Таможенное дело в карфагене – Презентация Условия и предпосылки зарождения таможенного дела в государствах мира

Таможенное оформление » История возникновения таможни

История возникновения таможни

Предпосылкой появления таможенных сборов и органов, их взимающих, явилось возникшее  разложение первобытно-общинного строя,  отделение ремесла от земледелия, товарное производство – изготовление продуктов труда с целью обмена. Вместе с этим появилась и торговля, в том числе и с другими странами. Параллельно в обществе создается особый класс людей, который занимается уже не производством, а только обменом продуктов, а именно купцов.

С появлением купцов развиваются и торговые связи, которые уже выходят за пределы ближайшей округи. Возможность осуществления этих торговых связей напрямую зависели  от политических отношений, от  состояния безопасности торговли, безопасности на дорогах, развития потребностей.

В древнем Египте.

Сведения о первых внешнеторговых сделках были обнаружены в памятниках 6-ой династии в Древнем Египте в начале 3-го тысячелетия до нашей эры, когда египтяне торговали с финикийскими городами и с жителями земель бассейна Красного моря. Затем торговые связи купцов из долины Нила распространились на другие рабовладельческие государства.

Движения купеческих караванов было небезопасным и исторические памятники времен Нового царства в Египте (XV-XII вв. до н.э.) сохранили свидетельства грабежей обозов и жалобы купцов. Содержание дорогостоящей стражи было обременительным для купцов и не всегда эффективным.

Поэтому на смену расходам на караванную стражу пришли особые сборы – прообраз будущих таможенных пошлин. Пошлины возникли из поборов, взимавшихся феодалами с проезжающих через их владения торговцев, откупавшихся таким способом от ограбления, поборов, которые впоследствии взимались также городами и при возникновении современных государств явились для казны удобнейшим средством добывать деньги.
Политическими условиями возникновения таможенной политики явились раскол общества на классы и образование государств. Возникшая в результате распада первобытного общества рабовладельческая знать, опираясь на свою экономическую и военную мощь, стремилась присвоить труд остальных членов общества и способствовала развитию ремесла и обмена, отделению города от деревни. «Вместе с городом появляется и необходимость администрации, полиции, налогов и т.д. – словом общинного политического устройства, а значит и политики вообще. На содержание государственного аппарата рабовладельцы взимали разные налоги и сборы, в т.ч. с торговли и провоза товаров. В Древней Ассирии  на рубеже 3-го и 2-го тысячелетий до нашей эры, взимались пошлины в пользу Ашшура с торговли в его колониях в Малой Азии. В Вавилоне, который в начале 2-го тысячелетия до нашей эры объединил всю долину Двуречья и стал почти на 2 тысячи лет важнейшим экономическим и культурным центром древнего мира, все товары при ввозе в город осматривались, и с них взыскивалась пошлина.

С возникновением купцов появляются металлические деньги, чеканная монета и с металлическими деньгами.
Упрочению господства эксплуататоров в рабовладельческом обществе будут способствовать наряду с иными налогами и сборами, также таможенные пошлины, поскольку главная цель их взимания – фискальная, т.е. соблюдение интересов казны.
Вследствие неравномерности и особенностей экономического и политического развития государства, а также неполноты сведений о внешнеторговых связях народов разных континентов в различные эпохи, воссоздать общую историческую картину развития таможенной политики государства древнего мира и средних веков довольно сложно.
Первоначально торговля была сухопутной, и купеческие караваны нуждались в остановках в пути. Места стоянок зачастую одновременно были местами торговли, поэтому пользование складочными местами стало сопровождаться уплатой податей. Позднее торговля стала создаваться в морских портах. Правила торговли не допускали обмана, поэтому следить за порядком должны были специфические государственные служащие, на содержание которых шла часть взимавшихся пошлин. Многочисленными складочными местами для азиатских тканей, пряностей, благовонных веществ стали древние порты Средиземного моря, а посредниками в торговле финикийские и греческие мореходы.

В древней Греции.

Зарождение таможенного дела в Древней Греции

В VII веке до нашей эры, морская торговля по Эгейскому морю всё более изымалась из рук финикийцев и попадала в руки жителей Аттики.
Греция не имела плодородных почв и её территорию почти со всех сторон окружает вода, поэтому жители находили в торговле в большей степени средства к существованию. Начиная с VI века до нашей эры, афиняне получали хлеб из Египта, Сицилии, а позднее из северного Причерноморья. Причерноморские города Херсонес, Феодосия были настолько важны для внешней торговли древней Греции, что в этих городах не взимались с товаров привозные и вывозные (экспортные) пошлины. В обмен на ткани, оружие, вино, растительное масло причерноморские города поставляли рыбу, рабов. Позднее в Причерноморье устанавливаются пошлины на вывоз товаров. В середине IV в. до нашей эры, митилены добились у босфорского царя Левкона понижения вывозных пошлин на 100 тысяч медимнов зерна, а жители Самотраки в середине III в. до нашей эры обращаются с такой же просьбой к Ипомедону, состоявшему на службе у Птолемея, о вывозе зерна из Херсонеса или других местностей, которые он укажет. Существовали пошлины и на вывоз рабов. По преданию, философ Ксантий купил в Самосе будущего баснописца Эзопа, и желая взять его с собой в Лидию, с большим трудом выхлопотал право вывезти его беспошлинно.

В самой Греции таможенные пошлины на привозные товары составляли 1/10 часть их цены.

Со временем афиняне решили, что умеренные пошлины способствуют развитию торговли и могут дать большой доход. Поэтому во время Демосфена в IV в. до нашей эры привозные пошлины сократились до 1/20, 1/50 и даже на 1/100 части цены товара. Отдельные предметы (оружие, воинское снаряжение) освобождались от уплаты пошлин. Союзники Афин имели таможенные льготы, уплачивая пошлины в размере 1/100 части цены товара, в то время как города, зависимые от Афин, платили 1/20 часть цены. Иностранные граждане, которых в Аттике насчитывалось 6 тысяч, с разрешения ареопага были освобождены от уплаты пошлин.

Сбор таможенных пошлин производился в морских портах и на городских рынках. Существовали сухопутные таможни, операции в которых иногда прекращались при закрытии границы в случае враждебных отношений с соседями. Пошлины уплачивались золотом и серебром.
Сбор пошлин отдавался на откуп отдельным лицам или группам, которые имели поручителей из числа именитых граждан. Торги на право получить откуп проводились на площади Афин, где 10 выборных граждан публично решали вопрос, какую из предлагаемых сумм ежегодного сбора пошлин предпочесть и утвердить. Принятую сумму пошлин откупщики платили государству, а всё, что им удавалось взыскать сверх неё, было их доходом. В случае неуплаты откупщиками установленного взноса допускалась отсрочка, а при неисполнении данного обязательства они повергались к тюремному заключению. За процессом взимания таможенных пошлин с торговцев откупщиками следили уполномоченные власти. Суммы таможенных пошлин на товары записывались мелками на папирусе, каменных и керамических плитках, выставляемых на всеобщее обозрение. Во время Пелопоннесской войны в V в до нашей эры афиняне отдали взимание таможенных сборов на откуп за 36 таланов, а сборы откупщиков составили 40 таланов. Позднее сборы увеличились настолько, что ежегодный таможенный доход афинян составлял свыше 1600 таланов.
Таможенные операции активно развивались и в других странах. В Египте в IV до нашей эры, правительство строго регламентировало ввоз в Александрию продовольствия и вывоз изделий египетских мастеров. Сборы с привозимых товаров взимались на таможенных пунктах на севере Египта – в Александрии и Пелусии, на юге – в Элефантине, а в Гермополе существовала внутренняя таможня.
В Карфагене в III в. до нашей эры, таможенные пошлины были настолько  важным источником государственных доходов, что Ганнибал, преобразовав сухопутные и морские таможни и систему пошлин, не вводя поголовных податей с населения, мог покрыть все расходы и с успехом вести войну с Римом. Однако чрезмерное увеличение пошлин вынудило торговцев к обходу таможенных правил, к контрабандным действиям, что в итоге ослабило экономику Карфагена, и по мнению В.А. Циммермана, явилось причиной его покорения римлянами. Контрабанда, которую так легко производить на выступающих в виде мысков и полуостровов берегах Греции, организовывалась и до того увеличилась, что на границах Аттики жили только таможенные стражи, контрабандисты и только разбойники.

tamdec.ru

3. Зарождение таможенного дела в Древней Греции – История таможенного дела

В VII в. до нашей эры, морская торговля по Эгейскому морю всё более изымалась из рук финикийцев и попадала в руки жителей Аттики.

Греция не имела плодородных почв и её территорию почти со всех сторон окружает вода, поэтому жители находили в торговле в большей степени средства к существованию. Начиная с VI в. до нашей эры, афиняне получали хлеб из Египта, Сицилии, а позднее из северного Причерноморья. Причерноморские города Херсонес, Феодосия были настолько важны для внешней торговли древней Греции, что в этих городах не взимались с товаров привозные и отвозные пошлины. В обмен на ткани, оружие, вино, растительное масло причерноморские города поставляли рыбу, рабов. Позднее в Причерноморье устанавливаются пошлины на вывоз товаров. В середине IV в. до нашей эры, митилены добились у босфорского царя Левкона понижения вывозных пошлин на 100 тысяч медимнов зерна, а жители Самотраки в середине III в. до нашей эры обращаются с такой же просьбой к Ипомедону, состоявшему на службе у Птолемея, о вывозе зерна из Херсонеса или других местностей, которые он укажет. Существовали пошлины и на вывоз рабов. По преданию, философ Ксантий купил в Самосе будущего баснописца Эзопа, и желая взять его с собой в Лидию, с большим трудом выхлопотал право вывезти его беспошлинно.
В самой Греции таможенные пошлины на привозные товары составляли 1/10 часть их цены. Однако со временем афиняне решили, что умеренные пошлины способствуют развитию торговли и могут дать большой доход. Поэтому во время Демосфена в IV в. до нашей эры привозные пошлины сократились до 1/20, 1/50 и даже на 1/100 части цены товара. Отдельные предметы (оружие, воинское снаряжение) освобождались от уплаты пошлин. Союзники Афин имели таможенные льготы, уплачивая пошлины в размере 1/100 части цены товара, в то время как города, зависимые от Афин, платили 1/20 часть цены. Иностранные граждане, которых в Аттике насчитывалось 6 тысяч, с разрешения ареопага были освобождены от уплаты пошлин.
Сбор таможенных пошлин производился в морских портах и на городских рынках. Существовали сухопутные таможни, операции в которых иногда прекращались при закрытии границы в случае враждебных отношений с соседями. Пошлины уплачивались золотом и серебром.
Сбор пошлин отдавался на откуп отдельным лицам или группам, которые имели поручителей из числа именитых граждан. Торги на право получить откуп проводились на площади Афин, где 10 выборных граждан публично решали вопрос, какую из предлагаемых сумм ежегодного сбора пошлин предпочесть и утвердить. Принятую сумму пошлин откупщики платили государству, а всё, что им удавалось взыскать сверх неё, было их доходом. В случае неуплаты откупщиками установленного взноса допускалась отсрочка, а при неисполнении данного обязательства они повергались к тюремному заключению. За процессом взимания таможенных пошлин с торговцев откупщиками следили уполномоченные власти. Суммы таможенных пошлин на товары записывались мелками на папирусе, каменных и керамических плитках, выставляемых на всеобщее обозрение. Во время Пелопоннесской войны в V в до нашей эры афиняне отдали взимание таможенных сборов на откуп за 36 таланов, а сборы откупщиков составили 40 таланов. Позднее сборы увеличились настолько, что ежегодный таможенный доход афинян составлял свыше 1600 таланов.
Таможенные операции активно развивались и в других странах. В Египте в IV до нашей эры, правительство строго регламентировало ввоз в Александрию продовольствия и вывоз изделий египетских мастеров. Сборы с привозимых товаров взимались на таможенных пунктах на севере Египта – в Александрии и Пелусии, на юге – в Элефантине, а в Гермополе существовала внутренняя таможня.
В Карфагене в III в. до нашей эры, таможенные пошлины были настолько

  важным источником государственных доходов, что Ганнибал, преобразовав сухопутные и морские таможни и систему пошлин, не вводя поголовных податей с населения, мог покрыть все расходы и с успехом вести войну с Римом. Однако чрезмерное увеличение пошлин вынудило торговцев к обходу таможенных правил, к контрабандным действиям, что в итоге ослабило экономику Карфагена, и по мнению В.А. Циммермана, явилось причиной его покорения римлянами. Контрабанда, которую так легко производить на выступающих в виде мысков и полуостровов берегах Греции, организовывалась и до того увеличилась, что на границах Аттики жили только таможенные стражи, контрабандисты и только разбойники.

uchebnik.kz

Зарождение таможенного дела в Древней Греции

Зарождение таможенного дела в Древней Греции

 

В VII в. до нашей эры, морская торговля по Эгейскому морю всё более изымалась из рук финикийцев и попадала в руки жителей Аттики.
Греция не имела плодородных почв и её территорию почти со всех сторон окружает вода, поэтому жители находили в торговле в большей степени средства к существованию. Начиная с VI в. до нашей эры, афиняне получали хлеб из Египта, Сицилии, а позднее из северного Причерноморья. Причерноморские города Херсонес, Феодосия были настолько важны для внешней торговли древней Греции, что в этих городах не взимались с товаров привозные и отвозные пошлины. В обмен на ткани, оружие, вино, растительное масло причерноморские города поставляли рыбу, рабов. Позднее в Причерноморье устанавливаются пошлины на вывоз товаров. В середине IV в. до нашей эры, митилены добились у босфорского царя Левкона понижения вывозных пошлин на 100 тысяч медимнов зерна, а жители Самотраки в середине III в. до нашей эры обращаются с такой же просьбой к Ипомедону, состоявшему на службе у Птолемея, о вывозе зерна из Херсонеса или других местностей, которые он укажет. Существовали пошлины и на вывоз рабов. По преданию, философ Ксантий купил в Самосе будущего баснописца Эзопа, и желая взять его с собой в Лидию, с большим трудом выхлопотал право вывезти его беспошлинно.

В самой Греции таможенные пошлины на привозные товары составляли 1/10 часть их цены. Однако со временем афиняне решили, что умеренные пошлины способствуют развитию торговли и могут дать большой доход. Поэтому во время Демосфена в IV в. до нашей эры привозные пошлины сократились до 1/20, 1/50 и даже на 1/100 части цены товара. Отдельные предметы (оружие, воинское снаряжение) освобождались от уплаты пошлин. Союзники Афин имели таможенные льготы, уплачивая пошлины в размере 1/100 части цены товара, в то время как города, зависимые от Афин, платили 1/20 часть цены. Иностранные граждане, которых в Аттике насчитывалось 6 тысяч, с разрешения ареопага были освобождены от уплаты пошлин.

Сбор таможенных пошлин производился в морских портах и на городских рынках. Существовали сухопутные таможни, операции в которых иногда прекращались при закрытии границы в случае враждебных отношений с соседями. Пошлины уплачивались золотом и серебром.

Сбор пошлин отдавался на откуп отдельным лицам или группам, которые имели поручителей из числа именитых граждан. Торги на право получить откуп проводились на площади Афин, где 10 выборных граждан публично решали вопрос, какую из предлагаемых сумм ежегодного сбора пошлин предпочесть и утвердить. Принятую сумму пошлин откупщики платили государству, а всё, что им удавалось взыскать сверх неё, было их доходом. В случае неуплаты откупщиками установленного взноса допускалась отсрочка, а при неисполнении данного обязательства они повергались к тюремному заключению. За процессом взимания таможенных пошлин с торговцев откупщиками следили уполномоченные власти. Суммы таможенных пошлин на товары записывались мелками на папирусе, каменных и керамических плитках, выставляемых на всеобщее обозрение. Во время Пелопоннесской войны в V в до нашей эры афиняне отдали взимание таможенных сборов на откуп за 36 таланов, а сборы откупщиков составили 40 таланов. Позднее сборы увеличились настолько, что ежегодный таможенный доход афинян составлял свыше 1600 таланов.



Таможенные операции активно развивались и в других странах. В Египте в IV до нашей эры, правительство строго регламентировало ввоз в Александрию продовольствия и вывоз изделий египетских мастеров. Сборы с привозимых товаров взимались на таможенных пунктах на севере Египта – в Александрии и Пелусии, на юге – в Элефантине, а в Гермополе существовала внутренняя таможня.
В Карфагене в III в. до нашей эры, таможенные пошлины были настолько важным источником государственных доходов, что Ганнибал, преобразовав сухопутные и морские таможни и систему пошлин, не вводя поголовных податей с населения, мог покрыть все расходы и с успехом вести войну с Римом. Однако чрезмерное увеличение пошлин вынудило торговцев к обходу таможенных правил, к контрабандным действиям, что в итоге ослабило экономику Карфагена, и по мнению В.А. Циммермана, явилось причиной его покорения римлянами. Контрабанда, которую так легко производить на выступающих в виде мысков и полуостровов берегах Греции, организовывалась и до того увеличилась, что на границах Аттики жили только таможенные стражи, контрабандисты и только разбойники.


Дата добавления: 2015-07-11; просмотров: 326 | Нарушение авторских прав


Периодизация курса | Условия возникновения таможенного дела до нашей эры | Роль таможенных служащих в средневековье. | Понятие таможенных пошлин в средневековье. | Таможенные отношения в эпоху позднего меркантилизма (XVII в.). | Таможенное дело и система протекционизма (XVIII в.). Особенности протекционистской политики европейского правительства. | Периодизация истории таможенного дела России. | Развитие внешней торговли в русских княжествах в период феодальной раздробленности. | Особенности таможенных отношений в России (XIV-XVI вв.). | Торговый устав 1653 года. |
mybiblioteka.su – 2015-2018 год. (0.019 сек.)

mybiblioteka.su

3. Зарождение таможенного дела в Древней Греции – История таможенного дела

В VII в. до нашей эры, морская торговля по Эгейскому морю всё более изымалась из рук финикийцев и попадала в руки жителей Аттики.
Греция не имела плодородных почв и её территорию почти со всех сторон окружает вода, поэтому жители находили в торговле в большей степени средства к существованию. Начиная с VI в. до нашей эры, афиняне получали хлеб из Египта, Сицилии, а позднее из северного Причерноморья. Причерноморские города Херсонес, Феодосия были настолько важны для внешней торговли древней Греции, что в этих городах не взимались с товаров привозные и отвозные пошлины. В обмен на ткани, оружие, вино, растительное масло причерноморские города поставляли рыбу, рабов. Позднее в Причерноморье устанавливаются пошлины на вывоз товаров. В середине IV в. до нашей эры, митилены добились у босфорского царя Левкона понижения вывозных пошлин на 100 тысяч медимнов зерна, а жители Самотраки в середине III в. до нашей эры обращаются с такой же просьбой к Ипомедону, состоявшему на службе у Птолемея, о вывозе зерна из Херсонеса или других местностей, которые он укажет. Существовали пошлины и на вывоз рабов. По преданию, философ Ксантий купил в Самосе будущего баснописца Эзопа, и желая взять его с собой в Лидию, с большим трудом выхлопотал право вывезти его беспошлинно.
В самой Греции таможенные пошлины на привозные товары составляли 1/10 часть их цены. Однако со временем афиняне решили, что умеренные пошлины способствуют развитию торговли и могут дать большой доход. Поэтому во время Демосфена в IV в. до нашей эры привозные пошлины сократились до 1/20, 1/50 и даже на 1/100 части цены товара. Отдельные предметы (оружие, воинское снаряжение) освобождались от уплаты пошлин. Союзники Афин имели таможенные льготы, уплачивая пошлины в размере 1/100 части цены товара, в то время как города, зависимые от Афин, платили 1/20 часть цены. Иностранные граждане, которых в Аттике насчитывалось 6 тысяч, с разрешения ареопага были освобождены от уплаты пошлин.
Сбор таможенных пошлин производился в морских портах и на городских рынках. Существовали сухопутные таможни, операции в которых иногда прекращались при закрытии границы в случае враждебных отношений с соседями. Пошлины уплачивались золотом и серебром.
Сбор пошлин отдавался на откуп отдельным лицам или группам, которые имели поручителей из числа именитых граждан. Торги на право получить откуп проводились на площади Афин, где 10 выборных граждан публично решали вопрос, какую из предлагаемых сумм ежегодного сбора пошлин предпочесть и утвердить. Принятую сумму пошлин откупщики платили государству, а всё, что им удавалось взыскать сверх неё, было их доходом. В случае неуплаты откупщиками установленного взноса допускалась отсрочка, а при неисполнении данного обязательства они повергались к тюремному заключению. За процессом взимания таможенных пошлин с торговцев откупщиками следили уполномоченные власти. Суммы таможенных пошлин на товары записывались мелками на папирусе, каменных и керамических плитках, выставляемых на всеобщее обозрение. Во время Пелопоннесской войны в V в до нашей эры афиняне отдали взимание таможенных сборов на откуп за 36 таланов, а сборы откупщиков составили 40 таланов. Позднее сборы увеличились настолько, что ежегодный таможенный доход афинян составлял свыше 1600 таланов.
Таможенные операции активно развивались и в других странах. В Египте в IV до нашей эры, правительство строго регламентировало ввоз в Александрию продовольствия и вывоз изделий египетских мастеров. Сборы с привозимых товаров взимались на таможенных пунктах на севере Египта – в Александрии и Пелусии, на юге – в Элефантине, а в Гермополе существовала внутренняя таможня.
В Карфагене в III в. до нашей эры, таможенные пошлины были настолько

  важным источником государственных доходов, что Ганнибал, преобразовав сухопутные и морские таможни и систему пошлин, не вводя поголовных податей с населения, мог покрыть все расходы и с успехом вести войну с Римом. Однако чрезмерное увеличение пошлин вынудило торговцев к обходу таможенных правил, к контрабандным действиям, что в итоге ослабило экономику Карфагена, и по мнению В.А. Циммермана, явилось причиной его покорения римлянами. Контрабанда, которую так легко производить на выступающих в виде мысков и полуостровов берегах Греции, организовывалась и до того увеличилась, что на границах Аттики жили только таможенные стражи, контрабандисты и только разбойники.

knigi-uchebniki.ru

История таможенного дела

Дисциплина: Юриспруденция
Тип работы: Реферат
Тема: История таможенного дела

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

Зарождение таможенного дела…………………………………………… 4

Таможенное дело на Руси………………………………………………… 6

Заключение……………………………………………………………………… 10

Список литературы……………………………………………………………… 11

Введение

В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве закона и приоритете прав человека и гражданина практически

воспринято обществом как будущее государственного строя России. Решение этой задачи связано

не только с созданием современного законодательства,

обеспечением законности деятельности государства и его органов,

муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции,

независимого правосудия,

но и с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и,

главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.

Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и

обеспечение государством – единственной на территории страны политической организации,

осуществляющей

суверенитет, источник которого – народ.

Но государство и право имеют не только инструментальное значение и самостоятельную ценность.

Одновременно это право жить

цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы. К этой цели общество придет только через повышение ответственности,

возложенной на институты государственной власти, решительные действия по экономическому,

политическому и социальному реформированию,

созданию

качественной правовой базы для таких действий.

Не последнюю роль при решении программ государственного становления играет такой важный государственный орган как Государственная таможенная служба, деятельность которой

регулируется большим пакетом законодательных актов, которые

рассматриваются и развиваются

одной из отраслей права – таможенным правом.

Следовательно, иметь хотя бы

общие понятие о

таможенном праве обязан каждый юрист независимо от

рода юридической деятельности, а для того чтобы глубже понять истоки таможенного права России необходимо рассмотреть его в историческом разрезе.

1. Зарождение таможенного дела

Зарождение таможенного дела, как утверждают историки, относится к глубокой древности. На территории нашей страны это произошло во 2-3 веках до н.э., то есть в период появления

древних государств, в которых экономика достигла такого уровня развития, когда происходит разделение труда внутри них и в межгосударственном масштабе. Рост производительности труда

приводит к появлению излишков производимого. На этой основе происходит обмен товаров, а затем и купля – продажа. Появляется особый слой людей – купцы, которые специализируются не в

области производства товаров, а занимаются их продажей. Объективно возникают и определенные сборы за перевоз товаров и проезд по территории, за место продажи и т.д. Но это еще не были

таможенные сборы, а лишь налог, который шел на пополнение казны города или государства, то есть представлял собой фискальный сбор.

Развитие государства привело к созданию его институтов, администрации, армии, полиции. В связи с этим возросла потребность в средствах для их содержания. Пополнением казны

занимались налоговые органы, в руках которых сосредоточился не только сбор налогов с населения, но и сбор торговых взносов на рынках, путях сообщения, в морских портах. Сборы

(пошлины) на привозные товары в западных государствах устанавливались по-разному и колебались от 0.01 стоимости товара до 0.1 , то есть в зависимости от воли того или иного

господствующего лица и сложившейся торговой конъюнктуры.

В 3 веке до н.э. в городе Тарифа в нынешней Андалусии, в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую

вносилось название товара, его меры измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и

величину пошлины и была названа по названию города – тариф.

Таможенный тариф стал для таможенных органов государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической

конъюнктуры.

Древние государства, умело, используя тарифную сетку, приспосабливали ее к своим потребностям и пополняли казну. Практически около 80 % поступлений в казну шли за счет

таможенных пошлин.

Примером является Карфаген, где Ганнибал, используя систему таможенного тарифа, не только пополнил казну и вел на эти средства войну с Римом, но и освободил часть населения от

налогов. Однако стремление собрать, как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело и противоположную сторону: оно способствовало появлению альтернативного явления –

контрабанды – и тем самым ослабляло экономику государства. Чем выше пошлины, тем выше становились цены на ввозимые товары, а одновременно на рынок проникали товары по более низким

ценам контрабандным путем. Государство от этого проигрывало, казна недополучала возможные в других условиях денежные поступления. Это случилось не только в Карфагене, но и в Древней

Греции, Месопотамии и других государствах.

Исторический экскурс показывает, что таможенное дело находится в тесной связи с господствующим в данный период общественно-экономическим строем государства. В 5 веке натуральное

хозяйство переходит в денежное. Деньги – конечная цель хозяйственной деятельности. Таможенная политика в этот период стояла на страже накопительства.

Развитие таможенного дела и превращение его в инструмент регулирования товарообмена прослеживается в 7-9 веках. В этот период таможенники имели в государствах высокий статус.

Среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, казначей – четвертое. И если граф или мэр назначались, то таможенники и казначеи избирались из числа

граждан города и так же освобождались. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовой статус определялся демократическими институтами.

В последующем, на протяжении многих столетий местные власти и правители стремились подчеркнуть бескорыстие и беспристрастность таможенников.

В связи с расширением экономических связей между городами и государствами в таможенной политике проявляется стремление выработать общую пошлинную систему, складываются элементы

таможенного права.

Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики государства и определяет стратегию таможенного дела, что находит отражение в соответствующих

законодательных и нормативных актах государства.

Таможенное дело – это объективный процесс, проявляющийся в сфере меж экономических и торговых связей между государствами и внутри государств, это один из механизмов

регулирования экономики, внешней торговли, стабилизации финансов. Таможенное дело развивается по своим специфическим законам, имеет свой предмет и содержание.

2. Т…

Забрать файл

Похожие материалы:


www.refland.ru

Условия возникновения таможенного дела до нашей эры

Условия возникновения таможенного дела до нашей эры

Экономической предпосылкой появления таможенных сборов и органов, их взимающих, явилось возникшее в человеческом обществе при разложении первобытнообщинного строя в результате отделения ремесла от земледелия, товарное производство – изготовление продуктов труда с целью обмена. Вместе с этим появилась и торговля «причем не только внутри племени и на его границах, но уже и с заморскими странами».

Зарождение таможенного дела, как утверждают историки, относится к глубокой древности. На территории нашей страны это произошло во 2-3 веках до н.э., то есть в период появления древних государств, в которых экономика достигла такого уровня развития, когда происходит разделение труда внутри них и в межгосударственном масштабе. Рост производительности труда приводит к появлению излишков производимого. На этой основе происходит обмен товаров, а затем и купля – продажа. Появляется особый слой людей – купцы, которые специализируются не в области производства товаров, а занимаются их продажей. Объективно возникают и определенные сборы за перевоз товаров и проезд по территории, за место продажи и т.д. Но это еще не были таможенные сборы, а лишь налог, который шел на пополнение казны города или государства, то есть представлял собой фискальный сбор.

С появлением купцов «создавалась возможность торговой связи, выходящей за пределы ближайшей округи. Возможность осуществления, которой зависело: от существующих средств сообщения; от обусловленного политическими отношениями состояния общественной безопасности на дорогах (как известно, в течение всего средневековья купцы передвигались вооруженными караванами). Также от обусловленного соответствующей ступенью культуры большего или меньшего развития потребностей, имеющих место в доступных сношениям областях».

Развитие государства привело к созданию его институтов, администрации, армии, полиции. В связи с этим возросла потребность в средствах для их содержания. Пополнением казны занимались налоговые органы, в руках которых сосредоточился не только сбор налогов с населения, но и сбор торговых взносов на рынках, путях сообщения, в морских портах. Сборы (пошлины) на привозные товары в западных государствах устанавливались по-разному и колебались от 0.01 стоимости товара до 0.1, то есть в зависимости от воли того или иного господствующего лица и сложившейся торговой конъюнктуры.

В 3 веке до н.э. в городе Тарифа в нынешней Андалусии, в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его меры измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города – тариф.

 

Таможенный тариф стал для таможенных органов государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры.

Древние государства, умело, используя тарифную сетку, приспосабливали ее к своим потребностям и пополняли казну. Практически около 80 % поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин.



Примером является Карфаген, где Ганнибал, используя систему таможенного тарифа, не только пополнил казну и вел на эти средства войну с Римом, но и освободил часть населения от налогов. Однако стремление собрать, как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело и противоположную сторону: оно способствовало появлению альтернативного явления – контрабанды – и тем самым ослабляло экономику государства. Чем выше пошлины, тем выше становились цены на ввозимые товары, а одновременно на рынок проникали товары по более низким ценам контрабандным путем. Государство от этого проигрывало, казна недополучала возможные в других условиях денежные поступления. Это случилось не только в Карфагене, но и в Древней Греции, Месопотамии и других государствах.

Исторический экскурс показывает, что таможенное дело находится в тесной связи с господствующим в данный период общественно-экономическим строем государства. В 5 веке натуральное хозяйство переходит в денежное. Деньги – конечная цель хозяйственной деятельности. Таможенная политика в этот период стояла на страже накопительства.

Развитие таможенного дела и превращение его в инструмент регулирования товарообмена прослеживается в 7-9 веках. В этот период таможенники имели в государствах высокий статус. Среди городских чиновников таможенник занимал третье место после графа и мэра, казначей – четвертое. И если граф или мэр назначались, то таможенники и казначеи избирались из числа граждан города и так же освобождались. Они отчитывались перед гражданами всего города, их правовой статус определялся демократическими институтами.

В последующем, на протяжении многих столетий местные власти и правители стремились подчеркнуть бескорыстие и беспристрастность таможенников.

В связи с расширением экономических связей между городами и государствами в таможенной политике проявляется стремление выработать общую пошлинную систему, складываются элементы таможенного права.


Дата добавления: 2015-07-11; просмотров: 170 | Нарушение авторских прав


Зарождение таможенного дела в Древней Греции | Выделение таможенников в отдельную категорию государственных служащих в Древнем Риме | Роль таможенных служащих в средневековье. | Понятие таможенных пошлин в средневековье. | Таможенные отношения в эпоху позднего меркантилизма (XVII в.). | Таможенное дело и система протекционизма (XVIII в.). Особенности протекционистской политики европейского правительства. | Периодизация истории таможенного дела России. | Развитие внешней торговли в русских княжествах в период феодальной раздробленности. | Особенности таможенных отношений в России (XIV-XVI вв.). | Торговый устав 1653 года. |
mybiblioteka.su – 2015-2018 год. (0.011 сек.)

mybiblioteka.su

История таможенного права

Возникновение таможенного права

Замечание 1

Анализ вопроса о возникновении и развитии таможенного права является практически невозможным без возвращения к истории образования и становления таможенного дела.

Тимошенко И.В. по отношению к историческому аспекту возникновения таможенного дела приводит интересные факты: “Точнейшее время его образования определить практически невозможно, но доподлинным образом известно, что уже в 3 веке до нашей эры в городе Тарифа (нынешняя Андалузия), в провинции Кадис, в южной части Испании, где в тот временной период господствовал Карфаген, первоначально была составлена таблица, в которую вносили название товара, единицы его измерения, указывался размер сбора (пошлины) за перевоз его через Гибралтарский пролив. Таблица, содержащая перечень товаров, систематизировала порядок и величину пошлин, получилась наименование – тариф (в честь города).

Таможенный тариф явился для государства важнейшим инструментом в пополнении казны. Ставки тарифа каждый год возрастали либо уменьшались при учете экономической конъюнктуры”. Кисловский Ю.Г. в этом вопросе подчеркнул, что “… Древнейшие государства, умелым образом применяя тарифную сетку, приспособили ее к собственным потребностям, пополняя казну. Практическим образом около восьмидесяти процентов от поступлений в казну вносились за счет таможенных пошлин”.

Замечание 2

Важно заметить, что уже в древности множество государств столкнулось с серьезными проблемами в связи с недооценкой объективности таможенного тарифа.

Кисловкий привел в образе одного из таких примеров Карфаген, где Ганнибал, применяя систему таможенного тарифа, не только пополнял казну, а так же вел на данные средства войну с Римом, но и освобождал часть населения от налогов. Но устремление сбора как можно большего объема доходов за счет таможенных пошлин обладало и своей противоположной стороной: оно поспособствовало проявлению альтернативного явления, представленного контрабандой, чем и ослабило государственную экономику. Чем выше становились пошлины, тем выше устремлялись цены на ввозимые товары, а единовременно на рынок попадали товары по более низким ценам путем контрабанды. Государство проигрывало от этого, казна стала недополучать возможных в иных условиях денежных поступлений. Так было не только в Карфагене, но и в Месопотамии, Древней Греции и иных государствах.

Историки, размышляя о причинах падения государств древнего времени полагают, что рост контрабанды по причине повышения таможенных пошлин вел к тому, что на границах Аттики проживали лишь контрабандисты, таможенные стражи и разбойники. В Древнеримском государстве данное положение усугублялось тем, что на сборе официальных пошлин процедура не завершалась. Сборщики пошлин (публиканы) учиняли по отношению к приезжим необычайный произвол, наложив на них дополнительный налог, что вело в итоговом счете к сокращению объема торговли и к отказу ввоза в Рим необходимых товаров.

История российской таможни

История российской таможни также обладает солидным историческим опытом. Один авторов говорит о том, что таможенное дело образовалось в России с конца 10 века, по причине того, что конкретно к данному периоду относят упоминания о торговых пошлинах, которыми облагались в Древнерусском государстве предметы потребления по пути их перемещения от производителя к потребителю. Пиляева В.В. относила образование таможенного дела к 9 веку: во время существования торгового пути “из варяг в греки” русский народ при сбыте собственных товаров в городах, которые расположены по берегам Средиземного моря, уплачивали десятину, то есть торговую пошлину, императору Византии в размере одной десятой части от проданного товара.

К первым правовым актам в сфере таможенного дела относят Договор Руси и Византии в 907 году, который стал результатом похода князя Олега на Царьград в 907 году, в итоге которого князь “на правах сильного” выдвигал требования византийским императорам Александру и Льву о предоставлении русскому народу выгодных условий торговли и пребывания, в их числе и право свободной торговли в Константинополе, не уплачивая за это никаких пошлин. В отмеченном договоре Византия уступила, снимая ограничения на торговлю русским купцам, при этом освобождая от оплаты торговых пошлин, но данный договор в связи с требованием византийцев включил определенные ограничения по отношению к русскому купечеству: обязательная регистрация, ограничение численности купцов, то есть не свыше 50, конкретное место торга в предместье города, вход в город лишь при сопровождении представителя администрации и через конкретные ворота.

Замечание 3

Другая группа ученых полагает, что история русской таможни началась от момента издания Ярославом Мудрым свода законов, который именуется Русской Правдой.

Наиболее древней пошлиной признана “мыт” или “мыто”, которая упоминается в Русской Правде Ярослава Мудрого. Ее взимали с купцов, которые переезжала товаром по водным и сухопутным сообщениям. Проходил сбор пошлин на заставах “мытниками” либо “мытчиками”. Сборщики мыта являлись предшественниками таможенников.

Ученые единодушно признают происхождение термина “таможня” от тюркского “тамга”.

В следующие столетия таможенное российское дело постепенным образом развивалось. Ученые подчеркивают, что к середине 16 века аппарат сбора пошлин стал централизованным, а таможенное обложение – регламентированным. Такая регламентация реализовывалась посредством таможенных уставных грамот, которые представляли собой контракт, на основе которого откупщик брал на себя взимание таможенных сборов совместно с обязанностью уплаты казне определенной суммы.

Некоторые вопросы урегулирования таможенного дела включились Соборное Уложение 1649 года, освобождались от уплаты внутренних таможенных платежей:

  • дворянское население;
  • дети бояр;
  • иноземцы и разные служивые люди.

Образование единой структуры государственной таможенной службы относится к 25.11.1653 года, в этом день произошло подписание царем Алексеем Михайловичем первого в российской истории Таможенного устава. В числе важных шагов по развитию таможенной политики и таможенного права отмечен Новоторговый устав 1667 года, который, в сущности, представил собой синтез кодексов:

  • таможенного;
  • налогового;
  • бюджетного.

spravochnick.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *