Русский язык 8 класс фипи – Экзаменационная работа по русскому языку 8 класс

Экзаменационная работа по русскому языку 8 класс

Экзаменационная работа, 8 класс

Пояснительная записка

Данная работа составлена в формате ГИА в соответствии с

демонстрационной версией, опубликованной на сайте ФИПИ

(http://www.fipi.ru) и рассчитана на учеников 8 класса, которым предстоит сдавать экзамен в формате ГИА по русскому язык. Экзаменационная работа содержит задания на темы, пройденные как в 8 классе, так и в 5-7 классах.

Работа состоит из двух частей. Часть 1 – написание сжатого изложения объёмом около 40 слов. Часть 2 – тестирование – предполагает задания 2-х типов: 10 заданий типа А и 8 заданий типа В. Задания предполагают проверку знаний по следующим темам:

А1 – понимание содержания текста.

А2, В1 – лексическое значение слова.

А3 – средства художественной выразительности.

А4 – фонетический анализ слова.

А5,А6 – правописание гласных в корне слова.

А7,А8 – правописание приставок.

А9,А10 – правописание суффиксов.

В2,В3 – типы подчинительной связи в словосочетании.

В4,В5 – грамматическая основа предложения

В6,В7 – обособленные члены предложения.

В8 – вводные конструкции.

Продолжительность написания работы составляет 60 мин.

Экзаменационная работа, 8 класс

Вариант1

Прочитайте текст и выполните задания

(1)Когда я позвонил в дверь квартиры Нины Георгиевны, мне открыл парень лет пятнадцати. (2)Парень был аккуратный, прибранный, у него были волнистые светлые волосы. (3)Вежливо спросил он, кого мне нужно. (4)Я всегда терялся перед мальчишками, которые были всего на два или три года старше меня. (5)Особенно неловко мне было перед теми, в которых я чувствовал превосходство. (6)Я и тут так оробел, что чуть было не забыл имя–отчество Нины Георгиевны.

– (7)Заходи, она скоро придёт, – сказал парень и пропустил меня вперёд. (8)Не обращай на меня внимания, я должен собраться. (9)На полу стоял большой чемодан, в который парень укладывал рубашки, майки, книги.

– (10)Ты, наверное, Шурик? – спросил я то, в чём был совершенно уверен.

– (11)Да, приятель, а ты откуда меня знаешь?

– (12)Нина Георгиевна мне рассказала. (13)Она очень ждала тебя.

(14)Лицо его стало строгим и даже печальным.

– (15)Да, Нина Георгиевна вырастила меня. (16)Но, к сожалению, я должен был выбирать. (17)Мои родители, потерявшие меня пятнадцать лет назад, с тех пор искали меня повсюду. (18)Они очень благодарны Нине Георгиевне. (19)Хотя и в детском доме мне было бы хорошо, но в домашних условиях, разумеется, лучше. (20)Нина Георгиевна меня очень любит, и я её тоже очень люблю. (21)Хотя она несколько странная, добрая чрезмерно. (22)И меня бы испортила своей добротой. (23)Сейчас, узнав своего отца, я понял, что во мне от рождения отцовский стержень.

(24)Все его фразы были обдуманными, он ни разу не сбился, не назвал Нину Георгиевну так, как раньше, – мамой. (25)Но всё же я улавливал в его голосе смущение, хотя он и старался его скрыть.

– (26)Думаешь, мне нужны эти рубашки и книги? (27)Я просто не хочу, чтобы они напоминали Нине Георгиевне обо мне, ей это будет тяжело. (28)Лучше один раз пережить и больше не вспоминать. (29)Шурик сел на крышку туго набитого чемодана и закрыл его на ключ. (30)Потом он согнул руку в локте, рукав пиджака полез наверх, и я увидел у него на руке красивые модные часы.

– (31)Отец подарил, – между прочим сообщил он. (32)И сразу заторопился:

– (33)Мне пора! (34)Очень хорошо, что ты здесь оказался. (35)Я потом напишу Нине Георгиевне. (36)А ты скажи, что я очень переживал. (37)Но если нашлись родители? (38)Я ведь не виноват.

(39)Шурик выложил на стол ключи.

– (40)Передай ей, пожалуйста.

(41)Боясь встретиться с ней по дороге, он удалился почти бегом. (42)Я взглянул на висящую на стене фотографию мальчишки лет четырёх, в матроске и бескозырке, из-под которой выбивались светлые волнистые волосы. (43)Я представил себе, как много лет назад Нина Георгиевна купила ему этот нарядный костюмчик. (44)Но часы она ему купить не успела. (45)«Эх, ты… витязь!» – подумал я, схватил ключи и сунул в карман. (46)Я сделал это необдуманно и потом понял, зачем так поступил: эти ключи, оставленные на столе, говорили о чём-то окончательно непоправимом.

(По А. Г. Алексину*)

Задания A1–A10 выполните на основе содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1–A10 даны 4 варианта ответа, из которых нужно выбрать один правильный. Номера выбранных ответов на задания запишите рядом с номером задания на бланке ответов.

A1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик спрятал оставленные Шуриком ключи в карман?»

1) По оставленным ключам Нина Георгиевна поняла бы, что Шурик уехал навсегда.

2) Рассказчик взял ключи, чтобы лично передать их Нине Георгиевне.

3) Рассказчик рассердился на Шурика, оставившего ключи на столе.

4) Нине Георгиевне эти ключи были не нужны.

A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «пропустил» (предложение 7).

1) посторонился, дал дорогу 2) прошёл мимо

3) сделал пропуск 4) обработал что-либо особым образом

A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) И меня бы испортила своей добротой, если бы я не оказывал сопротивления.

2) На полу стоял большой кожаный чемодан с откинутой крышкой, в который парень с

аккуратностью укладывал рубашки, майки, книги.

3) Сейчас, узнав своего отца, я понял, что во мне от рождения отцовский стержень.

4) Парень был аккуратный, прибранный, у него были волнистые светлые волосы, зачёсанные набок, живые глаза и нежные, розовые щёки.

A4Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПОЖАЛУЙСТА буква Й обозначает непроизносимый звук.

2) В слове СБИЛСЯ первый звук – [з].

3) В слове СТЕРЖЕНЬ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .

4) В слове БОЯСЬ звуков больше, чем букв.

A5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) вырастила 2) удалился 3) костюмчик 4) волнистые

A6 Укажите слово с непроверяемой

безударной гласной в корне.

1) выложил 2) матроске 3) выбирать 4) домашних

A7 В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

1) превосходство 2) припадая 3) причёсывала 4) придёт

A8 В каком слове правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?

1) обдуманными 2) испортила 3) открыл 4) позвонил

A9 В каком слове правописание суффикса является исключением правила?

1) серебряным 2) необдуманно 3) оловянный 4) странный

A10 В каком слове правописание суффикса определяется правилом правописания полных страдательных причастий?

1) необдуманно 2) остеклённый 3) деревянный 4) кожаный

Задания B1–B8 выполните на основе прочитанного текста.

Ответы на задания B1–B8 записывайте словами или цифрами рядом с номером задания на бланке ответов.

B1 Замените разговорное слово «парень» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

B2 Замените словосочетание «аккуратно укладывал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

B3 Замените словосочетание «кожаный чемодан», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

B4 Выпишите грамматическую основу предложения 16.

B5 Выпишите грамматическую основу из предложения 21.

B6 Среди предложений 16 – 23 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

B7 Среди предложений 15 – 23 найдите предложение с

обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

B8 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) при вводном(-ых) слове(-ах).

Конечно,(1) Нина Георгиевна вырастила меня. Но,(2) к сожалению,(3) я должен был выбирать. Мои родители,(4)потерявшие меня пятнадцать лет назад,(5) с тех пор искали меня повсюду.

Экзаменационная работа, 8 класс

Вариант2

Прочитайте текст и выполните задания

(1)К нам в класс пришёл новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

(2)Вся школа его заметила с первого же дня: он быстро шёл по коридору, в левой руке он нёс старорежимный кожаный портфель, по виду гораздо более старый, чем сам учитель.

(3)Для начала он сказал Илье, когда тот проходил между рядами парт своей шаткой походкой: (4)«А вы что вихляетесь?» (5)И Илья его невзлюбил. (6)Потом учитель взял журнал, сделал перекличку. (7)На фамилии «Свиньин» – был такой несчастный ученик – сделал остановку, посмотрел на Свиньина и сказал со странной, не то почтительной, не то насмешливой интонацией: (8)«Хорошая фамилия!» (9)Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской.

(10)Учитель поднял недоумённо брови:

– (11)Да что вы смеётесь? (12)Почтенная фамилия! (13)Был старинный боярский род Свиньиных. (14)Пётр Первый посылал одного Свиньина в Голландию учиться. (15)Да вы и «Князя Серебряного» не читали? (16)Там Свиньин упоминается. (17)Интереснейшая книга, между прочим…

(18)Уже через три месяца все смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово. (19)Все как-то незаметно сблизились через разговоры о хитроумном Одиссее, о таинственном летописце Пимене, о несчастном сыне Тараса Бульбы. (20)Мальчишки стали задавать вопросы о дружбе, о любви, о войне? (21)И сразу стало ясно, что Виктор Юльевич литературу любит, а войну нет. (22)В те время всё юное мужское население, не успевшее пострелять фашистов, войну обожало.

– (23)Война – самая большая мерзость из тех, что выдумали люди, – говорил учитель.

(24)Затем он начинал читать стихи. (25)Странный человек!

(26)Каждый урок Виктор Юльевич начинал с какого-нибудь стихотворения. (27)Выбирал причудливо – то общеизвестный, то непонятный, но запоминающийся. (28)У Мишки кровь к лицу приливала от таких стихов: он заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (29)Саня улыбался снисходительно учительской слабости: некоторые были те самые, что бабушка читала. (30)Другие ребята это учителю прощали. (31)На все случаи жизни был у него заготовлен стишок!

– (32)Ну, кто же мне скажет, что такое лирика? – спросил однажды учитель. (33)Класс замер. (34)Виктор Юльевич наслаждался этой минутой – он научился создавать эту думающую тишину.

– (35)Это про любовь, – сказал кто-то смелый.

– (36)Правильно, но это будет неполный ответ. (37)Лирика – это про внутреннюю жизнь человека, про его душу. (38)Ну и про любовь. (39)А также про печаль … (40)В глубокой древности, когда человеческая культура только возникла, слово было гораздо теснее связано с музыкой. (41)Когда стихи читали вслух, то аккомпанировали на музыкальном инструменте – лире. (42)Откуда и пошла «лирика». (43)Теперь редко читают стихи с музыкальным сопровождением, зато появились новые жанры, в которых слова и музыка нераздельны… (44)Ну, давайте примеры…

(45)Звенел звонок, а они всё сидели как одурманенные его словами. (46)Почему не хлопали крышками парт, не срывались с воплями с мест –скорее прочь! (47)В коридор, на улицу!

(По Л.Улицкой)*

Задания A1–A10 выполните на основе содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1–A10 даны 4 варианта ответа, из которых нужно выбрать один правильный. Номера выбранных ответов на задания запишите рядом с номером задания на бланке ответов.

A1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему «уже через три месяца все смотрели учителю в рот»?

1) Виктор Юльевич Шенгели был фронтовиком.

2) Учитель очень любил поэзию.

3) Виктор Юльевич всегда высказывал личное мнение.

4) Учитель много знал и обсуждал с ребятами те вопросы, которые их в это время интересовали.

A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «думающую» (предложение 34).

1) замысловатую 2) мечтательную 3) творческую 4) понятную

A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) На место никому не запомнившейся учительницы к нам в класс пришёл новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор, фронтовик.

2) У Мишки кровь к лицу приливала от таких стихов: он был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья.

3) Саня улыбался учительской слабости: некоторые были те самые, что бабушка читала.

4) В глубокой древности, когда человеческая культура только возникла, слово было гораздо теснее связано с музыкой.

A4 Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПОЧТИ все согласные звуки глухие.

2) В слове СЕРЕБРЯНОГО есть звук [в].

3) В слове ПОХОДКОЙ происходит озвончение согласного.

4) В слове ПОЯВИЛИСЬ количество звуков и букв совпадает.

A5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) переживания 2) пострелять 3) изменилось 4) выбирал

А6 Укажите слово с непроверяемой гласной в корне слова.

1) представлял 2) вырастать 3) появились 4) президент

А7 В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный»?

1) спрыгивает 2) неизвестно 3) рассказывал 4) представлял

A8 В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного?

1) возникли 2) восхищались 3) сблизились 4) расставание

A9 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы»?

1) особенности 2) мгновенно 3) внутреннюю 4) нераздельны

А10 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется -НН-»?

1) несовместны 2) единственная 3) постоянно 4) услышанные

Задания B1–B8 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания B1–B8 записывайте словами или цифрами.

B1 Замените разговорное слово «заржал» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

B2 Замените словосочетание «на устах мальчиков», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Замените словосочетание «по каменной мостовой», построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

B4 Выпишите грамматическую основу предложения 1.

В5 Выпишите грамматическую основу предложения 31.

B6 Среди предложений 26 найдите предложение с однородными членами предложения. Напишите номер этого предложения.

В7 Среди предложений 18 – 23 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В8 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Лирика – это про всякие человеческие переживания,(1) про внутреннюю жизнь человека,(2) про его душу. Ну и,(3) конечно,(4) про любовь. А также про печаль,(5) про одиночество,(6) про расставание с любимым человеком….

Ответы

Вариант 1

Номер

задания

Вариант 2

Номер

задания

Критерии оценки

1-8

Текст для прослушивания

Задание: прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – около 40 слов.

Настоящую литературу читать сложно. Она требует от читателя работы: осмысления, переживания, поиска. А ещё воображения и фантазии: благодаря писателю мы оказываемся в особом мире, в котором возможно невозможное, и разгадываем его тайны. Однако чем больше внутренней работы проделывает читатель, тем больше он получает от общения с произведением.

Настоящая литература помогает жить полнее и интереснее. Более чутко отзываться на прекрасное и безобразное в жизни, строить отношения с другими людьми по гуманным законам жизни, видеть в происходящих событиях более глубокий смысл. Поэтому так важно в юности открыть для себя литературу, понять, что чтение – не обязанность, а счастливая возможность, которая есть у каждого из нас.

Проверка и оценивание сжатого изложения

Критерии оценки

1-12

Бланк ответов

Ф.И. обучающегося _______________________________________________

Класс ________________

Вариант ______________

ИЗЛОЖЕНИЕ

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

А1 ___________________

А2 ___________________

А3 ___________________

А4 ___________________

А5 ___________________

А6 ___________________

А7 ___________________

А8 ___________________

А9 ___________________

А10 __________________

В1 ____________________________________________________

В2 ____________________________________________________

В3 ____________________________________________________

В4 ____________________________________________________

В5 ____________________________________________________

В6 ____________________________________________________

В7 ____________________________________________________

В8 ____________________________________________________

Ответ

Номер

задания

Ответ

А1

1

В1

юноша

А2

1

В2

Укладывал с аккуратностью

А3

4

В3

Чемодан из кожи

А4

4

В4

я должен был выбирать

А5

1

В5

Она странная, добрая

А6

2

В6

17

А7

4

В7

23

А8

2

В8

1,2,3

А9

3

А10

2

Ответ

Номер

задания

Ответ

А1

4

В1

засмеялся

А2

3

В2

На мальчишеских устах

А3

2

В3

По мостовой из камня

А4

3

В4

Пришёл классный руководитель

А5

4

В5

Был заготовлен стишок

А6

4

В6

6

А7

3

В7

22

А8

3

В8

3,4

А9

2

А10

4

9-13

14-17

18-20 баллов

2

3

4

5

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его

восприятия микротемы.

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но

упустил или добавил 1 микротему

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но

упустил или добавил более 1 микротемы

0

ИК2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия

текста, использовав их на протяжении всего текста

2

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия

текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста

1

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста 0

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущена логическая ошибка,

и/или

имеется нарушение абзацного членения текста

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение

по критериям ИК1ИК3

5

Критерии оценки грамотности и фактической

точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет

2

Допущено не более 1 орфографической ошибки

1

Допущено 2 и более ошибок

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет

2

Допущено 1–2 ошибки

1

Допущено 3 и более ошибок

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет

2

Допущена 1 ошибка

1

Допущено 2 и более ошибок

0

ГК4

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет

2

Допущено не более 2 ошибок

1

Допущено 3 и более ошибок

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, нет

1

Допущены фактические ошибки в изложении материала, а также в его понимании

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по

критериям ФК1, ГК1ГК4

9

13-21

22-28

29-32 баллов

2

3

4

5

doc4web.ru

Контрольная работа по русскому языку в 8 классе в формате ОГЭ по материалам открытого банка заданий ФИПИ

(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (2) Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.

(4)Деду не спалось. (5)Он поставил самовар — от него окна в избе сразу запотели. (6)В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

(7)Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.

(8)В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. (9) Леса стояли сухие, как порох. (10)Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11)Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.

(12)Дед огорчился и пошёл дальше. (13)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (14)Поднялся ветер. (15)Дым густел  — стало трудно дышать.

(16)Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. (17)Ветер перешёл в ураган. (18)Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

(19)Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

(20)Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (21)Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22)Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

(23)Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24)Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. (25)Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.

(26)Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «(27) Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

(28)Заяц вывел деда из огня. (29)Когда они выбежали из леса к озеру то оба упали от усталости. (30)Дед подобрал зайца и понёс домой. (31)У зайца были опалены задние ноги и живот. (32)Дед вылечил его и оставил у себя.

— (33)Этот заяц, — сказал дед, — спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34)Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь — бросить…

(35)Так и живут вместе — старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

(По К.Г Паустовскому)*

 

*Паустовский Константин Георгиевич — русский советский писатель, публицист. Создал много очерков, рассказов, повестей о природе, о внутреннем мире человека. Написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко» и др.

1.Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему, приняв зайца в семью, дед Ларион и Ванька так и не дали ему имени

 Это говорит о том, что …

а) дед и внук понимали: заяц, как лесное, а не домашнее животное, не будет откликаться на имя.

б) дед и внук не собирались долго держать зайца у себя и хотели его выпустить на волю, как только он выздоровеет.

в) обитатели этого дома были людьми необщительными и не только зайца, но даже друг друга не называли по имени.

г) обитатели этого дома приютили зайца, но относились к нему довольно равнодушно.

2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ПОВЕДАЛ (предложение 7).

а)преподнёс

б)прокомментировал
в)рассказал
г)обсудил

3. Замените разговорное слово УДРАЛ в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

4. В каком предложении средством речевой выразительности является метафора?

а) (13) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью.
б) (20) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц.
в) (23) Ларион обрадовался зайцу, будто родному.
г) (26) Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

5. Из предложений 6—7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

6. Замените словосочетание ДЕДОВ ЛЮБИМЕЦ в предложении 6, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7. Из предложений  20—25  выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

8. Выпишите грамматическую основу предложения 31.

9. Среди предложений 9—13 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводной конструкции.

Я,(1)  можно сказать,(2)  благодарность ему оказывать должен,(3) а ты говоришь  бросить…

Так и живут вместе  старый дед Ларион,(4)  его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Напишите ответ цифрой.

12. Объясните, чем обусловлено отношение Деда к зайцу.Подтвердите свою точку зрения примерами из текста

infourok.ru

СМИ о ФИПИ | Федеральный институт педагогических измерений

04.10.2018
ФИПИ: задания ЕГЭ учитывают все современные вызовы в образовании
Интервью с директором ФИПИ О.А. Решетниковой на сайте РИА Новости
Читаем на сайте РИА

 

10.09.2018
Великодушие и месть без копирки. Какое сочинение будут писать выпускники 2019 года, уже не тайна
Интервью с ученым секретарем ФИПИ Е.А. Зининой на сайте Российской Газеты
Читать на сайте Российской Газеты

05.02.2018
О ЕГЭ предметно
Прямой эфир на Общественном телевидении России с участием директора ФИПИ О.А. Решетниковой
Смотреть на сайте ОТР

21.12.2017
Утро России
Эфир по вопросам проведения итогового сочинения на телеканале Россия1 с участием директора ФИПИ О.А. Решетниковой
Смотреть на сайте Россия1

c 30.10.2017
О ЕГЭ предметно
Цикл еженедельных передач
по вопросам особенностей ЕГЭ-2018 с участием специалистов ФИПИ – руководителей и заместителей руководителей ФКР на Общественном телевидении России. СМОТРИМ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ ОТР:

 

2.11.2017
В России впервые создана школьная программа по китайскому языку
Комментарии первого заместителя директора ФИПИ М.А. Полякова и членов рабочей группы по кит.яз.
Читаем на сайте газеты “Известия”

1.09.2017
Не заменяйте учёбу ЕГЭ. «Школа должна перестать готовить к экзамену»
Комментарии директора ФИПИ О.А. Решетниковой в «Аргументы и Факты.Оренбург»
Читаем на сайте газеты «АиФ Оренбург»

15.03.2017
Особенности ЕГЭ-2017: сложнее или проще стали экзамены?
Прямой эфир с участием директора ФИПИ О.А. Решетниковой  в передаче “Домашняя академия” Радио Культура

Слушаем на сайте Радио Культура

14.03.2017
Изменения в КИМ не означают, что начнут проверять и спрашивать что-то новое
Интервью директора ФИПИ О.А. Решетниковой 

Читаем на сайте Учительской Газеты

06.03.2017
ФИПИ: отказ от тестовой части в ЕГЭ не влияет на уровень сложности
Комментарии директора ФИПИ О.А. Решетниковой

Читаем на сайте Информационного агентства России «ТАСС»

06.03.2017
Новая модель ЕГЭ по литературе будет представлена до 1 сентября
Главные изменения заключаются в отказе от заданий с кратким ответом – комментарии директора ФИПИ О.А. Решетниковой

Читаем на сайте Информационного агентства России «ТАСС»

06.03.2017
Проверочные работы по истории могут стать обязательными с 2018 года
Комментарии директора ФИПИ О.А. Решетниковой

Читаем на сайте Информационного агентства России «ТАСС»

14.02.2017
Экзаменационные задания ЕГЭ-2017
Прямой эфир с директором ФИПИ О.А. Решетниковой в программе “Разное время. Радиоканал”

Слушаем на сайте Радио России

14.02.2017
Каким будет ЕГЭ по литературе в 2018 году
Пресс-конференция с участием руководителя Федеральной комиссии по разработке КИМ по литературе С.А. Зинина

Читаем на сайте Российской Газеты

08.02.2017
ЕГЭ по литературе: что ожидает выпускников в перспективе?
Прямой эфир с руководителем ФКР по литературе С.А. Зининым

Слушаем на сайте Радио России. Культура

06.02.2017
ЕГЭ по русскому языку в прямом эфире
Прямой эфир с участием руководителя ФКР по русскому языку И.П. Цыбулько и членом ФКР по русскому языку Ю.Н. Гостевой в передаче “Домашняя академия”  Радио России

Слушаем и читаем на сайте Радио России

26.01.2017-13.04.2017
О ЕГЭ предметно
Цикл еженедельных передач с участием специалистов ФИПИ – руководителей и заместителей руководителей ФКР на Общественном телевидении России по вопросам особенностей ЕГЭ-2017.
СМОТРИМ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ ОТР:

 

13.12.2016
Всероссийские проверочные работы – это не кот в мешке!
Прямой эфир с участием директора ФИПИ О.А. Решетниковой в передаче “Домашняя академия”  Радио России
Слушаем и читаем на сайте Радио России

30.11.2016
Итоговое сочинение: что нужно помнить школьнику?
Прямой эфир с директором ФИПИ О.А. Решетниковой и членом ФКР по литературе
Л.В. Новиковой
Слушаем на сайте Радио России. Культура

07.11.2016 
Изменения в процедуре сдачи ЕГЭ

Прямой эфир с участием директора ФИПИ О.А. Решетниковой на Общественном телевидении России
Смотрим и читаем на сайте телеканала ОТР

01.07.2016 
Результаты ЕГЭ 2016 года

Прямой радиоэфир с участием директора ФИПИ О.А. Решетниковой
Слушаем на сайте Радио Комсомольская Правда

15.06.2016
Новую модель ЕГЭ по литературе обсудили в Федеральном институте педагогических измерений
Читаем на сайте Учительской Газеты

18.05.2016
ЕГЭ-консультация в прямом эфире
Прямой эфир с заместителем руководителя Рособрнадзора А. А. Музаевым и директором ФИПИ О.А. Решетниковой

Слушаем на сайте Радио России. Культура

1.03.2016
Задания для ЕГЭ меняются. Но это норма, а не революция
Интервью с директором ФИПИ О.А. Решетниковой:
Читаем на сайте “Учительской Газеты”

16.02.2016
Эксперты: 15 лет работы над ЕГЭ значительно усовершенствовали экзамен

Комментарии экспертов, в том числе директора ФИПИ О.А. Решетниковой
Читаем на сайте РИАНовости

19.10.2015 – 25.01.2016
О ЕГЭ предметно
Цикл еженедельных передач с участием специалистов ФИПИ – руководителей ФКР на Общественном телевидении России по вопросам особенностей ЕГЭ-2016.
СМОТРИМ НА ТЕЛЕКАНАЛЕ ОТР:
выпуск от 19.10.2015 о ЕГЭ по МАТЕМАТИКЕ (с участием И.В. Ященко)

выпуск от 26.10.2015 о ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ (с участием С.А. Зинина)
выпуск от 02.11.2015 о ЕГЭ по ИСТОРИИ (с участием А.Б. Безбородова)
выпуск от 09.11.2015 о ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (с участием Т.В. Лисковой)
выпуск от 16.11.2015 о ЕГЭ по ГЕОГРАФИИ (с участием В.В. Барабанова)
выпуск от 30.11.2015 о вопросах разработки и проведения ЕГЭ (с участием директора ФИПИ О.А. Решетниковой)
выпуск от 7.12.2015 о ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (с участием И.П. Цыбулько)
выпуск от 14.12.2015 о ЕГЭ по БИОЛОГИИ (с участием Р.А. Петросовой)

выпуск от 21.12.2015 о ЕГЭ по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ (с участием В.Р. Лещинера)
выпуск от 11.01.2016 о ЕГЭ по ФИЗИКЕ  (с участием М.Ю. Демидовой)
выпуск от 18.01.2016 о ЕГЭ по ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ  (с участием М.В. Вербицкой)
выпуск от 25.01.2016 о ЕГЭ по ХИМИИ  (с участием Д.Ю. Добротина)

13.10.2015
Чуть-чуть словесности
Интервью директора ФИПИ О.А. Решетниковой “Российской газете” по вопросам подготовки к ЕГЭ-2016 и итоговому сочинению
Читаем на сайте “Российской газеты”

09.09.2015
Как директора школ и губернаторы дискредитируют ЕГЭ
В эфире программы «Что будет?» на РАДИО «Комсомольская правда» – директор ФИПИ О.А. Решетникова
Слушаем на сайте “Комсомольская правда”

25.06.2015
Что принёс России ЕГЭ?
В программе “Особое мнение” на Радио России о достижениях, неудачах и мифах про ЕГЭ рассказала директор ФИПИ О.А. Решетникова
Слушаем и читаем на сайте Радио России

22.06.2015
15 лет ЕГЭ: основные уроки и новые вызовы на старте приемной кампании
В мультимедийном круглом столе в МИА “Россия сегодня” приняла участие директор ФИПИ О.А. Решетникова
Смотрим видео круглого стола на сайте РИА

28.05.2015
ЕГЭ по-русски
На пресс-конференции директор ФИПИ О.А. Решетникова и председатель ФКР КИМ ЕГЭ по русскому языку И.П. Цыбулько  рассказали, как сдать ЕГЭ по русскому языку.
Читаем на сайте Российской газеты

26.05.2015
Утро России от 26.05.2015. Сюжет, посвященный ЕГЭ
О работе горячей линии ФИПИ в период ЕГЭ рассказала директор ФИПИ О.А. Решетникова
Смотрим на сайте канала Россия 1, начало сюжета – 21ая минута 7 секунда ролика, конец сюжета – 25 мин. 30 сек.

12.02.2015
ЕГЭ на ощупь: как будут сдавать экзамен дети с ОВЗ?
Комментарии чиновников и экспертов, в том числе директора ФИПИ О.А. Решетниковой
Читаем на сайте Учительской газеты

04.12.2014
Выпускные испытания начинаются задолго до выпускных экзаменов
Читаем и смотрим на сайте телеканала “Россия”

03.12.2014
Не лишние баллы
3 декабря в медиацентре “Российской газеты” состоялась пресс-конференция “Возвращение в школу выпускного сочинения”
Читаем на сайте Российской газеты

03.12.2014
Любить иль быть любимым? Это одна из пяти тем сочинений, вернувшихся в школьный класс России
Комментарии экспертов по проведению итогового сочинения, в том числе директора ФИПИ О.А. Решетниковой
Читаем на сайте Российской газеты

01.12.2014
350 слов для зачета
Российские школьники впервые пишут сочинение, которое станет допуском к ЕГЭ. Комментарии директора ФИПИ О.А. Решетниковой
Читаем на сайте Российской газеты

21.11.2014
Тяжело в учении – легко… на итоговом сочинении
Апробация итогового сочинения. Комментарии ученого секретаря ФИПИ Е.А. Зининой.
Читаем на сайте Учительской газеты

24.09.2014
Школьные сочинения будут оценивать по пяти критериям
В Федеральном институте педагогических измерений подготовили свои предложения по оценке сочинений
Читаем на сайте Российской газеты

10.09.2014
Рособрнадзор: устная часть ЕГЭ по иностранному языку проверит навыки спонтанной речи
“Всего будет четыре задания разного уровня сложности, времени на их подготовку будет немного”, – сообщили в ФИПИ
Читаем на сайте ИТАР-ТАСС

09.09.2014
Эксперты рассказали о типичных ошибках в ЕГЭ-2014
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проанализировал результаты ЕГЭ-2014 по девяти предметам по выбору и выявил “слабые места” в знаниях выпускников.
Читаем на сайте Интерфакс

05.08.2014
ЕГЭ закончился, работа продолжается
​Общественная палата РФ под председательством Любови Духаниной провела круглый стол, посвященный ЕГЭ-2014.
Читаем на сайте Учительской Газеты

29.07.2014
Рособрнадзор обсудил совершенствование ЕГЭ по математике с учителями-предметниками
Читаем на сайте Рособрнадзора

29.07.2014
Разработчики предлагают разделить ЕГЭ по математике на два уровня
Читаем на сайте РИАНовости

28.07.2014
«Горячая линия» не зафиксировала ни одной жалобы на КИМы во время второй волны ЕГЭ
Читаем на сайте Учительской Газеты

18.07.2014
ФИПИ планирует изменить структуру КИМов
Федеральный институт педагогических измерений предлагает увеличить количество заданий с кратким и развернутым ответом и сократить количество заданий с выбором одного ответа из предложенных.
Читаем на сайте Учительской Газеты

17.06.2014
В тестах ЕГЭ-2015 будет меньше заданий с выбором ответа
Изменить структуру материалов для экзамена предлагает Федеральный институт педагогических измерений.
Читаем на сайте ИТАР-ТАСС

10.03.2014
Нововведения в ГИА-9: сюжет в “Утро России” на телеканале Россия
20 марта 2014 года в передаче “Утро России” телеканала Россия вышел сюжет “Нововведения в аттестации учеников девятых классов” с комментариями руководителя ФИПИ О.А. Решетниковой.
Приглашаем посмотреть сюжет на сайте телеканала

 

08.10.2013
Рособрнадзор и ФИПИ провели семинар по результатам опытного внедрения модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования в систему оценки качества образования субъектов РФ

www.fipi.ru

Тексты изложений ОГЭ по русскому языку

Тексты изложений ОГЭ по русскому языку

Экзаменационная работа ОГЭ (9 класс) по русскому языку состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий.

Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Предлагаем подборку тестов для написания изложений из открытого банка заданий с официального сайта ФИПИ. Скачать тексты изложений и распечатать в формате документа Word.

Тексты изложений ОГЭ по русскому языку из открытого банка заданий с официального сайта ФИПИ


1. Всё дальше уходит Великая Отечественная война…

Аудиозапись прослушать/скачать

 

Текст изложения

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.

Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.

(По В. Быкову)


2. В чём польза чтения?

Аудиозапись прослушать/скачать

 

Текст изложения

В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону. (По материалам Интернета)


3. Что такое хорошая книга?

Аудиозапись прослушать/скачать

 

Что такое хорошая книга? Она должна быть увлекательной , интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих задуматься, выразить эмоции. Книга должна быть написана богатым языком. Она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.

Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром, родом литературы. Увлечение только жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в тех, кто знает дорогу в Авалон лучше, чем путь домой. Если вы не читали книг из школьной программы, следует начать именно с них. Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. В ней есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Такие книги научат чуткости, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Научно-популярная литература расширит кругозор, поможет определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвития.

Надеемся, что доводы в пользу чтения сделают книгу вашим лучшим другом.


4. Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? 

 

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

(По Ю. Бондареву)


5. Что значит быть культурным человеком? 

 

Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому, умение быть благодарным, любовь к природе и родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжёт. Он сохранит самообладание и достоинство в любых жизненных ситуациях. Он имеет чётко поставленную цель и добивается её. Главная же цель такого человека – увеличивать добро в мире, стремиться к тому, чтобы все люди были счастливы. Идеалом культурного человека является подлинная человечность.

В наше время люди уделяют слишком мало времени культуре. А многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходит с детства. Ребёнок знакомится с традициями, переходящими из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и своей родины, познаёт культурные ценности. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу. (По материалам Интернета)


6. Что такое дружба? Как становятся друзьями?

 

Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов. И всё же нельзя уверенно сказать, что подобная общность определяет дружбу, ведь могут подружиться люди разных профессий.

Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Дружба – равенство и сходство. Но в то же время дружба – это неравенство и несходство. Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая слабому, неопытному, молодому другу, познаёт свою силу, зрелость. Другой, слабый, познает в друге свой идеал, силу, опыт, зрелость. Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах.

Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.


 7. Испытания ждут дружбу всегда. 

 

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.

(По Н.П. Крыщуку)


8. Когда я учился в школе, мне казалось…

 

Когда я учился в школе, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет проходить в какой-то иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать другие люди. А на самом деле сложилось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными. Круг знакомых возрос необычайно. Но настоящие друзья, старые, подлинные друзья, приобретаются в молодости. Молодость – это время сближения.

Друзей следует помнить и беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. В радости тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души и поделиться им. Неразделённая радость не радость. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, тоже нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не теряйте друзей. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь. Дурные усложнят её и затруднят. Помните русскую пословицу: “Береги честь смолоду”? В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать. Дурные не дадут спать.


9. Когда мне было лет десять…

 

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу…

Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.

(По В.М. Пескову)


10. Неуверенность в себе – проблема древняя…

 

Неуверенность в себе – проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно – в середине XX века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей – вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.

А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненные ситуации.

Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни учёные ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.


11. В современном мире нет человека…

 

В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.


12. Многие думают, что быть искренним…

 

Многие думают, что быть искренним – значит открыто и прямо говорить то, что думаешь, и делать то, что говоришь. Но вот незадача: человек, сразу озвучивающий то, что первое взбрело ему в голову, рискует прослыть не только естественным, но и невоспитанным, а то и глупым. Скорее, искренний и естественный человек тот, кто умеет быть самим собой: снять маски, выйти из привычных ролей и показать своё истинное лицо.

Главная проблема в том, что мы плохо знаем себя, гонимся за призрачными целями, деньгами, модой. Мало кто считает важным и нужным направить вектор внимания в свой внутренний мир. Нужно заглянуть в своё сердце, остановиться и проанализировать свои мысли, желания и планы, чтобы понять, что истинно моё, а что навязанное, продиктованное друзьями, родителями, обществом. Иначе ты рискуешь всю жизнь тратить силы на цели, которые тебе на самом деле вовсе не нужны.

Если ты заглянешь в себя, то увидишь целый мир, бесконечный и многогранный. Ты обнаружишь свои особенности и таланты. Надо только изучать. И тебе, конечно же, не станет легче и проще, но станет интереснее. Ты найдёшь свой жизненный путь. Единственный способ стать искренним – это познавать себя.


13. Сущность понятия «власть» заключается…

 

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растет ровно вверх. Но даже если ему не удается расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждет одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно толь-ко тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и са-ми несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здо-ровье и самого человека, и окружающих.

(По М.Л. Литваку)


14. Одному человеку сказали, что его знакомый…

 

Текст изложения

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выра-жениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.


15. Война была для детей жестокой и грубой школой.

 

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

(По Ю. Бондареву)


16. Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека.

 

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.

 (По Ю.М. Нагибину)


17. Есть ценности, которые изменяются…

 

Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.

Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.


18. Чтобы оценить доброту и понять ее значение…

 

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится. Это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.

Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (138 слов)


19. Если отнять у человека способность мечтать…

 

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.

Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. (123 слова)


20. Каждый человек ищет место в жизни…

 

Текст изложения

Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. Это естественно. Только вот как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный.

Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно: лишний раз не переспросим, не скажем “не знаю”, “не могу” – слов нет. Себялюбцы вызывают чувство осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. И, конечно, сделать это не всегда просто.

Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.


Смотрите также:

ucthat-v-skole.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *