Уроки финансовой грамотности для младших школьников – Описание инновационного опыта.”Формирование финансовой грамотности учащихся как один из эффективных способов социализации младших школьников”

Содержание

Мини-урок для началной школы “Финансовая грамотность”

Внеклассное занятие для младших школьников

Тема: «Финансовая грамотность. Урок 1».

Слайд 2. Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного планирования личных финансов для выхода на пенсию.

– Ребята, послушайте мою загадку.

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные! (Деньги, монеты)

– Правильно, это деньги.

Слайд 3-5 . Появились первые деньги очень давно, человечество пользовалось ими далеко не всегда, на слайдах вы видите, что использовалось в качестве денег. В далёкие древние времена для того, чтобы получить то, что им необходимо, люди, чаще всего, использовали бартер (натуральный обмен). Но поскольку это было невыгодно, со временем был изобретён универсальный товар – деньги, на который стало возможно обменять практически всё, что угодно.

Слайд 6. Деньги – это товар, который можно обменять на другой товар или услугу. 

О деньгах и их истории вы подробнее узнаете в старших классах.

-А какие бывают деньги? (бумажные и металлические)

-Тогда ответьте мне на второй вопрос. Для чего нужны деньги? (дети высказывают версии)

– Совершенно верно. В современном мире без денег прожить невозможно. Они нужны нам ежедневно.

– Ребята, а вы знаете героев сказок или мультфильмов, где они что-то покупают, продают, копят деньги или меняют их на что-нибудь? Давайте попробуем вспомнить этих героев или познакомимся с ними.

 

Слайды 7- 11. Конкурс «Мульти-пульти».

1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков? (заклинание «Крекс – фекс – пекс»)

2. На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (соль)

3. Героине, какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)

4. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

5. В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами? («Огниво».)

– Молодцы, вы много знаете сказок и мультфильмов. Оказывается, даже сказочные персонажи живут, так же как и люди и используют в своей жизни деньги.

Ну а теперь нам нужно составить Памятку, которая поможет вам экономно расходовать карманные деньги.

Слайд 12

Памятка.

  1. Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги свои трудом.

  2. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

  3. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.

  4. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

  5. Купите игру «Монополия» (или аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

  6. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!

Существует много загадок по экономике. Проверим, что вы уже знаете

Слайды 13, 14

1. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке –

От одежды до булавки. (Супермаркет)

2. Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа и самовар

Называются … (Товар)

3. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

4. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

5. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (Кассир)

6. В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)

7. Люди ходят на базар

Там дешевле весь … (Товар).

8. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).

И не забываем, что деньги надо зарабатывать честным трудом, а еще их надо уметь ЭКОНОМИТЬ.

ВИДЕО «Экономия глазами детей»

Вот и вы можете помочь взрослым экономить деньги.

Спасибо за внимание и правильно тратьте карманные деньги.

infourok.ru

«Формирование финансовой грамотности у младших школьников».

Сорокопудова Елена Александровна

учитель начальных классов высшей категории

Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя школа № 134 “Дарование” Красноармейского района Волгограда”

Мастер-класс на тему:

«Формирование финансовой грамотности у младших школьников».

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.

Фактически современные школьники выросли вместе с рыночной экономикой, которые, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадываются о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами.

Времена, когда главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», канули в Лету, теперь актуальна другая – «Не в деньгах счастье, а в их количестве».

Да, дети, как и взрослые, полюбили деньги. Ребенок растет и поначалу с недоверием, а потом с удивлением обнаруживает, что очень многое из желаемого можно получить за, казалось бы, ничем не приметные бумажки, имя которым деньги. Естественно, он начинает их желать. И тут перед родителями встает вопрос – давать ли ребенку деньги, и если давать, то в каком количестве.

Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих и конечно же меня. Я присматривалась к поведению и прислушивалась к разговорам моих учеников на данную тему. Общаясь с детьми, я заметила, что многим из них дают карманные деньги. Ребята целый день носятся с этими деньгами, озадаченные тем, на что бы их потратить. Они делают покупки в магазине, могут одолжить деньги или просто их подарить. И у меня создалось впечатление, что дети не имеют представления о том, как можно расходовать деньги, а с другой стороны – что они не знают цену деньгам, не понимают, как зарабатываются деньги.

Таким образом, необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования.

На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в школы перед учителями возникает много вопросов в связи с тем, что предмет изучения является новым и непривычным. Один из вопросов: «Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования финансовой грамотности? Какие формы проведения мероприятий стоит выбрать?»

Одной из удобных форм деятельности, на мой взгляд, является

внеурочная. Школьники наблюдают, исследуют, проводят опыты и эксперименты, работают над проектами, учатся выполнять различные социальные роли. Учащиеся осознают, какое место они занимают в социуме, учатся решать проблемы, приобретают практические навыки для применения их в жизненных ситуациях.

Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики, окружающего мира и литературного чтения. Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, учащиеся младших классов учатся теоретически решать финансовые проблемы. На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности.

В 3-4 классах возникает потребность участия в проектной деятельности. Исследования, проводимые на занятиях по финансовой грамотности, а также самостоятельно, могут быть представлены в виде защиты проекта на научно – практической конференции в школе. Огромную роль в формировании навыков в решении социальных и финансовых задач является создание большого массового проекта, в котором принимает участие у нас вся школа. Примером такого проекта является организация ярмарок на Масленицу. Такие социальные проекты дают возможность учащимся почувствовать уверенность в том, что они сами могут зарабатывать финансовые средства для реализации своих планов и идей. Это командное мероприятие, в котором участвуют все учащиеся, и родители. В классных коллективах обсуждается участие в мероприятии, представление товара, сделанного своими руками, обсуждение цен на товары, оформление места проведения мероприятия, культурная программа, сопровождающая мероприятие, уборка после проведения ярмарки. Все задания и задачи распределяются между всеми учащимися. Происходит распределение социальных ролей. В выбранной роли учащиеся чувствуют себя уверенно и получают моральное удовлетворение.

Для реализации вопросов экономического воспитания я использую разнообразные упражнения, дидактические игры и задания. Начинать азбуку финансовой грамотности следует с формирования таких понятий, как потребности, экономика, экология, ресурсы.

Так, для формирования понятий ресурсы предлагаю учащимся следующее задание, которое носит одноименное название «Ресурсы».

– Какие ресурсы нужны, чтобы сделать стол и подушку?

– Проведи линию от нужного ресурса к предмету. Зеленым карандашом обведи природные ресурсы, синим – инструменты, красным – изображения работающих людей. Как называется этот ресурс?

Учащиеся делают вывод. Ресурсы – это запасы, источники чего либо.

Следующее упражнение направлено на умение устанавливать взаимосвязь между потребностями и ресурсами.

Предлагаю учащимся рассмотреть таблицу и рассуждать так: для того, чтобы изготовить варенье, нужен сахар. Чтобы получить сахар, нужно вырастить сахарную свеклу, а для этого нужны такие ресурсы…

Далее предлагаю заполнить пустые клетки и соединить чертой ресурсы и продукты.

Особое место при формировании экономических понятий у учащихся следует уделять экономии ресурсов. Для этого необходимо продумывать расходы. Расходы делятся на три большие группы: обязательные, желательные и сбережения. Обязательные расходы это покупка продуктов, оплата коммунальных услуг, расходы на транспорт. Желательные расходы – покупка лакомств и игрушек, посещение кинотеатров, клубов, приобретение бижутерии. Откладываются, сберегаются средства, чтобы в будущем сделать большую покупку, иметь деньги на отдых или учебу.

  1. Предлагаю учащимся вспомнить, какие расходы были сделаны в твоей семье за последнюю неделю. Занеси их в нужный столбик. Подумай, если бы у тебя были сбережения, на что бы ты их потратил?

  1. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок. После чтения можно предложить таблицу, которая позволит наглядно убедиться в возможности экономной траты средств и ресурсов.

  1. Устно народное творчество также является важным ресурсом формирования понятия взаимосвязи экономии и экологии. Предлагаю учащимся пословицы. Первую часть пословицы в одной колонке, вторую часть – в другой. Задание: прочитать начало пословицы, найти смысловой конец, установить связь с экономикой и экологией. В каких пословицах говорится о времени?

Труд человека кормит, а трудами.

Мал золотник, лучше большого безделья.

Готовь сани летом, один отрежь.

Не сиди сложа руки, тем больше дров.

Назвался груздем, пригодиться напиться.

Маленькое дело, да дорог.

Семь раз отмерь, полезай в кузов.

Жизнь измеряется не годами, не будет скуки.

Чем дальше в лес, а лень портит.

Не плюй в колодец, а телегу зимой.

Вода – важный ресурс человечества, без которого немыслима жизнь на Земле. Увы, загрязнение воды приносит необратимые последствия. Дефицит воды уже достаточно ощутим. Важно уже с начальных классов формировать у учащихся стремление беречь и экономить воду. Для этого можно использовать разнообразные математические задачи.

«Один человек в день расходует примерно 500 литров воды

В нашем городе примерно 700 тысяч человек. Сколько литров воды расходуется в городе за сутки?»

«Один плохо закрытый кран приводит к потере 20 литров воды в сутки. В школе дети оставили плохо закрученными четыре крана. Сколько литров воды было растрачено в течение двух выходных дней?»

«Машинное масло, слитое в овраг, попадает в подземные воды, питает колодцы, откуда люди черпают воду. Зная, что 2 литра воды могут загрязнить такое количество воды, которое помещается в 5 спортивных бассейнах, посчитай, в скольких плавательных бассейнах поместилась бы вода, загрязненная 34 литрами масла?»

Решение данных задач способствует не только развитию вычислительных навыков, но и способствует умению экономить воду и беречь ее.

Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у учащихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.

infourok.ru

Методические материалы для учащихся 2–4 классов :: Повышение финансовой грамотности

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 4 классов в сфере экономики семьи.

Курс рассчитан на 16 часов (2–3 классы) и 16 часов (4 класс).

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет.

 

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Финансовая грамотность: учебная программа. 2 – 4 классы общеобразовательной организации (начальное общее образование)

Программа курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся — С. Федин) и 4 класса (автор материалов для учащихся — Г. Гловели). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

 Учебная программа (PDF, 601 Кб)

 

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2,3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях.

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.

 Материалы для учащихся (часть 1) (PDF, 621.52 Мб)

 

 Материалы для учащихся (часть 2) (PDF, 189.27 Мб)


Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации

Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.

 Материалы для учащихся (PDF, 564.49 Мб)

 

 

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2 – 4 классы общеобразовательной организации

Методические рекомендации включают описание методов преподавания, формы и системы оценивания, краткое тематическое планирование для начальной школы. Для каждого занятия приведены цель изучения, ключевой вопрос для обсуждения на занятии, ссылка на тот или иной учебный материал, жизненные ситуации, отвечающие теме занятия, план занятия и задания для учащихся с ответами. В связи с тем, что курс может изучаться во 2–3 классах или 4 классе, учитель может использовать материал полностью или выбрать отдельные задания в зависимости от уровня подготовки учащихся.

 Методические рекомендации для учителя (PDF, 1.18 Мб)

 

Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2 – 4 классы общеобразовательной организации


Курс имеет практическую направленность и даёт возможность каждому ребёнку получить представление о деньгах, финансах семьи, управлении бюджетом семьи и её взаимодействии с финансовыми институтами. Позитивное отношение родителей к изучению их детьми этого курса и их активное участие в этом процессе будет способствовать реализации учебных целей. В пособии подробно описаны формы взаимодействия родителей с детьми, с учителем. Приведены виды исследовательских и творческих работ, игры, моделирующие жизненные ситуации.

 Материалы для родителей (PDF, 2.32 Мб)

 

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2 – 4 классы общеобразовательной организации

Контрольные измерительные материалы включают разнообразные задания для текущего, промежуточного и итогового контроля по изучаемому курсу.

 Контрольные измерительные материалы (PDF, 490 Кб)

xn--80aebklphfgdkbcuundy3gvd.xn--p1ai

Повышение финансовой грамотности обучающихся в начальной школе: методики и технологии

Научно-практическая конференция

Тема: «Повышение финансовой грамотности обучающихся: методики и технологии»

МКОУ Красносибирская средняя школа -учитель начальных классов – Гринчук С. Н.

2018год

.

Курс «Основы финансовой грамотности в начальной школе»- прикладной курс , реализующий интересы учащихся 2-4 классов в сфере экономики семьи

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023 гг. Цель стратегии – создание основ для формирования финансово грамотного поведения граждан

.

Цель-повышение финансовой грамотности у школьников.

«Финансовая грамотность» – целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Начиная учиться, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему нужен этот курс.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения денежных операций в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учёты расходов и доходов. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

В школе нет предмета о деньгах. Поэтому программа «Экономическая и финансовая грамотность» направлена на базовое финансовое просвещение учащихся начальных классов. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной , семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся данного возраста вполне способны воспринимать финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах. Финансовая грамотность , так же как и любая другая ,воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному» ,в процессе многократного повторения и закрепления , направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек, в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности , а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Современные дети , подростки и молодёжь являются активными потребителями и всё больше привлекают внимание различных торговых сетей ,производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления ,сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам ,за которые придётся расплачиваться в течение многих лет жизни.

В апреле 2017 года я прошла курсы « Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» при «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Сразу задумалась о том ,как их применить в школьной жизни?

Сегодня перед школой стоит задача подготовить гражданина способного интегрироваться в современное общество и нацеленное на совершенствование этого общества , личность , способную к сотрудничеству с людьми разнообразных управленческих подходов ,умеющую реализовать право свободного выбора взглядов и убеждений.

Школа, как один из важнейших социальных институтов , должна оказывать помощь учащимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности..

Современная начальная школа обучает детей всему читать, писать , считать, но не готовит к реальной жизни , к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни , в особенности вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

2. Цель и задачи программы

Цель данной программы –  воспитание в детях правильного мышления и выработки правильного отношения к финансам, чтобы они вошли во взрослую жизнь финансово подкованными, и для них не будет проблемой вопрос  управления своими финансами  – сбережениями, инвестициями или тратами. 

Какие же знания должен получить ребенок. Он должен постичь азы финансовой грамотности – комплекс знаний и навыков, которые помогут решать любые финансовые вопросы:

• Это понимание природы и функции денег

• Умение ценить деньги

• Умение считать деньги

• Умение составлять финансовый отчет

• Умение зарабатывать и создавать источники дохода

• Умение экономить и сберегать

• Умение тратить деньги и жить по средствам

• Умение возвращать долги

• Умение делиться

• Умение приумножать деньги

• Умение пополнять свои финансовые знания

• Умение защищать свои деньги и основы элементарной финансовой безопасности

• Умение обсуждать денежные вопросы и анализировать свои поступки

Задачи, которые мы ставим перед собой:

  • Научить ребёнка самостоятельно разбираться в личных финансах.

  • Научить правильно распоряжаться своими карманными деньгами.

  • Научить планировать свои финансовые цели.

  • Научить основам управления своим  капиталом.

  • Научить поисковой деятельности.

  • Выработать в себе хорошие привычки.

?

Программа «Финансовая грамотность» является программой внеурочной деятельности, реализующей интересы учащихся начальных классов в сфере экономики и семьи.

Модели построения занятий по финансовой грамотности учащихся.

Внеурочная модель включает финансовую грамотность в систему воспитательной работы и дополнительного образования. Преимуществом перед школьными кружками, которые ограничены по численности учащихся, занятия на внеурочной деятельности позволяют привлечь большее число учащихся.

Проектная форма занятий по финансовой грамотности направлена на реализацию социальных проектов с финансовой проблематикой. Такую форму организации можно использовать как во внеурочной деятельности, так и интегрировать в учебные предметы. В начальной школе можно провести игру «Денюшки дяди Скруджа». Игра может пройти в виде КВНа. В доступной форме ребятам рассказывают историю появления денег (можно устроить театральное представление, небольшой спектакль могут показать ребята постарше). Далее ребятам предлагается потратить полученные от родителей деньги. В этом возрасте мало кто из них задумывается над вопросом: А можно ли деньги приумножить

Школьный курс финансовой грамотности рассчитан на 16 часов(2-3классы) и 16 часов (4 класс)

Основные содержательные линии курса:

-деньги, их история, виды, функции,

-семейный бюджет

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи ,практические задания, игры ,мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами ,таблицами ,схемами , а так же поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Педагоги в своей работе могут использовать методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 2 – 4 классов. Данное пособие разработано для преподавания курса с использованием материалов для учащихся С. Федина «Финансовая грамотность» для 2–3 классов или материалов для учащихся Г. Гловели «Финансовая грамотность» для 4 классов. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». УМК по математике для 1-4 классов под авторством Муравиной О.В. и Муравина Г.К. Стоит отметить, что в учебниках по математике для начальной школы есть большое количество задач экономической направленности. Поэтому педагоги могут активно использовать их при формировании финансовой грамотности

Основы финансовой грамотности в начальной школе входят в курс математики ,окружающего мира.  «Умение применять математику, в том числе математический подход в рассуждении, обосновании, аргументации, планировании, в пространственных построениях, численных оценках должны предполагаться и требоваться на различных рабочих местах. В массовом сознании математическая компетентность должна стать одним из основных

.

Содержание темы «Финансовая грамотность» встроено в процесс актуального изучения математики в начальной школе. По мере освоения математических знаний и умений вводятся задачи и задания про деньги и их функционирование в жизни человека .С развитием представлений о возможностях математики развиваются финансовые навыки учеников.

Личностные результаты изучения основ финансовой грамотности в начальной школе:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

  • Технологии ,которые используют учителя в своей работе: • Технология деятельностного подхода • Технология проблемного обучения • Технология критического мышления • Интерактивные и активные технологии • Здоровьесберегающие технологии

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

. Регулятивные:

  • понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;

  • составление простых планов с помощью учителя;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

Коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты изучения основ финансовой грамотности:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;

  • представление о роли денег в семье и обществе;

  • умение характеризовать виды и функции денег;

  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;

  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

  • проведение элементарных финансовых расчётов.

     При изучении основ финансовой грамотности предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения. Например:

Мозаика

Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

  • Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.

  • Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.

  • Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.

  • Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.

  • Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

«Один — два — вместе»

Мозговой штурм

В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.

Мини-исследование

Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.

Кейс

Говоря об учебном кейсе, имеется в виду ситуация из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.

Для определенного класса с учётом уровня подготовки учащихся педагог  имеет возможность самостоятельно подобрать метод для разъяснения материала по финансовой грамотности

Тестовые задания с открытым ответом, задания

Основы финансовой грамотности в начальной школе входят в курс математики.  «Умение применять математику, в том числе математический подход в рассуждении, обосновании, аргументации, планировании, в пространственных построениях, численных оценках должны предполагаться и требоваться на различных рабочих местах. В массовом сознании математическая компетентность должна стать одним из основных

.

Содержание темы «Финансовая грамотность» встроено в процесс актуального изучения математики в начальной школе. По мере освоения математических знаний и умений вводятся задачи и задания про деньги и их функционирование в жизни человека. С развитием представлений о возможностях математики развиваются финансовые навыки учеников.

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.

Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.

multiurok.ru

Финансовая грамотность младших школьников – начальные классы, прочее

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. 2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности.

Этот термин finansia возник в XIII-XV вв.переводится слатинского как наличные средства, доход. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Как воспитать финансово грамотных детей? Заниматься финансовой грамотностью собственных детей в современных рыночных условиях просто необходимо! Не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее. Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет. Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам. И ещё. Прежде чем отводить своих детей в школу, родители учат их считать и писать. Так почему же родители, прежде чем отпустить своего ребёнка во взрослую жизнь, не учат их финансовым основам? Прежде чем приступить к финансовому воспитанию ребёнка, родители должны договориться между собой и выработать общие принципы воспитания ребёнка. Здесь самым главным принципом среди остальных является открытое обсуждение с ребёнком семейного финансового положения. Если у одного из родителей имеются какие-либо негативные переживания, связанные с деньгами (например, скупость, транжирство), то через некоторое время у ребёнка появятся точно такие же эмоции. Из этого следует вывод, что только от воспитания родителей зависит, будет ли ребёнок скупердяем, транжирой или будет знать, что делать с деньгами, куда их выгодно вложить и так далее.

С 5-ти лет можно и нужно воспитывать своих детей вести семейный бюджет. Чтобы они в этом вопросе были образованы и подкованы, разбирались в финансах семьи.
Правила обучения финансовой грамотности для родителей:

Знакомить ребёнка с деньгами нужно тогда, когда он начинает проявлять к ним интерес

Родители сами почувствуют, когда придёт время для уроков финансовой грамотности. Важно не навязывать эти разговоры, ребенок сам должен проявить интерес. Тема денег должна войти в его жизнь плавно, не агрессивно и навязчиво.

Родителям важно подходить к разговору подготовленными

Прежде чем начать знакомить ребенка с миром обращения финансов, следовало бы подготовиться и разобраться в ответах на такие вопросы: что такое деньги? какую роль они играют в жизни людей? какие бывают деньги? какие правила отношения и обращения к деньгам вы хотите привить своему ребенку? каких ошибок в отношении денег ему следует избегать? Вместе с нашей книжкой-раскраской мы предлагаем сборник пословиц и поговорок о деньгах.

Многие психологи и специалисты в области финансового просвещения советуют начинать знакомство ребенка с деньгами с разговора об отличии мелких монеток, потом переходить к купюрам.

Учите ребёнка ценить деньги

Чтобы ребёнок понимал, что деньги берутся не из воздуха, создавайте в своей семье традиции такого отношения к деньгам и живите сами по этим правилам. Будьте авторитетом для своего ребенка. Это самое важное и эффективное, что вы можете сделать для своего чада.

Приобщайте ребёнка к планированию семейного бюджета

Это лучше делать тогда, когда ребенок будет готов к этому. Как только у него появляются карманные деньги, следует помогать ему планировать его расходы.

Давайте ребёнку карманные деньги

Это очень важный вопрос. Карманные деньги — первый шаг к формированию самостоятельного и осознанного отношения ребенка к деньгам и их распоряжению. Начните с определения для себя и своего ребенка, что такое карманные деньги. На мой взгляд,

карманные деньги — это возможность для ребёнка научиться осознанно управлять своими деньгами до того момента, как он сам начнёт их зарабатывать.

Это ни в коем случае не должна быть оплата домашнего труда или вознаграждение за отличные и хорошие оценки. Определите правила, в соответствии с которыми ребенок получает карманные деньги, и введите систему штрафов (если это нужно).

На первом этапе карманные деньги можно выдавать на день. Потом следует договориться с ребёнком, что он сам отвечает за свой финансовый запас.

Начинайте давать карманные деньги раз в неделю, в идеальном случае — раз в месяц.

Рассказывайте, что деньги можно копить

Финансовая подушка — основа финансовой стабильности семьи и каждого отдельного человека. Это основа финансовой и личной свободы. Копить нужно для того, чтобы совершить серьезную покупку. Со временем на накопления он сможет приобрести велосипед, скутер, дорогую игру, смартфон. Потом — оплатить учёбу в вузе, свадьбу, купить машину и квартиру.

Ни в коем случае не платите за домашнюю работу

Если платить ребёнку за домашнюю работу, он будет рассматривать её как труд, который он будет делать только за деньги, а не как зону своей ответственности — чистоту и порядок в среде своего обитания.

Это его вклад в общее дело. Жены не платят деньги мужьям за ремонт стула, а мужья женам — за уборку спальни. Исключение — случаи, когда вы нанимаете профессионалов для наведения порядка в доме, а ваш ребенок сделает это за полцены (но тут уж за качеством приходится следить вам и довольствоваться тем, что получится).

Советы управления деньгами для ребенка:

1.Старайтпесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.

6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому-же, за меньшие деньги.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок.так вы сможете накопить сбережения.

8.Купите игру Монополия (или аналог) ирегулярно играйте в неё,  это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых  нуждаетесь. Если  выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

10. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.

11. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.

12. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.

13.Что такое регулярные платежи? (ком.услуги, телефон, интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.

kopilkaurokov.ru

Основы финансовой грамотности для школьников

К большому сожалению, финансовой грамотности не учат в школе и об этом редко говорят в семье. Удивляться здесь нечему, ведь родители и учителя в большинстве случаев в управлении финансами практически не разбираются.

Приведем основные утверждения, которые нужно знать подрастающему поколению, школьникам, желающим обрести финансовую независимость.

Актуальность

1. Как мы уже отметили, этот нужный предмет не преподают в школе. Учеников заставляют учить скучноватые предметы, зубрить надоедливый материал. Но нас не учат как добиться финансовой свободы.

2. Экономика построена так, чтобы люди жили на зарплату, завися от работодателя, часто работая без выходных.

Ведь 93% богатства принадлежит 7% людей!

Несправедливо, можно сказать, но это происходит из-за того, что люди не умеют правильно управлять собственными денежными потоками.

3. Ошибочно считается, что финансовая грамотность не нужна школьникам. Так как старшие во многих случаях не могут научить вас азам финансовой грамотности, значит следует брать дело в свои руки и изучать дополнительную дисциплину в свободное от уроков время. Однако самое важное – это практическое применение знаний. В учебных заведениях нас учат учиться, а не применять полученные знания. Сайт «ProFin.Top» познакомит с такими понятиями как доходы и расходы, активы и пассивы и Вы увидите, что это относительно просто.

4. Финансовое просвещение актуально для юношества. Представление о том, что подросткам слишком рано думать о финансовых вопросах – это предрассудок. Ошибочно считается, что только, когда семья будет, тогда можно задуматься о деньгах а сейчас нужно учиться, учиться и ещё раз учиться. 70-80% людей делают так и теперь посмотрите как они живут.

Стратегия

5. Доходы и расходы. Приучайте себя увеличивать доходы и сокращать расходы. Например, откажитесь от чипсов, сухариков и сладкой воды.

Получится двойная польза: во-первых, Вы сохраняете своё здоровье, а во-вторых, Вы сохраняете деньги, которые можно сберечь и приумножить, приближая себя к финансовой свободе. И здесь объём доходов и расходов не так важен, а важно то, что у вас остаётся.

6. Активы и пассивы. Активы приносят Вам деньги на блюдечке независимо от вашей деятельности, а пассивы наоборот съедают честно нажитое, не взирая на нас и наше положение. Чтобы стать богатым, нужно увеличивать активы и сокращать пассивы.

7. Финансовая грамотность важна для детей. Состоятельные люди советуют начинать сберегать и инвестировать как можно раньше. Помните, что чем раньше Вы начнёте свой путь к финансовой свободе, тем меньшего напряжения от вас потребуется для достижение этой цели. Время – Ваш лучший актив. Позвольте силе сложного процента поработать на Вас. Ведь, чем больше дохода Вы получите с инвестирования, тем меньше Вам придётся докладывать из своего кармана.

Перспектива

8. Для достижения состоятельности особых сверх способностей не требуется. Необходимо лишь быть смелым и упорным, и иметь желание и цель. По разным исследованиям, богатыми часто становятся люди без высшего образования или даже не окончившие школу (это не значит, что нужно бросить школу или институт).

Просто это показывает, что специальные знания без правильного применения почти ничего не стоят.

9. Сама по себе финансовая грамотность довольно проста, хоть и считается прерогативой специалистов и учёных. Неужели так сложно освоить, что деньги, которые Вы сохранили нужно разделить на 3 части: первая – на сбережение (в надёжный банк), вторая – на инвестирование (акции, облигации и т.д.), а третья – на благотворительность (помощь другим людям возвращается многократно).

Как видим все просто и все только в Ваших руках.

Помните, что 80% миллионеров достигли состояния сами, и только 20% унаследовали его.

profin.top

13 уроков финансовой грамотности для детей

Исследования показывают, что детям, подросткам и молодежи ощутимо не хватает понимания, когда дело доходит до вопросов управления деньгами. Наша система образования почти не включает в себя уроки финансовой грамотности. Эти тревожные данные заставляют родителей заниматься экономическим обучением своих детей самостоятельно.

Финансовая грамотность для детей очень важна, ведь это закладывает их состоятельность и успешность во взрослой жизни. Эти 13 советов помогут родителям научить своих детей правильно распоряжаться деньгами.

:


1. Используйте наличные


Безусловно, дебитные и кредитные карты очень удобны в использовании, но дети обращают внимание на то, как Вы пользуетесь деньгами. Использование пластиковой карты не даёт им возможности видеть фактический обмен денег для покупок. При использовании наличных, дети видят, как происходит сделка, и становятся свидетелями обмена наличных на товары или услуги. Таким образом ребёнок понимает, что для того, чтобы сделать покупку, Вы должны дать свои, заработанные трудом, деньги.

2. Посещайте банкоматы и терминалы


Посещение банкоматов поможет ребенку понять, откуда берутся деньги. Ребенок поймет, что банк не выдает деньги просто так, это место, где хранятся заработанные Вами средства.

3. Продуктовый шоппинг


Поездка в продуктовый магазин – это прекрасная возможность, чтобы начать строить основные привычки управления деньгами. Во время ходьбы по магазинам родители могут говорить с детьми о цене каждого продукта, о том, зачем нужны скидки и как сэкономить при покупке продуктов. Можно поручить ребенку отсчитать деньги, необходимые для покупки, чтобы он принял участие в процессе сделки.

4. «Брендовое» – не значит «лучшее»


Это следующий урок, который необходимо усвоить ребенку. Иногда товары не самых известных торговых марок могут сэкономить значительную сумму денег при покупке. Покажите ребёнку разницу в цене между брендовым и обычным продуктом, предложите купить что-нибудь на эту разницу, чтобы ребенок осознал преимущество экономии.

5. Желания против необходимостей


В основе хороших навыков управления капиталом лежит умение отличать желания и потребности. Например, людям нужна еда, чтобы выжить, а ребёнок, хочет плюшевого зайца, чтобы поиграть. Объяснение этих простых вещей создаст основу для финансовой грамотности.

6. Построение бюджета


Ребёнку может быть сложно понять разницу между желаниями и потребностями. Чтобы облегчить эту задачу, посадите ребёнка рядом во время планирования семейного бюджета. Объясните ему цель учета всех Ваших ежемесячных расходов и финансовой ответственности.
Вы также можете помочь своим детям создать собственный бюджет. Это хорошая практика на будущее, которая позволяет им увидеть, как и куда они тратят свои деньги.

7. Вопрос счетов


Показывайте детям счета за коммунальные услуги, объясните им, почему Вы должны платить за электричество, воду и отопление каждый месяц. Расскажите им о привычках, которые позволяют экономить: выключать за собой свет, стирать при полной загрузке машинки бельем, принимать душ, а не ванную. Когда они увидят, что их действия могут экономить деньги, они будут более сознательны в своём выборе.

8. Список желаний


После составления бюджета дети могут составить список вещей, на который они хотели бы накопить деньги. Помогите ребёнку спланировать, сколько времени займёт, чтобы накопить достаточно средств на эти покупки.

9. Понятная система накопления


Копилки – это традиция, которая уже долгие годы существует среди детей и молодежи. Еще более эффективным считается использование прозрачного кувшина или банки. Так дети могут наблюдать за тем, как постепенно увеличивается количество накопленных денег.

10. Совместное использование финансов


Наряду с копилкой или банкой заведите отдельный сосуд для совместного использования. После того, как он заполнится, позвольте ребёнку пожертвовать эти деньги на благотворительность по своему выбору или помочь другу в беде.

11. Летняя подработка


Подростки могут найти себе временную работу на лето – расклеивать объявления, выгуливать собаку, быть курьером или официантом. Возможность получать собственный доход и распоряжаться своими финансами поможет ребёнку вырасти в финансово независимого взрослого.

12. Карманные деньги


Если ребёнок пока не может или не хочет работать, он может получать карманные деньги за определенные работы по дому. Это позволяет детям зарабатывать небольшой доход, а Вам разгрузиться от некоторых забот.

13. Игры и мероприятия


Игры по типу «Монополии» и «Менеджера» по-прежнему являются отличными способами для родителей и детей практиковать свои навыки управления финансами. Разнообразие мероприятий, связанных с экономической сферой, способствуют развитию финансовой грамотности у всех, кто хочет ею овладеть.

istochnik.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *