Средние и высшие учебные заведения – Высшие и средние специальные учебные заведения России :: SYL.ru

Содержание

Средние учебные заведения

Поиск Лекций

Среднее учебное заведение — учебное заведение, дающее среднее профессиональное образование. Различают государственные и частные школы. Каждое учебное заведение имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений. Учреждение должно иметь лицензию, которая даёт право на образовательную деятельность.

Виды средних учебных заведений.

Школа — учебное заведение для получения среднего образования. В широком смысле, может применяться к названию любого образовательного учреждения.

Типы школ

Служат для получения

§ начального образования

§ основного образования

§ среднего общего образования

§ профессионального образования

§ специального (религиозного и т. п.) образования.

В школе есть определённое время каждого действия, однако, в разных школах разные распорядки дня. После уроков, продолжительностью 40-45 минут, идёт перемена (5-20 мин). После второго урока младшие школьники обычно должны ходить на завтрак.

§ Урок — занятие школьников по предметам

§ Перемена — отдых между уроками

§ «Продлёнка» (полн. Группа продлённого дня, ГПД) — нахождение ученика в школе после окончания уроков (обеспечивается питание, возможность подготовки уроков), если нет возможности для нахождения ребёнка дома.

В школах не различают оценки (как качественную информацию обратной связи при обучении) и отметки (количественное выражение оценки). Поэтому оценкой называют всё: и отметки, и собственно оценки. Оценки в российских школах ставятся, как правило, по пятибалльной системе (от 1 до 5). Неудовлетворительными являются оценки 1 и 2 (официальное название —

неудовлетворительно). Оценка 3 (официальные названия — удовлетворительно или посредственно) является минимальной удовлетворительной оценкой и, как правило, считается недостаточно высокой. Оценка 4 (официальное название — хорошо) часто считается «выше средней». Оценка 5 (официальное название — отлично) является лучшей возможной.

Уровень знаний в 3 балла и выше называется успеваемостью, в том числе в 4 балла и выше — качеством знаний (например, в официальных документах: «успеваемость по классу — 80 %, качество знаний — 70 %» — то есть 80 % учеников имеют оценку 3 балла и выше, из них 70 % — 4 балла и выше).

Иногда к оценке добавляется плюс или минус. Например, оценка 4+ (4 с плюсом) выше, чем 4, но ниже, чем 5− (5 с минусом), а 5− ниже, чем 5. Как правило, плюсы и минусы в дальнейшем не учитываются. За четверть, за год и в аттестат оценки с плюсом или минусом не ставятся. К неудовлетворительным оценкам (1 и 2) плюсы и минусы практически никогда не добавляются. Оценка 1- ставится очень редко. Существуют полуофициальные «правила», запрещающие в официальных документах (например, в классных журналах) употреблять плюсы и минусы. Кроме этого подразумевается определённая механика вывода «рубежной отметки» (за четверть, полугодие, семестр, триместр) из текущих отметок. Чаще всего этот механизм сильно похож на расчёт среднего арифметического с приоритетом последних значений.

Есть и дифференцированная система оценок (10-балльная, 12-балльная и даже 20-балльная). 20-балльная является основной системой оценок в школах Франции, 12-балльная — в школахУкраины, а 10-балльная — в школах Белоруссии, Молдавии, Латвии, Литвы, Грузии. Также существуют буквенные и иные системы оценивания знаний, например буквенные.

Гимназия— помещение для гимнастических упражнений, спортзал) — государственное учебное заведение, термин также употреблялся в значении «место для упражнений»

Колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки

В России в колледжах предоставляется среднее профессиональное образование. Выпускники получают квалификацию техник, менеджер, юрист, банковский работник, бухгалтер и т.д. по соответствующей специальности. Диплом колледжа даёт право на поступление в вуз.

В российской системе образования колледж является образовательным учреждением среднего профессионального образования и фактически является синонимом слова «техникум». Разница в понятиях «колледж» и «техникум» определена в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации.

Приём в колледж ведётся на основании аттестата об основном общем образовании (9 классов), аттестата о среднем (полном) общем образовании (11 классов), диплома о начальном профессиональном образовании (обычно ПТУ или профессионально-технический лицей) или диплома о среднем профессиональном образовании. Среднее специальное образование в Российском колледже может быть получено после среднего общего образования за 2 – 3 года (не более трёх лет), в зависимости от специальности, а после 9 класса средней школы не более 4 лет.

Обучающиеся в колледжах имеют статус студентов, им выдаётся студенческий билет и зачётная книжка. По окончании выпускникам выдаётся диплом о среднем профессиональном образовании по соответствующей специальности и присваивается квалификация «техник», «старший техник» или иная. Диплом о среднем профессиональном образовании даёт право его обладателю поступать на работу на соответствующие должности, а также продолжить образование в вузе по любой специальности, наравне с выпускниками 11-х классов школ, ПТУ и профессиональных лицеев. Во многих вузах также ведётся приём на обучение по сокращённым (ускоренным) программам обучения, для абитуриентов, имеющих среднее профессиональное образование по аналогичной или родственной специальности.

Также существует такое понятие, как «высший колледж» в России, обычно под ним подразумевают среднее профессиональное учебное заведение при ВУЗе, например, «Высший колледж информатики НГУ». Хотя, существуют и ВУЗы, называемые высшими колледжами, например «Высший химический колледж Российской академии наук»

 

Список используемой литературы

1. Справочное пособие к СНиП 2.04-05-2002

2. Общие требования к общеобразовательным учреждениям.

3. Нормативы общеобразовательных учреждений.


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Список учебных заведений (среднее и высшее образование).

В данном разделе собраны все «Учебные заведения».
Вам необходимо выбрать интересующее образование и после перейти к поиску и просмотру учебного заведения. Так же Вы сможете посмотреть адрес и телефон.


От уровня полученного образования напрямую зависят успехи и неудачи на жизненном пути, а также та стойкость, с которой человек встречает новые, непредвиденные обстоятельства. Вот почему так важно со всей ответственностью отнестись к проблеме выбора учебного заведения. К счастью, в наше время существует разветвленная сеть многоуровневого среднего и высшего образования, позволяющая сделать обдуманный и взвешенный выбор, удовлетворяющий критериям индивидуума.

В нашей стране среднее образование является обязательным и всеобщим. Его основной целью является подготовка к поступлению в средне-специальное или высшее учебное заведение. Различают несколько видов учебных заведений, где можно получить среднее образование.

Так, лицеем называют учебные заведения с общеобразовательной программой средней и старшей школы, где ведётся углублённое изучение учебных предметов (например, по гуманитарному или информационно – технологическому профилю). Плюс этих заведений – индивидуализированные учебные программы и планы. Сегодня лицеи функционируют не только как самостоятельные учебные заведения, но и как специализированные старшие классы обычных школ при ВУЗах. Многие лицеи дают начальное и среднее профессиональное образование по специальностям, связанным с банковским делом, художественной, торгово-коммерческой деятельностью, энергетикой, связью и т.д.

Другой вид средних общеобразовательных учебных заведений – гимназии. Как и лицеи, они пережили своё возрождение в 1980-х гг. Как правило, многие гимназии на сегодняшний день сотрудничают с ВУЗами, что облегчает их выпускникам путь от абитуриента к студенту.

С гимназиями тесно связаны прогимназии. Обучение там ведется в дошкольных группах, куда определяют детей 5-6 лет.  В прогимназиях существуют и начальные классы. В начальную школу детей принимают после специального психолого-педагогического собеседования, что позволяет определить нагрузку, соответствующую индивидуальным особенностям малыша.

Несмотря на то, что сейчас во многих классах общеобразовательной средней школы вводится профильное образование, это по-прежнему удобный вид учебного заведения с разумной нагрузкой, чьей главной задачей является подготовка ребёнка к поступлению в СУЗы и ВУЗы.

Для тех, кто уже начал трудовую деятельность, но желает продолжить обучение в средней общеобразовательной школе, существует такая форма учебных заведений, как вечерние школы. Сам термин подразумевает некоторую условность, так как занятия в вечерних школах проводятся в разное время суток: это зависит от графика работы учащихся. Минусом вечерних школ является то, что большая часть учебного материала рассчитана на самостоятельное изучение.

Специальные школы России – это в основном учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, предназначенные для несовершеннолетних от 11 до 14 лет. В специальные школы определяются подростки, неоднократно нарушившие правила общественного порядка, или совершившие общественно опасные действия. Решение об определении в специальную школу выносит комиссия по делам несовершеннолетних.

Что касается среднего профессионального образования, сейчас его можно получить в училищах, техникумах и колледжах (в колледжи в постсоветское время была переименована часть техникумов). Приём в образовательные учреждения среднего профессионального образования проводится  на базе основного общего образования и среднего общего образования (в первом случае – 9 классов, во втором -11). При поступлении в училище, колледж или техникум необходимо помнить, что закон «О воинской обязанности и военной службе» не предоставляет отсрочки от призыва на военную службу лицам, имеющим полное общее образование, и при этом не обучающимся в ВУЗах. Обучение в техникумах и колледжах длится до трёх лет, а по некоторым специальностям – до двух.

Училищем принято называть комплекс учебных заведений: профессионально-технических, средних специальных, высших (например, Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана, медицинское, высшее военное училище).

Диплом об окончании учреждения среднего профессионального образования даёт право на поступление в ВУЗ.

Учебные заведения, дающие высшее профессиональное образование, представлены в России академиями, институтами и университетами. Обучение в высшем учебном заведении длится от 4 до 6 лет. При этом выделяют  дневную (очную), вечернюю (очно-заочную) и заочную формы обучения.

Академии предназначены для реализации программ высшего и послевузовского профессионального образования. Они осуществляют подготовку или переподготовку работников высшей квалификации, а также проводят программы по повышению квалификации. Немаловажным является факт того, что академии занимаются фундаментальными и прикладными научными исследованиями.

Большое распространение имеют на сегодняшний день институты. При них осуществляется научно-исследовательская деятельность. Многие ВУЗы, имеющие в советское время статус института, ныне преобразованы в университеты и академии.

Наряду с институтами и академиями университеты ведут научно-исследовательскую работу, как правило, имея для этого более углубленную базу. Эти учебные заведения отличаются своей многопрофильностью: здесь готовят специалистов по самым разным областям знания. Нередко современные университеты функционируют как  учебно-научно-практические комплексы. В состав университета входят различные факультеты, на которых проводится обучение тем или иным отраслям научного знания.

К выбору ВУЗа следует подходить особенно осторожно: нередки случаи, когда по окончании сомнительного учебного заведения человек не может получить диплом о высшем образовании. Чтобы выбрать именно “Ваш” ВУЗ, необходимо учитывать его аккредитацию и доброе имя. И главное: при поступлении в учебное заведение среднего, средне-специального и высшего образования никогда не стоит забывать о своих наклонностях, скрытых или явных талантах: потому что легче всего успеха добиваются те, кто занимается любимым делом.

 

Если Вы заметили неточности в нашей информации или хотите помочь дополнить данный раздел.

www.domastik.ru

4. Основные типы учебных заведений, их характеристика.

Основным типом среднего учреждения образования является сред­няя общеобразовательная школатрех ступеней:I— начальная; II — основная, обеспечивающая базовое образование;ІІІ— старшая школа, обеспечивающая полное среднее образование.

Специализированная школаобеспечивает углубленное изучение одного или нескольких курсов учащимися от 6—7 до 17—18 лет и от 11—12 до 17—18 лет.

Гимназия— среднее учебное заведение образования второй и третьей ступени, обеспечивает общекультурную, научно-теорети­ческую, гуманитарную подготовку одаренных и способных детей.

Коллегиум— среднее учреждение образования, обеспечивающее помимо государственного образовательного минимума гуманитар­ную, общественно-гуманитарную, гуманитарно-научную подготов­ку талантливой молодежи определенного региона или всей Украи­ны. В коллегиум учащиеся зачисляются, как правило, после оконча­ния школы II ступени.

Лицей— среднее учебное заведение, обеспечивающее государствен­ный общеобразовательный минимум и осуществляющее научно-практи­ческую подготовку способной и одаренной ученической молодежи. Ли­цей работает с учащимися, которые окончили 8 классов общеобразо­вательной школы (4 класса гимназии).

В соответствии с образовательно-квалификационным уровнем под­готовки студентов, способами реализации образовательно-профессио­нальных программ, социальными функциями в системе образования могут действовать высшие учебные заведения таких уровней аккреди­тации*:

*Аккредитация учебного заведения — это официальное определение ею права органи­зовывать свою деятельность на уровне государственных требований и стандартов. Образовательная цель аккредитации состоит в определении возможностей учебно­го заведения осуществлять подготовку кадров определенного уровня квалификации и присвоении ему определенного статуса. Основными принципами аккредитации являются ориентация на передовые, постоянно обновляющиеся стандарты качества высшей школы; периодичность и гласность; достоверность и объективность; авто­ритетность и независимость. По результатам аккредитации высшему учебному заведению предоставляется право присваивать выпускникам квалификацию определенного уровня и выдавать диплом установленного государством образца.

Учебные заведения I уровня аккредитации(техникумы, училища и другие приравненные к ним) готовят младших специалистов на базе среднего образования и на основе базового образования гарантируют получение среднего образования и присвоение квалификации млад­шего специалиста.

Высшие учебные заведения II уровня аккредитации(колледжи и другие приравненные к ним по результатам аккредита­ции) готовят специалистов на основе полного среднего образования с присвоением квалификации младшего специалиста, бакалавра.

Выс­шие учебные заведения III—IV уровней аккредитацииготовят специа­листов на основе полного среднего образования с присвоением квали­фикации бакалавра, специалиста, магистра; на основе высшего обра­зования — с присуждением научных степеней кандидата и доктора наук в установленном порядке.

В соответствии со статусом учебного заведения его выпускники по­лучают документыопределенного образца, установленного государ­ством. По окончании базовой школы, музыкальной, художественной и других учебных заведений этого типа выдается свидетельство; по окончании полной средней общеобразовательной школы, гимназии, лицея, специализированных школ — аттестат; по окончании технику­мов, колледжей, институтов, академий, университетов и других приравненных к ним учебных заведений — диплом установленного госу­дарством образца.

Последипломное образованиевключает стажировку, клиническую ординатуру, повышение квалификации и переподготовку кадров. Его целью является углубление теоретической, специальной подготовки специалистов, в первую очередь по профилирующим дисциплинам, ознакомление их с новейшими технологиями, перспективами разви­тия и организации производства, современным оборудованием, овладение математическими методами научных исследований и т.п.

Работа по последипломному образованию проводится по соответственно составленным образовательно-профессиональным програм­мам (стажировка — по индивидуально составленной программе, исходящей из общих требований по повышению квалификации), которые разрабатываются и контролируются профессионально-техническими и высшими учебными заведениями соответствующего уровня аккредитации. Нормативный срок обучения определяется про­граммой. Лица, успешно окончившие переподготовку, получают документы установленного образца. Стажеры представляют на место своей работы отчет о работе и отзыв учреждения, где проходила ста­жировка.

studfiles.net

Учебные заведения – это… Что такое Учебные заведения?

Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон РФ “Об образовании”).

В настоящее время в русском языке понятие «учебное заведение» более употребительно в отношении учреждений среднего и высшего профессионального образования (колледж, вуз, университет, институт и т. п.) и включено в понятийный аппарат законодательства о професиональном образовании.(см. например Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»)

Школа и образование

XVII век

С 1621 г. для царя издается первая рукописная газета «Куранты», состоявшая в основном из переводных статей иностранных изданий, которую писали переводчики Посольского приказа. В обиход входит печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. Массовыми тиражами издаются пособия по грамматике и арифметике: опубликован в 1634 г. печатный букварь («Азбука») Василия Бурцева, затем несколько раз переиздавался, а при распродаже его в Москве в 1651 г. за один день было продано 2400 экз.; в 1648 г. опубликована «Грамматика» Мелетия Смотрицкого в 1682 г. появилась в продаже таблица умножения — «Считание удобное для купующих или продающих»; в конце XVII века появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина, а также рукописные руководства по арифметике. выпускались также «Псалтыри» и «Часословы».

Грамоте детей обучали либо в семье, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Насущным становился вопрос организации обучения.

В 1621 г. в Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.) в Москве была открыта школа, в которой изучались иностранные языки — латинский, немецкий.

Боярин Ф.М. Ртищев устроил школу для молодых дворян при Андреевском монастыре, где обучали греческому, латинскому, риторике и философии.

В 1632 г. приехал от александрийского патриарха монах Иосиф. Его убедили остаться в Москве и поручили переводить на славянский язык греческие полемические книги против латинских ересей, а также «на учительском дворе учить малых робят греческому языку и грамоте». Но скоро Иосиф умер и дело не пошло.

Близ патриаршего двора (в Чудовом монастыре) учредили греко-латинскую школу, которой управлял грек Арсений, но скоро он был сослан за «неправоверие».

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для приказов. Возглавлял школу Симеон Полоцкий. Изучались грамматика и латинский язык.

В 1680 г. открыта школа при Печатном дворе, где обучалось 232 ученика. Главным предметом был греческий язык.

В Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей.

XVIII век

XVIII век привнес изменения в процесс обучения: появились новые подходы к образованию.

Богословие стали преподавать только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства. Епархиальных школ насчитывалось 46.

В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревской башни была основана Школа математических и навигационных наук. В том же 1701 г. была открыта Артиллерейская школа; в 1707 г. — Медицинское училище; в 1712 г. — Инженерная школа. В 1715 г. старшие классы Школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург и преобразована в Морскую академию (ныне Высшая военно-морская академия).

К концу первой четверти XVIII в. по указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 циферные школы с 2000 учащимися. Дети солдат учились в гарнизонных школах.

При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые горные школы, готовивших специалистов горного дела.

Закладывались основы для развития системы замкнутых сословных школ, сложившейся к середине XVIII в.

В 1732 г. учрежден Корпус кадетов или Сухопутный шляхетский (дворянский) корпус. После окончания этого учебного заведения дворянские дети получали офицерские чины.

С 30-х гг. широко использовалось записывать в полк малолетних детей, т.ч. эти дети ко времени совершеннолетия получали по выслуге лет офицерский чин.

При Анне Иоанновне (1730 — 1741) были учреждены Морской, Артиллерийский и Пажеский корпуса.

При Елизавете (1741—1762) были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1755 г. по инициативе И.И. Шувалова основан Московский университет, а в 1760 г. — Академия художеств.

Во второй половине XVIII в. прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности.

1782 — 1786 гг. — школьная реформа.

В 1782 г. утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4-мя классами, а в уездных городах — малые народные училища с 2-мя классами. Введено предметное преподавание, единые сроки ачала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учеников.

Училища, шляхетские горпуса, благородные пансионы и гимназии при Московском университете — составляли структуру среднего образования в России.

Система закрытых учебных заведений разработана Екатериной II совместно с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецким.

XIX век

К нач. XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2-х и 4-х -классными народными училищами, находящимися в городах. Общеобразовательные гимназии были в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

При Александре I (1801 — 1825 гг.)

В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений.

Новые принципы в системе образования:

  1. бессословность учебных заведений,
  2. бесплатность обучения на низших его ступенях,
  3. преемственность учебных программ.

Структура учебных заведений:

  • одноклассное приходское училище,
  • 3-х классное уездное училище,
  • 7-летняя гимназия в губернском городе,
  • университет.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ.

Появилось 6 университетов: в 1802 г. — Дерптский, в 1803 г. — Виленский, в 1804 г. — Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1832 г. Виленский университет был закрыт, а в 1834 г. был основан Киевский. Территория России была разделена на 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями стояли ученые советы при университетах.

В 1804 г. вышел Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего округа.

В 1804 г. также вышел первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Появились первые привилегированные средние университетские заведения — лицеи: в 1811 г. — Царскосельский, в 1817 г. — Ришельевский в Одессе, в 1820 г. — Нежинский.

При Николае I (1825 — 1855)

При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

В 1827 г. издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения стал составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

В 1828 г. — школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на 3-и категории:

  1. для детей низших сословий — одноклассные приходские училища (изучались 4-е правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).
  2. для средних сословий, т.е. мещан и купцов — трехклассные училища (геометрия, география, история).
  3. для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).

В 1835 г. издается новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд и фактически привел к установлению полицейского надзора за студентами.

В нач. XIX в. существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось 20.

Если в нач. XIX в. числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ (низших духовных школ), то в 1854 г. их стало соответственно 48 и 223.

В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба. В 1855 г. возникли Артиллерийская и Инженерная академии.

Расширилась сеть промышленно технических учебных заведений: в 1828 г. учреждается Технологический институт, в 1830 г. — Архитектурное училище, а в 1832 г. – Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище), в 1842 г. в Белоруссии было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт, в 1835 г. в Москве основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях возникают ветеринарные училища.

При Александре II (1855-1881)

В 1863 г. издается новый Университетский устав. Он вернул прежнюю автономию университетам, в соответствии с Уставом от 1803 г., ликвидированную Николаем I в 1835 г. Восстанавливалась самостоятельность университетов при решении административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские , церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.

В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения — «Высшие женские курсы» с университетскими программами.

Учебные заведения в России до 1917 года

  • Военно-учебные заведения – военные академии, военные училища, юнкерские училища, кадетские корпуса, военные прогимназии, (военные школы) и т.д. Первое военно-учебное заведенеи в России было создано при Петре I, который в 1700 г. основал в Москве «Школу математических и навигацких наук» для подготовки к службе в артиллерии, инженерах и во флоте. Первое военное училище открыто в 1795 году в Гатчине.
  • Волостные училища — начальные школы в России в XIX веке, готовившие писарей для палат государственных имуществ и для сельских управлений.
  • Воскресные школы — частные или общественные общеобразовательные, профессиональные или религиозные учебнеы заведения, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России во второй половине XIX — начале XX века подобные общеобразовательные учебные заведения учреждались интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников, служащих, а также работающих детей и подростков.
  • Высшие начальные училища — начальные школы в России в небольших городах. До середины XIX века назывались уездными училищами, с 1872 года – городскими училищами, с 1912 года переименованы в высшие начальные училища.
  • Высшие женские курсы — высшие женские учебные заведения. Возникли с разрешения правительства с 1869 года (первые учреждения данного типа возникли в Москве и Петербурге).
  • Гимназии — среднее общеобразовательное учебное заведение. Первая в России светская средняя общеобразовательная гимназия основана в Петербурге в 1726 году при Академии наук под названием Академическая гимназия (просуществовала до 1805 года). В соответствии с уставом, утвержденным в 1864 году открывались классические гимназии и реальные гимназии.
  • Духовная академия — высшее религиозное (православное) учебное заведение. Московская духовная академия — первое в России высшее учебное заведение, открытое в 1685 году (до 1814 года называлась «Славяно-греко-латинская академия»), закрыта в 1919 году, возрождена в 1943 году.
  • Духовная семинария — православное учебное заведение, готовившее кадры священнослужителей в России
  • Земские школы — начальные школы, открывавшиеся земствами (и находившиеся в их ведении) в сельских местностях.
  • Институты – светские высшие учебные заведения, которые готовили в основном специалистов технических и естественнонаучных отраслей. Сущестовали политехнические и технологические институты, институты инженеров железнодорожного транспорта, коммерческие, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские институты. В 1802-1804 годах был открыт первый в России учительский институт при Санкт-Петербургском унтверситете.
  • Институты благородных девиц — средние учебные заведения закрытого типа с полным пансионом, преимущественно для дочерей из дворянксих семей.
  • Кадетские корпуса — начальное военно-учебное заведение с полным пансионом.
  • Коммерческие училища — средние учебные заведения, готовившие учащихся к коммерческой деятельности.
  • Народные училища — средние учебные заведения, готовившие учителей для начальных учебных завдений, Первое заведение данного типа открыто в Петербурге в 1783 г. и просуществовало до 1804 г.
  • Курсы — платные светские высшие учебные заведения, синоним «институту».
  • Реальные гимназии — среднее общеобразовательное учебное заведение c ориентацией на предметы естественно-математического цикла, часть из которых в конце XIX века получили статус реальных училищ.
  • Реальное училище — среднее образовательное учебное заведение, уделявшее большее внимание изучению предметов естественно-математического цикла.
  • Университеты — светские высшие учебные заведения. Первый в России светский университет носил название Академический университет открыт в 1724 году и просуществовал до 1766 года. К началу XX века в России (за исключением Финляндии) были следующие университеты: Московский (с 1755 г.), Дерптский, или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Киевский св. Владимира (1833), Новороссийский (в Одессе, 1864), Варшавский (1869), Томский (1888).
  • Учительские семинарии и школы — учебные заведения готовившие педагогов (учителей) учителей для городских, уездных и начальных училищ.
  • Училища — сословные средние учебные заведения в России, упоминаемые с XVII века. [1]. В 1828 году Комитет устройства учебных заведений принял решение о создании двух типов училищ: уездных училищ (для детей купцов, ремесленников и городских обывателей), а также приходских училищ (для детей крестьян). Существовали также народные училища, готовившие педагогов для начальных учебных завдений.
  • Церковно-приходские школы — начальные школы, руководимые духовенством. Первые учебные заведения подобного типа были открыты в России в начале XVIII века. В соответствии с утвержденным в 1721 году при Петре I «Духовном регламенте» (1721) было предписано учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. С 1864 года переданы в ведение Синода и открывались при церковных приходах со сроком обучения 3-5 лет преимущественно в сельской местности.
  • Школы — собирательное название в Древней Руси и в Российской империи общеобразовательных учебных заведений. Первая государственная школа возникла при князе Владимире в X веке, в ней обучались более 300 учеников. При его сыне Ярославе Мудром возникли школы в Новгороде, Переяславе, Чернигове, Суздале.

К 1914 году в Российской империи насчитывалось около 700 общеобразовательных учреждений (более 400 гимназий и 276 училищ), 9 университетов.

См. также

Учебные заведения в русской художественной литературе

  • Гарин-Михайловский, Николай Георгиевич «Гимназисты»
  • Кассиль, Лев «Кондуит и Швамбрания»
  • Катаев, Валентин «Белеет парус одинокий»
  • Куприн, Александр «Кадеты», «Юнкера»
  • Носов, Николай «Витя Малеев в школе и дома»
  • Огнев, Николай «Дневник Кости Рябцева: Картины из жизни школы второй ступени» (1924), «Исход Никпетожа» (1928)
  • Осеева, Валентина «Динка», «Динка прощается с детством»
  • Пантелеев, Леонид, Белых, Григорий. «Республика ШКИД» (1926)
  • Чарская, Лидия «Записки институтки» (1901),Записки маленькой гимназистки” (1902), «Княжна Джаваха» (1903)
  • Чуковский, Корней «Серебряный герб»
  • Петерс, Владислав «Суворовцы»

Учебные заведения в отечественном кинематографе

Литература

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Учебное заведение – это… Что такое Учебное заведение?

Учебное заведение

Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон РФ “Об образовании”).

В настоящее время в русском языке понятие «учебное заведение» более употребительно в отношении учреждений среднего и высшего профессионального образования (колледж, вуз, университет, институт и т. п.) и включено в понятийный аппарат законодательства о профессиональном образовании.(см. например Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»)

Школа и образование

XVII век

С 1621 г. для царя издается первая рукописная газета «Куранты», состоявшая в основном из переводных статей иностранных изданий, которую писали переводчики Посольского приказа. В обиход входит печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. Массовыми тиражами издаются пособия по грамматике и арифметике: опубликован в 1634 г. печатный букварь («Азбука») Василия Бурцева, затем несколько раз переиздавался, а при распродаже его в Москве в 1651 г. за один день было продано 2400 экз.; в 1648 г. опубликована «Грамматика» Мелетия Смотрицкого в 1682 г. появилась в продаже таблица умножения — «Считание удобное для купующих или продающих»; в конце XVII века появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина, а также рукописные руководства по арифметике. выпускались также «Псалтыри» и «Часословы».

Грамоте детей обучали либо в семье, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Насущным становился вопрос организации обучения.

В 1621 г. в Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.) в Москве была открыта школа, в которой изучались иностранные языки — латинский, немецкий.

Боярин Ф.М. Ртищев устроил школу для молодых дворян при Андреевском монастыре, где обучали греческому, латинскому, риторике и философии.

В 1632 г. приехал от александрийского патриарха монах Иосиф. Его убедили остаться в Москве и поручили переводить на славянский язык греческие полемические книги против латинских ересей, а также «на учительском дворе учить малых робят греческому языку и грамоте». Но скоро Иосиф умер и дело не пошло.

Близ патриаршего двора (в Чудовом монастыре) учредили греко-латинскую школу, которой управлял грек Арсений, но скоро он был сослан за «неправоверие».

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для приказов. Возглавлял школу Симеон Полоцкий. Изучались грамматика и латинский язык.

В 1680 г. открыта школа при Печатном дворе, где обучалось 232 ученика. Главным предметом был греческий язык.

В Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей.

XVIII век

XVIII век привнес изменения в процесс обучения: появились новые подходы к образованию.

Богословие стали преподавать только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства. Епархиальных школ насчитывалось 46.

В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревской башни была основана Школа математических и навигационных наук. В том же 1701 г. была открыта Артиллерейская школа; в 1707 г. — Медицинское училище; в 1712 г. — Инженерная школа. В 1715 г. старшие классы Школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург и преобразована в Морскую академию (ныне Высшая военно-морская академия).

К концу первой четверти XVIII в. по указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 циферные школы с 2000 учащимися. Дети солдат учились в гарнизонных школах.

При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые горные школы, готовивших специалистов горного дела.

Закладывались основы для развития системы замкнутых сословных школ, сложившейся к середине XVIII в.

В 1732 г. учрежден Корпус кадетов или Сухопутный шляхетский (дворянский) корпус. После окончания этого учебного заведения дворянские дети получали офицерские чины.

С 30-х гг. широко использовалось записывать в полк малолетних детей, т.ч. эти дети ко времени совершеннолетия получали по выслуге лет офицерский чин.

При Анне Иоанновне (1730 — 1741) были учреждены Морской, Артиллерийский и Пажеский корпуса.

При Елизавете (1741—1762) были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755 г.) и в Казани (1758 г.). В 1755 г. по инициативе И.И. Шувалова основан Московский университет, а в 1760 г. — Академия художеств.

Во второй половине XVIII в. прослеживаются две тенденции в образовании: расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности.

1782 — 1786 гг. — школьная реформа.

В 1782 г. утвержден Устав народных училищ. В каждом городе учреждались главные училища с 4-мя классами, а в уездных городах — малые народные училища с 2-мя классами. Введено предметное преподавание, единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система; разрабатывались методики преподавания, единые учебные планы. В проведении этой реформы большую роль сыграл сербский педагог Ф.И. Янкович де Мириево. К концу века насчитывалось 550 учебных заведений с 60-70 тыс. учеников.

Училища, шляхетские горпуса, благородные пансионы и гимназии при Московском университете — составляли структуру среднего образования в России.

Система закрытых учебных заведений разработана Екатериной II совместно с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецким.

XIX век

К нач. XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2-х и 4-х -классными народными училищами, находящимися в городах. Общеобразовательные гимназии были в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

При Александре I (1801 — 1825 гг.)

В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений.

Новые принципы в системе образования:

  1. бессословность учебных заведений,
  2. бесплатность обучения на низших его ступенях,
  3. преемственность учебных программ.

Структура учебных заведений:

  • одноклассное приходское училище,
  • 3-х классное уездное училище,
  • 7-летняя гимназия в губернском городе,
  • университет.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ.

Появилось 6 университетов: в 1802 г. — Дерптский, в 1803 г. — Виленский, в 1804 г. — Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1832 г. Виленский университет был закрыт, а в 1834 г. был основан Киевский. Территория России была разделена на 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями стояли ученые советы при университетах.

В 1804 г. вышел Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего округа.

В 1804 г. также вышел первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Появились первые привилегированные средние университетские заведения — лицеи: в 1811 г. — Царскосельский, в 1817 г. — Ришельевский в Одессе, в 1820 г. — Нежинский.

При Николае I (1825 — 1855)

При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

В 1827 г. издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения стал составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

В 1828 г. — школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на 3-и категории:

  1. для детей низших сословий — одноклассные приходские училища (изучались 4-е правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).
  2. для средних сословий, т.е. мещан и купцов — трехклассные училища (геометрия, география, история).
  3. для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).

В 1835 г. издается новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд и фактически привел к установлению полицейского надзора за студентами.

В нач. XIX в. существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось 20.

Если в нач. XIX в. числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ (низших духовных школ), то в 1854 г. их стало соответственно 48 и 223.

В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба. В 1855 г. возникли Артиллерийская и Инженерная академии.

Расширилась сеть промышленно технических учебных заведений: в 1828 г. учреждается Технологический институт, в 1830 г. — Архитектурное училище, а в 1832 г. – Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище), в 1842 г. в Белоруссии было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт, в 1835 г. в Москве основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях возникают ветеринарные училища.

При Александре II (1855-1881)

В 1863 г. издается новый Университетский устав. Он вернул прежнюю автономию университетам, в соответствии с Уставом от 1803 г., ликвидированную Николаем I в 1835 г. Восстанавливалась самостоятельность университетов при решении административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские , церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.

В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения — «Высшие женские курсы» с университетскими программами.

Учебные заведения в России до 1917 года

  • Военно-учебные заведения – военные академии, военные училища, юнкерские училища, кадетские корпуса, военные прогимназии, (военные школы) и т.д. Первое военно-учебное заведенеи в России было создано при Петре I, который в 1700 г. основал в Москве «Школу математических и навигацких наук» для подготовки к службе в артиллерии, инженерах и во флоте. Первое военное училище открыто в 1795 году в Гатчине.
  • Волостные училища — начальные школы в России в XIX веке, готовившие писарей для палат государственных имуществ и для сельских управлений.
  • Воскресные школы — частные или общественные общеобразовательные, профессиональные или религиозные учебнеы заведения, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России во второй половине XIX — начале XX века подобные общеобразовательные учебные заведения учреждались интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников, служащих, а также работающих детей и подростков.
  • Высшие начальные училища — начальные школы в России в небольших городах. До середины XIX века назывались уездными училищами, с 1872 года – городскими училищами, с 1912 года переименованы в высшие начальные училища.
  • Высшие женские курсы — высшие женские учебные заведения. Возникли с разрешения правительства с 1869 года (первые учреждения данного типа возникли в Москве и Петербурге).
  • Гимназии — среднее общеобразовательное учебное заведение. Первая в России светская средняя общеобразовательная гимназия основана в Петербурге в 1726 году при Академии наук под названием Академическая гимназия (просуществовала до 1805 года). В соответствии с уставом, утвержденным в 1864 году открывались классические гимназии и реальные гимназии.
  • Духовная академия — высшее религиозное (православное) учебное заведение. Московская духовная академия — первое в России высшее учебное заведение, открытое в 1685 году (до 1814 года называлась «Славяно-греко-латинская академия»), закрыта в 1919 году, возрождена в 1943 году.
  • Духовная семинария — православное учебное заведение, готовившее кадры священнослужителей в России
  • Земские школы — начальные школы, открывавшиеся земствами (и находившиеся в их ведении) в сельских местностях.
  • Институты – светские высшие учебные заведения, которые готовили в основном специалистов технических и естественнонаучных отраслей. Сущестовали политехнические и технологические институты, институты инженеров железнодорожного транспорта, коммерческие, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские институты. В 1802-1804 годах был открыт первый в России учительский институт при Санкт-Петербургском унтверситете.
  • Институты благородных девиц — средние учебные заведения закрытого типа с полным пансионом, преимущественно для дочерей из дворянксих семей.
  • Кадетские корпуса — начальное военно-учебное заведение с полным пансионом.
  • Коммерческие училища — средние учебные заведения, готовившие учащихся к коммерческой деятельности.
  • Народные училища — средние учебные заведения, готовившие учителей для начальных учебных завдений, Первое заведение данного типа открыто в Петербурге в 1783 г. и просуществовало до 1804 г.
  • Курсы — платные светские высшие учебные заведения, синоним «институту».
  • Реальные гимназии — среднее общеобразовательное учебное заведение с ориентацией на предметы естественно-математического цикла, часть из которых в конце XIX века получили статус реальных училищ.
  • Реальное училище — среднее образовательное учебное заведение, уделявшее большее внимание изучению предметов естественно-математического цикла.
  • Университеты — светские высшие учебные заведения. Первый в России светский университет носил название Академический университет открыт в 1724 году и просуществовал до 1766 года. К началу XX века в России (за исключением Финляндии) были следующие университеты: Московский (с 1755 г.), Дерптский, или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Киевский св. Владимира (1833), Новороссийский (в Одессе, 1864), Варшавский (1869), Томский (1888).
  • Учительские семинарии и школы — учебные заведения готовившие педагогов (учителей) учителей для городских, уездных и начальных училищ.
  • Училища — сословные средние учебные заведения в России, упоминаемые с XVII века. [1]. В 1828 году Комитет устройства учебных заведений принял решение о создании двух типов училищ: уездных училищ (для детей купцов, ремесленников и городских обывателей), а также приходских училищ (для детей крестьян). Существовали также народные училища, готовившие педагогов для начальных учебных завдений.
  • Церковно-приходские школы — начальные школы, руководимые духовенством. Первые учебные заведения подобного типа были открыты в России в начале XVIII века. В соответствии с утвержденным в 1721 году при Петре I «Духовном регламенте» (1721) было предписано учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. С 1864 года переданы в ведение Синода и открывались при церковных приходах со сроком обучения 3-5 лет преимущественно в сельской местности.
  • Школы — собирательное название в Древней Руси и в Российской империи общеобразовательных учебных заведений. Первая государственная школа возникла при князе Владимире в X веке, в ней обучались более 300 учеников. При его сыне Ярославе Мудром возникли школы в Новгороде, Переяславе, Чернигове, Суздале.

К 1914 году в Российской империи насчитывалось около 700 общеобразовательных учреждений (более 400 гимназий и 276 училищ), 9 университетов.

См. также

Учебные заведения в русской художественной литературе

  • Гарин-Михайловский, Николай Георгиевич. «Гимназисты».
  • Кассиль, Лев. «Кондуит и Швамбрания».
  • Катаев, Валентин. «Белеет парус одинокий».
  • Куприн, Александр. «Кадеты». «Юнкера».
  • Носов, Николай. «Витя Малеев в школе и дома».
  • Огнев, Н. «Дневник Кости Рябцева: Картины из жизни школы второй ступени» (1924). «Исход Никпетожа» (1928).
  • Осеева, Валентина. «Динка». «Динка прощается с детством».
  • Пантелеев, Леонид; Белых, Григорий. «Республика ШКИД» (1926).
  • Чарская, Лидия «Записки институтки» (1901). «Записки маленькой гимназистки» (1902). «Княжна Джаваха» (1903).
  • Чуковский, Корней. «Серебряный герб».
  • Петерс, Владислав. «Суворовцы».

Учебные заведения в отечественном кинематографе

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

ВУЗблог

Оставлен admin Вс, 11/09/2016 – 18:27

Для многих изучение иностранных языков представляет собой очень сложную задачу. Иногда причиной является неправильный подход к самому процессу обучения. Попробуйте использовать альтернативные способы изучения новых языков. Вот 5 интересных и наиболее эффективных способов освоить иностранный язык. 

Оставлен admin Втр, 16/08/2016 – 18:43

Искусство воплощения живого образа служит на благо людям, соединяет людей уже многие века. Возможно, именно вам предстоит стать заметным персонажем большой и дружой семьи актёров русского кино. Все любят смотреть кино, но только самые яркие таланты выходят на сцену и представляют зрителям своё мастерство.

Представьте большой зал, наполненный зрителями, которые потратили деньги на билет, отложили другие дела, чтобы прийти в этот вечер посмотреть на вас. Что вы хотите рассказать им? У вас есть желание общаться с аудиторией и создавать приятные чувства от созерцания вашей игры?

Оставлен admin Пнд, 18/07/2016 – 15:33

Музыка для профессионала – это всегда чуть больше, чем работа, хотя бы, потому что она требует полной самоотдачи. Стать известным продюсером или педагогом, концертирующим музыкантом или композитором мирового уровня – все это реальные перспективы людей, получивших музыкальное образование в России.

Каждый достойный музыкальный ВУЗ готовит специалистов по следующим направлениям:

  • сочинение музыки
  • исполнительское искусство
  • дирижирование
  • музыковедение

Но как правило, это не единственные направления подготовки.

 

Оставлен admin Вс, 10/07/2016 – 14:24

Сегодня многие школьники всерьез задумываются об обучении в колледжах. Это объясняется тем, что перспективы, открывающиеся после окончания учебного заведения весьма радужные – возможность трудоустройства на престижную работу, а также отличные перспективы поступления в соответствующие профильные ВУЗы. Кроме того, студенты колледжей начинают изучать предметы по выбранной специальности с первого курса, причем очень углубленно. Так как цель обучения – освоить профессию и стать востребованным специалистом.

Оставлен admin Вс, 10/07/2016 – 14:23

Диплом одного из множества коммерческих ВУЗов уже давно не является гарантией удачного трудоустройства. Но, несмотря на это практически сто процентов родителей продолжают ориентировать своих детей именно на получение высшего образования. Насколько это оправдано? Если смысл поступать в высшее учебное заведение, ежегодно платить за обучение, чтобы потом с дипломом, например, экономиста работать продавцом? Или же стоит рассмотреть альтернативные варианты?

Оставлен admin Втр, 28/06/2016 – 18:07

Специальность «Мировая экономика» – это одно из перспективных направлений для обучения и работы студентами. Мировая экономика – это глобальная система хозяйствования, которая объединяет национальные экономики государств мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. Поступившие на специальность 080102 «Мировая экономика» абитуриенты получают знания в области международной торговли и законодательства, изучают особенности спроса-предложения международного рынка, функционирования банков и финансовых организаций.

Оставлен admin Пнд, 27/06/2016 – 10:33

Система образования в Китае начала формироваться только в начале прошлого столетия. А до этого времени (хотя и после тоже) во главе всего ставилось нравственное образование. В годы правления китайского лидера Мао Цзэдуна произошла остановка развития образования. А когда в стране произошла так называемая культурная революция, закрылись на несколько лет средние учебные заведения и университеты.

Оставлен admin Пнд, 27/06/2016 – 10:30

In Harvard veritas

Античный мир во времена своего упадка искренне верил, что истина в вине. Хлеб и зрелища составляли основу бытия, а к голосу разума прислушались разве что философы. Так что Древний Рим погиб, а на его руинах появился мир христианский. Прошло время, и он был подвержен тем же искушениям, что и предшественник. Однако до краха не дошло — великие географические открытия дали возможность всем несогласным искать новую истину на новой земле.

Оставлен admin Пнд, 27/06/2016 – 10:26

Время – ограниченный ресурс, современному человеку его очень не хватает. В повседневной беготне часто встаёт вопрос о быстром и качественном изучении иностранного языка – кому-то он нужен для работы, учёбы, а у кого-то душа тянется к экзотике.

Эксперты-лингвисты утверждают, что базой языка для общения можно овладеть в течение нескольких недель, а за несколько месяцев – основами языка.

Оставлен admin Пнд, 27/06/2016 – 10:23

Сегодня в России лишь небольшая часть выпускников школ может получить высшее образование бесплатно. Многим приходится поступать в ВУЗ на платное отделение. Это недешевое удовольствие – за годы обучения сумма выходит значительная. Выручить в трудной ситуации, когда не хватает денег, может кредит на образование, который позволяет получить профессию, найти достойную работу и уже после этого выплачивать кредит.

Страницы

xn--90abeovs5a.xn--p1ai

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ это что такое ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ: определение — Педагогика.НЭС

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (ВУЗы)

образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием для народного хозяйства, науки, культуры. Вузы проводят научные исследования фундаментального и прикладного характера, осуществляют последипломное образование, повышение квалификации; реализуют в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. Процесс получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования призван прежде всего удовлетворять потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Организация в вузе научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и студентов и использование их результатов в образовательном процессе призвано внести вклад в развитие наук и искусств. Тем же целям служит подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Вузы способствуют формированию у студентов гражданской позиции, развитию способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранению и приумножению нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространению знаний среди населения, повышению его образовательного и культурного уровня. Вузы самостоятельно формируют свою структуру, за исключением своих филиалов, которые являются обособленными структурными подразделениями и проходят лицензирование и аттестацию образовательных учреждений самостоятельно, а государственную аккредитацию – в составе вуза. С 90-х гг. в Рос. Федерации стала развиваться сеть негосударственных вузов. В 2000 году насчитывалось 939 вузов, в т.ч. 590 государственных и 349 негосударственных. Самый большой контингент студентов государственных вузов обучается по дневной форме обучения (2213 тыс. чел.), по заочной форме – 1278 тыс. чел., по вечерней – 228 тыс. чел.), в форме экстерната – 9 тыс. чел. Численность студентов в негосударственных вузах – 345 тыс. чел., наибольший контингент обучается заочно – 173 тыс. чел., на дневном обучении – 140 тыс. чел., на вечернем – 31 тыс. чел. и в форме экстерната – 9 тыс. чел. Осн. виды вузов: университет, академия, институт. Стало употребляться понятие “высшая школа” (например, Государственный университет – Высшая школа экономики в Москве). В 2000 из 590 государственных вузов 277 являлись университетами, 163 – академиями, 150 – прочими вузами. Статус вуза определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. см. Высшее учебное заведение (2)7

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

вузы, осуществляют высшее образование и предоставляют обучающимся программы разного уровня для удовлетворения образоват. потребностей личности и проф. подготовки в разл. отраслях культуры, экономики, здравоохранения, науки; ведут исследоват. работу, переподготовку и повышение квалификации специалистов.

К В. у. з. относятся ун-ты (в т. ч. техн., мед., с.-х., пед.), ин-ты разл. профиля (инж., с.-х., худож. и т. п.), академии, консерватории. В нек-рых странах к вузам относят колледжи. Во мн. странах помимо светских существуют духовные В. у. з.

Понятия В. у. з. не были равнозначными в разл. эпохи и в разных странах. Значит. разница в уровнях высш. образования, в методах и сроках подготовки специалистов существует и в совр. В. у. з.

Прообразом В. у. з. были высшие для своего времени филос. школы периода античности, в к-рых преподавание ориентировалось на осмысление все известной совокупности теоретич. знаний, а формами занятий были лекции, беседы, диспуты. Такую организацию обучения унаследовали средневековые университеты, распространившиеся в зап.-евр. городах гл. обр. с 13 в. В нек-рых из ун-тов была известна и уч. практика высших мусульманских уч. заведений (см. в ст. Мусульманская культура). С развитием городов формировались проф. школы, отдельные из к-рых накапливали Значит. метод. опыт преподавания и становились широко известными: юридические в Бейруте (8 в.), Константинополе (8 в.) и Болонье (10 в.), медицинские в Салерно (10 в.), Монпелье (10 в.). Социальная значимость высшей школы обусловливала внимание к ней со стороны церк. и светских властей, наделявших ун-ты и нек-рые проф. школы особыми привилегиями.

Ун-ты наложили Значит. отпечаток на оформление высшего образования и облика В. у. з. утверждением принципов т. н. академич. свобод — свободы студента самостоятельно строить программу изучения предмета, свободы преподавателя самостоятельно вести исследования и излагать их результаты студентам, выборности руководящих органов, участия студентов в самоуправлении и т. п. Становление светской науки (16—17 вв.) и связанное с запросами обществ. произ-ва укрепление «реального» направления в преподавании обусловили расширение специализации в высшей школе. В ун-тах (даже в рамках традиционных мед. и юрид. ф-тов) и помимо них стали возникать относительно самостоят. науч. и практич. школы.

В 18 в. отраслевые В. у. з. во мн. европ. странах стали органичной частью гос. системы образования. Значит. влияние на содержание преподавания в В. у. з. и его методы оказали идеи В. Гумбольдта, реализованные в практике Берлинского ун-та. Факультетская организация В. у. з., связь с наукой и практикой определяли деятельность и мн. техн. заведений, как гос., так и частных. Для европ. стран 19 в. характерно развитие гл. обр. государственных мед., с.-х. и техн. вузов. Эта тенденция отразилась и в создании высшей школы в России и США.

В кон. 19 в. стали возникать Н.-и. подразделения не только в ун-тах, но и в мед., техн., с.-х. и др. ин-тах и т. п. Н.-и. деятельность В. у. з. часто приходила в противоречие с прагматич. требованиями производств. и др. компаний к специалистам. В ун-тах науч. работа часто сосредоточивалась в спец. лабораториях, отделах, НИИ, отдаляясь от уч. задач. Одной из важных проблем В. у. з. стало сохранение единства науч. работы и преподавания. Усилиями мн. ученых и преподавателей оформился специфич. науч. сектор высшей школы, звенья к-рого стали осн. Н.-и. центрами во мн. странах.

В условиях научно-техн. революции со 2-й пол. 20 в. разнообразились типы ун-тов и вузов университетского статуса, выявилась тенденция к увеличению числа многопрофильных вузов, объединяющих в единое организац. и адм. целое неск. относительно самостоятельных направлений подготовки, что дало возможность рационально распределить изучение разл. дисциплин студентами близких специализаций, избежать, дублирования уч. курсов. К многопрофильным близки по принципам работы и характеру преподавания разл. творческие В. у. з., лишь по предмету обучения выделяемые в особую группу. Большинство отраслевых В. у. з. сосредоточивает усилия на передаче прочных знаний и навыков проф. деятельности и не ставит спец. задачей проведение науч. исследований студентами, хотя сами программы и уч. курсы этих В. у. з. регулярно обновляются с учетом новейших науч. данных и запросов практики.

В. у. з. мн. стран обычно распределяются по категориям гос., муниципальных, частных (к этой группе относятся и духовные В. у. з.). Практикуется как платное, так и бесплатное обучение. В 60—70-х гг. 20 в. определилась тенденция к усилению роли гос-ва в определении содержания образования, его профилирования. С этой целью разработаны разл. системы гос. аккредитации В. у. з. и управления системой вузов в интересах единой научно-техн. и образоват. политики. Создаются спец. гос. органы по координации науки и высшего образования.

Уч. планы и организация уч. процесса в высшей школе каждой страны имеют свои особенности. Общей тенденцией стало усиление общекультурной и общенауч. подготовки и повышение удельного веса самостоят. работы студентов. Большое внимание уделяется организации практич. обучения. Развиты вечернее и заочное обучение. Важное значение придается т. н. последипломному образованию, повышению квалификации специалистов, идет постоянный поиск путей совершенствования уч., науч. и проф.-практической деятельности В. у. з. и обеспечения непрерывности образоват. процесса.

В условиях непрерывного образования работа В. у. з., возможности их влияния на науку, произ-во, культурную жизнь зависят от содержания и уровня общего среднего образования. Во мн. странах законодательно закреплена возможность поступления в В. у. з. после завершения полного ср. образования с общей продолжительностью шк. обучения 12- 13 лет. Распространение получила концепция, согласно к-рой к высшему образованию относится вся подготовка, получаемая после окончания полной ср. школы (в США, напр., соответствующие уч. заведения отнесены к категории после-средних). В этих условиях большинство В. у. з. ведет активную работу по комплектованию контингентов своих студентов, в т. ч. предъявляя высокие требования к знаниям абитуриентов. Нек-рые исследоват. вузы предусматривают высокую селективность по отношению к поступающим, отсеивая в ходе предварит. тестов, собеседований и экзаменов от 20 до 70% изъявивших желание получать высш. образование в данном вузе. Вместе с тем имеются ун-ты и ин-ты, к-рые принимают всех желающих. Однако дипломы таких В. у. з., как правило, не пользуются высокой репутацией. Перспективным представляется повышение эффективности В. у. з. при углублении общеобразоват. и общенауч. подготовки абитуриентов на заключит. этапе общего среднего образования. В ряде стран нек-рые

В. у з. перешли также к разл. вариантам поэтапного приобретения студентами высшего образования на базе среднего профессионального или среднего специального (напр., начиная с младшего колледжа с двухлетним сроком обучения).

Сложившаяся в 18—19 вв. факультетская система построения В. у. з. приобрела в 20 в. более свободный характер. В связи с расширением профиля подготовки специалиста, ун-ты и др. вузы перешли к организации многопрофильных отделений и кафедр, в т. ч. межотраслевых. Большинство ведущих совр. В. у. з. — это крупные учебно-научно-производств. комплексы, обеспечивающие не только образоват. интересы студента, но и широкие возможности индивид, и коллективной науч. работы, рациональное использование уч. времени не только для теоретич., но и для практич. занятий по избранной специальности. Во мн. странах ун-ты и нек-рые др. В. у. з. — осн. исследоват. центры общенац. значения. Ядром таких центров может выступать кафедра, проблемный или специализи-ров. совет, объединяющий ученых, руководителей предприятий и др. В большинстве стран мира решающее влияние на систему высшей школы оказывают ун-ты и В. у. з. университетского статуса. Это касается как численности, так и качества подготовки специалистов.

Значит. влияние на структуру и направление деятельности совр. В. у. з. оказала американская модель ун-та, сложившаяся в кон. 19—1-й пол. 20 вв. и использовавшая мн. достижения В. у. з. разл. стран, в т. ч. России. Эту модель переняли ун-ты Японии и мн. др. стран. Осн. часть общеобразоват. и общенауч. подготовки студенты получают в академич. колледжах ун-тов (с преимущественно теоретич. обучением в течение 3—5 лет). После первого этапа они продолжают образование в проф. или исследоват. (аспирантских) школах того же или др. ун-та. По окончании академич. колледжа студенты получают первую ученую степень — бакалавра, к-рая дает право на занятия проф. деятельностью и на дальнейшее обучение в высш. школе (в ун-тах — до получения степеней магистра и доктора). Если же профиль обучения в вузе носит не собственно науч., а практич. характер, то по окончании второй ступени выпускнику выдается диплом о специализации. В Великобритании в самостоят. отраслевых колледжах срок обучения составляет 3—4 года. По окончании их выпускники должны отработать определенный срок (до 2 лет) по избранной специальности и пройти аттестацию в проф. обществе или ассоциации. Подготовка к соисканию ученых степеней осуществляется в системе т. н. последующего образования (магистр — 2 г.). Широко применяется чередование периодов (от 3 до 6 мес.) занятий и практич. работы. Выпускникам вузов выдаются гос. диплом об окончании двухгодичного очного курса и высший гос. диплом о завершении трехгодичного курса, а заочникам — соответствующие гос. аттестаты. Выпускники отраслевых колледжей получают высший гос. аттестат.

Распространена и франц. система высшей школы, сочетающая ун-ты и специа-лизиров. вузы, среди к-рых выделяется группа т. н. больших школ (см. в ст. Франция). В вузы принимаются выпускники общеобразоват. ср. школ, имеющие диплом бакалавра. Курс обучения в вузах 4—6 лет, делится на 3 цикла: подготовит, (до 2 лет), общий (с зачислением по конкурсу; обучение длится 3—4 г. и заканчивается присуждением ученой степени лиценциата с получением соответствующего сертификата и гос. диплома «общих научных знаний») и специальный (продолжается 1—2 г. и заканчивается итоговым экзаменом и получением диплома «высшего научного образования», к-рый дает право продолжать образование до получения в дальнейшем диплома «углубленных знаний» по определенной специальности, а также степени доктора по специальности и доктора «третьего цикла»). В специализиров. ин-тах полный курс подготовки 5—7 лет (диплом приравнивается к университетскому, т.е. на уровне первого этапа третьего цикла; врачам выдается диплом доктора третьего цикла).

В вузах большинства испано- и порту-галоязычных стран ступенчатая структура обучения выражена в меньшей степени (кроме Бразилии). Осн. цикл обучения связан с присвоением степени лиценциата (4—6 лет в зависимости от специальности). По ряду специальностей вместо присуждения степени выдаются проф. дипломы с присвоением соответствующего проф. звания. Лица со степенью или университетским дипломом могут продолжить образование до получения степени доктора (с дополнит, обучением в течение 2—3 лет). В Аргентине и Колумбии второй ученой степенью является магистр. В Бразилии степени бакалавра, лиценциата (в зависимости от специальности — магистра) и доктора могут быть получены студентами после окончания соответствующего цикла обучения

В ФРГ в системе высшей школы значительна доля ун-тов и В. у. з. с университетским статусом (горная и мед. академии, высшие техн. школы). В отличие от др. стран нет конфессиональных ун-тов. Конкурсное зачисление практикуется только на мед., вет. и нек-рые др. специальности, по к-рым введены ограничения по приему. Система образования двухступенчатая. Обучение продолжается 4—6 лет и завершается защитой дипломной работы и итоговым экзаменом. Приобретение ученых степеней отнесено гл. обр. к после-дипломному образованию.

Сложившаяся в СССР система была генетически связана с приоритетным развитием в России (с 18 в.) проф. школ — в отличие от европейских, по преимуществу университетских, нац. систем высш. образования — и сохранила эти свои особенности. В СССР ун-ты составляли ок. 10% от общего числа вузов. Система сов. В. у. з. формировалась гл. сбр. в кон. 20-х и в 30-х гг. 20 в., в период индустриализации, что сыграло свою роль в обеспечении пром-сти и транспорта и др. отраслей нар. х-ва квалифицированными специалистами. В условиях адм.-командной системы высшая школа столкнулась со мн. трудностями; развитие В. у. з. шло по экстенсивному пути, рост выпуска специалистов не сопровождался должным повышением качества их подготовки. Систематически отставала от требований науки и практики материальная база В. у. з. Глубокая реформа системы высшей шкс-лы, начавшаяся в кон. 80-х гг., продолжается с нач. 90-х гг. в суверенных гос-вах, ранее входивших в СССР (см. также статьи об этих гос-вах). Во многих из них начала осуществляться структурная перестройка В. у. з., к-рая превысший дусматривает многоуровневую систему образования: первый уровень высшего образования (4 г. обучения) обеспечивает базовое высшее образование и заканчивается присвоением степени бакалавра в одном из направлений подготовки; 2-й уровень (1,5—2 г. обучения в зависимости от специальности) обеспечивает проф. подготовку в этой специальности и заканчивается присвоением степени магистра; 3-й и 4-й уровни (продолжительностью 3 и 2 г. соответственно) обеспечивают научно-пед. подготовку и завершаются выполнением и защитой диссертационной работы с присуждением степени кандидата или доктора наук. В В. у. з. восстанавливаются принципы автономии (в т. ч. в выборе метод. системы, очередности прохождения уч. курсов и т. п., правил комплектования студенч. контингентов и др.) и внутр. самоуправления. Предусматривается гос. аккредитация В. у. з. См. также в ст. Россия.

Лит. см. при ст. Высшее образование. А. Я. Савельев.

 

Оцените определение:

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

didacts.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *