Профессия режиссёр – Mollenta – Молодёжный информационный портал
Опубликовано: 21.10.2012 16:07
«Молодому режиссеру работу найти не сложно, сложно быть режиссером»
Иветта Урожаева в этом году закончила СПбГУКиТ по специальности «режиссура» и уже имеет за плечами несколько удачных проектов. Вместе с другими молодыми режиссёрами девушка создала проект «Неслабое кино», в рамках которого представила публике свой короткометражный фильм «Два-два». А осенью этого года, объединившись с театром «Миниатюръ», была создана совершенно новая программа «Кино+Театр=Театр+Кино», объединившая в себе короткометражные фильмы и театральные миниатюры.
О том, как пришла в профессию и возможностях, которые сейчас открываются перед молодыми режиссёрами нам рассказала Иветта Урожаева.
Почему вы выбрали профессию режиссёра?
Для меня это профессия, где я могу быть максимально честной перед самой собой. В 9 классе с подругой снимали короткометражные игровые фильмы. Сами снимали, монтировали, писали сценарии. При поступлении все время царило ощущение, что эта профессия позволит постоянно чувствовать дыхание времени, постоянно открывать для себя новое и расширять рамки сегодняшнего.
Как выбрали вуз и как готовились к поступлению?
Готовилась к поступлению основательно. В брошюре поступающего было сказано, что необходимо будет исполнить басню, стихотворение и спеть. Тут же понеслась на курсы вокала ставить себе голос. Как позже оказалось – это совсем не потребовалось.
Поступала на документальное кино параллельно с игровым в СПбГУКиТ, и еще в Кулек (так в Питере называют СПбГУКИ – петербуржский университет культуры и искусств – прим. автора) на игровое, но в последний момент чаша весов склонилась в сторону игрового кино, особенно благодаря мастеру курса – С. М. Овчарову. На сегодняшний день нисколько не жалею об этом.
А конкурс состоял из написания творческой работы, актерского конкурса, творческого коллоквиума, собеседования с мастером и сочинения по литературе. Допускались к экзамену только те, кто проходил творческий предконкурс – сдавалась папка со сценариями, фотографиями, биографией – уже на уровне допуска к экзамену надо было проявить себя.
Как родители отнеслись к выбору профессии? Они тоже режиссёры?
Родители не из мира кино, но полностью меня поддержали, хотя выбор профессии их удивил и вроде как продолжает удивлять до сих пор. Они не ожидали, что я начну добиваться маленьких побед в этой большой профессии.
Как молодому человеку понять, что ему нужно быть именно режиссёрам?
Если человек видит мир иначе, чем все остальные – и ему хочется поделиться этим видением мира с другими – то ему смело в режиссуру
Как проходила практика в университете и что она дала?
Практика представляет из себя съемки короткометражных фильмов – где каждый студент проходит школу жизни. Здесь ты и строитель, и маляр – приходится самому столь свои декорации в павильоне, и гример, и костюмер, и декоратор, и повар, и администратор, а еще очень хочется успеть поработать с актерами и заняться своим делом – режиссурой, но так как вся команда состоит лишь из таких же студентов и одного – двух затесавшихся профессиональных актеров, то необходимо не вешать нос и подавать своей команде пример – быть везде и всюду первым, ничего не бояться и все трудности преодолевать с улыбкой. По сути кино это и есть практика, ни одна теория не даст столь яркого представления о режиссуре, как, непосредственно, сама практика.
Много девушек учится на режиссёрском факультете?
На нашем курсе училось четверо девушек-режиссеров, конечно в основном преобладающее количество режиссеров – мужчины. Не каждая творческая девушка готова вынести физические и психические нагрузки, зажимаясь съемками фильма, и организовывая весь этот процесс от и до.
В чём заключается работа режиссёра над фильмом?
Режиссеру необходимо жить фильмом на всех стадиях его производства – от момента рождения, идеи и до момента, когда впервые включается проектор и на белом экране появляются первые кадры твоего фильма. У режиссера есть некий замысел, идея, порой все отталкивается лишь от образа, и режиссер задается вопросом – о чем он хочет делать кино? Формулировать надо конкретно, так как если ты сам не будешь знать, о чем оно, то команда активно начнет «помогать». И подсказывать, внося свои поправки и идеи, а это разрушает твой замысел на корню.
Режиссер живет вместе со сценаристом несколько месяцев и сценарий все переписывается и переписывается, параллельно режиссер начинает встречаться с другими авторами своего фильма – оператором, композитором, звукорежиссером, художником – постановщиком, художником по гриму, художником по костюмам и с каждым находить общий язык, посвящать его в свой замысел, и во всем этом создается свой мир командой людей. Работа очень кропотливая и детальная, ведь чем лучше подготовка, тем качественней сама съемка.
На каждом проекте сам процесс немного отличается, но из основного – написание сценария, подготовительный период, съемки, поспродакшн – озвучание, шумы, звуковая картина фильма, написание музыки, цветокоррекция, титры, спецэффекты – и обязательно везде должен быть режиссер. Как говорится, режиссер – это Колумб, который хочет открыть Америку, а его команда хочет домой. Режиссер должен поддерживать в каждом огонь энтузиазма и не давать останавливаться потоку творчества – ведь когда команда работает как слаженный механизм, то никто не тратит времени на решение ненужных проблем, и остается больше времени для творчества.
Вы получили высшее режиссёрское образование, какие возможности перед вами открываются?
Да, у меня есть на руках корочка о высшем образовании, которая не даёт по большому счёту ничего. Можно 5 лет отходить в университет, не пропустив ни одной лекции, и из вас получится хороший теоретик кино, скорее всего -хороший киновед. Но людям, которые доверят вам снимать кино, будет всё равно, сколько вы прослушали часов по предмету режиссуры, их будет интересовать только ваш опыт, опыт и ещё раз опыт, ваши знания ремесла.
Во время обучения мы изучали специфику документального кино и телевидения, поэтому я считаю, что мы также могли бы снимать документальные и телевизионные проекты, если это будет необходимо.
Главное, понимать чего ты хочешь, (денег – тогда всё просто). Наши мастера говорили нам, что уже на 3 курсе мы можем идти снимать сериалы, всему необходимому нас уже научили. Оставшееся время мы посвящали поиску собственного стиля, осознанию более глубинных вещей, связанных с режиссурой. Если до 3 курса мы изучали режиссуру как ремесло, то после 3 курса – режиссура как искусство.
Когда студенты начинают работать по профессии? Сложно ли найти работу молодому режиссёру и можно ли назвать эту профессию оплачиваемой и перспективной?
Многие студенты начинают работать во время обучения, но это палка о двух концах. С одной стороны, работая, ты уже получаешь незаменимую практику, опыт, но с другой стороны, если эта работа занимает всё твое время, и ты не можешь посещать занятия мастера, не можешь сосредоточиться на своих проектах, то всё это вредит тебе и твоему учению. Очень многие студенты, научившись элементарным азам профессии, сразу бросаются в коммерцию, завязнув в ней по самые уши. Из-за этого человек останавливается на некотором серединном промежутке, который для себя считает максимумом. И в дальнейшем в работе лишь оттачивает свои ремесленные навыки, а творческое развитие останавливается. На самом деле это большой соблазн и мало кто любит считать, что художник должен быть голодным, поэтому многие забрасывают обучение, чтобы зарабатывать на хлеб с маслом. Молодому режиссеру работу найти не сложно, сложно быть режиссером, потому что никто не даст тебе сразу снять полнометражный фильм. Опять, если же говорить о деньгах, то заработать можно всегда и везде, единственное, что ты должен понимать, на что ты размениваешь себя, вот и всё.
Беседовала Анна Кузьмина
У вас есть возможность увидеть фильмы молодого режиссёра Иветты Урожаевой своими глазами. Ближайшие показы состоятся
27 октября в 19:30 в театре “Black Box”( СПб, ул. Казанская, дом 7), где в рамках проекта “Театр+кино” будет показан спектакль «Невский проспект», а также фильмы «Какая разница», «Два-два» и «Заходите в мой дом». А 3 ноября в 19.00 в музее “Эрарта” (СПб, Васильевский остров, 29-я линия, дом 2) пройдёт показ всего киноальманаха “Неслабое кино” и спектакля «Невский проспект».
Закрепленные
Понравившиеся
что за профессия, чем занимается, плюсы и минусы, обучение, требования, описание,для детей, википедия, такой
На сегодняшний день ни одно массовое мероприятие, ни один спектакль или художественный фильм не обходится без такого замечательного специалиста, как режиссер кто это, какие у него обязанности – давайте рассмотрим далее.
Кто такие режиссеры?
Для того чтобы различные виды средств массовой информации и развлечений, такие как фильмы, разнообразные теле-шоу, театральные постановки были интересными и привлекали к себе внимание, требуется твердая рука опытного организатора. И таким относится режиссер. Именно он является главным на съемочной площадке или на сцене.
От профессионализма режиссера зависит:
- актерский состав и как они исполнят свои роли;
- какие будут использоваться декорации;
- будет ли задействована компьютерная графика или все будет сниматься на натуре;
- кто будет писать сценарий и какого он должен быть качества.
Также от этого специалиста зависит порядок на площадке, так как он связывает большое количество людей, так или иначе имеющих отношение к съемкам фильма, теле-шоу, концерту или спектаклю.
Какие бывают направления деятельности
Если рассматривать направления деятельности режиссера, то они могут быть:
- режиссер-постановщик является главным над большой командой специалистов. Именно он должен будет принимать решения относительно сценария, актерского коллектива и многое другое;
- обычный режиссер является помощником у постановщика. Чаще всего он принимает участие в крупных проектах и занимается подбором актеров для организации массовки, а так же при съемке второстепенных сцен фильма;
- ассистентом режиссера называется специалист, который только готовится стать настоящим режиссером. Очень часто эту должность занимают выпускники ВУЗов, так как это первая ступень на их карьерной лестнице;
- режиссер отвечающий за монтаж – специалист, проводящий просмотр всего отснятого материала и осуществляющий сборку конечной версии фильма. Очень часто при монтаже присутствует постановщик;
- звукорежиссер отвечает за все то, что мы слышим, при просмотре фильма или радио. Этот специалист не только отвечает за озвучку, но и сведение видео и звуковой дорожки;
- режиссер театра – занимается подбором актеров, объяснением, что он хочет увидеть на сцене, отвечает за звук, декорации и освещение сцены.
Какими качествами должен обладать
Для того чтобы стать режиссером, следует знать, какие качества делают его профессионалом:
- наличие артистизма;
- должен обладать образным мышлением;
- иметь хороший интеллект;
- отличаться широким кругозором;
- живым воображением;
- выработать железную самодисциплину;
- обладать высокой работоспособностью;
- быть лидером;
- остро чувствовать, что требуется современному зрителю.
Только в этом случае может получиться стать настоящим профессионалом.
Что должен знать и уметь?
Профессиональный режиссер должен знать и уметь:
- основы теории, а так же практики режиссуры;
- понимать принципы актерского мастерства;
- владеть основами сценического оформления;
- разбираться в музыке и правильно подбирать ее;
- понимать основы работы оператора;
- знать все законы и принципы драматургии.
Не помешают знания относительно:
- истории;
- литературы;
- изобразительного искусства;
- театра;
- кино.
Причем режиссер должен понимать разницу между различными произведениями, которые могут стать основой для сценария.
Вывод
Очень много творческих профессий может объединить в себе одна специальность — режиссер кто это, какие у него функции – мы рассмотрели в этой статье.
Возможно вам будет интересна статья: Композитор – кто это тако
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНО
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ
Москва, обл 8 (499) 703-35-33 доб. 822
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 309-06-71 доб. 475
Федеральный номер 8 (800) 555-67-55 доб. 454
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
oksait.ru
Кинорежиссер кто это – профессия. Кто такой Кинорежиссер.
Одним из самых важных людей на съемочной площадке является кинорежиссер кто это, какие требования предъявляются для этого специалиста рассмотрим далее.
Что нужно знать о профессии
Кинорежиссером называют специалиста, который занимается управлением съемочного процесса.
Кроме этого он:
- занимается отбором сценария или пишет его самостоятельно, если его не устраивают предложения сценаристов;
- будет определять, какой будет стиль у фильма;
- осуществляет руководство работой различных специалистов, в том числе художников, которые занимались костюмами и декораторов;
- проводит кастинги для актеров;
- осуществляет руководство актерами во время съемок, заставляя их выполнять определенные действия согласно сценария и необходимости рабочего момента;
- осуществляет руководство работой всех задействованных операторов;
- может выполнять монтажом снятого фильма.
Так как современный кинематограф очень часто является продюсерским, а потому мнения режиссёра и продюсера могут расходиться, то могут появляться так называемые режиссерские или авторские версии фильма.
Причем они могут частично отличаться от более распространенного продюсерского.
Режиссеры могут выбирать в каких жанрах им работать. На сегодняшний день выделяется следующие направления:
- игровое;
- документальное;
- анимационное или мультипликационное кино.
Исходя из этого, специалист будут заниматься в своей сфере, совершенствуя свое мастерство и делая свое имя известным не только среди профессионалов, но и среди зрителей.
Соответственно с тем, какой жанр был выбран для работы, режиссёр будет выбирать свое рабочее место. Оно может находиться на киностудии или в продюсерском центре. При этом он должен будет выполнять свои обязанности согласно контракта.
В зависимости от выбранного места работы, режиссер будет иметь возможность только заниматься творчеством или еще выполнять роль продюсера, продвигая фильм на рынке, ища спонсоров и выполняя роль администратора.
Характеристика профессии
Выбирая профессию режиссера, стоит быть готовым к тому, что придется столкнуться с различными моментами, которые будут как положительные, так и отрицательные. Давайте рассмотрим оба этих параметра.
Положительные моменты в работе режиссера заключаются:
- есть возможность творческого и полного раскрытия своего потенциала и желаний;
- можно путешествовать по миру, снимая фильмы;
- работа с интересными и известными людьми;
- идет постоянное совершенствование себя как личности и профессионала;
- при определенном старании можно стать известным и высокооплачиваемым специалистом;
- режиссер – это престижная и самая привлекательная работа;
- можно участвовать на различных фестивалях, получая награды, премии, тем самым повышая свою известность и значимость.
Говоря о положительных, не стоит забывать и об отрицательных моментах:
- не смотря на внешнюю беззаботность, работа является тяжелой и требующей полной самоотдачи;
- во время съемок и продвижения фильма, режиссер не имеет выходных. Рабочий день — не нормирован;
- начинающие режиссеры, работают за значительно меньшие деньги, что заслужившие известность;
- следует постоянно изучать историю кино и его перспективные направления, чтобы всегда сохранять популярность.
Что режиссер должен знать и уметь?
Мало быть талантливым, необходимы еще специальные знания и умения.
Так, потребуются еще знания:
- основы актерского мастерства;
- как правильного написания сценария;
- основ сценического и музыкального оформления;
- как правильно организовать работу операторской группы и производства монтажа;
- истории, уметь разбираться в литературе, как современной, так и классической
Мы рассмотрели основы специальности кинорежиссер кто это, какие требования к нему предъявляются.
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНО
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ
Москва, обл 8 (499) 703-35-33 доб. 822
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 309-06-71 доб. 475
Федеральный номер 8 (800) 555-67-55 доб. 454
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
oksait.ru
Режиссер – это профессия
Театр не может жить без режиссера. Именно режиссер руководит театром и определяет его творческий путь. От режиссера зависят все без исключения вопросы театрального искусства. Режиссер несет наибольшую ответственность за спектакль. Он отвечает за то, что пьеса нехороша, за актеров, играющих фальшиво, за зрителей, смеющихся в неподходящих местах. Он говорит от имени всего коллектива театра, с его мнением, как правило, считаются больше, чем с мнением любого артиста. К режиссеру обращаются с любым вопросом, касающимся спектакля, и он обязан ответить на него. Режиссер имеет массу обязанностей, но и большие права.
Режиссер должен быть широкообразованным человеком. Он обязан хорошо разбираться в музыке, изобразительном искусстве, технике театра и даже в хозяйственных и организационных вопросах. И в то же время режиссер совсем не обязан уметь писать пьесы, он может быть слабым артистом, может не уметь рисовать и играть на музыкальных инструментах. Поэтому режиссура иным кажется очень легкие делом. И ведь действительно, почти каждый артист может поставить спектакль. Очень многие режиссеры никогда режиссуре не учились. И не раз мы были свидетелями того, как случайный человек, назвавший себя режиссером, ставил спектакль, который даже имел успех.
Итак, в конце концов, тяжелое или легкое дело — режиссура?
Легкое — если понимать режиссуру как ремесло. Тяжелое — если понимать режиссуру как искусство.
Конечно, режиссеру-ремесленнику тоже кое-что надо знать. Но отсутствующий талант ему заменяет энергия или просто нахальство, отсутствие подлинных знаний восполняется апломбом, вместо творческого воображения у ремесленника хорошая память. Ремесленнику удается иной раз прослыть знатоком среди начинающих. Но очень скоро авторитет такого руководителя оказывается дутым, а успехи его — мнимыми.
До революции предприимчивые издатели выпускали сборники рифм и книжки о том, как писать стихи. Но наивно думать, что человек, научившийся рифмовать «кровь» — «любовь» и «розы» — «мимозы», становится поэтом.
Многочисленные статьи, книги и брошюры о том, как надо ставить спектакли, двухнедельные семинары для подготовки режиссеров при всей полезности этого дела не могут сделать режиссером любого желающего. Человек, лишенный природных способностей к режиссуре, никогда не станет хорошим режиссером. В лучшем случае, добросовестность, культура и организаторские способности могут сделать его полезным ремесленником. Бывают и такие.
Но и природная одаренность без знаний, без общей культуры, без организаторских и педагогических данных дает результаты не намного большие, чем знания без одаренности.
Научить режиссуре нельзя. Можно только помочь способному режиссеру раскрыть свое дарование, натолкнуть на интересное решение, предостеречь от опасных заблуждений. Некоторые режиссерские свойства можно тренировать и развивать, углублять и расширять, но если у человека начисто нет музыкального слуха, то петь он никогда не станет. Если человек лишен наблюдательности, фантазии и воображения, если у него отсутствуют чувство юмора, темперамент, ощущение ритма и т. п., он режиссером не станет никогда.
Если подходить к нашей профессии с высокой позиции, то, вероятно, придется признать, что это самая трудная профессия в мире.
Сколько бы ни было споров о роли режиссера, о примате актера или режиссера, жизнь неопровержимо доказала, что, хотя драматургия и является основой театра, а актер — главной фигурой, несущей через себя, через живого человека то, что составляет существо сценического произведения, судьба сегодняшнего и будущего театра в большой степени зависит от режиссера, ибо он цементирует все элементы, без которых нет театра.
Может быть, некоторым покажется, что я гипертрофирую, преувеличиваю роль режиссера. Думаю, что нет. Сама жизнь показала, что режиссура ни в какой мере не умаляет роль и значение артиста, потому что ни одна режиссерская проблема не нужна и никому не интересна, если она не проявляется в живом актере. Поэтому утверждение, что сегодня режиссура — главная проблема, это отнюдь не утверждение примата режиссера над актером. Эта проблема давно себя изжила, хотя в некоторых статьях еще проскальзывает недовольство возросшей ролью режиссера. Мне кажется, нет конфликта между хорошим режиссером и хорошим артистом. Есть конфликт между бесталанным, нерадивым режиссером и живым творческим коллективом. С другой стороны, есть конфликт между режиссером-художником и актером ленивым, погрязшим в штампах.
Но это не принципиальный конфликт двух театральных профессий, которые не могут существовать одна без другой.
В этом нет никакого противоречия. Беда театра начинается именно с противопоставления друг другу трех «китов», на которых зиждется театральное искусство,— драматурга, режиссера и актера. Истинный театр есть гармоническое соединение этих основных созидателей театрального искусства. И роль режиссера в этом процессе ведущая, организующая, направляющая. Вот почему необходимо говорить о его ответственности.
Не каждый до конца понимает и ощущает эту ответственность. Кое-кто из нас чувствует себя чем-то вроде участника массовой сцены, который, оттого что рядом с ним находится еще сорок человек, не понимает, сколь важна именно его роль, полагая, что она перекладывается на плечи его партнеров. Порой мы тоже невольно перекладываем ответственность на плечи соседа, коллеги, товарища, не до конца ощущая всю важность того, что каждому из нас надо делать на своем месте.
Искусство театра не транспортабельно. Оттого что в Москве гениально сыграна такая-то пьеса, зрителям Смоленска нисколько не легче. Резцы усовершенствованного профиля могут быть использованы на многих заводах, новый медицинский препарат может вернуть здоровье больному бухты Тикси и больному жителю Кировограда… Творческое же открытие Плучека или Эфроса, Ефремова или Равенских может обогатить большие или малые театры страны только при очень определенных, очень своеобразных условиях.
Говорят, что нефть совсем не такой уж легковоспламеняющийся материал, что она горит только при определенной температуре. Не знаю, как с нефтью, но знаю твердо, что холодные, не согретые интересом души ни от каких летящих творческих искр не воспламеняются.
Каждый театр, каждый режиссер обязан «у себя дома», на своем месте решать общую задачу — как наилучшим образом нести народу высокие гуманистические идеи, как достучаться до сердца современника, затронуть чувствительные струны его души.
На мой взгляд, организационная система нашего театрального хозяйства в большой мере повинна в том, что фигура режиссера стала больше административно-организаторской, чем творческой. В текучке выпуска спектаклей, в необходимости решать все производственные, организационные проблемы мы упускаем то, что делает нас деятелями искусства,— теряем природу образного мышления, составляющего основу нашей профессии. Во многих спектаклях, по меткому выражению А. Попова, берет верх «безобразье». Происходит это отчасти потому, что никакая другая профессия не дает такого простора для дилетантизма, как профессия режиссера. Это вытекает из самой природы искусства театра — искусства коллективного.
В какой еще области может так случиться, чтобы средней интеллигентности и культуры человек, появившись в профессиональном коллективе, мог оказаться «на высоте положения»? А если он к тому же поднаторел в театральной терминологии, если он улавливает конъюнктуру, то в общем ему довольно нетрудно казаться режиссером. В самом деле: хорошая пьеса, хорошие артисты, хорошо разошлись роли, художник создал довольно правдоподобный фон для действия, в процессе работы — видимость руководства всеми этими компонентами и в довершение всего — успех. Но при чем тут профессия? И по какому праву можно называть это искусством? А какой-нибудь критик еще напишет об этом высокие слова, и средней интеллигентности человек, оказавшийся во главе творческого коллектива, с удовольствием прочтет, что ему удалось с точки зрения образного решения, что не удалось, и придет к полной уверенности, что он приобщился к искусству. И не просто приобщился, но и создает его.
Есть искусства, в которых сразу же становится очевидным отсутствие профессионализма; скажем, изобразительное искусство, искусство пианиста или связанное с опасностью для жизни искусство акробатики. А в нашей профессии можно прожить жизнь, так и не став художником, и при этом даже получать звания.
Повторяю, источники этой беды заложены в самой природе театрального искусства, которая позволяет режиссеру не быть профессионалом; поэтому необходима особенно высокая внутренняя требовательность к профессии режиссера, чтобы ремесло и дилетантизм не принимались за искусство.
Мне кажется, мы должны выработать критерий, кодекс творческих законов, по которым человек, не отвечающий необходимым требованиям художественного порядка, не имел бы права заниматься нашей профессией. И мы обязаны это сделать, иначе видимость профессионализма по-прежнему будет проникать в самую суть, в самое сердце творческого процесса театра.
Сегодня дело в нашей профессии обстоит неблагополучно. И наша вина состоит в том, что мы мало занимаемся существом дела.
Даже профессиональные разговоры мы ведем порой на таком уровне, что, если бы на одно из наших творческих совещаний зашел человек другой профессии, но достаточной культуры, он вполне мог бы принять в нем участие на нашем уровне, а то и на более высоком.
Попробуйте, например, войти на консилиум врачей. Многого из того, что там говорится, вы не поймете. А врачи, придя к нам на заседание художественного совета, могут спокойно обсуждать спектакль вместе с нами. Почему же так происходит? Потому что мы занимаемся общими разговорами, не выходящими за пределы привычных конференций и диспутов. Мы позволяем себе комментировать пьесу, подменяя этим конкретный профессиональный разговор. То есть и здесь мы не можем уйти от дилетантизма.
Для того чтобы говорить профессионально, нужно иметь общий критерий. Когда-то Плеханов долго переписывался с одним философом-идеалистом, у них шел спор. Не закончив его, Плеханов в одном из писем написал: я прекращаю с вами спор, потому что мы спорим о том, какого цвета черт, не договорившись о его существовании. Что-то вроде этого происходит и у нас.
Сейчас самым главным для нас, мне кажется, должны стать поиски общих отправных позиций в вопросах создания произведений искусства и их оценки. Думаю, что на сегодняшний день мы еще далеки от этого.
Режиссер должен уметь играть на человеческой душе артиста. Он должен играть так, чтобы вместе с артистом и через него находить отклик в душах зрителей. Передать авторские и свои человеческие чувства через чувства другого человека, артиста, третьим лицам, зрителям, этот сложный двойной контрапункт требует глубокого знания психологии человека, его душевных движений. Между автором и зрителем стоит посредник — артист, который и решает творческую судьбу спектакля.
Чтобы суметь выполнить эту задачу, надо как на самое первейшее дело обратить внимание на вопросы профессионализма, вопросы мастерства,
Мне кажется, в нашей профессии утеряно в какой-то мере то, что называется одержимостью. В жизни и в искусстве нас что-то вдохновляет или оскорбляет, вызывает страстное желание вмешаться, ринуться в бой за то, во что веришь. Это я и называю одержимостью, которая должна быть в режиссере.
Мы не умеем копить, не умеем переносить из спектакля в спектакль крупицы своего творчества, своего темперамента, душевного огня. Вы сегодня поставили спектакль, который вас не удовлетворяет, который не получился потому, что вы сами чего-то не сделали или в силу иных причин, но если была хоть одна репетиция, на которой вы сумели в себе отложить что-то, и эту частицу перенесли в следующий спектакль, тогда вы будете двигаться вперед.
Уметь нести это в себе независимо от успеха или неуспеха очень трудно. Очень трудно из безуспешного спектакля для себя самого сделать правильный вывод. Это трудно из-за самолюбия.
Всегда естественнее искать причину неуспеха вовне: в артисте, в плохой пьесе, даже в публике (чаще всего мы ищем именно такие мотивы!), и очень трудно отдать самому себе отчет, в чем же твоя вина. Говорят, не опасно совершить ошибку, опасно совершить ту же ошибку во второй раз. А для того чтобы честно взглянуть правде в глаза, как бы она ни была горька, и извлечь из нее уроки, нужно иметь огромную волю и мужество.
Но рядом с одержимостью, помноженной на вдохновение, должен появиться и расчет. Быть может, ни в одной профессии не должны сочетаться Моцарт и Сальери так, как в нашей. Мы можем представить себе артиста, в котором больше Моцарта, — в режиссере вдохновение и расчет должны сочетаться гармонически.
Существует заблуждение, что режиссер — «возрастная» профессия. У нас очень мало самостоятельно работающих режиссеров, которым меньше тридцати — тридцати пяти лет. Но почему нужно считать, что режиссер должен пройти долгий жизненный путь, чтобы получить право заниматься режиссурой?
Станиславский говорил, что режиссера нельзя воспитать, режиссером надо родиться. Стало быть, у режиссера по призванию временные параметры для приобретения жизненного опыта, для возникновения своей эстетической платформы иные, чем у неталантливого режиссера. Режиссер, которому двадцать два или двадцать три года, может быть художником, способным создать настоящее произведение искусства. Ведь жизненный опыт нужен и писателю, и драматургу, и критику. А Гоголю было двадцать два года, когда он написал «Вечера на хуторе близ Диканьки», Грибоедову было двадцать семь, когда он написал «Горе от ума», Добролюбов умер двадцати пяти лет, Шиллер в двадцать пять написал «Разбойников», Эйзенштейн в двадцать семь снял «Броненосец „Потемкин”», Вахтангов к двадцати шести годам поставил лучшие свои спектакли, Блок в двадцать четыре написал «Стихи о Прекрасной Даме», Шолохов в двадцать три года создал первую часть «Тихого Дона», Рахманинов в восемнадцать лет — оперу «Алеко». Мне скажут: «Это гении». Правильно! Но мы привыкли равняться по самому высокому.
Для того чтобы Эйзенштейн в двадцать семь лет смог снять «Броненосец „Потемкин”», ему должны были оказать доверие. Наверно, имелись основания, по которым это доверие было оказано. Не может быть, чтобы менее талантливой стала наша молодежь, чтобы она не давала «продукции», необходимой как основание для доверия.
Все это важно потому, что талант (может быть, это парадокс) «усыхает». Важно в двадцать три года сделать нечто такое, что, может быть, окажется заблуждением, о чем пожалеешь, когда тебе станет тридцать, но что тем не менее важно иметь за плечами. Иначе в тридцать нельзя сделать чего-то значительного.
Слабостью многих режиссеров является отсутствие образного видения. Бывает, что оно присутствует, но присутствует как бы не в своем виде искусства.
Мне пришлось иметь дело с одним молодым режиссером, который прекрасно и образно, по-настоящему интересно рассказывал о сцене, которую он поставил. Но какой неинтересной оказалась сцена, когда он ее показывал! Все, о чем он рассказывал, ему лишь казалось, а в самой же сцене начисто отсутствовало. Беда! Человек мыслит образно, но не пластически, не средствами театра! Он видит все литературно, а к тому, на что прежде всего должен быть настроен его глаз, он как раз слеп. И это не случайный пример. Это типичная болезнь: неумение перевести решение — тонкое, интересное, образное, но литературное — в сценическое.
Одно из главных качеств таланта режиссера, о котором мы мало говорим,— это чувство зрелищности. Без этого чувства нет человека нашей профессии. И о каком бы произведении ни шла речь, будь это даже психологическая драма Чехова или Ибсена, все равно без чувства зрелищности не может быть режиссера, хотя, казалось бы, пьесы Чехова и Ибсена меньше всего внешне подходят к понятию «зрелище».
В чем смысл режиссерской профессии? В чем ее величие и трудность, прелесть и таинство, ограниченность и сила?
Как известно из истории театра, функции режиссера многие века исполняли драматурги или первые актеры. Все было ясно и понятно. Как и почему возникла должность режиссера, как и почему режиссер забрал такую власть в театре — пусть объясняют историки и теоретики театра. Они это сделают лучше меня. Но факт остается фактом. Режиссер пришел в театр и стал им руководить. XX век — век атома, спутников, кибернетики и… режиссуры. Раньше были театры Шекспира, Мольера, Гольдони, Островского… Теперь «имени Островского», «имени Чехова», «имени Горького». Раньше был театр Комиссаржевской, театр Сары Бернар. Теперь — Жана Вилара, Питера Брука, Планшона. Дело, конечно, не в названиях. Называется «Театр имени Маяковского», но все говорят: «Театр Охлопкова». Называется «Театр комедии», а все говорят: «Был в театре Акимова».
Подлинное величие нашей профессии — не только в умении или праве стереть все границы, убрать все ограничения и творить свободно и смело, подчиняясь лишь гражданскому долгу и легкому или бурному полету фантазии.
Подлинная свобода режиссера заключается не в том, с какой он страстью и богатством воображения ломает планшет сцены, устраивает световые или водные фантасмагории, всовывает в спектакль кино, симфонический оркестр, вращает круги, тратит километры мануфактуры и тонны арматурного железа.
Благородное величие нашей профессии, ее сила и мудрость — в добровольном и сознательном ограничении себя. Границы нашего воображения установлены автором, и переход их должен караться, как измена и вероломство по отношению к автору. Найти единственно верный, самый точный, на одну, только на одну эту пьесу прием, меру и природу условности данной пьесы, умение играть музыку, а не просто ноты автора, умение играть чужое произведение, как собственное,— высокая и самая трудная обязанность режиссера.
У меня есть основание предполагать, что мой тезис о руководящей роли режиссера понимается некоторыми как утверждение безграничного режиссерского деспотизма. Поэтому я считаю необходимым сделать дополнение к сказанному выше.
Да, я считаю, что режиссер является центральной фигурой в театре. Но художественную волю режиссера нельзя путать с деспотией личного вкуса.
Когда-то в молодости я ставил спектакли с единственной целью — обратить на себя внимание. Пьесы, актеры были для меня лишь материалом, с помощью которого я пытался сообщить миру, что я о нем думаю. Постепенно, когда стал приходить опыт и известное умение, передо мной стал вопрос: а вправе ли я угощать зрителей своими мнениями, настроениями и переживаниями, предварительно не осведомившись, интересуют ли они человечество?
Индивидуальность режиссера, его гражданские и художественные взгляды несомненно должны быть выражены в спектакле. Но необходимо уметь их выразить и иметь право их выражать. Для этого надо понимать, что зритель ходит в театр не только ради режиссерских открытий и находок и совсем не ради знакомства с нашими новациями. Ему, зрителю, интересны прежде всего Шекспир и Достоевский, Ибсен и Мольер, Чехов и Горький. Секрет и тайна режиссерской профессии, режиссерской удачи в том и состоят, чтобы наиболее глубоко, современно и точно прочесть автора, понять и воплотить его. И тогда зрителя уже будет интересовать не просто Шекспир, а Шекспир Брука, Мольер Планшона, Розов Эфроса и т. д. Огни Театра, Театра с большой буквы, зажигает сопряжение драматурга с режиссером. Современный режиссер должен быть в первую очередь самым лучшим читателем из живущих сейчас, в XX веке. Значение прекрасной и сложной профессии режиссера — в максимальном приближении к авторскому замыслу, к смыслу первоисточника, а не в эксплуатации своего дарования, каковое рано или поздно истощится, как бы велико оно ни было.
Творческую свободу режиссера «ограничивает» не только автор, но и творческий коллектив, актеры. Ничего не стоит самый оригинальный замысел режиссера, если он реализован не через актеров. Актеры, проникнутые авторской идеей и режиссерским замыслом, становятся не исполнителями, а творцами спектакля.
Мечта Гордона Крэга об актере-сверхмарионетке, по счастью, на театре неосуществима. Как самые совершенные роботы не могут заменить Праксителя, Моцарта, Шекспира, так и самая совершенная сверхмарионетка не может потрясти зрителей, как некогда их потрясали Мартынов или Элеонора Дузе, Вера Комиссаржевская или Николай Хмелев.
У меня никогда не возникает потребности освободиться от плена пьесы, зависимости от актера, ответственности перед зрителем. Я довольно часто вступаю с ними в спор. Но как союзник, а не как раб. Как преданный друг, а не как господин. И ущерба для своей свободы в этом не испытываю. Напротив, в ограничении своей фантазии определенными рамками и состоит главная трудность, но зато и прелесть режиссерского искусства.
Из всех театральных школ я признаю лишь школу и метод К. С. Станиславского. Он один построил свою систему на законах органического существования, на законах природы. К сожалению, Станиславского искусственно разделили на теоретика и практика. Самого темпераментного, вечно ищущего, до безрассудства смелого художника канонизировали как упрямого приверженца унылого натурализма. А ведь самые непокорные его ученики — Вс. Мейерхольд, Евг. Вахтангов, К. Марджанов и другие — развивали его учение даже тогда, когда думали, что противостоят ему. Станиславский не стоял на месте. И я думаю, живи он сегодня, он был бы самым современным режиссером. Для этого ему не пришлось бы изменять законы природы творчества, лишь открытые, а не придуманные им.
Режиссера иногда сравнивают с источником творческой энергии, лучи от которого расходятся во все стороны: к актеру, к драматургу, к зрителю. Мне же думается, что режиссер — это точка пересечения времени, поэтической идеи и искусства актера, то есть зрителя, автора и актера. Это призма, собирающая в один фокус все компоненты театрального искусства. Собирая все лучи, преломляя их, призма становится источником радуги.
О чем бы и как бы ни говорил автор — о «свинцовых мерзостях» провинциальной России, как Горький, о попранной красоте и мире, где доброта становится противоестественной, как Достоевский, о веселых шалостях бытия, как грузинский писатель Думбадзе,— театр всегда должен приносить людям радость познания мира. Театр, лишенный высоких принципов гуманизма,— для меня не театр. Я не хочу ему служить, не верю, что он нужен людям, не верю, что у него есть какие-нибудь перспективы.
За два с половиной тысячелетия театр пережил всякое. Всеми болезнями, кажется, переболел. И не умер. И никогда не умрет. Пока нерасторжим союз автора, актера и зрителя. Режиссер — главная сила, цементирующая этот союз. Кому-то этого кажется мало. Для меня в этом — все.
studfiles.net
Профессия Режиссер – Описание, история. Где и как получить профессию. Особенности профессии. Важность профессии. “Моя будущая профессия
История появления профессии РежиссерКак возникла профессия? Как развивалась профессия?
Считается, что родилась профессия режиссера во второй половине 19 века. До этого в театре единый руководитель отсутствовал, а сценической постановкой занимался сам драматург либо актеры. С увеличением количества театров, появлением кинематографа, возникла необходимость в режиссерах. Сегодня они трудятся не только на театральных подмостках и съемочных площадках, но и организуют различные массовые увеселительные и общественные мероприятия.
Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии
Работа режиссеров очень нужна в современном обществе, ведь кино, театр, телепередачи стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они не только развлекают нас, но и чему-то учат, вкладывают в сознание людей понятия о правде и лжи, добре и зле, красоте и безобразии. Сила искусства заставляет людей сопереживать, становиться добрее, лучше. Во всем этом немалая заслуга режиссеров, потому что именно им принадлежит основная идея фильма или спектакля.
Особенности профессии РежиссерУникальность и перспективность профессии
Сегодня российский кинематограф переживает возрождение, и поэтому профессия режиссера не только популярна, но и престижна. Молодые режиссеры мечтают создать фильм века, который вызовет бурю эмоций у зрителей, восторженные отклики критиков, принесет им славу и награды на кинофестивалях. Но из множества выпускников режиссерских факультетов известными становятся единицы. Взойти на режиссерский Олимп может лишь по-настоящему талантливый человек, который к тому же упорен, настойчив и трудолюбив. Режиссер должен обладать фантазией, образным мышлением, умением много работать, находить с людьми общий язык.
“Подводные камни” профессии РежиссерВсе за и против профессии. Сложности и особенности.
Творческая, созидающая профессия режиссера имеет много положительных черт. Режиссер работает с интересными людьми, путешествует в разные страны и города. Немаловажно и то, что эта профессия высокооплачиваема, престижна. Но есть у нее и отрицательные моменты: рабочий день ненормируемый, занятость бывает круглосуточной, а пробиться и громко заявить о себе бывает очень трудно.
Где и как получить профессию РежиссерГде обучают профессии?
Профессию режиссера можно получить в институте кинематографии, театральной академии или институте культуры. Кроме этого, можно получить профессию режиссера, обучаясь в коммерческом вузе. Конкурс в такие учебные заведения обычно очень большой.
1001expert.ru
Профессия режиссер
Профессия режиссер представляет собой творческую деятельность, связанную со зрелищными видами искусства: кинематографом, театром, цирком, телевидением и так далее. Именно режиссеры занимаются организацией и творческим руководством актерской группы.
До XIX века в театрах не было единого руководителя, а постановками, как правило, занимались либо сами актеры, либо драматурги. Со временем стали разрабатываться основные принципы постановки, которые должны знать все режиссеры. Представителей этой профессии можно встретить в театрах, на киностудиях и в компаниях, занимающихся съемкой рекламных видеороликов.
Карьеру в режиссуре сделать довольно тяжело, так как такая деятельность очень часто подразумевает круглосуточную работу и сомнительные перспективы. Даже для поступления в высшее учебное заведение будущим режиссерам устраивают очень серьезные творческие конкурсы. Такой подход со стороны режиссерских факультетов позволяет не допустить в профессию случайных людей.
Как известно, искусство занимает очень важное место в жизни общества в целом. Благодаря представителям этой профессии весь мир может наслаждаться огромным количеством художественных фильмов и театральных постановок. Режиссер должен уметь правильно воздействовать на человека, вкладывая в свои работы понятия о добре и зле, о прекрасном и чудовищном, о правде и лжи.
Искусство способно делать нас добрее и сентиментальней. Во время просмотра художественного фильмы мы всегда сопереживаем героям, грустим и радуемся вместе с ними. Соответственно, чтобы человеку стать лучше, ему необходимо окружить себя прекрасным. Именно это и объясняет важность режиссерской работы для морального и духовного развития общества.
Профессия режиссер является очень престижной, а в последнее время она стала достаточно популярной, о чем свидетельствует появление большого числа новых фильмов, разнообразие рекламы на телевидении и так далее. Однако массовой эту профессию назвать нельзя. Несмотря на то, что многие мечтают о создании фильма, способного вызвать восторг у большого числа зрителей и положительные отзывы критиков, удается это далеко не каждому.
Что касается личных качеств, то профессия режиссер требует от человека в первую очередь таланта, ведь только он может помочь пробиться на вершину режиссерского Олимпа. При этом талант должен сочетаться с трудом, настойчивостью и упорством. Кроме того, каждый режиссер должен обладать образным мышлением, богатой фантазией, а также уметь находить общий язык c людьми. Немаловажную роль играют знания основ актерского мастерства, а также умение координировать работу актеров.
Такая работа имеет ряд положительных моментов. Она связана с творчеством и созиданием. Также в процессе работы придется общаться с множеством интересных людей, путешествовать по различным городам и странам.
Заработная плата режиссеров зависит от договора с продюсером. Разумеется, начинающим представителям этой профессии не стоит рассчитывать на большие гонорары. На раннем этапе будет уже хорошо, если найдется тот, кто вложит деньги в идеи молодых режиссеров. Однако со временем, когда имя режиссера станет известным, он может самостоятельно устанавливать условия договоров и прилично зарабатывать.
Как вы смогли убедиться, профессия режиссер подразумевает тяжелый труд, связанный с творчеством. К примеру, для работы над фильмом режиссеру необходимо четко определить главную мысль произведения, определить художественный стиль фильма, руководить действиями актеров и работой оператора, а также тщательно следить за монтажом.
strana-sovetov.com
Профессия «режиссер»
Режиссер – человек, от которого зависят все творческие процессы в театре, кино или на телевидении. Он видит картину в целом и понимает, каким должен быть каждый персонаж.
В наши дни режиссура активно развивается, и сейчас созданием шедевра занимается не один человек, а целый спектр специалистов, подчиняющихся режиссеру-постановщику.
Специализации
- Режиссер-постановщик
Главное лицо, отвечающее за все, что происходит на съемочной площадке или сцене. В его подчинении находятся актеры, операторы, звукорежиссеры, сценаристы, декораторы и другие специалисты. - Ассистент режиссера
Это самая начальная стадия в режиссуре. Обычно на эту должность берут выпускников с профильным образованием. Это человек, который ведет монтажные листы и создает атмосферу в режиссерско-операторской группе, ставит метки для кадра и др. - Режиссер монтажа
Именно этот специалист отвечает за конечный результат отснятого материала, который и будет представлен зрителю. - Звукорежиссер
В полномочия звукорежиссера входит соединение звуковой дорожки с изображением. От него зависит создание звукового художественного образа. - Театральный режиссер
Театральное искусство, по сравнению с кинематографом, требует абсолютно другой передачи эмоций. Режиссер определяет общую идею, которая будет раскрыта в спектакле. Именно он должен сплотить всю команду, заставить прочувствовать смысл спектакля. Театральный режиссер трактует пьесы согласно своему видению так, что они начинают по-новому звучать.
Как стать режиссером
Для того, чтобы стать этим специалистом, необходимо получить высшее образование по специальности «режиссер». Выбирать учебное заведение лучше сразу по желаемой специальности, потому как переквалифицироваться, например, из театрального режиссера в кинорежиссера проблематично.
Места работы
Должность режиссера предусмотрена во многих организациях, производящих зрелищно-развлекательную продукцию. Режиссеры работают в киностудиях и кинокомпаниях, театре, цирке, в рекламных агентствах и др.
Другие профессии из данной тематической группы
www.examen.ru