Участие в вебинаре является для обучающихся – Вебинары: изнанка процесса – Что нужно иметь слушателю для участия в вебинаре? Что нужно сделать, чтобы принять участие в вебинаре? Как пригласить участников на вебинар? Какие инструменты использует ведущий вебинара?

Что такое вебинар? Плюсы и минусы такой формы обучения

 

С развитием интернета стали набирать популярность среди пользователей сети вебинары онлайн, дающие возможность преподавателю дистанционно обучать учеников, а слушателям учиться в режиме реального времени.

Что такое вебинар? Это семинар, тренинг, любая другая форма образования с самой разной тематикой, которая проводится онлайн (в сети). Возможности такого обучения достаточно велики и требуют минимальных затрат. Ученику не нужно выходить из дома, куда-либо ехать, но есть возможность получить консультацию от преподавателя, пообщаться с тренером, побеседовать с другими участниками.

Вебинары онлайн отличаются от конференций и презентаций тем, что используются непосредственно для проведения обучения, а не рекламы услуг, совещаний и т.п. Одной из причин популярности такого образования стал облегченный режим работы для преподавателя, ведь для него такой семинар – это возможность делиться знаниями с большим количеством слушателей одновременно. Для всех участников обучения требования к ПО минимальны. Нужно иметь наушники, установленный браузер, микрофон, подключение к интернету, желание участвовать в обучении.

Рассмотрим, что такое вебинар, и каков его потенциал для образования.

Видеозапись. Большим плюсом является возможность просмотреть курс после прохождения семинара, если появится необходимость в повторении материала.

Видео. Можно использовать на вебинаре видеозаписи, ролики, записанные ранее. Слушатели могут видеть преподавателя.

Чат. Хорошим средством обратной связи является чат. Он позволяет обмениваться сообщениями, которые сразу становятся доступны участникам группы.

Аудиосвязь. Вебинары онлайн позволяют ученику слышать преподавателя и общаться с ним посредством голосовой связи.

Учебная доска. Как и в обычной школе, на виртуальной доске можно вести записи, стирать их, оставлять рисунки и сообщения.

Работа с текстовыми файлами и документами. При проведении семинара учитель может показывать слушателям документы, обмениваться текстовыми файлами.

Плюсы. Для преподавателя такая форма образования имеет много средств и инструментов, облегчающих учебный процесс. Обучение дистанционно в режиме онлайн требует от него минимальных затрат. Поняв, что такое вебинар, становится ясно, насколько низка себестоимость такого обучения. Можно одновременно передавать знания и выполнять практические работы со слушателями. Для учеников занятия в режиме онлайн очень удобны. Можно сказать про вебинар, что такое обучение требует минимальных материальных затрат и позволяет не отрываться от основного вида деятельности. Качественное обучение можно получить у профессионалов, находящихся в любой части света.

Минусы. Вебинары онлайн имеют некоторые сложности при проведении дистанционной работы для преподавателя. Сложно контролировать присутствие ученика на лекции, он может просто включить компьютер и уйти с урока. Трудно учитывать, насколько хорошо студенты усвоили материал, так как нет возможности видеть реакцию слушателей, отсутствует визуальный контакт. После проведения семинара желательно провести тестирование, опрос слушателей о том, как они оценивают результаты обучения. Можно воспользоваться рассылкой анкет для улучшения качества проведения курсов. Определенную статистику об успешности семинара можно получить, отмечая посещаемость участников на каждом последующем курсе.

Количество преподавателей и слушателей, узнавших о том, что такое вебинар, и оценивших плюсы дистанционного онлайн-образования, стремительно увеличивается. Хочется надеяться, что такое обучение станет применяться во многих учебных заведениях.

 

fb.ru

Новая форма обучения: вебинар – все достоинства и недостатки

Содержание статьи:

  1. Особенности вебинара
  2. Преимущества вебинара, как метода обучения
  3. На что обратить внимание: недостатки

Особенности вебинара

По своей сути, это создание системы взаимодействия между студентами, учениками, преподавателями, сотрудниками офисов и компаний. Проводится такая форма работы через Интернет, когда один, максимум два человека, читают лекции, а другие слушают, записывают, а потом принимают участие обсуждениях.

Бывают вебинары двух видов:

  • — именно вебинары (взаимодействие лектора и аудитории),
  • — и веб-касты или веб-конференции (ведение лекции или семинара без дискуссии).

Среди других особенностей стоит отметить следующие:

  1. Взаимодействие проходит через веб-камеру и компьютер.
  2. Лектор работает в аудитории, а слушатели находятся по другую сторону ПК.
  3. Всё общение сводится к вопросам, ответам, комментариям. Чаще всего, это текстовый чат.
  4. Всё общение идёт в онлайн-режиме.
  5. Материалы можно получить через рассылку.

Участники вебинара могут не быть знакомы друг с другом лично – они связаны между собой только конкретным мероприятием и заинтересованностью в теме.

Преимущества вебинара, как метода обучения

Возникновение такого способа проводить занятия возникло не просто так.

  1. В первую очередь, это связано с тем, что новое поколение студентов и школьников, а также специалистов, быстрее усваивают подачу большого объёма материала через интерактивность и привлечение мультимедийных средств к обучению. Это позволяет максимально раскрыть сложные проблемы в темах, объяснить их, используя различные методы изложения материала.
  2. Во-вторых, есть возможность вовлечь аудиторию, которая сразу же получает шанс задавать вопросы и получать на них ответы.
  3. В-третьих, есть шанс получить запись вебинара, чтобы потом закрепить материал, обратить внимание на более значимые моменты, пересмотреть видео и написать лектору, если возникла такая необходимость.
  4. В-четвёртых, экономия времени и средств. Семинар можно провести в любом месте, с любым количеством участников, каждый из которых может находиться в разных местах одновременно. Это же и касается лектора, которому не обязательно быть в офисе, учебном учреждении или доме. Относительно экономии денег, то это означает, что не нужно приезжать на мероприятие, тратить деньги на проживание и питание, иметь моральную и физическую готовность к вебинару.
  5. В-пятых, такой способ обучения достаточно анонимный, поскольку участники не обязаны представляться, выходить на связь друг с другом.
  6. В-шестых, вебинары постоянно применяются в маркетинге и презентациях, чтобы ознакомить клиентов с новыми видами брендов, товаров, предметов. Кроме того, есть шанс быстро и эффективно провести онлайн-тренинги, чтобы обучить персонал компании или фирмы.

Таким образом, плюсы организации вебинара очевидны. Проведение таких мероприятий всё больше и больше привлекает внимание, как преподавателей и учителей, так и руководителей, менеджеров, управленцев.

На что обратить внимание: недостатки

Среди минусов вебинара стоит отметить несколько характерных факторов:

  1. При всей высокой эффективности такого метода работы ещё не удалось через веб-камеру достичь полноценного контакта между аудиторией и участниками вебинара. Например, эмоциональной связи, живого общение, визуального контакта.
  2. Лекторы и ведущие семинаров не привыкли читать лекции на камеру, поэтому часть навыков, знаний может теряться. Связано это с тем, что большинство преподавателей ещё не имеют навыков работы с аудиторией, не знают, что можно проводить обучение не только «вживую», но и через средства Интернета, с помощью привлечения новых технологий обучения. Всё это и вызывает проблемы у профессиональных лекторов, которые сложно воспринимают новые технологии в образовании.
  3. Разные часовые пояса, что не подходит для всех участников мероприятия.

Очень большое количество начинающих участвовать в таком дистанционном обучении бросают курс и перестают посещать вебинары. Связано это с тем, что нет контроля, кроме собственного. Поэтому человек, решаясь на длительное посещение веб-курсов, должен самостоятельно составлять график занятий и вписывать его в привычный образ жизни.

Проще, когда семинары назначают руководители на работе – тогда люди ходят на занятия в чётко установленное время. Но акцент всё равно делается на самоконтроль и желание самостоятельно учиться.

love-mother.ru

Веб-семинары и вебинары: что это такое и как они проходят

В онлайн-энциклопедии «Википедия» вебинар — это разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет

Объясним проще: вебинар — это обучающее онлайн-занятие или корпоративное онлайн-совещание. Лекция о тенденциях современных технологий, мастер-класс по оригами или инструктаж по новому оборудованию для удаленных сотрудников — все это можно провести в формате онлайн-вебинара.

В вебинаре всегда участвуют две стороны: докладчик-ведущий и слушатели. Обычно участники могут видеть ведущего, а он их — нет. Это неудивительно: если слушателей больше пяти, видеть каждого участника — затруднительно. Поэтому для организации вебинара нужна специальная платформа: сложно провести занятие на 100 человек в стандартном мессенджере с видеозвонками.

Как проходят вебинары и веб-семинары

  • На первом этапе организатор собирает регистрации участников на лендинге. Из описания на посадочной странице мероприятия пользователь понимает, что значит вебинар для его профессионального или личного развития.
  • После регистрации участнику на почту приходит напоминание о будущем вебинаре: часто это письма за сутки и за час до занятия.
  • В последнем письме есть индивидуальная ссылка на мероприятие — по ней пользователь попадает в специальную платформу — вебинарную комнату.
  • Важно, на какой платформе проходит вебинар — от этого зависит, нужно ли устанавливать специальное ПО на компьютер или для участия достаточно хорошей скорости интернета (и работающего браузера).
  • Сейчас вебинары чаще проводятся в облачных системах, для которых необходимо только подключение к интернету.
  • В вебинарной комнате пользователь видит небольшое окно с видеотрансляцией лица ведущего, большой экран для презентации и чат, в котором можно общаться с другими участниками и задавать вопросы докладчику. Ведущий часто поддерживает устный рассказ визуальной презентацией, чтобы участникам было легче воспринимать информацию. Презентация состоит из краткой информационной выжимки по теме, а еще изображений, графиков или видео — всего, что трудно воспринимать на слух.
  • Это аналогия школьной доски: учитель записывает основные тезисы и правила, которые помогут запомнить материал.
  • После занятия организатор обычно отправляет участникам запись вебинара и презентацию, чтобы к материалу можно было вернуться в любое время и и вспомнить пройденное.

Кому подходит формат вебинаров

Если вам необходимо больше информации о том, что значит вебинар для вашего бизнеса и какие возможности формата вам подойдут, оставьте заявку на нашем сайте — менеджеры свяжутся с вами и подробно проконсультируют.

webinar.ru

Что такое вебинар – для чего он нужен и как проходит?

Штурмового настроения всем, кто заглянул сюда за новой и актуальной информацией!

Речь пойдет об одном из самых популярных форматов видео. Сегодня расскажу, что такое вебинар.

Как вы знаете, наступила эра общения в формате видео, это самый востребованный способ обмена знаниями, новостями, впечатлениями. Вебинар – крайне полезный и всем доступный инструмент для обучения и коммуникации.

Что такое вебинар?

Если вкратце, это форма встречи спикера со зрителями с помощью видеотрансляции через интернет с целью донесения определенной ценной информации.

Что это значит?

Вместо того, чтобы проходить через сложные этапы организации живой встречи в определенном месте, куда нужно добраться всем участникам вовремя, подумать о размещении и еще массе вещей, участники просто выходят в интернет в нужное время и подключаются к виртуальной комнате. Разберемся со всем по порядку.

Отличие вебинаров от других форматов

Способов общения в формате видео сейчас достаточно много и неплохо разобраться с некоторыми из них.

  • Вебинар – онлайн-встреча, где говорит спикер, а все остальные участники его слушают. Обратная связь – в виде чата, куда можно написать свой вопрос или просто поделиться впечатлениями. Может проходить как в прямой трансляции, так и быть доступным в записи. Количество участников – до 100 или 500 человек, что зависит от выбранного организаторами тарифа.
  • Онлайн-конференция – все участники имеют возможность говорить и участвовать в активном обсуждении, включать свое видео и аудио. Проходят только в живом режиме, хотя для опоздавших или отсутствовавших организаторы могут сделать запись. Не обладает большим охватом, так как участвовать может до 10 человек в силу технических нюансов.
  • Прямая трансляция – живая передача видео в режиме реального времени. Такие трансляции можно видеть в мессенджерах, социальных сетях. Их проводят как обычные люди для друзей, так и известные личности или блогеры для своей аудитории. Присоединиться может любой желающий и просто любопытный пользователь сети.

Как используются вебинары?

  • В качестве обучающих мероприятий.

К ним относятся всевозможные курсы, тренинги, мастер-классы и марафоны. Сейчас многие крупные университеты внедрили систему вебинаров в обучение на заочной и очно-заочной основе. Появилось немало хорошо себя зарекомендовавших онлайн-школ, не имеющих физических классов для проведения занятий и полностью перешедших на веб-обучение.

Конечно, при выборе обучения в формате вебинара учитывайте теоретический аспект веб-встречи. Ведь если предлагают научить лепке или резьбе по дереву, то лучше предпочесть курсы офлайн. По-прежнему для получения многих практических навыков важно физическое взаимодействие.

  • Проведение презентаций.

Очень удобно презентовать какой-либо продукт, как физический, так и информационный, например, авторский курс, проект или тренинг. Сюда же можно отнести тестирование каких-либо методик, чтобы дать представление о продукте. Например, 5 способов быстрого запоминания слов от школы английского языка.

Иногда презентации заканчиваются продажами, что, кстати, является одной из причин появившегося недоверия к вебинарам. Часто можно увидеть яркий вкусный заголовок, например, “10 эффективных упражнений для лица, которые заменят косметолога”, но всю встречу спикер дает одну лишь “воду”, а в конце активно рекламирует свой курс.

В результате разочарованные люди становятся все более разборчивы в выборе онлайн-мероприятия, на который готовы потратить свое время.

  • Продажи на вебинарах.

Уникальность в том, что идет живое взаимодействие с потенциально заинтересованными слушателями. В отличие от продающих текстов, картинок и видео, в таком формате можно воздействовать на максимальное количество каналов восприятия человека. К тому же, благодаря системе регистрации остается информационная база потенциальных клиентов.

  • Взаимодействие с сотрудниками.

Часто онлайн-встречи используются крупными компаниями или интернет-фирмами, сотрудники которых из разных городов или работают удаленно. Владельцам бизнеса и руководителям очень удобно проводить удаленные встречи для повышения квалификации, объяснения нюансов работы или проведения совещаний, планерок.

Как проходит вебинар?

Теперь остановимся на том, как же они проходят.

Предложение поучаствовать в вебинаре можно получить в социальных сетях, через рассылку на е-мейл, увидеть на странице лендинга (продающей страницы) или сайте.

Нужно зарегистрироваться на вебинар либо просто ввести свои данные в специальную форму, чтобы заявить о том, что вы участвуете в затее.

Затем на электронную почту придет информация о дате и времени проведения встречи, а уже ближе к самому дню придет ссылка на участие. Без такой ссылки участие невозможно. Она может быть одинаковой для всех или индивидуальной для каждого участника.

Обычно ссылка на вход в вебинарную комнату приходит за час до события. Далее потребуется ввести свои данные на странице и уже загрузится страница мероприятия, где будет окно с видео, список участников и чат.

Присоединиться можно в любой момент, а если опоздаете, уточните, будет ли доступна запись.

В назначенное время спикер включает видео и проверяет, чтобы его было хорошо видно и слышно. Если возникают какие-то неполадки с подключением, как правило, есть технический специалист, который может помочь.

Само содержание строится так, что присутствующие видят и слышат только оратора, хотя в редких случаях он может дать кому-то высказаться или что-то показать на своем экране в рамках обратной связи. Но стандартная схема: спикер говорит, аудитория слушает.

Он может использовать разные функции подачи и объяснения материала – включить презентацию, демонстрировать слайды, проводить голосование или опрос, включить экран своего монитора и рисовать графики.

Все вопросы участники задают в чат. Их разбирают либо сразу по ходу, либо выделяют специальное время в конце вебинара.

После окончания всем зарегистрировавшимся высылают запись и информационные материалы.

Преимущества и недостатки

Начнем со светлой стороны:

  • Отсутствие затрат со стороны участников (как временных, так и материальных). Чтобы поучаствовать в живом ретрите, встрече или конференции, придется тщательно спланировать поездку. Дорогостоящие мероприятия и вовсе могут остаться за горизонтом возможностей для большинства людей. Для организаторов – огромная возможность сэкономить на аренде помещения, специальной технике, обеспечении живых людей какими-либо материалами.

  • Масштабный охват. Участвовать в мероприятии можно из любой точки земного шара, где есть интернет, что позволяет собрать разноплановую аудиторию и дает широкие возможности для обучения тем, кто постоянно перемещается по миру.
  • Экономия времени. Без отрыва от своей деятельности можно участвовать в любых запланированных вебинарах, повышая свою квалификацию и развиваясь практически в любой сфере.
  • Интерактивность и равноценность. Не всегда вживую получается задать вопрос или вынести что-то на обсуждение, особенно на большом собрании. Дома, в спокойной обстановке, задавать вопросы гораздо проще. Для спикера все вопросы одинаково равноценны и все спрашивающие одинаково важны.

  • Широкая сфера применения: практически в любой области можно использовать для продвижения, рекламы, продаж и обучения.

Недостатки:

  • Уже упоминалось, что репутация вебинаров несколько подпорчена из-за широкого применения техник продаж. Не хочется тратить время на 1 % ценной информации, которую беспощадно растворили в 99 % воды. К сожалению, большое количество бесплатных веб-встреч именно таковы, но встречаются и действительно полезные.
  • Отсутствие энергообмена на онлайн-мероприятиях. Живые встречи отличаются более тесной эмоциональной связью преподавателя с учениками.
  • Для спикера недостатком может стать отсутствие зрительного контакта. Все-таки, согласитесь, сложно без живой обратной связи общаться с людьми через ноутбук.

Как участвовать в вебинаре?

Для участия потребуется ноутбук/ПК/ гаджет и хорошее стабильное интернет-соединение, через которое он сможет подключиться. При необходимости – наушники и микрофон.

От выступающего – стабильное интернет-соединение и ноутбук/ПК. Также веб-камера и хороший микрофон (гарнитура), так как участвовать в вебинаре он будет, используя голос и передавая свое изображение.

Заключение

Теперь вы знаете, зачем нужны вебинары, как они проходят и для каких целей их можно использовать.

С форматом вебинара знакомы далеко не все. Большинство – в качестве участников бесплатных мероприятий. Расширяйте горизонты, участвуйте в корпоративных встречах и обучающих программах, потому как использование современных технологий экономит время и средства.

Вероятно, некоторым будет полезно узнать, как побывать по другую сторону завесы и поучаствовать в онлайн-мероприятии в качестве спикера. Тогда вам будет полезна наша статья о том, как провести вебинар.

Удачи и новых открытий в интернет-пространстве!

iklife.ru

Использование вебинаров в учебном процессе

В условиях информатизации общества все более насущной становится проблема подготовки молодежи к использованию современных информационных и коммуникационных технологий. Неоспоримым является потребность в модернизации процесса подготовки преподавателей. От решения этой задачи в значительной степени зависит развитие страны. Именно образовательная, а не судебная, не земельная является мощнейшим фундаментом общества — еще в середине IXX века констатировал Константин Ушинский.

Для успешного электронного обучения важным является знание всех современных инструментов, что касается внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, в том числе и тех, которые можно использовать для передачи знаний на расстоянии. С 2009 года началось активное распространение нового средства общения — вебинара. Вебинар (веб + семинар = вебинар) ‑ групповая работа в Интернете с использованием современных средств общения ‑ видео, флеш, чата и тому подобное. [1].

Существует ряд инструментов обучения, которые пришли из традиционного обучения, и останутся обязательными постоянно. Вместе с тем большинство инструментов обучения постоянно обновляются в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий. В частности, традиционно именно общению отводится главная роль в процессе обучения. Общение — многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, которые направлены на обмен информацией, восприятие и понимание другого, ориентируясь на определенную тактику и стратегию взаимодействия. Средства общения не являются постоянными. В этом процессе как показывают доработки ученых и образовательная практика видное место занимают технологии Веб 2.0., которые позволили:

–          обеспечить простоту в общении и сотрудничестве всех участников учебного процесса с помощью сетевых технологий, создание социальных сообществ, средств коллективного общения и обмена знаниями;

–          реально внедрить личностно-ориентированные технологии обучения в условиях коренного изменения роли преподавателя из основного источника получения знаний в фасилитатора учебного процесса.

Фасилитация — стиль педагогического общения, который предусматривает облегченное взаимодействие в ходе совместной деятельности студентов и преподавателей; не навязчивая помощь группе или отдельному человеку в поиске способов выявления решения проблем, налаживании коммуникативного взаимодействия между субъектами деятельности.

Качественный дистанционный учебный процесс обязательно предполагает общение асинхронное (почта, форум) и синхронное (чат, скайп). Системы управления учебным контентом предусматривают создание и размещение на их базе электронных учебных курсов. [2, 3]. Студент получает персональный доступ к такой системе, которая обеспечивает ему возможность пользоваться в любое удобное для него время поданным и размещенными там учебными материалами нового образца. При этом он получает не только статический текст в электронном формате, а мультимедийной и видео ресурсы и сервисы для коллективного использования и общение как в онлайн так и в офлайн режимах вроде Вики, форумов, блогов, вебинаров, подкатов подобное.

Вебинар, как правило, проводится через социальные сервисы в Интернет, для чего необходимо зарегистрироваться на соответствующем сайте и открыть свой виртуальный класс. При бесплатном сервисе количество участников, как правило, ограничено 20 членами, количество записей тоже ограничено (Wiziq.com ‑ три записи) или выполняется частично (dimdim.com). Платный сервис обеспечивает больше возможностей. В некоторых случаях программное обеспечение можно установить на сервере организации (как бесплатно, так и платно).

Программное обеспечение для проведения вебинаров, как правило, позволяет:

–          демонстрировать документы в наиболее распространённых форматах;

–          передавать речь и видеоизображение ведущего и нескольких участников;

–          общаться в чате и приватном чате;

–          демонстрировать видеоролики;

–          рисовать графические объекты и текст на белой доске;

–          осуществлять перехват экрана компьютера;

–          размещать файлы для обмена;

–          проводить опросы слушателей.

Вебинары могут быть использованы для проведения:

–          лекций с обратной связью;

–          тематических семинаров;

–          защиты выполненной работы;

–          групповой работы;

–          проведения опросов;

–          демонстрации техники работы на компьютере;

–          презентации различных коммерческих продуктов;

–          тренинга.

Для проведения вебинара достаточно наличие опыта создания презентаций Power Point, проведения аудиторных занятий, использования педагогических теорий и социальных сервисов Интернет.

Во время проведения вебинара используются следующие режимы:

Управление. Отключение микрофона, исключение камеры, переход к документам в различном формате.

Рисование. При необходимости вы можете выделить элементы презентации с помощью инструментов рисования или указки.

Презентация. Переход по слайдам презентации.

Опрос. Для интерактивной работы с участниками можно создать опрос и посмотреть результаты.

Запись. Вебинар записывается продюсером.

Таким образом, вебинар — это технология, позволяющая в полной мере воссоздать условия колоборативнои (общей) формы организации обучения, а именно семинарского, лабораторного занятий, лекций, используя средства аудио, видео обмена данными и совместной работы с различными объектами, несмотря на то, что его участники могут физически находиться в разных местах. Таким образом создается виртуальная «аудитория», объединяющая всех участников вебинара. Вебинары можно считать виртуальный семинар, организованный посредством Интернет-технологий. Вебинар имеет главный признак семинара — интерактивность, которая может быть обеспечена с помощью модели: докладчик — слушатели, которые задают вопросы и обсуждают их, причем в роли докладчика может быть как преподаватель так и студент, в зависимости от роли, которую он должен выполнять по сценарию проведения такого семинара.

Какие преимущества имеет вебинар перед существующими традиционными и инновационными технологиями?

Вебинар имеет все преимущества традиционного семинара, воспроизводя возможности личного общения между слушателями, а также живого общения между слушателями и докладчиком. Перечислим некоторые из них:

–          высокая доступность для «посещения» слушателями;

–          значительная экономия времени на организацию;

–          удобство для «посетителей» — восприятие информации и знаний в привычной обстановке, без лишних шумов и т. п.;

–          интерактивное взаимодействие между докладчиком и слушателями, также слушателями между собой и т. д..

Вебинары относятся к той технологии, которая совместима со многими организационными формами и методами обучения. Однако участникам вебинаров требуется время для развития специальных навыков, необходимых для работы в режиме вебинара. Обучение, происходит с помощью вебинара, это пример синхронного обучения, когда преподаватель дает студентам учебный материал, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает уровень усвоения знаний и т. д., через виртуальное общение в реальном времени.

Независимо от типа занятия в процессе подготовки к проведению вебинаров целесообразно обратить внимание на следующие моменты:

–          заблаговременная подготовка к участию и объявления о дате и времени его проведения: все участники должны заранее позаботиться о наличии необходимого оборудования и соответствующего канала Интернет связи, для проверки работы системы войти в виртуальной комнаты за 10–15 минут до начала вебинара; проверить звук и возможности ставить и задавать вопросы всеми участниками. Это позволит минимизировать риски технических «накладок» во время проведения вебинара;

–          выбор темы, педагогическая целесообразность постановки целей и задач вебинара: необходимо раскрыть основные пункты доклада, вопросы для обсуждения и главную цель проведения вебинара, которая бы позволила студенту выяснить необходимость его участия в виртуальном семинаре и путей дальнейшего использования записанных видеоматериалов;

–          отбор материала, который будет рассматриваться на вебинаре: необходимо четко спланировать соотношение изученного и нового материала, сформулировать проблему вопросы и подготовить описания соответствующих кейсов, предусмотреть обсуждение вопросов в малых группах и парах, распланировать участие каждого из его участников, расписать соответствующие роли, обеспечить студентов конкретными задачами для самостоятельной работы материала и четкими критериями его оценки, предложить специально разработанные формы взаимооценки и самооценки;

–          методическая подготовка преподавателя и студентов к семинару: преподаватель должен разделить содержание темы на конкретные вопросы; заранее описать рекомендации по подготовке всех участников к их обсуждению, разработать инструкции обработки основной и дополнительной литературы; выбрать формы самостоятельных сообщений студентов — доклад, выступление, освоение, подготовка презентации и, в зависимости от цели проведения вебинара необходимо разработать показатели его оценки и формы проведения рефлексии;

–          сценарий проведения вебинара. Целесообразно прописать с указанием времени следующие основные этапы вебинара: сообщение темы, цели и задач занятия, предоставление слова студентам для сообщения по тематике вебинара, комментарий относительно сообщения студентов, концентрации внимания студентов на вопросах, которые предусмотрены планом; постановка вопросов в процессе сообщения, побуждают к дискуссии, требуют доказательности, прочности знаний, изобретательности, подведение итогов занятия, задание для дальнейшего самостоятельного обработки материала; оценки и стимулирования к активному участию студентов в вебинаре, оценки ответов и активного участия в работе вебинара;

–          подведение итогов вебинара: после проведения занятия преподаватель должен провести анализ, по которому определить, раскрыта тема, какие знания получили студенты, отношение к занятию студентов и их творческая активность, достижения цели занятия.

Президент РК Н. А. Назарбаев в своем ежегодном послании подчеркнул, что Казахстану необходимо реализовать комплекс задач по десяти направлениям, в том числе приоритетными целями являются создание эффективной системы обучения, внедрение инновационных технологий и повышение компьютерной грамотности населения

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в условиях, когда создается единое интеллектуальное и эмоциональное пространство средствами интернет технологий, насущной проблемой становится сочетание классических педагогических технологий с информационными технологиями обучения. Технологии Веб 2.0., в частности вебинар, содержат большой потенциал повышения эффективности учебного процесса и требуют четкого определения условий их использования. [3].

Литература:

1.                  http://www.all-webinars.com/analys/dlya-chego-ispolzovat-vebinary-chast-1-ya-argumenty-dlya-zhazhdushhix-poluchit-novye-znaniya

2.                  Базы знаний по дистанционному обучению [Электронный ресурс]: / содержит статьи, ссылки по информационным ресурсам, записи вебинаров–электрон. текст. дан. М.: Сообщество e-Learning PRO.–2011.

3.                  Архангельский, Г.А., Работа 2.0: прорыв к свободному времени, М.:Изд. «Манн, Иванов и Фербер».–2010.–192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): участник, учебный процесс, проведение, процесс обучения, время проведения, IXX, программное обеспечение, групповая работа, виртуальный семинар, сценарий проведения.

moluch.ru

Оценка целесообразности использования вебинаров в процессе обучения

В настоящее время все более распространенной формой, используемой в обучении студентов, являются вебинары – онлайн-семинары, организованные с помощью сети интернет в режиме видеоконференции с возможностью использования презентаций, проведения опросов и других методов интерактивности.

В феврале 2016 года с целью оценки восприятия целесообразности проведения вебинаров как дополнительной технологии обучения автором был проведен электронный опрос студентов Института Бизнеса и менеджмента технологий БГУ. В опросе приняли участие 85 студентов дневной и заочной формы обучения, среди них мужчины – 25,9%, женщины – 77,1%. Средний возраст респондентов составил 21 год (от 17 до 28 лет). Род занятий опрашиваемых представлен на рисунке 1. 

 Рисунок 1 – Распределение респондентов по роду занятий, человек 

Из данных рисунка 1 видно, что большинство респондентов определили свой род занятий как «студент» (59 человек), на втором месте «специалист» – (16 человек), затем «руководитель» (6 человек), «безработный» (2 человека), 2 человека определили свой статус как «другой».

Все респонденты участвовали ранее в вебинарах в качестве слушателей, причем опыт участия был различным: количество вебинаров варьировалось от 1 до 20. В среднем каждый респондент участвовал в 5 вебинарах. При этом большая часть вебинаров, в которых принимали участие респонденты, прошла в форме:

1)    лекций (78,8%),

2)    вебинаров комбинированной формы, сочетающих лекцию и практическое занятие (29,4%),

3)    консультаций (25.9%),

4)    практических занятий (3,8%).

Так как вебинары имеют свои особенности, целесообразным было оценить, какая форма занятий наиболее эффективна для проведения вебинаров: лекция, консультация, практическое занятие. В связи с этим респондентам было предложено отразить свою степень согласия с несколькими утверждениями по пятибалльной шкале, где 5 – полностью согласен, 1 – полностью не согласен.

Первым было утверждение «Лучше проводить вебинары в форме лекций», по отношению к которому опрашиваемые поставили довольно высокие оценки (Рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Ответы респондентов в отношении целесообразности проведения вебинаров в форме лекций, человек 

Как видно из данных рисунка 2, большинство присвоили 4 балла – 37.6% (28 человек), на втором месте 5 баллов – 32,9% (32 человека), на третьем оценка 3 – 23,5% (20 человек), всего 5 человек (5,9%) поставили низкие оценки 1 или 2 балла. Средняя оценка согласия с данным утверждением составила 4 балла.

В отношении утверждения «Лучше проводить вебинары в форме консультаций» также были поставлены высокие оценки, но средняя оценка была ниже (Рисунок 3). 

Рисунок 3 – Ответы респондентов в отношении целесообразности проведения вебинаров в форме консультаций, человек 

Из данных рисунка 3 видно, что 5 баллов поставили 25 человек (29.4%), 4 балла присвоили 23 респондента (27,1%), 3 балла – 19 человек (24,4%), 2 балла – 12,8%, 1 балл – 6,4%. Средняя оценка степени согласия опрашиваемых с предложенным утверждением составила 3,6 балла.

Самые низкие оценки получило утверждение «Лучше проводить вебинары в форме практических занятий», степень согласия с которым в среднем составила 2,8 балла (Рисунок 4). 

Рисунок 4 – Ответы респондентов в отношении целесообразности проведения вебинаров в форме практических занятий, человек 

Наивысшую оценку 5 в отношении целесообразности проведения практических занятий  в форме вебинаров поставили всего 10 респондентов (11,8%), оценку 4 – 16 респондентов (18,8%), 3 балла –  25 человек (29,4%),  2 балла – 16 человек (18,8%), 1 балл – 18 человек (21,2%).

Кроме того, респондентам было предложено определить, какие недостатки присущи вебинарам (Рисунок 5). 

Рисунок 5 – Ответы респондентов о недостатках вебинаров, человек 

Как видно из рисунка 5, ответ  «через некоторое время начинаю отвлекаться» выбрали 37 человек или 44%; «сложность обратной связи (не могу высказаться)» – 36 человек или 42,9%; «нет личного контакта с преподавателем» – 23 человека или 27,4%; «плохо воспринимается информация» – 9 человек или 10,7%. Некоторые респонденты отмечали ответ «Другое» (18 человек или 21,4%). Среди предложенных опрашиваемыми вариантов ответов на данный вопрос можно отметить ответы, связанные с техническими аспектами проведения вебинаров:

– «могут возникать проблемы с интернет-соединением»,

– «бывает плохая связь»,

– «могут возникнуть проблемы с соединением, из-за чего есть риск пропустить часть вебинара»,

– «иногда бывают помехи со звуком».

Несколько ответов были связаны с сущностью того материала, который преподносит тьютор:

– «Недостатки как и обычных занятий, через некоторое время, если нет интересной информации слушатель начинает отвлекаться, если информация интересная или слушателю необходима, то и вебинар для него будет полезен»

– «Информация воспринимается хорошо,  нужно больше практических примеров».

Необходимо отметить, что 8 человек (9,4%) недостатков в вебинарах не видят.

Также респондентам было предложено дать рекомендации по совершенствованию тех вебинаров, в которых они участвовали. На вопрос ответили 23 человека. Наиболее   интересные ответы на вопрос об устранении недостатков вебинаров:

–  «В принципе дополнений к проведению вебинаров нет, но хотелось бы, чтобы была запись после каждого вебинара, т.к. информация может быть не вся усвоена и через время могут возникнуть вопросы».

–  «Краткость, увеличить число вебинаров в семестре, разгрузить малоэффективные лекции вебинарами».

–  «Побольше внедрять подобного рода метод».

–  «Рекомендую использовать вебинары для передачи нового материала (лекционный материал), но с возможностью обсуждения отдельных вопросов со всеми участниками вебинара. Это позволяет удерживать внимание и интерес аудитории».

–   «Добавить больше визуального сопровождения (презентации, картинки, видео, графики, таблицы), больше работы со студентами (вопросы, опросы)».

–   «Больше практических примеров, отрезков из фильмов, изображения. Нужно отводить время на вопросы студентов, и отвечать на них желательно с примерами. В вебинарах нужно давать конкретные инструменты, которыми можно воспользовался здесь и сейчас. С примерами».

–  «Реализация стандартного набора сервисных функций – трансляция голоса и видео должна быть на высоком уровне, без помех. А также включение в вебинар презентационного материала, так как монотонный голос лектора может рассеивать внимание».

– «Больше обратной связи. Более яркие сопровождающие новую информацию презентации».

– «Я бы внесла больше контактов с преподавателем, небольшие мини-тесты, так лучше усваивается информация»

– «Больше заинтересованности в прослушивании информации (один раз в вебинаре было скучно и в нем продолжил участие мой кот, периодически проводя хвостом по тачскрину)».

–  «Реализация стандартного набора сервисных функций – трансляция голоса и видео должна быть на высоком уровне, без помех. А также включение в вебинар презентационного материала, так как монотонный голос лектора может рассеивать внимание».

Необходимо отметить, что более 50 человек ничего не отвечали на вопрос о необходимости совершенствования вебинаров или отмечали, что их все устроило. Например:

–  «Я бы ничего не изменяла в вебинарах. Меня всё полностью устраивает».

–  «Побольше внедрять подобного рода метод».

–  «Качественно отобранная информация превосходно преподносится спикером, при том что атмосфера занятия домашняя и спокойная – мало что отвлекает, если предмет действительно интересен».

–  «Всё вроде бы было хорошо. Очень удобно слушать лекции, сидя за ноутбуком с чашкой чая :)».

–  «Все было здорово! Было бы хорошо, если бы 50% лекций проводились в такой форме».

Анализ свободных ответов респондентов позволил объединить предложенные респондентами рекомендации в 3 блока:

1) Технические рекомендации (улучшение качества звука, видеотрансляции и т.д.).

2)  Предметные рекомендации (улучшение методики преподнесения материала, его сущности, используемых преподавателем методов интерактивности).

3) Организационные рекомендации (увеличение количества проводимых вебинаров, замена лекций вебинарами и т.д.).

Таким образом, на основе проведенного опроса можно сделать несколько основных выводов.

  1. Наиболее популярной формой вебинаров, в которой участвовали респонденты, являются вебинары в форме лекций (78,8%), на втором месте – вебинары в комбинированной форме, сочетающей лекцию и практическое занятие (29,4%).
  2. По мнению опрашиваемых, наиболее целесообразно проводить вебинары в форме лекций, на втором месте – консультации, на третьем – практические занятия.
  3. Наиболее распространенным недостатком вебинаров является то, что слушатели начинают через некоторое время отвлекаться и имеют сложность обратной связи; значимым недостатком также респонденты посчитали то, что они не имеют личного контакта с преподавателем в процессе вебинара.
  4. Большая часть опрашиваемых (73%) не дала рекомендаций по совершенствованию тех вебинаров, в которых они участвовали. Предложенные остальными респондентами рекомендации носили технический, предметный и организационный характер.

e-koncept.ru

ВЕБИНАРЫ модная фишка или эффективный инструмент в обучении

ВЕБИНАРЫ: модная «фишка» или эффективный инструмент в обучении?

ВЕБИНАРЫ: модная «фишка» или эффективный инструмент в обучении?

За последние несколько лет большой популярности достигло использование одного из наиболее эффективных средств дистанционного обучения: вебинара (webinar).

Что это такое

Термин «webinar» используется с 1998 года, когда его зарегистрировал в качестве своей торговой марки Eric R. Korb (предприниматель, США). Слово «вебинар» (сокр. от англ. «Web-based seminar») происходит от двух слов «web» — сеть и «семинар».

Вебинары похожи на традиционные семинары в вузе: последовательное изложение материала преподавателем, доклады участников, презентации, показ демонстраций, вопросы и ответы, опросы преподавателя… , но все это происходит в режиме реального времени через Интернет.

Несмотря на то, что и преподаватель, и студенты находятся достаточно далеко друг от друга, на расстоянии, все-таки образуется виртуальная аудитория, в которой все встречаются с общей целью. Организация этого мероприятия происходит с помощью специальных web-технологий, общение происходит в синхронном режиме прямой трансляции. Таким образом, вебинар – новая Интернет‑технология, которая очень активно используется теми, кто понимает ценность времен

Вебинары делят на два типа:

Веб-семинары, которые предполагают двустороннее общение преподавателя и обучающихся,

Веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: преподаватель делает доклад, студенты (обучающиеся) его смотрят и слушают.

Отличие веб-семинара от видеоконференции заключается в возможности иногда довольно большого количества зрителей превращаться в реальных собеседников. И в этом случае слушатели вебинара не просто внимают тому, что говорит и показывает преподаватель, но и могут задавать ему вопросы устно или письменно непосредственно по ходу дела, как если бы они физически присутствовали в помещении, где проводится мероприятие. Преподаватель также «видит» всех участников и может обратиться с вопросом ко всем сразу или к любому из них.

Главная особенность веб — семинаров — это интерактивность — возможность демонстрировать, принимать и обсуждать информацию.

Преимущества использования

Демонстрация слайдовых презентаций

Обратная связь ведущего с аудиторией (возможность задать вопрос, уточнить, прокомментировать), общение между участниками встречи/обучения

Возможность задавать вопросы и получать ответы в режиме реального времени. (возможно как групповое (сообщения видны всем участникам), так и приватное общение (разговор между двумя участниками)

В отличие от обычного семинара, слушатели по окончанию онлайн-семинара получают запись, которую можно использовать при повторном закреплении полученной информации, а также для того, чтобы поделиться ею с кем-то, к примеру, со своими коллегами

Участие в любой географической точке города, страны

Широкая аудитории: из разных городов и даже стран

Экономия времени

Комфортные условия участия

Минусы использования

Во время проведения вебинара между ведущим и аудиторией не будет установлена эмоциональная связь, которая появляется в результате живого общения в реальном времени. А это очень важный аспект, который напрямую влияет на эффективность того же обучения.

Вебинар — достаточно новый инструмент для проведения конференций и многие преподаватели, привыкшие работать с живой аудиторией, теряются перед монитором компьютера, в результате чего пропадает драйв и ритм выступления.

Многие сомневаются в эффективности вебинаров, так как считают, что именно живое присутствие лектора, записывание его выступлений в тетрадь способствует настоящему обучению. Если же, по их мнению, сидеть перед монитором, то усвоение материала будет гораздо более слабым.

Необходимо иметь запасной вариант проведения конференции в случае технических неисправностей.

Организация вебинара

Вебинар довольно сложное с организационной точки зрения мероприятие. Его проведение требует хорошей подготовки и досконально отработанного проведения. Возникновение сбоев во время проведения вебинара приведет к снижению качества обучения и отрицательному впечатлению слушателей.

Особенности подготовки

Вебинар требует довольно сложной технической подготовки. Необходимо подготовить программное и аппаратное обеспечение.

Особое внимание следует уделить следующим аспектам:

каково качество звука и изображения при проведении вебинара

весьма полезным бывает провести репетицию вебинара. Особенно в случае если преподаватель не имеет большого опыта их проведения.

особое внимание необходимо уделить вопросу приглашения участников вебинара.

Информационное письмо необходимо разослать не менее чем за неделю до проведения вебинара.

В информационное письмо должна быть включена следующая информация:

цели и задачи вебинара;

программа вебинара

имена преподавателей, которые будут учавствовать в вебинаре;

место, время, продолжительность вебинара.

Обязательно нужно иметь несколько сценариев проведения вебинара с тем, чтобы при возникновении непредвиденных ситуаций оперативно среагировать на них и продолжить обучение.

После завершения вебинара целесообразно разместить в сети Интернет все материалы вебинара и предоставить им доступ к этим материалам.

Полезно после завершения вебинара просмотреть его запись с целью выявления проблем и коррекции регламентов проведения следующих вебинаров. Если проводиться большое количество вебинаров следует проводить их выборочный мониторинг.

Проблемы, возникающие при проведении вебинаров

Эффективность проведения вебинаров во многом зависит от качества подготовки к ним. Необходимо быть готовым и принимать превентивным меры по отношению к наиболее распространенным проблемам, возникающим при проведении вебинаров. Ниже приведен список наиболее часто возникающих проблем.

Технические неполадки

Проведение вебинара является довольно сложным технологическим процессом. Сбои могут произойти на сервере, на рабочем месте пользователя, у пользователя. Могут возникнуть проблемы с каналами передачи данных.

Потеря контакта со слушателями

Преподаватель не видит реакции слушателей вебинара, из-за чего может быть потерян контакт с аудиторией. Целесообразно иметь помощников, которые подскажут, что что-то идет не так.

Неготовность слушателей

Слушатели не имеют достаточных навыков для участия в вебинаре. Поэтому выполнение многих действий может занимать большое количество времени, что не приемлемо, особенно в случае, если в вебинаре принимает участие большое количество человек. Данная проблема решается двумя путями:

1.наличием у преподавателя помощников, которые помогут пользователям;

2.обеспечением хорошей подготовки участников к проведению вебинаров (наличие хорошей инструкции, видеоуроков по участию в вебинаре и т.д.).

Перспективы вебинаров

Эта тенденция не только сохранится, но и будет нарастать, так как приходит следующее поколение, которое намного лучше готово к использованию современных информационных технологий во время обучения. Еще одной причиной расширения использования вебинаров является все большее проникновение сети Интернет во всем мире и соответственно постоянное увеличение количества потенциальных слушателей вебинаров.

Повышение компьютерной грамотности слушателей вебинаров естественным путем решит многие проблемы, которые сейчас есть у их организаторов. Организаторы будут все меньше уделять внимание решению проблемы готовности слушателей к работе во время вебинара.

Сегодня вебинары стоят несколько отдельно от других средства проведения дистанционного обучения. Стоит ожидать их гораздо большей интеграции. Обучение, проводимое с использованием дистанционных курсов, обязательно будет включать в себя несколько вебинаров, обеспечивающих повышение эффективности обучения.

Использование вебинаров будет постоянно расширяться. Однако необходимо отметить, что целесообразно использовать вебанары совместно с другими средствами дистанционного обучения. В первую очередь с дистанционными курсами. Совместное использование вебинаров с другими средствами дистанционного обучения позволит значительно повысить эффективность дистанционного обучения.

Необходимое оборудование для участия в вебинаре:

– наушники (НЕОБЯЗАТЕЛЬНО) с микрофоном

– компьютер с подключением к Интернет, скорость которого должна быть достаточно высокой для просмотра видео,

– веб-камера (но можно и без неё).

Всё, что от вас потребуется, – это зайти в указанное время на сайт вебинара, нажать на ссылку и включиться в процесс.

Как проходят ВЕБИНАРЫ.

1.Подготовительный этап.

К вебинару , как и к обычному занятию, учащемуся необходимо заранее готовиться. За несколько дней до проведения вебинара сообщается тема занятия, план занятия, список литературы для подготовки и т.п. Учащиеся готовятся к занятию по этим материалам самостоятельно.

2. Дискуссионный этап.

Это этап непосредственного проведения вебинара. В назначенное время все участники беседы заходят на указанный адрес. Задача обучающегося – активно участвовать в беседе, высказывать свою точку зрения по каждому вопросу.

3. Заключительный этап.

Преподаватель подводит итоги занятия, резюмирует обсуждение, отмечает положительные и отрицательные моменты в занятия.

Практика

18 мая учителями гимназии был проведен вебинар совместно СОШ 627 . Тематика данного вебинара « Влияния СМИ на подрастающее поколение».


aplik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *