Школы для детей с девиантным поведением – Можно ли обучать детей с девиантным поведением в обычной школе

Содержание

Каширская школа для детей с девиантным поведением закрытого типа

Каширская специальная школа для детей с девиантным поведением закрытого типа.29 апреля 2012.

Что больше всего удивило?!

Страшно. Да, есть такой наигранный стереотипный страх. Понимаешь и думаешь: «Ну, вот едешь в школу, где одни парни, в недавнем прошлом малолетние уголовники, ну если смотреть правде в глаза, их много, школа по слухам как зона (наверное, в миниатюре разве что). Положено бояться. Или хотя бы опасаться. Слишком уж много факторов неизвестности. Ладно. Слушаешь себя и понимаешь, что все будет хорошо». И ты не ощутишь ничего конкретного и настоящего, пока не столкнешься с реальностью. И вот ты подъезжаешь к школе и видишь страшный бетонный высокий забор, стоящий как будто бы на поле. Забор, как положено, с мелкой сеткой, наклон внутрь. Ясное дело – все меры по предотвращению побегов предприняты. А говорят, что там кипит жизнь. Пока не войдешь – не узнаешь. По ощущениям очень холодный, отверженный и ни разу не манящий к себе забор. Местных людей уж точно. Что тут говорить о «чужестранцах”. Коими мы и являлись.

КПП. Советский пропускной пункт. Помните – вертящиеся металлические турникеты. По человеку в одну штуку. Такие были у меня в военном городке в начале 90х, когда я приезжала к бабушке-дедушке. У нас-то снесли. А в глубинке осталось. Да и не только. Встретила нас простая, доброжелательная женщина. Оказалось – завуч школы. За ней бежала ее 5тилетняя внучка, светловолосая и беззаботная. «Как мы ждали вас, и они вас очень ждут! Вы главное расслабьтесь, они очень открытые. Я вот только в магазин, что-нибудь к чаю куплю. И вернусь». Честно – когда мне сказали «вас ждут», я расслабилась. Фраза-то обычная, любой гостеприимный и доброжелательный человек, завуч, в школу которого мало кто ездит извне, не забудет ее упомянуть в приветствии гостей. Но тут помогло. Очень. А маленькая девочка еще больше отрезвила. Вот уже видны и парни, гоняют в футбол, поглядывают в нашу сторону через ворота. Тут окончательно понимаешь, что все будет хорошо.

Удивила открытость этих парней, готовность и желание общаться и делать что-то новое. Им, по-любому, несвойственное. Как-то сразу мы завладели вниманием, думаю, около 15-20 человек. Мы справились. Точно могу сказать. Все, что предлагали, они делали с большой охотой. Важно было с ними участвовать в играх. Они чувствовали уверенность и раскрывались. Была некая естественность, активность и отчасти их уровень общения. Оказывается, жизнь внутри этой бетонной заборной коробки кипит. Нам так кажется. Как детям – сложно сказать. Наверное, для них она просто идет. Убежать, говорят, сложно. Но попытки бывают. Отношение воспитателей, администрации, футбол, хоккей, разведение цветников («Если выиграем звание «Лучший цветник», отправлю на побывку раньше срока» (завуч) – это с одной стороны. С другой – режим, закрытая территория, одни и те же лица, жесткие отношения внутри групп и школы (если присмотреться, сразу видно, кто есть кто), надзиратели на каждом этаже, между каждыми пролетами, отсутствие хоть единого элемента уюта в спальнях, красное кирпичное здание, темное такое, наводящее некий мрак. Гнетёт. А с виду ничего так.

Пообщались мы с администрацией школы, а дети стучали в дверь завуча и убегали, потом ловили нас и тихонечко говорили: «А Можно Вас спросить? А вы с нами будете сейчас играть еще? А когда еще приедете?». Ну, думаю, что это самое важное. Бесценное. Теперь они нас ждут. А у нас большое поле для деятельности. Ввиду особых условий – замкнутая территория, отсутствие новых людей и впечатлений – дети готовы на многое. Имею в виду, они открыты многому. Нам важно не потерять их внимание и вкладывать по-максимуму. Говорят, что после выхода из школы (после решения суда), они возвращаются в семью, которая, как правило, неблагополучная, как принято говорить. В реальности как это? Родители изредка помнят о своих детях. Заботятся? Да! Присылают сок, накаченный водкой. А крышку закупоривают либо мылом, либо воском. Чтобы охрана не заметила. Дома родители пьют, издеваются над детьми, избивают, либо просто игнорируют, тем самым сподвигая снова идти на улицу и заниматься прежним делом. За что дети попадают по решению суда в школу? Изнасилование, избиение, издевательство над детьми, агрессия, воровство, наркомания. Список можно пополнять и расширять.

А можно ли свести его на «нет»?! Есть ли смысл что-либо делать, если, возвращаясь в дом, происходит такой масштабный «день сурка»?! Говорят, что да. Говорят, что малый процент детей встают на некий путь истинный. Уверена, что это так. Уверена, что в наших это силах. Как бы ни было все жестко, надо бы вспомнить, что большинство из этих детей — жертвы равнодушия благополучных взрослых, которые прошли мимо, сделав вид, что проблема их не касается.

И пора уж нам преодолеть страх бетонной коробки и войти внутрь. Там ждут. Мы проверили!

frizzy-breeze.livejournal.com

Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания.

Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания.

Количество школьников, которых выделяют как уч-ся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает. Потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Понятие «девиантное» произошло от латинского deviatio – отклонение.
Отклоняющееся, девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют:
Биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.)

Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка.
Социально – психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения уч-ся, а именно:
*дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку.;
*конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
*асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной жестокости и насилия.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной части населения, безработица и, как следствие социальную напряженность.
Морально-этические факторы проявляются в понижении морально нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
В современной педагогике выделяют 3 технологии: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально психологическая реабилитация.
Технология социально –педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы.
Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребенка, родителей, классного руководителя, учителей-предметников.
В рамках общеобразовательных учреждений технология социально-психологической реабилитации не используется.
При работе с детьми девиантного поведения можно использовать следующие рекомендации.

При взаимодействии с агрессивным ребенком

  • принимайте ребенка таким, каков он есть;
  • предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
  • расширяйте кругозор ребенка;
  • включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;
  • игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
  • Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей и учителей. Объяснением. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться. Поощрением.Если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание еще раз услышать эту похвалу.

Если ребенок испытывает страхи.

  • принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться;
  • развивайте в ребенке положительные эмоции, почаще дарите ему свое время и свое внимание;
  • с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх;
  • заранее проигрывайте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу.

Если ребенок лжет, следуйте таким правилам:

  • чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки;
  • если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность, выяснить причину лжи;
  • найдя возможную причину лжи, постарайтесь деликатно устранить ее так, чтобы разрешить эту проблему;
  • не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, даст оценку собственному поступку.

ТЕОРИИ АГРЕССИВНОСТИ.
20 век – самый агрессивный век.
Наличие некоторых гормонов влияет на появление агрессивности.
Теории агрессивности.

  • Агрессивность врождённая черта характера.
  • Агрессивность – порождение воспитания, социализации.
  • Психоаналитическая теория Фрейда.

У человека заложено два основных инстинкта: «донатас» – инстинкт стремления к смерти, «натас» – инстинкт стремления к жизни (sex). Агрессивность – врождённая черта человека, поэтому всегда будут войны. Эта теория не объясняет, почему агрессия проявляется по-разному.

  • Теория фрустрации агрессии.

Агрессия проявляется в определённых ситуациях, когда не удовлетворяется наша потребность. Не до конца объяснила, почему люди ведут себя по-разному.

  • Теория социального научения.

Проявление агрессии связано с окружением, социумом.

Этапы формирования агрессивного поведения.

  • Присвоение индивидуумом (ребёнком) системы норм, образцов и правил поведения в процессе взаимодействия с ближайшей микросредой (семьёй).
  • Формирование стереотипов агрессивного поведения, одобряемых семьёй и референтной группой.
  • Наличие опыта безнаказанного насильственного поведения.
  • Повышенная конфликтность, враждебность по отношению к другим людям при низком уровне самоконтроля. Формирование черты личности.

Признаки агрессивного поведения.

  • Нанесение вреда физического, морального другому физическому лицу или материальному объекту.
  • Нарушение социальных норм общества.

Агрессивность – это личностная позиция, свойство личности, которая заключается в деструктивных тенденциях, в готовности и предпочтении использовать насильственные средства для реализации своих целей.
Виды агрессивного поведения.

  • Импульсивная агрессия – непосредственная реакция на ситуацию.
  • Инструментальная агрессия – средство достижения различных, значимых для субъекта целей.
  • Враждебная агрессия – насилие, в котором проявляются деструктивные тенденции личности человека.
  • Мотив групповой солидарности, сплочённости.

Виды агрессивной реакции (Басса, Дарки).

  • Физическая агрессия, нападение.
  • Косвенная агрессия (вспышки ярости, крик, топанье ногами, злобные шутки).
  • Склонность к раздражению, повышенная возбудимость, склонность к проявлению негативных чувств.
  • Негативизм. Оппозиционная манера поведения от пассивного поведения до открытой борьбы.
  • Обида, зависть и ненависть к окружающим людям.
  • Подозрительность от недоверия до убеждения, что окружающие люди приносят вред.
  • Вербальная агрессия (крик, ссоры, проклятия, ругань, угрозы).

Различия в агрессивности мальчиков и девочек.
Врождённая предрасположенность одинаковая. В процессе воспитания мальчики становятся более агрессивные, чем девочки, так как существует поло – ролевой стереотип в обществе.

 

Детская агрессивность___________________
От рождения до одного года.
Некоторые мамы говорят: «Он с самого рождения был агрессивный».

Если ребёнок здоров, то причина его поведения в маме. Существует тесная психологическая связь с мамой, ребёнок реагирует на раздражение, злость. Ребёнку не комфортно, плохо с мамой. Способ выражения – крик, движение телом, кусание.
Почему кусается?

  • Чешутся зубки.
  • Плохо поступает молоко (сердится, так как еда имеет первоочередное значение).
  • Неудобно держат.

Что делать?
Кормить в спокойном состоянии. Отодвинуть, посмотреть в глаза, чётко, спокойно сказать «нельзя», продолжить кормление. Устранить причину, вызвавшую укус.
Нельзя: ругать, стыдить, угрожать.
Много эмоций + негативная реакция = испуг.
Кормление очень важно для эмоционального развития малыша, поэтому должно быть приятным. Укус может быть попыткой установить контакт с мамой. От её реакции будет зависеть сохранится такой способ общения или нет.
В 7 месяцев новое – кидает игрушки, дёргает за волосы, кричит. Выражает агрессию, когда взрослый мешает достичь цели.

Реакция мамы: неверная, если мама сердится. Ребёнок ещё больше кричит. Если мама наказывает, ребёнок сначала пугается и притихает, затем привыкает и не реагирует. Тупиковый путь.
Лучше:

  • Объяснить, почему «нельзя».
  • Отвлечь.
  • Спокойно разговаривать.
  • Дать ребёнку удовлетворить любопытство.
  • Поддерживать.
  • Проявлять терпение, дружелюбие.

Один год.
Ребёнок исследователь. Задача родителей помогать осваивать правила поведения. Учить сдерживать гнев. Вводить запреты в разумном количестве. Нельзя бить по рукам!
Один – два года.
Учить общаться. Важно общение с мамой. Если родители эмоционально холодны, ребёнок ищет внимание у других людей, часто через проявление агрессии.
Дошкольник.
Агрессивное поведение может появляться в результате:

  • Несовпадения темпераментов мамы и ребёнка.
  • При ревности старшего ребёнка к младшему.
  • При третировании ребёнка одним из членов семьи.
  • При поощрении агрессивного поведения у мальчиков.

Ребёнку нужна любящая и заботливая мать. Формирует агрессию не шлепок по попе, данный в сердцах мамой, а её отчуждённость, холодность к нему.
Школа и агрессивность.
Школьник от 7 до 11 лет.
Период адаптации к школе сложен. Быстрые изменения не каждый принимает, отсюда сопротивление, желание, чтобы было как прежде и как следствие агрессивные реакции: грубость, отказ выполнять требования, нервное реагирование на замечания (психуют, злятся, разбрасывают предметы, портят принадлежности).
Начальный период опасен для развития и закрепления агрессивности. Наиболее часто ведут себя агрессивно те дети, чьи притязания на роль в коллективе выше, чем есть в действительности (причины: низкая успеваемость, телесные, поведенческие особенности, походка, привычки, печь, неумение общаться).
Важность периода 7-8 лет в формировании агрессивности ребёнка подтверждается исследованиями. Зафиксирована зависимость между агрессивностью в 8 лет и совершёнными преступными агрессивными действиями в 30-ти летнем возрасте.
Самостоятельность и агрессивность.

  • Стараются адаптироваться в мире, вне семьи, хотят подражать детям своего возраста и пола.
  • Хотят стать более самостоятельными, независимыми от родителей.
  • Дети готовы тратить много времени и сил на изучение окружающего мира.

Этот период остро протекает у мальчиков. Часто для того, чтобы выйти из-под опеки взрослых, они проявляют грубость.
Что способствует развитию агрессивности?

  • Школьная нагрузка.
  • Учитель.
  • Другие дети.
  • Семья.

Школьная нагрузка.
Агрессивное поведение – предохранительный механизм. Лишнее напряжение находит выход извне, не разрушая личность ребёнка.
Учитель.
Вопросы – агрессивное действие. Учитель вынужден быть агрессивным. Если добавляется грубость учителя как вербальная форма агрессии, то учитель является для ребёнка примером.
Дети.
В начальной школе дети достаточно жестоки друг к другу. Если учитель или лидер класса не принимают кого-то, то ребёнок становится объектом насмешек и поэтому начинает проявлять агрессию. Если не вмешаются взрослые, поведение закрепляется.
Семья.
Если у ребёнка нет эмоционального контакта с матерью, недостаёт любви, заботы, то ребёнок пробует различные способы, чтобы компенсировать это. На хорошие поступки такие родители часто не реагируют, воспринимая их как должное. А вот на агрессивные, анти-социальные поступки ребёнка, которые нарушают их собственное состояние или затрагивают мнение окружающих о них, реагируют быстро и эмоционально. Пусть это отрицательные эмоции (гнев, обида, раздражение), но всё же это эмоции, которых так не хватает ребёнку. Этим родители сами закрепляют негативное поведение ребёнка. В таких семьях нет образца для воспитания сочувствия и переживания, любви.
Иногда агрессивное поведение демонстрируется родителями.
Подросток от 12 до 16 лет.
Формы проявления те же. Причины:

  • Стремление к личной свободе. Не получается. Обозлённость на всех.
  • Желают убедить весь мир, что они мужчины. Реальных возможностей нет, чтобы продемонстрировать взрослость. Кто-то начинает заниматься спортом, другие следят за телом, третьи демонстративно нарушают родительские требования.
  • Подростки с низкой самооценкой чаще бывают агрессивны.

Подросток борется не против взрослых, а против своей зависимости от них. Необходимо научиться договариваться.
Агрессивность и сексуальность.
Гормональный сдвиг служит причиной полового созревания и возникновению полового влечения. Принимают проснувшуюся сексуальность на подсознательном уровне, но осмыслить не могут. Изменение в теле, чувствах вызывает дискомфорт, отсюда может появиться необоснованная грубость, повышенная импульсивность, агрессивность.
Статистика.
13-15 лет подростки полагают, что гнев – плохое чувство (85%), сильную злость к кому-то испытывают только плохие люди (78%), когда люди злятся, они становятся хуже (74%).
По мнению исследователей личностного роста, принятие и конструктивное использование собственного гнева является не только привилегией зрелого человека, но и собственно показателем личностной зрелости. Запрет на выражение гнева транслируется старшим поколением (родители, учителя). Неумение проявлять отрицательные эмоции приводит к преобладанию зависимого поведения, особенно в ситуации, когда надо защитить свои права.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, УЧИТЕЛЯМИ.
Задача психолога познакомить с особенностями агрессивных детей, обучать способам взаимодействия.
Психологическое просвещение, коррекция проводится через следующие формы работы:

  • Лекции (на родительских собраниях, МО, педагогических советах).
  • Тренинги.
  • Индивидуальное консультирование по проблеме.
  • Семинары и диспуты.
  • Круглые столы.

Можно использовать следующие упражнения:

  • Коллективный продукт (определение агрессии).
  • Упражнение «Портрет агрессивного ребёнка».
  • Упражнение «Мир глазами агрессивного ребёнка».
  • Знакомство со способами выражения гнева.
  • Упражнения на развития эмпатии.
  • Упражнение «Письмо агрессивного ребёнка».
  • Упражнения на релаксацию, выведения гнева.
  • Психологический театр.

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.
Стратегия несовместимых ответов. Человек не может одновременно испытывать две противоположных, несовместимых эмоции. Необходимо делать упор на проявление таких эмоций, которые не совместимы с агрессивностью:

  • эмпатия;
  • юмор;
  • лёгкая эротика, поглаживание, прижать к себе.

Необходимо способствовать поощрению альтернативных форм поведения, создавать атмосферу, которая бы вызвала сочувствие к чужой боли, стремиться в сложных высоко конфликтных ситуациях ослабить напряжение с помощью шутки, юмора, не давая ему вылиться во враждебные взаимоотношения с людьми.
Работа с детьми.
Цели: 1. Учить выражать гнев в приемлемой форме.
2. Обучать поведению в различных ситуациях.
3. Развивать эмпатию, чувство доверия к людям.

  • Уроки чтения и литературы.
  • Сказкотерапия, притчи.
  • Диспут.

«Крутой» = уверенное поведение + много агрессии.
«Сильная личность» = уверенное поведение + много поддержки.

  • Упражнения из телесноориентированной терапии:

«Стиральная машина», «Дождик».

  • Тренинговые упражнения:

«Уверенное, неуверенное, грубое поведение»
«Прогноз погоды» «Два барана»
«Камешек в ботинке» «Доброе животное»
«Спустить пар»
«Толкалки»
«Датский бокс»
«Тух – тиби – дух»
«Довольный, сердитый»
«Ворвись в круг»
«Листок гнева»
«Эмоциональный словарь»
«Маленькое привидение»
«Волшебные шарики»
«Обзывалки»

www.vashpsixolog.ru

Клеймо в аттестате

Чиновники решили сообщать всему миру, что выпускники школы для детей с девиантным поведением опасны для общества. Зачем?

Аттестат об окончании школы — документ на всю жизнь. Руководство московской специальной школы № 1 для детей с девиантным поведением известило в январе родителей, что в аттестатах, которые получат выпускники, будет написано, что они окончили школу «для детей с девиантным (социально опасным) поведением». Всю жизнь в этом документе будет стоять штамп «социально опасный».

Раньше в документах у выпускников школы значилось, что они окончили «специальную общеобразовательную школу № 1». Теперь, согласно уведомлению, которое родители должны были подписать и вернуть администрации, каждый ребенок «получит аттестат установленного образца как выпускник Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением».

Зачем же сообщать всему миру, что обладатель аттестата общественно опасен? Затем, что чиновнику удобно единообразие. Осенью прошлого года Департамент образования издал распоряжение № 378 р, где значится, что спецшкола № 1 меняет название на «Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальное учебно-воспитательное образовательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением № 1». Подписал это распоряжение не сам глава столичного Департамента образования И. И. Калина, а его первый заместитель М. Ю. Тихонов. Может быть, Исааку Иосифовичу, заступнику детей с проблемным поведением, известному пламенной речью о девиантных огурцах, просто неловко было подписывать такой документ? Вот цитата И. Калины из статьи в «Московском комсомольце»: «Какой огурец в хороший рассол ни попадет — маленький, большой, свежий, малосольный, — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солёными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными: если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками».

В Законе об образовании перечислены возможные типы учебных заведений. Теперь местные администрации по всей стране приводят названия своих бюджетных учреждений в соответствие с тем, как их типы названы в законе — именно поэтому вместо школ у нас теперь ГБОУ СОШ или ГБОУ ШИ, а вместо домов детского творчества — МУДОД. А спецшкола № 1 — теперь ГБОУ СУВОУ. Может, даже СУВОУОДООП.

Но в предыдущей версии закона об образовании, действовавшей с 1996‑го по 2012 год, тоже фигурировали учреждения для «детей с девиантным (общественно опасным) поведением», и никому не приходило в голову переименовывать школы, называвшиеся просто «спецшколами», в ГБОУ СУВОУ. Да и сейчас, вероятно, нет никакой жгучей необходимости выносить все это в название школы. В конце концов, раньше таких детей называли просто «трудными», и это было всем понятно и не оскорбительно. Тем более что цель специальных учебных заведений — не изоляция опасных детей от общества, а реабилитация и социализация. Но написать в аттестате, что его обладатель социально опасен — это не реабилитация и не социализация. Это все равно, что клеймо «тать» на лбу поставить. В полном соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

 

Комментарий

Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве:

— Да, закон в этом случае формально не нарушен. Однако такая запись в аттестате, безусловно, нарушает право ребенка на полноценную будущую жизнь. Хорошо, что в законе остался этот тип школ, но почему они должны именно так называться? Мы стараемся в последнее время уходить от обидных наименований: говорим не о «детях-инвалидах», а о «детях с инвалидностью», нет «умственно отсталых», есть «с ограниченными возможностями здоровья», «с особыми потребностями». Меня как человека, который тридцать лет проработал в школе, раздражает сама идея, что есть некая абстрактная норма и есть отклонения: «норма» — это теория, а у каждого ребенка свои проблемы. И в такой хрупкой и деликатной области, как обучение детей с особыми проблемами, всякое неудачное слово создает дополнительные трудности.

В последнее время образование хоть как-то поворачивается лицом к детям с проблемами здоровья, но к детям, у которых есть социальные проблемы, оно по-прежнему зачастую равнодушно. Я недавно обратился к министру образования по поводу подростков, находящихся в СИЗО: в законе сказано, что они получают образование «в форме самообразования». Я предложил Ливанову — давайте, я проведу экскурсию в СИЗО для тех, кто писал закон, — пусть посмотрят, какие там ребята и какое у них может быть «самообразование». Сейчас мы в Москве сделали договор между школой и СИЗО — но это наша добрая воля, в законе этого нет. А должно быть: подростки должны учиться, должны получать профессию.

То же относится и к школам для ребят с девиантным поведением, и к летним лагерям. Сейчас считается, что у нас всюду инклюзия, эти дети должны учиться со всеми и отдыхать со всеми. Конечно! Но внутри той системы, где они учатся или отдыхают, по-прежнему должны быть специалисты, которые умеют с ними работать. А мы этих специалистов частично уже растеряли и продолжаем терять.

Я направляю сейчас обращения по поводу названия спецшкол для детей с девиантным поведением в Рособрнадзор и в Министерство образования и науки. Уверен, здесь надо вносить коррективы в закон.

www.novayagazeta.ru

Дети с девиантным поведением в школе

Страхи и комплексы заставляют его чувствовать себя неполноценным и восполнять эту неполноценность закрытостью, жестокостью к более слабым, агрессивностью к внешней среде. Если ему вовремя не помочь, отклонение от нормального развития может перерасти в психическую болезнь. Кроме того, девиантное поведение представляет проблему не только для ребёнка, который имеет отклонение, но и для общества, в котором он коммуницирует. 

Работа школы с детьми девиантного поведения 

По мнению большинства специалистов, в решении данного вопроса прежде всего необходимы компетентность педагогов и воспитателей, а также комплексный подход. Компетентность подразумевает единство теоретической, психологической и практической подготовки педагога к работе с детьми, уровень его культуры и ценностей. Комплексный подход в работе с “трудными” подростками включает совокупность различных принципов:

  • использование разнообразных средств, методов, технологий;
  • уважение достоинства индивида и принятие его таким, какой он есть;
  • личностно-деятельностный подход, учитывающий темперамент, ориентиры, ценности, направленность интересов и другие параметры внутреннего мира ребёнка. 

План работы с детьми с девиантным поведением 

  1. Диагностика причин.
  2. Выбор адекватных форм коррекции поведения. 

Исследования показали, что асоциальное поведение детей и подростков – сложный феномен, имеющий множество причин. 

Предупредить грубость, агрессию, нежелание следовать нормам поведения, принятым в обществе, можно лишь выявив все причины и мотивации такого поведения. 

Корректировать девиантное поведение возможно только изменяя факторы, неблагоприятно действующие на поведение, и правильно мотивируя всех участников процесса: личность, проявляющую себя асоциально, родителей, одноклассников, педагогов. 

По результатам педагогической диагностики поведения можно построить план совместной работы психологов, преподавателей и родителей; определить приёмы, формы и технологии коррекции. 

Работа психолога с детьми с девиантным поведением 

  • Выявление причин неблагополучия отношений индивида со взрослыми и со сверстниками.
  • Выявление причин изоляции в коллективе и нахождение путей её преодоления. 

Предоставление возможностей для проявления положительной реализации в коллективе, самомотивации.

Здесь применимы принципы оптимального соотношения полезной деятельности и нравственного просвещения и постановка индивидуальных задач с учётом возможностей ребёнка для его самораскрытия. 

Организация работы с детьми девиантного поведения 

“Проявления девиантного поведения объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершённостью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения…”

Манджиева Э.Э.

Поэтому крайне важно, чтобы родители также были включены в процесс предупреждения и коррекции асоциального поведения ребёнка. Зачастую педагогам и психологам, кроме школьной работы с такими детьми, приходится организовывать их родителей, доносить, что необходимо внимательно относиться к детям, вовремя замечать изменения в их поведении, организовывать их досуг, мотивировать, объяснять, что ждёт их в будущем. 

Формы работы с детьми девиантного поведения 

Современная психология и педагогика предлагают множество форм работы по изменению поведения ребёнка, чтобы направить его энергию в нужном ключе. 

  • Социальная педагогика обеспечивает конкретно-направленную помощь в социализации подростков и детей; способствует социальному воспитанию молодежи; оказывает поддержку семьям, учебным и воспитательным заведениям; помогает подросткам в момент профессионального и социального становления; повышает безопасность образовательной среды.
  • Особые педагогические подходы, выявляют скрытые способности ребёнка к изучению различных предметов. Например, предоставление возможности исследования, вовлечение в проектную деятельность, возможность выполнять функции лидера и нести ответственность за результаты, полученные группой.
  • Игра развивает аналитические способности, даёт возможность делать что-то в соответствии со своими интересами и, почувствовать себя успешным в коллективе. 

Технологии работы с детьми девиантного поведения 

Одной из самых действенных и мощных технологий в работе с “трудными” детьми является игра. “На основе теоретического анализа и экспериментальных данных учёные показали, что игра при всей её специфичности обладает такими же характеристиками, как и любая человеческая деятельность. Для неё характерны целенаправленность, осознанность, предметность и преобразующая направленность (С.Л. Рубинштейн, А.Л. Леонтьев). 

Игра открывает огромные возможности для реализации социальной активности, развития конструктивного взаимодействия с окружением. По словам Л.С. Выгодского, ребёнок создаёт в игре зону ближайшего развития. В игре он всегда старше своего возраста и выше своего обычного (повседневного) поведения. 

Это определяет игровым технологиям столь важную роль в формировании личности. Игра воспитывает нравственные чувства и создаёт привычки поведения в обществе. 

Одним из частных проявлений игры является театрализация при изучении школьных предметов (математики, литературы, иностранных языков). С помощью этого приёма предмет становится интересен почти любому ребёнку. В процессе разучивается текст, рисуются декорации, шьются костюмы, подбирается музыка; увеличивается интерес к процессу деятельности, её содержанию, овладению способом той или иной деятельности и, таким образом, к саморазвитию.

Изучить новые педагогические инструменты и технологии вы сможете на Международной конференции «Современные подходы к обучению одарённых детей и детей с ОВЗ. Работа с педагогами»

academy-prof.ru

Школа для детей с девиантным поведением

Можно ли обучать детей с девиантным поведением в обычной школе

Девиантное поведение характеризуется очень пространно — отличающееся от общепринятых норм. Однако причин возникновения такого поведения очень много, как, собственно, и форм его проявления. Надо понимать, что далеко не всегда поступки человека, разительно отличающиеся от социальных стереотипов, представляют угрозу самой личности и окружающему ее обществу. Но подростков с девиантным поведением как раз и отличает деструктивность даже по отношению к себе.

Девиантный и умственно отсталый – это не одно и то же

Даже представители медицины, психологии и педагогики по-разному трактуют проявления девиантного поведения, что уж говорить о людях, которые далеки от научной терминологии. Поэтому когда родителям администрация общеобразовательной школы предлагает перевод в специальную школу для детей с девиантным поведением, те зачастую впадают в панику. Сознание моментально рисует жуткие образы закрытой школы-колонии за колючей проволокой или школы-интерната для детей с умственными отклонениями. Однако девиантное поведение может быть свойственно даже весьма одаренному ребенку, который доставляет много хлопот учителям и родителям своей гиперактивностью.

Старшему поколению гораздо понятней термин «трудный» подросток, но в ходе реформирования системы образования это понятие утратило свою актуальность и находится под негласным запретом. Теперь есть дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию или «группа социального риска». Но легче педагогам от этого не стало. На самом деле перевод из общеобразовательной школы в специальную – это редчайший случай, потому как количество таких детей увеличивается с каждым годом. Если ребенок из вполне благополучной семьи, но со слабым характером вдруг поддался дурному влиянию, то родители зачастую осознают этот факт и стараются совместно со школой исправить ситуацию. Но вот что делать с семьями, где девиантное поведение – норма для всех ее домочадцев?

Чем отличается школа для детей с девиантным поведением

Надо сказать, что учебные заведения для девиантных детей есть разные. В специальное учреждение закрытого типа, где создаются условия временной изоляции под круглосуточным наблюдением режимной службы, попадают только подростки, совершившие уголовное правонарушение. В большинстве же случаев дети с девиантным поведением обучаются в открытых школах. Вот только условия обучения разительно отличаются от обычной общеобразовательной школы.

Первая отличительная черта – это наполняемость классов (5–10 учащихся). Вторая – количество работников учреждения, приходящееся на одного ученика такой школы. 40-45 педагогов и сопровождающего персонала в виде воспитателей и психологов направляют свой чуткий взор на 70 воспитанников. И это не прихоть, а реальная необходимость. Ведь детей там не карают и не просто учат, но еще и лечат. Лечат не только физические раны, а что гораздо сложнее – раны душевные.

А еще таким детям прививают навыки, которые давно очевидны для детей из общеобразовательной школы и при совместном обучении у «иных» это в лучшем случае вызовет насмешки. Случается, что дети, поступившие в специальную школу, не имеют понятия даже о супе и каше и о том, как это едят.

Чем вызвана идея соединения

Да, содержание такого учреждения стоит немалых финансовых средств и, возможно, оно не рентабельно в пору активной модернизации российского образования, когда финансирование на каждую школу закладывается с учетом количества учащихся. Наверняка именно соображениями экономии вызвано бурное обсуждение планируемого пока только в столице слияния школ для детей с девиантным поведением с общеобразовательными. Однако стоит задуматься, чем обернется такое новшество для детей сложной судьбы и педагогов, которые в случае закрытия этих школ попадут под сокращение.

Специальная школа – это, прежде всего, школа полного дня. Но практики отмечают, что такие дети требуют безразмерного дня. Причем замечено, что при большом скоплении людей, у детей с девиантным поведением чаще бывают рецидивы, характеризующиеся агрессивными выпадами в сторону окружающих. Чиновники обещают, что судьба каждого девиантного ребенка будет решаться индивидуально. Кого-то можно поместить в обычный класс, из других будут формировать отдельные классы.

Однако разрушить систему, которая создавалась десятилетиями, всегда легче, чем создать новую. Причем гарантий, что она будет совершенней, нет. Количество детей в специальных школах в последние годы не уменьшалось. Напротив, кроме имеющихся на начало учебного года 80 учащихся, в среднем в течение года по направлениям обычно поступает еще человек 20. Даже в трудные 90-е никому не пришло в голову такое «девиантное» решение — сэкономить на объединении и укрупнении школ, тем более путем слияния с особой.

Источник: http://gurumix.ru/obrazovanie/shkoly/73533-mozhno-li-obuchat-detej-s-deviantnym-povedeniem-v.html

Статья на тему:

Санкт-Петербургская ГКСУВУ Специальная общеобразовательная школа №1 (закрытого типа) СПб

Специальная общеобразовательная школа № 1 (закрытого типа) создана на основании решения Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся в 1964 году и является учреждением профилактики правонарушений несовершеннолетних, имеет 48-илетний опыт работы с подростками с девиантным поведением.

Деятельность ГКСУВУ СОШ № 1 /закрытого типа/ регламентируется ст.15 п.5 Федерального закона РФ от 24.06.99 № 120-ФЗ ««Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В школу принимаются несовершеннолетние (мальчики) в возрасте от 11 до 18 лет без отклонений в развитии и имеющие, отклонение в развитии (программа обучения VIII вида) по постановлению или приговору суда.

Основными задачами спецшколы является обеспечение специальных условий содержания, обучение и воспитание детей и подростков с девиантным поведением; обеспечение их психологической, социальной адаптации и реабилитации, коррекции поведения.

Предварительный просмотр:

о Санкт-Петербургском государственном казенном специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением

Специальной общеобразовательной школе № 1 (закрытого типа)

Специальная общеобразовательная школа № 1 (закрытого типа) создана на основании решения Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся в 1964 году и является учреждением профилактики правонарушений несовершеннолетних, имеет 48-илетний опыт работы с подростками с девиантным поведением.

Деятельность ГКСУВУ СОШ № 1 /закрытого типа/ регламентируется ст.15 п.5 Федерального закона РФ от 24.06.99 № 120-ФЗ ««Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В школу принимаются несовершеннолетние (мальчики) в возрасте от 11 до 18 лет без отклонений в развитии и имеющие, отклонение в развитии (программа обучения VIII вида) по постановлению или приговору суда.

Основными задачами спецшколы является обеспечение специальных условий содержания, обучение и воспитание детей и подростков с девиантным поведением; обеспечение их психологической, социальной адаптации и реабилитации, коррекции поведения.

Материально техническая база.

В 2010-11 учебном году в школе проведен комплексный капитальный ремонт.

В настоящее время в школе созданы условия для одновременного содержания, воспитания и обучения 65 несовершеннолетних правонарушителей.

Школа расположена в двух зданиях на огороженной территории со спортивными площадками.

Для проживания воспитанников оборудованы комнаты на 3-4 человека, имеются комнаты отдыха и душевые.

В учебном корпусе оборудовано 15 классов, спортивный, тренажерный и актовый залы.

Для обеспечения занятости воспитанников в школе оборудовано 5 учебно-производственных мастерских: слесарная, столярная, гончарная, фъюзинга и художественная.

Имеется лицензированный здравпункт, в котором штатные медицинские работники оказывают воспитанникам медицинскую помощь: педиатрическую, психотерапевтическую, психиатрическую, стоматологическую

Воспитанники обеспечиваются 5 разовым питанием в столовой школы.

Численность воспитанников, проходивших реабилитацию в спецшколе ежегодно сокращается. До принятия Федерального закона от 24.06.99 № 120-ФЗ « «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», составляла 150-200 человек.

После принятия закона « «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», изменившего порядок комплектования спецшколы, численность несовершеннолетних, проходящих реабилитацию в спецшколе резко сократилась и ежегодно продолжает сокращаться.

За последние 7 лет численность воспитанников сократилась почти в 4 раза.

Контингент воспитанников также резко изменился, до 2000 г. в спецшколу направлялись несовершеннолетние в возрасте 11-14 лет. Реабилитационная работа с несовершеннолетними данной возрастной категории позволила получить положительные результаты.

В настоящее время в спецшколу направляются воспитанники в возрасте 16-17 лет, имеющие большой число правонарушений и преступлений.

На 18.09.2013 года в спецшколе проходят реабилитацию 20 воспитанников.

Все воспитанники имеют психические отклонения: склонность к бродяжничеству, тягу к употреблению алкоголя или наркотических средств.

В мае 2012 г. на базе школы было проведено тестирование всех воспитанников на выявление маркеров психоактивных веществ с помощью аппаратно-программного комплекса «Имедис-Эксперт» с целью выявления несовершеннолетних, употреблявших наркотики. По результатам тестирования все несовершеннолетние имеют такой опыт, причем 55% употребляли амфетамины.

Так например: Курочкин Сергей до поступления в спецшколу был судим 5 раз:

Приморский, Красногвардейским, Кировским и дважды Фрунзенским судами. Подросток получал наказание с испытательным сроком, условное наказание, по пятому приговору освобожден от наказания и направлен в спецшколу до 18-тилетия.

Учитывая, что несовершеннолетний длительное время оставался безнаказанным, не обучался в школе, было упущено время, у него сформировалась стойкая асоциальная установка на совершение преступлений. В спецшколе он грубо нарушает правила поведения, оказывая негативное влияние на других воспитанников. Попытка изменить асоциальную установку и его поведение в условиях учебно-воспитательного учреждения не приносит положительного результата.

Воспитанники обучаются по двум общеобразовательным программам:

основного общего образования и коррекционно-развивающей программе VIII вида;

по 6–дневной неделе.

В 2013-15 уч. году сформировано 5 учебных классов, с наполняемостью 4-7 чел, что ниже нормы (норма – 8-10 чел. для общего образования , 5-8 чел. для коррекции).

Низкая наполняемость классов дает возможность использования личностно-ориентированного подхода для ликвидации больших пробелов в знаниях учащихся, преодолении педагогической запущенности или обучения на опережение при индивидуальной работе.

Покровский А., 11 лет (Выборгский р-н ЛО) до поступления к нам в школе не обучался, т.к. имел диагноз — «не обучаем», после госпитализации диагноз изменили, рекомендовали обучение по программе VIII вида. За два учебных года Саша освоил письмо и чтение, переведен в 4 класс.

По программе опережения ежегодно обучаются 1-2 воспитанника.

Вследствие проблемы по комплектованию школы возникают трудности с обучением в одном классе учащихся разного уровня. Так 3 ученика10 класса обучаются в составе 9 класса. Это психологически осложняет процесс обучения, требуя высокой квалификации учителя.

В соответствии с режимом дня воспитанников в период с 15-00 до 17-00 часов воспитанники занимаются в хорошо оборудованных учебно-производственных мастерских: столярная, слесарная, гончарная, фьюзинга (поделки из цветного стекла) и мастерская живописи, где каждый воспитанник находит дело по интересам. Занятия проводятся по графику. В мастерских воспитанники получают навыки трудового обучения и допрофессиональной подготовки.

В свободное от учебы и работы время воспитанники занимаются в спортивных секциях: футбола, баскетбола, хоккея с мячом, тенниса, шашек, шахмат и тренажеров. Занятия проводят педагоги дополнительного образования и по договору представители спортклуба «Шурави».

Планируется участие воспитанников школы в городских спортивно-массовых мероприятиях: по мини-футболу, теннису, лыжным гонкам.

Педагог организатор школы привлекает воспитанников к занятиям художественной самодеятельностью с целью активного их участия в общешкольных праздниках.

Совместно с ГУ «Центр содействия занятости и профориентации молодежи «Вектор» запланированы профориентационные экскурсии на предприятия города.

В соответствии с планом проводятся общешкольные праздники и выездные мероприятия.

Воспитанники в сопровождении воспитателей и сотрудников режимной службы выезжают на экскурсии в музеи города и пригородов, посещают театры.

Организации досуга воспитанников активно помогают общественные организации.

На территории школы:

— работают инструктора «Упсала-цирка», обучая детей цирковым навыкам; занятия проводятся регулярно 3 раза в неделю;

— волонтеры регионального общественного движения «Петербургские родители» проводят мастер классы по различным видам деятельности (рисование пластилином, химические опыты, изготовление мыла и кормушек для птиц) и проводят обучение игре на гитаре.

— Государственное учреждение «Центр содействия занятости и профориентации молодежи «Вектор» — который помогает организовывать экскурсии на предприятия города.

— Благотворительный фонд «Гуманитарное действие» — оказывает поддержку выпускникам спецшколы.

Летний отдых воспитанников

В летний период воспитанники выезжают из города в молодежные лагеря труда и отдыха.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/11/03/sankt-peterburgskaya-gksuvu-spetsialnaya-obshcheobrazovatelnaya

школа для детей с девиантным поведением

СДВГ-статус : Мама

СДВГ-статус : Мама

Может ей придет уведомление, что в ее теме ответ.

СДВГ-статус : Мама

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : 1983,1984,2001

Но я не уверена, что эта школа именно для 11-летнего СДВГшки. И что она ему чем-то поможет. Скорее, озлобит.

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : 1990, 1998

в школу принимают по направлению из комиссии по делам несовершеннолетних.

СДВГ-статус : Мама

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : 1983,1984,2001

САМИ мамы в такую школу никого не определят — вам же ясно пояснили «По решению суда». У вас был суд? Ребенок признан опасным для общества? В 11 лет совершил несколько серьезных проступков, состоит на учете в ИДН? Тогда возможно, сами ходатайствуйте перед комиссией о переводе.

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : 1989, 1998

СДВГ-статус : Мама

СДВГ-статус : Мама

Мария, вам надо рассматривать конкретную школу, которую вам называют.

Хотя, мне кажется, раз ваш ребенок на учете в ИДН не состоит, вас просто запугивают.

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : 1992 год дочь, 1999 год -тематический сын

В каждой обычной школе есть неприменно несколько детей,прошедших комиссию и иногда поставленных на учет в ОДН.Это вовсе не означает, что они неприменно попадут в такую школу. Не волнуйтесь.

СДВГ-статус : Другое

Г.р. детей : 2002. 2010

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : Дочь 1987, дочь — 1990, сынишка- февраль 2002 (темат.), внучка Соня 2006

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : 1990, 1998

СДВГ-статус : Другое

Г.р. детей : 2002. 2010

в остальные школы алгоритм стандартный — идете к завучу или директору — обрисовываете проблему — в умеренном контексте), Вам говорят, какие документы надо подготовить. Обычно это ПМПК заключение-рекомендация к обучению в таких школах, если ребенок знаком с КДН — направление оттуда, если нет — то нет. В уставе школ должна обычно быть информация на эту тему. В УО обычно сами не в курсе или скрывают инфориацию — если они впереди паровоза бегут реорганизовываться.

СДВГ-статус : Другое

Г.р. детей : 2002. 2010

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : 1983,1984,2001

Простите, а что за отбракованные? Из кого?

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : сын — 1993, дочь -1999 (тема), дочь -2011.

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : 1999 , 2002 , 2004

очередную учительницу довел.

мужа трясет уже от него

СДВГ-статус : Мама

Г.р. детей : 1990, 1998

Простите за эмоции, но поразила полная неосведомленность в вопросе на профильном форуме.

простите, но в вашем сообщении есть ошибки и мало конкретной информации.

Цитата : Коррекционные школы — ни одна — не подразумевают сохранный интеллект — почитайте виды коррекционных школ. почитайте, да.

1 вид — инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие.

2 вид — глухонемые

3 -4 вид — слепые и слабовидящие

5 вид — тяжелые речевые патологии

6 вид — проблемы опорно-двигательного аппарата

7 вид — ЗПР (память, внимание, эмоционально-волевая сфера, истощаемость)

И только 8 вид — умственная отсталость.

И как раз для СДВГ по параметру «внимание» — профильные школы — 7 вида, если уж на то пошло.

«Девиантные» школы — отнюдь не профиль форума, поскольку асоциальность — не симптом СДВГ, а возможное (хотя и частое) осложнение при не очень правильных воспитательных подходах в семье и школе.

порядок в разных школах разный, зависит от школы, говорить, что во всех этих школах очень позитивный климат — или, наоборот, тюремный режим, я бы не стала, пожалуй. Равно как и не стала бы рекламировать такую школу как идеальное решение проблемы СДВГ.

Ну и, конечно, требуется конкретика: что за школа, какого типа, как туда попадают, сколько классов, какая судьба выпускников (обязаны ли они идти в принудительном порядке в конкретные учебные заведения) и т. п.

Источник: http://www.sdvg-deti.com/t7785p25-topic

kakvospityvatdetei.ru

Девиантное поведение детей и подростков: причины и профилактика

Девиантное поведение детей является проблемой для их родителей, воспитателей, друзей. Подобные трудности обычно связаны с изменениями в обществе. Из-за этого с каждым годом увеличивается количество школьников и детей дошкольного возраста, которые имеют конфликтное и агрессивное поведение. Трудные дети не умеют нормально общаться с другими ребятами в группе или классе, они не интересуются обучением.

Типы девиантного поведения

Под девиантностью понимают любое отклонение от принятых в обществе норм. Этот термин применяется по отношению к ребенку, когда его деятельность не вписывается в принятые правила. Социальный аспект подразумевает наличие явлений, которые несут угрозу выживанию человека в окружении. С медицинской точки зрения девиантность рассматривается как проблема нервно-психического здоровья. С психологической стороны вопроса подобное поведение определяется как антиобщественный образец принятия решений в спорных ситуациях, а также полное игнорирование реальности, из-за чего человек нарушает правила и наносит ущерб окружающим.

Выделяют такие девиантные формы поведения детей:

  • Деструктивное. Человек наносит вред исключительно себе, причем он может быть как физический, так и психологический. Примером можно считать мазохизм.
  • Асоциальное. Человек вредит не только себе, но и социуму, с которым контактирует. К примеру, это алкоголизм.
  • Противоправное. В этом случае человек наносит вред другому человеку. Примером является воровство в магазине или грабеж.

Дети с девиантным поведением пытаются выразить себя таким способом. Это может быть проступок. Ярким примером является драка. Также деятельность может стать постоянной, что характерно уже для детей более старшего возраста. Например, подростки могут прибегать к воровству или даже проституции. В худшем случае изменяется образ жизни. Например, подросток примкнет к какой-либо группировке, которая будет заниматься преступлениями. Как только появляются малейшие изменения в худшую сторону в поведении детей, обязательно нужно обратить на это внимание, чтобы не допустить ухудшения ситуации.

Для каждого возраста характеристика отклонений будет разной:

  • Для детей до 7 лет — это раздражительность, нервозность, противоречивость, проблема неуспеваемости, агрессивное поведение. Кроме того, можно заметить, что малыш дошкольного возраста боязливый и неуверенный в себе.
  • Дети в возрасте от 7 до 10 лет. В этом случае нарушения имеют более выраженный характер. К примеру, постоянно проявляется хамство, конфликтный характер малыша. Если он становится слишком скованным, теряет аппетит, то на это тоже следует обратить внимание.
  • Подростки от 10 лет и старше. В этом возрасте проблема будет уже более серьезной. Примером может быть бродяжничество, хулиганство, воровство.

Преступность, согласно статистическим данным, больше встречается у людей в возрасте от 13 до 20 лет. Алкоголизм характерен для подростков от 13 до 16 лет. Особый случай девиантности — это склонность к самоубийству, причем оно может быть следствием как деструктивного, так и асоциального образа действий. Подросток может свести счеты с жизнью из-за множества причин: постоянные конфликты в семье, наркотическая зависимость, алкоголизм, отказ от интимной близости, помутнение рассудка, недовольство собой.

Причины девиантного поведения

Причины девиантного поведения детей очень многообразны. К тому же довольно сложно в определенной ситуации выделить только 1 фактор, который повлиял на развитие отклонений. Как правило, тут имеется комплекс проблем:

Медико-биологические факторы

Эту группу можно условно разделить на приобретенные, врожденные и наследственные причины. Врожденные развиваются вследствие внутриутробного развития при беременности женщины. К примеру, на это влияет токсикоз, различные инфекционные процессы, интоксикация медикаментами, неправильный образ жизни, несбалансированное питание.

Наследственные причины связаны с нарушениями генетического материала. Примером являются обменные дефекты, поражения генов и хромосом, их мутирование. Из-за этого нарушается структура головного мозга. Как результат, у ребенка могут появиться телесные пороки, недостаточность умственного развития, проблемы со зрением, слухом, нарушения со стороны нервной системы.

Приобретенные причины связаны с самим образом жизни малыша. Они влияют не меньше чем наследственность и врожденные факторы. Нарушения в развитии головного мозга могут быть спровоцированы различными тяжелыми недугами крохи, черепно-мозговыми травмами.

Психологические факторы

Психология отношений влияет на ребенка не меньше, чем генетический материал. В младшем возрасте проблема будет проявляться в виде неконтролируемого гнева. Если родители что-то запретили, то малыш будет визжать, кричать, брыкаться, ругаться. Преодолеть это можно, если научиться не реагировать на капризы крохи или отвлечь его чем-то. Однако важно изучить психологические факторы, которые привели к этому.

Социальные факторы

Важную роль в воспитании играет семья. Как правило, проблемы в поведении подростка могут быть вызваны неблагоприятной обстановкой в ней. Риск появления отклонений в поведении малыша повышается в таких случаях:

  • неполная семья, когда воспитанием крохи занимается только 1 родитель;
  • частые конфликты из-за недопонимания, различия взглядов на жизнь;
  • асоциальность семьи: противозаконные действия, паразитический образ жизни;
  • алкоголизм.

Обычно в таких семьях взрослые не реагируют на неправильное поведение малыша или, наоборот, поощряют это. Однако чрезмерная строгость тоже навредит.

Педагогические причины

Часто взрослые требуют от малыша быть дисциплинированным, соблюдать правила поведения, однако сами не подают хорошего примера. К тому же, когда ребенок спрашивает, почему он должен себя вести так, а не иначе, то ему это нужно обязательно объяснять, а не игнорировать вопросы.

Профилактика и коррекция девиантного поведения у детей

Профилактика девиантного поведения детей и подростков подразумевает, что родители, воспитатели и учителя не должны допустить появление отклонений. Вот почему важно проводить работу, которая направлена на то, чтобы ребенок понимал важность социальных норм и умел правильно решать конфликтные ситуации. Причем такая работа должна быть комплексной.

Работа с детьми с девиантным поведением подразумевает следующее:

  • Лекции и беседы. Они должны проводиться в доброжелательной и дружественной атмосфере, чтобы вызвать доверие у подростка. Рекомендуется рассказать детям про различные конфликтные ситуации, и как их можно решать. Обязательно нужно приводить примеры. Кроме того, беседы должны пропагандировать здоровый образ жизни. Важно воспитать у ребенка отвращение к наркотическим и спиртным продуктам.
  • Организовать свободное время. Очень важно приучить ребенка проводить интересно и познавательно свое свободное время. Для этого существует много игр. Еще полезно почитать книги, посетить различные культурные мероприятия, отправиться в поход на природу.
  • Психологические тренинги. Они ориентированы на то, чтобы в коллективе наладить отношения между членами общества. Благодаря этому ребенок научится контактировать с одногруппниками и одноклассниками, расставлять приоритеты, справляться со сложными задачами.
  • Программы с образовательной ориентацией. Они помогут сформировать у ребенка правильное отношение к жизни. Кроме этого, приучат к здоровому образу жизни, проведут профилактику ранних половых отношений и сексуальных отклонений.

Особенности работы с детьми с девиантным поведением заключаются в том, что нужно учитывать, что сам ребенок не умеет контролировать себя и взаимодействовать с окружающим миром. Из-за этого искажается восприятие действительности, проявляются негативные эмоции. Чтобы избавиться от этого, нужно перестроить контакты малыша с ровесниками. Вот основные пути:

  • Сформировать у ребенка интерес к окружающему миру, людям. Он должен научиться понимать их.
  • Закрепить коммуникативные навыки.
  • Изучение элементарных правил поведения в обществе.
  • Выработать адекватное поведение в коллективе.
  • Обучить ребенка правильно оценивать собственные силы и балансировать эмоциями.
  • Развивать умение решать различные проблемы.

Лучше всего помогают в этом игры. Но их нужно организовать так, чтобы они были интересны ребенку. Подойдут игры подвижного и коммуникативного характера. Также можно разыгрывать различные сложные ситуации. Полезны ритмичные упражнения со словами, особенно для детей дошкольного возраста. Можно отправить ребенка в секцию танцев, пения, игры на музыкальных инструментах. Очень полезно читать различные литературные произведения, а потом обсуждать их. Для детей дошкольного возраста оптимальным вариантом будут сказки.

Кроме игр и посещения различных секций, обязательно нужно следить за режимом дня и правильным питанием подопечного. Всегда нужно контролировать количество времени для просмотра фильмов, мультиков, игр на компьютере. Но немаловажным является и то, что родители и воспитатели тоже должны выработать у себя терпение.

Заключение

Девиантное поведение детей и подростков является настоящей катастрофой для семьи и коллектива, где ребенок обучается. В разном возрасте это проявляется по-разному. К тому же выделяют различные типы асоциальности. Существует много факторов, которые провоцируют такие отклонения в образе жизни детей. Так что очень важно предотвратить это и скорректировать поведение малышей и подростков.

Рекомендуем так же прочитать по этой теме:

roditeliz.ru

Специальные школы для детей с девиантным поведением: наполняемость учебных классов

Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (в ред. постановлений правительства РФ от 08.01.1997 n 19, от 23.12.2002 n 919, от 01.02.2005 n 49, от 18.08.2008 n 617, от 10.03.2009 n 216) – этим положением руководствовались в работе, но его упразднили.

На какой документ ссылаться сейчас специальной школе для детей с девиантным поведением? Какой документ регламентирует наполняемость учебных классов в спец. школе закрытого типа?

Наполняемость учебного класса определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели.

Обоснование

В связи с введение нового Закона образовательные учреждения, в т.ч специальные школы для детей с девиантным поведением, были переименованы с учетом требований ч. 5 ст. 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, письма Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. № ДЛ-151/17 “О наименовании образовательных учреждений”.

Так, специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующее общеобразовательные программы, переименовано в специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением (см. справочник Наименования образовательных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации).

Наполняемость учебных классов в общеобразовательных организациях определяется нормами СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.

Расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели (п. 4.9. СанПиН 2.4.2.2821-10).

Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:

– не менее 2,5 м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

– не менее 3,5 м на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий (п. 4.9. СанПиН 2.4.2.2821-10).

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

  Что обновить в штатном расписании школы на 2018/19 учебный год

  Как изменить документы по оплате труда по новым рекомендациям Минобрнауки

  Какие сведения включить в анализ работы школы за год, чтобы подготовить августовский педсовет и публичный доклад

  Что написать в новой образовательной программе по ФГОС среднего общего образования

  Как оформить и выдать аттестат

  Как организовать работу лагеря с дневным пребыванием детей

www.menobr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *