Самарская вальдорфская школа отзывы – Самарская вальдорфская школа – Большая Деревня

Самарская вальдорфская школа – Большая Деревня

Самарская Вальдорфская школа настолько отличается от остальных учебных заведений, что уже который год яростно обсуждается родителями и общественностью. Собрав всевозможные отзывы, мифы, опасения, острые вопросы и хиты сарафанного радио, «Большая Деревня» встретилась с основателем Самарской вальдорфской школы Сергеем Ивашкиным.

— «Чем принципиально отличается вальдорфская школа от обычной?»

— Концепция обычной школы состоит в изучении основ разнообразных наук. Логика такая: наука — это самое современное, что у нас есть, и если мы хотим создать объективную картину мира, надо учить человека наукам, это пригодится в жизни.

Вальдорфская школа базируется на других принципах. Сознание человека развивается в соответствии с определенными закономерностями, а мы, как учителя, должны дать возможность, среду и условия, чтобы ученик прожил эти эволюционные этапы. Сейчас ребенок родился, а цивилизация уже находится на определенном уровне, и нужно быстренько добраться до текущего момента. Все преподаваемые предметы служат только подспорьем этому процессу. Поэтому, когда спрашивают, какова наша специфика, я отвечаю, что ее нет, а есть реальное общее образование.

— «Что из учения Рудольфа Штайнера реализовано в вашей школе?»

— Исследования Штайнера основывались на феноменологическом методе, заключающемся в том, что человек, наблюдая какое-то явление и вдумываясь в него, может открыть, какая идея позади него стоит. Штайнер обладал даром видеть эти идеи и пытался связать с помощью них в систему большинство современных наук. Он создал ряд трудов, в области медицины, педагогики, сельского хозяйства, различных видах искусства, архитектуре.

Когда-то и мы, как вы сейчас, впервые услышали о педагогике Штайнера, безумно заинтересовались и захотели хотя бы что-то из нее воплотить в жизнь. Сейчас у нас есть эвритмия — искусство изъясняться языком тела, танца или музыки, врач, обученный антропософской медицине, основанной на гомеопатии, семинары для учителей и родителей по основам развития человека.

Дмитрий Щербатенко, учитель первого класса

Дети с первого класса вяжут крючком и на спицах, вышивают крестиком, играют на музыкальных инструментах, проходят все виды живописи (мелками, карандашами, а в старших классах даже маслом), скульптуру, вырезают по дереву. У всего этого есть психические, душевные основы — как менялось сознание, так меняются и ремесла.

Еще одна важная вещь для вальдорфской педагогики — некий круг года. Чтобы полноценно прожить его, мы отмечаем с детьми праздники. Например, Рождество — 25 декабря, как начало астрономического года. С этого дня солнце начинает прибывать, день увеличиваться и совпадение с католическим Рождеством здесь вторично.

— «Педагогика Штайнера — коррекционная?»

— Есть два течения в вальдорфской педагогике — лечебная и обычная, их иногда смешивают. У нашей партнерской школы в Штутгарте есть, например, основные классы, а есть вспомогательные, где ведется коррекционное обучение. Последнее время появилась инклюзия, которая практикуется вальдорфом уже лет сто, когда в классе есть пара человек, имеющих реальные ментальные или физические проблемы. Дети должны видеть другой мир. Часто приходят затравленные в других школах, и мы их берем, потому что у нас неагрессивная среда. У всех подростков бывают моменты агрессии, но мы работаем с ними, наши дети насмерть не дерутся за углом. Если мы видим, что особый специалист ребенку не нужен — берем.

—«Были дети, которые сами уходили от вас или их забирали родители?»

— Может и да, но надо напрягаться, чтобы вспомнить о таких случаях. Родители хотят, с одной стороны свободы, а с другой, чтобы ребенок их безоговорочно слушался, хотят общечеловеческого разностороннего развития, и, одновременно, каждый день много домашних заданий для детей, как во всех школах. И говоришь им вроде, ну ребята, ребенок — это не тот безразмерный сосуд, в который засунешь все, что хочешь и сколько хочешь. Такие родители начинают переживать, а вдруг их ребенок что-то не сдаст, хотя мы уже одиннадцать лет все сдаем, и пора уже успокоиться, а они не могут и уводят детей.

Еще, может не повезти с учителем, ведь добровольцев для работы в школе не так уж и много, и иногда мы ищем эту личность, которая сможет провести класс, а иногда берем, что есть. Если — не получилось, извините, везде такое бывает.

— «Не интересуетесь, как ушедшие от вас ребята потом учатся в обычной школе, получается ли?»

— Думаю, что их судьба хорошо складывается: там все просто и одинаково, есть оценки, задания, родителям понятно, что четыре — это хорошо, три — удовлетворительно, два — плохо. А у нас нет балльной системы, родителям тяжело. У нас спрашивают по-другому: а что сегодня было на уроке? И надо дождаться, чтобы ребенок тебе что-то рассказал. Фидбэк, к примеру, когда по-английски ребенок поет — английский выучил, а вот по-немецки ничего дома не говорит — надо идти к учителю узнавать, почему.

— «Кого из выпускников можете сразу вспомнить и кем гордитесь?»

— Чтобы кем-то гордиться, нужно, чтобы человек стал по-настоящему известным, а мне всегда хочется послушать, чем он вообще занимается в жизни, и когда мне это интересно, таким человеком начинаю гордиться внутренне. Наша бывшая ученица, Ольга Пушкина поступила в Кембридж, это слово понятное, галочка стоит. Всегда, когда она приезжает, стараюсь с ней поговорить об этом продвинутом заведении.

Я горжусь своими детьми — сыном и дочерью. Все посторонние мнения и проекции на школу меня не волнуют. Мой собственный сын после вальдорфской школы отучился за границей на скульптора, у него есть свой взгляд на мир, оригинальные мысли и суждения, мне с ним интересно. Мы уговорили сына вернуться в Россию, вообще наши дети, не только собственные, патриотичны и любят свою страну. Правда, для этого приходится их учить разделять Родину и государство. Идея проста — у вас есть круг родных, друзей, знакомых — создавайте вокруг себя мир таким, каким хотели бы видеть. Глубоко уважаемый мною Валерий Бондаренко вместе с Михаилом Купербергом выгородили тридцать лет назад «Ракурс» и продолжают все это время сеять разумное, может, не всегда доброе, но вечное. И мы также выгородили свой кусок, место, в котором можем получить нечто отличное от всего остального. Для этого и возвращайся на Родину, а на Запад отдыхать можно съездить, на «Документу» в Кассель, или на другую выставку, показать свою хорошую работу. Здесь — непочатый край дел, а там все готовилось веками до нас, и сгодится только спокойную старость проживать. Реализовываться надо в России, и в Самаре в частности.

— «Почему школа платная?»

— Во-первых, искусство в том объеме, в котором мы его преподаем, не укладывается в стандарты образования и не финансируется. Государство почему-то считает, что искусство необходимо только с первого по четвертый класс, а все остальное — дополнительные платные образовательные услуги, то есть искусство — дополнение, а вот математика с русским языком и физикой — основное.

Во-вторых, достойная заработная плата учителя должна отличаться от обычной учительской, которая вместе с классными часами и дополнительными занятиями составляет тысяч пятнадцать-шестнадцать — на них сложно прожить взрослому человеку.

И наконец, все инструменты, мастерские, оборудование, что в школе есть — все требует денег. В целом, школа не хуже каких-либо частных, а стоит в три раза меньше.

Несмотря на это, я должен сказать, что Самара — прогрессивный город, если в рамках муниципального образования работает вальдорфская школа, и к ней хорошее отношение со стороны властей.

— «Что нужно, чтобы школа могла получить статус вальдорфской?»

— Вальдорф — это бренд, и когда ты хочешь этот бренд себе в название вставить, должен пригласить тех, кто за него отвечает — представителей официального союза вальдорфских школ в Германии. У нас с ними был контакт в течение нескольких лет, в результате которого заключен контракт на право называться вальдорфской школой. Каждая открывающаяся школа может назвать себя вальдорфской, пожалуйста. Но если в этой школе происходят какие-то глупости, попадающие в газеты, самозванцы будут раскрыты, а просто так ездить отрывать таблички никому не надо. Сейчас вальдорфская система стала модной настолько, что люди готовы платить за это деньги — можно сделать бизнес, особенно на детских садах. Что и произошло в Китае: открыли частный детский сад и собирали деньги. После такого прецедента мировая общественность озаботилась, и мы все вместе — все международные организации, связанные с вальдорфскими школами и детскими садами (я представляю российскую ассоциацию вальдорфских школ в Европейском Совете вальдорфского образования), долго сочиняли, каким критериям должна соответствовать вальдорфская школа. Но, педагогика настолько живое дело, что последнее слово все равно решили оставить за приглашенными экспертами.

— «Расхожим стало мнение, что вальдорфская школа — это секта. Есть, например, популярный топик с форума „Самарские родители“». 

— Собирая вместе все, что вы от меня сегодня услышали: школа, в которой есть праздники с христианскими символами, где поют песни, играют на флейтах (в школе с родителями этого, наверное, никто больше не делает), где родители собираются по вечерам мастерить для детей игрушки, проводят рождественские ярмарки, ездят вместе за город, слушают лекции про духовное развитие, особенно питаются — да у них все свое! Когда люди проникаются этими идеями, они немножко фанатеют в прямом смысле слова, и с круглыми глазами начинают говорить, что «по-вальдорфски», а что «не по-вальдорфски». Создает имидж секты публика, похожая на религиозных фанатиков, которые ребенка мясом перестали кормить, а он, бедный, ворует котлету в столовой. Получается, что мы действительно сооружаем свой особенный мир, в котором очень многое продумано и окинуто сознанием, чем и притягиваем к себе это понятие. Проблема секты в том, что в ней человек теряет собственное сознание, а мы, наоборот пытаемся каждого убедить: Проснись! Думай про все! Но большинство из неожиданно прозревших предпочитает схватить основу и допекать потом всю семью, «это не ешь и телевизор не смотри», не сильно задумываясь над смыслом такого отказа. Да, мы действительно говорим всем, что телевизор — это смерть развития ребенка и даже проводили акцию публичного захоронения телевизора во дворе школы. При этом мы зачитали длинный список того, чем можно заняться вместо просмотра телевизора.

У нас есть школьный совет, из родителей — представителей каждого класса, представителя учителей и директора, чтобы распоряжаться школьными деньгами — самоуправление, о котором так много говорили, это сектой уже и близко не пахнет, и более демократично, чем где-либо.

— «Окончив школу и покинув ее идеальные условия, дети получают стресс от столкновения с реальной жизнью».

— Вот совсем недавно было мероприятие в галерее «Виктория», «Арт-Елка», среди участников было человек десять выпускников нашей школы, а среди авторов различных арт-объектов и участников выставок так же трое наших выпускников. Наши ребята часто становятся старостами в вузах, такие примеры есть и в петербургской школе и в нашем госуниверситете. Один из наших первых выпускников работает в Министерстве образования, специализируется на молодежной политике. Есть у нас два брата-выпускника — один офицер пограничник, другой — православный священник.

Каждый наш ученик умеет жить в палатке, пилить, колоть, рубить, плавать на байдарке, ходить в многодневные походы. У детей есть одна проблема, и она в том, что они действительно знают, что такое хорошо, морально, красиво, и им тяжело оттого, что такое редко встречается сейчас. Выходя из школы, они расстраиваются, что кругом не так, как они привыкли, но достаточно легко адаптируются — зачем стенать, надо делать, чтобы было хорошо, а не ныть про это.

— «Факультативные занятия не поощряются, потому что не вписываются в систему преподавания».

Да, не одобряем. Попытаюсь объяснить. Если говорить о нашей концепции развития ребенка, то нужно двигаться вслед за тем, как он развивается. Например, музыкальное произведение сначала пережить внутри себя, услышать и только потом опускать в пальцы. Не нужно немедленно учить ноты, и, как говорит мой приятель бас-гитарист, по картошкам учиться играть. У детей есть темперамент, характер, нужно помогать им с помощью музыкального инструмента. Двигаясь этим путем, мы получим гармоничного человека, а музыка будет его частью. Не стоит отводить ребенка в то место, где его пустят по классам и конкурсам: десятилетнего малыша выведут на сцену танцевать перед огромной публикой, в такой ситуации даже у взрослых руки трясутся. А что происходит с ребенком? Он внутренне сжимается, танцует, а потом ему хлопают и хвалят за это неестественное состояние сжатия. Нужно танцевать дома, для родных, там, где любят. Но родители все равно ведут детей куда хотят, они теперь знают, что нужно в школе отвечать: там учитель хороший, он преподает точно так, как вы рассказываете.

— «Дети поздно учатся читать и поэтому выглядят отстающими по сравнению с ровесниками».

— Когда у ребенка формируется мозг, очень важно, чтобы все, с чем он имеет дело, было истинным, настоящим, он это пережил, и только потом все поднимается в сознание. А если сразу начать с запоминания и заучивания — скучно. Наоборот, когда ребенок писал гусиным пером и чернилами, покатался на лошади, постучал молотком, поплавал в бассейне, походил на лыжах — получил некий жизненный опыт. Чтение жестко закрепощает мышление и абсолютно абстрактно — слово, за которым стоит образ, и когда опыт маленький, образ ничего не скажет, его ещё попросту может и не быть. У человека, рано начавшего читать, полно слов, которые он не понимает, а сознательным чтение станет лет после девяти, когда ребенок жизнь немного увидел. Честно говоря, к девяти годам все дети сами научатся читать, можно даже не думать про то, когда они это сделают. В четвертом классе ученики пишут сочинения и много читают, потому что хотят читать, и чем позже дашь ребенку возможность читать, тем с большим интересом он будет относиться к книгам. Чтение и письмо идут неотрывно, первое, что читают дети — то, что они сами пишут: выучили стихотворение, записали его и потом читают.

— «Отсутствие принуждения к занятиям плохо сказывается на дисциплине в целом».

— Неправда, часть учителей много требуют от детей. Тут большой веер расхождений, во многих классах на двери висят листочки с долгами. Отметок нет до девятого класса, но заданную работу каждый ученик должен сдать: слово «долг» у нас распространено, как в университете. Никто не уйдет от контрольной по математике или физике. Но на занятиях дети много свободнее — они не боятся взрослых, поэтому учителю нужно напрягаться, чтобы быть интересным для детей. Поскольку учит не метод, а личность, а яркие личности не так часты, возникают проблемы с дисциплиной.

— «Учитель имеет огромный авторитет у ребенка и становится со временем ближе, чем родители».

Однажды семейный клуб «Оберег» попросил меня поговорить с отцами, помочь убедить их быть ближе к детям. И я задумался, как можно повернуть взрослых людей, надо ведь из-под них табуреточку выдернуть. Задавал провокационные вопросы: «Как вы думаете, ваши дети — это ваши дети? Сколько тратите времени в неделю на них? Пара часов набежит. Тогда почему вы считаете их своими? Только потому, что когда-то поучаствовали в зачатии?» Получается, что я, как учитель, вижу ребенка восемь часов в день, а родители два часа. Ребенок привязывается к тому, кто рядом с ним находится. А с авторитетом получается так: учитель старается подводить к идеалу, объясняет, что пить и курить — плохо, и, возвращаясь домой, ребенок предъявляет папе, что тот позволяет себе пить и курить, но хочет, чтобы ребенок так не делал. И подспудно родитель обвиняет учителя. А вообще сейчас такая проблема с авторитетами, что надо радоваться, что хоть какой-то авторитет есть. Будешь пользоваться авторитетом у ребенка, если много времени проводишь с ним и умеешь делать то, что он не умеет. Если раньше можно было прикрыться жизненным опытом, то сейчас подростки могут сами погуглить и найти ответ на все вопросы, а некоторые взрослые и этого не умеют.

bigvill.ru

Самарская Вальдорфская школа


Отзывы о школе

Вальдорфская школа г. Самары принадлежит к тем немногим инновационным школам, коллектив которой поставил перед собой задачу освоить одну из зарубежных систем реформ-педагогики – вальдорфскую педагогическую систему. Особенность этой системы состоит в том, что она не представляет собой жесткой педагогической технологии, которую можно “внедрять” без учета “человеческого фактора” в любом месте и в любое время. Здесь суть педагогической работы понимается, как искусство индивидуального подхода к ребенку. Цель учебного процесса в вальдорфской школе не ограничивается задачей передачи знаний, умений и навыков, связанных с процессом обучения (т.е. учебных умений и навыков без связи с жизнью). Цель – развитие человека в целом – его мышления (способности к творческому решению проблемных задач), чувства (способности к переживанию, понимание чувств других людей, произведений искусства, красоты природы) и воли (способности к осмысленному и ответственному целеполаганию и действию). Большую роль в учебном процессе играет искусство, практическая работа, а также общая социальная направленность обучения и воспитания.

В самарской вальдорфской школе осваиваются новые формы организации обучения, альтернативные уроку (эпохальное обучение, проектный метод), что позволяет по новому подойти к формированию учебного предмета, включению в учебный предмет дополнительных общекультурных и межпредметных аспектов, что затруднено формой поурочной сетки часов. Такая свободная и открытая форма организации обучения требует от учителя постоянной собственной творческой работы и изобретательности, сотрудничества с коллегами на постоянных школьных советах, а также тесной связи с родителями.

Мои посещения школы, наблюдение учебного процесса, беседы с родителями и учителями, а также подробный анализ деятельности дошкольной ступени обучения (вальдорфского детского сада) позволяют сделать вывод, что коллективу воспитателей и учителей школы удалось впитать и реализовать лучшее, что наработано в вальдорфской педагогической системе. При этом коллектив детского сада и школы с самого начала поставил своей задачей не слепо копировать западный опыт, но творчески адаптировать особенности вальдорфской педагогики к нашим российским условиям. По содержанию образования детский сад и школа ориентированы на лучшие образцы традиций отечественного образования. Вальдорфкая школа г.Самары в подлинном смысле российская школа, вписанная в контекст отечественного образования (о чем свидетельствуют учебные достижения выпускников школы). В этом, на мой взгляд, состоит основное ее достижение и значение для развития и совершенствования современной отечественной школы на этапе модернизации.”

Научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО,
доцент кафедры психологии развития МПГУ
Загвоздкин В.К.

 

Читать, писать и считать учат, пожалуй, в каждой школе. А думать, принимать решения сознательно – это не по силам многим.

… Весна, сквер Пушкина возле драматического театра. К бюсту поэта поднимается мальчик лет тринадцати и читает стихи А.С.Пушкина. На него смотрят десятки глаз: школьники, их родители, прохожие, которые гуляли в сквере. Прежде я не встречал учеников, добровольно читающих стихи для такой большой аудитории, тем более в общественном месте. А здесь это было естественно, желание исходило изнутри каждого. И это был выбор. Сознательный выбор.

В нашей школе детей учат не только читать стихи, их учат свободно выражать собственные мысли. Меня поразило умение ребят говорить перед большой аудиторией с пониманием того, что говоришь, не заученными фразами, а только что возникшими. Было видно, что человек понимает, что говорит и подыскивает слова здесь и сейчас. Живое восприятие и сиюминутное выражение…

Александр Марушев
актёр Самарского театра драмы им.М.Горького,
лауреат Самарской театральной Музы,
отец двух учеников школы

 

Пусть каждая вторая школа будет вальдорфской…

Общаясь со старшеклассниками и выпускниками, я вижу, что они по ряду показателей превосходят своих сверстников. В школе чудесный микроклимат, замечательная атмосфера. Преподаватели и школьники чувствуют себя здесь как дома. Бывает театр – дом, а это существует такая школа – дом. И я там чувствую себя как дома.

Школа готовит учащихся с неповторимым творческим лицом и планетарным мышлением. Как раз такие люди необходимы для того, чтобы выполнить те задачи, которые стоят перед нашей страной и всем человечеством.

Валерий Бондаренко
культуролог, киновед,
член Союза кинематографистов России,
автор книг и тренинговых методик


Когда в немногих словах хочу я описать Самарскую Вальдорфскую школу, то говорю я: “Жизнь” – и вынужден пояснить, что не той жизнью назвал я, которая вся есть тщета и беспокойство, но назвал я Жизнью – сродни вечной! – частности которой – дни, уроки, праздники, утренние встречи и каникулярные разлуки – все они знают о Целом и верны Ему. Здесь живут осознанно, обращаются к лучшему в учениках – к Человеку, научая свободному деланию человеческого в мире и в себе.

Настоящее школы исполнено значимости, а движение – достоинства.

Валерий Искварин
самарский художник, поэт, 
родитель выпускника школы

Отзывы о выпускниках

Узнав так много интересного о вашей школе, не перестаю удивляться и восхищаться тем особым набором предметов, которые вам удается вставить в рамки школьного расписания: поэтика и метрика, кузнечное дело, живопись, плетение корзин, переплетное дело и т.д.
Маша и Ульяна Шамины, которые учатся у меня в группе на Романо-германском отделении филологического факультета СамГУ, с удовольствием вспоминают театральную деятельность в школе, свои выпускные спектакли, уроки музыки и хора, эвритмию и танцы. Я думаю, что повезло и девочкам и мне, что мы нашли друг друга. Обе очень креативные, мгновенно принимают и понимают мои идеи, исполняют их красиво, с фантазией и очень грациозно. Они не такие как все, с одной стороны, а с другой, они хорошо себя чувствуют в коллективе и умеют работать в команде. Обе очень трудолюбивые и исполнительные. Атмосфера школы, несомненно, оказала благоприятное воздействие на их внутренний мир.

Мы работаем с включением элементов системы Станиславского в учебный процесс по иностранному языку. Убеждена, что школьный театр помог им справиться со многими творческими видами заданий. Обе очень пластичны и музыкальны.

Готовы к изучению филологических дисциплин, чему способствовали спецкурсы по литературе и изобразительному искусству, которые они прослушали в школе.

Ульяна и Маша с восторгом рассказывают об уроках лепки и росписи витражей, кузнечного дела, столярного дела.

Убеждена, что школа оказала благоприятное воздействие на становление самобытности и широту кругозора у моих замечательных студенток.

Е.Г.Кашина
д.п.н., профессор кафедры английской филологии СамГУ

Впервые мое знакомство с вальдорфской школой состоялось в 1999 году в городе Базель (Швейцария). Будучи на гастролях с ансамблем “Классик-Домра”, мы были приглашены в эту школу для исполнения произведение Вивальди “Времена года”.

Тогда я впервые узнал историю возникновения вальдорфского движения. Эта школа в Шейцарии была первой в мире, в открытии которой принимали активное участие многие знаменитые художники, писатели, музыканты, объединенные одной общей идеей воспитания гармоничного человека. Первыми российскими представителями, внесшими вклад в открытие этой школы в 1913 года, были Андрей Белый, Ася Сабашникова и др. В этой школе было все сделано своими руками. Будущие ученики трудились вместе с великими мастерами. К сожалению в 20-е годы пожар не пожалел творения великих художников. Сгорели фрески, которыми был украшен актовый зал. В 1999 году я видал; как велись реставрационные работы, в которых принимали участие 70 художников из разных стран мира совершенно бескорыстно. Я бы назвал вальдорфскую школу очагом культуры и знаний. И сегодня многие деятели искусств считают за честь побывать в ней и провести мастер-классы, концерты и музыкальные вечера. В тот же год посетили эту школу Майя Плисецкая и Родион Щедрин.

В основе обучения в школе лежит индивидуальный подход к каждому ребенку, где развивается художественный вкус, прививается любовь к искусствам и всеобъемлющее восприятие мира.

Я был приятно удивлен, когда узнал, что в Самаре тоже есть такая школа. Несколько раз я был приглашен в эту школу для общения с её учениками и их родителями. Дважды я со своим партнером Александром Марушевым играли здесь спектакль по пьесе Евгения Гришковца “Записки русского путешественника”. Приятно поражает атмо-сфера в этой школе, где повсюду чувствуется уважение и любовь к детям. Тепло и уют, созданные руками педагогического состава и родителями, дают возможность творческого роста и правильного выбора жизненного пути. Будучи зав. кафедрой актерского искусства СГАКИ, я наблюдаю за выпускниками Самарской вальдорфской школы, обучающимися на нашей кафедре, и вижу значительную разницу в общих знаниях, воспитании и культуре с выпускниками общеобразовательных школ.

Желаю Вальдорфской школе достойных, талантливых учеников и прекрасных педагогов.

Долгих Ю.И.
Актер театра-центра “СамАрт”,
Заслуженный артист России,
Кавалер международного ордена “Золотой орел”,
доцент, зав. кафедрой актерского искусства СГАКИ

waldorf-samara.ru

Вальдорфская педагогика: плюсы и минусы, школы в Самаре

Продолжаем цикл публикаций об альтернативных методиках школьного образования. В прошлый раз мы рассказали про систему Жохова и ее реализацию в Самаре, сегодня поговорим о вальдорфской педагогике.

Она основывается на учении австрийского доктора философии Рудольфа Штайнера, основоположника антропософии и антропософского движения. Впервые школа по его методике была открыта в Германии, в Штутгарте, в 1919 году по просьбе Эмиля Мольта, владельца и управляющего сигаретной фабрикой «Вальдорф-Астория». Отсюда и название методики. В настоящее время в 64 странах мира работает более тысячи школ и детских садов по вальдорфской методике. В Самаре среднеобразовательная вальдорфская школа была основана в 1991 году. Кроме того, с 2009 года в областной столице существует семейная вальдорфская инициатива «Солнечная река», где дети также обучаются по данной методике.

Вальдорфская педагогика ориентирована на индивидуальные особенности ребенка. Немаловажно, чтобы детям обучение было интересно, они должны быть вовлечены в процесс. Теоретические знания, согласно методике, должны обязательно реализовываться на практике. Цель вальдорфской педагогики — мировоззренческое, социальное и профессиональное самоопределение каждого отдельного ребенка, как личности, в контексте осознания своей индивидуальной свободы и ответственности.

У каждого класса есть специально подготовленный учитель, который ведет основные уроки у детей с 1 по 8 класс. Оценки не ставятся до 9 класса. Преподавание проходит эпохами. Эпохи — это периоды обучения в 3-4 недели, когда каждый день первый сдвоенный урок посвящен одному и тому же предмету. Обучение организовано без учебников, их заменяют рабочие тетради.

                                                                                              Эпоха строительства

В Вальдорфской школе большое внимание уделяется рукоделию. Дети вяжут, вышивают, выжигают, лепят, рисуют, работают с шерстью. А еще играют на флейте и других инструментах, поют и ставят спектакли. Родители активно участвуют в жизни школы: в спектаклях, концертах, мастерских и ярмарках.

Чтобы проникнуться атмосферой школы, я вместе со своими детьми отправилась на одну из рождественских ярмарок, организованных в Самарской Вальдорфской школе. Там можно было приобрести сувениры ручной работы, сделанные учениками, их учителями и родителями. А также можно было изготовить что-нибудь самим. Например, рождественские свечи и венки, елочные игрушки, куклу-оберег и многое другое. В воздухе смешались запахи дерева, можжевельника, имбирного печенья и шоколада. Мои дети с удовольствием бегали по мастерским, а я в это время общалась с некоторыми мамами, чьи дети учатся или учились здесь. А также встретила основного учителя нынешних второкласников-вальдорфовцев. И вот что они рассказали об учебном процессе, о плюсах и минусах методики, а также рисках.

Ольга Коржевая, мама ученика Самарской Вальдорфской школы. С 2017 года классный учитель


Мне нравится, что подход к обучению детей здесь целостный, всесторонний, основанный на возрастных особенностях развития. Классный учитель учится вместе с детьми, он должен проживать каждый будущий урок, открывать в себе все новые и новые возможности, чтобы преподавание было живым. Дети внимают только живому. Они все чувствуют. У первоклассников очень насыщенный день. После основного урока мы идем на улицу, где проходят подвижные игры. Потом завтрак, затем еще два урока и заключительный урок рассказывания историй. В первом классе это сказки.

                                                                             Занятия в Самарской вальдорфской школе

Если у учителя светятся глаза, если он сделал открытие и делится им, то и дети отвечают заинтересованностью и вниманием. Обратная связь всегда показывает, насколько хорошо ты подготовился к уроку. В нашем детстве не было таких школ. Однажды я, шутя, «позавидовала» своему старшему сыну, мол, эх, вот бы и мне поучиться в вашей школе! И буквально через пару месяцев мне предложили стать учителем. Так что желания сбываются — я учусь в вальдорфской школе. Педагоги школы обязательно проходят курсы повышения квалификации (или переквалификации, как, например, я), систематически посещают семинары.


Екатерина, мама учеников Самарской Вальдорфской школы


Наше знакомство с вальдорфской педагогикой началось с занятий в детско-родительском центре «Оберег», а затем и посещения вальдорфского детского сада. Там дети жили очень интересной жизнью — играли, слушали и сами ставили сказки, помогали в приготовлении еды — зерно перемолоть, салат на обед приготовить. Гуляли обязательно два раза в день, с воспитателем по уличным совместным играм. Воспитатели очень душевные и любящие, и дети чувствовали себя как дома. За несколько лет, проведенных в садике, нас приглашали в школу на лекции, знакомили с преподавателями и концепцией преподавания. И мы постепенно пришли к решению — отдать ребенка в вальдорфскую школу.

Процесс обучения у них очень интересный и отличается от обычной школы. Они проживают каждый урок, каждую тему. Часто темы изучения на одном предмете, перекликаются с другими уроками. Как в нашей школе учат алфавит? Дети пытаются почувствовать букву. Например, буква «д», твердая: дети топают ногой, чувствуют похожий звук, пытаются руками изобразить данную букву. Только потом рисуют букву восковыми мелками, и в последнюю очередь учатся ее читать. Оценок до девятого класса нет, но классный учитель каждую неделю присылает родителям таблицу успеваемости ребенка по основным предметам. Что он сдал, а что нет. Но и дети сами тоже знают, какие у них долги, над чем им нужно работать. Да, в начале, процесс обучения кажется родителям необычным на фоне собственного школьного опыта. Но как результат — дети проходят то же самое, что и в обычной школе, только намного интереснее и правильнее, в плане развития ребенка на данном этапе. Многие дети пишут к пятому-шестому классу без ошибок.


По ее словам, ученики младшей школы каждый день, в любую погоду после основного урока идут на прогулку.


За 50 минут прогулки они успевают покататься на коньках, лыжах и просто поиграть в совместные игры. У детей есть такие предметы, как рукоделие и ремесла. Они учатся ткать, вязать спицами и крючком, вышивать крестиком, валять тапочки, шить костюмы для своего же спектакля, работать с глиной, ковать металл, плести корзины. Как мальчики, так и девочки. К примеру, научиться вязать очень важно, так как этот процесс формирует волю. Например, ребенок должен к концу года связать шапку. Моя дочь до сих пор с удовольствием ходит в шапке, которую она связала в третьем классе. Так же с первого класса каждый ребенок играет на флейте. А в третьем классе дети сами выбирают музыкальные инструменты, на которых они будут учиться играть следующие несколько лет.


                                     Концерт «Бенефис флейты», посвященный 25-летию Самарской Вальдорфской школы

Екатерина подчеркнула, что еще одним важным элементом вальдорфской педагогики является вовлеченность родителей в творческую, и не только, жизнь школы — постановка спектаклей, помощь в проведении праздников, участие в походах.


Родители переживают то, чего не было в их школьное время. И учатся многому вместе со своими детьми.


Светлана, мама бывшей ученицы вальдорфской школы. Перевела дочь в обычную школу после четвертого класса


Моя дочь пришла в Вальдорфскую школу из детского сада, работавшего по вальдорфской методике. Я ходила в школу дошкольника и понимала, куда мы идем. Для себя я решила, что в любом случае первые четыре года я бы хотела бережного отношения к ребенку, без оценок, без жесткого подхода, который есть в традиционной школе. А если дальше я увижу, что ребенку и мне, как родителю, все нравится, продолжим учиться и в старшей школе, если нет — переведемся, поскольку важен вопрос уровня знаний, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ и ГИА. И на самом деле, когда дочь доучилась до конца третьего класса, я уже понимала, что мы будем искать другую школу. Для меня уровень знаний по основным предметам был недостаточен. Мы занимались дополнительно русским и математикой, чтобы дочь смогла перейти в обычную школу класс в класс. После четвертого сразу в пятый. Обычно дети, которые переводятся из вальдорфской школы, идут повторно на один год в тот же класс. С адаптацией у нас проблем не было.

Мне очень нравилась, как преподавались история, музыка, окружающий мир. Подвижные игры, выездные эпохи. Но я вижу недостаток методики в том, что люди приходят в основном без педагогического образования. Ведь классный учитель ведет до восьмого класса много предметов. И одному человеку сложно охватить и физику, и математику, и литературу. В учителя идут люди по зову души, но не все справляются. Не все могут поддерживать ежедневный интерес к учебному процессу прежде всего в себе и заражать им детей. А класс большой — 25 человек. Получается чистый эксперимент на детях.


Семейная инициатива «Солнечная река» — это объединение родителей, выбравших для своих детей семейную форму обучения на основе вальдорфской педагогики. Вот что рассказывают родители о том, почему «Солнечная река» появилась, и как там учатся дети.

Татьяна, мама двоих детей, учащихся 1 и 8 класса «Солнечной реки»


Наша семейная инициатива называется «Солнечная река», потому что рядом с местом обучения протекает река Татьянка. Здесь красиво и солнечно. Место открытое, дачный массив, нет многоэтажек, неподалеку дубовая роща. Мы — родители, которые организовали семейное обучение детей, взяв за основу вальдорфскую методику. Дома, в которых проходит обучение, специально построены на двух дачных участках на средства родителей.


                                                              Прядение: педагог занимается рукоделием вместе с учениками

В настоящее время в «Солнечной реке» восемь классов, старший из которых — десятый.


Для того чтобы прийти учиться в первый класс, лучше познакомиться с нами заранее, так как класс набирается не каждый год. Сейчас, например, нет 3 класса. Уровнем знаний учащихся все родители довольны. Учитель не один. Один ведет многое, но не все. И у него всегда есть рядом коллеги и родители, чтобы помочь. И предметников мы можем добавлять по мере необходимости. У нас так: учителя и родители собрались, обсудили, сделали.

Перед первым классом родители обязательно проходят так называемую школу для родителей. Потому что люди должны четко представлять, на что идут. Что будет в программе, в каких классах к чему готовиться, чему уделять внимание. Учителя мы всегда определяем заранее. Минимум за полгода. Иначе у него просто не будет времени подготовиться к процессу. Будущий учитель ведет встречи с будущими первоклассниками и родителями. На данный момент в классах от 4 до 12 детей.


Мама четверых детей Дарья тоже рассказала, почему ее дети учатся в вальдорфских школах, какие плюсы и минусы методики она для себя видит.


В Самарской Вальдорфской школе учится моя старшая дочь. У нее все сложилось очень успешно. В классе много сильных учителей-предметников, уровнем знаний я довольна. Но минус системы все-таки в том, что все зависит от личности учителя, а системы подготовки, по сути, нет. Кто будет учителем становится известно непосредственно перед началом учебного года. В этом смысле в «Солнечной реке», где учатся мои средние сыновья, дело обстоит по-другому — у них кандидатура учителя первого класса известна за год, если не больше, и большинство учителей учатся на периодическом семинаре в Санкт-Петербурге.


                                                                                     Открытый урок по физике в 8 классе

Дарья отметила, что вальдорфская система такова, что если с учителем не повезет, останется только один выход — перевести ребенка в другую школу.


Тем не менее, я выбрала вальдорфскую педагогику для своих детей, потому что меня категорически не устраивает нынешняя система образования, в которой акцент делается исключительно на знаниях. В вальдорфе есть воспитание личности, знания — не самоцель, а средство развития личности. Это реально есть, в обеих школах. К тому же в вальдорфских образовательных учреждениях дети очень много двигаются, как в младших классах, так и в старших. Правильно двигаются, что помогает развивать и тело, и мозг, и все ту же личность. Это удивительно работает.


О том, почему выбрала вальдорфскую систему для своих четверых детей рассказала и Елена


Мой сын учится в 5 классе «Солнечной реки», дочь в 3, старшая дочь — закончила Самарскую Вальдорфскую школу. Младшая — ходит в детский сад «Солнечной реки». Я выбрала вальдорфскую педагогику, потому что это близкое мне мировоззрение, здоровый учебный план и эпохальное преподавание. Потому что в этой системе детям нравится учиться. А «Солнечную реку» выбрала, потому что детство должно максимально проходить на природе, кроме того мне нравится то сообщество людей, с которыми мы вместе воспитываем детей. Минусов для меня нет, мы живем в двух минутах ходьбы, так как специально построили дом рядом с «Солнечной рекой». Недочетов в методике, на мой взгляд, нет.


Вальдорфская педагогика может стать неплохим вариантом для тех, кто готов вместе с ребенком погрузиться в школьную жизнь, творческий процесс, стать частью школы. Ведь школа здесь — это не здание, это люди, объединенные общим мировоззрением, общей смелостью воплощать в жизнь новое и необычное. Необходимо вникнуть в идеи вальдорфской методики, посетить курсы для родителей, и самое главное — приглядеться к будущему основному учителю, поскольку именно от него будет зависеть уровень знаний вашего ребенка. Но в какой-то степени в этом вопросе вальдорфская педагогика мало отличается от традиционной и других альтернативных методик обучения. Личность педагога всегда играет огромную роль в формировании у ребенка интереса к учебному процессу.

Кристина Лысова


Не пропустите все самое важное и интересное! Подпишитесь на нашу рассылку!


www.bebinka.ru

Самарская Вальдорфская школа, Самара, Буянова, 105 – отзывы, сайт, телефон

Виды деятельности:

О компании:

Самарская Вальдорфская школа занимается: средней общеобразовательной деятельностью.

Контакты “Самарская Вальдорфская школа”: сайт, отзывы, адрес и телефон.

Компания Самарская Вальдорфская школа находится в городе Самаре, по адресу: Буянова, 105.

Предложения и заявки направляйте на [email protected] или звоните на +7 (846) 333-30-97, сейчас в Самаре – 02:12, мы откроемся через 6 часов 18 минут, посетите наш официальный сайт waldorf-samara.ru.

Дата обновления информации: 17 июля 2018 г. 17:54:31

Фотографии компании

   Пока не добавлены

asktel.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *