Средний дошкольный возраст – Консультация (средняя группа) на тему: Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста | скачать бесплатно

Содержание

Средний дошкольный возраст (нормы развития детей)

Дошкольный возраст с 3 до 5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.). В то же время средний дошкольный возраст характеризуется развитием  познавательных способностей, развитием коммуникативной, волевой и мотивационной сторон личности.

По словам Л.С. Выготского, у детей среднего дошкольного возраста складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение ребенка.

Рассмотрим возрастные нормы развития ребенка от 3 до 5 лет. Их знание поможет родителям не упустить важные вехи в становлении личности своих детей, вовремя подметить возможную проблему и скорректировать ее самим или с помощью специалиста.

Дошкольный возраст от 3 до 5 имеет свои нормы развития:

Социально-эмоциональное развитие ребенка характеризуется активизацией общения и совместных игр с детьми и взрослыми. Дети любят обмениваться игрушками. Проявляют желание помогать взрослым, они в состоянии выполнять простые обязанности и поручения по дому.

Развитие общей моторики и мелкой мотрики рук усложняется. Формируются графические навыки. Дети  от 3 до 4 лет могут бросать мяч через голову, хватать катящийся мяч. Они спускаются по лесенке вниз, попеременно переставляя ноги. Прыгают на одной ноге, могут стоять на одной ноге по несколько минут. Сохраняет равновесие на качелях. Хорошо держат карандаш пальцами. Собирают конструкции из большого числа кубиков (до 8-9).

К 5 годам дошкольник уверенно прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками.

Мелкая моторика рук в среднем дошкольном возрасте хорошо развивается за счет обучения складыванию бумаги в несколько раз (доступны элементы оригами), нанизывания бусин на толстую леску или проволоку, лепки из глины и пластилина. Закрепляются навыки самообслуживания: шнурует ботинки.

Развивается зрительно-двигательная координация в предметно-игровой деятельности. К 4 годам дети могут обводить по контурам, копируют крест, срисовывают фигуру в форме шестигранника. Разбирают и складывают шестисоставную матрешку, вставляют фигурки в прорези , складывают, разрезанную на 2-3 части, картинку путем целенаправленных проб. Собирают небольшие конструкции из кубиков по подражанию.

5-летние дети разбирают и складывают матрешку (трехсоставную и четырехсоставную) путем примеривания или зрительного соотнесения. Складывание пирамидки так же идет путем зрительного соотнесения и уже с учетом величины колец. Так же складывается разрезанная на 2-3 части картинка.

Интенсивное речевое развитие и понимание речи выражается в том, что ребенок 3-4 лет умеет определять и называть цвет, форму, вкус, используя слова-определения. В этот период дошкольного возраста словарный запас существенно повышается за счет названия основных предметов. Формируется понимание степеней сравнения (самый близкий, самый высокий и т.п.). Дошкольник понимает и применяет в речи полоролевые различия (он — папа, она — мама). Осваивает временные понятия и использует прошедшее и настоящее время. Может слушать довольно длинные сказки и рассказы. Считает до 5. Выполняе двусоставные указания-инструкции (принеси красный кубик и синий шар).

К 5 годам осваивает обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.

К 5 годам значительно развивается память и внимание: ребенок запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий. Удерживает внимание на интересной для него деятельности до 15-20 минут.

Формируются математические понятия и навыки счета: к 4-5 годам дети считают до 5. Используют в речи слова «много» и «один»; называют геометрические фигуры и формы (треугольник, круг, квадрат, куб, шар). Научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток (утро, день, вечер, ночь). Различают правую и левую руку.

Таким образом, средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития.

www.kraskizhizni.com

Средний дошкольный возраст и развитие ребенка


Средний дошкольный возраст, как и младший дошкольный, не имеет кризисных ситуаций развития. В нем гармонично продолжают формироваться и развиваться все виды деятельности ребенка.

Сюжетно-ролевая игра значительно обогащается

Содержание статьи

Содержание ее отражает не только внешние стороны поведения взрослых, но и ее внутреннюю сторону. Расширяется тематика игры, усложняются ее сюжеты. Исчезают многократные повторения одних и тех же действий. Развертыванию игры обязательно предшествует замысел.

Игра перерастает в настоящую совместную деятельность детей. Они ищут партнеров, договариваются, в какую именно игру они будут играть, какие роли будут выполнять. Среди детей выделяются лидеры игровой деятельности, которые ее организуют, и более пассивные участники. Все участники игры четко придерживаются правил. Роль, которая выполняется, не меняется на другую до конца игры.

Огромное значение в этом возрасте играют дидактические и подвижные игры, которые способствуют развитию умения придерживаться правил и развивают познавательную сферу ребенка.

Развитие познавательной сферы

Восприятие

Остается несовершенным восприятие сюжетных изображений: когда ребенок самостоятельно строит рассказ по картинке, он ограничивается перечнем изображенных на ней людей и предметов.

Память

Впервые складывается произвольное запоминание. Самый простой прием, который используется при этом — повторение.
В дальнейшем развивается наглядно-образное мышление, которое становится умеренным.

Ребенок может группировать предметы по материалу, качеству и назначению; усваивает отношение «часть — целое», «равенство — неравенство»; простейшие причинные связи, известные ему из опыта; самостоятельно устанавливает связи между отдельными фактами; удается до практической проверки, чтобы выяснить неизвестное. Чаще проявляет инициативу в выяснении вопросов, размышлениях, спонтанных образных ассоциациях («Почему листья пожелтели?», «Зачем поливают цветы?»).

Воображение

Усиливается его устойчивость. Доказательством этого является то, что дети могут достаточно долго играть в одну и ту же игру, неоднократно возвращаться к отдельным ее сюжетам. Образы воображения чрезвычайно яркие, оживленные, тесно связаны чувствами.

Самая отдаленная схожесть между тем, что воспринимает ребенок и 2 предыдущими впечатлениями вызывает бурный поток новых ассоциаций, чрезвычайно доверчиво относятся к этим творениям фантазии. В этом возрасте воображение все еще тесно связано с внешней деятельностью.

Речь

Появляются попытки осмыслить значение слов, хотя и не всегда успешные. Растет интерес к содержанию неизвестных слов. Дети уже могут пересказывать небольшие произведения, рассказывать о некоторых событиях из собственной жизни, про игрушки и прочее.

Эмоциональное развитие

Чувства ребенка становятся все более устойчивыми. Продолжается развитие нравственных чувств. Ребенок способен сочувствовать другим и делает это уже не по указке взрослого, а спонтанно, самостоятельно. Появляется желание быть полезным взрослому. Отношение к сверстникам из нейтрального превращается в дружелюбное.

Формируются эстетические чувства

Повышается способность эмоционально откликаться на содержание литературных и музыкальных произведений. Во время прослушивания литературных произведений воспринимаются, прежде всего, яркие изобразительные речевые средства. Красивым считается все то, что понятно ребенку, вероятно, моральное (положительные герои сказок всегда красивые).

Развитие волевой сферы

Именно в среднем дошкольном возрасте начинается формирование осознанной постановки цели. Дети также могут ради достижения цели выполнять действия, которые сами по себе не привлекательны.

Другое важное изменение в развитии волевой сферы ребенка — осознание им нравственного содержания правил поведения и овладение умением руководствоваться ими в своих поступках. Это осознание формируется на основе понимания обобщенного характера правил и их общеобязательности. Поэтому дети могут жаловаться на нарушителей порядка в детском коллективе, которые, собственно, их самих не обидели.

В том случае, когда взрослые не признают ребенка, относятся к нему без достаточных чувств и понимания, формируется недисциплинированное, грубое, иногда даже агрессивное поведение детей.

Умение сознательно управлять своим поведением, контролировать его проявляется в том, что дети способны следить за своими движениями и поведением. Однако в этом возрасте контроль выполняется при условии побуждения взрослых, по их указаниям, сам процесс контроля дискретный во времени, происходит якобы урывками.

Как результат развития оценочно-контрольных действий ребенка можно считать зарождение в это время ответственности за порученное дело. Начинает складываться подчинения целей одного действия другому, более важному.

Произвольными, намеренно управляемыми становятся не только практические действия ребенка, но и частично познавательные психические процессы (память, мышление). Формируются коммуникативные навыки, элементы речевого этикета: приветствия, прощания, обращения к другому по имени и тому подобное.

Ребенок этого возраста самостоятелен и инициативен. Это проявляется в самостоятельном решении задач, которые возникают в процессе игры, в выборе тематики игры, в постановке вопросов и суждениях.

Поделиться с друзьями:

Твитнуть

Поделиться

Плюсануть

Поделиться

Отправить

Класснуть

Линкануть

Запинить

Средний дошкольный возраст и его особенности Ссылка на основную публикацию

podrastu.ru

Средний дошкольный возраст (нормы развития детей)

Дошкольный возраст с 3 до 5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.). В то же время средний дошкольный возраст характеризуется развитием  познавательных способностей, развитием коммуникативной, волевой и мотивационной сторон личности.

По словам Л.С. Выготского, у детей среднего дошкольного возраста складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение ребенка.

Рассмотрим возрастные нормы развития ребенка от 3 до 5 лет. Их знание поможет родителям не упустить важные вехи в становлении личности своих детей, вовремя подметить возможную проблему и скорректировать ее самим или с помощью специалиста.

Дошкольный возраст от 3 до 5 имеет свои нормы развития:

Социально-эмоциональное развитие ребенка характеризуется активизацией общения и совместных игр с детьми и взрослыми. Дети любят обмениваться игрушками. Проявляют желание помогать взрослым, они в состоянии выполнять простые обязанности и поручения по дому.

Развитие общей моторики и мелкой мотрики рук усложняется. Формируются графические навыки. Дети  от 3 до 4 лет могут бросать мяч через голову, хватать катящийся мяч. Они спускаются по лесенке вниз, попеременно переставляя ноги. Прыгают на одной ноге, могут стоять на одной ноге по несколько минут. Сохраняет равновесие на качелях. Хорошо держат карандаш пальцами. Собирают конструкции из большого числа кубиков (до 8-9).

К 5 годам дошкольник уверенно прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками.

Мелкая моторика рук в среднем дошкольном возрасте хорошо развивается за счет обучения складыванию бумаги в несколько раз (доступны элементы оригами), нанизывания бусин на толстую леску или проволоку, лепки из глины и пластилина. Закрепляются навыки самообслуживания: шнурует ботинки.

Развивается зрительно-двигательная координация в предметно-игровой деятельности. К 4 годам дети могут обводить по контурам, копируют крест, срисовывают фигуру в форме шестигранника. Разбирают и складывают шестисоставную матрешку, вставляют фигурки в прорези , складывают, разрезанную на 2-3 части, картинку путем целенаправленных проб. Собирают небольшие конструкции из кубиков по подражанию.

5-летние дети разбирают и складывают матрешку (трехсоставную и четырехсоставную) путем примеривания или зрительного соотнесения. Складывание пирамидки так же идет путем зрительного соотнесения и уже с учетом величины колец. Так же складывается разрезанная на 2-3 части картинка.

Интенсивное речевое развитие и понимание речи выражается в том, что ребенок 3-4 лет умеет определять и называть цвет, форму, вкус, используя слова-определения. В этот период дошкольного возраста словарный запас существенно повышается за счет названия основных предметов. Формируется понимание степеней сравнения (самый близкий, самый высокий и т.п.). Дошкольник понимает и применяет в речи полоролевые различия (он — папа, она — мама). Осваивает временные понятия и использует прошедшее и настоящее время. Может слушать довольно длинные сказки и рассказы. Считает до 5. Выполняе двусоставные указания-инструкции (принеси красный кубик и синий шар).

К 5 годам осваивает обобщающие слова, называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.

К 5 годам значительно развивается память и внимание: ребенок запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий. Удерживает внимание на интересной для него деятельности до 15-20 минут.

Формируются математические понятия и навыки счета: к 4-5 годам дети считают до 5. Используют в речи слова «много» и «один»; называют геометрические фигуры и формы (треугольник, круг, квадрат, куб, шар). Научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток (утро, день, вечер, ночь). Различают правую и левую руку.

Таким образом, средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития.

www.kraskizhizni.com

Средний дошкольный возраст: психологические и физиологические особенности

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) – это максимальный расцвет ролевой игры. Введение игровых ролей и сюжета в воспитание ребенка позволяет существенно повышать его возможности в различных сферах психологического и физического развития. Постепенно на смену ролевой игре приходят игры с правилами. Этому этапу развития свойственно освоение приемов простейшего анализа и сравнения, а также системы всевозможных «обследовательских» действий. Кроме того, это период усиленного роста и развития организма.

Средний дошкольный возраст – время активного формирования личности ребенка. Для четырех- и пятилетних дошкольников характерна очень высокая двигательная активность. На пятый год жизни приходится так называемый кризис морфофункционального развития ребенка – наиболее благоприятный момент для качественного рывка в двигательном развитии. У детей среднего дошкольного возраста появляется ритмичность, естественность и легкость движений, у них возникает интерес к правильности их выполнения.

Речевое развитие детей этого возраста проходит под знаком:

  • активного обогащения словаря;
  • интенсивной выработки грамматического строя своей собственной речи;
  • освоения норм звукопроизношения.

4–5-летние дети уже готовы к общению: их вопросы осмыслены и требуют ответа от собеседника.

Для этого периода характерно постепенное согласование мотивов и желаний ребенка, разделение их на более и менее значимые. Это предопределяет переход от ситуативного, импульсивного поведения к опосредованному.

Средний дошкольный возраст является удачным периодом для совершенствования большинства человеческих способностей, усвоения умений и знаний. Трудовая деятельность в это время способствует формированию личностных ценностно-значимых качеств: стремления помочь другу, радоваться его успехам, уважительно и бережно относиться к результатам чужих трудов.

vozrastinfo.ru

Младший дошкольный возраст

В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за другом, прячутся и ищут других, кричат, визжат, кривляются. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно – оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Довольно часто какой-нибудь привлекательный предмет может разрушить дружную игру детей: их внимание сразу переключается на него. Борьба за игрушку и нежелание отдавать свою – отличительная особенность малышей. Они утверждают и отстаивают свое “Я” прежде всего посредством демонстрации своей собственности: “Смотри, что у меня есть!”, “Это мое!”. Именно поэтому отдать своё очень трудно. Привлекательные игрушки становятся поводом для бесконечных споров и конфликтов малышей. Нормально общаться они могут только в отсутствие отвлекающих предметов. Призывы взрослых играть вместе одной игрушкой в данном случае бесполезны – дети в этом возрасте могут уделять внимание либо сверстнику, либо (что значительно чаще) игрушке. Только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Обратите внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр.). В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры или простые игры по определенным правилам (“каравай”, “зайка”, “карусели”, “пузырь”, “кошки-мышки” и пр.). Маленькие дети безразличны к успехам сверстника, даже если похвала исходит от взрослого. Малыш как будто не замечает действий и настроения сверстника. В то же время присутствие одногодка делает ребенка эмоциональнее и активнее, о чем свидетельствуют стремление детей друг к другу и взаимное подражание. Легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности, возникающей при обнаружении одинаковых умений и вещей. Эта общность определяется пока что только по внешним признакам: “Ты прыгаешь, и я прыгаю”, “У тебя зеленые тапочки – и у меня такие же”. Именно подчеркивая такую общность, можно наладить отношения между малышами.

Средний дошкольный возраст

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста. На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело – игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. Если дети после 4-х лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, – это явный признак их отставания в социальном развитии. В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение – то есть игра. На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. “Невидимость” сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции малышей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника. Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но сейчас цель этого сравнения – уже не обнаружение общности (как у трехлеток), а противопоставление себя другому. Через сравнение со сверстниками ребенок оцениваем и утвердждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими. “Окружающими” для четырех-пятилетнего ребенка становятся сверстники. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию. Учите ребёнка совместной игре (желательно ролевой), помогайте детям придумывать интересный сюжет – и хорошая общая игра станет для них важнее похвалы или собственных успехов.

studfiles.net

особенности развития. Дети дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста


Дети дошкольного возраста уже заметно отличаются между собой, так как в этот период происходит развитие основных личностных качеств, механизмов поведения в тех или иных ситуациях. Поведение ребенка уже не является импульсивным и зависит не столько от ситуации, в которой требуются действия, сколько от его собственных представлений о мире. Нравственные формы поведения усваиваются активнее, происходит формирование волевой регуляции поведения, что дает возможность обучения в образовательных учреждениях.

Особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст представляет собой достаточно длительный период, на протяжении которого у ребенка последовательно возникают различные новообразования. В возрастной психологии принято разделять дошкольный возраст на три основных этапа.

Младший дошкольный возраст

Младший дошкольный возраст – это период от 3 до 4 лет жизни малыша. В это время ребенок переходит от совместной позиции с родителями к отдельному «Я», однако во многих ситуациях он все еще не может обойтись без помощи взрослого человека. В свою очередь родители все еще видят в своем ребенке беспомощного малыша, которого нужно максимально оградить от опасностей окружающего мира. Но таким лишением самостоятельности они могут дополнительно спровоцировать конфликты с ним как раз из-за ограничения свободы.

Направленность интересов ребенка младшего дошкольного возраста меняется заметно. Если раньше его интересовали окружающие предметы, то теперь он хочет, как можно больше узнать о взаимодействии людей. Он наблюдает за взрослыми и сверстниками, принимая некоторые их действия в качестве образца для собственной деятельности. В конечном итоге это проецируется на появление ролевой игры как отражения человеческих взаимоотношений и социальных контактов.

Очень важным моментом в развитии детей младшего дошкольного возраста является появление способности устанавливать сложные причинно-следственные связи. Теперь ребенок не просто овладевает новыми способами действия – он знает не только, что и как делать, но и к чему приведет выполненное им действие.

Средний дошкольный возраст


Средний дошкольный возраст – период с 4 до 5 лет. Продолжают совершенствоваться физические навыки ребенка, и именно поэтому в средней группе детского сада крайне важно обеспечить малышей разумной двигательной активностью. Активно идет и психическое развитие, в том числе умение устанавливать социальные контакты, что можно заметить по тому, как дети во время игры объединяются в небольшие группы и учатся действовать вместе.

Происходит активное развитие игровой деятельности, а также других, не менее важных для развития ребенка действий – конструирования, изобразительной деятельности. В этом плане большую роль играет развитие восприятия, которое в норме становится способным выделить в исследуемом предмете отдельные части и установить связь между ними.

Умение устанавливать такие связи приводит ребенка к пониманию необходимости дополнить картину мира на основании знаний, полученных от взрослого, поэтому к пятому году жизни родителям надо быть готовыми отвечать на многочисленные «почему», «как» и «зачем». Готовность вести диалог с ребенком, обсудить даже простые вещи серьезно и на равных направит познавательную активность ребенка в нужное русло, а также обеспечит более тесный эмоциональный контакт со взрослым.

Старший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст – период развития ребенка с 5 до 7 лет. И родители, и воспитатели могут легко заметить, что ребенок в этом возрасте уже не является таким открытым, как раньше. Он начинает понимать, кто он (на основании знаний и представлений о себе) и какой он (самооценка). Это две стороны самосознания как системы представлений, оценок и образов, которые относятся к человеку, в данном случае – к ребенку старшего дошкольного возраста.

К 7 годам ребенок обладает достаточно адекватной самооценкой, однако она может отличаться и быть как завышенной, так и заниженной. Дети дошкольного возраста с неоправданно высокой самооценкой как правило более раскованные, мало восприимчивы к своим неудачам и не осознают их, резко реагируют на отсутствие похвалы и на критику. Напротив, дети с заниженной самооценкой являются крайне неуверенными в себе, не общительны, не любят проявлять инициативу.

Развитие детей дошкольного возраста


Развитие детей дошкольного возраста затрагивает все системы и функции организма, при этом физическое и психическое развитие не протекают отдельно, а тесно взаимосвязаны между собой. В это время все занятия с ребенком проходят исключительно в игровой форме, при этом эффект может быть достигнуть только при условии, что ребенок является активным участником игрового процессе, а не просто пассивным наблюдателем.

Физическое развитие

Рост малыша за дошкольный период увеличивается существенно – на 20 или даже 25 сантиметров. К 6-7 годам ребенок весит в два раза больше по сравнению с тем, сколько он весил в год. Помимо роста и веса, важным показателем является соотношение между окружностью головы и окружностью груди; с возрастом пропорции ребенка меняются, и разница между данными показателями в норме должна становиться больше. К 7 годам окружность груди должна равняться половине роста ребенка, в том числе по причине того, что происходит увеличение размера легких.

Показатели увеличения роста и массы тела во многом зависят от генетики и других факторов, поэтому родителям, которые переживают, что их ребенок плохо растет, нужно обратить внимание, сохраняет ли он свою активность. Если дошкольник активен, о нарушениях речи не идет.

В центральной нервной системе преобладают процессы возбуждения, за счет чего дети дошкольники часто неусидчивы и не могут долго заниматься однообразным делом. Развивается и сердечно-сосудистая система; увеличивается масса сердца, в то время, как частота сердечных сокращений становится меньше.

Физическое развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от его двигательной активности; и при участии в подвижных играх, и во время занятия различными видами спорта у детей совершенствуется способность ориентироваться в пространстве, улучшается равновесие, появляются новые двигательные навыки. Однако важно учитывать, что слишком сложные задания могут легко вызвать утомление у ребенка, поэтому любая нагрузка должна быть строго дозированной. К перегрузкам в дошкольном возрасте не готовы ни центральная нервная система, ни сердце, ни легкие, так как все эти системы еще сформированы не до конца. Кроме того, окостенение хрящевой ткани также не завершено, поэтому силовые виды спорта дошкольникам противопоказаны – они могут привести к травме.

Психологические особенности дошкольного возраста


В дошкольном возрасте развитие психики ребенка приводит к существенному желанию самостоятельности, включения во взрослую жизнь. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Начало формирования мировоззрения на основе попытки ребенка устроить в единую систему все наблюдаемые предметы и явления, а также их взаимосвязи.
  2. Этические и моральные оценки, которые определяют, как будет относиться ребенок к тому или иному человеку.
  3. Мотивация действий, основанная на понимании взаимоотношений между людьми.
  4. Произвольность поведения, возникающая на основе образов, первоначально существующих в конкретном виде, а уже затем переходящая в обобщенный.
  5. Зарождение самосознания и самооценки, определение собственной позиции в отношении со взрослыми.

В дошкольном возрасте существенно перестраивается вся психологическая жизнь ребенка, поэтому не исключены определенные проблемы. В частности это касается двух возрастных кризисов, ведь дошкольное развитие начинается с одного из них и заканчивается вторым. Рассмотрим данные кризисы подробнее.

Кризис 3 лет

Главная причина кризиса трех лет заключается в том, что примерно в три года психика ребенка созревает до той степени, что он осознает себя не частью своих родителей, а отдельной личностью, у которой есть собственная воля – и ее необходимо проявить. В то же самое время возможности ребенка все еще существенно ограничены, поэтому получается у него далеко не все, но и тогда маленький упрямец не спешит принимать помощь от родителей.

К основным проявлениям кризиса трех лет относят:

Стремление сделать все с точностью до наоборот, даже если это противоречит желаниям ребенка и его возможностям.

Не нужно путать это с настойчивостью – в случае упрямства ребенок хочет получить что-то просто по той причине, что это он так сказал, а на самом деле вещь ему не нужна.

  • Строптивость.

Это специфическая форма протеста, которая отличается от негативизма тем, что направлена не на конкретного человека (я не пойду на прогулку, потому что меня зовет мама), а является безличной (я не хочу чистить зубы потому что не хочу).

  • Самостоятельность, граничащая со своеволием.

Это те самые моменты, когда ребенок активно настаивает, что должен выполнить определенное действие сам, даже если он пока не может это сделать.

Помимо основных симптомов у разных детей могут проявляться агрессия, ревность, обесценивание ранее важных людей и предметов. Родителям в любом случае необходимо не пытаться давить на ребенка, а сохранять спокойствие, демонстрировать малышу положительное отношение и обеспечивать атмосферу спокойствия. Предоставить ребенку определенную долю самостоятельности, не сравнивать его с другими детьми (особенно если сравнение происходит не в его пользу) – действия, которые также помогут продуктивно преодолеть кризис.

Кризис 7 лет


Кризис 7 лет – завершающий кризис дошкольного возраста, который символизирует о переходе к младшему школьному возрасту. Причинами данного возрастного кризиса могут являться необходимость привыкания к новым условиям обучения и непривычному коллективу, смена уровня нагрузок и их типа. Выделяют следующие характерные признаки данного кризиса:

  • Утрата непосредственности. Она проявляется как заметное изменение поведения ребенка, которое становится искусственным, натянутым, неестественным. Причиной этому является желание показать что-то этим поведением.
  • Манерность. Кривляние, гримасы, которые 6-7летний ребенок может демонстрировать совершенно не к месту, вызывают активное неодобрение взрослых, однако он продолжает вести себя именно так.
  • Ребенок становится скрытным, если испытывает негативные эмоции, старается закрыться и не показывать этого.

Так как дети приходят в школу в разном возрасте, кризис тоже может протекать по-разному. В этом плане особое внимание стоит обратить на тех детей, которые в силу определенных причин идут в школу не вовремя. У детей, которых отправили в школу слишком рано, учебная деятельность ребенка в дошкольном возрасте насильно заменяет игровую, которая пока что является наиболее актуальной для этого конкретного ребенка, что в итоге усложняет адаптацию и усугубляет кризис. Однако и запаздывать с поступлением в школу не рекомендуется: если ребенок уже объективно готов к тому, чтобы сменить игровую деятельность на учебную, однако до сих пор не может этого сделать, он начинает чувствовать неудовлетворенность своим положением и способен проецировать негативные проявления на родителей. Кризис в этом случае проходит, когда ребенок поступает в школу.

Когда стоит обратиться к психологу

Детский психолог – эта та самая третья сторона, необходимая для решения проблемных ситуаций, которые не могут быть решены силами родителей. Возможно, что родители сами не могут понять причин резких негативных перемен с собственным ребенком, и в этом случае вмешательство психолога поможет определить, что происходит. Однако и при условии, что папа и мама понимают причину, но не могут понять, как действовать, психолог может быть полезен.

Одним из распространенных поводов обращения родителей дошкольников к психологам являются фобии – иррациональные страхи, которые мешают ребенку нормально жить. Наличие чего-то, чего боится ребенок, в этом возрасте нормально, однако интенсивность переживаний, вызываемых предметом фобии, негативно влияет на психику и требует вмешательства профессионала. Кроме того, поводом для похода к психологу вместе с дошкольником является чрезмерная агрессия, застенчивость, гиперактивность, сложности с адаптацией в школе или какое-то негативное событие (например, смерть близкого родственника), для переживания которого ребенку требуется помощь со стороны.

Развитие речи детей дошкольного возраста


В дошкольном возрасте освоение речи переходит на новый уровень. В этот период ребенок понимает, что именно речь является наиболее эффективным инструментом социального взаимодействия и актуальна абсолютно во всех видах деятельности. Это приводит ко всестороннему развитию речи, а именно:

  • Звуковая культура.

У дошкольников интенсивно развивается фонематический слух, они обращают внимание на то, как правильно произносить звуки. Процесс фонематического развития завершается именно в этом возрасте.

  • Словарный запас.

Дошкольник не только обладает значительно большим словарным запасом по сравнению с ребенком до трех лет – эти слова обладают уже другими значениями, поскольку дети умеют обобщать и обозначать одним словом целую категорию предметов. В старшем дошкольном возрасте употребление слов становится более абстрактным.

  • Грамматический строй.

Ребенок в дошкольном возрасте усваивает склонения, спряжения, морфологическую систему языка, за счет чего учится правильно применять их.

На дошкольный период приходится этап словотворчества, когда ребенок придумывает собственные слова на основании грамматических стереотипов. Хотя словотворчество начинается еще в 2 года, оно охватывает существенную часть и в дошкольном периоде, продолжаясь примерно до 5 лет. После пятого дня рождения ребенок старается осмыслить слова на основе их созвучия, что иногда приводит к ошибочным сопоставлениям.

Если в раннем возрасте речь носит ситуативный характер, то для дошкольников характерно развитие двух других ее форм – контекстной и объяснительной. Для контекстной речи характерно раскрытие высказывания в контексте, в то время, как объяснительная форма используется для передачи сложного содержания – например, объяснения сверстнику правил новой игры. Объяснительная речь считается самой сложной речевой формой, доступной дошкольнику.

Деятельность ребенка в дошкольном возрасте


Основным видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра в ее сюжетно-ролевой форме. Сюжетно-ролевая игра предполагает создание определенной ситуации, в которой каждый ребенок берет на себя определенную роль, как правило, копируемую с реальной взрослой жизни. В ходе игры используются предметы-заместители; если сюжетом игры становится поход в магазин, в форме денег могут выступать листья с деревьев или нарезанная бумага, а в качестве товаров – игрушки или что-то еще. Игровая деятельность ребенка в дошкольном возрасте оказывает решающее влияние на многие стороны развития ребенка: развитие воображения, умение действовать в соответствии с правилами, умение общаться с другими детьми.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте переходит на новый этап развития, поскольку еще в начале этого периода у ребенка появляется знаковая функция сознания – он начинает соотносить предмет с изображением. Ребенок начинает понимать, что изображение – это замена реального объекта, а не собственно объект. При этом стимулом к развитию изобразительной деятельности также является стремление передать смысл рисунка другому человеку, а это значит, что данный рисунок должен быть узнаваем и похож на оригинал. Изобразительная деятельность является отличным способом развития мелкой моторики.

Для дошкольника важна и такая форма деятельности, как труд, ведь именно в этом возрасте важно сформировать правильное отношение к трудовой деятельности. Если ребенок стремится что-то сделать самостоятельно, не следует мешать этому. Учите его ставить цели и находить пути, необходимые для получения желаемого результата. Несложные трудовые поручения может ставить как педагог в детском саду, так и родители дома. Обязательно требуется подвести итог выполненной работе и похвалить ребенка – так формируется его мотивация.

Обучение в дошкольном возрасте


Большинство дошкольников посещают детские сады, однако есть и дети, которые проходят домашнее обучение в дошкольном возрасте. Пока что дети имеют небольшой объем внимания, их память развита недостаточно, поэтому их занятия вне зависимости от применяемой методики в дошкольном возрасте строятся на основании данных возрастных особенностей. При этом целью занятий является не только обеспечение малышей новыми знаниями, умениями, и навыками, но и выработкой умения включаться в учебный процесс. Так как ведущим видом деятельности на данном этапе является игра, то и занятия проходят в игровой форме.

Программа дошкольного возраста

Программы дошкольного возраста, используемые в современных российских учреждениях дошкольного образования, в целом можно разделить на комплексные, рассчитанные на развитие ребенка по всем основным направлениям, и парциальные, которые рассчитаны на одно или несколько направлений. Однако полноценное развитие может быть обеспечено не только комплексной программой, но и педагогически правильным набором парциальных.

Примеры комплексных программ дошкольного возраста:

  • «Истоки», которая рассчитана не только на дошкольников, но и на детей раннего возраста.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду
  • «Радуга», отличительной особенностью которой является упор на формирование у детей дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни.
  • «Детство»
  • «Развитие»

Среди парциальных программ можно выделить следующие направления, в рамках каждого из которых может быть достаточно большой выбор.

  1. Экологическое воспитание
  2. Художественно-эстетическое развитие
  3. Физическое развитие и здоровье
  4. Социально-нравственное развитие.

Различные дошкольные учреждения используют в своей работе разные программы или их комбинации.

Развитие речи детей дошкольного возраста

С 3 до 7 лет развитие речи детей дошкольного возраста идет активным темпом, однако родителям не стоит пускать процесс на самотек – ведь есть методики, которые легко можно использовать и в домашних условиях. Вот некоторые из них:

  • Разговор по картинке.

Выберите красивую картинку, содержащую изображение какого-то определенного сюжета. Задавайте ребенку вопросы, которые будут побуждать его рассматривать картинку и выстраивать полные ответы. Что изображено на картинке? Когда происходит действие? Как ты думаешь, что будет дальше? Если ребенок задумался или у него возникло затруднение, помогите ему, начав предложение или указав на нужное место на картинке, от которого следует отталкиваться.

  • Потешки и колыбельные.

В дошкольном возрасте они продолжают оставаться актуальными, так как значительно обогащают словарный запас ребенка, в том числе за счет большого количества однокоренных слов.

  • «Маленький-большой».

В качестве наглядного пособия для такой игры можно использовать как специальные карточки, так и игрушки ребенка. Первоначально расскажите ребенку о том, что его задача – сравнивать размеры; к примеру, к картинке, на которой нарисованы мышь и слон, можно задать вопросы «Кто на картинке? Какого размера слон? А какая мышь? А может ли быть мышь больше слона?».

Разгадывание загадок влияет на развитие речи сразу по нескольким направлениям, а также учит размышлять абстрактно.

Сыграйте с ребенком в игру, где он будет журналистом, а вы – кем-то (известной личностью, сказочным героем), у кого нужно взять интервью для газеты. Ребенку требуется составить вопросы и поддержать диалог с вами.

  • Скороговорки.

Отлично подойдут для развития дикции. Не торопите ребенка, если у него не получается проговорить сложную скороговорку – нужно просто потренироваться.

Это далеко не все методики для развития речи дошкольников, однако все вышеперечисленное является универсальными способами. Если же вам кажется, что ваш ребенок испытывает проблемы с развитием речи, в этом возрасте уже целесообразно посетить логопеда для диагностики и получения рекомендаций.

Дошкольный возраст: методики развития


На основании изучения психологии детей дошкольного возраста разными педагогами в различное время были созданы многие методики, ориентированные на те или иные аспекты развития детей. Представляем вашему вниманию наиболее распространенные методики развития дошкольников, которые по сей день являются актуальными:

  • Методика раннего развития Никитиных.

Основана на системе развивающих игр, которые построены на использовании головоломок разной степени сложности. В играх необходимо участвовать и детям, и родителям; в зависимости от уровня развития ребенка ему предлагается головоломка подходящей сложности.

  • Методика Зайцева

Методика Зайцева предполагает использование специальных пособий для ускоренного обучения дошкольников чтению и счету. В первую очередь это всем известные кубики Зайцева, которые представляют собой пособия разного размера, на стор

medaboutme.ru

Средний дошкольный возраст.

На пятом году жизни у детей появляется большое коли­чество морфологических ошибок, обусловленное расши­рением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего неусвоенные еще нормы правильного из­менения слов становятся более заметными. Наряду с этим в речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм.

Формированию грамматических навыков помогают воз­никающая в этом возрасте потребность говорить правиль­но, прошлый опыт, развитие у ребенка умений мобилизовывать свою память, более осознанно изменять слова, ис­кать правильные формы. Большую роль играет для ребенка оценка взрослыми его речевой деятельности («Я правиль­но сказал?», «А как нужно сказать правильно?»).

В средней группе расширяется круг грамматических яв­лений, подлежащих усвоению.

Содержание обучения усложняется: продолжается обу­чение употреблению форм родительного падежа единствен­ного и множественного числа существительных, согласо­ванию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формиро­вание умения правильно спрягать глаголы по лицам и чис­лам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

На ступени среднего дошкольного возраста наряду с закреплением уже сформированных грамматических навы­ков следует учить детей правильно изменять трудные для них слова. На данном этапе формирование грамматическо­го строя речи в большей степени, чем ранее, связано с развитием монологической речи, с обучением детей рас­сказыванию.

В методике обучения на занятиях особой разницы по сравнению с младшими группами нет. Большую роль про­должает играть связь грамматических форм с жизненными ситуациями, отсюда — необходимость использования на­глядности. Если в младших группах преимущественно ис­пользуются игрушки, то в средней игрушки и картинки применяются в равной степени. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.

На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались и раньше. Однако об­разец остается при этом ведущим приемом обучения, он используется в случаях нетипичного изменения слов с це­лью предупреждения ошибок.



Программное содержание и методика организации за­нятий также усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций {Де­вочка пошла в лес. В лесу встретила лису с лисятами, волчи­цу с волчатами, медведицу с медвежатами).

В игре «Что изменилось?» производятся не единичные, а множественные изменения (убирают не одну игрушку, а две; меняют местоположение не одной игрушки, а несколь­ких).

Повышаются требования к детям. Воспитатель добива­ется от детей четкости и внятности произнесения оконча­ний; предлагает произнести слово в правильной форме, повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно, поддерживает поиск ребенком словоформы. Учитывая рас­тущее у детей осознание особенностей речи, педагог при­влекает ребенка к исправлению его собственных и чужих ошибок (ребенок ошибся, сказав «котенки», воспитатель спрашивает, как сказать правильно).

В средней группе продолжаются формирование навыков употребления существительных по множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах, ра­бота по закреплению представлений о родовой принадлеж­ности существительного, об употреблении неизменяемых имен существительных.

Дидактическая игра «Что (кого) не стало?» универсаль­на для упражнения детей всех возрастных групп в упот­реблении существительных во множественном числе в родительном падеже. В средней группе под­бирают более трудные слова: туфли — туфель, сапоги — сапог, тапочки тапочек, валенки — валенок, сандалии — сандалий.

Эту же игру можно использовать для усвоения катего­рии винительного падежа. Довольно часто дети допускают ошибки при употреблении винительного падежа, так как одушевленные и неодушевленные существительные изме­няются по-разному.

— На столе что? — Чашки, ложки, тарелки (множ. число, именит, падеж, неодушевл. существит.).

— На столе кто? — Утки, собачки, кролики (множ. число, именит, падеж, одушевл. существит.).

— Кого вы видите? — Уток, собачек, кроликов (множ. число, винит, падеж).

— Что вы видите? — Чашки, ложки, тарелки (множ. число, винит, падеж).

— Кого не стало? — Уток, собачек, кроликов (множ. число, родит, падеж).

— Чего не стало? — Чашек, ложек, тарелок (множ. число, родит, падеж).

Упражнение для усвоения категории винительного па­дежа можно включить в игру-драматизацию «День рожде­ния куклы Кати». Гости дарят кукле подарки.

— Что они подарили Кате?

— Миша подарил мячик, Коля — маленького утеночка, другие дети подарили ей плюшевого мишку и резинового слона.

Для усвоения категории среднего рода проводится рас­сматривание предметных картинок и игрушек. Воспитатель спрашивает: «Что это? Ведро какое? Тарелка какая?» Ребенок называет предмет, подбирает прилагательное, согла­суй его с существительным.

С детьми этого возраста можно использовать словесные упражнения.

Большой мальчик. А как можно сказать про девочку? Какая она?

Белый снег. А как можно сказать про полотенце? Какое оно? Как можно сказать про бумагу? Какая она?

Зеленая трава. А как можно сказать про дерево? Какое оно? Как сказать про ведро? Какое оно?

Более сложное задание — подбор к прилагательному существительного в определенной грамматической форме.

Красный бант, красный цветок. Про что еще можно сказать крас­ный?

— Голубое небо. Про что еще можно сказать голубой! (Платье, блюдце, ведро.)

Синяя чашка. Про что еще можно сказать синяя?

Для усвоения родовой принадлежности, развития ори­ентировки на окончания слов при согласовании существи­тельных с прилагательными в роде и числе проводятся уп­ражнения такого типа.

Рассматриваются овощи или фрукты, лежащие на подносе.

— Что это? (Груша.) Какая она? (Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая.)

— Что это? (Яблоко.) Какое оно? (Красное, сладкое, вкусное, круг­лое, большое.)

— Что это? (Лимон.) Какой он? (Желтый, кислый, большой, шер­шавый.)

Затем дети по прилагательному отгадывают предмет, ориентируясь на окончания слов.

— Желтый, кислый, большой, шершавый. Что это?

— Красное, сладкое, вкусное, круглое, большое. Что это?

— Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая. Что это?

Учить детей правильно употреблять несклоняемые име­на существительные помогают серии картинок из альбома О. И. Соловьевой «Говори правильно».

Показывается первая картинка.

— Что это? (Пальто.) Какого цвета пальто? Какое пальто? (Пальто синего цвета. Синее пальто.)

— А у меня зеленое пальто. Вспомните, какие пальто у вас. Какое пальто у тебя, Катя? А у тебя?

Вторая картинка.

— Что нарисовано? (Шкафчик.) В нем висят пальто. Много пальто. (Образец.) ‘

— Сколько пальто в шкафу? (Много пальто.) А здесь сколько паль­то? (Три пальто) и т. д.

А. М. Бородич предлагает прием отраженной речи с фор­мулировкой вопроса, с которым можно обратиться к пер­сонажу игры:

— Спроси у Наташи: «Тебе жарко в пальто?»

— Спроси у Оли: «Какое у тебя пальто?»

— Попроси Машу: «Расскажи о споем пальто».

Становлению грамматической стороны речи способству­ет художественная литература, содержащая образцы кон­струкций предложений, употребления прямой и косвен­ной речи, глагольной лексики и др.

На примере пересказа сказки «Заюшкина избушка» мож­но увидеть употребление ребенком разных форм глагола:

— не плачь, не горюй; поди, лиса, вон!;

— плачет, плачешь, плакать; гнать, гнали-гнали, не выгнали, выго­ню, не выгонишь;

— лиса — дразнилась, просится, просила, упрашивала, не выпроси­ла; испугалась, соскочила с печи, одеваюсь, шубу надеваю;

— заяц — плачет, горюет, лапками слезы вытирает;

— стали жить да поживать.

Использование прямой речи: Идет старый медведь.

— О чем, заинька, плачешь?

— Как же мне, медведюшка, не плакать.

— Не плачь, зайчик, я ее выгоню.

— Нет, не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Даже без специального обучения, слушая или переска­зывая сказку, ребенок интуитивно усваивает формы изме­нения глаголов по лицам, числам и временам.

Навыки употребления глаголов закрепляются в играх.

Приведем пример игры на употребление глаголов.

Игра «Мишка, сделай!» (употребление повелительного наклонения глаголов: ляг, скачи, положи, рисуй, ищи).

В гости к детям приходит медвежонок, он умеет выполнять просьбы, только надо его правильно попросить: «Мишка, ляг, пожалуйста, на бочок!»

Здесь игровое действие может быть критерием правильности речи ребенка.

Мишка ложится лишь в том случае, если слово сказано грамматичес­ки правильно. Воспитатель выясняет, почему Мишка не выполняет ка­кую-то просьбу. Возникает проблемная ситуация.

Требует специальных упражнений разноспрягаемый гла­гол хотеть. Для его усвоения используются игры («Что вы хотите делать?» — «Мы хотим играть, плясать, а ты хочешь плясать?» — «Хочу». — «Мы хотим плясать» и т. д.), игр вые упражнения с игрушками («Оля и Таня, вы хотите послушать стихи?» — «Хотим». — «Оля, ты хочешь?» — «Хочу»).

Для употребления этого глагола создаются специальные ситуации на занятиях («Вы хотите послушать сказку? Вы хотите посмотреть, как Мишка делает гимнастику?»), в бытовой деятельности («Вы хотите помочь мне убрать посу­ду? Вы хотите поставить на стол хлеб?»), в повседневном общении («Таня, не хочешь ли ты показать маме свой рису­нок? Сережа, как ты думаешь, Оля хочет с тобой играть?»).

stydopedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *