Васильева астрономия – «Лишать человека знаний об астрономии неправильно» – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Васильева назвала срок возвращения астрономии в школьную программу :: Общество :: РБК

Министр образования России Ольга Васильева сообщила, что в школах готовы к преподаванию астрономии в качестве отдельного предмета, а не в рамках школьного курса физики. По ее словам, это произойдет уже в следующем учебном году

Ольга Васильева (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Министр образования России Ольга Васильева сообщила, что уже в следующем учебном году астрономия станет отдельным школьным предметом. Такое заявление она сделала в рамках расширенной коллегии ведомства, передает корреспондент РБК.

«Напомню вам, что с этого года в школьную программу вводится астрономия. В этом нет ничего удивительного, астрономия читалась в курсе физики», — сказала Васильева.

По словам министра, читать этот предмет по-прежнему будут учителя физики, которые «готовы к тому, чтобы отдельно читать этот курс». Она также добавила, что число академических часов, которые отводятся школьной программой на этот предмет, не изменится.

Васильева также подчеркнула, что учебник по астрономии «есть и всегда был в федеральном перечне».

Впервые о том, что астрономия вернется в школьную программу в качестве отдельного предмета, министр образования сообщила в сентябре 2016 года.

В октябре 2016 года Васильева предложила вернуть уроки астрономии в школы. Тогда она объяснила, что астрономия заменит в школьной программе второй иностранный язык, на который отводится 250 учебных часов.

«Второй язык, если это не языковая школа, во многом профанация. Дай бог, чтобы у нас один иностранный хорошо преподавали, так что я смело два часа заберу — один в 10-м классе, другой час в 11-м», — сказала она. По ее словам, второй язык и третий нужно изучать факультативно и, несмотря на то что школьники в целом перегружены, «на астрономию один час есть».

www.rbc.ru

От божествования до астрономии: как прошел год с Ольгой Васильевой. Технические науки

Другое дело, что много дискуссионных вещей по введению дополнительных предметов, астрономии. Тоже можно понять. Если у нас подавляющее большинство населения считает, что Солнце вращается вокруг Земли, то понятно, что какие-то естественнонаучные вещи надо возвращать в школы. Другое дело, что всегда сложно, за счет чего. Всегда не хватает ресурсов и на математику, и на русский, и так далее. Тут идут дискуссии. Так что изменения не революционные, они эволюционные.

Михаил Кузнецов, учитель астрономии, МОУ гимназия №1, город Жуковский: Предмет, который я веду, астрономию, в этом году сделали обязательным в общеобразовательном курсе. То, чего не было уже много лет, с 2003 года. Так что изменения действительно заметили. Еще я имею отношение к олимпиадам. На Всероссийской олимпиаде стало лучше, количество участников увеличилось.

— Как назначение Васильевой министром отразилось на образовании и науке? Какие положительные и отрицательные изменения вы можете отметить?

Наталья Шатовская: Образование — сфера очень инертная. Многие изменения, волнующие общество сейчас, были задуманы и начаты задолго до прихода нового министра. Например, не Васильева придумала вернуть в школу выпускное сочинение. И не она изобрела ФГОСы нового поколения, которые во многих регионах не обеспечены материально и финансово. И педвузы не при Васильевой начали «оптимизировать». Один год в должности министра — слишком небольшой срок, чтобы смена политики в области образования (если предположить, что эта смена имеет место) дала свои плоды.

Но некоторые заявления министра, мягко говоря, настораживают. Например, шестого января ведущая программы «Мнение» на канале Россия-24 задала Ольге Юрьевне вопрос: «Что такое образование — это обучение или воспитание?». Министр ответила: «Образование — это и обучение, и воспитание, но воспитание должно быть на первом месте». Что здесь настораживает специалистов? Дело в том, что в гуманистической педагогической парадигме образование понимается как триединство обучения, воспитания и

развития. Допустим, ведущая недостаточно разбирается в проблематике, но как мог министр образования «забыть» о развитии как неотъемлемой части того процесса, которым ему поручено управлять? А ведь развивающее обучение было едва ли не самым главным достижением советской школы.

Моя старшая дочь в начале 2000-х училась по системе Занкова, младшую сейчас (в той же школе) учат по программе «Школа России». Математика там очень слабая, ребенку скучно, вот я и достала из шкафа старые учебники и учу малышку по Занкову дома. А в действующем министерском Перечне этих учебников (Аргинской и Ивановской) нет. Вообще. Это значит, что нигде в муниципальных школах России сейчас по этой системе не учат. Думаю, возродить развивающее обучение было бы куда более полезным делом, чем возвращение астрономии.

indicator.ru

Министр образования пообещала, что астрономия точно вернется в школьную программу

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что считает необходимым вернуть уроки астрономии в школьную программу
Global Look Press

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что считает необходимым вернуть уроки астрономии в школьную программу. Об этом глава министерства сказала на пресс-конференции Москве в среду, отвечая на вопрос о дальнейшей судьбе отмененного предмета, сообщает “Интерфакс”.

“Раньше в школах этот предмет был час в неделю. Даже сомнений нет, что этот час должен вернуться”, – сказала Васильева, слова которой приводит ТАСС. Глава Минобрнауки не смогла ответить на вопрос, когда именно астрономия снова окажется в расписании уроков, но заверила, что это точно произойдет.

Глава департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Анастасия Зырянова на пресс-конференции напомнила, что астрономия из базисного плана школьной программы исчезла в 1991 году, передает РИА “Новости”. Она напомнила, что при этом остались астрономические кружки, а во многих школах раздел астрономии проходят на уроках по физике.

Что касается других упраздненных предметов из школьной программы, то, по мнению Ольги Васильевой, к примеру, занятия по начальной военной подготовке, которые ранее были в старших классах средней школы, возвращать не стоит. “Мне кажется, что те навыки, которые были у нас на этом предмете, успешно есть на предмете ОБЖ. Причем с самых младших классов”, – сказала министр, добавив, что вводить конкретный новый предмет не представляется возможным.

В феврале сообщалось, что комитет по образованию Госдумы предложит вернуть астрономию в школьную программу, а сбор подписей по этому поводу проводил московский планетарий при поддержке Роскосмоса. Депутаты высказывали мнение, что изучение астрономии важно для формирования научной картины мира и было ошибкой исключить этот предмет из программы.

До 1991 года на изучение астрономии отводилось 35 часов в выпускном классе, и она была отдельной школьной дисциплиной. В настоящее время официального запрета на преподавание этого предмета нет, в то же время астрономия не фигурирует в федеральном базисном учебном плане. Школы могут по желанию вводить ее как курс по выбору, но обычно дополнительные часы достаются профильным предметам. Астрономию преподают лишь в школах с углубленным изучением физико-математических и естественных наук.

В октябре прошлого года предшественник Васильевой, бывший глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов заявил, что министерство не планирует возвращать астрономию в школьный курс.

Напомним, Ольга Васильева, ранее занимавшая пост заместителя начальника управления администрации президента по общественным проектам, была назначена на должность министра образования 19 августа. Выступая перед журналистами на следующий день после назначения, Васильева заявила о необходимости совершенствования подготовки к ЕГЭ и его сдачи. В середине сентября министр предложила сократить количество линеек учебников в начальных классах, а также заверила, что оценки в российских школах отменять не будут.

www.newsru.com

Новый министр образования пообещала вернуть уроки астрономии в школы :: Общество :: РБК

Глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что астрономия, которая была исключена из обязательной школьной программы в 1991 году, должна вернуться в школы

Урок астрономии в московском лицее (Фото: танислав Красильников/ТАСС)

Предмет «Астрономия» снова появится в школьной программе, заявила журналистам новый министр образования и науки России Ольга Васильева. «Раньше в школах этот предмет был час в неделю. Даже сомнений нет, что этот час должен вернуться», — сказала она (цитата по ТАСС).

По словам Васильевой, она еще не знает, за счет какого предмета астрономия вернется в расписания школ. «Пока не знаю, как это будет, но то, что произойдет точно, 100%», — добавила она.

Глава департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Анастасия Зырянова при этом напомнила, что астрономия из базисного плана школьной программы исчезла в 1991 году, передает «РИА Новости». Однако, отметила она, остались астрономические кружки, также многие школы включают раздел астрономии в рамках уроков по физике.

В то же время возвращать предмет «Начальная военная подготовка» новый министр смысла не видит, поскольку навыки, которые преподавались на этих занятиях, по ее словам, можно получить на уроках ОБЖ.​

Ольга Васильева была назначена на должность министра образования месяц назад, 19 августа. До этого она занимала пост замруководителя управления по общественным проектам, работу которого курирует первый замглавы администрации Кремля Вячеслав Володин.

Выступая перед журналистами на следующий день после назначения, Васильева заявила о необходимости совершенствования подготовки к ЕГЭ и его сдачи. Она отметила важность этого экзамена для «равных социальных возможностей».

13 сентября министр предложила сократить количество линеек учебников в начальных классах. По ее словам, в начальной школе «четыреста учебников». «Это невозможно, потому что в этом огромном море учебников есть две-три линейки, которые являются достойными, не более», — подчеркнула Васильева. В тот же день она заявила, что в российских школах не будут отменять оценки. Отметки должны оставаться в качестве оценки труда учащихся, отметила Васильева.

www.rbc.ru

Науку о звездах будут изучать в школе по-новому / Образование / Независимая газета

Современные технологии вызвали всплеск интереса к астрономии

Астрономия возвращается в школу. Фото агентства «Москва»

Впервые о возвращении астрономии в российскую школу министр образования и науки РФ Ольга Васильева заговорила осенью 2016 года, вскоре после своего назначения на должность. Прошло меньше года. Сегодня необходимые изменения уже внесены в образовательный стандарт.

В июне 2017 года министр Ольга Васильева подписала приказ № 506, согласно которому в федеральный компонент государственного образовательного стандарта старшей школы включается новый предмет – астрономия. Изменения вносятся в два раздела стандарта – в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и в требования к подготовке выпускников.

В обязательный минимум базового уровня по астрономии включены восемь разделов. Это предмет астрономии, основы практической астрономии, законы движения небесных тел, Солнечная система, методы астрономических исследований, звезды, наша Галактика – Млечный Путь, строение и эволюция Вселенной.

Согласно ГОС, изучив курс астрономии, выпускники должны, например, уметь описывать и объяснять условия наступления солнечных и лунных затмений, причины возникновения приливов и отливов, характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы. Еще одно обязательное умение – находить на небе созвездия Северного полушария: Большая и Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея и Орион.

История школьной астрономии в нашей стране берет отсчет со времен Петра I. Уделяли ей внимание и в советскую эпоху – в 1980-е годы на нее отводился один час в неделю в 10-м, а затем в 11-м классе. Однако из постсоветской школы астрономия как обязательный предмет постепенно была вытеснена (такая же судьба постигла и черчение).

Впрочем, преподавать астрономию никто не запрещал, и многие учителя продолжали это делать, причем на очень высоком профессиональном уровне, отмечает заместитель директора Института стратегии развития образования РАО Ирина Логвинова. И у детей к этой науке был интерес. Иначе откуда бы взялись достижения наших школьников на олимпиадах по астрономии? 

«Астрономия имеет мировоззренческое значение, поскольку дает школьникам целостное научное представление о мире, – считает Ирина Лапина, сотрудник Краснопресненской обсерватории Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ) МГУ. – На уроках астрономии ученик учится не только решать задачи, но и ставить их, что важно для жизни, работы и карьеры в любой области». 

«Этот предмет основан на любознательности детей, как никакой другой, – убежден профессор кафедры астрофизики и звездной астрономии ГАИШ МГУ Александр Засов. – Во всем мире распространены кружки любителей именно астрономии, а не хирургии или квантовой механики. Астрономия формирует общую культуру, дает противоядие от мракобесия. А изучение астрономии на профильном уровне способствует подготовке кадров для стратегических отраслей – космической, оборонной». Александр Засов добавляет, что в астрономии сейчас наблюдается информационный взрыв – публикуется гигантское количество научных работ, и профессионалы не успевают следить за новостями. Основная причина – внедрение высоких технологий, благодаря которым появляются новые виды телескопов и новые способы обработки астрономических данных.

20 июня 2017 года Ольга Васильева подписала еще один приказ – № 581, в соответствии с которым в Федеральный перечень учебников включен учебник астрономии для 10–11 классов, недавно изданный образовательным холдингом «Просвещение». Его автор, доктор физико-математических наук, профессор Московского педагогического университета Виктор Чаругин, убежден, что поступательное развитие цивилизации определяется именно астрономическими исследованиями.

В новом учебнике описываются астрономические явления и подходы к решению современных астрономических проблем на базе физических законов, которые школьники уже изучили. Большое внимание уделяется развитию представлений об окружающем мире, драме идей, которая предшествовала современным научным открытиям, и современным методам исследования Вселенной.

Однако школьные уроки астрономии не должны исчерпываться работой по учебнику, считает заместитель руководителя Центра естественно-математического образования холдинга «Просвещение» Владислав Жумаев. Сегодня уже разрабатывается учебно-методическое обеспечение нового курса, ученики смогут обращаться к широкому спектру электронных ресурсов.

www.ng.ru

Васильева введет уроки астрономии за счет второго иностранного языка

Глава Минобрнауки Ольга Васильева введет в школах уроки астрономии, пожертвовав часами, отведенными на второй иностранный язык. Звездное небо школьники будут изучать в 10 и 11 классах.

Министр образования Ольга Васильева объяснила, за счет чего в школах будет дан один час астрономии. Возобновление уроков по изучению космоса будет осуществлено с помощью урезания времени преподавания второго иностранного языка.

Противники возвращения уроков астрономии ссылались на отсутствие учебников по ее изучению. Васильева привела в пример учебное пособие авторства Воронцова-Вельяминова и Страута, рассчитанное на 11 класс. Преподавать новый предмет, по мнению главы Минобрнауки, должны учителя физики.

На второй иностранный язык сейчас отводится 250 часов, одним занятием в неделю, по словам Васильевой, вполне можно пожертвовать, особенно если речь идет о школах без углубленного изучения языков. Таким образом, от времени второго иностранного языка будут забраны 2 часа – один в 10 классе и один в 11. Министр добавила, что второй и третий языки можно и нужно изучать в рамках факультатива, но на таком уровне, который мог бы стать рабочим после окончания школы. К слову, астрономия исчезла из школьного расписания в 90-е годы, но основы этого предмета изучаются на уроках физики и географии.

Напомним, ранее глава Минобрнауки заявила о необходимости возвращения в школьную программу астрономии в том же объеме, в котором она преподавалась раньше. Изменения могут затронуть и уроки физкультуры: один час этих занятий Васильева планирует отдать ритмике. На этих занятиях, по задумке министра, школьники будут сочетать физические упражнения с музыкой.

Вместе с этим Васильева выступила против введения уроков начальной военной подготовки, отметив, что знания, входящие в этот курс, даются детям на уроках ОБЖ.

Ольга Васильева заняла пост главы Минобрнауки 19 августа, сменив Дмитрия Ливанова.

versia.ru

Ольга Васильева сообщила подробности возвращения астрономии в школы

Астрономия вернется в школы с 1 сентября. Глава Минобрнауки Ольга Васильева сообщила, что курс рассчитан на 35 часов и появится в расписании уже в первый учебный день.

Ольга Васильева пояснила, как ведомство планирует вернуть уроки астрономии в российские учебные заведения. Занятия начнутся уже с первого сентября, предмет рассчитан на 35 часов в год.

По словам министра, многие специалисты указывают на переизбыток предметов в школе, поэтому инициативы об увеличении или уменьшении их количества неизбежно вызывают общественный резонанс. Васильева полагает, что астрономия не вызовет реакции в обществе, и сейчас настало время для ее «триумфального возвращения» в программу.

Министр считает удивительной ситуацию, когда в стране, покорившей космос, в школах не преподается астрономия. Вместе с этим российские школьники неизменно показывают лучшие результаты на международных олимпиадах по этому предмету.

Глава Минобрнауки активно выступает за возвращение астрономии в школы. В декабре прошлого года стало известно о планах ведомства сделать астрономию отдельным предметом. Предполагалось, что она будет преподаваться в старших классах. Позднее стало известно о решении Минобрнауки забрать часы у второго иностранного языка в пользу нового предмета.

Астрономия исчезла из школьной программы в начале 90-х годов. Тем не менее, основы астрономии изучались в рамках курсов географии и физики. Активисты, выступающие за возвращение этого предмета в школы, в качестве доказательства значимости астрономии приводят данные опросов ВЦИОМа. Согласно результатам исследований, с 2007 по 2011 год доля граждан РФ, считающих, что Солнце вращается вокруг Земли, выросла с 29 до 33 процентов.

versia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *