начать жить. Есть родители, которые видят основную цель в обучении в получении аттестата. В некоторых семьях полностью отсутствует интеллектуальное любопытство, любознательность или стремление к обучению. Именно в такой атмосфере атрофируется основное, и, вероятно, врожденное желание ребенка изучать, открывать, исследовать неизвестное. Может встретиться и препятствие в лице чрезмерно заботливых родителей. Они считают, что главное отдать ребенка в школу рядом с домом, или потому что ребенок друзей туда пошел, а наш не хуже, даже если ему тяжело там будет учиться. Выполнением домашних заданий за ребенка и принятием на себя других обязанностей по школе они превращают его в школьного инвалида, не способного самостоятельно учиться, не умеющего выделять главные вещи, и не способного брать на себя ответственность за обучение. Ребенок также лишен чувства удовлетворения от преодоления трудностей, самостоятельных действий, решения проблем – опыта, делающего учебу в школе более приятной и интересной и усиливающую желание учиться. Ребенок должен сразу усвоить, что учеба – это его дело, в котором могут быть как неудачи, так и успехи, но только он сам отвечает за это.

Хотя родители и проявляют интерес к успехам ребенка в школе, их поведение будет выдавать бессознательную тенденцию сохранить ребенка в состоянии младенца. Ребенок может попытаться следовать этим диаметрально противоположным установкам и требованиям родителей. Одна его часть стремится добиться успеха, согласно открытым требованиям родителей, но другие силы в соответствии с бессознательными желаниями ро-дителей ведут его к неудаче. Чрезмерная ответственность родителей за процесс обучения ребенка также является широко распространенной проблемой. Возможно, такие родители не добились желаемых успехов в образовании и теперь надеются удовлетворить эти желания за счет ребенка. Отчасти это нормально. Тем не менее, когда потребность родителей в такой компенсации становится настолько сильной, что ребенок оказывается под чрезмерным давлением, тогда и появляется почва для возникновения будущих проблем в обучении. Обычно дети чувствуют, когда глубокая поглощенность родителей школьными делами имеет мало общего с подлинным интересом к ребенку, и больше связана с собственными потребностями родителей. Иногда родители отрицают тот факт, что их дети далеки от совершенства, и предупреждения психологов и педагогов о возможных школьных проблемах ребенка считают результатом несоот-ветствия учителя или недостатком системы образования.

Воспитывая в ребенке иллюзию его компетентности и поддерживая в нем тенденцию к обвинению других, они, таким образом, лишают его возможности и желания исправить свои недостатки.

Основная задача начальной школы – помочь ребенку стать успешным, уверенным в себе, привить любовь к учебе. Ребенок полюбит учиться лишь тогда, когда у него будет получаться. Когда цели, поставленные перед ним, посильны. Основная задача родителя – помочь ребенку найти свое место в мире, принимая его таким, какой он есть, помогая его развитию и не требуя невозможного. Помните об этом, готовясь к важной вехе в жизни ребенка – школьной жизни, и удачи вам и вашему ребёнку на этом пути!

 

gorod-detyam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *