Школы средние – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА это что такое СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА: определение — Педагогика.НЭС

Содержание

Среднее образование — Википедия

Средняя школа начального уровня в Левисе, Квебек Средняя школа в Ираке

Сре́днее образова́ние — традиционное название уровня (ступени) образования между начальным и высшим[1].

В российской традиции термин имеет размытое значение, и может применяться в качестве синонима[источник не указан 1185 дней] к общему образованию (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее), полученному в средней школе[2]), начальному профессиональному образованию, среднему профессиональному (специальному, техническому) образованию.

Содержание

  • 1 Дифференциация
  • 2 История
  • 3 Среднее образование по странам
    • 3.1 Египет
    • 3.2 Кипр
    • 3.3 Монако
    • 3.4 Россия
    • 3.5 Франция
    • 3.6 США

ru.wikipedia.org

Средняя школа — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Средняя школа — учреждение, предоставляющее образовательные услуги средней ступени, промежуточное звено между начальной школой и старшей школой. В некоторых странах образование, полученное в средней школе, считается начальным. Обычно посещение средней школы обязательно, но не везде, к примеру, в Гаити обязательно только начальное обучение[1]. Средняя школа может находиться в том же здании, что и начальная и/или старшая, а может быть от них отделена, как в Японии.

Средние школы в мире

Примечания

  1. 1 2 WISE Haiti workshop. Education in Haiti an overview of trends , issues and plans (англ.) (2011). Проверено 27 августа 2013. Архивировано 15 сентября 2013 года.
  2. ↑ Australian School Systems. Australianexplorer. Проверено 12 июля 2010.
    Архивировано 20 июня 2012 года.
  3. ↑ Programs for international students. Department of Education and Training. Проверено 12 июля 2010. Архивировано 20 апреля 2013 года.
  4. ↑ Система образования Армении
  5. Библиотека Конгресса. Belize School System (англ.) (1992). Проверено 27 августа 2013. Архивировано 15 сентября 2013 года.
  6. ↑ THE EDUCATIONAL SYSTEM OF BENIN REPUBLIC. Embassy of the United States, Cotonou, Benin
  7. ЮНЕСКО. National report on the development of education (англ.). Проверено 26 августа 2013. Архивировано 14 сентября 2013 года.
  8. ФГБНУ «Главэкспертцентр». Система образования Грузии (рус.). Проверено 26 августа 2013. Архивировано 14 сентября 2013 года.
  9. Кнессет. [http://www.knesset.gov.il/mmm/data/pdf/m02611.pdf חטיבות-הביניים ומקומן במבנה החינוך העל-יסודי במערכת החינוך] (иврит).
    Проверено 19 декабря 2013.
  10. 1 2 3 Amaidi Indian Education System  (недоступная ссылка — история). Проверено 5 мая 2012. Архивировано 17 июня 2012 года.
  11. ЮНЕСКО. Jordan Page 1 of 7 Education statistics: Jordan (англ.). Проверено 26 августа 2013. Архивировано 14 сентября 2013 года.
  12. ↑ Study in Iran :: Iran Educational System
  13. Министерство образования, Онтарио. [www.edu.gov.on.ca/eng/educationFacts.html Education Facts] (англ.). Проверено 27 августа 2013.
  14. Ministry of Education and Culture. Structure of the Education System of Cyprus. Проверено 11 мая 2013. Архивировано 14 сентября 2013 года.
  15. ЮНЕСКО. Education statistics: China (англ.). Проверено 26 августа 2013.
    Архивировано 14 сентября 2013 года.
  16. Ministry of Education.Education Indicators in the State of Kuwait 2004-2005 report 
  17. ↑ Kyrgyzstan country profile. Библиотека Конгресса Federal Research Division[en]
  18. p7, World Data On Education World Data On Education. ЮНЕСКО. Проверено 9 февраля 2012. Архивировано 15 сентября 2013 года.
  19. ↑ Skaf, Antoine and Zeina Habib (2008) “Lebanon” In Ina V.S. Mullis, Michael O. Martin, Joh F. Olson, Dbra R. Berger, Dana Milne, and Gabrielle M. Stanco ed., TIMSS 2007 Encyclopedia: A Guide to Mathematics and Science Education Around the World, Volume 2, Boston: TIMSS & PIRLS International Study Center. Архивировано 15 сентября 2013 года.
  20. Министерство образования и науки Литвы. Lower secondary education (англ.). Проверено 27 августа 2013. Архивировано 15 сентября 2013 года.
  21. Министерство образования и науки Литвы. Upper secondary education (англ.). Проверено 27 августа 2013. Архивировано 15 сентября 2013 года.
  22. Metz, Helen Chapin Library of Congress Country Studies: Madagascar (Education) (1994). Проверено 1 февраля 2011. Архивировано 1 февраля 2011 года.
  23. ЮНЕСКО. Myanmar Page 1 of 7 Education statistics: Myanmar (англ.). Проверено 27 августа 2013. Архивировано 15 сентября 2013 года.
  24. Ministry of Education Wellington. 2013 Roll Return Guidelines (англ.). Проверено 27 августа 2013. Архивировано 15 сентября 2013 года.
  25. The World Bank Group Middle East and North Africa Human Development Group. West Bank and Gaza EDUCATION SECTOR ANALYSIS (англ.) (7 September 2006). — «The preponderance of combined basic and sec ondary schools makes it difficult to estimate unit costs for primary and secondary education separately.».
    Проверено 27 августа 2013.
    Архивировано 15 сентября 2013 года.
  26. BIURO UZNAWALNOŚCI WYKSZTAŁCENIA I WYMIANY MIĘDZYNARODOWEJ. POLISH SYSTEM OF EDUCATION (польск.). Проверено 27 августа 2013.
  27. ↑ Постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224
  28. Philip J. Cook Robert MacCoun Clara Muschkin Jacob Vigdor. Should Sixth Grade be in Elementary or Middle School? An Analysis of Grade Configuration and Student Behavior (англ.). Проверено 27 августа 2013. Архивировано 15 сентября 2013 года.
  29. ↑ 북한 교육제도 개혁, 12년제 의무교육 실시 — 데일리투머로우. Goodnewspress.net (2012-09-25). Retrieved on 2013-07-12.
  30. Associate Professor Goh Chor Boon and Professor S. Gopinathan. The Development of Education in Singapore since 1965. Nanyang Technological University, Singapore.
    Проверено 27 августа 2013.
    Архивировано 15 сентября 2013 года.
  31. ↑ Government of Sierra Leone (2004), The Education Act 2004, Sierra Leone: Sierra Leone Encyclopedia, с. 4, <http://www.daco-sl.org/encyclopedia/4_strat/4_3/GosL_Act03_Education.pdf>. Проверено 25 июня 2008. 
  32. Basic Education Statistics in Tanzania: 2006-2010, Tanzania Ministry of Education and Vocational Training, June 2010, page iv
  33. Міністерство освіти і науки України. Загальна середня освіта (укр.). Проверено 27 августа 2013. Архивировано 15 сентября 2013 года.
  34. ↑ Les niveaux et les établissements d’enseignement
  35. Ministry of Education Science & Technology Education System. Проверено 5 мая 2012. Архивировано 14 сентября 2013 года.
  36. Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий. The Middle School System as Provided for in the Education System Order (англ.).
    Проверено 26 августа 2013.
    Архивировано 14 сентября 2013 года.

wikipedia.green

Средняя общеобразовательная школа – это… Что такое Средняя общеобразовательная школа?

        учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования.

         Общее среднее образование начало оформляться в средние века (монастырская, или соборная, школа «семи свободных искусств» (См. Семь свободных искусств), дававшая образование в объёме Тривиума и Квадривиума). С возникновением в 12—13 вв. университетов (См. Университеты) функции С. о. ш. выполнял также факультет искусств (или артистический), который готовил для продолжения образования на основных факультетах. Как самостоятельный тип учебного заведения С. о. ш. начала складываться лишь в 16 в. в виде гимназии (См. Гимназия) (первая в 1538 в Страсбурге основана педагогом-гуманистом И. Штурмом). Под влиянием традиций эпохи Возрождения основными предметами в гимназиях были латинский и греческий языки. Однако, в отличие от гуманистических школ предшествующей эпохи, где эти языки изучались как средство овладения культурным наследием античного мира, для первых гимназий характерно увлечение формальной стороной изучения древних языков. Гимназия Штурма была типичной школой классического образования (См. Классическое образование) и определила характер развития С. о. ш. на несколько столетий. В разных странах С. о. ш. получили различные названия — гимназии, Колледжи, Коллежи, лицеи (См.
Лицей), Грамматические школы и др. Существенные изменения характере С. о. ш. классического типа произошли во 2-й половине 18 в. под влияние идей неогуманизма, получивших распространение в странах Западной Европы, особенно в Германии. С этого времени передовые педагоги основной задачей общеобразовательной школы стали считать развитие у учащихся самостоятельного мышления, эстетических вкусов, формирование мировоззрения и нравственных идеалов в соответствии с интересами буржуазного государства. В учебных планах гимназий и аналогичных им С. о. ш. значительное место занимала математика, которая наряду с грамматикой древних языков рассматривалась как важное средство развития логического мышления и дисциплины ума, в учебные планы включали также родной язык, историю, географию, элементы наук о природе. С. о. ш. рассматривалась как подготовительная ступень к получению университетского образования. Её характер и функции сохранились без значительных изменений до конца 19 в. С. о. ш. такого типа существуют и ныне в системах народного образования многих стран (Бельгия, Бразилия, Великобритания, Италия, Франция, ФРГ и др.).          Развитие капитализма выдвинуло перед школой задачу подготовки молодёжи к участию в различных сферах производства и науки, что потребовало коренного пересмотра и концепции общего среднего образования. Демократически настроенные мыслители и педагоги уже с эпохи Возрождения выступали против засилья в школах древних языков и выдвигали идею реального образования (См. Реальное образование) (Т. Мор, Ф. Рабле, Дж. Беллерс, Я. А. Коменский и др.). С их точки зрения, главное место в содержании общего образования должны были занимать предметы, дающие учащихся практически полезные знания и умения, — родной и живые иностранные языки, естественные науки, ремёсла. Одна из первых реальных С. о. ш. в Европе — школа, открытая в 1747 в Берлине И. Хеккером (однако она была в значительной степени профессионализирована и для подготовки к университету имела специальное отделение). Подобные С. о. ш. во 2-й половине 18 в. появились в разных странах (в США они создавались по инициативе Б. Франклина и получили название академий). Дальнейший шаги совершенствовании С. о. ш. сделали немецкие педагоги-филантрописты И. Б. Базедов, Х. Г. Зальцман, Б. Блашеидр., открывшие для детей состоятельных родителей ряд школ интернатного типа («филантропии»), в учебном плане которых большое место отводилось реальным предметам и различным видам труда (чтобы воспитанники могли поступать в университет, преподавались и древние языки).

         К концу 19 в. борьба двух концепций общего образования завершилась тем, что в системах народного образования большинства стран стали параллельно существовать С. о. ш. двух видов: классические (типа гимназии) и реальные. Последние в течение длительного времени не считались полноценными С. о. ш.: выпускники могли поступать лишь в специализированные высшие учебные заведения, а в университет только на естественно-математические факультеты.

         В России первыми школами повышенного типа были возникшие во 2-й половине 17 в. греко-латинские школы, в которых обучали церковно-славянскому, греч. и лат. языкам, философии, риторике. В 1701 в Москве открылась первая повышенная школа реального типа — Школа математических и навигацких наук (однако она не была, в строгом смысле слова, общеобразовательной — в ней преподавались специальные дисциплины, связанные с морским, военным, горным делом и др.). Первой собственно С. о. ш. принято считать открытую в 1726 при Академии наук в Петербурге Академическую гимназию (См. Академическая гимназия), целью которой была подготовка молодёжи к поступлению в Академический университет. Развитие С. о. ш. началось с 1804, когда был принят устав учебных заведений, подведомственных университетам, внёсший единообразие в систему народного образования. Учебный план 4-летней гимназии, готовившей к поступлению в университет, отличался энциклопедичностью и многопредметностью, содержал, кроме языков, философию, политэкономию, различные курсы математики, физику, естествознание, технологию и др. предметы. Положительными чертами гимназий были всесословность, значительное внимание к реальным предметам. После принятия в 1828 нового школьного устава гимназии превратились в С. о. ш. для привилегированных сословий, по характеру дававшегося образования они стали гуманитарными с ярко выраженным классическим уклоном.          В 60-е гг. 19 в. развернулась борьба прогрессивной общественности за демократизацию школы, за приближение её к жизни. По «Уставу гимназий и прогимназий» (1864) наряду с классическими были созданы т. н. реальные гимназии, где вместо древних языков в значительном объёме преподавалось естествознание. Однако гимназии этого типа не считались полноценными С. о. ш.: их выпускники могли поступать лишь в высшие технические учебные заведения. С усилением реакции школьный устав в 1871 был пересмотрен и единственным типом С. о. ш. признана классическая гимназия. Потребности промышленности и торговли вынудили правительство сохранить и реальную ветвь среднего образования, узаконенную уставом 1872, — реальные училища (См. Реальное училище) с 6—7-летним сроком обучения и профессионализацией в старших классах. В 1888 профессионализация была устранена и выпускники реальных училищ получили право поступать в высшие технические и с.-х. учебные заведения, а сдавшие дополнительно экзамен по латинскому языку — и на физико-математические и медицинские факультеты университетов. В 1896 в качестве С. о. ш. узаконены Коммерческие училища с 7—8-летним сроком обучения, в старших классах которых преподавались и специальные предметы (товароведение, бухгалтерия, технология и др.), выпускники могли поступать в высшие коммерческие и технические учебные заведения. В начале 20 в. под давлением требований передовой общественности в гимназиях было несколько ослаблено классическое направление и усилено преподавание предметов естественно-математического цикла. До 1917 существовало две разновидности С. о. ш.: классические гимназии и реальные (в т. ч. коммерческие) училища. Общее среднее образование давали также сословные учебные заведения типа кадетских корпусов (См. Кадетские корпуса) и институтов благородных девиц (См. Институты благородных девиц). Характерной особенностью дореволюционной С. о. ш. был её отрыв от начальной школы: в среднюю школу детей принимали по экзамену. Обучение в С. о. ш. было раздельным, т. е. существовали мужские и женские С. о. ш.          В СССР принципиальной основой развития С. о. ш. стало ленинское положение о необходимости связи её с жизнью, с политикой государства и отделении школы от церкви. В 1917—18 были приняты меры для создания стройной системы народного образования, обеспечившие унификацию С. о. ш. и её связь с др. ступенями образования. С. о. ш. стала орудием коммунистического воспитания и просвещения народа, проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся. Коренные преобразования школьного дела отражены в «Положении о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» и «Основных принципах единой трудовой школы» (1918). В противоположность прежней сословно-классовой школе создавалась единая для всех слоев населения трудовая школа, разделённая на две ступени: 1-я — с 5-летним, позднее 4-летним сроком обучения для детей 8—13 лет, 2-я — с 4-летним, позднее 5-летним сроком обучения для детей 13—17 лет. Работа школы строилась на основе принципов связи с жизнью, национального и полового равноправия, обучения на родном языке. Из учебных планов были исключены древние языки и религия, введено изучение общественно-политических дисциплин, усилено преподавание наук о природе, стала претворяться в жизнь марксистско-ленинская идея политехнического образования (См. Политехническое образование) и соединения обучения с участием школьников в общественно полезном труде.          Чтобы открыть доступ в высшую школу рабочим и крестьянам, не имевшим до революции возможности окончить С. о. ш., в 1919 созданы Рабочие факультеты. В середине 20-х гг. в структуру С. о. ш. внесены некоторые изменения: в городах и рабочих посёлках созданы фабрично-заводские семилетки (ФЗС), где была сделана попытка осуществить знакомство учащихся с трудовыми процессами на базе производства; в сельской местности организованы школы крестьянской молодёжи (См. Школа крестьянской молодёжи) (ШКМ), где общее образование дополнялось ознакомлением учащихся с теорией и практикой сельского хозяйства. После окончания ФЗС и ШКМ учащиеся поступали в 8-е классы школы-десятилетки или в Средние специальные учебные заведения.          Постановлениями «О начальной и средней школе» (5 сентября 1931) и «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (25 августа 1932) ЦК ВКП (б) выдвинул задачу составления новых программ по каждому предмету и укрепления классно-урочной системы обучения (См. Классно-урочная система обучения). Эти и последующие постановления ЦК ВКП (б) — об учебниках, о работе пионерской организации, о преподавании гражданской истории, географии и др. — сыграли важную роль в повышении качества учебно-воспитательного процесса и укреплении авторитета учителя.          Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (15 мая 1934) С. о. ш. была унифицирована: стала 10-летней с разделением на начальную (4 года), неполную среднюю (7 лет) и среднюю (10 лет). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 возникли новые типы С. о. ш. — школы рабочей молодёжи (См. Школа рабочей молодёжи) и школы сельской молодёжи (См. Школа сельской молодёжи), а также суворовские училища (См. Суворовское училище) и нахимовские училища (См. Нахимовское училище).

         В 1958 законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» неполная средняя школа стала 8-летней, а полная средняя — 11-летней. Было усилено трудовое обучение, в старших классах введена профессиональная подготовка. В 1964 восстановлен 10-летний срок обучения. Производственное обучение было сохранено лишь в С. о. ш., имеющих соответствующую материальную базу (1966). В 60-е гг. получили развитие С. о. ш. с усиленным изучением предмета — иностранного языка, математики, физики, химии, биологии и др.

         Современная 10-летняя С. о. ш. является единой трудовой политехнической. В районах, где обучение ведётся не на рус. языке, с разрешения Совета Министров СССР может быть установлен 11-летний срок обучения. С. о. ш. условно подразделяется на три ступени: начальную — 1—3-й классы, неполную среднюю (4—8-е классы) и собственно среднюю школу — 9—10-е (11-е) классы. В зависимости от местных условий могут создаваться отдельно начальные и 8-летние школы. Для работающей молодёжи существуют вечерние (сменные) и заочные С. о. ш. (см. Вечернее образование; Заочное образование). Для детей с дефектами физического и умственного развития существуют С. о. ш. интернатного типа.

         Генеральная перспектива дальнейшего совершенствования советской С. о. ш. определена Программой КПСС. Одной из задач является осуществление всеобщего среднего образования для всех детей школьного возраста.

         В 1974 95% учащихся от числа поступивших в 1966 в 1-й класс своевременно закончили 8-летнюю школу, около 93% из них охвачены различными формами среднего образования. Это означает, что в основном завершен переход к всеобщему среднему образованию. Размах среднего образования повлек за собой изменения в сети и структуре общеобразовательных школ всех видов: число их сократилось за счёт значительного увеличения числа С. о. ш. (50 тыс. из всех 152,4 тыс. школ). В 1974 86,4% детей в городах и 62.3% в сельской местности обучалось в С. о. ш., на долю начальных школ приходилось 0,8% в городах и 4,9% в сельской местности.

         Главные задачи советской С. о. ш.: дать учащимся среднее образование, отвечающее требованиям общественного и научно-технического прогресса, вооружить глубокими и прочными знаниями основ науки и умениями самостоятельно пополнять их; способствовать формированию марксистско-ленинского мировоззрения, всестороннему гармоническому развитию. С. о. ш. связывает учебно-воспитательную работу с практикой коммунистического строительства и осуществляет нравственное воспитание учащихся в духе требований морального кодекса строителя коммунизма, их трудовое обучение и подготовку к жизни, сознательному выбору профессии. Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (10 ноября 1966) министерство просвещения СССР и министерства просвещения (народного образования) союзных республик совершенствуют содержание образования в средней школе в соответствии с требованиями развития науки, техники и культуры, устанавливают более рациональное распределение учебного материала по годам обучения, освобождают программы и учебники от излишней детализации и второстепенного материала. Для углубления знаний, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся введены с 7-го класса факультативные занятия.

         Работа по модернизации содержания среднего образования завершена к концу 60-х гг. комиссией АН СССР и АПН СССР. Новый учебный план в основном сохраняет сложившееся в практике работы школы соотношение учебного времени на гуманитарное (42,4%) и естественно-математическое (38,4%) образование. На занятия музыкой и изобразительным искусством отводится 4,8% учебного времени, на физкультуру — 7,2%, на трудовую и политехническую подготовку — 7,2% уч. времени. При этом имеется в виду более широкое развитие различных форм внеурочной и внешкольной работы. В каждом учебном предмете отражены основные тенденции развития современной науки, доступные для усвоения учащихся.

         Линейно-ступенчатое (вместо концентрического) построение учебных программ (См. Учебная программа) обеспечивает новизну содержания образования на каждой ступени и открывает возможности для основательного изучения каждого предмета. Новые программы значительно повышают научно-теоретический уровень образования на протяжении всего обучения. Длительная опытно-экспериментальная работа показала, что начальное обучение может успешно проводиться на уровне повышенной трудности и более высокими темпами. Новые программы позволили добиться определённых успехов в развитии детей, обеспечить более полное раскрытие их духовных сил и выработку твёрдых навыков письма, счёта и чтения. Сокращение срока начального обучения с 4 до 3 лет увеличило время на изучение систематических курсов основ наук, которое начинается с 4-го класса. Созданы более прочные связи между учебным материалом младших, средних и старших классов.          Осуществляя всестороннее, гармоническое развитие личности, советская С. о. ш. организует учебно-воспитательный процесс на основе активной практической деятельности учащихся, включения их в различные виды общественно полезного труда. Коммунистическое воспитание проводится в единстве с деятельностью Всесоюзной пионерской организации (См. Всесоюзная пионерская организация) им. В. И. Ленина и Всесоюзным Ленинским коммунистическим союзом молодёжи (См. Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи), которые объединяют 35 млн. школьников. С. о. ш. поддерживает тесную связь с внешкольными учреждениями (См. Внешкольные учреждения). Ежегодно для С. о. ш. издаётся около 300 млн. учебников на 47 языках народов СССР. Учителей готовят свыше 400 педагогических училищ и 200 педагогических институтов (См. Педагогические институты) (см. Педагогическое образование). О С. о. ш. в СССР см. соответствующие разделы в статьях о союзных и автономных республиках, краях, областях и крупнейших городах СССР, а также в 24-м томе БСЭ, книге II — «СССР».

         В др. социалистических странах С. о. ш. имеет две ступени: обязательная основная школа с различными сроками обучения (например, в НРБ, ВНР, ПНР, СФРЮ — 8 лет, ЧССР — 9 лет, ГДР и СРР — 10 лет) и собственно средняя школа с 2—4-летним сроком обучения, носящая разные названия (гимназия в ВНР, СФРЮ, ЧССР, лицей в ПНР и СРР, расширенная средняя школа в ГДР, полная средняя школа в МНР). В большинстве стран собственно С. о. ш. функционируют как самостоятельные учебные заведения и часто имеют внутри дифференциацию (в ЧССР, СРР, СФРЮ выделяются гуманитарное и естественно-математическое отделения, в ГДР — естественно-математическое, современных и классических языков). В ряде случаев дифференциация осуществляется путём введения в учебных план факультативных и альтернативных дисциплин.

         Большое внимание уделяется практическим работам учащихся, вводятся специальные предметы, знакомящие с основами современного производства, его экономикой, организацией, с важнейшими отраслями, проводится производственная практика. Основная тенденция в развитии С. о. ш. — повышение научного уровня образования, его расширение, усиление политехнической направленности и связи с жизнью.

         В капиталистических странах существуют гуманитарные и реальные С. о. ш. (гимназия, лицей, грамматическая школа). Часто в школе имеется несколько отделений, где даётся углублённая подготовка в области одного или нескольких учебных предметов; существуют С. о. ш. (или их отделения) с практической направленностью, фактически не обеспечивающие достаточной подготовки для получения дальнейшего образования (современная средняя школа в Великобритании, т. н. общее и практическое отделения средней школы в США и др.). В большинстве стран С. о. ш. не имеют органической связи с начальной школой и являются самостоятельными учебными заведениями (обычно раздельно для мальчиков и девочек). Имеется значительное число частных школ. О С. о. ш. в отдельных странах см. раздел Просвещение (Народное образование) в соответствующих статьях (например, Великобритания, Венгрия).

         Типовой учебный план средней общеобразовательной школы СССР

        ——————————————————————————————————————————————————————————————

        |                                                       | Число часов по классам                                                             | Всего                 |

        |                                                       |                                                                                                   | недельных          |

        |                                                       |                                                                                                   | часов                 |

        |—————————————————————————————————————————————————————————————-|

        | Предметы                                       | 1      | 2      | 3      | 4      | 5      | 6      | 7      | 8      | 9      | 10    | по          | по       |

        |                                                       |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         | данному | плану  |

        |                                                       |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         | плану     | 1959   |

        |                                                       |         |         |         |         |         |         |         |         |         |         | 1976       |           |

        |—————————————————————————————————————————————————————————————-|

        | Русский язык                                  | 12    | 10    | 10    | 6      | 6      | 3      | 3      | 2      | 2/0    | —     | 53          | 57       |

        | Литература                                     | —     | —     | —     | 2      | 2      | 2      | 2      | 3      | 4      | 3      | 18          | 19       |

        | Математика                                    | 6      | 6      | 6      | 6      | 6      | 6      | 6      | 6      | 5      | 5      | 58          | 59       |

        | История                                          | —     | —     | —     | 2      | 2      | 2      | 2      | 3      | 4      | 3      | 18          | 20       |

        | Обществоведение                          | —     | —     | —     | —     | —     | —     | —     | —     | 2      | —     | 2            | 2         |

        | Природоведение                             | —     | 2      | 2      | 2      | —     | —     | —     | —     | —     | —     | 6            | 2         |

        | География                                      | —     | —     | —     | —     | 2      | 3      | 2      | 2      | 2      | —     | 11          | 12       |

        | Биология                                        | —     | —     | —     | —     | 2      | 2      | 2      | 2      | —     | 2      | 11          | 11       |

        | Физика                                           | —     | —     | —     | —     | —     | 2      | 2      | 3      | 0/2    | 5      | 16          | 17       |

        | Астрономия                                    | —     | —     | —     | —     | —     | —     | —     | —     | 4      | 1      | 1            | 1         |

        |—————————————————————————————————————————————————————————————-|

        | Черчение                                        | —     | —     | —     | —     | —     | 1      | 1      | 1      | —     | —     | 3            | 4         |

        | Химия                                            | —     | —     | —     | —     | —     | —     | 2      | 2      | 3      | 3      | 10          | 11       |

        | Иностранный язык                          | —     | —     | —     | —     | 4      | 3      | 3      | 2      | 2      | 2      | 16          | 20       |

        | Изобразительное искусство            | 1      | 1      | 1      | 1      | 1      | 1      | —     | —     | —     | —     | 6            | 7         |

        | Пение и музыка                              | 1      | 1      | 1      | 1      | 1      | 1      | 1      | —     | —     | —     | 7            | 8         |

        | Физическая культура                      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 20          | 22       |

        | Трудовое обучение                         | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 2      | 20          | 58       |

        ——————————————————————————————————————————————————————————————

        

         Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании, [М., 1970]; Крупская Н. К., Педагогические сочинения, т. 1—10, М., 1957—61; Луначарский А. В., О народном образовании, М., 1958; Народное образование в СССР. Сб. документов, 1917—1973 гг., М., 1974; Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет, М., 1948; Королев ф. ф., Очерки по истории советской школы и педагогики, 1917—1920, М., 1958; Королёв Ф. Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин З. И., Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921—1931, М., 1961; Ганелин Ш. И., Очерки по истории средней школы в России 2-й пол. XIX в., 2 изд., М., 1954: Смирнов В. З., Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в., М., 1954; Народное образование в СССР, 1917—1967. Под ред. М. А. Прокофьева [и др.], М., 1967: Прокофьев М. А., Советская общеобразовательная школа на современном этапе, М., 1975; Кондаков М. И., Новое содержание образования и совершенствование учебного процесса, М., 1974; World survey of education. III. Secondary Education, UNESCO, [P., 1961]; King Е. J., Other schools and ours, N. Y., [1958]: Einheitlichkeit und Differenzierung im Bildungswesen, B., 1971.

         М. И. Кондаков, А. И. Пискунов.

dic.academic.ru

Средняя школа Википедия

СтранаКлассы или возраст учениковПримечания
Австралияотсутствует[2]кроме Северной территории, где средней школой называются 7—9 годы обучения[3]
Армения5—9 классы[4]
Белиз9—12 классы[5]
Бенинотсутствуетпосле начальной школы дети переходят в низшую старшую школу[6]
Бутан7—10 классы7—10 классы в средних школах, либо 7—8 классы в низших средних школах и 9—10 классы в средних школах[7] После 8, 9 и 10 класса школьники сдают государственные экзамены
Гаити10—13 классы[1]
Грузия10—12 классы[8]
Израиль6—9 классы[9]
Индия1—8 классыCBSE[en] определяет среднюю школу как учреждения начального (1—5 классы) и высшего начального образования (5—8 классы)[10], однако каждый штат определяет собственные стандарты, и они могут отличаться от решений центрального управления[10]. В некоторых учреждениях средними школами называют те школы, где учатся с 5 по 10 класс[10].
Иордания12—16 лет[11]
Иран15—17 лет[12]не обязательно
Канада9—12 классы[13]
Республика Кипр12—18 лет[14]
Китай12—17 лет[15]
Кувейт10—12 классы[16]
Киргизия5—11 классы5—9 класс — низшая средняя школа и 10—11 — высшая средняя школа или техникум[17]
Лаос6—12 классы[18]6—9 классы низшей средней школы и 10—12 классы высшей средней школы
Ливан10—12 классы[19]
Литва5—12 классы5—10 классы называются «низшей средней школой»[20], а 11—12 — «высшей средней школой». В высшей средней школе ученики занимаются по индивидуальным планам[21].
Мадагаскар6—9 классы[22]
Мьянма10—15 лет[23]
Новая Зеландия9—13 классы[24]
Государство Палестинаотсутствуетсмешано с начальным[25]
Польша7—12 или 7—13 классы[26]
Россия5—9 классы[27]
США6—9 или 7—9[28]
Северная Корея14—16 лет[29]
Сингапур7—10[30]
Сьерра-Леоне7—9 классы[31]
Танзания1—4 классы[32]8—11 год обучения
Украина5—9 класс[33]
Франция6—3 классы[34]6—9 годы обучения
Южная Корея7—9 классы[35]
Япония14—16 лет[36]7-10 годы обучения

wikiredia.ru

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – это… Что такое СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА?


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.

Тип школы, обеспечивающей базовое и полное среднее образование и подготовку к продолжению образования в профессиональных и высших учебных заведениях. С 2001 г. в РФ в условиях реформирования системы образования ведется подготовка к переходу на 12-летний срок обучения в средней общеобразовательной школе и на профильную систему обучения в 10–11 классах. Предусматривается обязательное изучение иностранного языка со 2 по 4 класс начальной школы при двух часах в неделю, в основной школе (5–9 классы) – при трех часах в неделю, а на старшей ступени обучения (10–12 классы) – при двух часах в неделю. В классах гуманитарного профиля количество часов на изучение иностранного языка увеличивается до трех. Предусматривается также факультативное изучение второго иностранного языка. Работа по профилизации российских классов старшей ступени обучения начался в 2003 г. и закреплена в Государственном стандарте общего образования (2004), который определяет стандарты начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и среднего (полного) профильного образования по иностранному языку.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ СУГГЕСТИВНЫЕ

Смотреть что такое “СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА” в других словарях:

  • Средняя общеобразовательная школа — общеобразовательное учебное учреждение I III ступеней (I ступень начальная школа, II ступень основная школа, III ступень старшая школа, как правило, с профильным обучением)… Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ …   Официальная терминология

  • Средняя общеобразовательная школа —         учебно воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования …   Большая советская энциклопедия

  • СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — тип школы, обеспечивающий становление личности и на базе нач. обучения базовое и полное среднее образование, подготовку к самостоят.жизни, сознательному выбору профессии и продолжению образования в проф. и высш. уч заведениях. Формирование типа… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Средняя общеобразовательная школа —     тип школы, обеспечивающий становление личности и на базе начального обучения базовое и полное среднее образование, подготовку к самостоятельной жизни, сознательному выбору профессии и продолжению образования в профессиональных и высших… …   Педагогический терминологический словарь

  • СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — как особый тип уч. заведений начала формироваться в Екат. лишь с 1860 х. Состояла из разл. видов уч. заведений, отличавшихся по срокам обучения и программам. Наиб. высокий уровень образования давали гимн. Единственная до рев ции муж. гимн.… …   Екатеринбург (энциклопедия)

  • Средняя общеобразовательная школа —    как тип уч. заведений нач. формироваться на У. в XIX в. и до 1919 состояла из разл. видов школ, отличавшихся по программам, срокам обучения и подчинявшимся разным ведомствам. В С.О.Ш. допускались дети, уже овладевшие в нач. школе или на дому… …   Уральская историческая энциклопедия

  • Средняя общеобразовательная школа — …   Википедия

  • Средняя общеобразовательная школа № 810 — ГОУ средняя общеобразовательная школа № 810 в г. Москве, расположенная в Восточном административном округе города Москвы Содержание …   Википедия

  • Средняя общеобразовательная школа № 37 (Чебоксары) — МОУ СОШ № 37 Тип: Средняя общеобразовательная школа Адрес: Чебоксары Сайт: http://21203s17.edusite.ru С началом строительства в 1972 году промышленного гиганта ЧЗПТ началось и строительство жилого массива, который впоследствии был назван « …   Википедия

  • Средняя общеобразовательная школа “Школа надомного обучения” — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего основные и дополнительные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и обеспечивающего лицам с ограниченными… …   Официальная терминология


methodological_terms.academic.ru

Средняя школа Википедия

Средняя школа — учреждение, предоставляющее образовательные услуги средней ступени, промежуточное звено между начальной школой и старшей школой. В некоторых странах образование, полученное в средней школе, считается начальным. Обычно посещение средней школы обязательно, но не везде, к примеру, в Гаити обязательно только начальное обучение[1]. Средняя школа может находиться в том же здании, что и начальная и/или старшая, а может быть от них отделена, как в Японии.

Средние школы в мире[ | ]

СтранаКлассы или возраст учениковПримечания
Австралияотсутствует[2]кроме Северной территории, где средней школой называются 7—9 годы обучения[3]
Армения5—9 классы[4]
Белиз9—12 классы[5]
Бенинотсутствуетпосле начальной школы дети переходят в низшую старшую школу[6]
Бутан7—10 классы7—10 классы в средних школах, либо 7—8 классы в низших средних школах и 9—10 классы в средних школах[7] После 8, 9 и 10 класса школьники сдают государственные экзамены
Гаити10—13 классы[1]
Грузия10—12 классы[8]
Израиль6—9 классы[9]
Индия1—8 классыCBSE[en] определяет среднюю школу как учреждения начального (1—5 классы) и высшего начального образования (5—8 классы)[10], однако каждый штат определяет собственные стандарты, и они могут отличаться от решений центрального управления[10]. В некоторых учреждениях средними школами называют те школы, где учатся с 5 по 10 класс[10].
Иордания12—16 лет[11]
Иран15—17 лет[12]не обязательно

ru-wiki.ru

Средняя школа — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Средняя школа — учреждение, предоставляющее образовательные услуги средней ступени, промежуточное звено между начальной школой и старшей школой. В некоторых странах образование, полученное в средней школе, считается начальным. Обычно посещение средней школы обязательно, но не везде, к примеру, в Гаити обязательно только начальное обучение[1]. Средняя школа может находиться в том же здании, что и начальная и/или старшая, а может быть от них отделена, как в Японии.

Средние школы в мире

Напишите отзыв о статье “Средняя школа”

Примечания

  1. 1 2 WISE Haiti workshop. [www.wise-qatar.org/sites/default/files/files/4851/eduoverview0921_draft_with_cover.pdf Education in Haiti an overview of trends , issues and plans] (англ.) (2011). Проверено 27 августа 2013. [www.webcitation.org/6JdRSz1hb Архивировано из первоисточника 15 сентября 2013].
  2. [www.australianexplorer.com/australian_school_systems.htm Australian School Systems]. Australianexplorer. Проверено 12 июля 2010. [web.archive.org/web/20121020142101/www.australianexplorer.com/australian_school_systems.htm Архивировано из первоисточника 20 июня 2012].
  3. [www.det.nt.gov.au/students/international-services/studying-in-nt/programs Programs for international students]. Department of Education and Training. Проверено 12 июля 2010. [web.archive.org/web/20130420072253/www.education.nt.gov.au/students/international-services/studying-in-nt/programs Архивировано из первоисточника 20 апреля 2013].
  4. [www.studymir.com/423 Система образования Армении]
  5. Библиотека Конгресса. [lcweb2.loc.gov/cgi-bin/query/r?frd/cstdy:@field%28DOCID+bz0043%29 Belize School System] (англ.) (1992). Проверено 27 августа 2013. [www.webcitation.org/6JdRSQJLi Архивировано из первоисточника 15 сентября 2013].
  6. [cotonou.usembassy.gov/facts_about_benin.html THE EDUCATIONAL SYSTEM OF BENIN REPUBLIC]. Embassy of the United States, Cotonou, Benin
  7. ЮНЕСКО. [www.ibe.unesco.org/International/ICE47/English/Natreps/reports/bhutan.pdf National report on the development of education] (англ.). Проверено 26 августа 2013. [www.webcitation.org/6Jd8KRhmb Архивировано из первоисточника 14 сентября 2013].
  8. ФГБНУ «Главэкспертцентр». [glavex.ru/ru/node/432 Система образования Грузии] (рус.). Проверено 26 августа 2013. [www.webcitation.org/6Jd8L510f Архивировано из первоисточника 14 сентября 2013].
  9. Кнессет. [www.knesset.gov.il/mmm/data/pdf/m02611.pdf חטיבות-הביניים ומקומן במבנה החינוך העל-יסודי במערכת החינוך] (иврит). Проверено 19 декабря 2013.
  10. 1 2 3 Amaidi [www.amaidi.org/pdf/Indian_Education_System_Dirkje.pdf Indian Education System](недоступная ссылка — история). Проверено 5 мая 2012. [web.archive.org/20120617073847/www.amaidi.org/pdf/Indian_Education_System_Dirkje.pdf Архивировано из первоисточника 17 июня 2012].
  11. ЮНЕСКО. [www.childinfo.org/files/MENA_Jordan.pdf Jordan Page 1 of 7 Education statistics: Jordan] (англ.). Проверено 26 августа 2013. [www.webcitation.org/6Jd8Mxf15 Архивировано из первоисточника 14 сентября 2013].
  12. [www.arabiancampus.com/studyiniran/edusys.htm Study in Iran :: Iran Educational System]
  13. Министерство образования, Онтарио. [www.edu.gov.on.ca/eng/educationFacts.html Education Facts] (англ.). Проверено 27 августа 2013.
  14. Ministry of Education and Culture. [www.highereducation.ac.cy/en/pdf/educational-system.pdf Structure of the Education System of Cyprus]. Проверено 11 мая 2013. [www.webcitation.org/6Jd8NWQkt Архивировано из первоисточника 14 сентября 2013].
  15. ЮНЕСКО. [www.childinfo.org/files/EAPR_China.pdf Education statistics: China] (англ.). Проверено 26 августа 2013. [www.webcitation.org/6Jd8OAiUh Архивировано из первоисточника 14 сентября 2013].
  16. Ministry of Education.Education Indicators in the State of Kuwait 2004-2005 report 
  17. [web.archive.org/web/20050226190608/lcweb2.loc.gov/frd/cs/profiles/Kyrgyzstan.pdf Kyrgyzstan country profile]. Библиотека Конгресса Federal Research Division[en]
  18. p7, World Data On Education [www.ibe.unesco.org/fileadmin/user_upload/Publications/WDE/2010/pdf-versions/Lao_PDR.pdf World Data On Education]. ЮНЕСКО. Проверено 9 февраля 2012. [www.webcitation.org/6JdRTcUm1 Архивировано из первоисточника 15 сентября 2013].
  19. [timss.bc.edu/TIMSS2007/PDF/T07_Enc_V1.pdf Skaf, Antoine and Zeina Habib (2008) “Lebanon” In Ina V.S. Mullis, Michael O. Martin, Joh F. Olson, Dbra R. Berger, Dana Milne, and Gabrielle M. Stanco ed., TIMSS 2007 Encyclopedia: A Guide to Mathematics and Science Education Around the World, Volume 2, Boston: TIMSS & PIRLS International Study Center]. [www.webcitation.org/6JdRUKptX Архивировано из первоисточника 15 сентября 2013].
  20. Министерство образования и науки Литвы. [www.smm.lt/web/en/education_1/lower-secondary-education Lower secondary education] (англ.). Проверено 27 августа 2013. [www.webcitation.org/6JdRVkSh4 Архивировано из первоисточника 15 сентября 2013].
  21. Министерство образования и науки Литвы. [www.smm.lt/web/en/education_1/uper-secondary-education Upper secondary education] (англ.). Проверено 27 августа 2013. [www.webcitation.org/6JdRXGWR9 Архивировано из первоисточника 15 сентября 2013].
  22. Metz, Helen Chapin [memory.loc.gov/cgi-bin/query/r?frd/cstdy:@field%28DOCID+mg0030%29 Library of Congress Country Studies: Madagascar (Education)] (1994). Проверено 1 февраля 2011. [www.webcitation.org/5wBtCIo0q Архивировано из первоисточника 1 февраля 2011].
  23. ЮНЕСКО. [www.childinfo.org/files/EAPR_Myanmar.pdf Myanmar Page 1 of 7 Education statistics: Myanmar] (англ.). Проверено 27 августа 2013. [www.webcitation.org/6JdRYeFw6 Архивировано из первоисточника 15 сентября 2013].
  24. Ministry of Education Wellington. [www.educationcounts.govt.nz/__data/assets/pdf_file/0007/115729/2013-School-Roll-Return-Guidelines.pdf 2013 Roll Return Guidelines] (англ.). Проверено 27 августа 2013. [www.webcitation.org/6JdRZDmsi Архивировано из первоисточника 15 сентября 2013].
  25. The World Bank Group Middle East and North Africa Human Development Group. [www-wds.worldbank.org/external/default/WDSContentServer/WDSP/IB/2007/10/05/000310607_20071005161816/Rendered/PDF/410430GZ0Educa1or0Analysis01PUBLIC1.pdf West Bank and Gaza EDUCATION SECTOR ANALYSIS] (англ.) (7 September 2006). — «The preponderance of combined basic and sec ondary schools makes it difficult to estimate unit costs for primary and secondary education separately.»  Проверено 27 августа 2013. [www.webcitation.org/6JdRa09Ge Архивировано из первоисточника 15 сентября 2013].
  26. BIURO UZNAWALNOŚCI WYKSZTAŁCENIA I WYMIANY MIĘDZYNARODOWEJ. [web.archive.org/web/20090129075532/buwiwm.edu.pl/educ/index.htm POLISH SYSTEM OF EDUCATION] (польск.). Проверено 27 августа 2013.
  27. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224
  28. Philip J. Cook Robert MacCoun Clara Muschkin Jacob Vigdor. [research.sanford.duke.edu/papers/SAN07-01.pdf Should Sixth Grade be in Elementary or Middle School? An Analysis of Grade Configuration and Student Behavior] (англ.). Проверено 27 августа 2013. [www.webcitation.org/6JdRabiMZ Архивировано из первоисточника 15 сентября 2013].
  29. [www.goodnewspress.net/news/articleView.html?idxno=3020 북한 교육제도 개혁, 12년제 의무교육 실시 — 데일리투머로우]. Goodnewspress.net (2012-09-25). Retrieved on 2013-07-12.
  30. Associate Professor Goh Chor Boon and Professor S. Gopinathan. [siteresources.worldbank.org/EDUCATION/Resources/278200-1121703274255/1439264-1153425508901/Development_Edu_Singapore_draft.pdf The Development of Education in Singapore since 1965]. Nanyang Technological University, Singapore. Проверено 27 августа 2013. [www.webcitation.org/6JdRb9lHc Архивировано из первоисточника 15 сентября 2013].
  31. Government of Sierra Leone (2004), [www.daco-sl.org/encyclopedia/4_strat/4_3/GosL_Act03_Education.pdf The Education Act 2004], Sierra Leone: Sierra Leone Encyclopedia, с. 4, <www.daco-sl.org/encyclopedia/4_strat/4_3/GosL_Act03_Education.pdf>. Проверено 25 июня 2008. 
  32. [educationstatistics.moe.go.tz/moe/offlinecubes/Metadata.pdf Basic Education Statistics in Tanzania: 2006-2010, Tanzania Ministry of Education and Vocational Training, June 2010, page iv]
  33. Міністерство освіти і науки України. [www.mon.gov.ua/ua//activity/education/56/general-secondary-education/ Загальна середня освіта] (укр.). Проверено 27 августа 2013. [www.webcitation.org/6JdRbjKTg Архивировано из первоисточника 15 сентября 2013].
  34. [www.education.gouv.fr/pid24/les-niveaux-d-enseignement.html Les niveaux et les établissements d’enseignement]
  35. Ministry of Education Science & Technology [english.mest.go.kr/web/1692/site/contents/en/en_0203.jsp Education System]. Проверено 5 мая 2012. [www.webcitation.org/6Jd8OieKg Архивировано из первоисточника 14 сентября 2013].
  36. Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий. [www.mext.go.jp/b_menu/hakusho/html/others/detail/1317268.htm The Middle School System as Provided for in the Education System Order] (англ.). Проверено 26 августа 2013. [www.webcitation.org/6Jd8TohhO Архивировано из первоисточника 14 сентября 2013].

Отрывок, характеризующий Средняя школа

– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона.
– А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица.
Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался.
– Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так…
– Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл…
– Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение…
– Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?
Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой.
– Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил.
– Не осадил, а сказал, что я неправду говорю.
– Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться.
– Ни за что! – крикнул Ростов.
– Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно?
Денисов всё молчал и не шевелился, изредка взглядывая своими блестящими, черными глазами на Ростова.
– Вам своя фанаберия дорога, извиниться не хочется, – продолжал штаб ротмистр, – а нам, старикам, как мы выросли, да и умереть, Бог даст, приведется в полку, так нам честь полка дорога, и Богданыч это знает. Ох, как дорога, батюшка! А это нехорошо, нехорошо! Там обижайтесь или нет, а я всегда правду матку скажу. Нехорошо!
И штаб ротмистр встал и отвернулся от Ростова.
– Пг’авда, чог’т возьми! – закричал, вскакивая, Денисов. – Ну, Г’остов! Ну!
Ростов, краснея и бледнея, смотрел то на одного, то на другого офицера.
– Нет, господа, нет… вы не думайте… я очень понимаю, вы напрасно обо мне думаете так… я… для меня… я за честь полка.да что? это на деле я покажу, и для меня честь знамени…ну, всё равно, правда, я виноват!.. – Слезы стояли у него в глазах. – Я виноват, кругом виноват!… Ну, что вам еще?…
– Вот это так, граф, – поворачиваясь, крикнул штаб ротмистр, ударяя его большою рукою по плечу.
– Я тебе говог’ю, – закричал Денисов, – он малый славный.
– Так то лучше, граф, – повторил штаб ротмистр, как будто за его признание начиная величать его титулом. – Подите и извинитесь, ваше сиятельство, да с.
– Господа, всё сделаю, никто от меня слова не услышит, – умоляющим голосом проговорил Ростов, – но извиняться не могу, ей Богу, не могу, как хотите! Как я буду извиняться, точно маленький, прощенья просить?
Денисов засмеялся.
– Вам же хуже. Богданыч злопамятен, поплатитесь за упрямство, – сказал Кирстен.
– Ей Богу, не упрямство! Я не могу вам описать, какое чувство, не могу…
– Ну, ваша воля, – сказал штаб ротмистр. – Что ж, мерзавец то этот куда делся? – спросил он у Денисова.
– Сказался больным, завтг’а велено пг’иказом исключить, – проговорил Денисов.
– Это болезнь, иначе нельзя объяснить, – сказал штаб ротмистр.
– Уж там болезнь не болезнь, а не попадайся он мне на глаза – убью! – кровожадно прокричал Денисов.
В комнату вошел Жерков.
– Ты как? – обратились вдруг офицеры к вошедшему.
– Поход, господа. Мак в плен сдался и с армией, совсем.
– Врешь!
– Сам видел.
– Как? Мака живого видел? с руками, с ногами?
– Поход! Поход! Дать ему бутылку за такую новость. Ты как же сюда попал?
– Опять в полк выслали, за чорта, за Мака. Австрийской генерал пожаловался. Я его поздравил с приездом Мака…Ты что, Ростов, точно из бани?
– Тут, брат, у нас, такая каша второй день.
Вошел полковой адъютант и подтвердил известие, привезенное Жерковым. На завтра велено было выступать.
– Поход, господа!
– Ну, и слава Богу, засиделись.

Кутузов отступил к Вене, уничтожая за собой мосты на реках Инне (в Браунау) и Трауне (в Линце). 23 го октября .русские войска переходили реку Энс. Русские обозы, артиллерия и колонны войск в середине дня тянулись через город Энс, по сю и по ту сторону моста.
День был теплый, осенний и дождливый. Пространная перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, лилися массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окруженный водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями. Виднелись башни монастыря, выдававшегося из за соснового, казавшегося нетронутым, дикого леса; далеко впереди на горе, по ту сторону Энса, виднелись разъезды неприятеля.
Между орудиями, на высоте, стояли спереди начальник ариергарда генерал с свитским офицером, рассматривая в трубу местность. Несколько позади сидел на хоботе орудия Несвицкий, посланный от главнокомандующего к ариергарду.
Казак, сопутствовавший Несвицкому, подал сумочку и фляжку, и Несвицкий угощал офицеров пирожками и настоящим доппелькюмелем. Офицеры радостно окружали его, кто на коленах, кто сидя по турецки на мокрой траве.
– Да, не дурак был этот австрийский князь, что тут замок выстроил. Славное место. Что же вы не едите, господа? – говорил Несвицкий.
– Покорно благодарю, князь, – отвечал один из офицеров, с удовольствием разговаривая с таким важным штабным чиновником. – Прекрасное место. Мы мимо самого парка проходили, двух оленей видели, и дом какой чудесный!

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *