Стандарт профессиональной деятельности педагога – Учебно-методический материал на тему: «Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога. | скачать бесплатно

Стандарт профессиональной деятельности педагога

Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога

На современном этапе модернизации образования общество нуждается в педагогах нового формата. Впервые в российском образовании формируется концепция и содержание профессионального стандарта педагога.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?

 Стандарт – это инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

 Стандарт – это объективный измеритель квалификации педагога, средство отбора педагогических кадров в учреждения образования, основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями обусловлена:

 Работой с одаренными учащимися.

 Работой в условиях реализации программ инклюзивного образования.

 Преподаванием русского языка учащимся, для которых он не является родным.

 Работой с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

 Работой с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Профессиональные стандарты в России разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Координирует разработку профессиональных стандартов Министерство труда России.

В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации: глава 31 дополнена статьей 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта, согласно которой:

профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнение определенной трудовой функции,

квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

В профессиональном стандарте описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям и умениям специалистов, выполняющих эти функции.

В сфере образования утверждены 4 профессиональных стандарта:

  1. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

  2. Педагог-психолог (психолог в сфере образования).

  3. Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

  4. Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Рассмотрим подробнее содержание профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Профессиональный стандарт педагога – это рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории. Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.

Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в документе отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

Профстандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых проблем. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Педагогу следует соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

Профессиональный стандарт педагога может применяться:

  • при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

  • при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

  • при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий. Профессиональной стандарт применяется с целью:

  • определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;

  • обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;

  • обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;

  • содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Структура профессионального стандарта педагога

Профессиональный стандарт педагога содержит описание трудовых функций педагогов и состоит из 4 разделов:

I. Общие сведения.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

III. Характеристика обобщенных трудовых функций.

IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.

Рассмотрим первый раздел документа. В структуру утвержденного профессионального стандарта педагога входит четыре уровня образования: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование.

Указана основная цель профессиональной деятельности – это оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).

Во втором разделе «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» обобщенные трудовые функции педагога разделены на две группы. Первая группа включает в себя педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях на всех четырех уровнях образования и подразделяет их трудовые функции на три сферы:

  1. Общепедагогическая функция. Обучение.

  2. Воспитательная деятельность.

  3. Развивающая деятельность.

Вторая группа включает в себя педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ и перечисляет относящиеся к ней виды педагогической деятельности по реализации программ:

дошкольного образования

начального общего образования

основного и среднего общего образования

модуль «Предметное обучение. Математика»

модуль «Предметное обучение. Русский язык»

Третий раздел «Характеристика обобщенных трудовых функций» подробно описывает, какими компетенциями должен владеть педагог, реализуя общепедагогическую функцию – обучение, выполняя воспитательную и развивающие деятельности. Каждая из этих трех сфер рассмотрена с точки зрения трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний.

Хотелось бы остановить ваше внимание на необходимых умениях в каждой из обозначенных сфер.

Часть первая: общепедагогическая функция. обучение.

К необходимым умениям педагога относятся умения:

  1. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

  2. Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

  3. Разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

  4. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями.

  5. Владеть ИКТ-компетенциями

  6. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Часть вторая: воспитательная деятельность.

Перечислим некоторые трудовые действия, которые входят в профстандарт педагога:

регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;

реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности;

постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;

определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего трудового распорядка;

проектирование и реализация воспитательных программ;

помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления;

формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде:

использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

К необходимым трудовым умениям педагога в воспитательной работе относятся умения:

  1. строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

  2. общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;

  3. создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов;

  4. управлять классом с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

  5. анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу;

  6. защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

  7. находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися;

  8. владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций;

  9. сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач.

Часть третья «Развивающая деятельность» предполагает следующие трудовые действия:

выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;

оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе;

освоение и применение психолого-педагогических технологий (в тои числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;

умения:

  1. Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

  2. Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

  3. Осуществлять совместно с психологом и другими специалистами психолого-педагогическое сопровождение основных образовательных программ.

  4. Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов).

  5. Составлять совместно с психологом и др. специалистами психолого-педагогическую характеристику личности обучающегося.

  6. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.

  7. Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.

  8. Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и мета предметные компетенции, а также осуществлять совместно с психологом мониторинг личностных характеристик.

  9. Формировать детско-взрослые сообщества.

Дальнейшее содержание раздела профстандарта направлено на определение

  • профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;

  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;

  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;

  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;

  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

Профстандарт педагога обязателен к применению образовательными организациями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность по оказанию образовательные услуг по основным общеобразовательным программам в области дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

Оценку соответствия педагога требованиям профстандарта можно осуществить посредством внутреннего и внешнего аудита.

Аудит (от лат. audit — слушает) – это процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта.

В ходе аудита персонала устанавливается уровень соответствия сотрудника занимаемой им должности, оцениваются личностные качества, даётся комплексная характеристика работникам.

Внешний аудит — это оценка с привлечением специалистов аудиторской фирмы для получения действительно независимой оценки, которую может дать только взгляд «со стороны».

Внутренний аудит – аудит, осуществляемый собственными силами организации, например, ревизионной комиссией, или другой организацией от её имени для оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований.

Оба вида аудита включают в себя анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков, результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.

Сбор данных для оценивания осуществляется путём «результативного» опроса, выслушивания, наблюдений, анализа документов, записей и документированных данных. В качестве внешнего аудита могут быть использованы также результаты аттестации педагогов.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам Российской Федерации и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества.

infourok.ru

Стандарт профессиональной деятельности педагога

Стандарт профессиональной деятельности педагога

На современном этапе модернизации образования общество нуждается в педагогах нового формата. Впервые в российском образовании формируется концепция и содержание профессионального стандарта педагога.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?

 Стандарт – это инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

 Стандарт – это объективный измеритель квалификации педагога, средство отбора педагогических кадров в учреждения образования, основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями обусловлена:

 Работой с одаренными учащимися.

 Работой в условиях реализации программ инклюзивного образования.

 Преподаванием русского языка учащимся, для которых он не является родным.

 Работой с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

 Работой с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Профессиональные стандарты в России разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Координирует разработку профессиональных стандартов Министерство труда России.

В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации: глава 31 дополнена статьей 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта, согласно которой:

профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнение определенной трудовой функции,

квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

В профессиональном стандарте описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям и умениям специалистов, выполняющих эти функции.

В сфере образования утверждены 4 профессиональных стандарта:

  1. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

  2. Педагог-психолог (психолог в сфере образования).

  3. Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

  4. Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Рассмотрим подробнее содержание профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Профессиональный стандарт педагога – это рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории. Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.

Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в документе отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

Профстандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых проблем. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Педагогу следует соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

Профессиональный стандарт педагога может применяться:

  • при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

  • при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

  • при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий. Профессиональной стандарт применяется с целью:

  • определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;

  • обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;

  • обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;

  • содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Структура профессионального стандарта педагога

Профессиональный стандарт педагога содержит описание трудовых функций педагогов и состоит из 4 разделов:

I. Общие сведения.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт

III. Характеристика обобщенных трудовых функций.

IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.

Рассмотрим первый раздел документа. В структуру утвержденного профессионального стандарта педагога входит четыре уровня образования: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование.

Указана основная цель профессиональной деятельности – это оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).

Во втором разделе «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» обобщенные трудовые функции педагога разделены на две группы. Первая группа включает в себя педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях на всех четырех уровнях образования и подразделяет их трудовые функции на три сферы:

  1. Общепедагогическая функция. Обучение.

  2. Воспитательная деятельность.

  3. Развивающая деятельность.

Вторая группа включает в себя педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ и перечисляет относящиеся к ней виды педагогической деятельности по реализации программ:

дошкольного образования

начального общего образования

основного и среднего общего образования

модуль «Предметное обучение. Математика»

модуль «Предметное обучение. Русский язык»

Третий раздел «Характеристика обобщенных трудовых функций» подробно описывает, какими компетенциями должен владеть педагог, реализуя общепедагогическую функцию – обучение, выполняя воспитательную и развивающие деятельности. Каждая из этих трех сфер рассмотрена с точки зрения трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний.

Хотелось бы остановиться на необходимых умениях в каждой из обозначенных сфер.

Часть первая: общепедагогическая функция. обучение.

К необходимым умениям педагога относятся умения:

1.Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

  1. Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

  2. Разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

  3. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями.

  4. Владеть ИКТ-компетенциями

  5. Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Часть вторая: воспитательная деятельность.

Перечислим некоторые трудовые действия, которые входят в профстандарт педагога:

регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;

реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности;

постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;

определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего трудового распорядка;

проектирование и реализация воспитательных программ;

помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления;

формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде:

использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

К необходимым трудовым умениям педагога в воспитательной работе относятся умения:

  1. строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

  2. общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;

  3. создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов;

  4. управлять классом с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

  5. анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу;

  6. защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

  7. находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися;

  8. владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций;

  9. сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач.

Часть третья «Развивающая деятельность» предполагает следующие трудовые действия:

выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;

оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе;

освоение и применение психолого-педагогических технологий (в тои числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;

умения:

  1. Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

  2. Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

  3. Осуществлять совместно с психологом и другими специалистами психолого-педагогическое сопровождение основных образовательных программ.

  4. Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов).

  5. Составлять совместно с психологом и др. специалистами психолого-педагогическую характеристику личности обучающегося.

  6. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.

  7. Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.

  8. Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и мета предметные компетенции, а также осуществлять совместно с психологом мониторинг личностных характеристик.

  9. Формировать детско-взрослые сообщества.

Дальнейшее содержание раздела профстандарта направлено на определение

  • профессиональные компетенции педагога дошкольного образования, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;

  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;

  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;

  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;

  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

Профстандарт педагога обязателен к применению образовательными организациями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность по оказанию образовательные услуг по основным общеобразовательным программам в области дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.

Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества.

infourok.ru

Профессиональный стандарт педагога – «наше всё»?

Вся непомерная сложность образовательных проблем сегодняшнего дня ложится на плечи педагога

БИМ-БАД Борис Михайлович – профессор кафедры педагогики Московского психолого-социального университета, доктор педагогических наук.
Родился в 1941 году в городе Илецкая Защита Оренбургской области. Окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института (ныне – МПГУ).
Вся профессиональная деятельность связана с системой образования. Теоретик, исследователь, продолжатель российской научной школы педагогической антропологии, а также учитель-экспериментатор, учитель-практик, долгие годы работающий со слепоглухими студентами психологического факультета МГУ, с детским домом для слепоглухих детей в Загорске (ныне – Сергиев Посад). Основатель и первый ректор Университета Российской академии образования.
Научные интересы: методика преподавания истории и литературы, дидактика гуманитарного цикла, история и философия педагогики и образования. Автор множества книг и статей.
Действительный член (академик) Российской академии образования.
Женат. Имеет дочь и трёх внуков.
Кредо жизни: живи и не мешай жить другим.

По мысли авторов профессионального стандарта педагога, он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры, формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. Стандарт провозглашён основой для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. От вводимых им требований к учителю зависит исчисление трудового стажа, начисление пенсий и другие материальные блага педагогов.

Иными словами, стандарт определяет собой «наше всё» в педагогической профессии: тип, характер и содержание образования педагога; его трудоустройство, государственную аттестацию и присвоение соответствующей категории; объём трудовых договоров и даже размер будущей пенсии.

Каковы же эти судьбоносные требования? Согласно проекту стандарта, педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для того чтобы включить в образовательный процесс любых учеников: со специальными потребностями в образовании, одарённых, с ограниченными возможностями здоровья, для которых русский язык не является родным и других. Педагог обязан эффективно управлять классами – вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, ставить воспитательные цели, способствующие личностному развитию, независимо от происхождения, способностей и характера.

Педагогу вменяется в обязанность умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и прочее.

В проекте стандарта неоднократно повторяются требования к любому учителю и воспитателю:

  • работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • обучать на русском языке учащихся, для которых он не является родным;
  • работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
  • работать с девиантными (хулиганами), зависимыми (наркоманами), социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, «неотделимым от его профессиональных компетенций, таким как готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей». Для учителей искусства, технологии, литературы обязательно использование цифровых технологий визуального творчества, в числе которых мультипликация, анимация, трёхмерная графика и прототипирование.

На официальной площадке Минобрнауки РФ в
Livejournal блогеры, обсуждая проект концепции и содержания профстандарта педагога, пишут, каким они видят современного преподавателя: «Преподаватель должен обладать навыками хорошего психолога, менеджера и быть сильным мотиватором. Внешне красивый и ухоженный, человек с оптимистическим настроем, с которого хотелось бы брать пример».
«Плюс отлично знающий свой предмет, умеющий объяснить ученикам новое, успевающий за учебное время интересно дать всю информацию и проверить её усвоение… Эх, идеал…»
«Да нет, это далеко не идеал, а всего лишь минимальный набор качеств, которыми должен обладать современный преподаватель».

Предполагается также поддержка учителем развития коммуникативной компетентности обучающихся, формирования системы регуляции ими своего поведения и деятельности, освоения и смены видов ведущей деятельности, формирования детсковзрослых сообществ, становления картины мира, работа с родителями, семьёй, местным сообществом.

Стандартом предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и др.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует творческих усилий учителей и других педагогов, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества.

Требования к педагогу, предусмотренные проектом стандарта, думается, слишком широки, одному и тому же человеку непосильны. Универсальных учителей и воспитателей не существует в природе. Каждый сильнее в чём-то одном, чем в другом. Специалист в обучении ярко одарённых детей может не быть столь же хорошим мастером в обучении умственно отстающих детей или слепых и глухих детей.

Немыслимо ответить требованиям «учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей». Выполнение этого требования означало бы превращение школ в казармы, где действует принцип «не умеешь или не хочешь – заставим».

Невозможно, как того требуют от педагогов, вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность независимо от их способностей и характера. Нет таких способов, методов, технологий и приёмов мотивации к учению, чтобы охватить ими всех без разбора детей вне зависимости от их природных дарований, склонностей, интересов и особенностей здоровья.

По требованию авторов документа, стандарт должен «побуждать педагога к поиску нестандартных решений». Обретение столь ценного качества «невозможно без расширения пространства педагогического творчества». Но расшифровка этой формулы и подобных ей деклараций, на которые не поскупились разработчики стандарта, означает соединение в лице педагога ещё и психолога, и дефектолога, и тьютора, и социального работника.

Вся непомерная сложность образовательных проблем сегодняшнего дня ложится на плечи педагога. Как в проекте стандарта предполагается оценивать соответствие требованиям, предъявляемым к учителю? Посредством так называемого внутреннего и внешнего аудита. Оба их вида мало чем отличаются. Оба включают анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков. Сбор данных для оценивания осуществляется путём «результативного» опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

Внутренний аудит – это аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от её имени для оценки соответствия предъявляемых к педагогам профессиональных требований.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребёнка (был – стал).

Или, в особо сложных случаях (например, ребёнок с синдромом Дауна) – показатели, свидетельствующие о сохранении его психоэмоционального статуса.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребёнка (например, любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости).

Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе. Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из её политики в области повышения качества образовательных услуг.

В проекте стандарта подчёркивается, что, оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с «потребителями» его деятельности. В качестве таких потребителей (а не «соавторов» педагога) выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных
форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

Внешним аудитом в проекте стандарта называется проведение аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования.

По-видимому, предусмотренные в стандарте аудиты и иные мероприятия по оценке качества педагогического труда не реалистичны.

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся, которые зависят далеко не только от педагога. «Соавторами» учителя и воспитателя выступает природа и общество, равно как и обстоятельства жизни, в большинстве случаев обладающие для учителя непреодолимой силой.

И сами в принципе недостижимые требования, и оценка степени удовлетворения этим требованиям превращают стандарт в инструмент формализации деятельности педагога.

По мысли авторов, стандарт заменяет собой существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями. Но это декларации. В действительности предлагаемый стандарт не преодолевает технократический подход в оценке труда педагога, а усиливает его.

В проекте стандарта содержится утверждение, не вызывающее протеста и сомнения. Это тезис о том, что требовать от учителя можно только то, чему учителя научили. «Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил».

Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно следовать за изменением стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации. А не предшествовать им.

Весьма странно, что стандарт предусматривает как раз обратную последовательность: сначала в действие вводится стандарт, а потом уж изменяются педагогическое образование и система переподготовки учителя.

К профессиональному стандарту учителя прилагаются рекомендации по процедуре его внедрения к сентябрю 2014 года. К этому времени рекомендуется сделать три шага:

  1. широкое обсуждение профессионального стандарта педагога всеми заинтересованными сторонами – педагогами, администраторами всех уровней, экспертным сообществом, профсоюзами, родителями учащихся и самими учениками;
  2. запуск пилотных проектов, в которые добровольно входят территории, образовательные организации, педагогические вузы и центры переподготовки учителей, заявляющие о готовности в своей деятельности руководствоваться профессиональным стандартом педагога;
  3. полномасштабное введение профессионального стандарта педагога.

Сделать эти три шага за оставшееся до сентября 2014 года время не представляется возможным.

Притом авторы заявляют, что этот стандарт должен соответствовать международным нормам и регламентам. Каким именно, не говорится. Неясно, чему и в чём он должен соответствовать.

Появление стандарта учителя продолжает уже давно начавшийся процесс «стандартизации» ученика и выпускника. Но педагоги стандартизируемы не более чем «личностные результаты» выпускника школы. В проекте стандарта нет даже упоминания о миссии педагога. Не потому ли, что миссия не поддаётся стандартизации, учёту и контролю?

Нет в проекте стандарта и различения между педагогической практикой как искусством и педагогической наукой как теорией этого искусства. Различения, которое со времён К.Д. Ушинского стало истиной отечественной педагогики. Практическая педагогика зависит от душевного склада, таланта и опыта педагога.

Если профессия педагога творческая, нестандартная (всегда была таковой и останется таковой во веки веков), то стандарт педагога так же невозможен, как и профстандарт писателя, живописца, пианиста.

Настоящий «стандарт педагога» может служить ещё одним элементом административного контроля, надзора и «чисток» во вред обучающимся и обучающим их людям.

akvobr.ru

Профессиональный стандарт педагога

1. Область применения. Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться:

а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

2. Цель применения

2.1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

2.2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

2.3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.

2.4. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

3. Термины и определения применительно к педагогу

3.1 Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций.

3.2 Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

3.3 Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий

перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

3.4 Региональное дополнение к профессиональному стандарту:

документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.

3.5 Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.

3.6 Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.

3.7 Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

3.8 Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.

3.9 Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.

3.10 Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.

studfiles.net

Доклад “Профессиональный стандарт педагога”

Профессиональный стандарт педагога .

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” датирован 18 октября 2013_года. 
Приказ утверждает, что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем_оплаты_труда_с 1_января_2015_года.
Приказ зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013 года.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу применения профессионального стандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального образования. Учитывая необходимость работы в образовательных организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных специальностей: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида и т.п. Таким образом, профессиональный стандарт педагога является открытым документом, который может быть дополнен и расширен.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.

Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса.

Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального стандарта педагога заложено в процесс его разработки, апробации и внедрения, начиная с широкого обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения.

Для обеспечения действенного общественного контроля на всех этапах работы над профессиональным стандартом предлагается в полной мере задействовать механизмы государственно-общественного управления

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

  1. Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

  2. Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

  3. Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

  4. Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

  5. Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:

  1. Работа с одаренными учащимися.

  2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

  3. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

  4. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

  5. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Требования к профессиональному стандарту педагога

Стандарт должен:

  1. Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.

  2. Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.

  3. Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.

  4. Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.

  5. Соответствовать международным нормам и регламентам.

  6. Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.

Характеристика стандарта

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).

Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).

Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.

Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.

Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:

• Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.

• Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.

• Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Профессиональный стандарт педагога.

1. Область применения. Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может применяться:

а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

2. Цель применения

2.1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.

2.2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

2.3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.

2.4. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

3. Термины и определения применительно к педагогу

3.1 Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций.

3.2 Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

3.3 Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий

перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

3.4 Региональное дополнение к профессиональному стандарту:

документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.

3.5 Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.

3.6 Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.

3.7 Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

3.8 Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.

3.9 Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.

3.10 Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.

Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по процедуре внедрения профессионального стандарта учителя.

infourok.ru

Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога

4. Прочитайте содержание

На современном этапе модернизации образования общество нуждается в педагогах нового формата. Впервые в российском образовании формируется концепция и содержание профессионального стандарта педагога.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?

Стандарт – это инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт – это объективный измеритель квалификации педагога, средство отбора педагогических кадров в учреждения образования, основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями обусловлена:

Работой с одаренными учащимися.

Работой в условиях реализации программ инклюзивного образования.

Преподаванием русского языка учащимся, для которых он не является родным.

Работой с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

Работой с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Профессиональные стандарты в России разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Координирует разработку профессиональных стандартов Министерство труда России.

В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации: глава 31 дополнена статьей 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта, согласно которой:

профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнение определенной трудовой функции,

квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

В профессиональном стандарте описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям и умениям специалистов, выполняющих эти функции.

В сфере образования утверждены 4 профессиональных стандарта:

  • Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
  • Педагог-психолог (психолог в сфере образования).
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых.
  • Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Рассмотрим подробнее содержание профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Профессиональный стандарт педагога – это рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории. Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.

Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в документе отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

Профстандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых проблем. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Педагогу следует соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.

Профессиональный стандарт педагога может применяться:

  • при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
  • при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
  • при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий. Профессиональной стандарт применяется с целью:
  • определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
  • обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
  • обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
  • содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
  • профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
  • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

Структура профессионального стандарта педагога

Профессиональный стандарт педагога содержит описание трудовых функций педагогов и состоит из 4 разделов:

I. Общие сведения.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

III. Характеристика обобщенных трудовых функций.

IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.

Рассмотрим первый раздел документа. В структуру утвержденного профессионального стандарта педагога входит четыре уровня образования: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование.

Указана основная цель профессиональной деятельности – это оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).

Во втором разделе «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» обобщенные трудовые функции педагога разделены на две группы. Первая группа включает в себя педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях на всех четырех уровнях образования и подразделяет их трудовые функции на три сферы:

  • Общепедагогическая функция. Обучение.
  • Воспитательная деятельность.
  • Развивающая деятельность.

Вторая группа включает в себя педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ и перечисляет относящиеся к ней виды педагогической деятельности по реализации программ:

дошкольного образования

начального общего образования

основного и среднего общего образования

модуль «Предметное обучение. Математика»

модуль «Предметное обучение. Русский язык»

Третий раздел «Характеристика обобщенных трудовых функций» подробно описывает, какими компетенциями должен владеть педагог, реализуя общепедагогическую функцию – обучение, выполняя воспитательную и развивающие деятельности. Каждая из этих трех сфер рассмотрена с точки зрения трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний.

Хотелось бы остановить ваше внимание на необходимых умениях в каждой из обозначенных сфер.

Часть первая: общепедагогическая функция. обучение.

К необходимым умениям педагога относятся умения:

  • Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
  • Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
  • Разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
  • Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями.
  • Владеть ИКТ-компетенциями
  • Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Часть вторая: воспитательная деятельность.

Перечислим некоторые трудовые действия, которые входят в профстандарт педагога:

регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;

реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности;

постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;

определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего трудового распорядка;

проектирование и реализация воспитательных программ;

помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления;

формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде:

использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

К необходимым трудовым умениям педагога в воспитательной работе относятся умения:

  • строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
  • общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;
  • создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов;
  • управлять классом с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
  • анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу;
  • защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
  • находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися;
  • владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций;
  • сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач.

Часть третья «Развивающая деятельность» предполагает следующие трудовые действия:

выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;

оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе;

освоение и применение психолого-педагогических технологий (в тои числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;

умения:

  • Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
  • Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
  • Осуществлять совместно с психологом и другими специалистами психолого-педагогическое сопровождение основных образовательных программ.
  • Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов).
  • Составлять совместно с психологом и др. специалистами психолого-педагогическую характеристику личности обучающегося.
  • Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.
  • Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.
  • Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и мета предметные компетенции, а также осуществлять совместно с психологом мониторинг личностных характеристик.
  • Формировать детско-взрослые сообщества.

Дальнейшее содержание раздела профстандарта направлено на определение

Профстандарт педагога обязателен к применению образовательными организациями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность по оказанию образовательные услуг по основным общеобразовательным программам в области дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

Оценку соответствия педагога требованиям профстандарта можно осуществить посредством внутреннего и внешнего аудита.

Аудит (от лат. audit — слушает) – это процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта.

В ходе аудита персонала устанавливается уровень соответствия сотрудника занимаемой им должности, оцениваются личностные качества, даётся комплексная характеристика работникам.

Внешний аудит — это оценка с привлечением специалистов аудиторской фирмы для получения действительно независимой оценки, которую может дать только взгляд «со стороны».

Внутренний аудит– аудит, осуществляемый собственными силами организации, например, ревизионной комиссией, или другой организацией от её имени для оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований.

Оба вида аудита включают в себя анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков, результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.

Сбор данных для оценивания осуществляется путём «результативного» опроса, выслушивания, наблюдений, анализа документов, записей и документированных данных. В качестве внешнего аудита могут быть использованы также результаты аттестации педагогов.

Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам Российской Федерации и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества.

znanio.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *