Сетевая форма обучения это – Правовое регулирование лицензирования и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы обучения

Содержание

Сетевая форма обучения, Формы обучения – “Навигатор Образования”

Перед Министерством науки и образования сегодня стоит новая цель – внедрение сетевой формы обучения, которая позволит не только укрепить связи с мировой наукой, но и обеспечить максимально тесное взаимодействие с другими учебными заведениями внутри государства.

Неизбежная реорганизация производства, связанная с развитием науки и внедрением инновационных технологий, ставит новые задачи перед образовательными организациями, которые занимаются подготовкой квалифицированных кадров. В том числе, эти изменения требуют совершенного нового подхода в обучении молодых специалистов.

Отметим, что стратегия развития науки и образования уже закреплена законодательно, Указом Президента России № 559 и Постановлением Правительства №211. В данных документах 2020 год обозначен, как дата, когда не менее пяти ВУЗов России должны войти в список лучших мировых университетов.

Согласно утвержденной стратегии, ключевым направлением развития российских ВУЗов должна стать:

  • реализация взаимодействия образовательных программ с зарубежной высшей школой,
  • мобильность профессорско-преподавательского состава и студентов, обеспечивающая возможность обучения самым прогрессивным мировым технологиям,
  • привлечение специалистов из западных стран для обучения студентов и обмена опытом.

Специалисты уверены, что такие задачи могут быть реализованы только при условии внедрения новых форм обучения. Именно поэтому перед Министерством науки и образования сегодня стоит новая цель – внедрение сетевой формы обучения, которая позволит не только укрепить связи с мировой наукой, но и обеспечить максимально тесное взаимодействие с другими учебными заведениями внутри государства.

Что такое сетевая форма обучения?

Сетевая форма обучения – метод реализации образовательных программ с использованием ресурсов самых разных организаций (образовательных (в том числе иностранных), производственных, медицинских, научных и т.д.), обладающих возможностями для проведения учебной/производственной практики или других видов учебной деятельности в рамках реализуемой образовательной программы.

Хорошо известно, что прогресс в науке невозможен без тесного взаимодействия ученых всего мира. Вместе с тем, учитывая, что все продукты научной деятельности используются, прежде всего, в ведущих отраслях экономики и бизнеса, возникла необходимость внедрения сетевой формы обучения, которая предполагает практическую деятельность молодых специалистов в условиях прямого сотрудничества с производством и бизнесом.

Нельзя не отметить, что сетевая форма обучения также направлена на мотивирование руководителей предприятий, которые могут оказать содействие в практическом обучении студентов, проявлять заинтересованность к привлечению молодых квалифицированных кадров. При этом главный вклад предприятий в процесс подготовки квалифицированных кадров – предоставление материально-технической базы, позволяющей студентам закрепить теоретические знания на практике, а ученым – создавать новые технологии, основываясь на реальных потребностях производства.

Сетевое обучение, как форма, предполагающая вовлечение в ход подготовки специалистов всех сфер производства, материальных и кадровых ресурсов, должна иметь четкую структуру с определением круга обязанностей и ответственности всех участников процесса.

Кстати, именно разработкой четкого плана регулирования межсетевого взаимодействия различных организаций и занимается Минобрнауки, поскольку в сфере компетенции ведомства как раз и находится создание единого плана обучения и выдача лицензий на тот или другой вид образовательной деятельности.

Преимущества сетевой формы обучения

Построение сетевой формы обучения существенно расширяет возможности всех участников обучающей программы. Но хочется отметить, в первую очередь, преимущества, открывающиеся для будущих специалистов. Благодаря сетевой форме обучения они имеют возможность:

  • одновременно обучаться в основном ВУЗе и осваивать смежные дисциплины во втором ВУЗе или в Центре ДПО,
  • заниматься научной деятельностью и одновременно проходить стажировку на предприятии, что практически полностью позволяет решить проблему трудоустройства молодого выпускника.

Подчеркнем, что параллельное обучение в разных образовательных организациях осуществляется по единой учебной программе. Например, студент изучает симметрично программы двух ВУЗов, имеющих согласованный учебный план, но при этом молодой специалист получает два диплома по смежным специальностям.

Кроме такого варианта обучения, сотрудниками Минобрнауки разработаны программы, включающие любое из направлений:

  • теоретического обучения;
  • обучения и стажировки;
  • научно-исследовательской работы;
  • производственной практики.

Все эти составляющие по выбору студента могут быть включены в учебный план, и на каждом этапе обучения он получает диплом, сертификат или удостоверение о прохождении обучения и присвоении квалификации.

Дополнительным бонусом сетевого обучения является признание дипломов ВУЗами-партнерами, что существенно расширяет возможности студентов, в том числе – на международном уровне.

Перспективы сетевого обучения

В свете неуклонного развития научно-технического прогресса и в связи с объявленными Президентом России приоритетными направлениями повышения роста экономики и обеспечения конкурентоспособности/безопасности государства, сетевая форма обучения сегодня признана едва ли не самой прогрессивной системой образования. Специалисты утверждают, что именно она открывает максимально полный доступ к самым передовым достижениям науки и техники.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

Статья на тему “Сетевая форма обучения”

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОЗЫБКОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

СЕТЕВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Преподаватель информатики

Багдасарян А.С.

Новозыбков 2017

Система высшего профессионального образования не стоит на месте, придумывая новые  формы обучения. Одна из таких – сетевая форма получения образования, довольно популярная на Западе и совсем недавно появившаяся у нас в России.

Что значит сетевая форма обучения?

Сетевое обучение – это совместная деятельность организаций, направленная на обеспечение освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций: образовательных, научных, производственных, в том числе иностранных.

Сетевое образование — это когда в учебном процессе принимают участие несколько организаций.

Основные цели использования сетевого обучения

  • повышение качества образования;

  • расширение доступа обучающихся к современным образовательных технологиям;

  • предоставление обучающимся возможности выбора различных профилей подготовки, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин;

  • более эффективное использование имеющихся образовательных ресурсов;

  • формирование актуальных компетенций;

  • совершенствование профессиональных компетенций;

  • повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда и образовательных организаций на российском и международном рынках образовательных услуг.

Виды учебной деятельности при реализации сетевых образовательных программ:

  • Теоретическое обучение

  • Научно-исследовательская работа

  • Обучение в виде стажировки;

  • Практика в виде стажировки;

  • Научно-исследовательская работа в виде стажировки

Реализация сетевого взаимодействия может осуществляться в очной, очно-заочной и заочной формах обучения с использованием дистанционных образовательных технологий и электронных ресурсов.

Договор (соглашение) о сетевой форме включает:

  • цели и задачи сотрудничества;

  • вид, уровень и (или) направленность образовательной программы;

  • правила приема, порядок организации академической мобильности и

статус обучающего в организациях, реализующих образовательную программу в сетевой форме;

  • условия и порядок осуществления образовательной деятельности, в том числе ресурсное обеспечение и распределение обязанностей между организациями;

  • выдаваемые документы об образовании;

  • срок действия договора.

Сетевая форма образования дает возможность студенту одного вуза пользоваться образовательными ресурсами другого: ведущими преподавателями, лабораториями и научными центрами, информационно-библиотечным банком.

Сетевая форма реализации образовательных программ   обеспечивает возможность освоения обучающимся  образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций

: организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных,  медицинских, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе и иностранных.

Сетевая образовательная организация разрабатывает совместный учебный план. С обучающимися заключается договор на обучение. По окончании обучения выдается документ или несколько документов о полученном образовании. Сетевое обучение относится к платным образовательным услугам. В России сетевое обучение стало возможным благодаря союзу федеральных университетов. Осенью 2013 года в Калининграде было подписано соглашение между девятью федеральными вузами о реализации сетевых образовательных программ – был создан так называемый «Клуб девяти». И уже с 2014-2015 учебного года Балтийский федеральный университет им. Канта одним из первых объявил набор на сетевые образовательные программы. В качестве преподавателей Балтийский федеральный университет привлек ведущих европейских и российских экспертов в области коммуникации.

Список использованной литературы

  1. http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/13394

  2. https://moeobrazovanie.ru/setevye_obrazovatelnye_programmy.html

  3. http://fgosvo.ru/uploadfiles/setev/Polozh_Setev_vzaimodeistvie.pdf

infourok.ru

Сетевые образовательные программы

Система высшего профессионального образования не стоит на месте, придумывая новые  формы обучения. Одна из таких – сетевая форма получения образования, довольно популярная на Западе и совсем недавно появившаяся у нас в России.

Что значит сетевая форма обучения?

Сетевая форма образования дает возможность студенту одного вуза пользоваться образовательными ресурсами другого: ведущими преподавателями, лабораториями и научными центрами, парком суперсовременного и дорогого оборудования, информационно-библиотечным банком.

В России сетевое обучение стало возможным благодаря союзу федеральных университетов. Осенью 2013 года в Калининграде было подписано соглашение между девятью федеральными вузами о реализации сетевых образовательных программ – был создан так называемый «Клуб девяти». И уже с 2014-2015 учебного года Балтийский федеральный университет им. Канта одним из первых объявил набор на сетевые образовательные программы. В БФУ им. И. Канта прибыли студенты программы «Реклама и связи с общественностью» из САФУ им. М.В. Ломоносова и СВФУ им. М.К. Аммосова для изучения модуля по геобрендингу. В качестве преподавателей Балтийский федеральный университет привлек ведущих европейских и российских экспертов в области коммуникации.

Приятно отметить, что первым опытом реальной реализации сетевого взаимодействия федеральных вузов стал проект БФУ им. И. Канта. Его важность заключается в том, что он сможет помочь апробировать организационные механизмы взаимодействия: оформление документов, прием делегаций, интеграцию с вузовским учебным процессом. Когда вместе с ректорами федеральных вузов мы продумывали цели и задачи сетевого взаимодействия, нам очень важным представлялось объединение наших собственных усилий, обмен ресурсами. Но в реальной практике мы пошли еще дальше: наши студенты получили уникальную возможность учиться у практиков и экспертов международного уровня.

– Андрей Клемешев, ректор БФУ им. И. Канта

В 2015-2016 учебном году БФУ им. И. Канта по сетевому соглашению объявляет набор на пять программ бакалавриата, а также участвует в четырех сетевых программах подготовки магистров.

Сетевые программы, в которых принимает участие БФУ им. И. Канта

Бакалавриат:
Сеть №1 САФУ – СВФУ – БФУ – «Реклама и связи с общественностью»
Сеть №2 САФУ – БФУ – «Землеустройство и кадастры»
Сеть №3 УрФУ – БФУ – «Туризм»
Сеть №4 СКФУ – ЮФУ – УрФУ – БФУ – «Филология»
Сеть №5 ЮФУ – УрФУ – БФУ – «Психология»

Магистратура:
Сеть №6 САФУ – БФУ – «Лингвистика»
Сеть №7 САФУ – БФУ – «Психолого-педагогическое образование»
Сеть №8 ЮФУ – БФУ – «Туризм»
Сеть №9 САФУ – СКФУ – ЮФУ – БФУ – «Физика»

Сетевые программы особенно привлекательны для студентов, решивших продолжить образование в магистратуре.

Новая форма подготовки магистров предоставляет обучающимся максимум возможностей в освоении уникальных профессиональных компетенций, получение которых, наверно, было бы невозможно в пределах отдельно взятого региона. В рамках сетевой программы студенты смогут не только изучать отдельные дисциплины в других университетах, но и принять участие в научно-исследовательской работе наряду с учёными этих вузов. Помимо того, планируется также совместное руководство научно-исследовательскими и выпускными работами магистрантов.

– Ирина Кукса, первый проректор по образовательной деятельности БФУ им. И. Канта

АБИТУРИЕНТ! Поступление на сетевые образовательные программы ничем не отличается от обычного приёма. Дополнительные испытания не предусмотрены. Учебные дисциплины, освоенные в любом из вузов сети, будут засчитаны бакалавру и магистранту, а в дипломе выпускника будет указано, в каком из университетов пройден тот или иной учебный модуль.

Мне кажется, это потрясающая идея – ездить для учёбы в другие университеты. Во-первых, это новые преподаватели, с другим опытом, с другими подходами. Во-вторых, это личный контакт с будущими коллегами по всей России. В-третьих, это прекрасная возможность познакомиться с самой Россией. И сетевое взаимодействие между федеральными университетами позволяет нам всё это увидеть и понять.

– Мария Слепцова, студентка СВФУ им. М.К. Аммосова по специальности «Реклама и связи с общественностью», прошла учебный модуль по геобрендингу в БФУ им. И. Канта

moeobrazovanie.ru

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ – с изменениями, проверено 20.11.2018 – Закон об образовании – Законы Российской Федерации

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

3. В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

  • 1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определённых уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
  • 2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
  • 3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
  • 4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
  • 5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

dogovor-urist.ru

о чем стоит знать – WOW Journal

Вам предложили повысить квалификацию по сетевой форме обучения? Должны ли иметь лицензию и государственную аккредитацию организации, которые дают возможность учиться по сетевой форме? И должны ли выдавать договор и что в нем должно быть указано?

Конечно, форма эта нестандартная и не совсем привычная, но все-таки считается официальной образовательной деятельностью.

При такой форме обучения вместе с организациями, осуществляющими образовательную деятельность (например, вузами), вас обучают и другие: научные, медицинские, спортивные организации и т. п.

В целом при такой форме обучения в образовательном процессе могут принимать участие все, кто может дать необходимые знания. Но в любом случае сетевая форма является одной из форм образовательных программ – такой же, как обычное очное, заочное или вечернее обучение.
§ Ст. 2, 15 Закона «Об образовании в Российской Федерации».

По закону образовательная деятельность (за исключением детских садов) подлежит лицензированию.
§ Ч. 1 ст. 91, ст. 92 Закона «Об образовании в РФ»; п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Сетевая форма – не исключение из этого правила.

И в целом, хотя для нас это относительно новая форма обучения, бояться ее не стоит, она развита во многих странах.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

• вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
• статус обучающихся в организациях, правила приема, порядок организации образовательного процесса;
• условия и порядок осуществления образовательной деятельности, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
• выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации;
• срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Источник: Евгений Мишин, адвокат / Народный совет – 100 ответов юристов №08-2015

wow-journal.ru

состояние правового регулирования и перспективы развития (Шевелева Н.А., Лаврикова М.Ю., Васильев И.А.)

Все статьи Сетевая форма обучения: состояние правового регулирования и перспективы развития (Шевелева Н.А., Лаврикова М.Ю., Васильев И.А.)

Современное высшее образование находится на очередном этапе реформирования, который в том числе требует от образовательных организаций внедрения в учебный процесс новейших технологий. Закон признает таковыми дистанционные образовательные технологии, электронное обучение и сетевую форму реализации образовательных программ (далее – сетевая форма, сетевая форма обучения). Термин “сетевая форма реализации образовательных программ” выглядит исключительно новым, ранее не подпадавшим под законодательное регулирование, а само явление сетевого обучения предполагает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких осуществляющих образовательную деятельность организаций, в том числе иностранных, и при необходимости иных организаций, что следует из норм ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон об образовании). Как любое новое явление, получившее законодательную регламентацию, сетевая форма обучения страдает несовершенствами ее правового регулирования, а также обнаруживает корни своего происхождения в предшествующих эпохах, причем не только в перестроечном, но и в советском образовании.

Действующее образовательное законодательство не определяет сущностных свойств сетевой формы обучения как одной из инновационных разработок в сфере образования, а указывает лишь на ее некоторые организационные особенности. Содержание ст. 15 Закона об образовании свидетельствует о том, что законодатель озабочен прежде всего тем, что сетевая форма осуществляется на договорной основе.

Следуя логике положений Закона, к сетевой форме обучения могут быть привлечены, кроме образовательных организаций, также научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, ресурсы которых необходимы для достижения целей и задач обучения по образовательной программе, разработанной и утвержденной организациями-партнерами. Для сетевой формы характерны следующие вытекающие из Закона признаки:

1) договорный способ взаимодействия организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций;

2) использование ресурсов всех участвующих в реализации программы организаций в целях реализации образовательных программ;

3) взаимодействие организаций и использование их ресурсов подчинено целям обучения по образовательной программе;

4) в разработке и утверждении образовательной программы участвуют все организации, образующие сетевую форму обучения.

Формулировки Закона порождают целый ряд вопросов, и первый из них связан с целеполаганием. Положения ч. 1 ст. 15 Закона об образовании не дают однозначного толкования цели сетевого взаимодействия. В частности, законодатель указывает на то, что сетевое взаимодействие организаций направлено на объединение ресурсов “для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой”. Однако объединение или использование ресурсов иных организаций традиционно осуществляется в образовательной деятельности, а термин “сетевая форма обучения” до рассматриваемого Закона законодателем и на практике не использовался. Ныне и ранее действующие федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предусматривали и предусматривают необходимость организации практик на соответствующих производствах и организациях. Для проведения учебной и производственной практики образовательные организации заключают соответствующие договоры, однако это не означает автоматического возникновения сетевой формы обучения, хотя университеты и организации, предоставляющие места для прохождения учебной и производственной практик, объединили свои ресурсы для реализации образовательной программы. В области высшего образования естественными являются также случаи объединения ресурсов с научными организациями для проведения научно-исследовательской работы. Для медицинских образовательных организаций также давно устоявшимся явлением служат примеры совместного использования лечебных учреждений не только для организации практик, но и для организации учебного процесса по специальности “лечебное дело”.

Думаем, что законодательное введение в регулирование образовательной деятельности нового института сетевой формы обучения преследует собственные цели, предполагает придание учебному процессу качественно новых свойств.

Таким образом, необходимо уяснить такой важный признак сетевой формы обучения, как ее цель, которая может быть раскрыта через определение цели сетевого взаимодействия. Образовательная программа может считаться реализуемой в сетевой форме только тогда, когда все партнеры-участники ставят перед собой непосредственную цель разработки и реализации образовательной программы для обеспечения эффективного обучения и качественно нового уровня подготовки специалистов. Может быть, это утверждение выглядит чрезмерно утопично, однако ожидать положительного эффекта от нововведения реально только тогда, когда понятны цели его введения.

Вторая значимая проблема, вытекающая из положений Закона об образовании, относится к определению правовой природы договора, который должен опосредовать совместную реализацию образовательной программы.

Для реализации образовательной программы в сетевой форме требуется заключение специального договора между всеми организациями-партнерами, включающего существенные условия:

1) детализация требований к образовательному процессу, обусловленных особенностями образовательной программы, и порядок их выполнения;

2) определение требований по материально-техническому обеспечению, вытекающих из содержания программы, и порядок их исполнения;

3) выбранная модель реализации сетевого взаимодействия для обучения по конкретной образовательной программе.

Таким образом, до подписания договора требуется провести ряд организационных мероприятий. Необходимо определить состав организаций-партнеров и получить их согласие на разработку и реализацию конкретной образовательной программы. Далее следует разработать образовательную программу, в частности выбрать модель сетевого взаимодействия, найти необходимые ресурсы и источники их получения среди партнеров. Финальной стадией является определение порядка зачисления обучающихся на образовательную программу, условий и порядка обучения по ней, а также порядка проведения и признания результатов обучения, выдачи документов об образовании и (или) квалификации (документы об обучении).

Образовательные организации должны провести большую организационную работу для реализации программ в сетевой форме. В частности, Министерство образования и науки РФ в своем письме от 28.08.2015 N АК-2563/05 “О методических рекомендациях” (вместе с Методическими рекомендациями об организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ) (далее – письмо N АК-2563/05) обратило внимание на то, что особенности подготовки и организации учебного процесса для программ, реализуемых в сетевой форме, “…требуют отдельного регулирования на уровне образовательной организации в связи с тем, что используемый ресурс иной организации, в том числе осуществляющей образовательную деятельности, находится вне пределов образовательной организации, в которую поступил обучающийся”. Как следствие, абитуриент и обучающийся должны быть уведомлены об особенностях реализации программы в сетевой форме, условиях обучения и особенностях освоения программы, о порядке академической мобильности, зачете частей образовательной программы, предоставлении доступа к электронной информационно-образовательной среде и к другим ресурсам организаций-партнеров, равно как и доступа к социально-культурным и медицинским услугам.

Исходя из положений Закона об образовании и официально обнародованной позиции Минобрнауки России правовая природа договора о сетевом взаимодействии не может быть иной, нежели административно-правовой, поскольку такой договор регулирует образовательные отношения, в том числе с участием обучающихся. Вместе с тем объединение денежных средств или совместное использование имущества организаций в рамках сетевой формы обучения, определение принадлежности результатов интеллектуальной деятельности предполагают также использование и гражданско-правового регулирования, обычного для хозяйствующих субъектов.

В настоящее время не является очевидным то, какие модели сетевой формы обучения допустимы в российском образовании, а какие зарубежные практики неприемлемы. Поиск ответа на этот вопрос связан с установлением пределов использования сетевой формы обучения и целесообразностью ее использования.

Письмо N АК-2563/05 развивает нормы Закона об образовании об использовании сетевой формы обучения в двух направлениях: а) необходимость обеспечения должного уровня реализации образовательных программ, т.е. повышения качества обучения за счет привлечения ресурсов из иных источников, б) целесообразность такого использования. В первом случае сетевая форма должна исправить недостатки самой образовательной организации в части нехватки материальных и финансовых ресурсов, а также обеспечить развитие образовательного процесса. Во втором случае целесообразность диктуется иными задачами (в частности, организацией подготовки принципиально новых специалистов по новым профессиям) и сущностно подразумевает инновационную разработку.

Представляется, что требования к организации сетевой формы обучения должны различаться. В любом случае нормативные требования на этапах принятия решения о применении сетевой формы и контроля его результата должны быть урегулированы. При этом привлечение ресурсов организаций-партнеров должно иметь формальные ограничения и не может скрывать несоответствие самой образовательной организации требованиям, предъявляемым законодательством к обеспечению образовательного процесса, создающее угрозу нарушения прав обучающихся. Когда же речь идет о развитии отдельных образовательных программ перспективного характера либо организации междисциплинарного обучения, формальные ограничения не должны использоваться, однако параметры результата для оценки целесообразности использования сетевого обучения все равно необходимы.

Минобрнауки России предлагает использовать две модели сетевой формы: 1) “образовательная организация и образовательная организация” и 2) “образовательная организация и иная организация-партнер”. Вторая модель эффективна, когда в сетевой форме обучения участвует одна российская образовательная организация, которая и несет ответственность за соблюдение российского законодательства и соответствие качества образования требованиям образовательных стандартов. Если же партнерами оказываются несколько российских образовательных организаций, то вопрос о распределении ответственности либо о возложении всей ответственности на одну из них становится проблемным, поскольку не имеет надлежащей детализации в нормативном правовом регулировании образовательной системы. Думается, что решение вопроса об ответственности образовательной организации должно быть увязано с решением вопроса о субъекте выдачи документа об образовании. Само Минобрнауки России допускает выдачу документов об образовании несколькими образовательными организациями, указывая на необходимость зачисления студента на каждую образовательную программу. Полагаем, что возможность получения обучающимся нескольких документов об образовании при условии освоения в нормативные сроки одной образовательной программы, реализуемой в сетевой форме, требует закрепления строгих оснований для такого результата в нормативно-правовом акте Правительства РФ. Выдача документов об освоении программ с одним и тем же наименованием (и содержанием), но в различных образовательных организациях представляется не соответствующей целям регулирования образования в Российской Федерации. Существует так называемое включенное обучение в другой образовательной организации, которое вполне коррелирует с задачами сетевой формы, но документ об образовании студенту при этом не выдается (предоставляется только справка об обучении в этот период в этой организации). В ситуации, когда обучающийся осваивает различные образовательные программы в ходе сетевого обучения, необходимо обозначить пределы, в которых программы различаются содержательно, что и позволит получать несколько документов об образовании. Еще один вопрос, который следует решить в таком случае, – вопрос о возможности обучения на бюджетной основе при выборе сетевой формы с получением нескольких итоговых документов об образовании и о стипендиальном обеспечении таких обучающихся. Также необходимо решить и вопрос о требованиях к исполнению государственного задания в части заполнения контрольных цифр приема на обучение. Дополнительное осложнение вызовет ситуация изменения основы обучения (бюджетная, договорная), которая повлечет необходимость внесения изменений в действующее нормативное правовое регулирование порядка оказания образовательных услуг на основании договора с оплатой стоимости обучения. Нужно заметить, что бюджетное законодательство и законодательство о некоммерческих организациях не запрещают направлять средства, полученные от оказания платных услуг, на выполнение государственного задания (в том числе на обучение студентов бюджетной основы), но в договорах с физическими или юридическими лицами о возмездном оказании образовательных услуг должно быть указание на использование полученных средств на реализацию образовательной программы в сетевой форме, которое обеспечит целевую основу использования средств от оказания платных услуг. Особенности, вытекающие из бюджетного законодательства, существуют также у образовательных организаций, имеющих организационно-правовую форму казенных учреждений. Осуществление приносящей доход деятельности не образует у них права на получение доходов, средства подлежат зачислению в доходы соответствующих бюджетов. Реализация сетевой формы обучения с участием казенных образовательных учреждений потребует решения вопросов использования объединенных финансовых ресурсов главным распорядителем бюджетных средств. Наконец, если в результате реализации образовательной программы в сетевой форме будет происходить объединение средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, то потребуется соблюдение порядка предоставления межбюджетных трансфертов, в частности требований ст. 138.1 Бюджетного кодекса РФ.

Решение вопроса об ответственности за качество образования при использовании сетевой формы обучения зависит от того, кто утверждает образовательную программу.

От количества субъектов, участвующих в процессе утверждения образовательных программ, зависит и решение о выдаче документов об уровне образования. Из упомянутого нами письма N АК-2563/05 следует, что участвовать в разработке образовательной программы могут все организации-партнеры, однако остается неясным, утверждается ли одна программа для всех участников либо каждая образовательная организация утверждает программу для себя самостоятельно. В частности, в последнем абзаце п. 2 письма указывается: “В случае реализации образовательной программы в сетевой форме совместно с образовательной организацией-партнером, образовательными организациями должен быть также установлен порядок совместной разработки и утверждения образовательной программы (часть 2 статьи 15 Федерального закона). Утверждение совместных образовательных программ осуществляется уполномоченным должностным лицом либо коллегиальным органом управления каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с их уставами”. Порядок утверждения такой программы, если толковать мнение Минобрнауки России, должен быть установлен самими организациями. Тем не менее не существует формы локального акта, которым бы несколько образовательных организаций (являющихся некоммерческими, находящихся в ведении различных органов публичной власти и учрежденных различными субъектами гражданского права) могли утвердить такой порядок. Представляется, что он должен быть определен министерством.

В приведенном выше абзаце из письма N АК-2563/05 содержится также указание на “совместные программы”. Употребление этого термина порождает неопределенность в вопросе, являются ли сетевая форма и совместная программа синонимами или же совместные программы являются разновидностью сетевой формы и требование об утверждении программы относится только к ним. Заметим, что в образовательной деятельности сложилась устойчивая тенденция считать совместными такие программы, которые реализуются российской образовательной организацией с зарубежными университетами.

Не добавляет ясности определение совместной программы, данное в п. 4 письма N АК-2563/05: “Совместная образовательная программа – это единая программа двух образовательных организаций с полностью синхронизированными учебными планами и календарными учебными графиками и с четко прописанной ответственностью участников за предоставляемый ресурс на каждом из этапов ее реализации”. Подобная формулировка ставит вопросы, ответы на которые зависят от позиции Минобрнауки России. Во-первых, разве только две организации могут реализовывать совместную программу? Во-вторых, должны ли они быть российскими или возможно участие зарубежного университета? В-третьих, сколько документов может быть выдано обучающимся, если это единая программа, а студенты зачисляются в каждую образовательную организацию? Уточнения требует и порядок проведения итоговой аттестации при сетевом обучении. Минобрнауки рекомендует проводить несколько итоговых аттестаций только для второй модели сетевой формы (п. 5.2 письма), когда объединяются ресурсы двух образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в несовпадающих секторах (например, математика и физическая культура). Студент может получить два документа об образовании, если успешно преодолеет обе итоговые аттестации. Но здесь также возникает несколько вопросов. Во-первых, изменяется ли нормативный срок обучения при двух обязательных аттестациях? Во-вторых, если в сетевой форме участвует несколько образовательных организаций, возможны ли итоговые аттестации по всем образовательным программам? Наконец, главный вопрос: как решается вопрос с итоговой аттестацией в первой модели сетевой формы, когда образовательные программы интегрируются? Должна ли быть также интегрированная (совместная) процедура итоговой аттестации и кто устанавливает порядок? Ответы на данные вопросы могут складываться в процессе правореализационной деятельности образовательных организаций, но оптимальным является именно нормативное регулирование отмеченных оценочных позиций на уровне подзаконного акта, изданного Минобрнауки России.

Следует заметить, что в норме п. 6 письма N АК-2563/05 содержатся потенциально новые подходы, скрытые в сетевой форме. Использование принципа базовой организации применительно к определению статуса обучающегося во второй модели “образовательная организация и иная организация-партнер” воспроизводит традиционную модель обучения, не давая возможности проявиться эффекту нового подхода. Неприменение этого принципа в первой модели “образовательная организация и образовательная организация” порождает неопределенность в статусе обучающегося, что также не способствует более интенсивному применению сетевой формы обучения.

Следуя логике норм ст. ст. 15 и 76 Закона об образовании, сетевая форма является перспективной и для дополнительных профессиональных программ: “Сетевая форма реализации дополнительных профессиональных программ – это организационное решение, обеспечивающее использование ресурсов одновременно нескольких образовательных и иных организаций в реализации процесса дополнительного профессионального образования в целях профессионального развития и личностного совершенствования педагогических и руководящих работников системы образования”. Сетевые структуры, реализующие дополнительные профессиональные программы, могут формироваться под влиянием заинтересованности образовательных организаций-участников в объединении ресурсов с целью максимального соответствия запросам обучающегося и требованиям к обеспечению реализации конкретной дополнительной профессиональной программы. При реализации дополнительной профессиональной программы в сетевой форме могут быть также использованы ресурсы зарубежных организаций, при условии заключения соответствующего договора между зарубежной организацией и российской организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Законом об образовании.

Отдельное внимание уделяется в письме N АК-2563/05 экономическим аспектам сетевого взаимодействия организаций-партнеров. Договоры, на основании которых взаимодействуют организации, совместно реализующие образовательные программы в сетевой форме при оказании платных образовательных услуг, в практике хозяйственной деятельности представляют собой договоры возмездного оказания услуг. Также в случае принятия органами управления таких организаций решения о создании интегрированной структуры (консорциума, центра, комплекса, кластера, лаборатории и т.п.) между организацией-исполнителем по договору об образовании и организацией, предоставляющей ресурсы для реализации образовательной деятельности, могут заключаться иные по своему содержанию договоры (например, договор безвозмездной ссуды, договор консорциума, рамочный договор о сотрудничестве), создающие условия для дальнейшей совместной деятельности при реализации образовательных программ в сетевой форме. Такие договоры могут составлять основу интеграции, обоснование для принятия решений в области управления сетевым взаимодействием, однако экономическое содержание в таких договорах отсутствует. Для фактического осуществления деятельности по реализации сетевой формы необходимо заключение дополнительных договоров, которые по своему экономическому содержанию также будут договорами возмездного оказания услуг. Частным случаем договора о сетевом взаимодействии может считаться договор об организации обучения, заключаемый между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и иной организацией, ответственной за подготовку и организацию образовательного процесса с использованием собственной материально-технической базы, за информирование, набор слушателей и комплектование учебных групп (т.е. выполняющей эти функции фактически на условиях аутсорсинга). Этот договор по своему содержанию также представляет собой договор возмездного оказания услуг. Ответственность за качество образования, соблюдение лицензионных требований при использовании материально-технической базы сторонней организации и иных ресурсов при этом несет организация, осуществляющая образовательную деятельность. Взаимоотношения между организацией, разрабатывающей образовательные программы, и привлекаемым внешним персоналом могут строиться на основе договоров гражданско-правового характера.

Как было нами отмечено ранее, реализация образовательных программ в сетевой форме осуществляется на основании договора между организациями, в котором закрепляются принципы взаимодействия, включающие требования к образовательному процессу, материально-техническому обеспечению и способу реализации сетевого взаимодействия. Оформление договора оптимально уже на стадии разработки сетевой образовательной программы, что позволит более полно учесть ресурсный вклад каждой из партнерских организаций. Анализ использования сетевой формы обучения показал, что в настоящее время ее элементы усматриваются при реализации большого количества базовых и дополнительных образовательных программ на основе первой и второй моделей, однако договоры, оформляющие такие отношения, не являются договорами о сетевом взаимодействии. Системным элементом, регламентирующим реализацию образовательных программ в сетевой форме, может стать специальный локальный акт образовательной организации – Положение о сетевой форме реализации образовательных программ.

Представляется, что достоинства сетевой формы кроются именно в гибкости построения образовательного процесса и возможностях отклонения от стандартных приемов обучения в целях реализации совместных программ с зарубежными университетами, объединения ресурсов образовательных и научных организаций (образовательных организаций и ведущих компаний-работодателей) для подготовки кадров, развития междисциплинарности в образовании и решения иных актуальных проблем.

Для обучающихся как потребителей образовательной услуги использование сетевой формы представляется эффективным по следующим причинам:

1) студент получает возможность сравнить обучение в нескольких образовательных организациях, в том числе зарубежных, а значит, может сознательно выбрать образовательную организацию для получения образования следующего уровня;

2) может получить информацию о реальной обстановке в сфере предполагаемой профессиональной деятельности, в частности о потребностях и запросах рынка труда, в том числе зарубежного;

3) получает доступ к новым информационным базам и иным ресурсам, предоставляемым организациями-партнерами сетевой формы обучения.

Таким образом, сетевая форма обучения позволяет достигнуть нескольких целей, в том числе улучшить информированность обучающихся о возможностях получения образования как в Российской Федерации, так и в иностранных государствах, и лучше адаптировать выпускника к потребностям рынка труда.

Образовательная система Российской Федерации также получает положительный эффект от сетевой формы благодаря повышению интернационализации образовательного процесса, формированию системы индикаторов практико-ориентированного обучения, вовлечению работодателей в процесс формирования системы критериев потребностей рынка труда, например в отношении новых профессий.

Описанные нами особенности правового регулирования и рекомендательных основ сетевой формы позволяют сформулировать следующие выводы.

Целью сетевой формы обучения является не только объединение различных ресурсов образовательных организаций и не только удовлетворение собственной заинтересованности каждого из субъектов в образовательном процессе. Идея сетевой формы обучения направлена в первую очередь на создание преимущества для обучающегося, который в результате получает доступ к новым способам формирования компетенций, недоступных ему в условиях классического образовательного процесса в структуре одной образовательной организации. Эти преимущества обучающегося интересны и полезны образовательным, научным и иным организациям-партнерам.

На современном этапе развития российского образовательного законодательства образовательным организациям фактически предоставлено право конструировать сетевую форму реализации программ в пределах трех, а не двух моделей: “российская образовательная организация и российская образовательная организация”; “российская образовательная организация и иностранная образовательная организация”; “российская образовательная организация и иная организация-партнер”. Участие зарубежного университета в сетевой форме обучения подразумевает существенные различия, позволяющие говорить о самостоятельной модели сетевой формы.

Приравнивание ранее известного института включенного обучения к сетевой форме обучения требует прояснения в вопросе выдачи документа об образовании. Использование включенного обучения означает возможность зачесть период участия обучающегося, зачисленного в одну образовательную организацию, в образовательном процессе другой образовательной организации. Вместе с тем документ об образовании может быть выдан только одной образовательной организацией (за исключением ситуации взаимодействия с зарубежными университетами), в которую обучающийся зачислен на момент проведения итоговой аттестации.

Структура реализации связей в рамках сетевой формы представляет собой двустороннее или многостороннее взаимодействие субъектов. Преимущества от объединения материальных и нематериальных ресурсов получают все взаимодействующие субъекты, преследующие цель реализации образовательной программы и, как следствие, полноценного формирования у обучающихся заявленных компетенций. Подобная постановка вопроса ставит под сомнение правомочность причисления к сетевой форме правоотношения между образовательной организацией – “донором” и образовательной организацией – “акцептором”. Примером такого взаимодействия является заключение договора, согласно которому студенты “периферийной” образовательной организации переводятся в “столичную” образовательную организацию исключительно для получения ее документа об образовании.

Реализация сетевой формы по модели “российская образовательная организация и иная организация-партнер” может рассматриваться в качестве основания профессионально-общественной аккредитации реализуемых при подобном взаимодействии субъектов образовательных программ.

Закрепленные в действующем образовательном законодательстве инновационные инструменты могут сочетаться. Так, при использовании сетевой формы обучения не исключено применение электронного обучения.

В Санкт-Петербургском государственном университете накоплен значительный опыт реализации образовательных программ в кооперации с другими организациями как образовательного направления, так и иными (научными организациями, крупными компаниями, лечебными учреждениями, государственными органами и др.). Позитивный опыт такого взаимодействия может быть использован другими образовательными организациями и позволяет сформулировать предложения по совершенствованию действующего правового регулирования сетевой формы.

Во-первых, необходимо нормативно разграничить или синхронизировать понятия “сетевая форма реализации образовательных программ” и “совместные образовательные программы”. Во-вторых, насущно требуется уточнение правового регулирования порядка утверждения образовательной программы (образовательных программ) и методической документации при использовании первой модели сетевой формы – “образовательная организация и образовательная организация”. В-третьих, следует детализировать правовое регулирование государственной итоговой аттестации при использовании первой и второй моделей сетевой формы обучения. В-четвертых, необходимо ликвидировать пробел правового регулирования в отношении стипендиального обеспечения обучающихся при реализации первой модели сетевой формы. Обучающийся, получающий бюджетную стипендию в образовательной организации, в которую он зачислен, не может получать ее в другой образовательной организации без специального порядка, установленного в акте Правительства РФ. По действующему бюджетному законодательству получателем субсидии на стипендиальное обеспечение является образовательная организация, а не студент. Передача средств субсидии, полученной на стипендиальное обеспечение (ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ – “субсидия на иные цели”), другой образовательной организации не предусмотрена бюджетным законодательством. В-пятых, следует устранить неопределенность в вопросе выдачи документов об образовании при использовании первой модели сетевой формы обучения. В-шестых, нужно определить закрытый перечень образовательных компонентов, которые могут быть реализованы в другой организации при использовании второй модели сетевой формы обучения (“образовательная организация и иная организация-партнер”).

Такой перечень может включать прохождение производственных и других видов практик, проведение научно-исследовательской работы, прохождение мастер-классов (практикумов), обучение практическим компетенциям. В отношении первой модели сетевой формы такой перечень может носить рекомендательный характер и дополнительно учитывать включенное обучение (в объеме учебного периода) или отдельные учебные дисциплины, модули. 

References 

  1. Sheveleva N.A., Lavrikova M.Yu. and Vasiliev I.A. The Remotely Educational Technologies in Process of Lawyers Training in St. Petersburg State University (Distancionnye obrazovatel’nye tehnologii v processe podgotovki juristov v Sankt-Peterburgskom gosudarstvennom universitete) // The Petersburg Lawyer (Peterburgskij Jurist). 2014. N 1. P. 60 – 65.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Сетевое взаимодействие в образовании – это что такое?

Сетевое взаимодействие в образовании – это сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в учебный или внеурочный процесс.

Интеграция

Это усилия разных образовательных учреждений по централизации ресурсов. Данный алгоритм уже продемонстрировал свою актуальность и состоятельность. Сетевое взаимодействие учреждений образования предполагает особое социальное партнерство, в котором подразумевается «двусторонняя полезность». Между всеми участниками такого взаимодействия возникают неформальные и формальные контакты. Сетевое взаимодействие в системе образования особенно развито в средней и старшей школе.

Что такое сеть?

В педагогической практике такие понятия, как партнерство, сеть, встречаются достаточно часто. Сеть представляет собой совокупность учреждений. Отметим межсетевой характер образуемой системы.

Характеристики

Сетевое взаимодействие в образовании – это механизм, который обладает определенными параметрами, такими как:

  • единство целей;
  • определенные ресурсы для их достижения;
  • суммарный центр управления.

Особенности создания

Модели сетевого взаимодействия в образовании зависят от того, какими ресурсами будет осуществляться обмен. Основной задачей полноценной системы является достижение изначально поставленной цели. В зависимости от того, какие именно проблемы сетевого взаимодействия в образовании выбраны в качестве основных, к создаваемой системе подключаются определенные виды образовательных учреждений. В качестве основного органа управления в основном выступает управления района или города.

Параметры взаимодействия

Основные проблемы сетевого взаимодействия в образовании связаны с существенной территориальной удаленностью разных образовательных организаций. Для преодоления подобных проблем применяют компьютерные технологии.

Инклюзивное образование

Особое внимание уделяется работе с детьми, имеющими серьезные проблемы со здоровьем. Такие школьники по медицинским показания не могут посещать школу, поэтому для них министерством образования РФ был создан специальный проект. Он подразумевает сетевое взаимодействие в инклюзивном образовании. Педагоги общаются со своими подопечными посредством новейших компьютерных технологий и программ. Прежде чем учитель допускается к работе с больным ребенком, он проходит специальную курсовую подготовку. Подобные курсы направлены на преодоление психологических проблем, касающихся установки контакта с больным школьником.

Координацию взаимоотношений между учениками, родителями, педагогами, образовательными учреждениями осуществляет специальный отдел по инклюзивному (дистанционному) обучению. Каков алгоритм такого взаимодействия? Сначала школы передают специалистам отдела информацию о количестве детей, нуждающихся в дистанционном образовании, указывает рекомендации педиатров по организации учебного процесса. Полученные сведения изучаются в координационном центре, полученная информация вносится в специальную базу данных. На следующем этапе к каждому конкретному ребенку подбирают наставника.

К педагогу, который будет работать с больным ребенком, выдвигаются особые требования. Помимо профессиональной компетентности, он должен быть хорошим психологом, чтобы в процессе общения со своим подопечным помогать ребенку, избавлять его от неуверенности в своих силах, различных комплексов, возникающих из-за ограниченности общения со сверстниками.

На третьем этапе происходит отбор образовательной программы, ее утверждение координационным центром.

Такое сетевое взаимодействие в образовании – это комплекс мер, направленных на проведение дистанционных уроков со школьниками, имеющими ограничения по здоровью. Координационный центр создает сетевое расписание, в котором для каждого ребенка указывается время проведения урока, работающий преподаватель. Педагог трудоустраивается в то учебное заведение, к которому прикреплен ребенок.

Алгоритм приема на работу дистанционного учителя аналогичен обычному приему работника в образовательное учреждение. Директору школы предоставляется сканированная копия трудовой книжки, оригинал заявления, копии наградных документов, справка об отсутствии судимости, подтверждении прохождения специальной курсовой подготовки, тарификационный лист. Руководитель школы готовит приказ о приеме на работу совместителя, знакомит с ним дистанционного педагога. После того как все формальности будут улажены, начинается непосредственный образовательный процесс.

Подобная работа предполагает и серьезную периодическую отчетность. В конце каждого месяца учитель отправляет координатору отчет о проведенных уроках. Разработана специальная форма для выставления отметок за четверть, полугодие, которую заполняет педагог. Все отчетные материалы направляют в координационный центр, затем дублируют в образовательное учреждение, в котором числится ребенок. Закон об образовании в сетевом взаимодействии регламентирует взаимоотношения между дистанционным наставником, родителями обучающегося, представителями министерства образования.

Дополнительное образование

Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании обладает определенными параметрами:

  • оно базируется на совместной деятельности взрослых и детей;
  • существует косвенное либо прямое воздействие субъектов данного процесса друг на друга, которое позволяет устанавливать между ними полноценную взаимосвязь;
  • есть вероятность реальных преобразований в эмоциональной, волевой, познавательной, личностной сфере;
  • учитываются личностные характеристики всех участников, освоение ими социальных навыков;
  • используются принципы творчества и доверия, сотрудничества и паритетности;
  • взаимодействие осуществляется на основе доверия, поддержки, взаимного партнерства.

Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования позволяет объединять усилия разнообразных клубов, школ, секций, направленных на воспитание гармонически развитой личности ребенка. Как создается такая система? Каковы ее основные цели и задачи? Учитывая, что сетевое взаимодействие в дополнительном образовании направлено на создание базы для полноценного формирования личности ребенка, в районных центрах и крупных городах были открыты центры дополнительного образования. В таких организациях ребятам предлагаются разнообразные спортивные секции, музыкальные кружки, танцевальные студии. При попадании в такой центр, малышу и его родителям сотрудники «детского города» проводят экскурсию, рассказывают о каждом направлении, разрешают посетить занятия. После того как ребенком будет сделан осознанный выбор 2-3 секций или кружков, его расписание выстраивается так, чтобы он успевал посещать общеобразовательную школу, заниматься в выбранных секциях. Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования подразумевает корректировку графика внеурочных занятий с учетом расписания уроков в обычной (общеобразовательной школе).

Стратегии взаимодействия

Современная наука предлагает две основные системы взаимодействия: конкуренцию и кооперацию. Рассмотрим их особенности, возможности применения.

Кооперативное взаимодействие предполагает определенный вклад всех участников в решение общей задачи. В качестве средства объединения в такой ситуации рассматривают отношения, появившиеся в непосредственном процессе взаимного общения. В качестве основного показателя плотности кооперативного взаимодействия выступает уровень включенности в общее дело всех участников образовательной системы.

Конкуренция подразумевает борьбу за приоритет, яркой формой которой является конфликтная ситуация. Вовсе необязательно, чтобы конфликт имел только негативные параметры, часто путем таких ситуаций находится выход из сложной ситуации, выстраиваются полноценные и доброжелательные взаимоотношения разных участников образовательного и воспитательного процесса. Сетевое взаимодействие в общем образовании тесно связано с такими стратегиями. Они определяют его моделирование и последующее развитие.

На данный момент времени созданы различные варианты муниципальных образовательных сетей. Среди них выделяют два наиболее распространенных варианта, проанализируем их подробнее.

Муниципальные сети

Что же представляет собой сетевое взаимодействие в образовании? Это возможность объединения нескольких отдельных образовательных организаций вокруг сильной школы, имеющей достаточный материальный и кадровый потенциал. Такое образовательное учреждения выполняет функцию «ресурсного центра». В подобной ситуации у каждого общеобразовательного учреждения этой группы сохраняется право на обеспечение преподавания основных учебных дисциплин в полном объеме. Кроме того, школа получает возможность создавать профильные классы, предлагать ребятам различные элективные и факультативные курсы по отдельным предметам, учитывая имеющиеся ресурсные возможности. Подготовку по всем остальным профильным направлениям реализует «ресурсный центр».

Существует и еще одно сетевое взаимодействие (дополнительное образование). Школа, дворцы творчества, спортивные школы, студии, секции, выступают в этом случае как единая образовательная и воспитательная система. В подобной ситуации ребенок имеет права выбора получать дополнительные навыки не только на базе своей школы, но и в иных образовательных учреждениях. Например, ученик может проходить дистанционную подготовку, обучаться в заочных школах для одаренных детей, в учреждения профессионального образования.

Воспитательный потенциал

Сетевое взаимодействие в профессиональном образовании несет в себе воспитательный ресурс. В первую очередь, подобные системы создаются для повышения качества воспитания и образования, повышения познавательного интереса у школьников. Существуют определенные характеристики воспитательного аспекта любой образовательной сети:

  • присутствие общих интересов и стремления участников сети к единым социальным целям, применение единых приемов и методов;
  • материально-технические, кадровые, финансовые возможности для взаимного воспитания и обучения, обмена мнениями;
  • развитие коммуникаций между отдельными участниками сети;
  • взаимная заинтересованность и ответственность, гарантирующие положительную динамику такого взаимодействия.

Основная причина разработки сетевых разнообразных сообществ была связана с невозможностью многих небольших образовательных учреждений предоставлять всем участникам образовательного процесса полноценные условия для развития и воспитания. В первую очередь речь шла о недостаточной материальной и технической оснащенности многих сельских школ, что негативно отражалось на научности преподавания. После внедрения сетевой модели удалось справиться с теми проблемами, решить которые по отдельности государственные учреждения были не в силах. Кроме того, между отдельными организациями, вошедшими в единую систему, усилилась здоровая конкуренция, наладились нормальные деловые взаимоотношения. Углубилось понимание проблемы, поставленной перед школами министерством образования, расширились границы взаимного действия, поскольку существенно увеличились возможности учреждений образовательной направленности. В настоящее время школы, объединенные в единую сеть, стараются работать в команде, помогают друг другу советами, кадрами, техническими средствами обучения. Появление многочисленных сетей в образовании способствовало устранению ненужного дублирования, нерациональной траты материальных ресурсов. В процессе работы педагоги обмениваются между собой мнениями, идеями, инновационными методическими приемами и технологиями. При определенных обстоятельствах происходит объединение финансовых, административных, кадровых ресурсов. Благодаря анализу практики сетевого взаимодействия были закреплены базовые принципы его создания с социальными стратегическими партнерами:

  • каждый участник получает равные возможности для предоставления своего мнения;
  • ответственность не перекладывается на другие образовательные учреждения;
  • при сотрудничестве все полномочия распределены равномерно, направлены на полноценное функционирование всех учреждений и государственных организаций;
  • есть условия для полноценного и конструктивного взаимодействия, мониторинга и контроля;
  • сотрудничество базируется на умении «принимать» и «отдавать».

Для того чтобы созданная сеть успешно функционировала, важна постоянная поддержка всех коммуникативных потоков, проведение семинаров, совместных встреч, конференций.

Заключение

Благодаря сетевому взаимодействию разнообразных образовательных учреждений и систем дополнительного образования вырабатываются оптимальные методические приемы, позволяющие воздействовать на воспитательный и образовательный процесс, повышать их эффективность и результативность. Благодаря подобной деятельности стало возможным полноценное проектирование содержания образования и воспитания, что способствует обогащению жизнедеятельности ребят, получению ими разнообразного социального опыта.

Практика подобного взаимодействия разных участников образовательного процесса подтверждает появление множества инновационных моментов. В первую очередь отметим необходимость перевода соревновательного вида деятельности школ к новым условиям деятельности.

Для подобного перехода требуется существенный временной промежуток, переосмысление своей деятельности педагогами. Результаты статистических исследований подтверждают высокую результативность сетевого взаимодействия. Только совместные усилия, направленные на улучшение условия обучения, повышение качества материально-технической базы, совершенствование внеурочной деятельности, могут дать желаемый результат. Подобная система должна стать прекрасным стимулом для саморазвития подрастающего поколения россиян.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *