Шахматы предмет в школе – шахматы не нужно делать обязательным предметом в российских школах — Рамблер/женский

В российских школах введут обязательные уроки шахмат :: Общество :: РБК

По словам министра образования, один час обучения игры в шахматы в неделю может быть добавлен в программу начальной школы уже в 2018 году

Фото: Klaus-Dietmar Gabbert / DPA / ТАСС

В ближайшие два года в расписании занятий​ учащихся начальной школы должны появиться уроки шахмат, заявила, выступая на правительственном часе в Совете Федерации, глава Минобрнауки Ольга Васильева.

«Да, мы планируем ввести в ближайшие два года, может быть, даже со следующего года. Это очень простая программа: с 1-го по 4-й класс — один час в неделю», — сказала Васильева, отвечая на вопрос одного из сенаторов о возможности введения обязательных уроков шахмат в школах всех регионов России.

По словам министра, программа будет построена таким образом, что любой учитель, независимо от возраста, сможет самостоятельно, «используя методическую рекомендацию», научить детей играть в шахматы.

Васильева подчеркнула, что ее ведомство провело большую предварительную работу и убедилось, что шахматы действительно приносят детям пользу.

«Ни для кого не новость, что игра в шахматы напрямую связана с качеством образования наших детишек. Это правда», — заявила Васильева, отметив, что в сорока регионах России школьники уже играют в шахматы и именно эти 40 регионов «показывают совершенно другие результаты при оценках».

Гроссмейстер Сергей Карякин поддержал инициативу Минобрнауки о введении часа шахмат в расписание российской начальной школы.

«Очень рад такому решению, потому что всегда подчеркивал, что шахматы развивают логику, особенно у детей. Мне шахматы очень помогли в жизни, потому что я всегда просчитываю свои действия, как в шахматной партии на ходы вперед. Необязательно становиться гроссмейстерами, но для того чтобы ребенок хорошо развивался, элементарно играть в шахматы, работать за доской, считать варианты — это хорошая жизненная школа. Так что такие начинания могу только приветствовать», — привел в разговоре с РБК слова гроссмейстера его менеджер Кирилл Зангалис.

В свою очередь, президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов заявил RT, что поддерживает идею введения обязательных уроков шахмат.

«Когда я был главой Калмыкии и мы ввели шахматы в школах, успеваемость поднялась на 40%. Дети стали лучше учиться и по другим предметам, начали завоевывать призовые места на различных олимпиадах. Шахматы позволяют развивать не только логику, но и творчество, фантазию, поскольку работают оба полушария мозга. Когда будем вводить уроки шахмат в школах, задача — не чемпионов вырастить, а сделать так, чтобы дети лучше учились по другим предметам», — сказал Илюмжинов. 

В российские школы поступит 7 млн учебников Путина и Ротенберга по дзюдо

В середине 2016 года сообщалось, что «Просвещение» поставит в школы России 7 млн экземпляров учебно-методического комплекта «Искусство дзюдо — от игры к мастерству», среди авторов которого значится не только председатель Высшего совета Национального союза дзюдо, вице-президент Федерации дзюдо России и заслуженный тренер России Аркадий Ротенберг, но и президент России Владимир Путин. 

www.rbc.ru

Шах и мат школьной программе — Минобр вводит новый предмет — Рамблер/новости

Новые обязательные предметы в школах — игры и не только. По распоряжению министра Ольги Васильевой, шахматы должны стать обязательными к обучению. Какие еще предметы нужно ввести в школьную программу? Шахматы войдут в школьную программу. Об этом глава Минобрнауки Ольга Васильева сообщила на пленарном заседании Совета Федерации.

Уже сейчас в 40 регионах страны дети играют в шахматы в рамках факультатива, и все они, по словам Васильевой, показывают более высокие учебные результаты, чем другие их сверстники. Новый обязательный предмет появится в начальных школах в ближайшие два года. «Это будет очень простая программа, один час в неделю. Там не требуется дополнительных компетенций для учителя», — заявила руководитель ведомства.

Ранее президент Международной шахматной ассоциации (ФИДЭ) Кирсан Илюмжинов встречался с Ольгой Васильевой. Возможно, эта встреча повлияла на решение Министерства ввести шахматы в школьную программу, рассказывает глава фонда «Шахматы в школе» Никита Ким^

«Задачей это программы не является подготовка профессиональных шахматистов и гроссмейстеров. Главная задача — это привить детям навыки и качества, которые дают шахматы. Первый базовый навык шахматиста — сначала подумай, потом сделай. Мы начали реализовывать программу в Москве два года назад. На сегодняшний день в 250 школах из 750 преподаются шахматы, представьте себе, через десять лет дети вырастут, мы получим поколение, треть которого будет сначала думать, а потом делать, а это, наверно, может быть, иной качественный уровень жизни, иные решения, которые принимаются. Это, наверно, здорово. Второй очень важный вопрос — это методические пособия. Мы выпустили методический комплект, который включает в себя учебники, рабочие тетради и пособия для учителей. И третий вопрос — кто преподает? У нас был выбор, будут ли это шахматисты или учителя, и мы поняли, что детьми должны заниматься те, кто понимает в детях, то есть именно преподаватели начальных классов, учителя физкультуры, математики, те, кому абстрактно интересны шахматы. И мы переподготавливаем учителей, и за 32 часа они получают навыки преподавания шахмат и приходят в школу, уже готовые для того, чтобы осуществлять педагогическую деятельность. Мы сейчас готовим такую электронную площадку, которая объединит всех детей России и всех детей, может быть, даже мира на каком-то этапе примкнут, чтобы мальчик из Калининграда мог играть онлайн с мальчиком из Москвы, а мальчик из Перу мог сражаться с мальчиком из Армении. Будет создан единый базовый сервис, который будет позволять осуществлять педагогическую деятельность в полном объеме».

Какие еще предметы можно было бы добавить в школьную программу?

Вадим Дымов, основатель компании «Дымов»:

«Интересное предложение завести шахматы, конечно. Но почему не шашки? Не судоку? Или почему не домино ввести в образование, тоже неплохая игра. Но там можно какие-нибудь городки, крестики-нолики. В целом интересное предложение. Конечно, шахматы стоят на первом месте из всех игр. Я считаю, что игры в программе — это не плохо. Я вспоминаю свою школу, если бы давали поиграться больше, думаю, я поумнее вырос точно. Больше проблема в том, что должен подход немножко измениться к детям. Я не думаю, что шахматы — решение этой проблемы, но с детьми надо просто больше играть».

Глава инвест-компании Legacy Square Capital, а также президент шахматной федерации Москвы Владимир Палихата считает, что, помимо основных предметов, ученикам в школе должны преподавать финансовую грамотность.

Владимир Палихата:

«Люди могут закончить с красным дипломом школу, а элементарных вещей, каким образом вести собственные финансы, они не понимают. На Западе дети проходят это как обязательный предмет. Это необязательно должен быть отдельный предмет, это может быть какое-то дополнение. Из своего опыта скажу, я закончил школу, институт, но, в любом случае, мне пришлось по новой все изучать, потому что нас в школе этому не учили».

А один из основателей компании «Вимм Билль Данн», вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Давид Якобашвили переживает, что общий уровень образования современных детей неуклонно падает.

Давид Якобашвили:

«Не хватает общего образования детям. Задают детям вопрос, где такая столица, где такой город, что было в 1945 году, что случилось? Дети даже не знают этого. Вообще, ноль. Мы были намного образованнее в их возрасте. Конечно, надо включать определенные предметы по общему образованию. Нужен один предмет точных наук и один предмет касательно гуманитарных наук. И еще языки».

Ранее министр образования Ольга Васильева называла пять направлений дополнительного образования, которые, по ее мнению, должны быть в каждой школе и проводиться бесплатно: это театральный, музыкальный, технический, спортивный кружки и шахматы. Также Васильева уже вернула в школы астрономию. С этого года старшеклассники изучают ее в рамках курса физики.

Читайте также

news.rambler.ru

Шахматы хотят сделать обязательным предметом в школе

источник: https://rg.ru, ФОТО: http://globallookpress.com

В России все больше школ предлагают ученикам уроки и кружки шахмат. По некоторым данным, успеваемость учеников в школах, где ввели такие уроки, повысилась на 40 процентов. На сегодняшний день шахматы, к примеру, преподаются в 250 московских школах. Где они взяли лишний час? Игре в шахматы учат на третьем уроке физкультуры. В Югре, например, с этого учебного года урок шахмат стал обязательным в 1-4 классах, обучение проходят более 76 тысяч детей. А со следующего учебного года новый курс добавят в программу 5-11 классов. В Московской области шахматы есть в 295 школах.

– Мы планируем, что в будущем число увеличится. Мы также будем готовить учителей начальных классов и преподавателей физической культуры для проведения таких занятий, – рассказал руководитель фонда “Шахматы в школе” Никита Ким.

Уже готов учебно-методический комплект (УМК) издательства “Просвещение” по обучению игре в шахматы, куда включены учебники для начальной школы (с 1 по 4 класс) в бумажной и электронной форме, методические пособия для учителей и рабочие программы. Общий объем курса – 135 академических часов, 33 часа в первом классе, по 34 часа во втором, третьем и четвертом классах.

Между тем родители на форумах в интернете уже активно обсуждают все “за” и “против” таких уроков. “Я против шахматного всеобуча. Введение урока шахмат либо приведет к перегрузке, либо вынудит убрать час другого предмета. Какого? За счет чего детям будет предложена пусть и древнейшая, но все же игра? Если урок шахмат вводят в учебный план, то его проведение должно предполагать промежуточную и итоговую аттестацию. За что будут получать оценки дети? За знание фигур и их ходов? Это можно выучить за неделю. Успешность в шахматах как игре определяется выигрыванием. Пятерки будут получать выигравшие?! Кто будет учить детей шахматам? Учитель начальной школы?” – пишет Анжела.

А вот другое мнение: “У нас в лицее были шахматы в начальной школе. Явно была отмечена тенденция – классы, занимающиеся шахматами, быстрее схватывали на лету и были на голову выше в математике своих сверстников”. “Шахматы здорово развивают мышление. Сама научилась только в 30 лет благодаря дочке, могу сказать точно, соображать я стала лучше. Это самая крутая интеллектуальная игра в мире”.

www.u-mama.ru

Шахматы как обязательный предмет в школе

Фонд имени Шахмардана Есенова и Казахстанская федерация шахмат реализуют в Казахстане интересный образовательный проект – внедрение шахмат в школьную программу.

Всё идёт к тому, что с 2021 года шахматы станут обязательным предметом в казахстанских школах. О том, почему эта грандиозная идея в скором времени должна превратиться в реальность, рассказывает сотрудник научно-образовательного фонда имени Шахмардана Есенова и руководитель проекта «Шахматы в школе» Салтанат Ногайболанова. Informburo.kz публикует самое важное из этого монолога.

18 казахстанских школ дали добро

В современном мире шахматы трактуются не только как вид спорта, но и как важная часть системы образования. Исследования, проведённые в странах, в которых шахматы внедрены в качестве обязательного предмета в школьную программу, показывают, что учащиеся демонстрируют высокие результаты в самостоятельности, креативном мышлении, рефлексах и сравнительном анализе.

Не думаю, что Казахстан как-то отстаёт в этом вопросе от остального мира, потому что страна в целом держит руку на пульсе, и, видя, сколько у нас сейчас чемпионов мира, шахматам здесь действительно уделяется серьёзное внимание. Соответственно, совместный проект научно-образовательного фонда имени Шахмардана Есенова и Казахстанской федерации шахмат при поддержке Министерства образования и науки РК реализуется своевременно для внедрения его в школы. Тем более открытых его противников мы ни с какой стороны не наблюдаем и, вообще, настроены оптимистично.

Согласно концепции нашего проекта, шахматы необходимо внедрять в качестве обязательного предмета в Казахстане только на уровне начальной школы – со второго по четвёртый класс. Именно в этом возрасте формируется личность учащегося, создаются устойчивые алгоритмы обучения, закладываются основы для дальнейшего успешного обучения в школе. В это время происходят радикальные изменения ребёнка: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Идея проекта не столько в том, чтобы воспитать будущих чемпионов мира, сколько в том, что шахматы как предмет развивают личность младшего школьника, его психологию и все необходимые интеллектуальные качества. С помощью этого предмета мы надеемся, что школьники станут успешными не только в школе, но и в жизни: с лёгкостью будут решать различные проблемы, научатся рисковать.

Для реализации проекта нами была разработана программа обучения шахматам во вторых, третьих и четвёртых классах общеобразовательных школ, и на основе этой программы был создан учебно-методический комплект для 2, 3 и 4 классов на казахском и русском языках, который включает в себя учебное пособие и рабочие тетради для учащихся, а также методическое пособие для учителя.

Затем по согласованию с управлениями образования трёх городов были отобраны 18 пилотных школ, в которых мы с 1 сентября 2017 года уже запустили наш проект и сейчас проводим апробацию учебно-методического комплекта. В этих школах (Алматы – 4, Кызылорда – 4, Павлодар и Павлодарская область – 10) наш фонд оборудовал кабинеты шахмат, разработал программу дополнительного обучения, чтобы подготовить уже самих учителей. 25 педагогов получили специальные сертификаты, которые теперь дают им право преподавать шахматы в своих школах. В течение учебного года 2017/2018 уроки по шахматам прошли в 40 вторых классах, из них в 21 классе занятия проводились на государственном языке. Это примерно 1500 учеников.

Также в этих школах проводится и психодиагностика когнитивного развития учащихся. Её цель – оценка влияния шахмат на психологию юных школьников. Для этой цели во всех пилотных школах дополнительно обучены психологи, которые в начале и в конце каждого учебного года проводят замеры учащихся пилотных классов.

С 1 сентября 2018 года к проекту, как мы планируем, подключатся еще примерно 30 школ. В этот раз уже в Южно-Казахстанской области.

Шахматы вместо третьего часа физкультуры

Чтобы Министерство образования и науки РК всё-таки сделало шахматы обязательным предметом в школьной программе, мы должны собрать экспертные заключения от учителей, методистов и профессоров, а также опросить родителей учащихся. Только после такой разносторонней и многоуровневой апробации мы бы хотели весной 2019 года презентовать наш итоговый учебно-методический комплект Министерству образования и науки Республики Казахстан.

Если проект утвердят, а мы на это очень сильно надеемся, то мы бы хотели, чтобы шахматы в школьной программе появились с 2021 года вместо третьего часа физкультуры, ведь это тоже спорт, пусть и интеллектуальный. Пока же нам не хватает часов в наших пилотных школах, реализация идёт за счёт факультативных занятий, которые выделены на начальные классы.

В случае окончательного одобрения проекта, Казахстану необходимо иметь в своём активе подготовленных тренеров, поэтому мы сейчас работаем над тем, чтобы в высших учебных заведениях страны появилась специальность «тренер по шахматам». Однако первые результаты уже есть: в Кызылординском государственном университете имени Коркыт Ата нам пошли навстречу и теперь этот ВУЗ будет давать республике дипломированных тренеров.

Командные турниры в Кызылорде, Павлодаре и Алматы – какой уровень у школьников?

На этих мероприятиях мы не оценивали его и даже не планировали это делать. Задача, прежде всего, была мотивационная, чтобы наши второклашки поняли, что это вообще такое – шахматный турнир, зарядились его соревновательной атмосферой. Ведь игровая практика у них ещё очень маленькая, соответственно, это был их первый опыт в жизни. Тем более они, в принципе, ещё не должны уметь играть в шахматы, поскольку до этого занятия у них шли в основном теоретические: детям рассказывали историю шахмат, как ходят фигуры, объясняли тактические приёмы и стратегию. Всему своё время.

Для ребят эти соревнования проходили без максимального соблюдения правил, потому что мы прекрасно понимаем – это всего лишь второклассники, они могут ещё ошибаться. Но всё равно для них мы подготовили грамоты и очень красивые медали, а команда-победительница ещё и кубок получила.

Главное, что сами детки остались довольны. Они уже давно загорелись шахматами и хотят теперь в них достигать результатов. Яркое тому доказательство – прошедшие турниры. Желающих там поучаствовать оказалось настолько много, что каждому классу пришлось проводить внутренний отбор, ведь не заявишь всех 30 или 40 учеников – места не хватит. Но в итоге за медали всё равно сражались 165 детей. Эта цифра нас не может не радовать. Всё идёт хорошо.

Что думает школа?

Журналист Informburo.kz посетил алматинскую гимназию №175 «Жаңа Ғасыр» и узнал, как там относятся к тому, что шахматы могут сделать обязательным предметом в школе.

«Эту замечательную идею мы, конечно же, восприняли на ура, поскольку для будущего Казахстана это очень важно, всё-таки речь идёт о формировании интеллектуальной мощи государства, умном поколении детей, – заявила заместитель директора по науке и профильному обучению Асель Алтаева. – Сами наши второклассники, как начали заниматься шахматами, сильно изменились: стали более эрудированными, активными. Им очень нравится этот предмет».

Вот что сказала ученица второго класса Каусар Есимбай:

«Я очень сильно полюбила шахматы, это интересная игра, на уроках мы постоянно узнаём что-то новое от учителя, читаем книги с картинками и, конечно, соревнуемся. Я теперь хочу и дальше заниматься шахматами, чтобы когда-нибудь выиграть чемпионат мира».

Тимур Байкетаев, Informburo.kz (фото автора)

kazchess.kz

Шахматы в школе: факультативно, но обязательно?

«Я думаю, что вместе с ФИДЕ и со всеми заинтересованными структурами, депутатами, экспертами нам удастся реализовать идею, о которой я уже говорила, – введение шахмат в школу именно как курса. Мое глубочайшее убеждение, что шахматы должны быть в каждой школе уже с 1-го класса. Это доступно, не требует больших затрат и дает основу для интеллектуального развития ребенка. Родители эту идею поддерживают. Там, где дети играют в шахматы, абсолютно другие результаты обучения. Понятно, что перегружать образовательную линейку мы не можем, но в рамках внеурочной деятельности, факультативов это должно быть в каждой школе», – сказала Ольга Васильева.
Кирсан Илюмжинов рассказал о работе, которую проводит ФИДЕ по подготовке учебников и методических пособий для педагогов, предложил закрепить право на получение дополнительных баллов при поступлении в вузы для победителей шахматных чемпионатов всероссийского и международного уровней, а также ввести в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России» специальную номинацию от ФИДЕ. Министр пообещала, что все высказанные предложения будут проработаны на федеральном и региональном уровнях.
Между тем участники слушаний в Общественной палате предложили включить инициативу по внедрению шахмат в школах в проект плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.
Нужно ли вводить такой курс в каждой российской школе и реально ли это сделать?

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, академик РАО:
– Вопрос о введении шахмат в школе поднимался уже неоднократно. Еще Анатолий Карпов активно проводил эту идею, и тогда договорились о том, что делать шахматы отдельным предметом в школе, обязательным для всех детей, мягко говоря, не совсем осмысленно. Надо создавать шахматные кружки и школы. Кстати, лично я к шахматам отношусь с большим уважением, с удовольствием играем с друзьями…
Если посмотреть на эту инициативу с точки зрения сегодняшнего дня, то возникает целый ряд вопросов. Школьная программа перегружена, и если вводить еще один предмет, то это будет лишь еще один кирпич в рюкзак школьника. Если вводить вместо чего-то, то вместо чего? А кто это будет преподавать? На любительском уровне у нас, конечно, шахматистов много и среди педагогов. К тому же можно привлечь и наших ведущих шахматистов, и молодое поколение тоже. Но, конечно, это возможно только посредством интернет-сервисов и в формате дополнительного образования.
Куда более содержательный вопрос, а на какие компетенции, которые обозначены в стандартах, будут играть именно шахматы? Волевые качества? Их можно развивать и на любом спортивном предмете… Умение логически мыслить? Если отстаивать этот плюс шахмат как главный, я бы лучше предложил вернуться к другому вопросу, который уже давно не поднимался, – введение в школах логики. Вот это можно вписать и в математику, и в информатику…
Что еще такого особого могли бы развивать шахматы? Умение стратегически мыслить, планировать свои действия на несколько шагов вперед? Это может любая хорошо организованная проектная деятельность.

Виталий ПОЛОУДИН, руководитель Научно-методического центра шахматного образования при Фонде развития шахматной культуры им. гроссмейстера В.А.Алаторцева, кандидат педагогических наук:
– Я знаю, что сегодня во многих школах шахматы уже преподают как дисциплину или факультатив. Но обучение ведется с явным спортивным уклоном. Я категорически против такого подхода. По моему мнению, на первом этапе в школах нужно ввести кружок шахмат в рамках дополнительного образования. И пусть туда приходят дети, которым это интересно. И уже после того как ребята освоят азы и пройдут некий пропедевтический курс, они сами определят, что им более интересно – шахматы как спорт или шахматы для общего развития. Как и в любом другом деле, здесь не должно быть никакой принудиловки.
У меня был печальный опыт, когда я по приказанию директора школы начал преподавать шахматы именно как обязательный для всех предмет. И это было весьма плачевно, поскольку в классе лишь несколько человек действительно интересовались шахматами, остальным это было совершенно не нужно. Как результат большинство всячески мешало меньшинству, а заодно и мне. Причем я их прекрасно понимаю!
Шахматами должны заниматься лишь те, кто по-настоящему мотивирован и заинтересован, а остальные вправе отказаться от этого.
Что же касается чисто технической стороны вопроса, то на самом деле сегодня подготовлено достаточное количество программ и методик, с помощью которых можно обучить нужное количество преподавателей. Вопрос лишь в том, на что мы будем делать упор – либо на общее развитие, межпредметные связи, креативное мышление, либо на результат, выраженный в кубках, вымпелах, призах. Как бы нам не ошибиться.

Ольга КОСИВЕЦ, заместитель директора школы №2 с углубленным изучением английского языка, Кисловодск, Ставропольский край:
– Как обязательный предмет шахматы у нас ввести не получится – ФГОС уже расставил акценты по базовым предметам, к тому же вся вариативная часть уже разобрана. Но вот в рамках дополнительного образования это вполне приемлемо. У нас в городе есть шахматная школа, которую посещают ребята со всего Кисловодска, разумеется, те, кому это интересно. Полагаю, те, кто работает в этом учреждении, вполне смогут, если понадобится, организовать факультатив в любой из образовательных организаций. Но я вижу другой вариант решения кадровой проблемы. Существуют прекрасные компьютерные программы для самообразования, кроме того, обучать игре можно и дистанционно, а это значит, что педагог может находиться за сотни и тысячи километров от своих подопечных.

Марина ВДОВИНА, директор Кепской основной общеобразовательной школы, Калевальский район, Карелия:
– Вообще-то идея очень хорошая. Вопрос только в том, как она будет реализована. Не требуйте от меня, чтобы шахматы были введены в школе с 1 сентября. Мне нужно закупить шахматы, найти специалиста – это, наверное, самое сложное в условиях сельской школы; ввести занятия по шахматам в учебный план, определив, что это будет – факультатив, кружок или урок, разработать программу, найти для всего этого источник финансирования… В общем, я за, но без спешки, не для «галочки» и потока очередных отчетов.

Елена РАЗУМОВА, мама пятиклассника, инженер, Великий Новгород:
– Я категорически против! Мой ребенок учится в гимназии. Количество заданий на дом и уровень сложности программ по всем предметам просто зашкаливают! Если будут введены еще и шахматы, и прочие дополнительные предметы, детям будет совсем плохо в школе. Говорят о том, что такие предметы предлагается вести факультативно. Но есть опасность, что детей в добровольно-принудительном порядке отправят на подобные факультативы всем классом. Кроме того, в каждой школе ввести факультатив по шахматам нереально. Где взять преподавателей? Выйдет, как с предметами «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Основы религиозных культур и светской этики», их повсеместно ведут неспециалисты. И это в городах! А в сельских школах, где учитель русского языка из-за нехватки кадров берется за преподавание физкультуры и информатики, там кто будет вести шахматный факультатив?

www.ug.ru

Статья Шахматы как учебный предмет

Шахматы как школьный предмет.

Обучение шахматной игре должно быть воспитанием

способности самостоятельно мыслить.

Эммануил Ласкер.

Опыт работы у меня в качестве учителя шахмат не так велик – три года. Но, войдя однажды в мою жизнь, шахматы стали для меня чем-то большим, чем хобби, чем способ заработать, скоротать свободное время. Шахматы стали частью меня: они научили просчитывать ходы не только на шахматной доске, но и в жизненных ситуациях.

А кто из родителей, учителей и директоров школ не мечтает о том, чтобы дети учились в школе только на 4 и 5, чтобы они быстро и самостоятельно выполняли домашнее задание по всем учебным предметам?

В своем выступлении на курсах повышения квалификации «Шахматы как инновационный и здоровьесберегающий учебный предмет в системе образования» в г.Ханты-Мансийске И.Г.Сухин ставя этот вопрос, отметил, что это не фантастика, если с малых лет знакомить малышей с секретами шахматной игры. К счастью, отмечает Игорь Георгиевич, давно уже никому не нужно доказывать насколько полезно для детей 4-10 лет умение играть в шахматы. За последние годы в России появилось новое поколение родителей, широко использующих возможности Интернет и проявляющих огромный интерес к методикам раннего развития.

И мы, слушатели этих курсов, вместе с Игорем Георгиевичем порадовались тому, что наконец-то наступило время, когда на практике реализуются идеи В.А. Сухомлинского, который писал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры».

Именно шахматы открывают новые горизонты познания, создают положительную мотивацию учения, активно формируют личность. Не случайно последние десятилетия шахматы вводят в расписание занятий. Так как формирование разносторонне развитой личности – сложная задача, наделенный богатыми возможностями предмет “шахматы” через структуру и содержание способен придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Шахматы, воздействуя на зону ближайшего развития, выявляют пороги развития личности. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Шахматы как учебный предмет могут быть включены в обязательную программу средней школы наравне с ведущими дисциплинами.

Первые научные изыскания (А. Авраменков, 1985; А. Барташников, 1988; В. Захаров, 1987; В. Князева,1992; В. Купрашвили, 1987; Б. Стеценко, 1976; И. Циов, 1969) положили начало теоретическому и практическому исследованию проблем школьных шахмат.

Экспериментаторы отмечают влияние шахмат на развитие внешней и внутренней речи, комбинаторного и логического мышления, воли, жизненной активности, познавательных потребностей, устойчивость при неудачах, критичность, способность к самооценке и самоанализу, самообразованию, самостоятельность мышления, проявление эстетического вкуса… Повышается общий уровень развития, идет процесс психических новообразований. Наблюдения ученых и практиков богаты и точны. Они основаны на хорошем знании ученика, предмета, на сравнении и анализе (Н. Алексеев, Л. Беднягина, М. Виленский, С. Волков, Б. Гершунский, Г. Каспаров, А. Карабань, В. Князева, 3. Тарраш, А. Котов, Н. Крогиус, Е. Линовицкий, Г. Настасьев, Т. Петросян, Я. Рохлин, В. Сухомлинский и др.). Первые диссертационные работы положили начало важному этапу научного обоснования проблем школьных шахмат.

Учебный предмет “шахматы” имеет четкие цели:

• знакомство с элементарной шахматной игрой;

• привитие любви и интереса к шахматам и учению в целом;

• восприятие мира в красках, звуках, слове, форме, числах;

• побуждение мысли, познавательной активности, развитие абстрактного и конкретного мышления;

• взаимосвязь шахмат с чтением, языком, математикой и другими предметами;

• введение в мир логической красоты и образного мышления, расширение представлений об окружающем мире;

• развитие самостоятельности в суждениях, самоактуализации;

• творческое развитие личности;

• индивидуальный подход к ребенку;

• умение работать самостоятельно;

• расширение понятийной основы слова, формирование словесной сигнальной системы, накопление жизненного опыта;

• воспитание памяти, внимания, усидчивости и других положительных качеств личности.

В своей статье «Шахматы как предмет гуманитарного цикла в общеобразовательной школе» доктор педагогических наук С.Д.Неверкович отмечает: «Учебный предмет “шахматы” – средство разностороннего развития индивида. Это – универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры, в том числе логического и творческого мышления, и способная эффективно восполнить отсутствие логики в школьном обучении. Находясь на периферии сознания, активизируя старые и побуждая новые связи, она формирует в головном мозге зоны ожидания, провоцирует воспитательную готовность – содействует воспитуемости, обучаемости, развитию, саморазвитию и самоактуализации. Охватывая широкий спектр знаний, учебный предмет “шахматы” максимально способствует научению, интеллектуальному становлению, прогрессивно му развитию растущей личности. Через уроки шахмат можно подойти к путям формирования личности нового типа, развития инициативы, активности, способностей, трудолюбия, добросовестности, творческого потенциала. Определен рейтинг шахмат по отношению к математике, литературе, русскому языку, который выдвигает шахматы в основные предметы».

Возрастающие в современных условиях требования к разработке новых методик обучения юных шахматистов, ориентированы не только на формирование конкретных умений, навыков развития памяти и внимания у детей при игре в шахматы, но и на общее психологическое развитие учащегося, включая умственное, нравственное и физическое.

Построение учебных занятий в форме интеллектуальных игр способствует развитию творческого мышления юных шахматистов, умению грамотно вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения, эффективно взаимодействовать с партнерами по общению, что в целом приводит к формированию рефлексивной деятельности, основанной на логике доказательств.

Проблема обучения детей шахматной игре – одна из приоритетных проблем современной педагогики и психологии. Существует множество программ по обучению шахматам, нашедших отражение в учебниках, методических рекомендациях, сборниках комбинаций и упражнений. Как научить ребенка играть в шахматы? Как сделать более доступным для понимания весь багаж накопленных теоретических знаний и дать возможность пользоваться ими на практике? Эти вопросы волновали многих специалистов, в том числе и известных шахматистов прошлого, когда шахматы еще не были столь популярны, как сегодня. Отсутствовали также теоретические разработки относительно полезности занятий шахматами и их значимости в развитии мышления у детей.

Первые попытки создания методических пособий для шахматистов и всех желающих научиться играть в шахматы носили характер отдельных советов, рекомендаций по совершенствованию техники игры шахматистов разного уровня подготовленности. Необходимо отметить, что учебники по шахматам с момента возникновения этого типа учебной литературы писались для всех желающих научиться этой игре в шахматы, а на самом деле – для взрослых. В них отсутствовали анализ и учет возрастных особенностей обучаемых.

Общее признание получили программы по обучению юных шахматистов, разработанные В.Е. Голенищевым, Г.Я. Левенфишем, Г.Я. Горенштейном, Е. Кучумовой, Т. Парамоновой, В.И.Ивановым, И.А.Одесским, учебники «Школа шахмат», «Шахматный учебник» Виктора Пожарского, книги А.Н.Костьева «Учителю о шахматах», Н.В.Крогиуса «О психологии шахматного творчества».

В свое время, ведя занятия шахматного кружка, я пользовался именно этой литературой, рассчитанной на тренеров, преподавателей и руководителей кружков, ведущими работу с начинающими шахматистами, желающими достичь определенных вершин в шахматах. Но, как верно было замечено выше, мало из того что здесь названо было пригодно для занятий шахматами с детьми только в целях развития мышления.

Сегодня тема “Шахматы и система образования” в центре внимания общественности многих стран мира. В Международной шахматной федерации (ФИДЕ) усилил работу комитет “Шахматы в школах” (“Сhess in schools”), а 2005-й объявлен ФИДЕ годом “Шахмат в школе”.

Очень хочется надеяться, что Россия, в которой вопросы шахматного образования исторически были поставлены раньше, чем в других странах, не будет терять здесь лидирующие позиции. Ведь именно этому способствует характер и содержание важнейших программных документов отечественного образования: “Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу”, “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” и “Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года”.

Одним из первых на рубеже XIX и XX веков аргументировал введение шахмат в школьную программу выдающийся немецкий гроссмейстер З.Тарраш. Но только в конце ХХ века практически одновременно в России, Испании, Швеции, Италии и других странах шахматы как учебный предмет постепенно стали занимать в системе образования должное место.

Исследования отечественных и зарубежных психологов: Н.Г.Алексеева, Л.Я.Венгера, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарёва, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна и других свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, внутренний план действий.

Идеальным инструментом для формирования умственных действий представляются шахматы. Традиционно мудрую игру давно принято рассматривать как триединство: наука, искусство и спорт. Говоря о шахматах для детей младшего возраста, подразумевают не столько шахматную партию как таковую, сколько продуманно построенный процесс обучения шахматным азам в формах, доступных для детей каждой возрастной группы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. В связи с этим С.Д.Неверкович отмечает: «… именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в них. Поэтому актуальным становится следующий тезис: шахматы – школьный учебный предмет (включающий науку и искусство, но не спорт). С этой точки зрения шахматы рассматриваются многими как чётко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр».

В информационно-методическом письме начальника Главного управления развития общего среднего образования Министерства образования РФ М.Р.Леонтьевой “О преподавании в начальной школе” №577/11 от 10.06.94 было отмечено: “В настоящее время создан новый факультативный курс “Шахматы – школе” (авт. И.Г.Сухин). Шахматы – это не только игра, но и эффективное средство умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий ребёнка – способности действовать в уме”.

В 1993 году данный подход к шахматам был одобрен Министерством образования РФ, и началась работа над созданием шахматного учебного курса для начальной школы. Разработка его началась с приказа Минобразования РФ №325 от 30.07.93, послужившего основанием для постановки проекта “Шахматы детям”. Основополагающим документом, регламентирующим работу российских школ, являются “Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы”. Именно в данном документе с 1996 года по настоящее время публикуются шахматные программы, обеспеченные учебно-методическими комплектами И.Г.Сухина “Шахматы, первый год” (куда вошли учебник для детей “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”, пособие для учителей “Шахматы, первый год, или Учусь и учу” и др.), “Шахматы, второй год” и, частично, “Шахматы, третий год”. Все указанные программы, учебники и методические пособия получили гриф “Рекомендовано Министерством образования РФ”. В том числе и переизданное пособие для детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране” (2000, 2004). Благодаря этой работе, шахматы в России с 1994 года официально стали школьным предметом по выбору. С тех пор шахматы продвигаются в систему образования и России, и зарубежных стран семимильными шагами.

С 2002 года по 2008 год, внимание властных структур РФ к проблематике шахматного образования “шло по нарастающей”. Начало было положено многократным чемпионом мира А.Е.Карповым, по инициативе которого в ноябре 2002 года в Министерстве образования РФ был проведен “круглый стол” по вопросам шахматного образования.

  В мае 2004 года был издан «шахматный» Приказ Минобразования РФ №2211 и создан общероссийский Координационный совет по развитию шахматного образования в системе образования РФ для его выполнения.

   В августе 2006 года Президент РФ В.В.Путин предложил Министерству образования и науки РФ ознакомиться с опытом преподавания шахмат в зарубежных странах, для того чтобы изучить возможность применения его в нашей стране.

    В феврале 2007 года Председатель Государственной Думы Б.В.Грызлов предложил обратиться к Министерству образования и науки РФ и ввести уроки шахмат во всех общеобразовательных школах.

   В июле 2007 года заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке В.Н.Иванова на пресс-конференции в Москве сообщила, что “скоро в школах России будут учить младшеклассников игре в шахматы в обязательном порядке”. Ею было также сказано, что в первом классе шахматам посвятят два часа в неделю, во втором – три часа и в третьем классе – три часа.

В октябре 2007 года вопрос о включении шахмат в урочную сетку начальной школы на заседании Госсовета поставил Президент ФИДЕ и Республики Калмыкия К.Н.Илюмжинов.
    В июне 2008 года обнародован “Комплексный план мероприятий по развитию дополнительного образования детей в области шахмат в системе образования Российской Федерации на 2008-2010 годы” (№АФ-19/06вн), подписанный 18.06.2008 Министром образования и науки РФ А.А.Фурсенко. Высокий статус шахмат в системе образования РФ закрепило письмо Департамента воспитания дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ №06-1025 от 25.06.2008 “О комплексном плане мероприятий по развитию шахмат в системе образования”.

20 июля 2009 года на пресс-конференции в Москве заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по образованию и науке Валентина Иванова заявила: «Скоро в школах России будут учить младшеклассников игре в шахматы в обязательном порядке».

“Школа должна стать квинтэссенцией общественной жизни. Министерство образования и науки России поддерживает включение обучения игре в шахматы в государственный образовательный стандарт”, – заявила В.Иванова. По словам депутата, по мнению психологов, обучать игре в шахматы надо в начальной школе. “Есть предложение обучать детей в первом классе два часа в неделю, во втором – три часа и в третьем классе – три часа в неделю”, – сообщила Иванова. Она также напомнила о том, что в Госдуму внесен законопроект о введении федерального государственного образовательного стандарта.

“Я не сторонник того, что обучаться игре в шахматы все дети должны на протяжении всего периода школьного обучения. Через силу игре учиться тяжело. Но первый год обучения позволяет привить умение отстоять свою точку зрения, умение принимать решения”, – заявил чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов.

Вместе с тем А.Карпов отметил, что внедрение обязательного шахматного образование столкнется с проблемой кадров. “У нас абсолютный недоставок шахматных педагогов. Основной спортивный вуз страны выпускает всего 7 шахматных тренеров в год”, – заявил он. В свою очередь В.Иванова отметила, что в перечне профессий “Учитель шахмат” пока нет и, чтобы такая профессия появилась, работать еще предстоит. По ее словам, в Челябинской области уже проводится эксперимент – со второго класса дети учатся основам игры в шахматы и они показывают лучшие оценки в обучении. Депутат также напомнила, что с инициативой ввести новый обязательный предмет – обучение игре в шахматы – вышла Общероссийская общественная организация “Всероссийское педагогическое собрание” в июне.

По словам Карпова, “шахматы присутствуют в школах на всех континентах, многие стремятся войти в мировую школьную систему шахматного образования”.

Как отметил спикер Госдумы Борис Грызлов, в школах Калмыкии уже больше 10 лет проводятся уроки шахмат и, по имеющимся данным, это способствует улучшению результатов по всему кругу предметов. “Успеваемость школьников возросла в среднем на 40%. Полагаю, что такой опыт может быть широко применен и в других регионах”, – сказал Грызлов. Он отметил, что необходимо увеличивать общественную и государственную поддержку массового интереса к этому виду спорта.

Отвечая на вопрос о том, будет ли поддержана инициатива родителями, которые считают что школьная программа и без того перегружена, Карпов ответил: “Если родители хотят, чтобы дети были умнее, они поддержат предложение. Ведь шахматы развивают память, позволяют легче усваивать другие школьные дисциплины”.

В ноябре 2009 года в интервью для Югра-информ Василий Филиппенко заявил: «Шахматы в Ханты-мансийском округе перестали быть просто видом спорта. Шахматы в регионе – это социально значимое явление. В последние годы ощущается большой интерес к этому виду спорта. Развитие шахмат в Югре имеет положительные тенденции. Это связано с введением уроков шахмат во всех общеобразовательных учреждениях, увеличением числа занимающихся в группах начальной подготовки…»

В нашей школе шахматы как учебный предмет были введены в учебный план с 2007-2008 учебного года во 2-7 классах (один час в неделю).

Как и в любом новом деле, при обучении детей шахматам на уроках возникли вопросы: как учить? чему учить?

В настоящее время на эти вопросы очень хорошо ответил И.Г.Сухин, создав УМК для начальной школы. И о нем хочется здесь сказать.

Представляя свой курс, Игорь Георгиевич отмечает, что из всего многообразия шахматного материала для создания учебного курса отобран такой, который позволяет поэтапно сформировать внутренний план действий. Что дать в первый год обучения? Сначала следует создать элементную базу, при этом “доматовый” период обучения может быть достаточно длительным. Игровые свойства шести фигур предоставляют поразительные возможности для формирования умственных действий, и это необходимо использовать. С помощью специально разработанных дидактических заданий и мини-игр оказалось возможным достичь решения сразу нескольких задач:

1) занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам;

2) решение большого количества дидактических заданий и проведение дидактических игр способствует формированию способности действовать в уме;

3) ученик, который решит продолжить обучение в ДЮСШ, получит добротную элементную базу, основу дальнейшего совершенствования.

Для каждой из фигур разработаны по меньшей мере три вида упражнений:

а) передвигается и выполняет взятие только белая фигура, а чёрные недвижимы, играют роль статистов; здесь ребёнок учится создавать и реализовывать свои угрозы без противодействия противника,

б) ходит только белая фигура, но она не имеет права становиться под бой; здесь уже нужно следить за полями, атакованными фигурами партнёра,

в) игра ведётся поочерёдно, как это и принято в шахматах; здесь ученик учитывает лучшие ходы противника и преодолевает его сопротивление.

Противники внедрения шахматных уроков в урочную сетку обычно приводят очень и очень существенный аргумент – в шахматах один выигрывает, но второй проигрывает (не будем учитывать ничьи), а это серьёзный удар по психике проигравшего ребёнка. И.Г.Сухин при работе над методическим комплектом учел это обстоятельство и нашел, как сделать урок шахмат здоровьесберегающим уроком. И это открывает перед шахматами в школе неплохие перспективы.

Работая по системе И.Г.Сухина, я стараюсь выстроить учебный процесс первого года обучения планируется таким образом, чтобы в школьных классах не было проигравших детей. Это необычайно важно и позволяет быть шахматам в начальной школе по-настоящему здоровьесберегающим предметом! Ведь удаётся преодолеть казалось бы непреодолимое препятствие – поражения, из-за чего нередко около 15% учеников (чаще проигрывающих, чем выигрывающих) в каждом классе нашей школы (по результатам анкетирования) без интереса относятся к предмету.

Это я с сожалением обнаружил и после прочтения сочинений учащихся 6 класса (второй год обучения). Поэтому с удовлетворением принял к руководству курс И.Г.Сухина, так как он построен так, что шахматные уроки первого года обучения должны дарить ученикам только радость, давать лишь положительные эмоции! Для первого года обучения детей 5 – 10 лет распространенный тезис о том, что шахматные соревнования закаляют характер ребёнка, не более чем миф. Мне в своей практике приходилось поражаться амбициям тех родителей, которые с ранних лет бросают малышей в горнило жёсткого и жестокого шахматного спорта. Суть – в курсе обучения запланирована масштабная система мини-сеансов одновременной игры: учитель против учеников. Разыгрываются положения, изначально выигрышные для детей. Ребёнок выиграл, учитель проиграл, но и он в выигрыше, потому что научил! Шахматы без проигравших! Вот, что характерно для уроков шахмат в начальных классах общеобразовательной школы, если преподавание ведется по программе И.Г.Сухина.

Такой подход – не истина в последней инстанции. Это всего лишь один из множества целесообразных, и всё же на него обратило внимание Министерство общего и профессионального образования РФ, рекомендовав его для внедрения в общеобразовательных школах. Курс И.Г.Сухина, на мой взгляд, уникален потому, что написан специально для начальной школы. Теория шахматной игры, изложенная в учебниках, закрепляется при помощи большого количества дидактических заданий и игр, с преимущественным использованием иллюстративного материала содержательного характера. Кроме того, курс сопровождается подробными методическими рекомендациями для учителя. Курс “Шахматы – школе” разработан так, что его могут освоить обычные учителя начальных классов, не умеющие играть в шахматы. При этом тезис “сначала учусь сам, затем учу школьников” даёт в руки педагога инструмент, который в дальнейшем сделает будущего выпускника конкурентоспособным при поступлении в престижные вузы. В пособиях для учителя детально описывается каждый из программных уроков (с вариантами) и объясняется самый элементарный шахматный материал.

Говоря о шахматах для детей младшего возраста, автор курса подразумевает не столько шахматную партию как таковую, сколько продуманный процесс обучения азам в формах, доступных для детей каждой возрастной группы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в игре.

И в этом я с ним абсолютно согласен. На развитие памяти, логики, внимания рассчитываю я, начиная обучение шахматам во втором классе (первый год обучения) и продолжая его в последующие годы. Именно поэтому на уроках много внимания уделяю анализу возможных ходов при решении шахматных задач, позиций фигур во время игры. Использую для этого шахматные задачники И.Г.Сухина, В.Кострова и П.Рожкова, В.А.Пожарского, С.Б.Губницкого (примеры задач приведены в приложении), компьютерные программы «Энциклопедия дебютных ошибок», «Динозавры учат шахматам», «Большое шахматное путешествие», «Шахматная тактика для начинающих гроссмейстера Ю.Разуваева», «Шахматная школа для IV – II разрядов». Кроме шахматных программ особо хочется отметить такую, как «Лабиринт». Эта программа позволяет выявить и развивать способности комбинаторного и логического мышления, «отдохнуть» от напряженной партии в шахматы.

Мои наблюдения за учащимися подтверждают влияние шахмат на развитие внешней и внутренней речи. Эта древняя игра открывает новые горизонты познания, создает положительную мотивацию учения, активно формирует личность. Именно шахматы, на мой взгляд, способствуют развитию воли, жизненной активности, познавательных потребностей, формируют устойчивость при неудачах, критичность, способность к самооценке и самоанализу, самообразованию, самостоятельности мышления, проявлению эстетического вкуса, повышают общий уровень развития. И так приятно было увидеть подтверждение этих мыслей в сочинениях детей (дополнительные материалы).

К тому же это неоднократно подтверждено серьезными научными исследованиями. На основе результатов исследования предложены рекомендации для учителей, руководителей школ, родителей. Рекомендованы методы и способы оценки и контроля знаний, управления интересом, организации учебно-познавательного процесса и управления им, конкретная методика преподавания, богатое содержание: авторские развивающие игры и упражнения, система воспитательного воздействия на личность, программы педагогической работы с родителями – университета шахматных знаний и программы занятий родителей с детьми.

Работая руководителем шахматного кружка на протяжении многих лет, я ставил перед собой главной задачей именно развитие мышления детей. Однако шахматы в школе до сих пор рассматривались только как вид спорта, включенный в программу Спартакиады школьников. Да и родители чаще всего настроены были на то, чтобы дети научились играть в шахматы для победы на соревнованиях. Поэтому работа велась «на результат».

С 2011 года мои воспитанники становились победителями и призерами школьных, городских, районных и окружных шахматных турниров. Файзуллина Лилия (11 класс) заняла 2 место в первенстве округа по шахматам среди девушек до 18 лет и получила приглашение на Всероссийские соревнования. По результатам личного рейтинга Иванов Николай (9 класс) был также приглашен на Всероссийские соревнования в г. Дагомыс. Результатом этих соревнований стало 14-е место из 40 у Файзуллиной Л. и 57-е из 92 – у Иванова Н. С 2009 года команда учащихся школы занимала призовые места по шахматам в первенстве Сургутского района среди команд общеобразовательных учреждений, среди команд школ города Лянтора. Антошкина Виктория стала победителем районной шахматной олимпиады, проведенной в рамках дополнительного образования; школьная команда заняла третье место в зональных соревнованиях по шахматам. В октябре 2009 года учащиеся 6 – 9 классов принимали участие в окружных соревнованиях в п.Белый Яр, по итогам которого были включены в состав команды округа для участия в полуфинале России в г.Челябинске (жаль, что не смогли принять участие из-за финансовых трудностей).

Необходимость и возможность внедрения шахмат в образовательный процесс бесспорны. Но, как я уже отмечал ранее, все настойчивее время диктует не менее важный вопрос: кто же должен преподавать шахматы в школе? Конечно, не мне его решать, но по этому поводу в последнее время ведется столько различных споров, дискуссий, обсуждений на форумах в Интернете, что и мне здесь хочется уделить внимание этому вопросу.

М.Е.Николаев (Президент Республики Саха) в своей статье “Шахматное образование в России” сказал следующее: «На первый взгляд, самый простой выход – привлечь к преподаванию в школах спортсменов-шахматистов, имеющих высокие разряды и звания. Но если так поступим, то мы сразу же погубим на корню замысел шахматного всеобуча. Некоторые из них, наверное, могли бы работать тренерами, но школьными учителями – лишь единицы. Большинство из них не имеет педагогического образования и не знакомо с особенностями детской психологии. Вряд ли они смогут преподавать шахматы как учебную дисциплину, а не вид спорта. Поэтому данный вариант решения проблемы неприемлем. Необходимо дать шахматное образование учителям. Для этого надо использовать систему повышения квалификации Минобрнауки РФ, создать специализированный методический портал для преподавателей шахмат в Интернете,…нужно разработать образовательный стандарт учебного предмета “Шахматы” в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения… Преподавание шахмат требует создания нового научного направления – шахматной педагогики. … Необходимо дать шахматное образование учителям”. 

Именно таким путём и пошли в нашем округе. В рамках этого подхода и были организованы курсы повышения квалификации, обучение на которых я прошел в мае 2009 года – «Урок шахмат в общеобразовательных школах ХМАО-Югры», в ноябре 2009 года – «Шахматы как инновационный и здоровьесберегающий учебный предмет в системе образования». Учителя начальных классов, методисты, педагоги получили возможность многому научиться у самого автора методики, кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Института теории и истории педагогики Российской академии образования Игоря Георгиевича Сухина. Неутомимый труженик и великий энтузиаст, он на протяжении десятилетий доказывает необходимость шахмат в школьной программе.

В связи с введением ФГОС НОО и ООО расширились возможности введения шахмат в школах за счет часов внеурочной деятельности. С 2013 года преподаю шахматы в Лянторских школах за счет этих часов и в рамках социального партнерства ДЮСШ Сургутского района со школами г.Лянтора.

Литература и Интернет-ресурсы:

  1. Николаев М.Е. “Шахматное образование в России”http://chess555.narod.ru/cw2.htm

  2. Неверкович С.Д. «Шахматы как предмет гуманитарного цикла в общеобразовательной школе» //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-2001. – №2. –с.11-15

  3. Сухин И.Г. Государственной важности дело // Шахматная неделя, №32, 2004, с.12-13. //

  4. Сухин И.Г. Ещё раз о шахматном курсе в начальной школе. – М.: Начальная школа, 2003, №12, с. 107-109.

  5. Сухин И.Г. От методики к практике // Шахматная неделя, №49, 2003, с.7. http://chess555.narod.ru/cw2.htm

  6. Сухин И.Г. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001 – http://chess555.narod.ru/komb1000.htm

  7. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 1. – Обнинск: Духовное возрождение, 2005.

  8. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 2. – Обнинск: Духовное возрождение, 2005.

  9. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ. – Обнинск: Духовное возрождение, 2005.

  10. Тимофеев А.А. «Концепция обучения шахматам в начальной школе» http://chess555.narod.ru/cw2.htm

14

Иванов Александр Николаевич МОУ Лянторская СОШ№5

infourok.ru

в чем преимущества и недостатки?


Доброго времени суток, дорогой друг!

Совсем недавно проект «Шахматы в школах» отметил свое трехлетие. Проект организован и реализуется совместными инициативами Российской шахматной федерации и организации под названием Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.

Смысл и суть и проекта

Официальный сайт (главная станица) здесь. Цель проекта сформулирована довольно мудрено:

Cодействовать формированию интеллектуально-нравственной культуры школьников посредством междисциплинарной интеграции систем общего школьного и дополнительного образований.

Оставлю этот интеллектуальный пассаж без комментариев и постараюсь сформулировать своими словами.

Занятия шахматами полезны  ребенку как с точки зрения развития мышления, так и в плане становления личности. Ускоренное интеллектуальное развитие, ответственность за свои решения, эмоциональный интеллект, спортивные качества.

Мы разбирали этот вопрос в этой статье.

Вряд ли кто-то всерьез будет оспаривать полезность шахмат для развития детей. Такое общественное единодушие и послужило толчком к организации этого проекта.

Реализация

Проект реализуется поэтапно.

Исполнительный директор РШФ Марк Глуховский в одном из интервью сказал следующее:

Проект с коллегами из Фонда Тимченко мы начинали с Псковской области. Там дееспособная шахматная федерация. В области больше десяти лет преподавались шахматы во втором классе во всех школах. И мы решили это поддержать, помогли оснастить школы инвентарем и учебно-методической литературой, провели конкурс среди общеобразовательных учреждений на лучшее преподавание шахмат, затем открыли в области центр по обучению педагогов. Сейчас псковские учителя ездят по стране, помогают своим коллегам, которые также хотят запустить новый предмет.

Проект выстраивается на «трех китах»:

  1. Подготовка наставников-педагогов
  2. Разработка шахматных образовательных программ и их внедрение в школах
  3. Оснащение школ  необходимой материальной базой.

Какие регионы участвуют

Шахматы уже давно стали неизменным атрибутом и одним из направлений школьной программы в таких странах, как Армения, Азербайджан, Турция, Испания, Польша, Мексика

Россия страна большая и к проекту регионы присоединяются поэтапно. Москва, Белгородская область, Ханты-Мансийск, Липецкая, Калужская область, Ингушетия, Санкт-Петербург.

Всего участвуют более 550 школ. Пополнение в составе участников продолжается и в 2017 году.

Особенности

В различных регионах подходы в деталях могут отличаться. Где-то преподают шахматы, как основной предмет, где-то дополнительный, иногда как одну из дисциплин уроков физической культуры.

Тот же Марк Глуховский продолжает:

Мы пришли к выводу, что шахматы хорошо преподавать в начальных классах и делать это в течение двух лет – во втором и третьем классах. Для первоклашек это достаточно сложный предмет. А вот 8-9 лет – отличный возраст, когда ребенок и восприимчив, и не перегружен более серьезными предметами.

С чем я не совсем согласен?

С этим утверждением Марка, я бы согласился только отчасти.

Многое зависит от цели. Если просто научиться играть – можно начинать в любом возрасте. И 8-9 и в 15 и в 45. Однако, чтобы постичь глубину шахмат и создать базу для серьезных успехов в этой игре, лучше начинать раньше, чем в 8-9 лет.

Мои личные наблюдения показывают, что ни для первоклашек, ни для детей 5-6 лет изучение правил и азов шахмат не является сложным.

Еще одна особенность проекта – преподавание ведется по учебному комплексу, но преподаватель не обязательно должен быть шахматистом.

Глава фонда «Шахматы в школе», первый вице-президент Шахматной федерации Москвы Никита Ким:

«Как показала практика, занятия с использованием УМК могут вести педагоги, не обладающие специальными навыками, — достаточно пройти краткосрочные курсы повышения квалификации. Такие занятия организованы, в частности, «Академией «Просвещения».

Лично меня это немного настораживает. Если занятия с детьми ведут не профессионалы, то и результат будет соответствующим.

Комплекс-комплексом, а педагог есть педагог. Преподавать шахматы, чтобы получить хороший результат, — должен шахматист. Впрочем, если задача просто научить правилам и азам – можно и комплекс.

Альтернатива

Проект «Шахматы в школах» — замечательное начинание и я его поддерживаю двумя руками.

Однако что делать в следующих случаях:

  • Школа, где учится ребенок, не участвует в проекте по каким – либо причинам?
  • У родителей есть желание приобщить ребенка к шахматам раньше 8-9 лет?

Еще раз повторю свою мысль: обучение шахматам ребенка моложе 8 лет, по моим наблюдениям, — не является сложной задачей для ребенка. По крайне мере для большинства детей при участии и поддержке родителей.

Более того, 5-7 лет – наиболее оптимальный возраст для знакомства с шахматами.

Опять же, если ваша цель не просто научить ребенка играть, а получить максимальную пользу от занятий, включая спортивные достижения.

В  любом случае, большинство школ пока находятся вне рамок данного проекта.

Итак, если в школе, где учится или будет учиться ребенок, шахматы не преподаются или вы решили занять шахматами ребенка еще до школьного возраста, — есть следуюшие возможности:

1. «Отдать» ребенка в  шахматную школу 

Речь идет о специализированной шахматной школе или секции. Вариант вполне жизнеспособный, однако торопиться с «отдачей» я бы не советовал.

У ребенка, совершенно не знакомого с шахматами на этом «чужом поле», интерес к игре может так и не появиться. Просто по причине слабой подготовки и как следствие большого количества поражений в первое время.

Посему, рекомендую предложить ребенку «курс молодого бойца» в домашних условиях. С вашим участием разумеется.

Этой цели полностью соответствует видеокурс Как научить ребенка играть в шахматы

В видеокурсе все разложено по полочкам и пошагово. Составлен он человеком, который все это проделал сам со своим сыном. И мальчик научился играть так, что у окружающих глаза на лоб полезли.

2.Дистанционное обучение

Наилучший вариант – онлайн-школа Шахматы с Жориком.

Перечислю только ряд преимуществ:

  1. Тренеры школы – педагоги высокой квалификации и сильные шахматисты
  2. Обширная и постоянно обновляемая база знаний
  3. Регулярное проведение «живых» вебинаров для учеников
  4. Возможность выбрать индивидуальную программу обучения в зависимости от возраста и уровня игры
  5. Возможность интерактивного общения с тренером и другими участниками сообщества
  6. Турниры и конкурсы для учеников

Кроме того, дистанционный формат обучения для многих будет предпочтительнее в силу объективных причин. Например, трудно подобрать школу или секцию в шаговой доступности.

И пара слов в заключение: Проект Шахматы в школах – более чем нужное и перспективное начинание. Будем надеется, что он будет развиваться так, как задумано.

Но пока не все регионы и школы в нем участвуют, есть возможность приобщить ребенка к шахматам другими способами. Я предлагаю два из них:

Оптимальный вариант последовательный: вначале видеокурс, затем школа. Тем более, что если приобрели видеокурс, — месяц обучения в школе будет бесплатным. Будет возможность присмотреться и оценить школу по достоинству.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного дня!


chessmatenok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *