Технопарк детский это – Детский технопарк — что это? — Блог инспектора народного образования

Содержание

Детский технопарк — что это? — Блог инспектора народного образования

Теперь  школьник может получить дополнительное образование по таким направлениям как киберфизика, авто-, космо-, аэромоделирование, нейро-, биотехнологии, программирование и др., просто записавшись в детский технопарк. Правда, пока это можно сделать не везде — первые детские технопарки — «Кванториумы»-  открылись в Ханты-Мансийском автономном округе и Татарстане. Но уже на очереди  Алтайский край, Московская и Новосибирская области. Первые технопарки появятся и в Хабаровском крае. Всего же до конца 2016 года детские технопарки должны начать работать в 14 регионах России. В технопарки принимаются дети от 5 до 18 лет. Обучение бесплатное.

Детские технопарки создаются Минобрнауки совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) в рамках нового проекта  «Новая модель системы дополнительного образования детей», предложенного АСИ.  Цель проекта — вовлечение как можно большего количества учащихся в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в различных областях

. Проект поддержан Президентом РФ Владимиром Владимировичем  Путиным.

АСИ определило 14 ведущих технических направлений: робоквантум,  авиаквантум, автоквантум, гелеоквантум, ноухауквантум (изобретательство), радиоквантум, ITквантум, dataквантум (геоинформатика), биоквантум (биоинженерия), энерджиквантум, космоквантум, наноквантум, нейроквантум (нейротехнологии), экоквантум.

Типовая структура детского технопарка: 1Т-класс, электроника, промзона, грязный цех и  коворинг.

Например, детские технопарки — «Кванториумы» – состоят из таких блоков:

«IT-квантум» – где школьники, начиная с младших классов, знакомятся с программированием и защитой информации;

«Биоквантум» – школьники знакомятся  с микробиологией и биотехнологиями;

«Робоквантум» – посещающий этот блок ученики знакомятся с мехатроникой и прикладным программированием;

«Энерджиквантум» – в этом блоке изучают азы  маломерного  инновационного судостроения;

«Аэроквантум» – посвящается  знакомству с созданием беспилотных летательных аппаратов (дронов) и т.д.

В  «Кванториумах» дети в игровой форме осваивают самые передовые технологии, получают практические навыки их применения. При этом каждый сможет перейти из одного «квантума» в другой.

В технопарках школьники и абитуриенты будут разрабатывать инженерные и исследовательские проекты, работая на современном оборудовании под руководством отраслевых экспертов и преподавателей вузов. Кроме того, они будут активно участвовать в международных инженерных соревнованиях по ключевым направлениям технологического развития  – энергосберегающие технологии, беспилотный наземный и воздушный транспорт, частная космонавтика и другие.

Обучение в технопарках строится  на базе деятельностно-ориентированного подхода.  Особенность образовательного процесса

— разделение его на две составляющие:

  • командная проектная работа с установкой на результат;
  • получение ребенком сквозных, надпредметных компетенций, таких как умение правильно ставить и достигать цели, распределять обязанности в команде, добиваться конкурентоспособных результатов работы в условиях жестких сроков.

Специалисты технопарка — профессиональные педагоги — станут для школьников проводниками при вовлечении их в современную научно-техническую сферу.

Т.о., детский технопаркэто новая модель дополнительного образования, позволяющая  детям на высоком уровне получать начальные профессиональные умения и навыки по техническим дисциплинам, доступ к современным программам допобразования в области технологий, дающая возможность развиваться молодым талантам и показывать своё мастерство на различных выставках и конкурсах.

По словам  директора направления «Социальные проекты» АСИ Светланы Чупшевой, «

детский технопарк – современное пространство с новейшим оборудованием мировых стандартов».

С появлением  технопарков реформируется и сама система дополнительного образования. Она будет больше ориентирована на технические направления.

Партнеры новой модели дополнительного образования – промышленные предприятия, молодые технологические предприниматели, научные институты и университеты, а также компании, работающие в сфере детского дополнительного образования.

Идею создания детских технопарков поддержали многие регионы России.

Так, детские технопарки в 2016 г. откроются в Москве, Дмитрове, Жуковском, Королеве, Реутове, а также  в Ульяновской области,  Самаре,  Челябинской области,  Новосибирске и др. Компания Lego также построит в 6 российских городах  высокотехнологичные детские технопарки.

Справочно. По статистике Минобрнауки России  более 50% школьников посещают учреждения дополнительного образования, при этом только 4% из них вовлечены в научно-техническое творчество. К  2020 году не менее 75% детей от 5 до 18 лет должны заниматься во внешкольных кружках и секциях, а охват научно-техническим  творчеством должен  увеличиться в 2-2,5 раза. В США занимается в научно-технологических центрах — 20% детей, в Японии — 10%, в Татарстане —  8%.

 

При подготовке использованы материалы:

АСИ отобрало шесть регионов для строительства детских технопарков

http://www.rosbalt.ru/main/2015/06/04/1405155.html

http://www.rg.ru/2016/02/02/rakova.html

http://www.mskagency.ru/materials/2510041

http://www.mami.ru/news_new.php?id=8094

РИА Новости http://ria.ru/society/20160121/1362773111.html#ixzz3zHtjMcfm

http://asi.ru/news/38313/ https://asi.ru/upload/iblock/b00/Presentation_technopark_2015.pdf

и др.

Также в блоге по теме

Даешь детские технопарки!

 

eduinspector.ru

инструкция для родителей / Новости города/ Сайт Москвы

Что такое детский технопарк?

Детский технопарк — это площадка, где старшеклассники знакомятся с высокотехнологичным оборудованием и специализированными программами. Здесь ребята осваивают передовые технологии, учатся работать в команде и применять полученные навыки для создания собственных проектов. Детские технопарки открывают для того, чтобы поднять престиж рабочих и инженерных профессий, создать базу для подготовки новых профессиональных кадров.

Где в Москве есть технопарки для детей?

Сейчас в городе семь детских технопарков. Первые два открылись в 2016 году на базе технопарка «Мосгормаш» (Каширский проезд, дом 13, строение 4) и технополиса «Москва» (Волгоградский проспект, дом 42, корпус 13). Один заработал в ноябре 2017-го — «Байтик» в Троицке (Сиреневый бульвар, дом 11). Четыре открылись в декабре 2017-го — на базе Московского центра упаковки (улица Зорге, дом 9а), в технопарке «Калибр» (улица Годовикова, дом 9), в технопарке «Сколково», а также в Московском финансово-юридическом университете (улица Введенского, дом 1а).

До конца года появятся еще пять. Это будут детские технопарки на базе Московского политехнического университета (улица Лефортовский Вал, дом 26), в Национальном исследовательском университете «МИЭТ» (Зеленоград, площадь Шокина, дом 2), на базе Российского государственного социального университета (улица Беговая, дом 12), Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (Госпитальный переулок, дом 4/6) и на ВДНХ. В 2018 году откроется еще один детский технопарк на базе Курчатовского института.

Чему учат в технопарках?

У каждого технопарка свой набор программ. В технополисе «Москва» изучают авиамоделирование, робототехнику, нанотехнологии, промышленный дизайн и энергетику. Юные авиаторы учатся проектировать и собирать коптеры, робототехники — конструировать и программировать роботов. На занятиях по промышленному дизайну дети придумывают дизайнерские решения для разных технологичных изделий — от станка до автомобиля. А программа «Нанотехнологии» учит синтезу и модификации на микро- и наноуровнях.

В «Мосгормаше» три лаборатории: геоинформатики, космонавтики и робототехники.

В «Байтике» также есть три лаборатории, в которых ведутся занятия по восьми направлениям: «Программирование», «Робототехника», «Летательные аппараты», «3D-моделирование и прототипирование», «3D-визуализация и компьютерная анимация», «Видеомонтаж», «Дизайн интерфейсов» и «Интернет вещей».

Технопарк Московского центра упаковки предлагает детям заниматься не только по техническим направлениям («Архитектура и дизайн», «Макетирование», «Инженерные решения»), но и по программам, которые помогут подросткам получить знания и навыки в сфере продвижения и правового оформления проектов.

Детский технопарк «Калибр» специализируется на 3D-моделировании и компьютерной анимации. Для юных мультипликаторов уже открыты четыре лаборатории: «Основы трехмерного моделирования», «Компьютерная анимация и технологии захвата движения», «Компьютерная анимация в виртуальной реальности», «Компьютерная анимация в дополненной реальности».

Во флагманском «Кванториуме» в «Сколкове» для подростков работают 12 лабораторий: космонавтики, робототехники, геоинформатики, биотехнологий, нанотехнологий, авиамоделирования, информационных технологий, VR/AR (изучение основ виртуальной реальности, а также разработка и создание программ и приложений в этой области), энергетики, автомоделирования, когнитивных исследований (изучение основ искусственного интеллекта), промышленного дизайна.

Отличительная особенность технопарка в «Сколкове» в том, что в нем возможны занятия по всем основным направлениям детского творчества, а также здесь проходят обучение преподаватели подобных технопарков для детей.

В «Наукограде» Московского финансово-юридического университета с 1 февраля 2018 года заработают четыре лаборатории: архитектуры и геоинформатики (изучение и проектирование географических информационных систем), ИТ (изучение основ программирования), графического и промышленного дизайна (изучение основ дизайна, проектирования в 3D) и робототехники (изучение основ робототехники, типов и видов роботов, искусственного интеллекта).

Там также открыт кинолекторий для проведения лекций, дискуссий, круглых столов, просмотра научных фильмов и обсуждений с ведущими специалистами отрасли. До 1 февраля 2018 года, когда запустят основные обучающие программы, в детском технопарке будут проходить мастер-классы.

Как детям могут пригодиться эти знания?

Занятия в технопарках развивают у ребят практические инженерные и конструкторские навыки. Они учатся работать на современном оборудовании, получают знания и навыки научно-технических и инженерных профессий, а после окончания всего курса могут заключить отложенные трудовые договоры с ведущими компаниями. А еще наиболее талантливые выпускники детских технопарков могут получить возможность поступления в профильные вузы на льготных условиях.

На какой возраст рассчитаны занятия?

Технопарки «Москва» и «Мосгормаш» разработали программы для подростков 13–17 лет, «Байтик» — 14–17-летних. В «Наукоград» на мастер-классы приходят дети от 10 лет, а занятия рассчитаны для школьников с 14 лет. В детские технопарки на базе Московского центра упаковки и технопарка «Калибр» можно записать ребят от 14 до 18 лет, в «Сколково» — от 12 лет.

Уроки платные?

В технопарках «Мосгормаш», «Москва» и «Сколково» занятия бесплатные, в «Байтике» — платные, в «Наукограде» есть как платные, так и бесплатные занятия, в технопарках «Калибр» и Московского центра упаковки занятия платные, но при этом проводятся бесплатные мастер-классы.

В какой форме проводят занятия?

В технопарках проводят лекции, практические работы, мастер-классы. Занятия бывают и в игровой форме.

Как долго длится курс?

По продолжительности курсы отличаются. Есть рассчитанные на один — три года, есть краткосрочные, которые длятся от двух до шести месяцев. В программе детских технопарков бывают и выездные уроки для учеников школ, и летние экспресс-курсы. Например, этим летом на экспресс-курсах в технопарках «Москва» и «Мосгормаш» занятия шли с понедельника по пятницу.

Как часто и как долго идут уроки?

Как правило, занятия проводятся два раза в неделю. Один урок может длиться от часа до четырех с четвертью. Подробности — в расписании технопарков:

— «Байтик»; 

— «Москва»;

— «Мосгормаш». 

Расписания занятий в «Наукограде» (Московский финансово-юридический университет), детских технопарках на базе Московского центра упаковки, «Калибра» и «Сколкова» появятся позже.

Технопарки проводят занятия и в дни школьных каникул.

Сколько детей обычно присутствует на занятиях?

На одном занятии обычно бывает от восьми до 15 человек.

Проводятся ли на занятиях в технопарках экзамены?

Во время обучения возможен промежуточный анализ усвоенных знаний, но только для того, чтобы скорректировать или дополнить программы занятий. Ребята также защищают проекты, созданные персонально или в группе.

Какой документ выдают по окончании обучения?

В случае успешной защиты проектной работы выдается сертификат о прохождении курса.

Как записаться на занятия?

«Наукоград» и «Байтик» открыли запись на своих сайтах.

Чтобы пройти курс в детском технопарке Московского центра упаковки, нужно зайти на портал iMoscow (регистрация началась 6 декабря) или позвонить по телефонам: 8 (495) 984-71-58 и 8 (495) 926-57-69. Кроме того, можно отправить заявку по электронной почте: [email protected]

Кто может посещать занятия в технопарках?

Занятия могут посещать школьники и учащиеся первых курсов колледжа. Специальные знания и навыки не требуются, но умение рисовать для ряда направлений приветствуется. Вступительные испытания не проводятся, учиться в технопарке может любой желающий.

Есть ли в технопарках дни открытых дверей?

Каждый из технопарков организует дни открытых дверей. Например, в этом году «Мосгормаш» и «Москва» провели их 1 сентября. Гости побывали на мастер-классах по всем обучающим курсам, попробовали себя в робототехнике, нанотехнологиях, космонавтике, промышленном дизайне и смогли записаться на курсы. Им показали все исследовательские лаборатории, продемонстрировали, как работают научные приборы, и вкратце рассказали о каждом направлении технопарков.

8 и 9 декабря в рамках акции «День без турникетов» дни открытых дверей прошли в детских технопарках «Калибр», «Мосгормаш», в технопарках Московского центра упаковки и в технополисе «Москва».

В технопарке «Наукоград» регулярно будут проводиться бесплатные пробные занятия, мастер-классы, открытые лекции. Также будет работать «Музей развития науки и техники», который расскажет о техническом прогрессе с начала XIX века до наших дней.

Подробная информация о мероприятиях и график работы музея будут размещаться на сайте технопарка и на портале iMoscow. Записаться можно будет онлайн.

Кто учит детей в технопарках?

Ребят в детских технопарках обучают высококвалифицированные преподаватели профильных вузов и работники ведущих предприятий города — индустриальных партнеров.

www.mos.ru

STEAM-проекты в детском технопарке. Что такое детский технопарк?

Прежде чем говорить о STEAM-проектах в детских технопарках, необходимо определиться с понятиями и смыслами. Ответить на вопросы: что такое STEAM и детский технопарк.

Первая часть посвящена понятию “детский технопарк”.

Детский технопарк – это проектная лаборатория, в которой школьники работают над конкретным реальным продуктом, проводят исследования с использованием современного оборудования.

Наиболее известные детские технопарки – “Кванториумы”. В Стандарте детского технопарка «Кванториум» отмечается, что “Кванториум” – это образовательная организация, осуществляющая обучение по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной и технической направленности, соответствующим приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации, с целью формирования у детей изобретательского, креативного, критического, продуктового мышления и подготовки будущих кадров для высокотехнологичных отраслей. Цель детского технопарка: вовлечение как можно большего количества учащихся в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в различных областях.

Масштабный проект “Кванториум” входит в стратегическую инициативу «Новая модель системы дополнительного образования детей». Инициатива направлена на:

  • формирование устойчивой многоуровневой системы внешкольной работы с детьми, базирующейся на государственно-частном партнерстве 

  • реализацию современных программ дополнительного образования с целью выявления и развития таланта в каждом ребенке.

Если Кванториум – новая модель, то что надо оставить в прошлом, что изменить, что привнести принципиально нового?

Чем не устраивает прежняя модель дополнительного образования детей?

Поскольку детский технопарк – это техническая и естественно-научная направленность дополнительного образования, посмотрим на положение вещей в образовании на примере физики. 

Познакомьтесь с фрагментом книги Ричарда Фейнмана “Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!” Автор Ричард Фейнман, лауреат Нобелевской премии (1965), автор учебника «Фейнмановские лекции по физике», который и по сей день считается одним из лучших учебников по общей физике для студентов, один из создателей современной квантовой электродинамики.

О том, что описанная проблема присуща нашему образованию, свидетельствует низкое положение в исследованиях  PISA. В ходе исследования оцениваются знания и умения учащихся в возрасте 15 лет в функциональном чтении, математической грамотности и естественных науках:

  • Способны ли учащиеся анализировать, искать и находить причины и представлять собственные идеи?

  • Насколько учащиеся способны применять свои умения и знания в реальной жизни?

Вывод: нашей системе образования присуща фрагментарность знаний, изучение понятий, без выхода на осмысленность, а значит не формируется понимание законов природы.

В выступлении «Образование и осознанный выбор будущего. Как это работает?» Леонид Сергеевич Илюшин, доктор педагогических наук, профессор кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университет на основе результатов анкетирования более 2000 учащихся сформулировал дефициты современного образования:

  • Радости и удовольствия.

  • Состояния «потока».

  • Понимания смысла.  

  • Уважения и сочувствия.

Вывод. Сегодня наблюдается накапливающаяся “образовательная усталость” школьников в условиях отсутствия реальных целей и смыслов собственного образовательного поведения, чрезмерной загруженности, нарастающего одиночества.

Благодаря чему можно восполнить дефициты образования?

Опираться на главные образовательные ресурсы школьников: личное время, внимание и активность, опыт совершения выбора.  

Школьникам и школе не хватает «конструирования» мечты, поиска «зоны риска», получения проб и опыта без оценивания, аудита собственных целей.

 

Социальный заказ на образование формирует государство, семья и общество. Что это значит?

Работающие в системе образования должны знать о том, какие сферы промышленного сектора региона сейчас развиваются. В каких кадрах сейчас нуждается реальный сектор экономики региона? В каких будут нуждаться через 5? 10 лет?

Задав себе этот вопрос, осознала, что у меня нет объективных ответов на эти вопросы.

Система образования, если это система, должна видеть не только внутренние связи и отношения, но и внешние связи. Т.е. чётко понимать социальный заказ, переводя его в конкретные задачи.

Видим ли мы эти задачи? Повышая квалификацию педагогов – работаем ли на решение этих задач? Видим ли мы шире предмета своей деятельности? Работаем ли на понимание этих задач руководителей и педагогов?

Скажу про себя – нет. А если и затрагиваю, то больше интуитивно, а не целенаправленно.

Вывод. Разрыв между образованием и потребностями реального сектора экономики увеличивается. При этом образование – это задел на профессиональную деятельность человека.

Эта проблема наиболее остро встала к середине 90-х годов. Как ответ на проблему появились новые формы взаимодействия академической среды и индустрии. Появились примеры подготовки специалистов, отвечающих ожиданиям работодателей и современным технологическим требованиям. Стали создаваться корпоративные образовательные проекты в виде самостоятельных школ, центров, кафедр и, даже университетов.  

По ряду объективных причин лидерами в данном вопросе стали IT-компании, для которых кадры нужного качества и в большом объеме не умел выпускать ни один университет на тот момент.  

Например:   

  • «Яндекс», ABBYY, «Лаборатория Касперского», 1С создали базовые кафедры в МФТИ.  

  • IBS открыл сразу несколько факультетов в вузах.  

  • Cisco запустила свою Академию.  

  • Mail.Ru Group создала ряд образовательных технопроектов (Технопарк, Техносфера, Технотрек, Техноатом и Технополис).

Факультативы и спецкурсы вели только практики – сотрудники компании.  

Проектный подход и использование «боевых задач» стало основой для подобных курсов. К тому же была поставлена задача сделать их массовыми, бесплатными для студентов и при этом элитарным (конкурс сегодня составляет до 10 человек на место, и это внутри самых топовых вузов страны). Опыт оказался успешным (по материалам статьи С. Марданова “Как бизнесу эффективно работать с университетами – советы и кейсы”).

Примерно через 10 лет стало понятно, что для подготовки специалистов, способных работать в высокотехнологичных отраслях, поздно начинать в ВУЗе. Сейчас считается, что рубежный возраст 12 лет. Если начинать подготовку позже, то отставание от сверстников, которые стартовали до 12 лет, будет невосполнимым.

Поэтому во всём мире крупнейшие корпорации начали открывать Центры компетенций, STEM-центры, ЦМИТы (Центры молодежного инновационного творчества).

Большие надежды возлагались на STEM-подход.

 

  • Science – освоение методов научного познания, с их помощью понимание законов природы.
  • Technology – цифровые лаборатории, средства сбора и обработки данных, т.е. инструментарий для применения методов научного познания. А также графический дизайн, программирование мобильных приложений, 3D-моделирование и т.д.
  • Engineering – инженерный подход. Развитие инженерно-конструкторского мышления. Признаки инженерного подхода: создание прототипа, итерационность, создание материальных объектов (улучшение существующих или разработка принципиально новых).
  • Mathematics –  математические методы, статистика, программирование.

Это принесло определенные плоды. И успех заложен в формировании естественно-научной картины мира, развитии исследовательских и инженерно-конструкторских умений.

Но проблема заключалась в том, что чаще всего инженерная мысль и деятельность завершалась созданием модели, прототипа. Робототехника ради соревнований – кто точнее и быстрее проедет по линии. Создание моделей умного дома без реального применения на практике и т.д. И как следствие, дети охотно  начинали заниматься, а через год-два мотивация резко падала.

В России всегда хорошо со смекалкой, идеями, но довести свою идею до понимания, где конкретно это может применяться, объяснить идеи потенциальному инвестору – на этом этапе возникали и возникают большие затруднения.

Переход к STEAM

В статье “ИТ-компаниям нужны гуманитарии, а не STEM-специалисты” рассматривается кризис STEM подхода в образовании. В промышленном секторе, особенно в IT-сфере считается, что время STEM уже прошло. Наступило время STEAM-образования и уже разработаны школьные и университетские курсы в этом направлении. Ключевой является добавленная буква «A» — от английского «Arts», гуманитарные отрасли знания.  

 

ИТ-бизнесу теперь нужны именно STEAM-специалисты. Знаний о том, как создать высокотехнологичный продукт, больше недостаточно. В частности потому, что машины вскоре смогут автоматизировать все, связанные с обработкой технических данных, задачи.

Сфера деятельности людей – понимание запросов и поведения других людей, для которых создаются товары и услуги.  Первым эту мысль сформулировал еще Стив Джобс после того, как Apple выпустила первый iPad. «Мы в Apple убеждены, что одних технологий недостаточно. Только альянс технологий с искусством и гуманитарными знаниями приносит результат и заставляет наши сердца петь».  

Доля гуманитариев в инженерных бизнес-проектах всё увеличивается по сравнению со специалистами, получившими STEM-образование.

По мнению руководителей крупных ИТ-компаний, в подготовке инженеров всё большее место должны занимать философия и психология.

Национальный фонд гуманитарных наук США заявил, что «только активация обоих полушарий мозга научит людей мыслить инновационно и креативно, что будет иметь решающее значение для роста экономики в XXI веке и создания высокоэффективных рабочих мест».  
Вывод: наблюдается однобокость в подходах к образованию: естественно-научный или гуманитарный, что не позволяет полноценно решать сегодняшние задачи. И дополнительное образование, как правило, не решает эту проблему, а подчас усугубляет. Смещается акцент с результата на следствие. Победы в соревнованиях и конкурсах считаются главными результатами деятельности.  

Рассмотрим подробнее понятие “детский технопарк”.

Технопарк: научно-производственный комплекс, совмещающий взаимосвязанные фундаментальные исследования, опытное производство, внедрение разработок и рынок (включая подготовку менеджеров и специалистов по маркетингу) (Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой).

Детский технопарк отличается от технопарка как и научное исследование от учебного. Те же компоненты, последовательность этапов, содержание деятельности. Отличается уровнем новизны и масштабности.

Цель деятельности детских технопарков: вовлечение как можно большего количества учащихся в инженерно-конструкторскую и исследовательскую деятельность в различных областях.

Задачи:

  • Создать систему научно-технического просвещения через привлечение детей и молодёжи к изучению и практическому применению наукоёмких технологий.

  • Выстроить социальный лифт для молодежи, проявившей значительные таланты в научно-техническом творчестве.

  • Обеспечить подготовку национально-ориентированного кадрового резерва для наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики.

  • Разработать и внедрить новый российский формат дополнительного образования детей в сфере инженерных наук.

  • Обеспечить системное выявление и дальнейшее сопровождение одаренных в инженерных науках детей.

«Кванториум» – это среда ускоренного развития инженерных, исследовательских навыков и изобретательского мышления детей на основе проектной, командной деятельности под руководством компетентных наставников и при деятельном участии родителей.

Marina Rakova, генеральный директор Фонда новых форм развития образования: “Мы считаем, что ребенка нужно готовить не к адаптации под изменения в будущем, а к готовности создавать вокруг себя новую реальность”.

Детские технопарки «Кванториум» – это площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей.

Проект “Кванториум” направлен на формирование нового отношения к деятельности в системе дополнительного образования. Именно дополнительное образования в силу его гибкости может восполнять дефициты образования, выполнять социальный заказ образованию.

В Псковской области в октябре 2018 года открывается “Кванториум”. Это трёхэтажное здание, площадью  1400 кв.м. 

#КванториумПсков – это 5 научных лабораторий – квантумов: Робоквантум, Наноквантум, Геоквантум, Промышленный дизайн, Дополненная и виртуальная реальность. Сердце “Кваториума” – Хайтек-цех.

 

Анализируя основные принципы создания и функционирования детских технопарков «Кванториум», подходы к организации образовательной деятельности, можно констатировать, что деятельность Кванториума базируется на STEAM подходе.

 

 

Дополнительные образовательные программы Кванториума разделены на 3 уровня. Переходя с уровня на уровень, дети решают усложняющиеся реальные задачи, создают устройства и программное обеспечение, нужные людям здесь и сейчас в сотрудничестве с разными взрослыми.

Деятельность нацелена на развитие:

  • Hard-skills – понимание законов природы, знания из разных предметных областей, инструкций, правил обращения с конкретным оборудованием, техника безопасности и ограничения.

  • Soft-skills – гибкие надпрофессиональные навыки:

    • Умение разделить проект на конкретные задачи, которые будут решаться и приведут к эффективному результату.

    • Особенностью является то, что фокус не на индивидуальное развитие, а на работу в команде. При этом формируется кросс-функциональные команды.

    • Продуктовое мышление. Изобретая, знаем ответ на вопросы зачем? (цель) и  ради чего? (ценность и смысл). Понимание того, для чего это нужно и какой выйдет продукт – материальный объект. Потому что  развитие науки и технологий должно идти в приложении к каким-то определённым сферам.

В чём новизна представленной модели дополнительного образования?

Появляется возможность:

  • Перейти от предметного подхода к интеграционному междисциплинарному подходу, позволяющему перейти от информационной модели к знаниевой – пониманию законов природы.

  • Восполнить дефициты:

    • Радости и удовольствия – общение между сверстниками, со взрослыми; удовольствия от результатов своей работы.

    • Состояния «потока» – увлечённость делом, когда не замечаешь ничего вокруг, когда летит время.

    • Понимания смысла – знать ответы на вопросы: зачем я делаю (цель), ради чего я делаю (смысл и ценность).  

    • Уважения и сочувствия – возможность выбора и ошибки.

  • Выполнить социальный заказ образованию, поскольку активное участие принимают представители реального сектора экономики: сотрудники и инженеры ведущих предприятий и заводов; учёные ведущих университетов региона.

 

Молодые люди осознанно выбирают профессии инженера-изобретателя, инженера-конструктора, технологического предпринимателя, учёного.  

Список источников:

  1. Детские технопарки по всей стране. Что создают в кванториумах инженеры-изобретатели из поколения Z (интервью М. Инкина)

  2. Л.С. Илюшин «Образование и осознанный выбор будущего. Как это работает?»

  3. Что такое «Кванториум», или Как из красноярских школьников будут готовить суперсовременных инженеров

  4. В России появилась сеть детских технопарков «Кванториум»

  5. Новые уроки труда потребуют оснащения школ и переобучения учителей

  6. ИТ-компаниям нужны гуманитарии, а не STEM-специалисты

  7. Как размножаются мейкеры

  8. Как бизнесу эффективно работать с университетами – советы и кейсы

novator.team

12 детских технопарков в каждом округе столицы: адреса, специализация

Готовимся к новому учебному году. 12 детских технопарков (кванториумов) в каждом округе столицы ждут юных Кулибиных. Здесь учат робототехнике, геоинформатике, авиамоделированию, дизайну и многому другому, более чем 20 направлениям. Проектируйте беспилотники, изучайте технологии виртуальной и дополненной реальности, ИТ и даже блокчейн.

В детских технопарках школьники (изначально программы были рассчитаны только на старшеклассников, но сегодня есть программы и для детей помладше) знакомятся с высокотехнологичным оборудованием и специализированными программами. Здесь ребята осваивают передовые технологии, учатся работать в команде и применять полученные навыки для создания собственных проектов. 

Занятия в детских технопарках развивают у ребят практические инженерные и конструкторские навыки, обучают их высококвалифицированные преподаватели профильных вузов и работники ведущих предприятий города — индустриальных партнеров.

Занятия проходят в различных форматах: лекции, практические работы, мастер-классы, а также развивающие игры.​

Запись осуществляется здесь: imoscow.mos.ru/ru/zapisatsia-v-detskii-tekhnopark

Минобрнауки рассчитывает, что таким образом молодые таланты будут активно развиваться и занимать призовые места на ведущих международных конкурсах мастерства среди детей, подростков и юношества. Это механизм реабилитации науки и техники.

Детские технопарки, адреса и специализация

ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК НА ТЕРРИТОРИИ ТЕХНОПОЛИСА МОСКВА

Аэрокосмос
Робототехника
Нанотех
Энергетика
Промышленный дизайн

109316, г. Москва, Волгоградский пр-т, д. 42, корп.13

www.technomoscow.ru/

ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК НА ТЕРРИТОРИИ ТЕХНОПАРКА МОСГОРМАШ

IT
Аэрокосмос
Робототехника

115201, г. Москва, Каширский пр-д, д. 13, стр. 4

vk.com/technopark_mgm

ДЕТСКИЙ IT-ТЕХНОПАРК “БАЙТИК”

IT
Аэрокосмос
Робототехника

108840, г. Москва, г. Троицк, Сиреневый б-р, д.

www.bytic.ru/

ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК ABSTRACT

Материалы
Промышленный дизайн

125252, г. Москва, ул. Зорге, д. 9 А, стр. 2

www.arch-tehnopark.com/

ДЕТСКИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ТЕХНОПАРК НА БАЗЕ ОАО “КАЛИБР”

ITА

129085, г. Москва, ул. Годовикова, д. 9, стр.1

www.kalibroao.ru/

ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК НА ТЕРРИТОРИИ ТЕХНОПОЛИСА СКОЛКОВО

IT
Аэрокосмос
Машиностроение
Робототехника
Нанотех
Энергетика
Промышленный дизайн

143026, г. Москва, территория Инновационного центра «Сколково», Большой б-р, д. 42, корп. 1

roskvantorium.ru/

ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК “НАУКОГРАД”

IT
Робототехника
Промышленный дизайн

117342, г. Москва, ул. Введенского, д. 1А

naukograd.mfua.ru/

ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК “CMAPT-ПАРК”

IT
Биотехнологии
Электроника и микроэлектроника
Робототехника

124498, г. Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, д. 1, стр. 8

www.abiturient.ru/prepare/e/97527

ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ИНЖИНИРИНГА МОСКОВСКОГО ПОЛИТЕХА

Аэрокосмос
Машиностроение
Робототехника
Промышленный дизайн

111250, г. Москва, ул. Лефортовский вал, д. 26

mospolytech.ru/index.php?id=5757

ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РГСУ

IT
Робототехника
Промышленный дизайн

125284, г. Москва, ул. Беговая, д. 12

technopark.rgsu.net/

ИНЖИНИРИУМ МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА

IT
Аэрокосмос
Робототехника
Нанотех

105005, г. Москва, Госпитальный пер., д. 4-6

inginirium.ru/

ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК “КУЛИБИН ПРО”

IT
Материалы
Робототехника

129223, г. Москва, Проспект Мира, д. 119, павильон № 2, ВДНХ

kulibinpro.ru/

Возраст?

Технопарки «Москва» и «Мосгормаш» разработали программы для подростков 13–17 лет, «Байтик» — 14–17-летних. В «Наукоград» на мастер-классы приходят дети от 10 лет, а занятия рассчитаны для школьников с 14 лет. В детские технопарки на базе Московского центра упаковки и технопарка «Калибр» можно записать ребят от 14 до 18 лет, в «Сколково» — от 12 лет.

Платно или бесплатно?

Бывает и так, и так.

Обычно дети занимаются в кванториумах бесплатно. За это платит государство и компании, заинтересованные в выращивании кадров мирового уровня для своих нужд.

В технопарках «Мосгормаш», «Москва» и «Сколково» занятия бесплатные, в «Байтике» — платные, в «Наукограде» есть как платные, так и бесплатные занятия, в технопарках «Калибр» и Московского центра упаковки занятия платные, но при этом проводятся бесплатные мастер-классы.

Вступительные испытания не проводятся, учиться в технопарке может любой желающий.

Продолжительность обучения

По продолжительности курсы разные, есть на 1-3 года, есть краткосрочные, на 2-5 месяцев. В программе детских технопарков бывают и выездные уроки для учеников школ, и летние экспресс-курсы. 

Например, в августе 2018 года детский технопарк «Кванториум» примет 200 учеников в Школе исследователей и изобретателей «ЮниКвант» на базе МДЦ «Артек». Дети познакомятся с космическими и биотехнологиями; виртуальной и дополненной реальностью; аэро- и геонавигацией, автотранспортными системами.

Как правило, занятия проводятся два раза в неделю; урок может длиться от часа до более чем четырёх часов, на занятиях присутствует обычно около 10-15 человек.

В случае успешной защиты проектной работы выдается сертификат о прохождении курса.

www.toybytoy.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *