Сколько длится адаптация в детском саду по санпин – Сколько по правилам длится адаптация – время адаптации ребенка в детском саду – запись пользователя Катя (Katenyka) в сообществе Детские сады, общение со сверстниками в категории Адаптация ребенка в детском саду.

Содержание

Адаптация ребенка в детском саду

Опубликовано: 27 февраля 2013 в 09:01

Любой вид адаптации является приспособлением, в данном случае, ребенок приспосабливается к совершенно новой и во многом непонятной для него обстановке. Детский сад — это новое неизвестное пространство, новые отношения, знакомства. В адаптацию включается широкий диапазон индивидуальных реакций, и их характер обусловлен личностными и психическими возможностями ребенка. Также имеют значение сложившиеся в семье отношения, условия нахождения в данном дошкольном учреждении. Каждый малыш по-своему привыкает к детскому саду, но все-таки имеются некоторые закономерности, на которые следует обратить внимание.

Всегда следует учитывать, что до двухлетнего и трехлетнего возраста у ребенка нет потребности в общении со сверстниками. Взрослый человек является для ребенка образцом для подражания, партнером по играм. Тем более, что ребенок постоянно находится в доброжелательном окружении. Сверстники не могут обеспечить его подобным отношением, так как они и сами в этом нуждаются. В связи с этим, адаптация обычного ребенка к яслям не может происходить быстро, ведь он очень привязан к матери. Если она исчезает, то это вызывает бурный протест. Особенно это касается эмоционально чувствительных и чрезмерно впечатлительных детей. Маленькие дети, не достигшие трех лет, боятся незнакомых людей, трудно принимают новые ситуации общения.

Все эти факторы полностью проявляются, когда ребенок приходит в детский сад. Такие страхи являются главной причиной, мешающей ребенку адаптироваться в новых условиях детского учреждения. Нередко малыш становится плаксивым без причин, он постоянно обижается, и к тому же начинает чаще болеть. Все это объясняется частыми стрессовыми ситуациями, истощающими организм и подрывающими его защитные силы. Известно, что мальчики в этом возрасте сложнее адаптируются, чем девочки. В этот возрастной период они имеют максимальную привязанность к матери, и разлука является очень болезненной. Психологи утверждают, что целесообразнее отдавать детей в детское учреждение как можно раньше, в этом случае в дальнейшем дети лучше привыкают к коллективу.<

Сколько длится нормальная адаптация к детскому саду?

При раннем посещении ребенком детского сада со сверстниками быстро устанавливается эмоциональный первичный контакт. Но в данном случае, нужно учитывать, что это особым образом влияет на его эмоциональную сферу. Не исключено, что в дальнейшем такие дети могут быть лишены глубокой привязанности и сострадания к окружающим. Чем сильнее имеется эмоциональная связь с матерью, тем сложнее происходит адаптация, но проблема в том, что не каждый малыш может преодолеть сложную ситуацию, и у ребенка возникает невроз. В том случае, если адаптация к дошкольному учреждению не состоялась, хотя ребенок уже несколько месяцев посещает сад, то родители должны знать, что требуется помощь специалиста.

На основании исследований психологов адаптационный срок является нормальным, когда он занимает в яслях до десяти дней, а детском саду для трехлетних детей длится до трех недель. Нормальная адаптация для детей старшего дошкольного возраста составляет один месяц. Разумеется, это лишь общие показатели, и не все дети имеют одинаковую реакцию на новую обстановку, хотя существую и одинаковые черты. Труднее всего приходится тем детям, которые крайне зависимы от матери, которые являются в семье единственными, и привыкли к исключительному и постоянному вниманию. Также, хуже, чем другие, чувствуют себя в саду малыши с флегматичным темпераментом. Темп детского сада кажется им слишком быстрым. Они опаздывают с одеванием, медленно едят, последними выходят на прогулку.

Случается, что воспитатель не замечает таких проблем, и постоянно подгоняет ребенка. Но в результате происходит еще большее затормаживание, и малыш становится безучастным к происходящему, вялым, ему ничего не интересно. Если вы замечаете, что ребенок трудно адаптируется, то побеседуйте с воспитателем. В данном случае, ребенку требуется повышенное внимание, воспитатель должен поощрять и поддерживать малыша. Известно, что другие дети нередко дразнят более зависимых и слабых. Поэтому принципиальность воспитателя и его требовательность будет оказывать положительное влияние, тормозя агрессивное поведение некоторых детей.

В каком возрасте отправить ребенка в детский сад?

Дети – это маленькие независимые во многих суждениях личности, и с ними необходимо считаться. Поэтому возраст, когда ребенка можно будет определить в дошкольное учреждение, рассматривается индивидуально. В любом случае, требуется обратить внимание на возможные осложняющие факторы, являющиеся серьезным препятствием для нормальной адаптации. К примеру, играет роль необщительное поведение родителей, различные семейные конфликты. Дети очень быстро усваивают любые негативные черты, замеченные ими в поведении родителей. В детской группе такие дети отличаются нерешительностью и неуверенностью, и это очень осложняет отношения в детском коллективе. Поэтому, таких детей в сверстники в группе не принимают.

Специалисты склоняются к мнению, что малыш с нервным нарушением должен быть отдан в детский сад не раннее, чем достигнет трехлетнего возраста. Что касается мальчиков, то их лучше отправлять в детский сад не в три года, а в три с половиной. Бывает, что ребенок в семье единственный, и при этом нередко болеет, склонен всего бояться. Вхождение в дошкольное учреждение в этом случае тоже возможно, но оно должно быть постепенным. Начните с того, что приведите его в группу, познакомьте с другими детьми, воспитателем. Потом можно вместе рассмотреть игрушки. В такой ситуации нужно вызвать интерес ребенка к данному окружению. Потом нужно вместе уйти домой. Потом несколько дней приводите малыша на несколько часов, и забирайте до того, как детей укладывают спать. Таким образом, ребенок привыкает быстрее, и возможно он сам не захочет возвращаться домой в обед, когда все дети остаются в саду.

Похожие материалы:

www.psyportal.net

4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду

А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы ребенок как можно спокойнее принял перемены в своей жизни, ладил с воспитателями и другими детьми и каждое утро шел в садик с радостью и без капризов.
Но нередко родители ведут себя не совсем правильно и невольно мешают малышу адаптироваться к детскому саду. Как это происходит и как избежать самых распространенных ошибок, рассказывает детский и семейный психолог Екатерина Кес.
 
На протяжении многих лет моей психологической практики каждую осень ко мне обращаются родители, детям которых тяжело дается адаптация к детскому саду. В этой статье я хочу рассказать вам о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, отдавая ребенка в детский садик. Из-за этих ошибок у малыша, как правило, формируется негативное отношение к садику, страхи и тревоги, и адаптация затягивается на долгие месяцы. Об этих ошибках важно знать, чтобы их не совершать и не навредить своему малышу.

 

Ошибка № 1 — «Исчезновение мамы».

Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Дело в том, что у него еще не было опыта пребывания в саду без мамы. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением. Как мы знаем, внимание маленького ребенка легко привлечь чем-то новым и интересным. Поэтому малыш смело отходит от мамы и увлекается в группе новыми игрушками и детьми. Скорее всего, он уже слышал от мамы не раз, что мама его оставит в группе, но в его представлении, пока мама ждет его в коридоре. А может быть, он забыл, что мама собирается уходить.

И вот здесь происходит следующее. Мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще. Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно.

У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Во многих случаях садик просто приходится отложить как минимум на полгода, потому что ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти.


 

Ошибка № 2 — «Долгое пребывание»

Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой. Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.


 

Ошибка № 3 — «Неправильный режим дня»

Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнется детский сад. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни. Они трут сонные глазки, они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.

То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду. Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!


 

Ошибка № 4 — «Быстрые сборы»

Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д. Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.

 

Что такое «Ритуал прощания»?

Ну что ж, мы разобрали с вами 4 распространенных ошибки, которые вы теперь точно не совершите! Уверена, вы сможете постепенно перевести вашего малыша на новый режим дня, в садик будете просыпаться и выходить заблаговременно, в группе будете оставлять ребенка постепенно и всегда будете сообщать ему о том, что уходите и прощаться правильно.

О других распространенных ошибках родителей и о том, как их избежать, вы узнаете из моих бесплатных обучающих видеоуроков «Как быстро и легко подготовить ребенка к детскому саду»

 

Чтобы получить эти уроки >> перейдите по этой ссылке.

 

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.


 

 
 

Другие интересные статьи:

 
 

ipsyholog.ru

Как приучить ребенка к садику

Попав в группу детского сада всегда можно с легкостью определить, кто из детей в коллективе новенький. Как правило, такой малыш (если ему больше 3-х лет) сидит в стороне, у него достаточно хмурое выражение лица. Когда все идут на прогулку, в музыкальный зал или на физкультуру, он следует за всеми. Но угрюмое выражение личика не исчезает. Ребенок испытывает сильнейшее эмоциональное напряжение! А малыши помладше не стесняются в выражении своих негативных переживаний и рыдают навзрыд! Это период адаптации к детскому саду, который, к сожалению, неизбежен. Однако обладая необходимой информацией, родители в силах уменьшить стресс.

Мы уже писали о том, какими способами можно попробовать облегчить малышу опыт посещения детского сада или яслей. Как подготовить ребенка к детскому саду? О том, какой арсенал средств есть у родителей, планирующих отдать кроху в дошкольное учреждение, мы писали в статье Скоро в садик (в ней Вы найдете рекомендации, позволяющие настроить ребенка на нужный лад, снять напряжение и снизить уровень стресса). Из статьи Когда нужно отдавать ребенка в детский сад мы узнали о том, что малыша лучше отправлять в коллектив к 4-м годам – именно с этого возраста ребенок готов к пребыванию в детском саду без родителей. Однако не каждая семья может себе позволить ждать пока ребенок созреет эмоционально и психологически для детского сада. К сожалению, очень большое количество малышей отправляются в ясли. И их к этому необходимо готовить, не так ли? В статье Готов ли ребенок к детскому саду Вы можете пройти тест, вопросы которого разработаны с учетом требований к умениям и опыту малыша, которые предъявляются большинством дошкольных учреждений. Но данную статью мы решили полностью посвятить вопросу адаптации ребенка к детскому саду.

Малыш, отправляясь в детский сад, неизбежно подвергается стрессу. Его возраст, Ваши усилия, уровень профессионализма воспитателя играют здесь только смягчающую роль. Ребенок окунается в абсолютно новые, до недавнего времени незнакомы условия. Более того, те условия и отношения, к которым он привык и считал единственно нормальными, рушатся. Мама уходит, оставляет его с незнакомыми детьми и подозрительно приветливой чужой женщиной. Малышу необходимо время на то, чтобы свыкнуться с новым укладом жизни, познакомиться с коллективом, привыкнуть к воспитателям. Но у кого-то это время сводится к одной-двум неделям, а у кого-то это занимает почти четыре месяца! Почему это происходит?

Сколько времени может занимать адаптация к детскому саду?

Продолжительность периода адаптации зависит от множества факторов, а именно:

·        Немалую роль играют темперамент ребенка, его характер, его опыт социальных отношений, степень привязанности к родителям. Например, если раньше ребенок не отходил от мамы ни на шаг (мы уже писали о подобном явлении, а также указывали возрастные границы, в которых подобное поведение является нормой), то сейчас ему будет крайне трудно оказаться в разлуке с ней.

·        Детский коллектив, с которым сталкивается малыш, имеет большое значение. Сплоченные ли это группы? Или здесь все новенькие? Есть ли агрессивные и гиперактвиные дети?

·        Особую роль в облегчении адаптационного периода играют слаженные усилия воспитателей и родителей.

Тем не менее, детские психологи высказывают мнение, что адаптация к детскому садику заканчивается только через два – три месяца. Не раньше!

Как понять, что адаптация завершилась?

По окончании процесса адаптации, ребенок хорошо ест, спит в детском саду, с удовольствием играет и гуляет.

Ребенок пошел в садик и теперь часто болеет

Как мы уже выяснили, столкновение с новой средой и новыми условиями вызывает стресс. Стрессовые ситуации вызывают снижение иммунитета. Поэтому ребенок может возвращаться из садика с температурой, просыпаться больным по утрам. И это имеет скорее психологическую причину, и не связано с тем, что «детский сад – рассадник инфекций».

Дома ребенок был приучен к горшку, а в садике начал писать в штаны

Опять виной подобного отката является стресс. В эмоционально некомфортной ситуации ребенок теряет ряд навыков, приобретенных ранее. Это может быть связано с высаживанием на горшок, самостоятельной едой, одеванием. Ситуация нормализуется при условии поддержки со стороны родителей.

Приучать ребенка к садику лучше заранее

Если у Вас есть три – шесть месяцев, то малыш отправится в садик, готовым к любым сложностям! Ниже мы приводим рекомендации детских психологов, которые помогут смягчить стресс. Некоторые из них мы уже описывали в статье Как подготовить ребенка к детскому саду.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

1. Сходите с малышом на экскурсию на территорию детского сада (не думайте, что это подходит только для больших деток, эта рекомендация подходит и для малыша 2-лет). Как правило, там достаточно много ярких и привлекательных горок, качелей и домиков. Повсюду играют дети. Расскажите ребенку, что все дети ходят в детский сад. И когда малыш станет постарше, он тоже пойдет в садик, сможет поиграть во все эти игрушки с ребятами. Спросите кроху, какие игрушки ему бы хотелось опробовать.

2. Расскажите ребенку сказку, в которой малыш, похожий на него отправился в детский сад, преодолел бы все трудности и подружился бы сов семи ребятами. Вот пример такой сказки Сказка про детский сад.

3. Прощаясь с малышом в детском садике, скажите, что обязательно вернетесь за ним.

4. Расспрашивайте кроху про садик. С интересом слушайте его рассказы.

5. Все, что малыш делает в детском саду, храните и с гордостью показывайте друзьям и близким (например, поделки и рисунки).

6. Если прощание с мамой дается трудно, пусть первое время ребенка поводит в садик папа (к отцу дети привязаны, как правило, чуть меньше).

7. Дайте крохе с собой его любимую игрушку – с ней он будет чувствовать себя намного комфортнее.

8. При случае «хвастайтесь» окружающим по поводу того, какой малыш большой, что он скоро пойдет в садик. Дети внимательно слушают такие разговоры и тонко подмечают настрой взрослого. Если беседа закончится тем, что Вы не представляете, как пройдет адаптация, то малыш это запомнит. И на подсознательном уровне будет знать, что его ждут неприятные испытания.

9. Потренируйтесь прощаться с малышом. Собираясь в магазин без ребенка, привлеките его к сборам и приучите к ритуалу прощания. Пусть кроха поможет найти сумку, ключи, потом помашет Вам ручкой на прощание, поцелует.

10. Накануне первого дня напомните ребенку о том, что он скоро пойдет в детский сад.

11. После посещения детского сада будьте терпеливы: у крохи накопилось много переживаний и их нужно выплеснуть. Помогут подвижные игры на улице или даже простые долгие объятья.

12. Не ругайте малыша с утра, когда отводите в детский сад.

13. Постоянно говорите о том, что любите малыша, чаще обнимайте его и ласкайте.

14. В первый день сходите на прогулку (а не приводите кроху в группу) и не покидайте территорию садика.

15. Познакомьтесь и наладьте контакт с воспитателем. Малыш увидит, что Вы знаете эту «тетю» и поймет, что ей можно доверять.

16. Объясните ребенку, кто такая воспитательница. Дайте понять, что Вы не бросите ребенка на нее. Воспитательница – «это как учительница в школе», она присматривает за детьми, играет с ними, учит разным полезным и интересным вещам. А вечером за малышом придет его мама, которая очень его любит.

17. Не обещайте никакого вещественного поощрения за посещение садика.

18. Не наказывайте и не пугайте ребенка детским садиком и тем более воспитателями.

19. Не уходите из сада, не попрощавшись с малышом. Для детей это настоящая трагедия, когда родители исчезают.

20. Следите за тем, чтобы малыш был здоров, а накануне у него было достаточно времени на сон и отдых.

Ребенок не хочет ходить в ясли – что делать?

Рындина А. 

< Предыдущая   Следующая >

www.xn--2-8sbxpv.xn--p1ai

Адаптация ребенка в детском саду – сроки, возможные проблемы

Для женщины нет большего счастья, чем постоянно находиться рядом со своим малышом. Но кроха растет, наступает время расширять круг его общения, да и маме пора выходить на работу. В большинстве случаев родители принимают решение отдать ребенка в детский сад по достижении им возраста двух-трех лет.

Особенности привыкания к детскому коллективу

Первый «выход в люди» – один из самых важных моментов в жизни маленького человечка. От того, насколько легко он приживется в коллективе, зависит его дальнейшая социализация, развитие способности к общению и, по большому счету, самооценка.

Процесс адаптации ребенка в детском саду непрост и сопровождается серьезным стрессом. Именно поэтому в некоторых семьях малышей предпочитают воспитывать дома. Возможно, это неплохой способ на время уберечь нервную систему ребенка, но он не компенсирует того вреда, который наносит оторванность от сверстников и постоянное общение исключительно с близкими людьми.

По мнению психологов, до 3-3,5 лет малыши не стремятся к контактам с «себе подобными». Но детишки постарше начинают нуждаться в ежедневном общении со сверстниками и требуют самореализации в коллективе. Считается, что этот возраст является оптимальным для поступления в дошкольное учреждение.

Некоторым родителям приходится отдавать в ясли крошек, не достигших даже полуторагодовалого возраста. Обстоятельства у всех разные, но такое решение нельзя назвать удачным: малыши, слишком рано оторванные от мамы, обычно легко привыкают к новой жизни, но впоследствии страдают недостатком эмоционального развития.

Срок адаптации ребенка в детском саду индивидуален. Он зависит от состояния здоровья крохи, его характера и особенностей атмосферы в семье. Замечено, что чем старше малыш, тем сложнее ему принять непривычные порядки и влиться в коллектив. Для детишек трех-четырех лет период привыкания в норме составляет 2-3 недели. Больше проблем обычно возникает у робких, несамостоятельных малышей, привыкших к излишней маминой заботе. Однако если ребенок не страдает тяжелыми заболеваниями, родителям вполне по силам подготовить его к этому сложному, но очень интересному и необходимому этапу взросления.

Как решить проблему адаптации ребенка в детском саду?

Прежде всего надо озаботиться выбором подходящего дошкольного учреждения. Желательно, чтобы садик находился в шаговой доступности от дома – слишком долгая дорога плохо скажется на его привлекательности в глазах ребенка. Есть смысл ознакомиться с программой занятий и распорядком дня нескольких учреждений, побеседовать с персоналом и родителями детишек, которые их посещают. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем (слухом, зрением, опорно-двигательным аппаратом), стоит подыскать для него специализированный садик.

Лучшее время для начала посещения дошкольного учреждения – середина августа. В этот период в группе еще не очень много ребятишек (некоторые отдыхают с родителями), и воспитатель будет уделять больше внимания новичку. Отдавать ребенка в сад зимой не стоит по той причине, что стресс может спровоцировать многочисленные простуды. Чтобы подготовить малыша к важным переменам в жизни, сделайте следующее:

  • Постарайтесь приучить кроху к такому распорядку дня, который принят в выбранном для него садике. Это необходимо делать ненавязчиво, лучше всего – в форме игры;
  • Проследите за тем, чтобы малыш владел элементарными навыками самообслуживания. Проблемы адаптации ребенка в детском саду часто связаны с тем, что он не умеет самостоятельно есть или одеваться, либо делает это слишком медленно, не успевая за ритмом жизни группы. Грамотный воспитатель на первых порах будет помогать новичку, но не сможет это делать все время. Если же малыша начнут поторапливать взрослые или дразнить дети, его психологическое состояние резко ухудшится, а садик станет источником постоянного стресса;
  • Расскажите ребенку, чем занимаются дети в садике, как там интересно и весело. Здесь вам придут на помощь ролевые игры. Дайте малышу понять, как вы гордитесь, что он повзрослел, стал умным и самостоятельным;
  • Будьте искренни в своих мыслях и высказываниях о том, что воспитание в детском коллективе необходимо для вашего чада. Если родители отдают ребенка в садик только потому, что так делают все, не ожидая от этого ничего хорошего, кроха непременно почувствует настрой близких людей и будет его неосознанно копировать.

Адаптация ребенка в детском саду должна проходить постепенно. Договоритесь с администрацией учреждения, что в первую неделю-полторы будете приводить малыша после завтрака и забирать перед обедом. Если все пойдет хорошо, через несколько дней кроха может сам захотеть остаться с новыми друзьями на весь день.

Утром, оставляя ребенка в садике, используйте своеобразный ритуал прощания (например, пусть он подойдет к окну и помашет вам). Очень важно, чтобы малыш знал, что, отдав в садик, от него не избавились, как от обузы, а наоборот, дали возможность заняться чем-то новым и интересным. Поэтому, забирая его вечером, не торопитесь сразу домой. Если погода позволяет, погуляйте, расспросите кроху о том, что он делал днем, что узнал, что ему понравилось.

Очень хорошо, если по возвращении домой ваше чадо будет ждать маленький сюрприз (записка с поздравлениями, любимая вкусняшка). Сделайте все для того, чтобы начало общения с большим количеством чужих людей не заставило ребенка усомниться в любви и привязанности к нему близких.

Будьте корректны: не обсуждайте при малыше действия воспитателя и не ссорьтесь с родителями других детей. Старайтесь терпеливо разрешать конфликты, но так, чтобы ребенок знал, что вы на его стороне. Это придаст крохе уверенности в себе и сгладит шероховатости общения.

Срок адаптации ребенка в детском саду может быть довольно большим (до полугода). Возможно, поначалу малыш станет нервным, замкнутым или агрессивным. Некоторые дети даже демонстрируют некоторый регресс в развитии (начинают писаться в штанишки, делают вид, что не умеют пользоваться ложкой и т. д.). Не пугайтесь, это временное явление. Постарайтесь как можно больше заниматься с ребенком: гуляйте, читайте, играйте, рисуйте. Дальние поездки и шумные праздники стоит отложить на потом. Малыш и так переполнен новыми впечатлениями; спокойное общение с семьей поможет ему пережить стресс.

Обычно детишки 3,5-4 лет понимают необходимость посещения садика, привыкают к режиму дня и хорошо контактируют со сверстниками. Если по истечении полугода психоэмоциональное состояние ребенка не нормализуется, посоветуйтесь с психологом, но не паникуйте: скорее всего, у малыша не окажется серьезных проблем.

Текст: Эмма Мурга

Оцените статью:

lady7.net

Адаптация ребенка в детском саду

Итак, настало время отдавать малыша в детский сад. Вас можно поздравить уже с тем, что Вам удалось туда попасть. Не секрет, что многие мамы скрепя сердце думают о надвигающихся переменах, а больше всего пугает неизвестность.

Ведь все, что мы знаем о детских садах, – это смутные воспоминания нашего садовского детства. Так что же делают с нашими детьми в детских садах сегодня? Как встречают «первосадок»? Как проходит адаптация ребенка в детском саду?

Когда ребенок пойдет в детский сад?

Во-первых, не думайте, что все новобранцы идут в садик 1 сентября. Малышей вводят в группу «порциями» - 5-7 человек в неделю, например, трое - в понедельник, четверо - в среду. Делается это в целях лучшей адаптации детей к детскому саду, ну и, конечно же, потому, что воспитателям было бы очень сложно уследить сразу за 15-20 растерянными малышами, незнакомыми с правилами детского сада, и, откровенно говоря, вообще не очень понимающими, куда и зачем они попали.

 

Старайтесь, по возможности, попасть в одну из первых «порций», ведь пока детей в группе не так много, каждому из них уделяется больше внимания, что особенно важно в период адаптации ребенка. Как же этого добиться? Очередность определяют воспитатели, поэтому, если Вас еще до начала занятий попросили помочь с уборкой группы или детской площадки, окажите эту помощь, ведь воспитателям действительно трудно делать все это в одиночку.

 

В большинстве договоров, которые Вы заключаете с детским садом при зачислении, прописана возможность присутствия родителей в период адаптации ребенка в детском саду. В одних садиках – это месяц, в других – 1-2 дня, но иногда на деле эта возможность не реализуется. Не стоит сильно расстраиваться в последнем случае, ведь чаще всего пребывание родителей в детском саду подразумевает лишь присутствие в раздевалке, к тому же Вам потом не придется объяснять ребенку, почему раньше Вы находились в садике вместе с ним, а теперь куда-то уходите, да и плачут дети чаще всего только в присутствии родителей, а потом отвлекаются и успокаиваются.

Период адаптации ребенка к детскому саду

Первые дни (а может, и неделю) Вы будете приводить малыша в садик всего на 1-2 часа. Часть этого времени ребенок будет завтракать, а оставшуюся часть играть. Не кормите ребенка дома, пусть он понемногу приучается есть в саду.

 

Затем Вы начнете водить ребенка до сна (примерно до 12.00). За это время Ваш малыш успеет позавтракать, погулять и пообедать. Не переживайте, если ребенок отказывается в детском саду от еды или не ходит на горшок, ведь ему тоже нужно время, чтобы освоиться, адаптироваться к новой обстановке.

 

И вот Вы уже оставляете ребенка на сон (до 16.00). К этому времени малыш не только поспит, но и съест полдник. Поначалу, Ваш ребенок, скорее всего, будет плохо засыпать в садике и даже плакать, ведь он не привык спать, когда мамы нет рядом. Всё это нормально и со временем пройдет.

 

Адаптация каждого ребенка к детскому саду проходит индивидуально. Воспитатели сами скажут Вам, когда можно будет оставить ребенка до обеда, на сон и т.д. Прислушайтесь к их мнению, ведь у них богатейший опыт, через их руки прошли сотни детей. Конечно же, 90% детей первые недели плачут, и, конечно же, Вам больно уходить от рыдающего ребенка. Но постарайтесь не волноваться, ведь дети очень чутко чувствуют настроение взрослых, а воспитатели сумеют позаботиться о Вашем малыше: и пожалеют, и обнимут, и на руки возьмут.

Светлана Музыченко специально для www.kinderok.ru.
При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.

www.kinderok.ru

Адаптация к детскому саду: как помочь ребенку

Как убедиться, что малыш готов к поступлению в сад, что можно сделать, чтобы помочь ему привыкнуть к новой обстановке, и как понять, нормально ли он адаптируется или ему требуется помощь. Разбираемся вместе.

Как определить психологическую готовность ребенка к саду

Большинство детей приобретают психологическую готовность к детскому саду в 3–4 года.

Это и умение ребенка общаться с другими детьми, то есть уметь делиться или меняться игрушками, не отнимать игрушки у других детей и не драться с ними. Но самое главное — это умение расставаться с мамой. Сами понимаете, если ребенок впервые расстанется с мамой в первый день в детском саду, то ничего хорошего из этого не выйдет. Так что ваша задача — заранее приучить ребенка к тому, что вы можете отсутствовать.

К этому возрасту ребенок уже:

  • владеет простейшими навыками самообслуживания (просится на горшок, ест и пьет сам) и проявляет интерес к самостоятельности в быту (есть из ложки, умываться, одеваться)
  • может объясниться словами, рассказать, попросить о чем-то
  • может оставаться некоторое время без мамы
  • может играть самостоятельно
  • днем засыпает сам, достаточно быстро и спокойно, у него один сон днем;
  • в основном легко идет на контакт с детьми и взрослыми, умеет просить и оказывать помощь
  • любит играть и общаться с другими малышами, даже не знакомыми ему
  • любит различные игры, занятия (творческие и интеллектуальные)
  • интересуется новым, задает вопросы

А также:

  • у него нет чрезмерной привязанности к кому-либо из взрослых
  • у малыша в основном устойчивое положительное настроение дома
  • Его режим приближен к режиму детского сада (легко встает утром, вечером рано засыпает)

Как помочь ребенку привыкнуть к новому этапу в его жизни

  • Подготовка малыша к посещению детского сада должна начинаться не позже чем за месяц до поступления в него. Психологи считают, что самый лучший способ познакомить малыша с новой для него ролью и пространством — игра в детский сад. Проигрывайте как положительные (праздники, прогулки, совместные игры), так и трудные ситуации (необходимость делать то, что говорят, кушать то, что предлагают, соперничество за одну игрушку и так далее).
  • Важный момент — проигрывание расставания с мамой. Можно играть в прятки (маму не видно, но она обязательно найдется) или «клубочек и ниточку» : показывать ребенку, что даже отматывая нитку на большое расстояние, мама всегда остается вместе с ребенком, и между вами такая волшебная нить есть всегда.
  • Малышу может быть еще непонятно, что такое «мама пошла на работу», поэтому важно рассказывать ему о своей работе, о том, что в вас нуждаются люди. Ему так-же важно знать, как мама по нему скучает и ждет встречи вечером. Рассказ о том, как вы вместе проведете вечер и выходные дни, может утешить малыша по дороге в детский садик больше, чем внушение ему установки «Все туда ходят, и никто не плачет».
  • Будет здорово, если у малыша уже есть опыт общения со сверстниками в кружках, на развивающих занятиях или просто в «детских» гостях.
  • Также по возможности организуйте малышу экскурсию в садик — на территорию и в группу. Можно познакомиться заранее с воспитателями.
  • Полезно научить ребенка навыкам самообслуживания и соблюдению простых правил детского сада: надо мыть руки перед едой, вешать одежду на стульчик, говорить вежливые слова, убирать за собой игрушки.

Сколько длится период адаптации к саду и как проявляется в поведении ребенка в саду и дома

Обычно выделяют три варианта адаптации малыша к детскому саду — легкая адаптация, средняя и тяжелая.

Легкая адаптация происходит в течение месяца: нормализуется поведение, аппетит становится обычным через неделю-полторы, сон налаживается за 1–2 недели, малыш не болеет.

Адаптация «средней тяжести»: сон и аппетит приходят в норму через 3–5 недель, в течении месяца настроение может быть неустойчивым. Малыш может на несколько дней заболеть ОРВИ.

Не стоит остро реагировать на выходки ребенка дома и наказывать его за капризы. Сохраняйте спокойствие, терпение и заботливую внимательность. У него нелегкий период в жизни. Не слишком переживайте и не создавайте сверхкомфортные условия при болезни малыша — чтобы у него не появилось предпосылок убегать от жизненных трудностей в болезнь. Дети быстро настраивают нужным образом иммунную систему, чтобы устраивать себе «каникулы». Внимания во время болезни надо оказывать столько, сколько действительно необходимо. Стоит создать условия, показывающие, что болеть — скучно, а вот при выздоровлении к ребенку возвращается возможность самостоятельно играть.

Нельзя совсем не обращать внимания на переживания малыша: тактика «ничего, пострадает и перестанет, все привыкают» может нарушить ваше взаимное доверие, а также негативно повлиять на отношение малыша к общественным институтам в целом (школе, кружкам, лагерям). Важно, чтобы ребенок знал, что вы его поддержите в любой момент и поможете наладить новые отношения

О тяжелом протекании адаптации говорят, когда и после месяца-полутора у малыша сохраняются симптомы дезадаптации:

  • он длительно и серьезно болеет
  • замедляется темп развития
  • у него часто резко меняется настроение
  • нарушены сон и аппетит
  • у малыша может отмечаться рвота, головные боли, энурез, тики, запинки в речи, апатия, нестабильная температура тела при отсутствии заболеваний, беспокойный сон и плач по ночам, раздражительное настроение, приступы гнева, истерики
  • он «прилипчив» или наоборот не доверяет родителям, ведет себя как маленький
  • появились новые страхи и невротические движения (раскачивание, сосание пальцев, гримасы, агрессия)
  • после садика он двигательно расторможен (носится, кричит)
  • в группе ни с кем из ребят не общается.

При этой форме адаптации — обязательно необходимо наблюдение и консультация врача и психолога.

Как определить психологическую готовность ребенка к саду

Большинство детей приобретают психологическую готовность к детскому саду в 3–4 года.

Это и умение ребенка общаться с другими детьми, то есть уметь делиться или меняться игрушками, не отнимать игрушки у других детей и не драться с ними. Но самое главное — это умение расставаться с мамой. Сами понимаете, если ребенок впервые расстанется с мамой в первый день в детском саду, то ничего хорошего из этого не выйдет. Так что ваша задача — заранее приучить ребенка к тому, что вы можете отсутствовать.

К этому возрасту ребенок уже:

  • владеет простейшими навыками самообслуживания (просится на горшок, ест и пьет сам) и проявляет интерес к самостоятельности в быту (есть из ложки, умываться, одеваться)
  • может объясниться словами, рассказать, попросить о чем-то
  • может оставаться некоторое время без мамы
  • может играть самостоятельно
  • днем засыпает сам, достаточно быстро и спокойно, у него один сон днем;
  • в основном легко идет на контакт с детьми и взрослыми, умеет просить и оказывать помощь
  • любит играть и общаться с другими малышами, даже не знакомыми ему
  • любит различные игры, занятия (творческие и интеллектуальные)
  • интересуется новым, задает вопросы

А также:

  • у него нет чрезмерной привязанности к кому-либо из взрослых
  • у малыша в основном устойчивое положительное настроение дома
  • Его режим приближен к режиму детского сада (легко встает утром, вечером рано засыпает)

Как помочь ребенку привыкнуть к новому этапу в его жизни

  • Подготовка малыша к посещению детского сада должна начинаться не позже чем за месяц до поступления в него. Психологи считают, что самый лучший способ познакомить малыша с новой для него ролью и пространством — игра в детский сад. Проигрывайте как положительные (праздники, прогулки, совместные игры), так и трудные ситуации (необходимость делать то, что говорят, кушать то, что предлагают, соперничество за одну игрушку и так далее).
  • Важный момент — проигрывание расставания с мамой. Можно играть в прятки (маму не видно, но она обязательно найдется) или «клубочек и ниточку» : показывать ребенку, что даже отматывая нитку на большое расстояние, мама всегда остается вместе с ребенком, и между вами такая волшебная нить есть всегда.
  • Малышу может быть еще непонятно, что такое «мама пошла на работу», поэтому важно рассказывать ему о своей работе, о том, что в вас нуждаются люди. Ему так-же важно знать, как мама по нему скучает и ждет встречи вечером. Рассказ о том, как вы вместе проведете вечер и выходные дни, может утешить малыша по дороге в детский садик больше, чем внушение ему установки «Все туда ходят, и никто не плачет».
  • Будет здорово, если у малыша уже есть опыт общения со сверстниками в кружках, на развивающих занятиях или просто в «детских» гостях.
  • Также по возможности организуйте малышу экскурсию в садик — на территорию и в группу. Можно познакомиться заранее с воспитателями.
  • Полезно научить ребенка навыкам самообслуживания и соблюдению простых правил детского сада: надо мыть руки перед едой, вешать одежду на стульчик, говорить вежливые слова, убирать за собой игрушки.

Сколько длится период адаптации к саду и как проявляется в поведении ребенка в саду и дома

Обычно выделяют три варианта адаптации малыша к детскому саду — легкая адаптация, средняя и тяжелая.

Легкая адаптация происходит в течение месяца: нормализуется поведение, аппетит становится обычным через неделю-полторы, сон налаживается за 1–2 недели, малыш не болеет.

Адаптация «средней тяжести»: сон и аппетит приходят в норму через 3–5 недель, в течении месяца настроение может быть неустойчивым. Малыш может на несколько дней заболеть ОРВИ.

Не стоит остро реагировать на выходки ребенка дома и наказывать его за капризы. Сохраняйте спокойствие, терпение и заботливую внимательность. У него нелегкий период в жизни. Не слишком переживайте и не создавайте сверхкомфортные условия при болезни малыша — чтобы у него не появилось предпосылок убегать от жизненных трудностей в болезнь. Дети быстро настраивают нужным образом иммунную систему, чтобы устраивать себе «каникулы». Внимания во время болезни надо оказывать столько, сколько действительно необходимо. Стоит создать условия, показывающие, что болеть — скучно, а вот при выздоровлении к ребенку возвращается возможность самостоятельно играть.

Нельзя совсем не обращать внимания на переживания малыша: тактика «ничего, пострадает и перестанет, все привыкают» может нарушить ваше взаимное доверие, а также негативно повлиять на отношение малыша к общественным институтам в целом (школе, кружкам, лагерям). Важно, чтобы ребенок знал, что вы его поддержите в любой момент и поможете наладить новые отношения

О тяжелом протекании адаптации говорят, когда и после месяца-полутора у малыша сохраняются симптомы дезадаптации:

  • он длительно и серьезно болеет
  • замедляется темп развития
  • у него часто резко меняется настроение
  • нарушены сон и аппетит
  • у малыша может отмечаться рвота, головные боли, энурез, тики, запинки в речи, апатия, нестабильная температура тела при отсутствии заболеваний, беспокойный сон и плач по ночам, раздражительное настроение, приступы гнева, истерики
  • он «прилипчив» или наоборот не доверяет родителям, ведет себя как маленький
  • появились новые страхи и невротические движения (раскачивание, сосание пальцев, гримасы, агрессия)
  • после садика он двигательно расторможен (носится, кричит)
  • в группе ни с кем из ребят не общается.

При этой форме адаптации — обязательно необходимо наблюдение и консультация врача и психолога.

www.minibanda.ru

Как адаптировать ребенка к детскому саду? Возможные проблемы и их решение

В любой семье рано или поздно приходит время отдать ребёнка в детское учреждение. Причины бывают самыми разными. Чаще всего маме просто пора выходить на работу, так как подходит к концу отпуск по уходу за ребёнком. Темперамент и привычка к дому у всех деток разные, поэтому переносят они новое для себя окружение так же по-разному: кто-то легко привыкает и идет на контакт с воспитателями и другими детьми, а для других этот процесс проходит болезненно.

Вопросу о том, как адаптировать ребенка к детскому саду, будет посвящена эта статья.

Почему родители отдают маленьких детей в садик

В некоторых семьях ребёнка отдают в детский садик раньше трёхлетнего возраста. Это может быть сделано по нескольким причинам:

  • ребёнок сам так рвётся в сад, что буквально заставляет родителей его туда отвести;
  • маме проще справиться с адаптационным периодом и помочь в этом ребёнку, ведь ей ещё несколько месяцев не придётся выходить на службу, а значит, она сможет забирать своего кроху пораньше;
  • семья стеснена в средствах, и еда в детском саду намного разнообразнее и калорийнее домашней, и многое другое.

Какой бы ни была причина отдать своего ребёнка в данное государственное учреждение в каждом конкретном случае, родители должны учитывать особенности адаптации ребенка к детскому саду, к новым для малыша условиям. У одних детей это получается лучше, у других - хуже, но в конечном итоге 99% малышей успешно проходят адаптацию к переменам в жизни.

Чем полезен детский сад для малышей

До того момента, как начнется школьный возраст, родители являются фактически единственным авторитетом для ребенка. Но важно помнить, что с трехлетнего возраста ребенок должен начать общаться со сверстниками, развивать общительность и коммуникабельность. Детский сад в полном объеме справляется с этой задачей, предоставляя массу возможностей. Главной проблемой становится вопрос о том, как лучше адаптировать ребенка к детскому саду.

Плюсы детского сообщества:

  1. В коллективе сверстников малышу гораздо проще освоить и понять навыки самообслуживания: самостоятельно научиться надевать одежду, производить за собой уборку вещей и игрушек, освоить соблюдение правил личной гигиены.
  2. Благодаря пребыванию в детском саду у детей формируются навыки общения, малыши приучаются считаться с общими интересами и работать во взаимодействии с другими детками. Успешная адаптация ребенка в детском саду особенно важна для развития этих навыков у детей, единственных в семье.
  3. Установка из младенчества «я – мое» переходит в понимание «наше — общее». Дети начинают охотно помогать другим, делиться игрушками.
  4. Дети получают различную информацию и опыт, что способствует быстрому развитию речи, логического мышления, музыкальных способностей и художественных наклонностей.

Адаптация ребенка к детскому саду: советы родителям

Каждая мама, которая намерена в скором времени отвести своего ребёнка в детский садик, должна заблаговременно продумать процесс помощи ребёнку в адаптационный период. Есть несколько советов психологов и педагогов по данному поводу:

  1. Не стоит устраивать сюрприз для ребёнка из посещения детского сада. Нужно постараться заранее объяснить малышу, куда он идёт, зачем, что он будет там делать и так далее.
  2. Желательно узнать примерную программу развития детей, принятую в саду, и начать знакомить ребёнка с её ключевыми моментами. Это важно для решения проблемы того, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду.
  3. Все объяснения должны быть максимально простыми, с позитивным настроем, чтобы заинтересовать ребёнка садом.
  4. Если жилье находится рядом с детским садом, нужно чаще гулять на его территории.
  5. Неплохо заблаговременно познакомиться с воспитателями, набирающими группу, и познакомить с ними кроху. Причём чем лучше ребёнок узнает воспитателя до того, как он останется с ним без мамы, тем ему будет проще в дальнейшем.

Советы по здоровью

По поводу укрепления здоровья малыша перед началом посещения сада следует обратить внимание на такие советы по адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Прежде всего следует подготовить иммунную систему ребёнка к скорой встрече с новыми вирусами. Скорее всего, кроха всё равно будет какое-то время болеть.
  2. Когда семья поедет отдыхать летом, лучше отдать предпочтение той климатической зоне, которая имеется на территории постоянного проживания, чтобы не переживать акклиматизацию. Если же запланирована поездка на море, отпуск должен быть рассчитан таким образом, чтобы ребёнок находился на побережье целый месяц (а не семь дней, как чаще всего происходит). Важно знать, как адаптировать ребенка к детскому саду по здоровью, так как иммунная система крохи работает на полную мощность, приспосабливаясь к изменениям, и вместо оздоровления в первые пять дней происходит ухудшение состояния. Поэтому, если по финансовым или каким-либо другим причинам нет возможности обеспечить ребёнку тридцать дней пребывания на море, лучше отказаться от его посещения совсем (по крайней мере, в тот год, когда малыш начнёт посещать детский сад).

Как облегчить задачу воспитателям

Не нужно думать, что только для родителей является большой проблемой адаптация детей к детскому саду. Для воспитателей это также является сложным процессом, а родители могут помочь им и своим детям. Нужно помнить о следующем:

  1. Не стоит думать, что воспитатели обязаны научить ребёнка всем необходимым ему навыкам сами. Это ребёнок своих родителей, и чем больше самостоятельных навыков ему будут ими привиты дома, тем легче и быстрее пройдёт приспособление к новой среде.
  2. Следует начать соблюдать дома режим дня, принятый в детском саду, хотя бы за два месяца до начала его посещения, чтобы малыш успел привыкнуть к определённой упорядоченной системе действий, а также к тому, в каком порядке эти действия должны выполняться. Это легко поможет решить проблему того, как адаптировать ребенка к детскому саду.
  3. Нужно стараться как можно раньше начать развивать своего ребёнка в социальном плане: прививать ему навыки говорить правильно, уметь задавать вопросы и отвечать на них. Для этого полезно посещать клубы раннего развития детей.

Длительность периода адаптации

Многих родителей интересует вопрос, сколько длится адаптация ребенка к детскому саду. Однозначного ответа на него нет, так как многое зависит не только от взрослых, но и от характера малыша, а также его окружения и периода подготовки к первому дню похода в детское учреждение. Так, например, существуют специальные клубы адаптации, куда можно отдать малыша, прежде чем отправляться с ним в детский сад.

Может так сложиться, что клуб раннего развития детей, расположенный ближе всего к дому, посещает только один ребёнок похожего возраста. Для начала он подходит, но по истечении месяца заведение придётся сменить.

Идеально подойдёт группа со средней посещаемостью 5-7 детей возраста ребёнка, где родителей допускают только на первые 1-3 занятия, а дальше занимаются с детьми самостоятельно. Неплохо будет, если ведётся видеонаблюдение, и родители, находясь в комнате ожидания, контролируют процесс обучения своего чада. Это привьёт ребёнку навык слушаться новых взрослых, общаться со сверстниками и мягко подготовит иммунитет к встрече с новой микрофлорой.

В лучшем случае адаптация детей раннего возраста к детскому саду происходит на протяжении месяца, иногда срок достигает трех-четырех месяцев, а некоторым деткам хватает и пары недель.

Изменения в поведении

Для каждой мамы её ребёнок является самым хорошим, самым любимым и самым послушным. Он не кричит и не капризничает дома, выполняет все просьбы и помогает маме, ложится спать вовремя и играет самостоятельно. Но вот ребёнок пошёл в детский садик, и всё изменилось до неузнаваемости: малыш стал кричать, или, наоборот, затих совсем, перестал помогать, самостоятельно одеваться или раздеваться, забыл навык пользования горшком, возможно, он даже стал бить маму, кусаться и бить посуду…

Список возможных изменений можно продолжать до бесконечности. Это всё является признаком происходящей адаптации ребёнка к новой среде. Бить тревогу не стоит, всё это естественно и прогнозируемо.

Что делать, если поведение изменилось

Вне зависимости от того, сколько длится адаптация ребенка к детскому саду, родители в скором времени начинают замечать изменения в поведении малыша. И здесь могут пригодиться следующие советы:

  1. Первое, что советуют психологи – набраться терпения. Первое время (от двух недель до трёх месяцев) дети плачут, меняют манеру поведения, становятся агрессивными. Они протестуют против слома привычной комфортной безопасной среды обитания.
  2. Не оставлять ребёнка в детском саду одного внезапно. Маленького человечка легко увлечь чем-то новым, и он охотно пойдёт в группу без слёз и криков, заинтересовавшись новой игрушкой. Но если мама на радостях от такого поведения уйдёт, не попрощавшись, малыш может на следующий день закатить истерику при одном упоминании о садике. Он не понимает, куда исчезла мама в предыдущий день, проблема адаптации ребенка к детскому саду в этом случае может усугубиться.
  3. Возможно, кроха прилипнет к родителям и морально, и физически, а отпускать будет только с рёвом. Это нормальная реакция на слишком резкую перемену жизни. Не стоит сразу же оставлять ребёнка на целый день. Лучше сначала - на час-два, затем до обеда. Со второй недели уже можно оставить его на весь день.

Подготовительные игры

В трёхлетнем возрасте чаще всего дети ещё не понимают объяснений, нотаций и окриков. У них всё обучение происходит через игру, и эту особенность можно использовать себе на благо и подумать, как быстро адаптировать ребенка к детскому саду.

С определённой регулярностью с ребёнком стоит проводить ролевую игру «мышка-малышка посещает детский сад» (вместо мышки может быть взята любая игрушка, которую кроха любит больше всего). Цель данной игры – вызвать у малыша ощущение безопасности, комфорта и интереса к саду. Самое главное – если нет времени играть, лучше не начинать это сегодня, ведь каждая новая игра в мышку-малышку обязательно должна заканчиваться приходом мамы, объятием, поцелуем и уходом домой. Это важно помнить и понимать, как правильно адаптировать ребенка к детскому саду.

Лучше пропустить какие-то режимные моменты (мытьё рук, прогулку), чем остановить игру до вечернего прихода мамы. Можно предложить своему ребёнку самому рассказать мышке-малышке, как хорошо в садике, почему он туда ходит. Пускай малыш станет для мышонка старшим братом/сестрой и будет защищать его. Родителям в это время нужно очень внимательно слушать, что ребенок станет говорить. Чаще всего, уговаривая игрушку, дети описывают свои проблемы и переживания, а поняв своего ребёнка, можно лучше ему помочь пережить трудности адаптации.

Как легче адаптировать ребенка к детскому саду

Помочь проблеме адаптации можно следующим образом:

  1. Разрешать ребёнку забирать домашнюю игрушку с собой на следующий день (если это не запрещено в саду), он покажет ей свой шкафчик, кроватку, стульчик. Пусть сажает любимца рядом с собой на занятиях, ведь в данном случае это не просто игрушка, а частичка дома, заменитель мамы.
  2. Посещение детского дошкольного учреждения – огромный стресс для крохи, даже если он не показывает этого внешне. Он не может расслабиться при воспитателях, боится сделать что-то не так. По этой причине, придя домой, ребёнок может капризничать – он «скидывает» накопившееся за день напряжение. Справиться с этим можно при помощи повышения физической активности малыша, игр.
  3. Идя забирать ребёнка, можно взять с собой футбольный мяч или попросить друзей, у которых есть собака, пойти вместе с вами. Ребёнок будет просто счастлив поиграть в подвижные игры с родителями или побегать собачкой на свежем воздухе. Тем самым он сбросит стресс, устанет и легко ляжет спать.

Зачем нужен сон

Чтобы ответить на вопрос, как адаптировать ребенка к детскому саду, следует знать о важности достаточного времени для сна. Чем больше ребёнок спит, тем лучше. Первое время он может просыпаться среди ночи, плакать, вскрикивать, кидаться к маме в страхе, что она его в следующий раз не заберёт. В первые две недели детям часто это снится, особенно если не найден контакт с воспитателями. Следует набраться терпения – это пройдёт.

Во время сна организм отдыхает и восстанавливает эмоциональные и физические силы, поэтому это время очень важно.

Поведение родителей

Так как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду должны в первую очередь сами родители, то от их поведения и зависит очень многое в этот сложный период. Зачастую они сами виноваты в затянувшейся адаптации ребёнка.

Если они ругают садик или воспитателя при малыше, пугают его садом, если плохое поведение обсуждают со всеми родственниками, а хорошее не показывают никому, то ребёнку будет вдвойне тяжело. Он нуждается в поддержке, а не в порицании, и считает такое поведение мамы предательством.

О слезах лучше забыть совсем и просто не обращать на них внимания, отвлекая игрой. В присутствии крохи необходимо хвалить садик, воспитателей, других работников. Делать акцент на том, как хорошо малыш приспосабливается, какие (пускай небольшие) успехи он имеет на сегодняшний день, чего сможет добиться через месяц, неделю, к концу года. Это поможет решить проблему, как быстро адаптировать ребенка к детскому саду.

Нужно придумать свой особенный ритуал прощания и встречи с малышом, обсудить с ним детали и приучать их соблюдать. Тогда у ребёнка выработается привычка прощаться без слёз, ложиться спать самостоятельно, отпрашиваться у воспитателя, когда за ним пришли.

Заключение

Залог успешной адаптации ребёнка – спокойствие и уверенность родителей в положительном конечном результате. Ребёнок «считывает» информацию и сам становится спокойнее. Поэтому если мама не может смотреть на детские слёзы, более того, всё время их подсознательно ожидает, пускай первый месяц-два ребёнка отводит папа или другой, более спокойно настроенный член семьи.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *