Школьные программы начальной – сравнение программ в начальной школе – запись пользователя Елена&Ко (Optima) в сообществе Здравствуй, школа! в категории Программы по которым учатся наши дети

Программы начального образования: важны школа и учитель

Надо ли, выбирая школу и учителя для будущего первоклассника, обращать внимание еще и на программу, по которой он будет учиться? Такой вопрос задают сейчас себе тысячи родителей. Ответить на него мы попросили профессионалов – завучей частной и государственной школ.

Впрочем, слово «программа» сейчас употребляется все реже.

– Нет разных программ начальной школы, – говорит Татьяна Хотылева, завуч начальной школы гимназии №1540. – Основа всего – это Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Он определяет содержание программы обучения в начальной школе, цели, которые перед собой ставит эта программа, и результаты, которые должны быть достигнуты при обучении. Поэтому учебно-методические комплекты (УМК, по старому – учебники и методические, дидактические материалы) представляют собой разные вариации на тему одной и той же программы. Разумеется, они отличаются друг от друга: в них входят учебники разных авторов, и разные УМК рассчитаны на разный уровень освоения образовательной программы начальной школы.

Чтобы получить право на жизнь, образовательная система и учебно-методические комплекты должны получить одобрение Министерства образования и науки России и соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов). Приказом Минобрнауки РФ от 21.10.2004 года № 93 одобрены две образовательные системы – традиционная и развивающая. Каждая из них объединяет определенные учебно-методические комплекты. Их отличия проявляются в способах подачи информации и организации учебной деятельности, а также в количестве дополнительных сведений.

Соответствуют стандартам

На сегодня соответствующими ФГОСам признаны:

УМК традиционной системы обучения

– «Школа России»;

– «Начальная школа XXI века»;

– «Перспективная начальная школа»;

– «Планета знаний»;

– «Перспектива»

УМК развивающей системы обучения:

– УМК Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Программа общего развития Л.В.Занкова с 2014 года из упомянутого списка исключена. Не входят сейчас в федеральный перечень и такие программы, как «Школа 2000» и «Школа 2100».

– Каждой из программ соответствует определенный учебно-методический комплект. Все современные комплекты учебных пособий разрабатываются с учетом требований ФГОС. В нем перечислены планируемые результаты освоения программы начального образования: предметные и метапредметные, личностные достижения, которыми владеет выпускник начальной школы, – замечает Анна Рябцева, заместитель директора начальной Ломоносовской школы. – Решение, какой именно УМК выбрать, принимает методический совет школы, опираясь на опыт использования УМК и учитывая требования государства: «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования» и перечень организаций, выпускающих учебные пособия. 

– Сегодня нет такого УМК, про который можно было бы сказать, что он лучший, – считает Татьяна Хотылева. –  Когда школа выбирает, по каким из них работать, она ориентируется на контингент детей, которые приходят учиться, и на их возможности. В одном классе ученики по-разному усваивают знания не потому, что кто-то плохо подготовлен, а просто потому, что у каждого человека есть индивидуальные особенности. Родителям надо четко понимать, что комплектов учебников, которые подходили бы всем детям, нет.

Достоинства и недостатки

Какие же учебно-методические комплексы входят сейчас в федеральный перечень и чем они отличаются друг от друга?

«Школа России»

Учебники:

– Обучение грамоте и чтению. Русская азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.

– Русский язык (2 линии).  Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Канакина В.П., Горецкий В.Г.

– Литературное чтениe. Климанова Л.Ф.

– Математика. Моро М.И. и др.

– Окружающий мир. Плешаков А.А.

По этой программе учится уже несколько поколений школьников.  Она позволяет хорошо отрабатывать умение считать, читать, писать. По ней неплохо учатся даже весьма средне подготовленные к школе дети. В курсе математики в равных пропорциях отрабатываются навыки вычисления и умение логически мыслить, в курсе русского языка большое внимание уделено развитию устной, письменной речи и грамотности.

Преимущества: Все учебники написаны по привычной для родителей и старшего поколения схеме, потому объяснить ребенку то, что он пропустил или не понял на уроке, взрослым членам семьи будет совсем нетрудно. В учебниках четко выделены стандартные (базовые) задания и задания повышенного уровня сложности.

Недостатки: Для хорошо подготовленных к школе детей программа может показаться слишком простой. На уроках, особенно в первой половине учебного года, такие первоклассники могут откровенно скучать.

Мнение родителей: судя по отзывам в интернете, многие мамы и папы отмечают, что эта программа близка к традиционной, по которой они когда-то учились, учебники составлены грамотно, выдержана логическая последовательность тем. Нарекания вызывает, в основном, такой предмет, как «Окружающий мир». В течение учебного года ученик должен сделать множество проектов, в подготовке которых самое активное участие должны принимать родители, иначе первоклассник просто не уложится в отведенное на проект время.

«Начальная школа XXI века»

Учебники:

– Обучение грамоте и чтению. Букварь. Журова Л.Е., Евдокимова О.А.  

– Русский язык. Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И.

– Литературное чтение. Ефросинина Л.А.

– Математика. Рудницкая В.Н.

– Окружающий мир. Виноградова Н.Ф. и др.

Программа поощряет учеников размышлять, фантазировать, для этого выпущены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир». По ней комфортно будет учиться эрудированным, но долго привыкающим к новым условиям детям.

Преимущества: представляет собой щадящий вариант обучения, предусматривает долгий период привыкания первоклашек к новым условиям.

Недостатки: в учебниках много заданий, но практически нет объяснений, как их выполнять. Так что вариантов действий два: или ребенок додумается до всего самостоятельно, или ему все объяснят родители. Как вы понимаете, чаще всего сюжет развивается по второму варианту.

Мнение родителей:  многие папы и мамы отмечают непоследовательность в подаче информации. Сетуют они и на объемные задания. К плюсам они относят упор на чтение, грамотность и письмо, а также то, что не придется придумывать, «как выглядит мир глазами кузнечика». Радует взрослых и программа по чтению – классика, которую в том же возрасте читали родители.

«Перспективная начальная школа»

Учебники:

– Азбука.  Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.

– Русский язык.  Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.

– Литературное чтение. Чуракова Н.А.

– Математика.  Чекин А.Л.

– Окружающий мир.   Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.

По мнению специалистов, больше подходит для малокомплектных сельских школ, где в одном помещении одновременно занимаются ученики 1-4 классов. Развивает навыки самостоятельной работы, обучающиеся по ней первоклассники быстрее начинают бегло читать, писать и считать.

Преимущества: программа по силам любому ребенку. Предполагается работа на уроке в малых группах, что учит детей взаимодействовать с одноклассниками и совместно решать поставленные перед ними задачи.

Недостатки: программа не имеет продолжения в средней и старшей школе. Отучившемуся по этой программе четыре года и привыкшему к определенному способу изложения той или иной проблемы пятикласснику придется привыкать к совершенно другой методике.

Мнение родителей: некоторые мамы и папы отмечают эту особенность программы как большой «плюс», но большинство все-таки относят ее к существенным недостаткам: много заданий подразумевают проведение опытов и экспериментов с помощью взрослых во внеурочное время. Если родители загружены работой, а бабушки и дедушки далеко, у ребенка появляются трудности с выполнением домашних заданий. Недовольны родители также и тем, что в текстах для чтения много современных авторов при минимуме классики.

«Планета знаний»

Учебники:

– Обучение грамоте и чтению. Букварь. Андрианова Т.М.

– Русский язык. Андрианова Т.М. и Илюхина В.А. (1 класс), Желтовская Л.Я. (2-4 класс) –

– Литературное чтение. Кац Э.Э.

– Математика. Башмаков М.И., Нефедова М.Г.

– Окружающий мир. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. (1-2 класс), Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплин А.И., Саплина Е.В. (3-4 класс).

Программа больше гуманитарной направленности, сделан упор на творческое развитие ребенка, так, например, есть задания сочинить сказку, создать к ней иллюстрации. Многие упражнения ориентированы на работу со справочной литературой и работу в группе.

Преимущества: в учебниках содержатся как задания рассчитанные на базовый уровень знаний, так и творческо-поисковые. Хорошая подборка текстов в учебниках по русскому языку и чтению. Новые темы сопровождаются цветными графиками, схемами, много иллюстраций. Предметы связаны друг с другом: читая рассказы Носова, ребенок вместе с его персонажами решает задачи, изучая животных, живущих в тайге, пишет по этой теме изложение.

Недостатки: для хорошо подготовленных к школе детей программа может оказаться слишком простой.

Мнение родителей: родителей радует, что со своими проектами ребенок может справиться самостоятельно, без помощи родителей. Правда, многим эта программа кажется поверхностной и простоватой, за что ее и ругают.

«Перспектива»

Учебники:

– Русский язык. Азбука. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.

– Литературное чтение. Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

– Математика. «Учусь учиться». Гусева А.В., Петерсон Л.Г.

– Окружающий мир. Новицкая М.Ю., Плешаков А.А.

Программа делает упор на развитие логики, математического мышления. На уроках обучения грамоте много внимания уделяется речевому этикету, а на уроках русского языка – произношению слов, их правильному употреблению в речи.

Преимущества: в учебниках много развивающих заданий, детей просят сравнить, доказать, подумать, вспомнить, найти. Для любознательных учеников есть раздел «За страницами учебника», две книги для чтения «Великан на поляне» и «Зеленые страницы».

Недостатки: По предмету «Окружающий мир» предусмотрено много докладов и презентаций, которые первоклассник не сможет сделать самостоятельно, так что родителям придется потрудиться. Учебники перескакивают с темы на тему, трудно понять логику их подачи.

Мнение родителей: критикуется непоследовательность изложения тем, а также немногочисленность текстов для чтения. Среди достоинств отмечается наличие классики. Все родители сходятся во мнении, что программа рассчитана на интуитивное понимание и самостоятельную работу после уроков. Правда, одни мамы и папы считают это обстоятельство большим плюсом, а другие за то же самое программу нещадно ругают.

Программа Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Учебники:

– Букварь. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А.

– Русский язык. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В.

– Литературное чтение. Матвеева Е.И.

– Математика. Александрова Э.И.

– Окружающий мир. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

Авторы хотят сформировать у детей теоретическое мышление: научить их выдвигать гипотезы, искать доказательства, а не заучивать преподнесенную на блюдечке информацию. От ребенка требуется быть внимательным к деталям, усидчивым, уметь обобщать разрозненные сведения. Подойдет тем родителям, которые хотят развивать у ребенка аналитические способности и умение нешаблонно мыслить.

Преимущества: в система Эльконина-Давыдова упор делается не на результат (усвоенные знания), а на способы добывания знаний. Ученик может что-то забыть, но должен знать, где и при помощи чего восполнить пробел в знаниях. Оценивается и поощряется буквально каждое усилие ученика.

Недостатки: предельно сложный уровень преподавания. Грамотных учителей, умеющих работать по такой программе, мало, а родители, учившиеся по традиционной системе, не всегда могут помочь детям в выполнении домашних заданий.

Мнение родителей: программа не для среднего учителя. Если педагог хорошо владеет этой оригинальной методикой, дети, у которых не было мотивации к учебе, начинают ходить в школу с интересом. За это программу хвалят. Но в то же время тем, кто обучался по традиционной программе, очень трудно в ней разобраться. А так как родителям приходится очень много заниматься с ребенком дома, эти сложности вызывают многочисленные нарекания со стороны мам и пап. Не зря родители говорят, что программа подходит для детей, которые могут учиться самостоятельно.
Критерии выбора

В интернете настоятельно советуют, выбирая школу и учителя, обратить внимание на программу обучения. Но специалисты считают, что последнее обстоятельство далеко не самое главное.

– Сейчас больше всего востребованы УМК «Школа России», «Начальная школа XXI век» и «Перспектива», но принципиальных отличий между ними и другими традиционными УМК нет, – говорит Анна Рябцева. – ФГОС устанавливает требования к образовательному процессу так, чтобы ребенок не только воспроизводил то, что сообщил ему учитель, но и умел добывать знания, потому развивающие задания и задания повышенного уровня сложности сейчас есть в любом УМК. Учитель так выстраивает работу на уроке, чтобы ученик сам открывал новые знания, осознавал учебную задачу, планировал и оценивал свои действия.

– Действительно, самый популярный и самый известный УМК – «Школа России». По нему работают, наверное, 90% российских школ, – вступает в разговор Татьяна Хотылева. – В него входят учебники, которыми пользуются достаточно долго, они адаптированы к новым ФГОСам. Это учебники, по которым любой среднестатистический ребенок в состоянии усвоить программу начальной школы. Достаточно популярен также УМК «Начальная школа XXI века», однако успешное обучение по нему возможно при хорошем уровне речевого развития ребенка. К сожалению, сейчас у многих детей есть логопедические проблемы и речевое недоразвитие. У них обучение по данному УМК может вызвать трудности, особенно если такие ученик не получат логопедической поддержки в школе.

Принципиально отличается от других УМК системы Эльконина-Давыдова. Это иная логика подачи информации, иная система построение самих учебников. Чтобы добиться ожидаемого эффекта, педагог должен очень хорошо и в полном объеме овладеть методикой. Иначе результаты будут совсем не такими, как ожидают родители.

Впрочем, любая система не может быть хорошей сама по себе. Она хороша, когда ее реализуют очень грамотные педагоги. Теоретически знать систему – одно, а уметь по ней работать с детьми и добиваться нужного эффекта – совсем другое.

– Родителям стоит выбирать не систему обучения или комплект учебников, а прежде всего школу, – считает Анна Рябцева. – Если это школа со сложившимися традициями, стабильным педагогическим коллективом, ей можно доверять. Выбрав школу, познакомьтесь с учителем. Важно, чтобы ребенку было с ним комфортно. Во многих школах для углубленного изучения предметов вводят дополнительные курсы: иностранный язык, шахматы, музыка. В Ломоносовской школе, например, приоритетное направление работы – развитие интеллектуальных способностей учеников с помощью авторской образовательной технологии «ИнтеллекТ».

– С одной стороны, идти надо к учителю. Очень важно понять, насколько педагог учитывает возможности своих учеников, – продолжает Татьяна Хотылева. – Работая по одному и тому же УМК, один добивается результатов на грани фола, а другой – блестящей положительной динамики со всеми учениками своего класса. С другой стороны, блестящий учитель может заболеть, поменять место работы, а так как в начальной школе часто преподают молодые женщины, учительница может уйти в декрет или на больничный по уходу за ребенком. Как изменится тогда ситуация, как скажется это на детях?

Потому идти надо к учителю, но в такую школу, где есть крепкая, слаженно работающая команда педагогов.

www.parents.ru

Программа “Классическая начальная школа”

Программа “Классическая начальная школа”

ВНИМАНИЕ! С 2011/2012 учебного года учебно-методический комплект (УМК) «Классическая начальная школа» как единое целое перестает существовать. В связи с переходом начальной школы на новый федеральный государственный образовательный стандарт издательство «Дрофа» вводит новый проект – комплекс учебников «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)». В УМК «РИТМ» входят учебники тех же авторов (кроме окружающего мира). Следует обратить внимание на то, что вновь выпускаемые учебники и пособия имеют новое художественное оформление (в т.ч. логотип «РИТМ» на обложке). При этом, ранее выпущенные учебники УМК «Классическая начальная школа» по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру («Окружающий мир. Мир и человек» – Вахрушев А.А. и др.; «Окружающий мир. Введение в историю» – Саплина Е.В., Саплин А.И. (3-4 класс)), изобразительному искусству, музыке и технологии для 2-4 классов вошли в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год.

«Классическая начальная школа» – это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы.

 УМК «Классическая начальная школа» состоит из нескольких курсов:
– «Литературное чтение. Чтение и литература». Автор  Джежелей О.В.
– «Русский язык». Автор  Рамзаева Т.Г.
– «Математика». Автор  Александрова Э.И.
– «Окружающий мир. Мир и человек». Авторы: Вахрушев А.А. и др.
– «Окружающий мир. Введение в историю». Авторы:  Саплина Е.В., Саплин А.И. (3-4 класс)
– «Изобразительное искусство». Авторы:  Кузин В.С., Кубышкина Э.И.
– «Технология. Своими руками». Автор Малышева Н.А.
– «Музыка». Авторы:  Алеев В.В., Кичак Т.Н.

Все учебники включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, на  2010-2011 учебный год.

В основе УМК «Классическая начальная школа» – целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.
Почему предлагаемая модель обучения младших школьников является классической? Потому что в ее основе – классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой. Авторами комплекта «Классическая начальная школа» являются известные методисты и ученые, оказывающие серьезное влияние на становление современного начального образования. Опираясь на надежный фундамент отечественной теории обучения, они строят свой комплект с учетом современных тенденций развития образования: при подготовке всех входящих в комплект учебников и вспомогательных материалов к ним использованы все лучшие наработки, накопленные отечественной методической наукой.

По сути, речь идет о современных курсах, опирающихся на педагогику сотрудничества. Совместная развивающая деятельность взрослых и детей, их взаимопонимание, достижение результатов, анализ проделанного вместе и является составной частью педагогической системы, которую реализует комплект «Классическая начальная школа». Такая технология обучения нацелена прежде всего на то, чтобы помочь младшему школьнику наиболее полно реализовать себя, раскрыть свою индивидуальность; воспитать и укрепить в нем те качества личности, которые необходимы в общении, в ходе выполнения совместных дел; суметь сохранить эмоциональность и душевную открытость каждого учащегося.

Факторы, определяющие эффективность предлагаемых подходов к обучению:
• особенности содержания и логики построения курсов, которые способствуют интенсивному развитию мыслительных операций;
• ориентация на активные методы обучения, используя которые ученик получает знания не в готовом виде, а либо в ходе совместной деятельности с другими детьми и учителем, либо самостоятельно;
• использование в качестве главной движущей силы учения радости творчества, ощущения своего роста, совершенствования, и уверенности в себе.

Под основной задачей обучения младших школьников авторы комплекта понимают формирование теоретических понятий (речеязыковых, математических, естествоведческих и других), которые составляют основу успешного обучения. Но формировать теоретические понятия на «пустом месте» нельзя, так как «пустая голова не мыслит» (П.П. Блонский). Очевидно, что в ходе работы у учащихся будет накапливаться и чувственный опыт, создающий надежную базу для перехода от наглядно-образного к понятийно-логическому мышлению.

В младших классах наряду со знаниями важная роль отводится умениям и навыкам. В процессе обучения они становятся средством развития личности. Именно овладение такими навыками как чтение, письмо, счет становится фундаментом для дальнейшего успешного обучения и является одной из базисных задач данного комплекта. Главный результат обучения авторы видят в формировании способности ученика пользоваться этими знаниями в разных ситуациях.

Поэтому комплект «Классическая начальная школа» дает возможность учителю систематически стимулировать ребенка к самостоятельной деятельности.
В учебно-методический комплект входят учебники, рабочие тетради и методические пособия для учителя.

Все учебники комплекта полностью отвечают федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и Базисному учебному плану.
Содержание каждого – это единство серьезной науки, методов познания, популярности и увлекательности, т.е. того, что так необходимо маленьким ученикам. Именно такой подход вместе с методическим аппаратом помогает ребятам легче понять тему, изучаемый предмет, узнать что-то самостоятельно, а учителю дает возможность заинтересовать их, показать необходимость постоянной работы и тренировок, сделать каждый урок ярким и эффективным, превратив учебу в радость.
Иллюстрации, содержащиеся в учебниках, разнообразны, многоплановы и многофункциональны. Красочные, реалистичные, легко узнаваемые рисунки помогут учителю грамотно организовать мотивационный компонент урока и развить познавательные интересы младших школьников. Системный подбор упражнений, формулировки инструкций позволяют реально активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогают им овладевать такими действиями, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение и абстрагирование. Авторы делают акцент на систему заданий проблемно-поискового характера, причем, с одной стороны, эти задания объективно доступны младшим школьникам, а с другой стороны, запрограммированная в них познавательная трудность вызывает у детей дополнительный интерес. Тщательно продуманный методический аппарат учебников (выделение обязательного материала, наличие справочников и заданий для организации контроля за выполнением требований к уровню подготовки учеников) предусматривает уровневую дифференциацию обучения, что является необходимым условием грамотной организации личностно-ориентированного обучения.
Рабочие тетради составлены в четком соответствии с темами учебников. Они помогут учащимся более полно и глубоко усвоить изучаемое, так как содержат материал, способствующий лучшему пониманию явлений и процессов окружающей действительности. Кроме того, использование на уроках и дома тетрадей на печатной основе позволит учителям регулировать нагрузки, избавляя учеников от несущественных (с точки достижения планируемых результатов обучения) записей. Содержание рабочих тетрадей удачно структурировано, введены необходимые условные обозначения, детально продуман аппарат ориентировки. Тетради содержат разнообразные задания, позволяющие педагогам грамотно дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс. В них широко представлены задания творческого характера, дающие возможность проявить и развить гибкость, критичность и вариативность мышления, а всевозможные игры, кроссворды, шарады сделают как домашние, так и школьные занятия более яркими и эмоциональными.
В пособия для учителей включены программы конкретного класса и методические рекомендации по преподаванию курса. В них подробно раскрыты общие концептуальные положения, лежащие в основе построения каждого учебного предмета, и основные методические подходы к изучению программного материала. Учителям дается не только общее представление о содержании изучаемых тем, но и предлагаются оригинальные методические подходы, формы и приемы обучения. В ряде случаев даны краткие сведения теоретического характера, дополнительный разъясняющий и информационный материал, знание которого позволит педагогам почувствовать себя увереннее в ходе организации работы по формированию сложных понятий.

                          Отзывы о программе «Классическая начальная школа»

Отзывов по этой программе практически нет. Можно только отметить, что учебники по русскому языку Т.Г. Рамзаевой используют в своей работе многие учителя, считая их одними из самых лучших. При этом большинство этих учителей работают по другим УМК.

По материалам сайта www.drofa.ru

Читать по теме:

Программа “РИТМ”

Программы начальной школы

Отзывы о программе на нашей странице ВКонтакте


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
 

schoolguide.ru

Обзор программ начальной школы | Детский сад №353 “Сказка”

Обзор существующих программ в начальной школе: типы школ

Данная статья предназначается не столько родителям нынешних первоклассников (они уже сделали свой выбор), сколько родителям, чьи дети на следующий год пойдут в школу. Как правило, набор в школы начинается в феврале – марте, и поэтому им осталось ровно полгода, чтобы найти выход из лабиринта, созданного для них российской образовательной системой.

Согласно положению Министерства Образования, школе, исходя из её педагогической практики, присваивается определенный, юридически закрепленный статус. На сегодняшний день по этому критерию мы можем выделить следующие типы школ:

  1. Средняя общеобразовательная школа.
  2. Школа – гимназия
  3. Школа – лицей
  4. Школа с углубленным изучением какого – либо предмета
  5. Школа – комплекс

Рассмотрим подробнее.

1. Средняя общеобразовательная школа. Практически все родители нынешних первоклассников выходцы из этой школы. В таких школах существует, так называемый “микрорайон” (т.е. близь лежащие дома, дети из которых обязаны быть приняты в эту школу). В этой школе не имеют право отказать в обучении ребенку, если он находится по их “микрорайону”, не имеют право его исключить. Единственное, что могут сделать: при приеме провести тестирование и разделить будущих первоклассников на классы “продвинутых” детей и “обычных”.

2. Школа – гимназия призвана дать ребенку гуманитарное образование. В таких школах большое внимание уделяется предметам художественно – эстетического цикла, философского и культурологического направления, преподается не менее двух иностранных языков. В некоторых гимназиях вводят латынь.

3. Школа – лицей. Основное назначение лицеев формировать профессиональное самосознание воспитанников. Вспомним, Царскосельский Александровский лицей. Он был призван воспитывать пажей для царского престола. Образовательный процесс строился таким образом, чтобы впоследствии лицеисты могли находиться на царской службе, и представлять интересы царского престола. Итак, напомню, задача лицея формировать профессиональное самосознание воспитанников. Поэтому не удивляйтесь, если в инженерно – техническом лицее будут изучаться такие предметы, как “Философия”, “Психология”, “Культурология”.

4. Школа с углубленным изучением какого – либо предмета, в отличие от гимназий и лицеев, каких либо дополнительных предметов культурологического цикла не предполагает. Преподавание в ней направлено не на становление мировоззрения ребенка, а на узкую специализацию по отдельному предмету, на его изучение по более сложной программе.

5. Школа – комплекс органично входит в более широкую структуру – учебно-воспитательный комплекс, который может в себя включать детский сад – школу – среднее специальное учебное заведение (колледж) – ВУЗ. В задачу такого комплекса входит: организация единого образовательного пространства, непрерывность в обучении (как правило, коллективы этих учебных заведений имеют сквозные программы, каждый последующий уровень состыкован с предыдущим, развитие и обучение детей идет в единой логике).

Программы начальной школы.

Куда пойти учиться?

      Этот классический вопрос стоит не только перед выпускниками школ, но перед теми, кто только начинает свой учебный путь. Действительно, очень важно правильно выбрать школу и программу обучения, потому что именно учеба в начальной школе определяет дальнейшее отношение ребенка к учебному процессу на протяжении всей жизни.

      
      Конечно же, все модели обучения имеют общую цель – развитие личности школьника, формирование у него желания и умения учиться. И в результате к концу начальной школы ребенок должен получить определенный набор знаний. Только вот способы передачи этих знаний разные.

      В настоящий момент в нашем крае в начальной школе реализуются семь образовательных программ. Эти школьные программы делятся на две большие группы: традиционные и развивающие. Традиционная образовательная система: «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова), «Гармония» (под редакцией Н.Б. Истоминой), «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой), «Начальная школа 2000 – 2100» (под редакцией А.А. Леонтьева, Л.Г. Петерсон), «Классическая начальная школа» (под редакцией Карелина). Система развивающего обучения: «Система начального образования Л.В. Занкова» и «Система начального образования Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова». Традиционные основаны на привычной для большинства схеме: учитель объясняет – дети слушают и запоминают. Развивающие работают принципиально иначе. Ученики сами пытаются искать ответы на вопросы, до всего доходить своим умом. Преподаватель лишь направляет поиск, подсказывает пути решения.
      Попытаемся разобраться в этом «образовательном разнообразии».
      
      Итак, учебно-методический комплекс “Школа России” (под ред. А. Плешакова): как отмечает автор, это комплекс создан в России и для России. Это классическая программа, существующая десятки лет, но представленная в адаптированном современности виде. Основное положение программы: «Развитие у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». Кроме того, важнейшей составляющей этой модели является экологическая этика и эколого-этическая деятельность ученика, которые направлены на духовно-нравственное саморазвитие личности ребенка. То есть программа должна развитить у ребенка природосберегающее “чувство дома”, воспитание любви и уважения к природе во всех ее проявлениях.

      Учебно-методический комплекс «Гармония» (под ред. Н. Истоминой): учебно-методический комплект по математике этого автора был удостоен премии Правительства в области образования за 1999 год. Основное положение программы: «Обеспечение многостороннего развития ребенка, комфортного обучения, подготовка мыслительного аппарат ребенка к дальнейшему обучению». Основные идеи этой образовательной программы заключаются в стремлении преодолеть разделение традиционной и развивающей систем; приоритете самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания. Т.е. во главе угла – самоконтроль, самостоятельная работа и самооценка. Большое внимание уделяется созданию условий для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником, детей друг с другом, обеспечивающих ситуацию успеха.

      
      Учебно-методический комплекс «Начальная школа XXI века» (под ред. Н. Виноградовой) направлен на обеспечение «мягкой» адаптации детей к новым для них условиям школьной жизни. Основное положение программы: «Начальная школа должна быть природосообразной, т.е. соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, в разнообразной деятельности)». Эта программа позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования – формирование основных компонентов учебной деятельности («зачем я учусь», «каковы мои успехи и что у меня не получается» и др.). Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради “Учимся думать и фантазировать”, “Учимся познавать окружающий мир”).
      Учебно-методический комплекс «Начальная школа 2000 – 2100» (под ред. А. Леонтьева): главное преимущество заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться начиная с трех лет (создан учебный комплект для малышей-дошкольников – пособие, развивающее логическое мышление) и вплоть до вуза. Основное положение программы: «Формирование различных способов деятельности. Поставленную учебную задачу решают вместе учитель и ученик». Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста (в том числе в плане понимания учебного материала), детской мотивации, решают проблему разноуровневого обучения. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип минимакса: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может, предел познаний не ограничивается.
Учебно-методический комплекс «Классическая начальная школа»: авторы (коллектив известных в России методистов) в своей программе органически соединили традиции отечественной начальной школы, восходящие к К.Д. Ушинскому, и новейшие достижения современной психологии, а именно — данные о возрастных и индивидуальных особенностях детей младшего школьного возраста, закономерностях их учебной деятельности и формирования личностных качеств. В комплекте воплощены основные направления модернизации школьного образования: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и личностно-ориентированный подходы к процессу обучения. Авторы исходили из того, что каждый ребенок должен быть успешен; каждый ученик должен реализовать свое «я», каждый должен иметь возможность содержательного общения со сверстником и взрослым, собственную точку зрения, аргументировать и, если нужно, отстаивать ее.

   Развивающая система Л.В. Занкова. Основное положение системы: «В начальном образовании нет главных и неглавных предметов. Каждый предмет значим для общего психического развития ребенка» Система направлена на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников; пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности. Задача обучения – дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Одна из важнейших задач системы Занкова – воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Эта программа направлена на обеспечение условий для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира.
      Отличительной особенностью системы Занкова является обучение на высоком уровне трудности, быстрый темп прохождения учебного материала; систематическая работа над развитием всех учащихся, в том числе самых слабых.

      Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: особое место здесь уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень сложности преподаваемых предметов – предельно сложный. Основное положение системы: «Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями. А знания усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения».

     Система развивающего обучения Эльконина – Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора умений. Это и способность обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, определяющее содержание и структуру изучаемого, а также воспроизводить выявленное отношение в особых предметных, графических или буквенных моделях. Ученик должен уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к осуществлению их во внешнем и наоборот. Ребенок должен научиться инициировать поиск недостающей информации при столкновении с новой задачей, осуществлять экспериментальную проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками; анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров, действующих иначе.

     По информации, предоставленной Главным управление образования г. Красноярска на сегодняшний день большинство, а именно 28,49% образовательных учреждений, предпочитает реализовывать программу «Школа России». Примерно равные позиции в рейтинге предпочтений  занимают программы «Начальная школа 2000 – 2100», развивающая система Занкова и «Начальная школа XXI века» (22,34%, 18,43% и 17,87% учебных заведений соответственно). Развивающая система обучения по Давыдову-Эльконину реализуется в 7,82% школ города. Меньше всего представлены учебно-методические комплексы «Гармония» и «Классическая начальная школа» (3,35% – в первом случае, 1,67% – во втором).

     Мнения родителей и специалистов, имеющих дело с описанными образовательными программами.
     
Елена М., мама ученицы 3-го класса, обучающегося по программе Занкова:
Как я поняла, эта программа не совсем подходит для медлительных детей, потому что темп на уроке достаточно высок. Задания построены в виде ребусов, развивающих игр и направлены на то, чтобы ребёнок сам нашёл решение, а не сделал всё по “формуле”, подсказанной учителем. В общем, всё направлено на общее развитие личности. Материал достаточно труден, а чётких методов решения, как мы привыкли, нет. Думай сам. Ещё встретилась такая фраза: “Программа направлена на теоретическое образование”. Что это значит в начальной школе, для меня загадка. И ещё. Некоторые учебники по этой программе заменяются на учебники других авторов, т.к. Занков не успел их до конца разработать. Главное, что я из всего этого вынесла – нужно искать не школу или программу, а хорошего учителя. Это главное. Потому что даже очень хорошую программу может испортить плохой педагог».

Ирина В., мама ученика 2-го класса, обучающегося по программе Виноградовой:
Данная программа очень отличается от привычной для нас, традиционной модели обучения. В последней на усвоение материала отводится достаточно большое количество времени, а в программе Виноградовой обучение по так называемой «спирали». Так, например, «удочка» про умножение закидывается уже в первом классе, как комментирует учитель, «чтобы понять дух умножения». И потом обучение строится на эмоциональном восприятии учебного материала. Мой сын средних способностей и ему бы больше подошло усвоение материала через многократные повторения.
Еще не устраивает то, что система оценивания успеваемости не позволяет родителям вовремя увидеть, где проблемы у ребенка. Только после контрольных работ выясняется, что знания «троечные», хотя в процессе обучения учитель говорит, что все хорошо, «лакирует», на мой взгляд, действительность.
Нет возможности поменять школу, мы вынуждены нанимать репетитора, работающего по традиционной системе. Получается двойная нагрузка на ребенка. Очень хотелось бы, чтобы учитель не ограничивался рамками определенной программы, а в зависимости от ученика давал необходимый минимум знаний. Начальная школа – то место, где не должно быть никаких упущений, здесь закладывается база знаний на всю жизнь.

Галина С., мама ученика 2-го класса, обучающегося по программе «Начальная школа 2000 – 2100»: Честно говоря, мы выбирали не программу, а учителя. Я прекрасно понимаю, что педагогический результат проявится и через 10 и через 20 лет. Поэтому я очень много разговаривала с другими родителями, с учителями средней школы, выясняя, какие ученики выходят после начальной школы у того или иного педагога. И в результате такого опроса сделала выбор и не жалею до сих пор. Очень показательно для меня то, что после каникул мой сын с радостью заявляет: «Как хорошо, что есть школа, а в школе есть математика и чтение!». Наша учительница создала такую атмосферу, что дети чувствуют себя очень комфортно. Это компенсирует даже какие-то недочеты в работе нашего учителя.

Ольга Игоревна Свиридова, заместитель директора по методической работе, рассказала об учебно-методических комплексах, реализуемых в лицее №1 г. Красноярска. В данном учебном заведении есть программы «Начальная школа 2000-2100» и «Система Эльконина-Давыдова». Авторы этих комплексов вышли из одного творческого коллектива, поэтому принципы работы в этих программах очень близки. Единственное, что их отличает друг от друга – подходы:

Система развивающего обучения привлекает тем, что дети в процессе учебы не получают готовых образцов решения задач, их учат думать, мыслить самостоятельно, не бояться высказывать свое мнение. В результате у ребенка формируется автономное мышление, развивается научное воображение. Даже если ребенок слабый, и будет повторять сначала за кем-то выводы, но все равно при этом предпринимает попытки думать. А затем и научается делать это сам. Неверные ответы и любые суждения приветствуются в системе развивающего обучения, так как это позволяет развернуть дискуссию и в процессе обсуждения прийти к правильному ответу.
В системе развивающего обучения мало времени отводится на отработку материала, его повтор. Нужно все схватывать не лету, очень быстро. Но очень важно, чтобы учитель принимал идеи развивающего обучения, не ленился в полной мере применять методики, чтобы помнил о дифференцированном подходе в зависимости от уровня подготовленности ученика.

      Декан факультета начальных классов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, Нина Борисовна Решеткова, на вопрос какая образовательная система наиболее эффективна, ответила однозначно: «Дело не в образовательных системах. Все зависит от того, в чьи руки она попадет. Настоящий Мастер своего дела будет эффективен, работая с любой программой».
«Анализ образовательных программ для начальной школы показывает, что по своему содержанию они практически не отличаются друг от друга. И это не удивительно – есть определенный государственный стандарт, то есть необходимый минимум знаний, который должны усвоить ученики начальной школы за период обучения. Разница программ заключается в методике преподавания и акцентах, которые выделяют авторы учебно-методических комплексов и непосредственно преподаватели», – пояснила преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания КГПУ Автушко Ольга Александровна. «Важно понимать, что некоторые комплексы не имеют логического продолжения в средней школе, либо слабо разработаны. Это замечание справедливо, например, для развивающей системы Эльконина – Давыдова. Самое главное, что необходимо помнить: не стоит гнаться за тем, что модно или престижно в данный момент. Особенно это относится к тем родителям, которые намерены помогать ребенку дома. И проще это сделать в традиционной системе обучения, которая привычна и знакома.
      Кроме того, новые учебно-методические комплексы, к сожалению, не лишены фактических ошибок. Поэтому учитель в школе должен быть исключительно грамотен, чтобы выявить эти ошибки и исключить их. Хотя, безусловно, элементы развивающего обучения очень ценны: когда ученик не объект, а субъект учебного процесса, он сам строит свою учебную деятельность».

      Также большой упор на мастерстве учителя делает и заместитель декана факультета начальных классов КГПУ Сентябова Татьяна Алексеевна. «Методика преподавания – это большое искусство. Очень важно, чтобы учитель был способен учитывать уровень восприятия детьми материала и тем самым регулировать даже скорость своей речи. Примечательно, что многие авторы учебно-методических комплексов предполагают, что уровень детей разный и нужен дифференцированный подход, и предлагают задания разной степени сложности. А некоторые учителя, не разобравшись в ситуации, требуют по максимуму от всех учеников без исключения. Подобный подход порождает неуспеваемость у более слабых учеников, страх перед учебой.
      И, наконец, перед тем, как решить, куда отдать учиться ребенка, в идеале хорошо бы его протестировать. Так, если он по природе своей не разговорчив, стеснителен, то ему будет очень сложно в системе Эльконина-Давыдова, построенной на постоянной дискуссии».
      
      Специалист в области школьной гигиены Панкова Елена Степановна настаивает, что при выборе образовательной программы родители непременно должны учитывать состояние здоровья своего ребенка. Поскольку для успешного обучения в развивающих системах требуются очень хорошее физическое здоровье, крепкая нервная система. Нежелательно перегружать различными кружками и секциями первоклассников в адаптационный период, особенно первые 3 месяца школы. Ну, и общие рекомендации для всех учеников начальной школы – соблюдение режима дня, обязательные прогулки на свежем воздухе.

ds353.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *