Ссузы это – Чем колледж отличается от техникума? И в чём разница среднего профессионального образования от технического ?

Содержание

ССУЗы России в рамках нового закона “Об образовании”

Начиная с 1 сентября текущего года, такого понятия, как начальное профессиональное образование (НПО), в России больше существовать не будет. Норма нового закона “Об образовании”, которая уничтожает НПО как отдельный уровень образования, на протяжении всего времени разработки и обсуждения закона не один раз вызывала жаркие споры, как среди простых россиян, так и в профессиональном сообществе.

Начиная с 1 сентября текущего года, такого понятия, как начальное профессиональное образование (НПО), в России больше существовать не будет. Норма нового закона “Об образовании”, которая уничтожает НПО как отдельный уровень образования, на протяжении всего времени разработки и обсуждения закона не один раз вызывала жаркие споры, как среди простых россиян, так и в профессиональном сообществе. Критики опасаются, что эта норма полностью уничтожит систему подготовки рабочих кадров. А авторы закона уверены, что ничто не помешает реализовывать программы подготовки рабочих кадров на базе техникумов, предприятий и даже общеобразовательных школ.

Кто из них прав, и как повлияет на ССУЗы России новый закон “Об образовании”? Именно в данном вопросе мы и постараемся разобраться в рамках этой статьи. Но для начала давайте определимся, что же скрывается за понятием начальное профессиональное образование.

НПО – со школьной скамьи в ряды рабочих

Согласно закону России “Об образовании” от 1992 года под начальным профессиональным образованием подразумевается процесс подготовки квалифицированных рабочих как на базе 9-ти классов, так и после окончания средней школы. Образовательные программы НПО обеспечивают приобретение учащимися определенной профессии соответствующего уровня без получения или с получением полного среднего образования. Получить начальный уровень профобразования можно в ПТУ (на сегодняшний день многие российские ПТУ переименованы в колледжи и профессионально-технические лицеи).

Другими словами, ПТУ специализируется на подготовке квалифицированных рабочих, при этом рабочему совсем не обязательно изучать общеобразовательную программу (то есть, получать полное среднее образование), и, как следствие, иметь возможность в ближайшем будущем продолжить свое образование в техникуме или ВУЗе. Необходимо отметить, что начальное профобразование в России характеризуется очень низкой привлекательностью среди выпускников школ (каждого из нас, наверное, учителя в школе “пугали” ПТУ). Специалисты связывают этот факт не столько с устаревшим содержимым образовательных программ, сколько с низким качеством обучения. Одновременно с этим российский бизнес на данный момент испытывает острый дефицит в квалифицированных рабочих, что заставляет правительство страны активно работать над повышением популярности рабочих специальностей среди молодежи.

Закон “Об образовании” – попытка восстановить систему подготовки рабочего класса

Казалось бы, 10 статья закона “Об образовании”, из которой становится ясно, что начального профобразования как такового в России больше не будет, “добила” и без того слабую систему подготовки рабочих. Однако так может показаться только неискушенному обывателю и только на первый взгляд, поскольку если внимательно прочитать этот закон становится ясно, что этой нормой дан старт построению новой, более качественной системы.

Ведь отказ от НПО совсем не означает, что негде будет получить профессию рабочего. Исчезнет только ПТУ как самостоятельная форма образовательного учреждения. Функции ПТУ на себя возьмут техникумы, которые теперь смогут предоставлять студентам более широкие возможности: в них можно будет не только получить рабочую профессию, но и стать специалистом среднего звена. Причем, как и прежде, поступить в техникум можно будет и после 9 класса и одновременно с изучением предметов из программы средней школы не только освоить навыки заранее выбранной профессии, но и в более короткие сроки получить среднее профобразование по сокращенной образовательной программе.

Кроме того, на смену ПТУ придут многопрофильные учебные центры, на базе которых можно будет получить профессиональную квалификацию высокого уровня или освоить еще одну специальность. Благодаря тому, что специализированные учебные центры будут оснащены самым современным производственным оборудованием, они смогут осуществлять подготовку специалистов в соответствии с самыми современными технологиями производства и требованиями рынка труда.

Вместо заключения

Как можно понять из всего вышеизложенного, для граждан России новый закон “Об образовании” не несет никаких принципиально важных изменений, кроме одного – поступить в ССУЗ теперь намного легче.

Основная цель отказа от НПО – это повышение качества подготовки квалифицированных рабочих. А вот выбирать уровень подготовки, как и раньше, будут сами учащиеся. Если после техникума учащийся посчитает, что ему достаточно иметь на руках документ о получении профессии начального уровня, то он может отказаться от дальнейшего обучения. Однако если он захочет получить более высокий уровень подготовки, то он сможет это сделать намного качественнее и быстрее, чем раньше.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

Среднее специальное учебное заведение — WiKi

Среднее специальное учебное заведение (ссуз) — профессиональные учебные заведения среднего профессионального образования (колледжи, техникумы, училища: медицинские, педагогические, ветеринарные, юридические), где даётся средний (между школой, ПТУ и вузом) уровень профессионального образования[1] и совокупность различных специальностей на базе основного общего (с получением среднего (полного) общего образования) и на базе среднего (полного) общего образования.

Основой массового появления системы ссузов в нашей стране явилась образовательная революционная реформа наркома Луначарского с мая 1923 по 1930-е гг., считавшего тогда насущным и необходимым массовое создание в молодой советской республике учебных заведений нового тогда типа —

техникумов, промежуточного звена между средней школой и вузом. Первым образцовым техникумом новой революционной реформы образования, по решению Луначарского, стал с 24 мая 1923 года Томский практический политехнический институт, преобразуемый в образцовый Первый Сибирский политехнический техникум имени товарища Тимирязева[2].

В 1920-е гг. техникумам, как инструменту массовой подготовки техников и первичного (низового) управленческого персонала для заводов, фабрик и сельского хозяйства, придавалось исключительное значение, в техникумы спешно реорганизовывались технические институты (вузы) в губернских и областных центрах РСФСР. С 1930-го года в условиях индустриализации СССР начался бум создания техникумов практически во всех городах страны. Параллельно развивалась система начального профтехобразования в виде фабрично-заводских школ и училищ (по реформе 1970-х они будут называться профтехучилищами, СПТУ) подготовки рабочих с неполным или полным средним образованием.

В ссузах срок обучения составляет, как правило, 2-4 года в зависимости от специализации и начального уровня подготовки абитуриента (на базе среднего образования или неполной средней школы).

Система ссузов состоит из:

  • СПО — учреждений среднего профессионального образования: медицинское и ряд др. гуманитарно-культурных училищ (кроме СПТУ), технических лицеев (кроме лицеев на правах СПТУ), техникумов, колледжей.

Поступив на обучение, в среднее специальное учебное заведение, молодые люди получают техническую специальность, профессию, навыки управленческой работы (низший управленческий персонал — бригадиры, десятники, техники и даже

мастера участков в цехе, — производственных и сельскохозяйственных предприятий). Это принципиально отличает выпускника ссуза от выпускника системы начального профтехобразования (ПТО, СПТУ), где даются только законченное среднее образование (в объёмах классической средней школы) и рабочая профессия, навыки работника, трудового персонала. Также обучающиеся в ссузе являются студентами, в отличие от учащихся в системе ПТО.

Студентам, обучающимся по востребованным специальностям для предприятия, иногда предоставляется дополнительная стипендия от предприятия, бесплатные обеды, а также возможна оплата прохождения производственной практики. Выпускники профильных техникумов/колледжей приходят на уже знакомые места работы, где они ранее проходили практику и в XXI веке являются или высококомпетентными рабочими, или управленцами-техниками.

ru-wiki.org

СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ – это… Что такое СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ?


СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ в Российской Федерации – готовят специалистов средней квалификации для работ в отраслях экономики, здравоохранения, культуры: техникумы (промышленные, горные, строительные, сельскохозяйственные и т. п.), училища (педагогические, медицинские, музыкальные, художественные, различные профессиональные колледжи и др.). Срок обучения на дневных отделениях для выпускников неполной средней школы 3-4 года (профессиональная подготовка сочетается с получением полного среднего образования), для окончивших среднюю школу – 1 1/2 – 3 года; на вечерних и заочных отделениях – на 1 год больше. В нач. 90-х гг. насчитывалось ок. 2,6 тыс. средних специальных учебных заведений с 2,27 млн. учащихся.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  • СРЕДНИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
  • СРЕДНИЙ ВОСТОК

Смотреть что такое “СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ” в других словарях:

  • Средние специальные учебные заведения —       (см. Народное образование) раздел Среднее специальное образование. Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • средние специальные учебные заведения — средние специальные учебные заведения, см. раздел Среднее специальное образование в статье Народное образование …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • средние специальные учебные заведения — в Российской Федерации, готовят специалистов средней квалификации для работы в отраслях экономики, здравоохранения, культуры; техникумы (промышленные, горные, строительные, сельскохозяйственные и т. п.), училища (педагогические, медицинские,… …   Энциклопедический словарь

  • Средние специальные учебные заведения —         СССР, готовят кадры со средним специальным образованием (См. Среднее специальное образование) для промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, различных отраслей культуры, здравоохранения организаторов труда… …   Большая советская энциклопедия

  • Средние специальные учебные заведения —    см. Средние профессиональные учебные заведения …   Педагогический терминологический словарь

  • Средние специальные учебные заведения — (техникумы, уч ща, колледжи)    готовят специалистов со ср. специальным образованием для разл. отраслей нар. х ва, здравоохранения, культуры, просвещения.    С 1920 все С.С.У.З. стали называться техникумами. С 1937 в техникумах готовили… …   Уральская историческая энциклопедия

  • СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ — уч ща, техникумы, колледжи. Готовят специалистов со ср. спец. образованием для разл. отраслей нар. х ва, просвещения, здравоохранения, к ры и т.д. В Екат. формирование ССУЗ началось в сер. XIX в. В 1853 мин во финансов, в чьем ведении находились… …   Екатеринбург (энциклопедия)

  • Средние специальные учебные заведения Екатеринбурга — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Екатеринбург В статье представлены действующие и закрытые учебные заведения среднего профессионального образования в Екатеринбурге. В список ССУЗов также вк …   Википедия

  • Средние специальные учебные заведения Казани — Систему профессионального образования Казани составляют ряд учреждений среднего профессионального образования: 28 профессионально технических училищ, 15 техникумов и 10 средних специальных училищ. Казанская банковская школа колледж ЦБ РФ… …   Википедия

  • Средние специальные учебные заведения Йошкар-Олы — Основная статья: Йошкар Ола Систему профессионального образования Йошкар Олы составляют ряд средних специальных учебных заведений (ССУЗ): 14 учреждений среднего профессионального образования (СПО) и 1 учреждение начального профессионального… …   Википедия


dic.academic.ru

среднее учебное заведение – это… Что такое среднее учебное заведение?


среднее учебное заведение
high school

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

  • среднее ухо
  • среднее число

Смотреть что такое “среднее учебное заведение” в других словарях:

  • Учебное заведение — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством это учреждение, осуществляющее образовательный процесс …   Википедия

  • Среднее специальное учебное заведение — ССУЗ Среднее Специальное Учебное Заведение. Состоит из: НПО  учреждений Начального профессионального образования СПО  учреждений Среднего профессионального образования Поступив на обучение в среднее специальное учебное заведение,… …   Википедия

  • среднее специальное учебное заведение (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) — – учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. К средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище, школа), колледж, техникум предприятие (учреждение). Средние… …   Словарь терминов по социальной статистике

  • среднее специальное учебное заведение (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) — – учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. К средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище, школа), колледж, техникум предприятие (учреждение). Средние… …   Социальная статистика. Словарь

  • Лицей (учебное заведение) — Лицей (др. греч. Λύκειον)  учебное заведение. История лицеев В в XVIII XIX веках (до 1917)  вид среднего и высшего учебного заведения, В конце XX XXI веке  среднее учебное заведение, главная задача которого  специализированная подготовка… …   Википедия

  • Школа (учебное заведение) — Школьник в школьной форме (Пакистан) Медресе в Серекунде (Гамбия) Файл:Iran s school.jpg Иранская школа Школа (от греч …   Википедия

  • Высшее учебное заведение —    образовательное заведение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего… …   Административное право. Словарь-справочник

  • общеобразовательное учебное заведение (какое) — ▲ учебное заведение ↑ для (чего), обучение, основа, знания школа общеобразовательное среднее учебное заведение. начальная школа. средняя школа. семилетка. десятилетка. колледж. коллеж. пансион. интернат. гимназия. прогимназия. корпус (кадетский… …   Идеографический словарь русского языка

  • специализированное учебное заведение (какое) — ▲ учебное заведение ↑ для (чего), обучение, профессия училище специализированное среднее учебное заведение. техникум. политехникум. семинария уч. заведение для подготовки служителей религ. культа (духовная #). бурса. медресе. мектеб. хедер. курсы …   Идеографический словарь русского языка

  • Среднее профессиональное образование — (СПО)  средний уровень профессионального образования. Содержание 1 Среднее профессиональное образование в России …   Википедия

  • ЗАВЕДЕНИЕ — ЗАВЕДЕНИЕ, я, ср. (устар.). Предприятие, учреждение. Торговое, промышленное з. • Учебное заведение учреждение, занимающееся обучением и воспитанием, дающее образование. Высшее, среднее, специальное учебное заведение. Такое заведение (здесь, у… …   Толковый словарь Ожегова


dic.academic.ru

СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ – это… Что такое СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ?

уч-ща, техникумы, колледжи. Готовят специалистов со ср. спец. образованием для разл. отраслей нар. х-ва, просвещения, здравоохранения, к-ры и т.д. В Екат. формирование ССУЗ началось в сер. XIX в. В 1853 мин-во финансов, в чьем ведении находились з-ды, открыло 4-годичное Урал. горн. уч-ще, которое выделялось среди др. горн. уч-щ России высоким уровнем теоретической подготовки и до 1917 выпустило более 800 квалифицированных специалистов для з-дов, рудников, приисков. В нач. XX в. в г. открылось еще четыре ССУЗ: в 1902 – художественно-пром. шк. для подготовки худ.-рисовальщиков, гранильщиков, ювелиров; в 1912 – Екат. учительский ин-т для подготовки учителей высш. нач. уч-щ; в том же г. проведен набор в 1-й кл. Екат. духовной семинарии, которая начала действовать в полном составе с 1917; в 1916 на базе муз. кл. открылось муз. уч-ще. В эти ССУЗ, за исключением художественно-пром. шк. и муз. уч-ща, принимались только юноши, в учительский ин-т девушек допустили лишь в 1917. Ч. уч-ся обучалась платно. На 1910 действовала частная фельдшерская шк. 1 разряда Р.Н.Кленовой.

После Окт. рев-ции семинарию закрыли. В период Гражд. войны число ССУЗ и кол-во обучающихся в них сократилось. До кон. 1920-х ср. спец. образование в г. развивалось на базе дорев. учреждений. С 1920 все ССУЗ стали называться техникумами, с целью улучшения качества подготовки специалистов в 1921 нек-рые техникумы получили статус практ. ин-тов (просуществовали до 1924). В 1923 действовало семь ССУЗ: индустриально-техн., проф.-техн., пед., фельдшерское, акушерское, фармацевтическое, муз. (в 1928 после объединения – шесть). Форсированная индустриализация привела к быстрому росту ССУЗ, быстрее др. росла сеть индустриальных техникумов. В 1920-1930-х открылся строит. техникум, техникум ж/д трансп., трансп. стр-ва, экон.-технол., энергетический и др. Создаются новые -мед., пед. (в т.ч. для подготовки нац. кадров – татаро-башк.), художеств.-культ. уч-ща. Мн. ССУЗ неск. раз меняли профиль и назв. (см., например, Екат. художеств. уч-ще им. И.Д.Шадра). На становление содержания и методов обучения в техникумах оказала влияние конкретно-ист. обстановка в стране. Содержание и методы обучения находились под жестким парт.-гос. контролем. 19 сент. 1932 принимается спец. пост. ЦИК СССР “Об учебных программах и режиме в высш. школе и техникумах”. Обеспечение идеологического контроля над уч-ся шло через преподавание обществ.-полит. дисциплин. В уч. планах закреплялась обязательная производственная практика. В 1920-1930-е утвержден класс. принцип набора: приоритет получили дети раб.-крест. происхождения. Шла борьба за пролетаризацию техникумов: чистки по соц. признаку; наборы через рабфаки, курсы, по парт., комсомольской, профс. разнарядке; снижение требований к уч-ся из раб.-крест. среды, особенно к парт.; оказание мат. помощи. Хотя к кон. 1920 раб.-крест. прослойка среди уч-ся составляла уже 67,1 %, категория лиц, лишенных права получать высш. и ср.-спец. образование, расширялась за счет “классово чуждых элементов”, раскулаченных, детей “врагов народа”. В 1932 командировки-мобилизации на учебу были отменены, но политика регулирования соц. состава уч-ся сохранялась вплоть до нач. 1990-х. В предвоен. гг. проведена реорг-ция сети ССУЗ: вузы, не имевшие достаточной мат. базы, закрыты или преобр. в техникумы, число однопрофильных техникумов сокращено за счет их объединения, открыты новые. С 1937 специалистов нар. х-ва для здравоохранения, просвещения, к-ры готовили в техникумах и в уч-щах. В целом сеть ССУЗ стала в осн. соответствовать технико-экон. и культ. потребностям региона. За гг. войны кол-во техникумов и число уч-ся в них сократилось незначительно. Вместо закрываемых открывались новые с учетом потребностей воен. времени. В 1942 начал работу Урал. политехникум. Ч. уч. заведений передана под госпитали, эвакуированные учреждения. Уч-ся работали на оборонных пр-тиях, убирали урожай, дежурили в госпиталях, проходили воен. всеобуч. Сроки обучения были сокращены, уплотнена раб. нед., сокращены каникулы и сессии, пересмотрены уч. планы. В 1946 в г. работало 21 ССУЗ, семь спец. уч-щ и семь спец. шк. В 1950-1960-е создаются ССУЗ нового профиля для подготовки специалистов в обл. хим. промышленности, торговли, права, бытового обслуживания и т.д., особенно быстро развиваются формы вечернего и заочного обучения. Открыт радиотехникум им. А.С.Попова (1951), техникум хим. маш-ния, обл. уч-ще к-ры (1957), уч-ща, готовящие закройщиков, парикмахеров-модельеров и т.д. В 1970-1980-е работало 32 ССУЗ, в 1990 – 33 (открыто пед. уч-ще). В 1960-1980-е созд. совр. мат.-техн. база ССУЗ: построены новые и расширены старые уч. корпуса, общежития, спорт. комплексы, базы отдыха, жилье для пед. Уровень проф. подготовки улучшался за счет связи уч. процесса с производством, увеличения числа дипломных проектов, внедренных в производство, творческой работы пед. и повышения их квалификации (в 1986 при УрГУ открыт ф-т повышения квалификации преподавателей ССУЗ). Полит. и экон. изменения в СССР и России во второй пол. 1980-х – нач. 1990-х противоречиво отразились на системе ср. спец. образования: повсеместное закрытие вечерних отд-ний и сокращение заочных, сокращение специальностей на дневных отд-ниях и производственной практики, передача в аренду или продажа уч.-производственных помещений и общежитий. В 1990-е при сокращающемся числе обучающихся число ССУЗ начинает возрастать за счет открытия новых уч. заведений, ф-тов при вузах, негос. уч. заведений. С 1991 техникумы и уч-ща стали преобразовываться в колледжи, открыты новые специальности с учетом потребностей региона, слияния однопрофильных уч. заведений (муз.-пед. уч-ще и пед. уч-ще 2). В 1998 в г. работало 36 ССУЗ (в т.ч. 15 колледжей, одно вечернее, два негос.), в к-рых обучалось 36 956 уч-ся (в т.ч. на дневном отд-нии – 22 885, вечернем – 2705, заочном – 11 366) по 129 специальностям.

Л.Я. Баранова, А.М. Сафронова

dic.academic.ru

Значение словосочетания &laquoсреднее специальное учебное заведение»

Среднее специальное учебное заведение (ссуз) — профессиональные учебные заведения среднего профессионального образования (колледжи, техникумы, училища (медицинские, педагогические, ветеринарные, юридические)), где даётся средний (между школой, ПТУ и вузом) уровень профессионального образования и совокупность различных специальностей на базе основного общего (с получением среднего (полного) общего образования) и на базе среднего (полного) общего образования.

Основой массового появления системы ссузов в нашей стране явилась образовательная революционная реформа наркома Луначарского с мая 1923 по 1930-е гг., считавшего тогда насущным и необходимым массовое создание в молодой советской республике учебных заведений нового тогда типа — техникумов, промежуточного звена между средней школой и вузом. Первым образцовым техникумом новой революционной реформы образования, по решению Луначарского, стал с 24 мая 1923 года Томский практический политехнический институт, преобразуемый в образцовый Первый Сибирский политехнический техникум имени товарища Тимирязева.

В 1920-е гг. техникумам, как инструменту массовой подготовки техников и первичного (низового) управленческого персонала для заводов, фабрик и сельского хозяйства, придавалось исключительное значение, в техникумы спешно реорганизовывались технические институты (вузы) в губернских и областных центрах РСФСР. С 1930-го года в условиях индустриализации СССР начался бум создания техникумов практически во всех городах страны. Параллельно развивалась система начального профтехобразования в виде фабрично-заводских школ и училищ (по реформе 1970-х они будут называться профтехучилищами, СПТУ) подготовки рабочих с неполным или полным средним образованием.

В ссузах срок обучения составляет, как правило, 2-4 года в зависимости от специализации и начального уровня подготовки абитуриента (на базе среднего образования или неполной средней школы).

Система ссузов состоит из:

СПО — учреждений среднего профессионального образования: медицинское и ряд др. гуманитарно-культурных училищ (кроме СПТУ), технических лицеев (кроме лицеев на правах СПТУ), техникумов, колледжей.

Поступив на обучение, в среднее специальное учебное заведение, молодые люди получают техническую специальность, профессию, навыки управленческой работы (низший управленческий персонал — десятники, техники и даже мастера участков в цехе, — производственных и сельскохозяйственных предприятий). Это принципиально отличает выпускника ссуза от выпускника системы начального профтехобразования (ПТО, СПТУ), где даются только законченное среднее образование (в объёмах классической средней школы) и рабочая профессия, навыки работника, трудового персонала. Также обучающиеся в ссузе являются студентами, в отличие от учащихся в системе ПТО.

Студентам, обучающимся по востребованным специальностям для предприятия, иногда предоставляется дополнительная стипендия от предприятия, бесплатные обеды, а также возможна оплата прохождения производственной практики. Выпускники профильных техникумов/колледжей приходят на уже знакомые места работы, где они ранее проходили практику и в XXI веке являются или высококомпетентными рабочими, или управленцами-техниками.

kartaslov.ru

Сузы – это… Что такое Сузы?

Координаты: 32° с. ш. 48° в. д. / 32.18922° с. ш. 48.257785° в. д. (G) (O)32.18922, 48.257785

Эламское государство (выделено красным) и соседние территории

Сузы, вид с французской крепости Гришмана на гробницу пророка Даниила Нинхурзаг и дерево жизни, Сузы

Су́зы (перс. شوش‎ — Šuš, ивр. שושן‎ Шушан) — один из самых древних городов мира, основанный по оценкам около 4000 г. до н. э., первые следы обитания датируются 7000 г. до н. э. Расположен на территории современной провинции Хузестан в Иране. Керамика с рисунками, найденная при раскопках, датируется 5000 г. до н. э. В V веке до н. э. — богатая столица Сузианы, резиденция первоначально эламских, затем персидских царей (Ахеменидов).

Древний дворец эламских царей был построен на искусственном холме. Дарий I нашёл его слишком тесным для себя и перестроил по своему вкусу; при Артаксерксе I он сгорел, а лет сто спустя, при Артаксерксе II, отстроен заново. Сузы лежали в долине между притоками Тигра Хоаспом и Эвлеем и получили своё название на эламском (Сусан или Шушун) от множества лилий, которыми изобиловала эта местность.

История

Элам

Колонна из Суз

В истории Сузы получили известность как столица государства Элам. Город упоминается в ранних шумерских документах. В сочинении Энмеркар и Правитель Аратты говорится, что город посвящён божеству Инанна, покровительнице Урука.

Сузы неоднократно упоминается в Ветхом Завете, преимущественно в разделе Ктувим (Писания), а также в книгах Есфирь, Неемии и Книге пророка Даниила[1]. Пророки Даниил и Неемия жили в Сузах во время Вавилонского пленения в VI веке до н. э.. В Сузах Есфирь стала царицей и смогла спасти евреев от геноцида. В местности под названием Шуш-Даниэль находится могила пророка Даниила, отмеченная необычным камнем, который не добывается в данной местности.

Позднее Сузы упоминатся в Книге Юбилеев (8:21 & 9:2) как место, где царил Шем и его старший сын Элам, Сусан упоминается в 8:1 как сын (или дочь) Элама.

Царь Аккада Саргон Аккадский включил Сузы (Шушан) в Аккадскую Империю — по оценкам, это произошло в 2330 году до н. э. В 2240 году до н. э. город был провинциальной столицей в Аккаде, пока правитель Элама Кутик-Иншушинак (Пузур-Иншушинак) не поднял восстания, освободив Сузы.

В новошумерскую эпоху Сузы были снова заняты третьей династией Ура, в 2004 году до н. э. эламский царь Киндатту разгромил Ур и сделал Сузы своей столицей.

В 1175 году до н. э. эламиты во главе с царём Шутрук-Наххунте доставили в Сузы трофейную вавилонскую стелу с законами царя Хаммурапи, которая была найдена в 1901 году. Вавилонский царь Навуходоносор I через 50 лет в отместку разграбил Сузы.

Ассирия

В 668 году до н. э. состоялась Битва при Сузах, в которой царь Ашурбанипал победил эламитов. Город был полностью разграблен и сожжён. Сохранились надписи и стелы Ашурбанипала, в которых он похваляется победам и опустошениям. Государство Элам через 10 лет прекратило своё существование.

Кир Великий занял город в 538 году до н. э. Сын Кира Камбиз II перенёс свою столицу в Сузы.

В 331 году до н. э. Александр Македонский ликвидировал Персидскую Империю, город потерял своё значение.

Парфия и Сасаниды

Парфяне, получив через сотню лет независимость от Селевкидов, сделали Сузы своей столицей (второй столицей был Ктесифон). Римляне пять раз занимали Ктесифон, тогда резиденция парфянских и сасанидских царей перемещалась в Сузы. Обычно Сузы были зимней столицей, а летом столица перемещалась в Ктесифон.

В 116 году римский император Траян занял Сузы, но не смог удержать город по причине беспорядков в самой римской империи.

Исламская эпоха

Второй раз город был разрушен мусульманами в 638 году. Третий раз в 1218 году город полностью разрушили монголы. После этого старый город был практически покинут.

Современный период

Археологическая зона пострадала от нелегальных раскопок и хозяйственной деятельности местных властей[2]

Сузы (Шуш) сейчас — город с населением около 65 тыс. человек (на 2005 год), в котором живут мусульмане-шииты и персидские евреи — община пророка Даниила.

Примечания

  1. «По окончании сих дней, сделал царь [Артаксеркс] для народа своего, находившегося в престольном городе Сузах, от большого до малого, пир семидневный на садовом дворе дома царского. Белые, бумажные и яхонтового цвета шерстяные ткани, прикрепленные виссонными и пурпуровыми шнурами, [висели] на серебряных кольцах и мраморных столбах. Золотые и серебряные ложа [были] на помосте, устланном камнями зелёного цвета и мрамором, и перламутром, и камнями чёрного цвета. Напитки подаваемы [были] в золотых сосудах и сосудах разнообразных, ценою в тридцать тысяч талантов; и вина царского было множество, по богатству царя» (Книга Есфирь 1:5-8).
  2. Ancientworlds.net news

Ссылки

dal.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *