Стоит ли учиться на журналиста — Медиа на TJ
Моё базовое образование — географический факультет МГУ, социальная география. Этот гуманитарный уклон мне, конечно, помог: я занималась организацией работы журналистов по вопросам внешней политики. Эта составляющая — страноведение, которое я изучала в МГУ — мне несомненно помогла. Плюс я училась за границей в Будапештском университете: скорее полезный опыт, чем бесполезный.
По поводу журналистского образования думаю плохо. Время, когда после школы шли на журфак и становились журналистами через пять лет, безвозвратно прошло. Это ментальность наших мам и пап, если не сказать бабушек и дедушек.
По моему опыту, самые лучшие журналисты — те, у кого есть базовое образование в любой области, от экономики до естественных наук. Идеально, чтобы человек какое-то время в этой области проработал. Хорошо, когда базовое образование — техническое или гуманитарное, а второе — журналистское.
Функционал журналиста в «РИА Новостях» — так называемый «микрофон на ножках»: тут услышал, там пришёл и пересказал. С развитием технологий записи и всего остального этот функционал не нужен. Обучаться этому абсолютно не нужно.
Не исключаю единичных талантливых дарований, всё может быть. Я убеждена, что журналистика — это второе, «лишнее» образование. После школы тебя пять лет учат писать и записывать, а тебе нечего рассказать миру, у тебя внутри не так много ни опыта, ни знаний.
Мы делали школу в «РИА Новостях» для студентов из журфака: их ещё год нужно учить чему-то, переучивать. Есть разрыв между тем, чему учат на факультетах в консервативном восприятии журналистики, и той реальной практикой, которая существует в мире. Можете считать, что я жёсткий противник журналистского образования.
Я встречала людей, которые прекрасные журналисты и никакие организаторы, а есть прекрасные организаторы и никакие журналисты — это, например, я (смеётся). Когда мне приходилось брать интервью, я понимала, что есть те, кто получает от этого удовольствие, а у меня это была вынужденная необходимость. Мне кажется, медиаменеджер формируется… Вы знаете, мне вообще-то 47 лет, и я сейчас учусь, получаю MBA в Чикагском университете, получаю знания по финансам, менеджменту, переговорам. Образования, полученного в 20 лет, мне не хватает.
tjournal.ru
Журналистика — мифическое образование или почему не стоит идти на журфак
«Журналистика — профессия почти столь же древняя, как… словом, это вторая древнейшая профессия».
— Роберт Сильвестр, «Вторая древнейшая профессия»
Журналист должен всегда быть на чеку, знать все передовые новости, разбираться в мировых тенденциях и иметь кучу навыков, которые простому обывателю совершенно не нужны. Что поделать, профессия обязывает. Но можно ли выучиться на журналиста? Да, какие-то азы высшее образование в вас заложит и поможет встать на путь пожирателя информации. Но большую часть знаний вы можете получить лишь в постоянной практике, в беготне за новостями (не зря говорят, что журналиста ноги кормят) и постоянном совершенствовании своих навыков. Так нужно или нет выбирать журналистику как основную профессию? Я приведу вам несколько тезисов против журналистики как основного высшего образования.
1. Журфак сделает из вас недоспециалиста.
Это факт. Вас будут пичкать информацией по кучи дисциплин – компьютерные технологии, политология, социология, культура, философия, история, языки, менеджмент… Но все эти знания будут скомканы, отрывисты и неполноценны. Уже к четвертому курсу вы поймете – черт, я ничего не знаю! Да, какие-то знания в вас будут заложены, но их недостаточно для того чтобы хотя бы чуток разбираться в чем-либо. Вы знаете теорию, да и то не всю, только то, что уложилось в отведенные для предмета часы. А между тем, эти предметы вам необходимы как рыбе вода. Конечно, вам будут говорить о том, что нужно заниматься самообразованием – да только когда, если пары у вас начинаются рано утром, а заканчиваются поздно вечером?
2. Вас учат такие же недоспециалисты.
Да-да. Большинство учителей, которые будут учить вас основным профильным предметам по журналистке – даже не журналисты, мало того, многие из них знают в ней меньше вашего. В большинстве вузов страны (но не во всех) учат в первую очередь работать с печатными СМИ. Это важно, ибо публицистика – основа основ любого журналистского начинания. Поэтому недостаток преподавателей журиков, будет покрываться преподами филологами – ожидайте огромное количество именно филологических дисциплин: синтаксис, лингвистика и тд и тп. Причем, названия предметов у разных курсов будет отличаться, но начинка не меняется годами. Но современный журналист – это не только печатник, он должен уметь работать и на телевиденье, и на радио, и с интернетом. В моем университете (а ведь он входит в список лучших в нашей стране) этому обучали всего один семестр, да и то весьма поверхностно. Мастер классы – это единственный спасательный круг в мире бесполезных знаний. Да и то, настоящие журналисты постоянно в работе и у них нет возможности придти в ваш вуз и делиться своими знаниями, а “ветераны” журики не могут дать вам актуальную на сегодняшний день информацию. Помню, как мой одногруппник в середине третьего курса робко спросил у преподавателя: “А когда нас научат писать статьи?”
3. Практика.
Когда вы впервые окажетесь на практике, будь то радио, газета или телевиденье вы встретитесь с настоящей журналистикой и почувствуете себя потерянным котенком – ничего не понятно, что делать, куда бежать? Конечно, если вам повезет и найдутся люди, что помогут и все объяснят – тогда считай дело в шляпе. Начнется настоящая учеба. Если вы после практики не почувствовали отвращения к этой возне – поздравляю, первый шаг сделан! Именно там вы поймете, что та теория, которой вас пичкали на учебе, весь тот проф.слэнг – все это безнадежно устарело.
4. Свободное посещение.
Большинство студентов журфака уже к третьему курсу находят себе работу – оплачиваемую или в виде стажировки. У них просто нет выбора, это их единственный шанс, получив диплом, не сделать из него подставку под холодильник, а применить по назначению. Но, как правило, группы на журфаке маленькие и поэтому кафедра неохотно отпускает студентов на работу. В моем вузе нам еще повезло, преподавательский состав шел на встречу и помогал чем мог.
5. Неверное представление о профессии.
Многие выбирают журналистику, потому что думают – журналистам хорошо живется. Пришел в редакцию, взял тему, день-два побегал и написал статью. Остальное время ты свободен. На деле, журналисты это те же самые офисные работники с кучей бумажной волокиты. Сидят в офисах, выбегают или выезжают из него только за информацией. И к тому же, платят не так уж много. Местами даже катастрофически мало.
6. Диплом.
Вот это корочка вам как раз и нужна. Только ради нее вы и пошли в универ, ради нее четыре года сидели в аудиториях и слушали бесконечные лекции, зубрили тесты и билеты перед экзаменами. И если сама ценность получаемых знаний сомнительна, то его ценность доказана на практике. Правда, вся его значимость сводиться к одному – он нужен как пропуск на работу. Без него вам будет сложно куда-либо устроиться.
Отличными журналистами становятся те, кто уже имеет опыт в какой-либо сфере. Допустим, спортсмены – из них выходят хорошие обозреватели спорта, политологи – могут правильно анализировать политическую обстановку, а не высасывать информацию из пальца, как сейчас принято. Поэтому журналистику лучше всего рассматривать как второе высшее образование, а не как основное. Ну а если вам так уж и неймется пойти именно на журфак, то советую выбирать правильные университеты с сильными, опытными преподавателями. Пусть даже этот вуз далек от вашего места проживания.
yvision.kz
Как правильно выбрать журфак | Мел
Если вы абитуриент — к концу марта пора бы уже знать, куда поступать. Но если вы абитуриент журфака, сомнения будут мучить вас еще не один год. Споры о том, стоит ли вообще изучать журналистику в университете, идут давно и закончатся не скоро. Мы решили немного облегчить участь тем, кто все-таки решился поступить на журфак, и сделали подборку из шести главных журфаков Москвы — от классических и всем известных до коммерческих и открытых лишь два месяца назад.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Выпускники: Андрей Малахов, Роман Супер, Илья Барабанов,
Преподаватели: Виктор Шкулев, Виталий Лейбин
Стереотип: Учиться на журфаке уже не модно и он «не тот»
На самом деле: Главный журфак страны все еще держит планку и очень высоко. Так или иначе, большинство молодых журналистов в разных редакциях — все еще выпускники МГУ
Акцент в обучении: На факультете есть 15 кафедр (от социологии журналистики до экономики СМИ), поэтому сказать, что в МГУ учат чему-то одному — нельзя
Чем еще круто: Учиться в самом центре Москвы в особняке XIX века и попасть в огромное братство студентов журфака
Сами о себе: «В целом мы учим студентов и писать, и фотографировать, и редактировать, и снимать видео, и записывать звук, и делать сайт. Мы считаем, в бакалавриате всем нужно дать общие базовые навыки и определенную специализацию, которую следует углублять в магистратуре», — Елена Вартанова, декан.
Вывод: Самый знаменитый журфак страны — классический выбор для абитуриентов. Если вы не хотите экспериментировать, МГУ — главная константа.

Выпускники: Илья Азар, Лев Пархоменко, Владимир Роменский
Преподаватели: Светлана Сорокина, Анна Качкаева
Стереотип: Даже на журфаке в Вышке учат экономике
На самом деле: Экономики здесь столько же, сколько и, например, истории — эти предметы имеют одинаковый коэффициент (то есть «вес»). А для поступления не нужны никакие выдающиеся знания даже в математике
Акцент: Большое внимание в Вышке уделяется новым медиа самых разных форматов. Множество лекций посвящено тому, как работают СМИ на новых платформах
Чем еще круто: В Вышке есть гибкая система скидок: будете хорошо учиться на платном — сможете платить только 25% от стоимости
Сами о себе: «У нас есть не только филологические дисциплины, но и много предметов, связанных с экономикой, социологией, новый курс по новостной грамотности. Каждый, кто учится на первом курсе, за год осваивает выразительные средства всех медиаплатформ, умеет создавать сайты, работать с аналитикой», — Анна Качкаева, профессор
Вывод: Это не журфак в классическом понимании (хотя готовят по той же специальности). Хороший выбор для тех, кто считает, что журналистика — это больше, чем тексты

Выпускники: Михаил Зыгарь, Сергей Брилев, Владимир Мединский
Преподаватели: Владимир Легойда, Виктор Лошак
Стереотип: Это все для мажоров
На самом деле: Факультет журналистики негласно считается самым «простым» в МГИМО. Все-таки, чтобы продолжать родительский бизнес, очевиднее учить экономику или право
Акцент: Кроме изучения языков, в МГИМО готовят специалистов по отдельным регионам. Выпускник журфака будет знать, например, не только португальский язык, но и все про экономику и историю Португалии
Чем еще круто: Главной фишкой МГИМО, несмотря ни на что, остаются языки. Если учить что-то не самое распространенное, можно неплохо подрабатывать переводами уже со второго курса
Сами о себе: «У нас учиться по-настоящему сложно, но при этом очень весело и интересно. На факультете международной журналистики мы готовим штучный товар», — Ярослав Скворцов, декан
Вывод: В МГИМО идут, чтобы стать журналистами-международниками. Там это делают уже давно, успешно и вектор не меняют. Добавить что-то еще сложно

Выпускники: Факультет начал работать в этом году
Преподаватели: Светлана Рейтер, Иван Голунов, Эльмар Муртазаев
Стереотип: Неизвестный факультет, и непонятно, как к нему вообще относиться
На самом деле: РАНХиГС все-таки остается одним из самых известных вузов страны, академией при президенте. А факультет «свободных наук» — новая модель гуманитарного образования. Она становится все более популярной в Европе, а теперь появилась и в России
Акцент: Главная задача нового факультета — готовить тех, кто сможет на следующий день усилить любое СМИ. Поэтому все преподаватели — действующие журналисты. Как ни странно, такого нет ни в одном другом журфаке. Здесь преподают фотографы, репортеры и интервьюеры, которые буквально вчера вернулись из командировок
Чем еще круто: Два дня в неделю посвящено изучению двум иностранным языкам. Специализацию студенты выбирают только на третьем курсе — можно успеть передумать и вместо журналистики посвятить себя, например, истории — это и означает «Liberal Arts»
Сами о себе: «Журналистика — это, пожалуй, самая интересная работа. Неспокойная, но увлекательная. И интересной она может быть только тогда, когда ты честен сам с собой и со своим читателем. И именно этому мы будем учить наших студентов», — Илья Жегулев, директор программы по журналистике
Вывод: Амбициозный проект действующих журналистов на базе огромной Академии при президенте. Они обещают если не перевернуть, то пересмотреть взгляды на журфак и выпускать готовых специалистов для современных СМИ

Выпускники: Сергей Новоселов
Преподаватели: Николай Сванидзе, Арина Бородина
Стереотип: Сюда поступают только «филологические девы»
На самом деле: Все же на факультет журналистики в РГГУ приходят те, кто хочет стать журналистом. Хотя сами преподаватели не раз напомнят, что читать придется очень много, и даже посоветуют ставить галочки напротив прочитанных книг перед экзаменом
Акцент: Большое внимание уделяют литературной базе — русский язык, стилистика, редактура и прочее. Из видов СМИ самый большой акцент делается на тележурналистику: уже с первого курса тренируют дикцию и работу в кадре
Чем еще круто: Общежитие находится в двух шагах от факультета, а за хорошую учебу студентам выдают путевки летом
Сами о себе: «Главными конкурентными преимуществами выпускника факультета журналистики являются фундаментальная гуманитарная база и комплекс практических навыков. Для нас очень важно всегда соблюдать этот баланс», — Наталия Макарова, декан
Вывод: Если русский язык и литература — ваша сильная сторона, и вы верите, что журналистика — это в первую очередь текст, РГГУ для вас

Преподаватели: Елена Летучая, Эрнест Мацкявичюс, Мария Ситтель
Стереотип: Негосударственные вузы не стоит даже рассматривать
На самом деле: Критерий диплома не стоит использовать так стремительно. Как правило, у журналистов никогда не спрашивают «корочку» об образовании. Все решают навыки, опыт и знакомства. При желании все это можно легко получить и в «Останкино»
Акцент: Как понятно из названия, в МИТРО готовят специалистов для телевидения всех форматов. Связь с «Останкино» — главный козырь института
Чем еще круто: Не имея государственного статуса, институт делает ставку на звездных специалистов — количество известных преподавателей здесь зашкаливает
Сами о себе: «Мы учим говорить, читать и писать. Учим тем практическим вещам, которые ценой собственных проб и ошибок познаешь сам. Как правило, старшие товарищи не делятся профессиональными секретами, потому что им, во-первых, некогда, во-вторых, сильная конкуренция в нашей среде не позволяет это делать бесплатно. Я же к этому отношусь с позитивным энтузиазмом», — Эрнест Мацкявичюс, руководитель направления
Вывод: Если ваша цель — попасть на телевидение любой ценой в кратчайшие сроки, возможно, стоит рассмотреть этот вариант
*данные о проходном балле и стоимости обучения взяты за 2015 год
ИНТЕРЕСНОЕ НА «МЕЛЕ»:
Какой видят Россию американские школьники. «Россия больше, чем Плутон!» и другие факты
«Если вы даете детям чипсы — вы идиот». Как Джейми Оливер воюет со всем миром за нормальное питание школьников
5 причин дать подростку презерватив… И наконец-то поговорить с ним о сексе, если до сих пор стеснялись
mel.fm
филология или журналистика? Будущую деятельность хотелось бы связать с написанием, редактированием текстов и работой в печатных СМИ.
Филология и журналистика очень отличаются по своей сути.
Филология – это достаточно сложное направление. Большие объемы чтения, очень углубленное изучение языка (или нескольких) и теории литературы. В журналистике и редактировании такие навыки попросту не требуются. Честно говоря я даже не представляю, где они могут потребоваться, кроме научно-исследовательской работы. Если цель состоит именно в подготовке к работе с текстовой информацией для людей (СМИ, книги), то можно рассмотреть вариант факультета редактирования. Такие есть, например, в Московском государственном университете печати. Там очень крутые преподы, но помимо работы с текстом придется еще много чему учиться – дизайну, полиграфической технологии, книжному делу, издательскому менеджменту.
Журналистика – это не столько работа с текстом, сколько работа с информацией и работа с людьми. Чтобы быть хорошим журналистом вовсе не обязательно уметь хорошо писать, здесь важны другие навыки: интервьюирование, переговоры, расследование, постановка вопросов и т.д. Учеба в российских вузах таких навыков вам не даст, поэтому учиться на журналиста смысла никакого нет. В целом быть журналистом можно с любым образованием.
А вообще такого рода деятельность – это не самое перспективное направление в России, увы. Печать и книжный бизнес с 91 года находятся в состоянии перманентного кризиса. Печатная пресса в основном убыточна. Российские СМИ в подавляющем большинстве полнейшая профанация журналистской деятельности и в профессиональном плане интереса, за очень редким исключением, не представляют. Зарплаты низкие, при этом конкуренция высокая. Есть лишь несколько мест в стране, где можно интересно и успешно работать в этом направлении, и все они находятся в Москве. Я сам книжный редактор по второй профессии, и просто предупреждаю, что вам нужно быть готовым к этому, и точно знать, что вы это хотите.
thequestion.ru
Стоит ли учиться на журналиста — Медиа на TJ
Моё базовое образование — географический факультет МГУ, социальная география. Этот гуманитарный уклон мне, конечно, помог: я занималась организацией работы журналистов по вопросам внешней политики. Эта составляющая — страноведение, которое я изучала в МГУ — мне несомненно помогла. Плюс я училась за границей в Будапештском университете: скорее полезный опыт, чем бесполезный.
По поводу журналистского образования думаю плохо. Время, когда после школы шли на журфак и становились журналистами через пять лет, безвозвратно прошло. Это ментальность наших мам и пап, если не сказать бабушек и дедушек.
По моему опыту, самые лучшие журналисты — те, у кого есть базовое образование в любой области, от экономики до естественных наук. Идеально, чтобы человек какое-то время в этой области проработал. Хорошо, когда базовое образование — техническое или гуманитарное, а второе — журналистское.
Функционал журналиста в «РИА Новостях» — так называемый «микрофон на ножках»: тут услышал, там пришёл и пересказал. С развитием технологий записи и всего остального этот функционал не нужен. Обучаться этому абсолютно не нужно.
Не исключаю единичных талантливых дарований, всё может быть. Я убеждена, что журналистика — это второе, «лишнее» образование. После школы тебя пять лет учат писать и записывать, а тебе нечего рассказать миру, у тебя внутри не так много ни опыта, ни знаний.
Мы делали школу в «РИА Новостях» для студентов из журфака: их ещё год нужно учить чему-то, переучивать. Есть разрыв между тем, чему учат на факультетах в консервативном восприятии журналистики, и той реальной практикой, которая существует в мире. Можете считать, что я жёсткий противник журналистского образования.
Я встречала людей, которые прекрасные журналисты и никакие организаторы, а есть прекрасные организаторы и никакие журналисты — это, например, я (смеётся). Когда мне приходилось брать интервью, я понимала, что есть те, кто получает от этого удовольствие, а у меня это была вынужденная необходимость. Мне кажется, медиаменеджер формируется… Вы знаете, мне вообще-то 47 лет, и я сейчас учусь, получаю MBA в Чикагском университете, получаю знания по финансам, менеджменту, переговорам. Образования, полученного в 20 лет, мне не хватает.
tjournal.ru