Соответствие педагога требованиям современной школы – «Развитие профессиональной компетентности педагогов школы как фактор повышения качества образования в соответствии с современными требованиями»

2. Основные требования к современному педагогу. Основные требования к коммуникативной культуре педагога.

Если говорить о требованиях, которым должен соответствовать современный педагог, то их можно условно разделить на 4 большие группы:

  1. Воспитательные требования

  2. Дидактические требования

  3. Психологические требования

  4. Гигиенические требования

Разберем воспитательные требования к педагогу. Сюда можно отнести умение воспитывать у учащихся моральные качества, умение закладывать основу эстетических вкусов. Современный педагог должен показать, как процесс обучения тесно связан с самой жизнью. Ведь человек, только обучаясь и получая знания, может соответствовать запросам и требованиям современной жизни.

Дидактические требования обуславливаются необходимостью обеспечения познавательной активности учащихся. Преподаватель в своей работе должен грамотно сочетать словесные, наглядные, а также практические методы обучения. Ученик должен получать теорию неотрывно от практики, которую сможет применять в своей будущей работе, повседневной жизни. Необходим системный контроль за тем, как ученики усваивают материал, как могут применять знания на практике. Если в этом есть какие-то сложности – надо вовремя скорректировать их учебные усилия. Очень важна «обратная связь». Нужно общаться с учащимися, понимать их трудности и переживания, стараться направлять их в нужное русло. Нужно проводить работу над собственными ошибками. Если у подопечных возникают какие-то пробелы, нужно задать себе вопрос «где я допустил ошибку в обучении?».

Психологические требования. Педагог должен быть хорошо подготовлен психологически. Характер учителя всегда проявляется на любом занятии. Нужно быть требовательным к ученикам, но при этом – справедливым. Нужно быть доброжелательным, но при этом соблюдать субординацию. Очень важно самообладание – оно поможет преодолевать разные отрицательные состояния (такие как неуверенность или вспыльчивость, что далеко не характерно для преподавательской деятельности).

И последний пункт – гигиенические требования. В учебном классе должен четко соблюдаться комфортный температурный режим, помещение должно своевременно проветриваться, нужно обеспечивать надлежащее освещение. В ходе урока нужно избегать монотонности и однообразия – слушание чередовать с письменными заданиями, практической работой, презентациями и видеоматериалами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Немов Р.С.. Психология: В 3 кн. Кн. 1 – М., 1998.

  2. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2000.

  3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000.

  4. Крысько В.Г. Психология и педагогика Курс лекций 4-е издание, исправленное издательство ОМЕГА-Л Москва, 2006

  5. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003.

studfiles.net

Педагогические требования к учителю современной общеобразовательной школы

Национальная программа по подготовке кадров соответствует положениям Закона Республики Узбекистан «Об образовании», разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования и ориентирована на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу [1].

В соответствии с Законом «Об Образовании» и Национальной программой по подготовке кадров одной из важнейших задач системы образования является обеспечение средней общеобразовательной школы высококвалифицированными педагогическими кадрами.

О социальной ценности труда учителя узбекский мыслитель, ученый Алишер Навои, живший в XV веке, писал: «Его (учителя) дело самое трудное… Посмотри, один сильный человек перед воспитанием одного ребенка показывает слабость. А он целой группе детей дает знания и воспитывает их, что можно с этим сравнить… Труд того, кто на пути истины обучил тебя хотя бы одной букве, нельзя оплатить всеми сокровищами казны».

Учитель — посредник между обществом и растущим человеком. Он формирует у молодого поколения не только знания, но и научное мировоззрение, национальное сознание и идеалы, позицию гражданина, демократического правового общества, воспитывает духовно-нравственные начала. О важности и значимости выполняемого педагогами дела великий славянский педагог Ян Амос Коменский, живший в XVII веке, писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» [2].

Анализ мировых тенденций в области педагогического образования свидетельствует о необходимости предъявления высоких требований, как к педагогическому профессионализму, так и личностным качествам учителя. В обобщенном виде основными требованиями к личности учителя являются профессиональная компетентность, интеллигентность, конкурентоспособность, духовность. Все это сможет осуществлять лишь педагог с высокой профессиональной компетентностью и мастерством, что потребует от него значительных усилий и способностей к непрерывному образованию.

Вместе с тем, природа современной профессиональной деятельности учителя требует нового педагогического мышления, ценностными установками которого является приоритет образовательных интересов личности над стандартной учебной программой и саморазвития над унифицированным усвоением и «передачей» знаний. Важным фактором в процессе формирования и совершенствования профессионального мастерства преподавателя является его умение находить, изучать и внедрять все новое, передовое, что накоплено в педагогической науке и практике.

Деятельность учителя современной школы должна быть направлена на:

–                   повышение качества образования;

–                   гарантирование установленного уровня образовательных стандартов;

–                   самостоятельное решение творческих и исследовательских задач, то есть учитель должен быть непременно творческой личностью;

–                   возрастание роли и значения духовно-нравственного потенциала педагога; непрерывное овладение прогрессивными технологиями обучения и воспитания, последними достижениями и передового отечественного и зарубежного опыта;

–                   решение новых сложных профессионально-педагогических проблем, требующих интеграции знаний со смежными с педагогикой науками.

В настоящее время можно утверждать, что вопросы педагогического творчества учителей и воспитателей актуальны как никогда ранее. Педагог находящийся в постоянном поиске, гораздо быстрее достигает высоких уровней профессионализма и педагогического мастерства.

Суть личностно-ориентированной парадигмы образования состоит в смещении деятельности педагога с позиции функционального исполнителя, на развитие творческого подхода к педагогической деятельности. Анализ требований к современному учителю показывает, что он должен быть готов к анализу и прогнозированию развития личности обучающихся; осуществлению комплексных преобразований в образовательной системе; решению комплекса задач, связанных с различными сферами педагогического труда; рассмотрению сложных объектов   педагогического процесса как целостных явлений; согласованию целей преподавания своего предмета с целями развития личности обучаемого; изучению и внедрению передового педагогического опыта.

Учитель должен быть творческой личностью и творчески подходить к своей профессиональной деятельности для достижения высоких результатов в воспитании и обучении молодого поколения. Для этого на протяжении всей своей жизни учитель должен изучать педагогические явления, передовой педагогический опыт. Результаты бесед, наблюдений, анализа педагогической и методической научной литературы составляют процесс изучения передового опыта. Этот процесс носит аналитический характер, так как вызывает необходимость глубокого анализа педагогических инноваций с целью дальнейшего внедрения их в собственной педагогической практике. Все это предполагает качественный переход от низкого к более высокому уровню профессионального мастерства. Важнейшим условием, определяющим успешность этих процессов выступает непрерывное образование личности учителя.

Педагогическая инновация всегда была показателем настоящего, творческого подхода к педагогической деятельности и основой изучения передового педагогического опыта в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров на всех уровнях системы непрерывного педагогического образования.

Профессия учителя одна из наиболее творческих профессий. Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен, он — звено в цепи поколений, Он как бы передаёт эстафету из настоящего в будущее, и это делает его груд таким увлекательным, истинно творческим. Поэтому неудивителен постоянно растущий интерес к исследованию различных аспектов профессионально-педагогической деятельности, к вопросам дальнейшего ее совершенствования, к повышению эффективности и качества труда учителя.

Число работ, посвященных профессии учителя, в последние годы заметно возрастает. Предметом исследования являются многообразные вопросы научной организации труда учителя, структуры профессионально-педагогической деятельности, содержания, форм и методов подготовки и повышения квалификации учителей.

Современное общество нуждается в педагоге, способном к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах. В настоящее время, в связи с личностно-ориентированным подходом к процессу обучения, очевидна актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога, умеющего быстро реагировать на все педагогические инновации и использовать их в своей педагогической деятельности. Учитель должен всегда творчески подходить к своей профессиональной деятельности и постоянно изучать педагогические явления, передовой педагогический опыт.

Среди профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя — педагогический долг и ответственность. Руководствуясь требованием долга, учитель требователен к себе. Важным проявлением педагогического долга является самоотверженность. Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на основе профессионального долга и ответственности составляют сущность

педагогического такта, который зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.

В Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан № 25 от 16 февраля 2006 года «О дальнейшем совершенствовании системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров» отмечается, что повышение квалификации педагогических кадров — это систематическое обновление профессиональных знаний, умений и навыков по преподаваемой учебной дисциплине или курсу, педагогическим и информационным технологиям, интерактивным методам обучения на основе государственных требований по видам образования [3].

В современных условиях педагогическая деятельность приобретает новые черты, среди которых, особенно важно проектирование влияния педагогического воздействия на развитие личности школьника в ходе урока. Основу педагогической деятельности составляют высокая профессионально-педагогическая квалификация учителя, а так же его умение изучать и внедрять передовой педагогический опыт, как показатель педагогического мастерства.

Итак, резюмируя вышесказанное, можем сказать, что целью педагогического образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:

–        высокая гражданская ответственность и социальная активность;

–        реализация идеологии национальной независимости в своей деятельности;

–        гуманистическая направленность, человеколюбие, любовь к детям;

–        подлинная интеллигентность, высокий интеллектуальный уровень, духовная культура, желание и умение работать с другими;

–        высокий профессионализм, инновационный стиль педагогического мышления, готовность к созданию нового и принятию творческих решений;

–        потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

–        физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

 

Литература:

 

1.                  Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Т., 1997. C. 15.

2.                  Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания / Ред.-сост. Д. Л. Брудный. — М., 1991. — С. 133–135.

3.                  Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров» // Правда Востокаот 16.02.2006 г. № 25

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, передовой педагогический опыт, учитель, Национальная программа, молодое поколение, педагогическое мастерство, педагогическое мышление, педагогическое образование, профессиональная деятельность, профессионально-педагогическая деятельность.

moluch.ru

Требования к современному учителю – Мои статьи – Каталог статей

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ

         Проблема личности учителя обретает сегодня особую значимость. Обновление школы и системы воспитания в целом зависит от того, какую позицию займет учитель, от его отношения к профессии, социального статуса, внутреннего состояния и личностного облика.

         Развитие личности ученика – ведущая задача современной школы. Она полагает в качестве своего определяющего условия личностно развивающегося в профессии учителя, для которого решение этой задачи составляет сущностную потребность и внутренний критерий самореализации в педагогической деятельности, определяет содержание его профессионального самосознания.

         Эффективность педагогического процесса сегодня определяется деятельностью личностно устойчивого, внутренне целостного и профессионально реализующегося учителя, осознающего себя полноправным субъектом профессиональной деятельности. Исходя из сказанного,  можем сделать вывод, что речь идет о профессиональном становлении и развитии учителя.

Деятельность учителя, в какой бы форме она ни протекала, – это сложный по своему психологическому содержанию труд, требующий от человека высокой идейности, четко выраженной профессиональной направленности, прочных знаний и устойчивых интересов, знания законов детства, теории и практики обучения и воспитания. Все эти качества объединяются и функционируют в сложном структурном целом, которое характеризует личность учителя.

         Педагогическая деятельность как сложная динамическая система имеет свою специфическую структуру, которая представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а единое целое образование, логическим центром и основанием которого является мотивационная сфера, определяющая ее общественную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

         Сумма таких характеристик дает истинное представление о качестве специалистов. Какого специалиста можно считать отличным, какого – хорошим, а какого – плохим? Ответить на этот вопрос поможет ознакомление с системой требований, предъявляемых к человеку педагогической профессией, т.е. ознакомление с профессиограммой.

         Качественно-описательная модель специалиста – профессиограмма учителя школы – является гипотетической, вероятностной и вариативной. Профессиограмма моделирует предвосхищаемый результат, который существует идеально, но должен быть получен по прошествии определенного срока обучения и воспитания студента в вузе. Как система требований к специалисту она дает возможность предвидеть конкретные пути, средства, операции, критерии профессиональной подготовки студентов, а также совершенствовать программу формирования личности будущего учителя.

         Профессиограмма включает:

¨     Свойства и характеристики, определяющие общественную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность учителя.

¨     Требования к его психолого-педагогической подготовке,

¨     Объем и состав специальной подготовки.

¨     Содержание методической подготовки по специальности.

I. СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

Общественная направленность: научно-гуманистическое мировоззрение, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, сознание общественного долга и гражданской ответственности, социальная активность.

Профессионально-педагогическая направленность: интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической работой, психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, организаторские способности, справедливость, общительность, требовательность, настойчивость, выдержка, самооценка, профессиональная работоспособность.

Познавательная направленность: научная эрудиция, познавательные потребности и интересы, интеллектуальная активность, чувство нового, готовность к педагогическому самообразованию.

II. ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ.

Знания. Знание методологических основ и категорий педагогики, знание закономерностей развития и социального формирования личности, понимание сущности, целей и задач, форм и методов воспитания, знание закономерностей возрастного развития детей, индивидуально-психологических особенностей личности.

Умения. Анализ педагогической ситуации, проектирование результата и планирование педагогических воздействий, умение выявлять уровень обученности и воспитанности учащихся, умение прогнозировать результаты обучения и воспитания, умение формулировать конкретную педагогическую задачу, умение планировать свою работу по руководству учебной и внеклассной деятельностью, умение теоретически обоснованно выбирать методы, средства, формы учебно-воспитательной работы.

Конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса: умение отбирать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями обучения, уровнем обученности и воспитанности детей, умение преобразовывать учебный материал в соответствии с конкретными дидактическими задачами, умение творчески строить структуру урока, умение педагогически целесообразно применять методы обучения и воспитания, умение увлекать учащихся, заинтересовывать их общественно-ценными перспективами, умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учащимися, малыми группами и ученическими коллективами, родителями учащихся.

Регулирование и корригирование педагогического процесса: умение обоснованно осуществлять корректировку поставленных педагогических задач, способность к перестройке способов деятельности в изменяющихся условиях, умение ликвидировать возникающие конфликты у детей, умение осуществлять текущее инструктирование и оперативный контроль за работой учащихся.

Итоговый учет, оценка полученных результатов и определение новых педагогических задач: умение анализировать полученные результаты, умение выявлять сравнительную эффективность применяемых методов и средств, организационных форм учебно-воспитательной работы, умение анализировать природу достижений и недостатков в профессионально-педагогической деятельности.

III. ОБЪЕМ И СОСТАВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

         Знание объекта, предмета, места и связи «своей» науки с наукой в целом, владение категориальным строем научных знаний, знание методологии и логики научного исследования, знание закономерностей, истории, современного состояния и основных направлений дальнейшего развития науки, углубленное знание одной из областей науки, первоначальные навыки самостоятельного научного исследования, умение пользоваться библиографическими справочниками, указателями, проспектами и т.д.

IV. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

 Знание целей и задач преподавания предмета на современном этапе развития школы, глубокое и всестороннее знание школьных программ, учебников и основных учебных пособий, владение приемами преодоления затруднений школьников в процессе освоения программного материала, знание теоретических основ методики преподавания, умение выбирать оптимальный вариант обучения в определенных условиях, владение методикой формирования у учащихся понятий, законов, умений, навыков, умение пробуждать и развивать у учащихся интерес к предмету, умение организовывать все формы учебно-воспитательной работы, владение навыками обращения с аудиовизуальными средствами обучения и методикой их использования, навыки руководства внеклассной и внешкольной работой по специальности

Технология  деятельности педагога.

  В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фактора становления и развития личности как индивидуальности. Оно является неотъемлемой частью сложной социокультурной среды, в которой живет каждый человек. Находясь в этой среде, он, с одной стороны, усваивает ее ценности, требования, адаптируется к ним, а с другой – активно создает для себя необходимые условия для вхождения в культуру общества сообразно своим индивидуальным особенностям, мировоззренческим ценностям и личным установкам.

         Образование обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии. Это должно обеспечиваться образовательным процессом, основная функция которого – организация единого пространства познания и индивидуального развития. Технология личностно-ориентированного образования успешно реализует именно эту функцию. Цели и ценности современной общеобразовательной школы – это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Для этого нужна не изолированная, а единая для всех, но разнородная образовательная среда, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым, не принятым. И только тогда, когда особенности его индивидуального развития будут профессионально выявлены педагогом, проверены на устойчивость их проявления, можно определять дифференцированные формы его дальнейшего обучения.

         Термин «образовательная среда» часто отождествляется с термином «учебно-воспитательный процесс». Они близки по содержанию. Но есть принципиальное отличие. Учебно-воспитательный процесс реализует социальный заказ, строится на деятельностной, нормативно-регламентирующей основе, общей и обязательной для всех учеников школы.

Образовательная среда же обеспечивает особый стиль взаимодействия основных участников образовательного процесса, направленного прежде всего на раскрытие индивидуальности каждого ученика. Такая образовательная среда должна соответствовать трем основным принципам: вариативности (возможности свободного выбора детьми средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив), гибкости (возможности педагога гибко изменять план своего воздействия на ученика), открытости (готовности учителя использовать возникающие у детей идеи и предложения в совместной деятельности: в ходе урока, проводимых школьных мероприятий и т.п.).

lebedeva70.moy.su

Требования к учителю

Особые профессиональные и общественные функции учите­ля, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей — своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требова­ния к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю — это императивная система профессиональных ка­честв, определяющих успешность педагогической деятельности.

Прежде всего, следует иметь в виду, что практическая педа­гогическая деятельность лишь наполовину построена на рацио­нальной технологии. Другая половина ее — искусство. Поэто­му первое требование к профессиональному педагогу — нали­чие педагогических способностей. При таком подходе мы сразу же вынуждены ставить вопрос — существуют ли специальные педагогические способности? Видные знатоки педагогического труда отвечают на него утвердительно.

Вопрос о педагогических способностях находится в стадии интенсивной разработки. Педагогические способности — ка­чество личности, интегрированно выражающееся в склонно­стях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними. Часто педагогические способности сужа­ются до умения выполнять конкретные действия — красиво го­ворить, петь, рисовать, организовывать детей и т. п. Выделены главные группы способностей.

1. Организаторские. Проявляются в умении учителя спло­тить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.

2. Дидактические. Конкретные умения подобрать и подго­товить учебный материал, наглядность, оборудование, доступ­но, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познаватель­ных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.

3. Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в ду­ховный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоцио­нальное состояние, выявлять особенности психики.

4. Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отноше­ния с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

5. Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

6. Исследовательские способности, проявляющиеся в уме­нии познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

7. Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвое­ния научных знаний в избранной отрасли.

Все ли способности одинаково важны в практической дея­тельности педагога? Оказывается, нет. Научные исследования последних лет выявили «ведущие» и «вспомогательные» спо­собности. К ведущим, по результатам многочисленных опросов педагогов, относятся педагогическая зоркость (наблюдатель­ность), дидактические, организаторские, экспрессивные, ос­тальные могут быть отнесены к разряду сопутствующих, вспо­могательных.

Вопрос о педагогическом призвании не сходит со страниц педагогической печати. В одной из новых книг читаем: «К со­жалению, и по сей день в педагогических вузах при наборе студентов не проводится диагностика их педагогической одаренности, берут всех, кто выдержит общеобразователь­ный конкурс. Вот почему в школы и другие учебно-воспита­тельные учреждения попало много людей заведомо про­фессионально ущербных, что отрицательно, а порой просто губительно сказывается на их учениках и воспитанниках». Поразмышляйте, попытайтесь ответить на вопросы: 1. Является ли отсутствие педагогического таланта фа­тальным препятствием к занятию педагогической деятель­ностью?

2. Можно ли настойчивым обучением, интенсивным «со­творением себя» компенсировать нехватку педагогических способностей, заменив их профессиональными знаниями, умениями?

3. Какой педагог работает лучше — имеющий от природы задатки и призвание к педагогическому труду или же чело­век средних способностей и не особенно одаренный педаго­гически, но много, активно и постоянно работающий над своим профессиональным совершенствованием?

Конечно, в идеальном случае педагогической деятельно­стью должны заниматься люди, имеющие к ней призвание, одаренные и способные. Но педагогическая профессия стала массовой. Где взять 2,5 млн одаренных педагогов? Приходится смягчать постановку вопроса. Многие специалисты склоняются к выводу, что отсутствие ярко выраженных способностей мо­жет быть компенсировано развитием других важных профес­сиональных качеств — трудолюбия, честного и серьезного отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой.

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны принять важной предпосылкой успешного овладе­ния педагогической профессией, но отнюдь не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имея блестящие задатки, так и не состоялись как педагоги, и сколько поначалу малоспособных окрепли, вознеслись к вер­шинам педагогического мастерства. Педагог — это всегда вели­кий труженик.

Поэтому важными профессиональными качествами педаго­га мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дис­циплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессиональ­ного уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Через эти требования педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

На наших глазах происходит заметная трансформация учеб­ных заведений в производственные учреждения, предоставляю­щие «образовательные услуги» населению, где действуют планы, контракты, случаются забастовки, развивается конкурен­ция — неизбежный спутник рыночных отношений. В этих ус­ловиях особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, до­брота, терпеливость, порядочность, честность, ответствен- -ность, справедливость, обязательность, объективность, щед­рость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, инте­рес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритич­ность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.

Обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отно­шение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности уча­щегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требо­вательности к его учебной деятельности и озабоченности раз­витием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следу­ют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гу­манного отношения к людям.

Учитель — это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится ре­шающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспита­теля быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуа­ций. Педагог — образец для подражания, побуждающий уча­щихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец.

Профессионально необходимыми качествами учителя явля­ются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспи­тательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспо­мощности воспитателя учащиеся не должны чувствовать и видеть. Еще А.С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов — испорченная, неуправляемая машина. Нужно это помнить по­стоянно, контролировать свои действия и поведение, не опус­каться до обид на учащихся, не нервничать по пустякам.

Душевная чуткость в характере учителя — своеобразный ба­рометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние педагога — профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев. Такой учитель осознает свою личную ответствен­ность за судьбы подрастающего поколения.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя — спра­ведливость. По роду своей деятельности педагог вынужден сис­тематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствова­ли уровню развития школьников. По ним учащиеся судят об объективности воспитателя. Ничто так не укрепляет нравствен­ного авторитета педагога, как его умение быть объективным. Предубежденность, предвзятость, субъективизм учителя очень вредят делу воспитания. Воспринимая учащихся сквозь призму собственных оценок, необъективный педагог становится плен­ником схем и установок. До обострения отношений, конфлик­та, невоспитанности, сломанной судьбы — рукой подать.

Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной. Мастера воспитания учитывают воз­можности развивающейся личности.

Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в пе­дагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого. В его арсенале шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка — все, что позволяет создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляет школь­ников смотреть на себя и на ситуацию с комической стороны.

Отдельно следует сказать о профессиональном такте педа­гога как особого рода умении строить свои отношения с вос­питанниками. Педагогический такт — это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт — это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитуемых предостерегает учите­ля от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптималь­ных средств воздействия в конкретной ситуации.

Чем ближе к нашему времени, тем выше требования об-1 щества к учителю. В. Сухомлинский, творивший в 70-е годы, на первое место выдвигал воспитательный аспект деятель­ности учителя. Каким бы «очищенным» от воспитания ни было обучение, считал он, оно является прежде всего нрав­ственным формированием человеческой личности. Нет, не может и не должно быть обучения, «непричастного» к вос­питанию. Учитель воспитывает не только идеями, заложен­ными в знаниях, но и тем, как он их несет в класс. В обуче­нии взаимодействуют не только умы. Душа учителя сопри­касается с душой ученика.

Есть в процессе обучения особая магия. Она — в напря­жении воли учителя и воли ученика. Надо почувствовать со­противление материала, чтобы ощутить особую прелесть полученного результата.

Сопряжение трех величин: учитель — предмет — уче­ник — таит в себе опасность. От того, как складываются от­ношения в системе «учитель — ученик», в значительной степени зависит судьба встреч с предметом. Это не заблуж­дение, а факт: нельзя любить математику, не испытывая больших симпатий к учителю математики. Невозможно лю­бить искусство, не понимая учителя литературы.

Методические ухищрения, конечно, важны, без них к уму нынешнего ученика не достучишься. Но есть вещи и поваж­нее их: «От живого, страстного, хотя и несовершенного в своих качествах, — от живого и жизнь идет. Учитель — не ангел с крылышками, и не с херувимчиками имеет он дело. От ангела до ненавистного всеми человека в футляре, скле­енном из предписаний начальства, — один шаг. Не ангел, не душа в футляре, не особого рода существо, будто специ­ально рожденное для поучений, а также исправления не­счастных детей, — живой, земной, грешный человек, понят­ный детям и в достоинствах своих, и в пороках, нескован­ный — распахнутый для детей». Эти проникновенные стро­ки об учителе написал С. Соловейчик. Спешим согласиться с ним безоговорочно, присовокупив лишь одно примечание: страстью и человечностью не заменить науку, но сделать последнюю доступной, осязаемой, зримой для ребенка мож­но… лишь страстью и человечностью.

Побывавший в учительской шкуре Н. Гоголь оставил нам образ симпатичного чудака, который, надо думать, был по­нятен и близок ребятам: «…То же я должен вам заметить и об учителе по исторической части. Он ученая голова — это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с та­ким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, пока­мест говорил об ассириянах и вавилонянах — еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что есть силы хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне».

Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. К последним обычно причисляются приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, свя­занные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предме­том преподавания, методикой преподавания предмета, психологи­ческая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный круго­зор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагоги­ческого труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Научная увлеченность — обязательное учительское качество. Само по себе оно не может и не имеет непосредственного зна­чения, но без него невозможен процесс нравственного воспи­тания. Научный интерес помогает учителю формировать ува­жение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить видеть учащихся связь своей науки с общими процес­сами человеческого развития.

Любовь к своему профессиональному труду — качество, без которого не может быть педагога. Слагаемые этого качества — добросовестность и самоотверженность, радость при достиже­нии воспитательных результатов, постоянно растущая требова­тельность к себе, к своей педагогической квалификации.

Личность современного учителя, воспитателя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, дол­жен много знать. Эрудированный педагог должен быть и носи­телем высокой личной культуры. Хотим мы этого или нет, но учитель всегда являет собой наглядный образец учащимся, об­разец этот должен быть своеобразным эталоном того, как при­нято и как следует себя вести.

studfiles.net

Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях современной школы

Требования к профессиональному развитию педагогов

в условиях современной школы

Ю.А.Осокина, учитель английского языка

МКОУ «СОШ № 20», город Шадринск

Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, что знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой настолько зависела бы судьба каждого человека и всего народа.

Современная образовательная система требует постоянного повышения профессионального уровня педагогических кадров. Непрерывность профессионального развития является необходимой для профессионального и личностного индивидуального опыта педагога.

Профессиональное развитие — это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности. Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества.

Современный учитель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому основным направлением работы на современном этапе развития общества является развитие профессиональной компетентности учителя. Компетентный учитель – это специалист, имеющий основные психолого-педагогические знания, овладевший профессиональными умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но и управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения в области образования.

Таким образом, развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу,  школа определяет  основные пути развития его профессиональной компетентности:

– Работа в методических объединениях, творческих или  проблемных группах. В рамках работы методических объединений нашей школы у меня есть возможность посещать уроки и внеклассные мероприятия моих коллег и участвовать в обмене опытом. Всё это играет огромную роль в развитии профессиональной компетентности.

– Инновационная деятельность педагога. Кроме того, что я учитель, я ещё и классный руководитель. Как классному руководителю мне очень интересно работать в школьной образовательной сети «Дневник. ru» и общаться со всеми участниками образовательного процесса в режиме on-line.

– Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, форумах, обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Работая в школе уже шестнадцать лет, я стараюсь сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт моей работы. Работая над какой-либо новой темой, я неизменно советуюсь с коллегами, рассказываю им о своих трудностях, сомнениях. Так появляются ценные мысли, нужные факты, которыми я в свою очередь готова поделиться с моими коллегами- молодыми специалистами.

– Аттестация педагогов, повышение квалификации.

– Самообразование.

Одним из наиболее распространенных способов профессионального развития педагога является повышение квалификации. Педагогическая деятельность не допускает скидок на недостаточную квалификацию: высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний. В результате повышения квалификации педагог овладевает новыми методами решения профессиональных задач, повышает свой профессиональный уровень, что особенно важно в постоянно меняющихся условиях и требованиях общества. А в современных условиях развитие педагога приобретает особое значение: он должен не просто выдавать обучающимся определённую сумму знаний, его задача- учить ребёнка учиться, научить самостоятельно мыслить, находить, использовать и создавать новые знания.

Важным требованием к профессиональному развитию педагога является его профессиональное саморазвитие. Педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию, как личностных качеств, так и профессиональных. Обычно движущей силой профессионального самообразования выступает потребность в самосовершенствовании.

Невозможно быть современным учителем без соответствующего культурного и интеллектуального уровня. Такой учитель не интересен ученикам, он ограничен только знанием своего предмета. Несомненно, развитый интеллект и общая культура личности – это тот фундамент, на котором строится любая педагогическая технология.

В моей педагогической деятельности процесс самообразования играет очень важную роль. Ведь для того, чтобы учить других, я должна знать больше, чем все остальные. И вся моя жизнь- это ежедневная работа с информацией, ведь готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию возникает необходимость поиска и анализа новой информации. А узнавать новое всегда интересно.

Педагог несёт ответственность за судьбы детей, поэтому постоянное пополнение психологических знаний – его профессиональный и моральный долг. Ведь некомпетентность в области психологической подготовки ведёт к постоянному появлению «трудных» детей, к психологическим травмам, которые дают о себе знать всю жизнь, к сломанным судьбам. И причина этого – неумение определить максимальные возможности ребёнка, невнимание к возрастным и психическим особенностям. Понимая, что учитель должен быть тонким психологом, я стараюсь чувствовать, чем живут мои ученики в школе и за её стенами.

Нельзя недооценивать и другую сторону учительской деятельности – развитие артистизма, педагогической техники, исполнительского мастерства, которые являются важным средством педагогического воздействия. «Артистизм» учителя – это высокое мастерство исполнения, виртуозность, что невозможно без подготовки по всем перечисленным направлениям и требует от педагога искренности и достоверности переживаний.

Таким образом, самообразование педагога – это не просто работа над методической темой, это подлинное саморазвитие и самосовершенствование, которое даёт ему ощущение личностного роста, уверенность в своей значимости и необходимости, осознание высокой миссии учителя.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения.

Безусловно, учитель- профессия творческая, а творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану, проводить одни и те же классные часы. Я нахожусь в постоянном поиске новых эффективных методов и приёмов работы, чтобы работа была интересной и доставляла удовольствие мне и моим ученикам.

Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста.

Современный педагог должен осознавать необходимость развития в себе качеств личности, помогающих работать на уровне современных требований, таких как креативность (способность к творчеству), вариативность и мобильность мышления, эмпатийность (способность сопереживанию), перцептивность (способность к восприятию нового), толерантность – терпимость к инакомыслию, рефлексивность, контактность в общении, коммуникативность и диалогичность.

Для успешной педагогической деятельности, специалист должен обладать такими профессиональными навыками как профессиональная готовность, педагогическая компетентность, профессиональное самосознание, готовность к педагогической деятельности, педагогическое общение, профессиональное саморазвитие, стремление к повышению квалификации. Без стремления к выполнению данных требований педагог не может быть в полной мере профессионалом в своей деятельности.

Кроме того, для успешной деятельности педагог должен осознавать и усваивать представления современного общества о предъявляемых к нему требованиях, стремиться к постоянному профессиональному развитию и саморазвитию, к обеспечению высокого уровня обучения учащимся. В процессе профессионального развития педагог реализуется в системе образовательной среды, достигает большего успеха в своей деятельности, его работа становится более эффективной, повышается уровень его профессионализма. Учитывая перечисленные требования, педагог может работать более организованно, может ориентироваться сам и ориентировать учащихся на современные установки общества.

Таким образом, современное образовательное пространство нуждается в инициативных, творческих педагогах, способных к постоянному самообразованию, саморазвитию, поиску новых эффективных способов преподавания.

Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, – необходимое условие модернизации системы образования России.

infourok.ru

Требования к педагогу современной школы как факторы модернизации педагогического образования

Требования к педагогу современной школы как факторы модернизации педагогического образования

Быть педагогом очень нелегко, особенно сложно в специальных школах, так как он должен воспитывать и учить детей, страдающих различными дефектами, в своем развитии отклоняющихся от нормы.

От педагогического мастерства учителя, его эрудиции, вдумчивости ,добросовестного отношения к делу в значительной мере зависят успехи ребенка.

Тема образования актуальна всегда, особенное значение она принимает сейчас. Поскольку образование неотделимо от педагога, вопрос о его личности как совокупности творческих, педагогических, психологических и коммуникативных качеств приобретает наиболее важное значение. Вопрос компетенции, профессиональных качеств педагога сегодня актуален в связи с изменениями происходящими в государстве и обществе. Возникает вопрос, какие качества педагога должны быть постоянными, не зависящими от времени, а какие должны быть изменены Современная образовательная система, требует педагога нового типа, способного гибко мыслить и нестандартно действовать в динамично развивающейся системе образования. В проекте Концепции модернизации педагогического образования сказано, что важнейшей особенностью личности современного педагога является его готовность к педагогической поддержке ученика, к сопровождению его по пути личностного и профессионального становления. 

  • Во-первых, следует указать на проблему готовности учителя к педагогической поддержке ученика. Сотрудничество между педагогом и обучающимися, возможность оказания положительного педагогического влияния на ученика определяется уровнем личностной зрелости учителя, наличием у него коммуникативной культуры, его способностью установить эмоционально-ценностные отношения с воспитанниками, создать благоприятный психосоциальный климат в учебной группе.

Владение учителем конфликтологической культурой, его способность оказывать ученику педагогическую поддержку в разрешении различного рода проблем и противоречий, с которыми ему приходится постоянно сталкиваться, является существенным фактором его профессионального успеха.

  •  Также немаловажную роль играет этический аспект в профессиональном труде педагога. Следование этическим нормам является одним из главных профессиональных требований. Важность данного требования вытекает из самой специфики педагогической профессии: социальное значение учителя как транслятора культуры, нравственных ценностей, примера, образца для подражания. Любое слово, действие педагога всегда должны сверяться с этическими нормами и ценностями.
  • Важным фактором эффективной профессиональной деятельности педагога так- же является его информативная ценность для обучающихся. Особую актуальность данный фактор приобретает в эру компьютерных технологий, когда учитель уже перестает быть основным источником информации для учеников. Так, например, всего 10–15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» педагога, а сейчас это качество ему просто необходимо. . . Меняются приоритеты в реализации профессиональных функций учителем: его главной задачей становится уже не трансляция знаний, а содействие учащимся в поиске нужной информации, формирование у них умений ее фильтрации, определения степени достоверности, полезности, практическом применении полученных знаний. Главными преимуществами учителя перед другими источниками информации продолжает оставаться наличие у него целостной, структурированной системы знаний в данной предметной области, позволяющей ему раскрывать перед учащимися сущность изучаемых ими объектов и явлений, содействовать формированию у них систематизированных знаний по конкретной учебной дисциплине, осознанием слабых и сильных сторон информационного ресурса, способностью к критическому восприятию содержащих в нем материалов.

Ещё важнейшими профессиональными качествами педагога современной школы являются его способности к эмпатии и рефлексии. Способность к эмпатии  характеризует готовность педагога к сопереживанию, пониманию воспитанника, является необходимым условием для конструктивного взаимодействия с ним, оказания ему педагогической поддержки. Детерминантой профессионального успеха учителя является его способность к рефлексии. Осмысление результатов собственной деятельности, анализ мотивов, поступков, принятых решений, допущенных ошибок является основой для накопления им педагогического опыта, профессионального становления и развития.  

  • Особенностью модернизации современного педагогического образования является его направленность на формирование у педагога творческого отношения к профессиональной педагогической деятельности. Творческая деятельность педагога имеет своей целью инициирование новых позитивных изменений в воспитаннике, отвечающих представлениям об идеале воспитания. На пути достижения данной цели педагог ставит и разрешает проблемы, анализирует педагогические ситуации, выбирает наиболее продуктивные в данных условиях способы деятельности, модифицируя, комбинируя уже известные формы, методы, средства, разрабатывая и применяя при необходимости новые, отказываясь от бесперспективных, неэффективных действий.
  • Особую значимость в аспекте осуществления модернизации педагогического образования приобретает необходимость ориентированности учителя на разработку и реализацию инновационных программ, современных информационных технологий как ведущих факторов достижения эффективных результатов в современном образовательном процессе. Применение инновационных технологий существенно расширяет диапазон используемых педагогом дидактических методов и средств, позволяет ему комплексно реализовывать принципы обучения, в большей мере учитывать индивидуальные особенности обучающихся, специфику конкретной педагогической ситуации. Для профессионального и личностного развития педагога особое значение приобретает его стремление к самоактуализации. В настоящее время актуальность проблемы саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности по-прежнему остается высокой, учитывая, что человек, достигший уровня самоактуализации, добивается полного использования своих талантов, способностей, потенциала.
  •  Не вызывает сомнения, что для осуществления эффективной педагогической деятельности педагог должен обладать определенным набором личностных качеств терпеливым, разумно реагирующим на самые необычные формы поведения своих воспитанников;

— должен владеть ситуацией, в случае необходимости принимать быстрые и обоснованные решения и реализовать их на практике;

— ему необходимо быть твердым и последовательным, но не жестоким в своих действиях;

— необходимо иметь чувство юмора, уметь вовремя мягко пошутить по поводу некоторых происшествий, снять напряжение, но не допускать ни в коем случае насмешки над ребенком;

— педагог должен быть ласковым по отношению к детям.

  • 5. Педагог должен знать особенности развития каждого своего ученика, зону актуального развития и зону ближайшего развития, чтобы спланировать свою работу.

Работа педагога в специальной  школе всегда связана с большой отдачей сил, энергии, душевного тепла. Она невозможна без наличия глубоких, разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами.

Иными словами, личностное и профессиональное начала педагога являют собой нечто целостное и неразрывное, что служит методологическим ориентиром модернизации педагогического образования

nsportal.ru

«Развитие профессиональной компетентности педагогов школы как фактор повышения качества образования в соответствии с современными требованиями»

( Слайд 1.)

«Развитие профессиональной компетентности педагогов школы как фактор повышения качества образования в соответствии с современными требованиями»

(Слайд 2»)

«Не дай Вам Бог жить во время перемен», – гласит китайская мудрость.

Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время – это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, “оказаться во времени”.

С 2009 года в жизнь системы обрзования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура “ФГОС”. Но какие бы реформы не происходили в системе образования, в итоге они так или иначе замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе, школьном педагоге.

Для успешной реализации поставленных перед нами задач необходимо обладать соответствующим уровнем профессиональной компетентности, т.е. с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуацией в системе образования уметь:

– выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса;

-прогнозировать результаты;

-создавать собственную концепцию, основу которой составляет вера в себя,

в реальную возможность развития личности каждого школьника.

В современных условиях реформирования образования радикально меняются образовательные функции педагога, соответственно меняются требования к профессионально-педагогической компетентности, к уровню профессионализма, личностного роста.

( Слайд 3)

В профессиональном смысле личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса предполагает овладение в полном объеме профессиональными компетентностями.

Это и специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины, и методическая, и психолого-педагогическая, информационная, коммуникативная и творческая компетентность.

Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения в первую очередь сформулировали требования к учителю, который становится не “транслятором знаний”, не “урокодателем”, а человеком, способным проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы, а это возможно в том случае, если учитель готов не только использовать имеющиеся педагогические технологии, но и выходить за рамки нормативной педагогики через совершенствование собственной деятельности, стимулирования творческой деятельности обучающихся. Именно поэтому существенно меняется наша роль: от транслятора знаний мы должны перейти к проектированию индивидуального маршрута интеллектуального и личностного развития каждого обучаюшегося.

Наша школа работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, умственной отсталостью (с интеллектуальной недостаточностью). Кроме того с каждым годом в школу приходит всё большее количество детей со сложной структурой дефекта. Основное требование к квалификационной характеристике педагога коррекционной школы – это наличие среднего или высшего профессионального образования и соответствующая специальная переподготовка по профилю деятельности коррекционного учреждения по адаптированным программам образования обучающихся с умственной отсталостью.

Администрацией  школы проводится работа по наращиванию качественного кадрового потенциала. Всего в школе-интернате работает 36 педагогов. Анализ качества кадрового состава педагогов показывает, что из них 18 педагогов имеет высшее педагогическое образование, 5-высшее дефектологическое; высшую квалификационную категорию имеют 9 человек, I квалификационную категорию – 18 педагогов, соответствие занимаемой должности – 9 педагогов.

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.

Это вовсе не значит, что только лишь этих качеств достаточно для того, чтобы стать в глазах своих учеников и общества идеальным учителем, но без перечисленных качеств это просто невозможно. В совокупности эти личностные свойства образуют неповторимую личность учителя по призванию.

Важнейшим показателем деятельности педагога школы является его профессиональная компетентность

Что же такое компетентность педагога?

Можно сказать так – это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

В «Профессиональном стандарте педагога» сказано так: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться».

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешностьПовышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

Какими должны быть педагогическая деятельность и сам учитель, как современному учителю быть успешным и какие компетенции должны стать приоритетными, чтобы в новой социальной ситуации обеспечить высокое качество образования?

Работая в соответствии с современными требованиями, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.

(Слайд.4)

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.

(Слайд.5) Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

(Слайд 6)

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
2.Исследовательскаядеятельность;
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
6. Трансляция педагогического опыта;
7. Использование ИКТ и др.

Рассмотрим основные пути развития профессиональной компетентности педагогов из опыта работы :

(Слайд7)1. Система повышения квалификации.

Активно проходит обучение педагогов на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки по актуальным проблемам образования педагогов.

Курсы повышения квалификации традиционно остаются одной из распространенных форм повышения квалификации педагогов. Причем теперь есть возможность пройти обучение как очное, так и заочно (дистанционно, такие курсы решают проблему срыва учебного процесса.). Ежегодно педагоги школы проходят курсы повышения квалификации по актуальным проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и основным направлениям модернизации преподавания предметов в соответствии с современными требованиями. Участвуют в вебинарах. Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность педагогов к реализации ФГОС

( Слайд 8)

2. Аттестация педагогических работников.

Каждому творческому педагогу необходимо признание его профессиональной деятельности, достигнутых результатов работы.

Одним из средств реализации новых направлений в образовании является аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле деятельности для совершенствования уровня педагогической компетентности.

( СлайД 9).

Развитие профессионализма достигается и через самообразование.

Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка базовых учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

Свое самообразование мы осуществляем посредством следующих видов деятельности:

  • Через систематическое повышение квалификации;

  • изучение современных психологических и педагогических методик;

  • участвуя в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещая уроки коллег;

  • осуществляя просмотр телепередач, чтение прессы.

  • знакомясь с педагогической и методической литературой.

  • используя интернет – ресурсы;

  • демонстрируя собственный педагогический опыт

( Слайд 10.)

Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.

Нельзя не сказать и о роли школьных методических объединений и педсоветов.. По отношению к опытным педагогам – это создание условий для активной исследовательской и наставнической деятельности, к молодым педагогам: развитие профессиональных умений, превышающих базовый стандарт педагогического образования, к начинающим и малоопытным педагогам: помощь в становлении профессиональных умений, расширение и углубление психолого-педагогических знаний.

Работа в методических объединениях позволяет изучать все эти вопросы теоретически, а проведение открытых и показательных уроков – возможность для учителя показать свое мастерство и поучиться у других

Открытый урок для учителя – это вершина его мастерства, это совокупность накопленных знаний за период его профессиональной деятельности. Открытый урок даёт возможность каждому преподавателю раскрыть свой талант, показать своё видение урока и получить объективное, грамотное, компетентное мнение своих коллег. На мой взгляд, подобная практика имеет ряд положительных моментов.
Во-первых, открытые уроки позволяют коллегам, присутствующим на уроке, брать на заметку новые идеи, для дальнейшего использования в своей профессиональной деятельности. 
Во-вторых, именно здесь происходит общение на профессиональном уровне, что сближает учительский коллектив.

В-третьих, даёт возможность учителю стать более уверенным в себе и поделиться со своими коллегами новыми идеями, находками и разработками. Положительное мнение коллег в дальнейшем может стать хорошим стимулом в профессиональном росте учителя.

(Слайд 11.)

5.Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.

Одним из показателей качества образования и воспитания является использование учителями и воспитателями в образовательном процессе новых методик и технологий. В частности педагоги нашей школы активно осваивают компьютерные технологии, изучают возможности использования интерактивной доски на уроках и занятиях в коррекционной школе.

Основная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе – урок, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных, информационных и технических средств обучения?

Одной  из  важнейшей  составляющей  профессиональной  компетентности  учителя  является  степень  его  готовности  к  использованию  современных  информационно-коммуникационных  технологий  в  своей  профессионально-педагогической  деятельности. Такой урок становится более интересным, более эффективным в плане усвоения знаний. Использование некоторых компьютерных программ, интерактивной доски позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий

(Слайд 12)

Возможности сетевых сообществ.

Особенно интересны следующие: Это портал «Сеть

творческих учителей» – крупнейший педагогический Интернет – проект России.

«Лаборатория профессионального мастерства» (сайт Дрофа), Pedsovet.su , uztest.ru , проект «Открытый класс», портал «ПроШколу.ру» , videouroki.net, infouroki.ru .

Педагоги школы принимают активное участие в дистанционных конкурсах на сайтах: « Продленка». «Инфоурок» «Педагогический сайт» «Конспекты уроков», «Копилка», «Педсовет» и др.

(Слайд 13. )

Работа в творческих группах; научно-теоретических конференциях, научно – методических семинарах, дискуссиях, круглых столах, организационно – деятельных играх также способствует повышению мастерства педагогов..

( Слайд 14.)

Взаимопосещение уроков.

При посещении уроков, можно заметить оригинальное, новое в опыте отдельных учителей, взять на вооружение простые, но действенные приемы работы.

(Слайд 15.)

Обобщение опыта своей работы, презентация собственных достижений. Хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности – создание портфолио, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития.

( Слайд 16)

Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях. Они дают педагогу возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, что повышает профессиональный уровень.

(Слайд17.)

Активное участие в олимпиадах, конкурсах и фестивалях для уч-ся заставляет искать новые пути решения задач.

Усилия педагогов не проходят даром. Обучающиеся радуют нас своими достижениями. Воспитанники школы-интерната регулярно принимают участие в конкурсах детского творчества, и работы наших детей не остаются незамеченными.

(Слайд 18)

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность.

Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов. Поиск и использование эффективных методических приемов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся для активизации деятельности самих учеников, т.к. познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха.

(Слайд 19) Работа с родителями.

Особое место отводится работе с родителями. Так как основной контингент детей из неблагополучных семей и это создает не мало, трудностей в осуществлении эффективного учебного процесса, регулярно проводится индивидуальный контроль, индивидуальные беседы с родителями, посещение семей, родительские собрания.

Непосредственное контактное взаимодействие между педагогами, родителями и обучающимися, совместное общение и деятельность становятся специально организованным процессом формирования эффективного воспитательного и учебного процесса.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если каждый из нас сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

(Слайд20)

Итак, в современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства  помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

( Слайд 21.)

В современных условиях требования к нашей профессиональной компетентности предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. Перед каждым из нас поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Нельзя жить по старинке, нельзя мыслить и поступать как все.

Есть удивительные слова Галилео Галилея: «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе».

А помогаем делать эти открытия мы, педагоги.

Хочется в завершение пожелать всем здоровья и счастья и творческих успехов!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *