Блог московского учителя: Домашние задания в первом классе: “Давать нельзя не делать.”
Участники образовательного процесса разделились во мнениях, кто-то говорит нужно давать домашнее задание, кто-то нет.
А если задуматься, чем может являться домашнее задание в первом классе? На первой ступени образования учащийся просто не в состоянии самостоятельно определять степень овладения знаниями на уроке, нужно ли ему дополнительно отрабатывать полученные навыки дома или нет. В этом определении ему должны помогать родители.
Статья 44:
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
То есть учитель должен предоставить родителям информацию и материалы по программе обучения в период отсутствия ребенка. В результате начинается обмен информацией о страницах учебников и тетрадей с заданиями для самостоятельного изучения и выполнения. При этом есть вероятность того, что родители дадут на выполнение заданий больше, чем необходимо, “забегут” вперед по программе. Также, в силу индивидуальных особенностей учащихся, кому-то просто необходимо дополнительно проработать изученный материал дома. Я не говорю о том, что нужны обязательные домашние задания, но рекомендации учителя имеют место быть.
Также мы хорошо помним резонансную новость о возбуждении уголовного дела за назначение домашних заданий учителем 1 класса. И, к сожалению, от этого не застрахован ни один учитель, дающий рекомендации родителям о выполнении дополнительных заданий. Публикуя домашние задания в социальных сетях, на своем сайте, пересылая задания по почте, учителя не задумываются о сопроводительном тексте. Как правило это: “Домашнее задание: выполнить упражнения в прописи на странице 9.” Для некоторых родителей, особенно после незначительного конфликта или плохого настроения ребенка, это сигнал к действию: написать претензию, жалобу, заявление.Сегодня, для учителей 170 московских школ, участвующих в пилотном проекте по апробации общегородского электронного журнала (улучшенной версии), предусмотрена возможность рекомендации проработки дополнительных материалов дома, в рамках нормативных актов, не нарушая норм права. Учителя, при назначении домашнего задания, теперь могут выбирать его тип: обязательное/добровольное, с оценкой/без оценки. так же есть возможность назначения индивидуальных и групповых заданий внутри класса.
Домашние задания становятся персонализированными и могут носить рекомендательный характер.
Школе остается только один шаг, чтобы защитить своих учителей, которые дают рекомендации родителям по их просьбе или по своей инициативе. Необходимо в положении о ведении электронного журнала/дневника (локального акта школы) прописать пункт:
Домашние задания, назначенные с атрибутами “Добровольное” и “Без оценки”, являются рекомендациями учителя по отработке полученных знаний и навыков на уроке, и/или в случае отсутствия учащегося на уроке.
Домашние задания с указанными выше атрибутами необязательны для выполнения и не оцениваются.
Считаю, что именно обязательность и оценивание домашних заданий является нарушением правовых норм. Остается вопрос, готова ли школа защитить своих учителей?
xn--90aexm.xn--21-8kchmdqve2ej2c1d.xn--p1ai
Идём в 1 класс! | Социальная сеть работников образования
ДОГОВОР
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МКОУ СОШ № 8 с. ТАХТА
ДОГОВОР
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МКОУ СОШ № 8 с. ТАХТА
___ с. Тахта________ “____” ______________________ 20__г.
(место заключения договора) (дата заключения договора)
Общеобразовательное учреждение (далее – Учреждение)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 с. ТАХТА
(полное наименование учреждения)
на основании лицензии РО № 2541, выданной Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края
(наименование органа, выдавшего лицензию)
на срок с “03” февраля 2012 г. до бессрочно., и свидетельства о государственной аккредитации ГА № 2090, выданного Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края
(наименование органа, выдавшего свидетельство)
на срок с “31” января 2014 г. до “31” января 2026 г в лице руководителя Учреждения
СЕЛЕЗНЕВОЙ СВЕТЛАНЫ ИВАНОВНЫ ,
(фамилия, имя и отчество)
действующего на основании Устава Учреждения, и договора с Учредителем (в дальнейшем – Администрация ИМР) через Отраслевой орган управления Учреждением отдел образования администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края (далее – отдел образования) Учреждения
ОТДЕЛОМ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ИПАТОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
(наименование органа местного самоуправления или учредителя или отдела образования)
в лице Начальника отдела образования АИМР
БРАТЧИК ГАЛИНЫ НИКОЛАЕВНЫ
(фамилия, имя и отчество)
с одной стороны, и, с другой стороны,
_____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество и статус законного представителя несовершеннолетнего – мать, отец, опекун, попечитель, уполномоченный представитель органа опеки и попечительства или учреждение социальной защиты, в котором находится нуждающийся в опеке или попечительстве несовершеннолетний, либо лица, действующего на основании доверенности, выданной законным представителем)
(в дальнейшем – Родители) и обучающимся (в дальнейшем – Обучающийся)
_____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество обучающегося)
заключили в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Настоящим договором стороны определяют взаимные права и обязанности по обеспечению реализации Обучающимся права на получение бесплатного качественного общего образования следующей ступени:
_____________________________________________________________________________
(начального, основного и среднего (полного) общего образования)
2. Обязанности и права Учреждения
2.1. Учреждение обязуется обеспечить предоставление Обучающемуся бесплатного качественного общего образования следующей ступени:
_____________________________________________________________________________
(начального, основного и среднего (полного) общего образования)
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и с учетом запросов Родителей и Обучающегося.
2.2. Учреждение обязуется обеспечить реализацию Обучающемуся образовательных программ Учреждения в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий.
2.3. Учреждение обязуется обеспечить проведение воспитательной работы с Обучающимся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, и разрабатываемыми Учреждением Основными направлениями развития школы.
2.4. Учреждение обязуется во время оказания образовательных услуг и осуществления воспитательной деятельности проявлять уважение к личности Обучающегося, оберегать его от всех форм физического и психического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психического здоровья, эмоционального благополучия Обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей.
2.5. Учреждение обязуется обеспечить, при условии соблюдения участниками договора принятых на себя обязательств, освоение Обучающимся образовательных программ Учреждения.
2.6. Учреждение обязуется соблюдать санитарные и гигиенические требования, обязательные нормы и правила противопожарной и иной безопасности, предъявляемые к образовательному и воспитательному процессам.
2.7. Учреждение принимает на себя ответственность за жизнь и здоровье Обучающегося во время осуществления учебной, воспитательной и иной деятельности при нахождении Обучающегося в Учреждении и пришкольной территории, а также за пределами Учреждения и пришкольной территории, если такое пребывание осуществляется в соответствии с учебной, воспитательной и иной деятельностью Учреждения.
2.8. Учреждение принимает на себя обязательства по организации питания и медицинского обслуживания, а также, при условии отдельных соглашений, обязательства по организации охраны и доставки Обучающегося в Учреждение и домой, по оказанию дополнительных образовательных услуг.
2.9. Учреждение обязуется обеспечить неразглашение сведений о личности и состоянии здоровья Обучающегося и личных данных Родителей, ставших известных Учреждению в соответствии с настоящим договором, за исключением случаев, когда обязанность предоставления таких сведений предусмотрена законодательством или необходима для сохранения жизни и здоровья Обучающегося.
2.10. Учреждение обязуется в доступной форме обеспечить ознакомление Родителей и Обучающегося с учредительными документами школы, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, основными и дополнительными образовательными программами, с учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, правилами внутреннего распорядка и иными документами, регламентирующими образовательную, воспитательную и административную деятельность Учреждения, а также не менее чем за 7 рабочих дней информировать Родителей о проведении родительских собраний и иных школьных мероприятий, в которых Родители обязаны или имеют право принимать участие.
2.11. Учреждение обязуется осуществлять текущий и промежуточный контроль за успеваемостью Обучающегося и в доступной форме информировать о его результатах Родителей и Обучающегося.
2.12. Учреждение обязуется на возвратной основе обеспечить некоторые категории Обучающихся, на основании Устава школы, необходимыми учебниками и учебными пособиями, обеспечить бесплатный доступ к библиотечным и информационным ресурсам Учреждения в рамках реализуемых образовательных программ.
2.13. Учреждение вправе требовать от Обучающегося и Родителей соблюдения устава школы, правил внутреннего распорядка Учреждения и иных актов Учреждения, регламентирующих ее деятельность.
2.14. Учреждение вправе в случае нарушения Обучающимся устава и правил внутреннего распорядка Учреждения иных актов Учреждения, регламентирующих ее деятельность, применить к Обучающемуся меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законодательством и вышеуказанными актами. Учреждение обязана поставить в известность Родителей о намерении применить и о применении к Обучающемуся мер дисциплинарного воздействия.
2.15. Учреждение обязуется обеспечить Обучающихся и Родителей необходимыми информационными ресурсами Учреждения в рамках реализуемых образовательных программ на основе ФГОС.
- получать в любой удобный момент по запросу с сотового телефона информацию об успеваемости и посещаемости своего ребёнка в виде SMS-сообщений;
- получать от классного руководителя рассылку об успеваемости и посещаемости своего ребёнка в виде SMS-сообщений;
- получать от классного руководителя другую текстовую информацию в виде SMS-сообщений. Например, замечания, информацию о родительских собраниях, классных мероприятиях, поездках, отмене занятий и др.
- используя свой персональный компьютер, подключенный к Интернет, входить в информационную систему ЭКЖ «АВЕРС» под своим Логином и Паролем для просмотра данных о своем ребенке, отчетов, расписания и т.д. и участвовать во внутреннем форуме и почте ИС, пользоваться доской объявлений.
3. Обязанности и права отдела образования АИМР
3.1. Отдел образования АИМР обязуется обеспечить финансирование деятельности и содержание Учреждения в соответствии с установленными нормативами.
3.2. Отдел образования АИМР обязуется обеспечить, по согласованию с Родителями, перевод Обучающегося, в т. ч. временный, в другое общеобразовательное учреждение в случае аннулирования или приостановления лицензии Упреждения, утраты Упреждения государственной аккредитации, реорганизации или ликвидации или в иных случаях приостановления или прекращения деятельности Упреждения.
3.3. Отдел образования АИМР оказывает содействие Родителям и Обучающемуся в получении общего образования в различных формах в иных общеобразовательных учреждениях, если Учреждение не имеет условий для реализации программ общего образования в форме, выбранной Родителями и Обучающимся.
3.4. Отдел образования АИМР оказывает содействие Родителям и Обучающемуся в получении общего образования на родном языке в иных общеобразовательных учреждениях, если Учреждение не имеет условий для реализации программ общего образования на родном языке, выбранном Родителями и Обучающимся.
4. Обязанности и права Родителей
4.1. Родители Обучающегося обязаны обеспечить получение Обучающимся основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования, в т. ч. обеспечить:
- посещение Обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность Школы;
- подготовку Обучающимся домашних заданий;
- Обучающегося за свой счет (за исключением случаев, предусмотренных законодательством и актами органов местного самоуправления) предметами, необходимыми для участия Обучающегося в образовательном процессе (канцелярскими принадлежностями, спортивной формой и т. п.) в количестве, соответствующем возрасту и потребностям Обучающегося.
4.2. Родители обязаны выполнять и обеспечивать выполнение Обучающимся устава и правил внутреннего распорядка Учреждения и иных актов Учреждения, регламентирующих ее деятельность.
4.3. Родители обязаны проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу Школы и воспитывать чувство уважения к ним у Обучающегося.
4.4. Родители обязаны при поступлении Обучающегося в Учреждение и в процессе его обучения своевременно предоставлять необходимые документы и сведения о личности и состоянии здоровья Обучающегося и сведения о Родителях (перечень документов и необходимой информации определен в приложении 2 к настоящему договору), а также сообщать руководителю Учреждения или классному руководителю об их изменении.
4.5. Родители обязаны посещать родительские собрания, а при невозможности личного участия обеспечивать их посещение доверенными лицами, по просьбе руководителя Учреждения или классного руководителя приходить для беседы при наличии претензий Учреждения к поведению Обучающегося или его отношению к получению общего образования.
4.6. Родители обязаны извещать руководителя Учреждения или классного руководителя об уважительных причинах отсутствия Обучающегося на занятиях.
4.7. Родители обязаны возмещать ущерб, причиненный Обучающимся Учреждению, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.8. Родители вправе выбирать формы получения общего образования, в т. ч. семейное образование. Если Учреждение не имеет условий для реализации программ общего образования в форме, выбранной Родителями и Обучающимся, то Администрации ИМР оказывает содействие Родителям и Обучающемуся в получении общего образования в различных формах в иных общеобразовательных учреждениях. Родители вправе, с учетом возможностей Обучающегося, просить установить Обучающемуся индивидуальный учебный план или ускоренный курс обучения.
4.9. Родители вправе требовать предоставление Обучающемуся основного общего образования на родном языке. Если Учреждение не имеет условий для реализации программ основного общего образования на родном языке, выбранном Родителями и Обучающимся, то Администрации ИМР оказывает содействие Родителям и Обучающемуся в получении основного общего образования на родном языке в иных общеобразовательных учреждениях.
4.10. Родители вправе защищать законные права и интересы ребенка, в т. ч.:
- получать в доступной форме информацию об успеваемости Обучающегося;
- не позднее чем за месяц получать в доступной форме информацию о намерении Учреждения применить к Обучающемуся меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законодательством и актами Учреждения, а также в течение семи рабочих дней – информацию о применении к Обучающемуся мер дисциплинарного воздействия, участвовать в проведении проверки в отношении Обучающегося;
- вправе быть принятым руководителем Учреждения и классным руководителем по вопросам Обучающегося, принимать участие в заседании педсовета по вопросам, касающимся Обучающегося.
4.11. Родители вправе принимать участие в управлении Учреждением, в т. ч.:
- входить в состав органов самоуправления Учреждения;
- вносить предложения о содержании образовательной программы Учреждения, языке обучения, режиме работы Учреждения и т.п.;
- в доступной форме ознакомиться с учредительными документами школы, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, основными и дополнительными образовательными программами, с учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, правилами внутреннего распорядка и иными документами, регламентирующими образовательную, воспитательную и административную деятельность Учреждения;
- в доступной форме получать не менее чем за 7 рабочих дней информацию о проведении родительских собраний и иных школьных мероприятий, в которых Родители обязаны или имеют право принимать участие.
4.12. В случае ненадлежащего исполнения Учреждением своих обязанностей и условий настоящего договора Родители имеют право обжаловать действия Учреждения в установленном порядке учредителю Учреждения, органам, осуществляющим надзор и контроль в сфере образования, и в судебном порядке, а также требовать возмещения ущерба, нанесенного в результате ненадлежащего исполнения Учреждением своих обязанностей и условий настоящего договора.
5. Обязанности Обучающегося
5.1. Обучающийся обязан:
- посещать занятия, указанные в учебном расписании;
- выполнять задания по подготовке к занятиям, даваемые педагогами Учреждения;
- соблюдать устав Учреждения, правила внутреннего распорядка Учреждения и иных актов Учреждения, регламентирующих ее деятельность, учебную дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности проявлять уважение к педагогам, администрации, техническому персоналу Учреждения и другим Обучающимся, не посягать на их честь и достоинство;
- бережно относиться к имуществу Учреждения.
5.2. Обучающийся по согласованию с Родителями имеет право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, ускоренный курс обучения.
5.3. Обучающийся по согласованию с Родителями имеет право выбора формы получения образования.
5.4. Обучающийся третьей ступени имеет право в доступной форме ознакомиться с учредительными документами школы, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, основными и дополнительными образовательными программами, с учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, правилами внутреннего распорядка и иными документами, регламентирующими образовательную, воспитательную и административную деятельность Учреждения.
5.5. Обучающийся имеет право на бесплатное пользование библиотечными ресурсами библиотеки (медиатеки), информационными ресурсами школы, в том числе с использованием ИКТ, а также персональный доступ к защищенной личной информации (электронным документам: личному делу, дневнику, расписанию, заданиям и т.д. ИС «Аверс».
5.6. Обучающийся имеет право на участие в управлении образовательным учреждением, уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений.
5.7. Обучающийся имеет право получать полную и достоверную информацию об оценке своих знаний и критериях этой оценки.
6 . Основания изменения и расторжения договора и прочие условия
6.1. Условия, на которых заключен настоящий договор, могут быть изменены либо по соглашению сторон, либо в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Условия, ухудшающие положение Обучающегося по сравнению с действующим законодательством, считаются недействительными.
6.2. Договор считается расторгнутым в случае исключения Обучающегося из Учреждения по основаниям и в порядке, предусмотренными законодательством, в т. ч. по завершению обучения, а также в случае перевода Обучающегося в другое образовательное учреждение.
6.3. Настоящий договор вступает в силу со дня его заключения сторонами и издания Учреждением приказа о зачислении Обучающегося.
6.4. Обязательства Учреждения, предусмотренные пунктами 2.10 и 2.11, считаются выполненными, если они выполнены хотя бы в отношении одного из Родителей.
6.5. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу.
7. Подписи и реквизиты сторон
МКОУ СОШ № 8 с.ТАХТА Адрес: 356614, Ставропольский край, с.Тахта, ул.Ленина, 109 Тел.: (86542) 41150 ИНН/КПП 2608008159/260801001 БИК 040702001 ОГРН 1022602621612 л/с в УФК по СК в Ипатовском районе 506010150 Директор школы ___________________ (Селезнева С.И.) М.П. | РОДИТЕЛИ: Мать _____________________________________ __________________________________________ Отец _____________________________________ __________________________________________ Адрес: 356614, Ставропольский край, Ипатовский район с.Тахта, ул._______________________________________ Тел. сотовый: Матери: __________________________________ Отца: ____________________________________
Мать: ____________________ ___________________ (подпись) (Ф.И.О.) Отец: ____________________ ___________________ (подпись) (Ф.И.О.) |
nsportal.ru
Родительское собрание в 1 классе на тему: “Домашние задания, самостоятельность ребенка”.
муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ гимназия № 5
Родительское собрание
«Домашнее задание.
Как научить ребёнка стать самостоятельным».
Подготовила Н.В. Ломакова
учитель начальных классов
Родительское собрание в 1 классе: «Домашнее задание. Как научить ребёнка стать самостоятельным».
Цели:
Выявить представление родителей об организации учебной работы дома;
Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.
В первом классе у школьников не должно быть домашних заданий, но по предложению родителей и решением собрания было принято решение давать детям минимальное задание на дом. Приготовление домашнего задания является важным моментом в жизни школьника. Наличие домашнего задания даёт возможность закрепить весь материал урока. Чтобы избавиться от своей ненавистной школьной «повинности», дети готовы проявлять чудеса изобретательности. Они могут просиживать положенное время с книгами и тетрадями, могут жаловаться на неожиданное недомогание, вызывая жалость и вздохи родных. Часто выполнение домашнего задания затягивается на несколько часов, но, в конце концов, они могут остаться неподготовленными или подготовленными на очень низком уровне. На следующий день в дневнике или в тетради появляется «результат» такой работы – 2 или строгое послание учителя в адрес родителей и ученика.
Обработав ваши анкеты (приложение), я поняла, что вопрос выполнения домашнего задания во многих семьях на сегодняшний день стоит очень остро.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как нужно правильно выполнять домашнее задание, как выполнять домашнее задание самостоятельно, как родители могут помочь ребёнку.
Как правило, заниматься дома особенно не любят отстающие ученики. Они и на уроках пытаются отсидеться, вжавшись в парту и не поднимая головы. Им неинтересно учиться потому, что они не умеют схватывать на лету, не умеют всё делать быстро, как их одноклассники. Такие дети сильны в чём-то другом: одни лучше других бегают, другие мастерят или рисуют. Та часть учёбы, которая не приносит им удовлетворения, кажется им не очень важной.
Чуть ли не половина младших школьников проводят за выполнением домашнего задания больше времени, чем положено. В книге А.О. Дробинской «Школьные трудности» указаны следующие санитарно-гигиенические нормы: в первом классе – не более 1 часа, во втором классе – до полутора часов, в третьем-четвёртом – до двух часов. Некоторые родители в анкетах отмечают, что на выполнение домашнего задания дети тратят до 1,5 часов, но столько положено для учеников 2-3 классов. В чём причины? То куда-то девался карандаш, то обнаружилось, что нет нужной записи в дневнике и надо срочно узнать у одноклассника, да и самого учебника может не оказаться на месте. А минуты бегут. Вдруг захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика. Такая картина, как вы понимаете, является типичной. Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»?
Полезно для ребёнка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Например, можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе с папой что- то чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок.
Важно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если ему сказали учить уроки, то он должен немедленно прекратить игру. Но если в вашей семье не существует такое правило, то его нужно ввести для всех членов семьи (но начните с того, что за несколько минут до изменения деятельности ребёнка нужно об этом предупредить). Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительское указание в чём бы то ни было. Необходимо приучать ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой. Добивайтесь, чтобы всё необходимое ребёнок делал без напоминания, ни на что не отвлекаясь.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Вам в помощь я предлагаю примерный режим дня отличника (приложение). Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного для занятия времени. “Привычка к точному часу – это привычка к точному требованию к себе”. (А. С. Макаренко)
Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться от количества уроков, от того, что по телевизору показывают интересный фильм или пришли гости.
Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. И если жилищные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжный шкаф, то всё равно нужно выделить какое-то постоянное место, где он будет держать книги и тетради. Если ребёнок вынужден заниматься за общим столом, то никто не должен ему мешать и отвлекать от занятий. Постепенно вырабатывается установка на определённое время и место работы. Если такая установка у ребёнка сформирована, то ему достаточно усесться за привычный стол, как приходит рабочее настроение и возникает желание приступить к работе. До начала занятий с рабочего места ученика должно быть убрано всё, что не имеет отношения к учёбе.
Помните, что время выполнения уроков – священно и неприкосновенно, поэтому отрывать ребёнка от занятий по пустякам (будь то срочная помощь на кухне или поход в магазин за хлебом) вы уже не имеете права.
В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или лёгких? Если ребёнок сразу включается в работу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно приходить к наиболее лёгким, требующим меньшего умственного напряжения.
Если ученик втягивается в работу медленно, то ему следовало бы начать с более привлекательных для него занятий. Самую трудную работу отнести на середину, или на вторую половину занятий, т.к. у ребёнка на это время приходится наивысший подъём умственной работы.
Родителям следует запомнить несколько правил:
Не требуёте многократного переписывания заданий с черновика на чистовик. Лучше выполнить задание один раз, но качественно.
Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 20 минут занятий нужны 10 – 15 минут перерыва (восстанавливается внимание, отдаляется утомление).
Оптимальным для приготовления домашнего задания является время с 16 до 18 часов. Если же школьник садится делать уроки «когда мама с работы пришла», – то такая работа малоэффективна. Если же ребёнок учится во 2 смену, то вечером домашнее задание просматривается, разбираются вопросы сложные для ребёнка, а работа выполняется в первую половину дня с 10 до 12 часов.
Во время письма следует делать перерыв, выполняя физминутки, гимнастику для кистей рук (сжимание, разжимание пальчиков, массаж), упражнения для глаз (приложение).
Логично сначала прочитать правило, данное на странице учебника, а затем перейти к выполнению упражнения.
По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребёнок ещё раз будет вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.
О чтении. Один раз ребёнок читает сам. Потом вы, предположим, готовите у плиты, а он рассказывает вам прочитанное. Если есть неточности или какое-то важное место из текста упущено, пусть читает ещё. Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте.
Важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, было достаточная освещённость. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, нарушению зрения.
Если ребёнок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон. Желательно, чтобы ребёнок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провёл какое-то время на свежем воздухе, принимая участие в активных играх. По гигиеническим нормам время для прогулки для школьников младших классов – 3,0 – 3,5 ч.
В ходе выполнения домашнего задания не отвечайте ни на один вопрос, пока задание не будет выполнено до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Не высмеивайте ошибки своих детей. Старайтесь избегать само слово «ошибка».
Если ребёнку с трудом даётся учёба и выполнение домашнего задания, то первоначально за учёбу придётся засесть и родителям. Не пытайтесь решить этот сложный вопрос криком и нотациями. Запаситесь терпением, усаживаясь вместе с ребёнком за уроки.
Объясняя что-то ребёнку, не позволяйте себе ироничных высказываний в его адрес. Самое безобидное, на ваш взгляд, сравнение может вызвать сильную обиду. Если постоянно называть ребёнка «глупым, ленивым, тупым, бестолковым», в конце концов, он поверит в это. Иногда роль репетиторов больше удаётся старшим братьям и сёстрам: они хорошо помнят программу, у них больше терпения и им легче понять проблемы младшего.
Не бойтесь опережать школьную программу, если какой-то вопрос интересен ребёнку (например: определение времени, сложение и вычитание в пределах 10 – 20, почему ночью нет солнца…). Это не только развитие познавательных процессов, но и развитие уверенности в своих силах (т.к. ребёнок будет чувствовать себя на равных с более подготовленными детьми). Самостоятельный ребёнок – отлично, но родительский контроль должен быть ежедневным. Именно контроль, а не работа за ребёнка. Поддержите ребёнка в его желании стать школьником и добиться успеха. Будьте искренне заинтересованы в его школьных делах и заботах. В любом деле находите то, за что можно похвалить и морально поддержать. Дайте ребёнку почувствовать значимость своей деятельности (это способствует повышению самооценки, развивает уверенность в себе). Научите ребёнка делиться своими радостями и проблемами.
Желаю родителям терпения, сил и радостных минут гордости за успехи достижения своих детей!
Решение родительского собрания:
Родителям совместно со своими детьми выработать наиболее рациональный режим дня и содействовать его выполнению.
Организовать в семье рабочее место школьника.
Поддерживать у детей интерес к учебному труду.
Учить детей выполнять домашнее задание самостоятельно (приложение).
Ежедневный контроль за учёбой деятельностью ребёнка.
Приложение
Анкета для родителей
У нашего ребёнка есть специальное место, где он __________________________________________________
Наш ребёнок выполняет домашнее задание_______________________________________________________
Самостоятельно справляется с__________________________________________________________________
Готовит с трудом______________________________________________________________________________
Мы оказываем помощь ребёнку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается______________
Когда ребёнок учит уроки, мы____________________________________________________________________
Если он выполнил домашнее задание небрежно, то мы_______________________________________________
Мы думаем, что на выходные ____________________________________________________________________
Ребёнок начинает приготовление домашнего задания с______________________________________________
При приготовлении д.з. необходимо______________________________________________________________
При выполнении д.з. мы используем_____________________________________________________________
Если ребёнок включается в работу медленно, то ___________________________________________________
Анкета для детей
Кто помогает тебе готовить уроки дома?
В чём заключается эта помощь?
О Чём спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?
Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы?
Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?
Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода.
В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок – грустное зрелище.
Пусть Ваш ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказал Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью Вашей жизни.
infourok.ru
7.00 7.00-7.20 7.20-7.35 7.35 -7.45 8.00 -13.00 13.00 -13-30 13.30 -14.00 14.00 -16-00 16.00 -18.00 18.00- 29.00 19.00-19.30 19.30 -20.30 20.30 -21.00 21.00 -7.00 | 7.30 7.30-8.00 8.00-8.30 8.30-10.00 10.00 -12.00 12.00- 12. 30 12.30- 13.00 13.00-13.15 13.30 -18-30 18.30 -19.00 19.00 -19.30 19.30-20.30 20.30 – 21.00 21.00 – 7.30 |
doc4web.ru
Допустимые нормативы выполнения домашних заданий для учащихся образовательных учреждений
Одной из причин перегрузки учащихся в школе является большой объем домашнего задания. Современным школьникам достается колоссальная нагрузка в школе. Многие дети устают настолько, что с трудом могут выполнить домашнее задание дома самостоятельно. В некоторых случаях это приводит к тому, что дети игнорируют задания учителя или выполняют их частично. Вследствие этого у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать от программы.
Многие дети могли бы выполнять домашние задания за 1 час (максимум 2 часа). На практике этот вопрос для детей и многих родителей является мучительным, потому что дети вместе с родителями могут просидеть весь вечер, выполняя домашнюю работу. Родители задают себе вопрос: как уложиться в положенные 1-2 часа? Многие связывают это с тем, что учителя задают слишком много. Другие говорят, что педагоги задают очень сложные задания.
Давайте рассмотрим вопросы, которые чаще всего волнуют родителей при выполнении ребенком домашнего задания.
Существует ли документ, определяющий время, которое ребенок может потратить на выполнение домашнего задания?
Учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется следующим нормативным актом:
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН).
В соответствии с гигиеническими требованиями обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа).
Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
во 2 – 3 классах – 1,5 ч.,
в 4 – 5 классах – 2 ч.,
в 6 – 8 классах – 2,5 ч.,
в 9 – 11 классах – до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).
Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры. Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.
Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?
Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.
Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. В статье 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых. Каникулы – время отдыха, а не работы над домашним заданием. Положение о домашнем задании в соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации разрабатывают самостоятельно.
Может ли домашнее задание содержать новый материал, который ребенок еще не изучал в школе?
В данном случае многое зависит от тех задач, которые ставит учитель. Если педагог хочет, чтобы ребенок закрепил дома материал, который был пройден на уроке, то учитель предлагает учащемуся соответствующий материал для закрепления изученного. Домашнее задание должно быть понятно каждому ученику, то есть все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать. С другой стороны, необходимо стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка. При выполнении подобного рода заданий дети могут столкнуться с новым и ещё неизученным ими материалом для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке с учителем.
Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?
Многие дети, которые приходят в первый класс, достаточно хорошо готовы к обучению в школе. Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам. В соответствии с СанПиНом это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.
Как определить сколько упражнений по русскому языку или примеров и задач по математике может задать на дом учитель?
Примерный объем домашних заданий, которые может задать учитель может содержаться в локальном акте образовательного учреждения (например, Положение о домашнем задании). Образовательные организации разрабатывают данное положение самостоятельно с учетом особенностей работы школы, методических рекомендаций.
Как должна быть организована подготовка домашнего задания в группе продленного дня?
При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации (нормативы СанПиН «Подготовка домашних заданий»):
– начинать самоподготовку в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
– предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;
– предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;
Выполнять домашние задания можно без особых усилий, если найти правильный, индивидуальный подход к ребенку. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка.
Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель всегда должен помнить о разумном объеме домашних заданий, учитывая количество учебных предметов, которые учащийся должен приготовить на каждый день.
eduface.ru
Домашние задания в 1 класс
Цитирую вопрос Т.П.Мельниковой: «По приказу Министерства образования и науки домашние задания в 1-м классе отсутствуют. Но все же, какое задание можно давать на дом первоклассникам, если они хотят выполнять домашнюю работу как «взрослые ученики»?» В самом вопросе Т.П. Мельниковой заложена основная часть ответа: Домашние задания в первом классе не задаем!
Но у части учителей существуют опасения. Как же мы научим чему-либо детей без домашнего задания, если у нас (по нормам СаНПиН) на уроке письма первоклассникам разрешается писать 8 минут? На уроке обучения грамоте или чтения за 35 минут сколько времени мы сможем уделить каждому ребенку? Те же проблемы с математикой и окружающим миром, не говоря уже о таких предметах, как трудовое обучение или рисование, ведь пока дети приготовятся к уроку… урок и закончится!
И родители боятся того же. Ответственные и заинтересованные стараются нагрузить ребенка: диктуют диктанты, решают примеры – то есть начинают изобретать нагрузку для ребенка вместо учителя. Наша задача – внушить родителям мысль, что делать этого ни в коем случае не стоит.
Итак, учителю нужно, с одной стороны, поверить в своих учеников и не нагружать их, с другой стороны, убедить родителей, чтобы те не стремились придумывать «специальные» домашние задания для детей.
Объясните родителям, что главное сейчас – не натренировать навыки детей, а развить психологические функции, необходимые для продуктивной учебной деятельности.
Вот какие советы можно дать.
1. Читайте вместе с ребенком книги по очереди (причем взрослый должен читать гораздо больше). Главная задача родителя – не «натаскать» малыша на быстрое чтение, а привить ему интерес к чтению. Опасайтесь, чтобы ребенок не сделал для себя вывод: это «трудно и неинтересно». Подумайте, получит ли удовольствие от прочитанного первоклассник, если он еле-еле читает по слогам?
2. Развивайте запоминание зрительных образов букв (это очень пригодится первокласснику на уроках письма). Предлагайте ему найти разные буквы в компьютере, в книгах, сделать из пластилина, проволоки… На улице вместе с ребенком рассматривайте и читайте вывески, объявления. Не надо нагружать его писанием бесконечных строчек букв. Ведь если ребенок еще не умеет правильно писать букву, а мама просит многократно написать ее, то результат, увы, предсказуем: рука ребенка «запоминает» неправильное движение, формируется навык неправильного написания. Дорогие родители, вы хотели добиться такого эффекта?
3. Помогайте ребенку осознавать смысл арифметических действий – например, определяйте вместе с малышом, где предметов больше, а где – меньше, на любых бытовых примерах: яблоки и конфеты, этажи и ступеньки, карандаши и птички… Не стоит вырабатывать «показательные» навыки – например, умение по порядку называть числа до 100 («Мой-то умеет до ста считать, а у соседей – только до 50!»). Есть ли в этом другой смысл, кроме родительского тщеславия?
4. Постоянно обращайте внимание ребенка на явления и закономерности окружающего мира – это ваш лучший вклад в изучение не только предмета «Окружающий мир», но и в общее развитие ребенка. Вокруг нас так много вещей, которые могут вызвать детское удивление, пробудить исследовательский интерес. Не заучивайте параграфы, а беседуйте с ним обо всем, что привлечет его внимание. «Почему зимой рано темнеет?», «Как работает телевизор?», «Расскажи мне про динозавров…» И чем больше таких вопросов задает ребенок, тем лучше!
5. Пробудите его творческую фантазию: все операции, которым первоклассник должен научиться на уроках труда и рисования, он освоит в школе. А вы лучше спросите своего первоклассника: «Какое у тебя сегодня настроение? Нарисуй его». Предложите: «Давай вместе будем раскрашивать» или «Давай склеим эту поделку» (сейчас продается огромное количество книг-раскрасок или книг с моделями, чертежами, выкройками).
И еще несколько советов психологического плана, которые тоже пригодятся родителям первоклассников.
Наблюдайте и разговаривайте, обсуждайте с ребенком ВСЕ, что происходит вокруг него и с ним в окружающем мире, в том числе на экране (телевизора, кинотеатра, монитора).
Хвалите его за интересные вопросы. Ответы на них вы можете найти вместе с ним в книгах, в Интернете.
Спрашивайте, что было ему интересно, что он запомнил, чего не понял.
Мастерите и рисуйте вместе с ребенком то, что ему интересно, и то, что вы сами умеете и любите.
Любите успехи (это легко!) и неудачи (а это трудно!) вашего ребенка. Будьте с ним рядом всегда и везде, доверяйте ему.
Мы начали разговор о том, что могут предложить своим первоклассникам родители с домашними заданиями. А что мы, учителя, можем предложить тем, кто очень хочет выполнять домашнее задание? Например, следующее: подумать, какие еще слова с новым звуком они знают; выучить понравившуюся загадку или найти другие загадки об этом предмете; понаблюдать погоду в течение дня, чтобы на уроке завтра к этому можно было вернуться; принести то, что они рисуют или раскрашивают дома и т.п. Арсенал таких заданий безграничен. Конечно, он зависит от опыта и фантазии учителя, но каждый педагог может найти то, что его ученики будут делать легко, с интересом и пользой для себя, выполняя домашнее задание «как большие».
www.selezneva-lichnost.ru
Почему в 1 классе не задают домашнее задание вообще? Так во всех школах?
Почему в 1 классе не задают домашнее задание вообще? Так во всех школах?
может быть у вас взяли какую-нибудь новую методику. в любом случае первый класс всегда особенный, у нас в школе им даже дополнительные каникулы дают в феврале. не переживайте, будут еще домашнюю работу задавать, а сейчас пусть учатся спокойно, привыкают.
Есть какое то постановление, что учиникам 1 классов нельзя задавать домашние задание и ставить оценки. Но у нас классный руководитель на родительском собрание спрашивала можно ли, чтоб она задавала домашнюю работу. Все родители ответили положительно. Поэтому мы выполняли домашнюю работу.
Задавать или не задавать домашние задания в первом классе во многих школах решают родители совместно с учителем на первом родительском собрании. По рекомендации Минобразования первоклассникам домашние задания не должны задавать. У меня сын пошел в первый класс и нас замучили домашними заданиями – задавали очень много, для ребенка это тяжело: отсидеть до 12 часов в школе, а потом еще 2 часа дома домашнее задание делать. В итоге, месяц мы промучились и я обратилась к учителю – задавать стали меньше. Теперь есть время и погулять, и на секцию сходить и даже днем поспать. Так, что отсутствие домашнего задание в первом классе – это благо, цените это. Если ребенку не тяжело входить в школьный ритм, то сами задавайте ему что-то пописать и самому почитать, а потом пересказать. Есть и нормативные документы на эту тему:
- письмо Минобразования России от 25.09.2000 2021/11-13 Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы;
- СанПиН 2.4.2.2821-10.
Так вот согласно этих документов, в первом классе домашние задания не должны задавать, во втором и третьем классе время на выполнение домашнего задания не должно быть больше 1,5 часов, а в четвертом классе – не больше 2х часов.
Причем, ни на выходные, ни на праздничные дни домашние задания задавать не должны (есть письмо Минобразования России от 20.02.1999 220/11-12 О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы).
Общеобразовательная школа в каком государстве? Например, в России, по крайней мере у нас, задают. У меня два племянника погодки, в этом году один пошел во второй, а другой в третий класс. Домашние задания в первом классе задавали и тому и другому.
Уже больше 18 лет, как училась моя дочь в школе, ни домашних заданий, ни оценок в первом классе не было. Никаких итоговых аттестаций за полугодие. Были звздочки и квадратики, это четверки и пятрки. Их учитель вырезала из цветной бумаги и поощряла своих учеников. Троек, а тем более двоек не было.
Необходимо, чтобы ребнок привык к школе, прошл курс адаптации, поэтому учеников первого класса ничем не нагружают в обязательном порядке.
Домашние задания в первых классах не обязательны, так же как и оценки. Задают их по обоюдному согласию с родителями. Если сделать домашние задания обязательными, то сердобольные родители уже в первом классе начнут выжимать все соки из детей. Дети ещ не готовы сидеть часами и в школе, и дома над уроками. Пока они только примеряются к школьной жизни. Психика первоклассника ещ не готова получать quot;непятркиquot;.
info-4all.ru