Сухой душ для сенсорной комнаты своими руками – Сенсорная комната в работе с детьми – Консультации педагога-психолога – Центр консультирования родителей – Каталог статей – МБДОУ “ЦРР

Содержание

Сенсорная комната своими руками – Блог VikOlga – Сайт увлеченных людей. RastiTrava.ru

Как нам всем известно, человек контактирует с внешним миром посредством органов чувств: мы слышим, видим, различаем вкус и запах, ориентируемся в пространстве и ощущаем равновесие. Они помогают нам исследовать мир и реагировать на внешние раздражители. Вся жизнь человека, начиная с самого рождения, зависит от его мироощущения, т.е. психологического состояния. Для нас все это так привычно что, кажется, мы и не задумываемся обо всей сложности происходящих  в нас процессах. Но вышесказанное касается нас – родителей, а как же дети? Вспомните первые ощущения своего крохи: мамин голос, теплота маминой груди и рук, вкус и запах молочка; первые шаги малыша – с каким трудом они давались, первые слова… Все эти чувства развиваются и совершенствуются ежедневно формируя личность вашего ребенка.

Оказать ощутимую помощь ребенку в познании себя и окружающего пространства могут сенсорные комнаты (комнаты психологической разгрузки). Комната психологической разгрузки – это крохотный мир, наполненный разнообразными звуками, запахами, ощущениями, в нем можно полноценно отдохнуть и позабыть любые страхи.

Впервые сенсорные комнаты появились в конце 70-х годов в Голландии. Так, развивая идею искусственной стимуляции сенсорного восприятия, начались работы по реабилитации больных, с  тяжелыми психоневрологическими заболеваниями. Постепенно расширяя круг своих пациентов, данный метод дошел до наших дней и все чаще встречается в обыкновенных детских садах, руководство которых, заботясь о детях, идет в ногу со временем.

Результатом занятий в сенсорной комнате будет снижение тревожности, расслабление, ребенок научится понимать и принимать себя (свое эмоциональное состояние).

Специальное оборудование комнат релаксации: тактильные панели, светозвуковые панели, сухие бассейны, световые проекторы, мягкое оборудование – в магазинах стоит немалые деньги. Некоторые элементы есть у многих дома и другие можно изготовить своими руками.

Продолжение темы  Сенсорная комната своими руками (2 ч.) смотрите здесь http://rastitrava.ru/thread-332-1-1.html

 

Сегодня я расскажу вам, как можно сделать тактильную дорожку своими руками предназначенную для детей не младше 2,5 лет, т.к. содержит мелкие детали. Может быть, она будет не очень красивая, но не менее эффективная.

Тактильная дорожка представляет собой цепочку, состоящую из различных поверхностей, отличающихся по  текстуре и материалу. Ходить по ней желательно чистыми босыми ногами. В процессе игры будет тренироваться координация движения, внимание, а также профилактика плоскостопия (массаж ножек) и закаливание.

Нам потребуются:

– коробы деревянные или пластиковые, глубиной 1,5-2 см;

– крупные камни;

– мелкая галька;

– елочные или сосновые шишки;

– кукуруза;

– картонные трубочки из-под фольги (пергаментной бумаги).

Мне этого было достаточно, но если у вас чего-то нет, то можно использовать другие наполнители: песок, зашитый в мешочек из натуральной ткани, солому, различающиеся текстурой ткани, мех и т.п.

Продумайте заранее место для тактильной дорожки, т.к. скорее всего вам не захочется каждый раз ее переставлять. Для своего ребенка я выделила отдельную комнату для игр, в которой и разместила дорожку вдоль одной стены.

Перед наполнением коробов все материалы тщательно помоем и высушим.

Устанавливаем коробы и наполняем их так, чтобы поверхность была едва покрыта (это позволит избежать рассыпания материалов).

Все! Зовите малыша! Тактильная дорожка готова!

Также просто можно сделать сухой душ –шатер из разноцветных атласных лент, закрепленных на горизонтальной подвесной платформе. Ленты опус каются вниз, будто потоки води, их приятно перебирать пальчиками, проходить сквозь них, прикасаясь лицом. Разноцветные «потоки» стимулируют тактильные ощущения, координацию движений, помогают восприятию пространства и своего тела в нем.

Пусть время, проведенное с вашим ребенком, будет не только приятным, но и полезным.

rastitrava.ru

Сенсорная комната в детском саду “Ласточка”

Разделы: Работа с дошкольниками


Слово сенсорный происходит от латинского «SENSTUS» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения»

В настоящее время постоянно ведётся дискуссия о том, каким должен быть детский сад будущего. Споров и мнений много, бесспорно одно, детям в детском саду будущего должно быть хорошо, интересно, чтобы утром они с удовольствием шли в детсад, а вечером с восторгом рассказывали родителям о своих успехах, о том, что узнали, чему научились. Наш коллектив уже сейчас стремится свой детский сад превратить в детский сад будущего и нам многое удаётся.

На сегодняшний день все большее распространение в жизни дошкольных учреждений получают сенсорные комнаты. Сенсорная комната – это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.

Маленькие дети любознательны, активны, они интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, задают вопросы взрослым, экспериментируют и способны самостоятельно действовать. А экспериментировать и самостоятельно действовать, познавать окружающий мир позволяет, конечно, сенсорная комната.

Это удивительное место, где можно всё потрогать, покрутить, зашнуровать, включить – выключить, отомкнуть – замкнуть, даже нарисовать на стене кисточкой или лучше пальчиками. Ведь ни для кого не секрет, что маленьких детей всегда привлекают замочки, крышки, пробочки, шнурочки, включатели, а также все яркие и красочные предметы. И особенно здорово, если детям позволяют заниматься разными интересными делами. Но приобрести сенсорную комнату в таком виде, какую мы видим в Интернете, у маленького детского сада (у нас 5 групп) нет возможности. Очень дорого. Мы решили своими силами создать этот удивительный, необыкновенный уголок детского счастья, уголок, отвечающий всем требованиям образовательной области «Познание».

Целый месяц наш коллектив работал над созданием сенсорной комнаты: расписывали стены, создавали различные панно для развития мелкой моторики рук и мастерили развивающие игры, красили окатыши керамзита для тактильной дорожки, соорудили сказочный шатёр и «сухой дождь» из шёлковых лент, сделали уголок для релаксации с зеркалами и красивыми светильниками, смастерили «разноцветную карусель», подобрали прекрасную музыку, которая помогает детям успокоиться и расслабиться, а также, приобрели диски и игры с голосами различных животных (диких, домашних) и птиц, записи с шумом моря, ветра, дождя и т.д.

Как, оказалось, создать такое чудо совершенно просто. Ведь у многих есть старые зеркала, вот и у наших работников нашлись такие, у кого-то оказались ненужные пузырьковые колонны, которые отремонтировал электрик, ленты для «сухого» дождя пришлось купить, стенды, панно, карусель сделали тоже сами.

В ход шло всё: старые гардины и «древние» журнальные столики, активатор от стиральной машинки (для карусели) и устаревшие бабушкины шубы (для ежей и медвежонка), самоклеющаяся плёнка, ремни, молнии, телефонные диски, пластиковые бутылки и многое-многое другое.

Мы постарались наполнить сенсорную комнату различного рода предметами, которые способствуют развитию психических процессов ( развитию памяти, внимания, мышления, восприятия), воздействуют на органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей малышей.

Образовательно-воспитательный процесс в сенсорной комнате осуществляют воспитатели детского сада, педагог-психолог, учитель-логопед. Малыши до 3 лет занимаются в сенсорной комнате 15-20 минут. Дети от 3 до 7 лет проводят здесь 25-30 минут. Занятия в сенсорной комнате проходят в игровой форме под тихие звуки успокаивающей музыки.

Здесь можно погулять под «сухим дождём» и не простудиться. Разноцветным атласным дождём струятся ленты, приятно касаются ребёнка, стимулируя тактильные ощущения.

Можно прогуляться по тактильной дорожке, которая развивает у детей координацию движений и помогает профилактике плоскостопия. «Разноцветная карусель» – это настоящее «поле чудес»: дети раскладывают геометрические фигуры по цветовым полям, учатся считать, развивают пальчики, размещая по цветным мешочкам, прикреплённым к карусели, разного размера кубики, шарики, палочки и т.д.

Учимся считать, собирая спелые яблоки с дерева, можно и малины спелой набрать для Медвежонка. А сколько интересных замочков, застёжек, шнуровок, задвижек на стендах. Как здорово крутить телефонный диск и никто не скажет «нельзя», потому что это помогает развивать мелкую моторику рук.

Развитие мелкой моторики кисти руки очень важно, т.к. зрительно-моторная координация напрямую связана с обучением письму в школе. Для развития мелкой моторики кисти рук создано красочное панно «Лужок», на котором дети учатся пользоваться шнурками, например: зашнуровывать цветы, гусеницу, деревья, солнышко, учатся расплетать и заплетать косу Василисы Прекрасной, рассказывая про неё сказку.

Упражнение для пальцев способствует развитию коры головного мозга, особенно речевых её зон. Яркие стимулы привлекают внимание малышей.

Очень любят дети светящийся жгут, из него можно сложить «Аленький цветок», рыбу, круг, а можно положить на плечи и светиться как ёлка. Все предметы, которые наполняют нашу сенсорную комнату, используются для зрительной и слуховой стимуляции, повышения двигательной активности и исследовательского интереса.

Сенсорная комната помогает снять мышечное, психическое и эмоциональное напряжение, она создает ощущение надёжности и покоя, дети становятся спокойными, исчезает агрессивность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей, успокаивающая, ещё очень слабую нервную систему ребёнка.

Сенсорная комната – это новая развивающая среда, позволяющая ребёнку быть самим собой, делать то, что он хочет сам, это волшебное место, где можно войти в сказочный шатёр, который мы соорудили из пляжного зонта и гардины и услышать сказку или рассказать её самому. А, главное, этот волшебный мир можно создать своими руками, для этого требуется искренняя любовь к детям и желание создать необыкновенное чудо из обыкновенных вещей.

Сенсорная комната – это один из шагов на пути к детскому саду будущего, это успешная реализация одной из десяти областей основной общеобразовательной программы – области «Познание».

12.12.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сенсорная комната в работе с детьми – Консультации педагога-психолога – Центр консультирования родителей – Каталог статей – МБДОУ “ЦРР

Консультацию подготовила 
педагог-психолог 

Слуцкая Н.С.

Сенсорная комната в работе с детьми

Сенсорная комната представляет собой помещение, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее.

Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) в сенсорной комнате оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.

Оборудование сенсорной комнаты

Панно с фибероптическими нитями “Таинственный свет”

Представляет собой панно из фиброоптических нитей и зеркала. Спокойная цветовая гамма, мерцающий свет, этого панно, расслабляет, создает уют в сенсорной комнате. Фиброоптические волокна приятно брать в руки, они завораживают переливанием цвета, своей красотой, легкостью в прикосновении к ним, их можно сгибать, перебирать, выполнять различные действия руками, а отражение этих волокон в зеркале, доставляет огромное удовольствие от визуальных образов, создаваемых этим отражением.

Упражнения и занятия с настенным панно из фибероптических нитей:

            • способствуют эмоциональному расслаблению;
            • психологическому комфорту и мотивирую на дальнейшую работу;
            • способствуют активизации кинестетических ощущений;
            • развивают воображение, познавательные процессы;
            • формирую представление о цвете;
  • отражение трубки в зеркале способствует развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации;
  • создают возможность находиться под воздействием сложного сенсорного потока светового раздражителя;

Панно “Кривое зеркало”

Зеркало изогнудо для создания эффекта кривизны.

Это важная составляющая сенсорной комнаты, применяется в коррекционной  и  развивающей работе. Кривые зеркала помогают разрядить отрицательные эмоции и зарядиться положительными, непроизвольная  двигательная активность помогает снять мышечное напряжение.

Занятия с панно «Кривое зеркало»:

  • создают бодрое, оптимистичное настроение;
  • развивают мимику и пантомимику;
  • развивают умение выражать различные эмоциональные состояния;
  • снижают нервно-психическое и эмоциональное напряжение;
  • способствуют стабилизации, саморегуляции психического состояния;
  • способствуют развитию зрительного сосредоточения;
  • помогают восприятию пространства и своего тела;
  • способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия;
  • способствуют развитию образного мышления и творческих способностей.

Фибероптический душ

Фибероптические волокна, закрепленные на закругленном основании, образуют светящийся шатер. Дополнительный визуальный эффект создает закрепленное в основании зеркало – глядя вверх, дети видят свое отражение в окружении фиброоптических волокон. Фиберооптический душ идеально использовать для релаксации в сочетании со спокойной музыкой или сказками для детей, также это хороший способ провести беседу психолога с ребенком.

Воздушно-пузырьковая колонна

Воздушно-пузырьковые колонны с водой – основной и неотъемлемый элемент темной сенсорной комнаты. Поток пузырьков, рыбок под давлением поднимается вверх по прозрачной пластиковой трубке, наполненной водой, цвет подсветки которой меняется.

В сенсорной комнате используются для:

  • развития зрительного восприятия,
  • формирования фиксации взора,
  • концентрации внимания,
  • плавного прослеживания и зрительно-моторной координации,
  • эмоционального расслабления;
  • вибрация колонны способствует развитию тактильных ощущений.

Сухой бассейн

Сухой бассейн используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Такое воздействие способствует снижение уровня психоэмоционального напряжения и коррекция уровня тревожности.

Стол с песком, световой

Песочная терапия является эффективным средством для сенсорно-моторного и общего развития детей, особенно для детей с особыми потребностями в развитии. Песочная терапия является способом самовыражения ребёнка, позволяет ему во время игры рассказать о своих проблемах, подсознательных страхах и избавиться от них, а также снять эмоциональное напряжение.

На занятиях мы используем уникальный световой стол с песком. Подсветка сделает картины более эффективными и повысит интерес детей к игре.

Упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать 

свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей.

Кресло-груша  и пуфик c гранулами

Пуфы и подушечки для сенсорной комнаты наполнены гранулами из пенополистирола. Благодаря этому они легко принимают форму тела и обеспечивают ему надежную поддержку. Их поверхность способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ними частей тела. Особый наполнитель оказывает мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.

Зеркальный шар с приводом вращения

Вращающийся зеркальный шар является идеальным вариантом для сенсорной комнаты. Благодаря множеству сияющих лучей, комната наполняется множеством разноцветных огней, что создает атмосферу сказки.

crr-224.ucoz.ru

Как обустроить детскую. Cенсорная комната своими руками

Дети каждый день переживают множество разных эмоций. Они буквально прыгают и скачут от радости и горько плачут, испытывая чувство беспомощности, обиды, вины или злобы. Маленькие дети имеют слабую нервную систему, справиться со своими эмоциями самостоятельно, без внешней помощи, они не могут. Снять мышечное, психическое и эмоциональное напряжение поможет комфортная и благоприятная атмосфера в доме и,  непосредственно, в детской комнате. Атмосферу детской комнаты можно создать посредством цветовых сочетаний, освещения, звуков и музыки, запахов. Стимуляция органов чувств активизирует сенсорные функции ребёнка и положительно сказывается на психическом развитии личности. Чем богаче сенсорные ощущения ребенка, тем быстрее он развивается. Возраст до семи лет наиболее подходящий для совершенствования деятельности органов чувств ребенка. Хорошо развитое восприятие является залогом успешного обучения ребенка в школе.

Итак, все чувственные составляющие влияют на состояние ребенка. Рассмотрим подробнее, как дома создать гармоничную среду посредством сенсорных составляющих.

Цвет  в детской комнате

Каждый из основных цветов спектра оказывает определенное воздействие на психоэмоциональное и физиологическое состояние ребенка. Цветом можно успокоить ребенка, снять стресс, зарядить энергией, восстановить силы.

Теплые цвета — желтый, оранжевый, красный — действуют возбуждающе, стимулируют все чувства, мозговую деятельность, аппетит. Эти цвета эффективны при лечении меланхолии.

Холодные цвета — синий, голубой, зеленый — успокаивают и расслабляют, снижают мускульное напряжение, успокаивают пульс и дыхание. Снимают стресс, создает внутреннюю силу и гармонию.

Для основного цвета стен детской комнаты лучше выбрать нейтральный цвет бежевой гаммы. Бежевые кремовые оттенки или оттенок желтой охры в сочетании с желтым или оранжевым в оформлении детской комнаты создают приятное ощущение тепла и гармонии.

В цветовом оформлении можно соблюдать сезонность. Например, в зависимости от сезона менять текстиль: шторы, подушки. В зимнее время – использовать тёплые тона и избыточное освещение, чтобы восполнить недостаток красок и стимулировать чувства. Весной и летом – прохладные синие, зелёные краски, цвета морской волны и песка, зелени и фруктов.

Для дополнительной сенсорной стимуляции органов зрения можно использовать
«сухой дождь» — шелковые цветные ленты спускающиеся вниз, словно струи воды, лоскутки ткани, разные по текстуре, цветные карточки, интерьерные наклейки, зеркало из ударопрочного мягкого пластика. 

Освещение в детской комнате

Световая атмосфера также влияет на настроение и самочувствие. Свет может кардинально изменить внешний вид комнаты. Условно, лампы могут быть холодного свечения (голубой, синий, фиолетовый, зеленый), нейтрального (лампы дневного света) и теплой цветности (желтый, оранжевый, красный). Холодный свет резче обозначает контуры предметов и добавляет динамики помещению. В холодном свете элементы интерьера ярких теплых тонов (желтый, оранжевый, зеленый, вишневый, кремовый) становятся сероватыми. Мягкие, теплые тона света наиболее подходит для интерьера детской комнаты. Теплый свет расслабляет, создает спокойную атмосферу.

Для зрительной стимуляции и поддержания исследовательского интереса ребенка можно использовать специальные световые приборы: проекторы звездного неба, гелиевые лампы, световые шары, светодиодные ленты.

Ароматы в детской комнате

Применение ароматов в детской комнате позволит поддержать хорошее настроение у ребенка, а также поможет излечить простудные заболевания и нарушения сна. Натуральные эфирные масла положительно действуют на нервную систему, на психоэмоциональное состояние. Они могут влиять на настроение и поведение ребенка, некоторые запахи расслабляют, а некоторые стимулируют.
Бодрые, тонизирующие ароматы апельсина, лимона, грейпфрута, бергамота стимулируют активность, повышают работоспособность и внимание. Они тонизирует нервную систему, обеспечивают прилив сил и позитивных эмоций.

Расслабляющие запахи лаванды и мяты устраняют перевозбуждение, депрессию, плаксивость и истерические реакции. Несколько капель масла лаванды могут помочь ребенку заснуть.

Для ароматизации воздуха в детской лучше применять следующий метод. Несколько капель масла нанести на глинянную фигурку, аромомедальон или аромоподушечку. Также можно использовать различные изделия из необработанного дерева или корки цитрусовых. Все эти материалы хорошо удерживают ароматы.

Музыка в детской комнате

Научные исследования подтверждают, что спокойная и гармоничная музыка снижает уровень возбуждения, способствует повышению работоспособности и лучшему усвоению материала. Эффект достигается, если музыка звучит не громко, а в фоновом режиме. Для создания спокойной атмосферы в комнате подойдут классическая музыка, музыка для релаксации, звуки природы.

Классическая музыка создает чувство психологического комфорта, способствует развитию интеллекта и творческих способностей  ребенка. Если вы хотите способствовать развитию своего ребенку – сами слушайте спокойную музыку, тем самым вы привьете ребенку любовь к спокойной и гармоничной музыке с ранних лет.

Для дополнительной сенсорной стимуляций органа слуха — музыкальные инструменты (металлофон, бубен, колокольчики), совместное пение, прослушивание звуков природы — журчание воды, пения птиц и т.д.

Дополнительное оборудование для создания сенсорной среды дома:

— Ионизатор воздуха – аппарат, предназначенный для обогащения воздуха отрицательно заряженными ионами. Применяется для очистки воздуха от пыли и вредных микроорганизмов с целью получения общего оздоровительного эффекта;

—  Кресло-пуфик с гелевыми шариками — способствует тактильной стимуляции тела. Гранулы, наполняющие пуфик, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя расслаблению за счет легкого точечного массажа;

— Сенсорная тропа – дорожка для тактильной стимуляции ног. Тактильную дорожку можно сделать своими руками из ковролина или другой плотной ткани, на которую с помощью липучек прикрепить мешочки с разными наполнителями. Ходьба босиком по таким «кочкам» полезна для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия;

— Большой контейнер с песком, мелкими камушками или крупой — игры с песком и другими сыпучими материалами способствуют развитию тактильной чувствительности рук и мелкой моторики;

— Массажные мячи и валики;

— «Сухой бассейн» с шариками

Комплексное воздействие на все органы чувств позволяет в короткие сроки справиться с конкретной проблемой, восполнить запас жизненный энергии.

Сенсорная развивающая среда — это гармоничная атмосфера, в которой ребенок не только расслабляется и отдыхает, но и познает новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности. Это волшебное место, где можно попасть под сухой дождь, пройтись босиком по кочкам, послушать шум грозы и пение птиц, рассмотреть звездное небо. Этот волшебный мир можно создать своими руками, для этого требуется лишь желание создать необыкновенное чудо из обыкновенных вещей.

Специально для сайта www.BabyRoomBlog.ru
советы психолога-практика, специалиста в области детской психологии
Елены Чернышовой

www.babyroomblog.ru

Коррекция школьной тревожности с использованием оборудования темной сенсорной комнаты

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема школьной тревожности достаточно изучена и освещена в психологической литературе. Однако работа по преодолению тревожности в ОУ остаётся актуальной и по сей день.  Под понятием «школьная тревожность»  я подразумеваю  устойчивое школьное эмоциональное неблагополучие, возникающее в результате взаимодействия ребёнка с различными компонентами образовательной среды.  Ребёнок не желает идти в школу, у него возникают «беспричинные» головные боли, он прогуливает уроки, бывает раздражителен,  рассеян, краснеет, отвечая у доски,  и т.п. Всё это может быть признаками школьной тревожности. Если данные проявления оставить без внимания, то к подростковому возрасту тревожность станет сложившейся личностной чертой. Добиться высокой эффективности при решении вопроса по преодолению школьной тревожности позволяет использование интерактивного оборудования тёмной сенсорной комнаты. 

С точки зрения медико-психологического воздействия на состояние человека полифункциональная интерактивная  среда тёмной сенсорной комнаты позволяет создать эмоциональную обстановку положительной модальности. В спокойной доверительной обстановке Сенсорной комнаты создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе, что так необходимо тревожному ребёнку. Положительные эмоции вызываются путем воздействия звуком, светом, цветом, запахом. Интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты включает оборудование, позволяющее школьникам осознать свои телесные ощущения, отреагировать негативные эмоции. Оно помогает при обучении их приёмам регулирования своего эмоционального состояния, внутреннего самоконтроля, при формировании позитивных установок, в преодолении агрессивных стереотипов поведения.

Основными видами работы в сенсорной комнате являются ароматерапия, музыкотерапия, релаксация, аутогенная тренировка, цветотерапия, арттерапия, сказкотерапия и другие.
Умение ребёнка управлять своими чувствами – важный шаг к формированию у них уверенности в себе. Релаксацию, аутотренинг провожу на каждом занятии. Полное расслабление мышц ведет к состоянию покоя, отдыха, восстановлению сил. Наилучшая релаксационная поза: лёжа на спине. Ребёнок смотрит на визуальные эффекты, создаваемые интерактивным оборудованием тёмной сенсорной комнаты, мышцы рук, ног, туловища, лица расслаблены. Существенно повышает эффективность  релаксационных упражнений применение музыкального сопровождения. В процессе психологической разгрузки обычно использую произведения, исполняемые в медленном темпе со спокойно-повествовательным или умиротворяющим воздействием; акустические эффекты: шум дождя, морского прибоя, шум листвы, журчание ручья. Запахи  сандала, ромашки, лаванды, бергамота способствуют расслаблению. Уменьшают утомление, тревогу, умственную усталость ароматы базилика, герани, жасмина, сосны. Для распыления ароматических веществ использую прибор “Эфа”.

Среда тёмной сенсорной комнаты является оптимальной для работы с тревожными детьми. Темная сенсорная комната в нашей школе существует всего лишь год. Однако разница в результативности работы ощутима. Полифункциональное интерактивное оборудование позволяет учащимся  чувствовать себя комфортно, способствует более быстрому решению имеющихся проблем. Ниже представлены авторские способы применения некоторых видов оборудования тёмной сенсорной комнаты при работе с тревожными детьми и занятие для пятиклассников, имеющих высокий уровень тревожности.

Сухой душ

Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Основанием сухого душа служит безопасное пластиковое зеркало. Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя.  Сухой душ рекомендуется использовать как «уголок уединения». (1)

Работая с тревожными детьми, я использую сухой душ следующим образом:

  • «Наедине с собой».  Иногда тревожному, неуверенному подростку сложно рассказать что-либо о себе окружающим. Спрятавшись за лентами сухого душа, он как бы разговаривает сам с собой. При этом  чувствует себя более комфортно.
  • «На исповеди».  Спрятавшись за лентами душа, словно оказавшись в исповедальне, ребёнок говорит: «Я хочу рассказать о том…».  («Я хочу признаться…»,  «Меня давно мучает …», «Я никогда никому не скажу, что…»).
  • «В лабиринтах своего внутреннего мира» (при индивидуальной работе).  К ленточкам прикрепляются карточки, на которых имеются надписи, соответствующие прорабатываемой проблеме. Например: «Я уверенный в себе человек», «Я – смелый», «Я могу высказать свою точку зрения», «У меня много друзей» и т.п. В руках у ребёнка фонарик, он высвечивает надписи и читает их  громко, уверенно.
  • «Убежище». Если ребёнку во время группового занятия захочется уединиться, побыть «одному», он говорит: «Я в убежище» или молча   прятается за лентами сухого душа.
  • «Свет мой, зеркальце, скажи». Участник садится на пуфик под лентами сухого душа, смотрит вверх на зеркало и задаёт интересующий его вопрос, начиная со слов «Свет мой, зеркальце, скажи…». (Можно давать детям карточки с написанными на них вопросами). Остальные дети отвечают на поставленный вопрос, высказывая своё мнение.
  • «Душ самопознания». Сидящий или стоящий под душем участник задаёт остальным ребятам три вопроса с интервалом, позволяющим получить ответы на них: «Кто Я?», «Какой Я?», «Что Я могу?».
  • «Душ превращений». Помогает неуверенным в себе, тревожным детям войти в нужный образ. Например: «Встань под душ, закрой глаза. Сейчас на тебя упадёт невидимая волшебная пыль, и ты превратишься в сильного, могучего, уверенного в себе льва… Итак, ты – царь зверей! Выйди! Покажи, какой ты!».
  • «Шаг в уверенность» (для индивидуальной работы). Ребёнок находится под лентами душа. «Сейчас ты пока недостаточно уверенный в себе человек, нуждаешься в защите, укрываешься под лентами. Это твоё убежище. Но нельзя всю жизнь прятаться. Нужно жить: радоваться, огорчаться, совершать ошибки, одерживать победы, иногда испытывать грусть и неудовлетворённость, чтобы ощущения радости, успеха были особенно яркими. Прятаться – это не твоё. И ты решаешь сделать шаг в уверенность. Итак, закрой глаза, представь, что там, за лентами, стоишь ты, но уверенный в себе, с гордо поднятой головой, расправленными плечами, с открытой, приятной улыбкой и спокойным, доброжелательным взглядом. Сделай шаг в уверенность, почувствуй, как эта уверенность проникает в тебя и  расходится по всему телу… Тебе легко, ты уверен в себе. Запомни, пожалуйста, эти ощущения. Оставайся таким! Открой глаза». Далее идёт обсуждение с ребёнком его ощущений, самочувствия и т.п..

Сухой бассейн

Квадратный с мягкими стенками бассейн, наполненный пластмассовыми полупрозрачными шариками. Может использоваться для релаксации и активных игр. (1)
Тревожные, недостаточно уверенные в себе дети часто бывают скованы, зажаты. Шарики создают массажный эффект, помогают снять зажимы. Рекомендую следующие упражнения для индивидуальной работы с тревожными детьми:

  • «Погружения». Постепенное погружение (лёжа на спине, на животе): правая  рука, левая рука, «плескание в воде» обеими руками; ноги, полное погружение,  кроме головы. Ныряние и т.п.
  • «Найди». В бассейне прятается несколько предметов,  их нужно найти. Можно выполнять упражнение на время, стараясь каждый раз улучшить результат. Можно зарывать предметы, вызывающие у данного ребёнка ассоциации с тревожными для него ситуациями. Далее идёт работа с проблемой (вербализация содержания школьной тревожности, возможных причин, проработка страхов через метафору, составление сказок, страшилок с благополучным окончанием, выполнение рисунков и т.п.).
  • «Сундук с сокровищами».  В качестве сокровищ выступают личностные качества. Они написаны на бумаге и приклеены скотчем к некоторым шарикам. Ребёнок погружается в бассейн. Применяю несколько вариантов данного упражнения. 1 вариант: на шариках написаны только положительные качества, характерные для уверенного в себе человека, с высокой адекватной самооценкой. Ребёнок находит шарик с надписью и говорит: «Я – … (читает написанное качество)». 2 вариант: написаны различные качества. Ребёнок, находя шарик с надписью, должен сказать, подходит  данное качество для уверенного в себе человека или нет. Если подходит, то можно сказать: «Я беру это качество себе».

Панно «Бесконечность» (напольное)

При включении зеркальное панно превращается в туннель из огоньков, уходящих в бесконечность.

  • В работе с тревожными детьми использую данный прибор для минимизации их проблемы. Глядя в бесконечность, мы проговариваем тревожащую ситуацию, старясь представить, что она вначале заполняет всё пространство данного туннеля, затем постепенно уменьшаем её масштаб, включая всё новые и новые персонажи  и объекты, так, чтобы проблема превратилась в пылинку и затерялась в «бесконечности».
  • «Окно в другое измерение». Вначале ребёнок садится напротив панно и вглядывается в бесконечность. Психолог читает релаксационный текст, вводящий в ситуацию. Затем даётся задание: войти в другое измерение, в далёкое прошлое, будущее, представить себя каким-либо героем, рассказать историю этого героя. Можно дать задание: представить себя через 5, 10, 15, 20 лет и  рассказать о том, каким он стал, чего добился, обсудить возможные причины данного положения и.т.д.
  • «Бездонный колодец» Задание: всмотрись в бездонный колодец, что ты там видишь, кого видишь? Далее идёт работа с полученной информацией.

Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звёздный дождь»

100 фиброоптических волокон длиной 2 м, цвет которых постоянно меняется по всей длине. Волокна можно перебирать, обматывать вокруг рук, лежать на них. Способствуют успокоению, снятию напряжения. (1)

Использую в работе с тревожными детьми следующим образом:

  • «Я самый(ая)…». Перебирая нити по одной, ребёнок завершает фразу «Я самый…», отмечая свои имеющиеся позитивные качества либо придумывая желаемые.
  • «Ласковые имена». На каждое волокно придумывать ласковое имя для себя либо для партнёра при работе в паре.
  • «Альтернативы». Перебирая волокна, ребёнок старается придумать альтернативные способы решения той или иной проблемы.
  • «Сосчитай-ка». Сильно возбуждённого  ребёнка  можно перед беседой успокоить, попросив сосчитать количество волокон в пучке.

Занятие в тёмной сенсорной комнате по теме «В пещере страхов»

Данное занятие входит в авторскую программу «Путешествуя, становимся уверенными», предназначенную для обучающихся пятых классов с высоким уровнем школьной тревожности.

Цель занятия: снижение школьной тревожности, проработка школьных страхов.

Задачи:

  • Снизить нервно-психическое напряжение.
  • Вербализовать  школьные страхи и их причины.
  • Познакомить  со способами преодоления тревожности.
  • Познакомить с упражнениями на расслабление.

Форма работы: занятие с элементами тренинга.

Время проведения: 50-60 минут.

Количество участников: 6-8 человек.

Оборудование: зеркальный шар, «Звёздная сеть», музыкальный центр, диски с записью спокойной и тревожной музыки,  «волшебная» палочка, «Волшебная нить» с контролёром, прибор динамической заливки света, альбомные листы, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

(Звучит таинственная, волшебная музыка, включены приборы «Зеркальный шар» и «Звёздная сеть»).   Добрый день, дорогие друзья! Я рада снова видеть вас в этой волшебной комнате. Мне  хочется  узнать о вашем настроении и о том, что было с вами за то  время, пока мы не виделись. (Дети по кругу рассказывают о своём настроении).
Готовы ли вы продолжить наше путешествие?..  Тогда – в путь! Наш девиз:  (Дети хором отвечают: «Путешествуя, становимся уверенными!»).

Введение в занятие

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. После моего прикосновения к вам волшебной палочкой реальный мир останется за пределами этой комнаты, а мы с вами попадём в волшебную страну… Сделайте ещё раз глубокий вдох и медленный выдох.  Откройте глаза.

Тема

На прошлом занятии мы с вами оказались на перекрёстке дорог. Где же мы окажемся сегодня?.. (Дети высказывают предположения). Скоро мы это узнаем. А  поможет нам волшебная нить, она проводит нас в путешествие. Давайте возьмёмся за путеводную нить и закроем глаза. (Звучит таинственная музыка, неприятная, волнующая. Включается прибор динамической заливки света. Все остальные световые приборы выключены).
Куда же волшебная нить нас ведёт?  Что случилось?.. Где мы?.. Кажется, мы очутились в пещере страхов. Посмотрите вокруг, что вы видите в затаённых уголках пещеры?..
Бывают вещи, которых стоит бояться, например, оголенных электрических проводов, диких хищных животных, автомобилей на большой скорости. Но бывают такие страхи, которые только мешают,  например, страх критики, страх успеха, страх задать вопрос учителю, страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения, когда человек боится быть самим собой и другие.

Упражнение «Я так боюсь, а многие этого не боятся»

Давайте попробуем вспомнить свои школьные страхи или ситуации, которых вы боитесь, хотя многие люди этого не боятся. Пожалуйста, попробуйте выстроить применительно к себе фразы по следующему шаблону: «Я боюсь …, хотя многие люди этого не боятся». Задача каждого: найти  в себе минимум 3 страха. (Если группа долго молчит и не находится участника, который бы начал говорить, психолог начинает с себя, открыто сообщая о том, чего он лично боится.  Затем высказываются остальные участники занятия).

Упражнение «Страшилки»

Кто хотел бы подробнее рассказать о своём самом сильном страхе? Можно это сделать в виде страшилки,  «страшным» голосом. (Желающие рассказывают, остальные ребята, слушая рассказ, показывают,  как им страшно: ёжатся, стучат зубами, вскрикивают. В это время тревожная музыка усиливается).

Тише… Чувствуете?… Страхи стали сильнее. Покажите, как вам страшно (утрирование страхов).
Я поняла, пещера страхов подпитывается нашими страхами и они крепнут. Что же делать?..

Упражнение «Я думаю, что причиной моего страха является…»

Давайте попытаемся выяснить причины ваших страхов. Возможно, тогда мы сумеем найти выход из этой пещеры. (Каждый по кругу высказывает свои мысли по поводу причин собственных страхов, предполагает, как бы следовало вести себя в подобных случаях.  Постепенно музыка становится несколько спокойнее). Чувствуете…, страхи отступают? Однако мы всё ещё в пещере.

Упражнение «Я не боюсь…»

Давайте попробуем найти в себе «зоны смелости», то, чего мы не боимся делать в школе, какие ситуации нас не пугают. (Дети по кругу высказываются. Постепенно тревожная музыка утихает и сменяется на спокойную). Чувствуете, страхи тают, становятся меньше, исчезают.

А что это за письмена на стене?.. Так… здесь написано, что хорошим средством от страхов является данный магический ритуал, если его выполнять правильно и регулярно. 

Упражнение «Надувная кукла»

Инструкция: «Сейчас я буду играть роль «насоса»: делать движения руками, имитирующие работу с насосом, и издавать характерные звуки. Вначале вы сидите расслабленно, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают «надуваться»: вы распрямляетесь, поднимаете голову, напрягаете руки и, в конце концов, встаете в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд я «выдергиваю затычку» у «куклы», а вы с шипением («ш-ш-ш!») расслабляетесь и постепенно опускаетесь на корточки». Задание понятно? Начали! (Выполняется 3 раза).

Что вы сейчас чувствуете? …Как вы думаете, что нам помогло снять напряжение, справиться с нашими страхами?..
Да, вы правы, но, к сожалению, страхи ещё не исчезли, а притаились в укромных уголках этой пещеры. Давайте обратимся к волшебству. Ведь мы в волшебной стране, а один из законов сказочного мира гласит: «Волшебство – это творчество».

Закрепление

Давайте нарисуем нашими волшебными карандашами страхи, о которых мы сегодня говорили. Эти карандаши способны перенести на бумагу все страхи. Итак, за работу!
(Все световые  эффекты отсутствуют, включен общий свет. Дети рисуют, звучит спокойная музыка).
Положите рисунки в центр круга, расскажите, что вы изобразили. (Дети поочерёдно рассказывают о своих рисунках).
Давайте запрём наши страхи в волшебную папку и скажем заклинание, чтобы страхи не смогли из неё выбраться и исчезли навсегда. «Умба-юмба, тики-ток. Закрывайся на замок!» (3 раза хором).
Как замечательно у нас получилось. Все страхи остались на бумаге, а вокруг стало как прежде спокойно и хорошо. Посмотрите, мы уже не в пещере!

Интеграция

Дорогие друзья! Нам уже пора возвращаться в реальный мир. Как опыт нашего путешествия и работы с волшебными карандашами, совершение магического ритуала будут  полезны вам в реальном мире? (Ответы детей).

Резюмирование

Итак, сегодня мы озвучили свои школьные страхи, проработали их, выяснили их причины, научились тому, как снимать напряжение и избавляться от страхов с помощью волшебных карандашей… Давайте заберём из нашего путешествия ощущение волшебства, способного творить чудеса.

Выход из занятия

Нам пора возвращаться! Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох… Сейчас я прикоснусь к каждому из вас своей волшебной палочкой и вы  возвратитесь  из волшебного мира в реальный, забирая с собой важные знания… Откройте глаза, вы в реальном мире!
Давайте отметим флажком на нашей карте место, где мы сегодня побывали во время путешествия.

Рефлексия

Ребята, с каким настроением вы уходите с занятия, что хотите пожелать всем нам?
Посмотрите вокруг, вроде бы  ничего не изменилось, но, поверьте, вы выходите из этой комнаты чуть-чуть другими…

Домашнее задание

Понаблюдайте за собой, может быть, вы обнаружите у себя еще какие – то страхи и «зоны смелости», о которых сегодня не вспомнили. Страхи нарисуйте, а затем уничтожьте.

Литература:

  1. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие/ Под ред. В.Л.Жевнерова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007. – Ч.1: Тёмная сенсорная комната.– 416 с.
  2. Бадьина Н.П. Технология создания психологически комфортных условий в образовательном учреждении: Методические рекомендации для педагогов-психологов. – Курган, 2008. – 135 с.

12.09.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Методика работы в сенсорной комнате

Сенсорную комнату в своей работе могут использовать разные специалисты (врачи, логопеды, психологи, коррекционные педагоги). В зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:

Сенсорные комнаты можно использовать в различных учреждениях: медицинских, образовательных, психолого-педагогических и медико-социальных центрах или кабинетах психолога при каких-либо учреждениях и организациях. В медицинских учреждениях сенсорные комнаты могут быть использованы для:

Сенсорная комната – это важное лечебное средство для людей, чьи возможности осязать мир ограничены болезнью. Сеансы в сенсорной комнате можно включать в комплексную систему реабилитации пациентов с опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, нарушениями зрения, слуха, речи, что значительно повышает эффективность проводимого лечения.

Мозг и центральная нервная система определяет развитие многих заболеваний. В сенсорной комнате возможно осуществлять немедикаментозное воздействие, направленное на снятие нервного и психического напряжения, восстановление работоспособности.

Отрицательные эмоции оставляют неприятные ощущения и, накапливаясь, могут стать причиной болезни (психосоматика). Но эмоциональное напряжение даже самое сильное не будет опасным для человека, если они завершаются расслаблением, отдыхом и положительными эмоциями. В образовательных учреждениях (особенно специализированных) СК используются для:

  1. 1для педагогической коррекции детей в домах ребёнка;
  2. 2проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения; с детьми с синдромом РДА;
  3. 3коррекции игровой деятельности; для решения школьных проблем (снятие стрессов в период подготовки к экзаменам, коррекция психических процессов и др.) В ППМС центрах для: для коррекции психического развития людей с заболеваниями нервной системы;
  4. 4реабилитации людей с повышенной агрессивностью и аномальнымповедением;
  5. 5реабилитации людей, подвергшихся насилию или другим стрессовым ситуациям;
  6. 6развития познавательной деятельности у людей с психоневрологическими отклонениями;
  7. 7психоэмоциональных тренингов для специалистов, работа которых связанна с острыми стрессовыми ситуациями;
  8. 8развития речи и диагностики больных с нарушениями слуха и речи.

Кроме того, сенсорные комнаты используются для организации досуга и релаксации здоровых людей – детей и взрослых. Прежде всего, это касается людей, неудовлетворенных своим состоянием, самочувствием или возникшей жизненной ситуацией. Занятия в Сенсорной комнате с помощью релаксационных состояний (мышечных расслаблений) помогут вывести человека из такого состояния и вернуть ему возможность активного, практического управления ходом своей жизни.
Общие рекомендации по использованию

Время сеансов в сенсорной комнате 40 – 45 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена. При использовании сенсорной комнаты, как помещения для психотерапии, время сеанса определяется психотерапевтом индивидуально. После посещения сенсорной комнаты человек должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время. Форма проведения занятий зависит от индивидуальности и творческого подхода пациента и педагога-психолога. Занятия должны проводиться подгруппами по 2-4 человека или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом пациентов и размерами помещения. Занятия в сенсорной комнате с детьми проводятся индивидуально, особенно, если необходимо достичь релаксационного эффекта. При использовании сенсорной комнаты для проведения занятий по релаксации взрослых возможно проведение фронтальных занятий (10 – 15 человек). С детьми занятия должны проводиться в форме игры. Длительность игр зависит от индивидуальных особенностей.
Противопоказания

Противопоказаниями для проведения сеансов в Сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у пациента частых эпилептических припадков. В последнем случае используются только релаксационные приёмы. При работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния. При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.
Методика работы

Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние пациента через соответствующие органы чувств.
Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, “красивая пища для глаз” – лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето- и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения – глаза.
Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света – фотоны – воздействуют на процессы, происходящие в организме:
  1. 1осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами; 
  2. 2улучшают состояние иммунной системы; регулируют функции многих гормонов; 
  3. 3задают и поддерживают ритм суточных колебаний;

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета. Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало разные результаты. Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторых цветов:

КРАСНЫЙ – активизирует, стимулирует;
ОРАНЖЕВЫЙ – восстанавливает, согревает, стимулирует;
ЖЕЛТЫЙ – укрепляет, тонизирует;
ЗЕЛЕНЫЙ – компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает;
СИНИЙ – успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.
ФИОЛЕТОВЫЙ – вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

Звуки окружают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм. Звукотерапия – одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.

Рекомендации по использованию в разных возврастных группах

В зависимости от проблематики и возраста пациента используются разные приёмы и методы работы в Сенсорной комнате. Для подбора игр и занятий можно использовать различную методическую литературу. Будет неправильно, если педагог или психолог будет видеть в предложенных играх готовые рецепты: они должны лишь служить примером и стимулом для самостоятельного творчества.
Ранний возраст

Занятия в Сенсорной комнате являются одним из направлений медико-педагогической коррекции детей первого года жизни с перинатальным поражением ЦНС. Занятия проводятся в основном индивидуально, иногда в малых подгруппах. Поощряется присутствие на занятии близкого ребёнку человека (мамы) – это снижает тревожность малыша. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития. Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей адаптации ребёнка, его эмоциональных реакций. Перед началом занятий проводится диагностика, в ходе которой выявляется наиболее отстающая сфера развития, на которую и направляется основное стимулирующее действие.
I. Корректировка зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций.

Для этого по очереди используются пузырьковая колонна, зеркальный шар и другие световые стимулы, подвижные конструкции (мобайлы). Примерный ход занятия (предложен сотрудниками Ухтинского дома ребёнка): Светоцветовой фон выключен. Взять ребёнка на руки, чтобы его тело располагалось вертикально. При необходимости осуществлять поддержку спины и головы ребёнка. Включить колонну и поднести к ней ребёнка так, чтобы он зафиксировал её взглядом. Медленно поворачивая ребёнка, следя за тем, чтобы ребёнок продолжал удерживать колонну в поле зрения. Через некоторое время упражнение повторить (возможно 3 – 4 повторения). Затем выключить колонну и включить зеркальный шар. Обратите внимание на раздел «Противопоказания»!
II. На коррекцию слуховых ориентировочных реакций.

Для этого используются различные музыкальные инструменты, погремушки, колокольчики. Важно, чтобы используемые инструменты имели звуки разной высоты и интенсивности. Для того чтобы ребёнок научился поворачивать голову к источнику звука, в начале используйте яркие звучащие игрушки. Расположите игрушку перед ребёнком, издавая звук, перемещайте её медленно в сторону. Обращайте внимание ребёнка на то, чтобы ребёнок поворачивал голову вслед за игрушкой. Если же он её потерял, то начните сначала. По мере того, как ребёнок начнёт обращать внимание на близкие звуки, постепенно увеличивайте расстояние между источником звука и ребёнком. Воспроизводите звук из разных мест комнаты.
III. Для развития тактильных ощущений.

Применяются предметы различной формы из разного материала. Если ребёнок не берёт предмет в руку, то аккуратно разожмите его кулачок и вложите ему игрушку, массажный валик или шарик. Возьмите руку малыша, слегка потрясите, расслабляя её. Погладьте открытой ладошкой ребёнка разные предметы на тактильной панели (по очереди правой и левой рукой). Когда ребёнок начнёт брать предметы в обе руки, предлагайте ему шарики, поднесите его к колонне и помогите обнять её ладошками. Малыш почувствует лёгкую вибрацию, а пузырьки привлекут его внимание.
IV. Для развития эмоциональной сферы.

На первом году непосредственное эмоциональное общение ребёнка со взрослым является ведущей линией его нервно-психического развития. Сенсорная комната позволяет обогатить ребёнка положительными эмоциями. Общайтесь с ребёнком ласково, улыбкой и нежным словом поощряйте выполнение им действий. Использование Сенсорной комнаты значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с ребёнком, а этот этап является начальным во всей психокоррекционной работе.
V. Развитие общей моторики.

В Сенсорной комнате удобно проводить работу по стимулированию и развитию общих движений, так как мягкие маты на полу и стенах создают безопасную обстановку, где ребёнок защищён во время падений от ударов. Мягкое пространство обеспечивает простор и свободу для передвижений малыша.
Дошкольный возраст

Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. “Развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь” (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно при различных нарушениях особое внимание уделить развитию восприятия.

Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с Сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены. Для детей полезно на занятиях, для избежания однообразия, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки. Перед входом в комнату детям можно рассказать о том, что они сейчас попадут в волшебную комнату, а чтобы волшебство не исчезло, нужно выполнять задания.

Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности, так как данный вид чувствительности по Е.Д. Хомской, являясь филогенетически одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.

Можно выделить два направления в данной работе:

Развитие рецепторов, содержащихся в коже;
Развитие рецепторов, находящихся в мышцах, суставах, сухожилиях.
Для этого можно использовать сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн и некоторые другие тактильные стимуляторы. Как дополнение, можно использовать Монтессори-материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши).
На специальных панелях для развития тактильной чувствительности размещены предметы разной формы и фактуры – из ворса, ткани, дерева, пластмассы и т.п. Ощупывая их, ребёнок учится различать разные свойства предметов: теплый – холодный, мягкий – жесткий, круглый – квадратный. Улучшается зрительно-моторная координация и чувствительность кончиков пальцев. Они дают возможность освоения новых ощущений, что особенно важно для слабовидящих и слабослышащих детей.
Сухой бассейн, наполненный пластиковыми шариками – великолепное средство для точечного массажа всего тела, кроме того, постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата.
В Сенсорной комнате можно проводить игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, например, игру в “Волшебный мешочек”. В зависимости от темы занятия в непрозрачный мешочек кладут разнообразные по форме, материалу предметы. Ребёнок находит предмет по названию.
Например, в мешочек можно положить письменные принадлежности и попросить ребёнка не глядя достать резинку, карандаш, ручку. Для детей, имеющих проблемы внимания, не стоит класть в мешочек много предметов. Для начала можно положить один предмет и попросить на ощупь угадать, что это такое. Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным (сказочным) эффектом обладают световые стимулы.
Подростковый возраст

Спектр работы с данной возрастной категорией довольно широк. Подростки часто недоверчиво относятся к взрослым, поэтому необходимо вначале работы над любыми проблемами наладить с ними отношения. Сенсорная комната создаёт безопасную, дружественную обстановку, которая как раз способствует созданию таких доверительных отношений. Перед началом работы в Сенсорной комнате или на начальных её этапах необходимо выяснить интересующие подростка темы, предпочтительную музыку. От этого будет зависеть дальнейший выбор оборудования для работы.

В сенсорной комнате можно эффективно работать с детьми и подростками с девиантным поведением, подвергшимися насилию, травмированными, воспитывающимися в среде гиперопеки или безнадзорными. Вследствие перечисленных причин у детей могут возникнуть склонность к разрушительным действиям, агрессивность, резкие и немотивированные колебания настроения, чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость. В спокойной доверительной обстановке Сенсорной комнаты у ребёнка создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе.
Комплексная терапия детей и подростков, имеющих эмоциональные нарушения, вследствие различных травмирующих ситуаций должна быть направлена на снижение проявлений посттравматического синдрома, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.

Для этого необходимо решать ряд задач:

  1. 1восстановление эмоционального комфорта, снятие тревоги;
  2. 2создание чувства безопасности, защищённости; 
  3. 3достижение релаксирующего эффекта; 
  4. 4возвращение способности ощущать своё тело; 
  5. 5восстановление тактильной чувствительности; 
  6. 6развитие позитивного общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
Рекомендуемая литература

1. “Сенсорная комната – волшенбый мир здоровья.” Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Л. Жевнерова.
2. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия, в кн.: “Руководство по психотерапии”, Ташкент, 1979.
3. Комната психологической разгрузки (из опыта работы детско-подросткового отделения психоневрологического интерната № 10) Сост. Горошенкова Н.В., – СПб, 2000.
4. Хватова М.В. Влияние пролонгированного музыкального воздействия на развитие функций мозга ребёнка. Автореферат, – Тамбов, 1996.
5. Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методические рекомендации. -М.: ООО Фирма “Вариант”, 2001

Приглашаем посетить действующую сенсорную комнату в городе Обнинске в нашем реабилитационном центре для детей и подростков «Доверие». Вы можете на практике ознакомиться с особенностями работы в сенсорной комнате и последними методическими разработками, пройти курс обучения работы с нашим оборудованием.

swlight.ru

Оборудование для сенсорных комнат

Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:

Релаксационный

В него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, сухие бассейны с безопасными зеркалами, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки.

Ребенок или взрослый, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу с пациентом.

Активационный

В него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики и т.д. Дополнительно в него можно включить сухой бассейн.
Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока в сенсорной комнате направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.

Световое оборудование

Световое оборудование также подразделяется на релаксационное и активационное. К первой группе относятся фибероптические эффекты: звездное небо, звездный дождь, «Веселый фонтан», мерцающие занавеси, а также: воздушно-пузырьковые колонны, «Жар-птица», зеркальные шары с подсветкой, ультрафиолетовое оборудование. Ко второй группе относятся: звукоактивированный проектор: «Русская пирамида», проекторы эффектов «Солнечный», интерактивные панели «Осенний лист», «Цветные фигуры», «Огненное колесо» и др., системы прожекторов «Бегущие огни» и «Луч».

Настенное небьющееся зеркало «Отражение» – безопасное акриловое зеркало для создания оптического эффекта расширения пространства и усиления воздействия световых установок. Пара зеркал может использоваться, как зеркальный уголок.

Музыкальный центр с набором кассет или CD дисков – музыка является неотъемлемой частью СК. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в СК целесообразно использовать специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пением птиц и т.п.

Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей – в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых.

 

Сенсорные уголки и воздушно-пузырьковые колонны целесообразно устанавливать по углам помещения. Поднимающиеся пузырьки воздуха при подсветке создают великолепный визуальный эффект. Если прижаться к воздушно-пузырьковой колонне, можно ощутить нежную вибрацию. Для удобства сидения, пузырьковая колонна дополнительно оснащается “Мягкой платформой”. А “Безопасное угловое зеркало” создает неповторимый оптический эффект расширения пространства. Зеркала желательно использовать парами, образуя из них зеркальный уголок. Некоторые модификации сенсорных уголков дополнительно комплектуются фибероптическими волокнами «звездный дождь» с подсветкой. В домике из волокон можно спрятяться от окружающего мира, оставшись наедине с колонной.

 

Зеркальный шар с приводом вращения, профессиональный источник света к зеркальному шару «Зебра-50» – луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное множество “зайчиков”, которые, словно маленькие звездочки, плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки, героем которой вы стали. Разноцветные зеркальные шары помимо колоритного светового эффекта являются прекрасным элементом интерьера сенсорной комнаты. А зеркальные полусферы из классических белых или разноцветных зеркал помимо этого позволяют экономить пространство в помещениях с невысокими потолками и небольшими размерами.

 

Прибор динамической заливки света «ПЛАЗМА-250» и «Плазма-LED – прибор, который создает на противоположной стене или на экране световое пятно с плавными переливами всевозможных изменяющихся красок и узоров. Волшебное зрелище, напоминающее движение плазмы или сказочную планету, приковывает внимание, создаёт поэтическое настроение, способствует релаксации и развитию фантазии. Пространство на противоположной стене должно быть свободно от других элементов комнаты. Расстояние до плоскости, где наблюдается проекция должно быть 3-6м.

Проектор светоэффектов “Солнечный” с ротатором колес в комплекте с колесами светоэффектов – прибор, проецирующий на противоположной стене картинку движущихся форм и цветов различной тематики (животные, растения, природа, облака, подводный мир, далекий космос, историческая Русь и т. д.). Расстояние до плоскости, где наблюдается проекция должно быть 3-6м. Объектив проектора оснащен механизмом наведения на резкость. При больших расстояниях от проектора до места получения проекции желательно использовать более мощный проектор «Солнечный-250».

 

Звукоактивированный проектор светоэффектов «Русская Пирамида» – позволяет создать 4 или 8 разных по рисунку и тону световых проекций, движущихся по стенам и полу, останавливающихся и меняющих направление в такт музыки или громкого звука (например, хлопков). Проектор показан для занятий по стимулированию двигательной активности посетителей сенсорной комнаты. Хлопни в ладоши или топни ножкой – рисунки переместятся в пространстве и картинка изменится. А можно и потанцевать под музыку. Движущиеся разноцветные картинки тоже будут в такт пританцовывать. Наилучшее место расположения проектора – под потолком.

Звукоактивированный контроллер «Бегушие огни» – контроллер, управляющий набором прожекторов. Прожектора переключаются с постоянной, но регулируемой скоростью или же от звука (акустический режим). Контроллер также стимулирует двигательную активность, с ним также можно потанцевать под музыку.


Интерактивная система «Луч» – 4 прожектора с разноцветными лучами, управляемые с пульта кнопками. Включение прожекторов независимое. Своим светом прожектора заливают комнату различными цветами. Приятно помечтать в комнате, где все, например, желтое. Как известно, заливка пространства комнаты синим и зеленым цветами успокаивает, помогает расслабиться. Цвета красный и желтый напротив стимулируют активность, деятельность. Можно включать одновременно несколько цветов: интерьер комнаты преображается, появляются разноцветные тени.

 

Световой проектор “Жар-птица” – прибор проецирует разнообразнейшие световые эффекты на все пространство комнаты. Игра красок и цветов, проецируемая на стену или на экран, напоминает хвост “жар-птицы”. Полностью охвачено световым эффектом все пространство комнаты: по стенам, потолку по всем поверхностям плавно двигаются большие разноцветные «морские звезды».

 

Безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный дождь»- водопад огромного числа тонких волокон, по всей длине которых то загораются, то гаснут, меняют цвет разноцветные “звездочки”. Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.
Безопасный оптиковолоконный пучок “Звездный дождь” с гребнем – гребень позволяет расстелить светооптические волокна по стене, создавая эффект красивого водопада. Можно повесить у входа или как световую штору.

 

Световая каскадирующая труба “Веселый Фонтан” – каскад светооптических волокон в виде фонтана с боковой подсветкой. При последовательном освещении возникают разнообразные световые эффекты, напоминающие струи воды и брызги фонтана. «Веселый фонтан» очень хорош, если его расположить в центре сенсорной комнаты. Или же – в углу. В последнем случае целесообразно использовать в сочетании с зеркальным уголком.

Ковер “Звездное небо” (напольный и настенный) – оптические волокна, вплетенные в ворс черной ткани, завораживают эффектом мерцания с постоянным изменением цветов. Летящие кометы и целые галактики переносят наблюдателя в далекий космос, в мир неведомых звезд и планет. Светящиеся точки на полу и на стене безопасны, их можно трогать руками. А можно и просто разместившись в удобной позе, в удобном сидении (мягкие пуфы с гранулами) созерцать прекрасную картину и о чем-то помечтать. Размеры ковров и количество светящихся точек могут быть различными.

Настенный ковер «Мерцающие Фигуры» – вплеренные в ворс ковра оптические волокна образуют геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, звезда. Ковер подсвечивается многоканальным источником света. Со специального пульта возможно независимое вкл/выкл фигур поочередно или одновременно. Зажженные фигуры меняют цвет. Размеры ковра могут быть различными. На ковре также выложен звездный фон, который можно оключать.
Настенный ковер «Зажги созвездие» – Фибероптические волокна на фоне черного ночного неба образуют созвездия. Различная яркость звезд максимально приближена к реальности. Аналогично «Мерцающим фигурам», ковер подсвечивается многоканальным источником света, позволяющим зажигать как все 12 созвездий, так и единичные из них с кнопочного пульта.

 

Настенное зеркальное панно «Таинственный свет» – также предназначено для стимуляции зрения и тактильных ощущений. Эффект мерцания свисающих фибероптических нитей на фоне безопасного зеркала. Приятно поиграть живым светом, который у вас в руках, а можно и попробывать сплести из нитей какие-нибудь интересные формы.

 

Зеркальное ультрафиолетовое панно “Загадочный свет” – предназначено для стимуляции зрения и тактильных ощущений. Разноцветные нити в темноте подсвечиваются ультрафиолетовым светом. Наблюдатель попадает в атмосферу загадочной таинственности. Зеркало создает объем, расширяет пространство.

 

 

 

Ультрафиолетовая лампа и набор аксессуаров к ней (гибкий шнур, цветные стержни, набор из 6-ти красок с кисточкой и декоративные растения, светящиеся в УФ, магические светящиеся жезлы и т.п.) – создают восхитительную текстуру и визуальный эффект. Аксессуары крепятся в любой точке комнаты и переливаются под ультрафиолетовым светом. Стимулируют зрение и исследовательский интерес, развивают ловкость и мелкую моторику.

Однако, надо помнить, что ультрафиолет, использующиуйся в зеркале, в больших количествах вреден для глаз. Необходимо ограничить занятия с ультрафиолетовым оборудованием в сенсорной комнате до 40 минут для детей, и до часа при занятиях со взрослыми.

 

Интерактивная панель “Осенний лист” – интерактивная панель создает имитацию падающих листьев и приглашает к активному действию. “Поймайте”, приведите в движение или остановите движение листа. Не забывайте, что лист может иметь различный вид, падать с разной скоростью. А «поймать»его можно, нажав на нужную кнопку пульта или панели (тактильный режим) или же от души хлопнув в ладоши или топнуть ногой (акустический режим). Панель показана для проведения занятий с людьми с ограниченными возможностями. Позволяет внести в необходимые упражнения интерес.

Звездная сетка с контроллером – сеть, в узлах которой разноцветные лампочки. Она подвешивается к потолку горизонтально (как “Звездное небо”) или вертикально (как разделительная штора). При помощи контроллера можно задавать режимы: от плавно мерцающего “неба” до бегущих огней. Прекрасное средство для коррекции психоэмоционального состояния и тренировки глазодвигательного анализатора.
Волшебная нить с контроллером – 10-ти метровая гибкая трубка, с цветными лампочками внутри. Свет путешествует внутри трубки. Скорость движения света можно регулировать при помощи ручки на контроллере, что создает бесконечно разные эффекты. Трубка абсолютно безопасна, её можно сгибать в любом направлении, обвивать вокруг себя, сворачивать по спирали. Если трубку погрузить в сухой бассейн, то тогда шарики заиграют разными огоньками, и вы сможете насладиться как бы купанием в цвете.
 

 

Светильник “Пламя” – светильник, имитирующий горящий костер. Пламя костра с древних времен притягивало человека какой-то тайной. “Холодный огонь” светильника не только полностью имитирует пламя, но его ещё можно и потрогать.

Солнечный-100, Солнечный-250, Солнечный-LED, Болид – Проекторы для создания динамических визуальных эффектов (меняющиеся картинки). Изображения проецируются на противоположную стену. Важно, что проектор дает непрерывное изображение проецируемой картинки, что очень важно для целого ряда посетителей сенсорной комнаты. Изображение от различных плазменных панелей, телевизоров и т.п. как известно, разделено на пикселы, состоит их 25 кадров, и таким образом не является непрерывным. Это.как отмечает ряд специалистов, негативно сказывается на центральной нервной системе, вызывает переутомление и т.п. Особенно, этот негативный эффект наблюдается у детей. Проекции проекторов типа «Солнечный» лишены этого недостатка. Сменные картинки – диски устанавливаются на ротатор. Темы картинок различные: природа, бабочки, космос, смена погоды, времена года, историческая Русь.


Наборы для звездного неба могут использоваться, как для изготовления настенного ковра, так и отдельно, как безопасный пучок светящихся волокон торцевого свечения.

swlight.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *