Тьютор в школе – Тьюторство В Школе | Международная Школа Практической Педагогики (МШПП) International School of Practical Pedagogy (ISРР)

Содержание

В российском образовании появилась новая должность тьютора — Российская газета

В профессиональных квалификационных группах приказами минздравсоцразвития теперь значатся неведомые до сих пор диспетчер образовательного учреждения, диспетчер факультета, советник при ректорате, учебный мастер и тьютор.

Пожалуй, больше всего вопросов вызывает введение должности тьютора. Чем же будет заниматься в школе этот человек?

Tutor – в переводе с английского (именно из Англии пришел к нам этот “персонаж”) значит – “домашний учитель, опекун”. Это же слово, но в качестве глагола, переводится как – “обучать, давать уроки, наставлять”. В туманном Альбионе такой наставник прикрепляется к ученику сразу по прибытии в среднюю школу. И “ведет” его вплоть до поступления в высшее образовательное учреждение. Да и там не оставляет: помогает работать над проектами. Например, сейчас в Оксфорде 60 процентов учебного времени отводится на работу с тьютором, а остальные 40 – на лекции и семинары.

Тьютор в понимании англичан – наставник, психолог, конфликтолог, правовед, друг и помощник ученика на пути выбора дальнейшего образовательного направления и в целом чуть ли не “мама родная”. Для школьников и студентов Великобритании такой подход вполне уместен, ведь многие учебные заведения в этой стране работают по принципу пансиона: ребенок живет в “школьном городке”, лишь на выходные выбираясь в родительский дом. Поэтому именно с тьютором в течение недели обсуждаются все проблемы: почему не дается тот или иной предмет, как подружиться с одноклассниками, что ответить обидчику, как удачнее развить тему по какому-либо предмету…

Но сегодня практически в каждой российской школе работает омбудсмен, который защищает права школьника, психолог, социальный работник, классный руководитель, наконец. Получается, что должность тьютора вбирает в себя практически все эти функции. Чем он, допустим, отличается от классного руководителя? Последний следит за успеваемостью, поддерживает связь с родителями, водит ребят в походы. А вот тьютор работает не с целыми классами, а с маленькими группами, с каждым конкретным школьником: помогает ребенку разобраться в успехах, неудачах и правильно сформулировать цели на будущее.

– В образовательных учреждениях должны быть те, кто координирует самостоятельную учебу и выбор учебного профиля, – уверен директор департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко.

Оказывается, в некоторых российских школах уже есть специалисты, готовые помогать ученику индивидуально организовывать мини-кружки для ребят из разных классов, но со схожими интересами. За каждым наставником там “закреплено” не более двух-трех школьников. На этих должностях работают самые квалифицированные учителя и даже вузовские педагоги. Зарплату получают повышенную, так как, по словам некоторых учителей, статус тьютора значительно выше, чем рядового преподавателя.

– Действительно эта профессия очень дорогая и эксклюзивная, – говорит президент тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева, которая существует уже более 10 лет и имеет филиалы в нескольких российских регионах. – В Европе достаточно немного мест, где готовят тьюторов, например Оксфорд и Кембридж.

В России нет пока учебных заведений, где готовили бы именно тьюторов. Но зато есть уже три сертифицированных центра по подготовке тьюторов: в Томске, Ижевске, Москве. В принципе там любой учитель сможет обучиться технологии тьюторского сопровождения.

Появление официальной должности тьютора в квалификационных группах не означает, что во всех школах в обязательном порядке появятся такие специалисты. Брать на работу отдельного тьютора, отправить на повышение квалификации штатного педагога или вовсе проигнорировать такое нововведение – решает сама школа.

Кстати, у слова “тьютор” есть хорошие переводы на русский язык: репетитор, наставник. Почему бы не пользоваться ими? Однако в минобрнауки решили пользоваться общепринятой в мире терминологией.

rg.ru

Кто такие тьюторы и почему они нужны каждой школе

Приходит на помощь ребенку, когда тот не услышал или не понял задание. Он моментально включается в учебный процесс и объясняет ученику материал доступными для него способами (с помощью жестов, карточек PECS), помогает ему выполнять какие-то упражнения, адаптирует под него задания.

Приведу пример. Первоклассники на уроке ИЗО делают аппликацию слона. Ребята вырезают несколько фигур из цветной бумаги (круги и овалы), а потом наклеивают их на белый лист. Ребенок с ОВЗ в младшей школе часто не умеет крепко держать ножницы, соответственно, никак не может вырезать сложные фигуры. Но мы не отказываемся от задания. Просто ребенок выполняет его так, как умеет (а умеет он резать только по прямой). Тогда вместо овала он делает квадрат, вместо круга — прямоугольник.

И пока ребенок с ОВЗ вырезает своего квадратного слона, я помогаю с заданием другим детям.

И так мой подопечный видит, что он включен в рабочий процесс наравне с другими детьми. Что я — не тетенька, которая приставлена к нему, чтобы делать его каким-то особенным. Я — друг и помощник всех ребят, которым нужна моя помощь. Это называется инклюзией. Это очень важный момент, который определяет отношения между детьми в классе.

Конечная цель тьютора — научить ребенка с особенностями жить в обычном мире: переносить шум, находиться в толпе, принимать решения.

И если еще год назад ребенок не умел самостоятельно завязывать ботинки или не справлялся с гигиеническими процедурами, то сейчас мы видим большой прогресс. Мы всегда находимся рядом со своими подопечными и готовы помочь во всем, но если мы уверены, что ребенок на 100% готов выполнить какое-то дело самостоятельно, мы тут же дистанцируемся. Ведь наша задача — стать ребенку ненужными».

Анна Лешкевич очень точно подобрала слова, которые описывают конечную цель любого тьюторства — «стать ребенку ненужными». Пока маленький человек ходит в школу, ему необходима опора, «костыль», без которого не всегда получается уверенно принимать решения, уверенно делать выбор, в случае с инклюзией — уверенно чувствовать себя полноценным и нужным в социуме человеком. И грамотный и опытный тьютор сделает все для того, чтобы ребенок нашел свой путь. И очень жаль, что не все школы признают профессию тьютора важной и жизненно необходимой школьнику.

home-school.interneturok.ru

Тьюторы в школе — Блог инспектора народного образования

Вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. закон об образовании, включение в квалификационный справочник должности тьютор, введение федеральных государственных  образовательных стандартов, переход на новую систему  оплаты труда работников образования открывают реальные возможности введения в школах должности тьютор.

По сообщениям СМИ Министерство образования и науки РФ планирует ввести тьюторов в российских школах как  новые штатные единицы с 2014 года.

Минобрнауки считает, что тьютор-наставник возьмет на себя функции классного руководителя, и тем самым позволит педагогу заниматься своей прямой обязанностью — преподавать профильный предмет. Планируется, что российский тьютор будет курировать сразу несколько классов одной возрастной группы или создавать собственные группы. На тьюторов будут возложены обязанности по индивидуальной работе с учениками. Они будут общаться с учеником, координировать его самостоятельные занятия, оказывать информативную помощь в выборе будущей специализации, способствовать достижению взаимопонимания с одноклассниками и преподавательским составом школы, а также подтягивать отстающих учеников по проблемным предметам.

Необходимость введения данной должности диктуется тем, что для индивидуального развития личностного и образовательного пути каждого ученика, как определено в новом законе об образовании и новых федеральных государственных образовательных стандартах, в образовательных учреждениях должны быть те, кто координирует самостоятельную учебу и выбор учебного профиля.

В настоящее время  идет апробация возможных моделей тьюторства в пилотных регионах страны. Отрабатывается несколько моделей. Модель, когда классные руководители через повышение квалификации получают компетенции тьюторов, при этом они совмещают две должности. Модель, в которой в школах отменяют должность классного руководителя. Учителя занимаются преподаванием, а тьюторы — курируют классы.

Практика введения тьюторов в наших школах существует на протяжении нескольких лет. По сведениям   Татьяны Ковалевой, президента тьюторской ассоциации, первый опыт  тьюторской работы был зафиксирован 20 лет назад. Это была школа «Эврика и развитие» в Томском академгородке . В 1991 году в школе впервые была введена должность тьютора, тогда еще неофициально.

На сегодня тьюторы работают в школах и других образовательных учреждениях  более 20 регионов РФ.   Там, где есть группа тьюторских площадок и оформлена реальная тьюторская практика, создается тьюторский региональный центр.

Более 10 лет существует «Тьюторская Ассоциация», которая имеет филиалы в нескольких российских регионах и свой сайт.

1 сентября 2009 года в Московском педагогическом государственном университете состоялось открытие первой в стране магистратуры по тьюторству.

Есть также сертифицированные центры по подготовке тьюторов в некоторых российских городах, например, Томске, Ижевске, Волгограде, Чебоксарах и др.

Однако, институт тьюторства воспринимается педагогической общественностью неоднозначно.

Противники считают, что добиться реализации такой модели тьюторства в российских школах очень сложно.  Не всякий зарубежный опыт годится для России.

В Англии, где, собственно, и появились тьюторы, это традиционная и уважаемая должность. Там наставник ведёт ребенка всю школу, а потом передаёт институтскому коллеге. С ним обсуждают не только проблемы по учебе, но и личные трудности. Как это приживется на российской земле?В нашей стране все вопросы по учебе ребенок вполне может решить с учителем, а остальные с мамой или папой, считает член координационного совета московского родительского комитета Татьяна Боровикова.

Некоторые учителя считают, что,  не видя школьника в процессе обучения и не зная его реакции, тьютор вряд ли сможет оказать ученику такую же помощь, какую сегодня оказывают классные руководители.

Если школа сама не ориентирована на принцип индивидуализации и  не рассматривает этот принцип в своей деятельности как базовый, то ей тьютор фактически и не нужен, считает Т.Ковалева.

Необходимость тьютора в школе должна быть осознана директором и администрацией. Они должны понимать: им важно заниматься индивидуальными учебными планами или нет? А следовательно, нужен ли им тьютор.

Введение тьюторов  потребует разработки определенных школьных локальных актов: положение о тьюторе, должностная инструкция  и др.

 

При подготовке использованы материалы ряда интернет – сайтов: газеты «Известия», газеты «Комсомольская правда», сайт «Навигатор образования», статьи Галины Кулешовой,к.п.н., Т.М. Ковалевой,президента МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», д.п.н., профессора кафедры педагогики МПГУ, руководителя тьюторской магистратуры, ряда образовательных учреждений, «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08. 2009)

eduinspector.ru

АНОО “Сосновоборская частная школа” – Тьюторство в школе. Зачем? Как? Кто?

Феномен тьюторства  проникает в разные сферы образования: дошкольное, школьное, высшее, профессиональное, инклюзивное и семейное, сегодня оформляется дистантное тьюторство. Появление этого нового методологического подхода закономерно и своевременно, потому что сегодня вектор образования направлен на индивидуализацию. Кроме того, жизнь меняется с неумолимой скоростью, знания устаревают, не успев оформиться в систему, поэтому самым главным умением в жизни становится умение УЧИТЬСЯ! 

Индивидуальный подход и индивидуализация

До сих пор учителя и некоторые управленцы путают индивидуальный подход и индивидуализацию. Учителю на уроке нужно добиться усвоения общей для всех темы, от мастерства и профессионализма педагога зависит то, какие приемы и методы он использует, чтобы учесть индивидуальные особенности учеников: пытливому и любознательному уму он предоставит возможность решить задачу самостоятельно, другому разрешит сделать это по книжке, третьему будет пошагово объяснять решение; задача педагога – нащупать адекватные для каждого ученика способы понять и усвоить материал – это индивидуальный подход. 

Сущность же индивидуализации заключена в понимании того, что дети и их интересы разные, поэтому у них есть право на разное учебное СОДЕРЖАНИЕ. Современный педагог должен понять, что «учить всех» не значит «учить каждого», а «учить учитьСЯ» не значит «просто учить».

Что это такое – тьюторство?     

Тьюторство – это, в первую очередь, сопровождение  индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения.  Но дело в том, что на самом деле, у ребенка нет этой программы, у него могут быть только задумки, замыслы, идеи, неосознанный интерес к чему-то; задача тьютора – помочь ребёнку осмыслить и осознать его познавательный интерес, совместно сконструировать эту программу и помочь её реализовать.

Необходимость в тьюторстве возникает как необходимость педагогического сопровождения освоения и становления НОВОЙ деятельности там, где ещё нет чётких норм, тьюторство «живёт» в ИННОВАЦИОННОЙ среде.

В современной реальности, где быстро появляются и меняются направления, факультеты, профессии, науки, программы, технологии, методы, приёмы, стратегии и стандарты, возникают требования к сопровождению процесса поиска и способов достижения результатов, нужны наставники для обсуждения, рефлексии и анализа опыта, для углубления, конкретизации или изменения деятельности. 

Как работают тьюторы

Важно понять, что тьютор работает со средой, которая должна быть открыта, вариативна и избыточна. Например, наша школа работает в режиме апробации механизмов тьюторства в развитии метапредметных умений.  Ученикам  5-7 классов мы предлагаем большое количество краткосрочных курсов по направлениям смыслового чтения, моделирования, аргументации, учебного сотрудничества и публичного выступления. Выбор курсов начинается с образовательного события, где ученики пробуют свои силы в нескольких направлениях, которые они САМОСТОЯТЕЛЬНО выбрали на этапе рекламы.

Но если мы хотим воспитать человека ответственного, нам нужно создать условия для ОСОЗНАННОГО выбора, основанного на познавательном интересе, поэтому образовательное событие завершается  рефлексивной беседой, в ходе которой педагог-тьютор помогает осознать собственный интерес, самостоятельно сделать и зафиксировать свой выбор. 

Далее тьютор сопровождает развитие в выбранном направлении, проводя тьюториалы, рефлексивные сессии и  индивидуальные беседы с теми, кто по каким-то причинам хочет сменить направление или испытывает трудности в достижении целей. Очевидно, что руководитель курса (учитель)  учит, классный руководитель организовывает, а тьютор –  обеспечивает развитие метапредметных умений. Работа тьютора в любом направлении в конечном итоге ведёт к изменению личности тьюторанта, что и является целью тьюторства!

Тьюторство на разных ступенях школьного образования

В начальной школе тьютор может работать с познавательными интересами ребенка, с подростками полем деятельности тьютора могут стать проекты и исследования, где важно не просто ДАТЬ тему, а, выяснив интерес ребенка, помочь ему выстроить программу, научить работать с информацией и критически к ней относиться. 

В старшей школе областью тьюторства обязательно должно стать профильное и профессиональное самоопределение. Среди средств оценивания результатов обучающихся можно назвать портфолио, эссе, интерактивные папки, рефлексивные дневники и т.п. Важно понять, что тьютор работает на более глубокое и рефлексивное отношение к себе  и всегда «прикреплён» к конкретному человеку.  

Тьютор вооружает  умением работать со своими интересами, потребностями, трудностями, целями, поиском ресурсов для самореализации. 

Технологии тьюторства основаны на педагогическом общении с тьюторантом.  Тьютор – это фасилитатор, он помогает ученику САМОСТОЯТЕЛЬНО находить ответы на вопросы и осваивать новые навыки; он инструктирует, наблюдает, поддерживает и обязательно ВМЕШИВАЕТСЯ в происходящее! 

Основной инструмент тьютора – это вопросы. Уметь ответить вопросом на вопрос, задать такие эффективные вопросы, за счет которых твой подопечный начинает глубже видеть проблему и осознавать способы её решения, уметь продлевать и углублять вопросы — в этом искусство тьютора!  

Сегодня тьютор появился в списке должностей в образовании, есть профстандарт тьютора, интернет предлагает курсы тьюторства, но назвать тьюторскую практику обычной пока нельзя, об этом свидетельствует и имеющее место противостояние, и даже отвержение тьюторства. Несмотря на это, все стремятся обучить своих педагогов на тьюторов «поголовно», но практика показывает, что административным командам школ нужно понять, что, если в школе не создано открытое пространство выбора, то не надо усложнять жизнь детей, учителей и родителей этой непонятной для многих фигурой! И главное – не каждый учитель может стать тьютором, даже если ему хочется: у нас в школе шесть обученных тьюторов, из них реально работают только два, и наоборот, есть  учителя, не прошедшие курсовую подготовку, но с удовольствием работающие с применением тьюторских технологий! Поэтому  коллеги, думайте, нужен ли вам обученный фальсификат… 

chsh.edu.sbor.net

Тьюторство В Школе | Международная Школа Практической Педагогики (МШПП) International School of Practical Pedagogy (ISРР)

Здравствуйте!

Мы собрали все полезные материалы по тьюторству, его нормативным  и методическим основам в одном месте.

Оформив подписку, Вы узнаете:

  •  Условия введения тьюторского сопровождения в образовательной организации.
  • Ошибки при введении тьюторства.
  • Особенности организации труда тьютора.
  • Модели тьюторского сопровождения в школах, организациях СПО, детских садах, вузах.
  • Ответы на часто встречающиеся вопросы по тьюторству.
  • Сколько тьюторов должно приходиться на одного подопечного.
  • Где и как учиться тьюторству
  • и многое другое

Подписаться на рассылку >>

 

 

Здравствуйте!

Не успели рассказать про тьюторскую секцию на X Международном педагогическом форуме.  Мария Чередилина ее проводила на прошлой неделе в г.Санкт-Петербурге. Все присутствующие оказались учителями, некоторые также участвуют в руководстве школой. Мы обсудили три пути к тьюторству, доступных учителю-предметнику:

  1. интуитивный,
  2. освоение тьюторской деятельности и ее самостоятельная адаптация к работе учителя,
  3. освоение конкретных технологий работы учителя, построенных с использованием идей и инструментов тьюторства.

Встреча пролетела на одном дыхании в атмосфере взаимного внимания и со-размышления. Конечно, хотелось бы подробнее показать инструменты и приемы индивидуализации, которые учитель может применять на уроках. Кому интересно получить презентацию встречи и дополнительные материалы, пишите, пожалуйста, в комментариях, обязательно ответим в разумное время.

Еще больше материалов о тьюторстве>>

Здравствуйте!

Сегодня мы по специальной технологии тьюторской ассоциации реконструировали практику наставничества детей-сирот «Мое будущее» и благодаря разнопозиционности участников (выпускник детского дома, директор детского дома, тематический эксперт, тьютор, представитель власти, наставник, руководитель предприятия) вычленили не только возможности, но и дефициты практики, к которым на завтра готовим проектные предложения. Благодарим разработчиков технологии экспертизы Елену Суханову и Сергея Степанова и всех участников за содержательную коммуникацию. Продолжим завтра!

Еще больше материалов о программе наставничества>>

Здравствуйте!

После теплого приема на X Международном педагогическом форуме наше путешествие в тьюторство продолжается в ином формате — эксклюзивном летнем событии Межрегиональной тьюторской ассоциации. Не реже, чем раз в два года, федеральные эксперты ассоциации обязаны подтвердить и повысить свою компетентность, принимая участие в работе Летнего университета тьюторства. В этом году он состоится в Санкт-Петербурге.
Присоединяемся к работе коллег в треке «Дети, оставшиеся без попечения родителей: как помочь выстроить социальную и образовательную траекторию» .

Информационное письмо, навигатор форума и другие подробности смотрите на тематическом сайте: http://mta.lut.2018.tilda.ws/

Еще больше материалов о тьюторстве>>

Здравствуйте, друзья!
26 июля с 12.00 до 13.00 мск выступаю на X Международном педагогическом форуме в Санкт-Петербурге с темой «Тьюторская компетенция – ресурс современного учителя».
Форум проходит по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 15

Чтобы узнать больше о тьюторском сопровождении в школе — получите прямо сейчас бесплатно мой авторский материал «Практический конструктор: выбираем виды и направления тьюторского сопровождения» и статью «Виды и направления тьюторского сопровождения в школе». Статья была опубликована в мае 2017 года в журнале “Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса .

Получить материал>>

worldtutors.ru

Доклад “Тьюторство в школе как сопровождение индивидуальных воспитательных программ учащихся”

Иванова Лариса Юрьевна МОУ Тугутуйская СОШ

Тьюторство в школе как сопровождение воспитательных программ обучающихся.

«Учитесь расти вместе со своими учениками»

Конфуций

1.Введение. Обоснование темы.

В 2006 году нашей школой был принят перспективный план развития в структуру которого входило создание комфортных условий на всех ступенях обучения. Ожидаемый результат – выпускник, максимально адаптированный к условиям современной жизни.

И когда в 2007-2008 уч году я сделала новый набор учеников по УМК «Гармония» как и чему учить?- такой вопрос не возникал. А вот как соблюсти интересы каждого ребёнка в воспитательной работе, учитывая перспективный план развития школы? – вот над чем я задумалась.

2007 год ещё запомнился тем, что он явился стартом федерального эксперимента перехода на новые стандарты обучения.

1 класс – новые заботы, новые проблемы, новые интересные личности, а главное много вопросов…

После того, как психологической службой школы была проведена диагностика успешности первоклассников по программе О.Хухлаевой «Хочу быть успешным» которая выявила разносторонние интересы учеников я стала искать ответ на этот вопрос. Перечитала много литературы об опыте работы других учителей. Но практически всё это у меня уже было в воспитательном плане. И однажды я наткнулась на статью «тьютору о тьюторстве». Прочитала, интересно, много непонятного, но эта методика работы постоянно крутилась у меня в голове и были уже кое-какие задумки.

2.Актуальность.

На педагогическом совете школы были озвучены направления политики государства в области образования, при знакомстве с Посланием Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному собранию, я обратила внимание на уже знакомый термин «тьюторство».

Тема актуальна не только в рамках времени, а она ещё и перекликается с направлением работы школы « Школа как социокультурный центр», в основе которой лежит индивидуализация обучения и воспитания. Она нова , интересна . и это окончательно убедило меня использовать тьюторство в своей воспитательной работе.

3.Что такое тьюторство?

Кто такой тьютор?

Вообще , тьютор – понятие для педагогики не новое. Оно давно и достаточно успешно существует в западноевропейской педагогике, но вообще слово древнегреческого происхождения. Это защитник, это человек, который оберегает, заботится. Тьютор ( в переводе с английского ) означает «домашний учитель, репетитор, наставник, опекун»

Ян Амос Каменский, известный классик педагогики говорил, что учитель- это ствол. Но ствол не передаёт листочкам свой сок, а делает это через систему веточек.

Тьютор изучает личность учащегося, организует его работу, помогает ребёнку осмыслить его способности свой потенциал, приобрести уверенность в себе. Помогает составить план своих достижений, организует индивидуальные консультации с родителями, с ребёнком, организует тематические беседы, помогает разрешить конфликтные ситуации.

Содержательно термин тьютор соединил в себе элементы из разных областей деятельности: преподавание, тренинги, воспитание, наставничество…

Представления разных авторов о предназначении и содержании деятельности тьютора имеют как ряд общих черт, так и различий, которые обусловлены различиями в исторических и организационно – педагогических контекстах, во многом определяющих содержание деятельности тьютора.

В широком смысле, тьютор определяется как тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности. Задачи : помочь обучающимся организовать себя, помочь сориентироваться в учебном материале,построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого слушателя

Назначение и функции – трансляция опыта деятельности в живой коммуникации в рамках малой группы.

ареал допустимых употреблений – организация работ по переносу опыта в больших коллективах учащихся.

Формы организации – совместное выполнение сложных целевых работ , требующих группового подхода.

Метод – демонстрация образа деятельности – делай как я!

Продукты и результаты – накопление собственного опыта, аналогичного тьюторскому.

поскольку тьюторство в нашем образовании находится в стадии развития, пока это только теоретические данные, практического опыта нашему образованию не хватает . А по большому счёту о проблеме тьюторства в сельской школе ещё никто не задумывался. Но со временем этот вопрос всё равно возникнет, так как развивающее пространство города разительно отличается от села.

обучение тьюторов образовательных программ – это разработки конечно же научных исследовательских групп, а вот тьюторов в воспитательной программе школы мы наверное сможем вырастить сообща.

тьютор – это посредник между учителем и учеником. Если учитель не успевает индивидуально пообщаться с каждым учеником, это делает тьютор. в таком случае он помогает и ученику , и учителю.

4.Из опыта работы.

Исходя из того, что моя деятельность – деятельность тьютора , я разработала программу индивидуального развития каждого ребёнка.

Цель программы:

Создать условия для развития личностных качеств учащегося, сохранить его неповторимость, раскрыть в нём потенциальные способности, помочь определиться в выборе творческого занятия.

задачи:

1.организация условий обучения на основе склонностей и способностей ребёнка;

2.воспитание духовно-нравственных качеств, гражданской позиции и позитивного отношения к труду;

3. создание условий для дальнейшего развития творческих способностей, лидерских качеств;

4. формирование культуры общения, толерантного поведения.

Ожидаемые результаты:

формирование познавательного интереса

развитие способностей к учебным предметам

сохранение здоровья

формирование толерантности

развитие творческих способностей

Программа состоит из двух этапов

  1. диагностический ( проводился психологической службой школы)

Диагностика развития личности ученика путём анкетирования, тестирования, наблюдения по следующим направлениям:

-диагностика психологического здоровья

-исследование эмоционально-личностной сферы, интересов и склонностей;

-диагностика познавательной деятельности,

-диагностика межличностных отношений.

на втором этапе – коррекционно-развивающем – я выбрала следующие направления индивидуальной программы:

Познай себя

здоровье-родник жизни

ни дня без доброго дела

учись учиться

дерзай, ты талантлив

семья и школа

Ты- гражданин

Каждое направление имеет свои цели, задачи, мероприятия и ожидаемые результаты.

Программа была озвучена на миниконсилиуме , куда были приглашены администрация школы, родители, психолог, руководители кружков.

Итак, вернёмся к диагностике, проведённой в начале работы. исходя из возможностей школы и села дети были распределены на группы:

  1. желающие выступать в художественной самодеятельности

  2. заниматься декоративно-прикладным искусством

  3. направленность которых проявилась недостаточно.

Для каждой группы было подобрано определённое направление воспитательной работы:

-«воспитание интереса к народным традициям через устное народное творчество»

-«Воспитание учеников на основе овладения прикладным искусством, народными ремёслами»

-«мотивация успешной деятельности. создание ситуации успеха» .

Группу детей, интересующихся декоративно-прикладным искусством я направила к Суворовой В.М.- старейшему учителю, преподавателю ДДТ, руководителю декоративно-прикладной студии

Работа Веры Михайловны – это без преувеличения поиск. поиск истории развития ремесла, поиск самих образцов, если не натуральных , так рисованных, либо фотографированных. Чтобы заинтересовать детей и привлечь семью даются творческие работы на дом .( спроси у бабушки –дедушки и расскажи нам, а если сможешь, принеси и покажи). дети ,помимо работы, ходят на экскурсии, встречаются со старожилами села, посещают музеи, устраивают посиделки.

таким образом , Вере Михайловне удаётся достичь цели работы: раскрыть многогранные возможности ребёнка, приобщить его к миру искусства.

А как же мне помогают в работе знания, которые получает ученик?

Проводя уроки ИЗО, музыки , литературного чтения , технологии окружающего мира или их интегрированную форму, я обязательно включаю выступления учеников , если тема позволяет опереться на ученические знания. Прошу детей рассказать, побеседовать , либо приготовить сообщение в форме «вопрос – ответ» (3 класс)

здесь как раз таки проявляется эффект развивающего обучения, поскольку мне , как тьютору, удаётся переделать образовательную программу в программу деятельности самого ребёнка. На уроках я работаю не только над созданием благожелательной творческой атмосферы, но и постоянно обращаюсь к субъективному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. в процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и ученик, как носитель субъектного, значимого опыта должен максимально использовать его.

Собирательство пословиц и поговорок, инсценирование сказок . даже собственного сочинения , которые рождаются у нас на уроках литературного чтения, исполнение песен, изучение истории народных праздников и конечно участие в них -это деятельность группы Пухляк СА- режиссёра театральных постановок, специалиста СДК, куда и была направлена группа детей, которые хотят заниматься художественной самодеятельностью.

С.А. отслеживает успеваемость учащихся, помогает мне, работая в родительском комитете, часто бывает на уроках, особенно ей нравится литературное чтение. где виден результат работы не только учителя, ученика, руководителя кружка, но и результат моей тьюторской деятельности.

Групповая работа с применением игры «радиотеатр» , «ты мне , я тебе», составление картинного плана, диафильма по прочитанным произведениям – вот лишь немногий перечень работ на уроке.

с 3 класса у нас появился читательский дневник с графой «мои впечатления о прочитанном». Это большое подспорье в работе руководителя кружка и тьютора. Мы можем скоординировать стремления детей в выборе хорошей литературы .

Третьей группой руководила Скобликова ГА-психолог с большим опытом практической работы. В её группе было 4 обучающихся Эта группа, наверное, самая трудная, потому что у одного ученика нужно развить уверенность в себе, другого «собрать» и нацелить на развитие того таланта, где успех в достижении цели реален. Результат работы ГА – самост. выбор детьми занятий по интересам. Так, например, два ученика выбрали занятия в лыжной секции, а ещё двое – заинтересовались работой кружка «Пчеловодство». Таким образом, в процессе работы третья группа распалась и появились две новые.

Мы работаем с личностью, создавая ситуацию успеха через мотивацию достижений, а средством обучения в УМК «Гармония» как раз таки является личностно-ориентированный подход: Каждому ученику нужно предоставить возможность в выборе работы с учебным материалом. И именно такая работа идёт на моих уроках.

5.Результат работы.

Результатом работы на сегодняшнем этапе стала разработанная программа индивидуального развития ребёнка, а продуктом станет всесторонне-развитая личность, максимально адаптированная к современным условиям

У детей сформирован познавательный интерес, через внеучебную деятельность развиваются способности к учебным предметам, занятия спортом способствуют сохранению здоровья, формируется толерантность, развиваются творческие способности

Подводя итоги работы хочется отметить динамику положительных моментов в обучении и воспитании учащихся. Это видно из сравнительного анализа индивидуального развития личности (в общем по классу), который проводим в конце каждого учебного года по направлениям

-мотивация учебной деятельности

-уровень воспитанности

-взаимоотношения в коллективе

-развитие творческих способностей

-участие семьи в жизни класса

По итогам 2008-2009 учебного года успеваемость 100%, качество знаний 50% .

уровень воспитанности самый высокий по школе, выступления на школьных мероприятиях всегда отмечены администрацией школы, дети моего класса принимают активное участие в районных смотрах художественной самодеятельности, коллективные работы отмечены грамотами ДДТ и ещё много планов на будущее. А главное я вижу их горящие глаза, пытливый и неравнодушный ум.

6.Вывод.

Несмотря на то, что тьюторство только начинает внедряться в образовательную систему, уже сейчас понятно что это направление перспективно поскольку госпрограмма ориентирована на личностное развитие ребёнка, а тьюторство максимально выполняет эту задачу.

«Ученик будет знать, что существует, ребёнок научится ходить сам по проторённому пути, а подопечный тьютора научится создавать путь».

infourok.ru

Кто такой тьютор: сопровождение ребенка-аутиста в школе

Слово «тьютор» для нас новое и применяем мы его часто не к месту. Посмотреть на реальную работу тьютора в инклюзивной школе и понять, каковы его главные обязанности и почему эта профессия так важна, вы можете в нашем видео
Слово «тьютор» для нас новое и применяем мы его часто не к месту. Посмотреть на реальную работу тьютора в инклюзивной школе и понять, каковы его главные обязанности и почему эта профессия так важна, вы можете в нашем видео.

Ольга КОРОТКАЯ

Слово «тьютор» для нас новое и применяем мы его часто не к месту. Посмотреть на реальную работу тьютора в инклюзивной школе и понять, каковы его главные обязанности и почему эта профессия так важна, вы можете в нашем видео.

— Точно! А сюда? А сюда? Стоп! Из-ви-…
-Извините!
-Я так больше….
— не буду

-А сколько тебе лет?
— 112
— Тебе 13 лет
— В каком классе? …. В четвёртом.
— В четвёртом «А» или «Б»?
— «Б»
— В четвёртом «Б»! Точно!

Надежда Бурлака, тьютор проекта «Инклюзия» :
— Я работаю тьютором в проекте «Инклюзия» в школе 1465. Тьютор находится всегда, скажем так, позади ребёнка во всех смыслах: подсказывает ребёнку, как поступить, как отреагировать в той или иной ситуации. Допустим, если учитель говорит всем: «Дети, пишите!» То тьютор сзади, не повторяя слова учителя, просто подсказывает ребёнку, что нужно отреагировать на эту инструкцию учителя.

Юлия Преснякова, клинический руководитель проекта «Инклюзия»:
— Тьютор сопровождает ребёнка в течение всего учебного дня, то есть с восьми утра и до выхода ребёнка из школы. Тьютор в повседневности решает много самых разнообразных задач. Он сопровождает ребёнка на перемене, помогая ему взаимодействовать со сверстниками. Он находится с ним вместе в классе и помогает облечь в доступную форму речь учителя для того, чтобы ребёнок мог наравне со всеми выполнять задачи, задания и всевозможные упражнения. Он находится с ним как в общеобразовательном классе, так и в ресурсной комнате, в которой ребёнок может прийти в себя, отдохнуть и заниматься по индивидуальному учебному плану.

— Он уснул! Ещё раз: тигр собирался выступать, да? И мышка залезла…
— На барабан.
— На его место, да? И стала выступать вместо…?
— Тигра.
— А повтори сам!
-Тигр…

Юлия Преснякова:
— У каждого ребёнка в течение года может произойти смена тьютора. Это необходимый этап в образовательном плане для того, чтобы ребёнок научился взаимодействовать с разными взрослыми. И научился слышать просьбы и воспринимать подсказки самых разных людей в зависимости от их типажа, голоса, варианта подачи инструкции и многого другого.

— Если бы ты поймал золотую рыбку, то чтобы ты попросил?
— Телевизор? Ещё что?
— “Karande”- это компьютерная игра.
— А! это игра такая. А ещё что?
— Ещё, чтобы у меня не было сахарного диабета. Чтобы я был здоров и мог есть, что захотел.
— Саша… Это очень хорошее желание.

Юлия Преснякова:
— Тьютор – не учитель. И здесь важно помнить о том, что тьютору необязательно владеть знаниями по математике в рамках общеобразовательной школы как педагогу начальных классов. Необязательно владеть знаниями по русскому языку и литературе. Он является лишь проводником между обучающей средой: между учителем и учеником (ребёнком, который имеет нарушения). И он передаёт информацию от учителя ребёнку в доступном ему виде, что и обеспечивает успешность процесса обучения.

Ролик создан на средства гранта «Православная инициатива 2013-2014».

www.miloserdie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *