Системы обучения в начальной школе – “Системы обучения в начальной школе. ТРАДИЦИОННАЯ «Школа России» «Начальная школа XXI века» «Школа 2100» «Гармония» «Классическая начальная школа» «Перспективная.”. Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Системы обучения в начальной школе | Материнство

Существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть своя классификация. К традиционной относятся программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам отнесём 2 программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

Сразу предостережём беспокойных родителей: не стоит «покупаться» на красивое название «развивающая» и отрицать «традиционную» систему. Это всего лишь названия. Многие традиционные системы (например, «Гармония», «Начальная школа ХХ1 века» и «Школа 2100») были в последние годы переработаны так, что в них реализованы идеи развивающего обучения.

В одной школе в разных классах могут применяться разные системы. Вне зависимости от системы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения.

Школа России

Школа России — это тот комплект, по которому мы все учились. И хотя с 2000 года там произошли серьёзные изменения в плане содержания, цели обучения остались прежними.

Комплект «Гармония»

Комплект «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой. Название обусловлено тем, что в этом комплекте всё очень гармонично. Выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности. Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

Начальная школа ХХI

Начальная школа ХХI века под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Эта система также реализует основные идеи системы развивающего обучения.

Школа 2100

Школа 2100 под редакцией А.А. Леонтьева. Этот комплект — самый распространённый в городе и области. Учителя начинали работать с этой программой по отдельному предмету «Литературное чтение» примерно 12 лет назад. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. В ней хорошо решена проблема преемственности дошкольного образования младших и средних классов. Все учебники до 7 класса получили гриф Министерства образования.

Система Занкова

Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Приведем типичный прием обучения, к которым учителя-занковцы прибегают весьма часто на уроках математики.

Задание 1 (на вычисление). Учащимся предлагается самостоятельно решить примеры: 8 – 6, 7 – 6, 8 – 4, 8 – 5, 7 – 4, 6 – 5, 1 + 7, 2 + 4, 3 + 6, 4 + 5. (Задание не должно вызывать затруднений, но ошибки возможны.)

После устной проверки следует задание 2. На какие группы можно разделить примеры? Ответы самые разные: на суммы и разности (этот ответ “лежит на поверхности”, его найдут наименее слабые дети), по одинаковым уменьшаемым, то есть в первую группу войдут: 8 – 6, 8 – 4, 8 – 5, – во вторую: 7 – 6, 7 – 4, – а в третью все остальные (это уже более сложное умозаключение, его сделают не все, но все услышат).

Задание 3. Упорядочить разности, уменьшаемое которых равно 8. Ответы вновь будут разными, некоторые запишут так: 8 – 4, 8 – 5, 8 – 6 (в порядке увеличения вычитаемого), а некоторые по-другому: 8 – 6, 8 – 5, 8 – 4 (в порядке его уменьшения). Но сущность одна.

Задание 4. Продолжить ряд примеров. Большинство продолжат этот ряд только “в одну сторону”: 8 – 6 = 2, 8 – 5 = 3, 8 – 4 = 4, 8 – 3 = 5, 8 – 2 = 6, 8 – 1 = 7, 8 – 0 = 8. Но некоторые “достроят” его еще одним примером: 8 – 7 = 1.

Задание 5. Какую закономерность заметили? То, что значение разности увеличивается на единицу, скажут все. Сложнее сформулировать саму закономерность: значение разности увеличивается на единицу с уменьшением вычитаемого на эту же единицу при условии, что уменьшаемое не изменяется.

Как мы заметили, задания варьируются по уровню трудности, которая как бы отражена в самой формулировке заданий, часть которых рассчитана на сильных, а другая – на слабых. Но в результате индивидуального выполнения посильных для всех заданий и коллективного решения наиболее сложных класс придет к открытию и формулировке одной из математических закономерностей.

Таким образом, основными типическими педагогическими свойствами методической системы являются процессуальный характер и вариантность, которые, безусловно, находятся в своеобразных связях с многогранностью и коллизиями системы.

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина – Давыдова упор делается не на результат – усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче. И все же нужно ли с самых младых ногтей погружать детей в эти дебри, вопрос, пожалуй, спорный.

Большой упор авторы системы сделали на командной работе и отработке коммуникативных навыков: дети проводят свои мини-исследования в группах по 5 – 7 человек, а затем под руководством учителя обсуждают результаты и приходят к общему выводу. Но было бы несправедливым сказать, что эти же навыки не отрабатываются при обучении по другим упомянутым системам.

Недостаток

Общий недостаток систем Занкова и Эльконина – Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Кроме того, не стоит ставить только систему обучения в начальных классах во главу угла. Не менее важны материальная база школы, продвинутость педагогов и директора, отзывы родителей учеников: насколько, на их взгляд, комфортно детям учиться, дают ли там твердые знания. В любом случае хороший учитель в хорошей школе научит ребенка всему, чему положено, в то время как у плохого никакая самая передовая программа не спасет.

Статья подготовлена по материалам сайтов:
Волгоград.ру
Система Л.В.Занкова
Комплект “Гармония”
Психологический центр “Адалин”

Дата публикации 25.06.2007
Автор статьи: Материнство.ру

materinstvo.ru

Традиционная и развивающая системы обучения в начальной школе.

Существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая.

В одной школе в разных классах могут применяться разные системы.

Традиционные системы:
Модифицированные системы, идентичные тем по которым мы учились в советской школе. Правила проверенные временем.
В последнее время все больше школ возвращается к этой системе обучения. Она проста и эффективна для детей и понятна для их родителей.

Развивающие системы:
Гораздо сложнее и противоречивее обстоит дело с «развивающими» программами.
В этих системах вообще мало что зависит от учебников и самой системы. Важен только учитель, который сможет или не сможет донести подчас очень непростую и запутанную информацию до детей и их родителей. Поэтому, в зависимости от учителя вы можете получить либо супер результаты, либо совершенно безграмотных детей.

Традиционную систему мы все знаем, сами по ней учились.
Остановимся чуть подробнее на развивающих программах.
Что же они предлагают нашим детям?

Система Занкова


Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти к пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова
В системе Эльконина — Давыдова упор делается не на результат — усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети должны усвоить не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче. И все же нужно ли с самых младых ногтей погружать детей в эти дебри, вопрос, пожалуй, спорный.

Недостаток

Общий недостаток систем Занкова и Эльконина — Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это создать ему проблемы.

Ниже хочу привести выдержки из статьи
Любови Борисовны Парубченко — заведующей кафедрой современного русского языка Алтайского государственного университета.

“Саморазвивающийся субъект”

Я буду говорить только о том, о чем могу судить профессионально: как лингвист, изучающий историю школьных учебников русского языка, как университетский преподаватель, работающий с будущими учителями русского языка, — то есть буду говорить о программах и учебниках именно по русскому языку. И разговор мне придется начать с парадоксального утверждения.

Экзотической особенностью “развивающих” программ по русскому языку является то, что обучение русскому языку отнюдь не является главной их целью.

Согласно программе Давыдова-Эльконина
(учебник русского языка написан кандидатом психологических наук В.В. Репкиным), результатом обучения должен быть не материальный результат — читать, писать, говорить, — а определенные личностные изменения школьника, а именно: из объекта педагогической деятельности он должен превратиться, как они пишут, в “саморазвивающийся субъект” учебной деятельности. Ученик сам ставит себе учебные задачи и сам является экспертом и обучающего материала, и своих учебных успехов. Эта идея, пожалуй, и неплохая, не будь она такая завиральная.

Однако беда заключается в том, что целью и содержанием занятий по русскому языку является здесь не русский язык, а постановка учебных задач по поводу русского языка. Содержание же предмета “русский язык” — лишь предпосылка этих действий. Именно это и провалило давыдовские “развивающие” программы по русскому языку.
При такой постановке дела предпосылка и осталась только предпосылкой: пациенты “развивающего” обучения прекрасно умеют поставить задачу относительно, скажем, приставки или суффикса, но в конкретном слове ни того, ни другого найти не могут: для этого нужно было много раз повторять работу по анализу состава слова, а именно этого — многократного повторения — и не признает “развивающее” обучение.
Поскольку в основе русского правописания лежит именно осознание, понимание пишущим состава слова, понятно, что грамотного письма в результате обучения школьники не достигают.

Они и не могут его достичь, потому что правописание тоже не является целью “развивающего” обучения — в этом можно убедиться, ознакомившись с программой Репкина: там обучение орфографии не проработано даже методически.
Другая причина провала курса русского языка для начальной школы по учебникам Репкина — то, что детям предлагается содержание, несообразное с их возрастом: у младших школьников предметно-образное мышление, а программа требует от них напряженной логической работы над отвлеченными фонологическими понятиями.

Другая ветвь: Система Занкова.
Необходимо сказать, что программа Давыдова-Эльконина-Репкина постепенно теряет свои позиции в начальной школе — потому, что она трудна не только для учеников, но и для учителей: эта программа требует освоения совершенно новой для многих из них лингвистической теории — фонологии. И можно было бы не бить тревогу, а ждать, пока она погаснет сама собой, если бы взамен не накатила новая — программа Центра Л.В. Занкова, а это другая ветвь “развивающего” обучения.

Учебники русского языка Центра Занкова — самые безграмотные из современных школьных учебников.

Задачи обучения русскому языку младших школьников в программе этого Центра сформулированы неопределенно, потому что главными для авторов являются также методологические установки. Только здесь это не давыдовская “учебно-познавательная задача”, а занковские “ведущая роль теоретических знаний”, “обучение на высоком уровне трудности”, “изучение материала быстрыми темпами” и др.

И снова — “гладко было на бумаге, да забыли про овраги”. Авторы Центра Занкова, психологи по специальности, провозгласив “ведущую роль теоретических знаний”, сами не сочли нужным как следует познакомиться с лингвистической теорией: судя по тексту учебников для начальной школы (А.В. Полякова) и программы для средней (Н.В. Нечаева, З.Н. Роганова), они не различают звуков и букв, не знают теории русского письма, не разобрались со многими понятиями морфологии, смешивают морфологические категории с методическими приемами, не знакомы с научным синтаксисом и т.п.

В отличие от учебников Репкина, вполне корректных с лингвистической стороны, учебники и программы Центра Занкова просто кишат лингвистическими ошибками! Впечатление такое, что авторы просто изложили с грехом пополам то, что сумели сами вспомнить из средней школы.

Главная задача обучения, как ее формулирует Центр Занкова, — “представление… целостной картины мира” — никак не может быть решена такой программой: нельзя создать у ребенка целостную картину мира, не располагая целостной теорией языка. Именно этого в программе и учебнике русского языка Центра Занкова и нет.

Осторожно: психологи!

Почему психологи пишут учебники по русскому языку, а не по психологии? Ведь всем известно, что “сапоги должен тачать сапожник, а пироги печи пирожник”. Наверное, потому, что психологию они знают еще хуже, чем русский язык. В учебнике грубейшим образом попираются важнейшие общедидактические принципы: принцип соответствия учебного материала возрастным особенностям ребенка, принцип последовательности движения от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, принцип наглядности и др. А ведь они вырабатывались именно на основе психологии восприятия!

Вместо этих апробированных веками, согласованных с общей теорией познания принципов предлагается преглупейшее “изучение материала быстрыми темпами”. Зачем? Каким образом эта программа-пародия получила такое широкое распространение за такое короткое время? В 1993 г. был опубликован пробный учебник А.В. Поляковой, в 1996-м — постоянный, а в 1999 г. нет школы в городе и в селе, где бы хотя один класс не занимался “по Занкову”! Какими соображениями руководствовались наши органы образования, интенсивно вводя эту программу где только можно? Из каких оснований они исходили? Судя по всему, забота о качестве образования в число этих основания не входит.

Престижность “развивающему” обучению создается искусственными мерами.

Что же позволяет “развивающему” обучению, инновации, в высшей степени сомнительной как с научной, так с методической и с методологической стороны, активно распространяться в наших школах? 0бман, элементарный обман.
В классы “развивающего” обучения набирают не всех подряд, а самых способных, самых умных и уже подготовленных, то есть умеющих читать и писать детей. Все, чего могут достигнуть эти дети в процессе обучения ценой стрессов и потерянного здоровья, — это удержаться на плаву, то есть на уровне обычного школьного знания по традиционным программам, и это не за счет учения, а за счет природных способностей, догадливости, изобразительности, за счет помощи родителей. Ведь в таких классах школа не учит детей, она только подает команды родителям, а уж родители учат тому, чему их самих учили в детстве, и так, как их учили, — без всяких “учебно-познавательных задач” и “саморазвивающихся субъектов”.

Единственный бесспорный на сегодня результат “развивающего” обучения — болезни детей.

А как “развиваются” те, кто признан достойными инновационных программ?
У “уцелевших” прекрасная интуиции, и они часто попадают своими ответами в точку. У них врожденная грамотность (есть такое явление, как и врожденный музыкальный слух), и они производят при различных “срезах знаний” впечатление выученных. Но впечатление это ложное. Они не выученные, а “нахватанные”, систематических знаний у них нет, этого требования и не было в программе. Привычки к усидчивому труду тоже нет: “повторенье — мать ученья” для этих программ дурной тон, это претит “движению быстрыми темпами”. И никакого “саморазвивающегося субъекта” тоже нет — это, как мы видим, в реальной практике “развивающего” обучения вообще химера и фантом.

А что есть? Есть ребенок-выскочка, невыдержанный, не умеющий думать, неспособный долго держать внимание на одном предмете, неспособный к усидчивому труду, то есть ребенок-невротик. Результатом (повторим, единственным) обучения по программам “развивающего” обучения является рост детских неврозов.

В Новосибирске медики провели недавно исследование и выявили связь между типом учебного заведения и заболеваниями иммунной системы, нарушениями психоэмоционального состояния школьников. Оказалось, что в школах с инновациями детей, имеющих нарушения психического и физического здоровья, в 2,5-4,5 раза больше, чем в обычных!

Для того чтобы дать действительно справедливую и объективную оценку “развивающему” обучению, нужно прежде всего выравнять “стартовые” условия: отменить селекцию детей при наборе в 1-й класс, запретить бесчеловечные перетасовки-переводы детей в течение всего периода обучения, словно дети — это колода карт. Вот пусть тогда “развивающее” обучение явит свои достоинства! А еще лучше — пусть покажет свои возможности на классах компенсации или выравнивания — эта “инновация” по необходимости сопровождает сегодня “развивающее” обучение, являясь его оборотной стороной: в классы выравнивания и компенсации заталкивают детей, недостойных “развивающих” программ. Вспомним, к слову, что по традиционным программам обучили и обучают всех!

Источник: интернет.

playroom.ru

Образовательные системы в начальной школе: как определиться

Что выбрать, когда рядом с домом обязательно найдётся несколько школ, обучающих детей по разным системам? Даже в рамках одной школы сами учителя начальных классов выбирают, по какой программе работать, и дети из параллельных классов могут обучаться по разным учебно-методическим комплексам.

В настоящее время одновременно существует несколько образовательных систем, отвечающих требованиям ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов). У каждой из них есть свои особенности, но в целом системы делятся на традиционные и развивающие. Большинство школ выбирают традиционные программы обучения, такие как “Школа России”, “Начальная школа XXI века”, “Школа 2010”, “Гармония”, “Перспективная начальная школа”, “Классическая начальная школа”, “Планета знаний”, “Перспектива”. Но будьте готовы к тому, что, возможно, вашему ребёнку предложат учиться по развивающим программам Занкова или Эльконина-Давыдова. Разумеется, не стоить думать, что традиционные программы не занимаются развитием школьника, название это скорее условное. В общих чертах, можно сказать, что данные виды систем отличаются подходом: традиционные программы предлагают объяснительно-иллюстративный подход к обучению ребёнка, развивающие — деятельный.

 

Все упомянутые выше программы ориентированы на единый образовательный стандарт, однако способ подачи информации и приоритеты у каждой системы свои. Они отличаются самой учебной программой, степенью загруженностью ребёнка, вовлеченности родителя в процесс обучения, а также общей сложностью. Каждая система предлагает свой учебно-методический комплекс, проще говоря, комплекты учебников, рабочих тетрадей и дидактических материалов по всем предметам.

Наибольшей популярностью среди школ пользуются такие учебно-методические комплексы, как “Школа России”, “Перспектва”, “Школа 2100”, “Планета знаний” и “Гармония”.

 

“Школа России” считается классической программой. По сути, это та самая система, по которой, с небольшими изменениями, учили и в советское время. Она рассчитана на средний уровень, так что каждый ребёнок сможет без труда освоить такую программу. Математика в равных пропорциях развивает вычислительные навыки, логику и мышление, русский язык подаётся стандартно: сбалансировано развитие устно-письменной речи и навыков грамотного письма. При этом можно особенно выделить изучение “Окружающего мира” по учебникам А. А. Плешакова. Преимущество курса состоит в том, что освоение окружающего мира позиционируется как проект, который ребёнок реализует совместно с родителями.

Другой учебно-методический комплекс, пользующийся особой популярностью, это”Перспектива”. Эта программа больше всего подойдёт деткам с математическим складом ума. Этот УМК довольно сложен и потребует от родителей активного участия в обучении ребёнка. Главным преимуществом “Перспективы” можно назвать уроки математики, которые строятся по учебным материалам Л.Г.Петерсон. Математика даётся с элементами геометрии и алгебры, что позволяет ребёнку плавно перейти в среднюю школу.

 

УМК “Школа 2100” построен так, что дети смогут учиться на разных уровнях сложности. Все учебные материалы содержат максимум дополнительной информации, которую ребёнок сможет усвоить при такой потребности. Эта программа даёт возможность учителю без перехода на другой УМК корректировать уровень сложности подачи материала и применять индивидуальный подход в обучении.

Программа “Планета знаний” считается довольно сложной, так как изначально была разработана и применялась в прогимназических классах, однако тоже пользуется большой популярностью у учителей и родителей. Основное преимущество этого УМК — нацеленность на саморазвитие ребёнка. Активно стимулируется его способность рассуждать, будь то акцент на логику при изучении математики или литературное чтение, предполагающее возникновение диалога между ребёнком и взрослым. Как и в “Школе 2100” учебные пособия “Планеты знаний” содержат разноуровневые задания: от базовых до творческо-поисковых.

Основным принципом УМК “Гармония” является комфортное обучение на стыке традиционных и развивающих методов обучения. У детей изначально развивают навыки анализа, классификации, сравнения и обобщения. На уроках даётся много проблемных развивающих заданий, формирующих у школьников способность к мышлению, умение самостоятельно делать выводы. Одним из главных плюсов программы является целенаправленная подготовка к плавному переходу из начальной в среднюю школу.

 

Понять наглядное отличие одной образовательной системы от другой можно, изучив предлагаемые программой УМК в одном месте. На сайте книжного интернет-магазина “Лабиринт” существует специальный раздел “Школьный гуру”, в котором можно сделать выборку товаров по образовательной программе, по предметам, типам учебного материала (учебники, рабочие тетради, наглядные пособия) или по классам. С помощью этого раздела можно как изучить предлагаемые материалы программ, так и собрать нужный комплект литературы, когда вопрос с выбором образовательной системы будет уже решён.

Нужно иметь в виду, что все программы УМК регулярно перерабатываются с учетом актуальных тенденций, так что даже если вы отдаёте в школу не первого ребёнка, учтите, что за несколько лет могли поменяться авторы учебников или концепция преподавания в целом. Сами учебные материалы могут существенно меняться, поэтому, как правило, возникает необходимость с нуля покупать все материалы учебно-методического комплекса на класс. С уверенностью сказать, как именно выглядит УМК на данный момент и какие учебники и рабочие тетради нужно приобрести для ребенка, вам сможет учитель, который в данный момент работает по программе.

Похожие статьи:

sshkolniki.ru

Начальная школа: сравнение систем обучения 

В нашей стране начальная школа работает по трем образовательным программам: традиционная, педагогическая технология «Росток» и научно-педагогический проект «Интеллект Украины». О первой родители обычно знают, о других — нет. Давайте выясним, чем отличаются учебные программы для детей младших классов и какие преимущества имеет каждой из них.

Тема несовершенства системы образования не новая. Критики называют разные недостатки традиционного подхода к обучению, среди которых:

  • отсутствие мотивации к обучению;
  • направленность на запоминание информации, а не на мышление;
  • начальная школа не интегрированная (темы, изучаемые на разных уроках логически не связаны между собой).

Один из способов решения проблем — внедрение новых образовательных технологий. Конечно, перед тем, как вводить что-то в действие, необходимо тестирование. Так, с 2005 года в Украине проводилась опытно-экспериментальная работа по научно-педагогическому проекту «Росток». В 2014 году Министерство образования и науки Украины рекомендовало технологию к внедрению в общеобразовательных учебных заведениях. Параллельно, с 2008 года велась опытно-экспериментальная работа по научно-педагогическому проекту «Интеллект Украины». Эта система рекомендована к внедрению в 2012 году. Таким образом, уже несколько лет родители будущих первоклассников имеют возможность выбирать, по какой программе будут учиться их дети. За исключением одного «но». «Росток» и «Интеллект Украины» еще совсем новые, а потому есть не во всех городах. Если начальная школа Вашего малыша дает возможность выбора, то стоит узнать, что именно предлагают и чем новая система отличается от традиционной.

Учебный план

Первый вопрос, который интересует родителей, — разница в перечне предметов. Традиционная начальная школа, «Росток» и «Интеллект Украины» работают по типовым учебным планам, поэтому проследить различия несложно. Разница незначительна. В «Ростке», в отличии от традиционной системы, образовательные области «Естествознание» и «Обществознание» объединены в один предмет — «Окружающий мир». В «Интеллекте Украины» различий немного больше. Так, образовательная область «Математика» представлена ​​двумя учебными предметами — «Математика» и «Эврика». «Естествознание» и «Обществознание» реализовано в предметах «Человек и мир» и «Учимся вместе». В таблице приведена базовая составляющая, однако для каждой из систем стандартом образования разрешено вводить дополнительные предметы.

Образовательные области

Учебные предметы
Традиционная система«Росток»

«Интеллект Украины»

Языки и литературы

Украинский язык

Украинский языкУкраинский язык
Иностранный языкИностранный язык

Иностранный язык

Математика

Математика

МатематикаМатематика

Эврика (со 2 класса)

Естествознание

Естествознание

Окружающий мир

Человек и мир
Обществоведение

Я в мире (с 3 класса)

Учимся вместе

Искусство

Музыкальное искусство или / и изобразительное искусство

Музыкальное искусство или / и изобразительное искусство

Искусство

Технологии

Трудовое обучение

Трудовое обучениеТрудовое обучение
Информатика или информационная культура (со 2 класса)Информатика или информационная культура (со 2 класса)

Информатика (со 2 класса)

Здоровье и физическая культура

Основы здоровья

Основы здоровья

Основы здоровья

Физическая культураФизическая культура

Физическая культура

Разница незначительна. В «Ростке», в отличии от традиционной системы, образовательные области «Естествознание» и «Обществознание» объединены в один предмет — «Окружающий мир». В «Интеллекте Украины» различий немного больше. Так, образовательная область «Математика» представлена ​​двумя учебными предметами — «Математика» и «Эврика». «Естествознание» и «Обществознание» реализовано в предметах «Человек и мир» и «Учимся вместе». В таблице приведена базовая составляющая, однако для каждой из систем стандартом образования разрешено вводить дополнительные предметы.

А как насчет нагрузки? Сколько часов в неделю придется учиться детям по новым программам?

В диаграммах приведена недельная нагрузка на ребенка (по базовым предметам). Очевидно, что общее количество часов по традиционной и новых программах отличается на 1-2 в неделю.

Кроме этого, приведенные данные позволяют проследить направленность каждой из систем. В «Интеллект Украины», по сравнению с традиционной системой, больше учебного времени предоставляется на языки, математику и естествознание. А вот блокам технологий, физической культуры и искусства уделяется меньше внимания. В «Ростке» ситуация похожая. Математика и естествознание — на первом месте. По другим блокам недельная нагрузка такая же, как и в традиционной системе.

Начальная школа: особенности новых педагогических технологий

Основные характеристики педагогической технологии «Росток»

  1. Цель — развитие личности, формирование способностей к самообучению и самореализации. Ребенок учится нестандартно мыслить и отходить от стереотипов.
  2. Принцип «Минимакс» — подать максимум материала, но оценивать знания по стандартным критериям.
  3. Основные предметы:
  • «Окружающий мир» (интегрированный курс «Окружающий мир» включает в себя сведения по географии, физике, астрономии, биологии, технике, химии, истории, экологии, литературе, музыке, изобразительном искусстве)
  • «Математика» (изучая математику по специальным тетрадями, дети получают базовые знания по другим предметам)

Основные характеристики научно-технологического проекта «Интеллект Украины»

  1. Сущность проекта — не насыщение углубленными знаниями, а приобретение навыков творческого мышления, работы с информацией, самооценки и самоконтроля, развитию положительных качеств у ребенка.
  2. Наличие межпредметных связей, средств наглядности и видеоматериалов. Например, если на уроке чтения дети изучают текст о соловье, то урок «Я и Украина» будет сосредоточен на теме видовой принадлежности птицы с использованием видео- и аудиоматериалов.
  3. В перечень предметов дополнительно к стандартному набору входят:
  • «Учимся вместе» (дети учатся работать с информацией, развивают память)
  • «Эврика» (происходит развитие творческих, изобретательских качеств и сообразительности).
  1. В течение каждого урока ученики имеют несколько музыкальных пауз с физическими упражнениями и танцевальными движениями, делают упражнения для глаз.

Цена вопроса

Начальная школа с развивающим обучением — это хорошо. Специальные тетради, видеоматериалы — еще лучше. И здесь возникает вопрос: кто за это будет платить? «Росток» и «Интеллект Украины» работают по специально разработанным программам, которые предусматривают наличие у учащихся комплектов индивидуальных пособий. Оплачивать материалы придется родителям. Более того, «Интеллект Украины» предусматривает наличие в классе телевизора. Если его нет, то, скорее всего, и эти расходы лягут на плечи пап и мам. С другой стороны, все, что мы вкладываем в детей — не издержки, а инвестиции в будущее.

Отзывы родителей, дети которых учатся по технологии «Росток» или проекту «Интеллект Украины», разделились на 2 лагеря. Большинство сходится в одном — интенсивность обучения по развивающим технологиям выше, чем при традиционном подходе. Кого-то это устраивает, кого-то — категорически нет. Решать, в какой класс отдать своего первоклашку,  — только Вам. Взвешивайте все «за» и «против» и выбирайте оптимальный вариант.

Клевая мама желает детям легкого и интересного обучения, независимо от того, какой системе Вы отдадите предпочтение!

Статья в тему: Двуязычные книги, или билингвы: английский изучать легко

Если Ваш ребенок уже учится по технологии «Росток» или проекту «Интеллект Украины», оставьте в комментариях свои отзывы об этих образовательных системах. Если у Вас есть собственное видение проблем начальной школы и идеи их решения, напишите о них. Ваш опыт обязательно будет полезным для других.

klyovamama.com

Системы обучения в начальной школе

В этом разделе

Какими социальными сетями вы чаще всего пользуетесь?


Facebook

 

36%
Одноклассники

 

0%
В контакте

 

27%
Instagram

 

36%
Twitter

 

0%
Другие

 

0%

Рецепт дня

Канапе из семги с икрой

Существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть своя классификация. К традиционной относятся программы: «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим системам отнесём 2 программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

Сразу предостережём беспокойных родителей: не стоит «покупаться» на красивое название «развивающая» и отрицать «традиционную» систему. Это всего лишь названия. Многие традиционные системы (например, «Гармония», «Начальная школа ХХ1 века» и «Школа 2100») были в последние годы переработаны так, что в них реализованы идеи развивающего обучения.

В одной школе в разных классах могут применяться разные системы. Вне зависимости от системы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения.

Школа России — это тот комплект, по которому мы все учились. И хотя с 2000 года там произошли серьёзные изменения в плане содержания, цели обучения остались прежними.

Комплект «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой. Название обусловлено тем, что в этом комплекте всё очень гармонично. Выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности. Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

Начальная школа ХХI

века под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Эта система также реализует основные идеи системы развивающего обучения.

Школа 2100

под редакцией А.А. Леонтьева. Этот комплект — самый распространённый в городе и области. Учителя начинали работать с этой программой по отдельному предмету «Литературное чтение» примерно 12 лет назад. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. В ней хорошо решена проблема преемственности дошкольного образования младших и средних классов. Все учебники до 7 класса получили гриф Министерства образования.

Система Занкова

делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.

Приведем типичный прием обучения, к которым учителя-занковцы прибегают весьма часто на уроках математики.

Задание 1 (на вычисление). Учащимся предлагается самостоятельно решить примеры: 8 – 6, 7 – 6, 8 – 4, 8 – 5, 7 – 4, 6 – 5, 1 + 7, 2 + 4, 3 + 6, 4 + 5. (Задание не должно вызывать затруднений, но ошибки возможны.)

После устной проверки следует задание 2. На какие группы можно разделить примеры? Ответы самые разные: на суммы и разности (этот ответ “лежит на поверхности”, его найдут наименее слабые дети), по одинаковым уменьшаемым, то есть в первую группу войдут: 8 – 6, 8 – 4, 8 – 5, – во вторую: 7 – 6, 7 – 4, – а в третью все остальные (это уже более сложное умозаключение, его сделают не все, но все услышат).

Задание 3. Упорядочить разности, уменьшаемое которых равно 8. Ответы вновь будут разными, некоторые запишут так: 8 – 4, 8 – 5, 8 – 6 (в порядке увеличения вычитаемого), а некоторые по-другому: 8 – 6, 8 – 5, 8 – 4 (в порядке его уменьшения). Но сущность одна.

Задание 4. Продолжить ряд примеров. Большинство продолжат этот ряд только “в одну сторону”: 8 – 6 = 2, 8 – 5 = 3, 8 – 4 = 4, 8 – 3 = 5, 8 – 2 = 6, 8 – 1 = 7, 8 – 0 = 8. Но некоторые “достроят” его еще одним примером: 8 – 7 = 1.

Задание 5. Какую закономерность заметили? То, что значение разности увеличивается на единицу, скажут все. Сложнее сформулировать саму закономерность: значение разности увеличивается на единицу с уменьшением вычитаемого на эту же единицу при условии, что уменьшаемое не изменяется.

Как мы заметили, задания варьируются по уровню трудности, которая как бы отражена в самой формулировке заданий, часть которых рассчитана на сильных, а другая – на слабых. Но в результате индивидуального выполнения посильных для всех заданий и коллективного решения наиболее сложных класс придет к открытию и формулировке одной из математических закономерностей.

Таким образом, основными типическими педагогическими свойствами методической системы являются процессуальный характер и вариантность, которые, безусловно, находятся в своеобразных связях с многогранностью и коллизиями системы.

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова

подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина – Давыдова упор делается не на результат – усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче. И все же нужно ли с самых младых ногтей погружать детей в эти дебри, вопрос, пожалуй, спорный.

Большой упор авторы системы сделали на командной работе и отработке коммуникативных навыков: дети проводят свои мини-исследования в группах по 5 – 7 человек, а затем под руководством учителя обсуждают результаты и приходят к общему выводу. Но было бы несправедливым сказать, что эти же навыки не отрабатываются при обучении по другим упомянутым системам.

Недостаток

Общий недостаток систем Занкова и Эльконина – Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Кроме того, не стоит ставить только систему обучения в начальных классах во главу угла. Не менее важны материальная база школы, продвинутость педагогов и директора, отзывы родителей учеников: насколько, на их взгляд, комфортно детям учиться, дают ли там твердые знания. В любом случае хороший учитель в хорошей школе научит ребенка всему, чему положено, в то время как у плохого никакая самая передовая программа не спасет.

Статья подготовлена по материалам сайтов:


Волгоград.ру
Система Л.В.Занкова
Комплект “Гармония”
Психологический центр “Адалин”
Автор статьи: Материнство.ру

 

Полезна: 0 голосов
Не полезна: 0 голосов


Комментарии


www.detki55.ru

Татьяна Беликова -детский психолог – Все программы обучения. Начальная школа

Содержание:

В настоящее
время существуют две системы подготовки детей в начальной школе:
традиционная и развивающая. Внутри каждой есть свои программы.
К традиционной относятся программы: «Начальная школа 21 века», «Школа
2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа»,
«Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива».
К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б.
Эльконина — В.В. Давыдова.

В рамках одной школы могут применяться разные программы. Вне
зависимости от программы ученик имеет возможность получить одни и те же
знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной
трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть
во всех пограммах, но не являются обязательными для изучения.

Школа России

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова)
существует десятки лет. Школа России — это та программа, по которой
учились все советские школьники. Конечно, в ней произошли серьёзные
изменения в плане содержания, но цели обучения остались прежними. Самое
распространённое заблуждение об этой программе обучения — то, что она
устарела. Это далеко не так. Программа многократно обновлялась
с 2000 года, совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет
тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо,
счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.


Программа «Гармония»

Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина
(математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В.
Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М.
Конышева (трудовое обучение)) с успехом практикуется во многих школах.
В этой программе выделены единые цели, задачи для всех учебных
предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации
учебной деятельности.
Плюсы этой программы: идет опережающее обучение,
входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью
которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную
тему. В программе используются новые технологии обучения, которые
позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению.
Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные
на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы:
по математике решение задач начинается только во втором классе,
а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов.

Начальная школа XXI век

Начальная школа ХХI век под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В этом
комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной
деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть
параллельная программа «Учебная деятельность». Материал этой программы
рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний
школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов.
Поэтому главной целью является — научить ребенка учиться. Немаловажно,
что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою
индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно
добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть
(предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать»,
«Учимся познавать окружающий мир»)

Школа 2100

Школа 2100 под редакцией А.А. Леонтьева. Эта программа, по некоторым
оценкам, является самой распространенной в нашем регионе. С каждым годом
по этой образовательной программе работает всё больше учителей. Главное
преимущество этой программы заключается в глубокой преемственности
и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться,
начиная с трех лет и вплоть до поступления в ВУЗ. Все учебники программы
построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной
особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный
материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить
материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть
возможность взять столько, сколько он может.
Программа учит детей действовать самостоятельно и направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.


Классическая начальная школа

В основе программы «Классическая начальная школа» — целостная система
обучения младших школьников, построенная на единых
психолого-педагогических основах.
Почему предлагаемая модель обучения младших школьников является
классической? Потому что в ее основе — классические принципы дидактики,
важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные
многолетней практикой. Классическая начальная школа — это целостная
система обучения младших школьников, построенная на единых
психолого-педагогических основах. Она позволяет сформировать знания,
умения, навыки и даже качества личности ребенка, соответствующие
индивидуальным потребностям каждого и необходимые для их дальнейшей
жизни.

Перспективная начальная школа

Основная идея программы «Перспективная начальная школа» — оптимальное
развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его
индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей,
развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где
ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли
организатора учебной ситуации. Педагогическая поддержка индивидуальности
ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения
обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание
индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых
группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при
которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития
каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития
и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально,
он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что
представляет сложность для конкретной малой группы, становится
доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая
степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют
младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития
и создают возможности его индивидуального продвижения.


Программа Перспектива

Программа «Перспектива» создана на основе, отражающей современные
достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом
тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования.
Программа обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение
программного материала, всестороннее развитие личности младшего
школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов
и потребностей. Каждый из предметов УМК «Перспектива», помимо прямого
эффекта обучения — приобретения определенных знаний, умений, навыков
вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:
коммуникативных умений, в том числе умение ориентироваться в ситуации
общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое
высказывание; умения использовать знаковые системы и символы для
моделирования объектов и отношений между ними; умений выполнять
логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих
закономерностей, анализа, синтеза.

Программа Паланета знаний

Органической частью концепции программы «Планета знаний» являются
предметные авторские концепции, в которых учтены современные научные
достижения в предметной области знаний и результат многолетней
педагогической практики. Основная особенность этой программы заключается
в ее целостности — в единстве структуры учебников, в единстве форм
учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве
сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации
учебной и внеучебной деятельности.
Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет общая
структура всех учебников комплекта. Маршрутные листы, предваряющие
каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед
младшими школьниками. Выделение цветом на страницах учебников
инвариантного и вариативного содержания материала, разноуровневая
система заданий обеспечивают возможность организации образовательного
процесса с учётом контингента учащихся, создания индивидуальных
образовательных траекторий. Все структурные составляющие комплекта
«Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие
общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи
на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными,
художественными и научно-популярными текстами; овладевать
первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно
устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;
определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины
возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться,
распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад
в него.

Система Занкова

Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его
творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины,
а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная
традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать
теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется
практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это
быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль
теоретических знаний, прохождение учебного материала «по спирали».
Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием
«Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны
самостоятельно. Задача обучения — дать общую картину мира
на основе науки, литературы, искусства. Программа направлена
на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию
самим, а не получать готовую.

Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

В этой программе особое место уделяется теоретическим знаниям
и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов —
предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает
формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков.
Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении
с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того,
система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет
организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками,
анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения
партнеров. Эта система подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке
не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко
мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок.
Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все
нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода
портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя
успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина — Давыдова упор делается
не на результат — усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе
говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как
при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети
усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно
четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать.
В классе
изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа
и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно,
держатся в голове крепче.
Перед родителями логично возникает вопрос — какую программу выбрать для своего ребенка?

Все действующие программы утверждены и рекомендованы Министерством
образования, опробованы на практике. Более того, результаты обучения
по любой из программ ориентированы на единый образовательный стандарт.
Это означает, что список знаний и умений, которыми должен обладать
выпускник начальной школы, общий для всех — независимо от того, по какой
из программ обучался ребёнок.

В традиционных программах учебный материал подаётся так, чтобы
ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». Закрепляется этот материал
с помощью большого количества однотипных задач, расположенных
в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ
решения задач такого типа и уверенно пользуется им. Именно эта методика
обучения подвергается критике за то, что многие дети в результате
не умеют применять знания в нестандартных условиях. Если текст задачи
сформулирован нетипично — ребёнок не может воспользоваться имеющимся
навыком. Однако, ни у кого не вызывает сомнений многолетний опыт
и результативность обучения по традиционным программам.

Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова до сих
пор вызывают множество вопросов и обсуждений. Причин этому чаще всего
две. Первая — в большинстве современных школ невозможно создать условия,
в которых эти системы обучения будут работать так, как задумывали
авторы. Вторая — мало педагогов-энтузиастов, которые готовы соблюдать
технологию обучения, а без этого хороших результатов добиться
невозможно. Структура этих программ не предполагает четкого деления
на темы, нет привычного выделения правил, которые нужно выучить, нет
однотипных заданий, расположенных подряд. Эти программы обучения
подразумевают совершенно новый подход к процессу обучения — более
творческий, требующий от детей активности и любознательности. Учитель
выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход
мысли детей. Цель этих программ — научить ребенка мыслить нестандартно.
Общий недостаток систем Занкова и Эльконина — Давыдова: они не получают
достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования.
И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после
начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться
на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему
проблемы.

Прежде чем выбрать школу, нужно узнать о ней все. В школах России
с 1 апреля по 30 августа проводятся комплексные собеседования, которые
совместно проводят: учителя, психологи, логопеды. Специалисты помогают
родителям не только определиться с выбором той или иной модели обучения,
но и выявить пробелы в дошкольном образовании и подготовить ребенка
к школе.

tatianaforkids.ucoz.ru

13. Виды образовательных программ в начальных классах

стоящее время в системе начального образования функционируют разнообразные виды образовательных программ, среди которых наиболее востребованными являются следующие:

Дидактическая система Л.В. Занкова.

Л.В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х годах предыдущего столетия разработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников.

Основные принципы:

1. Высокий уровень трудности.

2. Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.

3. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.

4. Осознание школьниками хода умственных действий.

5. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.

6. Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе.

7. Развитие каждого учащегося класса.

Суть технологии:

– Урок имеет гибкую структуру.

– На уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду, создаются проблемные ситуации.

– Широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов.

– Создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, обстановка для естественного самовыражения ученика.

Дидактическая система Л.В. Занкова акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Многие исследователи, однако, считают, что эта система хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно теоретическое.

Развивающая программа Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на формировании теоретического мышления школьников.

Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия.

Теоретическое понятие можно усвоить только в ходе дискуссии. Значимыми в этой системе обучения становятся не столько знания, сколько способы умственных действий, что достигается при воспроизводстве в учебной деятельности детей логики научного познания: от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Система начала формироваться с конца 50-х годов, в массовой школе она стала распространяться в 80-х – 90-х годах XX столетия.

Основные принципы:

• дедукция на основе содержательных обобщений;

• содержательный анализ;

• содержательное абстрагирование;

• теоретическое содержательное обобщение;

• восхождение от абстрактного к конкретному;

• содержательная рефлексия.

Особенности технологии:

Отрицание концентрического построения учебных программ.

– Непризнание универсальности использования конкретной наглядности в начальной школе.

– Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер.

– Особенностями урока в данной системе являются коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей.

– Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идет к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом.

-На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором – проблемное обучение.

Обучение по этой системе значительно повышает теоретический уровень образования за счет обучения школьников не только знаниям и практическим умениям, но и научным понятиям, художественным образам, нравственным ценностям. Цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании.

Программа «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, О.Т. Поглазова, Н.М. Конышева).

Первой особенностью комплекта «Гармония» является его направленность на преодоление объективно сложившегося разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.

Вторая особенность комплекта находит выражение в методическом воплощении в нем основных направлений модернизации школьного образования (гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, деятельностного и личностно-ориентированного подхода к процессу обучения).

Третьей особенностью комплекта «Гармония» является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью. Авторы комплекта «Гармония» одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, по которым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов в вузах и педколледжах России.

«Гармония» как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования. В этом заключается четвертая особенность учебно-методического комплекта.

Программа «ШКОЛА 2000…» – «ШКОЛА 2100» (Л. Г. Петерсон, Р.Н. Бунеев).

В основу данной образовательной программы положены следующие педагогические принципы.

А. Личностно ориентированные принципы.

1. Принцип адаптивности.

2. Принцип развития.

3. Принцип психологической комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы.

1. Принцип картины мира.

2. Принцип целостности содержания образования.

3. Принцип систематичности.

4. Принцип смыслового отношения к миру.

5. Принцип ориентировочной функции знаний.

6. Принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно-ориентированные принципы.

1. Принцип обучения деятельности.

2. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

3. Принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития).

4. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие.

5. Креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Данные образовательные программы за последнее 10 лет позволили решить следующие задачи:

– обновлено содержание образования от дошкольного до 7 класса средней школы;

– сформулирована современная дидактическая система;

– решена проблема преемственности и непрерывности между всеми звеньями образовательного процесса;

– разработана и построена внутри системы методика формирования средствами предметов функциональной грамотности;

– построена система, формирующая информационную грамотность, не только на предмете «Информатика», но сформированы навыки общения с информацией на всех других предметах;

– создан комплект учебников.

Программа «Школа России».

Данная образовательная программа для начальной школы имеет следующие отличительные черты:

1. Сочетает традиционные наработки и новейшие достижения по психологии, педагогике, включает в себя элементы развивающего мышления.

2. Представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющее полное программно-методическое обеспечение.

3. Комплект реализует Федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области, включая такие инновационные для начальной школы, как информатика и иностранный язык.

4. «Школа России» – школа духовно нравственного развития.

5. Учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, которые должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы.

6. Дифференциация обучения, развитие личности каждого ребенка, снятие стрессообразующих факторов учебного процесса.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *