Школы для одаренных детей в россии – Школа-пансион для одарённых и мотивированных детей “Летово” в Москве – школа с проживанием учеников со всей России

Хватит ли на всех школ для одаренных — Российская газета

Получить работу в “Сколково” в 17 лет? Создать систему компьютерного зрения для беспилотника и одновременно поступить на бюджет в престижную “Вышку”? Все это – про Никиту Крылова, который закончил в этом году московскую школу № 2107. Про таких говорят – талантливый парень, за такими будущее. Много ли подобных историй? С одной стороны, немного. А с другой стороны, через образовательный центр “Сириус” прошли уже больше 24 тысяч талантливых детей со всей России.

– Техническим творчеством занимался с детства: постоянно что-то конструировал, программировал. В школе были замечательные учителя. Во многом благодаря им я и попал впервые в центр для одаренных детей, – рассказывает парень. – Там влился в работу над проектом беспилотного робота-автобуса: создавал систему компьютерного зрения, учил робота распознавать разметку и дорожные знаки. В итоге один из руководителей проекта Лев Киселевский пригласил меня в свой стартап в “Сколково”, где я теперь и занимаюсь беспилотной робототехникой. В вузе буду параллельно изучать прикладную математику и информатику.

Что такое смена в центре для талантливых детей? Лаборатории, где с ребятами работают ведущие ученые. Где роботы, беспилотники, хакатоны, виртуальные тренажеры. Где мастер-классы от знаменитых художников и писателей, лекции ведущих генетиков и космонавтов. Это непередаваемая словами атмосфера креатива и ощущения, что именно ты создаешь прорывные технологии.

В новом учебном году за парты сядут 15,6 миллиона школьников. Среди них участников всероссийских олимпиад и конкурсов – более 50 тысяч, победителей и призеров – в разы меньше. В стране так мало одаренных детей? Конечно, нет. Но как отыскать талант, а главное – помочь ему раскрыться? Это особенно актуально для регионов, где далеко не в каждом городе даже есть сильная математическая или физическая школа.

– Наша задача – помочь ребятам, потенциал которых еще не раскрыт. Поэтому мы запустили абсолютно новый проект – дистанционные обучающие курсы, которые разрабатываем вместе с “Яндексом”, – рассказывает руководитель Центра образовательных программ фонда “Талант и успех” Алексей Турчин. – Записаться на курсы может бесплатно любой школьник. Заходишь на официальный сайт “Сириуса”, заводишь личный кабинет и следишь за объявлениями о новом наборе. По итогам курса проходит сначала собственная онлайн-олимпиада, а потом очный тур. Победителей мы приглашаем на смену в Сочи.

К 2024 году центры выявления и поддержки талантливых детей должны появиться в каждом регионе

На площадке “Сириуса” школьники разрабатывают микрокапсулы для точечной терапии рака вместе с учеными УрФУ: придуман состав геля, который разрушается при соприкосновении с опухолевыми клетками и выпускает в организм ограниченную дозу лекарства. Следующая цель – сделать гелевые капсулы достаточно мелкими, чтобы они могли свободно перемещаться по организму. Еще пример. В прошлом году ребята создали микроспутники для изучения “космической погоды”. Что в итоге? Только что российские космонавты запустили с борта МКС на орбиту два аппарата: “СириусСат-1” и “СириусСат-2”. Сейчас они проходят летные испытания, а школьники принимают со спутников телеметрию.

Создать живую клетку-мутанта с измененной ДНК, заставить бионический протез руки показывать “козу”, провести сложнейший эксперимент в виртуальной реальности… И в то же время: блестяще отыграть концерт Рахманинова, выступить на сцене не хуже примы-балерины… Все это – про одаренных детей. В России создается масштабная сеть по поиску и поддержке таких ребят. Через несколько лет, по планам министерства просвещения, свои “мини-Сириусы” (центры выявления и поддержки талантливых детей) должны появиться в каждом регионе. Кроме того, в каждом крупном городе должны появиться детские технопарки “Кванториум”. Плюс – будут созданы 100 центров развития современных компетенций детей на базе ведущих университетов. Все это в рамках федерального проекта “Успех каждого ребенка”.

Эксперты уверены: супердети создают супервещи, только если вокруг них – комфортная креативная среда, а рядом – одаренный наставник, который, так же как и ребенок, “горит” новой идеей. При этом он должен ставить перед юным “ломоносовым” реальные задачи, над которыми ученые и инженеры ломают головы прямо сейчас. Например, в “Кванториумах” (детских технопарках, которых в стране уже 53) к работе с ребятами привлекают инженеров, ученых, “технарей”, которые могут рассказать про реальное производство. Всего более тысячи наставников.

– Возраст до 35 лет, техническое образование, доброжелательность, опыт работы на предприятии, понимание производственных процессов, проектного управления, желание изменить мир к лучшему – вот ключевые черты наставника детских технопарков, – говорит идеолог и руководитель федеральной сети “Кванториум” (Фонд новых форм развития образования) Марина Ракова. – Дети работают в проектных командах, что принципиально отличается от классической системы образования. Учатся работать с информацией, верифицировать ее, определять проблему, исследовать варианты ее решения, делать осознанный выбор. Акцент в работе наших наставников – на обучении ребят управлению сложностью и неопределенностью, в то время как классическая педагогика основана на обучении решению шаблонных задач.

Фото: Инфографика “РГ”/Александр Чистов/Ксения Колесникова

При этом без подготовки к детям никто не выходит: для будущих наставников технопарков регулярно проводятся образовательные сессии. В “Сириусе” для педагогов тоже есть специальные программы.

– В 35 регионах уже начинают активную работу центры, созданные по типу “Сириуса”. Обязательно перед открытием такого центра к нам на интенсивное обучение приезжает команда его будущих специалистов, – говорит Алексей Турчин. – Трудности в регионах, конечно, есть. Где-то не могут выбрать площадку, где-то нужно финансирование. Но самая большая проблема в кадрах. Кто будет вести интенсивные профильные программы, например, по математике, если в регионе нет сильных математических школ? Есть примеры, когда помогал “образовательный десант” из соседнего региона: приезжал сильный наставник, работал с детьми и одновременно повышал квалификацию коллег.

В некоторых регионах центром притяжения талантов становятся вузы – участники Проекта 5-100. Например, в Дальневосточном федеральном университете уже с октября стартуют образовательные программы по модели “Сириус”. В центре внимания – математика, естественные науки.

– В этом учебном году мы запустили пилотный проект “Тихоокеанские школы”. Можно попробовать себя в математике, в биологии и химии, информатике и других предметах, – говорит заместитель проректора по учебной и воспитательной работе ДВФУ Елена Харисова. – Со школьниками работают наши лучшие преподаватели, магистранты, молодые ученые. Мы видим, как ребята включаются в проекты взрослых, создаются настоящие детско-взрослые научные команды. При этом особое внимание уделяем исследованиям, экспериментам, практике в современных лабораториях.

Пианист-виртуоз Евгений Кисин в 10 лет впервые выступил с оркестром, исполнив 20-й концерт Моцарта. Фото: Денисов Роман/Фотохроника ТАСС

Компетентно

Марина Пашедко, учитель физики, руководитель робототехнического клуба московской школы № 444, победитель конкурса “Лучший учитель РФ”:

– Работа со способностями ребенка начинается со школы. Сначала у него может зародиться идея: собрать беспилотник, экзоскелет, отправить миссию на МКС или даже на Марс. Задача учителя – даже иногда при всей фантастичности – не дать этой идее угаснуть, а помочь школьнику придумать свой уникальный проект. И тогда появляется включенность, интерес к учебе. И мы вместе с ним смотрим, по какой траектории с этим проектом можно пойти: выходить, например, на робототехнические соревнования или участвовать в научной конференции “Инженеры будущего”.
Мы должны сделать все для того, чтобы ребенок как можно раньше раскрыл свой потенциал и выбрал свой профиль. Тут отлично работает московский проект инженерных классов: школьникам открыты вузовские лаборатории, с ними работают лучшие преподаватели, они сдают предпрофильный экзамен, могут попробовать себя в промышленном дизайне, программировании, конструировании. Направлений очень много. Как результат – практически все наши выпускники поступают на бюджет в ведущие вузы: МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, ВШЭ и другие.

Что такое одаренность?

По словам кандидата психологических наук, ученого секретаря МГПУ Романа Комарова, есть десятки теорий, которые трактуют этот феномен по-разному. Но вообще одаренных детей – всего три группы. Первые – ярко выраженные таланты, которым успехи даются относительно легко. Вторая группа – “трудоголики”, которые достигают больших успехов огромным трудом и старанием. А вот третья группа, которая гораздо больше первых двух вместе взятых, – потенциальная одаренность. Ребенок может не показывать ярких успехов, может быть не сильно мотивирован, но потенциал у него есть. Главный вопрос – не пропустить его.

Специальные образовательные программы для педагогов по работе с одаренными детьми появились в Саратовском госуниверситете им. Чернышевского, УрФУ, ТГУ, БФУ им. Канта, СПбГУ, Московском городском педагогическом университете (МГПУ)… Последний, кстати, впервые в этом году открыл магистерскую программу вместе с “Сириусом”.

– Она рассчитана на два года. В этом году предусмотрено 20 бюджетных мест, но число заявок превзошло все ожидания, – говорит координатор программы “Развитие детской одаренности”, доцент МГПУ Олег Зверев. – Примерно три недели в течение каждого семестра студенты будут работать на базе “Сириуса”: в его лабораториях, с детьми, которые прошли конкурсный отбор и приехали на смену. Лучшей практики не придумаешь.

rg.ru

Личный опыт: мои дочери учатся в школе для одаренных детей

У современных родителей нередко возникают претензии к нынешней системе образования и тому, как построен учебный процесс. Многие считают, что детей слишком нагружают, но при этом педагоги учат их не самым важным вещам и не умеют мотивировать. К счастью, школы бывают разными, и в некоторых все устроено так, чтобы дать детям максимум возможностей для развития, при этом не оказывая на них давления. Что собой представляет учеба в школе для одаренных детей? Можно ли совмещать 10 уроков в день и удовольствие от школьных будней? Об этом рассказывает Инна Балакшина, чьи дочери учатся в одной из самых необычных школ Москвы.

Меня зовут Инна, я живу в Москве, у меня четверо детей, трое из них учатся в «Интеллектуале», государственной школе-пансионе для одаренных детей. Маша в этом году выпускница, Саша оканчивает восьмой, Даша шестой класс. Я не считаю своих детей одаренными, скорее мотивированными, но вижу, как много эта школа дает им инструментов для развития их способностей.

Почему моим детям не подошла обычная школа

Мы с мужем всегда старались следовать за интересами детей, не заставлять их заниматься тем, что им не нравится, воспитывать в них самостоятельность. Нам хотелось, чтобы они были ответственными и в жизни, и в учебе.

Никто из моих дочерей не посещал детский сад. Средняя и младшая одно время учились дома: я сама с ними занималась. Мы решили, что им лучше остаться дома на семейном обучении, чем посещать обычную школу.

Моя старшая дочка Маша в детстве очень любила читать, уже летом после первого класса за три дня прочитала «Трех мушкетеров». Но в школе, где она тогда училась, почему-то это не приветствовали: классная руководительница говорила мне, что девочки возраста Маши должны играть, а она в любую свободную минуту читает, даже во время уроков. Учебники, которые выдавали первого сентября, она прочитывала за несколько дней, и ей они были уже неинтересны. К концу второго класса я поняла, что у нее падает мотивация к учебе. Мне хотелось, чтобы она выросла личностью, а не просто ходила на занятия. Я думала, что она выраженный гуманитарий, но вокруг нас не было школ с таким уклоном уже с пятого класса. Я понимала, что обычная школа, даже с хорошей репутацией, ей не подходит.

Об «Интеллектуале» я узнала случайно и очень заинтересовалась. Это государственная школа-пансион, то есть дети могут там в буквальном смысле жить. В этой школе была возможность посещать занятия по вечерам после обычной школы, что Маша и делала целый год. Я увидела, что ребенок просто расцветает, ей интересно узнавать новое, и это желание только растет. При этом она продолжала учиться отлично в своей школе. Впоследствии в «Интеллектуал» поступили и ее сестры.


Как построен учебный процесс

Мне кажется, один из главных принципов этой школы — не давить на детей и ни к чему их не принуждать. Сам директор сказал как-то на собрании: «Мы в школе не очень умеем заставлять детей учиться». Этого и не нужно делать: каждый возьмет столько, сколько может и хочет. Если, к примеру, ребенок стремится серьезно заниматься биологией или математикой, он может посещать специальные, более сложные занятия. Но, как считает моя старшая дочь, здесь даже базовые занятия могут дать намного больше, чем программа обычной школы.

Здесь практикуется особый подход к детям: в классе может быть несколько человек с индивидуальным планом обучения. Мало кто из педагогов опирается исключительно на стандартные учебники. Учителя пытаются найти в каждом ребенке что-то хорошее, помочь детям опереться на их сильные стороны. Для педагогов этой школы нет безнадежных ребят, даже среди тех, кто учится не очень хорошо, не старается. При этом, как я уже говорила, на учащихся нет давления: учителя не будут ни уговаривать их, ни пугать их, что они ничего не добьются. Педагоги очень уважительно относятся к детям, некоторые могут даже обращаются к ученикам на вы еще в пятом классе.

Мне очень нравится, что в этой школе нет звонков. Дети просто подходят к кабинету, когда нужно, ждут учителя. Он ведет урок положенное время, затем отпускает учеников на перемену. В коридоре есть полки с книгами, можно почитать во время перемены. Некоторые так увлекаются, что даже забывают пойти на урок, тем более что звонков нет.

Дети учатся много и упорно: у средней дочери бывает и по 10 уроков в день. С пятого класса и она, и младшая Даша остаются в школе ночевать. Это школа-интернат, и там есть спальный корпус и все условия для налаженного быта. На выходные девочки возвращаются домой. У моей старшей дочери от занятий свободно только воскресенье, этот день она проводит с семьей.

Соответственно, уроки девочки делают там же, в школе. Мне не знакома ситуация, которая так удручает многих родителей, когда приходится стоять у ребенка над душой, чтобы он делал домашнюю работу, или даже выполнять ее вместо школьника. Более того, даже если мне захочется влезть в это, дети, как правило, мне не дают.

Не могу сказать, что им очень много задают, как это бывает в других школах, что у детей даже нет свободного времени. Можно сдать домашнее задание не в указанный день, а позже. Некоторых детей это подводит: они накапливают долги.

Как девочки совмещают учебу и увлечения

Несмотря на плотный учебный график, у детей есть время и на хобби. Например, моя младшая дочь Даша еще до поступления в «Интеллектуал» успела перепробовать несколько видов спорта. Она занималась волейболом, каталась на лыжах, уже учась в школе, сдала нормативы на золотой значок ГТО, а сейчас увлеклась пулевой стрельбой и ходит три раза в неделю на занятия в Училище олимпийского резерва. При этом она посещает секцию стрельбы еще и в школе, играет там в волейбол, баскетбол, ходит в тренажерный зал. А по субботам Даша ездит на Малый мехмат — математический кружок для школьников в МГУ.

Спорт помогает ей не только переключиться с интеллектуальных занятий на физическую активность, но и лучше учиться. Все дело в том, что спорт — это дисциплина, умение концентрироваться и доводить дело до конца.

Вообще в нашей школе очень много интересных дополнительных занятий — от всевозможных спецкурсов и кружков до лектория в библиотеке. Изучать можно все что угодно — от истории реформации и древнегреческого до зоологии беспозвоночных.

Я уверена, что задача школы — не только давать детям необходимый минимум знаний, но и помогать им найти свои таланты, развивать сильные стороны. А еще по максимуму, совместно с родителями, подготовить детей ко взрослой жизни. Я вижу, как изменились мои дети с момента поступления в эту школу, как они хотят быть самостоятельными и стараются проявлять это качество, как они учатся организовывать свое время. Я понимаю, как важно, чтобы ребенку было интересно учиться, чтобы у него была мотивация. И здорово, что это осуществимо в стенах государственной школы.

Читайте также:

Личный опыт: у меня семеро детей, и я счастлива

Личный опыт: мой сын — маленький ученый

Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребенка

Фото: Olha Tsiplyar/Pressmaster/Viacheslav Nikolaenko/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Новая школа-пансион для одаренных детей открывается в России

МОСКВА, 19 окт – РИА Новости. В России открылся набор одаренных и мотивированных школьников 7-11 классов в новую школу-пансион “Летово”. Обучение в школе начнется 1 сентября 2018 года. Как сообщил на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” инициатор и меценат этого образовательного проекта, совладелец группы компаний “Русагро”, участник списка Forbes Вадим Мошкович, в “Летово” будет аккумулирован мировой педагогический опыт, в частности, опыт успешных авторских российских школ, лучших школ Великобритании, США и Сингапура.

Он пояснил, что проект некоммерческий, “никто не собирается зарабатывать на нем деньги”: талантливые дети смогут учиться и жить в школе-пансионе бесплатно, если уровень дохода не позволит родителям оплатить обучение. Для частичного или полного покрытия расходов на обучение и проживание учеников меценат создал эндаумент-фонд в 150 млн долларов. Еще 50 млн долларов будет потрачено на строительство самой школы.

Школа располагается на территории площадью 20 Га в экологически чистом районе Новой Москвы. Кампус включает здание школы на 1000 учеников, пансион на 500 человек, дома для учителей (120 квартир), спортивные площадки и зоны отдыха. В настоящее время в штат уже набраны 30 учителей. Всего в школе будет работать 150-200 российских и зарубежных преподавателей (один учитель на шесть учеников), которые пройдут многоступенчатый конкурсный отбор.

Как рассказал директор школы Михаил Мокринский (экс-директор лицея №1535 г. Москвы, многолетнего лидера рейтинга лучших школ Москвы и России), программа школы не фокусируется лишь на сдачу ЕГЭ, а способствует целостному интеллектуальному и личностному развитию детей. “У них целенаправленно и системно будут развивать коммуникативные навыки, критическое мышление, умение работать в команде, лидерские способности”, — сказал он, подчеркнув, что школа научит ребенка выбирать – выбирать вовремя, обоснованно и ответственно.

Конкурсный отбор уже открыт на сайте школы “Летово”. Он будет состоять из нескольких этапов: рассмотрение заявление, четыре экзамена и собеседование. В школе ждут мотивированных старшеклассников с отличными оценками по основным предметам и хорошим уровнем английского языка. Как подчеркнул Вадим Мошкович, школа абсолютно открыта для приема всех желающих, включая граждан Украины, СНГ и других стран.

По словам директора школы, обучение будет билингвальное: занятия будут проходить на русском и английском языках, и часть проектных работ ребенок будет выполнять в билингвальном режиме. При этом, как отметил Михаил Мокринский, в школе будет применен “холистический подход” – целостное образование, обеспечивающее разнообразие интересов и возможностей человека во всех сферах его жизни, причем такой подход будет распространяться как на детей, так и на творческий коллектив.

По его мнению, все это позволит выпускникам школы поступать в лучшие вузы России и мира, включая МГУ имени М.В. Ломоносова, МФТИ, НИУ ВШЭ, Оксфорд, Кембридж и Гарвард. Как предположил Вадим Мошкович, в дальнейшем успешные выпускники “Летово” будут и сами пополнять эндаумент-фонд школы.

ria.ru

Льготы при поступлении в школы-интернаты для одаренных детей

Название школы Олимпиады

Президентский физико-математический лицей №239

В этом году льготы (освобождение от индивидуального отбора) могут быть зачтены только при поступлении в 10 класс: 

Республиканский лицей для одаренных детей Республики Мордовия

 

СУНЦ МГУ школа-интернат имени А. Н. Колмогорова

Участники заключительного этапа Всероссийская олимпиада школьников 2016/17 по математике, физике, астрономии, информатике, химии, биологии и экологии освобождаются от прохождения обоих туров отборочных испытаний.

На второй тур, минуя первый, могут быть приглашены:

  • Победители региональных туров всероссийской олимпиады школьников по математике, физике, астрономии, информатике, химии, биологии, экологии.
  • Призёры региональных туров ВОШ по тем же предметам, набравшие определенное количество баллов (см. на официальном сайте).
  • Победители и призеры финала Московской олимпиады школьников по математике, физике, астрономии, информатике, химии, биологии, экологии.
  • Победители и призеры финала олимпиады «Ломоносов» по математике, физике, механике и математическому моделированию, робототехнике, информатике, химии, биологии, экологии.
  • Победители и призеры финала олимпиада «Покори Воробьевы горы» по математике, физике, химии, биологии.
  • Победители и призеры финала Открытой олимпиады школьников по программированию.
  • Победители и призеры финала Всероссийской олимпиады школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее» по математике, физике, химии, биологии.
  • Победители и призеры финала Всесибирской открытой олимпиады школьников по математике, физике, информатике, химии, биологии.
  • Победители и призеры Олимпиады школьников по математике и криптографии.
  • Победители Международного математического турнира городов.
  • Победители и призеры Многопредметной олимпиады «Колмогоров».

Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ

 

CУНЦ УрФУ

 

СУНЦ НГУ

 

«Физтех-лицей» имени П. Л. Капицы

 

Университетская гимназия МГУ имени М. В. Ломоносова

При совпадении баллов по итогам II и III этапов отбора, преимущество будут иметь  победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников.

Югорский физико-математический лицей-интернат

 

Академический лицей «Физико-техническая школа»

 

Лицей-интернат «Центр одаренных детей»,

г. Нижний Новгород

Преимущество при поступлении имеют:

Республиканский инженерный лицей-интернат, Уфа

Преимущество при поступлении имеют:

  • Победители и призеры муниципальных и региональных олимпиад по предметам профильного обучения.
  • Участники региональных конкурсов научно-исследовательских работ или проектов по предметам профильного обучения.

Лицей имени Н.И. Лобачевского КФУ

 

Школа-интернат “IT-лицей КФУ”

К зачислению вне конкурса могут быть рекомендованы:

Льготы при зачислении могут быть предоставлены:

olimpiada.ru

Льготы при поступлении в школы-интернаты для одаренных детей

Название школы Олимпиады

Президентский физико-математический лицей №239

В этом году льготы (освобождение от индивидуального отбора) могут быть зачтены только при поступлении в 10 класс: 

Республиканский лицей для одаренных детей Республики Мордовия

 

СУНЦ МГУ школа-интернат имени А. Н. Колмогорова

Участники заключительного этапа Всероссийская олимпиада школьников 2016/17 по математике, физике, астрономии, информатике, химии, биологии и экологии освобождаются от прохождения обоих туров отборочных испытаний.

На второй тур, минуя первый, могут быть приглашены:

  • Победители региональных туров всероссийской олимпиады школьников по математике, физике, астрономии, информатике, химии, биологии, экологии.
  • Призёры региональных туров ВОШ по тем же предметам, набравшие определенное количество баллов (см. на официальном сайте).
  • Победители и призеры финала Московской олимпиады школьников по математике, физике, астрономии, информатике, химии, биологии, экологии.
  • Победители и призеры финала олимпиады «Ломоносов» по математике, физике, механике и математическому моделированию, робототехнике, информатике, химии, биологии, экологии.
  • Победители и призеры финала олимпиада «Покори Воробьевы горы» по математике, физике, химии, биологии.
  • Победители и призеры финала Открытой олимпиады школьников по программированию.
  • Победители и призеры финала Всероссийской олимпиады школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее» по математике, физике, химии, биологии.
  • Победители и призеры финала Всесибирской открытой олимпиады школьников по математике, физике, информатике, химии, биологии.
  • Победители и призеры Олимпиады школьников по математике и криптографии.
  • Победители Международного математического турнира городов.
  • Победители и призеры Многопредметной олимпиады «Колмогоров».

Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ

 

CУНЦ УрФУ

 

СУНЦ НГУ

 

«Физтех-лицей» имени П. Л. Капицы

 

Университетская гимназия МГУ имени М. В. Ломоносова

При совпадении баллов по итогам II и III этапов отбора, преимущество будут иметь  победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников.

Югорский физико-математический лицей-интернат

 

Академический лицей «Физико-техническая школа»

 

Лицей-интернат «Центр одаренных детей»,

г. Нижний Новгород

Преимущество при поступлении имеют:

Республиканский инженерный лицей-интернат, Уфа

Преимущество при поступлении имеют:

  • Победители и призеры муниципальных и региональных олимпиад по предметам профильного обучения.
  • Участники региональных конкурсов научно-исследовательских работ или проектов по предметам профильного обучения.

Лицей имени Н.И. Лобачевского КФУ

 

Школа-интернат “IT-лицей КФУ”

К зачислению вне конкурса могут быть рекомендованы:

Льготы при зачислении могут быть предоставлены:

info.olimpiada.ru

Нужны ли России одаренные дети?: philologist

В России, несмотря ни на что, по-прежнему рождается много талантливых, даже гениальных детей, только условия для их развития и самореализации созданы далеко не везде, а, точнее сказать, в настоящий момент созданы в очень немногих местах, куда порой крайне непросто попасть всем желающим. Более того, в силу специфики нашего довольно архаичного общественно-политического устройства, многие таланты задавливают еще в зародыше, потому что главной целью отечественного образования до сих пор является социализация, или попросту насильственное подведение юных граждан под одну гребенку, чтобы потом, когда они подрастут, ими было легче управлять и манипулировать.


Фото: Денис Гришкин/mos.ru

В недавнем коллективном письме “Традиция, смысл, креатив? О современном образовании в РФ”, написанном шестью известными учеными-гуманитариями и преподавателями средней и высшей школы, содержится предложение обязать выпускников школ сдавать государственные экзамены по всем дисциплинам, которые они изучали. Согласно логике авторов письма, “экономисты, не знающие историю, физики, не читавшие даже базовую классику, политики, не способные даже на элементарные подсчеты, никому не нужны”. Однако стремление превратить всех детей в “универсальных солдат”, которые должны одинаково хорошо знать все предметы, независимо от своих индивидуальных склонностей и способностей, на практике скорее всего обернулось бы имитацией «всесторонней» образованности.

На самом деле большинство детей уже сейчас перегружено лишней информацией, многие из них не способны ее усвоить, а из-за постоянных стрессов они и вовсе теряют всякий интерес к обучению в т.н. “традиционной” школе. Так, по оценкам экспертов РАНХиГС, сегодня две трети российских семей нанимают своим детям репетиторов для коррекции пробелов в знаниях уже в 9 классе, в выпускных классах эта цифра еще выше.

Но главное – это общее отношение государства к одаренным детям, включая победителей всероссийских и международных олимпиад. Упомяну лишь несколько недавних симптоматичных случаев. В середине марта этого года мать екатеринбургского вундеркинда Марка Вишни заявила журналистам: “Талантливые дети не нужны стране. Потому что образование – это кошмар”. Ее сын, в совсем юном возрасте обративший на себя внимание в передаче “Минута славы” умением мгновенно вычислять произведение двузначных чисел и извлекать корни, так и не смог найти применение своим уникальным способностям на родине, и в итоге эмигрировал в США.

В конце апреля в Московской области было найдено тело 17-летного победителя многочисленных олимпиад, в том числе столичной олимпиады по химии. Учащийся выпал из окна после того, как к нему с проверкой пришли сотрудники ФСБ. Сообщалось, что в его комнате была найдена записка к родителям, в которой он написал, что государству не нужны одаренные люди, а таких, как он, душат проверками. “Проверки” же были вызваны тем, что вундеркинд, страстно желавший всерьез заниматься наукой, но не имевший постоянного доступа в специальные лаборатории, проводил химические опыты прямо у себя дома.

17 апреля губернатор Новгородской области Андрей Никитин поздравил на своей странице в фейсбуке студента 4 курса Политехнического колледжа НовГУ, который победил во Всероссийской олимпиаде по веб-программированию, обойдя представителей МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана и других вузов страны. В комментариях ему сразу же скептически написали: “Любопытно, в какой стране он будет работать…”

Вместе с тем, сказать, что федеральная власть считает, что с образованием у нас в стране все в порядке, конечно, нельзя. На пленарном заседании XI съезда Российского союза ректоров, которое состоялось 26 апреля в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, президент РФ Владимир Путин отметил необходимость сделать нынешнюю систему образования более гибкой, чтобы она учитывала персональные потребности учащихся: “Сегодня требования времени, тенденции в экономике, науке, на рынке труда таковы, что у молодых людей должна быть возможность выстраивать собственные образовательные траектории, получать, интегрировать знания и навыки из разных областей, а для этого нам, конечно, нужно снимать границы между разными уровнями системы образования. То есть одарённый школьник, например, сможет проходить вузовскую программу, участвовать в исследованиях наряду с аспирантами, а студент колледжа – осваивать курсы прикладного бакалавриата”.


Владимир Путин на пленарном заседании XI съезда Российского союза ректоров. Фото Михаила Метцеля/kremlin.ru

Ректор МГУ Виктор Садовничий в своем выступлении на этом же мероприятии также затронул тему поддержки юных талантов: “Кстати, и поиск талантов под этим углом с перспективой стимулирования развития регионов становится уже отдельной и более простой задачей. Найти юный талант там, выстроить ему правильную образовательную траекторию, обеспечить ему сопровождение. Может быть, для этого не обязательно уезжать в Москву или в другой город? Мы предлагаем другой путь – поддержку и создание условий для самореализации в регионах. Для этого надо создавать и специализированные школы типа «Сириуса», университетские гимназии, технопарки. На базе университетов можно создавать учебные кластеры…”

Я вижу, что кое-что из этого уже пытается внедрять в Новгородской области, не взирая на сопротивление, губернатор-технократ Андрей Никитин, создавший, в частности, более года назад в Великом Новгороде технопарк “Кванториум”. По его словам, появление «Кванториума» означает возможность для детей возраста 10-14 лет заниматься в будущем новой экономикой региона, теми сферами знаний, которые только возникают сейчас: “Эти дети, когда вырастут, и будут развивать нашу экономику. Все знают, что в Новгородской области есть отток населения. Безусловно, очень значимую его долю занимает молодежь, которая заканчивает школу, поступает в университет в другом городе и не возвращается. Сегодня нельзя не думать о будущем. А будущее начинается с того, что у наших детей должна быть возможность применить себя здесь. Очень важное и ценное свойство «Кванториума» в том, что у него есть способность настраивать образовательные программы на задачи региона. Так, если мы будем заниматься в нем 3D-моделированием, то это тема, связанная с нашими историческими памятниками. Если будем заниматься геоинформационными технологиями, то это тема связанная с лесом, с незаконными вырубками в нашей области. Есть много вещей, которые сейчас являются болевыми точками региона…”


Губернатор Новгородской области Андрей Никитин и мэр Москвы Сергей Собянин/mos.ru

Вместе с тем, очевидно, что финансовые и социальные возможности Москвы и региона вроде Новгородской области просто несопоставимы. Объективно сейчас московские школы являются лучшими в России и, по некоторым оценкам, входят в десятку лучших школ мира, причем амбициозный мэр столицы Сергей Собянин поставил задачу вывести их к 2025 году в первую тройку. 2 мая на его персональном сайте была опубликована заметка о новом рекорде московских школьников, получивших на последней Всероссийской олимпиаде 906 дипломов, что на 89 больше, чем было ими получено в прошлом году (всего дипломы завоевали ученики 227 школ столицы).

“В московские вузы приезжают лучшие абитуриенты со всей страны. Поэтому и наша московская школа должна давать маленьким москвичам знания и умения, которые откроют им возможности поступать в лучшие колледжи и вузы, позволят конкурировать со своими сверстниками из других регионов страны. И от всех нас, от меня лично, моих управленческих действий, от директоров, от учителей зависит очень и очень многое”, – написал глава Москвы.

Мне кажется, что установка на то, что любая власть должна, прежде всего, создавать все необходимые условия для качественного образования на своей территории, в целом, безусловно, верна. Но хотелось бы, чтобы высокие руководители видели за общими цифрами статистики “успеха” – конкретных людей, талантливых школьников, которым порой нужна вполне определенная помощь и поддержка, как тем двум вундеркиндам, не выдержавшим суровых российских реалий.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
– в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

– в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
– в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
– в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
– в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
– в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

philologist.livejournal.com

Система работы с одаренными детьми в российском образовании: сегодняшний опыт и завтрашние перспективы

Цель выступления, во-первых,  кратко охарактеризовать существующую систему работы с одаренными детьми в России, и во-вторых, наметить перспективные, на наш взгляд, направления деятельности.

Начнем с рабочего определения. В настоящее время большинство специалистов одаренным считают   ребенка  с высоким развитием  общих     (умственных), а на этой основе каких–либо специальных способностей (например, интеллектуальных, художественных, социальных \ лидерских  и ряда других). Это определение дается нами как начальное, но далее,  в той части, где будет говориться об условиях для системного прорыва, мы его изменим.

Практическая и исследовательская работа с одаренными детьми  в России.

В настоящее время ситуацию с образованием одаренных детей можно охарактеризовать как благоприятную для значительного продвижения по следующим основаниям:

1. Образовательные учреждения, ориентированные на работу с одаренными детьми

Исторически работа с одаренными детьми  начиналась с физико-математического направления. Начиная с середины 60-х годов, в России  создавались  первые физико-математические школы для одаренных детей.  Сейчас в России есть значительное  количество школ, накопивших опыт образования одаренных детей уже в самых разных предметных направлениях (лингвистическое, биологическое, химическое, художественно – эстетическое и другие).  Хорошо известны в стране  московская школа № 57, школа при МГУ (Школа Колмогорова), и набирающая опыт московская школа–интернат «Интеллектуал», школа № 239 в Петербурге,  лицей №102 в Челябинске. Школы для одаренных детей  к настоящему времени есть практически в каждом городе страны.

 2. Научная   работа

Серьезные и многоплановые исследования в этом направлении ведутся, начиная с 50-х годов (Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов и другие). Хотя эти исследования государством  в разные времена то прямо запрещались, то практически не поддерживались,  тем не менее, эти работы оказались  достаточно результативными.

В настоящее время в России имеется  ряд весьма продуктивных исследовательских направлений, назовем лишь некоторые:

  • Шумакова Н.Б.Проблемы обучения одаренных детей)

  • Щебланова Н.Б. (проблемы диагностики одаренности)

  • Юркевич В.С. (мотивационно – личностная сфера развития одаренного ребенка).

3. Высокое государственное и общественное  внимание к образованию одаренных детей

Следует особо подчеркнуть, что к настоящему  время резко увеличилось общественное и государственное внимание к этой проблеме. В школах для одаренных детей – чудовищный, обременительный для педагогов этих школ, конкурс.

Есть много разного рода сайтов по этой проблематике. Публичные лекции по этой проблематике привлекают весьма широкую аудиторию.

В  ряде Университетов это направление постепенно становится одним из  ведущих  (например, в МГППУ). В ближайшее время должны появиться специализированные журналы по этому направлению работы с детьми.

Руководство России  уже неоднократно выступало с заявлениями о значимости  работы с одаренными детьми для будущего страны, и о необходимости уделить этой проблеме самое серьезное внимание.

Хотя в целом в России сейчас  сложилась достаточно благоприятная ситуация для научно – практической работы с одаренными детьми, тем не менее, говорить о подлинном прорыве в этом направлении   никаких  оснований пока нет. Такой прорыв нужно специальным образом  готовить.

Что нужно сделать для рывка.

1.Изменить понимание одаренности.

Необходимо принципиально расширить  само понимание одаренного ребенка.  Используемое сейчас определение одаренного ребенка привлекает внимание к уже сложившимся, явно проявившимся и хорошо заметным для учителей способностям. Именно на такое определение ориентирована и имеющаяся система выявления одаренных детей, основное место в  которой занимают олимпиады и разного рода конкурсы.

Специалистам хорошо известно, что развитие способностей   у детей происходит неравномерно и иногда неожиданно для окружающих. Есть так называемые мотивированные дети, у которых в благоприятных для них условиях развиваются высокие способности, и они фактически становятся одаренными детьми. Следует только подчеркнуть, что,  когда мы говорим об мотивированных детях, речь идет не об учебной мотивации, а о мотивации к развитию, которая выражается в ряде потребностей (начиная с познавательной потребности и кончая «потребностью в самореализации), ярко проявляющихся у мотивированных детей в том или ином возрасте.

Такое принципиальное расширение понятия одаренности вызвано не столько демократическими, антиэлитарными  принципами. которые  все же  необходимо принимать во внимание в работе с  одаренными детьми, сколько практической необходимостью особым образом работать с теми детьми, чья  потенциальная одаренность может и должна превратиться в реальную. Более того, именно у этих, постепенно развивающихся одаренных детей, индекс успешности (соотношение достижений к уровню способностей) во многих случаях существенно выше, чем  у так называемых «вундеркиндов», с детства поражающих взрослых своими успехами.

Таким образом, мы предлагаем следующее определение одаренного ребенка – это ребенок с потенциально или реально высокими способностями в той или иной области деятельности,  которые, соответственно,  либо уже сложились у него,  либо могут сложиться при благоприятных условиях и на основе явно выраженной мотивации к развитию.

2.Изменить систему выявления одаренных детей.

Понятно, что из такого определения следует необходимость принципиального изменения системы выявления детей с высокими способностями, где принципиальное место  должно занять выявление потенциально одаренных детей, т.е. детей, имеющих внутреннюю мотивацию  на развитие. Эта задача, безусловно, трудная, но сейчас она уже не кажется неразрешимой, так как к настоящему моменту в психологии имеются соответствующие методы диагностики. Кроме того большую помощь  в этом отношении могут оказать опросы   учителей, а в некоторых случаях и родителей.

Следует особо подчеркнуть, принципиальную  возможность значительного расширения базы одаренных детей за счет  организации внешкольных  форм образования, куда  для входа нужна только   соответствующая мотивация.  Это могут быть и электронные мультипредметные гимназии, вечерние предметные школы (математические лингвистические, биологические и т.д.), разного рода летние и зимние школы. Эти формы работы  могут  помочь решать задачу  выявления потенциально одаренных детей существенно   более эффективным образом.

3. Разработать и ввести в педагогический обиход  специальные психолого – педагогические стратегии, рассчитанные именно на одаренных детей. 

Специалистам хорошо известно, что при всем разнообразии различных типов одаренных детей их отличает несколько общих для большинства характеристик. С точки зрения образования одаренных детей выделяются две их главных особенности:

1. роль внутренней мотивации на развитие у большинства одаренных детей резко повышена по сравнению с более обычными детьми,  при этом социальная мотивация в большинстве  случаев носит формальный характер, проявляясь, скажем,  в абстрактной идее пользы всему человечеству. В силу такой мотивации одаренные дети  учатся, принимая во внимание,   главным образом, свои  ярко выраженные  интересы и склонности и поэтому нуждаются в специальных образовательных стратегиях

2. во многих случаях одаренные дети меньше, чем другие дети, поддаются обычным мерам воспитания,   у них почти невозможно что–то «сформировать» прямым образом. Одаренные дети, подростки, юноши или девушки  могут значительно меняться в том единственном случае, когда сами для себя формулируют такую цель и определяют  способы достижения этой цели. Обычные бихевиористические методы воспитания (поощрение, наказание, разного рода тренинги)  в их случае значительно менее эффективны, чем для обычных детей

Нужны специальные образовательные стратегии, предназначенные именно для одаренных детей и подростков.

В МГГПУ разработан особый потребностно – инструментальный подход, с помощью которого подросток складывает у себя  особый « доминантный жизненный проект» и развивает те «инструменты», (саморегуляция, деловые и личностные навыки общения, социальная адаптивность) которые позволяют этот проект реализовать .

4.Нужна специальная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми.

Педагог, работающий с одаренными детьми,  должен быть не только блестящим  предметником, но  прежде всего, помогать им  «выполнить себя»  (Георг Гегель).

Прежде всего, учитель  вместе с одаренным ребенком выстраивает личную систему его образования (прокладывает так называемый  «индивидуальный образовательный маршрут»). При этом в ходе индивидуализированной учебной деятельности  выявляются наиболее сильные стороны развития ребенка, приобретают личностный смысл его интересы и склонности,  определяются его будущие профессиональные приоритеты.

Кроме того учитель  вместе с психологом   помогает  подростку  определить иерархию целей, как ближних (сегодняшних), так и  отдаленных во временной перспективе  (тот самый   «доминантный жизненный проект», на основании которого в той или иной мере будет складываться вся  жизнь ребенка).

Фактически учитель становится Учителем. Как ни пафосно это звучит, но именно это будет  в достаточно скором  времени главной задачей учителя одаренных детей. Сам предмет, который такой учитель преподает, становится средством, инструментом, с помощью которого он    влияет на развитие ума и личности своего одаренного ученика.

С этих позиций принципиальным образом возрастают  требования к психологической подготовке учителя. Он должен  работать не только на основе здравого смысла и развитой  педагогической интуиции (что будет необходимо, видимо, всегда), но и на основе фактических знаний о возрастном развитии способностей и личности  одаренных детей. 

5. Изменить систему работу по профессиональной ориентации одаренных подростков.

Принципиальное значение приобретает профессиональное самоопределение одаренных подростков.  Как ни велика самоценность детства, тем не менее, все- таки школа была, есть и останется  местом, где готовят к будущему – профессиональному творческому труду.

Работу по  профессиональному самоопределению одаренных подростков необходимо  строить не как помощь в выборе будущей профессии, а как многостороннюю его подготовку к самостоятельному движению по профессиональному пути, часто продолжающегося  всю жизнь. Особое значение приобретает самостоятельность одаренного подростка  в определении своих будущих профессиональных приоритетов, целей и задач будущей трудовой деятельности, способов «подстройки» себя к будущей профессии.

Понятно, что профессиональное самоопределение не заканчивается выбором вуза и конкретной профессии. Очень важно оказывать помощь одаренному молодому человеку и после   окончания вуза. Именно потому необходимы специальные кадровые  агентства, профессионально работающие с одаренной  молодежью, специально организованный коучинг и т.д.

Только общая система указанных  мер  может привести к тому прорыву в работе с одаренными детьми, подростками и молодежью, необходимость которого сознает все наше общество.      

psyjournals.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *