Продолжительность рабочего времени и режим работы педагога
36 часов – не норма, а максимум
Продолжительность рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений регулируется статьями 92 и 333 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. №12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».
Особенности режима рабочего времени педагогических работников регулируются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 №69, зарегистрированным в Минюсте 26 июля 2006 г., регистрационный №8110 (далее – Положение об особенностях режима рабочего времени).
Федеральным законодательством для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.
Однако в статье 333 ТК РФ наряду с указанием о продолжительности рабочего времени педагогических работников не более 36 часов в неделю имеется очень существенное уточнение. Там указано, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени определяется Правительством Российской Федерации.
Следовательно, слова «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» – это не общеустановленная и не обязательная для всех педагогических работников продолжительность рабочего времени. Это ее предельная норма, которая Правительством РФ может быть установлена для педагогического работника, занимающего одну должность (в зависимости от ее наименования и особенностей труда) или получающего одну ставку заработной платы.
Каждой категории – своя норма часов
С учетом этих условий постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (далее – постановление №191) педагогическим работникам установлена либо продолжительность рабочего времени, либо норма часов за одну ставку заработной платы.
Продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов педагогической работы в неделю, установлена для категорий педагогических работников, предусмотренных в пункте 1 приложения к постановлению №191. Норма часов за одну ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю либо 720 часов в год, зафиксирована для категорий работников, перечисленных в п.п. 2 и 3 приложения к этому постановлению. Например, 30-часовая продолжительность рабочего времени в неделю установлена для старших воспитателей всех образовательных учреждений, кроме дошкольных образовательных учреждений и детских учреждений дополнительного образования.
Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю установлена:
– старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и детских учреждений дополнительного образования;
– педагогам-психологам;
– методистам (старшим методистам) образовательных учреждений;
– социальным педагогам;
– педагогам-организаторам;
– мастерам производственного обучения;
– старшим вожатым;
– инструкторам по труду образовательных учреждений;
– преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
– руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
– работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
– инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.
Следует также отметить, что оплата труда педагогических работников, для которых установлена продолжительность рабочего времени, осуществляется на основе должностных окладов, а педагогических работников, для которых установлена норма часов за ставку, – на основе ставок заработной платы.
Для педагогических работников, предусмотренных в пункте 2 приложения к постановлению №191, то есть учителей, преподавателей (кроме преподавателей вузов и ИПК), педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платой – лишь нормируемая часть рабочего времени, поскольку их должностные обязанности не ограничиваются только выполнением преподавательской работы.
После установления учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, тренерам-преподавателям учебной нагрузки на новый учебный год нормируемой частью их рабочего времени будет установленный им объем учебной (педагогической) нагрузки, выполнение которой регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, в кружках, секциях, клубах и других объединениях обучающихся.
Размер оплаты труда за учебную нагрузку больше или меньше нормы подлежит пропорциональному увеличению или уменьшению по сравнению с размером ставки их заработной платы.
Продолжительность нормируемой части педагогической работы педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними (сноски 3 и 4 приложения к постановлению №191).
Помимо преподавательской нагрузки
Ставка заработной платы учителю выплачивается как за выполнение преподавательской работы в пределах установленной нормы часов, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками.
Должностные обязанности работников, ведущих педагогическую работу помимо преподавательской работы, конкретизированы в пункте 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени.
Работа учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров преподавателей помимо учебных занятий не имеет четких границ и норм, поскольку зависит от различных обстоятельств.
При этом характер вышеназванной педагогической работы предусматривает, что ее выполнение, как правило, осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки: на месяц, учебную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа должна регулироваться соответствующими планами и графиками работ.
Установление каких-либо норм времени для ее выполнения, искусственно увеличивающих рабочее время педагогических работников сверх нормируемой его части, связанной с преподавательской работой, не предусмотрено, за исключением нормы времени, определенной Положением об особом режиме рабочего времени, для дежурства учителей во время образовательного процесса. Педагогические работники привлекаются к дежурству по образовательному учреждению в рабочие дни не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания последнего учебного занятия.
Так что же делать в каникулы?
Особенности режима рабочего времени педагогических работников связаны также с наличием в большинстве образовательных учреждений каникулярного периода, установленного для обучающихся. Период каникул, не совпадающий с ежегодными основными и дополнительными отпусками педагогических работников образовательных учреждений, – для них рабочее время. Продолжительность их рабочего времени в период осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников, изменению не подлежит.
Руководители образовательных учреждений, в том числе санаторно-лесных школ, школ-интернатов, не вправе устанавливать учителям в каникулярный период продолжительность рабочего времени, предусмотренную для воспитателей.
В этот период учителя, преподаватели (за исключением преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, как это определено в пункте 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени) осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени. При этом речь идет о рабочем времени, соответствующем установленному объему учебной нагрузки или педагогической работы, определенному им до начала каникул.
Увеличение их рабочего времени в каникулярный период для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 этого Положения, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами заявлены соответствующие мероприятия или виды работ.
Если таких мероприятий и работ на каникулярный период не запланировано, то привлечение работников, ведущих преподавательскую работу, к выполнению педагогической, методической, а также организационной работы в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени, то есть количеством часов учебной нагрузки до начала каникул.
За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся оплата труда учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.
Иной порядок работы в каникулярный период определен для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования в связи с тем, что нормируемая часть их рабочего времени определена в виде годового объема учебной нагрузки.
В соответствии с пунктом 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени преподаватели этих образовательных учреждений привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий. За этот период указанным работникам выплачивается среднемесячная заработная плата.
В аналогичном порядке Положение об особенностях режима рабочего времени регулирует рабочее время работников образовательных учреждений в период отмены для обучающихся, воспитанников учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.
Привлечение к работе в каникулярный период, а также в период отмены занятий по указанным выше причинам осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов образовательного учреждения, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы. При составлении этого графика с согласия работника выполнение объема установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) может быть запланировано на меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием.
Ирина КОПАЕВА, главный правовой инспектор МГО профсоюза
www.ug.ru
Кто такой тьютор в школе и в чем заключается его работа
Только родители кое-как привыкли к появлению в школе нового человека – школьного психолога, новая напасть – какой-то тьютор. Кто это? Что он будет делать? И чем это грозит их любимому чаду? Особенно переживает за все такие нововведения старшее поколение: бабушки, дедушки. Они-то прекрасно выучились и без таких диковинок.
На самом деле ничего страшного не происходит. Это все делается для того, чтобы оптимизировать учебный процесс, сделать каждого ребенка максимально успешным, состоявшимся, счастливым.
Ведь кто такой тьютор в школе? Это сопровождающий, наставник. В его обязанности входит помочь ребенку найти свое место в жизни, понять, что же он хочет и может в реальности, раскрыть его таланты. Тьютор не учитель, он не преподает никакие дисциплины. И не школьный психолог, который отвечает за психологическое благополучие школьников всей школы. И не классный руководитель, который работает со всем классом сразу. Работа тьютора заключается в том, что он курирует развитие 5-6 учеников на протяжении нескольких лет учебы, возможно даже с первого класса до выпуска.
Больше знакомы с работой школьных тьюторов в учебных организациях для особых детей: гениальных или с проблемами в состоянии здоровья. Тьюторы сопровождают их, обсуждают проблемы, корректируют образовательный путь ребенка. Для каждого из них выстраивается индивидуальный план обучения и развития, учитывающий их особенности и помогающий им максимально реализовать свои возможности.
Но в обычной школе тоже все дети разные, и каждому из них, конечно, необходим человек, который будет направлять его развитие в сторону успешности, раскрытия имеющихся талантов, выработки индивидуальной образовательной программы.
Особенно это важно для старшеклассников, когда наиболее актуально стоит вопрос об окончательном сознательном выборе будущей профессии.
Именно тьютор поможет проявиться интересам и талантам каждого подопечного, сумеет адаптировать ребенка к требованиям школы, к безболезненному переходу из начальной школы в среднюю. Он же помогает устанавливать контакты со сверстниками, учит адекватно относиться к возникновению проблем в учебе и методам их правильного разрешения. В то же время он не является нянькой.
Но чтобы тьюторы не только пришли в школу, но и действительно выполняли именно свои функции, а не функции школьного психолога, классного руководителя или социального работника, необходимо создать благоприятную среду, условия для работы тьютора. Ведь наличие индивидуального плана развития у каждого ребенка предполагает, что в школе имеются ресурсы для их развития, осуществления. Причем в большом избытке, чтобы у ребенка был реальный выбор. В этом случае школьник, умело направляемый тьютором, начинает постепенно выстраивать свое будущее.
Допустим, такие образовательные пространства в учебном учреждении имеются. Но ведь еще нужно где-то качественно подготовить самих тьюторов. Это не должны быть самоучки, выполняющие функции данного специалиста так, как им кажется правильным, как каждый из них понимает смысл этой должности. На тьютора должны учиться так же, как на учителя, психолога и т.д. Это могут быть курсы переподготовки, центры повышения квалификации, магистратура. Должны быть четко прописаны и должностные обязанности такого специалиста.
В наш век высоких технологий, бешеных скоростей, с которыми успевает устаревать информация, тьютор становится одной из важнейших фигур в учебном учреждении, помогающих ребенку стать успешным.
Поскольку не все родители посещают родительские собрания, нужно обязательно вести разъяснительную работу через электронную почту, в бумажном варианте, чтобы донести информацию до каждого члена семьи, рассказать, кто такой тьютор в школе, что входит в его обязанности. И какую пользу работа тьютора может принести ребенку.
Likes(5)Dislikes(4)
prouchebu.com
Все о тьюторе: анатомия профессии
Профессию «тьютор» официально заносят в трудовые книжки. Родители детей с особенностями развития понимают ее важность. Тьютор помогает ребенку освоить школьную программу, и – социализироваться

Инна Карпенкова: Мне срочно нужна была дополнительная работа, и в этот момент как раз искали специалиста для сопровождения девочки-первоклассницы. Это было 16 лет назад. Слово «тьютор» тогда даже в Москве еще не звучало. А сейчас эту должность вписывают и в трудовую книжку.
Сегодня мы рассказываем о новой профессии, и открываем профессиональные тайны тьюторов. Наш эксперт – Инна Карпенкова, тьютор, педагог, психолог, автор книги «Тьютор в инклюзивной школе».
Фоторепортаж — для того, что вы наглядно увидели тьюторскую работу — мы сняли в школе №1321 «Ковчег», школе, которая давно и успешно работает с с особыми детьми. Инна рассказывает о школах «вообще», а фотографии из «Ковчега» показывают, как инклюзивная школа работает практически, и что делает тьютор в классе, где все взрослые — и учитель, и родители, и «детские прогрессоры» — не спорят и не ссорятся, а заняты общим делом. Учат детей.
«Новенький» с тьютором

Анна Сергиенко, тьютор и психолог, идет вместе с четвероклассником Мишей по коридорам школы № 1321«Ковчег», одной из самых известных в Москве инклюзивных школ
— 16 лет назад вы стали тьютором. Как все начиналось?
— Четыре года я отработала с девочкой, со сложной историей. Поведенчески она была очень расторможенная, с гиперактивностью и социально небезопасная, назовем это так. Она, например, с радостью толкала маленьких детишек, которые были слабее ее. Они падали, начинали плакать, и сбегался народ, ее журили. Но ей это все очень нравилось.
Учитывая то, какая у нее была непростая история жизни в раннем детстве, причины такого поведения были очевидны. Девочка родилась с артогриппозом, это нарушение развития связок и мышц, с самого рождения она была оставлена в детском доме. Как мне рассказывали её родные, врачи сказали им, что она не будет даже сидеть. И она около года находилась в палате для грудничков в больнице, там, где дети умирали. Она выжила. Через какое-то время ее забрала бабушка, и до шести лет воспитывала ее. У девочки были сложные двигательные нарушения, и чтобы улучшить ее координацию, её учили тянуться к игрушке, тянуть игрушку на себя, рваться к ней. Её за это хвалили, ведь это ей было сложно сделать. В итоге ребенок научился двигаться, ходить, и так далее. Но девочка перенесла свои действия с игрушек на живых детей. И стала их толкать, желая, на самом деле, общения и похвалы. Ближе к семи годам ее забрала мама, у них были непростые взаимоотношения. Мама старалась, как могла. Ведь многое было пропущено, и при этом нужно было постоянно заниматься с девочкой физическим развитием, многократно превышающим нагрузки, которые испытывает ребенок, развивающийся обычным образом.
За четыре года нам удалось выправить достаточно существенно ее поведение.

Школа «Ковчег»: 4 «В» на уроке ИЗО
Другой подопечный, мальчик, с которым я работала тоже с первого класса, имел органическое поражение нервной системы и расстройства аутистического спектра, что наложило отпечаток также на его познавательные способности. То есть, во многих вещах он хорошо понимал, что происходит, а что касалось способности к учению, у него были большие сложности. У ребенка очень своеобразно работала память: он мало что мог запомнить так, как это должен запоминать любой ребенок. Также он был очень медлительный. Допустим, если он нагнулся поднять карандаш, который упал, то он мог в этой позе остаться долгое время.
– Как помочь такому ребенку в школе?
– Классическое тьюторство предполагает, что специалист сопровождает образовательную деятельность ученика. Но в силу того, что у нас дети с особенностями развития, то мы сопровождаем не только процесс учебы, но и процесс социализации, процесс самообслуживания в школе, и так далее.
Нужно вести себя по отношению к ребенку таким образом, чтобы любая его деятельность в школе была образовательной.
И пример очень простой. Ребенок захотел в туалет. Если его сопровождает не тьютор, а просто ассистент – он его взял за ручку и отвел, помог. А тьютор объяснит, что нужно, чтобы ребенок научился это все делать самостоятельно. Нужно уметь поднять руку в нужный момент, попроситься выйти из класса, выйти из класса, дойти благополучно до туалета, ну и так далее.

Красавица Настя
То есть здесь разная тактика поведения. В какой-то момент, если тьютор уверен, что ребенок справится, он уже доверит ребенку все сделать самостоятельно. И так в каждой ситуации. Это осуществление тьюторского действия, когда тьютор помогает ребенку научиться делать то, что он должен уметь делать.
– Вы подсказываете ребенку во время урока, говорите ему, что делать?
– Да, это называется адаптация образовательной программы. Но тьютор не решает все за ребенка, а направляет, подталкивает к правильному ходу решения.

Урок математики ведет Максим Евгеньевич Бушмелев, классный руководитель 4 «В» школы «Ковчег»
– Как должен учитель оценить его знания?
– Важно, чтобы тьютор и учитель договаривались о совместных намерениях. Допустим, если ребенок сам решил три примера, он получает «пятерку», которую обычный ребенок получит за десять примеров.
— Как реагирует класс, когда к ним приходит «новенький» с тьютором?
– По-разному. Некоторые дети спрашивают, а не заразный ли он. Некоторые стараются помогать, если у ребенка, например, двигательные проблемы. Они задают все свои вопросы, которые их интересуют, детские. А потом в зависимости от того, как тьютор построит работу, часто стараются помогать, содействовать. Хорошо, если учитель заранее расскажет классу, что с ребятами будет учиться особенный ребенок, который будет сидеть за партой со своим сопровождающим, взрослым человеком.
Дети поначалу удивляются, оглядываются на нас, но постепенно привыкают. Как-то был случай, когда ребята вообще забыли, что я – взрослая тетя, а не их одноклассница. У них как раз начался период, когда они учились «быть взрослыми» – они пробовали разговаривать матом, на переменке. И вдруг до кого-то дошло, что вообще-то и я тут нахожусь. Смутились.
Иногда, видя, что я помогаю своему подопечному, его одноклассники просят «а помогите и мне решить». Помогаю.

На уроках Анна Сергиенко помогает всему классу — любой ребенок может попросить ее объяснить задачу
Один день тьютора: учительская ревность и родительское недовольство
– Как проходит рабочий день?
– Все очень по-разному. Тьютор может встречать ребенка в школе, куда его приводят родители. И с этого момента тьютор, вместе со школой, берет на себя ответственность за жизнь и здоровье ребенка. И дальше помогает ему: раздеться, пойти на урок, взаимодействовать с учителем на уроке, на переменах. Когда он нужен, он находится на уроке, когда нет, может работать в другом классе, например, с другим учеником, или подойти в этом же классе к другому ребенку.
Тьютор может работать как с каким-то учеником индивидуально, или он может быть назначен на весь класс. Специалист может работать с несколькими детьми, и в классе, и на перемене, выстраивая их взаимодействие.
Иногда его присутствие в классе может и не требоваться. Но зато его задача свести всех специалистов – психолога, учителя, завуча, родителей, — в единую систему, наладить механизм работы с ребенком.

Наглядная математика: Анна приходит в школу вместе с сыном Матвеем. Мама тоже может быть тьютором своего ребенка
– Получается, тьютор в любом случае должен взаимодействовать с учителем. Как налаживается такое взаимодействие?
– Если тьютор работает в системе школы, то он – один из членов коллектива, как и логопед, психолог. Если к началу учебного года – и даже заранее – становится известно, что в школу в первый класс приходит особый ребенок, и будет учиться с сопровождающим, то хорошо было бы, чтобы знакомство со школой, с тьютором, с ребенком состоялось в мае, ну либо летом. Чтобы маршрут был отлажен. В августе, когда пишутся образовательные программы, уже должно состояться знакомство тьютора с педагогическим коллективом.

Максим Евгеньевич преподаватель энергичный и яркий, он умеет удержать детское внимание. А в таком классе это очень непростая задача
– А из-за чего могут возникать «взрослые» конфликты?
– В первую очередь, нежелание, например, учителя вкладываться в этот процесс. Иногда учитель недоволен, что он должен уделять какое-то особенное внимание одному из учеников. Тьютор должен стремиться создать гармоничные взаимоотношения в классе. Если же помощника нет, и учитель самостоятельно не справляется, ему лучше обратиться к завучу и сказать, что есть необходимость еще в одном специалисте, чтобы в классе появился тьютор.
– Получается, тьютор облегчает труд учителя?
– Конечно! Если учитель это понимает… мы же просто привыкли, что учебный процесс – камерный. Бывает так, что учитель, например, слишком громко комментирует действия какого-то ученика, и присутствие постороннего человека его напрягает, что тот будет это слышать…Учителю уже приходится контролировать свое поведение в классе.
– Нет ли здесь какой-то педагогической ревности со стороны учителей?
– Ну, знаете как… В любом коллективе есть люди, которые живут делом и идеей, а есть люди, которые живут своими комплексами, и соответственно, осложняют жизнь не только себе, но и другим людям. Я не думаю, что их где-то больше, где-то меньше, – как в любой профессии. Но бывают сложности. Я была в составе конфликтной комиссии, ходила по школам – мы налаживали отношения между членами педагогического коллектива.

Максим Евгеньевич и Миша: поняли друг друга
– В чем основная причина конфликтов?
– Там, где школа понимает свою миссию, и в головах директора, завуча, учителей правильные ценностные ориентации, то в общем-то проблем не бывает. Есть просто задачи, которые нужно решить технически: на каких уроках нужен тьютор, на каких не нужен, и так далее. А там, где с ценностями не очень хорошо, там, конечно, мощнейшее сопротивление, очень сильное.
А еще работает такой советский стереотип: скажут – с завтрашнего дня нужно будет этих детей любить, и будут любить. Не скажут – не будут.
Ждут часто указки сверху. Очень сложно бывает людям перестроить свое мышление и сознание, особенно тем, кто застал советскую эпоху. Но в целом, исходя из того, что мне пишут из регионов люди, таких ситуаций все меньше. Кроме того, срабатывает еще и личный опыт. Допустим, если у самого чиновника в семье есть ребенок с ДЦП, с умственной отсталостью, имеющий какие-то другие нарушения развития, то такой человек все понимает, и старается для таких детей по максимуму создать условия, причем не только для своего, но и для других. У таких людей иной ценностный мир, ведь они смогли не оставить этого ребенка, найти в себе силы и с ним пройти жизненную школу – детство, взросление и так далее.

В классе есть диван, на котором утомившийся ребенок может отдохнуть, и Асе это обстоятельство определенно нравится
– А как справлялись с этой ситуацией раньше, когда тьюторов не было?
– Была система интернатов, система коррекционных школ, они были достаточно закрытые. Выживали там скорее всего, наверное, сильнейшие, потому что и медицина была не настолько прогрессивной. Но коллектив таких коррекционных школ своих подопечных всегда защищал и вкладывал не только государственные ресурсы, но и свои личные. Много историй, когда учителя берут на выходные детей к себе домой и так далее. А вот в обычных деревнях, там, где в голову не приходило ребенка куда-то сдавать, ребенок с особенностями развития просто жил среди всех… я так думаю, что даже, наверное, сказки-то наши про Ивана-дурака появились-то именно на основе такого опыта. И, надо заметить, что Иван, в итоге, оказывался успешным, благодаря своей доброте, искренности, честности.
— А бывают ли конфликты у тьютора с родителями? Могут ли родители выбрать специалиста?
– Да, родители могут выбрать специалиста. Если у них не сложатся отношения. Это нормально. Ведь семья, например, выбирает няню для своего ребенка. Точно такой же индивидуальный подход нужен и для подбора тьютора.

Если очень хочется, отдохнуть можно и на «рабочем месте»
Если ребенок хочет освободится от тьютора, это значит, тьютор хороший
– Вы сказали, что в какой-то момент тьютор чувствует, что ребенок становится самостоятельным. Когда настает этот момент?
– Мальчик, которого я вела, как-то заявил мне: «Зачем ты со мной сидишь?». До этого три года он не спрашивал об этом. Это было уже прорывом. Я объяснила: «Смотри, твой сосед решил уже много примеров, а ты только один, а надо бы четыре или пять. Если ты будешь успевать, тогда я уже не буду с тобой, пойду кому-нибудь еще помогать».
На этом его желании быть, как все, и «освободиться» от меня – при том, что у нас замечательные отношения с ним были, – мы построили следующий этап нашей работы.
Он вдруг начал чувствовать, что я вообще-то лишняя в данной ситуации. И это было для него мотивацией к тому, чтобы более активно работать, стараться… прилагать усилия.

Урок рисования: во время занятий Анна помогает «держать» класс — если кто-то из детей отвлекся, можно с ним и в ладушки сыграть
В случае с девочкой, с которой я работала, было так, что я чисто физически, но не эмоционально, отдалялась от нее. Было очень опасно ее оставлять одну, и начинали мы с очень плотного физического контакта, то есть фактически я ходила с ней в обнимку, чтобы она кого-нибудь не толкнула. А уже через три года, когда мы заканчивали нашу работу, все было иначе. Полный зал детей, и она регулярно оборачивалась и смотрела, смотрю я на нее или не смотрю. Дальше она уже знала, что если в течение десяти минут ее самостоятельности ничего плохого не случилось, она – молодец. Десять минут самостоятельности, потом — двадцать минут… Очень-очень медленно, постепенно я выходила из ее зоны внимания. Она стала более уверенно себя ощущать.
– На каком этапе прекращается тьюторство?
– Все очень индивидуально. Например, в той школе, где я работала с девочкой, сменился директор, и он уволил всех «ненужных» людей. В случае с мальчиком – он вышел из младшего школьного возраста и дальше стал ходить в школу уже без меня. Он социально вписался в ситуацию. Но развитием его познавательных функций мы занимались с ним дома.

Анна Сергиенко со своей подопечной Асей: конец уроков
Профессиональная тайна тьютора: нужно потрясти ребенка. Во всех смыслах этого слова
– Были ли какие-то запомнившиеся вам ситуации в ходе вашей тьюторской работы?
– Бывало. С девочкой, например, мы долго боролись с преодолением ее поведения. Я уже перепробовала все мыслимые и немыслимые методы педагогической работы, но она все равно получала кайф и удовольствие от того, когда ее ругали. Ничего не боялась. Однажды я ее подняла на руки (как это иногда делала, когда хвалила, и ей это нравилось) и перевернула ее кверху ногами, говорю: «Что же у тебя все кверху ногами-то? Давай мы так и будем с тобой жить, ты будешь вверх ногами, и ходить на руках и на голове!». Но это ей не понравилось: «Нет, отпусти меня, поставь на место». И с тех пор, когда я говорила, что она себя повела так, как ведут себя люди, которые только на голове ходят, она вспоминала этот случай, и стала слушаться.

Миша, Влад и Анна: в классе царит неформальная атмосфера
С мальчиком был похожий момент. Одна из особенностей нарушений аутистического спектра заключается в том, что память ребенка может работать своеобразно – ребенок лучше запоминает то, когда происходит что-то опасное, пугающее. А нейтральное, неопасное и просто положительное (для нашего образа жизни) он не запоминает. И вот учились мы читать, и вот я с ним сижу: Б, А, Б-А, он повторяет: БА, БА. Замолкаю – он не повторяет, хотя знает, и может повторять и без помощи, просто никак не может понять, как это – соединить два звука в один.
Все способы положительного стимулирования, яркие похвалы, эмоции – ничего не работало. Вдруг я неожиданно громко крикнула: БА! Он аж подскочил, и запомнил. И постепенно пошли сдвиги.
Ему пришлось проделать над собой какую-то совершенно немыслимую работу. Ребенку пришлось осознать, что у него мозг «включается» только на что-то неожиданное, благодаря нашей работе он учился понимать и запоминать информацию, которая приходила к нему со спокойной или радостно-игровой интонацией. Он научился этот момент регулировать.
Практические вопросы: как стать тьютором
Какие черты характера необходимы, что работать в профессии успешно?Две важных черты характера должны быть у тьютора: первое – терпение, и второе – коммуникабельность, умение строить грамотные отношения, причем, очень тактичные отношения, между взрослыми людьми. Нужно уметь взаимодействовать не только с ребенком, но и с учителем, завучем, родителями.Где учат этой профессии? На сегодняшний день в московских вузах – в МПГУ (бывший Ленинский педуниверситет) уже существует кафедра индивидуализации и тьюторства. В программах магистратуры и бакалавриата затрагивается тема работы тьютора, при МГППУ (Московский психолого-педагогический университет) существуют курсы повышения квалификации, освещающие тьюторский подход в инклюзивном образовании. Есть также дефектологический, логопедический факультеты и все, что еще осталось из коррекционной системы профильных вузов, клинической психологии. Такие специалисты тоже могут работать тьютором, при условии, что пройдут специальные курсы.Эти специальности закреплены в нормативной базе? В Законе об образовании написано, что ассистент осуществляет функции помощника, а тьютор работает с детьми с расстройствами аутистического спектра. Вообще, все эти специальности очень новые. И сам факт наличия в классе какого-то «постороннего» человека, второго специалиста, кроме учителя, в классе или в школе – тоже очень необычно. Поэтому процесс законодательного закрепления этих процессов идет не очень ровно. Сначала все внедрялось в качестве эксперимента. Потом мы начали писать методическое пособие, параллельно создавалась нормативная база. Благодаря труду многих специалистов – учителей школ, методистов и других специалистов, появился «Закон об образовании» в новой редакции от 29 декабря 2012 года.
Как «получить» тьютора
Фото: Павел Смертин
www.miloserdie.ru
Установлена продолжительность рабочего времени педагогических работников
Минобрнауки РФ установило продолжительность рабочего времени и норму часов преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников.
Минобрнауки РФ установило продолжительность рабочего времени и норму часов преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников.
Установленная продолжительность рабочего времени по сравнению с определенной ранее Правительством РФ в постановлении от 03.04.2003 N 191 практически не изменилась. Определена продолжительность рабочего времени тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования) – 36 часов в неделю.
Отметим, что должность тьютора включена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” в 2009 году. В его должностные обязанности входит:
- организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
- организация персонального сопровождения обучающихся в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- координация поиска информации обучающимися для самообразования;
- оказание помощи обучающемуся в преодолении проблем и трудностей процесса самообразования и др.
Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, в частности, установлена:
- работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
- старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;
- педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду;
- методистам, старшим методистам образовательных учреждений.
Учителям 1 – 11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья), норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы установлена в размере 18 часов в неделю.
В документе также содержится норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.
В Примечании к Приказу поясняется:
1. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.2. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.
В документе Минобрнауки РФ указал, что за преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.
Учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов преподавательской работы за ставку заработной платы в неделю, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере. Выплата производится при условии догрузки учителей до установленной нормы часов другой педагогической работой. В приказе определены случаи, при которых производится выплата.
Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 вступает в силу с даты вступления в силу Постановления Правительства РФ о признании утратившим силу Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191.
Документ подготовлен на основании статьи 333 Трудового кодекса РФ. В соответствии с ней орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, определяет продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников. Это производится в зависимости от должности и (или) специальности работника.
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
ppt.ru
Рабочее время учителя: что изменил министерский приказ?

Как нам стало известно, в ближайшее врем ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ подготовит подробные разъяснения по новому приказу, а пока мы попросили директоров воронежских школ и представителей Воронежского обкома профсоюза ответить на вопрос, каковы принципиальные отличия принятого документа от предыдущего.
Валентина Семеновна Зеленина, заведующая отделом труда и заработной платы Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ:
– Отличие, которое есть в названии, говорит о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре. Что касается часовой нагрузки, то в основном нормы остались прежними, как и в прошлом приказе. Но появились и две новых должности – педагог-библиотекарь и тьютор, которым определена норма часов на ставку, раньше это не было определено. Теперь четко: продолжительность рабочего времени составляет 36 часов в неделю педагогической работы, и к этой категории отнесены педагоги-библиотекари и тьюторы.
Если говорить подробнее о приложениях, первое дает подробное разъяснение о продолжительности рабочего времени. Что касается предельного объема учебной нагрузки, раньше у нас это определялось типовым положением, и в школьных образовательных организациях предельного объема учебной нагрузки не было. Только в средних специальных учебных заведениях это оговаривалось, кроме учебных заведений педагогической направленности. То есть, у преподавателей педагогических училищ нагрузка составляет 18 часов на ставку, как и у школьных педагогов. Если среднее профессиональное учебное заведение не педагогической направленности, там есть ограничение в 720 часов в год на одну ставку, а максимальное ограничение – 1440 часов. Так было в старом приказе и осталось в новом.
Что касается высших учебных заведений, в них максимальная нагрузка составляет 900 часов, ниже – можно, но выше нельзя. А в институтах усовершенствования учителей годовая нагрузка ограничивается 800 часами.
Приложение № 2 называется «Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Как я уже сказала, в прошлом приказе такого приложения не было. Теперь здесь определяется объем учебной нагрузки на начало учебного года. Пункт 1.1: «Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее – Порядок), определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда». А в пункте 1.4 читаем: «Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность». И если на следующий год учебная нагрузка меняется, то должно быть дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении учебной нагрузки, и, соответственно, она может быть изменена, если изменилось количество часов по учебному плану.
Интересен
пункт 1.6, в котором говорится, что объем учебной нагрузки, установленный в
текущем учебном году, не может быть изменен по инициативе работодателя на
следующий учебный год. Исключения указаны в специальном пункте приложения, а
раньше они перечислялись в типовых положениях. Теперь типовых положений нет, и
все вписано в общее положение. Пункт 1.7 тоже можно считать защищающим интересы
работников, в нем значится: «Временное или постоянное изменение (увеличение или
снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с
учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по
соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за
исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в
сторону его снижения, предусмотренного пунктами 1.5 и 1.6 настоящего Порядка».
То есть, в одностороннем порядке, например, по инициативе руководителя, учебная
нагрузка снижена быть не может.
Также в пункте 1.9 говорится, что «локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа)». В предыдущем приказе такое участие профсоюзов не было оговорено, а теперь есть.
Важен пункт 2.3: «При определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов…» Из этого пункта убрали слова «как правило», и он стал более жестким, обязательным к исполнению.
Большое внимание уделено определению учебной нагрузки преподавателей среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования. В принципе, здесь осталось все то, что было и в старом приказе.
Еще одно новшество, которого раньше в приказе не было. Положение V говорит об «особенностях определения учебной нагрузки педагогических работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также лицам, замещающим должности педагогических работников на определенный срок, по совместительству либо выполняющим иную работу наряду с работой, определенной трудовым договором». В этом положении четко расписано, какая нагрузка устанавливается, и как она потом распределяется между другими учителями. Раньше, в прошлом приказе, этого не было, а все особенности прописывались в отдельных локальных актах и в типовых положениях.
В разделе VI говорится об определении учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и об основаниях ее изменения. А в последнем, седьмом положении речь идет об установлении верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников. Общеобразовательные организации здесь не упоминаются, только учреждения высшего и среднего профессионального образования. Новый момент, я уже о нем упоминала, – это определение верхнего предела учебной нагрузки для профессорско-преподавательского состава. Он устанавливается в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году. Меньше можно, выше нельзя.
Можно сказать, что новшества есть, и они достаточно полезны в интересах социальной защиты работников.
Надежда Тихоновна Фурсенко, директор гимназии имени Алексея Кольцова:
– Нам об этом приказе стало известно еще в конце декабря, но каких-то особенных новшеств я в нем не увидела. Например, относительно ставок – как была ставка в 18 часов для учителя средней и старшей школы, так она и осталась, 18 часов в начальной школе было и есть. Норма часов педагогической работы на ставку не изменилась. Единственный момент – это необходимость вносить в трудовое соглашение все изменения. Еще можно сказать о принципе преемственности, который сохраняется с принятием нового документа. Уменьшать нагрузку нельзя, если нет на то объективных оснований, оговоренных в специальных пунктах, или по обоюдному соглашению.
Раньше правила изменения нагрузки регламентировались различными документами, и руководитель образовательного учреждения тоже не мог исключительно по своему усмотрению изменить почасовую нагрузку на учителя. Я не могла в одностороннем порядке взять и сократить в течение года учебную нагрузку преподавателя. Сейчас это также сохраняется. Еще один момент: определение рабочего времени прописано более четко и включает не только аудиторную, но и внеаудиторную нагрузку, в том числе участие в педсоветах, индивидуальную работу с учащимися и так далее.
Еще как руководитель могу сказать, что я не увидела какого-то специально прописанного верхнего предела нагрузки для школьного преподавателя. Нагрузка определяется по соглашению с работником исходя из его возможностей и запросов организации. Если это тарификация, она должна быть оговорена в трудовом договоре, ну а замещение может, конечно, носить временный характер. К трудовому договору необходимо заключать дополнительное соглашение, если человек берет нагрузку больше ставки или меньше. Раньше он просто писал заявление, что согласен на неполную нагрузку, а сейчас нужно будет составлять дополнительное соглашение к трудовому договору.
Вячеслав Васильевич Минаков, директор школы № 1:
– В принципе, ничего особо нового нет, каких-то заметных отличий я не нашел. Что касается порядка определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, – раньше это тоже было. У нас несколько лет назад проводилась проверка трудовой инспекцией, и она обязала нас каждый год делать дополнение к трудовому договору. Есть общий трудовой договор, в котором написано, какая нагрузка идет на текущий учебный год, а на следующий учебный год мы делаем дополнение к трудовому договору. И каждый год мы его составляем на каждого учителя.
Но один момент обратил на себя внимание. Пункт 2.3: «При определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в классах (классах-комплектах), группах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Порядка».
Пункт 1.7 перечисляет объективные, скажем так, причины: сокращение числа обучающихся, классов-комплектов и так далее. Раньше, в прежнем приказе, к словам «сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания» добавлялось выражение «как правило». Сейчас формулировка более жесткая. И учебное заведение ставится в более жесткие условия. Но дальше идет пункт, на мой взгляд, достаточно правильный: «Сохранение объема учебной нагрузки и преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) у учителей и преподавателей выпускных классов, групп обеспечивается путем предоставления им учебной нагрузки в классах (классах-комплектах), группах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями и преподавателями учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)». То есть, учитель, выпустивший 11-й класс, не должен терять свои часы, а берет пятые классы, классное руководство, и его интересы соблюдаются.
А в остальном, нормы часов остались прежними, это важно.
Фото автора
www.ug.ru
Педсовет. Тьюторство в школе. Зачем? Как? Кто?.
Феномен тьюторства проникает в разные сферы образования: дошкольное, школьное, высшее, профессиональное, инклюзивное и семейное, сегодня оформляется дистантное тьюторство. Появление этого нового методологического подхода закономерно и своевременно, потому что сегодня вектор образования направлен на индивидуализацию. Кроме того, жизнь меняется с неумолимой скоростью, знания устаревают, не успев оформиться в систему, поэтому самым главным умением в жизни становится умение УЧИТЬСЯ!
Индивидуальный подход и индивидуализация
До сих пор учителя и некоторые управленцы путают индивидуальный подход и индивидуализацию. Учителю на уроке нужно добиться усвоения общей для всех темы, от мастерства и профессионализма педагога зависит то, какие приемы и методы он использует, чтобы учесть индивидуальные особенности учеников: пытливому и любознательному уму он предоставит возможность решить задачу самостоятельно, другому разрешит сделать это по книжке, третьему будет пошагово объяснять решение; задача педагога – нащупать адекватные для каждого ученика способы понять и усвоить материал – это индивидуальный подход.
Сущность же индивидуализации заключена в понимании того, что дети и их интересы разные, поэтому у них есть право на разное учебное СОДЕРЖАНИЕ. Современный педагог должен понять, что «учить всех» не значит «учить каждого», а «учить учитьСЯ» не значит «просто учить».
Что это такое – тьюторство?
Тьюторство – это, в первую очередь, сопровождение индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Но дело в том, что на самом деле, у ребенка нет этой программы, у него могут быть только задумки, замыслы, идеи, неосознанный интерес к чему-то; задача тьютора – помочь ребёнку осмыслить и осознать его познавательный интерес, совместно сконструировать эту программу и помочь её реализовать.
Необходимость в тьюторстве возникает как необходимость педагогического сопровождения освоения и становления НОВОЙ деятельности там, где ещё нет чётких норм, тьюторство «живёт» в ИННОВАЦИОННОЙ среде.
В современной реальности, где быстро появляются и меняются направления, факультеты, профессии, науки, программы, технологии, методы, приёмы, стратегии и стандарты, возникают требования к сопровождению процесса поиска и способов достижения результатов, нужны наставники для обсуждения, рефлексии и анализа опыта, для углубления, конкретизации или изменения деятельности.
Как работают тьюторы
Важно понять, что тьютор работает со средой, которая должна быть открыта, вариативна и избыточна. Например, наша школа работает в режиме апробации механизмов тьюторства в развитии метапредметных умений. Ученикам 5-7 классов мы предлагаем большое количество краткосрочных курсов по направлениям смыслового чтения, моделирования, аргументации, учебного сотрудничества и публичного выступления. Выбор курсов начинается с образовательного события, где ученики пробуют свои силы в нескольких направлениях, которые они САМОСТОЯТЕЛЬНО выбрали на этапе рекламы.
Но если мы хотим воспитать человека ответственного, нам нужно создать условия для ОСОЗНАННОГО выбора, основанного на познавательном интересе, поэтому образовательное событие завершается рефлексивной беседой, в ходе которой педагог-тьютор помогает осознать собственный интерес, самостоятельно сделать и зафиксировать свой выбор.
Далее тьютор сопровождает развитие в выбранном направлении, проводя тьюториалы, рефлексивные сессии и индивидуальные беседы с теми, кто по каким-то причинам хочет сменить направление или испытывает трудности в достижении целей. Очевидно, что руководитель курса (учитель) учит, классный руководитель организовывает, а тьютор – обеспечивает развитие метапредметных умений. Работа тьютора в любом направлении в конечном итоге ведёт к изменению личности тьюторанта, что и является целью тьюторства!
Тьюторство на разных ступенях школьного образования
В начальной школе тьютор может работать с познавательными интересами ребенка, с подростками полем деятельности тьютора могут стать проекты и исследования, где важно не просто ДАТЬ тему, а, выяснив интерес ребенка, помочь ему выстроить программу, научить работать с информацией и критически к ней относиться.
В старшей школе областью тьюторства обязательно должно стать профильное и профессиональное самоопределение. Среди средств оценивания результатов обучающихся можно назвать портфолио, эссе, интерактивные папки, рефлексивные дневники и т.п. Важно понять, что тьютор работает на более глубокое и рефлексивное отношение к себе и всегда «прикреплён» к конкретному человеку.
Тьютор вооружает умением работать со своими интересами, потребностями, трудностями, целями, поиском ресурсов для самореализации.
Технологии тьюторства основаны на педагогическом общении с тьюторантом. Тьютор – это фасилитатор, он помогает ученику САМОСТОЯТЕЛЬНО находить ответы на вопросы и осваивать новые навыки; он инструктирует, наблюдает, поддерживает и обязательно ВМЕШИВАЕТСЯ в происходящее!
Основной инструмент тьютора – это вопросы. Уметь ответить вопросом на вопрос, задать такие эффективные вопросы, за счет которых твой подопечный начинает глубже видеть проблему и осознавать способы её решения, уметь продлевать и углублять вопросы — в этом искусство тьютора!
Сегодня тьютор появился в списке должностей в образовании, есть профстандарт тьютора, интернет предлагает курсы тьюторства, но назвать тьюторскую практику обычной пока нельзя, об этом свидетельствует и имеющее место противостояние, и даже отвержение тьюторства. Несмотря на это, все стремятся обучить своих педагогов на тьюторов «поголовно», но практика показывает, что административным командам школ нужно понять, что, если в школе не создано открытое пространство выбора, то не надо усложнять жизнь детей, учителей и родителей этой непонятной для многих фигурой! И главное – не каждый учитель может стать тьютором, даже если ему хочется: у нас в школе шесть обученных тьюторов, из них реально работают только два, и наоборот, есть учителя, не прошедшие курсовую подготовку, но с удовольствием работающие с применением тьюторских технологий! Поэтому коллеги, думайте, нужен ли вам обученный фальсификат…
pedsovet.org
кто это? Обязанности и задачи тьюторов
Тьютор – кто это, чем он занимается, для чего, вообще, нужен? Подобная мысль возникает в головах большинства людей. В последнее время появилась мода на иностранные слова, многие сейчас добавили в свой словарный запас такие термины, как “ребрендинг” (изменения), “коучинг” (индивидуальные занятия) и др. Тьютор (от английского tutor) – учитель, воспитатель, наставник, личный куратор ученика. В отечественной системе образования такие специалисты являются новшеством, заморской диковинкой, а вот в Европе и Америке они пользуются огромным спросом.
Тьютор – кто это?
Многие путают тьютора с учителем, но это не совсем правильно, потому как у этих специалистов хоть и схожие направления деятельности, но цели разные. Куратор служит связующим звеном между преподавателем и учеником, главная его цель – сопровождение и качественное обеспечение индивидуального обучения детей детсадовского возраста, школьников, студентов. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить подопечного на продуктивную работу.
Очень часто учителя не занимаются нерадивыми учениками, не проявляющими способности к предмету. Деятельность тьютора заключается в том, что он обязан найти подход к ребенку, узнать, что именно ему интересно, чем он хочет заниматься. Куратор часто помогает подопечному найти свой путь в жизни, раскрыть свои способности и таланты. Не понимает школьник математику, физику, но проявляет способности в гуманитарных науках, имеет развитую фантазию, значит, не надо ребенка заставлять учить все подряд, стоит направить его энергию в нужное русло. Возможно, благодаря такому подходу в будущем вырастет прекрасный писатель.
Немного истории
Термин «тьютор» появился в Европе еще в XIV веке. В те времена в Кембридже и Оксфорде такие специалисты выполняли задачи наставников, служили связующим звеном между студентами и профессорами. В Средние века больше всего ценилась свобода, поэтому такое посредничество было просто необходимо. Студенты могли свободно переходить с курса на курс, самостоятельно выбирать предпочтительные предметы. В свою очередь, куратор помогал сопоставлять личные предпочтения подопечного и требования, предъявляемые к экзаменам по выбранным предметам. Студент занимался самообразованием, а наставник контролировал этот процесс.
В XVIII веке задачи тьютора обрели четкие границы, тьюторство основательно закрепилось в английской образовательной системе. Специалист сопровождал учащегося на протяжении всего учебного процесса, помогал ему адаптироваться в университете, советовал, какие курсы лучше выбрать, составлял план занятий, готовил к экзаменам.
Обязанности тьютора
В Европе и Америке кураторы работают практически во всех образовательных учреждениях, в России – в основном в школах, да и то экспериментальных. Часто тьюторы взаимодействуют с детьми с ограниченными возможностями, поэтому они должны не только контролировать учебный процесс, но и оказывать физическую помощь, например, помогать передвигаться, разговаривать с подопечным при помощи языка жестов или с использованием специальной аппаратуры. В то же время следует понимать, что наставник не должен быть нянькой, он может быть приставлен не к одному ребенку, а к группе, и каждому должен уделить ровно столько времени, сколько того требует учебный процесс.
Тьютор обязанности свои должен распределить правильно, чтобы успевать охватить всех подопечных. Главная его задача – поддерживать стремление к учебе и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт с одногодками ученика. Благодаря тьюторам из инвалидов вырастают умные, смышленые и независимые люди, которые находят свое место под солнцем.
Где применяются знания и навыки наставника?
Тьютор – кто это? Куратор, наставник, помощник, советчик и просто друг, который всегда подскажет, что и как нужно делать, поможет найти выход из любой ситуации. В России эта профессия не пользуется особой популярностью и только входит в моду. Специалистов с соответствующим образованием сегодня практически нет, поэтому помощь детям с ограниченными возможностями оказывают волонтеры или родители.
Конечно, это неправильно, потому что настоящий куратор – не только помощник, но и учитель, психолог, который помогает ребенку найти свое место среди сверстников, определиться с будущим призванием. Тьюторы работают в детских садах, школах, университетах, также они могут заниматься с подопечными на дому. Это всесторонне развитые люди, которые в состоянии подтянуть ребенка по всем предметам. Такие специалисты должны быть знакомы с психологией, потому что все дети разные, а ведь к каждому нужно найти подход, отыскать ключик к сердцу.
С кем работает тьютор?
В Европе и Америке тьюторы работают абсолютно со всеми. У каждого студента есть личный куратор, к которому он может обратиться с любым вопросом. В России такая практика еще не распространена, поэтому наставников можно увидеть, в основном, в экспериментальных школах. Поскольку работа тьютором предполагает поиск индивидуального подхода к ученику, такие специалисты помогают инвалидам.
Например, если ребенок плохо видит, слышит, нуждается в физической помощи из-за ДЦП или перенесенной травмы, то это отнюдь не значит, что он отстал в развитии и у него интеллектуальные проблемы. Такие дети могут учиться в обычных школах вместе со здоровыми одноклассниками, но им нужен наставник, который поможет адаптироваться, приучит к самостоятельности. Учитель-тьютор выполняет благородную миссию, показывая своим примером, как нужно относиться к инвалидам. Здоровые дети перестанут прятаться от чужих проблем, научатся помогать людям с ограниченными физическими возможностями, а больные поймут: они не одиноки и вполне могут самостоятельно выжить в этом мире.
Качества, знания и навыки тьютора
Тьютор – кто это, какими качествами, навыками и знаниями должен обладать такой специалист? Нужно понимать, что куратором может стать лишь человек, желающий помогать другим. Многим учителям свойственна раздражительность, властность по отношению к детям, тьютор такое поведение себе позволить не может, потому что в большинстве случаев работает с особенными подопечными, да и к здоровым ребятам он должен относиться по-дружески, а не смотреть на них свысока.
Безусловно, кураторы должны владеть педагогическими методиками, уметь планировать учебный процесс. Если специалист работает в инклюзивной школе или детском саду, значит, он должен иметь знания в области коррекционной педагогики.
Где готовят кураторов?
Если в европейских странах проблем с поступлением на специальность “тьютор” не возникает, то в российских вузах такого отделения порой днем с огнем не найти. В России сравнительно недавно начали готовить специалистов данного направления, да и абитуриенты по незнанию не спешат сдавать документы. Чтобы стать дипломированным тьютором, необходимо окончить педагогический вуз, кафедру тьюторского сопровождения образовательной деятельности.
Нужны ли тьюторы вообще?
Нужны ли тьюторы в наше время? Сегодня многие спорят, надо ли вводить в образовательный процесс должность тьютора, ведь это тот же преподаватель, только он ориентирован не на группу учеников, а на конкретную личность. Безусловно, кураторы нужны, ведь они не только учителя, но и психологи, которые сопровождают, контролируют, адаптируют и помогают ребенку. Благодаря таким специалистам дети могут еще в детстве определиться с направлением исследовательской и творческой деятельности, со своими предпочтениями. Тьютор организовывает подопечному комфортные условия для обучения и развития. Благодаря внедрению в систему образования таких специалистов можно кардинально изменить учебный процесс.
fb.ru