Сколько по санпину должно быть детей в классе – Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”

Содержание

Какое максимальное количество уроков допустимо для учащихся разных классов?

Перегруженность школьников — одна из проблем современной школы. Для того, чтобы дети во время учебного процесса не переутомлялись, сохраняли свое физическое и психическое здоровье, гигиенические требования ограничили количество допустимых уроков в день. Документом, который регламентирует максимальное количество уроков в день/в неделю, является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН).

Уроки — это неотъемлемая часть учебного процесса. Современная школа может предложить на сегодняшний день множество занятий и во второй половине дня. Сколько уроков должно быть в режиме дня обязательно, а на какие занятия ребенок может ходить по желанию, выясним ниже.

СанПиН распределяет объем образовательной нагрузки на аудиторную и общую.

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка в течение дня будет составлять:

— для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков;

— для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков;

— для обучающихся 5-6-х классов — не более 6 уроков;

— для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков.

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

— для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2-4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 5-7 классов — не более 7 уроков;

— для обучающихся 8-11 классов — не более 8 уроков.

Превышение указанных выше нормативов недопустимо. Гигиенические требования также устанавливают требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся:

 

Классы

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)

 

При 6-ти дневной неделе, не более

При 5-ти дневной неделе, не более

 

1

21

2-4

26

23

5

32

29

6

33

30

7

35

32

8-9

36

33

10-11

37

34

 

Помимо обязательных уроков существуют факультативные занятия, которые относятся к внеурочной деятельности, и платные образовательные услуги. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) определяет факультативные занятия, как необязательные. Существуют элективные учебные предметы, которые являются обязательными для выбора учащегося из перечня, предлагаемого школой после получения основного общего образования (в 10 и 11 классе) (ст.34 Закона).

Факультативные занятия ребенок может посещать по своему желанию и желанию родителей. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений (СанПиН). Учащиеся имеют право выбирать помимо обязательных учебных предметов любые другие курсы, дисциплины, преподаваемые в школе (ст.34 Закона).

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) Независимо от продолжительности учебной недели с 1–11 класс, не более 10 часов. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Стоит отметить, что существует Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

Письмо определяет, что основная общеобразовательная программа может реализоваться как через урочную, так и через внеурочную деятельность. Данное рекомендательное Письмо обозначает внеурочную деятельность, как неотъемлемую часть образовательной деятельности, которая является обязательной.

Письмо определяет количество часов внеурочной деятельности в следующем объеме:

  • до 1350 часов на уровне начального общего образования;
  • до 1750 часов на уровне основного общего образования;
  • до 700 часов на уровне среднего общего образования.

Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов как в учебное, так и в каникулярное время.

Обучающийся имеет право выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности в соответствии с установленным образовательной организацией в плане внеурочной деятельности количеством часов.

Особенности организации учебного процесса, которые должны снизить нагрузку на детей во время учебного процесса:

  • Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4-х классов — 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4-м уроках.
  • В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
  • В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.

Нередко родители записывают своего ребенка на множество дополнительных кружков, секций, не учитывая возраста и возможностей ребенка. В результате часто можно наблюдать, как ребенок с трудом справляется с учебной нагрузкой, приходит с утра в школу уже уставшим, снижается уровень успеваемости. В данном случае стоит грамотно расставить приоритеты и оставить в графике и расписании ребенка только самые необходимые занятия.

eduface.ru

Сколько учеников должно быть в классе: количество и нормативы по закону

По «Типовому Положению об общеобразовательном учреждении» п.26 от 19.03.2001 № 196 в одном классе не должно учиться более 25 человек. Эти же нормы присутствуют и в СанПиН 2.4.2.2821-10, то есть санитарных нормах. Такое число учеников позволяет учителям охватывать учебным процессом всех детей. Когда же идут занятия по информатике или иностранному языку, учеников делят на 2 группы.

Однако, учеников в классе гораздо больше, и это обычная ситуация. Руководству школы удобно «напихать» в класс до 40 учеников. Это связано с тем, что зарплата учителей зависит от числа школьников. Бюджетную ставку учителю выделяют на 25 школьников. А поскольку каждый учитель работает на 1,5- 2 ставки, руководство идёт на нарушение норм.

В 2015 году вышло Постановление Главного санитарного врача №81 со следующими изменениями санитарных норм:

  • П.4.9 гласит, что на каждого учащегося должно приходиться не менее 2,5 м2 площади класса без учёта места, отведённого под мебель. Причём 2,5 м2 - при фронтальной посадке, если же нужны групповые занятия в виде семинаров, то площадь увеличивается до 3,5 м2 на 1 ученика. Зная площадь кабинета, можно рассчитать допустимое число учащихся.
  • П.5.1 отмечает, что число учащихся школе не должно превышать вместимость по проекту. На сколько учеников планировалась школа, столько и должно в ней учиться. Здесь же отмечено, что каждый школьник должен быть обеспечен рабочим столом в соответствии с ростом и обучающим процессом.

Таким образом, последнее постановление позволяет «набивать» класс любым числом детей, если площадь позволяет. Тут не учитываются возможности учителя, отчего страдает сам процесс обучения.

Администрация школы может ссылаться на это постановление, набирая в класс много детей. Однако, если переполнены все классы, можно попробовать оперировать п.5.1 этого же постановления, который ограничивает вместимость школы числом учащихся, заложенным в проекте этого учреждения.

Изменения санитарных норм в 2015 г. позволяют увеличить число учеников в классе выше разумных пределов за счёт площади кабинета. Эти нормы можно рассчитать, удалив из общей площади места, занимаемые мебелью и учебным оборудованием.

www.wday.ru

Школа По СанПиН: Как должно быть?

Мы уже разбирали, каким по санитарным нормам должен быть детский сад, теперь же обратимся к следующей образовательной ступени. Школьные годы чудесные также проходят под бдительным контролем санитарных врачей: учебный процесс, обустройство классов, столовых и спортзалов, освещение и порядок уборки – всё самым подробным образом разбирается в СанПиНе. Выбираем из правил самое важное и интересное и разбираемся, какой должна быть школа с точки зрения официального документа.  

 Photo: Alexey Ivanov

Место 

Санитарно-эпидемиологические требования крайне требовательны к месту постройки. Ряд из них объективен и понятен: школы нельзя строить на автомагистралях, в зонах железнодорожных путей и метрополитена. В документе уточняется (на всякий случай), что здание МОУ не должно располагаться на месте взлёта и посадки воздушного транспорта. Но помимо этого, и, думается, к удивлению обитателей спальных районов, есть указание на то, что школа не может располагаться вблизи гаражей и автостоянок.

Скропулезно составители СанПиН подошли к просчёту удалённости и пешеходной допустимости. Проще говоря, при проектировании школы нужно учитывать, как долго ребёнок будет до неё добираться. Так, для Москвы и Московской области удалённость школы от жилых кварталов не должна превышать 500 метров. Норма для сельских территорий доходит до 2 до 3 километров. В случае, если и эта норма не соблюдается, администрации должно организовать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно. Но время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Если и этот показатель превышен, рекомендуется обустраивать при школе интернат со спальными местами и не мучить детей долгой дорогой.

 Photo: Peretz Partensky

 

Помещение

Редко кому из родителей или учеников приходит в голову измерить помещение учебного класса. В конце концов, класс – это ведь не группа в детском саду, от переполнения страдает редко. На взгляд обывателя, с размерами комнаты всё в порядке, если за партами не сидят по трое-четверо (к слову, количество обучающихся в классе строго регламентировано — не более 25 человек). А вот санитарные нормы к метражу строги. Размер класса должен быть не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий (это такие, на которых учитель объясняет у доски урок, а ученики имеют возможность сидеть и внимать) и не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий (там, где возникает необходимость подвигаться, переставить столы, провести командный тренинг). Кстати, площадь учебных кабинетов принимается без учёта расстановки дополнительной мебели: шкафов, тумбочек и стеллажей. Так что если вы помножите количество учащихся в классе своего ребёнка на 2,5, примерно поймёте, насколько внимательны к СанПиНу именно в вашей школе.

Интересно и то, что классы для первоклашек рекомендуется размещать не выше второго этажа, а для обучающихся 2-4 классов — не выше третьего. На вершине учебного Олимпа – старшеклассники.

 Photo: DENker

 

Свет 

В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение, чтобы, в первую очередь, в тетрадках всё было видно правшам, а вот левши со стороны санитарных врачей оказываются несколько дискриминированы. Но если ширина класса более шести метров, нужно подсвечивать его ещё и справа. В СанПиНе используется понятие «световой коэффициент». Он обозначает отношение площади остеклённой поверхности к площади пола и должен составлять не менее 1:6.

 

Гигиена

Школьные туалеты – тема деликатная, неприятная, но необходимая и заслуживающая особого ацента хотя бы потому, что в СанПиНе она имеет несколько фантастический уклон. Представьте типичную школьную уборную. Представили? А теперь прочтите следующее: «Количество санитарных приборов определяется из расчёта: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков».  Сколько уборных было в вашей школе? Немного меньше, не правда ли? И ещё пункт-откровение: «В санитарных узлах устанавливают педальные вёдра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещают электрополотенце или приспособление для бумажного полотенца. Рядом с умывальными раковинами должны быть мыло и полотенца». Мыло! И полотенце! Но подождите, есть кое-что посильнее. Для учащихся II и III ступени (с 5 по 11 класс) в уборных оборудуют «комнаты личной гигиены с биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды». Для многих читающих документ воспоминания о туалетах без унитазов, с проточным сливом и, чего уж скрывать, без дверей в кабинках, могут оказаться слишком горьки.

 

Парта 

Парта – то есть стол с наклоном рабочей поверхности – основа основ. Столы для школьников, спроектированные ещё в XIX веке Фёдором Эрисманом, должны располагаться в классах младших школьников. Для периода обучения письму СанПиН рекомендует использовать наклон 7-15 сантиметров. Сам стол должен регулироваться по высоте под рост ученика. В классах постарше можно использовать и стандартные ученические столы.

 Photo: vow

Продолжительность непрерывной работы за партой для обучающихся I ступени образования (начальная школа) не должна превышать 7-10 мин, а для обучающихся II — III ступени образования (средняя и старшая) — 15 минут. Как это возможно со средней продолжительностью урока в 40-45 минут? Об этом расскажем чуть ниже.

Ответ на вопрос «как сидеть» важен, как и вопрос «за чем сидеть». СанПиН настаивает: дети с нарушением слуха должны сидеть в первом ряду, с нарушением зрения — на ближних к классной доске партах. А вот детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. Имеет смысл подумать об этом, если близорукий двоечник обосновался на «камчатке», а вечно болеющего школьника посадили у окна.

Кстати, постоянно пересаживать учеников — прямая обязанность учителей. По нормам, менять место школьников следует не менее двух раз за учебный год, особенно это касается детей, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт). Такая тасовка определяется нормами трудовой гигиены и необходима для нормального зрения учеников.

Научить ребёнка правильно сидеть за партой – тоже задача учителя. СанПин говорит: «учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчёркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола)». В приложении к документу даётся рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз или комплекс упражнений физкультурных минуток, чтобы сидение за партой не стало причиной неправильной осанки и близорукости. Ну, чтобы учитель хотя бы попытался этого избежать. Собственно, на это и должны прерываться увлекательные уроки на тему валентности химических элементов и «Евгения Онегина» как энциклопедии русской жизни.

 Photo: A.Savin

 

Доска

«На доске — тема урока», «Внимательно посмотрите на доску» и коронное «К доске пойдёт…» — роковые, несменяемые фразы учителей всех поколений. Без доски класс – не класс. К тому, как и где её располагать, тоже есть требования, которые очень досконально прописаны в СанПиНе. Итак, цитируем:

  • «От первой парты до учебной доски — не менее 240 сантиметров».
  • «Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860 сантиметров».
  • «Высота нижнего края учебной доски над полом — 70-90 сантиметров».
  • «Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырёхрядной расстановке мебели — не менее 300 сантиметров».
  • «Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования».

В общем, правильно повесить доску в классе – ужасно увлекательная история для педагогического состава, и если кому-то это всё-таки удалось, нужно не забыть в обязательном порядке доску подсветить — ради соблюдения норм освещения и сохранения зрения будущего страны.

 Photo: Taken

 

Обогрев 

Кому-то может быть и невдомёк, но отопление в школе может быть только газовым: ни паровые котлы, ни печки с дровами не допускаются (это тоже на всякий случай). Как и обогреватели, которыми грешат некоторые замерзающие в межсезонье учителя. В целом, СанПиН рекомендует протапливать школу следующим образом: спортзалы прогревать до 17-20°С, классы до 18-24°С. Влажность воздуха следует удерживать на отметке 40-60%. О том, что в такой влажной и жаркой атмосфере молниеносно размножаются вирусы и бактерии, давно и эмоционально кричит телеврач Евгений Комаровский, но к его мнению разработчики норм не очень-то прислушиваются.

 

Процесс 

Много интересного в документе посвящено самому главному – жизни детей в стенах МОУ. Во-первых, оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Приём детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Во-вторых, уроки не должны начинаться ранее 8 часов утра, проводить «нулевые» уроки запрещается. В-третьих, как говорилось выше, в классе должно быть не более 25 человек.

Обозначены и нормы количества уроков: в первом классе — 4 урока в день и один день в неделю — не более пяти уроков за счёт урока физкультуры ; в 2-4 классах  — не более пяти уроков и один раз в неделю шести уроков за счёт урока физкультуры; в средней школе — не более шести уроков; а в старшей — не более семи.

 Photo: Mor

Чтобы неделя проходила легко, но продуктивно, а точнее «для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели», обучающиеся должны иметь облегчённый учебный день в четверг или пятницу.

Особенно много внимания в документе уделяется первоклашкам. Специально для них – только первая смена, сорокаминутная «динамическая пауза» в середине учебного дня,  безоценочная система, дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти и ещё дневной сон, прогулки и трёхразовое питание для посетителей группы продлённого дня.

 

Не по правилам

Допустим, вы прочитали СанПиН и поняли: в школе вашего ребёнка всё не так, как надо.  Что делать? К кому обращаться и куда жаловаться? Как и в детсадовской схеме, есть несколько путей решения проблемы:

  • Отправить жалобу в Роспотребнадзор. Это стоит делать в том случае, если вы заметили грубые нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Обращение можно отправить онлайн на официальном сайте организации.
  • Отправить жалобу в Министерство образования. Это так же можно сделать онлайн.
  • Отправить жалобу в прокуратуру – к такому решительному шагу стоит прибегать в самых крайних случаях, среди которых могут быть: нарушения трудового законодательства, нарушение режима питания, воспитательной и образовательной деятельности детей, денежные вымогательства или несчастные случаи, допущенные по халатности сотрудников.
  • Поговорить с завхозом или директором. Быть может, замеченные вами нарушения – чистая случайность и недоработка сотрудников? Прежде чем начинать визиты по вышестоящим инстанциям, нужно зафиксировать своё недовольство у руководства школы.  Вероятно, проблема решится быстрее, чем можно себе представить.

Мария Соловьёва 

29.03.2017

knowrealty.ru

Ответы на частые вопросы о СанПиНе для школ

 

  1. Сколько детей может быть в классе?
  2. На каком этаже должны находиться кабинеты начальной школы?
  3. Как часто должна проводиться уборка помещений школы?
  4. Каким должно быть расстояние от первой парты до доски?
  5. Какие существуют правила рассадки детей разного роста?
  6. Допустимо ли проводить уроки физкультуры в другом знании школы?
  7. Во сколько может начинаться первая смена?
  8. Существует ли норма времени окончания второй смены?
  9. Должны ли смены ежегодно чередоваться?
  10. Какие существуют нормы по максимальному количеству уроков?
  11. Могут ли быть обязательными дополнительные занятия, кружки в школе?
  12. Разрешается ли проводить более одной контрольной работы в день?
  13. Какие существуют нормы максимальной нагрузки на учеников?
  14. Можно ли проводить сдвоенные уроки?
  15. При какой температуре можно заниматься физкультурой на улице?
  16. Куда жаловаться на нарушения санитарных норм в школе?

 

Сколько детей может быть в классе?

П. 4.9 СанПиНа

Это зависит от площади каждого конкретного кабинета.

  • При фронтальной форме занятий на каждого ребёнка должно приходиться не менее 2,5 м².
  • При групповой форме работы в классе на каждого ребёнка должно быть минимум 3,5 м² площади.

При этих расчётах не учитывается площадь, необходимая для расстановки мебели.

На каком этаже должны находиться кабинеты начальной школы?

П. 4.6.

Санитарные нормы рекомендуют размещать кабинеты первых классов не выше второго этажа, а вторых-четвёртых классов — не выше третьего. Используемая в СанПиНе формулировка «рекомендовано» позволяет администрации не учитывать эту норму как обязательную для исполнения.

Как часто должна проводиться уборка помещений школы?

П. 12.3, п. 10.13

Все помещения школы должны ежедневно мыться с применением моющих средств. А туалеты, столовые, вестибюли, рекреации — после каждой перемены.

Между сменами должен быть предусмотрен 30-минутный перерыв, во время которого производится уборка помещений.

Каким должно быть расстояние от первой парты до доски?

П. 5.6. СанПиНа

От первой парты до учебной доски должно быть минимум 240 сантиметров.

Какие существуют правила рассадки детей разного роста?

П. 5.1, п. 5.2, п. 5.5, п. 4.8, Приложение 1 («Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у учащихся»)

Парты должны расставляться в порядке от низких к высоким, чтобы самая низкая парта была в первом ряду, а самая высокая — в последнем.

При этом для каждого ребёнка должна быть предусмотрена парта, соответствующая его росту. Если нет возможности учитывать это требование при кабинетной системе обучения, то рекомендуется за каждым классом средней и старшей школы закрепить собственный кабинет, как в начальной школе.

Допустимо ли проводить уроки физкультуры в другом здании школы?

П. 4.13 СанПиНа

Санитарные нормы предполагают возможность размещения спортивного зала в отдельном здании. Отсюда следует, что необходимость перехода детей из одного здания в другое для проведения уроков физкультуры не нарушает санитарных норм.

Во сколько может начинаться первая смена?

П. 10.4. 

Не ранее 8 часов. Норм по самому позднему времени начала занятий не существует.

Существует ли норма времени окончания второй смены?

Такой нормы не существует. Время начала и окончания второй смены зависит от продолжительности и количества уроков и перемен в первой и второй сменах, времени на уборку между сменами.

Должны ли смены ежегодно чередоваться?

Такого требования в санитарных нормах нет. Однако во вторую смену не должны учиться 1, 5, 9 и 11 классы.

Какие существуют нормы по максимальному количеству уроков?

П. 10.6, 10.10

Установлено следующее максимальное количество уроков в зависимости от класса:

  • 1 класс — не более 4 уроков, один раз в неделю 5 уроков за счёт физкультуры;
  • со 2 по 4 классы — не более 5 уроков, один раз в неделю 6 уроков за счёт физкультуры;
  • с 5 по 6 классы — не более 7 уроков, но в среднем за неделю не более 6 в день;
  • 7 класс — не более 7 уроков;
  • с 8 по 11 классы — не более 8 уроков, но в среднем за неделю не более 7 уроков.

То есть в пятом классе может быть так: три дня 6 уроков, один день 5 уроков, ещё один день — 7 уроков. А в среднем за неделю получится 6 уроков в день.

Для первых классов существуют дополнительные требования:

  • в сентябре-октябре — по 3 урока в день продолжительностью по 35 минут;
  • в ноябре-декабре — по 4 урока в день продолжительностью по 35 минут;
  • в январе-мае — по 4 урока в день продолжительностью по 40 минут.

 

Могут ли быть обязательными дополнительные занятия, кружки в школе?

Все занятия, которые не входят в расписание, не являются обязательными. Посещение их может быть только добровольным. В эти занятия не должно проводиться обучение по основной школьной программе. Внеурочная деятельность в любом классе не должна превышать 10 академических часов в неделю. (Таблица 3 приложения 3 «Гигиенические рекомендации к расписанию уроков»)

Разрешается ли проводить более одной контрольной работы в день?

П. 10.8.

Нет, не разрешается. Более того, рекомендуется (но это не строго) контрольные проводить не ранее второго и не позднее четвёртого уроков.

Какие существуют нормы максимальной нагрузки на учеников?

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся (приложение к СанПиН)

Максимальная нагрузка указана в академических часах (1 а.ч. = 45 мин.)

Классы 6-дневная неделя
(не более)
5-дневная неделя
(не более)
1  -  21
2 — 4 26 23
5 32 29
6 33 30
7 35 32
8 — 9 36 33
10 — 11 37 34

Указанная нагрузка включает в себя обязательные уроки по расписанию и дополнительные занятия.

Внеурочная деятельность в любом классе не должна превышать 10 академических часов в неделю. Программа внеурочной деятельности может быть реализована как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Однако внеурочная деятельность должна быть добровольным выбором ученика, то есть не является обязательной частью учебного процесса.

Можно ли проводить сдвоенные уроки?

П. 10.8 СанПиНа

Сдвоенные уроки не разрешается проводить только в начальных классах. Исключением являются уроки физкультуры, когда занятие проводится на лыжах или в бассейне.

При какой температуре можно заниматься физкультурой на улице?

П. 10.23, таблица 1 «Рекомендации по проведению занятий физической культурой, в зависимости от температуры и скорости ветра, в некоторых климатических зонах Российской Федерации на открытом воздухе в зимний период года»

Осенью и весной — при любой температуре. Главное, чтобы не было дождя.

Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе:

Климатическая зона

Возраст

без ветра

при скорости ветра
до 5 м/сек

при скорости ветра
6-10 м/сек

при скорости ветра
более 10 м/сек

Северная часть РФ
(Красноярский кр., Омская обл. и др.)
 до 12 лет  -10 -11 ºC  -6 -7 ºC  -3 -4 ºC Занятия
не проводятся
12-13 лет  -12 ºC -8 ºC -5 ºC
14-15 лет -15 ºC -12 ºC -8 ºC
16-17 лет -16 ºC -15 ºC -10 ºC
В условиях Заполярья
(Мурманская обл.)
до 12 лет -11 -13 ºC -7 -9 ºC -4 -5 ºC Занятия
не проводятся
12-13 лет -15 ºC -11 ºC -8 ºC
14-15 лет -18 ºC -15 ºC -11 ºC
16-17 лет -21 ºC -18 ºC -13 ºC
Средняя полоса РФ до 12 лет -9 ºC -6 ºC -3 ºC Занятия
не проводятся
12-13 лет -12 ºC -8 ºC -5 ºC
14-15 лет -15 ºC -12 ºC -8 ºC
16-17 лет -16 ºC -15 ºC -10 ºC

Для Приморского края существуют отдельные нормы в зависимости от времени года.

Куда жаловаться на нарушения санитарных норм в школе?

Непосредственно за соблюдением норм санитарных правил следит Роспотребнадзор. Вы можете позвонить туда, или подать письменную жалобу лично или от имени нескольких родителей, или написать обращение в электронном виде с сайта управления Роспотребнадзора по вашему региону.

Некоторые вопросы нахождения детей в школе регулируются также департаментами образования регионов. Обращения туда также принимаются в трёх видах.

При невозможности или нежелании решить проблему силами чиновников помогает обращение в прокуратуру.

Помочь с решением системной проблемы может аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в вашем регионе.

 

 

yarmalysh.ru

Роспотребнадзор разъяснил, сколько должны учиться дети

Depositphotos/racorn

Информацию о распределении учебной нагрузки в общеобразовательных школах областное управление ведомства разместило на своем сайте.

С начала учебного года в адрес управления поступает много вопросов от родителей по поводу организации образовательного процесса и распределению учебной нагрузки обучающихся в школах, — говорится в сообщении. Гигиенические требования к образовательному процессу в школах регламентируются документом «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Количество часов, отведенных на урочную и внеурочную деятельность, не должно в совокупности превышать максимальную величину недельной нагрузки.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение первых, пятых, выпускных девятых и 11 классов и классов компенсирующего обучения также должно быть организовано в первую смену.

Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

— для учеников первых классов — не более четырех уроков и один день в неделю — не более пяти уроков, за счет урока физкультуры;

— для учеников вторых-четвертых классов — не более пяти уроков и один раз в неделю шесть уроков за счет урока физкультуры при шестидневной учебной неделе;

— для учеников пятых-шестых классов — не более шести уроков;

— для учеников седьмых-одиннадцатых классов — не более семи уроков.

Научными исследованиями установлено, что оптимальный уровень умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10:00 — 12:00. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому для учащихся первых классов наиболее трудные предметы необходимо проводить на втором уроке; вторых-четвертых классов — на вторых-третьих уроках; для учащихся пятых-одиннадцатых классов — на вторых-четвертых уроках.

Неодинакова умственная работоспособность школьников и в разные дни недели. Уровень работоспособности нарастает к середине недели и остается низким в начале учебной недели, в понедельник, и в конце, то есть в пятницу. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник или среду.

Продолжительность урока во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением первого класса. Обучение «первоклашек» должно проводиться с соблюдением дополнительных требований:

— учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;

— используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре — по три урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по четыре урока по 35 минут каждый; в январе-мае — по четыре урока по 45 минут каждый;

— обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

— вводятся дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее десяти минут, для организации питания детей после вторых и третьих уроков устанавливают две перемены по 20 минут каждая.

Для удовлетворения биологической потребности в движении, независимо от возраста школьников, рекомендуется проводить не менее трех уроков физкультуры в неделю. Занятия физкультурой рекомендуется ставить в числе последних уроков. После них не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

Ведомство уточняет, что в случае нарушения этих требований в школах можно обратиться с письменным заявлением в управление Роспотребнадзора по Томской области: будет проведена проверка учреждения на соответствие его деятельности санитарно-эпидемиологическими правилам и нормам.

news.vtomske.ru

Количество уроков в день и неделю для разных классов школы

На количество уроков для школьников в общеобразовательных учреждениях налагаются требования как по максимальной нагрузке в день, так и по суммарной нагрузке в неделю. Рекомендуется распределять учебную нагрузку на учеников равномерно в течение недели, не превышая допустимых значений.

Требования по количеству уроков в день

Класс Максимально допустимое количество уроков в день
1-й В сентябре-октябре – 3 урока по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 45 минут каждый,  один день в неделю допускается 5 уроков при условии, что один из них физкультура
2–4-й Не более 5 уроков, один день в неделю допускается 6 уроков при условии, что один из них физкультура
5–6-й Не более 6 уроков
7–11-й Не более 7 уроков

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Классы Максимально допустимое количество уроков* в неделю
При 6-дневной неделе При 5-дневной неделе
1-й – ** 21
2–4-й 26 23
5-й 32 29
6-й 33 30
7-й 35 32
8–9-й 36 33
10–11-й 37 34

* Продолжительность одного урока – 1 академический час (45 минут).

** В первом классе не допускается 6-дневная учебная неделя.

Приведенный выше материал вступает в силу с 1 сентября 2011 года согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Читайте также:

www.examen.ru

Учебная нагрузка на школьника

Учебная нагрузка на детей

4.6 (92.73%) 11 votes

Одна из проблем нашего времени: что важнее для ребенка — учебная нагрузка или все таки детство?  И как это все совместить.

Учебная нагрузка на школьников общеобразовательных школ  осуществляется на основании Санитарно — эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.2.1178-02 (с изменениями и дополнениями)

В соответствии с вышеприведенными нормативами допустимая недельная нагрузка в часах для школьников составляет:

1 класс – 20 часов при 5-дневной неделе;

2 – 4 классы – 25 часов при 6-дневной неделе и 22 часа при 5-дневной неделе;

5 класс – 31 час при  6- дневной неделе и 28 часов при 5-дневной неделе;

6 класс – 32 часа при 5- дневной неделе и 29 часов при 5-дневной неделе;

7 класс – 34 часа при 6 – дневной неделе и 31 час при 5-дневной неделе;

8 – 9 классы – 35 часов при 6 – дневной неделе и 32 часа при 5-дневной неделе;

10 – 11 классы 36 часов при 6 – дневной неделе и 33 часа при 5-дневной неделе.

При 35-минутной продолжительности уроков во 2 — 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе — 25 часов.

Продолжительность урока для школьника не должна превышать 45 минут.

Обучение школьников в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

— учебные занятия проводятся только в первую смену;

— 5-дневная учебная неделя;

— организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

— проведение не более 4-х уроков в день;

— продолжительность уроков — не более 35 минут;

— организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;

— организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

— обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;

— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки для школьника:

— в сентябре, октябре — 3 урока по 35 минут каждый;

— со второй четверти — 4 урока по 35 минут каждый.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.

В образовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно — вычислительным машинам.  После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте

На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

Общая длительность практической работы для обучающихся в 1 — 2 классах — 20 — 25 минут, для обучающихся в 3 — 4 классах — 30 — 35 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2 — 3-х — 5 — 7 минут, для обучающихся в 4-х — 10 минут, а при работе с деревом и проволокой — не более 4 — 5 минут.

Длительность практической работы на уроках труда для школьников  5 — 7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах — не более 10 минут, в 6-х — 12 минут, в 7-х — 16 минут.

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для школьников  5 — 9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).  Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5 — 9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10 — 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

Домашние задания даются школьникам с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) — до 1 ч, во 2-м — до 1,5 ч, в 3 — 4-м — до 2 ч, в 5 — 6-м — до 2,5 ч, в 7 — 8-м — до 3 ч, в 9 — 11-м — до 4 ч.

www.kosopuzy-lawyer.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о