Астрономию вернут в школы с сентября, но без отдельных часов
Министр образования и науки России Ольга Васильева сообщила, что с началом нового учебного года в школьную программу вернется астрономия. Однако возвращение вряд ли можно назвать полным: вести новый предмет будут учителя физики, а дополнительных часов на предмет выделяться не будет.
«С этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного – астрономия читалась в курсе физики, у нас есть учебники, они были всегда в федеральном перечне учебников, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс уже не в рамках предмета «Физика», а в рамках отдельно астрономии. Никаких часовых изменений не происходит», – сказала Васильева на заседании Министерства образования и науки России. Ее слова приводит «Интерфакс».
Годом ранее вернуть астрономию в школы Минобрнауки просили в Роскосмосе.
Требования по астрономии
Ранее Минобрнауки разработало поправки в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования, в котором было выдвинуто предложение ввести перечень требований, чему должны научиться школьники на уроках астрономии.
На базовом уровне требования к предметным результатам освоения базового курса астрономии должны отражать:
- сформированность представлений о строении Солнечной системы, об эволюции звезд и Вселенной; пространственно-временных масштабах Вселенной;
- понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
- владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
- сформированность собственной позиции по отношению к астрономической информации, получаемой из разных источников;
- осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития, международного сотрудничества в этой области.
На углубленном уровне требования должны дополнительно отражать:
- сформированность представлений о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строения и эволюции Вселенной;
- сформированность представлений о действии во Вселенной законов, открытых в земных условиях;
- сформированность умения объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;
- сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшего научно-технического развития.
www.infox.ru
Ученые и учителя о возвращении астрономии в школу — Рамблер/женский
Повлияет ли как-то количество отведенных на астрономию часов на качество преподавания, почему физика не подойдет для преподавания астрономии и насколько решение вернуть уроки астрономии в школу было продуманным? Мнения об этом собрал Indicator.Ru.
Сегодня министр образования и науки РФ Ольга Васильева огласила решение о возвращении астрономии в среднюю школу. Убранный шесть лет назад предмет появится в программе уже с сентября. Однако пройдет это в «режиме экономии»: вести астрономию будут учителя физики, а дополнительных часов на нее не выделят.
«Напомню вам, что с этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного, астрономия читалась в курсе физики, у нас есть учебники, они были всегда в федеральном перечне, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс уже не в рамках предмета «Физика», а в рамках отдельно астрономии. Никаких часовых изменений не происходит», — отметила министр.
Ранее министерство разработало поправки в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования, в котором, в частности, было выдвинуто предложение ввести перечень требований к тому, чему должны научиться школьники на уроках астрономии.
Так, на базовом уровне, согласно проекту, ученики должны вынести для себя понимание о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, знать основные астрономические термины. На углубленном уровне школьники должны понимать связь физических законов, открытых в земных условиях, и явлений во Вселенной.
Indicator.Ru опросил астрономов, преподавателей физики и руководителей школ и узнал, что они думают об этой мере.
Георгий Арабули, учитель физики в Лицее «Вторая школа» (Москва):
«Когда отменяли уроки астрономии несколько лет назад, это было большой трагедией. Олимпиадное движение осталось, а предмета вроде бы и нет. И дети занимаются только в кружках, а на уроках астрономия только в нескольких уроках физики всплывала — в примерах. Потому новость о ее возвращении — это хорошо.
Но тут есть подводные камни — потому что учитель физики должен преподавать. Это как МХК (мировую художественную культуру, — прим. Indicator.Ru) преподавал учитель литературы, который в МХК не идеально разбирается. Астрономию должен преподавать астроном, а не физик. В моей школе есть астроном, есть кому поставить и вести. Но в большинстве школ с этим будут большие проблемы.
Да, и идея взять часы из физики — это совсем печально. В советское время на физику выделялось четыре урока в неделю, и исходя из этого строилась программа. Сейчас программа осталась той же, но время сокращено до двух часов в неделю. Отнимать часы у физики уже некуда».
Олег Угольников, старший научный сотрудник Института космических исследований РАН, заместитель председателя Центральной предметно-методической комиссии по астрономии Всероссийской олимпиады школьников:
«К сожалению, я никак в процессе возвращения астрономии в школу не участвовал. Не уверен, что принятая схема будет жизнеспособна. На наш взгляд, астрономию нужно было ввести отдельным курсом на год, и не позже, чем в 7-8 классе. А его возвращают в качестве приложения к физике в 11-м, абсолютно в том же виде, что и в последние годы Советского Союза. И все проблемы повторятся. Учителя будут использовать этот час для дополнительных занятий по физике, и дети будут с ними полностью согласны — потому что проблемы перед ними стоят совершенно другие».
Евгений Ямбург, директор Центра образования № 109 (Москва):
«Лично я не вижу тут никакой угрозы или опасности, нормальная мера. А что касается того, что преподаватели считают ее половинчатой, что часов на астрономию выделено недостаточно… Каждый предметник — это такой туннельщик, если использовать метафору: дайте мне триста часов на историю! Триста часов на физику! Я вам больше скажу: у меня целое подразделение — дети, которые лечатся, с онкологией, с почками на гемодиализе. Там очень жесткий медицинский протокол, их нельзя перегружать. Тем не менее, они успешно сдают ГИА, ЕГЭ, поступают в вузы. Значит, дело не в количестве часов, а в технологии преподавания.
Но при этом базовые представления об астрономии надо иметь. Иначе у нас, как по данным социологических обследований, чуть ли не 60% считают, что Солнце вращается вокруг Земли. Но есть общекультурные представления, а есть тонкости, которые нужны тем, кто решил связать свою судьбу с данной специальностью».
Сергей Попов, астрофизик, популяризатор науки, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга:
«Это слишком кавалерийский наскок на вопрос. Такая решительная мера, как введение общеобязательного предмета в школе, требует серьезной подготовки. В данном случае, как мне кажется, ее не было, решение выглядет непродуманным. Поэтому я думаю, что в подавляющем большинстве школ это будет профанацией. И еще: пока неизвестно, в каком классе будет астрономия, комментировать сложно. Но если это будет в выпускном классе, я остаюсь противником такой меры»
Сергей Данилов, учитель физики и астрономии (Санкт-Петербург):
«Мне пока что не очень понятно, откуда возьмут часы и учителей. Говорят, что их переподготовят. Снова вопрос — кто именно. И еще один важный вопрос: учебник. Воронцов-Вельяминов? Так еще в наше время в нем больше сотни ошибок находили».
woman.rambler.ru
Министр образования пообещала вернуть астрономию в школы — Российская газета
Во всероссийской олимпиаде школьников примут участие 6 млн учеников от 10 до 18 лет. Это почти 60 процентов всех учащихся. Олимпиада проводится по 24 предметам, включая испанский, итальянский, китайский языки, которые появились в расписании совсем недавно.
– Дальнейшее языковое расширение перечня мы пока не планируем. В этом году есть еще одно новшество: в четвертых классах пройдет олимпиада по русскому языку и математике, – рассказала министр образования и науки Ольга Васильева. – Почему именно по этим предметам? Здесь более подготовлены задания, яснее методическая проработка.
Ольга Васильева напомнила, что олимпиадное движение началось в России в ХIХ веке с состязания по астрономии.
– Олимпиада прошла удачно. В 1934 году состоялась олимпиада по математике, в 1938 году – олимпиада по химии, в 1965 году появились олимпиады по другим предметам, в том числе по истории и литературе, – пояснила министр.
Победители Всероссийской олимпиады школьников могут представлять страну на международных состязаниях, которые проводятся по семи предметам – математике, физике, химии, биологии, информатике, географии, астрономии. Плюс к этому есть еще международная естественнонаучная олимпиада.
Российские команды всегда привозят с международных олимпиад призовые места и золотые медали. Самые успешные для нас физика и математика. В этом году наши школьники привезли четыре золотые медали с Международной олимпиады по физике в Цюрихе и столько же золотых медалей с Международной математической олимпиады в Гонконге. Всегда бывают золотые медали у российской команды на международных олимпиадах по астрономии. Например, в 2013 году их было даже три.
Инфографика “РГ”. Фото: Леонид Кулешов / Ирина Ивойлова
К сожалению, сейчас астрономии как отдельного предмета в школе нет. Часы на ее изучение включены в курс физики, но учителя физики жалуются, что не успевают пройти программу даже по своему основному предмету. Что уж говорить об астрономии?
На вопрос журналистов не пора ли в России – космической державе вернуть уроки астрономии в школу, министр Ольга Васильева ответила так: “Астрономию надо преподавать в школе, сомнений нет. Возврат будет точно. Мы сейчас думаем о том, как это сделать”.
Астрономию надо преподавать в школе, сомнений нет. Возврат будет точно
А вот начальной военной подготовки (НВП) в школьном расписании не появится. По словам министра, все те навыки, которые раньше давали школьникам на НВП, есть в курсе основ жизнедеятельности. Кроме разве что задания собрать или разобрать автомат Калашникова.
Что касается ЕГЭ, в том числе по базовой математике, которая вызывает у многих школьников сложности, Ольга Васильева высказала свое мнение:
– Мое глубочайшее убеждение – любому школьнику нужна предметная база по каждой дисциплине. Базовую математику ученики сдают и будут сдавать все.
При этом школы, по словам министра, не оцениваются и не должны оцениваться по ЕГЭ. Между тем рейтинги многих школ сегодня составляются с опорой на два главных показатели – итоги олимпиад и ЕГЭ. Но есть и другой подход. Одно из крупных рейтинговых агентств в этом году составило список топовых школ России, опираясь на данные о том, в какие вузы поступила большая часть выпускников. Для анализа были взяты университеты из топ-20 одного из рейтингов вузов.
Не ясно, правда, учитывали или нет местные власти при распределении дополнительных средств на поддержку лучших школ именно этот рейтинг? Или просто сосчитали количество стобалльников?
Инфографика “РГ”. Фото: Леонид Кулешов / Ирина Ивойлова
rg.ru
Астрономия вернулась в школы
В любом случае, астрономия в наших школах – это важно хотя бы для формирования правильного мировоззрения и сохранения любопытства в детях. Потому что любопытство – это главная потеря при переходе из детства во взрослую жизнь, а что может лучше подогревать любопытство, если не необъятный, непостижимый, разнообразный и бесконечно красивый космос? Во-вторых, наличие астрономии в базовом образовательном пространстве очень важно именно для нашей страны, ведь с одной стороны, именно Россия открыла для мира космическую эру – мы вывели на орбиту первый спутник, первыми запустили человека в космос, посадили космические аппараты на Луну и на Венеру, а с другой стороны, из фундаментальных астрономических открытий за нашей страной можно упомнить, разве что открытие атмосферы на Венере Ломоносовым – и все. Сейчас же в астрономии наступает совсем новая эра – и делать науку можно вообще не имея собственных инструментов: накоплен огромный объем «сырых» наблюдательных данных, с которыми может работать любой человек и делать новые открытия, например, находить новые галактики или неизвестные доселе черные дыры. В этом направлении, кстати, мировое признание получили молодые российские ученые-астрофизики из МГУ Игорь Чилингарян и Иван Золотухин – которые уже не изучали астрономию в школе, но занимались ей в кружках дополнительного образования в 90-е годы.
Мы прожили без астрономии в школе практически четверть века. С распадом Советского Союза этот предмет перестал быть обязательным для изучения — на него могли выделять часы из курса физики. Астрономию начали заменять «более полезными» и «жизненными» предметами, как «этика и психология семейной жизни». А в 2008 году ее вообще стало нельзя преподавать: ни один из четырех учебников, по которым ее преподавали, не был одобрен Министерством образования и науки для использования в школе. Результат не замедлил сказаться: по результатам Всероссийского астрономического диктанта, который прошел осенью 2016 года по инициативе Московского планетария, только 7% из почти 4 000 участников смогли получить оценку «отлично», то есть правильно ответить на 25 и более вопросов из 35. «Хорошистами» (19-24 правильных ответа) оказались 17%. Почти половина участников — 46% — стали «троечниками», а 30% участников не смогли дать более 11 правильных ответов.
К счастью, интерес к астрономии в стране не угас – благодаря преподавателям-энтузиастам и ученым из разных городов была проведена первая Всероссийская олимпиада по астрономии, число участников /которой неизменно растет год от года. Российские школьники и студенты в последние годы демонстрируют отличные результаты на международных астрономических и астрофизических олимпиадах. В последние пару лет фонд «Траектория» начал проводить уникальную астрофизическую школу, где отобранных по всей стране юных любителей астрономии ученые готовят три года, очно собирая их в крупнейших обсерваториях страны на школьных каникулах.
«Когда астрономию убрали из списка обязательных предметов и перестали преподавать, все эти годы продолжала проводиться Всероссийская олимпиада по астрономии. Она проводится ежегодно с 1994 года, и благодаря ей предмет выжил, остались коллективы, которые ведут кружки, готовят детей., — вспоминает Михаил Кузнецов, сотрудник Государственного астрономического института имени П.К.Штернберга МГУ, учитель астрономии в МОУ гимназия №1 и лицей №14 (город Жуковский), за последние десять лет его воспитанники завоевали более ста призовых мест на Всероссийской и Международной олимпиадах по астрономии. — Интересующиеся дети вообще есть всегда, они во многом выживают не благодаря, а вопреки. И когда есть поддержка со стороны педагогов, то будут и результаты, в том числе и на международных олимпиадах. Поскольку предмета не было, деградировала система подготовки педагогов. И естественно, что кафедры, которых было 14 по всему Советскому союзу, были сокращены в педагогических вузах. Остались единицы, причем объединенные с физикой и информатикой. Такая ситуация сохранялась до возвращения предмета в школы».
Четверть века отсутствия предмета в обязательной программе в школе привело и еще к одной, а точнее – к двум большим проблемам. Когда новый министр образования, Ольга Васильева неожиданно для всех решила ввести астрономию в учебные программы с 1 сентября 2017 года, стало ясно, что у нас нет актуального учебника по астрономии (самый известный в советское время учебник Бориса Воронцова-Вельяминова устарел, да и автор его скончался в 1994 году) и нет массы учителей, которые способны этот предмет преподавать.
А ведь за четверть века астрономия стала вообще другой наукой: в ней изменилось абсолютно все. Сверхмассивные дыры в центрах галактик, темная материя, темная энергия, экзопланеты… Обо всем этом дети, не участвовавшие в астрономических олимпиадах, знают исключительно из интернета и из голливудских фильмов (спасибо Кипу Торну за «Интерстеллар»). Только за эти 25 лет 13 человек получили 5 Нобелевских премий по физике, напрямую связанных с астрономией: ускоренное расширение Вселенной, гравитационные волны, анизотропия реликтового излучения, космические нейтрино, рентгеновская астрономия, пульсары… Не говоря уже о том, что количество планет в Солнечной системе с одной стороны уменьшилось на одну, был «разжалован» Плутон (впрочем, по теоретическим расчетам в Солнечной системе есть-таки девятая большая планета). При том человечество долетело до окраин Солнечной системы и увидело с близкого расстояния Плутон, посадило спускаемый аппарат на комету, открыло похожие на Землю планеты у ближайших звезд, на которых может быть жизнь, создает принципиально новые телескопы – всего этого нет в старых учебниках, написанных еще до запуска телескопа «Хаббл» на околоземную орбиту.
И тем не менее все эти открытия и события нашли отражение в новой версии учебника астрономии, выпущенном издательством «Просвещение». Его автор – профессор астрофизики МПГУ, Виктор Чаругин, действующий ученый и педагог, который руководит единственной пока в нашей стране аспирантурой «Методика преподавания астрономии». И в этом ему помогло и то, что долгие годы Виктор Максимович принимает участие в организации олимпиад по астрономии разного уровня, постоянный профессиональный интерес к новейшим достижениям и событиям в этой удивительной области человеческого познания.
Новая версии учебника астрономии – 2018 год
«Учебник Виктора Максимовича Чаругина сделан по современным стандартам, в нем масса иллюстративных материалов, он выполняет свою главную задачу – показывает весь предмет целиком, — говорит Михаил Кузнецов, сотрудник Государственного астрономического института имени П.К.Штернберга МГУ, учитель астрономии в МОУ гимназия №1 и лицей №14 (город Жуковский). — У него хорошо подобранный, современный иллюстративный и информационный материал, современные фотографии, освещены все современные открытия и им там уделяется немалое место. Я с удовольствием преподаю в своей школе астрономию по этому учебнику. Если к этому учебнику выпустят еще и задачник, то это будет блестящий комплект».
www.samara.kp.ru
астрономия в школах вернет амурчанам утерянный кругозор — Амурская правда
Ближе к звездам
В школе у Натальи Лучко астрономии не было. Хотя небо будущую учительницу манило с детства. «Мой папа, полицейский, очень любил эту науку. Вечерами мы выходили на улицу и вместе искали созвездия», — вспоминает Наталья. В юности она с упоением читала о планетах и была, пожалуй, единственной ученицей в старших классах, поражавшей кругозором.
— Знакомые и сейчас удивляются, когда узнают, что я могу рассчитать расстояние до любой звезды, — смеется Наталья Александровна.
Сегодня молодое поколение в большинстве своем не знает о ледяных дождях во Вселенной и что такое световой год. Четверть века назад астрономия была исключена из школьной программы. Телескоп у учителя физики ныне — диковинка.
Даже Наталье Лучко, которая грезила звездами всю жизнь, впервые довелось посмотреть в подзорную трубу лишь несколько лет назад. Технику приобрел такой же увлеченный знакомый. В этом году благовещенская школа № 26, где трудится Наталья, обзавелась телескопом. «Первое время я часами могла наблюдать за звездами», — рассказывает учитель, как засиживалась на работе дотемна. Благодаря ее хобби в родной школе небо стало ближе для учеников на полгода раньше. Астрономию здесь ввели в программу с 1 сентября 2017‑го.
Учитель благовещенской школы Наталья Лучко: «Знакомые удивляются, когда узнают, что я могу рассчитать расстояние до любой звезды».
— Мы закупили новые учебники, карты звездного неба, по которым учащиеся могут высчитать расстояние до звезд. Приобретен теллурий — модель для наблюдения за движением Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли, — перечисляет заместитель директора школы № 26 Людмила Павлюченко.
В этом кабинете рукой подать до Луны. Глобус светится в темноте, и ученики с интересом рассматривают темные впадины под таинственными названиями: «Море ясности» и «Море кризиса». Отныне астрономии посвящен один урок в неделю. Педагоги уверяют: «звездный час» не будет бесполезен. Хотя оценка за предмет пока не идет в аттестат, с этого года в ЕГЭ по физике будет включен вопрос из астрономии. А для кого‑то наука станет путеводной звездой в выборе будущей профессии.
— Многие старшеклассники, которые не планируют уезжать из Амурской области, связывают свое будущее с космодромом Восточный. Они просто обязаны иметь представление об астрономии, — отмечает Людмила Павлюченко.
Астрономию в амурских школах преподают учителя физики. Летом 2017 года все педагоги прошли курсы повышения квалификации. На предмет в школьной программе отведено 70 часов.
Прививка от лженауки
Астрономия была исключена из школьной программы в начале 90‑х. Основы науки заложили в курсы естествознания и физики. В большинстве школ предмету посвящали считаные часы. Ученое сообщество давно бьет тревогу: уровень знаний по астрономии катастрофически упал. В 1600 году мыслитель Джордано Бруно был сожжен на костре за утверждение о том, что Земля круглая и вертится вокруг Солнца. В XXI веке каждый четвертый житель космической державы заблуждается, как и римская инквизиция.
Пример вопиющей безграмотности Россия наблюдала в 2013 году, после падения метеорита в Челябинске. «Возможно, что метеорит был газообразным, то есть жесткий газ, лед из газа, газовый лед или как?» — рассказывал в прямом эфире федерального канала губернатор Челябинской области Михаил Юревич. Интервью чиновника обрело колоссальную популярность и обросло насмешливыми мемами.
Вернуть астрономию в школы просил даже Роскосмос. Возрождение предмета, по мнению ученых, станет прививкой от лженауки и псевдонаучных сенсаций. Как ни удивительно, в современное время по всему миру распространено движение адептов плоской земли. И многие россияне высаживают рассаду по лунному календарю и связывают головную боль с затмениями светил.
В Благовещенске введут астрономию с 1‑го класса
8000
амурских школьников 10—11‑х классов теперь изучают астрономию. Предмет ввели в программу во всех 297 школах региона
Интерес к одной из древнейших наук в Приамурье не вымер благодаря энтузиастам. Вопреки тотальному забвению некоторые школы Благовещенска десятилетиями сохраняли астрономию в качестве факультатива. В городской гимназии № 1 с 2004 года была восстановлена обсерватория, не действовавшая почти сорок лет. И с лета 2005‑го здесь проходит профильная смена «Юный астроном». Вскоре был введен элективный курс по астрономии для старшеклассников. А с 2007‑го гимназия по своей инициативе включила предмет в учебную программу. В благовещенской школе № 26 с 2006 года астрономию преподают на факультативах. Педагоги отмечают интерес школьников к предмету.
— Когда я своим 10‑классникам рассказываю, что в нашем северном полушарии можно наблюдать 2,5 тысячи звезд, которые объединяются в 88 созвездий, они очень удивляются. Ребята любят практические занятия, которые проходят поздно вечером. Приходят наблюдать за звездным небом вместе с родителями, — отмечает замдиректора школы № 26 Людмила Павлюченко.
По данным ВЦИОМ, около 30% россиян считают, что Солнце вертится вокруг Земли.
В этом году в благовещенской школе астрономию начнут изучать с 1‑го класса. «Мы будем вести кружок «Юный астроном». Дети с первого класса будут смотреть в телескоп», — отмечает Людмила Павлюченко.
МНЕНИЕ
Ольга Мартынова, учитель благовещенской гимназии № 1, больше 20 лет преподает астрономию:
— Современные люди привыкли смотреть себе под ноги. Красоты звездного неба затмеваются гаджетами. Причем человеку не нужно напрягаться, чтобы узнать, как они работают. Он просто ими пользуется. Еще Альберт Эйнштейн говорил: «Когда технологии заменят живое общение, мы получим поколение идиотов». Зачем нужна астрономия? Я не думаю, что мои ученики когда-нибудь окажутся в пустыне и будут самостоятельно оттуда выбираться, ориентируясь по сторонам света. Но для того чтобы поддержать имидж образованного человека, астрономию изучать нужно.
Материалы по теме
«Кровавую» луну увидят амурчане в ночь на 28 июляЖители Благовещенска наблюдают за полетом МКС в небе без телескоповЗемля попадет под геомагнитный удар из космосаРекордный звездопад накроет Землю в ночь на 14 декабряМощные звездопады накроют Землю этой осеньюАмурские астрономы: «Конца света 12 октября не будет»Дождевые облака скроют от амурчан затмение ЛуныДва затмения ожидают землян в последний месяц летаАмурские десятиклассники будут изучать астрономиюС 16 апреля амурчане будут наблюдать в небе потоки падающих звездПоказать еще
ampravda.ru
астрономия в школах вернет амурчанам утерянный кругозор — Амурская правда
Ближе к звездам
В школе у Натальи Лучко астрономии не было. Хотя небо будущую учительницу манило с детства. «Мой папа, полицейский, очень любил эту науку. Вечерами мы выходили на улицу и вместе искали созвездия», — вспоминает Наталья. В юности она с упоением читала о планетах и была, пожалуй, единственной ученицей в старших классах, поражавшей кругозором.
— Знакомые и сейчас удивляются, когда узнают, что я могу рассчитать расстояние до любой звезды, — смеется Наталья Александровна.
Сегодня молодое поколение в большинстве своем не знает о ледяных дождях во Вселенной и что такое световой год. Четверть века назад астрономия была исключена из школьной программы. Телескоп у учителя физики ныне — диковинка.
Даже Наталье Лучко, которая грезила звездами всю жизнь, впервые довелось посмотреть в подзорную трубу лишь несколько лет назад. Технику приобрел такой же увлеченный знакомый. В этом году благовещенская школа № 26, где трудится Наталья, обзавелась телескопом. «Первое время я часами могла наблюдать за звездами», — рассказывает учитель, как засиживалась на работе дотемна. Благодаря ее хобби в родной школе небо стало ближе для учеников на полгода раньше. Астрономию здесь ввели в программу с 1 сентября 2017‑го.
Учитель благовещенской школы Наталья Лучко: «Знакомые удивляются, когда узнают, что я могу рассчитать расстояние до любой звезды».
— Мы закупили новые учебники, карты звездного неба, по которым учащиеся могут высчитать расстояние до звезд. Приобретен теллурий — модель для наблюдения за движением Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли, — перечисляет заместитель директора школы № 26 Людмила Павлюченко.
В этом кабинете рукой подать до Луны. Глобус светится в темноте, и ученики с интересом рассматривают темные впадины под таинственными названиями: «Море ясности» и «Море кризиса». Отныне астрономии посвящен один урок в неделю. Педагоги уверяют: «звездный час» не будет бесполезен. Хотя оценка за предмет пока не идет в аттестат, с этого года в ЕГЭ по физике будет включен вопрос из астрономии. А для кого‑то наука станет путеводной звездой в выборе будущей профессии.
— Многие старшеклассники, которые не планируют уезжать из Амурской области, связывают свое будущее с космодромом Восточный. Они просто обязаны иметь представление об астрономии, — отмечает Людмила Павлюченко.
Астрономию в амурских школах преподают учителя физики. Летом 2017 года все педагоги прошли курсы повышения квалификации. На предмет в школьной программе отведено 70 часов.
Прививка от лженауки
Астрономия была исключена из школьной программы в начале 90‑х. Основы науки заложили в курсы естествознания и физики. В большинстве школ предмету посвящали считаные часы. Ученое сообщество давно бьет тревогу: уровень знаний по астрономии катастрофически упал. В 1600 году мыслитель Джордано Бруно был сожжен на костре за утверждение о том, что Земля круглая и вертится вокруг Солнца. В XXI веке каждый четвертый житель космической державы заблуждается, как и римская инквизиция.
Пример вопиющей безграмотности Россия наблюдала в 2013 году, после падения метеорита в Челябинске. «Возможно, что метеорит был газообразным, то есть жесткий газ, лед из газа, газовый лед или как?» — рассказывал в прямом эфире федерального канала губернатор Челябинской области Михаил Юревич. Интервью чиновника обрело колоссальную популярность и обросло насмешливыми мемами.
Вернуть астрономию в школы просил даже Роскосмос. Возрождение предмета, по мнению ученых, станет прививкой от лженауки и псевдонаучных сенсаций. Как ни удивительно, в современное время по всему миру распространено движение адептов плоской земли. И многие россияне высаживают рассаду по лунному календарю и связывают головную боль с затмениями светил.
В Благовещенске введут астрономию с 1‑го класса
8000
амурских школьников 10—11‑х классов теперь изучают астрономию. Предмет ввели в программу во всех 297 школах региона
Интерес к одной из древнейших наук в Приамурье не вымер благодаря энтузиастам. Вопреки тотальному забвению некоторые школы Благовещенска десятилетиями сохраняли астрономию в качестве факультатива. В городской гимназии № 1 с 2004 года была восстановлена обсерватория, не действовавшая почти сорок лет. И с лета 2005‑го здесь проходит профильная смена «Юный астроном». Вскоре был введен элективный курс по астрономии для старшеклассников. А с 2007‑го гимназия по своей инициативе включила предмет в учебную программу. В благовещенской школе № 26 с 2006 года астрономию преподают на факультативах. Педагоги отмечают интерес школьников к предмету.
— Когда я своим 10‑классникам рассказываю, что в нашем северном полушарии можно наблюдать 2,5 тысячи звезд, которые объединяются в 88 созвездий, они очень удивляются. Ребята любят практические занятия, которые проходят поздно вечером. Приходят наблюдать за звездным небом вместе с родителями, — отмечает замдиректора школы № 26 Людмила Павлюченко.
По данным ВЦИОМ, около 30% россиян считают, что Солнце вертится вокруг Земли.
В этом году в благовещенской школе астрономию начнут изучать с 1‑го класса. «Мы будем вести кружок «Юный астроном». Дети с первого класса будут смотреть в телескоп», — отмечает Людмила Павлюченко.
МНЕНИЕ
Ольга Мартынова, учитель благовещенской гимназии № 1, больше 20 лет преподает астрономию:
— Современные люди привыкли смотреть себе под ноги. Красоты звездного неба затмеваются гаджетами. Причем человеку не нужно напрягаться, чтобы узнать, как они работают. Он просто ими пользуется. Еще Альберт Эйнштейн говорил: «Когда технологии заменят живое общение, мы получим поколение идиотов». Зачем нужна астрономия? Я не думаю, что мои ученики когда-нибудь окажутся в пустыне и будут самостоятельно оттуда выбираться, ориентируясь по сторонам света. Но для того чтобы поддержать имидж образованного человека, астрономию изучать нужно.
Материалы по теме
«Кровавую» луну увидят амурчане в ночь на 28 июляЖители Благовещенска наблюдают за полетом МКС в небе без телескоповЗемля попадет под геомагнитный удар из космосаРекордный звездопад накроет Землю в ночь на 14 декабряМощные звездопады накроют Землю этой осеньюАмурские астрономы: «Конца света 12 октября не будет»Дождевые облака скроют от амурчан затмение ЛуныДва затмения ожидают землян в последний месяц летаАмурские десятиклассники будут изучать астрономиюС 16 апреля амурчане будут наблюдать в небе потоки падающих звездПоказать еще
ampravda.ru
В школы вернётся Астрономия. Министр Васильева не обманула
В школы вернётся Астрономия. Министр Васильева не обманула
Астрономия отменена в 2008-ом году по причине отсутствия утверждённых учебников по предмету. Новый министр образования Ольга Васильева сразу же пообещала астрономию в школы вернуть и нашла такой учебник для 11-го класса. Новый министр, с одной стороны, шокировала общественность воспоминаниями о старой доброй советской школьной традиции — мытье полов после уроков, с другой только вступив в должность, сразу обещала вернуть, явно необходимый в среднем образовании предмет астрономии и говорит о возвращении письменных вступительных экзаменов в ВУЗы, обещая разобраться, наконец, с очень спорной системой ЕГЭ.
Школьники снова смогут узнать о строении Солнечной системы, о том, что космос это вакуум, а Солнце — звезда. Часы астрономии вернут за счёт уроков по второму иностранному языку.
О возвращении астрономии на школьные орбиты ранее настаивал ещё и Роскосмос. Ольга Васильева вернула и обещает, в целом, навести порядок в школе и высших учебных заведениях. С ней согласна советская и российская актриса, режиссёр, сценарист Наталья Бондарчук:
«Образование полностью надо менять. Ну я бы сказала так, кратко. Учебные заведения перестали воспитывать человека, а воспитание человека — это важнее, чем напихивание его разными знаниями.
Нужно увязать, зачем тебе нужна география, зачем тебе нужен именно этот писатель, чтобы ребенок понял — зачем, чтобы он был мотивирован. Чтобы он понял как интересно: четыре разных языка, а корни одни — есть исток этого. То есть, заронить в ребенке интерес это не значит напихать его разными знаниями.
Вот моя бабушка закончила церковно-приходскую школу, она была абсолютно грамотная. И уже в советское время она с этими знаниями могла поступить в литературный институт. И потом она стала писательницей, понимаете? То есть дело не в том, сколько знаний, а зачем они ребенку!».
Возвращение астрономии в школы может показаться какой-то не самой важной проблемой. Мало ли, даже там в образовании, других проблем? Например: натаскивание детей на ЕГЭ, попытки внедрения платных услуг или другая грань, когда вместо того, чтобы учить будущего специалиста, платные ВУЗЫ просто продают ему диплом.
И что там эта астрономия? Какой-то скучный предмет! Пока в школах не было астрономии несколько поколений молодых людей просто вышли из стен среднего учебного заведения без понятия общей картины мира. Для них Земля плоский диск на спинах трёх слонов, стоящих на черепахе в океане-море…
Автор — naritsin
Материал подготовлен редакцией проекта ЯтакДУМАЮ
При частичном или полном использовании текстового, видео или аудиоматериала сайта, ссылка на yatakdumayu.ru обязательна.
Похожее
yatakdumayu.ru