К 2020 году количество вузов в России сократится до 877
Институт социологии РАН и Центр социального прогнозирования и маркетинга опубликовали крупное исследование, в котором представлен подробный прогноз численности обучающихся и числа образовательных организаций Российской Федерации до 2020 года, а также оценены тенденции до 2030 года.Материалы были подготовлены по заказу Минобрнауки РФ. Прогноз осуществлен с использованием демографического прогноза Росстата численности населения Российской Федерации до 2030 года, возрастного состава населения по годам рождения, динамики статистических показателей численности педагогического и профессорско-преподавательского персонала, числа образовательных организаций Российской Федерации за период 2010-2014 годы.
Так, ожидается, что в 2017 году прием в образовательные организации высшего образования РФ достигнет своего минимума – 926,8 тысяч человек. В Уральском Федеральном округе он составит 100,6 тыс.чел. Для сравнения в 2015 году в вузы УФО были приняты 99,6 тысяч человек. Из них в Тюменской области – 18,2, Свердловской – 36,9, Челябинской – 28,8, Курганской – 5,1, ХМАО-Югре – 9,0, ЯНАО – 1,6 тыс.чел.
Постепенный рост приема начнется в 2018 году. Через 5 лет, в 2020 году, количество принятых в вузы России достигнет цифры 115,1 тыс.чел. По Тюменской области также будет наблюдаться рост – до 21,1 тыс.чел. к 2020 году.
К 2030 году по УФО прием в вузы достигнет цифры 124,5 тысяч человек. Максимальный же показатель по данному критерию будет наблюдаться в 2029 году – 127,6 тысяч человек.
Общая численность студентов в вузах РФ достигнет своего минимума в 2018/2019 учебном году – 4295,4 тысячи человек.
Однако в УФО снижение численности студентов в этот период наблюдаться не будет. Вплоть до 2020 года число студентов здесь будет постепенно расти: с 415,1 тыс.чел. в 2015 году до 442,8 в 2020. Отметим, что в Тюменской области за ближайшие 5 лет число студентов возрастет с 74,9 тыс.чел до 84,6 тыс.чел.
Своего максимума численность студентов достигнет в 2029/2030 учебном году: по УФО этот показатель будет равен 502 тысячи человек, по России – 5373,4.
Также к 2018/2019 учебному году в России будет наблюдаться минимальное количество образовательных организаций высшего образования. К этому времени останется всего 877 вузов, что на 238 меньше, чем в 2010/2011 учебном году.
Рост числа вузов в России продолжится до 2029/2030 учебного года и составит к тому времени 1058 единиц (в УФО – 80), что все равно будет меньше, чем в 2010/2011 учебном году.
Подробную информацию можно найти в сборнике «Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации. (Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года)». М.: Институт социологии РАН, Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. — 270 с. – 500 экз. Или
Источник:
Управление информационной политики ТюмГУ
www.utmn.ru
Федеральный университет — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 октября 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 октября 2018; проверки требуют 3 правки. Это статья об особом виде высших учебных заведений в Российской Федерации, см. также университет Сибирский федеральный университет Казанский (Приволжский) федеральный университет Федера́льный университе́т в Российской Федерации — наряду с главными столичными МГУ и СПбГУ, наивысший по статусу из видов российских высших учебных заведений (институт, академия, университет), обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок.Главной целью создания федеральных университетов, согласно концепции Министерства образования и науки Российской Федерации, является развитие системы высшего профессионального образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой
ru.wikipedia.org
Национальные исследовательские университеты России – список вузов, факультеты и специальности
Национальный исследовательский университет (НИУ) – высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования.
Место в рейтинге
место в рейтингенет оценки
оценка по отзывам
нет оценки
место в рейтинге
нет оценки
оценка по отзывам
место в рейтинге
нет оценки
оценка по отзывам
нет оценки
место в рейтингенет оценки
оценка по отзывам
нет оценки
место в рейтинге
нет оценки
оценка по отзывам
нет оценки
нет оценки
оценка по отзывам
нет оценки
место в рейтинге
нет оценки
оценка по отзывамнет оценки
место в рейтинге
нет оценки
оценка по отзывам
нет оценки
нет оценки
оценка по отзывам
нет оценки
место в рейтинге
нет оценки
оценка по отзывам
нет оценки
Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации. Практически НИУ должен являться интегрированным научно-образовательным центром или включать ряд таких центров в виде совокупности структурных подразделений, осуществляющих проведение исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики.
Основной задачей государственной поддержки института НИУ является вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий.
www.edu.ru
Российские вузы. Справка – РИА Новости, 19.05.2010
Общее количество федеральных государственных высших учебных заведений к началу 2009 г. составило 687 единиц, общее количество частных высших учебных заведений к началу 2009 г. составило 665 единиц.
В 2010 году возрастет число абитуриентов, которые будут поступать на технические специальности российских вузов, считает руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) Любовь Глебова.
Общее количество федеральных государственных высших учебных заведений к началу 2009 г. составило 687 единиц, общее количество частных высших учебных заведений к началу 2009 г. составило 665 единиц.
Наибольшее количество государственных вузов приходится на крупные регионы: Москву – 110 вузов, Санкт-Петербург – 61, Свердловскую область – 20, Республику Татарстан – 19, Ростовскую область – 18, Самарскую, Нижегородскую и Новосибирскую области – 17.
Распределение частных высших учебных заведений и их филиалов неравномерно по субъектам Российской Федерации. Наибольшее количество частных высших учебных заведений находится в Москве – 267, Санкт-Петербурге – 54, Московской области – 30 (в том числе 63 филиала), Краснодарском крае – 24 (33 филиала), Татарстане – 15 (31 филиал), Ростовской области – 13 (20 филиалов).
(“Образование и общество” 01.02.2010)
В 2009/2010 учебном году в России официально работают 1 416 вузов.
В 1990-2000 гг. Министерством образования России была разработана и используется в практике работы вузов, министерств и ведомств Российской Федерации информационно-аналитическая система “Рейтинг специальностей и вузов России”.
Первый официальный рейтинг вузов России был опубликован в 2001 г. Все вузы в рейтинге подразделяются на несколько категорий: отдельно сравниваются “классические университеты”, технические и технологические вузы, медицинские, лингвистика и педагогика (вместе), экономика, сельское хозяйство, физическая культура, сервис и многое другое. Отдельно составляется рейтинг негосударственных вузов.
Для расчета рейтинга вуза по методике Министерства образования РФ используются количественные критерии Д:
Д1-Д13 – характеризуют профессорско-преподавательский состав;
Д14-Д19 – число студентов и аспирантов, причем отдельным пунктом стоит наличие иностранных студентов;
Д20-Д26 – описывают научно-педагогическую работу в ВУЗе;
Д27-Д30 – количество изданной учебно-методической литературы;
Д31-Д35 – характеризуют материально-техническую базу, в т.ч. библиотеки;
Д38-Д41 – социально-бытовые условия в вузе.
Критерии Д отражены в анкетах (электронных программах для сбора исходных данных), которые получают вузы от Минобразования для заполнения. В учебных заведениях отвечают на вопросы и пересылают ответы назад. Далее в Минобразовании смотрят на показатели, которые сами вузы указали в анкете. Данные подгоняются под формулу, и составляется рейтинг. Таким образом, при определении рейтинга в Минобразовании полностью полагаются на достоверность сведений, предоставленных вузами.
Первая десятка в рейтинге российских ВУЗов в 2009 г.
1. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова с оценкой – 100 баллов.
2. Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана – 49,2 балла.
3. Санкт-Петербургский государственный университет – 41,7 балла.
4. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет – 37,2 балла.
5. Московский инженерно-физический институт (государственный университет) – 35,5 балла.
6. Московский физико-технический институт (государственный университет) – 31,6 балла.
7. Российский университет дружбы народов – 24,9 балла.
8. Московский энергетический институт (Технический университет) – 24,6 балла.
9. Московский государственный институт международных отношений (университет) – 23,1 балла.
10. Кубанский государственный университет – 21,3 балла.
В России разработана модель комплексной оценки вуза, которая складывается из трех процедур: повторное лицензирование; аттестация; аккредитация. Комплексная оценка предполагает принятие решения и выдачи полномочных документов на единый срок: лицензии на право образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с перечнем программ, по которым учреждение получает право выдавать своим выпускникам документы об образовании государственного образца.
Комплексная оценка деятельности вузов введена в практику работы Министерства образования РФ с 1 января 2000 г. приказом Минобразования России от 12.11.1999 г. В соответствии с п.5.2. “Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки” (утверждено постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г.), Федеральная служба: “на основании и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования)”.
Лицензионная экспертиза, аттестация и проверка показателей государственной аккредитации проводятся силами комплексной комиссии, состоящей из соответствующих подкомиссий. Состав комиссии утверждается распоряжением заместителя Министра образования, курирующего Управление лицензирования, аккредитации и аттестации.
Для прохождения комплексной оценки вуз представляет в Управление лицензирования, аккредитации и аттестации Минобразования России заявление о проведении повторного лицензирования, в Государственную инспекцию по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России заявление на включение в график для проведения аттестации образовательного учреждения и копию заявления о проведении повторного лицензирования.
А Госинспекция совместно с Управлением составляют график проведения комплексной оценки на основании принятых от вузов заявлений и формируют комплексную комиссию, которая будет работать в каждом вузе.
Существуют требования и к модулю комплексной оценки деятельности вуза. Модуль заполняется на дату начала работы комиссии по комплексной оценке. Данные из модуля представляются в Управление лицензирования, аккредитации и аттестации на дискете и в бумажных формах (2 экземпляра), распечатанных из программы. Формы должны быть переплетены и заверены подписью ректора и печатью вуза.
В целях оптимизации работ по сопровождению процедур аттестации и государственной аккредитации высшего учебного заведения, его филиалов и отдельных образовательных программ, приказом Минобразования России за № 17 от 25.02.2004 изменен порядок заключения договора на информационно-методическое сопровождение процедуры государственной аккредитации высшего учебного заведения.
Договор заключается между высшим учебным заведением и информационно-методическим центром государственной аккредитации министерства образования Российской Федерации сроком на пять лет после подачи высшим учебным заведением заявления на аттестацию.
Предметом договора является информационно-методическое сопровождение процедур аттестации и государственной аккредитации высшего учебного заведения, его филиалов и отдельных образовательных программ:
– оценка рабочих учебных планов образовательных программ, реализуемых высшим учебным заведением и представленных к аттестации и государственной аккредитации, на их соответствие требованиям государственных образовательных стандартов;
– информационно-аналитическое сопровождение контроля качества подготовки выпускников высшего учебного заведения при про ведении аттестации;
– информационно-методическое сопровождение процедуры государственной аккредитации высшего учебного заведения.
Информационно-методический центр Министерства образования Российской Федерации по аттестации образовательных организаций (г. Шахты) и Центр тестирования МГУП (г. Москва) являются соисполнителями работ по договору.
После заключения Договора высшее учебное заведение действует в соответствии с порядком работ, размещенном на сайте http://www.nica.ru.
При положительном решении лицензионной подкомиссии вуз получает лицензию.
При положительном заключении по аттестации, вуз может выходить на государственную аккредитацию. А уже государственная аккредитация завершает цикл комплексной оценки деятельности вуза и становится возможной только после успешного завершения предшествующих процедур – лицензирования и аттестации.
В случае успешного прохождения комплексной оценки и положительного решения аккредитационной коллегии вуз получает лицензию на образовательную деятельность и свидетельство о государственной аккредитации на единый срок.
Стоимость обучения определяется вузом. Она прежде всего зависит от престижности учебного заведения и его места в мировых и российских рейтингах. Также стоимость складывается из зарплаты преподавателей, технического персонала, аренды аудиторий, библиотеки, столовой, налоговых и коммунальных платежей, содержания оргтехники, автомобилей и т.п. Стоимость обучения зависит от популярности факультета: чем выше конкурс, тем выше стоимость. Весьма значительна разница цен на одни и те же специальности в вузах различных регионов.
Фиксированного ценового максимума в вузах нет. Однако поднимать цену за год обучения могут позволить себе только те вузы, в которых конкурс уже не одно десятилетие составляет в среднем 3‑5 человек на место.
В условиях инфляции стоимость обучения может возрасти. Большинство вузов устанавливают “приблизительные” тарифы и в зависимости от инфляции просто повышают стоимость обучения на каждом факультете на 5‑10% в год.
Если повышение не записано в договоре, вуз не может требовать денег дополнительно. Оплата производится в рублях, но в договоре можно указывать ее валютный эквивалент. Сумма определяется по официальному курсу на день платежа. Вуз не имеет права брать дополнительную оплату за ликвидацию академической задолженности, практику, курсовые и дипломные работы, итоговую аттестацию. Вступительные экзамены, оформление документов, перевод с факультета на факультет, с одной формы обучения на другую, восстановление также не может считаться дополнительной платной услугой.
Во многих вузах оплата за обучение дифференцируется в зависимости от варианта оплаты (до определенной даты, за весь срок обучения и т.п.), а также в зависимости от успехов студента в учебном процессе и общественной активности.
С 1 сентября 2010 года в разных регионах РФ начинается эксперимент по прикладному бакалавриату.
Первый и единственный набор абитуриентов на программы прикладного бакалавриата состоится в 2010 году. Студентов будут учиться очно за счет средств федерального бюджета. Определять заказ на подготовку специалистов такого уровня будет государство.
Программа прикладного бакалавриата обеспечивает профессиональную практико‑ориентированную подготовку, характерную для программ среднего профессионального образования, и профессиональную теоретическую подготовку, характерную для программ высшего профессионального образования бакалавриата. Она является экспериментальной основной профессиональной образовательной программой с нормативным сроком освоения 4 года.
Заявки на участие в конкурсе подавали более 100 вузов, техникумов и колледжей. Среди победителей оказались семь высших учебных заведений и 23 средних специальных (ссузов). В числе победителей ‑ недавно созданный Сибирский федеральный университет, который будет обучать студентов по программе прикладного бакалавриата “Психолого‑педагогическое образование”, национальный исследовательский технологический университет МИСиС, заявивший программу подготовки бакалавров по специальности “Металлургия”.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
ria.ru
СКОЛЬКО ВУЗОВ ОСТАНЕТСЯ В РОССИИ К 2030 ГОДУ?
Фото: tass.ruИнститут социологии РАН и Центр социального прогнозирования и маркетинга опубликовали крупное исследование, в котором представлен подробный прогноз численности обучающихся и числа образовательных организаций Российской Федерации до 2020 года, а также оценены тенденции до 2030 года.
Материалы были подготовлены по заказу Минобрнауки РФ. Прогноз осуществлен с использованием демографического прогноза Росстата численности населения Российской Федерации до 2030 года, возрастного состава населения по годам рождения, динамики статистических показателей численности педагогического и профессорско-преподавательского персонала, числа образовательных организаций Российской Федерации за период 2010-2014 годы.
Ожидается, что:
1. Численность воспитанников в дошкольных образовательных организациях Российской Федерации достигла своей максимальной величины – 6771,1 тыс. человек – в 2015 году. Это на 25,7% больше численности в 2010 году – 5388 тыс. человек. В 2016 году начнется снижение численности, которое продолжится до 2030 года и составит в данном году 5231 тыс. человек, что относительно 2010 года – на 2,9% (157 тыс. человек), а относительно 2015 года – на 28,6% (1540,1 тыс. человек) меньше.
2. Число дошкольных образовательных организаций к 2030 году относительно 2010 года уменьшится на 8,5 тыс. (с 45151 до 36587 единиц), а относительно 2015 года (47012 единиц) – на 10,4 тыс. единиц.
3. Численность педагогических работников дошкольных образовательных организаций также достигло своего максимума в 2015 году – 1650 тыс. человек. К 2030 году их численность (1298,6 тыс. человек) уменьшится относительно 2010 года – на 12,1% (178,9 тыс. человек), а относительно 2015 года, – на 23,8% (351,4 тыс. человек).
4. Общая численность студентов в вузах РФ достигнет своего минимума в 2018/2019 учебном году – 4295,4 тысячи человек. В то время как своего максимума численность студентов достигнет в только 2029/2030 учебном году.
5. Также в 2018/2019 учебному году в России будет наблюдаться минимальное количество образовательных организаций высшего образования. К этому времени останется всего 877 вузов, что на 238 меньше, чем в 2010/2011 учебном году. Однако, общее число вузов в России к 2029/2030 учебному году начнет слегка увеличится и составит к тому времени 1058 единиц, что все равно меньше, чем в 2010/2011 учебном году.
Проверки российских вузов и все процессы, связанные с их реорганизацией, будут продолжаться в течение 2016 года. Об этом заявил глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов на прошлогодней Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества:
«Вся эта работа уже ведется, фактически она будет завершена в течение 2016 годов. Все организации высшего образования, которые сейчас вызывают вопросы, станут предметом проверок и соответствующих контрольных мероприятий. По каждому из них будет принят ряд необходимых решений. В результате у нас останется ровно столько вузов, сколько могут дать качественное образование.»
Также он напомнил, что сегодня все, что связано с контролем и надзором в сфере образования, относится к деятельности Минобрнауки и Рособрнадзора:
«Работа отлажена. Поставлен фильтр на качественное образование достаточно жестко. За последние два года 500 вузов были исключены из реестра лицензий. Дальше предстоит проверить еще примерно тысячу организаций. По результатам станет ясно, сколько вузов останется на рынке».
Минобрнауки поддерживает практику создания сильных вузов в регионах
Дмитрий Ливанов подчеркнул, что усиление высшего образования в регионах, поддержка практики создания и развития там сильных вузов, станет одной из приоритетных задач Минобрнауки в ближайшие два года.
«Мы десять лет назад начали процесс формирования федеральных университетов, это крупные многопрофильные вузы, возникшие в результате объединения нескольких отраслевых региональных университетов в определенном городе. Сейчас уже можно говорить об успешности этой модели и успешности в целом большей части этих федеральных университетов в повышении качества обучения и научных исследований.
Усиление высшего образования в регионах, поддержка практики создания и развития там сильных вузов, станет одной из приоритетных задач Минобрнауки в ближайшие два года. Эта модель крайне востребована во многих субъектах РФ как способ создать мощный университет, концентрат человеческого капитала и материальных ресурсов, который может выполнять серьезные масштабные проекты в интересах того или иного региона».
Также министр добавил, что на эту ситуацию накладывается и демографическая картина.
«Еще в течение 10 лет мы будем наблюдать достаточно драматическое сокращение числа студентов. Если в прошлом мы дошли до цифры в 7,5 млн человек, а сейчас у нас 5,5 млн студентов, то впереди у нас «дно ямы» и цифра в 4 млн.
В связи с этим слабые вузы останутся без студентов, и это создаст стимулы для многих региональных вузов к объединению ресурсов, имущества и переходу к более эффективной системе функционирования. Здесь мы имеем объективные факторы, которые стимулируют университеты к объединению. Наше мнение как учредителя, что реорганизация должна быть добровольной. Мы не подталкиваем региональные вузы к объединению, но мотивируем их к этим действиям, в том числе и материально. Мы будем принимать специальные программы развития для таких объединяющихся вузов, создающих опорный университет».
Федеральный университет — один из видов высшего учебного заведения в России. Обеспечивает высокий уровень образовательного процесса, технологических и исследовательских разработок.
Согласно концепции, разработанной Министерством образования и науки РФ, главные цели создания федеральных университетов — развитие системы высшего профессионального образования на базе совершенствования региональных образовательных структур; укрепление связей вузов с социальной сферой и экономикой федеральных округов. Кроме того, данные учреждения помогают формированию и развитию конкурентоспособного человеческого капитала на основе создания и реализации инновационных разработок и услуг.
Первым федеральным университетом стал Сибирский федеральный университет, созданный в 2006 году посредством реорганизации — к Красноярскому государственному университету были присоединены три крупных высших учебных заведения Красноярска. В настоящее время в России насчитывается девять федеральных университетов. Последний из них — Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина — начал свою работу в Екатеринбурге в апреле 2010 года.
Основные направления развития федеральных университетов:
— подготовка современных специалистов, бакалавров и магистров на базе реальной интеграции научного и образовательного процессов и использования всех методов современного высшего образования, включая дистанционное (on-line) обучение для сферы управления, экономики, образования, науки, культуры, тех технологических областей, которые входят в сферу национальных интересов;
— создание условий для академической мобильности обучающихся, преподавателей и научных работников, интеграции университета в мировое образовательное пространство и достижение международного признания реализуемых в нем образовательных программ с целью экспорта образовательных услуг и технологий;
— проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям, эффективное взаимодействие с Российской академией наук;
— развитие активного международного сотрудничества с университетами Европы, Азии и Америки, участие в международных образовательных и научных программах.
На данный момент в России уже успешно функционируют 10 федеральных университетов:
√ Сибирский федеральный университет
√ Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
√ Дальневосточный федеральный университет
√ Казанский (Приволжский) федеральный университет
√ Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
√ Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
√ Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
√ Северо-Кавказский федеральный университет
√ Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б.Н.Ельцина
√ Южный федеральный университет
Помимо федеральных университетов принято выделять университеты с особым статусом, это МГУ и СПбГУ и национальные исследовательские университеты. Напомним, что в 2008 году Указом Президента РФ особый статус уникальных научно-образовательных комплексов получили ведущие классические университеты – Московский государственный университет им. М.Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), а 29 специально отобранных вузов — статус НИУ.
Национальные исследовательские университеты – это новая категория высших образовательных учреждений России, которая была установлена в отношении двадцати девяти ведущих отечественных университетов с целью создания на их основе передовых научно-образовательных центров мирового класса, обеспечивающих потребности национальной экономики в высококвалифицированных кадрах и способствующих развитию российской науки и технологий.
Концепция формирования сети НИУ оформила идею о необходимости повышения конкурентоспособности отечественной высшей школы за счет приоритетной поддержки наиболее сильных университетов, способных стать флагманами науки и образования как на национальной, так и на международной арене.
Национальный исследовательский университет стал реальным воплощением нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования и новой институциональной формы организации научной и образовательной деятельности, призванной взять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора российской экономики.
Список НИУ:
√ Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
√ Казанский государственный технический университет им. А. Н. Туполева
√ Московский авиационный институт (государственный технический университет)
√ Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
√ Московский физико-технический институт (государственный университет)
√ Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
√ Новосибирский государственный университет
Пермский государственный технический университет
√ Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С. П. Королева
√ Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова (технический университет)
√ Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики
√ Томский политехнический университет
√ Московский инженерно-физический институт
√ Московский институт стали и сплавов
√ Белгородский государственный университет
√ Иркутский государственный технический университет
√ Казанский государственный технологический университет
√ Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
√ Московский государственный институт электронной техники
√ Московский государственный строительный университет (МГСУ)
√ Московский энергетический институт (технический университет)
√ Пермский государственный университет
√ Российский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
√ Российский государственный университет нефти и газа им.И.М.Губкина
√ Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
√ Саратовский государственный университет им.Н.Г.Чернышевского
√ Томский государственный университет
√ Учреждение Российской Академии наук Санкт-Петербургский академический университет — Научно-образовательный центр нанотехнологий РАН
√ Южно-Уральский государственный университет
∗∗∗
Идея интеграции науки и образования особенно актуальна сегодня для России, поскольку в советский период академическая наука была в значительной степени оторвана от вузовской, и университеты лишь отчасти участвовали в процессе создания инноваций, сосредотачивая свои главные усилия на подготовке кадров.
Начиная с 90-х годов связи вузов с реальным сектором экономики еще более ослабли, и российские университеты оказались неспособными играть существенную роль в научно-технологическом прогрессе, в отличие от зарубежных исследовательских университетов, которые к тому моменту стали опорными элементами новой экономики, основанной на знаниях.
Включаясь в глобальную конкуренцию, Россия вслед за другими странами формирует модель исследовательских университетов, которые сосредотачивают свои усилия на опережающем развитии науки, генерации и внедрении инноваций и подготовке высококвалифицированных специалистов.
Читайте также:
РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ БЬЮТ МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ
«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ» — АНДРЕЙ СИДЕНКО: ТРУДНО ЛИ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ СЕГОДНЯ?
ДМИТРИЙ ЛИВАНОВ — ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
moiarussia.ru
Количество вузов в России сократится на 40% : philologist
Количество вузов в России сократится на 40% за счет негосударственных учебных заведений. Об этом в пятницу заявил на VI Петербургском образовательном форуме министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. По данным Минобрнауки, к началу прошлого года в России насчитывалось 593 государственных и 486 негосударственных высших учебных заведений, которые имеют соответственно 1376 и 682 филиала. Всего в них учились 7 млн человек, 2 млн из которых — за бюджетный счет. Как сообщил журналистам Дмитрий Ливанов, в СССР вузов и филиалов было в пять раз меньше. «Произошло это потому, что в 1990-е годы возникло огромное количество негосударственных вузов. К сожалению, те мониторинги качества образования, которые мы провели, показали, что далеко не все из них дают качественное образование»,— пояснил глава министерства.В связи с этим концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы предусматривает сокращение количества вузов на 40%, а их филиалов — на 80%. «Речь идет прежде всего о сокращении вот этих негосударственных вузов, дающих некачественное образование,— подчеркнул господин Ливанов.— У нас есть примерно 100–150 хороших негосударственных вузов. Им ничего не грозит, наоборот, мы будем им помогать, давая в том числе и доступ к государственным бюджетным местам. Но все, что касается некачественного образования, должно уйти из нашей жизни. И именно вот это означает для нас сокращение сети высших учебных заведений. Оно не затронет государственные вузы». По словам министра, слабым вузам Минобрнауки «объявило войну». «И я абсолютно убежден в том, что ее выиграем в течение короткого времени»,— отметил чиновник.
http://www.kommersant.ru/doc/2696986
Что меня смущает, так это чисто количественный подход. По уму надо к каждому вузу подходить сугубо индивидуально и не говорить наперед, сколько процентов они хотят сократить. А то получается, что у них телега впереди лошади
philologist.livejournal.com
Виды высшего образования в России и подготовка кадров высшей квалификации. Сколько уровней высшего профессионального образования в РФ?
© shutterstock.com
Современная система высшего образования в России построена по Болонскому принципу и включает несколько уровней образования: бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру и другие.
Первый уровень
Бакалавриат
Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.
По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.Второй уровень
Специалитет
© РУДНВ отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.). Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.
Магистратура
Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».
Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.
Третий уровень – подготовка кадров высшей квалификации
© ННГУ АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.
© КФУОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.
АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.
Второе высшее образование
Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить. Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора). Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет).
Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.
Вид образования | Бакалавриат | Специалитет | Магистратура |
Образовательный ценз при поступлении | Среднее общее образование или его эквивалент | Среднее общее образование или эквивалент | Бакалавриат Специалитет |
Сроки обучения (очная форма) | 4 года | Не менее 5 лет | 2 года |
Получаемый документ об образовании | Диплом бакалавра | Диплом специалиста | Диплом магистра |
Приобретаемая квалификация (степень) | Академический бакалавр, прикладной бакалавр | Специалист | Магистр |
Характер образования | Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации | Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению | Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность |
Форма итоговой государственной аттестации | Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы | Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта) | Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации |
Дальнейшее обучение | Магистратура | Магистратура или аспирантура | Аспирантура |
Место на рынке труда | Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование |
Вид образования | Аспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России) | Ординатура | Ассистентура-стажировка |
Образовательный ценз при поступлении | Магистратура или специалитет | Высшее медицинское или фармацевтическое образование | Магистратура или специалитет в области культуры |
Сроки обучения | 3-4 года (очная), 4-5 (заочная) | Не более 2 лет | 2 года, только очная форма |
Выдаваемый документ об образовании | Диплом об окончании аспирантуры | Диплом об окончании ординатуры | Диплом об окончании ассистентуры-стажировки |
Приобретаемая квалификация (степень) | Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация), кандидат наук (степень) | Специалист | Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе |
Характер образования | Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа | Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук; формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении | Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения |
Форма итоговой госаттестации | Три кандидатских экзамена, государственный экзамен, защита диссертации | Трехступенчатый квалификационный экзамен | Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм) |
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере | Защита докторской диссертации | Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура | Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации |
Место на рынке труда | Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией | Работа в медицинских учреждениях по квалификации | Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией |
studyinrussia.ru