В чем состоит работа учителя – Двенадцать плюсов работы учителем – Другое – Преподавание – Образование, воспитание и обучение

Содержание

В чем заключается педагогическая деятельность

Такое понятие, как педагогическая деятельность заключается в том, чтобы обучить и воспитать детей любого возраста. В дошкольных учреждениях, например в детском саду, процесс образования направлен больше в сторону воспитания, а в школе – внимание уделяется больше процессу обучения.

Вообще, педагогическая деятельность определение – это разностороннее мышление. Многие философы, разработчики теории функционирования систем и психологи работают по своим системам и принципам. В педагогике есть множество вариантов, в которых применяется анализ педагогической деятельности и общая теория систем.

На сегодняшний момент можно обратиться к любому педагогу, а их в стране достаточное количество, и воспользоваться услугами преподавания. Это, так называемые – педагоги и репетиторы. Но зачастую такая индивидуальная педагогическая деятельность основывается только на общих знаниях. Многие репетиторы не имеют должного педагогического образования и необходимой квалификации.

Важно знать, что педагогическая деятельность требует четкой профессиональной и социальной подготовки. Позицией педагога является совокупная система волевых, интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений. Здесь же проявляется деятельность, характер и личность педагога.

Сама педагогическая деятельность была создана в целях передачи накопленного опыта в духовной и культурной жизни следующему поколению. Из поколения в поколение этот опыт передавался для сохранения и развития знаний. Осуществить педагогическую деятельность способен только человек социально образованный и конечно с педагогическим образованием. Благодаря системе деятельности педагога, можно представить совокупность видов педагогической деятельности – диагностика, проектировка, конструкция, коммуникация, организация, аналитика, корректировка и результат.

В ходе диагностики, педагог направляет свое внимание на изучение подопечного, его индивидуальных особенностей и характера. А после изучения использует необходимые методы воспитательного процесса. Следующий этап – проектировка и конструкция определяют дальнейшее прогнозирование того, как ребенок развивается. На этом этапе педагог определяет цели, задачи, методы и формы своей работы. В организации педагогической деятельности предусматривается вся система действий педагога и его подопечных. Коммуникация включает в себя отношения между педагогом и детьми. При помощи коррекционной деятельности можно поддержать детей и внести кое-какие изменения в воспитательный процесс. Аналитикой является процесс, который анализирует и прогнозирует результаты деятельности педагога.

Несомненно, педагогическая деятельность включает в себя главных действующих лиц – педагога и ребенка, которые на каждом этапе друг с другом взаимодействуют, решают задачи обучения, развития и воспитания. Педагог должен управлять учебно-воспитательным процессом, а участники обязаны слушать и вникать во весь процесс.

От того, как хорошо работает педагог, зависит и его мастерство. Педагогическое мастерство – это самый высший уровень, где педагог проявляет свое разностороннее творчество. Постоянно совершенствуясь в искусстве воспитания, обучения и развития ребенка, педагог доказывает свои творческие качества и особенности. У хорошего учителя должны быть активность и инициативность, наблюдательность и внимание, интуиция и нестандартное мышление. Мастерство педагога связано с его личностью и с качествами, которые проявляются в самосовершенствовании. Уровень педагогического мастерства определяются по следующим критериям – целесообразность, творчество, технология, оптимальность и продуктивность. Соответственно, чем выше технологичность, тем выше уровень мастерства педагога. 

fb.ru

Razmut – резюме для размученых, вакансии для исполнения мечты!

У учащихся первых-третьих классов один учитель. Для ребят он самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог им преодолеть первые трудные шаги в школьной жизни, приобщал к школьным заботам.

– Найти работу / поиск вакансий
– Выложить / создать резюме
– Выложить / создать вакансию

Учитель начальных классов должен уметь многое: слушать, говорить, петь, танцевать, рисовать. Но самое главное: ему должно быть интересно с детьми. Это должен быть человек щедрой души и сердца. Шота Руставели писал: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал, то — твое». Наука отдавать — сложная наука, постигают ее на протяжении всей жизни. Без этого нельзя быть учителем, а учителем начальных классов тем более, так как маленькие дети откликаются только на искренность, мгновенно чувствуют всякую фальшь.

 

С чего начинается работа учителя начальных классов в школе? Прежде всего он знакомится с родителями будущих учащихся, беседует с каждым о его ребенке, старается разобраться в характерах — это поможет ему в дальнейшей работе. Все дети очень разные: один быстро утомляется, другой нетерпелив и беспокоен, третий знает всю программу первого класса, и нужно позаботиться о том, чтобы ему не было скучно. Однако все малыши очень привязчивы, охотно откликаются на доброту, ласку, внимание.

Уже на первом организационном собрании учитель вместе с родителями определяет наиболее рациональный режим дня школьника, обсуждает условия труда. Ребенок вступает в новый этап жизни, который необычен и для родителей. Как помогать ребенку? Какие поощрения и наказания применять? Как развивать его интерес? — к этим и подобным вопросам должен быть готов учитель. Очень важно сориентировать родителей на активную помощь школе, пробудить в них живой интерес к детям и заботам нового классного коллектива. В хороших, доброжелательно-доверительных отношениях

учителя с родителями — залог успеха обучения и воспитания детей.

Начался новый учебный год для учителя и первый — для его питомцев, который, пожалуй, есть самый важный в их школьной биографии. Вот пролетел «Праздник первого звонка» — яркий, торжественный. Ребятам вручают учебники, и учитель напоминает о необходимости бережного к ним отношения, рассказывает, как много труда затрачено людьми разных профессий, чтобы у каждого ученика была книга.

На первых уроках учитель увлекает детей сообщением о том, как много нового узнают учащиеся в школе. Однако порой интерес, возникший в начале обучения, бесследно пропадает, если с первых дней ребенку будет очень легко или очень трудно. Тут проявляется разная подготовленность детей к школе. Один легко и свободно складывает слоги в слова, а другой не все буквы знает. И

учителю в этом случае должны помочь родители. Учитель развивает в своих питомцах любознательность, стремится привить им привычку преодолевать трудности, формирует потребность в знаниях. В первом классе учитель занимается с детьми чтением, математикой, рисованием.   

Но учитель не только учит, он выступает и как воспитатель, как старший друг. Он наставляет малышей, как правильно вести себя в коллективе, на убедительных примерах раскрывает огромную силу и мудрость коллектива.

Учитель с творческой жилкой постоянно разнообразит свою деятельность. Вместе с родителями выбирает формы поощрения ребят, определяет, в каких делах ярче всего проявятся способности его воспитанников.

К работе с первоклассниками можно привлечь и своих бывших, подросших воспитанников, которых учитель за три года хорошо изучил. Они могут помочь первоклассникам в учебе, поиграть с ними, поговорить на интересующие их темы, наладить выпуск стенгазеты.

В первом классе учащиеся не только получают знания, они учатся учиться, и от того, насколько успешным будет этот процесс, зависят их дальнейшие успехи в школе. Необходимо, чтобы приобретенные умения и навыки оценили взрослые. Это можно устроить на утреннике после окончания первого класса. К нему ребята подготовят выставку игрушек, рисунков, поделок. Выставка позволит учителю закрепить контакты с родителями, а ребятам, теперь уже второклассникам,— оценить себя. Здесь учитель посоветует родителям, как организовать летом активный отдых детей, а приглашенный на утренник врач расскажет о закаливании детей.

Пройдет лето, и повзрослевшие второклассники приступят к учебе. И учитель сделает для них новые, более сложные предметы доступными и увлекательными.

В. А. Сухомлинский писал: «Быть хорошим учителем

можно, только будучи хорошим воспитателем». Воспитательные задачи педагога постоянно усложняются. Он заботится о становлении коллектива, закреплении здоровых традиций, учит ребят сопереживанию, взаимовыручке, умению понимать другого, учит уважать достижения товарищей, любить прекрасное, ненавидеть безобразное. В детстве каждый должен пройти такую эмоциональную школу». Человек без эмоций — сер, тускл, непривлекателен. Он не способен радоваться и приносить радость другим, он глух к чужим страданиям, черств, эгоистичен. Сколько примеров вокруг, сколько воспитывающих ситуаций, показывающих торжество добра, справедливости. Как важно увидеть эти ситуации, дать им оценку. Ребята читают сказки, и учитель помогает им усвоить понятия добра и зла: красивые, добрые, отважные герои сказок выходят победителями. Или прогулка по лесу. И вдруг на глаза попадается мусор, загубленное дерево. И учитель обязан обратить внимание детей на это варварство, а затем рассказать им, почему нужно бережно относиться к природе, как охранять ее, что полезного для нее сделать. Так ребята постигают науку добра. Помимо этого, они узнают, на что идет собранная макулатура, из чего делаются учебники и тетради, и многое, многое другое.

Учитель уже достаточно хорошо знает родителей своих питомцев, поэтому перед очередными каникулами на традиционном родительском собрании он дает советы не только по организации правильного отдыха ребенка, но и по воспитанию бережного отношения к окружающей среде, к живым существам, по включению ребят в посильный хозяйственный труд.

В третьем классе в жизни ребят большую роль начинает играть самоуправление. Усложняется и круг вопросов повзрослевших ребят. Им становятся доступными такие понятия, как долг, совесть, ответственность. Необходимо придать этим понятиям действенный характер. В течение года с ребятами проводятся беседы о жизни и подвигах, о требованиях жизни.

Ребята переходят в пятый класс, и для учителя начальных классов все начинается сначала.

Кому противопоказано быть учителем начальных классов? Человеку, которому неинтересно с маленькими детьми, неинтересно наблюдать, как они развиваются, познают мир. Трудно быть учителем начальных классов человеку замкнутому, сосредоточенному на своих внутренних переживаниях. Для учителя начальных классов обязательна общительность, наличие музыкальных и художественных способностей. Ему необходимо иметь хорошую дикцию и четкую грамотную речь. Непременным условием успешности преподавания является красивый крупный почерк учителя. Привлекательность же профессии учителя, заключается прежде всего именно в общении с детьми.

Учителей начальных классов готовят в педагогических училищах, а также на педагогических факультетах пединститутов. В институтах повышения квалификации учителя начальных классов периодически совершенствуют свое мастерство.

С уважением команда Портала – «Размут»

Razmut.ru ©


www.razmut.ru

Сочинение на тему Работа учителя

Работа учителем является сложной, но очень необходимой. От профессионализма данного категории специалистов зависит развитие будущего населения.

Учительский труд тяжелый и ответственный. К каждому ученику необходимо найти свой подход. Каждый ученик требует внимания. Учитель должен очень много знать и уметь интересно раскрыть тему. Кроме работы в школе дома учителя ждет много работы. Учителю необходимо проверять тетрадки, описывать планы занятий с учениками, заниматься подбором учебного материала. Также необходимо вести классный журнал, заполнять дневники и организовывать встречи с родителями на родительских собраниях, писать характеристики на учеников, готовиться к выпускным и переводным экзаменам.

На уроках необходимо подать в понятной форме материал, дать под запись определенные понятия и задать домашнее задание. Кроме всего этого необходимо проводить классные часы, возить детей на соревнования, выставки, общественные мероприятия.

Учителем необходимо быть по призванию. Не каждый человек сможет терпеть постоянный крик в коридорах, плохое поведение детей. Работа с детьми требует таланта. И, к сожалению, этот талант имеет низкую оплату труда.

Работа учителя сочинение

Как только ребенок переступает порог школы, ему на встречу выходит человек, который будет сопровождать его долгий период жизни. Этот человек – учитель. Считается, что быть учителем не просто, необходимо любить свою профессию, и отдаваться ей всеми силами. Учитель – это, пожалуй, одна из самых древних профессий на земле. Еще в древние времена умные люди, которые могли чему-то научить других, становились учителями. Многие думают, что учителями не становятся, ими рождаются. Быть учителем, обучать детей, дарить им новые открытия о мире, и знания, которых у них еще нет – это целая наука. Стать учителем очень непросто, для этого необходимо иметь множество разнообразных качеств. Учитель должен обладать хорошей выдержкой, крепкими нервами, проявлять как строгость, так и мягкость. Самое главное, такой человек должен любить свою работу и своих учеников.

По сути, учителя окружают нас со школьной скамьи. Именно они знакомят нас с окружающей природой, с культурой и литературой. Они открывают перед ребенком новый, неизведанный, но такой интересный мир знаний. Учителя прививают с ранних лет стремление к познанию доброты и открытию новых истин. От учителя зависит многое, он даже влияет на становление человеческой личности. Не только обучение предмета, обучение жизни возложено на одного человека. Иногда это становится непосильной ношей. Учитель словно семена, проращивает знания в своих учениках. Он закладывает в них все, что знает сам. Иногда от самих детей учитель учится новому, переосмысливая старые познания. Многие бывшие школьники с огромной теплотой вспоминают своих первых учителей, ведь именно они открыли им двери в жизнь.  

Даже сегодня профессия учителя считается уникальной и очень востребованной, особенно в тех населенных пунктах, где нахватает высококвалифицированных специалистов. Преподаватель занимает разные сферы жизни человека, и не всегда это именно школа. Учителя есть на курсах переподготовки, повышения квалификации, изучения иностранных языков. Все эти люди выполняют одну и ту же работу, они обучают и дают знания. Их работа заслуживает огромного уважения.

7 класс

Работа учителя Сейчас читают:
  • Cочинение-рассуждение Добро и зло

    Добро и зло – об этих понятиях мы слышали еще с детства. Ведь если вспомнить детские сказки, которые родные читали нам перед сном, везде присутствует и зло и добро. Это две силы, которые постоянно соперничают друг с другом.

  • Сочинение на тему Хоровод муз (Творчество А.Блока)

    Александр Блок входит в число выдающихся русских поэтов. Жизнь поэта была насыщенной, каждый бы мог ему в чем-то позавидовать. Ушел из жизни Блок очень рано в 41 год, но столь короткое время жизни было наполнено многими событиями, многие люди и за 80 лет

  • История создания романа Тихий Дон сочинение

    «Тихий Дон» – самый известный труд М. А. Шолохова. Автор писал его на протяжении десяти лет. В произведении Шолохов развернул эпохальное, пропитанное ароматами земли, колоритная лента из жизни казаков Дона. Датой создания произведения

  • Сочинение на тему Победа над самим собой

    В моей жизни много маленьких побед, которые я считаю важными. Каждая маленькая победа позволяет мне совершенствоваться, преодолевать страх и становиться увереннее в себе.

  • Смысл названия пьесы Вишнёвый сад сочинение

    Первое, с чего начинает каждый писатель, это как правило название пьесы Чехова Антона Павловича «Вишневый сад» выглядит очень даже закономерным и понятным с первого момента. Стоит отметить, что все действия протекают в одном из старых дворянских имений

  • Сочинение-рассуждение Любовь к родине 11 класс

    Наверное каждый человек рано или поздно задумывается над тем, что же такое любовь к родине и в чем она заключается? Кто-то думает что быть патриотом и возвышать место где ты родился и есть любовь.

uchim-klass.ru

Что такое учитель? Личностные качества и обязанности хорошего педагога

Если спросить детей, что такое учитель, они ответят: “Учитель – это тот, кто дает знания”. Но они, конечно, были бы рады педагогу, который больше развлекает и меньше задает домашнего задания. Но что же значит быть великим, хорошим учителем? Преподавание – это тяжелый труд, и не каждый педагог развивается, чтобы стать лучше. Они делают необходимый минимум и не хотят выходить из зоны комфорта. А по-настоящему великие учителя работают не покладая рук, чтобы создать благоприятную среду для взращивания юных умов и талантов. Такой педагог не только дает знания и прививает навыки, но и учит на своем примере.

Что такое учитель, и каким он должен быть в школе или колледже?

Уважает учеников и создает чувство общности в классе

В классе должны цениться мнения и идеи каждого ученика. Только тогда ребенок будет чувствовать, что может высказаться, не боясь встретить непонимание или услышать насмешку. Так учитель создает уютную среду для всех учеников.

Взаимное уважение в классе обеспечивает поддержку учащихся и благоприятную атмосферу. В этом небольшом сообществе есть правила, которым все должны следовать, и каждый ученик должен знать, что является важной, неотъемлемой частью группы, и чувствовать свою значимость. Многие учителя позволяют учащимся осознать, что они могут зависеть не только от него, но и от всего класса. “Один за всех, и все за одного” – вот девиз, олицетворяющий это правило.

Доступен для общения

Общение с таким учителем доступно не только его ученикам, но и любому в школе. Это преподаватель, подопечные которого знают, что могут прийти к нему с любой проблемой или поделиться забавной историей. Хорошие учителя имеют прекрасные навыки аудирования и всегда могут выкроить минутку в своем плотном графике для тех, кто нуждается в них. Даже если у такого педагога случился плохой день, никто об этом не узнает – он оставляет все свои проблемы за порогом школы.

Любит учиться сам и вдохновляет на это других

Этот учитель понимает, что ожидания его учеников существенно влияют на их достижения; он знает: ребята обычно выполняют ровно столько, сколько от них ожидают.

Он постоянно развивается в профессиональном плане, повышая свою квалификацию, узнает о новых методиках, чтобы повысить качество преподавания. Этот учитель не боится изучать новые стратегии обучения и внедрять новые технологии в уроки, и всегда кажется, что он именно тот, кто готов поделиться тем, чему он научился, с коллегами.

Обладает лидерскими качествами и умеет переключаться

Такой учитель в школе умеет вести за собой и прививает лидерские качества даже самым нерешительным и скромным ученикам.

Если он видит, что план урока не сработал, то умеет на ходу переделать урок так, чтобы тот стал интересен детям. Этот преподаватель оценивает свое умение преподнести знания на протяжении всего занятия и находит новые способы подачи материала, чтобы убедиться, что каждый ученик понимает основные понятия.

Профессионален во всех сферах жизни и открыт для сотрудничества

Когда хороший учитель просит совета или помощи у коллег, он не думает о себе, как о слабом педагоге. Наоборот, он принимает такой вид сотрудничества как способ использовать конструктивную критику для возможности профессионального роста.

Хороший учитель никогда не опоздает на совещание, его навыки и стиль общения с любым человеком, от директора до ученика, являются примером для остальных. За это он заслуживает уважение среди коллег и учеников.

А преподавание – это дар, который, кажется, вполне естественен для одних, другим же приходится работать сверхурочно для того, чтобы его назвали хорошим учителем. Но отдача огромна — и для педагога, и для учеников.

В чем заключается роль учителя?

Педагог должен уметь преподнести материал так, чтобы его понял каждый ребенок. Учителя готовят уроки, проверяют тетради, управляют классом, встречаются с родителями и работают в тесном сотрудничестве с остальным персоналом школы.

Однако быть учителем в современном мире – это гораздо больше, чем просто выполнение плана урока. Сегодня педагог – это многогранная профессия; преподаватели часто пребывают в роли приемного родителя, наставника, советника, образца для подражания, составителя расписания и во многих других родственных ролях.

Первый учитель играет важную роль в развитии учащихся. То, чему человек научился в свои ранние годы, может повлиять на его становление как личности.

Учитель музыки или рисования прививает чувство прекрасного; точных наук – учит логическим вычислениям; гуманитарных – помогает развивать речь учащихся.

Третий родитель

Роль педагога явно больше, чем просто планирование и выполнение планов урока. В каком-то смысле он становится третьим родителем для своих учеников. Первый учитель может быть постоянным положительным образцом для подражания, особенно для детей из неполных семей. Таким ребятам обычно не хватает внимания, так как единственный родитель может быть постоянно озабочен материальным обеспечением ребенка, а на то, чтобы выслушать сына или дочь, возможно, не хватает времени. К неравнодушному педагогу ребенок может прийти с проблемой, о которой постесняется или побоится рассказать родителям, но знает, что такое учитель никому не расскажет и поможет ему. Конечно, в таком случае педагог должен быть очень тактичным.

Что такое учитель в современном мире?

Сейчас роль преподавателя очень многогранна. Его работа заключается в том, чтобы помочь ученикам научиться использовать свои знания и интегрировать их в жизнь, чтобы они стали полноценными членами общества.

Учителям рекомендуется адаптировать методы обучения к особенностям каждого отдельного ученика, чтобы мотивировать их и вдохновить учиться.

Что входит в обязанности учителя?

  • Ведение уроков в порученных ему классах.
  • Учитель музыки участвует в создании праздничных мероприятий.
  • Оценка способностей ученика, сильных и слабых его сторон.
  • Подготовка учащихся к экзаменам.
  • Общение с родителями и обеспечение их своевременной информацией об успеваемости ребенка.
  • Разработка правил и обеспечение их соблюдения в классе.
  • Контроль детей во внеурочной деятельности (например, обед, детская площадка).
  • Проведение в классе мероприятий.
  • Планирования поездок.
  • Учитель-мастер дает открытые уроки для коллег.

fb.ru

Методическая работа учителя начальных классов: как оставаться востребованным специалистом?

Методическая работа учителя начальных классов: как оставаться востребованным специалистом?

Методическая работа учителя начальных классов сочетает в себе комплекс мероприятий, проводимых при непосредственном участии администрации образовательного учреждения, ее педагогов и воспитателей, приоритетной целью которых является освоение методов и приемов учебно-воспитательной работы, их использование с учетом специфики уроков, а также во внеурочные часы, поиск других форм и методов построения, реализации и обеспечения процесса обучения, обладающих максимальной рациональностью и эффективностью.

Методическая работа учителя начальных классов позволяет преподавателю завоевать особое отношение, как со стороны, так и со стороны учащихся. Постепенно, когда участие в данном процессе начинает носить постоянный характер, учитель уже меньше начинает заботиться по поводу своего профессионализма, не так беспокоится о возможном отставании, не соответствии межу его текущим уровнем и требованиями, которые предъявляют новые стандарты к образовательному процессу. За счет постоянного обучения преподаватель уже не держится устаревших взглядов, проще адаптируется к изменениям извне, что делает его более конкурентоспособным.

Главной целью, которая ставит перед учителем методическая работа, является постоянное повышение профессионального мастерства преподавателя, наделение его актуальным и эффективным подходом к работе.

Курсы повышения квалификации как путь к профессиональному росту учителя

Чтобы учитель смог легче и быстрее адаптироваться к внешним изменениям, он должен заниматься повышением уровня квалификации. В этом случае он будет иметь представление об актуальных методиках обучения, знать, как их наиболее эффективно применять. Главным достоинством методической работы является то, что она развивает в преподавателе профессиональные навыки, помогает ему найти себя, позволяет решить широкий круг проблем и испытывать максимальную удовлетворенность собственной работой.

Невзирая на то, какая выбрана методическая тема учителя начальных классов, главную роль в данное процессе играет профессионально-педагогическое самообразование. Самообразование позволяет расширить багаж теоретических знаний, а также сделать учителя более психологически устойчивым к образовательному процессу.

Методы повышения педагогического мастерства посредством методической работы

Все учителя располагают особой методической копилкой, содержащей доклады и выступления, планы уроков, а также внеклассных мероприятий. Причем используемые методики для младших школьников всегда будут подвергаться определенным изменениям.

Для того, чтобы преподаватель мог повышать уровень своего мастерства, ему следует использовать различные виды научно-методической деятельности:

  • Регулярно изучать новые научные работы, посвященные преподаванию различных дисциплин;
  • Знакомиться с прогрессивными наработками других педагогов, где освещаются проблемы построения занятий в разных формах;
  • Изучать новые программы и идеи обучения, не пренебрегая анализом их со стороны специалистов;
  • Заниматься повышением своего мастерства главным образом посредством обучения на разного рода проблемных курсах;
  • Прилагать максимум усилий для повышения квалификационной категории;
  • Заниматься самообразованием, акцентируя внимание на приобретение более глубоких профессионально-методических знаний и умений, повышать уровень подготовки по дисциплине;
  • Ходить на занятия коллег, знакомиться с их взглядами относительно построения уроков, использования методов преподавания;
  • Участвовать в выставках и смотрах творческой педагогической работы.

shkola1249.ru

Условия труда современного учителя.

Труд учителя по многофункциональности, разнообразию видов деятельности, нервному и физическому напряжению не имеет себе равных. Правда, степень этого напряжения различна в разных школах. В частных учебных заведениях или средних школах академического (гимназии, лицеи) наполняемость классов невелика, сильная мотивация школьников к учению создаёт благоприятную атмосферу для работы учителя.

В массовых школах крупных городов развитых стран, особенно в школах многих стран Азии, Африки, Латинской Америки, учителя работают в переполненных классах, неблагоустроенных зданиях, а временами вообще под открытым небом, не имея самого необходимого для учебного процесса: учебников, тетрадей, классной доски, мела.

В западных странах учителя встречаются с серьёзной проблемой дисциплины учащихся, отсутствие у многих из них интереса к учению. Согласно опроса, более 35% американских учителей не чувствуют себя в школе в безопасности из – за непрерывно растущих случаев вандализма, драк, жестокости, избиения сверстников и педагогов, использование оружия в класса, алкоголизма и т.д. Отсутствие у подростков интересов к учению подавляющее большинство американских учителей рассматривают как фактор, отрицательно влияющий на их труд.

Таким образом, тяжёлый сам по себе труд учителя становится ещё более трудным при неблагоприятных условиях, в которых он происходит, что вызывает неудовлетворённость и уход учителей из школы. Более половины американских учителей на вопрос: «Если бы Вы заново начинали свою карьеру, выбрали бы Вы профессию учителя?» ответили отрицательно.

Постоянное улучшение условий труда учителя, и в первую очередь создания в школах атмосферы безопасности и дисциплины, – одна из важнейших задач школьной политики государства, озабоченного сохранением и приумножением учительского кадрового потенциала. Не удивительно, что в законе США о национальных целях образования (1994) записано, что «к 2000 году в каждой школе будет создана атмосфера дисциплины, необходимая для учения».

Многофункциональная и разнообразная деятельность учителя может быть сведена к трём основным видам труда:

  • преподавания предмета и подготовка к нему;
  • работа с учащимися во внеклассное время;
  • работа с родителями и общественностью.

Наиболее видимым для общества и высоко оцениваемым компонентом учительского труда является преподавания предмета. Сюда входят разные виды деятельности; организация урока; подготовка к нему; руководство самостоятельной работой учащихся, консультации; проведение дополнительных занятий с учениками; проверка их письменных работ; методические совещания; посещение уроков своих коллег; ведение учебной документации и т.д.

Учебная нагрузка учителей различна в разных странах и зависит также от типа учебного заведения. Как правило, учебная нагрузка в начальной школе более (22 – 30 часов в неделю), чем в средней. По данным ЮНЕСКО, большинстве стран среднее число уроков, которые даёт учитель в неделю, составляет в полной средней школе 15 – 20 уроков, в неполной средней школе – 21 – 25 уроков в неделю, в ряде развивающихся стран (Индия, Пакистан, Бангладеш, Танзания) нагрузка учителя составляет от 26 до 30 уроков в неделю.

Количество уроков в неделю выступает обычно главным показателем рабочей нагрузки учителя. Однако, как отмечалось, работа учителя не сводится только преподаванию, которое само по себе включает в себя множество видов деятельности и требует, по подсчётам специалистов, более 40 часов в неделю. Учитель выполняет большой объём работы, связанной с воспитанием учащихся во внеурочное время и общением с родителями.

Во многих странах учитель является классным руководителем и проводит классные часы, помогает учащимся в организации концертов, походов, экскурсий, посещает с ними музеи, театры, руководит кружками, клубами, беседует с учащимися в группе и индивидуально. В дополнение к этому учителя регулярно проводят родительские собрания, посещают семьи, консультируют родителей, встречаются с представителями общественности.

Как свидетельствует практика школ многих стран, учителя выполняют многочисленные обязанности, не связанные с их профессиональным статусом: сбор денег с учащихся на завтраки, дежурство во время перемен в рекреационных местах, контроль за дисциплиной в школьной столовой, изготовление наглядных пособий и т.п.

Таким образом, день учителя в высшей степени насыщен разнообразными видами деятельности, а по продолжительности и умственному и нервному напряжению он может быть приравнен к рабочему дню руководителей фирмы или научного работника.

Основной вид учительского труда – преподавание – проходит в более благоприятных условиях у учителя средней школы, особенно в частных и элитных академических учебных заведениях. Согласно данным ЮНЕСКО, на одного учителя в классе приходится менее 11 учащихся в 14 странах: 11–20 в 117 государствах; 21-30 в 50; более 30 – в 14 странах. То есть в подавляющем большинстве стран среднее число учащихся в классе составляет не более 20 человек. Эта ситуация значительно лучше, чем в начальной школе, где почти в половине стран наполняемость классов 30-60 учащихся. Однако средний показатель наполняемости класса далеко не всегда отражает реальную ситуацию в школе. Во многих развитых странах учителя городских школ в переполненных классах, а в сельской местности однокомплектном классе может быть 8-10 детей.

Перегруженность различными обязанностями, большая наполняемость классов отрицательно сказываются на работе учителя, снижают её эффективность. Для разгрузки учителя в некоторых странах вводятся помощники учителей, которые берут на себя менее квалифицированные обязанности (подготовка учебных пособий; контроль за кабинетами физики, химии и др.; проверка тетрадей; дежурство во время перемен и т.д.). Как указывалось выше, расширяется состав специалистов, работающих в школе (психологи, социальные работники, учителя-терапевты, репетиторы и др.), которые, без сомнения, облегчают нелёгкий труд учителя.

Как показал опрос учителей ряда стран (Англия, Россия, ФРГ, Япония), они высоко ценят поддержку семьи и участия родителей в работе школы и класса. Во многих странах в классах действуют родительские комитеты (советы), которые оказывают ощутимую помощь учителям. Родители помогают в организации экскурсий и походов учащихся, руководят кружками, работают с отстающими в учёбе, ремонтируют аппаратуру, следят за порядком в школьной столовой.

Огромная нервная напряжённость, которая характерна для работы учителя, требует хорошего морально-психологического климата в учительском коллективе. Более половины учителей в вышеупомянутом опросе указали как на одно из важнейших условий эффективной работы педагогов – доброжелательное отношения между коллегами, справедливость и порядочность руководителей школы, их умение создать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи. Это, без сомнения, требует особой системы отбора руководителей школ и их подготовки.

Зарплата учителя имеет первостепенное значение при характеристике условий труда. От этого во многом зависит престиж учителя в обществе, а, следовательно, качество и результативность его работы. К сожалению, во всём мире оплата учительского труда не адекватна его общественной значимости и профессиональной сложности. Однако уровень неадекватности различен. В ряде восточных стран (Южная Корея, Япония) зарплата учителя примерно равна зарплате правительственных чиновников, что в значительной степени определяет её престижность в обществе и привлекает в школу учителей мужчин. Сравнительно высокой является зарплата преподавателей в элитных академических школах Западной Европы и ряде стран Африки и Азии, где среднее образование развивалось по образцу бывших стран-метрополий.

В большинстве же странах зарплата учителя далеко отстаёт от заработка других специалистов с высшим образованием (инженер, врач, юрист и т.д.).

Значительное отставание зарплаты учителей от других профессий, требующих высшего образования, влечёт за собой много негативных явлений (отток талантливых людей из школы, снижение профессионального уровня учительства, отсутствие уважения к учителю в обществе), снижающих качество работы в школе.

Практика оплаты учительского труда  различна в разных странах. В одних учитель имеет установленную помесячную зарплату. В других – зарплата зависит от числа уроков в неделю, которые имеет учитель. Кроме того вводятся доплаты за некоторые виды работ (классное руководство, проверки тетрадей, заведование кабинетами и др.).

Во всех странах зарплата зависит от стажа работы учителя, от должности, от уровня профессиональной подготовки и переподготовки.

В некоторых странах (Бразилия, Россия, США) производится доплата учителям, работающим в отдельных регионах или трудных климатических условиях.

pedagog-social.ru

Методическая работа – средство обеспечения профессионально-личностного роста учителя

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


“В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле
ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя”.

К.Д.Ушинский

Методическая работа является основой для формирования педагогической деятельности и создания инновационной образовательной среды.

Презентация.

Сегодня внедрение ФГОС меняет образовательную среду ребенка, предъявляя требования (слайд 2):

  1. к результатам освоения основных образовательных программ
  2. к структуре образовательных программ
  3. к условиям реализации образовательных программ .

Эти требования невозможно реализовать, не изменив самого учителя. Сегодня новые требования предъявляются не к ученику, как было раньше, а к современному учителю, который больше не может быть только транслятором знаний и “урокодателем”, а должен быть человеком, способным проектировать образовательную среду ребенка.

Потому главным направлением работы школы является создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышения психологической готовности самого учителя, развития его профессиональной компетенции, а методическая работа способствует этому развитию.

Что же входит в понятие “методическая работа”? (слайд 3)

Это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на науке и прогрессивном педагогическом опыте, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, его творческого потенциала, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранения здоровья учащихся.

Исходя из данного определения, методическое объединение учителей нашей начальной школы наметило пути повышения профессионализма учителей и разработало план действий.

Первоочередной задачей методической работы  является помощь воспитателям и учителям в повышении своего профессионального научно-теоретического и методического уровня. А уж из решения этой задачи следует система мероприятий (слайд 4).

Любая работа начинается с анализа реальных возможностей образовательного учреждения и педагогического коллектива. Мы изучили потенциал начальной школы; провели анализ программного оснащения, собрали необходимую нормативно-правовую базу для внедрения Стандартов, разработали перечень мероприятий для их полноценной реализации новых стандартов.

Методическую работу в нашей школе мы строим с учетом ряда особенностей:

1. С учетом опыта работы и уровня профессионализма учителей.

В нашей начальной школе работают учителя с разным педагогическим стажем. И что очень приятно для нас, трое из них являются бывшими выпускниками нашей школы. 36% учителей имеют 1 и высшую квалификационную категорию.

2. А также с учетом мотивации учителей, инновационных направлений в образовании, и особенностей образовательного учреждения таких как участие в экспериментальных площадках, традиции школы и д.т.

Главная функция нашего методического объединения состоит в обеспечении постоянного профессионального роста каждого учителя. Именно учитель призван дать ребенку качественное образование, помочь ребенку стать успешным в окружающем его информационном мире, научить его учиться.

Эту задачу можно решить в первую очередь через такую форму работы, как современный урок, поэтому тема, нашей методической работы: “Педагогические ресурсы современного урока в начальной школе в достижении нового качества образования”.

Для реализации методической темы перед собой мы поставили следующие задачи:

  • Анализ, обобщение, распространение как прогрессивного опыта, так и опыта, рожденного в коллективе.
  • Формирование инновационной направленности, обогащение новыми педагогическими технологиями.
  • Повышение уровня предметной и психолого-педагогической подготовки учителей.
  • Организация работы по изучению новых образовательных документов и стандартов второго поколения.
  • Оказание научно-методической помощи.

Я руковожу методическим объединением уже 5-й год. За это время в нашей начальной школе сложился дружный творческий коллектив, команда единомышленников.

Ставя перед собой конкретные цели, используя разные интересные формы организации методической работы, каждый учитель нашего коллектива работает над повышением своего профессионализма .

Рассмотрим два пути повышения профессионального мастерства (слайд 5):

1. Посредством самообразования.

2. За счет осознанного, обязательно добровольного участи учителя в организованных школой или методическим центром мероприятиях называемой методической работой.

1. Самообразование (слайд 6):

Повышение качества методической работы учителя это не только процесс накопления знаний, а это, прежде всего, процесс углублённого проникновения в сущность новых технологий.

Это и становится основой самообразования, которое реализуется через разные формы:

Мы считаем, что в наше современное время, в условиях быстро меняющихся обновлений и требований, предъявляемых к школе, к учителю и ученику, повышение квалификации один раз в 5 лет явно не достаточно, поэтому наши учителя посещают курсы Повышения квалификации по мере возникновения вопросов и интересов в рамках самообразования и саморазвития. Одним из таких направлений является овладение информационной грамотностью. И что очень приятно, на сегодняшний день все наши учителя прошли повышение квалификации по применению ИКТ в учебном процессе, а все кабинеты оснащены АРМ учителя. Это позволило учителям использовать в работе современные педтехнологии и шире применять деятельностный подход.

Каждый учитель в нашей школе работает над заинтересовавшей его проблемой обучения, внедряет изученный материал на практике. Открытые уроки для учителей школы, округа, воспитателей детских садов, родителей учеников, создание индивидуальных портфолио, проведение внеклассных мероприятий, выступления на методических и педагогических советах, теоретические накопления – вот неполный список выхода результатов такой работы. Все это позволяет систематизировано обобщить свой профессиональный опыт и представить такую работу в качестве одной из форм своей аттестации.

Так же продуктивными являются и другие формы методической деятельности учителей: посещение семинаров, мастер-классов. Наши учителя работают в сетевых сообществах, таких как: Начальная школа – детям, родителям, учителям, Сеть творческих учителей, Учительский портал и др., Такая работа дает нам получение новых знаний, общение с людьми близких интересов, совместную работу и обмен результативностью, рост самооценки личности и т.д.

Я вам хочу предложить адреса Сетевых сообществ в Интернете, чтобы все желающие учителя также стали активными пользователями этих сообществ (слайд 7).

2. Методическая работа (слайд 8, 9):

Вторым путем развития профмастерства учителей является методическая работа, которую мы проводим через методическое объединение, используя разнообразные формы или их сочетания. Это дает нам возможность выбора оптимальных решений конкретных задач.

Одним из эффективных методов управления методической работой в школе является планирование. При планировании методической работы важно рассматривать ее как систему. Разрабатывая план, необходимо ответить на вопрос “Что планируем? Для чего планируем? Какой результат хотим мы получить?”. Планируя методическую работу, мы опираемся на анализ результативности по итогам года, с учетом затруднений учителей и инновационных направлений.

Мы четко понимаем, что на первое место выходят не формы работы, а задачи, которые мы ставим перед собой, а из этого следуют пути достижения намеченых задач.

Перед вами тематика отдельно взятых заседаний, для достижения задач которых мы использовали различные формы: это коллективно-творческое дело, круглый стол, мастер-класс, педагогический консилиум, семинара – практикум (слайд 10).

Хочу остановиться на некоторых формах работы.

  • Изучая тему: “Повышение качества педагогического труда и уровня педагогической культуры каждого учителя”. Учителями была проведена самодиагностика по определению профессиональной подготовленности к педагогической деятельности. А ученикам 3-4 классов было дано задание написать сочинение на тему: “Каким я хочу видеть своего учителя”. На заседании была проведена деловая игра. Учителя были разделены на ролевые группы: учителей, родителей, учеников. Путем “Мозгового штурма” каждая группа составила портрет учителя, и при сопоставлении этих ответов, результатов самодиагностики и анализа сочинений был создан портрет идеального учителя, а также уточнено понятие “педагогическое мастерство” и определены критерии учительских достоинств и недостатков.
  • Так как не у каждого человека есть возможность послушать деятелей науки, встретиться с представителями высшего педагогического общества, мы на последнем заседании по теме: “Подготовка к внедрению ФГОС. Формирование УУД ” прослушали дистанционную лекцию, профессора кафедры возрастной психологи факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора психологических наук Карабанову Ольгу Александровну.
  • Кроме работы в методическом объединении, нам помогают перенять опыт, знание и умение своих коллег посещение педагогический мастерских и мастер классов.
  • Мы также распространяем свой накопленный опыт через выступления на методических объединениях, педагогических советах.
  • Наши учителя проводили мастер-класс для студентов МГПИ по теме: “Использование интерактивной доски в процессе обучения младших школьников”, в этом году были проведены два окружных семинара для молодых специалистов по теме: “Современный урок. Планирование. Структура. Самоанализ урока” и “Кабинет – лаборатория учителя”.
  • Одно из направлений в нашей методической работе – многолетнее систематическое применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Каждый учитель создает собственную базу цифровых образовательных ресурсов и обменивается с коллегами.
  • Внутри нашего методического объединения ежегодно создаются Творческие микрогруппы и Проектные команды учителей, состав которых меняется в зависимости от цели создания. Так были созданы группы для:
    • организации проектно-исследовательской деятельности;
    • для подготовки к конкурсу “Учитель года”;
    • для создания современного кабинета начальной школы;
    • для совместной работы учителей по определенному УМК.
  • Традицией в нашей школе стало проведение тематических недель. Кроме традиционных предметных недель мы проводим и такие как:
    • Неделя родного города
    • Неделя Эстетики
    • Театральная неделя
    • Неделя Великих людей России.
  • Одной из современных форм методической работы учителя является создание сайта класса в Интернете.
  • Так же необходимой формой методической работы является Создание предметного кабинета, как творческой лаборатории учителя (слайд 10).

В нашей начальной школе я создала такой кабинет. Ему было присвоено 1 место в окружном смотре-конкурсе “Современный кабинет начальной школы – 2010”.

Современным можно назвать кабинет, сочетающий в себе (слайд 11):

  • Кабинет информационно-коммуникационных технологий
  • Кабинет-лаборатория
  • Методический кабинет, каким является кабинет № 309.

Основное назначение моего кабинета – обеспечить высокий уровень преподавания предметов, формирование у школьников умения и желания учиться, становление личности ребенка, развитие его способностей.

Цель создания этого кабинета: создание современных условий для организации процесса обучения по всем предметам начального образования в соответствии с требованиями Стандартов.

Все это достигается современными формами проведения уроков, эффективным использованием современных образовательных технологий, а так же материально-технической базой.

Для эффективного использования оборудования кабинета в процессе обучения необходима систематизация учебно-методической базы. Такая систематизация помогает любому учителю быстрее и качественнее подготовиться к уроку и подобрать необходимый материал.

Особенностью моего кабинета является то, что вся учебно–методическая база систематизирована не только в тематических папках, записана в паспорте кабинета, а создана единая электронная цифровая база, где через гиперссылки можно открыть любой документ, как из ПК учителя, так и из Интернета. Накоплены ЦОР, созданы файлы, содержащие материалы для подготовки по всем предметам: это задачи и упражнения по темам, фрагменты и целые поурочные разработки, отрывки из пособий, и то же самое по воспитательной работе. Через содержание паспорта можно перейти в необходимое место, открыть документ и пользоваться на уроке.

3. Подводя итог.

Такие разнообразные формы методической работы позволяют учителям эффективно повышать уровень педагогического мастерства и достигать реальных практических результатов.

Основными критериями эффективности методической работы являются результативные показатели уровня педагогического мастерства, внедрение инновационных технологий, оценка уровня инновационного потенциала педагогов.

Результатами нашей методической работы являются (слайд 12-15):

  • Участие и победы учителей начальных классов в профессиональных конкурсах.
  • Проделанная методическая работа позволила нашим учителям выйти на новый уровень.
    • Нашим накопленным опытом пользуются многие учителя.
    • Мы выступаем на конференциях разного уровня.
    • В несколько раз увеличилось количество публикаций на профессиональных сайтах; в научно-педагогических журналах, в том числе международных; в сборниках научно-практических, международных, всероссийских конференций по материалам очных и заочных выступлений.
  • Показателями эффективности деятельности учителей является также эффективная деятельность наших учеников.
  • Достижениями наших учеников можем назвать:
    • Увеличение количества призеров на окружных, городских, Всероссийских конкурсах научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
    • Активное участие и победы в сетевых окружных играх.

Такая плодотворная методическая работа учителей, конечно, отражается и на качестве обучения. Как практики мы реально понимаем, что нельзя говорить о 100% росте качества, т.к. повышение профессионализма сегодня не может дать высокие показатель завтра, должно пройти время для показания таких результатов, зато с уверенностью могу сказать, что наша кропотливо проделанная работа отражается в личностном росте учащихся, в развитии их творческих способностей, повышается мотивация как у учеников, так и у родителей. Это нельзя измерить ни в каких процентах, но когда видно, у ребенка и родителей повышается заинтересованность, укрепляются традиции семьи и школы, родители с радостью помогают своему учителю, тогда понимаешь, что работаешь не напрасно.

Оценивая нашу методическую деятельность, мы пришли к выводу, что не надо опасаться нововведений. В нашей школе имеются все условия: компьютерные классы, кабинеты оснащены АРМ учителя, есть интерактивные доски, родители всегда идут навстречу, коллеги владеют современными технологиями. А, самое главное, учителя наши хорошо знают преподаваемые предметы и любят детей. И раз время диктует новые стандарты, будем работать по-новому!

19.06.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *