Существуют разные точки зрения на роль школы в процессе социализации личности – Существуют разные точки зрения на роль школы в процессе социализации личности. Большинство считает,что образование дает возможность детям и

Существуют разные точки зрения на роль школы в процессе социализации личности.

Часть 1.

А1. В семье М. пятилетний ребенок. Бабушка готовит ребенка к школе. Какую функцию семьи иллюстрирует данный пример?

1) воспитательную 2) репродуктивную 3) хозяйственную 4) досуговую

А2. Социальное неравенство проявляется в:

1) различиях между людьми по природным данным 2) разном семейном положении

3) отсутствии частной собственности 4) уровне получаемого дохода

А3. К числу отличительных признаков семьи как социальной группы относится:

1) совместная деятельность 2) общие политические взгляды

3) общий быт 4) общая цель

А4. Принадлежность к семье Ф. предоставляет ее членам возможность получить работу в коммерческом банке. Данный пример отражает функцию семьи:

1) экономическую 2) социального контроля

3) эмоционально-психологическую 4) социально-статусную

А5. Найдите и укажите социальную группу,«выпадающую» из ряда, образованную не по этносоциальному признаку.

1) латыши 2) католики 3) эстонцы 4) литовцы

А6. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?

1) дети 2) пожилые люди 3) мужчины 4)молодежь

А7. В перечне социальных групп лишним являются:

1) сословия 2) касты 3) классы 4) партии.

А7. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане?

1) политический; 3)профессиональный;

2) социально-классовый; 4) территориальный.

А8. К достигаемому статусу человека не относится:

1) пол 2) образование 3) профессия 4) материальное положение.

А9. Основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это:

1) род 2) сословие 3) семья 4) элита

А10. И для подростка, и для взрослого характерна социальная роль:

1) военнослужащего срочной службы;

2) депутата городской думы;

3) учащегося средней общеобразовательной школы.

4) потребителя услуг мобильной связи.

А11. Сословное деление общества отражает

1) вид государственного устройства 2) тип социальной стратификации

3) характер экономических связей 4) особенность политической системы.

А12. Социальная роль, характерная и для подростка, и для взрослого:

1) выпускник профессионального колледжа; 3) футбольный болельщик;

2) кандидат в депутаты законодательного собрания; 4) военнослужащий - контрактник

А13. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:

1) Москвичи 2) инженеры 3) мусульмане 4) землевладельцы

А14. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.

Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.

Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А16. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья регулирует поведение членов семьи.

Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Там еще задания во вложениях

 

schoolmaks.ru

Роль школы в процессе социализации личности


⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 34Следующая ⇒

 

Перед современной школой стоят исключительно важные, требующие неотложных радикальных реше­ний задачи, связанные с широкой демократизацией воспитательного процесса, поисками различных форм самоуправления, поддержкой творческой инициативы педагогов и учащихся, с острой необходимостью реаль­ных перемен в воспитании и обучении детей и молоде­жи. Стоящие перед сферой народного образования актуальные задачи и способы их решения требуют диалектического учета опыта мировой педагогической практики и науки в целом. Изучение зарубежного «мира образования» с современных позиций подразумевает преодоление привычных стереотипов, долгое время не вызывавших сомнений, но приводивших к примитивизации диалектически сложной картины развития шко­лы и педагогики, противоречивого взаимодействия образования и общества в зарубежных странах. С этой точки зрения, необходимо признать, что школа на Запа­де отнюдь не исчерпала потенциала демократического развития «изнутри», она сохраняет в этом плане нема­лые резервы именно как социальный институт.

Подчеркивая исключительно важную роль образо­вания в современном мире, известный английский специалист по вопросам педагогики и психологии Б. Саймон (121) утверждает: в той степени, в которой человек изменяет окружающий его внешний мир, весь исторический процесс следует рассматривать как об­разовательный, а образование – в качестве способа формирования человека внутри общества. Одновременно В. Саймон анализирует значение человеческого фактора. При рассмотрении взаимосвязи между изме­нениями в обществе и образованием необходимо как можно более полно учитывать субъективный опыт воспитуемого – его деятельность и ее воздействие на сознание – в широком историческом смысле. Пробле­мы образования неразрывно взаимосвязаны с человекознанием, с постижением роли личности в социальных процессах.

Рассмотрим основные функции образования как фактора социализации. Образование призвано помочь в приобретении личностью научных понятий в отличие от житейских, формирующихся спонтанно, способство­вать соединению непосредственно бытия человека с культурой.

Объективно образование представляет собой одну из высших ценностей для личности и общества, выс­тупая в качестве предпосылки их существования и развития. Образование реализует долг общества пе­ред личностью и долг личности перед обществом. Вне образования невозможна интеграция общества, его целостность и стабильность, гарантирование прав от­дельной личности. Развитие производства, квалифи­цированных рабочих сил общества напрямую зависит от образования. Даваемые экономистами оценки ближне-, средне- и долгосрочных результатов националь­ного образования свидетельствуют о его реальном вкладе в рост национального дохода. Оплата разно­уровневых образовательных услуг в настоящее время становится для многих приоритетной статьей семей­ного бюджета.

Образование есть необходимая предпосылка наро­довластия. Т. Джефферсон, один из родоначальников демократии в Америке, писал: «Источник высшей вла­сти над обществом есть само общество. Если мы дума­ем, что общество недостаточно просвещено, чтобы осу­ществлять свою власть с полной ответственностью и компетентностью, то выход из положения заключается не в лишении общества власти, а в облечении его этой властью посредством образования» (см.: 15, с. 4).

Организация образования и системы управления им должны обеспечить доступ к истинному, глубокому и целостному образованию всем, способным его усво­ить. Стартовые условия должны быть одинаково каче­ственными для всех людей. Дифференцированность образования обязана иметь своим основанием только разворачиваемые во времени способности личности. Данный тезис предполагает наличие системной соци­альной программы по защите, поддержанию и разви­тию таланта.

Этому призваны способствовать различные виды образовательных учреждений, широко распространен­ные в последнее время: гимназия, академия, школа-гимназия, школа с гимназическими классами, лицей, кадетский корпус и др.

Общее у всех названных учреждений то, что они создаются на базе средней школы и дают общее сред­нее образование.

Школы с классами углубленного изучения отдель­ных предметов – это школы, где углубленно изучает­ся один или два предмета, например, иностранный язык или математика и т. д. Остальные же предметы изучаются в них по программам обычных общеобра­зовательных школ. В обиходе их называют английская или, соответственно, математическая спецшкола. Если углубленно изучается не один предмет, а группа пред­метов одного направления, то такие классы и школы называют профильными (например, школа с класса­ми гуманитарного профиля). Они ориентируют своих выпускников на поступление в вузы определенной на­правленности (технические, экономические, гумани­тарные и др.).

Есть школы, в которых спрофилированы отдельные классы. В них учащимся дается допрофессиональная подготовка по какой-либо специальности, например, по медицине, экономике и бизнесу, юриспруденции, во­енному делу, фермерству (сельскому хозяйству) и т. п. В этих классах могут глубже, чем в обычных, изучаться предметы, важные для овладения соответствующей профессией.

Школы с гимназическими или лицейскими клас­сами, а также так называемые школы-гимназии, шко­лы-лицеи – это временно организованные обра­зовательные учреждения, работающие в режиме экспериментальной площадки, где отрабатывается модель будущего гимназического (или лицейского) образования.

Гимназия – общеобразовательное учебное заве­дение с углубленным изучением предметов, призван­ное обеспечить вариативность начального образова­ния в зависимости от направления учебного заведения, изучение общеобразовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю (гуманитарному, естественно­научному, эстетическому и др.), выбранному учащи­мися. «Положение о гимназиях», утвержденное МО РФ в 1990 г., предусматривает создание гимназий гу­манитарного, педагогического, технического направ­лений. В составе гимназии выделяются прогимназические (I–VII), собственно гимназические (VIII–XI) классы и абитура (XII класс, 1 год по желанию).

Лицей –общеобразовательное учебное заведение с углубленным изучением дисциплин по определен­ному профилю. В отличие от широкого гимназическо­го, это образование с более узкой дифференциацией, например, лицей технико-математический, биолого-химический, технический. В лицее дается и предпрофессиональная подготовка. Лицей, как и гимназия, может существовать в двух вариантах: как школа 2-й и 3-й ступеней или как школа старшеклассников, включающая старшее звено с трехгодичным сроком обучения.

В последние годы многие школы стремятся стать гимназиями, но городской отдел образования не мо­жет освободить их от детей микрорайона, так как не имеет возможности перевести часть детей в другие школы. В таком случае в школе, которую называют гимназией, остаются и классы педагогической поддер­жки, коррекции, адаптации для одних детей, и обыч­ные общеобразовательные классы для большинства детей, и гимназические – для наиболее способных, одаренных, интеллектуальных.

По существу, школа, в которой открыты классы коррекции, педагогической поддержки, адаптации, выравнивания, обычные классы и классы для интел­лектуально продвинутых детей, является вариантом адаптивной школы (школа разноуровневого, разнонаправленного обучения, школа, где осуществлен диффе­ренцированный подход к организации обучения детей и т. п.) и потому называть ее гимназией только на ос­новании одного типа классов неверно.

Оптимальное решение целесообразно искать в гар­моничной территориальной образовательной системе, включающей достаточное количество различных видов; школ, классов, групп, удовлетворяющих потребности, запросы, склонности всех детей. Эта работа будет эффективной при тщательной диагностике способностей детей. Лицеев и гимназий должно быть столько, сколь­ко действительно необходимо для обучения одаренных детей. Ни один интеллектуально полноценный ребенок (имеющий какие-то особенности) не должен попасть в класс для детей с задержками в развитии. Все дети, нуждающиеся в обучении по специальным технологи­ям, должны иметь такую возможность. И, естественно, основным типом школы при этом остается обычная общеобразовательная школа адаптивного характера с развитой дифференциацией обучения, широким набо­ром разнообразных образовательных услуг, максималь­но удовлетворяющих запросы детей.

Современная общеобразовательная школа как ин­ститут воспитания фактически сочетает в себе:

– образовательно-воспитательное учреждение, реализующее функции воспитания через обучение учащихся;

– организацию (общешкольную и сетку первич­ных), оказывающую воздействие на школьников в про­цессе организуемой педагогами жизнедеятельности учащихся вне учебного процесса;

– социально-психологическую группу (боль­шую – школа в целом, и сетку малых групп), влияние которой на учащихся происходит в процессе свобод­ного общения, не организуемой педагогами жизнедеятельности.

Это разделение объективно, т.к. определяет объек­тивные возможности реализации школьниками своей активности в процессе взаимодействия, характерного для каждой из этих «ипостасей» школы, и объек­тивные возможности развития личности, заложенные в них.

Процесс обучения в школе как образовательно-воспитательном учреждении создает возможности для реализации школьниками активности в сфере позна­ния и частично в сферах предметно-практической де­ятельности (преимущественно в процессе трудового обучения) и спорта (на уроках физкультуры). Мера реализации этих возможностей связана с формами взаимодействия, используемыми педагогами в учеб­ном процессе. Наиболее распространенными в прак­тике являются фронтальные и индивидуальные фор­мы. Однако оптимальными для реализации активности являются групповые формы, распространение кото­рых сдерживается тем, что в теории и методике обуче­ния учебный класс фактически не рассматривается ни как группа, ни как коллектив, а в теории воспитания познавательная деятельность не рассматривается как основа сплочения и развития коллектива класса. В ре­зультате процесс обучения не становится сферой ре­ализации активности в сфере познания для довольно большой части школьников, что приводит к появле­нию агрессивного (избегающего) поведения по отно­шению к учебе и, следовательно, уменьшает влияние школы как образовательно-воспитательного учреж­дения на воспитание человека и его социализацию в целом.

Содержание и формы жизнедеятельности уча­щихся в школе как организации определяются педа­гогами на основании различных рекомендательных разработок, анализ которых и массового практического опыта показывает, что содержание и формы объективно создают возможности для реализации школьниками активности, главным образом, в сфере предметно-практической и духовно-практической деятельности, в определенной мере в сфере позна­ния, частично в сфере спорта и игры. Мера реализа­ции этих возможностей также связана с формами взаимодействия, которые используются (в практике преобладают массовые формы, т. е. объективно не предполагающие установление связей между участ­никами жизнедеятельности, несмотря на субъектив­ные намерения педагогов). Кроме того, создавая объективные возможности для реализации школьниками активности лишь в институциональном общении, весьма ограниченные возможности – в сфере игры, а также не учитывая социально-психологических изменений в направленности активности школьников в сферах познания и деятельности, организуемая жизнедеятельность отчасти вступает в противоречие с реальной жизнедеятельностью школьников. В ре­зультате и в этом случае можно констатировать наличие фактов эгрессивного поведения учащихся, что снижает влияние школы как организации на воспи­тание и социализацию в целом.

Школа как социально-психологическая группа, будучи социальным пространством контактов школь­ников, создает возможности для реализации ими актив­ности в сферах общения и игры, частично – в других сферах жизнедеятельности. Мера реализации этих возможностей связана с тем, сколь интенсивно и с кем взаимодействует школьник. Направленность реализа­ции активности в школе как группе, определяясь нор­мами и ценностями, принятыми в ней, может быть как социально ценной, так и асоциальной, что определяет влияние этого вида взаимодействия на социализацию. Имеющиеся данные показывают, что определенная часть учащихся не стремится к взаимодействию в шко­ле как в группе, а другая, не находя в нем удовлетворе­ния по разным причинам, сводит его к минимуму. С воз­растом число школьников, реализующих эгрессивное поведение по отношению к школе как группе, возрас­тает.

Как отмечает известный американский специалист в области образования У. Глассер (39), «если личност­ные потребности детей не реализуются дома, они дол­жны реализоваться в школе. Чтобы продолжить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им не­достает: добрые взаимоотношения как со сверстника­ми, так и со взрослыми. Одинокий, предоставленный сам себе человек, будь то ребенок или взрослый, никог­да не будет испытывать чувство душевного удовлетворения... Школы обладают уникальной возможностью избавить детей от одиночества или по крайней мере значительно смягчить этот негативный фактор лично­стного развития. Школа может обеспечить главные составляющие для обретения уверенности в себе и ощущения собственной значимости: знания и умения мыслить. Учебный процесс может быть организован таким образом, чтобы побуждать детей к самостоятель­ному решению проблем как академического, так и со­циального характера».

Поиски новых форм обучения и воспитания связа­ны сегодня с процессом превращения во многих стра­нах традиционных замкнутых школ в открытые учеб­ные заведения, связанные разнообразными нитями с различными средами. Разработка принципа «открыто­сти» в теории и практике школьного обучения и воспи­тания отражает глобальную тенденцию. Процесс этот очень многообразен и неоднороден. Принцип «откры­тости» нередко связан с особыми историческими и национальными формами бытия, социальной органи­зацией общества, моделью межличностных и идеоло­гических связей. Эти факторы существенно опреде­ляют формы и содержание процесса социализации молодежи.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Роль школы в процессе социализации личности


 

Перед современной школой стоят исключительно важные, требующие неотложных радикальных реше­ний задачи, связанные с широкой демократизацией воспитательного процесса, поисками различных форм самоуправления, поддержкой творческой инициативы педагогов и учащихся, с острой необходимостью реаль­ных перемен в воспитании и обучении детей и молоде­жи. Стоящие перед сферой народного образования актуальные задачи и способы их решения требуют диалектического учета опыта мировой педагогической практики и науки в целом. Изучение зарубежного «мира образования» с современных позиций подразумевает преодоление привычных стереотипов, долгое время не вызывавших сомнений, но приводивших к примитивизации диалектически сложной картины развития шко­лы и педагогики, противоречивого взаимодействия образования и общества в зарубежных странах. С этой точки зрения, необходимо признать, что школа на Запа­де отнюдь не исчерпала потенциала демократического развития «изнутри», она сохраняет в этом плане нема­лые резервы именно как социальный институт.

Подчеркивая исключительно важную роль образо­вания в современном мире, известный английский специалист по вопросам педагогики и психологии Б. Саймон (121) утверждает: в той степени, в которой человек изменяет окружающий его внешний мир, весь исторический процесс следует рассматривать как об­разовательный, а образование – в качестве способа формирования человека внутри общества. Одновременно В. Саймон анализирует значение человеческого фактора. При рассмотрении взаимосвязи между изме­нениями в обществе и образованием необходимо как можно более полно учитывать субъективный опыт воспитуемого – его деятельность и ее воздействие на сознание – в широком историческом смысле. Пробле­мы образования неразрывно взаимосвязаны с человекознанием, с постижением роли личности в социальных процессах.

Рассмотрим основные функции образования как фактора социализации. Образование призвано помочь в приобретении личностью научных понятий в отличие от житейских, формирующихся спонтанно, способство­вать соединению непосредственно бытия человека с культурой.



Объективно образование представляет собой одну из высших ценностей для личности и общества, выс­тупая в качестве предпосылки их существования и развития. Образование реализует долг общества пе­ред личностью и долг личности перед обществом. Вне образования невозможна интеграция общества, его целостность и стабильность, гарантирование прав от­дельной личности. Развитие производства, квалифи­цированных рабочих сил общества напрямую зависит от образования. Даваемые экономистами оценки ближне-, средне- и долгосрочных результатов националь­ного образования свидетельствуют о его реальном вкладе в рост национального дохода. Оплата разно­уровневых образовательных услуг в настоящее время становится для многих приоритетной статьей семей­ного бюджета.

Образование есть необходимая предпосылка наро­довластия. Т. Джефферсон, один из родоначальников демократии в Америке, писал: «Источник высшей вла­сти над обществом есть само общество. Если мы дума­ем, что общество недостаточно просвещено, чтобы осу­ществлять свою власть с полной ответственностью и компетентностью, то выход из положения заключается не в лишении общества власти, а в облечении его этой властью посредством образования» (см.: 15, с. 4).

Организация образования и системы управления им должны обеспечить доступ к истинному, глубокому и целостному образованию всем, способным его усво­ить. Стартовые условия должны быть одинаково каче­ственными для всех людей. Дифференцированность образования обязана иметь своим основанием только разворачиваемые во времени способности личности. Данный тезис предполагает наличие системной соци­альной программы по защите, поддержанию и разви­тию таланта.

Этому призваны способствовать различные виды образовательных учреждений, широко распространен­ные в последнее время: гимназия, академия, школа-гимназия, школа с гимназическими классами, лицей, кадетский корпус и др.

Общее у всех названных учреждений то, что они создаются на базе средней школы и дают общее сред­нее образование.

Школы с классами углубленного изучения отдель­ных предметов – это школы, где углубленно изучает­ся один или два предмета, например, иностранный язык или математика и т. д. Остальные же предметы изучаются в них по программам обычных общеобра­зовательных школ. В обиходе их называют английская или, соответственно, математическая спецшкола. Если углубленно изучается не один предмет, а группа пред­метов одного направления, то такие классы и школы называют профильными (например, школа с класса­ми гуманитарного профиля). Они ориентируют своих выпускников на поступление в вузы определенной на­правленности (технические, экономические, гумани­тарные и др.).

Есть школы, в которых спрофилированы отдельные классы. В них учащимся дается допрофессиональная подготовка по какой-либо специальности, например, по медицине, экономике и бизнесу, юриспруденции, во­енному делу, фермерству (сельскому хозяйству) и т. п. В этих классах могут глубже, чем в обычных, изучаться предметы, важные для овладения соответствующей профессией.

Школы с гимназическими или лицейскими клас­сами, а также так называемые школы-гимназии, шко­лы-лицеи – это временно организованные обра­зовательные учреждения, работающие в режиме экспериментальной площадки, где отрабатывается модель будущего гимназического (или лицейского) образования.

Гимназия – общеобразовательное учебное заве­дение с углубленным изучением предметов, призван­ное обеспечить вариативность начального образова­ния в зависимости от направления учебного заведения, изучение общеобразовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю (гуманитарному, естественно­научному, эстетическому и др.), выбранному учащи­мися. «Положение о гимназиях», утвержденное МО РФ в 1990 г., предусматривает создание гимназий гу­манитарного, педагогического, технического направ­лений. В составе гимназии выделяются прогимназические (I–VII), собственно гимназические (VIII–XI) классы и абитура (XII класс, 1 год по желанию).

Лицей –общеобразовательное учебное заведение с углубленным изучением дисциплин по определен­ному профилю. В отличие от широкого гимназическо­го, это образование с более узкой дифференциацией, например, лицей технико-математический, биолого-химический, технический. В лицее дается и предпрофессиональная подготовка. Лицей, как и гимназия, может существовать в двух вариантах: как школа 2-й и 3-й ступеней или как школа старшеклассников, включающая старшее звено с трехгодичным сроком обучения.

В последние годы многие школы стремятся стать гимназиями, но городской отдел образования не мо­жет освободить их от детей микрорайона, так как не имеет возможности перевести часть детей в другие школы. В таком случае в школе, которую называют гимназией, остаются и классы педагогической поддер­жки, коррекции, адаптации для одних детей, и обыч­ные общеобразовательные классы для большинства детей, и гимназические – для наиболее способных, одаренных, интеллектуальных.

По существу, школа, в которой открыты классы коррекции, педагогической поддержки, адаптации, выравнивания, обычные классы и классы для интел­лектуально продвинутых детей, является вариантом адаптивной школы (школа разноуровневого, разнонаправленного обучения, школа, где осуществлен диффе­ренцированный подход к организации обучения детей и т. п.) и потому называть ее гимназией только на ос­новании одного типа классов неверно.

Оптимальное решение целесообразно искать в гар­моничной территориальной образовательной системе, включающей достаточное количество различных видов; школ, классов, групп, удовлетворяющих потребности, запросы, склонности всех детей. Эта работа будет эффективной при тщательной диагностике способностей детей. Лицеев и гимназий должно быть столько, сколь­ко действительно необходимо для обучения одаренных детей. Ни один интеллектуально полноценный ребенок (имеющий какие-то особенности) не должен попасть в класс для детей с задержками в развитии. Все дети, нуждающиеся в обучении по специальным технологи­ям, должны иметь такую возможность. И, естественно, основным типом школы при этом остается обычная общеобразовательная школа адаптивного характера с развитой дифференциацией обучения, широким набо­ром разнообразных образовательных услуг, максималь­но удовлетворяющих запросы детей.

Современная общеобразовательная школа как ин­ститут воспитания фактически сочетает в себе:

– образовательно-воспитательное учреждение, реализующее функции воспитания через обучение учащихся;

– организацию (общешкольную и сетку первич­ных), оказывающую воздействие на школьников в про­цессе организуемой педагогами жизнедеятельности учащихся вне учебного процесса;

– социально-психологическую группу (боль­шую – школа в целом, и сетку малых групп), влияние которой на учащихся происходит в процессе свобод­ного общения, не организуемой педагогами жизнедеятельности.

Это разделение объективно, т.к. определяет объек­тивные возможности реализации школьниками своей активности в процессе взаимодействия, характерного для каждой из этих «ипостасей» школы, и объек­тивные возможности развития личности, заложенные в них.

Процесс обучения в школе как образовательно-воспитательном учреждении создает возможности для реализации школьниками активности в сфере позна­ния и частично в сферах предметно-практической де­ятельности (преимущественно в процессе трудового обучения) и спорта (на уроках физкультуры). Мера реализации этих возможностей связана с формами взаимодействия, используемыми педагогами в учеб­ном процессе. Наиболее распространенными в прак­тике являются фронтальные и индивидуальные фор­мы. Однако оптимальными для реализации активности являются групповые формы, распространение кото­рых сдерживается тем, что в теории и методике обуче­ния учебный класс фактически не рассматривается ни как группа, ни как коллектив, а в теории воспитания познавательная деятельность не рассматривается как основа сплочения и развития коллектива класса. В ре­зультате процесс обучения не становится сферой ре­ализации активности в сфере познания для довольно большой части школьников, что приводит к появле­нию агрессивного (избегающего) поведения по отно­шению к учебе и, следовательно, уменьшает влияние школы как образовательно-воспитательного учреж­дения на воспитание человека и его социализацию в целом.

Содержание и формы жизнедеятельности уча­щихся в школе как организации определяются педа­гогами на основании различных рекомендательных разработок, анализ которых и массового практического опыта показывает, что содержание и формы объективно создают возможности для реализации школьниками активности, главным образом, в сфере предметно-практической и духовно-практической деятельности, в определенной мере в сфере позна­ния, частично в сфере спорта и игры. Мера реализа­ции этих возможностей также связана с формами взаимодействия, которые используются (в практике преобладают массовые формы, т. е. объективно не предполагающие установление связей между участ­никами жизнедеятельности, несмотря на субъектив­ные намерения педагогов). Кроме того, создавая объективные возможности для реализации школьниками активности лишь в институциональном общении, весьма ограниченные возможности – в сфере игры, а также не учитывая социально-психологических изменений в направленности активности школьников в сферах познания и деятельности, организуемая жизнедеятельность отчасти вступает в противоречие с реальной жизнедеятельностью школьников. В ре­зультате и в этом случае можно констатировать наличие фактов эгрессивного поведения учащихся, что снижает влияние школы как организации на воспи­тание и социализацию в целом.

Школа как социально-психологическая группа, будучи социальным пространством контактов школь­ников, создает возможности для реализации ими актив­ности в сферах общения и игры, частично – в других сферах жизнедеятельности. Мера реализации этих возможностей связана с тем, сколь интенсивно и с кем взаимодействует школьник. Направленность реализа­ции активности в школе как группе, определяясь нор­мами и ценностями, принятыми в ней, может быть как социально ценной, так и асоциальной, что определяет влияние этого вида взаимодействия на социализацию. Имеющиеся данные показывают, что определенная часть учащихся не стремится к взаимодействию в шко­ле как в группе, а другая, не находя в нем удовлетворе­ния по разным причинам, сводит его к минимуму. С воз­растом число школьников, реализующих эгрессивное поведение по отношению к школе как группе, возрас­тает.

Как отмечает известный американский специалист в области образования У. Глассер (39), «если личност­ные потребности детей не реализуются дома, они дол­жны реализоваться в школе. Чтобы продолжить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им не­достает: добрые взаимоотношения как со сверстника­ми, так и со взрослыми. Одинокий, предоставленный сам себе человек, будь то ребенок или взрослый, никог­да не будет испытывать чувство душевного удовлетворения... Школы обладают уникальной возможностью избавить детей от одиночества или по крайней мере значительно смягчить этот негативный фактор лично­стного развития. Школа может обеспечить главные составляющие для обретения уверенности в себе и ощущения собственной значимости: знания и умения мыслить. Учебный процесс может быть организован таким образом, чтобы побуждать детей к самостоятель­ному решению проблем как академического, так и со­циального характера».

Поиски новых форм обучения и воспитания связа­ны сегодня с процессом превращения во многих стра­нах традиционных замкнутых школ в открытые учеб­ные заведения, связанные разнообразными нитями с различными средами. Разработка принципа «открыто­сти» в теории и практике школьного обучения и воспи­тания отражает глобальную тенденцию. Процесс этот очень многообразен и неоднороден. Принцип «откры­тости» нередко связан с особыми историческими и национальными формами бытия, социальной органи­зацией общества, моделью межличностных и идеоло­гических связей. Эти факторы существенно опреде­ляют формы и содержание процесса социализации молодежи.

stydopedia.ru

Персональный сайт - домашнее задание 212

  1. Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете главным?
  2. Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию ролевого конфликта.
  3. Какую роль в вашей личной социализации сыграли семья, коллектив сверстников, школа, СМИ? Расположите их по степени значимости. Были ли другие факторы, существенно повлиявшие на ваше приобщение к социальным ценностям и нормам? Укажите их.
  4. В социологии существует понятие «ресоциализация», означающее разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения. В каких случаях это может произойти? Приведите примеры.
  5. Немецкий социолог К. Манхейм утверждает:  «Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером». Раскройте это положение, используя понятия «социальный статус» и «социальная роль». Разделяете ли вы этот вывод?
  6. Существуют разные точки зрения на роль школы в процессе социализации личности. Большинство считает, что образование дает возможность детям из семей, занимающих низкое социальное положение, обрести более высокий социальный статус. Но есть и те, кто убежден, что школа в современном обществе лишь закрепляет социальное неравенство, так как получить качественное образование могут лишь дети из зажиточных семей. Какая из этих позиций вам представляется более убедительной и почему?

7. Некоторые социологи, изучающие проблемы современной семьи, пришли к выводу, что полноценно осуществлять функцию социализации детей может лишь та семья, в которой мужские и женские роли строго распределены. Другие утверждают, что любую работу, связанную с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, должен быть готов выполнить любой из супругов. А как считаете вы?

8. «Золотое правило» морали гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Можно ли это правило считать моральной нормой? Или же это высшая моральная ценность?

9. На вопрос о том, что для вас является высшей ценностью, нередко дают короткий ответ: «Деньги». Есть, конечно, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой ответ аргументируйте.

10. Суть правовой культуры правоведы выражают формулой:  «Знать — уважать — соблюдать». Раскройте ее содержание.

11. Как вы объясните правовой афоризм:  «Жизнь права — в правоотношениях»?

12. Правоведы утверждают,  что правовая система без правовой культуры не действует. Объясните почему

Текст №1.

Социализация ребенка

Термин социализация, как он постоянно определяется в литературе, связан преимущественно с процессом развития ребенка. И действительно, это очень важный момент в том, что мы назвали механизмами социализации, но следует за­метить, что этот термин употребляется здесь в более широ­ком смысле, а именно: он означает обучение любым ориентациям, имеющим функциональное значение для системы взаимных ролевых ожиданий. В этом смысле социализация, точно так же как и обучение, продолжается в течение всей жизни. Развитие ребенка — это только наиболее драматиче­ский момент, поскольку здесь этот процесс происходит очень глубоко.

Однако есть причина для того, чтобы выделять социали­зацию детей. Можно, по-видимому, считать, что из всех элементов личности, приобретаемых путем обучения, в не­которых отношениях наиболее стабильные и глубоко укоре­нившиеся — это модели ценностной ориентации, и совер­шенно очевидно, что они лежат в основе всего, закла­дываются в детстве и взрослые субъекты не меняют их сколько-нибудь серьезно. Существуют веские основания для того, чтобы рассматривать эти стандарты ценностной ориен­тации... как нечто, называемое иногда базисной структурой личности...

То, что иногда называют варварским вторжением в раз­витие новорожденных детей, есть не что иное, как основная особенность ситуации в обществе. Наряду с отсутствием у них биологической зрелости, основным фактором, определя­ющим положение ребенка, является обучение моделям по­ведения, ожидаемого от лиц его статуса в обществе. Данное изложение не касается того факта, что ребенок, обучаемый этим стандартам, имеет тенденцию сильно отклоняться от них, — через это он проходит на разных стадиях своего раз­вития. Но по мере приобретения все новых и новых стан­дартов отклонения сдвигаются в область тех стандартов, ко­торые еще не усвоены.

Парсонс Т. О социальных системах. —М., 2002. —С. 310—311.

Задание к источнику.

1) Какое значение придает ав­тор термину «социализация»?

2) Что, на взгляд социолога, позво­ляет выделять социализацию в детском возрасте как особый этап?

3) Приведите положение, раскрывающее связь понятий «социали­зация» и «социальный статус».

 

Текст №2.

Познакомьтесь с фрагментом работы одного из основоположников рус­ской и американской социологии — Питирима Сорокина (1889—1968). В 1922 г. он был изгнан из России большевиками и большую часть жиз­ни проработал профессором Гарвардского университета в США. Автор ана­лизирует состояние этики (морали) и права западного общества 40-х гг. XX в. По мнению современников автора, его оценки излишне категорич­ны и суровы. Тем более интересен он нам сегодня.

Рассмотрим теперь кризис нравственных идеалов и пра­ва...

Суть кризиса заключается в постепенной девальвации (обесценивании. — Ред.) этических и правовых норм. Де­вальвация зашла уже так далеко, что сколь бы странным это ни показалось, но этические и правовые ценности поте­ряли свой престиж. В них уже нет той былой святости, в которую первоначально они облекались. Все больше и боль­ше на истинные нравственные ценности смотрят как всего лишь на «рационализации», «выводы» или на «красивые речевые реакции», маскирующие эгоистические материаль­ные интересы и стяжательские мотивы индивидов и групп. Постепенно их начинают интерпретировать как дымовую за­весу, скрывающую прозаические интересы, эгоистические желания и особенно страсть к материальным ценностям. По­добным образом юридические нормы все больше и больше рассматриваются как орудия в руках стоящей у власти эли­ты, эксплуатирующей другие, менее влиятельные группы населения. Иными словами, они есть своего рода уловка, к которой прибегает господствующий класс для того, чтобы держать в повиновении и контролировать подчиненные классы... С потерей престижа они постепенно утрачивают свою контролирующую и регулирующую силу — важный фактор человеческого поведения. Их «ты не должен» и «ты должен», как моральные императивы, все меньше и мень­ше определяют поведение людей... Если ни религиозные, ни этические, ни юридические ценности не контролируют на­ше поведение, то тогда что же остается? Ничего, кроме гру­бой силы и обмана. Отсюда — современное «право сильно­го». И в этом — основная черта современного кризиса в этике и праве.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. — С. 500.

Задание к источнику.

1) Как оценивает автор состо­яние моральных и правовых ценностей современного ему общест­ва?

2) Чем, по мнению автора, общество подменяет моральные и правовые нормы?

3) Во что они превращаются в руках властной

 

vmingalev.narod.ru

Конкурсная статья "Роль семьи и школы в процессе социализации индивида, становления личности."

Зенченко Ольга Николаевна,

учитель обществознания,

муниципального бюджетного образовательного учреждения 

Одинцовская средняя общеобразовательная школа №8

Роль семьи и школы в процессе социализации индивида, становления личности. 

Школа - это мастерская, 

где формируется мысль подрастающего поколения, 

надо крепко держать ее в руках, 

если не хочешь выпустить из рук будущее. 

(Анри Барбюс) 

Семья и школа… Как взаимосвязаны между собой эти два понятия? Как эти два важнейших социальных института влияют на формирование личности?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо первоначально обратиться к терминологии. Семья, с точки зрения социологии, это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве; ячейка общества. К основным функциям семьи можно отнести следующие: репродуктивная функция, функция досуга, воспитательная и многие-многие другие. Школа же, - это специальное образовательное учреждение, основанное в соответствии с законодательством, деятельность которого направлена на получение образования гражданами (в данном случае гражданами России), а также всестороннего воспитания и развития личности. Обратившись к данным определениям, невозможно не обратить внимания на совпадение: как функция семьи, так и функция школы - воспитательная.

На формирование индивида, становления его как личности влияет множество факторов. С социологической точки зрения, человек развивается в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения культурных ценностей индивидом. Социализация охватывает весь процесс стихийных незапланированных воздействий на конкретного индивида, то есть человека. Самые первые образцы поведения ребёнок «схватывает» в семье: он учится брать предметы, издавать звуки, говорить, ходить, и самое главное, взаимодействовать с людьми его окружающими. Достигнув шестилетнего или семилетнего возраста, ребёнок начинает усваивать новые образцы поведения: он начинает «играть новые социальные роли» - роль ученика, друга и другие. То есть, влияние на формирование личности оказывают такие агенты социализации как семья и школа. Семья относится к непосредственным агентам социализации личности, а школа – к опосредованным и воспитательная функция доминирует в первую очередь, в семье, в школе – она вторична.

Ну, а что же делать, если семья у ребёнка отсутствует?

Думается, что чем больше ребёнок будет ощущать со стороны лиц, которые его окружают (воспитателей детских домов, учителей) хорошее, доброе отношение к себе, то и процесс социализации пройдёт эффективнее, нежели это будет, когда у ребёнка складывается враждебное отношение к окружающим его людям. Думаю, что в случае отсутствия у ребёнка семьи, функция воспитательная доминирующей становится в школе. Учителя, социальные педагоги, психологи должны помочь ребёнку социализироваться в жизни, усвоить те культурные ценности, которые бы помогли ему в жизни принимать правильные решения. И, безусловно, к таким ценностям относятся: дружба, любовь, взаимопонимание, поддержка и добродетель.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что семья и школа оказывают решающее воздействие на формирование всесторонне развитой личности. И, перефразировав эпиграф к моей статье, хочется отметить, что не только школа, но и главное, семья - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

Всего комментариев: 0

www.uchportal.ru

КТО УЧИТ НАС"играть по правилам"?, СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Главными воспитателями ребенка в малой семье, конечно, есть родители. В большой семье воспитывают все: родители, старшие братья и сестры, даже абуси и дедушки. Семья обеспечивает человеку его первичный социальный статус. В традиционном обществе она определяет социальное положение личности практически в течение всей ее жизни. В индустриальном суспильс тви социальные позиции индивида, как мы уже отмечали, в дальнейшем могут существенно отличаться от статуса его семьи, но и здесь влияние семьи очень существенноотний.

Как правило, родители стараются быть достойными воспитателями для своих детей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельства социализации ребенка в семье очень неблагоприятные. Семейных ситуаций, пер решкоджають полноценной социализации ребенка, к сожалению, немало. Дети могут оказаться заброшенными из-за безответственности родителей или в неполной семье, где мать все время вынуждена работать; могут поддаются ваться насилию, что нередко случается в семьях, где взрослые злоупотребляют алкоголем; могут стать свидетелями грубого поведения отца с матерью или другими детьми. Эти впечатления тяжело сказываются на всем следующей жизни человека. В подростковом возрасте очень влияет на социализацию личности группа сверстников. Здесь человек осваивает новый тип отношений - равный с равным. Правда, в группе также устанавливается определи ена иерархия, появляется свой лидер. Но, вместе с тем, в нормальных группах отношения строятся на взаимном согласии, а не на зависимостилежності.

Одним из главных"социализаторив"каждого человека в современном обществе школа. Это стало возможным, когда школьное образование в большинстве стран стала не только доступной, но и обязательным. Через систему нав учебных занятий, организованных форм общения учащихся между собой и с учителем школа передает молодому поколению накопленные обществом знания, общепринятые социальные нормы, духовные ценности. Она ор иентуе подростка на основные виды деятельности, готовит к их освоениюння.

Долгое время в школьном образовании господствовало отношение к ученику лишь как к объекту педагогического воздействия, который должен усвоить нормы общественной жизни и набор определенных ролей. Но постепенно пришло признание инди ивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвоение им норм и ценностей должно проходить в единстве с саморазвитием, самоизменением личности. Сегодня помочь раскрыть каждому его индивиду альные ресурсы и возможности - важнейшая задача школоли.

В современном обществе большую роль в социализации личности играют средства массовой информации. Нынешний школьник проводит перед экраном телевизора, пожалуй, не меньше времени, чем за учебниками. Влияние в. СМИ уже далеко вышел за рамки простого информирования населения о тех или иных событиях"в стране и мире"Из журнальных и газетных полос, экранов телевизоров нас убеждают, призывают, нам розтлумачуют ь, советуют, дают образцы. Довольно часто за всем этим стоят интересы определенной группы лиц, а не общества в целом или государства. Поэтому сегодня многие соглашаются с тем, что. СМИ служат не только носителями к ультура, но и средством манипуляции (от лат manus - рука, в первоначальном смысле означает"ручное управление"), т.е. неявного, незаметного для того, на кого направляется воздействие, побуждение его к определенным действий, настроений, отношения. Подробнее о том, как средства массовой информации влияют на личность, мы поговорим в одном из следующих пунктеаграфів.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Одной из сторон социализации является социальная адаптация. Слово"адаптация"происходит из латинского adapto - приспосабливаю. Социальная адаптация - это процесс приспособления человека к изменяющейся социальной сред ща с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их у вес; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованной, совместной работы. Такие"раки-отшельники"- частые персонажи литературных произведений (попробуйте привести примерылади).

Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присущая всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде осваиваются наибы более устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такого учреждения, как школа: привыкает к школьному распорядку, усваивает правила поведения, овладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние формы адаптации. Главное заключается в том, что принимаются ценности определенного социального окружения. Представим себе человека, которая переехала из села, в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленности о жизни односельчан, оно предполагает и более активные формы воздействия на кто"выбивается из общего ряда", нарушает традиционные формы сосуществования. Городская жизнь, при всей его скученности, значительно более анонимное и автономное. Люди, долгие годы проживают в одном доме ч и даже на одной лестничной площади, подчас незнакомые друг с другом"Новом"городскому жителю рано или поздно придется принять такой образ жизни, адаптироваться в новой среде. В противном случае его спр оби активно вмешиваться в жизнь малознакомых людей будут приводить к постоянным конфликте конфліктів.

Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и носит непрерывный характер, особенно активно оно происходит при изменении социального окружения, видов деятельности

Показателями степени адаптации может служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, ее высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой в целом

Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, нормы, устоявшиеся, эти инность, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ей несовершенными или устаревшими.

Второй тип адаптации - это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Поведение человека в данном случае называют конформным (в переводе с латинского - подобный, согласен). Внешним выражение ям конфортности нередко служит послушание, когда безропотно выполняются все предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласна с групповыми нормами и ценностями. Проанализируйте из этих п озиций свою деятельность. Какой тип адаптации преобладает у васвас?

Основные понятия

Социальный статус. Социальная роль. Социализация. Социальная адаптация

Сроки

Авторитет. Престиж. Манипуляция

Задача

1. Что такое социальный статус личности и чем он определяется?

2. Какие позиции включает врожденный статус; статус, что достигается?

3. Что такое социальная роль?

4. Как связаны роль и статус?

5. Как соотносятся реальное поведение человека и его статусная роль?

6. Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус?

7. В чем сущность процесса социализации?

8. Какая роль семьи в социализации личности?

9. Какое влияние на социальное становление личности делает школа?

10. Покажите противоречивое влияние на взгляды человека средств массовой информации

Задача

1. Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите прирожденный статус и статус, что достигается. Какой из своих статусов вы считаете главным?

2 приведем примеры, конкретизирующие ситуацию различия статуса и роли

3. Какую роль в вашей личной социализации сыграли семья, коллектив сверстников, школа,. СМИ? их ценностей и норм? їх

4. В социологии существует понятие"ресоциализация", что означает разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения. В каких случаях это может произойти?

5 дети - основные телезрители, поэтому на них обращено пристальное внимание рекламодателей. Существует точка зрения, согласно которой реклама детских товаров на телевидении формирует у человека с ранних лет потребительскую идеолого огию. Отсюда требование - запретить рекламу во время детских передач. Определите свое отношение добавленной позициииції.

6. Существуют различные точки зрения на роль школы в процессе социализации личности. Большинство считает, что образование дает возможность детям из семей, занимающих низкое социальное положение, приобрести более высокого социальной ьного статуса. Но есть и те, кто убежден, что школа в современном обществе лишь закрепляет социальное неравенство, так как получить качественное образование могут лишь дети из состоятельных семей. Какая из этих позиций вам видится более убедительной и почемуому?

Некоторые социологи, изучающие проблемы современной семьи пришли к выводу, что гармонии в семейных отношениях можно достичь в том случае, когда мужские и женские роли в семье строго распределены. Другие в подтверждают, что любую работу, связанную с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, должно быть готовым выполнить каждый из супругов. А как считаете выи?

Краткие выводы к разделу

1. На всех этапах развития в обществе существовали различные группы. Основные из них выделяются с учетом различных критериев. О причинах возникновения социального неравенства и возможности его преодоления выражают ься различные сужденияння.

2. Индустриализация и модернизация ускорили социальные изменения в обществе и повысили социальную мобильность населения. Семейные ценности сохранили свое значение в современном мире

3. Социальные процессы, происходящие в нашей стране, сложные и противоречивые. Общество заинтересовано в проведении государством продуманной и результативной социальной политики

4. Существование и прогресс человечества во многом зависят от национального взаимопонимания гуманистической направленностью отличается демократическая национальная политика, осуществляемая рядом государств, в том чис сли Украинеою.

5 больших опасность для людей и человечества несет агрессивная националистическая политика, крайним проявлением которой является фашизм

6 молодых - понятие не только возрастное, но и социальное. Переход нашей страны к рыночной экономике неоднозначно влияет на положение молодежи на рынке труда. Молодежная культура неоднородна, среди многих й ее направлений является и антисоциальнымьні.

7. Положение человека в обществе и обусловленная ею поведение характеризуют с помощью понятий"социальный статус личности"и"социальная роль"Главную роль в процессе социализации личности, т.е. в усвоение ею социальных норм, образцов поведения, духовных ценностей, играют семья, группа сверстников, школа, средства массовой информацииії.

Вопросы для итогового повторения

1. Какие элементы образуют социальную структуру общества?

2. Чем определяется положение человека в обществе?

3. Какие факторы способствуют, а какие препятствуют социальной мобильности?

4 а можно считать семью: а) социальным институтом б) малой группой?

5. В чем отличие национальной общности от других видов социальных общностей? соотносится существующее в демократических странах право каждого человека лично определять свою национальную принадлежность?

6. В чем заключается процесс социализации личности?

uchebnikirus.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *