В каком году отменили астрономию – Все дни

Звездные войны: как и зачем возвращать астрономию в российские школы

“Астрономия — это такая штука, это не химия, на небо мы смотрим каждый день и с детства. Если человеку с детства понравился вид звездного неба, то — я опять-таки говорю о себе — он довольно быстро примет решение заниматься астрономией. В химию люди влюбляются позже все-таки. В астрономию проще влюбиться, она яркая наука”, — говорит Малков.

Как и следовало ожидать, отсутствие урока “астрономия” в расписании не мешает некоторым школьникам влюбляться в эту яркую науку. Так, осенью 2013 года российские ребята заняли первое место в общекомандном зачете на Международной олимпиаде по астрономии.

“(Это делается) не благодаря, а вопреки, конечно, просто есть увлеченные дети, есть самородки-учителя, и как раз в таких центрах, иногда даже неофициальных, возникают подобные таланты. Просто за счет большого интереса и таланта <…> Но опять же за счет “верхушки”, а общая статистика астрономической подготовки, даже у участников всероссийской олимпиады, невысокая”, — говорит Угольников, заместитель председателя Методической комиссии Всероссийской олимпиады по астрономии.

Сурдин, напротив, считает, что большинство школьников, “несмотря на отсутствие этого формально навязанного им предмета, неплохо знакомы с астрономией”.

Школьники, в общем, не обращают внимания, преподают им, не преподают — если им интересно, они сами находят литературу и вникают в этот предмет”, — считает астроном.

За годы дебатов вокруг астрономии в школах ситуация, по общей оценке, несколько улучшилась: например, в стране появилось больше планетариев, причем почти всегда аргументом в пользу финансирования их строительства становилось как раз отсутствие астрономии в школьной программе. Кроме того, по словам Анатолия Засова, интерес к науке возрос “по сравнению с тем, что было, скажем, десять лет назад”.

“Я в прошлом году был в четырех или пяти школах, разговаривал с учителями, учениками и вижу, что интерес есть, вопросы задают. Но уровень грамотности астрономической за отдельными исключениями, которые есть везде, очень низкий”, — говорит Засов.

По мнению Попова, вопрос поддержки астрономии “на местах”, то есть в школах, может успешно решаться на уровне регионов и городов. “Самоорганизоваться” могут такие традиционно сильные регионы с хорошими астрономическими отделениями, как, например, Петербург, Иркутск, Новосибирск и Карачаево-Черкесия, где находится самая крупная обсерватория в стране.

“Астрономию можно использовать как хороший мотиватор. Почему бы детям не рассказывать, что у них действительно работают вот тут рядом, не где-то далеко в Москве, а рядом работают на хороших инструментах хорошие ученые? И под это можно достаточно дешево, как правило, потому что ученые готовы что-то делать за умеренно формальное вознаграждение, делать и на местном уровне какие-то курсы, подготовить учебные пособия, ориентированные прямо на деятельность людей, которые там работают”, — считает астрофизик.

Попов называет астрономию в школе уникальной возможностью, которую очень трудно использовать и тем более формализовать — по его мнению, “трудно взять среднего выпускника педвуза и сказать “вот тебе, веди предмет”. Зато при наличии хорошего учителя, увлеченного предметом, изучение астрономии становится “страшно благодарным” делом.

“Я бы призывал всех директоров школ, родительские комитеты, попечительские советы, если они знают, что есть человек, который может это делать, это надо делать, потому что это страшно благодарное дело, уникальное сочетание хорошей естественной науки, настоящей, с очень бурным современным развитием и очень ярким материалом”, — говорит ученый.

ria.ru

Не пора ли вернуть астрономию в школьное расписание?

Такое странное решение чиновников от образования вызвало бурную реакцию многих учителей, преподавателей вузов и научного сообщества. Все эти годы не прекращается дискуссия на эту тему.

Еще в 2009 году российские астрономы попросили власти вернуть преподавание астрономии в школах, восстановить астрономическую подготовку в педагогических вузах и обеспечить господдержку популяризации этой науки. Мнение астрономов поддержали многие известные российские ученые и ректоры высших учебных заведений.

Но ничего не изменилось с тех пор. Хотя за это время стены школ покинули несколько миллионов школьников, которые не изучали этого предмета.  

Так нужно или нет в школе изучать астрономию, которую преподаватели справедливо называют космической азбукой?

Свое мнение по этому вопросу высказывают смоленские педагоги и работники местного планетария.

 

Анна Зверева, бывший преподаватель физики и астрономии:

– В СССР на астрономию выделялось 35 часов. В современной школе нет курса астрономии ни в вариативной, ни в инвариативной части базисного учебного плана (БУП), который предлагает Минобрнауки РФ. Если посмотреть программы по физике, то в них можно найти кусочки бывшего астрономического курса. На них выделяется всего 4-5 часов. В классах с углубленным изучением физики на астрономию выделяется уже 14 часов. Этого, конечно же, крайне мало, чтобы школьники могли усвоить простейшие данные о происхождении Вселенной или нашей Солнечной системы. В большинстве учебных заведений даже элективный курс астрономии не предлагается. Поэтому у детей не формируется осознанного восприятия этой науки.

Да, действительно, надо признать, что учебник несколько устарел, и квалифицированных преподавательских кадров сегодня по астрономии у нас уже почти нет. Но это не повод, чтобы вообще изгонять науку из школы. Ведь насколько я знаю, современные учебники по астрономии уже есть.

Как известно, школа закладывает мотивационные основы будущей профессии. Многие из тех, кто поступил на физические факультеты в вузы, в детстве увлеклись наукой благодаря школьной астрономии. А сегодняшние школьники не знают даже фамилий отечественных космонавтов. Мы уже не говорим про какие-то более серьезные и фундаментальные астрономические знания. Поэтому не стоит удивляться тому, что наша страна начинает испытывать дефицит разных специалистов, связанных с исследованием космоса. Это звенья одной цепи.

Астрономия важна еще и потому, что эта дисциплина помогает людям осознать, что такое космос, в котором мы живем. Ведь космос – наш дом.

Есть еще одна проблема. Мне странно наблюдать, как в последнее время сокращается количество часов, отводимых на естественно-научные дисциплины, и включаются различные околорелигиозные предметы. Во всем мире тенденция обратная. Хотя, мне думается, что Библия как раз и подвигает людей к изучению астрономии. Любому христианину надо знать, в каком месте небосвода находилась Вифлеемская звезда.

Вообще отсутствие системного изучения астрономии в средней школе создает благоприятную почву для распространения всевозможных лженаучных представлений о мире. Поэтому дети в последнее время часто увлекаются суевериями, примитивной астрологией, какими-то модными колдовскими и магическими учениями, попадают в различные вредные псевдонаучные секты.

Владимир Сукристов, директор Смоленского планетария:

– Так случилось, что я астрономией увлекся еще в школе, смотрю в небо с 1966 года. Поэтому и поступил потом на физико-математический факультет Смоленского педагогического института.

В наше время в школе преподавалась астрономия в полном объеме. К тому же у нас были любительские кружки. Самый лучший был при пединституте, мы туда и ходили. Многие ребята имели хорошие знания по этому предмету. А сейчас нам приходится даже студентам вузов рассказывать такие элементарные вещи, которые раньше знал любой школьник-троечник. Это, конечно, связано с тем, что теперь в школе практически нет курса астрономии.

Сегодня дети, которым настоящая звездная наука интересна, не могут поддержать свой первоначальный интерес. Интернет же, как правило, дает сильно упрощенную и поверхностную информацию. К тому же в Глобальной сети нет обучающего руководителя – учителя, а самообразованием могут заниматься далеко не все дети.

На мой взгляд, очень важен и общегосударственный аспект изучения астрономии. Если наша страна хочет по-прежнему быть в лидерах по изучению космического пространства и заниматься астрофизикой и космонавтикой, то логично было бы создавать и поддерживать у подрастающего поколения интерес к этим областям.

Но, увы, мы видим, что почему-то наше государство действует совсем наоборот: астрономия исключена из школьной программы, а основы религии включены. Понятно, что религия – это часть культуры, но и астрономия тоже часть культуры. Однако в отличие от религии астрономия – это точная, сложная и мировоззренческая наука. Именно поэтому в советской школе она преподавалась в последнем классе, так как подытоживала все имеющиеся знания об устройстве мира, об устройства Вселенной. Ее изучение дает человечеству возможность понять законы мироздания. Наша жизнь в космическом понимании подчиняется этим законам, и мы должны их знать. Если, конечно, считаем себя современными людьми.

Марина Трусова, заведующая обсерваторией и методист Смоленского планетария:

– Я окончила физмат нашего пединститута и тоже в детстве увлекалась астрономией. Считаю грубой ошибкой то, что астрономию исключили из школьной программы. И это не только мое мнение, так же думают многие всемирно известные ученые.

У нас в стране ежегодно проходят различные научные встречи и конференции, посвященные астрономическим исследованиям, а также возвращению в современную школу астрономии. Например, в прошлом году в Ярославле состоялась международная конференция  “Планетарии XXI века”. На этой конференции выступали зарубежные и отечественные ученые, академики, космонавты, представители Государственного астрономического института им. П.К. Штенберга при МГУ и Института астрономии Российской академии наук. Все вступавшие выражали озабоченность отсутствием курса астрономии в современной российской школе.

Процитирую итоговую резолюцию: “Участники с сожалением отмечают падение уровня естественно-научного образования в стране, что негативно сказывается на реализации отечественных космических программ и Стратегии инновационного развития России. Участники конференции считают необходимым продвижение астрономического образования и развитие естественно-научного образования в России. В настоящее время во всем мире возрастает интерес к астрономии, уделяется большое внимание ее популяризации, совершенствованию астрономического образования. Это вызвано тем, что астрономическое образование способствует привлечению талантливой молодежи в естественные и технические науки, развивает творческие способности молодых людей”.

Этот документ подписали: В.В. Терешкова – первая в мире женщина-космонавт, Герой Советского Союза; А.А. Леонов – летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации; А.М. Черепащук – академик РАН, директор ГАИШ МГУ, профессор, заведующий кафедрой астрофизики и звездной астрономии ГАИШ МГУ, и другие уважаемые ученые, космонавты и общественные деятели.

Но, увы, чиновники из Минобрнауки почему-то не слышат призывы общественности и ученых к возвращению школьного курса астрономии. 

Однако интерес к звездам у мальчишек и девчонок никуда не делся. Об этом говорят популярность школьных общероссийских астрономических олимпиад и напряженная работа планетариев. Необходимо вернуть астрономию в школу, ведь это космическая азбука, а азбуку надо знать всем!

www.ug.ru

Астрономия в школах: введут ли ее сейчас или через пять лет – Общество

МОСКВА, 22 сентября. /ТАСС/. Российская наука способна достаточно быстро восполнить дефицит учителей астрономии после возвращения этой дисциплины в школы, считает ученый секретарь Института космических исследований РАН Александр Захаров. Его оппонент – директор Новосибирского планетария Сергей Масликов полагает, что эта идея министра образования и науки РФ может быть реализована только через несколько лет.

Министр Ольга Васильева заявила в среду о необходимости вернуть астрономию в школьную программу. “Раньше в школах этот предмет был час в неделю. Даже сомнений нет, что этот час должен вернуться”, – сказала Васильева.

На пресс-конференции в Москве она добавила, что пока не знает – за счет чего предмет вернется в школьную программу. “Пока не знаю, как это будет, но то, что произойдет точно, 100%”, – сказала Васильева.

Кто сможет преподавать?

Директор Новосибирского планетария считает, что идея возврата в школьную программу астрономии может быть реализована не раньше чем через пять лет. Этому серьезно будет мешать нехватка преподавателей, сказал Масликов ТАСС.

Инициатива, конечно, хорошая. Боюсь только, что она останется нереализованной. Просто так час астрономии не появится, потому что сейчас в школах нет учителей, которые могли бы ее преподавать. Как минимум 5 лет нужно, чтобы выучить преподавателей

Сергей Масликов

Директор Новосибирского планетария

“Инициатива, конечно, хорошая. Боюсь только, что она останется нереализованной. Просто так час астрономии не появится, потому что сейчас в школах нет учителей, которые могли бы ее преподавать. Как минимум 5 лет нужно, чтобы выучить преподавателей”, – высказал свое мнение Масликов.

Он отметил, что переподготовка учителей физики не решит проблему, так как “физика-то все равно останется”. “Кто будет преподавать астрономию? Сейчас это большой вопрос, потому что ломать всегда проще, чем потом восстанавливать”, – добавил собеседник агентства.

Потенциал есть уже сейчас

Российская наука способна достаточно быстро восполнить дефицит учителей астрономии после возвращения этой дисциплины в школы. Такое мнение сегодня в беседе с корр. ТАСС высказал ученый секретарь Института космических исследований РАН (ИКИ РАН), доктор физико-математических наук Александр Захаров.

“У нас есть студенты, научные сотрудники, которые могут служить этому делу, и мы обладаем потенциалом, чтобы решить дефицит кадров по учителям астрономии”, – сказал Захаров.

Он также убежден, что для популяризации астрономии нужно издавать новые учебные пособия с астрономическим уклоном. “Это нужно делать вне всякого сомнения, есть ли в школах астрономия или ее нет”, – отметил ученый.

Минобрнауки, полагает Захаров, следует отказаться от советского опыта строительства обсерваторий при школах. “Строить специальные обсерватории не нужно, ведь сейчас можно купить телескоп, с помощью которого школьники будут изучать ночное небо. Кроме того, есть различные центры, где есть телескопы – они сотрудничают с образовательными учреждениями”, – пояснил собеседник агентства.

Без астрономии не стать писателем

Совет главных конструкторов Свердловской области (координационный орган, созданный по решению губернатора региона – прим. ТАСС) также горячо поддерживает идею возвращения астрономии в школы. Председатель совета Леонид Шалимов отметил, что у школьников должен быть этот предмет, если общество хочет “воспитать разносторонних людей”.

По его мнению, без астрономии человек лишается одной из своих фундаментальных составляющих – расширения горизонтов познания, у него меньше шансов обрести философский склад мышления, без чего “невозможен нормальный инженер, писатель”.

На данный момент в России насчитывается около 60 астрономических обсерваторий, 10 вузов с астрономическими отделениями, примерно тысяча профессиональных астрономов, а также тысячи увлеченных небом астрономов-любителей.

История вопроса

Почти десять лет назад предмет астрономия был исключен из школьной программы. При этом исследование Вселенной с помощью космических аппаратов получило самые современные и уникальные возможности и постоянно развивается. Достаточно вспомнить успешную миссию ЕКА “Розетта” по посадке зонда на ядро летящей кометы Чурюмова-Герасименко – эта уникальная операция была проведена на расстоянии в полмиллиарда км от Земли.

Специалисты отмечают, что у детей интерес к небу нарастает в 10-13 лет. Затем, если не развивать эти познания, он попросту пропадает. Особенно это характерно для мегаполисов, где практически не видно звездного неба и очень много “приземленной” цивилизации.

Еще 15 лет назад в школах было целых четыре учебника на выбор для выпускного класса по астрономии: два из них давали начальные знания, два других – более углубленные.

tass.ru

Ура! Астрономия возвращается!

Хотелось бы начать заметку пафосно: наконец свершится то, о чем давно просила прогрессивная общественность… Но это правда: глава Роскосмоса Игорь Комаров с тех пор, как занял эту должность, где только может говорит о том, что астрономию нужно вернуть в школу. Ассоциация планетариев страны под предводительством Московского планетария в этом году организовала сбор подписей об этом же. (Между прочим, собрано было 30 тысяч голосов). В октябре этого года даже пройдет первая Всероссийская контрольная по астрономии.

Вот и министр образования заговорила о том же: Ольга Васильева пообещала, что астрономия вернется в школьную программу:

– Возврат будет точно, сто процентов!

Напомню, что астрономия из базисного учебного плана исчезла 25 лет назад. А была она интегрирована в курс физики. По астрономии был отдельный учебник.

Теперь проблема вот в чем — в каком классе астрономию проходить и где на этот предмет взять часы? Просто так добавить один час в неделю не получится: расписание сегодня «упаковано» так плотно, что потеснится некому. А есть санитарные нормы сколько уроков в неделю может быть у учеников. Может быть, удастся, как в советское время, включить астрономию в курс физики. В общем, дело методистов продумать, как все организовать.

Кстати, решение Васильевой это и для ответ тех, кто считал — раз новый министр специалист по истории Православной церкви, с ее приходом начнется клерикализация школьного образования. Не начнется. По словам Ольги Юрьевны, образование в России светское, таким и останется. А на уроки «Основ религиозных культур и светской этики» (в него как один из модулей по выбору входят “Основы православной культуры”) достаточно одного часа в неделю, как и было. Предмет этот изучается в последний четверти четвертого класса и в первой четверти пятого.

Ну что, поздравляю всех нас с возвращением в школы самого романтичного предмета.

ВОПРОС ДНЯ

Какие предметы вы бы вернули в школу, а какие убрали?

Валентина ТЕРЕШКОВА, первая в мире женщина-космонавт, Герой Советского Союза, депутат Госдумы:

– Новый министр образования Ольга Юрьевна Васильева молодец, что вспомнила об астрономии в школе. Ну она умная женщина и понимает, что это – надо.

Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ, режиссер фильма «Географ глобус пропил»:

– Я тоже за астрономию, у меня по ней пятерка была.

А вообще главное, чему нужно учить в школе, – совести.

Борис СМОЛКИН, заслуженный артист России:

– А вот астрономию введут в счет другого предмета? Нагружать детей больше некуда – у них и так времени ни на что нет.

Евгений ВЛАДИМИРОВ, астроном-любитель:

– Похоже, астрономия была бесполезна в школе – все равно все верили гороскопам.

Алла МЕДВЕДЕВА, мать 26 детей, Краснодар:

– Я бы вернула еще и зоологию. А рисование, черчение, музыку можно убрать. Ребенок только забивает ими себе голову.

Геннадий ОНИЩЕНКО, помощник премьера, экс-главный санитарный врач России, избранный 18 сентября депутат Госдумы:

– Меня беспокоит, что ребенок превращается в дорожный чемодан, в который напихивают столько, что даже начинает расходиться молния. Умственная перегрузка наших детей как была в советское время тяжелой, так и остается.

Михаил ИСАЕВ, студент МГУ:

– Ввести курс по рациональному мышлению с 1-го класса. Детей нужно прежде учить думать. А науки приложатся.

Екатерина МЫЛЬЦЕВА, преподаватель английского языка в гимназии:

– Убирать бы ничего не стала. Добавила бы экономику.

Михаил, слушатель Радио «КП» (97,2 FM):

– Нужно добавить то, что пригодится в реальной жизни, а не в стратосфере. Например, уроки составления резюме, рассказ о пользе 60 различных блюд из вермишели.

Жанна ГРИНИК, читательница сайта KP.RU:

– Была начальная военная подготовка. Все проходили основы медпомощи. У меня не было проблемы поставить уколы, сделать перевязку. А сейчас молодежь панически этого боится.

www.kp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *