Семинар и лекция – Лекции, семинары, практикумы, факультативы, экскурсии как формы организации учебной работы

Sufel Centre – Центр изучения причинно-следственных связей

Задачи нашего центра:
совместная работа по осознанию причинно-следственных взаимодействий в жизни человека и окружающем его мире; формирование таких намерений, которые позволили бы ему раскрыть свои возможности наиболее эффективно и всесторонне.

Правила формирования групп на занятия и семинары
Если вас заинтересовали темы семинаров, в ваших возможностях организовать группу на выбранный вами семинар. Группа будет наиболее эффективно работоспособной количеством от 3 до 8 человек. Пожалуйста, информируйте нас о вашей готовности и мы совместно решим вопросы удобного для всех участников места и времени проведения занятий, семинаров и другие организационные вопросы.

Записаться на лекцию, семинар или занятия
вы можете по электронной почте:
[email protected],
или по телефону 0432 912 563, Татьяна Кублер
На лекции и семинары нужно записываться заранее.

Центр предлагает групповые занятия по следующим темам:


Семинары
Темы СеминаровСодержание

 Введение в «Теорию Причинности»

1. Основные положения Теории Причины.
2. Механизм причинно-следственных связей (ПСС), их влияние на человека и окружающую среду.
3. Расширение сознания и осознавание своей роли и ответственности в Мире.
4. Сила собственной мысли, ее влияние на здоровье и будущее человека.
5. Характер влияния и взаимодействий окружающего мира, людей, информации и возможность устранения негативных влияний.

 Человек в системе Мироздания

В чем проявляется триединство Человека: Дух, Душа, Тело?

Триединство человека есть соединение трёх важных элементов – дух, душа, тело. Движение по духовному Пути требует целостного развития человека. Человек соединяет в себе и духовное и материальное.

Чем достигается тонкость восприятия? Как соединить в себе аспекты материального и небесного (духовного), что в единстве позволяет обрести внутреннюю гармонию.

 Новые движения человека в
 Новом Времени

Информация о том, как совершается переход из времени в пространство и из пространства во временной континиум и каким образом человек может делать внутренние движения во времени, а не движения в пространстве. И как этот процесс влияет на формирование его жизни.

Лекции
Темы ЛекцийСодержание
Система Человек – Вселенная– планы Бытия в пространстве и времени
– что есть живая система Человек
– болезни и причинно-следственная связь
Духовные законы Мироздания.
Любовь и Воля
– закон Любви и Воли
– как рассматривать неприятности?
– Что есть свобода воли человека?
– Почему человек страдает (эмоции и чувства)?
– Влияние негативных схем на жизнь человека и формирование позитивных образов
Перемены: мудрость восприятия перемен жизни– Есть ли готовность впустить перемены – Жить «здесь и сейчас»
– Важность перемен в жизни человека
Жизненный Путь человека: перспективы и возможности– Почему важно найти и следовать своему Пути
– Какой Путь вписан в сознание человека
– Что есть Путь человека
– Промахи человека в Пути
Движение человека в Новом Времени
– Что такое новое Время: законы движения в Новом Времени
– Взаимодействие с прошлым и будущим – Как научиться жить «здесь и сейчас» – Нарушения, производимые человеком во Времени
Сила Слова– понимание смысла и силы слова
– влияние слова на жизнь человека
– почему нужно правильно использовать слова в нашей речи
Саморегуляция: обретение спокойствия и равновесия– Значимость эмоционального равновесия для себя и мира
– Природа эмоций
– Способы саморегуляции
Деньги: Духовные аспекты взаимоотношений с деньгами (Часть 1)– Уровни взаимодействия с энергией денег, уровень принятия денег (уровень меры)
– Взаимодействие денег и причинно-следственных связей
– Законы, по которым живут деньги
Деньги: психология достатка (Часть 2)– отношение к деньгам и к себе
– деньги: цель или средство
– выработать свою собственную систему отношений к деньгам
– мировоззрение бедного и богатого человека: отказ от старых моделей поведениия и формирование новых
– устранить причины, мешающие свободному протеканию денег в жизнь человека (страхи, ограничения)

www.sufelcentre.org

Чем отличается семинар от тренинга

Путаница между понятиями «семинар» и «тренинг» вызвана желанием продать семинар как тренинг. Тренинг — и моднее, и выше оплачивается. Но сделать качественный тренинг гораздо сложнее, чем семинар.

СЕМИНАР

(от лат. seminarium — рассадник). Это вид групповых занятий, на котором участники обсуждают заранее подготовленные сообщения, доклады. У него есть достаточно большое сходство с лекцией, но на семинаре обязательно идет обсуждение. Семинар нужен для того, чтобы получить новые знания или привести их в порядок. Семинар позволяет разложить знания участников по полочкам.

Ведущий семинара находится как бы над коллективом обучаемых. Он глаголет истину в последней инстанции.

Количество участников семинара ничем не ограничено, кроме размеров помещения.

По времени семинары могут длиться до нескольких дней.

Эффективность семинара измеряется размером того, что запомнили его участники.

Минус: участники семинара получает некоторое количество знаний, но они по-прежнему не умеют делать то, о чем узнали. Чтобы успешно продавать или управлять людьми, одних теоретических знаний мало. Недостаточно знать, как продавать ту или иную услугу, как правильно ставить задачу подчиненному или как повысить его мотивацию. Нужно УМЕТЬ это делать.

Главное: семинар — это теория.

 

ТРЕНИНГ

В переводе с английского означает «тренировка». Под тренингом понимаются систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения. Основанная цель любой тренировки — отточить на практике полученные знания и навыки, то есть любой тренинг нацелен на отработку навыков. Желательно в ходе тренинга довести нужные навыки до автоматизма. Настоящий тренинг состоит на 10% из теории и на 90% из практических занятий.

Высококачественный тренинг — это активный способ обучения. В него входит самостоятельная работа, работа в группах, решение кейсов, дискуссии и т. п. На практических занятиях отрабатываются приемы для решения сложных ситуаций. Каждый участник тренируется в разнообразных играх, упражнениях, проигрывая многократно свое поведение в сложной ситуации. Он получает обратную связь: другие участники и тренер говорят, насколько успешно было выполнено упражнение. Анализируются все плюсы и минусы, проявленные участником. Он может подкорректировать свои действия на основе такого «взгляда со стороны», и снова тренировать навык. Очень часто во время проведения тренинга ведется видеосъемка для наглядной демонстрации участникам уровня выполнения упражнений.

Ведущий тренинга старается, чтобы работали сами участники тренинга. После хороших тренингов у людей возникает даже возмущение: почему мы платим такие деньги и при этом пашем на тренинге сами?!

Количество участников

Если вы спрашиваете у тренера: «Какое количество участников группы допустимо для проведения тренинга?» А вам отвечают: «Количество участников может быть любым». Это верный знак — это не тренинг. Для проведения качественого тренинга нужна группа в составе не менее шести, но не более двенадцати — пятнадцати человек. Отработать навык несколько раз, получить обратную связь можно только в группе, не превышающей 15 человек. Нижняя граница — 6 человек, объясняется тем, что упражнения на отработку проходят как работа в парах или в группе.

Эффективность тренинга измеряется реальными изменениями поведения. Появляются отработанные навыки, которых не было до тренинга, и ощущение «да, теперь я умею».

Минус: тренинг не подходит для работы с неподготовленным персоналом.

Главное: тренинг — это практика.

 

ТРЕНИНГ-СЕМИНАР

Более чем половина обучающих программ, продающихся сейчас на рынке и называющихся «тренингами», на самом деле являются тренингами-семинарами. Больше всего они напоминают лекционное занятие, совмещающееся с практикумом. Участникам рассказывают о различных теоретических схемах и алгоритмах решения проблемы. Затем, они предложенные схемы применяют в коротких практических упражнениях. Соотношение теории и практики на тренинге-семинаре примерно 90% к 10%.

Ведущий тренинга-семинара довольно часто старается как можно подробнее и красочнее рассказать участникам о главной теме тренинга. Для этого он используют множество методов, примеров из практики, видео зарисовок, полезных статей в раздаточном материале. Но для качественного обучения крайне важно, чтобы участники ДЕЙСТВОВАЛИ. Если за весь «тренинг» участники только и делали, что слушали, то о результатах говорить не приходится. Можно говорить лишь об умении тренера интересно рассказывать и о приятном впечатлении, которое он производит. Но это нельзя назвать тренингом. Это лекция.

Эта форма обучения неплоха как первая ступень в большой целевой программе или промежуточное, подготавливающее звено для прохождения качественного тренинга. Оптимальный вариант — в первый день проводится тренинг-семинар, а во второй сам тренинг.

Эффективность: тренинг-семинар дает участникам информированность, ощущение «да, я знаю как», озарение «теперь-то я знаю, как это происходит на самом деле» или «все, оказывается, не так уж и сложно (так просто)!».

Минус: не стоит рассчитывать на то, что тренинг-семинар решит все проблемы.

Главное: тренинг-семинар хорош только как начальная ступень. Чем больше практики, тем эффективней обучение.

 

Алена Удовенко, тренер с 1997 года.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

  • Вижу цель, не вижу препятствий

    Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет 

    наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

    Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью, в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

    Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.

  • Презентация директора

    Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

    Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства. Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
    Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
    Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги “Укрепление личности”.

  • Уникальное упражнение “Светофор”

    Уникальное авторское упражнение для тренинга, разработанное доктором психологических наук, профессором, известнейшим тренером и писателем Н.И.Козловым. 

    Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина» среди упражнений своего рода.

    Упражнение для тренинга “Светофор” позволяет участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, перестать расстраиваться “по мелочам”, научиться радоваться и ценить то, что уже есть в жизни! Упражнение станет настоящим украшением для тренингов стрессоустойчивости, тренингов эмоционального интеллекта, тренингов личностного роста и целеполагания.

    Объем уникальной тренерской методички упражнения: 12 страниц! 
    Бонус! В состав данной методички входят аудио-записи реального упражнения (общее время звучания 54:35 мин)! 

  • trenerskaya.ru

    Семинары и лекции — Быть — это суть жизни.

    Антон Кузнецов:
    Предназначение — индивидуальный Путь Эволюции конкретного человека в его Окружении.

    Каждый человек задаётся в своей жизни вопросами: «зачем я родился?» (зачем я был рождён?), «каково моё предназначение?», «что мне нужно делать в этой жизни?».

    Для кого-то эти вопросы могут показаться непрактичными, ненужными, лишними. А кто-то думает, что это философские, слишком глубокие вопросы, и поэтому оставляет их решать философам. Кто-то думает “чем больше знаешь, тем больше не знаешь”… “чем меньше знаешь, тем лучше”… Но чаще всего мы оставляем решение этого вопроса о Цели («Смысле») своей жизни на потом. А когда «потом»? Тогда, когда я решу “главный” жизненный вопрос— «где брать деньги?».

    * * *

    Предназначение — это индивидуальный путь конкретного человека, это Путь Движения Духа (Эволюции) конкретного человека в Среде его жизни (в его Окружении).

    Но современное общество («социальная Система») своим ограниченным списком должностей и профессий не может удовлетворить всё многообразие Целей жизни каждого человека.
    Поэтому каждый из нас должен сам прочувствовать, что естественно исходит из своего Духа, как Вдохновение / талант, что я должен делать в жизни, как я должен себя проявить в окружении. Это и будет вашей конкретным Предназначением данного человека.

    Предназначение — это живое явление (ощущение), структурированное живыми Силами в сознания Души. Предназначение эволюционирует по мере развития степени осознанности индивидуальной Души.
    Пока Душа человека находится на начальном уровне развития, она должна «одухотворять материю» для начала в грубых её проявлениях.
    А по мере роста осознанности Дух человека как индивидуальная сущность уже должен взаимодействовать с более утончёнными проявлениями Окружения, Дух уже может одухотворять Окружение жизни на более высоких уровнях.

    Мужчина должен почувствовать своё личное Предназначение как то, что даёт ему стать Сильнее в истинном понимании, как то, что даёт ощутить свой Дух сильнее.
    Человек, который чувствует своё Предназначение, может следовать ему; и поэтому он обладает стабильной связью со своим Духом и знает, как нужно его проявить в каждый момент, знает, что ему делать в любое мгновение своей жизни.

    * * *

    В «восточной индийской» Ведической традиции понятию Предназначение соответствует слово ‘Дхарма‘.
    Перевод санскритского слова Дхарма — это “Долг” как Высший долг перед Духом, перед Родом/Богом). Это — Предназначение Духа в данной жизни, в данном воплощении— в данное время и данном Пространстве/Окружении.
    Предназначение — это глубокое и ёмкое понятие, которое показывает то, что в каждой «индивидуальной Душе» (индивидуальности, Атме) предписано как Цель (Путь) на глубоком уровне; и этот Путь определяет для человека особенности мышления, поведения и действий/задач.

    * * *

    Многие люди, чтобы найти своё Предназначение — свой Путь, слушают Пространство. Пространство — это Сила (Дэвата), которая заботится о развитии по Пути, об эволюции. Сила Пространства (Граха Гуру) может направить по моему Пути, по моему Предназначению. Если я умею слушать Пространство, то я могу найти ответы в вопросах, связанных с Предназначением.

    // Антон Кузнецов.
    Подробнее — на семинаре «Три вида Предназначения человека»:
    http://vedavrat.org/?p=11289

    ***

    Приглашаем 10 декабря встретиться в Днепре на познавательном и практичном семинаре-исследовании «Три типа предназначения».
    Мы получим знания и опыт их применения с профессиональным экспертом и знатоком ведических наук, переводчиком и автором книг по Джйотишу и Тантра-Джйотишу, учителем и мастером с 20-летним опытом — Антоном Кузнецовым.

    На этом семинаре Мы будем учиться сонастраиваться с собственными ощущениями, понимать и ориентироваться в их многообразии, раскроем секреты собственного Предназначения, поймём «Кто Я?», «Для Чего Я Здесь?».

    Семинар состоит из двух частей: на первой мы определяем направление; во второй — учимся по нему идти.

    На семинаре мы определим:
    * Три типа Предназначения, и принципы выбора своего Предназначения.
    * Ключи, на основании которых, сможем сделать осознанный жизненный выбор.
    * Практику, которая будет помогать в дальнейшем при любой необходимости делать выбор или принять решение.

    Знание – внутри вас. Не ждите, что кто-то просто скажет, что вам делать как по инструкции.

    Оставляйте тетради и ручки дома, и приходите на семинар. Мы будем проживать Знание!

    Дата: 10 декабря 2016 года.
    Место проведения: г. Днепр.
    Время проведения: c 10 да 17:00 (шестичасовое «погружение», с перерывом).
    Организаторы: Иван, Юлия.

    Источник:
    http://vedavrat.org/?p=11289

    .

    be.ved.bz

    Курсы, лекций, программы, семинары, тренинги

    Формы обучения

    В практике обучения наиболее часто встречаются следующие формы взаимодействия между преподавателем, тренером, консультантом с одной стороны и обучаемым – с другой. Это лекция, интерактивный семинар, тренинг, мастер-класс, деловая игра, ролевая игра, консалтинг.

    Лекции, семинары и тренинги. Целью лекции и интерактивного семинара является предоставление слушателям содержательной информации по определенным вопросам. Тренинг принципиально отличается от этих форм обучения тем, что ведущая его цель – формирование у участников практических навыков работы, которые помогут им реализовать себя за пределами учебной аудитории. Поэтому теоретическая информация на тренинге занимает незначительное время. Большая часть, до 60–70% учебного времени, отводится на упражнения и практические занятия. Основными принципами тренинга являются активность участников при выполнении предлагаемых упражнений и проигрывании ситуации, оценка достижений, дискуссия и обсуждение полученных результатов («разбор полетов»), определение условий для переноса навыков в социальную сферу и профессиональную деятельность.

    Мастер-класс. По сравнению с тренингами форма обучения мастер-классов предполагает еще большую практическую работу участников. Как правило, эта форма эффективна, если участники уже владеют теоретическими познаниями по теме мастер-класса и испытывают необходимость в переводе знаний в практические навыки или отработке этих навыков под руководством мастера.

    Деловая и ролевая игры. Деловая игра предполагает закрепление вновь приобретенных навыков в процессе творческого решения поставленных целей и задач. Ролевая игра требует предварительной подготовки участников, которая занимает определенное время. Специально по теме игры, в соответствии с задачами, которые необходимо решить в игровой ситуации, создается сценарий, распределяются роли между участниками, составляется программа реализации и т. д. В ролевой игре возможно использование приемов театрализации. С примером проведения ролевой игры можно познакомиться в разделе Фотогалерея. В этом разделе представлен фоторепортаж о тематической ролевой игре «Организация и проведение делового приема “завтрак” с рассадкой». Консалтинг. Персональное консультирование занимает особое место в процессе обучения.

    Консалтинг – это взаимодействие с заказчиком в интерактивной диалоговой форме, где теоретическая часть гармонично сочетается с решением практических задач. Преимущество консалтинга перед тренингом заключается в индивидуальном подходе к потребностям и вопросам заказчика, в возможности более тесного взаимодействия консультанта-тренера с участниками, а также решении конкретных задач заказчика. Каждый бизнес-преподаватель, тренер, консультант имеет свой стиль и собственные методики взаимодействия с группой или заказчиком. Есть жесткие тренеры, которые очень критично оценивают знания, опыт и компетентность участников, и есть другие.

    Принципы нашей деятельности – профессиональная компетентность, строгое соблюдение норм деловой этики, сохранение конфиденциальности персональной информации участников занятий, гуманистический подход к обучению. Мы с уважением относимся к человеческому достоинству, свободе выбора нашего потенциального заказчика программы. Нам важно установление искреннего человеческого контакта между преподавателем-тренером и заказчиком, потому что убеждены, что только в этом случае решаются задачи обучения. В результате занятий участники программ обучения получают знания, подтвержденные профессиональными исследованиями и успешным практическим опытом. Они констатируют улучшение своих социальных навыков, появление нового позитивного качества в самоощущении и личного комфорта. Впоследствии эти результаты сказываются на оценке их конкурентоспособности в бизнесе и влияют на повышение их социального статуса в восприятии окружающих.


    www.deims.ru

    17 Учебные занятия семинары лекции и тд

    Лекции, семинары, лабораторные и практические занятия, равно как школьные экскурсии и диспуты, представляют собой самостоятельные формы учебных занятий по истории, имеющие специфические цели, своеобразную структуру и иные, нежели на традиционном уроке, функции преподавателя и учащихся. Рассматривая их как вариативные формы организации учебных занятий по предмету, можно убедиться, что внутри каждой из них есть свои виды, а в целом перед учителем открывается упорядоченная панорама форм, типов и видов учебных занятий по истории.

    1. Школьная лекция – форма учебных занятий в старших классах, с помощью которой учитель, преимущественно монологическими приемами, дает глубокое, целостное, логически стройное и завершенное изложение основного фактологического и теоретического материала учебной темы.

    Школьные лекции делятся на два вида: обзорные, которые, в свою очередь, бывают вводными и заключительными, и тематические. Первые, открывая или завершая тематический блок, содержат минимум фактологической информации, знакомят старшеклассников с исходными теоретическими положениями, имеющими принципиальном значение для понимания темы, осмысления главных исторических фактов (вводные обзорные лекции), или, наоборот, систематизируют, обобщают конкретные вопросы темы, поднимают их до уровня проблемного анализа, связи с современностью, актуальных суждении и оценочных выводов (заключительные обзорные лекции).

    Тезисы – сжато сформулированные основные положения содержания печатных источников или устного изложения; подробно не раскрываются. Конспект – более или менее развернутое, последовательное изложение содержания книги, статьи, лекции или другого источника. Он должен отражать не только основные положения, но и связи между «узлами темы», обоснования и конкретизацию выводов и суждений. Конспектирование лекции сложнее, чем аналогичная работа с печатными источниками и поэтому ему должна предшествовать практика в конспектировании учебника, документов, научно-популярных материалов. Разновидностью лекционных конспектов может быть запись лекции с помощью условных знаков и рисунков (пиктограмм), разворачивающая в графических образах основные вопросы занятия. Школьная лекция отличается от своего вузовского аналога и тем, что здесь одинаково значимы образовательные, воспитательные развивающие цели занятия. Поэтому она сложнее по составу и оригинальнее на каждом этапе. Подготовку к лекции можно начать заранее с помощью опережающих заданий учащимся: повторить ранее изученный материал, подобрать документальное и изобразительное сопровождение лекции, составить аннотированный список литературы по теме лекции, организовать выставку книг или публикаций периодики, совершить экскурсию.

    Продумывая тему лекции, желательно остановиться на проблемном, интригующем, ярком варианте заголовка, способном привлечь внимание школьников, вызвать интерес к теме, направить изложение лекционного материала. Название лекции южно сопроводить эпиграфом, который поможет актуализировать главный вопрос лекции или стать вариантом проблемного задания. План лекции может быть предъявлен ученикам устно и письменно, И простой и развернутой форме, завершенным и не законченным. В последнем случае старшеклассникам предлагается самостоятельно по ходу лекции вписать в него ключевые слова или сформулировать подпункты. Лектор может и не давать готовый план, а в виде познавательного задания предложить такую работу своей аудитории. Во время лекции рекомендуется на доску выписывать новые слова, имена, даты, географические названия и понятия.

    Желательно не просто перечислять авторов и названия работ по теме лекции, но и кратко характеризовать рекомендуемый список литературы. Эту информацию могут подготовить и старшеклассники, прервав монолог учителя.

    Начиная лекцию, полезно поставить перед школьниками познавательное (проблемное) задание, размышлять над которым они будут в процессе занятия, а в конце – обсудят свои ответы. Также нужно подзывать образцы письменных заданий или сообщать требования к наполнению лекционных работ и условия их проверки.

    Заканчивая изложение каждого пункта лекции, преподаватель обязан делать краткое обобщение и логический переход к следующему вопросу.

    Обобщающий вывод по всему лекционному материалу может делать не только учитель, но и старшеклассники в ходе повторительной обобщающей беседы и обсуждения проблемных вопросов, поставленных в начале занятия.

    Эффективным завершением лекции будет небольшой практикум, проверочная работа. Для них подойдут тесты на проверку формализованных тайных компонентов исторического учебного материала (даты, понятия, персоналии, события), хронологические задачи, картографические задания. Для сильных учащихся можно подготовить проблемные и творческие задания, тесты со свободными ответами, эссе.

    2. Лабораторное занятие – форма учебного, занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или документам. С уроком изучения новом материала и школьной лекцией лабораторное занятие объединяет общность дидактической задачи, а отличает в первом случае – высокая степень самостоятельности учащихся в овладении новыми знаниями и умениями, а во втором – иные источники учебной информации, а также деятельность учителя уже не в качестве информатора, а как организатора и консультанта.

    Лабораторное занятие по учебнику нацелено на:

    – формирование яркого, целостного образа главных исторических фактов и знакомство с авторской интерпретацией этих событий и явлений; на творческую реконструкцию исторического факта, формулирование и аргументацию собственных выводов и оценок;

    – развитие и совершенствование умений: анализировать учебный текст, различая объективные исторические факты и их субъективное толкование; оценивать предъявленную информацию на предмет достоверности; сравнивать исторические сведения и их толкования, содержащиеся в разных учебных пособиях, выявлять мотивы и причины их расхождений; формулировать собственные суждения и аргументировать их; терпимо и с пониманием относиться к наличию иных точек зрения на факты прошлого.

    Структура лабораторного занятия по учебнику:

    1-й этап – организационный. Учитель сообщает тему занятия и мотивирует ее выбор и формулировку; выдвигает учебные проблемы или делает это совместно с классом; знакомит школьников с текстами, на основе которых организовано лабораторное занятие; определяет формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуально-дифференцированная; разъясняет инструкции и требования к оформлению и предъявлению результатов лабораторной работы. Заранее могут быть подготовлены карточки-инструкции:

    2-й этап – самостоятельная работа учащихся с учебниками согласно инструкциям и организационной установке. Учитель – консультант и координатор работы класса;

    3-й этап – коллективное обсуждение результатов работы в одном из вариантов: творческие отчеты групп, выступления представителей, фронтальная проверочно-обобщающая беседа;

    4-й этап – подведение итогов: резюме по выявленным подходам или формулирование общего итогового вывода; оценивание работы учащихся на занятии.

    Возможность варьировать познавательные задания, дифференцировать их в зависимости от способностей конкретных учащихся, образовывать системы заданий по учебнику истории предоставляется учителю на основе их типологии.

    3. Семинарское занятие – форма учебного занятия, на которой преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала, его обобщении и систематизации. С лабораторными занятиями по истории семинар сближает целевая установка: формирование и углубление знаний, их систематизация и обобщение на основе самостоятельного изучения разнообразных источников; развитие широкого спектра аналитических умений, в том числе: конспектирования, рецензирования, подготовки развернутых проблемно-тематических выступлений, оппонирования, критического сопоставления источников и т. д. Но в отличие от других форм учебных занятий по истории на семинаре школьники не просто овладевают новыми знаниями и умениями, а выносят их на коллективное обсуждение в классе после предварительной работы дома с рекомендованной литературой. Таким образом, семинар является более сложной формой организации учебного процесса, которой предшествуют уроки изучения нового материала и лабораторные занятия.

    4. Практическое занятие – форма учебных занятий, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей творческой деятельности или осваивают более сложные познавательные приемы изучения исторического прошлого.

    Практические занятия подобной тематики относятся– практикумам по развитию познавательных умений.

    Второй вид практических занятий – практикумы по решениию познавательных задач – уместно использовать в конце тематического блока как способ актуального повторения, систематизации и практического применения новых знаний и умений. Всевозможные исторические задачи и задания содержатся в специальные сборниках, входящих в учебно-методические комплексы по конкретным курсам истории (см., например: В пособиях 90-х гг. нет привычного для прежних изданий деления на «проверочно-тренировочные и творческо-поисковые задания», сборники не привязаны, как правило, к одному конкретному школьному учебнику, в них содержатся вопросы и задания разнообразной тематики, проблемные, предполагающие поиск дополнительной информации и самостоятельных размышлений.

    Структура практического занятия второго вида примерно следующая:

    1-й этап – организационный. На нем сообщается тема занятия, его задачи, условия и способы проведения, формы работы учащихся. Если необходимо, распределяются роли консультантов, экспертов, руководителей рабочих (проблемных) групп.

    2-й этап – решение познавательных задач. В начале занятия уместно разобрать одну из задач коллективно, согласовывая свои действия со специальной памяткой. Затем ребята решают другие задачи: самостоятельно или в группах, прибегая к помощи консультантов-одноклассников или учителя.

    3-й этап – обсуждение готовых решений. Если ученики работали в группах, то от их имени выступает специально подготовленный представитель. Весь класс участвует в уточнении способом решения и ответов, а эксперты анализируют и оценивают работу групп.

    4-й этап – подведение итогов. Учитель оценивает результативность занятия, достижения школьников в решении познавательных задач нового типа повышенной сложности, характеризует

    studfiles.net

    Школьная лекция и семинар

    Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.

    Лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т.д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.

    Лекция вдвоем, представляющая собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой, так и с учащимися. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания.

    Лекция-пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.

    Лекция-консультация близка по типу к лекции-пресс-конференции. Различия – приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.

    Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод “живой ситуации”.

    Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которых ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация.

    Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т.д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.

    Школьная лекция целесообразна:

    1. при прохождении нового материала, мало или совсем не связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала;

    2. в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей;

    3. при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера;

    4. при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи.

    Условиями эффективного проведения лекции являются:

    1. четкое продумывание и сообщение слушателям плана лекции;

    2. логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого из них;

    3. логичность связей при переходе к следующему разделу;

    4. доступность, ясность излагаемого;

    5. использование разнообразных средств наглядности и ТСО;

    6. обучение учащихся фиксирующим записям, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, делать резюме и т.д.;

    7. итоговая беседа по теме лекции.

    Примерные вопросы к анализу лекции:

    • оптимальность выбора темы лекции, ее цели, ведущих идей, основных понятий;

    • оценка оптимальности содержания материала лекции:

    • рациональность логики изложения;

    • полнота раскрытия темы;

    • выделение главных мыслей, ведущих понятий;

    • воспитательная, практическая направленность и развивающее влияние материала;

    • приемы мобилизации внимания, интереса учащихся, стимуляция их познавательной активности:

    • актуализация темы, ее практическая значимость;

    • четкость структуры и плана лекции;

    • эмоциональность и проблемный характер изложения материала;

    • создание ситуаций новизны, занимательность и т.д.;

    • использование ТСО;

    • осуществление межпредметных связей;

    • умения, формируемые у учащихся в процессе лекции, и степень их сформированности;

    • характер взаимодействия учителя и учащихся, способы осуществления обратной связи;

    • методика закрепления, характер вопросов и заданий, вынесенных на закрепление;

    • манера проведения и характер общения учителя и учащихся;

    • качество и объем итоговых выводов, анализ проделанной работы, планируемый и достигнутый уровень знаний.

    studfiles.net

    Учебные лекции и семинары

    Учебные лекции и семинары

     

    1. Проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции – приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.

    2. Лекция-визуализация, когда основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т. д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.

    3. Лекция вдвоем, представляющая собой работу двух учителей (учителя и ученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организационном материале как между собой так и между учащимися. Проблематизация происходит как за счет формы, так и за счет содержания.

    4. Лекция пресс-конференция, когда содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей.

    5.     Лекция-консультация близка по типу к лекции пресс-конференции. Различие – приглашенный (грамотный специалист) слабо владеет методами педагогической деятельности. Консультирование через лекцию позволяет активизировать внимание учащихся и использовать его профессионализм.

    6.     Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками), формирующая умения оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать ее. Может использоваться как метод «живой ситуации».

    7.     Лекция-диалог, где содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция с применением техники обратной связи, а также программированная  лекцияконсультация.

    8.     Лекция с применением игровых методов (методы мозговой атаки, методы конкретных ситуаций и т. д.), когда школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.

    Школьная лекция целесообразна: при прохождении нового материала, мало или не совсем связанного с предыдущим; при обобщении различных разделов пройденного учебного материала; в конце изучения темы; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей; при выводе сложных закономерностей; при изучении материала проблемного характера; при изучении тем, где особенно необходимы межпредметные связи.

     

    Условиями эффективного проведения лекции являются:

    – четкое продумывание и сообщение слушателям плана лекции;

    – логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана с заключениями и выводами после каждого из них;

    – логичность связей при переходе к следующему разделу;

    - доступность, ясность излагаемого;

    - использование разнообразных средств наглядности и ТСО;

    – обучение учащихся фиксирующим записям, умению выделять главное, подчеркивать основные мысли, делать резюме и т.д.

    –         итоговая беседа по теме лекции.

     

    Семинары – важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать.

     

    Семинары отличаются от уроков:

     

    1)большой степенью самостоятельности при подготовке к семинару, высокой активностью учащихся при обсуждении результатов подготовки, владением навыков работы с литературой;

    2)изменением организации этапов обучения (их последовательности и содержания), например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала;

    3)изменением функций, выполняемых учителем и учащимся: учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель – регулятивную и организаторскую.

     

     

    tech-lyceum.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *