Учиться не поздно – Учиться никогда не поздно!. Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша

Содержание

“Учиться никогда не поздно,” – кто сказал?

В основном в пословицах и поговорках об учебе заключен положительный смысл. То же самое справедливо сказать и о известном изречении «учиться никогда не поздно». Мы посмотрим на процесс накопления знаний с разных сторон, подвергнем его детальному разбору.

Квинтилиан

Порой поговорка – это творчество народа. Так бывает, когда имя настоящего автора время не сохранило. Но в данном случае известно, кому мы обязаны тем сокровищем, которое совершенно не ценим.

Нам кажется, фраза да фраза, что ее хвалить или ею восхищаться. А пришла она к нам из глубокой древности. Вопрос о том, кто сказал: “Учиться никогда не поздно,” – предполагает конкретный ответ. Был такой в Древнем Риме мудрец Квинтилиан, ему-то мы и должны сказать спасибо.

О нем известно немного. О происхождении данные разнятся: одни говорят, что он был знатным, другие утверждают, что нет. Ясно одно – отец его был образованным человеком, поэтому послал его учиться в Рим, где в то время царствовал Нерон.

Да, мы не сказали, когда и где родился прославленный учитель красноречия.

Время и место рождения

Произошло сие событие в Испании около 35 года нашей эры, а завершил свой земной путь ритор примерно в 100 году нашей эры (некоторые источники указывают 95 год).

Личная жизнь его была несчастлива: он потерял жену, когда та еще была молодой, затем с течением времени потерял и двух сыновей. К концу жизни остался совершенно один тот, кто сказал: «Учиться никогда не поздно». Грустная история. Хотя общественная, социальная жизнь его была более или менее успешна.

Домиций Афр – наставник Квинтилиана

Квинтилиан поехал в Рим. Там он нашел наставника в лице Домиция Афра, за чьей манерой держаться и вести себя в суде Квинтилиан следил и, наверное, поначалу копировал.

Учитель нашего героя был классическим цицероновским оратором. Видимо, под его влиянием Квинтилиан полюбил труды самого Цицерона.

Дальнейшая судьба и фундаментальный труд

После смерти наставника Квинтилиан приехал в родную провинцию империи, чтобы там набраться опыта судебного оратора. Но он все равно вернулся в Рим в 68 году в качестве члена свиты императора Гальбы. Хотя наш герой не был к нему особенно близок. Это и спасло его после гибели цезаря.

Остальное излагаем пунктиром. В год четырех императоров Квинтилиан открыл свою школу красноречия. Высшей точкой развития его карьеры стало назначение консулом.

Однако известным на века он остался благодаря тому, что написал трактат «Об образовании оратора» – самый хорошо сохранившийся и полный курс ораторского мастерства, с многочисленными ссылками на литературные и исторические источники. Возможно, именно там и притаилась пословица «учиться никогда не поздно», которая в то время, конечно, афоризмом еще не стала.

Но точно установить источник нельзя, ибо замечательный труд был переведен на русский частично. На данный момент он есть только с дореволюционной орфографией. Не исключено, что в русский фраза «учиться никогда не поздно» попала из других языков, в которых существует более полный перевод античного классика. Но автор изречения точно Квинтилиан, в этом пункте пусть читатель не сомневается.

Современность поговорки

То ли реальность действительно циклична, то ли настоящая мудрость на самом деле не ржавеет. Но можно сказать, что поговорка чрезвычайно современна. Сейчас только утюг молчит о том, что нам надо постоянно развиваться, если мы хотим чего-то добиться в жизни.

И представьте нас лет через 30, неужели мы бросим эту привычку расти? Это кажется невероятным. Вообще, когда от человека уже ничего общество не требует, а детей он уже вырастил, можно и отдохнуть. То есть выбросить из головы все эти идеи о постоянном развитии.

У современного социума это стало идеей фикс. Учеба – это не всегда нудный, тяжелый тягучий и скучный процесс. Учиться можно и с удовольствием, главное – ответить на вопрос: «Зачем?»

Познание как лекарство от болезни Альцгеймера

Сейчас у многих проблема с мотивацией. Можно хорошо понимать значение пословицы «учиться никогда не поздно», но так никогда ей и не последовать. Если читатель еще не понял смысла объекта исследования, то мы с готовностью откроем его сейчас.

Присказка сводится к той простой истине, что узнавать новое, неизведанное не зазорно. Совсем неважно, сколько человеку лет. Пока он жив, он может учиться. Причем не всегда имеются в виду учебники, научные занудные книги. Учеба – это фактически познание нового, освоение занятий, специальностей. Мотивационная основа движения вперед может быть различна, начиная от банального безделья и скуки и заканчивая насущной необходимостью. Иногда человек учится, потому что ему «это надо для работы», а иногда – чтобы загружать голову.

Некоторые люди сейчас редко поднимают лицо от смартфона. Они фактически живут в виртуальной реальности. Но от такой жизни мозг человека изнывает от скуки, грустит, а в итоге делает вывод, что он, собственно, не нужен и, фигурально выражаясь, ликвидируется.

На практике «отсутствие мозга» проявляет себя в виде разных видов слабоумия, из которых болезнь Альцгеймера – один из самых страшных случаев. Недавние исследования показали, что электронные гаджеты вредят не только взрослым, но и детям. Малыши, воспитанные с подобного рода «няньками», менее внимательны, хуже запоминают материал, легче отвлекаются.

Но вернемся к взрослым. Мы не говорим, что чтение книг – это панацея от старческого слабоумия, но оно точно может его отсрочить. Мелькающие картинки в интернете и на экране сводят человека с ума значительно быстрее. Книги желательно читать более или менее содержательные, чтобы была работа для мозга.

Человек с несколькими дипломами

Обыденный пример человека с несколькими высшими образованиями. На Западе он уважаем и, как правило, не бедствует, ибо там высшее образование – это очень дорогая штука.

В России образование воспринимается либо как блажь, либо как необходимость. То есть человека, получающего несколько дипломов, считают либо «ботаником», либо «страдальцем», которому нужна определенная квалификация для работы. Но в целом отношение такое, что человек, учащийся слишком долго, – беглец от ответственности, чуть ли не прожигатель жизни. Хотя нет, пожалуй, более тяжелого умственного труда, чем познание нового. А значит, студент и прожигатель жизнь – это два разных типа человека. Конечно, при условии, что студент действительно учится.

Пример Мэри Хобсон

Благодаря выпуску новостей об этой замечательной женщине знают не только переводчики. Хотя именно они вдохновляются ее примером. А история такая. Англичанка Мэри Хобсон начала изучать русский, когда ей было 56 лет. Ее потряс роман Л.Н. Толстого «Война и мир», но в то же время женщина подумала, что ведь она читала не оригинальный авторский текст, а лишь его переводной вариант. И после этого М. Хобсон стала учиться русскому.

Сначала «несерьезно», то есть несистематично, а потом поступила в Лондонский университет. Более того, русский язык не только стал полезным хобби, которое помогло избежать скуки, безделья и слабоумия. «Великий и могучий» оказался источником второго дыхания для англичанки: она перевела А.С. Грибоедова на английский, защитила диссертацию на тему его творчества. Ведь часто такое бывает, когда человек изучает что-то, сначала ему кажется, что это забава, а потом увлечение превращается в работу и становится смыслом его жизни.

Да, кстати, обсуждая поговорку «учиться никогда не поздно» и примеры ее применения, стоит сказать, что познание – это единственный способ раздвинуть грани возможного, пересмотреть отношение к себе, выбраться из депрессии и уныния. Если человек варится все время в собственном соку, то он более подвержен различным негативным состояниям: депрессиям, неврозам, сомнениям, сожалениям о прошлом.

Поэтому нужно постоянно открывать для себя новое, но не ради эфемерного внутреннего развития, а чтобы жизнь была насыщеннее и полнее.

fb.ru

Почему сейчас самое время учиться, сколько бы вам ни было лет — Wonderzine

дарья татаркова

Афоризм «учиться никогда не поздно» приписывают Квинтилиану — ритору Римской империи, жившему около двух тысяч лет назад. В наше время уже никого не удивляет, что прописные истины, понятные даже нашим предкам в далёком прошлом, всё ещё ставятся под сомнение. Человечество, определённо, идёт путем самосовершенствования, однако какие-то вещи, причём самые банальные, приходится проговаривать из раза в раз. Особенно остро этот вопрос стоит для женщин. Нам всё время пытаются навязать идею, что мы делаем что-то слишком поздно: поздно взялись за свой внешний вид, поздно задумались о детях, поздно нашли своё призвание. А ведь в конечном счете мы никому ничего не должны, кроме себя, и, значит, всё делаем вовремя.

В сентябре идея учебы начинает давить со всех сторон: детишки идут на каторгу в школу, студенты радуются освобождению от последней, учителя и преподаватели то разделяют радость от возвращения в стены учреждений, то жалуются в приватной беседе на то, как всё надоело. Каждый год мы спрашиваем себя, не записаться ли на курсы, не возобновить ли учебу в брошенном когда-то университете или, в конце концов, не пора ли сдать на права. Печально признавать, что ответ «уже поздно» или, в лучшем случае, «может быть, потом» звучит куда чаще, чем противоположный. Если речь заходит о «большом» образовании, которое неизбежно растянется на несколько лет, мы сразу начинаем считать: если я начну сейчас, то когда я закончу, мне будет 30; а что если у меня будут дети и я всего не успею, и так далее. Что же делать в, казалось бы, патовой ситуации?

В первую очередь — перестать считать. Цифры — это всего лишь цифры. Их придумали люди для упрощения своих дел, это не мрачные молчаливые судьи нашим удачам и неудачам. Цифра сама по себе ничего не значит, кроме собственно количества некоторых условных единиц. Все ярлыки, что навешивает общество, все ассоциации, что сложились исторически, — это все продукты культуры, которые мы имеем полное право не учитывать. В наших силах просто перестать думать о том, что значит в обществе «20», «30», «40», «50» и так далее — и начать думать, что же это означает для нас.

 

В конечном счёте мы никому ничего не должны, кроме себя, а значит,
всё делаем вовремя

 

Бытует мнение, что мозг с течением времени становится уже не тот: куда нам до бессоновской Люси, если после 20 память ухудшается, становится тяжелее запоминать и легче забывать. Ученые также говорят, что у современного поколения из-за обилия информации в моментальном широком доступе ухудшилась оперативная память. Соответственно, чтобы хоть что-нибудь запомнить, теперь нужно приложить куда больше усилий, чем когда-то требовалось от наших бабушек. Сразу оговоримся: не делайте поспешных выводов — всё устроено гораздо сложнее, чем кажется, а в некоторых вещах память работает с возрастом только лучше. 

Журналист Малкольм Гладуэлл продвигает идею о том, что чтобы достичь мастерства в какой-либо области, необходимо 10 000 часов на ее освоение. Таким образом, за свою жизнь можно получить, грубо говоря, не меньше семи профессий — и вот наглядная тому иллюстрация. Семь профессий на одного! Такой подход отлично перекликается с другой очевидной тенденцией мобильности. Молодые люди по всему миру стремятся не к пожизненной работе на большую фирму, а, наоборот — к раскрытию своих способностей, не боятся переездов ради работы и внешней «нестабильности».

Вопреки тому, что нам вбивают с детства, жизнь — это не прямая. В лучшем случае это кривая, а чаще всего — сумасшедший удав, бьющийся в конвульсиях. Очень важно также решить, что «успех» значит лично для вас. Нужно перестать сравнивать себя с ровесниками (или, не дай бог, теми, кто младше) и честно себе ответить — чего вы хотите. Желание учиться — не оттягивать выход во взрослую жизнь, а именно получать желанное знание — наше право и даже привилегия. Женщины по всему миру выигрывают от возможности получить образование. В странах Африки, например, Судане или Эфиопии, активистки активно борются за права девушек, и в частности, их право на школьное образование. Это даст им возможность обеспечить себя в будущем, а значит, и избежать вынужденного брака и последующего насилия в семье — печальная, но широко распространенная практика даже в наше время.

102-летняя Ма Шиушиэн в Китае пошла в школу, чтобы получить образование, на которое у неё не было времени в молодости — ей нужно было работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Теперь у неё наконец-то есть время на то, чем бы ей действительно хотелось заниматься. Такими историями полнится интернет и местные газеты даже в не самых благополучных странах, потому что желание развиваться ограничено не рамками нашего возраста, а исключительно желанием становиться лучше, умнее и быстрее. 


С высоты возраста многие вещи воспринимаются куда легче, а значит, и многими делами заниматься проще. Вспомните, как в школе проваленная контрольная казалась концом света — всем этим страхам хочется теперь рассмеяться в лицо. Преимущества образования в зрелости очевидны. Во-первых, скорее всего, вы можете сами обеспечить его финансово. Во-вторых, ко всему процессу наконец-то можно подойти спокойно, без истерик и без восприятия происходящего как садистской обязаловки. Ну и, в-третьих, наконец-то можно выучить то, что действительно хочется, а не то, что выбрали за вас мама/папа/бабушка или же банальное непонимание, что вообще вам интересно в жизни.

Идея, что большинство вещей нужно делать быстрее, пока время не ушло, во многом устарела. Биологически мы можем заниматься всем подряд до самой смерти. Пожилым людям также показаны физические нагрузки, как и молодым — с поправкой на возрастные особенности. Люди всех возрастов одинаково нуждаются в социализации и интеллектуально стимулирующем общении. Всё то же — про учебу. Даже при условии, что с возрастом память будет ухудшаться, чем больше она используется, тем крепче она становится. В итоге между желанием чему-то научиться и его реализацией как всегда стоит одно — отговорки. Проведите мысленный эксперимент, будто вы вернулись из собственного будущего: если ваши сожаления о недополученном вполне реальны, почему бы не сделать с этим что-то прямо сейчас?

Дети, брак, работа, ипотека — все эти удобные отговорки даже придуманы не нами. Всегда можно распланировать всё в соответствии со своими приоритетами, если обучение один из них. Если вы действительно хотите учиться или даже получить новую профессию, не стоит пугаться всего перечисленного, и главное — не бойтесь нового. В наших руках сломать устоявшиеся представления о том, что всем, кто старше, дорога в «молодые» профессии закрыта. Только собственным примером мы сможем изменить сложившуюся парадигму.

Фотографии: cover photo via Shutterstock

 

www.wonderzine.com

Учиться не поздно – Дом Солнца

А ведь сколько людей среднего и старшего возраста хотело бы учиться, но… это громкое крикливое НО вырастает ниоткуда словно стена. Позвольте спросить, а почему Вы говорите НО? Зачем пытаетесь найти оправдания, что учиться Вам поздно, тяжело и страшно?

Признайтесь – ведь хочется идти в ногу со временем, хочется ведь учиться и постигать новое, то, которое в школе не давали. Учиться на самом деле никогда не поздно. Был бы ученик готов, а учитель найдется.

Что ж, попробуем обезоружить это упорное тормозящее НО, превратив его в оптимистичное ДА. Не хотите вспоминать алгебру? Или физику? И не надо! Это уже для Вас стало историей. Будучи взрослым человеком, Вы можете изучать все, что хотите и как хотите. И будете испытывать такое удовлетворение и восторг, что… ой-ой-ой!

Вот оно, одно из великих преимуществ взрослого возраста – выбрать предметы для изучения и менять их по своему желанию. Это дает такое огромное чувство свободы! И… ощущение молодости!

Ведь когда Вы были в школе, Вам казалось, что Вас окружает безграничное пространство, полное разнообразных юношеских надежд и возможностей. Учеба поможет Вам вернуть это ощущение. Что Вам стоит взять и освоить программирование или выучить иностранный язык, какой-нибудь китайский, на котором говорит каждый пятый житель планеты? Что Вам стоит?! Подумайте только о перспективах, открывающихся перед Вами! Жизнь прекрасна, все только начинается!

Вы как будто снова станете ребенком, радующимся голубому небу и лужам после дождя. А еще, знаете ли Вы, что Ваша жизнь уже не подвластна выпускным экзаменам, зачетам и аттестациям?

Учиться никогда не поздно, или Как опять сесть за парту в 45?

Нет ничего невозможного!
На самом деле, когда человек напрягает свое серое вещество, заставляя разум усиленно трудиться, он тем самым продлевает себе жизнь. Учиться никогда не поздно!

Ученые подсчитали, что человек ежедневно теряет от 50000 до 100000 невосполнимых клеток головного мозга. Но это совершенно не должно Вас пугать! Это пустяки по сравнению со 100 миллиардами клеток, которые человек имеет с самого рождения. При несложных арифметических подсчетах получается, что к 70 годам сохранится 99% первоначального количества. Хватит Вам? О да! Больше, чем достаточно!

По утверждению экспертов, число клеток не имеет значения. Точно так же, как физические нагрузки вызывают развитие мышц, так и умственное напряжение извилин нашего серого вещества способствует развитию связей между клетками головного мозга. Заведите себе хорошее правило – «Лучше напрягать, чем потерять». Искренне надеюсь, что Вы захотите напрягать каждую клеточку, прежде чем ее потерять.

У взрослых нет никаких оснований не учиться подобно детям. Зачастую взрослому учиться бывает даже легче. Представьте себе, что поживший человек начнет изучать философию, например, а у него имеется многолетний жизненный опыт, который поможет связать отрывочные сведения воедино. В юности же такой способности еще не было.

Также существует мнение специалистов, что взрослым людям легче переносить тяготы студенческой жизни, нежели молодым студентам.

Учиться никогда не поздно, или Как опять сесть за парту в 45?

Я живу, когда учусь!
И напоследок. Как определить, какой способ учебы подходит именно Вам лучше всего? Тот, который удобен Вам. Если Вы предпочитаете начинать читать книгу с конца – нет проблем. Или Вам нравится прорабатывать параллельно десяток разнообразных тем? Прекрасно. Следование собственному стилю – залог успеха в учебе.

Я обнаружила два главных способа изучения какого-либо предмета. Назовем условно их – ГРУППИРОВАНИЕ И НАНИЗЫВАНИЕ. Ниже приведены некоторые характеристики для каждого из них. Просмотрите их внимательно и определите, что Вам ближе.

Кто такие «группировщики»? Это «панорамные» люди, которым надо построить учебу так, чтобы она не была жестко структурирована.

# Они предпочитают собирать информацию на различные темы.

# Более склонны узнавать по чуть-чуть о множестве вещей.

# Любят пропускать куски в учебнике, перепрыгивая к главам, которые им наиболее интересны, не соблюдая последовательности.

# Как правило, задают вопросы об интересующем их предмете, формулируя вопрос довольно пространно, что предполагает обобщенный ответ.

# Им лучше дается запоминание основополагающих принципов.

# Всегда стремятся иметь дополнительную информацию, не связанную непосредственно с объектом их изучения.

# Изучая что-либо, они более охотно следуют общим рекомендациям.

# Находясь в отпуске, не упускают возможности побывать в нескольких местах хотя бы ненадолго.

Что известно о «нанизывателях»? Они гораздо больше ориентируются в деталях, любят следовать плану и соблюдать структуру.

# Изучая незнакомый предмет, они сосредотачиваются только на нем одном.

# Чаще всего склонны быть специалистом по одному предмету.

# Любят заниматься систематически по плану: проработав одну главу, переходят к следующей.

# Обычно задают детальные вопросы, требующие конкретного ответа.

# Им лучше дается запоминание конкретных фактов.
# Выполняя какое-либо задание, сосредотачиваются на сугубо необходимой информации.

# Любят выполнять детальный пошаговый план действий.

# Находясь в отпуске, остаются все время в одном месте, желая хорошо его узнать.

Надеюсь, что такая небольшая классификация поможет Вам определить, к какому способу изучения Вы больше тянетесь. Исходя из этого, сам процесс учебы уже не будет казаться Вам таким скучным, страшным и недоступным.

Наоборот, кто знает, возможно у Вас только что открылось «второе дыхание» и Вы получили столько мотивации, чтобы «горы покорять»? А теперь – полный вперед! Так как? Не страшно снова «сесть за парту»?

www.sunhome.ru

Учиться никогда не поздно! — Задолба!ли

Так случилось, что я в своё время не получила высшего образования после школы, но спустя 20 лет решила всё же его получить. Сдала ЕГЭ (неплохо) и поступила на бюджет на дневное отделение на математическую специальность (не педагогика, подчеркну). Заочку отмела сразу — самостоятельно разбираться в сложном материале — не для меня, застряну и не выучу, к тому же четыре года — не пять, да и именно выбранной мною специальности заочно не было. Время есть, мелкими детьми не обременена, муж согласен.

Прошло меньше недели, но меня уже достали.

Оказывается, я не имела права поступать на дневное. В моём-то возрасте, по мнению окружающих (и преподавателей), гораздо легче учиться на заочном, причём именно на педагогике. А лучше — на психолога, лингвиста, переводчика. При том, что я даже не набрала проходного балла по обществознанию, а по математике — больше семидесяти. При том, что я по-английски помню лишь «хеллоу» (с тамбовским акцентом) и «гуд бай» (с тем же «прононсом»). При том, что я жутко ненавижу работать с людьми, а от мысли, что мне придётся копаться в их проблемах, хочется всех убить, а потом самой застрелиться.

Оказывается, я не имела права поступать на бюджет. Надо было платить — там ведь низкие проходные баллы. И без разницы, что я в рейтинге была первая на специальности и была зачислена в «первую волну». Стыдно в таком-то возрасте, оказывается, «государство обирать». При том, что я по закону имею право учиться в любом возрасте, государство не обеднеет, а мне 150 тысяч в год платить — более, чем ощутимый удар по кошельку.

Оказывается, я не имею право на проблемы со здоровьем. Плохо в актовом зале, где сидит пара сотен студентов? Куда ж ты, старушка, попёрлась? Знала, куда шла. То, что рядом зеленеет восемнадцатилетний парень — ему можно. Молодым, значит, можно иметь плохое здоровье, а мне — нет.

Вдобавок оказалось, что льготы для студентов дневного отделения в некоторых местах (столовых, кинотеатре, музее) в моём случае не считаются — «только молодым студентам можно». Не считаются вплоть до вызова начальства. Удовольствие, конечно, от посещения ушло.

Одно радует — одногруппники хорошие.

zadolba.li

Учиться никогда не поздно

21.09.2012 Образование

Учиться никогда не поздно, совершенствовать свои знания и развиваться надо всю жизнь. Даже если вы имеете высшее образование и хорошую работу, это еще не повод прекращать учебу. В мире много всего интересного, а вы можете совершенствоваться как в рамках своей специальности, так и безо всяких ограничений.

Для начала определитесь, хотите ли вы поменять полностью профессию или просто надо немного подучиться, но помните, что предела совершенству нет, вы можете изучить иностранный язык, освоить новые компьютерные программы, изучить законы, научиться вести деловые переговоры и многое другое.

Самый дешевый и простой способ развиваться как специалист – это зайти в книжный, где вы сможете купить обучающие диски или специальную литературу. Этот способ хорошо подойдет терпеливым и усидчивым людям. Когда вы приступите к работе, то помните, что не надо поддаваться соблазну отложить все на следующий день. В таком обучении есть и минус – вы не получите диплом, так как никто не сможет вас контролировать.

Если заниматься самостоятельно вы не можете, то можно поискать учителя в ближнем окружении, например, более опытные сотрудники помогут вас разобраться с тем, что вам тяжело понять одному. Вы можете сразу же опробовать свои новые знания на деле, но опять же, за рамки знания своих коллег выйти не получится и вы не получите никакого сертификата.

Самый лучший вариант – это курсы повышения квалификации. Вы будете общаться с преподавателем и получать хорошие знания. Выбор курсов довольно большой, но подходить к нему надо аккуратно. После окончания курсов вы получите свидетельство, которое можете потом предъявить при трудоустройстве. Но курсам придется уделить много времени, поэтому будьте готовы к тому, что вам придется посвятить учебе несколько вечеров.

Если вы решили обучиться новой специальности, то вы сделаете большой шаг в будущее. Многое тут зависит от ваших умений, знаний и выбранной специальности. Обычно такие специальности (продавец, турагент, менеджер) требуют не каких-то специальных навыков, а человеческих качеств. Обучение продлится от полугода до года,  и вы сможете совмещать работу и учебу, так как на многих курсах есть индивидуальные программы и удобный для вас график. Но на такие курсы надо идти только тогда, если у вас есть склонность к новой профессии.

Если же вы хотите получить более серьезное образование, то надо будет учиться дистанционно. Через интернет вы можете получить даже высшее образование. Конечно, врачом вы стать не сможете, то вот маркетологом, психологом и юристом вполне. Плюс в таком обучении заключается в том, что вы получите необходимые материалы, сможете сами планировать время учебы, общаться с преподавателем on-line, а ваши знания будут проверяться. В конце вы получите диплом об образовании.

Сложный, но в то же время серьезный шаг – второе высшее образование. Взвесьте все за и против, так как высшему образованию надо будет уделять много времени, вряд ли у вас получится совмещать учебу и работу. К тому же, скорее всего, образование потребует материального вложения, причем, немалого. Но если все-таки вы это выберете, то получите диплом государственного образца, высокое качество образования, новые перспективы в карьере.

Если вы решите учиться, то помните, что придется совмещать все варианты: общаться со специалистами, читать много литературы, посещать курсы, искать информацию в интернете. Ведь для вас главная цель – это получить знание, а не просто получить диплом.

para.by

Учиться никогда не поздно, или Как опять сесть за парту в 45? | Обучение

Признайтесь — ведь хочется идти в ногу со временем, хочется ведь учиться и постигать новое, то, которое в школе не давали. Учиться на самом деле никогда не поздно. Был бы ученик готов, а учитель найдется.

Что ж, попробуем обезоружить это упорное тормозящее НО, превратив его в оптимистичное ДА. Не хотите вспоминать алгебру? Или физику? И не надо! Это уже для Вас стало историей. Будучи взрослым человеком, Вы можете изучать все, что хотите и как хотите. И будете испытывать такое удовлетворение и восторг, что… ой-ой-ой!

Вот оно, одно из великих преимуществ взрослого возраста — выбрать предметы для изучения и менять их по своему желанию. Это дает такое огромное чувство свободы! И… ощущение молодости!

Ведь когда Вы были в школе, Вам казалось, что Вас окружает безграничное пространство, полное разнообразных юношеских надежд и возможностей. Учеба поможет Вам вернуть это ощущение. Что Вам стоит взять и освоить программирование или выучить иностранный язык, какой-нибудь китайский, на котором говорит каждый пятый житель планеты? Что Вам стоит?! Подумайте только о перспективах, открывающихся перед Вами! Жизнь прекрасна, все только начинается!

Вы как будто снова станете ребенком, радующимся голубому небу и лужам после дождя. А еще, знаете ли Вы, что Ваша жизнь уже не подвластна выпускным экзаменам, зачетам и аттестациям?

На самом деле, когда человек напрягает свое серое вещество, заставляя разум усиленно трудиться, он тем самым продлевает себе жизнь. Учиться никогда не поздно!

Ученые подсчитали, что человек ежедневно теряет от 50000 до 100000 невосполнимых клеток головного мозга. Но это совершенно не должно Вас пугать! Это пустяки по сравнению со 100 миллиардами клеток, которые человек имеет с самого рождения. При несложных арифметических подсчетах получается, что к 70 годам сохранится 99% первоначального количества. Хватит Вам? О да! Больше, чем достаточно!

По утверждению экспертов, число клеток не имеет значения. Точно так же, как физические нагрузки вызывают развитие мышц, так и умственное напряжение извилин нашего серого вещества способствует развитию связей между клетками головного мозга. Заведите себе хорошее правило — «Лучше напрягать, чем потерять». Искренне надеюсь, что Вы захотите напрягать каждую клеточку, прежде чем ее потерять.

У взрослых нет никаких оснований не учиться подобно детям. Зачастую взрослому учиться бывает даже легче. Представьте себе, что поживший человек начнет изучать философию, например, а у него имеется многолетний жизненный опыт, который поможет связать отрывочные сведения воедино. В юности же такой способности еще не было.

Также существует мнение специалистов, что взрослым людям легче переносить тяготы студенческой жизни, нежели молодым студентам.

И напоследок. Как определить, какой способ учебы подходит именно Вам лучше всего? Тот, который удобен Вам. Если Вы предпочитаете начинать читать книгу с конца — нет проблем. Или Вам нравится прорабатывать параллельно десяток разнообразных тем? Прекрасно. Следование собственному стилю — залог успеха в учебе.

Я обнаружила два главных способа изучения какого-либо предмета. Назовем условно их — ГРУППИРОВАНИЕ И НАНИЗЫВАНИЕ. Ниже приведены некоторые характеристики для каждого из них. Просмотрите их внимательно и определите, что Вам ближе.

Кто такие «группировщики»? Это «панорамные» люди, которым надо построить учебу так, чтобы она не была жестко структурирована.

Они предпочитают собирать информацию на различные темы.
Более склонны узнавать по чуть-чуть о множестве вещей.
Любят пропускать куски в учебнике, перепрыгивая к главам, которые им наиболее интересны, не соблюдая последовательности.
Как правило, задают вопросы об интересующем их предмете, формулируя вопрос довольно пространно, что предполагает обобщенный ответ.
Им лучше дается запоминание основополагающих принципов.
Всегда стремятся иметь дополнительную информацию, не связанную непосредственно с объектом их изучения.
Изучая что-либо, они более охотно следуют общим рекомендациям.
Находясь в отпуске, не упускают возможности побывать в нескольких местах хотя бы ненадолго.

Что известно о «нанизывателях»? Они гораздо больше ориентируются в деталях, любят следовать плану и соблюдать структуру.

Изучая незнакомый предмет, они сосредотачиваются только на нем одном.
Чаще всего склонны быть специалистом по одному предмету.
Любят заниматься систематически по плану: проработав одну главу, переходят к следующей.
Обычно задают детальные вопросы, требующие конкретного ответа.
Им лучше дается запоминание конкретных фактов.
Выполняя какое-либо задание, сосредотачиваются на сугубо необходимой информации.
Любят выполнять детальный пошаговый план действий.
Находясь в отпуске, остаются все время в одном месте, желая хорошо его узнать.

Надеюсь, что такая небольшая классификация поможет Вам определить, к какому способу изучения Вы больше тянетесь. Исходя из этого, сам процесс учебы уже не будет казаться Вам таким скучным, страшным и недоступным.

Наоборот, кто знает, возможно у Вас только что открылось «второе дыхание» и Вы получили столько мотивации, чтобы «горы покорять»? А теперь — полный вперед! Так как? Не страшно снова «сесть за парту»?

shkolazhizni.ru

Учиться не поздно: как быстро освоить новое, если вам за тридцать

Каждые 15 лет количество научной информации в мире удваивается. Это настолько быстро, что часть исследований устаревает сразу после публикации. Сегодня теория превращается в практику раньше, чем в новое научное учение.

Новые знания каждый день меняют мир: согласно атласу новых профессий, уже к 2030 году исчезнут 57 профессий (в том числе провизор, копирайтер, бухгалтер и системный администратор). Всех этих специалистов заменят искусственный интеллект и умные машины.

На смену ушедшим профессиям придут 186 новых специальностей: к примеру, оператор медицинских роботов или биофармаколог. И осваивать все эти профессии придется не только школьникам, но и взрослым людям.

Возможно, вскоре сменить профессию придется всем нам — и это замечательно!

Почему важно учиться в любом возрасте

Еще со школы мы знаем, что «нервные клетки не восстанавливаются», а «старую собаку не научишь новым трюкам». Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся, действительно ли изучать иностранный язык или осваивать новую профессию во взрослом возрасте — заведомо бесполезная затея.

Обучение — естественный процесс, в результате которого формируется новое знание или навык. Новая информация сохраняется в мозге благодаря связям между нервными клетками, по которым передается импульс к определенному участку нервной системы.

Как и любой физиологический процесс, скорость формирования нейронных связей меняется с возрастом. Но этот процесс не прекращается ни на минуту — ни у молодых, ни у пожилых.

В 60-х годах 20 века исследователи доказали, что у мозга нет фиксированной структуры. Так, взрослые слепые люди способны научиться «видеть» руками, когда осязают предметы. При этом мозг слепых меняется — в нем возникают новые клетки. То же самое происходит с мозгом взрослых космонавтов, организм которых адаптируется к невесомости.

Оранжевым цветом выделены участки мозга, которые увеличились у космонавтов, побывавших в невесомости.

В 60-х годах коллеги попросту не верили ученым, утверждавшим, что своими глазами видели новые клетки в мозге животных и людей. Но прошло тридцать лет, и в 1997 году шведский нейробиолог Питер Эрикссон доказал, что в мозге взрослых людей есть стволовые клетки. Из этих клеток всю жизнь формируются новые нейроны.

После открытия Эрикссона говорить, что нервные клетки не восстанавливаются, стало попросту ненаучно. Это открытие подтолкнуло ученых к простой мысли: если у людей всю жизнь появляются нервные клетки — значит, и учиться люди могут всю жизнь.

Прошло еще несколько лет, и исследователям удалось доказать, что учиться взрослые люди не только могут, а попросту обязаны.

8 плюсов обучения для взрослого человека

1. Улучшает моторику

Человек, который занимается спортом или учится играть на музыкальном инструменте, в целом начинает лучше двигаться. Он проще запоминает последовательность движений и точнее их выполняет.

2. Повышает скорость адаптации

Умение ориентироваться в чужом районе или городе помогает быстрее освоиться в любой незнакомой обстановке.

3. Защищает от старческого слабоумия

Физические упражнения, изучение иностранных языков или обучение игре на музыкальном инструменте защищают от болезни Альцгеймера и других форм слабоумия.

Благодаря обучению разум становится устойчивым к повреждениям. Тренированный мозг учится компенсировать негативные возрастные изменения за счет привлечения дополнительных нейронных ресурсов.

4. Развивает интеллект

Люди, которые учатся концентрировать и расфокусировать внимание, в целом становятся умнее — они лучше справляются с тестами на интеллект, быстрее принимают решения.

5. Улучшает внимание

Обучение меняет мозг: после обучения появляются новые нейронные связи

Обучение иностранным языкам, вокалу или игре на музыкальном инструменте повышает уровень произвольного внимания. Человеку становится проще концентрироваться на задаче, даже если она не связана с английским или с музыкой Рахманинова.

6. Ускоряет мышление

Физические упражнения улучшают мыслительные функции — для видимого результата хватает короткой тренировки в 45-60 минут, состоящей из аэробных упражнений, тренировки на выносливость, функционального тренинга или тай-чи.

7. Увеличивает креативность

Чем больше мы узнаем, тем выше наша креативность. Творчество требует крепкого фундамента. Таким базисом и становятся знания, которые мы комбинируем, изобретая новый продукт или решая нестандартные задачи.

8. Повышает осознанность

Человек, который изучает новое, больше узнает о самом себе, показывает большую осознанность в поступках, легче мотивирует себя и в целом находится в контакте с самим собой.

Как учиться, если вы уже выросли

Взрослые люди отличаются друг от друга еще сильнее, чем дети. В этом «виноват» жизненный опыт, который получает каждый из нас. Обучение взрослого человека должно строиться с учетом этого опыта.

Эйнштейн применял непрерывное обучение, когда это еще не было мейнстримом.

Когда ученые накопили достаточно сведений о развитии и изменении человеческого мозга, пришло время концепции «непрерывного обучения» (lifelong learning) взрослых людей. Это понятие придумал Лесли Уоткинс, а профессор Клинт Тейлор начал использовать его в своих работах и выступлениях.

На первый взгляд, в идее непрерывного обучения нет ничего революционного. Но только сейчас, когда у нас появились интернет, возможность учиться на рабочем месте и всевозможные обучающие девайсы, человечество получило шанс превратить теорию в практику.

12 секретов обучения взрослых людей

1. Тренируйте нейронные связи

Уделяйте внимание факторам, влияющим на образование нейронных связей: упражнениям, режиму сна, медитации, нагрузке на наши органы чувств, социальным связям и самоопределению.

Эти факторы — их еще называют «драйверы» — формируют и изменяют наш мозг. Научившись управлять драйверами, мы можем заставить мозг работать на полную мощность.

2. Решайте практические задачи

Приближайте обучение к реальности. Чем больше обстановка класса напоминает условия, в которых вы будете применять полученные знания и навыки, тем лучше.

3. Выстраивайте логику обучения

Обучение должно быть не спонтанным, а структурированным, организованным и направленным на конкретную цель. Важно не запоминать факты, а находить закономерности и принципы, объединяющие эти факты.

4. Активно участвуйте в обучении

Хорошие преподаватели не зря постоянно задают ученикам вопросы и спрашивают их мнение. Благодаря активному участию мозг формирует нейронные связи, чего не происходит во время пассивного слушания лекции за партой.

Лучше попробовать сделать задание на тренажере или отработать полученные знания в игре, чем просидеть два дня за столом, конспектируя слова лектора.

5. Подключайте яркие эмоции

Все обучение строится на эмоциях. Быть отстраненным и рациональным во время занятий вредно, ведь в реальной жизни мы редко бываем невозмутимыми и отрешенными.

Включайте в обучение эмоциональный опыт: например, обсудите, какое задание было самым сложным и почему.

6. Расслабляйтесь

Для усвоения новой информации требуется внимание и концентрация. Однако мозг устроен так, что непрерывная концентрация ослабляет внимание.

Чтобы успешно учиться, нужно чередовать концентрацию, периоды расслабленного медитативного состояния и периоды получения новой информации. Старайтесь переключаться не реже раза в 20 минут.

7. Учитесь не дольше 20 минут за один урок

Обучение должно быть коротким, ведь мы отчетливо помним только начало и конец урока. Чем короче учебная сессия, тем прочнее запоминается информация. Тех же 20 минут будет достаточно.

8. Визуализируйте информацию

Студенты лучше усваивают материал, если записывают, пересказывают, зарисовывают и обсуждают его с товарищами. Перескажите то, что узнали на занятии, коллегам во время кофе-брейка, или быстренько зарисуйте схему в блокноте.

9. Не торопите события

Мы далеко не всегда сознательно участвуем в обучении. Когда мы спим или находимся в расфокусированном состоянии (например, расслабляемся на пляже), наш мозг продолжает обрабатывать информацию и создавать новые синаптические связи.

Некоторым навыкам требуется время, чтобы сформироваться. Не забывайте об этом и не торопите события.

10. Применяйте знания на практике

Мозг взрослого человека развивается и изменяется, когда мы приобретаем новые навыки. Но если не применять эти навыки на практике, мозг быстро вернется к «не обученному» состоянию.

Для закрепления навыка используйте электронное обучение. Этот формат позволяет учиться прямо с рабочего места, когда выпадет свободная минутка.

11. Избегайте многозадачности

Многозадачность, которую иногда практикуют на рабочем месте и в жизни, мешает понимать и запоминать информацию. Дело в том, что сознание может фокусироваться только на одном стимуле в один момент времени.

Если мы пытаемся одновременно выполнять две задачи, мы перегружаем память и внимание, ведь нервной системе требуется время, чтобы переключаться с одной задачи на другую. В итоге два дела одновременно делаются дольше, чем каждое по отдельности.

Поэтому, когда учитесь, не читайте почту и не переписывайтесь в чате.

12. Выбирайте собственный стиль обучения

Исследуйте свой стиль обучения. Ищите то, что сработает именно для вас. Пробуйте разные источники для получения знаний: от аудио-подкастов и тестов на 5 минут до традиционных занятий в классе с преподавателем.

Обучение взрослых: итоги

На иллюстрации показано, как в процессе обучения разрастаются нейронные сети

1. Взрослые люди могут и должны учиться — конечно, если собираются вести долгую и успешную профессиональную жизнь.

2. Вопреки распространенному мнению, с возрастом объем накопленных знаний только увеличивается. Снижение мыслительных способностей у взрослых людей — миф.

Напоследок скажем пару слов в защиту дедушек и бабушек. Ученые выяснили, что пожилые люди «глупеют» всего по двум причинам (если речь идет не о болезни, конечно):

1. После увольнения человек не получает новой информации. Окружающая обстановка становится однообразной, и нейронные связи исчезают за ненадобностью.

2. Стереотип о «глупости» и неприспособленности пожилых людей настолько силен, что пожилые люди следуют ему, сами того не сознавая.

Поэтому повторяем еще раз: и взрослые, и пожилые люди не теряют способности усваивать новую информацию. Если научиться управлять умственными способностями, жизнь навсегда останется полноценной и насыщенной.

Будьте здоровы!

blog.mednote.life

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *