Санпин для детей с овз 2018 – СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”

Санитарные правила для заведений, обучающих детей с ОВЗ, вступили в силу

С 1 сентября вступили в силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН), предназначенные для организаций, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по адаптированным образовательным программам. Эти требования касаются школ и интернатов, а также отдельных классов и групп, в том числе – групп продленного дня.

Документ, подписанный главным санитарным врачом РФ, главой Роспотребнадзора Анной Поповой, размещен на сайте этого ведомства. В нем содержится ряд требований к условиям размещения организаций, оборудованию и содержанию их территории, зданий и помещений, организации обучения, проживания и питания, личной гигиене персонала и т.д. При этом ранее построенные здания учебных заведений продолжают эксплуатироваться в соответствии со своими проектами.

В частности, новые СанПиН рекомендуют размещать детские сады и школы для детей с ОВЗ в едином комплексе, возле леса или парка, или внутри городских кварталов. На их территории должна быть создана безбарьерная среда, устроены спортивные площадки, там запрещается сжигать мусор и применять противогололедные реагенты. Для слепых шкафчики для обуви и одежды предписывается помечать с использованием шрифтом Брайля. Регламентируется расстановка мебели в учебных классах.

Правила предусматривают комплектацию классов в зависимости от количества учащихся по основным группам заболеваний: глухие, слабослышащие или позднеоглохшие, слепые, слабовидящие, обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Также устанавливается максимальный общий объем учебной нагрузки, в зависимости от возраста ребенка и характера его заболевания.

Помимо этих правил, с 1 сентября в России вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и с умственной отсталостью. Они обязывают учебные заведения создавать необходимые условия для получения такими детьми образования.

www.miloserdie.ru

Новые СанПиНы: тонкости организации обучения детей с РАС

Надежда (администратор). 23:49, 01.03.2016.

Отвечает юрист Правовой группы Центра лечебной педагогики Елена Заблоцкис:

Екатерина, Федеральный стандарт начального образования для обучающихся с ОВЗ применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. Т.е. требования, предусмотренные стандартом, должны исполняться в отношении детей, начинающих обучение в школе в 2016 году. СанПиН для организации обучения детей с ОВЗ вступает в силу с 1 сентября 2016 г. также.

На Ваш вопрос «Может быть я чего то недопонимаю, но это, скорее возвращение к коррекционному образованию, чем к инклюзии.» необходимо пояснить следующее.

Вследствие того, что вопрос обучения детей с ОВЗ активно обсуждается последнее время, и особенно часто поднимается вопрос об инклюзии, возникло искаженное представление о целях законодателя, которые были заданы новым федеральным законом об образовании, принятым в конце 2012 году.

Ликвидация коррекционного образования не являлась целью законодателя. Правительство неоднократно высказывалось по этому вопросу (например, письмо Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07).

Целью является «в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.» Т.е. чтобы любой ребенок мог получать образование в тех условиях, которые ему необходимы, в рамках имеющейся образовательной инфраструктуры.

Надо отметить, что далеко не во всех регионах, населенных пунктах дети с аутизмом получали образование. В обычных классах не предусматривалось создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ. И даже если действовали декларативные нормы о создании условий для обучения, реальные механизмы обеспечения таких условий не были установлены.

Действительно СанПиНы задают в отношении включения детей с аутизмом в группы детей достаточно жесткие требования. Но это вызвано объективными причинами, здесь учитываются интересы и детей с РАС, и детей, в группу которых такой ребенок включается, и возможности педагога.

Соблюдение требований СанПиНов к общей наполняемости класса обязательно, но все мы знаем, что в настоящее время найти обычный класс в обычной школе с наполняемостью не более 25 человек (а именно такое требование к наполняемости обычных классов установлено) достаточно сложно. На нарушение такого требования государственные органы закрывают глаза, т.к. обеспечение права на образование все-таки приоритетнее соблюдения требования о наполняемости класса. И средняя наполняемость класса 28-30 человек – привычное явление.

Не сомневаюсь, что образовательные организации будут активно использовать ограничения СанПиНов для того, чтобы отказывать в приеме в класс ребенка с РАС. Преодоление нежелания школ «брать» детей с РАС может оказаться нелегким. Однако норма закона об обеспечении равного доступа к образованию здесь приоритетнее. Поэтому, если даже в классе уже 24 ученика (а не 20, как предусмотрено СанПиНом при включении в обычный класс ученика с РАС), при желании администрации школы ребенок с РАС может быть принят в такой класс.

Также необходимо обратить внимание, что вариант программы обучения (1,2,3,4) определяется ПМПК. Таким образом при наличии заключения ПМПК с рекомендацией об обучении по 1 варианту программы отказать в приеме в обычный класс крайне сложно. Формально надо просить письменный отказ (напишут «нет мест»). В этом случае должно последовать обращение в орган образования за содействием в устройстве в школу, ближайшую к месту жительства ребенка, в соответствии с заключением ПМПК. И не исключено, что орган образования решит, что вполне можно взять ребенка с РАС в класс, в котором уже более 20 обучающихся. Главное в этом процессе – регистрировать заявление о приеме в школу надлежащим образом. Зачисление в школу осуществляется в порядке поступления заявлений с необходимыми документами. Поэтому при своевременном обращении в школу предположить, что заявление о приеме в школу ребенка с РАС окажется последним, когда численность класса уже перевалила за 20 человек, крайне сложно. Прием заявлений о приеме в школу детей с ОВЗ осуществляется в общем порядке, отдельная очередь формироваться не должна (это нарушение порядка, установленного законодательством). Другой вопрос, что школа должна знать, что принимает ребенка с ОВЗ, чтобы как раз пытаться соблюдать требования СанПиНов.

www.osoboedetstvo.ru

САнпин ОВЗ 10.07.2015 | Муниципальное общеобразовательное учреждение “Красноборская средняя школа”

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2015 г. N 38528

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июля 2015 г. N 26

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.4.2.3286-15

«САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ

И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч. I), ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. I), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (часть I), ст. 11) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

  1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (приложение).
  2. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с 01.09.2016.

 

А.Ю.ПОПОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утверждены

постановлением Главного

государственного санитарного врача

Российской Федерации

от 10.07.2015 N 26

 

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.4.2.3286-15

 

  1. Общие положения и область применения

 

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья в период пребывания их в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — обучающиеся с ОВЗ).

Санитарные правила распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ (далее — организации для обучающихся с ОВЗ) с дневным или круглосуточным (круглогодичным) пребыванием в них обучающихся с ОВЗ, а также распространяются на отдельные классы и/или группы для обучающихся с ОВЗ, в том числе группы продленного дня, организованные в образовательных организациях.

1.2. Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

— условиям размещения организации для обучающихся с ОВЗ;

— оборудованию и содержанию территории организации;

— зданию и оборудованию помещений;

— воздушно-тепловому режиму;

— естественному и искусственному освещению;

— водоснабжению и канализации;

— организации образовательной деятельности и режиму дня;

— условиям проживания обучающихся с ОВЗ в организации;

— организации питания;

— организации медицинского обслуживания обучающихся с ОВЗ;

— санитарному состоянию и содержанию помещений;

— прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала.

1.3. Санитарные правила распространяются на действующие, проектируемые, строящиеся и реконструируемые организации для обучающихся с ОВЗ независимо от типа организационно-правовых форм и форм собственности.

Ранее построенные здания организаций для обучающихся с ОВЗ, а также здания, приспособленные для обучающихся с ОВЗ, эксплуатируются в соответствии с проектами, по которым они были построены.

1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией организаций для обучающихся с ОВЗ.

1.5. При реализации в организациях для обучающихся с ОВЗ адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций <1>.

———————————

<1> Санитарные правила СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013, N 26, зарегистрированным Минюстом России 29.05.2013, регистрационный N 28564).

 

При создании дошкольных образовательных организаций для детей с ОВЗ рекомендуется предусматривать единый комплекс учреждений (детский сад-школа) на одном участке с размещением каждого из этих учреждений в отдельном здании или блоке.

1.6. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

 

  1. Требования к размещению организации для обучающихся

с ОВЗ

 

2.1. Организации для обучающихся с ОВЗ размещаются вблизи лесных, лесопарковых зон на обособленных земельных участках или на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки.

Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений при размещении зданий организаций для обучающихся с ОВЗ должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий, в соответствии с требованиями, установленными санитарными правилами <1>.

———————————

<1> Санитарные правила СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.10.2001 N 29, зарегистрированным Минюстом России 12.11.2001, регистрационный N 3026).

 

2.2. Пешеходный подход обучающихся с ОВЗ от транспортной остановки до здания организации для обучающихся с ОВЗ должен быть не более 500 м.

Допускается подвоз обучающихся с ОВЗ транспортом, оборудованным для перевозки детей с ОВЗ.

2.3. Через территорию организаций для обучающихся с ОВЗ не должны проходить магистральные инженерные коммуникации — водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.

2.4. Для предупреждения затопления и загрязнения территории обеспечивается отвод паводковых и ливневых вод.

 

III. Требования к оборудованию и содержанию территории

 

3.1. Территория организации для обучающихся с ОВЗ должна быть благоустроена, озеленена и ограждена.

При озеленении не допускается использование ядовитых и колючих растений. Зеленые насаждения (деревья, кустарники) не должны снижать естественную освещенность в помещениях для пребывания детей.

3.2. Территория должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности во время пребывания детей на территории должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток, для слабовидящих детей — не менее 40 лк.

3.3. На территории строящихся зданий организаций для обучающихся с ОВЗ предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды.

На территории вновь строящихся и реконструируемых зданий организации для обучающихся с ОВЗ оборудуется место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся.

3.4. На территории организаций для обучающихся с ОВЗ оборудуются физкультурно-спортивная и хозяйственная зоны, площадки для подвижных игр и отдыха.

Допускается выделение учебно-опытной зоны.

3.5. Зона отдыха оснащается игровым и спортивным оборудованием в соответствии с росто-возрастными особенностями детей. Площадки для подвижных игр детей оборудуются малыми архитектурными формами, площадки для отдыха — навесами, скамейками, столами. Допускается устанавливать сборно-разборные навесы, беседки.

3.6. Покрытие площадок для подвижных игр должно быть хорошо дренирующим и беспыльным. Допускается выполнение покрытия площадок строительными материалами, безвредными для здоровья детей.

Для хранения колясок, санок, велосипедов, игрушек, используемых на территории, оборудуется специальное помещение или место.

3.7. Физкультурно-спортивная зона размещается со стороны спортивного зала.

Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физической культуре, проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий и соответствовать росту и возрасту обучающихся.

Используемые в качестве покрытия физкультурно-спортивных площадок синтетические и полимерные материалы должны быть безвредными для здоровья человека.

Занятия на сырых площадках не проводятся.

3.8. На территории организации для обучающихся с ОВЗ предусматривается оборудование не менее двух въездов (основной и хозяйственный).

3.9. Хозяйственная зона располагается на границе земельного участка вдали от физкультурно-спортивной зоны и площадок зоны отдыха.

Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой. На территории хозяйственной зоны допускается размещать: гараж, овощехранилище, складские помещения, места для сушки белья и выбивания ковровых изделий. При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны могут размещаться котельная, сооружения водоснабжения.

3.10. В хозяйственной зоне на расстоянии не менее 20 м от здания оборудуется площадка для сбора мусора. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов, в том числе с размещением их на смежных с территорией контейнерных площадках жилой застройки.

Очистка мусоросборников производится при их заполнении на 2/3 объема.

3.11. Подходы к зданию, пути движения обучающихся с ОВЗ на участке не должны пересекаться с проездами для транспорта. Все проезды и подходы к зданию в пределах участка, дорожки к физкультурно-спортивной зоне, зонам отдыха и игровых площадок, хозяйственной зоне, хозяйственным постройкам, площадкам для мусоросборников оборудуются твердым покрытием.

Покрытие проездов, подходов и дорожек должно быть ровным, без выбоин и дефектов.

3.12. Не допускается сжигание мусора на территории организации для обучающихся с ОВЗ и в непосредственной близости от нее.

3.13. На территории участка проводится ежедневная уборка: утром за 1-2 часа до выхода детей на участок и в течение дня по мере необходимости.

В зимнее время очистка территории от снега (подходы к зданию, пути движения обучающихся, дорожки, площадки зоны отдыха и игр) проводится по мере необходимости, использование химических реагентов не допускается.

3.14. Песочницы в отсутствие детей закрываются крышками или полимерными пленками или другими защитными приспособлениями для защиты песка от загрязнений. При обнаружении возбудителей паразитарных и инфекционных болезней проводится внеочередная замена песка.

Ежегодно, в весенний период в песочницах проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям.

3.15. Уровни шума на территории и в помещениях организации для обучающихся с ОВЗ не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

3.16. Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с организацией для обучающихся с ОВЗ, не допускается.

3.17. Допускается использование спортивных сооружений, территории скверов, парков и других территорий, расположенных вблизи организации для обучающихся с ОВЗ и приспособленных для прогулок детей и занятий физкультурой.

3.18. В случае расположения организации для обучающихся с ОВЗ на эндемичной по клещевому энцефалиту территории мероприятия по уничтожению клещей проводят до начала сезона их активности в соответствии с санитарными правилами по профилактике клещевого энцефалита <1>.

———————————

<1>СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.03.2008 N 19, зарегистрированным в Минюсте России 01.04.2008, регистрационный N 11446), изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2013 N 69

krbor.shkola.hc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *